Анализ стихотворения тютчева над этой темною толпой. Воздушный шар взорвался над толпой в мьянме

Свобода – золото. То есть Тютчев свободу оценивает очень дорого. И медными деньгами, и серебряными свободы не купить. А заплатить за свободу необходимо золотом, то есть самую дорогую цену. Ведь свобода это не дешёвое приобретение. Толпа у Фёдора Ивановича ассоциируется с темнотой. То есть ничего светлого в народных массах нету по мнению тайного советника. И не видит он также личности в людях из которых состоит народ. Он так и пишет, что «народ не пробуждён». Выходит, что народ находится во сне, в каком-то анабиозе, полусонном состоянии. Или если взять понимание дворянина то скорее всего народ кроме самогонки не чего не интересует.

По мнению дипломата и поэта свобода настолько ценное приобретение, что только помани народ свободой, то народ проснётся и сможет распорядится своими делами и принести отечеству столько пользы сколько не мог он принести находясь в невольничьем состоянии у дворян.

Также он не забывает о том, что «тёмная толпа» просветлённая лучом свободы будет мстить своим прежним хозяевам. И также он приносит решение о том, что нужно обратиться к религии за «исцелением» от рабских привычек и холопского поведения нового уже освободившегося народа.

То есть член-корреспондент Петербургской Академии Наук считает, что свободу нужно купить за самую высокую цену. А про цену которую заплатил российский народ находясь в рабстве у дворян он как-то не вспоминает. И говорит, что если есть обиженные они должны простить своих рабовладельцев и почаще ходить в церковь. В угоду мифическому богу исповедоваться и молиться. Богу которого никто не видел. Но всю несправедливость своих рабовладельцев народ видел не только своими глазами то также на своём многострадальном теле – это и палки, и кнуты, и цепи…

Наверное это правильное мнение дипломата своей страны. Ведь польза отечества прежде всего, даже если ты возьмёшь не только последний кусок за эту свободу, но даже больше чем тебе могут дать. Возможно, это правильное мнение для девятнадцатого века.

Но если взял кредит в банке то нужно отдать больше чем взял. А если не отдал то за тобой придут... и прощай спокойная и счастливая жизнь в 21 веке.

Картинка к стихотворению Над этой темною толпой

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Пастернака Свидание

    Борис Леонидович очень много лет потратил на написание романа «Доктор Живаго» более 10 лет. Пастернак в своих произведениях ко всему подходит по философски. Музой столь замечательного поэта являлась его жена.

  • Анализ стихотворения Маяковского Левый марш

    1917 год в России полным ходом разгорается революция. В стране происходит смена власти. Казалось бы, все уже позади, но нет. Войска Атланты не признают новое правительство во главе с Лениным, и всякими способами пытаются захватить

  • Анализ стихотворения Фета Еще майская ночь 6 класс

    Стихотворение А. Фета "Еще майская ночь" представляет собой любование обычным временем суток - ночью. Однако, автор настолько искренне передает свое восхищение и выражает душевный подъем, связанный с увиденным,

  • Анализ стихотворения Некрасова Плач детей

    Наверное, детство дается нам для того, чтобы набраться энергии перед началом взрослой жизни. Когда ты мал, мир представляется полным загадок, которые хочется познать. Кажется, что вокруг сказка и радость.

  • Анализ стихотворения Майкова Сенокос

    Текст данного стиха короток, но на удивление эмоционально завершён и полон. Нет недосказанности или обещания продолжения, порой присущих коротким текстам. Здесь говориться о поре сенокоса, о том, как это выглядит со стороны.

Британская газета The Daily Telegraph сообщила о том, что над толпой зрителей во Мьянме взорвался воздушный шар. Пострадали, по меньшей мере, девять человек. Они получили травмы различной степени тяжести и на данный момент получают квалифицированную медицинскую помощь. Стало известно, что погибших в результате происшествия нет. Их чудом удалось избежать.

Уточняется, что инцидент произошел, когда нагруженный фейерверками воздушный шар взорвался над толпой зрителей. На видеозаписи, которую опубликовало издание, видно, как фейерверки летят не в небо, а в сторону людей. Толпа в панике начинает разбегаться.

Воздушный шар, наполненный фейерверками, по неизвестным причинам взорвался, и фейерверки полетели в присутствующих и стремительно начали взрываться. На фестиваль фейерверков во Мьянме пришло несколько сотен человек и все они сначала не ожидали ничего подобного. Началась паника и давка. Люди кричали и убегали с места событий. Известно, что мощность фейерверков, которые перевозил воздушный шар, составляет 18 килограмм.

От взрыва пострадали девять человек. Причины произошедшего пока неизвестны, но сотрудники полиции уже начали заниматься расследованием инцидента.

Вероятной причиной взрыва стало несоблюдение правил эксплуатации воздушного шара. После нескольких сильных взрывов он сам обрушился на толпу и загорелся. На данный момент происходит расследование происходящего и официальных версий по-прежнему нет.

Над этой темною толпой

Непробужденного народа

Взойдешь ли ты когда, Свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?..

Блеснет твой луч и оживит,

И сон разгонит и туманы…

Но старые, гнилые раны,

Рубцы насилий и обид,

Растленье душ и пустота,

Что гложет ум и в сердце ноет, -

Кто их излечит, кто прикроет?..

Ты, риза чистая Христа…

Другие редакции и варианты

1-8   Над этой темною толпой

Непробужденного народа

Взойдешь ли ты когда, Свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?


Смрад, безобразье, нищета, -

Тут человечество немеет -

Кто ж это все прикрыть сумеет?..

Ты, риза чистая Христа!

Автограф - Гос. музей Л.Н. Толстого (III, инв. 60543);

Список - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 52. Л. 69.


13   Кто их излечит, [нас] прикроет?

Автограф - Альбом Тютч. - Бирилевой .

КОММЕНТАРИИ:

Автографы (3) - Гос. музей Л. Н. Толстого (III, инв. 60543); Альбом Тютч. - Бирилевой ; РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 22. Л. 2 об.

Списки - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 52. Л. 69; ед. хр. 183. Л. 52 об. - 53; ед. хр. 183. Л. 56 об.; ед. хр. 184. Л. 54–54 об.; Альбом Тютчевой (с. 153); РГБ. Ф. 139. К. 10. Ед. хр. 11. Наборная рукопись рукою Ю. Ф. Самарина - из портфеля журнала РБ. 1858.

Первая публикация - РБ. 1858. Т. 2. Кн. 10. С. 3. Ценз. пом.: 17 мая 1858 г. Вошло в Изд. 1868. С. 174; Изд. СПб., 1886. С. 221; Изд. 1900. С. 223.

Печатается по автографу РГАЛИ.

Текст автографа (Гос. музей Л. Н. Толстого) состоит из двух строф и является, по-видимому, первой редакцией стихотворения. В пользу этого предположения свидетельствует письмо Д. Ф. Тютчевой к Е. Ф. Тютчевой от 24 августа / 5 сентября 1857 г. (ЛН-2. С. 290–291), в котором одна из дочерей Тютчева сообщает о впечатлениях, полученных ею от поездки в окрестностях Овстуга, совершенной вместе с отцом. В тексте письма на фр. яз. есть указание на стихи, изображающие очарование той поры, - «Есть в осени первоначальной…», текст которых прилагается к письму. Произведение датируется 22 августа, далее следует текст стих. «Над этой темною толпой…». Первая строфа его совпадает с вариантами автографов РГАЛИ и Альбома Тютч. - Бирилевой , вторая имеет следующий вид:


Смрад, безобразье, нищета, -

Тут человечество немеет -

Кто ж это все прикрыть сумеет?..

Ты, Риза чистая Христа.


После текста стоит дата: «Овстуг. 15 августа 1857». Письмо Д. Ф. Тютчевой - одно из первых свидетельств о существовании произведения. В автографах РГАЛИ и Альбома Тютч. - Бирилевой представлена, следовательно, переработанная, окончательная редакция стихотворения.

Автограф РГАЛИ - аккуратно записанный (синими чернилами, обычно у Тютчева - черные) беловой текст. Вместо заглавия над стихотворением - год в скобках «(1857)». Многоточия стоят в конце 4-й, 6-й, 11-й строк, в конце стихотворения (12-й строке) - тире. Тютчев, как обычно, не стремится к категоричности и эмоционально-смысловой завершенности высказываний (точки в автографе отсутствуют). Слова «Народа», «Свобода», «Сон», «Сердце» написаны с прописной буквы.

В автографе Альбома Тютч. - Бирилевой 11-я строка первоначально выглядела следующим образом: «Кто их излечит, нас прикроет?», затем «нас» зачеркнуто и надписано «кто». Имеется помета на фр. яз. (рукой Эрнестины Федоровны): «15 août. 1857».

Среди списков встречаются два варианта стихотворения (из двух и трехстроф), с некоторыми пунктуационными изменениями. В текстах с первоначальной редакцией указано не только время, но и место создания: «Овстуг. 15 августа 1857».

В РБ помещено в рубрике «Изящная словесность» в числе «Шести стихотворений Ф. Тютчева». Вместо заглавия поставлен год - 1857, но без скобок, которые есть в автографе РГАЛИ. Прописных букв в словах «Народа», «Свобода» нет.

В Изд. 1868 опубликовано под заглавием «Народный праздник» и датировано 1857 г. В Изд. СПб., 1886 выходит под тем же заглавием, но время создания уточняется: «15 августа 1857». Та же дата указана в Изд. 1900 , но стихотворение появляется в печати без заглавия.

Написано в Овстуге в день престольного праздника Успения Пресвятой Богородицы. Наблюдения за крестьянами породили размышления об их судьбе в связи с предстоящей реформой 1861 г. В сентябре 1857 г. Тютчев писал гр. А. Д. Блудовой: «…Одним словом, власть в России на деле безбожна , ибо неминуемо становишься безбожным, если не признаешь существования живого непреложного закона, стоящего выше нашего мнимого права, которое по большей части есть не что иное, как скрытый произвол <…>

Вот почему мне кажется неизбежным, что в продолжение первого времени по крайней мере <…> истинное значение задуманной реформы сведется к тому, что произвол в действительности более деспотический, ибо он будет облечен во внешние формы законности, заменит собою произвол отвратительный, конечно, но гораздо более простодушный и, в конце концов, быть может, менее растлевающий…». Далее французский текст сменяется русским: «И тем не менее никто лучше меня не сознает того, что мы пройдем через эту фазу, - мы обязаны через нее пройти, чтобы понести в пути все наказания, столь нами заслуженные» (Изд. 1984. Т. 2. С. 251–252).

Ю. Ф. Самарин в письме к А. О. Смирновой от 16 февраля 1858 г. цитировал «Над этой темною толпой…», отмечая: «Верно! - Но в чьих руках теперь эта риза? Обетованной земли мы все-таки не увидим и сложим свои кости в пустыне» (цит. по: Чулков II. С. 361).

И. С. Аксаков отмечал, что стих. «Над этой темною толпой…» Тютчева, как и «Эти бедные селенья…», было написано «в самом начале толков и прений, волновавших тогда всю Россию, и служит как бы ответом на слышавшиеся со всех сторон опасения, что уничтожение крепостного права только раздражит в народе его дикие инстинкты и побудит его к мести. В этих стихах сказалась заветная вера поэта в христианскую стихию Русского народного духа. Он понимал, что громадная историческая неправда не может быть упразднена одним внешним формальным законом, - что разрешение задачи не исчерпывается точностью регламентов и правильностью расчетов, - что никакие материальные вознаграждения не в состоянии были бы возместить, если бы в самом деле потребовалась уплата, тех невещественных потерь и зол, которые были неизбежным для крестьянства последствием крепостных отношений; что наконец главным историческим фактором, главным мирным решителем и свершителем всего дела должен явиться и явится самый дух народа, дух той земли, которую всю, по выражению его же, Тютчева,


В рабском виде Царь Небесный

Исходил, благословляя…»


(Биогр. С. 275–276).

Художественные достоинства стихотворения получили неоднозначную оценку в русской критике. Л. Н. Толстым произведение отмечено буквами «Т. Г.» (Тютчев. Глубина). Целиком отчеркнуто, как наиболее удачное (ТЕ. С. 147). Р. Ф. Брандтом «Над этой темною толпой…», «Императору Александру II», «Ватиканская годовщина», «Русская география», «Тогда лишь в полном торжестве…» отнесены к «прямо слабоватым (недостаточно поэтичным)» произведениям Тютчева (Материалы. С. 127).

В. С. Соловьев в статье «Поэзия Тютчева» (Вестник Европы. 1895. № 4. С. 735–752) рассматривает стих. «Над этой темною толпой…» в контексте «патриотических пророчеств нашего поэта»: «На взятие Варшавы» («Как дочь родную на закланье…» (1831), «Русская география» (1848–1849), «Два единства» (1870). Развивая мысль Тютчева о великом призвании России, Соловьев писал: «…как в душе природного мира и в душе отдельного человека светлое духовное начало имеет против себя темную хаотическую основу, которая еще не побеждена, еще не подчинилась высшим силам, - которая еще борется за преобладание и влечет к смерти и гибели, - точно так же, конечно, и в этой собирательной душе человечества, т. е. в России. Ее жизнь еще не определилась окончательно…». Формулируя «окончательный смысл» «патриотических пророчеств» Тютчева, философ заключает: «…судьба России зависит <…> от исхода внутренней нравственной борьбы светлого и темного начала в ней самой». В этом «условие для исполнения ее всемирного призвания» (Соловьев. Поэзия. С. 482–483).

Выражением веры в то, что «спасение возможно на религиозной почве», считал последнее четверостишие и П. Исаев в статье «Религиозные мотивы в творчестве Ф. И. Тютчева (по поводу 40-летия со дня смерти)» // Рязанские епархиальные ведомости, 1913. № 13–14. С. 527–536; № 15. С. 567–570.

Заслуживает внимания указание современного исследователя М. М. Дунаева на характер прочтения понятия «свобода» в тютчевском стихотворении: «Следует с определенностью сказать, что поэт имеет в виду не ту свободу, которую заидеологизированное сознание большинства связывает со стереотипом «революционной борьбы» - к революции у Тютчева было неизменное неприятие - Тютчев ведет речь о Свободе в высшем, религиозном понимании, что и раскрывается далее в его стихах» (Дунаев М. М. Православие и русская литература: Учеб. пособие для студентов духовных академий и семинарий. В 6-ти ч. М., 1997. Ч. II. С. 399) (А. М. ).

Смешная и глупая Гуру (2545) 7 лет назад

Стихотворение было написано в 1857 году, впервые было опубликовано в 1858 году в десятой книжке журнала «Русская беседа». который редактировал Иван Сергеевич Аксаков.

Оно написанно после Крымской войны (1853–1856)

1861 - отмена крепостного права в России.

Из письма Ф. И. Тютчева А. Д. Блудовой:

“. Истинное значение задуманной реформы сведётся к тому, что произвол в действительности более деспотический, ибо он будет обличён во внешние формы законности, заменит собой произвол отвратительный, конечно, но гораздо более простодушный и, в конце концов, быть может, менее растлевающий. ”

Стихотворение «Над этой темною толпой… » напоминает нам пушкинскую вольнолюбивую лирику. В нем Тютчев возмущается «растленьем душ и пустотой» в государстве и выражает надежду на лучшее будущее:

Блеснет ли луч твой золотой?

Главные черты поэзии Ф.И.Тютчева

Умом Россию не понять.
Ф. Тютчев

Как поздней осенью порой Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весной И что-то встрепенется в нас.
Это стихотворение Федора Ивановича Тютчева хорошо характеризует главные черты всей его поэзии - философичность и стилистическую простоту. Особенно часто он затрагивал мотив осени, что подсказывает нам, насколько он ценил Пушкина и в какой мере попадал под обаяние пушкинских стихов. Впрочем, в ранних стихах он откровенно подражает Пушкину:

Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?

А вообще-то Тютчев - весьма благополучный поэт. Он имел и положение в обществе, и отличную службу, и успех у прекрасных дам, верных друзей: Гейне, Шеллинг, Лев Толстой, Фет, Пушкин. Два десятка лет он работал в дипломатическом корпусе за границей, постоянно наезжая в Россию, потом служил на хорошей должности в Министерстве иностранных дел. Его первый сборник редактировали такие именитые писатели, как И.С.Тургенев и Н.А.Некрасов.
Его стихи индивидуальны, хотя порой излишне образны и чересчур философичны. И все же лучшие его темы - темы любви, природы и России - не грешат заумностью и стилистической громоздкостью, они напоминают звонкий, кристально чистый ручей в хвойном лесу.

А там, в торжественном покое
Разоблаченная с утра,
Сияет белая гора,
Как откровенье неземное.
. Зима недаром злится,
Пришла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром, -
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

И кто в избытке ощущений,
Когда бежит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений -
Самоубийство и любовь!

Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил он,
Чтоб я еше ему молиться мог.

Славян родные поколенья
Под знамя русское собрать
И весть на подвиг просвещенья
Единомысленную рать.

Заметно, что поэт большей частью пользуется простым двусложным размером - ямбом. Простые стилистические приемы, порождающие великолепные строки, - признак истинного таланта. Не зря говорят, что простота венчает оба конца шкалы гениальности. Может, поэтому автор, вдоволь пофилософствовав:

Он милосердный, всемогущий,
Он, греющий своим лучом
И пышный цвет на воздухе цветущий,
И чистый перл на дне морском.

Есть близнецы для земнородных
Два божества - то Смерть и Сон,
Как брат с сестрою дивно сходных -
Она угрюмей, кротче он.

и отдав дань религии:

Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.
. О Господи, дай жгучего страданья
И мертвенность души моей рассей.

Был день, когда Господней правды молот
Громил, дробил ветхозаветный храм,
И, собственным мечом своим заколот,
В нем издыхал первосвященник сам.

все равно возвращается к вечным ценностям:

Не все душе болезненное снится:
Пришла весна - и небо прояснится.
. О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Тютчев при всем его увлечении славянофильством относился к России с трезвостью математика. Он не восторгался "роковым Севером", который стал для него "сновиденьем безобразным", он не скрывал своего неприятия тех мест, где родился:

Итак, опять увиделся я с вами,
Места немилые, хоть и родные.

Впрочем, не только к России относился поэт реалистично. Он и себя самого анализировал беспощадно:
Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная - есть ложь.
Этот анализ порой вторгал его в пессимизм:

Судьба, как вихрь, людей метет,
И рад ли ты, или не рад,
Что нужды ей. Вперед, вперед!

А иногда - в философское отчаяние, где сон подобен смерти:

Я в хаосе звуков лежал оглушен,
Но над хаосом звуков носился мой сон.

Видно, такова судьба большого поэта: жить большей частью в стихах, умирать в них и в них возрождаться.

Впусти меня! - Я верю,
Боже мой! Приди на помощь моему неверью.

2245 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тютчев Ф.И. / Разное / Главные черты поэзии Ф.И.Тютчева

«Над этой темною толпой…» Ф.Тютчев

«Над этой темною толпой…» Фёдор Тютчев

Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, свобода,
Блеснет ли луч твой золотой.

Блеснет твой луч и оживит,
И сон разгонит и туманы…
Но старые, гнилые раны,
Рубцы насилий и обид,

Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и в сердце ноет,-
Ты, риза чистая Христа…

Анализ стихотворения Тютчева «Над этой темною толпой…»

Автор был озабочен предстоящей крестьянской реформой, о которой много спорили в 50-х гг. XIX в. Тютчев считал главной проблемой безбожность власти и опасался, что отмена крепостной зависимости повлечет усиление опасной тенденции, обернется «произволом более деспотическим», чем существовавший ранее порядок. К созданию стихотворного текста, отразившего авторские раздумья о будущем, поэта побудили наблюдения за крестьянами, сделанные летом 1857 г. во время престольного праздника в Овстуге, его родовом имении.

«Темная толпа», «непробужденный» - так характеризует облик народа лирический герой произведения, подчеркивая преобладание хаотического начала в характере собирательного образа. Следует риторическое обращение к абстрактной категории свободы, которая в тютчевской трактовке лишена революционного контекста. Глубинный смысл понятия принадлежит сфере духа и связывается с осознанием высокой христианской миссии, которая, по мнению поэта, возложена на русский народ, призванный сплотить вокруг себя славянский мир.

Как преобразит пространство «луч золотой» свободы? Его блеск, подчеркнутый лексической анафорой, обладает оживляющей силой. Она способна развеять пассивность, косность и темноту, метафорически именуемые «сном и туманами». Однако освобождение, не подкрепленное священными ориентирами, бессильно перед решением главной проблемы. Последствия вековых притеснений и душевной опустошенности обозначаются очередной метафорой, ассоциирующей их с застарелыми гнойными язвами и рубцами. Излечение по силам только искренней вере, символом которой выступает «риза чистая Христа». Отозвавшись на религиозный призыв и осознав свое духовное призвание, народ сможет ощутить истинное освобождение от непросвещенности, униженности, варварства.

По мысли Тютчева, гармоничное будущее родной земли неразрывно связано с православной верой как определяющей чертой национального характера. Образ Христа свидетельствует о причастности светлых сторон народного начала к высоким духовным основам. По сходным принципам разрешается лирическая ситуация в стихотворении «Эти бедные селенья… » Оба поэтических текста объединяют евангельские реминисценции: Сын Божий предстает одиноким смиренным и сострадательным странником, чье благословение наполняет потаенным смыслом и «наготу» крестьянских деревень, и скудный пейзаж родного края.

Над этой темною толпой

Стихотворение "Над этой темною толпой" Тютчев написал 15 августа 1857 г. под впечатлением от поездки в окрестностях Овстуга. Тогда же он написал о судьбе крестьян в связи с предстоящей реформой 1861 г. "Власть в России на деле безбожна, ибо неминуемо становишься безбожным, если не признаешь существования живого непреложного закона, стоящего выше нашего мнимого права, которое по большей части есть не что иное, как скрытый произвол. Вот почему мне кажется неизбежным, что в продолжение первого времени, по крайней мере, истинное значение задуманной реформы сведется к тому, что произвол в действительности более деспотический, ибо он будет облечен во внешние формы законности, заменит собою произвол отвратительный, конечно, но гораздо более простодушный и, в конце концов, быть может, менее растлевающий".

Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, свобода,
Блеснет ли луч твой золотой.

Блеснет твой луч и оживит,
И сон разгонит и туманы.
Но старые, гнилые раны,
Рубцы насилий и обид,

Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и в сердце ноет, –
Кто их излечит, кто прикроет.
Ты, риза чистая Христа.

Последнее четверостишие с надеждой в чудесное спасение – крик отчаяния. Потому "над этой темною толпой" и стоит многоточие. Еще одно "народное" стихотворение – "Эти бедные селенья ".

Романс "Над этой темною толпой" исполняет:

Основные мотивы, темы и образы лирики Ф. И. Тютчева

Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем». С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе, а на родине его произведения стали известны только в начале 50-х годов XIX века.

Отличительной чертой лирики Тютчева было то, что поэт не стремился переделывать жизнь, а пытался понять ее тайны, ее сокровенный смысл. Именно поэтому бо льшую часть его стихотворений пронизывают философские мысли о таинственности Вселенной, о связи человеческой души с космосом.

Лирику Тютчева тематически можно разделить на философскую, гражданскую, пейзажную и любовную. Но в каждом стихотворении эти темы тесно переплетаются, превращаясь в удивительно глубокие по смыслу произведения.

К гражданской лирике относятся стихотворения «14-е декабря 1825», «Над этой темною толпой…», «Последний катаклизм» и другие. Тютчев был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного права в России и других. Как человек государственно мыслящий, Тютчев мог сравнивать и делать выводы о путях развития разных стран.

В стихотворении «14-е декабря 1825», посвященном восстанию декабристов, поэт гневно обличает самодержавие, развратившее правящую верхушку России:

Народ, чуждаясь вероломства, Поносит ваши имена — И ваша память от потомства, Как труп в земле, схоронена.

Стихотворение «Над этой темною толпой…» напоминает нам пушкинскую вольнолюбивую лирику. В нем Тютчев возмущается «растленьем душ и пустотой» в государстве и выражает надежду на лучшее будущее:

…Взойдешь ли ты когда, Свобода, Блеснет ли луч твой золотой?

Стихотворение «Наш век» относится к философской лирике. В нем поэт размышляет над состоянием души современного ему человека. В душе много сил, но она вынуждена молчать в условиях несвободы:

Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует… Он к свету рвется из ночной тени И, свет обретши, ропщет и бунтует.

По мнению поэта, человек потерял веру, без света которой душа «иссушена», а мучения его невыносимы. Во многих стихотворениях звучит мысль, что человек не справился с возложенной на него миссией на Земле и его должен поглотить Хаос.

Пейзажная лирика Тютчева наполнена философским содержанием. Поэт говорит, что природа мудра и вечна, она существует независимо от человека. Между тем он только в ней черпает силы для жизни:

Так связан, съединен от века Союзом кровного родства Разумный гений человека С творящей силой естества.

Стихотворения Тютчева о весне «Вешние воды» и «Весенняя гроза» стали очень известными и популярными. Поэт описывает бурную весну, оживление и радость нарождающегося мира. Весна вызывает у него мысли о будущем. Осень поэт воспринимает как пору грусти, увядания. Она настраивает на размышления, покой и прощание с природой:

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера.

Из осени поэт перемещается сразу в вечность:

А там, в торжественном покое Разоблаченная с утра, Сияет белая гора, Как откровенье неземное.

Тютчев очень любил осень, недаром он говорит о ней: «Продлись, продлись, очарованье».

В любовной лирике поэта пейзаж часто соединен с чувствами влюбленного героя. Так, в чудесном стихотворении «Я встретил вас…» читаем:

Как поздней осенью порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас.

К шедеврам тютчевской любовной лирики относится «денисьевский цикл», посвященный его возлюбленной Е. А. Денисьевой, отношения с которой продолжались 14 лет до самой ее смерти. В этом цикле поэт подробно описывает этапы их знакомства и последующей жизни. Стихотворения представляют собой исповедь, как бы личный дневник поэта. Последние стихотворения, написанные на смерть любимой, потрясают трагичностью:

Любила ты, и так, как ты, любить — Нет, никому еще не удавалось! О Господи. и это пережить… И сердце на клочки не разорвалось…

Лирика Тютчева по праву вошла в золотой фонд русской поэзии. Она насыщена философскими мыслями и отличается совершенством формы. Интерес к исследованию человеческой души сделал лирику Тютчева бессмертной.

На этой странице материал по темам:

  • гражданские мотивы в лирике тютчева
  • пейзажная лирика тютчева стихи

Фёдор Иванович Тютчев

Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?..

Блеснет твой луч и оживит,
И сон разгонит и туманы…
Но старые, гнилые раны,
Рубцы насилий и обид,

Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и в сердце ноет,-
Кто их излечит, кто прикроет?..
Ты, риза чистая Христа…

Ф. И. Тютчев с семьей на народном празднике в Овстуге, 15 августа 1857 г. С картины Б. Бельтюкова

Автор был озабочен предстоящей крестьянской реформой, о которой много спорили в 50-х гг. XIX в. Тютчев считал главной проблемой безбожность власти и опасался, что отмена крепостной зависимости повлечет усиление опасной тенденции, обернется «произволом более деспотическим», чем существовавший ранее порядок. К созданию стихотворного текста, отразившего авторские раздумья о будущем, поэта побудили наблюдения за крестьянами, сделанные летом 1857 г. во время престольного праздника в Овстуге, его родовом имении.

«Темная толпа», «непробужденный» — так характеризует облик народа лирический герой произведения, подчеркивая преобладание хаотического начала в характере собирательного образа. Следует риторическое обращение к абстрактной категории свободы, которая в тютчевской трактовке лишена революционного контекста. Глубинный смысл понятия принадлежит сфере духа и связывается с осознанием высокой христианской миссии, которая, по мнению поэта, возложена на русский народ, призванный сплотить вокруг себя славянский мир.

Как преобразит пространство «луч золотой» свободы? Его блеск, подчеркнутый лексической анафорой, обладает оживляющей силой. Она способна развеять пассивность, косность и темноту, метафорически именуемые «сном и туманами». Однако освобождение, не подкрепленное священными ориентирами, бессильно перед решением главной проблемы. Последствия вековых притеснений и душевной опустошенности обозначаются очередной метафорой, ассоциирующей их с застарелыми гнойными язвами и рубцами. Излечение по силам только искренней вере, символом которой выступает «риза чистая Христа». Отозвавшись на религиозный призыв и осознав свое духовное призвание, народ сможет ощутить истинное освобождение от непросвещенности, униженности, варварства.

По мысли Тютчева, гармоничное будущее родной земли неразрывно связано с православной верой как определяющей чертой национального характера. Образ Христа свидетельствует о причастности светлых сторон народного начала к высоким духовным основам. По сходным принципам разрешается лирическая ситуация в стихотворении «Эти бедные селенья…». Оба поэтических текста объединяют евангельские реминисценции: Сын Божий предстает одиноким смиренным и сострадательным странником, чье благословение наполняет потаенным смыслом и «наготу» крестьянских деревень, и скудный пейзаж родного края.