Да как жирна. Значение фразеологизма «Демьянова уха
Басня Крылова «ДЕМЬЯНОВА УХА»
«Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай».
«Соседушка, я сыт по горло». — «Нужды нет,
Еще тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!»
«Я три тарелки съел». — «И, полно, что за счеты;
Лишь стало бы охоты,
А то во здравье: ешь до дна!
Чт_о_ за уха! Да как жирна:
Как будто янтарем подернулась она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!»
Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку
И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
А с Фоки уж давно катился градом пот.
Однако же еще тарелку он берет:
Сбирается с последней силой
И — очищает всю. «Вот друга я люблю! —
Вскричал Демьян. — Зато уж чванных не терплю.
Ну, скушай же еще тарелочку, мой милой!»
Тут бедный Фока мой
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой —
И с той поры к Демьяну ни ногой.
Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;
Но если помолчать вовремя не умеешь
И ближнего ушей ты не жалеешь,
То ведай, что твои и проза и стихи
Тошнее будут всем Демьяновой ухи.
О том, как надоедливый сосед Демьян без остановки потчевал товарища Фоку, поведает детям басня «Демьянова уха» Крылова.
Читать текст басни:
"Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай". -
"Соседушка, я сыт по горло". - "Нужды нет,
Еще тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!" -
"Я три тарелки съел". - "И полно, что за счеты:
Лишь стало бы охоты, -
А то во здравье: ешь до дна!
Что за уха! Да как жирна;
Как будто янтарем подернулась она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!"
Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку
И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
А с Фоки уж давно катился градом пот.
Однако же еще тарелку он берет,
Сбирается с последней силой
И - очищает всю.
"Вот друга я люблю! -
Вскричал Демьян. - Зато уж чванных не терплю.
Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!"
Тут бедный Фока мой,
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой -
И с той поры к Демьяну ни ногой.
Мораль басни Демьянова уха:
Мораль басни – все хорошо в меру. Угождая товарищу, Демьян поднес ему три тарелки ухи. С Фоки катился градом пот, но он не отказывался от еды. Радушный хозяин обернулся в мучителя. Терпение гостя закончилось. Он сбежал из дома надоедливого соседа, пообещав себе, что впредь не ступит ни ногой на его порог. Баснописец высмеивал современников – литераторов, утомлявших слушателей долгими произведениями. Басня учит сдержанности, чтобы не превратиться в надоедливого Демьяна.
автор Иван Андреевич Крылов (1769-1844)
|
Примечания
По свидетельству близко знавшего Крылова М. Лобанова , басня высмеивала заседания Беседы любителей русского слова с обычными для них чтениями длинных и скучных произведений ее участников. «В «Беседе русского слова», бывшей в доме Державина , приготовляясь к публичному чтению, просили его прочитать одну из его новых басен, которые были тогда лакомым блюдом всякого литературного пира и угощения. Он обещал, но на предварительное чтение не явился, а приехал в Беседу во время самого чтения, и довольно поздно. Читали какую-то чрезвычайно длинную пьесу, он сел за стол. Председатель отделения А. С. Хвостов ... вполголоса спрашивает у него: «Иван Андреевич, что, привезли?» - «Привез».- «Пожалуйте мне».- «А вот ужо, после». Длилось чтение, публика утомилась, начали скучать, зевота овладевала многими. Наконец дочитана пьеса. Тогда Иван Андреевич, руку в карман, вытащил измятый листок и начал: «Демьянова уха». Содержание басни удивительным образом соответствовало обстоятельствам, и приноровление было так ловко, так кстати, что публика громким хохотом от всей души наградила автора за басню» (М. Лобанов, «Жизнь и сочинения И. А. Крылова»,СПБ., 1847 г. стр. 55). Это свидетельство М. Лобанова, являвшегося участником Беседы, находит свое подтверждение и в нравоучительной концовке басни, обращенной к «писателю». Рукописные варианты (ПД): ст. 12 Вот [семга], потроха, вот стерляди кусочек ст. 20 Сказал Демьян: «зато уж чванных не терплю.Расшифровка сокращений
ПД - рукописи, принадлежащие Академии наук СССР (ныне находятся в архиве Института литературы, б. Пушкинский дом, Академии наук)
Хотя в ученье зрим мы многих благ причину,
Но дерзкий ум находит в нем пучину
И свой погибельный конец... -
написал Иван Андреевич Крылов в басне "Водолазы".
Интересно, что сия басня, написанная в 1813 году в Приютино по заказу А. Н. Оленина, предназначалась для торжественного чтения на открытии императорской Публичной библиотеки.
Лень-матушка овладела Крыловым не сразу. Ведь он вышел из самых низов.
Но первые произведения Крылова - результат крючкотворческой деятельности поначалу в Тверском магистрате, а затем уже в Санкт-Петербурге на поприще чиновника Казенной палаты.
Зато будущий баснописец, вышедший из самых нижних слоев и чинов, сразу же устремился к знаниям и недостаток образования с лихвой окупил жаждой деятельности. До момента предания знаний анафеме (пусть и в скрытой форме притчи) - дистанция далекого размера!
Уже в 14 лет Иван написал комическую оперу "Кофейница", в которой вдоволь поиздевался над нравами петиметров (петиметр - щеголь, прим. ред.) Митрофанушек и их родителей. Негоже кичиться своим дворянским происхождением! И не беда, что Иван Андреевич на старости лет, познав славу первого русского баснописца и всенародное признание, сам станет первостатейным лентяем.
Согласно воспоминаниям современников, над кроватью Крылова висела картина, которая вот-вот должна упасть на голову своему хозяину, но Иван Андреевич не торопился ее закреплять. А тем друзьям, кто упорствовал, говорил, что все рассчитал, и картина, если даже упадет, то его не заденет.
Крылов любил хорошо поесть и сладко поспать, или, как написал Бенедикт Сарнов, "эмигрировал в тело".
Чуть позже Крылов даже сочинит комедию "Лентяй":
Свое сатирическое перо Крылов оттачивал в собственном журнале "Почта духов" в качестве продолжателя дела масона Новикова, который попал в опалу при Екатерине II. Вместе с масонами надолго загремел под фанфары и Крылов.
Лишь в 1806 году ему разрешают вернуться в столицу. И вот спустя три года Иван Андреевич, хорошо усвоив уроки минувшего, начинает сочинять басни в подражание Лафонтену.
Все с детства помнят эти удивительно простые, доходчивые и в то же время очень поэтичные образы: стрекоза, муравей, мартышка, ворона и лисица, свинья, Демьян, Тришка, волк, лебедь, рак, щука, ягненок и т.д.
Кстати, послушайте Ильинского. Так сейчас никто уже не прочитает!
И.Ильинский о баснях Крылова
|
|
|
Но вернемся к Крылову...
Иван Андреевичу повезло. В 1812 году он устроился на теплое место помощника библиотекаря в императорскую Публичную библиотеку и с тех пор посвящал своему любимому делу все свое время.
Вообще Иван Андреевич Крылов - образец успешного литератора, обласканного властью и толпой. Можно сказать, что Крылов послужил Гончарову прототипом Обломова.
Об обжорстве Ивана Андреевича ходили легенды и анекдоты.
И все же не каждый и по сей день знает финал его знаменитой басни "Демьянова уха":
Кого имел в виду непревзойденный обжора и замечательный баснописец, остается только догадываться, пристально вглядываясь в портреты писателей Тверской (и не только) губернии… Демьянова уха — настойчиво предлагаемое благодеяние, навязчивость . Доброта должна проявляться скромно, деликатно, сдержанно. Навязываемая она теряет 90% своей прелести. Происхождением выражение обязано басне И. А. Крылова «Демьянова уха», созданной в 1813 году и впервые прочитанной в доме Гавриила Державина (Петербург, Набережная Фонтанки, 118), на традиционном заседании литературного общества «Беседа любителей русского слова»
Русский поэт и переводчик, член Российской академии наук М. Е. Лобанов (1787 — 1846) в «Жизни и сочинениях И. А. Крылова» вспоминал: «В «Беседе русского слова», бывшей в доме Державина, приготовляясь к публичному чтению, просили его (Крылова) прочитать одну из его новых басен, которые были тогда лакомым блюдом всякого литературного пира и угощения. Он обещал, но на предварительное чтение не явился, а приехал в Беседу во время самого чтения, и довольно поздно. Читали какую-то чрезвычайно длинную пьесу, он сел за стол. Председатель отделения А. С. Хвостов… вполголоса спрашивает у него: «Иван Андреевич, что, привезли?» - «Привез».- «Пожалуйте мне».- «А вот ужо, после». Длилось чтение, публика утомилась, начали скучать, зевота овладевала многими. Наконец дочитана пьеса. Тогда Иван Андреевич, руку в карман, вытащил измятый листок и начал: «Демьянова уха». Содержание басни удивительным образом соответствовало обстоятельствам, и приноровление было так ловко, так кстати, что публика громким хохотом от всей души наградила автора за басню»
«Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай». —
«Соседушка, я сыт по горло». — «Нужды нет,
Еще тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» —
«Я три тарелки съел». — «И полно, что за счеты:
Лишь стало бы охоты, —
А то во здравье: ешь до дна!
Что за уха! Да как жирна;
Как будто янтарем подернулась она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!»
Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку
И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
А с Фоки уж давно катился градом пот.
Однако же еще тарелку он берет,
Сбирается с последней силой
И — очищает всю.
«Вот друга я люблю! —
Вскричал Демьян. — Зато уж чванных не терплю.
Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!»
Тут бедный Фока мой,
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой —
И с той поры к Демьяну ни ногой.
———————————
Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь:
Но если помолчать во время не умеешь
И ближнего ушей ты не жалеешь:
То ведай, что твои и проза и стихи
Тошнее будут всем Демьяновой ухи.
То есть первоначально басня имела мораль более определенную: высмеивала литераторов, чьи опусы слишком длинны и скучны
«Беседа любителей русского слова»
Литературное общество с этим названием возникло в Петербурге в 1811 году. в него входили любители литературы и литераторы солидного возраста и положения в обществе министры, князья, академики: Оленин, Кикин, князь Д. П. Горчаков, князь С. А. Шихматов, И. А. Крылов, И. М. Муравьев-Апостол, граф Хвостов, Лабзин, Баранов, князь Б. Вл. Голицын, князь Шаховской, секретарь Российской академии Соколов, граф Завадовский, адмирал Мордвинов, граф Разумовский и Дмитриев (все министры). Публичные собрания Общества отличались торжественностью. Посетители впускались по заранее разосланным билетам; не только члены, но и гости являлись в мундирах и орденах, дамы - в бальных платьях; в особенных случаях бывала и музыка с хорами, которые сочинял Бортнянский. Целью общества было развивать и поддерживать вкус к изящному слову посредством публичного чтения образцовых произведений в стихах и прозе. Собрания общества в основном производились раз в месяц в доме Державина, который предоставил для этого обширную залу, принял на себя все расходы, какие по обществу могли понадобиться, и пожертвовал для его библиотеки значительное собрание книг. Чтения продолжались обычно два, два с половиной часа. С 1811 по 1815 годы были изданы
19 книжек с произведениями членов «Беседы любителей русского слова». Общество прекратило свое существование в 1816 году со смертью Г. Д. Державина