Человек который собирает дань. Смотреть что такое "дань" в других словарях

В разделе на вопрос как называется сбор дани в киевской руси? заданный автором способность лучший ответ это Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал «дым» , то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма. В некоторых случаях, с племени вятичей, бралось по монете от рала (плуга). Формой сбора дани было полюдье, когда князь с дружиной с ноября по апрель объезжал подданных. Русь делилась на несколько податных округов, полюдье в киевском округе проходило по землям древлян, дреговичей, кривичей, радимичей и северян. Особый округ представлял собой Новгород, выплачивающий около 3000 гривен. Максимальный размер дани по поздней венгерской легенде в X веке составлял 10 тыс. марок (30 или более тысяч гривен). Сбор дани осуществляли дружины по несколько сотен воинов. Господствующая этно-сословная группа населения, которая называлась «русь» выплачивала князю десятую часть от своих годовых доходов.
удачи

Ответ от Невропатолог [новичек]
.


Ответ от Roman Pasechnik [новичек]
Полюдье


Ответ от Простреливаться [активный]
Полюдье


Ответ от Mikhail Basmanov [эксперт]
Монголов тогда не было, а также монголо-татар или татаро-монголов. Была славяно-арийская империя Великая Тартария и соответственно, народ назывался - тартарийцы.
Сбор дани - это в славяно-арийской империи Великой Тартарии, обычный сбор налогов на содержание армии и т. д. сборщиками, называвшихся славянским словом - баскаки (множ. число). Орда - это славянское, казацкое войско. Территориально - Орда - место, где стояло войско.


Ответ от Белый [гуру]
мыто


Ответ от Viktor Nemec [гуру]
Такая форма сбора дани и сама дань назывались «повоз».

В 30-х годах XIII века земли древней Руси окончательно пали под натиском полчищ кочевников. «Злые татаровья» пришли на славянские земли под предводительством хана Батыя, оставив после себя разрушенные города и села, поля, заросшие сорняками, непогребенные останки людей, боровшихся за свою свободу. Князья русских земель осознавали опасность нашествия, но не сумели объединить свои силы и были разбиты поодиночке.

В это время в русском языке появляется слово «баскак». Определение по истории этого термина и предлагается в данной статье.

Монгольское управление

Монгольское ханство не практиковало абсолютную оккупацию захваченных земель. Вместо этого они давали ярлык на княжение покорным и лояльным славянским правителям. Только этот письменный указ давал право на владение и управление той или иной территорией. В течение первой сотни лет ни один из князей - ни местный, ни великий, не имел права княжения без ярлыка. При любой смене хана князь были вынуждены вновь испрашивать ярлык.

Все споры между местными жителями решал суд дароги, поставленного ханом на русские земли. Дарога - это представитель многочисленной ханской власти, верховный управляющий покоренной земли. При дарогах сразу же обустраивали ямынь - так назывались канцелярии по сбору дани и ведению внутренних дел покоренной территории. Там получались приказы и повеления хана и велся контроль над исполнением его указов. Для того чтобы гонцы бесперебойно доставляли приказы, были созданы прообразы почтовых ведомств, так называемых ям. Кроме содержания лошадей, ямским распорядителям предписывалось контролировать участки дорог и просматривать пропуска проезжих.

Сборщики дани

При ханской канцелярии существовала должность особого уполномоченного по финансовым вопросам. Баскак - это в Древней Руси человек, занимающий такую должность и собирающий подать с определенного участка захваченной земли. Значение этого термина в русском языке означает "угнетатель", "притеснитель". Баскак - это в Древней Руси мытарь, сборщик податей, которого сопровождало множество чиновников, составляющих его свиту. Первой их обязанностью была перепись всех мужчин, начиная с десятилетнего возраста.

После этого были озвучены и наложены подати на каждого трудоспособного мужчину. На татарском языке подать - это ясак. Татарское слово на четыре столетия вошло в лексикон русского населения. Баскак -это сборщик податей со всех пашен и лесов, рыболовных озер и прудов, рудников и садов. Единственным освобожденным от податей сословием были священнослужители.

Виды дани на Руси

Ясак, налагаемый на русские земли, был велик, и выплачивать его было тяжело. Кроме десятинной подати, которую выплачивали вообще во всех доходов, получаемых хозяйствами, существовало множество мелких даней, которые тяжким бременем ложились на русский народ. На промысел или специальность налагался дополнительный ясак, также требовалось полное обеспечение ханских гонцов, осуществлявших связь золотоордынского улуса с покоренной Русью. Дань, собираемая с торговых операций, выделялась в отдельный вид податей, который получил название тамга. Таким сбором также занимался баскак. Это слово дало начало русскому термину «таможня». Общее название всех податей - «царская дань» или «ордынский выход».

Содержание ханских чиновников, постоянное одаривание различными подношениями было обязательным. Баскак - это показатель лояльности покоренного народа к завоевателям. Если ханский чиновник уезжал с русских земель недовольным, территорию ждала страшная кара. Организовывался отряд для набега на земли, в результате которого разорялись города и села, а жителей убивали или уводили в рабство.

Как собирался ясак?

Дань собиралась или самим надсмотрщиков, или его свитой. При сборе ясака применялись обычные для монгольского народа тяжелые телесные наказания. Отряды вооруженных ордынцев сопровождали баскака повсюду, и по первому его велению готовы были жечь, рубить и топтать непокорных и недовольных. Никому никакого отчета сборщики не давали и постоянно злоупотребляли своими полномочиями, обирая народ до нитки.

Спасаясь от притеснителей, народ скрывался в болотах и лесных чащах. Тех, кого находили, могли запороть насмерть, отнять детей или жен, самого угнать в рабство. За покаранием виновных следил сам баскак. Это показательное унижение должно было на корню уничтожить идею восстания или бунта против завоевателей.

Бухарские купцы

В дальнейшем право собирать дань с захваченных земель могло быть передано особым распоряжением хана ордынским купцам и торговцам. За право собирать дань азиатские купцы и торговцы платили выкуп хану, после чего приезжали на Русь с вооруженными отрядами своих прислужников и собирали ясак уже в свой карман. Естественно, для русских жителей бремя выкупа оставалось прежним.

Переносное значение слова

В русской литературе до начала 20 века все еще употреблялся термин «баскак». Это определение для грубого, жестокого и жадного человека. В настоящее время слово практически выпало из оборота и в современном русском языке не используется.

04.04.2013 в 07:31

В Древней Руси сбор дани назывался полюдье. В ноябре каждого года князь с дружиной объезжал подвластные ему территории. Помимо сбора дани, князь выполнял еще и судебные функции: все споры между крестьянами разрешал именно он. Кроме того, он «выносил приговоры» ворам и разбойникам и мог на месте привести их в исполнение. Четкого размера повинности не было, и при попытках увеличении дани, народ сопротивлялся и даже иногда устраивал всяческие козни против своих угнетателей.

Непокорные древляне

Так был убит князь Игорь. В летописи на эту тему сказано: «Когда же шел он (Игорь) назад...отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины возвратился, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова...послали к нему, говоря: „Зачем идешь опять? Забрал уже свою дань“. И не послушался их Игорь...» (П.в.л.) Древляне собрались на вече. Вече решило: «Повадился волк к овцам, то перетаскает всё, если его не убить». Древляне вооружились под предводительством князя своего — Мала и перебили дружину, а самого Игоря казнили.«... погребен был Игорь, и есть его могила у Искоротеня в в Деревской земле и до сего времени...»

Жена Игоря Ольга жестоко отомстила за смерть мужа. Со своей дружиной она осадила город Искоростень, сожгла его, жителей покорила и заставила их платить еще более неподъемную дань. Позже княгиня установила фиксированный размер повинностей. Были определены места сбора податей: становища и погосты.

Постепенно была установлена новая форма получения повинностей «повоз», т.е. доставка дани населением в специально отведенные места. Крестьянское земледельческое хозяйство было в качестве единицы обложения, например — дань от плуга, рало. Собранная дань являлась экспортом. В Византии, например, дань продавалась или обменивалась на нужные товары: дорогие ткани, вино, золотые монеты, фрукты.

Статья подготовлена на основе материалов сайта http://rus-biography.ru

Поиск родственников

Пошаговая инструкция

Генеалогия и генетика

  • На вопрос, есть ли в нашей стране праздник, история которого была бы непосредственной частью ее прошлого, настоящего и будущего, можно смело отвечать, что это праздник — двадцать третье февраля. Родовое Дерево поздравляет всех мужчин с праздником!

  • Если используются архивные материалы, то их, как наиболее достоверные документы, следует выделить в отдельную группу со своим подзаголовком — Архивные материалы, расположив этот раздел перед литературными источниками, В этот разделе номере фондов надо приводить в порядке возрастания отдельно для каждого архива, названия архивов помещать в алфавитном порядке, при этом общероссийские архивы должны быть впереди местных, семейные архивы относятся к этому же разделу, но указываются после местных. Названия каждого фонда, также как и наименование дела, необходимо приводить полностью.

  • Графическое оформление может быть различным, однако удобнее, особенно при больших схемах, каждое имя заключить в квадратную рамку, в неё же желательно внести и даты жизни. Кроме того, имена необходимо снабдить порядковыми номерами, что сделает удобным пользование схемой (таблицей) при чтении текста родословной, в котором также должны быть приведены эти номера. Начиная со второго колена, рядом с порядковым номером в скобках помещается номер имени родителя (отца), что особенно важно для облегчения восприятия текста родословной. С левой стороны схемы римскими цифрами нужно пронумеровать колена, отнеся к первому основателя рода.

  • Хотим познакомить вас с удивительным человеком, автором интересной и полезной статьи для начинающих и опытных генеалогов.
    Благово Никита Владимирович, 1932 г.р., окончил Ленинградский электротехнический институт, инженер-электрик, мастер спорта СССР по туризму, совершил 14 туристских сложных походов, в том числе 4 похода по Южному, Северному и Полярному Уралу, основатель и заведующий Музея истории гимназии и реального училища К. Мая, консультант-преподаватель генеалогии школьникам во Дворце творчества юных Санкт-Петербурга, член совета РГО, автор более 40 публикаций, в том числе более 15 генеалогических.

с кого, с чего. Разг. Шутл.-ирон. Заниматься взяточничеством, поборами с кого-л. Мокиенко 2003, 22.

Отдавать (платить) дань. Разг. 1. кому, чему. Воздавать должное, оценивать в полной мере кого-л., что-л. ФСРЯ, 321; Ф 2, 23; АОС, 261. 2. чему. Следовать чему-л., поступать в соответствии с чём-л. ФСРЯ, 322. 3. кому, чему. Уделять внимание кому-л., чему-л. ФСРЯ, 322.

Отдать дань природе. Жарг. мол. Шутл. Сходить в туалет. Максимов, 101.


Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп . В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина . 2007 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ДАНЬ" в других словарях:

    дань - дань, и … Русский орфографический словарь

    дань - дань/ … Морфемно-орфографический словарь

    - (1) 1. Подать, которую взимали победители с покоренного народа: А князи сами на себе крамолу коваху, а поганіи сами, побѣдами нарищуще на Рускую землю, емляху дань по бѣлѣ отъ двора. 21. Ту убо Мелетинию в кураторию устави цесарь, многы бо тысящь … Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    И; ж. 1. В Древней Руси и некоторых других странах: подать, налог, взимавшийся князем, военачальником со своих подданных или победителем с побеждённого племени, народа. Платить, собирать д. Обложить данью. 2. То, что следует воздать; должное.… … Энциклопедический словарь

    ДАНЬ, дани, жен. (книжн.). 1. Подать, плата, взимаемая победителем с побежденного народа (ист.). Русь платила дань татарам. 2. перен., только ед. То, что следует воздать, оказать кому чему нибудь, должное. Дань дружбе. Отдавая дань нашим… … Толковый словарь Ушакова

    Натуральный или денежный побор с покоренных племен или стран. Иногда дань уплачивалась при приближении неприятельского войска с целью избежать войны. В условиях консолидации подчиненных племен под властью одного вождя (князя, хана, короля) и в… … Политология. Словарь.

    ДАНЬ, и, жен. 1. В старину: подать с населения или налог, взимаемый победителем с побеждённых. 2. перен., чего. То должное, что нужно воздать кому чему н. (книжн.). Принести д. уважения кому н. 3. перен., чему. Вынужденная уступка чему н. Д. моде … Толковый словарь Ожегова

    См … Словарь синонимов

    Натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с 9 в. В 11 16 вв. слово дань означало налог и феодальную ренту. В 13 15 вв. дань (выход) собиралась с русских княжеств в пользу Золотой Орды … Большой Энциклопедический словарь

    ДАНЬ - одна из форм эксплуатации населения племенным вождём или государством; наиболее древняя и долго сохранявшаяся форма налога. На Руси известна с IX в. Тогда Д. была прямой податью с населения, зависимого от раннефеодального государства, или военной … Юридическая энциклопедия

    Натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с IX в. В XI XVI вв. слово Д. означало налог и феодальную ренту. В XIII XV вв. собиралась с русских княжеств в пользу Золотой Орды … Юридический словарь

Книги

  • Дань кровью , В. В. Юнак. Историческое полотно, созданное молодым, но, безусловно, талантливым автором, заставляет не только сопереживать героям, жившим в эпоху кровавых междоусобиц XIV века, но и многое объясняет в…

Полюдье - способ сбора дани с восточнославянских племен, который практиковали на Руси в 9-12-м вв. Полюдье было одной из первых попыток зарождающегося государства взимать дань и налоги с населения и подвластных территорий. Основной отличительной чертой полюдья была его ненормированность.

Понятие полюдья

Полюдьем в Древней Руси называли объезд земель с целью сбора дани. Сами князья и их дружинники, которые взимали дань, лично объезжали все земли и забирали деньги у людей. От таких «поездок по людям» и произошел позднее термин «полюдье». Сбор дани осуществлялся после сбора урожая, зимой и осенью, чтобы люди могли предоставить необходимое количество денег или ресурсов.

Сегодня ведутся споры о том, когда на Руси появилось полюдье и является ли оно отличительным признаком Киевской Руси или существовало в том или ином виде еще до , когда на русских землях проживали несколько племенных союзов, которые точно так же захватывали территории и взимали дань.

Несмотря на споры, сегодня принято считать, что полюдье ввел князь Олег и связано это было с резким расширением территорий и укреплением власти русских князей над окрестными восточнославянскими племенами. Новые территории должны были приносить прибыль, чтобы князь мог обеспечивать армию и дружинников и оснащать их для дальнейших военных походов, продавая на рынке в Византии полученные в ходе сбора дани товары.

Установление дани в виде полюдья говорит о зарождении раннефеодального государства на территории восточных славян.

История полюдья

Каждый год князь и его дружина объезжали подвластные им территории с целью сбора дани и кормления - продолжалось это с ноября по апрель. Впервые полюдье упоминается в древнерусских летописях с 10-го в. Кроме того, подробное описание полюдья, его формы и системы проведения встречается также в трактате византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении Империей» и тоже относится ко второй половине 10-го в. Это позволяет говорить о том, что полюдье было введено на Руси не позднее начала 10-го в.

В данном трактате полюдье описывается следующим образом: русские князья с наступлением ноября отправляются вместе с дружинниками из Киева во все подвластные им земли и совершают круговой обход, собирая с каждого племени дань. К племенам, в связи с которыми упоминается полюдье, относятся , дреговичи, кривичи, северяне и другие . Кормясь полученной данью, русские князья в середине апреля возвращаются обратно в Киев и отправляются оттуда в Византию, чтобы сбывать полученный при полюдье товар (в качестве дани принимались как деньги, так и вещи, припасы и товары).

В состав дружины, которая занималась сбором дани, обычно входило около 100-200 человек, которые зачастую были вооружены и силой взимали дань.

Считается, что, помимо взимания дани, активно использовалось так называемое кормление, когда хозяин дома принимал гостя, кормил и поил его. Ученые полагают, что введение полюдья и кормления во многом связано с традицией у восточных славян содержать гостя, пока тот находится в доме. Таким образом, дружинники и князь приезжали в дома своих подчиненных и жили там за их счет. Позднее данная форма дани трансформировалась в феодальную зависимость и оброк.

Взимание дани не нравилось племенам, однако до определенного момента они терпели это, но, когда в 945 г. князь Игорь попытался взять дополнительную дань сверх той, что уже имелась, древляне, которые, как и другие племена вынуждены были платить князю, подняли восстание и убили Игоря.

После подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, введя новую систему взимания дани. Теперь дань взималась не непосредственно в племенных центрах, а в погостах - специально созданных пунктах для сбора дани с населения. Взимаемый таким образом налог позднее переходил в руки княжеских наместников в крупных городах, откуда пересылался князю в Киев. Поездки дружинников по территориям, а вместе с ними и кормления прекратились.

Конец полюдья

Взимание полюдья резко сократилось во времена Святослава Игоревича - в 966 г., а позднее, в 982 г., и вовсе прекратилось с приходом к власти . Последнее упоминание о полюдье относится к 1190 г. В то время дань еще взималась во Владимиро-Суздальском княжестве, однако это прекратилось с уходом князя Всеволода Большое Гнездо . Существуют также сведения, что некоторая форма полюдья сохранялась на отдаленных глухих территориях России вплоть до середины 19-го в. Полюдье также взимали в ряде других стран (например, в странах Африки).