Что красота почему ее обожествляют. Что такое женская красота и почему ее обожествляют люди? Кто из вас без греха…

Заявленное мероприятие – «Встреча-знакомство в ПСТГУ: О женской красоте» – оказалось искренним и глубоким разговором священника Александра Ильяшенко с первокурсниками православного вуза.

В начале беседы отец Александр поднял тему, очень важную в контексте православного понимания «женской красоты»:

«Есть такое псевдосмирение – думать о себе хорошо как бы не по-христиански. Когда ко мне в первый раз приходит молодая девушка, я практически всегда задаю вопрос: “Скажи, пожалуйста, на раз-два-три, какова твоя самооценка – плохая ты или хорошая?” – И 90% мне говорят: “Плохая”. Я говорю: “Спасибо, ты мою статистику не испортила”. Ответ типичный и совершенно неправильный. И за совершенно типичные неправильные ответы типичная оценка – кол с минусом. А чтобы дать правильный ответ, надо чуть-чуть порассуждать.

Человек – вершина творения Божьего, правильно? Человек по образу и подобию Божию создан, так? Так. Значит, душа каждого человека бесконечно прекрасна, так? Значит, как же можно говорить, что ты плохая? Наоборот, хорошая, даже очень хорошая. Но грешная. Вот правильный ответ: хорошая, но грешная. Понятно? Иногда так неуверенно кивают головой. “Повтори, пожалуйста”. – “Ну, мне неудобно…” – “Хорошо, тогда скажи: отец Александр, Вы сказали, что я… И моими словами повтори”. Хорошо, повторила. “Ладно, а если ты хорошая, то тогда почему ты такая грешная, скажи, пожалуйста?”»

Человек должен знать, что у него есть перспектива

«Человек всегда должен видеть перспективу. Грех – это не норма, это какая-то шелуха, короста. Допустим, на щеке вскочил нарыв. Щека твоя? Твоя. Нарыв, вроде, твой? Твой. Но это не ты, это не норма. Пройдет – и всё будет нормально. Так и грех. Ты грешный? Грешный. Грех твой? Твой. Но грех – это не ты. Господь греха не сотворил. Грех – это какой-то мираж, это то, что видно, но, на самом деле, этого нет. Потому что в мире реально существует только то, что сотворил Бог. Грех – это некая псевдореальность. Мы все в нее погружены, все мы – грешные люди. Но это то, чего не должно быть.

Если человек кается, то Господь имеет власть изгнать этот грех в небытие, откуда он каким-то образом произошел. Это некая тайна, но с грехом можно радикально справиться с Божьей помощью. И если ты понимаешь, что ты хороший, но грех – это твоя болезнь, это не норма, если ты приложишь усилия, то с Божьей помощью ты справишься с любым грехом. Человек должен знать, что у него есть перспектива.

Второе, женская красота, что это такое? К красоте можно относиться субъективно. Один относится так, другой относится этак. Но, на самом деле, есть некая объективная, Богом сотворенная сущность. Мы к ней сейчас подойдем через некоторое время.

Очень многие девушки недовольны своей внешностью. Я спрашиваю: “Слушай, ты насчет своей внешности комплексуешь?” – “Да”. Я говорю: “Ну и отлично, хорошо. Давай теперь тоже будем рассуждать”.

Теорема о женской красоте

На этот счет я даже некую теорему доказал.
Всё, что мы видим, сотворил Господь. Так, как Господь сотворил, невозможно лучше придумать. Господь сотворил видимый мир, невидимый мир, животный мир, человека. Теперь давайте посмотрим: в животном мире самцы привлекательней самок. Первый, кто приходит в голову, – это лев. Царственный зверь, огромная грива. Или олень с огромными рогами, селезень, возьмите, петушок, даже воробушек. Воробьиха серенькая, а воробушек – с галстучком черным. В животном мире Господь сотворил так, как Он считал нужным. А у людей не так. Не зря же женский пол называют прекрасным, правильно? Значит, женский пол прекрасный? Возражений нет? Нет. Хорошо. Раз женский пол прекрасный, значит, все женщины прекрасны, правильно? Значит, каждая женщина прекрасна. То есть каждая женщина прекрасна . Значит, Катенька, Машенька, Олечка – они прекрасны. Правильно? Теорема доказана.

Это Господь так сотворил, а я всего лишь некую цепочку рассуждений предлагаю.

Мужской и женский взгляд на женскую красоту

Но опять-таки человек должен знать свои сильные стороны, на что он должен внутри себя опираться. То, что Господь ему объективно даровал. Но у нас, к сожалению, к этой важнейшей категории относятся очень и очень неправильно и даже соблазнительно. Потому что есть мужской и женский взгляд на женскую красоту. Ну вот, если мы хотим узнать мужской взгляд, можно спросить у лучших. Александр Сергеевич Пушкин:

Дианы грудь, ланиты Флоры
Прелестны, милые друзья!
Однако ножка Терпсихоры
Прелестней чем-то для меня.

Вот крокодил, да? Как барышник, который покупает лошадь на базаре, обсуждает стати, да еще с приятелями. Это мужской взгляд, повторяю, лучшего представителя. Если спросить у какого-нибудь портового рабочего, то уши завянут заранее. Это я вам представляю, понятно, и книжки читаю, и сам как-то смотрю и вижу, но тут недавно меня Господь умудрил. Я думаю, а чего я размышляю, как бы девушкам рассказывать, что это такое? А вот спрошу у них в самих. Я в исключительном положении нахожусь. Вот она стоит, и я стою. Говорю: “Ну-ка скажи мне, пожалуйста, что такое, по-твоему, женская красота?” – “Ну, внешнее – это не главное… Доброта, скромность, еще какие-то качества”. Одна ответила просто гениально: “Женская красота – это свет изнутри”.

Вы все, конечно, знаете эти слова, только к ним относятся, как к каким-то цветам красноречия, и это неправда. Так вот: “Есть женщины в русских селеньях”, – это констатация факта. “Пройдет – словно солнце осветит! Посмотрит – рублем одарит!” – это констатация факта. Речь идет о внутренней женской красоте. Это нечто, Богом сотворенное, и нечто невыразимо прекрасное. Причем Господь сотворил её так, что действительно, посмотрит – рублем одарит. Вот так Господь устроил природу, нас с вами устроил.

Только одна мне стала говорить: “Да, это какая-то гармония внешнего и внутреннего…” Но оказалось, что она танцовщица ночного клуба. Я ей говорю: “Ну чего ты там делаешь? Почему?” – “Ну, вот деньги надо…” Слава Богу, больше там не танцует. Она работает где-то в больнице.

Целомудрие – это что-то сверхъестественно прекрасное

Конечно, слава Богу, что человек – существо темпераментное, слава Богу, что мы – не деревяшки. Было б очень скучно, если бы мы были без эмоций. И иногда эмоции захватывают так, что человек совершенно здоровый, совершенно нормальный, а ведет себя как сумасшедший. Никакая медицина ничего не заметит, поставит твердую норму – всё нормально, а ведет себя человек – ну просто неуправляемый. Как объяснить, что так вести себя нельзя? Ведь девушка по природе должна быть целомудренная, правильно? И мужчина должен быть целомудренный. Но эта добродетель, как любой дар Божий, – это что-то сверхъестественно прекрасное.

Так вот, целомудрие в большей степени присуще женской природе, нежели мужской. Конечно, “целомудренный мужчина” и “нецеломудренный юноша” – это вполне возможные словосочетания, но практически редкие. А вот “целомудренная девушка” – это у всех на слуху. Так вот, если человек начинает неправильно себя вести, полезно для нашей прекрасной половины знать, как на такое поведение смотрят с мужской точки зрения. В Библии – это книга всеобъемлющая – я наткнулся на слова великого царя Соломона. Вы знаете, что библейский язык символический, очень многозначный, слово употребляется не в буквальном смысле, а в него вкладывается гораздо больше, чем просто звучит.

Я буду цитировать царя Соломона и комментировать. Так вот, говоря о женской красоте, он говорит: “Что золотое кольцо”, – то есть женскую красоту он сравнивает с золотым кольцом. Теперь остановимся. Золото, понятно, – драгоценный металл. Он идет не только на царские украшения, но употребляется для того, чтоб украсить храм, для того, чтоб воздать честь Божеству, такое высокое у него достоинство. А кольцо – простая форма, казалось бы, но это символ совершенства. Ничего не прибавишь, не убавишь. Значит, речь идет о драгоценном совершенстве. “Что золотое кольцо”, – а дальше гениальный переход. Вот потому Соломон премудрый и великий. “Что золотое кольцо в носу у свиньи”, – это нелепость, невозможно себе представить, ненормально. Как это может быть: такая совершенная драгоценность в свином рыле, которое роется в нечистотах? Ни формы, ни материала не видно.

“Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и – безрассудная” . Есть строгое поведение, есть нормальное поведение, есть вольное поведение. Так вот, в мужских глазах это вольное поведение описывает царь Соломон. Конечно, можно им пользоваться. Слово “пользователь” – очень хорошее слово “юзер” вошло в употребление. Пользователи женской красоты, женской неопытности, легкомыслия, – пожалуйста, охотников полно. И при этом этот охотник не испытывает уважение и даже благодарность. Потому что нельзя вести себя безрассудно.

Можно всё, если не задумываться над последствиями

Сейчас я немножечко отвлекусь, есть такой замечательный анекдот, я понял, что его можно несколько расширительно толковать в применении к нашей теме. Могут спросить: почему себя нельзя вести так, как сейчас принято, не как традиционно в XIX-м, XVII-м веке и раньше? Я отвечу сразу: можно, пожалуйста. Можно всё.

Анекдот такой: “Скажите, пожалуйста, грибы есть можно?” – “Можно”. – “Любые грибы можно есть?” – “Да, конечно, любые грибы можно есть”. – “Правда?” – “Но надо иметь в виду, что некоторые грибы едят один раз в жизни”.

В этом смысле, если не задумываться над последствиями, можно всё. Но если ты задумываешься над последствиями, тогда ты должен себя ограничивать. И этим, собственно, взрослый человек отличается от молодого. Молодые люди могут быть в таком пике обучаемости, талантов, память прекрасно работает, и они могут превосходить взрослого на сто очков вперед. Но у них нет того, что дается с годами – нет жизненного опыта, нет умения или навыка оценивать последствия своих поступков.

Если задумываться о том, что будет из того, что я сделаю так, так и так, вот тогда вы увидите, что не зря написаны заповеди Божии, не зря такие строгие ограничения. Потому что они проистекают из человеческой природы. Вот так же, как правила уличного движения, они написаны кровью. Можно их нарушать, но 30 тысяч человек гибнет на дорогах нашей страны каждый год, потому что люди не соблюдают правила уличного движения – водители и пешеходы. Вот так и заповеди Божии дарованы нам как правила, которые нас оберегают от нашей собственной неосторожности. Это не занудство: не делай этого, лиши себя такой-то радости, такой-то радости. Нет. Не делай этого, иначе тебе будет плохо – ты будешь страдать.

Столько настоящего горя, настоящего страдания мы видим, и поразительно, как глубоко человечески оправданы все предписания, которые так бережно и так твердо хранит Церковь. Не для того, чтобы загнать жизнь в угол и превратить её во что-то серое и обыденное, а чтобы уберечь, чтобы не ранить душу грехом, который душу страшно уродует».

Затем отец Александр напомнил сюжет повести “Портрет Дориана Грея” Оскара Уайлда. И рассказал похожую историю:

«Как-то лет десять-пятнадцать назад на исповедь подходит девушка, высокая, стройная, как оказалось, – кандидат в мастера по художественной гимнастике. На лбу шрамы, на щеках шрамы, на груди шрамы, на глазах темные очки. “Что произошло?” – “Да вот”, – говорит, – “на Новый год пустили петарду, а она полетела мне в лицо”. Просто так ничего не бывает. Вот я “Портрет Дориана Грея” читал и спрашиваю: “А чем ты занимаешься?” – “Работаю моделью”. – “И в одежке снимаешься?” – “И в одежке снимаюсь”. – “И без одежки снимаешься?” – “И без одежки снимаюсь”. Говорю: “Ты понимаешь, сколько ты сделала со своей душой, если Господь тебе явно показал, как ты свою душу искалечила, изуродовала?”

Грех – это страшная катастрофа, которая может изувечить человеческую жизнь, человека молодого, радостного, который смотрит с надеждой в будущее, превращает в израненное, болезненное существо – и самооценка занижена, и грехи давят, потому что искалеченная душа не может жить так же радостно, так же благодарно и благодатно, как душа, которая не повреждена тяжелым грехом.

У нас в народе есть антидуховное присловие: не согрешишь – не покаешься. Нужно к этим словам относиться наоборот: нужно каяться так, чтобы не грешить. Склонность к греху есть в каждой душе, первородный грех сказывается на каждом из нас. Это нужно совершенно твердо осознавать. И слава Богу, что Господь избавляет тебя от тяжких грехов. Слава Богу. Нужно знать, что каждый человек, к сожалению, может оступиться. И нужно каяться так, чтобы, действительно, в минуту жизни трудную не согрешить.

Кто из вас без греха…

В заключение – о том, что всё совсем не так просто, и, на самом деле, всё по милости Божией, я вам приведу всем, конечно, известный евангельский рассказ о грешнице, которую простил Господь. Слова, которые Он произнес: “Кто из вас без греха – первый кинь в нее камень”, –вспоминаются очень легко. Господь простит, и никто камнями кидаться не будет. Этот знакомый рассказ я чуть-чуть прокомментирую.

Как вы помните, Спаситель сидел во дворе храма на скамеечке, вокруг него были слушатели, и Он их учил Царствию Божию. И вдруг, представьте себе (я, например, себя в такой кондиции представить не могу), идет толпа – мужики с камнями, волокут женщину, которую застукали, так сказать, на месте преступления, и вот они готовы в нее кидать эти камни. Я, конечно, иногда выхожу из себя, но не могу себе представить, чтоб я был в таком состоянии, чтобы кинуть в женщину камень. Вот какая толпа – как будто зло сгустилось – приближается, оттесняет слушателей, окружает Спасителя, чтоб не убежал, ставят её перед Ним и говорят: “Учитель, мы её взяли в прелюбодеянии. И таковых закон Моисея повелевает побивать камнями. Что Ты скажешь?”

Спаситель опустил голову и ничего не отвечает. А что ответить? Представьте себе любого из нас, допустим, меня, я сижу на Его месте, и мне задали этот вопрос, вот что бы я ответил? Я скажу: “Ну, ребята, вы чего, спятили что ли? Отпустите её”. Но они же пришли к Спасителю, чтоб Его убивать. Они ж загнали Его в ловушку. Хотели загнать. Они привели её для того, чтоб Его увидеть. И, услышав такой ответ, они б сказали: “Отлично! Значит, Ты хочешь, чтоб у нас была безотцовщина, чтоб наши девки гуляли направо и налево, чтоб жить, как в окружающих народах. Значит, Ты сам такой. Всё, пойдем с нами – мы забьем Тебя камнями”. Они ради этого и пришли. Всё это вычислить совсем нетрудно.

Он мог бы сказать: “Чего вы у Меня спрашиваете? В законе написано? Написано. Так и поступайте”. Но это же значит подписать ей смертный приговор. И они на этом не успокоятся, скажут: “Отлично, молодец, правильно. А теперь вот Тебе камень, пойдем с нами – и Ты первый в нее кинешь, белоручкой не останешься”. Значит, смерть либо физическая, либо нравственная. И вот что сказать, что ответить?

Спаситель сидит, опустив голову. Но только эти бандиты, я не знаю, как их назвать, видят, что Он абсолютно их не боится. Во всем облике такое величие, такое мужество, что они понимают, что Он молчит не потому, что не знает, что сказать, а потому, что не хочет с ними говорить. Почему? А потому что толпа в таком состоянии не способна ничего воспринимать, когда такая агрессия через край. И вот они напирают на него: “Учитель, скажи!” Он молчит совершенно бестрепетно, бесстрашно, совершенно спокойно.

И тогда в толпе происходит перелом – толпа, оставаясь такой же агрессивной, становится способной воспринимать обращенные к ней слова. И вот тогда Спаситель поднимает Свой лик, обводит толпу взором, который трудно описать, столько в нем любви, света, кротости, взор, который проникает в самые темные закоулки каждой души: “Что же ты? Сколько у тебя грехов на душе? Что ты пришел сюда убивать? Что ты пришел делать?” И каждому-каждому Господь заглядывает в глаза. И толпа стихает.

Вот тогда Он произносит свои знаменитые слова: “Кто из вас без греха – первый кинь в нее камень”. И снова опускает голову, чтобы не смущать, не давить, снова сидит, опустив голову, так же спокойно, так же величественно, так же бесстрашно. И им становится стыдно. И вот один за одним они стали выкидывать камни и расходиться. Спаситель сидит, по-прежнему, опустив голову.

И осталась эта женщина одна. Казалось бы, ей бы смыться скорей, привести себя в порядок, одеться как-то и забиться куда-нибудь в уголок подальше, чтоб её никто не трогал. Но она стоит и не может уйти, пока Он ей не скажет. И Спаситель поднимает голову и говорит: “Ну что, женщина, где твои обвинители? Никто тебя не обидел? И я тебя не осуждаю. Иди и впредь не греши”. Так вот, эти слова “Кто без греха – первый кинет камень” – цена жизни этой женщины. И, на самом деле, цена Жизни, потому что Спаситель отвечал за её спасение, и другой на Его месте бы погиб. Так что мы со всей серьезностью должны относиться к тому, что с особой милостью Господь нам заповедовал.

Я хотел бы привести еще одну цитату, еще один мужской взгляд на женскую красоту. Это апостол Пётр. Как вы знаете, апостол Пётр – простой рыбак, и так до конца жизни остался неграмотным. Для контраста вообразите себе, что вы говорите о женской красоте с рыбаком – уши завянут… Так вот, апостол Пётр, обращаясь к женщине, говорит: “Да будет украшением вашим…” – пожалуйста, нужно одеваться и нарядно, и со вкусом, и красиво, и чтобы шло, понятно. – “Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос…” – правильно, Господь даровал волосы, они очень красивы, особенно женские, правда. Но это внешнее. Не внешнее плетение волос, не золотые украшения и нарядность в одежде, это всё – внешнее. А вот дальше совершенно потрясающее определение, что такое женская красота, по сути, – “Но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом”.

Господь создал такую сокровенную внутреннюю красоту, которая перед Ним Самим драгоценна, не только перед людьми. Господь устроил так, что, действительно, ты иногда посмотришь и думаешь: Господи, какую ж Ты красоту сотворил потрясающую».


Отцу Александру студенты задали много вопросов, и если бы не позднее время, встреча бы затянулась надолго.

“У меня есть книжка “Как найти семейное счастье”. Так вот, я, может быть, выскажу несколько спорную вещь, но я молодым мужьям такой вопрос задаю: “Скажи, пожалуйста, кто в семье главный?” – “Ну, конечно, муж”. Говорю: “Нет, брат, ты ошибаешься. В семье главный – совет и любовь. Мужчина и женщина пред Господом равны – равноценные личности”. И вообще, еще раз, скажите мне, пожалуйста, кто персонально высшее творение Божье?

– Человек.

Персонально. Не обобщенно, а персонально.

– Адам и Ева. Каждый человек.

Ошибаетесь. Божья Матерь, честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим. Правильно? Значит, выше Её нет никого ни на земле, ни на небе. Значит, нечего выпендриваться и надувать щеки, что мы такие-сякие. Конечно, должно быть единоначалие, кто-то должен принимать решения. Но принимать решения – это не значит, что ты самодур. Так вот, если ты в жене чувствуешь равную пред Богом личность, значит, всё должно быть в семье по обоюдному согласию. А если в семье совет и любовь, где двое или трое собрались, значит, Господь в семье главный, если этот мир духовный в семье поддерживается обоими супругами.

Конечно, трудно быть правым. Трудно. Объяснить человеку, не обидев его, не оскорбив, не унизив, не раздражив, что правда-то у тебя – это совсем непросто. Нужно очень напрячься, чтобы человек тебя воспринял. А где трудно, там трудно – еще мудрость такая. Мы хотим расслабиться, раз-два – и чтобы вся задача была решена. Она просто так не решается, это нам так кажется. И в результате, от того, что кажется, получается скандал. А если ты подумаешь, как донести – значит, донесешь.

Вы, наверное, многие занимаетесь пением и знаете, что, на самом-то деле, не один музыкальный слух, а три: первый – услышать, второй – воспринять, а третий – передать. Вот тогда ты сможешь воспроизвести сложное музыкальное произведение и донести до слушателей то, что хочешь выразить. Но для этого ты на клавишах должен хорошо играть. У меня такая дежурная шуточка есть, когда кто-то хорошо сыграет, я подхожу и говорю: “Ой, как ты хорошо на клавиши нажимаешь, научи меня, пожалуйста”. Кто музыкой занимается, тот знает, что это постоянный труд, огромный, продолжительный, многолетний, ежедневный труд. Но так же донести до человека – это тоже труд. Ты должен донести до него свою правильную мысль правильно, чтоб он её воспринял, а не отторгнул».

– Отец Александр, какие качества Вы можете отметить в мужчинах, главные с точки зрения мужчины как будущего отца семейства и главы семьи? Как они воспитываются?

«Вопрос очень хороший. Можно сказать, что настоящего мужчину воспитать гораздо труднее, чем хорошую прекрасную девушку. Это действительно так. Многие девушки не могут выйти замуж, потому что нет достойного жениха, потому что или бабники, или пьяницы, или еще какие-то непонятно. Но воспитывать надо, как раньше воспитывали, конечно, делая поправки на современную жизнь. Я просто пример приведу.

Когда-то давно, без малого 20 лет, подходит ко мне мужичок, ростом с меня, поплотнее только. “Я, – говорит, – человека убил”. – “Как?!!”

Дело было в Магнитогорске, где-то 50-е годы, он шел поздно вечером по улице, и видит – там чуть не десять парней волокут куда-то девушку. “Ну и, – говорит – я вступился. Ясное дело – они на меня. Я побежал. Они – за мной. Но я бежал быстро. Они растерялись. Ну, они не знали, что я чемпион города по боксу и стал укладывать одного за одним. Вот один оказался хлипкий”. Я уже не помню, что я ему сказал, помню, что я был ошеломлен, конечно. И даже я не спросил, что с ним правосудие сделало, к сожалению, не догадался. Вот реакция нормального мужчины. Так и должно быть.

Другая история, совсем недавно, слава Богу, там все живы, шел человек тоже поздно вечером и видит – два парня к девушке пристали. Он их обоих уложил, а на девушке со временем женился. Он в МВД служит, был в штатском тогда.

Так что воспитать такие рыцарские качества в мужчинах очень трудно, потому что сейчас современное законодательство против таких проявлений. Если сейчас бы разбирали это дело с Магнитогорском: значит, они тебя трогали? Нет. Они чего-нибудь сделали? Нет. Они тебе чего-нибудь сказали? Нет. За что ж ты их стал бить?

Вся наша жизнь перевернута. И в этой перевернутой жизни очень трудно находить правильные решения. Но есть такое слово “благородство”, выпавшее из нашего лексикона. Нужно помнить, что человек – существо благородное в самом лучшем, полном смысле этого слова. И надо учиться и из литературы, и из жития святых, и молиться, стараться воспитывать в себе такие благородные качества».

– В чем, по-Вашему, истинное счастье?

«Очень хороший вопрос. Конечно, трудный. Но, собственно, вы, наверно, знаете, счастье – соучастие в Божественном замысле. Господь каждому человеку желает спасения. И если ты спасаешься, в монастыре ли, в семье ли, если ты стараешься исполнять заповеди Божьи, ты стараешься искать, находить, выполнять волю Божью, значит, ты будешь счастлив.

Апостол Павел дал потрясающее определение: плод духовных усилий есть любовь, на первом месте, в христианском понимании, на втором – радость. То есть интересно, на втором – радость. Если человек радостный, значит, это критерий. Насколько ты хорошо любишь или нет – это трудно оценить, а если ты радостный – это критерий. Если у тебя на душе светло и радостно, значит, всё хорошо. Если тоска – значит, какой-то грех бередит в твоей душе. Любовь, радость, мир. Причем мир с Богом, мир с самим собой и мир с окружающими».

– Как обрести смирение?

Вот так мы к Господу и обращаемся. Ты попросил – Господь еще быстрей, чем человек, среагирует. Ты хочешь смирения – Господь тебе протянет. Научись принимать. А ты попросил и думаешь, что никто тебя не слышал, никто на твою просьбу не отреагировал, и начинаешь реагировать совершенно неправильно. Так вот, просишь – будь уверен, что Господь даст тебе смирение. А смирение – это сила преодолевать свои слабости. Человек должен быть сильнее своих слабостей. Смиренный человек – это сильный человек, который преодолевает любую свою слабость».

– Что такое истинная любовь? Как Вы её видите?

Как пример истинной любви и верности отец Александр рассказал историю его дядюшки и его супруги. История их знакомства была романтичной: они оба были студентами Московской Консерватории, были вместе на концерте и полюбили друг друга с первого взгляда. Это было в 1938 году, у них родилась дочка, а в 1941 году началась война. В 1942 году дядюшка был отправлен на фронт, он сам решил это, хотя и мог добиться отсрочки или освобождения от призыва на фронт. Виделись они после этого только один раз, когда молодая жена каким-то невероятным способом смогла попасть к мужу на передовую, когда фронт проходил недалеко от Москвы. Это была очень короткая встреча. А через некоторое время с фронта пришла похоронка. Несмотря на то, что тетушка была молода, очень красива и талантлива, она больше не вышла замуж, растила дочку одна и осталась верна своей любви, верна своему мужу и после его смерти.

Сохранились письма дядюшки с фронта своей жене, которые свидетельствуют об удивительной красоте и глубине их чувств: «Слов нет, очень тяжело друг без друга, но ведь пока мы живы – это наше, нашу любовь ничто не может отнять от нас, а лишь изменить ее форму. Пока мы живы, мы можем и должны уже сейчас перекинуть мостик (пускай мысленно, пускай без всяких реальных оснований) от нынешнего безвременья к лучшему будущему… Пускай не будет моих писем, пускай меня самого не будет – я всегда с тобой, ибо если есть какая-то неумирающая частица, то тем более она есть в любви, которая есть та же жизнь, но только в ее лучшем и чистом виде». Было ему всего лишь 24 года.



– Расскажите, пожалуйста, о соотношении понятий любовь и страсть.

«К сожалению, богатый и могучий русский язык в нескольких понятиях оказывается удивительно беден. У греков для слова “любовь” есть три глагола, а у нас только один: “люблю картошку” и “люблю жену” – одно и то же слово. Поэтому понятно, что речь идет о высшем проявлении, которое Церковью понимается.

А страсть – это, на самом деле, слабость. Это нечто в тебе, что сильней тебя самого. Апостол Павел а Послании к Римлянам говорил: «Бедный я человек – то, что хочу хорошее, не делаю, а что не хочу плохое, то делаю». Когда нечто в тебе подчиняет тебя самого, когда не ты собой командуешь, а нечто.

Одна моя прихожанка написала статью с очень замечательным названием “Играй, гормон”. Когда в тебе гормон играет так, что ты не можешь ему сопротивляться, не можешь противостать этому самому пусть психофизическому, любому какому-то кипению, которое в тебе происходит, значит, это и есть страсть, и ты слабее неких пусть сильных, пусть естественных, но проявлений своей натуры, которая должна быть в подчинении у тебя самого. Ты командуешь, а не твои проявления руководят тобой».

– Что делать девушке, если её преследует молодой человек?

«На самом деле, это серьезные проблемы, не надо смеяться, потому что действительно это жизненная, совсем непростая ситуация. Поставить себя на место этой девушки – совсем не до смеха.

У нас есть психологические особенности. Известно, что интересно дразнить того, кто реагирует, а если не реагирует, то и дразнить неинтересно. Вот так и здесь: если не будешь никак, очень четко и корректно, и определенно реагировать, то и, в конце концов, надоест ему бесплодно бегать. Не заводиться, не злиться, не обижаться, а при этом очень-очень сильно молиться, чтоб Господь дал силы выдерживать этот стресс».

И хотя вопросов было еще много, пришло время закончить встречу. К тому же тему женской красоты, брака, верности, благородства невозможно исчерпать за один вечер. Но отец Александр так глубоко и интересно вел беседу, что наверняка многие молодые люди и девушки по-настоящему задумались об этих важных вопросах.



Подготовила Тамара Амелина

Видео Виктора Аромштама
Фото Александра Филиппова

«Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка»

Вопрос о том, что представляет собой человеческая красота, является достаточно философским. Для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей. Однако наш мир устроен так, что людям с непривлекательными чертами лица и нескладной фигурой намного сложнее, чем красавцам, доказать себе и другим, что они действительно достойны любви и уважения. Именно этому аспекту человеческих взаимоотношений посвящено стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка», написанное в 1948 году. В основе этого произведения – увиденная автором сцена из обычной жизни, главной героиней которой является обычная московская девочка. Природа не наделила ее красотой, которой могут похвастаться дети в ее возрасте, и среди своих сверстников «она напоминает лягушонка».

Описывая внешность этой девочки, автор не использует гиперболы, а пытается максимально точно и правдиво передать то, что увидел . А заметить ему удалось довольно много – и то, что у юной особы «рот длинен», а «зубки кривы», ее рыжие локоны в беспорядке рассыпаны по плечам, ее «черты лица остры и некрасивы», а одета незнакомка в «худую рубашонку». Однако совсем не это привлекает в девочке автора. Местные мальчишки, которым родители подарили велосипеды, тут же забывают о своей подружке и самозабвенно «гоняют по двору». Казалось бы, в такой ситуации любая девчонка должна обидеться, спрятав за этим чувством свою зависть. Но героиня стихотворения Николая Заблоцкого совсем иная. Она бегает за своими друзьями по пятам, и «чужая радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется». Чувства и эмоции этого маленького «лягушонка» настолько чистые и искренние, что вызывают у автора неприкрытое удивление и любопытство . Он осознает, что этому ребенку еще не веведомы такие понятия, как ненависть, зависть, злость и разочарование. Счастье своих друзей она воспринимает через мир внутренних ощущений, чистый и удивительно гармоничный. В ее душе «так живо все, что у других мертво», что в глазах поэта эта некрасивая и неуклюжая девочка превращается в само совершенство.

Однако Николая Заболоцкий понимает, что очень скоро иллюзорный и по-детски наивный мир, в котором живет эта некрасивая девочка, будет разрушен жестокостью людей. Причем, именно тех, кого она добровольно впустит в свое сердце, считая самими близкими, надежными и преданными друзьями. Автор с сожалением отмечает, что ему бы очень не хотелось, чтобы однажды героиня его стихотворения вдруг осознала, что «посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка». Поэт хочет верить, что в человеческом мире сердце не является игрушкой, которую можно безжалостно сломать . Но даже если это произойдет, автор очень надеется на то, что тот «чистый пламень», который горит в душе этой некрасивой девчушки, «всю боль свою один переболит и перетопит самый тяжкий камень».

Николай Заболоцкий отдает себе отчет в том, что его героине будет очень сложно стать счастливой в этом жестоком и бескомпромиссном мире. Однако он видит, что «младенческая грация души уже сквозит в ее движенье». А раз так, то наверняка в ее окружении найдутся люди, которые смогут оценить эти качества по достоинству. В финале стихотворения автор вновь задается вопросом, что же есть человеческая красота, и что важнее — сосуд, в котором пустота» или же «огонь, мерцающий в сосуде»? Ответ на него поэт предлагает самостоятельно найти каждому человеку и определиться, что для него важнее – внешняя привлекательность или же душевная чистота, которая способная сделать этот мир чуточку ярче, светлее и счастливее.


5. Рассмотрение нового материала.

Предлагаю вашему вниманию небольшой экскурс в историю. Подумайте над вопросом: Что является мерилом красоты в разные времена у разных народов? Результаты наблюдений запишите в тетрадь.
Статуэтка эпохи палеолита.
Нефертити. Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране. Нефертити играла исключительно важную роль в религиозной жизни Египта того времени, сопровождая супруга во время жертвоприношений, священнодействий и религиозных празднеств. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь.

Клеопатра. Подлинный облик Клеопатры нелегко разглядеть из-за окружающего её романтического флёра и многочисленных кинокартин; но несомненно, что она имела достаточно мужественный и твёрдый характер, чтобы беспокоить римлян. Нет никаких достоверных изображений, которые точно, без идеализации, передали бы её физический облик. Но некоторые историки отмечают в ней отсутствие женственной красоты. Профили на монетах показывают женщину с волнистыми волосами, крупными глазами, выступающим подбородком и носом с горбинкой. С другой стороны известно, что Клеопатра отличалась мощным обаянием , привлекательностью, отлично пользовалась этим для обольщения и вдобавок обладала чарующим голосом и блестящим, острым умом.

В Средние Века земная красота считалась греховной. Фигуру прятали под слоем тяжелых тканей, а волосы - под чепчиком. Теперь Идеалом средневековой женщины был пресвятая дева Мария – удлиненный овал лица, огромные глаза и маленький рот.

Идеал красоты эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения канонами красоты стали бледный цвет лица, красивый рот, белые зубы, алые губы и длинные шелковистые пряди белокурых волос. В ранг эталона возвели стройную «лебединую шею» и высокий чистый лоб. Чтобы следовать этой моде, для удлинения овала лица женщины выбривали спереди волосы и выщипывали брови, а для того чтобы шея казалась более длинной, брили затылки. Идеалом становится спокойная, «здоровая» красота, которую можно видеть на полотнах Тициана или Рембрандта, где изображены молодые прелестницы с кудрявыми волосами и очаровательным румянцем на лице. Леонардо да Винчи изобразил эталон красавицы средневековья – «Джоконду». Главная загадка портрета - в необъяснимом выражении лица , в непонятной «ускользающей» улыбке. Одни считают ее возвышенным идеалом женственности и обаяния, другим она кажется неприятной.

В эпоху Рококо главный акцент – на причёску, это - время чудес парикмахерского искусства. Дорогостоящее удовольствие пытались сохранить как можно дольше: неделями не причёсывались и не мыли голову. Королева Испании Изабелла Кастильская как-то призналась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы.


  • Что же является мерилом красоты в разные эпохи у разных народов? Обсудите с соседом. Сделайте вывод.
И внешняя красота

И интеллектуальный уровень

И обаяние, грация

И предметы

И материнство

И набожность


  • О каком проявлении красоты не было сказано нами в начале урока?
Красота внутренняя – красота души человека.

  • Почему в большей степени важна красота внутренняя, а не внешняя? Познакомьтесь со статьёй, содержащей высказывания великих людей – писателей, поэтов… Что же является эталоном красоты?

Красота спасет мир

Величайший психолог, тонкий знаток человеческой души Достоевский был прав. Красота спасет мир. В нашей жизни ведь далеко не все совершенно. Это несовершенство приводит к войнам и семейным раздорам, самоубийствам и экологическим бедствиям.

Красота спасет мир… Но какая? Нет, конечно, не обладательниц прекрасных лиц с ярких обложек журналов имел в виду Достоевский. Гармонию человеческих отношений, человеческой души подразумевал он.

Красоту настоящей любви, воспетой еще Шекспиром, Помните: «…моя любовь, как море, безгранична. Чем больше я даю, тем больше остается».

Красоту человека, жертвующего во имя спасения и счастья людей жизнью. Булгаковский Иешуа и айтматовский Авдий - прекрасны, потому что они не щадят ни сил, ни энергии, идут на смерть во имя Бога-Завтра - будущего обновления человечества.

И если говорить о красоте, то как не вспомнить стремительные порывы чеховской Чайки и горьковского Сокола! Не правда ли, нет ничего более привлекательного, более изящного и более беззащитного в одно и то же время?

Необыкновенные личности, герои, смельчаки - всегда прекрасны. Самые лучшие легенды - о них.

А кто, хоть раз в жизни , не замирал в благоговейном восторге перед Мадонной Рафаэля? Красота материнства, готовность пойти на любые муки ради своего ребенка не оставят, а думаю, равнодушными сердца.

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда и душа, и мысли». Эти, ставшие хрестоматийными, строки Чехова относятся не только к людям его времени. Они обращены и к нам. Мы должны быть прекрасны, и не только тогда, когда хотим, чтобы нас такими считали. Всегда. Тогда, может, перестанет, наконец, человечество бояться войн, голода, экологических катастроф. Потому что это - уродливые явления, потому что все во Вселенной взаимосвязано, и, значит, человеческая красота рождает гармонию Вселенной. И тогда, безусловно, красота спасет мир.


  • Подумайте, а какие отношения между людьми можно назвать красивыми?

  • Что является эталоном красоты?
Материнство

Готовность к подвигу ради других людей (альтруизм)

Любовь жертвенная, дающая


  • Как вы понимаете высказывание Ф.М. Достоевского «Красота спасёт мир»?
Красота души рождает гармонию в отношениях между людьми – а это избавит человечество от войн, раздоров, убийств.

Красота понятие довольно субъективное. В разные эпохи у разных народов существовали свои эталоны красоты, и у каждого из нас свое понятие красоты. Как говорит русская пословица: « На вкус и цвет товарищей нет». Есть красота внешняя: броская, яркая, ее видно и слышно; но есть и другая – внутренняя: скрытая красота, красота души человеческой. По моему мнению, именно эта вторая и является главной, но не каждый может в ней рассмотреть. Фея из феерии Мориса Метерлинка говорит об этом так: «Надо быть смелым, надо уметь различать и то, что не на глазах!.. Странный народ эти Люди!..»

Но как только человек начинает видеть прекрасное в обычном, он становится добрее, терпимее и душевнее, это именно те качества, который так не хватает современному обществу. Хотя видеть прекрасное так легко! Нужно только с самого раннего детства приучать ребенка видеть не просто первый снег, а «... сотни тонн разбитого стекла рассыпали на белых простынях...»; или не просто туман, а «... в этом огромном белом мире, словно разлитое молоко...»; грустную осеннюю пору тоже можно увидеть по-особому красиво «... горят пожаром рощи и сады, леса в кумач и золото одетые...». И так во всем нужно просто быть внимательнее к окружающему.

Так что же такое красота? Сколько бы мы не рассуждали, единого ответа на этот вопрос мы не найдем, а следовательно не сможем объяснить это явление. Но именно поэтому мы можем ответить на вторую часть вопроса. Издревле люди обожествляли то, чему не могли найти объяснения: гром, молнию, извержение вулкана, например. Прошла не одна сотня лет, прежде чем ученые сумели разгадать эти загадки природы. Возможно, пройдет еще несколько сотен лет, и будущие поколения придут к единого определения красоты, а пока нужно учиться видеть прекрасное вокруг себя.

Цели:

  • формировать умение анализировать тексты, сравнивать их;
  • способствовать обогащению словарного запаса и совершенствованию речевых навыков учащихся;
  • совершенствовать навыки грамотного письма;
  • воспитывать у учащихся эстетическое отношение к окружающему миру.

Оборудование:

  • персональный компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • диск с презентацией,
  • музыкальный диск,
  • раздаточный материал,
  • иллюстрации,
  • толковый словарь С.И. Ожегова.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

Ребята, сегодня урок мы посвящаем подготовке к муниципальному экзамену, который нам с вами предстоит сдавать в конце учебного года.

Каковы же цели нашего урока?

Но прежде давайте обратим внимание на красоту, окружающую нас.

Сентябрь… Замечательная пора. Первый месяц осени. Время, когда природа предстает перед нами в своем чудесном наряде. И, возможно, не случайно именно в этом месяце отмечаются такие праздники, как

Красота… Мир… Что может быть лучше? Большинство людей стремится к гармонии, красоте, миру, взаимопониманию. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский в свое время сказал: “Красота спасет мир”. Именно эти слова мы возьмём в качестве эпиграфа к нашему уроку (помним о правиле записи эпиграфа!), а вот тему высказывания я попрошу вас сформулировать самих. Возможно, строки из стихотворения “Некрасивая девочка” вам помогут.

Сформулируйте тему урока.

2. Беседа по вопросам.

Что такое красота?

Где можно встретиться с красотой?

(Всюду: в природе, в искусстве, в быту, в отношении друг с другом, в умении красиво, достойно выйти из неприглядной ситуации…)

Составление кеннингов: источник вдохновения

смысл жизни

желание мира

сердце искусства…

Индивидуальная работа

а) морфемный разбор слов:

духовная красота бесконечно прекраснее всех других

(Если внимательно присмотреться, то можно прочесть высказывание о красоте, которое принадлежит Эдвардсу .)

б) синтаксический разбор предложения (построение схемы): Красо та доста вляет эсте тическое и нравственн ое насла ждение.

Запись высказывания Эдвардса, а также наиболее удачного пояснения слова красота.

(Красота – это все то прекрасное, что есть на Земле: люди, природа, здания. Красота должна быть источником света, добра, мира. Она должна не разрушать, а, наоборот, спасать и помогать, воодушевлять на что-то хорошее.)

Обратимся к Толковому словарю русского языка под редакцией С.И. Ожегова.

Таким образом, мы можем говорить о красоте природы, красоте родного края, красоте и богатстве русского языка, о красоте души, человеческого лица, поступка. Как правило, красивым кажется всё, на что смотришь с любовью.

Думаю, вы со мной согласитесь, что всё в этом мире изменяется (на смену одному модному течению приходит другое), а вот красота остаётся неизменной, извечной человеческой ценностью.

1. Чтение и осмысление 1-го текста.

Назовите ключевое слово.

О красоте чего говорит В.Солоухин?

(О красоте природы, а именно: о красоте моря, светлого ручейка, закатного неба с красивыми облаками.)

В чём же секрет постижения красоты?

(В любовании, причём неторопливом, есть секрет постижения красоты.)

Что необходимо сделать, чтобы увидеть красоту? Докажите строками из текста, запишите, объясните правила написания слов и постановки знаков препинания.

К какому выводу можно прийти?

(Любование красотой приносит радость. Это может исцелить душу.)

Обратите внимание на глаголы совершенного вида в 8 предложении, которые тоже говорят о силе красоты.

(Наполнит, очистит, облагородит )

Определите спряжение данных глаголов.

Почему между ними стоят запятые?

Объясните постановку тире в этом предложении.

Тезис, доказательства, вывод – это всё составные части какого типа речи?

Действительно, автор рассуждает о секрете постижения красоты. Делает он это через повествование, то есть связный рассказ о событии, произошедшем с европейскими туристами в Японии. Значит, тип речи данного текста – повествование с элементами рассуждения.

К какому стилю речи можно отнести данный текст? Почему?

(Публицистический; воздействие на читателя, слушателя)

Итак, в данном тексте говорится о красоте природы, красоте моря. Эта красота не может нас не волновать, не тревожить, не радовать. Автор помогает нам научиться не только видеть, но и любоваться ею.

Я надеюсь, что наш разговор поможет вам при ответе на некоторые вопросы теста и желаю удачи.

2. Выполнение теста.

Понимаю, что результаты узнать вам хотелось бы уже сегодня и поэтому попрошу некоторых своих коллег, присутствующих на нашем уроке, помочь мне.

Уважаемые коллеги! У кого-то из вас за спиной приютился голубок (символ мира). Он-то и выбрал вас мне в помощники. Поскольку в тесте 7 заданий, то максимальное количество баллов – 7.

Говорят, высоко в горах растут цветы удивительной красоты, эдельвейсы. Конечно, не всем людям дано их увидеть воочию, но от этого они не станут менее прекрасны.

Вокруг нас, ребята, тоже много прекрасного. Мы должны уметь наслаждаться красотой, ведь она нас окружает, она рядом, нужно лишь увидеть ее.

Я предлагаю посмотреть на красоту родных мест.

(под музыку)

Красота поэзии, музыки, искусства в целом, конечно, привлекает. А сколько прелести есть в человеческих лицах! Но не всякая красота приветлива. Холодная, неприступная красота отталкивает. Такие люди далеки от окружающих. Вспомните историю самовлюблённого Нарцисса!

Задумайтесь над словами Н.А. Заболоцкого, прозвучавшими в начале урока.

3. Чтение и осмысление 2-го текста.

Что общего между текстами?

(Общая тема высказывания. Речь идет о красоте .)

Что отличает данный текст от предыдущего?

Какое слово в этом стихотворении вам совершенно незнакомо?

Обратимся к словарю и узнаем толкование данного слова.

1. рхитектурно оформленный вход в здание.

2. Род рамы, отделяющей театральную сцену от зрительного зала.

3. Конструкция в виде рамы – часть крупной машины, станка, крана.

Это слово однозначное или многозначное?

В каком значении оно употреблено в стихотворении

Н. А. Заболоцкого?

Все ли человеческие лица, по мнению поэта, красивы?

Использование какого художественного приема помогает автору показать лица людей разными?

(Сравнение ).

Как на письме выделяется сравнительный оборот?

Найдите эпитеты в тексте.

Что такое анафора?

Встречаемся ли мы с этим приемом в данном стихотворении?

Да, есть лица разные.

А каким лицам поэт отдает предпочтение? Докажите текстом.

(“Есть лица – подобья ликующих песен …”)

Ребята, не случайно это стихотворение Заболоцкий назвал “О красоте человеческих лиц”.

Вспоминаются строки из стихотворения Евгения Винокурова.

Сколько прелести есть в человеческих лицах!
Все смотрел бы на них и смотрел без конца…
Берегите лицо человеческое.
Словно с озера, с глади лица
Не спугните выражение детскости и чистоты.

Я вам искренне желаю того же. Мы все можем быть красивыми: можем ухаживать за своей внешностью, совершать красивые поступки, можем красиво общаться друг с другом.

А ведь если поступать красиво, то есть не обидеть, не оскорбить, то это и есть мир!

Значит, прав был Достоевский, сказав, что красота спасет мир.

Говорят, что в красоте милей простота…

что красота без доброты умирает невостребованной…

что прекрасно то, что естественно…

что красота не нуждается в украшениях…

Возможно, эти высказывания помогут вам при выполнении домашнего задания.

4. Вывод. Объявление оценок.

Как вы считаете, добились ли мы тех целей, что поставили в начале урока?

5. Домашнее задание.

1 группа: написать сочинение-миниатюру на тему “Что есть красота?”

2 группа: написать сочинение по опорному слову. (Учитель предлагает образец выполнения задания.)

3 группа: выпуск газеты по “следам” урока.