Дань хазарам серебряной монетой и мехами. Древние славяне на пути к государственности

ГЛАВА 3. ДРЕВНЯЯ РУСЬ

§ 1. Восточнославянские племена VIII-IX вв.

Союзы племен. К тому времени, когда имя Русь стало применяться к восточным славянам, т. е. к VIII в., их жизнь претерпела существенные изменения.

В «Повести временных лет» отмечается, что накануне объединения большинства восточнославянских племен под властью Киева здесь сущест­вовало по меньшей мере 15 крупных племенных союзов. В Среднем По- днепровье обитал мощный союз племен, объединенный именем «поляне».

Центром Полянских земель издавна был город Киев. На севере от по­лян жили новгородские словене, группирующиеся вокруг городов Новго­род, Ладога. К северо-западу располагались древляне, т. е. жители лесов, главным городом которых был город Искоростень. Далее, в лесной зоне, на территории современной Беларуси, сформировался племенной союз дря- говичей, т. е. болотных жителей (от слова «дрягва» - болото, трясина). На северо-востоке, в лесных чашах междуречья Оки, Клязьмы и Волги, жили вятичи, в землях которых главными городами были Ростов и Суздаль. Ме­жду вятичами и полянами, в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины, обитали кривичи, проникшие позднее в земли словен и вятичей. Их глав­ным городом стаз Смоленск. В бассейне Западной Двины обитали полоча- не, получившие имя от речки Полота, впадающей в Западную Двину, глав­ным городом полочан позднее стад Полоцк. Племена, расселившиеся по рекам Десна, Сейм, Сула и жившие к востоку от полян, прозвали северяна­ми или обитателями северских земель; их главным городом со временем стал Чернигов. По рекам Сож и Сейм жили радимичи. К западу от полян, в бассейне реки Буг, расселились волыняне и бужане; между Днестром и Дунаем обитали уличи и тиверцы, граничившие с землями Болгарии.

В летописи упоминаются также племена хорватов и дулебов, обитав­ших в Подунавье и Прикарпатье.

Во всех древних описаниях расселения восточнославянских племен го­ворится о том, что жили они не изолированно от своих иноязычных сосе­дей. Восточно-Европейская равнина настойчиво перемешивала народы, соединяла их речными и озерными путями, лесными дорогами. Так, в рай­оне обитания новгородских словсн рядом с вятичами и кривичами жили угро-финские племена: меря, весь, корела, чудь, мурома, мордва. Ростов был поначалу главным поселением мери, а Белоозеро - веси. Муром яв­лялся главным поселением угро-финского племени мурома, располагав­шегося в то время в междуречье Волги и Оки, где также обитали мордва и марийцы. Ученые считают, что название «Москва» также восходит к уг­ро-финскому языку.

Сильные и многолюдные восточнославянские союзы племен подчиня­ли своему влиянию окрестные малочисленные народы, облагали их данью. Между ними происходили столкновения, но отношения в основном были мирными и добрососедскими. Против внешнего врага славяне и их соседи зачастую выступали единым фронтом.

Собирая дань с окрестных племен, некоторые славяне сами находи­лись в даннической зависимости от более сильных иноплеменных соседей. Так, поляне, северяне, радимичи, вятичи платили долгое время дань хаза­рам - по белке и горностаю от «дыма», новгородские словене и кривичи вместе с чудью и мерей платили дань варягам. Да и сами славяне, победив и подчинив какое-либо другое славянское племя, облагали его данью. По­ляне, начав «собирать» под свою руку восточно-славянские земли, обло­жили данью радимичей, северян, вятичей, которые раньше платили ее ха­зарам.

К концу VIII - началу IX в. полянское ядро восточных славян освобо­ждается от власти хазар.

Хозяйство, социальные отношения восточных славян. Что собой пред­ставляла в VIII-IX вв. жизнь восточнославянских племенных союзов? Го­ворить о них однозначно невозможно. Знал об этом еще летописец Нестор в XII в. Он писал, что наиболее развиты и цивилизованны среди всех были поляне, чьи обычаи, семейные традиции стояли на весьма высоком уровне. «А древляне, - заметил он, - живут звериным образом». Это лесные жите­ли; недалеко от них ушли и жившие в лесах радимичи, вятичи и северяне.

Конечно, киевский летописец особенно выделял полян. Но в его на­блюдениях есть и доля истины. Среднее Поднепровье было наиболее раз­витым районом среди других восточно-славянских земель. Именно здесь, на привольных черноземных землях, в условиях сравнительно благоприят­ного климата, на торговой «днепровской» дороге, прежде всего сосредото­чивалось наибольшее количество населения. Именно здесь сохранялись и развивались древние традиции пашенного земледелия, сочетаемого со скотоводством, коневодством и огородничеством, совершенствовались железоделательное, гончарное производства, зарождались другие ремес­ленные специальности.

В землях новгородских словен, где было обилие рек, озер, хорошо раз­ветвленная водная транспортная система, ориентированная, с одной сто­роны, на Балтику, а с другой - на днепровскую и волжскую «дороги», бур­но развивались мореходство, торговля, различные ремесла, производящие продукцию для обмена. Новгородско-ильмснский край был богат лесами, там расцветал пушной промысел; важной отраслью хозяйства здесь издрев­ле была рыбная ловля. В лесных чащах, вдоль берегов рек, на лесных опуш­ках, где жили древляне, вятичи, дряговичи, ритм хозяйственной жизни был замедленным, здесь люди особен но тяжело осваивали природу, отвоевывая у нее каждую пядь земли для пашни, лугов.

Земли восточных славян были весьма различны по своему уровню раз­вития, хотя люди медченно, но верно осваивали весь комплекс основных хозяйственных занятий и производственных навыков. Но вот быстрота их внедрения зависела от природных условий, от количества населения, нали­чия ресурсов, скажем железной руды.

Поэтому когда мы говорим об основных чертах хозяйства восточносла­вянских племенных союзов, то имеем в виду прежде всего уровень разви­тия Среднего Поднепровья, которое становилось в те дни хозяйственным лидером среди восточно-славянских земель.

Особенно интенсивно продолжало совершенствоваться земледелие - этот основной вид хозяйства раннесредневекового мира. Улучшались ору­дия труда. Широко распространенным видом сельскохозяйственной тех­ники стало «рало с полозом», с железным лемехом или плуг. Жернова заме­нили древние зернотерки, при уборке урожая использовались железные серпы, Каменные и бронзовые орудия труда отошли в прошлое. Высокого уровня достигли агрономические наблюдения. Восточные славяне пре­красно знали наиболее удобное время тех или иных полевых работ и сдела­ли эти знания достижением всех здешних земледельцев.

А главное, в землях восточных славян в эти сравнительно «спокойные века», когда опустошительные нашествия кочевников не очень тревожили жителей Поднепровья, с каждым годом расширялись пахотные земли. Ши­роко осваивались удобные для земледелия, лежащие неподалеку от жилищ степные и лесостепные земли. Железными топорами рубили славяне веко­вые деревья, выжигали мелкую поросль, выкорчевывали пни в тех местах, где господствовал лес.

Двухпольные и трехпольные севообороты стали распространенным яв­лением в славянских землях VII-VIII вв., заменяя собой подсечное земле­делие, которое характеризовалось очищением земли из-под леса, исполь­зованием ее до истощения, а потом забрасыванием. Широко стало практи­коваться унавоживание почвы. А это делало урожаи более высокими, обеспечение жизни людей более прочным. Поднепровские славяне зани­мались не только земледелием. Рядом с их селениями лежали прекрасные заливные луга, на которых пасся крупный рогатый скот, овцы. Здешние жители разводшш свиней, кур. Тягловой силой в хозяйстве стали волы и лошади. Коневодство превратилось в одно из важных хозяйственных за­нятий. А рядом находились реки, озера, богатые рыбой. Рыболовство явля­лось для славян важным подсобным промыслом.

Пахотные участки перемежались лесами, которые становились все гу- ше и суровее к северу, реже и веселее на границе со степью. Каждый славя­нин был не только прилежным и упорным земледельцем, но и опытным охотником. Шла охота на лосей, оленей, серн, лесную и озерную птицу - лебедей, гусей, уток. Уже в это время сложился и такой вид охоты, как до­быча пушного зверя. Леса, особенно северные, изобиловали медведями, волками, лисами, куницами, бобрами, соболями, белками. Ценные меха (скора) шли на обмен, на продажу в близлежащие страны, в том числе в Ви­зантию; они являлись мерой обложения данью славянских, балтских и уг­ро-финских племен, поначалу, до введения металлических денег, являлись их эквивалентом. Не случайно и позднее один из видов металлической мо­неты на Руси называли кунами, т. е. куницами.

Начиная с весны и до глубокой осени восточные славяне, как и их со­седи балты и угро-финны, занимались бортничеством (от слова «борть» - лесной улей). Оно дав&то предприимчивым промысловикам много меда, воска, который также высоко ценился при обмене.

Постоянно улучшающееся хозяйство восточных славян в конце кон­цов привело к тому, что отдельная семья, отдельный дом перестали нуж­даться в помощи рода, сородичей. Единое родовое хозяйство начало посте­пенно распадаться, огромные дома, вмещающие до ста человек, все чаще стали уступать свое место небольшим семейным жилищам. Общая родовая собственность, общая пахотная земля, угодья стали распадаться на отдель­ные участки, принадлежащие семьям. Родовая община спаяна и родством, и общим трудом, охотой. Совместная работа по расчистке леса, охота на крупного зверя при примитивных каменных орудиях труда и оружии тре­бовали больших коллективных усилий. Плуг с железным лемехом, желез­ный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, дротики с железными наконеч­никами, обоюдоострые стальные мечи значительно расширили и усилили власть отдельного человека, отдельной семьи над природой и способство­вали отмиранию родовой общины. Теперь она стала соседской, где каждая семья имела право на свою долю общинной собственности. Так зарожда­лось право частного владения, частной собственности, появлялась воз­можность для отдельных сильных семей освоить большие участки земли, получить больше продуктов в ходе промысловой деятельности, создать оп­ределенные их излишки, накопления.

В этих условиях резко возрастали власть и хозяйственные возможности племенных вождей, старейшин, племенной знати, воинов, окружавших вождей. Так зарождалось в славянской среде, а особенно явственно в рай­онах Среднего Поднепровья, имущественное неравенство.

Ремесла. Торговля.Путь «из варяг в греки». Во многом этим процессам помогало развитие не только земледелия и скотоводства, но и ремесел, рост городов, торговых связей, потому что здесь также создавались условия для дополнительного накопления общественного богатства, которое чаще всего попадало в руки имущих, углубляло имущественное различие между богатыми и бедными.

Среднее Поднепровье стало местом, где ремесла в VIII - начале IX в. достигли большого совершенства. Так, близ одного из сел во время архео­логических раскопок нашли 25 кузнечных горнов, в которых плавили же­лезо и изготовляли из него до 20 видов орудий труда.

С каждым годом множились продукты ремесленников. Постепенно их труд все более отделялся от труда сельского. Ремесленники теперь уже мог­ли содержать этим трудом себя и свою семью. Они начинали селиться там, где им было удобнее и легче продавать или обменивать свои изделия на продукты питания. Такими местами, конечно, были поселения, располо­женные на торговых путях, места, где жили племенные вожди, старейши­ны, где находились религиозные святыни, куда прибывало на поклонение множество людей. Так зарождались восточнославянские города, которые становились средоточием и племенных властей, и центром ремесла и тор­говли, и местом отправления религиозного культа, и местом обороны от врага.

Города зарождались как поселения, которые выполняли одновременно все эти задачи - политические, хозяйственные, религиозные и военные. Только в этом случае они имели перспективы дальнейшего развития и мог­ли превратиться в действительно крупные населенные центры.

Именно в VI11-IX вв. зародился знаменитый путь «из варяг в греки», который способствовал не только торговым контактам славян с окружаю­щим миром, но и связывал воедино сами восточно-славянские земли. На этом пути возникали крупные славянские городские центры - Киев, Смоленск, Любеч, Новгород, которые играли позднее столь важную роль в ис­тории Руси.

Сам путь древний автор описывает так. Он шел из Византии по Черно­му морю и Днепру, затем суда волоком перетаскивали из Днепра в реку Ло- вать, впадающую в озеро Ильмень, из него путь продолжался по реке Волхов, соединяющей Ильмень и Ладожское озеро, или, как его называли в древности, озеро Нево. Оттуда путники попадали в реку Неву, соединяю­щую Ладожское озеро с Финским заливом, а уж затем по Балтике, или, как iее называли. Варяжскому морю, отправлялись в сторону Рима. Тут-то, в землях варягов, собственно, и начинался путь «из варяг в греки», т. е. из I южной Балтики к Константинополю. Рим был здесьлишь промежуточным пунктом.

Но кроме этого, основного для восточных славян, торгового пути су­ществовали и другие. Прежде всего это восточный торговый путь, осью ко­торого были реки Волга и Дон. Торговые караваны шли из Полянских зе­мель либо сушей до Дона, либо сюда же по Днепру, затем мимо Крыма по Черному и Азовскому морям. Далее суда волоком перетаскивались из Дона в Волгу в том месте, где сейчас находится Волго-Донской канал. Дальней­ший путь шел вниз по Волге через хазарские владения мимо столицы Хаза- рии, Итиля, находившегося в устье Волги, на Каспий и в страны Востока, в первую очередь в Хорезм, Бухару, на восточное побережье Каспия, к «Железным воротам» - Дербенту, в Хорасан.

К северу от этого волжско-донского пути пролегали дороги из государ­ства болгар, располагавшегося на Средней Волге, через воронежские леса, на Киев, и вверх по Волге, через Северную Русь, в районы Прибалтики. Из Окско-Волжского междуречья на юг, к Дону и Азовскому морю, вела Му- равская дорога, названная так позднее. По ней шли как торговцы с севера из вятичских лесов, так и те, кто двигался на север, направляясь из стран Востока. Наконец, существовали и западные, и юго-западные торговые пу­ти, которые давали восточным славянам прямой выход в сердце Европы. Один из них шел от Киевских гор на юг по Днепру, затем по Черному мо­рю, а далее в устье Дуная и вверх по этой реке, уходящей в центр Европы и подходящей почти к верховьям Рейна. Другой же путь пролегал строго на запад, в польские земли и шел на Краков и далее в германские земли.

Все эти пути покрывали своеобразной сетью земли восточных славян, перекрещивались друг с другом и, по существу, накрепко привязывали вос­точно-славянские земли к государствам Западной Европы, Балкан, Север­ного Причерноморья, Поволжья, Кавказа, Прикаспия, Передней и Сред­ней Азии.

Восточные славяне оказались по темпам хозяйственного, обществен­ного, политического, культурного развития на среднем уровне. Они отста­вали от западных стран - Франции, Англии. Византийская империя и Арабский халифат с их развитой государственностью, высочайшей куль­турой, письменностью стояли для них на недосягаемой высоте, но восточ­ные славяне шли вровень с землями чехов, поляков, скандинавов, значи­тельно опережали еше находившихся на кочевом уровне венгров, не говоря уже о кочевниках-тюрках, угро-финских лесных жителях или живущих изолированной и замкнутой жизнью литовцах.

Религия восточных славян. Сложной, разнообразной, с детально разра­ботанными обычаями была и религия восточных славян. Как и другие древние народы, в частности древние греки, славяне населили мир разно­образными богами и богинями. Были среди них главные и второстепен­ные, могучие, всесильные и слабые, шаловливые, злые и добрые.

Во главе славянских божеств стоял великий Сварог - бог Вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса.

Его сыновья - Сварожичи - солнце и огонь - были носителями света и тепла. Бог солнца Дажьбог весьма почитался славянами. Недаром автор «Слова о полку Игореве» называл славян «дажьбожьи внуки». Молились славяне Роду и рожаницам - богу и богиням плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и был поэтому особенно популярен. Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя домаш­них животных, это был своеобразный «скотий бог». Стрибог, по их поняти­ям, повелевал ветрами, как древнегреческий Эол.

По мере слияния славян с некоторыми иранскими и угро-финскими племенами их боги перекочевывали и в славянский пантеон.

Так, в VIII-IX вв. у славян почитался бог солнца Хоре, который явно пришел из мира иранских племен. Оттуда же появился и бог Симаргл, ко­торый изображался в виде пса и считался богом почвы, корней растений. В иранском мире это был хозяин подземного царства, божество плодоро­дия.

Единственным крупным женским божеством у славян была Мокошь, которая олицетворяла рождение всего живого, была покровительницей женской части хозяйства.

Со временем, уже по мере выдвижения в общественной жизни славян князей, воевод, дружин, начала великих военных походов, в которых игра­ла молодая удаль зарождающегося государства, на первый план у славян все больше выдвигается бог молнии и грома Перун, который затем стано­вится главным небесным божеством, сливается со Сварогом, Родом как бо­лее древними богами. Происходит это не случайно: Перун был богом, чей культ родился в княжеской, дружинной среде.

Перун - молния, высшее божество - был непобедим. К IX в. он стал главным богом восточных славян.

Но языческие представления не исчерпывались лишь главными бога­ми. Мир был населен и другими сверхъестественными существами. Мно­гие из них были связаны с представлением о существовании загробного Царства. Именно оттуда к людям приходили злые духи - упыри. А добры­ми духами, оберегающими человека, являлись берегини. Славяне стреми­лись защищаться от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми оберегами. В лесу обитал леший, у воды жили русалки. Славяне верили, что это души умерших, выходящие весной насладиться природой.

Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством до­мового, которого отождествляли с духом своего родоначальника, пращура, или щура, чура. Когда человек считал, что ему грозят злые духи, он призы­вал своего покровителя - домового, чура защитить его и говорил: «Чур меня, чур меня!»

Уже накануне нового года (год у древних славян начинался, как и те­перь, 1 января), а потом поворота солнца на весну начинался праздник Ко­ляды. Сначала в ломах гасли огни, а потом люди добывали грением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношения,

Другой праздник, совпадающий с природными явлениями, отмечался в марте. То был день весеннего равноденствия. Славяне славили солнце, праздновали возрождение природы, наступление весны. Они сжигали чу­чело зимы, холода, смерти: начиналась Масленица с ее блинами, напоми­нающими солнечный круг, проходили гулянья, катания на санях, разные потехи.

1-2 мая славяне убирали лентами молодую березу, украшали ветками с только что распустившимися листьями свои дома, снова славили бога солнца, отмечали появление первых весенних всходов.

Новый всенародный праздник приходился на 23 июня и назывался праздником Купалы. На этот день приходился летний солнцеворот. По­спевал урожай, и люди молились о том, чтобы боги послали им дождь. На­кануне этого дня, по представлениям славян, русалки выходили на берег из волы - начиналась «русальная неделя». Девушки в эти дни водили хорово­ды, бросали в реки венки. Самых красивых девушек обвивали зелеными ветками и поливали водой, как бы призывая на землю долгожданный дождь.

Ночью вспыхивали купальские костры, через которые прыгали юноши и девушки, что означало ритуал очищения, которому как бы помогал свя­щенный огонь.

В купальские ночи совершались так называемые умыкания девиц, ко­гда молодые люди сговаривались и жених уводил невесту от домашнего очага.

Сложными религиозными обрядами обставлялись рождения, свадьбы, похороны. Так, известен обычай восточных славян хоронить вместе с пра­хом человека (славяне сжигали на кострах своих покойников, помещая их сначала в деревянные ладьи; это означало, что человек уплывает в подзем­ное царство) одну из его жен, над которой совершалось ритуальное убийст­во; в могилу воина клали останки боевого коня, оружие, украшения. Жизнь продолжалась, по представлениям славян, и за гробом. Затем над могилой насыпали высокий курган, и совершалась языческая тризна: род­ственники и соратники поминали умершего.

ДУЛЕБЫ - племенной союз восточных славян. Обитали в
бассейне Буга и правых притоков Припяти начиная с 6 в. Исследователи относят дулебов к одной из самых ранних этнических групп восточных славян, из которой позднее образовались некоторые другие племенные союзы, включая волынян (бужан) и древлян. Археологические памятники дулебов представлены остатками земледельческих поселений и курганными могильниками с трупосожжениями.
Согласно летописным данным, в 7 в. дулебы подверглись нашествию аваров. В 907 г. дружина дулебов участвовала в походе князя Олега на Константинополь. По мнению историков, в 10 в. объединение дулебов распалось, а их земли вошли в состав Киевской Руси.

ВОЛЫНЯНЕ, велыняне - восточнославянский союз племен, заселявший территорию по обоим берегам Западного Буга и у истока р. Припять.
Предками волынян, предположительно, были дулебы, а их более раннее название - бужане. Согласно другой точке зрения, "волыняне" и "бужане" - названия двух различных племен или племенных союзов.

Анонимный автор "Баварского Географа" (1-й пол. 9 в.) насчитывает у волынян 70 городов, а у бужан - 231 город. Арабский географ 10 в. аль-Масуди различает волынян и дулебов, хотя, возможно, его сведения относятся к более раннему периоду.
В русских летописях волыняне впервые упоминаются под 907 г.: они участвовали в походе князя Олега на Византию как "толковины" - переводчики. В 981 г. киевский князь Владимир I Святославич подчинил Перемышльскуго и Червенскую земли, где жили волыняне. Волынский г. Червень стал с тех пор называться Владимиром-Волынским. Во 2-й пол. 10 в. на землях волынян образовалось Владимиро-Волынское княжество.

ВЯТИЧИ - восточнославянский союз племен, обитавших в бассейне верхнего и среднего течения Оки и по р. Москва.
Согласно "Повести временных лет", родоначальником вятичей был Вятко, пришедший "от ляхов" (поляков) вместе с братом Радимом - родоначальником племени радимичей. Современные археологи не находят подтверждения западнославянского происхождения вятичей.
По археологическим наблюдениям, расселение вятичей происходило с территории Днепровского левобережья или даже с верховьев Днестра (где обитали дулёбы). Большинство исследователей считает, что субстратом вятичей являлось местное балтское население. Вятичи расселялись в бассейне Оки в период VI-VIII веках
Во 2-й пол. 9-10 вв. вятичи платили дань Хазарскому каганату. Долгое время они сохраняли независимость от киевских князей. В качестве союзников вятичи участвовали в походе киевского князя Олега на Византию в 911 г. В 968 г. вятичи потерпели поражение от киевского князя Святослава. В нач. 12 в. Владимир Мономах воевал с вятичским князем Ходотой. В кон. 11 - нач. 12 вв. среди вятичей насаждалось христианство. Несмотря на это, они долгое время сохраняли языческие верования.
К 12 в. территория вятичей находилась в Черниговском, Ростово-Суздальском и Рязанском княжествах.

ДРЕВЛЯНЕ - восточнославянский племенной союз, занимавший в 6-10 вв. территорию Полесья, Правобережье Днепра, западнее полян, по течению рек Тетерев, Уж, Уборт, Ствига. Ареал проживания древлян соответствует ареалу лука-райковецкой культуры. Имя древляне, по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах.
На западе древляне граничили с волынянами и бужанами, на севере - с дреговичами. Археологи обнаружили на землях древлян захоронения с трупосожжениями в урнах в бескурганных могильниках. В 6-8 вв. распространились погребения в курганах, в 8-10 вв.- безурновые захоронения, а в 10-13 вв.- трупоположения в курганах.
Отсутствие оружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени; находки серпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кож указывают на существование у древлян хлебопашества, промыслов гончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костей домашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство; множество иноземных изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика указывает на существование торговли, а отсутствие монет дает повод заключить, что торговля была меновой.
В 883 г. киевский князь Олег "начал воевать против древлян и, покорив их, возложил дань на них по черной кунице (соболь)", а в 911 г. древляне участвовали в походе Олега на Византию. В 945 г. князь Игорь по совету дружины пошел "к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его", однако не удовлетворился собранным и решил "пособирать еще". Древляне, посовещавшись со своим князем Малом, решили убить Игоря: "если не убьем его, то всех нас погубит". Вдова Игоря, Ольга, в 946 г. жестоко отомстила древлянам, предав огню их столицу г. Искоростень, "городских же старейшин взяла в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань", а вся земля древлян была присоединена к киевскому уделу с центром в г. Вручий (Овруч).

ДРЕГОВИЧИ - племенной союз восточных славян.
Точные границы обитания дреговичей до сих пор не установлены. По мнению ряда исследователей (В.В. Седов и др.), в 6-9 вв. дреговичи занимали территорию в срединной части бассейна р. Припять, в 11 - 12 вв. южная граница их расселения проходила южнее Припяти, северо-западная - в водоразделе рек Друть и Березина, западная - в верховьях р. Неман.
При заселении Беларуси, дреговичи двигались с юга на север (к реке Неман), что указывает на их южное происхождение. Летописи говорят о происхождении дреговичей, наряду с древлянами, полянами (днепровскими), и кривичами (полочанами), от осевших на территории Белоруссии племен белых хорватов, сербов и хорутан, пришедших в VI-VII веках
Под именем другувитов (греч. δρουγουβίται) дреговичи известны уже Константину Порфирородному как племя, подчиненное Руси. Летопись упоминает только, что дреговичи имели некогда свое княжение. В 10 в. земли, населенные дреговичами, вошли в состав Киевской Руси, а позднее вошли в Туровское и Полоцкое княжества.

КРИВИЧИ - племенной союз восточных славян 6-11 вв. Проживали на территориях нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии. Сформировались на основе пришлого славянского и местного балтского населения (Тушемлинская культура). Вероятно, в этногенезе кривичей участвовали остатки местных финно-угорских и балтских (эсты, ливы, латгалы) племен, которые смешались с многочисленным пришлым славянским населением.
Кривичей подразделяют на две большие группы: псковскую, и полоцко-смоленскую. В культуре полоцко-смоленских кривичей наряду со славянскими элементами украшений, присутствуют элементы балтского типа. Балтские элементы присутствуют также и в погребальном обряде.
"Повесть временных лет" сообщает, что городами кривичей были Смоленск и Полоцк. Согласно этой же летописи, в 859 г. кривичи платили дань варягам "из заморья", а в 862 г. вместе со словенами ильменскими и чудью пригласили на княжение Рюрика с братьями Синеусом и Трувором. Под 882 г. в "Повести временных лет" помещен рассказ о том, как Олег ходил на Смоленск, на кривичей, и, взяв город, "посадил в нем мужа своего". Как и другие славянские племена, кривичи платили дань варягам, ходили вместе с Олегом и Игорем в походы на Византию. В 11-12 вв. на землях кривичей возникли Полоцкое и Смоленское княжества.

ПОЛОЧАНЕ - славянское племя, часть племенного союза кривичей; жили по берегам р. Двина и ее притока Полота, от которого и получили свое название.
Центром земли полочан был г. Полоцк. В "Повести временных лет" полочане несколько раз упоминаются вместе с такими большими племенными союзами, как словене ильменские, древляне, дреговичи, поляне.
Однако ряд историков подвергает сомнению существование полочан как отдельного племени. Аргументируя свою точку зрения, они обращают внимание на то, что "Повесть временных лет" никак не связывает полочан с кривичами, во владения которых входили их земли. Историк Л.Г. Кузьмин предположил, что фрагмент о племени полочан появился в "Повести" около 1068 г., когда киевляне изгнали князя Изяслава Ярославича и посадили на княжеский стол полоцкого князя Всеслава.
В сер. 10 - нач. 11 вв. на территории полочан образовалось Полоцкое княжество.

ПОЛЯНЕ - племенной союз восточных славян, обитавший на Днепре, в районе современного Киева. Само происхождение полян остается неясным, так как территория их расселения находилась на стыке нескольких археологических культур. В VI-VII веках корчакская и пеньковская культура, ассоциируемые соответственно с дулебами и антами, граничили здесь с колочинской культурой, распространенной на левом берегу Днепра. Сначала, около половины VIII века, платившие дань хазарам поляне благодаря культурному и экономическому превосходству из оборонительного положения по отношению к соседям скоро перешли в наступательное; древляне, дреговичи, северяне и другие к концу IX века были уже подвластны полянам. У них ранее других водворилось и христианство. Центром полянской земли был Киев; другие её населённые пункты - Вышгород, Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка), Звенигород, Треполь (ныне село Триполье), Василев (ныне Васильков) и прочие.
С полянами связана одна из версий происхождения Руси, упоминаемая в "Повести временных лет". Ученые считают "поляно-русскую" версию более древней, чем "варяжская легенда", и относят ее к кон. 10 в.
Древнерусский автор этой версии считал полян славянами, пришедшими из Норика (территория на Дунае), которые стали первыми называться именем "русь": "Поляне яже ныне зовомая русь". В летописи резко противопоставляются обычаи полян и других восточнославянских племен, объединяемых под именем древлян. Поляне, по словам летописца Нестора, резко отличались от соседних славянских племён и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаи имяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим…. брачные обычаи имеяху», тогда как древляне, радимичи и вятичи жили в лесах, «подобно зверям», и браков у них не было.
Во 2-й четв. 10 в. на этих же землях появляется другой народ. Ряд ученых местом его первоначального расселения считает Среднее Подунавье. Другие идентифицируют его с рутами-русами из Великой Моравии. Этот народ был знаком с гончарным кругом. Умерших хоронили по обряду трупоположения в подкурганных ямах. В курганах часто находили нательные кресты. Поляне и русы со временем смешались, русы стали говорить на славянском языке, а племенной союз получил двойное именование - поляне-русь.

РАДИМИЧИ - восточнославянский союз племен, обитавший в восточной части Верхнего Поднепровья, по р. Сож и ее притокам в 8-9 вв.
Через земли радимичей проходили удобные речные пути, связывавшие их с Киевом. Согласно "Повести временных лет", родоначальником племени был Радим, пришедший "от ляхов", т.е. польского происхождения, вместе со своим братом Вятко. У радимичей и вятичей был схожий обряд погребения - прах хоронился в срубе - и схожие височные женские украшения (височные кольца) - семилучевые (у вятичей - семило-пастные). Археологи и лингвисты предполагают, что в создании материальной культуры радимичей участвовали и племена балтов, жившие в верховьях Днепра. В 9 в. радимичи платили дань Хазарскому каганату. В 885 г. эти племена были подчинены киевским князем Олегом Вещим. В 984 г. войско радимичей было разбито на р. Пищане воеводой киевского князя Владимира Святославича. Последний раз они упоминаются в летописи под 1169 г. Затем территория радимичей вошла в Черниговское и Смоленское княжества.

РУСЫ - в источниках 8-10 вв. название народа, участвовавшего в образовании Древнерусского государства.
В исторической науке до сих пор продолжаются дискуссии об этническом происхождении русов. Согласно свидетельствам арабских географов в 9-10 вв. и византийского императора Константина Багрянородного (10 в.), русы являлись социальной верхушкой Киевской Руси и главенствовали над славянами.
Немецкий историк Г.3. Байер, приглашенный в Россию в 1725 г. для работы в Академии наук, считал, что русы и варяги - это одно норманнское (т.е. скандинавское) племя, принесшее славянским народам государственность. Последователями Байера в 18 в. были Г. Миллер и Л. Шлецер. Так возникла норманнская теория происхождения русов, которую до сих пор разделяют многие историки.
Опираясь на данные "Повести временных лет", одни историки полагают, что летописец отождествлял "русов" с племенем полян и выводил их вместе с другими славянами с верховьев Дуная, из Норика. Другие считают, что русы - это варяжское племя, "призванное" на княжение в Новгород при князе Олеге Вещем, давшее имя "Русь" Киевской земле. Третьи доказывают, что автор "Слова о полку Игореве" связывал происхождение русов с Северным Причерноморьем и бассейном Дона.
Ученые отмечают, что в древних документах название народа "русь" было различно - руги, роги, рутены, руйи, руяны, раны, рены, русь, русы, росы. Это слово переводят как "красный", "рыжий" (из кельтских языков), "светлый" (из иранских языков), "роте" (от шведского - "гребцы на весельных ладьях").
Некоторые исследователи считают русов славянами. Те историки, которые считают русов балтийскими славянами, утверждают, что слово "русь" близко к названиям "Рюген", "руяне", "руги". Ученые, считающие русов жителями Среднего Подиепровья, замечают, что в Приднепровье встречается слово "рось" (р. Рось), а название "Русская земля" в летописи первоначально обозначало территорию полян и северян (Киев, Чернигов, Переяславль).
Существует точка зрения, согласно которой русы - это сармато-аланский народ, потомки роксолан. Слово "рус" ("рухс") в иранских языках обозначает "светлый", "белый", "царственный".
Еще одна группа историков предполагает, что русы - это руги, жившие в 3-5 вв. по р. Дунай римской провинции Норик и ок. 7 в. переселившиеся вместе со славянами в Приднепровье. Загадка происхождения народа "рус" не решена до сих пор.

СЕВЕРЯНЕ - восточнославянский союз племен, обитавших в 9-10 вв. по pp. Десна, Сейм, Сула.
Западными соседями северян были поляне и дреговичи, северными - радимичи и вятичи.
Происхождение названия северяне не вполне ясно. Объяснение от славянского сивер, север, несмотря на схожесть звучания, является маловероятным, так как северяне не были наиболее северным из славянских племён. По мнению В. В. Седова оно имеет скифско-сарматское происхождение и возводится к иранскому слову «чёрный», что подтверждается названием города северян - Чернигов.
Археологи соотносят северян с носителями волынцевской археологической культуры, которые жили на левом берегу Днепра, по Десне и Сейму в 7-9 вв. Волынцевские племена были славянскими, но их территория соприкасалась с землями, населенными носителями салтовомаяцкой археологической культуры.
Основным занятием северян было земледелие. В IX веке они платили дань хазарам, позже (882) были подчинены князем Олегом и их территория вместе с землёй полян, кривичей и ильменских словен составили ядро Киевской Руси. В 907 приняли участие в походе Олега на Византию. Позже на их территории возникло Черниговское княжество.

СЛОВЕНЕ ИЛЬМЕНСКИЕ - племенной союз восточных славян на территории Новгородской земли, в основном в землях около оз. Ильмень, по соседству с кривичами.
По свидетельству "Повести временных лет", словене ильменские вместе с кривичами, чудью и мерей участвовали в призвании варягов, которые были родственны словенам - выходцам с Балтийского Поморья. Словенские воины входили в состав дружины князя Олега, участвовали в походе Владимира I Святославича на полоцкого князя Рогволда в 980 г.
Ряд историков считает "прародиной" словен Поднепровье, другие выводят предков ильменских словен из Балтийского Поморья, поскольку предания, верования и обычаи, тип жилищ новгородцев и полабских славян очень близки.

ТИВЕРЦЫ - восточнославянское племя, расселившееся в IX веке в междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины. Название племенного объединения, возможно, происходит от древнегреческого названия Днестра - "Тирас", которое, в свою очередь, восходит к иранскому слову turas - быстрый.
В Тверской летописи под 863 г. находится известие о борьбе Аскольда и Дира с тиверцами. Под 885 г. многие списки летописи сохранили известие, что Олег "имел рать с тиверцами и улучами". Под 907 г. в летописи сохранилось известие об участии тиверцев в походе Олега, под 944 г.,в некоторых списках - известие об их участии в походе Игоря.

В середине 10 в. вошли в состав Киевской Руси. В нач. 12 в. под ударами печенегов и половцев тиверцы отошли на север, где смешались с другими славянскими племенами.

УЛИЧИ - восточнославянский союз племен, существовавший в 9 - сер. 10 вв.
По сообщению "Повести временных лет", уличи жили в нижних течениях Днепра, Буга и на берегу Черного моря. Центром племенного союза был г. Пересечен. По предположению историка 18 в. В.Н. Татищева, этноним "уличи" происходит от древнерусского слова "угол". Современный историк Б.А. Рыбаков обратил внимание на свидетельство Новгородской первой летописи: "Раньше уличи сидели в низовьях Днепра, но потом переселились на Буг и Днестр" - и сделал вывод, что Пересечен находился на Днепре южнее Киева. Город на Днепре под таким названием упоминается в Лавреитьевской летописи под 1154 г. и в "Перечне русских городов" (14 в.). В 1960-х гг. археологи открыли поселения уличей в районе р. Тясмин (приток Днепра), что подтверждает вывод Рыбакова.
Племена долгое время противостояли попыткам киевских князей подчинить их своей власти. В 885 г. с уличами воевал Олег Вещий, уже собиравший дань с полян, древлян, северян и тиверцев. В отличие от большинства восточнославянских племен уличи не участвовали в походе князя Олега на Константинополь в 907 г. На рубеже 40-х гг. 10 в. киевский воевода Свенельд три года держал в осаде г. Пересечен. В сер. 10 в. под натиском кочевых племен уличи отошли на север и были включены в состав Киевской Руси.

О хазарах мы знаем очень мало: они были соседями восточных славян , а еще то, что «сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам» (строчка из знаменитой «Песни о Вещем Олеге» Александра Сергеевича Пушкина). Попробуем расширить свои знания об этом народе.

В середине седьмого столетия новой эры появляется новое государство под названием Хазарский каганат (Хазария). Создали его кочевники (хазары). Хазария контролировала обширные территории (восток Крыма, Предкавказье, северо-запад Казахстана, Среднее и Нижнее Поволжье и многие другие).

Как и при каких условиях произошла первая встреча хазар и славян в мировой истории?

В седьмом веке у славянских племен появилась хорошая возможность для освоения и заселения южных регионов (окрестностей Дона). На юго-востоке же власть принадлежала хазарам, причем уже давно. А они, в свою очередь, хотели увеличить свои владения за счет западных земель. Известно, что в пятом веке они жили по соседству с болгарами, которых и стали преследовать. Откуда появились эти кочевые племена, сказать трудно. Однако есть предположение, что они родственны тюркам. А один историк предполагал, что хазары – это славяне.

Но вернемся к взаимодействию встретившихся народов. В итоге произошло некое столкновение славян и хазар, но оно было вполне мирным и не сопровождалось жертвами ни с той, ни с другой стороны.

Соседство славян и хазар

В седьмом же веке хазары стали представлять из себя мощную силу на юго-востоке. Это позволило им вступить в противостояние с арабами. Но то, что эти народы господствовали в юго-восточных степях, оказало влияние на жизнь славян. Во-первых, они были своеобразной защитой от нападений с востока на славянские племена других кочевников. Во-вторых, славяне, которые осваивали степи, стали дружны с хазарами. Это дало возможность первым колонизировать земли Хазарии, находившиеся под властью хазарского кагана. По данным одного из древних авторов, славяне населяли и столицу Хазарии, и даже служили в войсках. В целом, славяне и хазары мирно жили, даже сотрудничая в торговле.

То есть получается, что славянские племена, будучи хазарскими соседями, находились в их власти. Кроме того, славяне платили дань хазарам. Например, по данным летописи, известно, что ими были поляне, радимичи, вятичи, северяне. Дело в том, что эти племенные союзы восточных славян проживали в непосредственной близости от Хазарского каганата. Дань была не слишком обременительной для славян. Тем более она была своеобразной платой за защиту. И мы не найдем подтверждений тому, что славяне всеми силами пытались избавиться от нее.

Можно сказать, что хазарский каган был их государем. Вообще имела место быть политическая зависимость славян. Но так было до тех пор, пока не пришел князь Олег (в конце девятого века). Теперь бывшие в подчинении хазар славянские племена платят дань ему. Но окончательное освобождение славян (вятичей)произошло при князе Святославе, который «добил» Хазарию в 965 году.

Так какое значение имело соседство восточных славян с хазарами? Наверное, правильным будет сказать, что оно было взаимовыгодным. Славяне, хоть были под властью хазар и платили дань, но взамен получали защиту от нападений с востока.

Георгий Сидоров о сути хазарского проекта.

Хазарский каганат в средние века был полновластным хозяином огромной территории Евразии, заключенной между Аральским морем на Востоке до Киева на Западе и от Кавказа на Юге до Урала на Севере. Но откуда хазары берут свое начало, где лежат их корни? В 454 году н.э. умер знаменитый завоеватель, наводивший ужас на всю Европу, имя ему Аттила, в восточных источниках - Идиль (запомните это имя). После кончины Бича Божьего его империя распалась на отдельные народы и племена, в числе которых были и хазары. В середине VII века в Западно-Тюркском каганате происходила эпоха раздора и ослабления в это время многие народы, входившие в него, начали отделяться. Объявили себя независимыми и хазары, создав свое государство - Хазарский каганат, столицей стал город Итиль (вспомните как в восточных источниках называли Аттилу).

После появления государственности у хазар они приступили к агрессивной завоевательной политике. Под "горячую руку" хазарских каганов попали многие соседние племена. В это время на территории Кавказа появились мусульманские миссионеры, а вслед за ними арабские полчища. Хазары, объединившись с тюрками дали массированный отпор арабам. Хазары вели войны с могущественной в то время Византийской империей. Была завоевана братская Булгария, разбиты греческие войска, захвачен Крым, подчинены южные и центральные части восточнославянских земель и такие племена как вятичи, радимичи и поляне. Была образована огромная держава. Завоеванные и подчиненные народы платили дань хазарам.

Многочисленные народы, населяющие земли Хазарского каганата имели разную культуру, и, что более всего настораживало хазарских правителей - религию. Религия во все времена играла центральную роль в объединении народов, в превращении их в "монолит" с едиными целями и идеалами. Хазары на тот момент являлись язычниками, их религия называлась Тенгрианство - общая вера для многих тюркских племен. Не было единого Бога, следовательно, не было и единства. Каган начал искать новую монотеистическую религию, которая бы привела к идеологическому сплочению. Выбор стоял между тремя верами: христианством, исламом и иудаизмом. Ислам каган не мог принять из-за того, что хазары вели непрекращающиеся войны с мусульманами. Византийские императоры своими действиями и ревностными поступками в отношении религии дискредитировали христианство, поэтому оно тоже не рассматривалось как серьезная альтернатива Тенгрианству. Выбор пал на иудаизм. Кто знает, как бы развивалась история, если бы каган выбрал христианство.
Печальное положение было у восточных славян - они находились в тисках меж двух мощных на тот момент объединений - варяжских завоевателей и хазар. Таким образом произошло разделение на сферы влияния. Северные и западные племена становились зависимыми от скандинавов, южные и восточные от хазар. Славянские племена, занимавшие Стольный град Киев - поляне выплачивали дань хазарам. Большого количества источников по этому вопросу не было обнаружено, но до нас дошли сведения о том, что славяне платили дань серебром и мехами. Эти товары представляли особенное богатство и их можно было продать на других рынках. Наибольшей популярностью во всем мире пользовались меха. Также существует легенда о выплате дани обоюдоострыми мечами. Повествует она о следующем: однажды поляне решили выплатить дань мечами. Но хазарские старейшины увидели в этом неладное. Они сказали, что наши сабли, заточенные с одной стороны отражают веру только в Ветхий Завет, их же мечи, заточенные с двух сторон показывают веру в два Завета - Ветхий и Новый. Старцы посчитали, также, что такой вид меча символизировал сбор дани с двух сторон, одна из них была направлена на хазар. Эти мысли были пророческими.

В годы правления на Руси Святослава славяне значительно усилились, а князь затеял военный поход против Хазарского каганата. В 965 году славяне в союзе с огузами совершили поход на хазар, в результате чего последние понесли тяжелое поражение, но не были разгромлены окончательно. Завершил же дело Святослава его сын, крестивший Русь, Владимир. В 985 году в союзе с теми же огузами Хазарский каганат был окончательно разгромлен, а сами хазары стали платить дань Владимиру.

На этом закончилась эпоха владычества Хазарского каганата. Хазары расселились по многим территориям Евразии. Большая часть была расселена в Крыму, где остается и по наши дни, следует сказать, что их культура осталась практически без изменений, только называются они сейчас караимами. Это один из народов, являющихся чистыми, то есть без смешивания с другими племенами и народами. По сей день они являются иудаистами, хотя и не признают Талмуд. Таким образом народ наводивший страх и ужас на многие государства средневековья не исчез по прошествии более 10 веков. В результате заключения браков только с представителями караимов их культура осталась той, которая была у них боле 1000 лет назад.