Что значит признак предмета по русскому языку. Определение в русском языке

Понятия образуются на основе признаков предметов .

Каждый предмет имеет множество свойств, общих у него с другими предметами, и ряд свойств, которыми он отличается от других предметов. Мысли о свойствах предметов называются признаками.

Признаками называются черты сходства или различия предметов.

Сходные признаки называются общими - в них выражается тождество предметов в определенном отношении. Признаки, которыми предметы отличаются друг от друга, называются отличительными .

Как в общих, так и в отличительных признаках могут фиксироваться существенные и несущественные свойства предметов.

Следует различать два смысла выражения «существенное свойство »:

1) важность свойства одного предмета для другого предмета (например, для удовлетворения тех или иных потребностей человека, для того, чтобы предмет годился ему в пищу).

Понятие существенного признака в этом смысле является относительным , т. е. в одном отношении могут быть существенными одни признаки реального предмета, в другом - другие и т. д. Например, в каждом отдельном человеке нас могут интересовать различные стороны: или его способность выполнять сложную умственную работу, или возможности поднимать тяжести, или особенности голоса. Но каждое из этих свойств, как и множество других, взятых в отдельности, несущественно для того, чтобы то или иное конкретное лицо оставалось человеком, а, следовательно, эти признаки несущественны для понятия «человек».

2) свойство, определяющее характер, природу и направление развития предмета, безотносительно других предметов. Существование предмета как предмета определенного рода или категории невозможно, если отсутствует хотя бы один такой существенный признак.

Такие признаки вместе взятые, достаточны для выражения сущности предмета, а каждый из них в отдельности необходим для нее. Всякое понятие отражает сущность предмета, которой предметы отличаются от всех других предметов, сущность которых фиксируется уже в другом понятии.

При помощи существенных признаков предмет легко может быть отличен не только от явно несходных с ним предметов, но также и от предметов сходных, но не точно совпадающих с тем самым, о котором идёт речь.

Предметы можно различать и по несущественным признакам.

Признаки предметов подразделяют еще на основные и производные , случайные и необходимые .

Основные признаки - это те существенные признаки, из которых выводятся как необходимое следствие другие существенные признаки.

Производные - те признаки, которые выводятся из основных.

Так, в понятии равностороннего треугольника равенство сторон является основным признаком, а равенство углов - производным.

Необходимые признаки - это те же существенные признаки, взятые в отношении признаков, которые не являются ни основными, ни необходимыми следствиями из них. Понятие «необходимые признаки» означает, что без них не может существовать ни один индивидуум данного класса предметов.

Случайные признаки - это признаки, принадлежащие либо только некоторым представителям класса предметов; либо всем его представителям, но не являющиеся необходимым следствием основных признаков. Например, светлые волосы, высокий рост, умение говорить на нескольких языках - все это случайные признаки первого рода, т. е. такие, которые имеются только у некоторых представителей класса «человек».

Однако, существует особый тип случайных признаков, к которым, к примеру, относится черный цвет перьев у ворон. Такие случайные признаки называют «неотделимой случайностью ».

Понятие фиксирует в предмете существенные признаки.

Каждая группа или система существенных признаков представляет только часть всех, в том числе и существенных, признаков данного предмета. В действительном предмете все принадлежащие ему признаки находятся вместе, в связи между собой. Но понятие выбирает или выделяет из всей огромной массы принадлежащих предмету признаков только ту группу, которая характеризует предмет с той именно точки зрения, с которой мы его изучаем или рассматриваем.

Только в этом смысле можно сказать, что существенность данных признаков есть нечто относительное, т. е. зависящее от точки зрения на предмет. Но в то же время любая группа существенных признаков указывает на признаки, принадлежащие самому предмету, почерпнутые из его собственного содержания, и в этом смысле она есть нечто безотносительное, ни от какой точки зрения не зависящее.

Понятия, в зависимости от количества существенных признаков предметов, фиксируемых ими, делятся на простые и сложные .

Определения «простое» и «сложное» относительны, т. е. одно понятие может быть более простым по сравнению с другим и более сложным по сравнению с третьим. Так, понятие «труд» является более сложным по сравнению с понятием «затрата человеческой энергии». Выражение «более сложное понятие» в указанном здесь смысле означает, естественно, что оно содержит больше информации по сравнению с менее сложным понятием, что содержание простого понятия может составлять часть содержания более сложного.

§ 8 Основные методы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, ограничение.

Образование понятий связано с действиями мышления, которые позволяют установить общие признаки у предметов, выделив в них существенные и несущественные признаки, создать из выделенных существенных признаков определенное единство. Эти действия выступают в качестве методов или приемов образования понятий. К этим методам относятся:

а) анализ - мысленное расчленение содержания предмета на составляющие его свойства, признаки;

б) сравнение - установление сходства и различия между рассматриваемыми предметами;

в) синтез - мысленное соединение признаков, свойств предмета, отражаемых содержанием понятия;

г) абстрагирование - выделение единства признаков, составляющих содержание понятия, из всей совокупности признаков предметов;

д) обобщение . Действия абстрагирования (отвлечения) и обобщения неразрывно связаны. Точнее: это единый двусторонний процесс. Действие выделения признаков определенного рода есть абстрагирование по отношению к этим выделяемым признакам; оно есть обобщение, если речь идет о более богатой совокупности признаков, которыми обладают различные виды предметов, соответствующие образуемому понятию.

§ 9 Структура понятия: соотношение между содержанием и объемом понятия

Объем понятия есть все другие понятия, для которых оно служит признаком, главной их частью.

Иногда объем понятия называют «множеством предметов», которые мыслятся посредством данного понятия. Но это определение неточно, так как логика изучает отношения между понятиями, а не между предметами.

Выражение «объем понятия» в формально-логическом смысле несовместимо с утверждением о наличии понятий с нулевым объемом. В объеме понятия имеется, по меньшей мере, один член.

Имеются понятия, которые являются только родами по отношению к другим понятиям, а видами не могут быть. Такие понятия называются категориями . У них наибольший объем и наименьшее содержание по сравнению с остальными понятиями. Примеры категорий: «вещь», «свойство», «отношение», «время», «пространство», «движение» (в смысле изменения вообще), философское понятие материи и т. д. Приведенные примеры являются философскими понятиями. От них отличаются категории частных наук, которые не могут быть видами по отношению к понятиям этих же наук, но являются видами по отношению к философским категориям. Примеры категорий в частных науках: «живой организм» - в биологии, «элементарная частица» - в физике элементарных частиц, «фигура» - а геометрии, «атом» - в химии и т. д.

В формальной логике особенно широко применяются категории «вещь», «свойство» и «отношение».

Тема 1. ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ

Совершенно все предметы, окружающие нас, имеют признаки и свойства. Что же такое признак предмета?

Признак предмета - это отличительное свойство предмета. Например: зеленая машина: машина - является предметом, а зеленая - это признак, свойство, которое отличает его от других подобных предметов (например, от красной машины).

Предметы различаются по цвету, по форме, по величине, по назначению, по запаху, по материалу, из которого сделаны и по другим признакам. Чтобы определить признак предмета, можно задать вопрос: какой он?

Давай попробуем выделить существенные (то есть основные) признаки обыкновенной тетради. Расскажи, какая она, тетрадь: из какого материала сделана, какого размера, какой толщины, для чего предназначена? Если ты сумел рассказать о тетради, значит, ты сумел выделить признаки, по которым она отличается, например, от карандаша. Итак, один из основных признаков предмета – это цвет. Цвет мы обозначим так:

И первое, что нам надо повторить, это цвета радуги.



А теперь назови как можно больше предметов:

а) красного цвета;

б) зелёного цвета;

в) чёрного цвета;

г) голубого цвета.

Посмотри внимательно на картинку и скажи, какие овощи и фрукты раскрашены неверно. Как бы ты их раскрасил?

Ну вот мы и убедились, что с таким признаком предметов, как цвет, ты знаком хорошо.

Следующий важный признак предмета – это форма. Форму мы обозначим так:

Какой формы бывают предметы? Круглые, квадратные, какие еще?

Назови как можно больше предметов:

а) круглой формы;

б) овальной формы;

в) квадратных;

г) прямоугольных.

Посмотри внимательно на стол. Какие из лежащих на нем фруктов и овощей такой формы, как изображено на схеме: и такого цвета: ?

Следующий важный признак предмета – это размер. Размер мы будем обозначать так:

А теперь правильно назови большой и маленький предмет в паре. Например, слон – слоненок.

Выделяя признаки предметов, например, цвет – красный, желтый; форму – круглый, квадратный; размер – большой, маленький, - мы сравниваем предметы между собой.

А теперь попробуй с помощью обозначений
обозначить признаки таких предметов: синий кубик, большой красный мяч, высокий желтый дом. Обозначить можно, например, так:

- красное яблоко.

Есть еще очень много признаков предметов. Мы их представили для вас в таблице. С помощью этой таблицы можно обозначить особенности многих предметов.

ТАБЛИЦА ОБОЗНАЧЕНИЙ ПРИЗНАКОВ ПРЕДМЕТОВ

Покажи на рисунке предметы, имеющие запах. Попробуй обозначить их с помощью таблицы.

Мы рассмотрели такие важные признаки предметов, как цвет, форма, размер, ознакомились с таблицей обозначений признаков предметов, попробовали применять эти обозначения. И теперь попробуем выполнить КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ. С ее помощью мы проверим, как ты усвоил материал.

Задание 1. Посмотри внимательно на рисунок и выполни задание. А взрослые, помогающие тебе отвечать на вопросы контрольной работы, занесут твори ответы в специальный бланк ответов.

Задание 2. Отгадай загадки о том, что Нюша купила на базаре?

1 загадка

2 загадка

3 загадка

4. Составь свою загадку о том, что растет в огороде

Задание 3.

Задание 4.

Задание 5.

Задание 6.

В каждом окошке найди нужный рисунок.

  1. Что такое эффективный управляющий

    Документ

    Сильным свойствам человека... совершенно очевидный вывод, что все ... признак ... так и не вникнув в основу проблемы. Имеются такие ... таким же образом он выделил примерно те же 4 процента предметов ... что происходит, а то, что мы хотим, чтобы произошло в окружающих нас ...

  2. Что Вам мешает быть богатым Александр Свияш

    Документ

    ... совершенно все равно, каким будет оратор. Они примут его таким ... что все эти сверхдорогие предметы нормальному человеку не нужны, все то же ... что вы примериваете к себе все , что встречается в окружающей жизни. Тем самым вы четче определите, что же ... свойства ...

  3. Часто меня спрашивают: «Не вредит ли вашему браку то, что Джош так много путешествует?» Или: «Неужели ваши отношения не страдают из-за плотного графика лекций

    Документ

    ... что я думал, что должен быть совершенным . И не только совершенным ... предметах , которые на самом деле не имеют ... окружающего . ... что , когда мы все -таки грешим, Бог прощает и принимает нас ... что отношения настолько же одноразовы». Однако отличительным признаком ...

  4. Литература

    2. Предмет философии. 9 3. Существенные признаки философского... что же такое «предмет философия... предметов , свойств , отношений, охватить все ... они совершенно особые... все догмы, поучения, авторитеты, все ценности, которые имеют

Тема 1. ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ

Совершенно все предметы, окружающие нас, имеют признаки и свойства. Что же такое признак предмета?

Признак предмета - это отличительное свойство предмета. Например: зеленая машина: машина - является предметом, а зеленая - это признак, свойство, которое отличает его от других подобных предметов (например, от красной машины).

Предметы различаются по цвету, по форме, по величине, по назначению, по запаху, по материалу, из которого сделаны и по другим признакам. Чтобы определить признак предмета, можно задать вопрос: какой он?

https://pandia.ru/text/78/074/images/image002_75.jpg" width="84" height="101 id=">

И первое, что нам надо повторить, это цвета радуги.

https://pandia.ru/text/78/074/images/image004_49.jpg" width="223" height="149 src=">.jpg" width="510" height="127 src=">

А теперь назови как можно больше предметов:

а) красного цвета;

б) зелёного цвета;

в) чёрного цвета;

г) голубого цвета.

Посмотри внимательно на картинку и скажи, какие овощи и фрукты раскрашены неверно. Как бы ты их раскрасил?

https://pandia.ru/text/78/074/images/image008_22.jpg" width="76" height="101">

Какой формы бывают предметы? Круглые, квадратные, какие еще?

Назови как можно больше предметов:

а) круглой формы;

б) овальной формы;

в) квадратных;

г) прямоугольных.

Посмотри внимательно на стол. Какие из лежащих на нем фруктов и овощей такой формы, как изображено на схеме: и такого цвета: ?

Следующий важный признак предмета – это размер. Размер мы будем обозначать так:


А теперь правильно назови большой и маленький https://pandia.ru/text/78/074/images/image016_25.gif" width="366" height="274">

А теперь попробуй с помощью обозначений https://pandia.ru/text/78/074/images/image019_9.jpg" width="71" height="101 src="> обозначить признаки таких предметов: синий кубик, большой красный мяч, высокий желтый дом. Обозначить можно, например, так:

- красное яблоко.

Есть еще очень много признаков предметов. Мы их представили для вас в таблице. С помощью этой таблицы можно обозначить особенности многих предметов.

ТАБЛИЦА ОБОЗНАЧЕНИЙ ПРИЗНАКОВ ПРЕДМЕТОВ


Покажи на рисунке предметы, имеющие запах. Попробуй обозначить их с помощью таблицы.

Мы рассмотрели такие важные признаки предметов, как цвет, форма, размер, ознакомились с таблицей обозначений признаков предметов, попробовали применять эти обозначения. И теперь попробуем выполнить КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ. С ее помощью мы проверим, как ты усвоил материал.

Задание 1. Посмотри внимательно на рисунок и выполни задание. А взрослые, помогающие тебе отвечать на вопросы контрольной работы , занесут твори ответы в специальный бланк ответов.

Задание 2. Отгадай загадки о том, что Нюша купила на базаре?

1 загадкаhttps://pandia.ru/text/78/074/images/image032_3.jpg" width="141" height="95 src=">

3 загадкаhttps://pandia.ru/text/78/074/images/image034_2.jpg" width="133" height="86">

Задание 3.

Задание 4.


Задание 5.


Задание 6.

В каждом окошке найди нужный рисунок.

Вы уже знакомы со словами, обозначающими предметы и явления природы, умеете задавать вопросы к этим словам: кто? или что? Давайте представим, что вы пригласили гостей. Перед вами фрукты. Вот виноград и яблоки. Если вы хотите предложить фрукты на выбор, вы спросите ЧТО вам дать? Но вы видите, что яблоки и виноград разные. Как вы будете предлагать? Спросите: какое тебе яблоко, какой тебе виноград? Значит, надо назвать признак, рассказывающий, чем одинаковые фрукты отличаются друг от друга. А помогут это сделать другие слова нашего языка. На этом уроке мы узнаем, что в русском языке есть слова, которые обозначают признаки предметов, явлений природы. Эти слова поясняют, различают, описывают слова, обозначающие сами предметы.

Слова названия признаков предметов, как ниточка за иголочкой, следуют за словами, обозначающими предметы, явления, события. Они дают характеристику словам-предметам и рассказывают о многом. Яблоки и виноград различаются по цвету. Какой фрукт цветом - красный, жёлтый, зелёный? Какой на вкус - сладкий, кислый? Какой по размеру - большой, маленький?

Рассмотрите рисунок.

Что это? Стол - предмет мебели. Какая тайна скрыта в лексическом значении слова стол? Что есть общее и главное у всех столов? Большая доска и ножки. Вот эти общие и главные признаки и составляют лексическое значение слова «стол», оно обозначает предмет стол.

Но есть стол и в вашем доме, и в классе, и на кухне. Все ли столы одинаковые (рис. 2)?

Рис. 2. Разные столы ()

Нет. Они могут быть круглые и квадратные, большие и маленькие, новые и старые, деревянные и металлические, грязные и чистые, компьютерные и обеденные, журнальные и детские, цветные. Рассказать о том, чем столы отличаются друг от друга, помогают слова, которые называют признаки. Эти слова описывают предмет и отвечают на вопрос какой ?

У каждого предмета, вещи, явления, даже настроения есть признаки. Слова, обозначающие эти признаки, помогают нам узнавать предметы, вещи, явления, настроение.

Слова, которые обозначают признаки, помогают нам лучше представить предметы или явления природы, как бы нарисовать мысленно картинку. Попробуем это проверить.

Рассмотрите фотографии. Под какой картинкой вы сделаете подпись «грозовое небо», «чистое небо», «серое небо», «звездное небо» (рис. 3)?

Рис. 3. Какое бывает небо ()

Проверьте себя.

Чистое небо - небо, на котором нет ни облачка.

Грозовое небо - приближается дождь с грозой, небо тёмное-тёмное.

Звёздное небо - ночь и светят звёзды.

Серое небо - всё затянуто тучами.

А может быть, вы можете подобрать свои слова, которые расскажут о том, какое небо? Попробуйте это сделать.

Выполните задание. Прочитайте слова и соедините их парами по смыслу: одно слово из левого столбика со словом из правого.

длинное цветы

интересный туча

грозовая письмо

красивые журнал

Проверьте себя.

длинное цветы

интересный туча

грозовая письмо

красивые журнал

Длинное письмо, интересный журнал, грозовая туча, красивые цветы.

Зададим вопросы:

письмо (какое?) длинное

журнал (какой?) интересный

туча (какая?) грозовая

цветы (какие?) красивые

Что заметили? Вопросы ставили от слов-названий предметов, и они были разными: какое, какой, какая, какие. От чего это зависит? Это зависит от слова, обозначающего сам предмет.

Слова, которые обозначают признаки двух или больше предметов, отвечают на вопрос какие?

Подберите к словам подходящие вопросы и слова-признаки.

Солнышко, тучка, ветерок, деньки.

Проверьте себя.

Солнышко (какое?) яркое, тёплое, летнее.

Тучка (какая?) большая, грозовая, низкая.

Ветерок (какой?) лёгкий, сухой, нежный.

Деньки (какие?) чудесные, радостные.

Запомните: вопрос к слову, которое обозначает признак, надо ставить от слова, обозначающего предмет или явление.

Слова-признаки ещё очень любят рассказывать о портретных характеристиках людей или животных, чувствах, настроении, картинах природы. Они помогают создавать образ, т. е. помогают нам представить, нарисовать словесную картину.

Давайте выясним, насколько важны в нашей речи слова-признаки предметов. Прочитайте предложения и попробуйте представить, о ком или о чём идёт речь.

У неё зубки, мордочка, ушки, хвост, шерсть. Она.

Можете назвать? Трудно. Можно догадаться, что речь идёт о каком-то животном. Прочитайте другие предложения.

У неё зубки хищные, мордочка острая, ушки чуткие, хвост длинный и пушистый, шерсть густая рыжая. Она хитрая и осторожная.

Рис. 4. Лиса

А теперь догадались? Это лиса (рис. 4).

Какие же слова помогли узнать зверя? Слова-названия признаков. Зачем они нужны в нашей речи? Описывать внешний облик, уточнять детали, показывать отличия. Без этих слов предложения будут непонятными или неточными.

С давних времён многим животным наши предки уже дали характеристику. С помощью только одного такого слова мы уже можем догадаться, о ком идёт речь. Особенно, если это животное - любимый сказочный персонаж. Попробуйте узнать:

Большой косолапый…

трусливый быстрый…

двугорбый неторопливый…

хозяйственная хлопотливая …

серый жадный …

Проверьте себя: медведь, заяц, верблюд, белка, волк.

Отгадайте загадки. Соедините текст загадки с отгадкой-рисунком. Одна подсказка: все отгадки - названия птиц (рис. 5).

Окраской - сероватая,

Походкой - мешковатая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья - хрипловатая.

Длинная шея, красные лапки,

Крылатый, горластый, щиплет за пятки.

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам важный.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Проверьте себя: ворона, гусь, журавль, сорока.

Какие слова помогли отгадать загадки? Слова, которые обозначают признаки.

Представьте бесцветную картину. Она унылая и неинтересная. А потом эту картину раскрасили. Сразу всё стало понятно, красиво, ярко (рис. 6).

Рис. 6. Яркая картина ()

Так и словесная картина может быть яркой, точной, красивой. Такой её помогают увидеть и представить слова, которые обозначают признаки предметов. Поэтому великие писатели и поэты называли наш русский язык волшебным. Ведь в нём очень много слов-признаков.

Сегодня на уроке мы учились находить и подбирать такие слова, а также узнали, что отвечают эти слова на вопросы: какой?, какая?, какое? и какие? .

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011. (ссылка для скачивания )
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. - М.: Баллас. (ссылка для скачивания )
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Nsportal.ru ().
  2. Openclass.ru ().
  3. Menobr.ru ().

Домашнее задание

1. Расскажите своим знакомым, что вы узнали по теме урока.

2. Дайте ответ одним словом. Зебра какая?

Обмоталась зебра чёрной лентой и всех спрашивает:

- Ну, отгадайте, какая я: чёрная или белая? Белая или чёрная?

3. Прочитайте стихотворение Я. Акима. Назовите слова-признаки к слову «яблоко». Добавьте свои примеры.

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

4. Отгадайте слово по его признакам:

а) румяный, сладкий, клубничный …

б) красивая, мягкая, плюшевая …
в) цветные, яркие, красивые …

г) вязаный, красный, тёплый …

5. Выберите слова, которые называют признаки предметов:

Краски, красочные, красят, они, красный, длинный, короткий, квадрат, сказка, десять, быстро, мокрый, мчится, жёлтое, малыши, маленькие.

6. Найдите строку, в которой все слова - названия признаков предметов:

а) колючий, колкий, колючка;

б) отдать, чудесный, плохой;

в) гладкий, вкусный, ровный.

7.Назовите признаки:

а) Дома - по величине и по материалу.

б) Яблока - по вкусу и цвету.

Слово называет признак

Цель: повторить понятие «слово, обозначающее признак предмета

Задачи: развивать фонетико-фонематический слух, речь,

логическое мышление;

совершенствовать навык чтения, письма

содействовать мотивации интереса к предмету.

Ход урока

1. Этап. Организационный момент. Психологический настрой.

1) Дидактическая игра. «Слово рассыпалось».

Соберите слова из данных частей слов.

спе ле тра тает ва лое (тра-ва, ле-тает, спе-лое)

Что обозначает слово трава? (обозначает предмет, отвечает на вопрос что?)

Что обозначает слово летает? (обозначает действие, отвечает на вопрос что делает?)

Что обозначает слово спелое? (обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какое?)

Какой вывод сделаем?

Вывод. В русском языке есть:

Слова, которые называют предмет. Они отвечают на вопрос кто? что?

Слова, которые называют признак предмета. Они отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

Слова, которые называют действие предмета. Они отвечают на вопросы что делает? что делают? что сделали?

2) Сообщение темы, цели урока.

Сегодня на уроке будем учиться различать слова, обозначающие

признак предмета, доказывать, размышлять, применять слова в

в письменной и устной речи, в общении.

На уроке нам поможет Кот «Умник»

2. Этап. Актуализация знаний. Повторение.

    Чистописание. Спишите, дописывая окончания.

В в В в В в В в В в В в В в В в В в

Вкусн (ый) арбуз, сочн(ая) ягода, вкусн (ое) яблоко, ярк (ие) цветы.

Докажите, почему вставили данные окончания (обозначают

единственное или множественное число, мужской, женский и средний

род).

Почему у одинаковых по значению слов вы поставили разные окончания?

3. Этап. Работа по теме урока

Работа в центрах

Центр «Русского языка»

Помогите мне выполнить упражнение на стр 169 №. Запишите в тетрадь

Синичка

К нам на балкон каждый день прилетает синица. Какая она_________________________!

Головка у синицы____________________. Щечки__________________. Спина и крылья________________________. Грудка_________________________________. Глаз не отведёшь!

Слова – помощники: яркая и красивая, чёрненькая, беленькие, зеленоватые и серые, жёлтая с черным галстучком.

Ключ:

Синичка

К нам на балкон каждый день прилетает синица. Какая она яркая и красивая !

Головка у синицы черненькая . Щечки беленькие . Спина и крылья зеленоватые и серые . Грудка жёлтая с черным галстучком . Глаз не отведёшь!

Центр «Грамматики»

Подбери окончания к словам-признакам. В скобках укажи вопрос: какой?, какая?, какое?

Уголь (….) чёрн… , дерево (….) высок… , дыня (….) сладк…, небо (…) хмур…, лапки (…) мягк….

Выберите и подчеркните словосочетание, которое говорит обо мне

Ключ:

Уголь (какой?) чёрный, дерево (какое?) высокое, дыня (какая?) сладкая, небо (какое?) хмурое, лапки (какие?) мягкие.

Центр «Познания мира»

По словам- признакам отгадайте природные явления

Яркая, сверкающая, опасная…

Разноцветная, волшебная, прозрачная…

Разрушительный, опасный, ветреный…

Холодная, снежная, бушующая…

Мощное, страшное, океанское…

Зимний, обильный, мелкий…

Ключ:

Яркая, сверкающая, опасная молния

Разноцветная, волшебная, прозрачная радуга

Разрушительный, опасный, ветреный ураган

Холодная, снежная, бушующая метель

Мощное, страшное, океанское цунами

Зимний, обильный, мелкий снегопад

Физминутка. Пальчиковая гимнастика.

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Мы немного отдохнем,

И опять писать начнем.

4. Этап. Оперативный контроль.

ТЕСТ

1. На какие вопросы отвечают слова обозначающие признак предмета?

A. кто? что?

Б. какой? какая? какое? какие?

B. что делает? что сделает?

2. Выбери только слова-признаки

А. высокий, дерево, зеленый.

Б. сладкая, сочная, спелая.

В. мокрый, холодный, животное.

3. Выбери верный вариант

А. Сочный дыня

Б. Белый ландыш

В. Хитрая волк

4. Какое слово противоположно по смыслу слову: ДОБРЫЙ

А. злость

Б. злой

В. вредный

Подсчет баллов. Подведение итогов. Подсчет баллов

5. Этап. Рефлексия.

6. Этап. Домашнее задание.