Честная бедность роберт бернс биография. «Анализ стихотворения Роберта Бернса «Честная бедность

«Честная бедность» - одно из наиболее резких обличительных стихотворений Бернса, созданных в годы французской революции (1789) под впечатлением книги американского революционного публициста Томаса Пейна "Права человека". «Честная бедность» стала широко распространённой в шотландском народе песней. Многие современники называли это стих-е "Марсельезой простых людей".

Шотландский в своем стихотворении рассуждает о вечных вопросах: что такое бедность и богатство, что такое честь и ум. Как честь и ум сочетаются с богатством и бедностью. Основным же является тема честности с самим собой, душевная чистота. Автор призывает людей не стесняться своего положения-той нищеты, которая их окружает. Просит их не стыдиться того, кто они есть и не сравнивать себя с так называемой «знатью». А тех, кто делает это, наоборот, ругает и называет «жалкими». Доказательство этому мы видим уже в первых строчках стих-я:

Кто честной бедности своей

Стыдится и все прочее

Тот самый жалкий из людей

Трусливый раб и прочее.

Почему «Честная бедность»? Для чего именно такое название дал своему стих-ю автор? Я думаю, потому что за дорогими лошадьми, роскошными домами, пышными одеждами, морем драгоценных камней и прочими вещами, по мнению Бернса, зачастую скрывались только подлость, лживость, глупость и прочие отрицательные качества, свойственные «фальшивым» людям. Он знает что люди честные, совестливые, чтящие мораль - зачастую остаются ни с чем в этой жизни и составляют класс бедных. А те, кто хитрее, подлее и обладает большей частью подобных качеств-и есть «верхушка», «знать». Потому бедность и есть честная. Ведь если посмотреть сквозь дорогие вещи, всю пышность одежд и роскошные драгоценности, то за ней кроется очень много лжи, она есть фундамент всего этого. А если взглянуть на то, что есть у обычного бедного крестьянина, то на что не смотри, все, что есть- досталось по честности и своести. Ведь зачастую идя за моралью и по зову справедливости, мы остаемся по итогу ни с чем в материальном плане, зато он честны с собой. Настоящее достоинство человека -- в его уме и трудолюбии, так считает Бернс. Шелковым платьем нельзя прикрыть глупость, в дорогом вине не утопишь нечестность.

По сюжету стихотворения мы видим, что здесь противопоставлены друг другу лживые богатые - честным бедным. Что раскрывается нам с помощью сравнения жизни одних и других

Мы хлеб едим и воду пьем,

Мы укрываемся тряпьем

И все такое прочее,

А между тем дурак и плут

Одеты в шелк и вина пьют

И все такое прочее.

По композиции стихотворение напоминает стандартная народную песню (которой и стало впоследствии). Есть куплет, с определенным смыслом, после которого идет постоянный повтор определенных слов, которые служат своеобразным напевом.

При всем при том,

При всем при том

Подобные повторы наблюдаются практически во всех народных песнях. Первая часть припева остается неизменной, другая же постоянно меняется, и относится по тематике к предыдущему куплету, что образует стандартную схему связанных между собой смысловых частей, имеющих начало, средину и конец.

Сам тон стихотворения и его настроение не кажется трагичным, несмотря на то, что его роль обличить всяческие пороки лживых и нечестных и противопоставить их честным нищим. Бернс был сам крестьянином-человеком из народа, и потому писал простым и несложным слогом, обычными простыми словами, понятными любому смертному. Отсюда и берет истоки его простая и приподнимающая дух поэзия. Читая «Честную бедность» понимаешь, почему многие строки его произведений стали лозунгами, афоризмами. Посвятив свое творчество простым людям, этот поэт заслуженно получил всенародное признание и любовь. Так же, энергичности и эмоциональности стих-ю прибавляют частые риторические восклицания:

Богатство -Штамп на золотом

А золотой -Мы сами!

Или же можно наблюдать то же самое в конце третьего припева:

Бревно останется бревном

И в орденах, и в лентах!

И так практически в конце каждого куплета, кроме второго.

Здесь так же присутствует большое количество фонетических повторов (аллитерация) некоторых сонорных согласных звуков, а в частности [л”], [м], [н], что, в свою очередь, придает еще больше приподнятости настроению и задают ритм: Лирический герой не отделяет себя от толпы, а наоборот объединяет себя с такими же людьми, как и он:

  • 1. Пускай бедны мы с вами
  • 2. Мы хлеб едим и воду пьем
  • 3. Мы укрываемся тряпьем

Он действует от лица народа, выражает его мысли в своем стихотворении, рассказывая об их повседневной жизни. Он не стремиться выделиться, он призывает объединить всех, кто «брат» его духовный и материальный, что опять же показывает нам его как выразителя мыслей «простых смертных», кто никогда не знал что такое шикарные вина, пышные платья и дорогие заморские развлечения.

Главную роль в простоте этого стих-я сыграл, конечно же, его размер. Не груженный, не громоздкий, легкий и простой двусложный ямб-лучший выбор для стихотворения данной тематики. Как уже неоднократно говорилось, стихи Бернса легко ложатся на музыку и запоминаются, поэтому и по ритму и смыслу «ЧБ» легко превратилась в широко распространённую шотландскую народную песню, отдаленно напоминающую примитивные сочинения более раннего времени, которыми люди сопровождали свой труд или какие-либо игры.

Практически каждая строчка проникнута позитивными настроениями, верой в лучшее будущее на то, что справедливость восторжествует. Автор не стесняется, и напрямую высказывает свою позицию с гордой уверенностью и устремленным в будущее взглядом:

Настанет день и час пробьет

Когда уму и чести

На всей земле придет черед

Стоять на первом месте.

Опять же, читая эти строки, невольно сам начинаешь верить в его слова. И в большинстве эти стихи написаны были для того, чтобы поднять тем самым народный дух и не дать ему упасть. Чтобы поддержать каждого, кто уже устал от всех бед, свалившихся на него в таком положении, и смог смотреть дальше. В каком-то смысле, можно смело сказать, что Бернс мог, смело поднимать восстания и быть народным вождем, так как буквально угадывает мысли каждого человека, находящегося в таком положении.

Основную идею стих-я мы понимаем через антитезу-постоянное противопоставление бедности и богатства, честности и лживости, например через предметы быта или из рассказов о повседневной жизни:

Мы хлеб едим и воду пьем,

Мы укрываемся тряпьем

И все такое прочее,

А между тем дурак и плут

Одеты в шелк и вина пьют

И все такое прочее.

обличительный стихотворение антитеза

Знатным, но глупым и невежественным людям поэт противопоставляет умных и честных тружеников. Бедняки часто бывают очень достойными людьми. Хороший человек может скрываться и за плохим платьем. И наоборот, кто носит богатые одежды, тот часто оказывается «дураком и плутом». Поэтому Бёрнс призывает нас «судить не по платью», а бедняков -- не стыдиться своей бедности.

Для усиления эффекта антитезы, а так же придания особой легкости и эмоциональности стих-ю, поэтом употребляются частые повторы и сравнения (см. выше). В наши дни стих-е популярно по своей тематике. Оно легко запоминается и может стать очень популярным, если будет переложено каким-либо современным исполнителем на новую музыку. Например, как те же песни Цоя или Высоцкого, которые так любит петь молодежь у костра. Сейчас она не особо популярна, но существует в исполнении таких малоизвестных певцов как Мария Черкаская, Ефрем Флакс и т.д, а так же известно ее воспроизведение на спектакле «Робин Гуд» на постановке одного из Московских музыкальных театров.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Анализ стихотворения Р . Бернса " Честная бедность "

«Честная бедность» - одно из наиболее резких обличительных стихотворений Бернса, созданных в годы французской революции (1789) под впечатлением книги американского революционного публициста Томаса Пейна "Права человека". «Честная бедность» стала широко распространённой в шотландском народе песней. Многие современники называли это стих-е "Марсельезой простых людей".

Шотландский в своем стихотворении рассуждает о вечных вопросах: что такое бедность и богатство, что такое честь и ум. Как честь и ум сочетаются с богатством и бедностью. Основным же является тема честности с самим собой, душевная чистота. Автор призывает людей не стесняться своего положения-той нищеты, которая их окружает. Просит их не стыдиться того, кто они есть и не сравнивать себя с так называемой «знатью». А тех, кто делает это, наоборот, ругает и называет «жалкими». Доказательство этому мы видим уже в первых строчках стих-я:

Кто честной бедности своей

Стыдится и все прочее

Тот самый жалкий из людей

Трусливый раб и прочее.

Почему «Честная бедность»? Для чего именно такое название дал своему стих-ю автор? Я думаю, потому что за дорогими лошадьми, роскошными домами, пышными одеждами, морем драгоценных камней и прочими вещами, по мнению Бернса, зачастую скрывались только подлость, лживость, глупость и прочие отрицательные качества, свойственные «фальшивым» людям. Он знает что люди честные, совестливые, чтящие мораль - зачастую остаются ни с чем в этой жизни и составляют класс бедных. А те, кто хитрее, подлее и обладает большей частью подобных качеств-и есть «верхушка», «знать». Потому бедность и есть честная. Ведь если посмотреть сквозь дорогие вещи, всю пышность одежд и роскошные драгоценности, то за ней кроется очень много лжи, она есть фундамент всего этого. А если взглянуть на то, что есть у обычного бедного крестьянина, то на что не смотри, все, что есть- досталось по честности и своести. Ведь зачастую идя за моралью и по зову справедливости, мы остаемся по итогу ни с чем в материальном плане, зато он честны с собой. Настоящее достоинство человека -- в его уме и трудолюбии, так считает Бернс. Шелковым платьем нельзя прикрыть глупость, в дорогом вине не утопишь нечестность.

По сюжету стихотворения мы видим, что здесь противопоставлены друг другу лживые богатые - честным бедным. Что раскрывается нам с помощью сравнения жизни одних и других

Мы хлеб едим и воду пьем,

Мы укрываемся тряпьем

И все такое прочее,

А между тем дурак и плут

Одеты в шелк и вина пьют

И все такое прочее.

По композиции стихотворение напоминает стандартная народную песню (которой и стало впоследствии). Есть куплет, с определенным смыслом, после которого идет постоянный повтор определенных слов, которые служат своеобразным напевом.

При всем при том,

При всем при том

Подобные повторы наблюдаются практически во всех народных песнях. Первая часть припева остается неизменной, другая же постоянно меняется, и относится по тематике к предыдущему куплету, что образует стандартную схему связанных между собой смысловых частей, имеющих начало, средину и конец.

Сам тон стихотворения и его настроение не кажется трагичным, несмотря на то, что его роль обличить всяческие пороки лживых и нечестных и противопоставить их честным нищим. Бернс был сам крестьянином-человеком из народа, и потому писал простым и несложным слогом, обычными простыми словами, понятными любому смертному. Отсюда и берет истоки его простая и приподнимающая дух поэзия. Читая «Честную бедность» понимаешь, почему многие строки его произведений стали лозунгами, афоризмами. Посвятив свое творчество простым людям, этот поэт заслуженно получил всенародное признание и любовь. Так же, энергичности и эмоциональности стих-ю прибавляют частые риторические восклицания:

Богатство -Штамп на золотом

А золотой -Мы сами!

Или же можно наблюдать то же самое в конце третьего припева:

Бревно останется бревном

И в орденах, и в лентах!

И так практически в конце каждого куплета, кроме второго.

Здесь так же присутствует большое количество фонетических повторов (аллитерация) некоторых сонорных согласных звуков, а в частности [л”], [м], [н], что, в свою очередь, придает еще больше приподнятости настроению и задают ритм: Лирический герой не отделяет себя от толпы, а наоборот объединяет себя с такими же людьми, как и он:

1. Пускай бедны мы с вами

2. Мы хлеб едим и воду пьем

3. Мы укрываемся тряпьем

Он действует от лица народа, выражает его мысли в своем стихотворении, рассказывая об их повседневной жизни. Он не стремиться выделиться, он призывает объединить всех, кто «брат» его духовный и материальный, что опять же показывает нам его как выразителя мыслей «простых смертных», кто никогда не знал что такое шикарные вина, пышные платья и дорогие заморские развлечения.

Главную роль в простоте этого стих-я сыграл, конечно же, его размер. Не груженный, не громоздкий, легкий и простой двусложный ямб-лучший выбор для стихотворения данной тематики. Как уже неоднократно говорилось, стихи Бернса легко ложатся на музыку и запоминаются, поэтому и по ритму и смыслу «ЧБ» легко превратилась в широко распространённую шотландскую народную песню, отдаленно напоминающую примитивные сочинения более раннего времени, которыми люди сопровождали свой труд или какие-либо игры.

Практически каждая строчка проникнута позитивными настроениями, верой в лучшее будущее на то, что справедливость восторжествует. Автор не стесняется, и напрямую высказывает свою позицию с гордой уверенностью и устремленным в будущее взглядом:

Настанет день и час пробьет

Когда уму и чести

На всей земле придет черед

Стоять на первом месте.

Опять же, читая эти строки, невольно сам начинаешь верить в его слова. И в большинстве эти стихи написаны были для того, чтобы поднять тем самым народный дух и не дать ему упасть. Чтобы поддержать каждого, кто уже устал от всех бед, свалившихся на него в таком положении, и смог смотреть дальше. В каком-то смысле, можно смело сказать, что Бернс мог, смело поднимать восстания и быть народным вождем, так как буквально угадывает мысли каждого человека, находящегося в таком положении.

Основную идею стих-я мы понимаем через антитезу-постоянное противопоставление бедности и богатства, честности и лживости, например через предметы быта или из рассказов о повседневной жизни:

Мы хлеб едим и воду пьем,

Мы укрываемся тряпьем

И все такое прочее,

А между тем дурак и плут

Одеты в шелк и вина пьют

И все такое прочее.

обличительный стихотворение антитеза

Знатным, но глупым и невежественным людям поэт противопоставляет умных и честных тружеников. Бедняки часто бывают очень достойными людьми. Хороший человек может скрываться и за плохим платьем. И наоборот, кто носит богатые одежды, тот часто оказывается «дураком и плутом». Поэтому Бёрнс призывает нас «судить не по платью», а бедняков -- не стыдиться своей бедности.

Для усиления эффекта антитезы, а так же придания особой легкости и эмоциональности стих-ю, поэтом употребляются частые повторы и сравнения (см. выше). В наши дни стих-е популярно по своей тематике. Оно легко запоминается и может стать очень популярным, если будет переложено каким-либо современным исполнителем на новую музыку. Например, как те же песни Цоя или Высоцкого, которые так любит петь молодежь у костра. Сейчас она не особо популярна, но существует в исполнении таких малоизвестных певцов как Мария Черкаская, Ефрем Флакс и т.д, а так же известно ее воспроизведение на спектакле «Робин Гуд» на постановке одного из Московских музыкальных театров.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особливості стилю Р. Бернса, тематика творів. Короткий опис найвідоміших віршів поета, головні герої. Внесок Василя Мисика в українську бернсіану. Роль П. Грабовського й І. Франка як популяризаторів і перекладачів Бернса. М. Лукаш і його переклади поета.

    дипломная работа , добавлен 03.11.2010

    Гнівне й нещадне викриття суспільства в сатиричній поемі Р. Бернса "Два собаки". Антирелігійна тема в творчості Р. Бернса. Балада "Джон Ячмінне зерно" як полум’яний патріотичний гімн. Розкриття завдання поета та поезії в алегоричній поемі "Видіння".

    контрольная работа , добавлен 07.11.2016

    Предпосылки возникновения и первые шаги Французской революции, поэтизация революционных идей Вольтером и Руссо. Особенности песен и прозы, посвященных революции и победе над феодализмом во Франции. Применение античных образов в данном виде искусства.

    реферат , добавлен 24.07.2009

    Классификация понятия перевода поэтических произведений различными лингвистами. Общие требования и лексические вопросы перевода художественной прозы на примере поэмы "Ворон", стихотворения Марины Цветаевой "Родина" и "Мое сердце в горах" Р. Бернса.

    дипломная работа , добавлен 01.07.2015

    Понятие о двусложных размерах стиха, особенностях стихотворной речи. Чтение стихотворения "Няне". Сообщение "История создания стихотворения "Зимнее утро"". Выставка иллюстраций к стихотворению, нарисованных самими детьми. Литературоведческие минутки.

    конспект урока , добавлен 05.07.2013

    История написания стихотворения Ахматовой "Я пришла к поэту в гости", посвященного Блоку. Описание эмоционального впечатления от дружеского визита писателя. Творчество Ахматовой с позиции акмеизма. Анализ стихотворения с синтаксической точки зрения.

    презентация , добавлен 01.06.2012

    История создания стихотворения Державина "Властителям и судиям", характеристика его темы и идеи, особенности основных образов. Создание и формирование автором особой поэтической системы. Художественное своеобразие и значение произведения в литературе.

    презентация , добавлен 09.10.2013

    Интерпретация проблемы террора в "классической" исторической литературе. Политическая история Французской революции XVIII в. Марксистская историография о феномене террора во Французской революции XVIII в. Последние работы, посвященные проблеме террора.

    дипломная работа , добавлен 03.05.2016

    Общая характеристика биографии К. Томана. Анализ стихотворения "Солнечные часы". Рассмотрение основных особенностей послевоенного сборника "Месяцы". Анализ издания общего литературного манифеста "Чешский модерн". Знакомство с творчеством с А. Совы.

    доклад , добавлен 05.07.2014

    Детские и юношеские годы Александра Блока, его работа в период революции и последние годы жизни. Любовь к женщинам, нашедшая свое отображение в творчестве поэта. Тематическое наполнение циклов стихотворений "Распутья", "Город", "Возмездие", "Кармен".

Сочинение

Шотландский поэт Роберт Бернс в своем стихотворении «Честная бедность» рассуждает о вечных вопросах: что такое бедность и богатство, что такое честь и ум. Как честь и ум сочетаются с богатством и бедностью.

В стихотворении противопоставлены бедные, но честные и богатые, но нечестные люди. Он утверждает, что богатство не означает, что его обладатель - это человек честный и благородный. Скорее наоборот: часто богатый человек оказывается глупым и негодяем. Я думаю, что во времена Роберта Бернса (а он жил в XVIII веке) так и было. Тогда всем в Англии заправляли люди богатые и знатные. Они не обязательно были самыми умными, но их деньги и их титулы давали им право управлять страной. В то же время очень многие умные и достойные люди не могли найти применения своим способностям. Ведь они были бедны и неблагородного происхождения. Вот Роберт Бернс и выступает в своем стихотворении с критикой таких порядков:

* Мы хлеб едим и воду пьем,
* Мы укрываемся тряпьем
* И все такое прочее,
* А между тем дурак и плут
* Одеты в шелк и вина пьют
* И все такое прочее.

Для самого Роберта Бернса настоящая знать – это те люди, кто зарабатывает себе на жизнь своим трудом. Он говорит, что о человеке нельзя судить по платью (и я в этом с ним полностью согласна), а главное, что он умеет делать и какая у него душа. Если человек добрый, если он умный и честный, то не важно, кто он по происхождению и сколько у него денег. И наоборот, сколько бы ни было у человека денег и титулов, они не заменят ему ни ума, ни совести:

* При всем при том,
* При всем при том,
* Хоть весь он в позументах,
* Бревно останется бревном
* И в орденах и в лентах!

В то время во многих странах основой социального строя была абсолютная монархия. И король мог делать все, что он захочет. Никто не мог ему ни в чем перечить. Никто не мог критиковать его поступки, потому что он был самым знатным человеком в стране. И он мог назначить на любой пост человека глупого или нечестного только потому, что тот знатен или покорен ему: Король лакея своего

* Назначит генералом,
* Но он не может никого
* Назначить честным малым.

И все вокруг должны подчиняться таким решениям. Простые люди должны были кланяться при встрече с дворянином только потому, что это лорд. И никого не интересовало, что этот лорд может быть «бревно бревном». Таким людям Роберт Берне противопоставляет умных и честных тружеников. Для него нет никого лучше этих людей. И пусть у них мало денег, но зато они богаты душой. И он призывает этих людей не стыдиться своей бедности, не думать о себе плохо только потому, что у тебя пустой кошелек: Кто честной бедности своей

* Стыдится и все прочее,
* Тот самый жалкий из людей,
* Трусливый раб и прочее.

Я тоже так думаю. Мне кажется, что, когда бедняк начинает преклоняться перед богатством, это неправильно. Человек так унижает самого себя. Он становится настоящим рабом. Пусть не фактически, но внутри себя, в своем сердце. Он раб денег. Роберт Берне абсолютно прав: никакие деньги, никакие награды, никакая лесть и «прочее» не заменят человеку ни ума, ни чести. Мне, как и замечательному шотландскому поэту Роберту Бернсу, очень хочется, чтобы настал тот день и час, все люди будут равны друг перед другом, когда не будет знатных и неблагородных, не будет бедных и богатых. А на первом месте у всех будет стоять ум и честь!

Сочинение

В стихотворении знаменитого шотландского поэта Роберта Бернса говорится о том, что бедность не является человеческим пороком. Бедный - это не значит плохой. Так же, как и богатство не означает, что его обладатель - это хороший человек.

* Если ты беден, но честен, то стыдиться нечего.
* А тот человек, который стыдится,
* «трусливый раб и прочее».
* Богатство, считает Берне (и я с ним согласна), это внутренний мир человека, а не деньги: …Богатство
* Штамп на золотом,
* А золотой - Мы сами!

Шотландский поэт говорит нам о том, что бедняки часто бывают очень достойными и хорошими людьми. Хороший человек может скрываться и за плохим платьем. А вот тот, кто носит богатые одежды, хорошо ест, тот часто бывает на самом деле «дурак и плут». И Берне призывает нас: «…Судите не по платью». Кроме того, для Роберта Бернса настоящая знать - это те люди, которые хорошо и честно работают. Те, кто своим трудом приносят реальную пользу. А богачи часто бывают глупы и невежественны. Простые люди должны перед ними склонять головы только потому, что это знать:

* Вот этот шут - природный лорд.
* Ему должны мы кланяться.
* Но пусть он чопорен и горд,
* Бревно бревном останется!

Так было раньше, в те времена, когда жил сам Роберт Бернс. Тогда на самом деле простые люди должны были подчиняться дворянам. Но теперь это не так: мы живем в демократической стране, и перед законом здесь все равны. А человека ценят по его работе, а не по его происхождению. А в те времена король мог, например, назначить своего лакея генералом просто потому, что ему так захотелось. Но, несмотря на то, что он мог делать что угодно, все-таки король не мог сделать дурака умным или подлеца благородным:

* Король лакея своего
* Назначит генералом,
* Но он не может никого

Назначить честным малым. У человека может быть сколько угодно различных наград или званий, денег и другого имущества, но все эти вещи не могут заменить человеку ум и благородство:

* При всем при том,
* При всем при том
* Награды, лесть
* И прочее
* Не заменяют
* Ум и честь
* И все такое прочее!

Но, несмотря на то, что в его времена людей ценили за их происхождение, Роберт Бернс верит в лучшее. Он верит, что рано или поздно наступит такое время, когда людей будут ценить за их внутренние достоинства: трудолюбие, ум, совесть, честность: Настанет день, и час пробьет, Когда уму и чести -На всей земле придет черед Стоять на первом месте. Мне кажется, что такое время постепенно наступает, и в нашей стране тоже. Конечно, не всегда и не везде это так, но все-таки во многих демократических странах люди ценят не деньги и не знатность, а настоящие человеческие качества. Лично я (как и Роберт Берне) верю, что рано или поздно, но это произойдет на всей земле. Люди не будут пресмыкаться перед богатыми. Не будут стараться во что бы то ни стало разбогатеть, а будут стремиться стать богаче душевно. Верю, что люди все больше и больше будут заботиться друг о друге, невзирая на происхождение.

Я очень надеюсь, что мечта Роберта Бернса исполнится. А он мечтал вот о чем:

* При всем при том,
* При всем при том
* Могу вам предсказать я,
* Что будет день,
* Когда кругом
* Все люди станут братья.

Тип: урок формирования знаний. Вид: урок-аналитическая беседа.

Цели урока: познакомить учащихся с биографией и творчеством Роберта Бернса, выявить проблематику стихотворения “Честная бедность”, формировать умение давать нравственный анализ и оценку качеств личности, поступков и поведения людей; развивать умение находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль в тексте; совершенствовать навыки аналитической работы с художественным текстом, в том числе анализа языковой ткани текста, системы образов; развивать логическое и творческое мышление; воспитывать в учащихся доброту, чуткость, ответственность, честность, совестливость через эмоциональное восприятие произведений Р.Бернса.

Предварительная подготовка: опережающие индивидуальные задания нескольким учащимся: подготовить материал о жизни и творчестве Р.Бернса, выразительное чтение фрагментов стихов поэта, исполнение песни на стихи Р.Бернса “В полях под снегом и дождем…”; познакомившись с творчеством, нарисовать поэтический герб Р.Бернса.

Оборудование: портрет Р.Бернса, выставка книг о Р.Бернсе и сборники его стихов, дневники и письма Р.Бернса, аудиозаписи песен на стихи поэта “Любовь, как роза красная…”, “В полях под снегом и дождем…” (минус), магнитофон, компьютерная презентация по теме урока.

Эпиграф: “ Роберт Бёрнс – удивительное и редкостное явление в поэзии. Сын шотландского крестьянина и сам крестьянин, нередко слагавший свои стихи за работой в поле, он – живое и яркое свидетельство огромной духовной творческой силы народа…” (А.Т.Твардовский).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

XVIII век...далекий и прекрасный! На предыдущих уроках вы изучили произведения русских поэтов этого периода. Сегодня, продолжая изучение литературы XVIII века, мы знакомимся с творчеством замечательного шотландского барда Роберта Бернса (Приложение 1, Слайд 2 ) – смелого, веселого, жизнелюбивого неугомонного Робина, голосом которого вот уже третье столетие говорит простой народ не только его страны. Попробуем разобраться, что же позволило поэту стать на голову выше своей среды и так далеко заглянуть в будущее, чтобы спустя два с лишним столетия иметь право считаться нашим современником? Познакомимся со сведениями из жизни Р.Бернса и откроем томик его непревзойденных по изяществу и тонкости и в то же время скромных, щедрых и глубоких стихов, к которым в свое время обращались величайшие наши поэты – А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов…

III. Работа по теме урока.

Сообщения учащихся.

1 ученица. Ночью 25 января 1759 года в окрестностях шотландского городка Эйра разразился настоящий шторм. Ветер дул с такой силой, что в деревне Аллоуэй (Слайд 3 ) снесло крышу с домика трудолюбивых фермеров Бернсов, в семье которых только что родился первенец. Приютившая их старая соседка предсказала малышу великое будущее:

Разжав младенческий кулак, Гадалка говорила так: Мальчишка будет не дурак, Пускай зовется Робин! Немало ждет его обид, Но сердцем все он победит, Семью прославит Робин…

2 ученица. Прославит? Когда наутро отец Роберта чинил крышу построенного своими руками глинобитного дома, он, конечно, не предполагал, что через много лет здесь откроется всемирно известный музей… Ведь своей земли у них нет, приходится арендовать у помещика и много трудиться, чтобы обработать каменистую почву и вырастить скудный хлеб. Но по вечерам, пока Роберт заслушивается ласковыми песнями, сказками матушки, Вильям Бернс (Слайд 4 ) находит время, чтобы написать для своего сына книгу – “Наставления о вере и благочестии”, где объясняет, что такое Добро и Зло, Честь и Достоинство, Долг человека. 1 ученица. С 6 лет мальчик отправился в школу (Слайд 5), но на двоих с братом у них одна пара башмаков, и учиться приходится по очереди. Вскоре благодаря отцу в семье Бернсов появился молодой учитель Мердок, (Слайд 6 ) это он приобщит детей к лучшим произведениям Шекспира, Мильтона и других гениев пера. А любимой книгой Роберта станет подаренная отцом “Жизнь Уоллеса” (Слайд 7 ) – история героя Шотландии, боровшегося за ее независимость. В сердце мальчика вспыхивает гордость за Шотландию. Вскоре проявилась одаренность и самого Роберта. (Слайд 8 ) В 15 лет он искренне влюбился в девочку, помогающую ему убирать хлеб в поле, и свои чувства Р.Бернс впервые попытался выразить в стихах. В записной книжке он напишет: “Рифма и мелодия стиха стали голосом моего сердца”. С тех пор Роберт уже не расстается с рифмами, постоянно пытается сочинять, и любовная лирика займет одно из главных мест в его творчестве. Многие стихотворения, благодаря их напевному ритму, мелодичности, станут песнями. Песня “В полях под снегом и дождем” в исполнении ученицы. (Слайд 9 )

2 ученица. (Слайд 10 ) Из писем Бернса: “Я жаждал общения с людьми, обладал природной живостью характера, умением все замечать, обо всем составлять свои суждения”. Свои наблюдения и размышления Роберт отражает в стихах, которые часто сочиняет, идя за плугом, т.к., живя в бедности, продолжает работать в поле. (Слайд 11 ) Бернс воспевает жизнь простого народа, нелегкий труд крестьян, пахарей, угольщиков, пастухов и кузнецов – “тех, кто сердцем чист, душою прям и прожил так, как надо”, (Слайд 12 ) тех, кто по-настоящему любит свою землю и восхищается ее упоительной красотой, – “…ширь полей, и листьев свод, и даль долин, и ясность вод открыты вольным людям”. (Слайд 13 ) Поэт пишет о тех, кто умеет ценить дружбу и любовь, никогда не унывает. Ведь

Ни громкий чин, ни папский ранг, Ни Лондонский богатый банк Блаженства не дают. Но награда из наград – Слеза любви, участья взгляд, Улыбка добрых глаз!

А коль в беду мы попадем, И в ней мы доброе найдем. Пускай беда нам тяжела, Но в ней ты узнаешь, Как отличить добро от зла, Где правда, а где ложь.

(Слайд 14 ) Несчастье скоро наступило и в семье Бернсов: В 1784 г. умер отец.”Я потерял лучшего из друзей!”– напишет в своем дневнике Роберт. Памяти отца он посвятит стихотворения…

Был честный фермер мой отец.
Он не имел достатка,
Но от наследников своих
Он требовал порядка.
Учил достоинство хранить,
Хоть нет гроша в карманах.
Страшнее – чести изменить,
Чем быть в отрепьях рваных

…Надежды нет, просвета нет,
А есть нужда, забота.
Ну что ж, покуда ты живешь,
Без устали работай.
Косить, пахать и боронить
Я научился с детства.
И это все, что мой отец
Оставил мне в наследство.

О ты, кто властен и богат,
Намного ль ты счастливей?
Стремится твой голодный взгляд
Вперед – к двойной наживе.
Пусть денег куры не клюют
У баловня удачи, –
Простой, веселый, честный люд
Тебя стократ богаче!

1 ученица . В 25 лет Роберт становится кормильцем семьи, которая находится в бедственном положении. Богатый отец его возлюбленной запрещает им видеться… Что же делать? Друзья советуют попытать счастья за океаном: говорят, на плантациях Ямайки можно хорошо заработать. Но как же он оставит семью, родную землю? К тому же надсмотрщик должен быть жестокосердным… А Роберт? С какой болью пишет он о примятой горной маргаритке, о полевой мыши, гнездо которой разорил плугом, старой лошади, пересохшей реке Бруар и гибнущей в ней форели, подстреленных птице, зайце (“Стыдись, бесчестный человек! Долой твое разбойничье искусство!”)!

2 ученица. (Слайд 15) Как быть со стихами? Робкая попытка опубликовать их неожиданно увенчалась успехом. Знакомые доктор, адвокат и профессор философии помогли. И в 1786 году вышла первая книга Роберта Бернса “Chiefly” (“Чифлай”). 600 её экземпляров разошлись в несколько дней! Книгу читали всюду! (слайд 16) Сборник стихов Р.Бернса попал в столицу Шотландии – Эдинбург, и оттуда пришло письмо поэта Блэклока с хвалебным отзывом и обещанием поддержки талантливому поэту. 27 ноября 1786 г. на чужой лошади без единого рекомендательного письма и почти без денег Бернс отправился в столицу, захватив с собой свои новые произведения.

1 ученица. Эдинбург с восторгом встретил “поэта-пахаря”, “поэтическое чудо из провинции”. Здесь будут напечатаны следующие сборники стихов, поэмы. Значительную часть своего первого и единственного большого гонорара Бернс сразу же отправит матери. (Слайд 17 ) В 1787 году поэт дважды осуществит поездки по стране. Накопленные впечатления найдут отражение в новых произведениях, которых ждет вся читающая Шотландия. Во многих стихах – признание в любви своему родному краю.

Чтец. В горах мое сердце... Доныне я там. По следу оленя лечу по скалам. Гоню я оленя, пугаю козу. В горах мое сердце, а сам я внизу.

Учитель: Стихи Роберта Бернса очень близки к народным балладам и песням, любовь к которым поэт впитал с молоком матери. (Слайд 18 ) Бернс первым показал шотландцам и англичанам значение народной речи, издав в 27 лет (в 1786 г.) сборник “Стихотворения, преимущественно написанные на шотландском диалекте”, а затем ему удалось собрать и подготовить к изданию произведения шотландского поэтического фольклора: народные предания, баллады, песни, поэмы. Можно сказать, Роберт Бернс заново открыл для своей Родины сокровищницу народного творчества.

(Слайд 19) В одном из своих последних стихотворений поэт восклицал: Да здравствует право читать, Да здравствует право писать! Правдивой страницы лишь тот боится, Кто вынужден правду скрывать.”

Всю свою жизнь поэт доискивался до правды. Какие же мысли поэта отражены в его стихах? Познакомимся с одним из них – “Честная бедность”.

3. Выразительное чтение стихотворения учителем.

4. Аналитическая беседа с учащимися.

– Что мы можем сказать о лирическом герое стихотворения? Кто он по своему происхождению? Легко ли ему живется? Обратите внимание на эпитеты в 1 и 4 частях. В чем смысл повтора? Что хочет подчеркнуть автор?

(Честная бедность, честный труд. Несмотря на то, что герой стихотворения – простой человек, изнурителен его труд, тяжела доля, он беден, у него ничего нет, но это честный труженик, исполненный чувства человеческого достоинства!)

– Но только ли о нем пишет Бернс? В чем особенность построения стихотворения? (вспоминаем определение антитезы). Какие образы противопоставляются в стихотворении?

(Нелегко живется лирическому герою, а богачи, лорды “одеты в шелк… и вина пьют”)

– Как пишет поэт о таких людях? Какие художественные приемы использует?

(Бернс возмущен, он использует приемы иронии, насмешки: “Вот этот шут – природный лорд. Ему должны мы кланяться…” Лорд “чопорен и горд”, но на самом деле он оказывается шутом, и как бы его ни одели, ни вознесли, “бревно останется бревном”, – глупым, ленивым).

– К чему призывает поэт читателя?

(“Судите не по платью…”, “Награды, лесть и прочее не заменяют ум и честь и все такое прочее…”. Размыщления о внутренней красоте человека.)

Какие из этих пословиц применимы к герою стихотворения? Почему?

“Где честь, там и правда”, “Правда любого врага одолеет”, “Без труда нет добра”, “Доброе имя дороже богатства”, “Лучше жить бедняком, чем разбогатеть с грехом”.

– В чем же заключается, по мнению поэта, настоящее, подлинное богатство человека? Чем измеряет Р. Бернс истинную ценность человека?

Словарная работа (по словарю В.И.Даля ):

Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Честь ум рождает (а бесчестье и последний отымает). Честь по заслугам.

– Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему?

В стихотворении “Честная бедность” слышится грусть поэта. Ведь, по его мнению, бедняки – честные труженики – достойны лучшей судьбы! Их, страдающих от невзгод, Бернс очень любил. Сколько сострадания в его словах: “Если бы я мог, я осушил бы все слезы на всех глазах!”

Поэт гордился своей принадлежностью к трудовому и свободолюбивому народу. Когда-то слава открыла перед ним двери дворцов, но он так и не разбогател и умер в нищете…Только через много лет английский король назначит вдове Р. Бернса пенсию, но верная памяти Роберта, она откажется от нее, сохранив человеческое достоинство.

И в своем стихотворении Р.Бернс убеждает нас не падать духом, надеяться на лучшее.

– Во что, по вашему мнению, верит поэт?

Настанет день и час пробьет,
Когда уму и чести
На всей земле придет черед
Стоять на первом месте.

Все-таки автор делает глубоко оптимистичный вывод. Он верит в счастливое будущее своего героя, хотя не знает, когда это будет. Но в своем стихотворении поэт утверждает: простой человек, честный труженик обязательно обретет свое счастье! Добро обязательно победит зло, а честная бедность - нечестно нажитое богатство.

III. Итоги урока.

– Сегодня вы узнали о жизни и творчестве замечательного шотландского поэта и рассмотрели одно из его стихотворений. Каким представляется вам Роберт Бернс, человек и Поэт?

(Обращаемся к портрету Р. Бернса, отзыву Вальтера Скотта (Слайд 20 ): “В нем ощущалась большая скромность, простота и непринужденность… Во всем его облике чувствовались ум и сила, и только глаза выдавали его поэтическую натуру и темперамент. Большие и темные, они горели, когда он толковал о чем-нибудь с силой и увлечением. Никогда в жизни я не видел таких глаз. (Слайд 21) Его речь была полна свободы и уверенности, без малейшего самодовольства. Он высказывал свои убеждения твердо, но сдержанно и скромно. Стихи свои читал неторопливо, выразительно и с большой силой…”)

Все самое главное поэт сказал именно своими стихами! Активно восприняв и осмыслив творчество Р.Бернса, один из вас попытался выразить свое понимание его поэзии в символах. Посмотрим и послушаем.

Демонстрация индивидуального творческого задания “Поэтический герб Р. Бернса” (словесно – изобразительная работа. В рисунке и пояснении к нему делается попытка передать своеобразие поэзии Р.Бернса и свое понимание смысла его произведений.) (Приложение 2)

– А как отозвались о замечательном шотландском поэте наши писатели? Прокомментируйте эпиграфы (Приложение 1, Слайд 22 ):

“Роберт Бёрнс – удивительное и редкостное явление в поэзии. Сын шотландского крестьянина и сам крестьянин, нередко слагавший свои стихи за работой в поле, он – живое и яркое свидетельство огромной духовной творческой силы народа…” (А.Т.Твардовский). И.С.Тургенев. Из письма к Н.А.Некрасову: “"Я уверен наперед, что ты придешь в восторг от Бернса и с наслаждением будешь переводить его. Бернс – это чистый родник поэзии". Вот к нему мы и пытались прикоснуться сегодня на уроке (проанализировать работу учащихся, выставить оценки).

Домашнее задание. Напишите размышление на тему “О чем заставляют задуматься стихи Роберта Бернса? Насколько актуальны они в наши дни?” в форме письма своему английскому сверстнику. Для этого познакомьтесь и с другими стихотворениями поэта, рекомендованными для среднего школьного возраста.

Обзор выставки. Предлагаю вам прочитать Бернса в переводахС.Я.Маршака, который, по замечанию поэта Александра Твардовского, “сделал Бернса русским, оставив его шотландцем". Для тех, кто заинтересовался жизнью великого шотландского поэта, – томик “Роберт Бернс” из серии “Жизнь замечательных людей”. Для любителей музыки – диски с многочисленными песнями из кинофильмов, мюзиклов, балладами на стихи Бернса.

Прослушиванием фрагмента одной из них заканчиваем урок. Аудиозапись песни на слова великого народного поэта (Слайд 23) Р.Бернса “Любовь, как роза красная…” Рефлексия : на “розочках” (карточки в виде цветка) самоанализ чувств, открытий, эмоционального состояния на сегодняшнем уроке.

Список использованной литературы

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах, Т. 4. М., Прогресс, 1994, с. 1326.
  2. Елистратова А.А. Роберт Бернс. Критико-биографический очерк. - М., 1957, 159 с.
  3. Райт-Ковалёва Р. Роберт Бернс. М., "Молодая гвардия", 1965 (ЖЗЛ), 352 с.
  4. Роберт Бернс в переводах С.Маршака. Государственное издательство художественной литературы, М., 1957, 451 с.