Химические олимпиады. Материалы олимпиадных заданий отборочного этапа Межрегиональной химической олимпиады школьников имени академика П.Д

Уважаемые абитуриенты!

В 2018-2019 г. на базе Российского государственного университета нефти и газа (Национального Исследовательского Университета) имени И.М. Губкина будут проводиться:

2. Межрегиональная олимпиада школьников по химии имени академика П.Д. Саркисова

Для участия в Межрегиональной олимпиаде школьников по химии приглашаются учащиеся 10-11 классов. Победители и призеры олимпиады получают 10 и 7 баллов соответственно к суммарному баллу ЕГЭ.

Организаторами Олимпиады являются Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева и Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина.

Олимпиада пройдет в 2 этапа: отборочный (on-line) и заключительный (очный). Отборочный этап (интернет-тур) проводится с 10 ноября 2018 г. по 25 декабря 2018 г. и включает в себя выполнение заданий по химии. Для участия в отборочном этапе необходимо пройти online - регистрацию на сайте olimp.muctr.ru , которая будет открыта с 10 ноября 2018 г. Для этого участник активирует свой личный кабинет путем ввода логина и пароля, заполняет выгруженную и распечатанную форму анкеты.

Заключительный этап Межрегиональной химической олимпиады школьников имени академика П.Д. Саркисова состоится 3 марта 2019 года

При себе необходимо иметь:

Паспорт;
- Одну фотографию размером 3х4 (цветную или черно-белую);
- Справку об обучении из образовательного учреждения, выданную не ранее 1 сентября 2018 года (справка передается в Оргкомитет и участнику не возвращается);
- Непрограммируемый (обычный, не инженерный) калькулятор.

К участию в заключительном этапе Олимпиады допускаются победители и призеры отборочного этапа, а также победители и призеры 9 и 10 классов Межрегиональной химической олимпиады школьников имени академика П.Д. Саркисова 2017/2018 учебного года.

Региональные площадки проведения Заключительного этапа Межрегиональной химической олимпиады школьников имени академика П.Д. Саркисова:

ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева»

Адрес: г. Москва, 1-я Миусская улица, дом 3

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина»

Адрес: г. Москва, Ленинский проспект, дом 65
Время начала: 10:00 (время московское).

ФГБОУ ВО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет)»

Адрес: г. Кемерово, Бульвар Строителей, дом 47

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»

Адрес: г. Барнаул, проспект Ленина, дом 61
Время начала: 14:00 (время местное).

МБОУ «Средняя школа № 144»

Адрес: г. Красноярск, улица 40 лет Победы, дом 24
Время начала: 16:00 (время местное).

3 . Объединенная межвузовская математическая олимпиада

На этом же сайте можно посмотреть положение и регламент олимпиады, а также задания прошлых лет.

С 2009 года для 11-классников по инициативе группы московских вузов проводится межвузовская олимпиада по математике. С 2009 года ОММО входит в Перечень олимпиад МОН РФ, и ее дипломы официально учитываются при приеме в вузы.

В Перечне олимпиада 2018/19уч.г. ОММО-2019 имеет второй уровень. Решения о льготах (поступление без вступительных испытаний, и 100 баллов по предмету при наличии ЕГЭ по математике (профиль) не ниже 75 баллов) принимаются вузами и должны быть объявлены в сроки, определенные Министерством образования и науки.

Участие в Олимпиаде добровольно и бесплатно. Опубликован регламент проведения Олимпиады и календарь для участников .

Первый тур планируется в заочной форме с 25 декабря 2018 г – 29 января 2019 г. (тогда же откроется и регистрация).

XXXI Менделеевская олимпиада школьников по химии проходила с 3 по 10 мая 1997 года в Ереване.Менделеевская олимпиада в соответствии с решением Совета Федерации Химических обществ стран СНГ имеет международный статус. Непосредственными организаторами олимпиады 1997 г. были Ассоциация по химическому образованию (Россия) и Министерство образования и науки Республики Армении. Олимпиада получила значительную спонсорскую поддержку от Общенационального Фонда "Айастан", мэрии города Еревана, авиакомпании "Армянские авиалинии", банка "Менатеп" и других организаций.

Работа Оргкомитета Олимпиады проходила под руководством
А.Р.Петросяна, Министра образования и науки Республики Армения,
П.Д.Саркисова, академика РАН, ректора РХТУ имени Д.И.Менделеева
Ю.А. Устынюка, профессора Химического факультета Московского университета
В.В. Лунина, чл.-корр. РАН, декана Химического факультета Московского университета

В составе жюри из 19 человек вошли представители Московского, Ереванского и Белорусского государственных университетов, а также ряда других организаций химического профиля Москвы и Еревана.

Жюри Олимпиады возглавляли

  • Л.А. Саакян, профессор, зав.кафедрой химии Ереванского государственного медицинского университета, председатель жюри
  • А.И. Жиров, доцент Химического факультета Московского университета М.В. Ломоносова, зам. председателя жюри

Все организационные заботы легли на плечи общественной организации "Олимпийское движение школьников Армении" и Ассоциации по химическому образованию.
В олимпиаде приняли участие 48 школьников из Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России и Эстонии.
Первый теоретический тур проходил в Цахкадзоре в Доме Творчества Писателей Армении. В этом туре учащимся были предложены для решения восемь заданий по неорганической, органической и физической химии.

Вы можете испытать свои силы, попытавшись решить их самостоятельно:

Задача 1 Задача 5
Задача 2 Задача 6
Задача 3 Задача 7
Задача 4 Задача 8

Второй, экспериментальный, тур проходил в лабораториях кафедры химии Ереванского государственного медицинского университета им.Мхитара Гераци, В Ереване было всем тепло и солнечно и в прямом и переносном смыслах.
XXXII Менделеевская олимпиады планируется в мае 1998 года в Киргизии.
Победители Олимпиады были отмечены Дипломами I, II и III степени

Дипломы I степени получили:

Дипломы II степени получили:
1. Дружинин Сергей, г.Королев Московской области, Россия
2. Богатырев Антон, г.Екатеринбург, Россия
3. Вербицкий Дмитрий, г.Барановичи, Белоруссия
4. Зайцев Александр, г.Москва, Россия
5. Пискунов Матвей, г.Витебск, Белоруссия
6. Агафонцев Александр, г.Омск, Россия
7. Романенков Александр , г.Тула, Россия
8. Сиземская Валерия, г.Нарва, Эстония
9. Выдров Олег, г.Минск, Белоруссия
10. Родионов Валентин, г.Москва, Россия

Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева проводит Межрегиональную химическую олимпиаду имени академика П. Д. Саркисова для школьников 9-11 классов...

Соревнование проходит в два этапа. Отборочный этап проводится дистанционно. Выполненные задания проверяются с помощью компьютерной программы и апелляции не подлежат.

Заключительный этап проходит очно на площадках университета в Москве и регионах России. На него приглашаются победители и призеры первого этапа. При выполнении олимпиадных заданий организаторы разрешают использовать периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева и таблицу растворимости и ряда напряжения металлов.

Что нового

Как участвовать

  1. Зарегистрируйтесь на олимпиаду на сайте организаторов.
  2. Выполните задания отборочного этапа. Результаты будут опубликованы на сайте.
  3. Выберите удобную площадку проведения очного этапа, зарегистрируйтесь.
  4. Выполните задания заключительного этапа. Предварительные итоги опубликуют на сайте олимпиады.
  5. Если вы не согласны с оценками жюри, подайте апелляцию.
  6. Окончательные результаты ищите на сайте организаторов.

Что особенного

Как готовиться

Решайте задания прошлых лет Разберите сложные места с учителем. Задавайте вопросы. Школа заинтересована в вашем успехе – это повышает ее престиж.

Основными целями и задачами отраслевой олимпиады школьников является выявление одаренных школьников, ориентированных на инженерно-технические специальности, способных к техническому творчеству и инновационному мышлению и планирующих свою профессиональную деятельность в газовой отрасли.

Олимпиада проводится образовательными организациями высшего образования из числа ведущих университетов Российской Федерации совместно с ПАО «Газпром». Олимпиада по химии проводится Российским государственным университетом нефти и газа (национальным исследовательским университетом) имени И.М. Губкина и Казанским национальным исследовательским технологическим университетом. Очные этапы олимпиады проходят на многих региональных площадках.

Данная олимпиада не является статусной при поступлении в вузы. Тем не менее она предоставляет уникальную возможность проверить свои силы перед сдачей ЕГЭ, получить необходимую информацию об условиях обучения в вузе, ее победители награждаются ценными призами. Победители и призеры олимпиады будут получать дополнительные баллы к результатам ЕГЭ, в рамках учета индивидуальных достижений абитуриента (до 10 баллов).

Олимпиада проводится в два этапа:
- регистрация и первый (дистанционный) этап – с 01.11.2017 по 10.01.2018 г.;
- второй (заключительный) этап проводится в очной форме в период с 1 февраля по 31 марта 2018 года. К участию в нем допускаются победители и призеры первого (отборочного) этапа Олимпиады.
Для ознакомления с примерами заданий и подготовки к отборочному туру Олимпиады участникам предлагается пройти подготовительный тур. Участие в нем не является обязательным и результаты не учитываются в дальнейшем.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Материалы олимпиадных заданий отборочного этапа Межрегиональной химической олимпиады школьников имени академика П.Д. Саркисова 9 класс Вариант Напишите уравнения реакций (с указанием условий их проведения), с помощью которых можно осуществить превращения: Сu Cu(OH) 2 Cu(NO 3) 2 CuCl 2. Каждый этап может быть осуществлен в одну или несколько стадий. 2 Напишите уравнения реакций (с указанием условий их проведения), с помощью которых можно осуществить превращения: Р РН 3 Са 3 (РO 4) 2 CaHPO 4. Каждый этап может быть осуществлен в одну или несколько стадий. 3. Укажите, какие из перечисленных оксидов СО, Сr 2 О 3, CaO, NО 2, FeO взаимодействуют с едким натром. Напишите соответствующие уравнения химических реакций. 4. Укажите, какие из перечисленных оксидов СО, Сr 2 О 3, CaO, NО 2, Fe 3 O 4 взаимодействуют с разбавленным раствором серной кислоты. Напишите соответствующие уравнения химических реакций. 5. Составьте уравнение реакции окисления сероводорода перманганатом калия в нейтральной среде. 6. Определите, массу серы, которая может быть получена при пропускании сероводорода через 200 мл 5 масс. % раствора KMnO 4 (плотность 1,04 г/мл) в нейтральной среде (см. задание 5). 7. Для хлорирования 22,0 г смеси порошков алюминия и железа потребовалось 20,16 л (н.у.) хлора. Рассчитайте массовую долю железа в исходной смеси. 8. Определите, какой объем водорода (н.у.) может быть получен при растворении 22,0 г смеси металлов (см. задание 7) в избытке хлороводородной кислоты. 9. В 184 мл воды растворили 16 г оксида серы (VI). Определите массовую долю вещества в полученном растворе. 10. Рассчитайте, сколько мл. 10 масс. % раствора едкого кали (плотность 1,09 г/мл) потребуется для нейтрализации раствора в задании 9.

2 Вариант Напишите уравнения реакций (с указанием условий их проведения), с помощью которых можно осуществить превращения: Zn K 2 ZnO 2 ZnCl 2 Zn(NO 3) 2 Zn. Каждый этап может быть осуществлен в одну или несколько стадий. 2. Напишите уравнения реакций (с указанием условий их проведения), с помощью которых можно осуществить превращения: Si SiН 4 SiO 2 SiF 4 K 2 . Каждый этап может быть осуществлен в одну или несколько стадий. 3. Укажите, какие из перечисленных веществ Mg(OH) 2, Сl 2, AgNO 3, NaHCО 3, Si взаимодействуют с едким кали. Напишите соответствующие уравнения химических реакций. 4. Укажите, какие из перечисленных веществ Mg(OH) 2, Сl 2, AgNO 3, NaHCО 3, Si взаимодействуют с водным раствором хлороводородной кислоты. Напишите соответствующие уравнения химических реакций. 5. Составьте уравнение реакции окисления йодида калия перманганатом калия в щелочной среде. 6. Определите, массу йода, который образуется при добавлении избытка KI к 200 мл 5 масс. % раствора KMnO 4 (плотность 1,04 г/мл) в щелочной среде. 7. Для растворении 22,2 г смеси порошков алюминия и железа в избытке хлороводородной кислоты получено 13,44 л (н.у.) водорода. Рассчитайте массовую долю железа в исходной смеси. 8. Определите, какой объем водорода (н.у.) может быть получен при растворении 22,2 г смеси металлов (в задании 7) в избытке щелочи г оксида фосфора(v) растворили в 1787 мл горячей воды. Найдите массовую долю растворенного вещества в полученном растворе 10. Определите, сколько мл 20 масс. % раствора NaOH (плотность 1,22 г/мл) потребуется для полной нейтрализации раствора, полученного в задании 9.

3 10 класс Вариант В лаборатории имеются водные растворы едкого натра, нитрата алюминия, карбоната натрия и хлорида кальция. Напишите уравнения химических реакций, которые могут протекать между этими веществами. 2. Напишите уравнения химических реакций: а) Zn + NaOH + H 2 O ; б) KClO 3 ; в) Ca(HCO 3) 2 + Ca(OH) 2 ; г) H 2 S + SO 2 ; д) Fe 3 O 4 + HCl(конц.). 3. Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить превращения: Na NaNO 3 NaCl Na 2 SO 4 Na 2 S. 4. Определите, какие два вещества и при каких условиях вступили в химические реакции, если в их результате получены следующие продукты (указаны без коэффициентов).?+?->fe(oh) 3 + Ca(NO 3) 2 + SO 2 ;?+?->Ca(OH) 2 + H 2 O;?+?->Ag 2 S + H 2 S + NaNO 3 ;?+?->CaCl 2 + S + HCl;?+?->CuO + P 2 O 5 + NO 2 ; 5. 8,96 л аммиака (н.у.) растворили в 100 мл 18 мас.% раствора ортофосфорной кислоты (плотность 1,089 г/мл). Определите состав (в мас.%) полученного раствора. 6. Неорганическое вещество содержит 6,33 мас.% водорода, 15,19 мас.% углерода, 17,72 мас.% азота и 60,76 мас.% кислорода. В 200 г 7,9 мас.% водного раствора этого вещества растворили 8,96 л (н.у.) хлороводорода. Определите массовые доли (в %) веществ в полученном растворе. 7. Используя на первой стадии только неорганические реагенты предложите способ получения пропана из метана. Напишите уравнения химических реакций и укажите условия их проведения. 8. Напишите уравнения химических реакций: а) C 6 H 5 NO 2 + Zn + HCl б) ClCH 2 COOH + NH 3 ; в) СН 3 CH=CH CH 3 + KMnO 4 г) C 6 H 5 -СН 2 -СH 3 + Cl 2 Cu д) C 2 H 5 ОН 200 C. hν ; ; HO C 9. Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить следующие превращения: карбид кальция бензол этилбензол метиловый эфир бензойной кислоты. Укажите условия их проведения. 10. При сгорании 560 мл (н.у.) углеводорода получено 2,8 л (н.у.) углекислого газа и 1,8 г воды. Определите формулу углеводорода, и назовите и изобразите возможные его изомеры. Рассчитайте относительную плотность углеводорода по кислороду.

4 Вариант В лаборатории имеются оксид углерода (IV) и водные растворы хлорида цинка, едкого кали и нитрата серебра. Напишите уравнения химических реакций, которые могут протекать между этими веществами. 2. Напишите уравнения химических реакций и расставьте коэффициенты: а) Al + NaOH ; б) KClO 3 сплавление; в) H 2 S + KMnO 4 + Н 2 О; г) SO 2 + Br 2 + KOH ; д) К 2 CO 3 + СO 2 + H 2 O. 3. Напишите уравнения химических реакций, позволяющих осуществить превращения: Cu CuCl 2 CuO CuSO 4 Cu 2 (OH) 2 CO Определите, какие два вещества и при каких условиях вступили в химические реакции, если в их результате получены следующие продукты (указаны без коэффициентов).?+?->fe(oh) 3 ;?+?->K 2 SO 4 + O 2 ;?+?->CaCO 3 + BaCO 3 +H 2 O;?+?->BaSO 4 + (NH 4) 2 SO 4 ;?+?->CH 3 -C(O)-CH 3 (ацетон). 5. 8,4 л (н.у.) хлороводорода растворили в 375 г воды. Рассчитайте массовую долю соляной кислоты (в %) в полученном растворе. Сколько мл 20 масс.% раствора гидроксида натрия (плотность 1,2 г/мл) потребуется для полной нейтрализации раствора кислоты? 6. 10,8 г сплава натрия и калия растворили в 120 г воды. В результате выделилось 4,48 л (н.у.) газа. Рассчитайте массовую долю (в %) натрия в исходном сплаве. Определите, какой объем 20 мас.% раствора серной кислоты (плотность 1,14 г/мл) потребуется для полной нейтрализации полученного раствора. 7. Используя на первой стадии только неорганические реагенты, предложите способ получения 1,3-бутадиена из метана. Напишите уравнения химических реакций и укажите условия их проведения. 8. Напишите уравнения химических реакций и укажите условия их проведения: НО 2 а) CH 3 C CH + OH ; б) C 6 H 5 ОН + Br 2 ; C Hg в) C 2 H 5 OH ; г) HC CH + H HSO 2 O + ; 2 4(конц.) H HNO 3 (разб.) д) СH 3 -CH 2 -CH 3., p 9. Напишите уравнения реакций (с указанием условий их проведения), позволяющих осуществить превращения: ацетилен уксусная кислота метан Укажите условия проведения этих реакций. 10. Неизвестное органическое вещество реагирует с металлическим натрием, с едким натрием и с содой. Напишите уравнения реакций, позволяющих получить в лаборатории это соединение, если оно содержит 68,85 мас.% углерода, 4,92 мас.% водорода и 26,23 мас.% кислорода. MnO 2

5 11 класс Вариант Используя серу, воздух и воду, предложите способ получения сульфата аммония. Любая аппаратура и катализаторы в Вашем распоряжении. Напишите уравнения реакций с указанием условий их проведения. 2. Сопоставьте силу двух кислот HF и HI. Какая из них сильнее в водном растворе и почему? Объясните причину. 3. Молекула BF 3 неполярна, молекула NF 3 полярна. Объясните причину этого различия в свойствах данных молекул. 4. В двух пробирках без этикеток находятся водные растворы сульфида и сульфата калия. С помощью каких реакций можно идентифицировать каждое из этих веществ? Напишите уравнения этих реакций. 5. Напишите уравнения реакций (с указанием условий их проведения), с помощью которых можно осуществить следующее превращение: Н 3 РО 4 РН При прокаливании на воздухе смеси порошкообразных бериллия и магния ее масса увеличилась в 2 раза. Определите массовую долю бериллия в исходной смеси. 7. Предложите способ получения уксусной кислоты с использованием на первой стадии только неорганических реагентов. Напишите уравнения реакций с указанием условий их проведения. 8. Напишите уравнения реакций (с указанием условий их проведения), с помощью которых можно осуществить следующие превращения: СаС 2 С 2 Н 4 НО-СН 2 -СН 2 -ОН. 9. Дополните левые части уравнений реакций, укажите условия их проведения и расставьте коэффициенты: a) СН 4 + Na 2 CO 3 ; б) CH 2 =CH 2 + KBr + H 2 O; в) СН 3 С СAg + NH 3 + H 2 O; г) СН 3 COONa+ C 2 H 5 OH; д) СН 3 СHО + H 2 О + Cu. 10. Рассчитайте массовую долю СаС 2 в техническом карбиде кальция, если из 1 тонны карбида кальция получено такое количество ацетилена, которое потребовалось для синтеза 260 кг бензола. Выход бензола при его получении из ацетилена составил 80 %.

6 Вариант Используя известняк, воздух и воду, предложите способ получения карбоната аммония. Любая аппаратура и катализаторы в Вашем распоряжении. Напишите уравнения реакций с указанием условий их проведения. 2. Сопоставьте силу двух оснований Fe(OH) 2 и Fe(OH) 3. Какое из них более сильное и почему? Объясните причину. 3. Определите строение молекул SО 2 и СО 2. Объясните причину различия в строении данных молекул. Какая из этих молекул является полярной и почему? 4. В двух пробирках без этикеток находятся кристаллические гидрокарбонат натрия и его карбонат. С помощью каких реакций можно идентифицировать каждое из этих веществ? Напишите уравнения этих реакций. 5. Напишите уравнения реакций (с указанием условий их проведения), с помощью которых можно осуществить следующее превращение: KCl KClO При прокаливании смеси гидрокарбонатов натрия и калия ее масса уменьшилась в полтора раза. Определите массовую долю гидрокарбоната натрия в исходной смеси. 7. Предложите способ получения этанола с использованием только неорганических реагентов. Напишите уравнения реакций с указанием условий их проведения. 8. Напишите уравнения реакций (с указанием условий их проведения), с помощью которых можно осуществить следующие превращения: С 2 Н 5 ОН СН 3 СООН NH 2 СН 2 СООН. 9. Дополните левые части уравнений реакций, укажите условия их проведения и расставьте коэффициенты: a)... [С 6 Н 5 NH 3 ] + Cl ; б) CH C-CH 3 + KBr + H 2 O; в) НСHO + H 2 O + Cu; г) СН 4 + AlCl 3 ; д) HO-СH 2 - CH 2 -OH + MnO 2 + KOH ,01 моля непредельного углеводорода обесцвечивает 32 г 10,0 мас.% раствора брома в СС1 4. При пропускании этого углеводорода через водный раствор серной кислоты, содержащий HgSО 4, образуется органическое соединение, имеющее в составе 22,2 мас.% кислорода. Определите строение исходного углеводорода и напишите уравнения упомянутых реакций.

7 Вариант Используя воду и хлорид калия, предложите способ получения перхлората калия. Любая аппаратура и катализаторы в Вашем распоряжении. Напишите уравнения реакций с указанием условий их проведения. 2. Имеются два основания Sr(OH) 2 и Ba(OH) 2. Какое из этих оснований является более сильным? Объясните почему. 3. Определите строение молекул Н 2 О и Н 2 Те. Объясните, почему угол между химическими связями в молекуле H 2 Те близок к 90 о, а в молекуле Н 2 О этот угол равен 104,5 о. 4. В двух пробирках без этикеток находятся водные растворы хлорида магния и хлорида цинка. С помощью каких реакций можно идентифицировать каждое из этих веществ? Напишите уравнения этих реакций. 5. Напишите уравнения реакций (с указанием условий их проведения), с помощью которых можно осуществить следующие превращения: Н 2 SiО 3 SiH В результате взаимодействия смеси порошкообразных магния и кальция с избытком хлора ее масса увеличилась в 3 раза. Определите массовую долю магния в исходной смеси металлов. 7. Предложите способ получения бутана с использованием на первой стадии только неорганических реагентов. Напишите уравнения реакций с указанием условий их проведения. 8. Напишите уравнения реакций (с указанием условий их проведения), с помощью которых можно осуществить следующие превращения: С 2 Н 6 С 2 Н 5 ОН С 2 Н 5 ОC 2 Н Дополните левые части уравнений реакций, укажите условия их проведения и расставьте коэффициенты: a) С 6 Н 5 NO 2 + H 2 O; б) CH 2 =CH-CH=CH 2 + H 2 + H 2 O; в) НС СH + Ca(OH) 2 ; г) С 2 Н 5 OH + CO 2 ; д) СН 3 СOOH + Ag. 10. Газ, полученный при сжигании 1,68 л (н.у.) предельного углеводорода полностью прореагировал с 67,8 мл 15 мас.% раствора едкого натра (плотность этого раствора равна 1,18 г/см 3). В результате этой реакции получен гидрокарбонат натрия. Определите молекулярную формулу углеводорода.

8 Вариант Используя известняк, хлорид натрия и воду, предложите способ получения хлорной извести. Любая аппаратура и катализаторы в Вашем распоряжении. Напишите уравнения реакций с указанием условий их проведения. 2. Сопоставьте силу двух кислот HClO и HIO. Какая из них сильнее в водном растворе и почему? Объясните причину. 3. В ряду Н 2 Те Н 2 Sе Н 2 S при переходе от Н 2 Те к Н 2 S температура кипения соединений монотонно уменьшается. Объясните, почему при переходе от сероводорода к воде наблюдается резкое увеличение температуры кипения. 4. В двух пробирках без этикеток находятся кристаллические хлорид аммония и хлорид кальция. С помощью каких реакций можно идентифицировать каждое из этих веществ? Напишите уравнения этих реакций. 5. Напишите уравнения реакций (с указанием условий их проведения), с помощью которых можно осуществить следующие превращения: NaCl NaHCO 3 Na 2 CО При прокаливании смеси карбонатов магния и кальция ее масса уменьшилась в 2 раза. Определите массовую долю карбоната магния в исходной смеси. 7. Предложите способ получения хлорбензола с использованием на первой стадии только неорганических реагентов. Напишите уравнения реакций с указанием условий их проведения. 8. Напишите уравнения реакций (с указанием условий их проведения), с помощью которых можно осуществить следующие превращения: СаС 2 С 2 Н 2 СН 3 СООН. 9. Дополните левые части уравнений реакций, укажите условия их проведения и расставьте коэффициенты: a) С 2 Н 5 -O-C 2 H 5 + H 2 O; б) C 6 H 6 + H 2 ; в) C 2 Н 5 NO 2 + H 2 O; г) С 2 Н 6 + Na 2 CO 3 ; д) С 4 H 10 + NaBr. 10. Сложный эфир одноосновной карбоновой кислоты и предельного одноатомного спирта содержит 32,0 мас.% кислорода. Эфир нагрели с избытком водного раствора едкого натра. Образовавшийся в результате гидролиза спирт отогнали и нагрели с концентрированной серной кислотой. В результате был получен газ с относительной плотностью по водороду равной 14. Определите строение сложного эфира.

9 Критерии оценивания олимпиадных заданий отборочного этапа Межрегиональной химической олимпиады школьников имени академика П.Д. Саркисова 11 класс. Задание 1. Максимальная оценка 10 баллов. Описана методика получения требуемого вещества. Приведены все реакции с коэффициентами и с указанием условий их проведения 10 баллов. Описана методика получения требуемого вещества. Приведены все реакции с коэффициентами без указания условий их проведения 8 баллов. Описана методика получения требуемого вещества. Приведены все реакции без коэффициентов и без указания условий их проведения. 6 баллов. Приведены лишь некоторые реакции, используемые для получения требуемого вещества с коэффициентами и с условиями их проведения 4 балла. Приведены лишь некоторые реакции, используемые для получения требуемого вещества без коэффициентов и без указания условий их проведения 2 балла. При правильном написании продуктов реакции, но ошибках в коэффициентах (без указания условий), снимается один балл для каждой реакции. Задание 2. Максимальная оценка 10 баллов. Определено вещество (кислота, основание), которое является более сильным в водном растворе. На основе радиусов атомов (ионов) и электростатических представлений дано объяснение характера диссоциации в растворе 10 баллов. Определено вещество (кислота, основание), которое является более сильным в водном растворе. На основе только радиусов атомов (ионов) дано объяснение характера диссоциации в растворе 5 баллов. Определено вещество (кислота, основание), которое является более сильным в водном растворе. На основе только электростатических представлений дано объяснение характера диссоциации в растворе 5 баллов. Определено вещество (кислота, основание), которое является более сильным в водном растворе без объяснений 2 балла. Задание 3. Максимальная оценка 10 баллов. Определено строение молекул заданных веществ. Описаны свойства веществ и дано объяснение с использованием теории ковалентных связей 10 баллов. Приведено строение молекул заданных веществ. Описаны свойства веществ без использования теории ковалентных связей 5 баллов. Описаны свойства веществ без определения строения молекул 5 баллов. Задание 4. Максимальная оценка 10 баллов. Идентифицированы оба вещества. Правильно написаны все уравнения химических реакций с коэффициентами и c указанием условий их проведения 10 баллов. Определены оба вещества. Правильно написаны все уравнения химических реакций с коэффициентами без указаний условий их проведения 8 баллов. Определены оба вещества. Правильно написаны все уравнения химических реакций без коэффициентов и без указаний условий их проведения 6 баллов. Определено одно из предложенных к определению веществ; написаны уравнения химических реакций с коэффициентами и c указанием условий их проведения 5 баллов. Определено одно из предложенных к определению веществ; написаны уравнения химических реакций без коэффициентов или без указаний условий их проведения 3 балла. Определено одно из предложенных к определению веществ без указания условий проведения реакций и без коэффициентов 2 балла.

10 Определено одно из веществ без указания условий ее проведения 2 балла. При правильном написании продуктов реакции, но ошибках в коэффициентах (без указания условий), снимается один балл для каждой реакции. Задание 5. Максимальная оценка 10 баллов. Правильное написание всех уравнений цепочки химических превращений с коэффициентами и с указанием условий их проведения 10 баллов. Правильное написание всех уравнений цепочки химических превращений с коэффициентами, но без указания условий их проведения 8 баллов. Правильное написание 4-х уравнений 8 баллов. Написание всех уравнений цепочки химических превращений без коэффициентов и без указания условий их проведения 6 баллов. Правильное написание двух уравнений 4 балла. Правильное написание одного уравнения 2 балла. При правильном написании продуктов реакции, но ошибках в коэффициентах (без указания условий), снимается один балл для каждой реакции. Задание. 6 Максимальная оценка 10 баллов. Правильно решенная задача с написание всех уравнений реакций с указанием размерности всех используемых величин 10 баллов. Правильно решенная задача с написанием всех уравнений реакций с отсутствием размерностей используемых величин минус 2 балла. Правильно решенная задача без написания уравнений протекающих химических реакций с отсутствием размерностей используемых величин минус 2 балла. Правильно решенная задача без написания уравнений протекающих химических реакций с отсутствием размерностей используемых величин минус 4 балла. Арифметическая ошибка в расчетах молярных масс минус 5 баллов. Арифметическая ошибка при переводе одной размерности в другую минус 5 баллов. Правильный ход решения, но неверный ответ в результате других арифметических ошибок минус 5 баллов. При правильном написании продуктов реакции, но ошибках в коэффициентах (без указания условий), снимается один балл для каждой реакции. Задание 7. Максимальная оценка 10 баллов. Описана методика получения требуемого вещества. Приведены все реакции с коэффициентами и с указанием условий их проведения 10 баллов. Описана методика получения требуемого вещества. Приведены все реакции с коэффициентами без указания условий их проведения 8 баллов. Описана методика получения требуемого вещества. Приведены все реакции без коэффициентов и без указания условий их проведения. 6 баллов. Приведены лишь некоторые реакции, используемые для получения требуемого вещества с коэффициентами и с условиями их проведения 4 балла. Приведены лишь некоторые реакции, используемые для получения требуемого вещества без коэффициентов и без указания условий их проведения 2 балла. При правильном написании продуктов реакции, но ошибках в коэффициентах (без указания условий), снимается один балл для каждой реакции. Задание 8. Максимальная оценка 10 баллов. Правильное написание всех уравнений цепочки химических превращений с коэффициентами и с указанием условий их проведения 10 баллов. Правильное написание всех уравнений цепочки химических превращений с коэффициентами, но без указания условий их проведения 8 баллов.

11 Правильное написание 4-х уравнений 8 баллов. Написание всех уравнений цепочки химических превращений без коэффициентов и без указания условий их проведения 6 баллов. Правильное написание двух уравнений 4 балла. Правильное написание одного уравнения 2 балла. При правильном написании продуктов реакции, но ошибках в коэффициентах (без указания условий), снимается один балл для каждой реакции. Задание 9. Максимальная оценка 10 баллов. Правильное написание всех уравнений химических реакций с коэффициентами и с указанием условий их проведения 10 баллов. Правильное написание 4-х уравнений химических реакций с коэффициентами и с указанием условий их проведения 8 баллов. Правильное написание 3-х уравнений химических реакций с коэффициентами и с указанием условий их проведения 6 баллов. Правильное написание 2-х уравнений химических реакций с коэффициентами и с указанием условий их проведения 4 балла. Правильное написание одного уравнения химических реакций с коэффициентами и с указанием условий их проведения 2 балла. При правильном написании продуктов реакции, но ошибках в коэффициентах (без указания условий), снимается один балл для каждой реакции. Задание. 10 Максимальная оценка 10 баллов. Правильно решенная задача с написание всех уравнений реакций с указанием размерности всех используемых величин 10 баллов. Правильно решенная задача с написанием всех уравнений реакций с отсутствием размерностей используемых величин минус 2 балла. Правильно решенная задача без написания уравнений протекающих химических реакций с отсутствием размерностей используемых величин минус 2 балла. Правильно решенная задача без написания уравнений протекающих химических реакций с отсутствием размерностей используемых величин минус 4 балла. Арифметическая ошибка в расчетах молярных масс минус 5 баллов. Арифметическая ошибка при переводе одной размерности в другую минус 5 баллов. Правильный ход решения, но неверный ответ в результате других арифметических ошибок минус 5 баллов. При правильном написании продуктов реакции, но ошибках в коэффициентах (без указания условий), снимается один балл для каждой реакции. Общая максимальная оценка 100 баллов. 10 класс. Задание 1, 2, 4 и 8. Максимальная оценка 10 баллов. Правильное написание всех уравнений химических реакций с коэффициентами и с указанием условий их проведения 10 баллов. Правильное написание 4-х уравнений химических реакций с коэффициентами и с указанием условий их проведения 8 баллов. Правильное написание 3-х уравнений химических реакций с коэффициентами и с указанием условий их проведения 6 баллов. Правильное написание 2-х уравнений химических реакций с коэффициентами и с указанием условий их проведения 4 балла. Правильное написание одного уравнения химических реакций с коэффициентами и с указанием условий их проведения 2 балла.

12 При правильном написании продуктов реакции, но ошибках в коэффициентах (без указания условий), снимается один балл для каждой реакции. Задание 3 и 9. Максимальная оценка 10 баллов. Правильное написание всех уравнений цепочки химических превращений с коэффициентами и с указанием условий их проведения 10 баллов. Правильное написание всех уравнений цепочки химических превращений с коэффициентами без указания условий их проведения 7 баллов. Правильное написание всех уравнений цепочки химических превращений без коэффициентов с указанием условий их проведения 6 баллов. Правильное написание четырех превращений с коэффициентами и с указанием условий его проведения 8 баллов. Правильное написание трех превращений с коэффициентами и с указанием условий его проведения 6 баллов. Правильное написание двух превращений с коэффициентами и с указанием условий его проведения 4 балла. Правильное написание одного превращения с коэффициентами и с указанием условий его проведения 2 балла. При правильном написании продуктов реакции, но ошибках в коэффициентах снимается один балл для каждой реакции. Задание 5, 6 и 10. Максимальная оценка 10 баллов. Правильно решенная задача с написание всех уравнений реакций с указанием размерности всех используемых величин 10 баллов. Правильно решенная задача с написанием всех уравнений реакций с отсутствием размерностей используемых величин минус 2 балла. Правильно решенная задача без написания уравнений протекающих химических реакций используемых величин минус 2 балла. Правильно решенная задача без написания уравнений протекающих химических реакций с отсутствием размерностей используемых величин минус 4 балла. Правильный ход решения, но арифметическая ошибка в расчетах молярных масс минус 5 баллов. Правильный ход решения, но арифметическая ошибка при переводе одной размерности в другую минус 5 баллов. Правильный ход решения, но неверный ответ в результате других арифметических ошибок минус 5 баллов. Задание 7. Максимальная оценка 10 баллов. Описана методика получения требуемого вещества. Приведены все реакции с коэффициентами и с указанием условий их проведения 10 баллов. Описана методика получения требуемого вещества. Приведены все реакции с коэффициентами без указания условий их проведения 8 баллов. Описана методика получения требуемого вещества. Приведены все реакции без коэффициентов и без указания условий их проведения. 6 баллов. Приведены лишь некоторые реакции, используемые для получения требуемого вещества с коэффициентами и с условиями их проведения 4 балла. Приведены лишь некоторые реакции, используемые для получения требуемого вещества без коэффициентов и без указания условий их проведения 2 балла. При правильном написании продуктов реакции, но ошибках в коэффициентах (без указания условий), снимается один балл для каждой реакции. Общая максимальная оценка 100 баллов.

13 9 класс. Задание 1 и 2. Максимальная оценка 10 баллов. Правильное написание всех уравнений цепочки химических превращений с коэффициентами и с указанием условий их проведения 10 баллов. Правильное написание всех уравнений цепочки химических превращений с коэффициентами, но без указания условий их проведения 8 баллов. Правильное написание 4-х уравнений 8 баллов. Написание всех уравнений цепочки химических превращений без коэффициентов и без указания условий их проведения 6 баллов. Правильное написание двух уравнений 4 балла. Правильное написание одного уравнения 2 балла. При правильном написании продуктов реакции, но ошибках в коэффициентах (без указания условий), снимается один балл для каждой реакции. Задание 3 и 4. Максимальная оценка 10 баллов. Правильное написание всех уравнений химических реакций с коэффициентами и с указанием условий их проведения 10 баллов. Правильное написание всех уравнений химических реакций с коэффициентами без указания условий их проведения 8 баллов. Правильное написание всех уравнений химических реакций без коэффициентов и без указания условий их проведения 6 баллов. При правильном написании продуктов реакции, но ошибках в коэффициентах (без указания условий), снимается один балл для каждой реакции. При правильном написании продуктов реакции, но ошибках в коэффициентах и без указания условий, снимается два балла для каждой реакции. Задание 5 Максимальная оценка 10 баллов. Правильное написание уравнения химической реакции с коэффициентами и с составлением электронного баланса, а также с указанием того, что молекулы среды не участвуют в качестве исходных веществ 10 баллов. Правильное написание уравнения химической реакции с коэффициентами, но без электронного баланса 8 баллов. Правильное написание уравнения химической реакции без коэффициентов и без электронного баланса 5 баллов. Задание Максимальная оценка 10 баллов. Правильно решенная задача с написание всех уравнений реакций с указанием размерности всех используемых величин 10 баллов. Правильно решенная задача с написанием всех уравнений реакций с отсутствием размерностей используемых величин минус 2 балла. Правильно решенная задача без написания уравнений протекающих химических реакций с отсутствием размерностей используемых величин минус 2 балла. Правильно решенная задача без написания уравнений протекающих химических реакций с отсутствием размерностей используемых величин минус 4 балла. Правильный ход решения, но арифметическая ошибка в расчетах молярных масс минус 5 баллов. Правильный ход решения, но арифметическая ошибка при переводе одной размерности в другую минус 5 баллов. Правильный ход решения, но неверный ответ в результате других арифметических ошибок минус 5 баллов. Общая максимальная оценка 100 баллов.

14 Материалы олимпиадных заданий заключительного этапа Межрегиональной химической олимпиады школьников имени академика П.Д. Саркисова 9 класс Вариант Напишите пять уравнений различных химических реакций, с помощью которых в лаборатории можно получить оксид меди (II) с указанием условий их проведения. 2. Напишите пять уравнений различных химических реакций, с помощью которых в лаборатории можно получить оксид серы (IV) с указанием условий их проведения. 3. В лаборатории в банках без этикеток имеются водные растворы сульфида и сульфата натрия. Предложите способы определения каждого вещества и присутствия в этих растворах всех ионов. Напишите соответствующие уравнения химических реакций. 4. В химической лаборатории имеются следующие вещества: Cl 2, CO 2 и NaOH. Напишите максимально возможное число уравнений химических реакций, которые можно провести с использованием этих веществ и укажите условия их проведения. 5. В водном растворе взаимодействием AlCl 3 c Na 2 S не удается получить сульфид алюминия. Объясните почему. Как получить сульфид алюминия? Напишите уравнения соответствующих химических реакций. 6. Напишите уравнения химических реакций: Zn + NaOH + H 2 O ; Ca(HCO 3) 2 + NaOH ; Fe 3 O 4 + HCl(конц.) ; ; Al(NO 3) 3 KI(крист.) + H 2 SO 4 (конц.). 7. Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить превращения c указанием условий их проведения: Na 2 SO 4 NaNO 3 NaCl Na 2 S. 8. При сливании водных растворов карбоната калия и нитрата меди в осадок выпало неизвестное вещество. Установите формулу этого вещества, если после прокаливания его масса уменьшилась в 1,3875 раз, причем выделился газ и вода. Напишите уравнения соответствующих химических реакций. 9. Неорганическое вещество содержит 6,33 мас.% водорода, 15,19 мас.% углерода, 17,72 мас.% азота и 60,76 мас.% кислорода. Определите химическую формулу этого вещества. Как оно разлагается при нагревании? Напишите уравнение протекающей химической реакции. 10. Смешали 212,4 мл 14 мас.% раствора хлорида кальция (плотность равна 1,12 г/мл) и 369 г 20 мас.% раствора фосфата натрия. Рассчитайте массу образовавшегося осадка и массовую долю солей в полученном растворе

15 Вариант Напишите пять уравнений различных химических реакций, с помощью которых в лаборатории можно получить оксид магния с указанием условий их проведения. 2. Напишите пять уравнений различных химических реакций, с помощью которых можно получить оксид углерода (IV) с указанием условий их проведения. 3. В лаборатории в банках без этикеток имеются водные растворы сульфатов магния и алюминия. Предложите способы определения каждого вещества и присутствия в этих растворах всех ионов. Напишите соответствующие уравнения химических реакций. 4. В химической лаборатории имеются следующие вещества: H 2 S, KOH и SO 2. Напишите максимально возможное число уравнений химических реакций, которые можно провести с использованием этих веществ и укажите условия их проведения. 5. В двух пробирках без этикеток находятся кристаллические гидрокарбонат калия и его карбонат. С помощью каких реакций можно идентифицировать каждое из этих веществ и всех его катионов и анионов? Напишите уравнения этих реакций. 6. Напишите уравнения химических реакций: K 2 + H 2 SO 4(избыток) ; Ca(HCO 3) 2 + KOH ; H 2 O 2 + KMnO 4 + H 2 O ; Hg(NO 3) 2 KH 2 PO 4 ;. 7. Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить превращения c указанием условий их проведения: Ca Ca(HCO 3) 2 CaCO 3 CaOCl В результате длительного прокаливания на воздухе смеси порошкообразных магния и его гидроксида масса этой смеси не изменилась. Рассчитайте массовую долю магния в исходной смеси. 9. Неорганическое вещество содержит 5,0 мас.% водорода, 35,0 мас.% азота и 60,0 мас.% кислорода. Определите химическую формулу этого вещества. Как в зависимости от условий оно разлагается при нагревании? Напишите уравнения протекающих при этом химических реакций. 10. В 200 мл воды растворили 50 г серного ангидрида. Рассчитайте массовую долю вещества в полученном растворе. Сколько граммов едкого кали потребуется для полной нейтрализации этого раствора? Определите массу соли, оказавшейся в осадке, если её насыщенный раствор содержит 10,0 мас.% вещества.

16 10 класс Вариант Объясните, почему в большинстве своих соединений хлор проявляет нечетные валентности. Нарисуйте графические формулы молекул кислородных кислот хлора. Какая из этих кислот самая сильная? Дайте объяснение. 2. В лаборатории имеются водные растворы едкого натра, хлорида алюминия, карбоната натрия и хлорида кальция. Напишите максимально возможное число уравнений химических реакций, которые можно провести с использованием этих веществ и укажите условия их проведения. 3. Напишите уравнения химических реакций: ; а) MgHPO 4 б) Na + H 2 SO 4 (избыток) ; в) H 2 S + KMnO 4 + H 2 O ; г) Fe 3 O 4 + HNO 3 (конц.). д) Гидролиз CuSO 4 ; 4. Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить превращения: K KHCO 3 KNO 3 KCl K 2 S. 5. 8,96 л аммиака (н.у.) растворили в 100 мл 18 мас.% раствора ортофосфорной кислоты (плотность 1,089 г/мл). Определите состав (в мас.%) полученного раствора. 6. Неорганическое вещество содержит 6,33 мас.% водорода, 15,19 мас.% углерода, 17,72 мас.% азота и 60,76 мас.% кислорода. В 200 г 7,9 мас.% водного раствора этого вещества растворили 8,96 л (н.у.) хлороводорода. Определите массовые доли (в %) веществ в полученном растворе. 7. Используя только неорганические реагенты предложите способ получения пропана из метана. Напишите уравнения химических реакций и укажите условия их проведения. 8. Напишите уравнения химических реакций: а) C 6 H 5 NO 2 + Zn + HCl б) ClCH 2 COOH + NH 3 ; в) СН 3 CH=CH CH 3 + KMnO 4 г) C 6 H 5 -СН 2 -СH 3 + Cl 2 Cu д)c 2 H 5 ОН 200 C. hν ; ; HO C 9. Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить превращения: карбид кальция бензол этилбензол метиловый эфир бензойной кислоты 10. При сгорании 560 мл паров (н.у.) углеводорода получено 2,8 л (н.у.) углекислого газа и 1,8 г воды. Определите формулу углеводорода и назовите возможные его изомеры. Рассчитайте относительную плотность паров этого углеводорода по кислороду.

17 Вариант Напишите пять уравнений химических реакций термического разложения неорганических веществ, которые протекают без изменения степеней окисления входящих в их состав элементов? 2. В лаборатории имеются хлор, железо, серная кислота и сера. Напишите максимально возможное число уравнений химических реакций, которые можно провести с использованием этих веществ и укажите условия их проведения. 3. Напишите уравнения химических реакций: а) Al + KMnO 4 + KOH ; б) KHSO 3 ; в) Гидролиз Fe 2 (SO 4) 3 ; г) С1 2 + Ba(OH) 2 ; д) H 2 S + SO 2 ;. 4. Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить превращения: P. PH 3 P 2 O 5 Ca 3 (PO 4) 2 CaHPO В результате обезвоживания кристаллогидрата сульфита натрия его масса уменьшилась в 2 раза. Установите формулу этого кристаллогидрата. Напишите уравнение реакции взаимодействия сульфита натрия с перманганатом калия в нейтральной среде. 6. Смесь кальция и карбида кальция обработали избытком минеральной кислоты. Полученные газы прореагировали между собой без остатка над нагретым катализатором с образованием вещества, плотность которого по кислороду равна 0,9375. Рассчитайте массовую долю кальция в исходной смеси. 7. Используя только неорганические реагенты, предложите способ получения этилового эфира уксусной кислоты. Напишите уравнения химических реакций и укажите условия их проведения. 8. Напишите уравнения химических реакций: HgSO4 а) CH 3 C C CH 3 + H 2 O ; H + б) CH 3 OH + KMnO 4 + H 2 SO 4 ; в) NH 2 CH 2 COONa + HCl (изб) ; KOH г) C 3 H 7 Cl ; спирт, д) CH 2 =CH CH 3 + KMnO 4 + H 2 SO Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить превращения: пропановая кислота этан этилен этиленгликоль. 10. При сгорании 1,7 г углеводорода, плотность паров которого по кислороду равна 2,125 получено 2,8 л (н.у.) углекислого газа и 1,8 г воды. Определите формулу углеводорода и нарисуйте возможные графические формулы его изомеров.

18 Вариант В лаборатории имеются водные растворы едкого кали, нитрата цинка, карбоната натрия и хлорида кальция. Напишите максимально возможное число уравнений химических реакций, которые можно провести с использованием этих веществ и укажите условия их проведения. 2. Напишите пять уравнений химических реакций термического разложения солей азотной кислоты. Какие из этих реакций следует проводить в вытяжном шкафу и почему? 3. Напишите уравнения химических реакций: а) КI + KMnO 4 + KOH ; б) KHSO 4 ; в) Гидролиз BaS ; г) Al + КОН (сплавление) ; д) FeO + HNO 3 (конц.). 4. Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить превращения: H 2 S S SO 2 H 2 SO 4 S. 5. 5,6 л оксида серы (IV) (н.у.) растворили в 115 мл 8 мас.% раствора гидроксида натрия (плотность 1,087 г/мл). Определите массовые доли веществ (в %) в полученном растворе,8 г сплава натрия и калия растворили в 120 г воды. В результате выделилось 4,48 л (н.у.) газа. Рассчитайте массовую долю (в %) натрия в исходном сплаве. Определите, какой объем 20 мас.% раствора серной кислоты (плотность 1,14 г/мл) потребуется для полной нейтрализации полученного раствора. 7. Используя только неорганические реагенты, предложите способ получения этиленгликоля. Напишите уравнения химических реакций и укажите условия их проведения. 8. Напишите уравнения химических реакций: а) C 2 H 5 C CH + H 2 O ; HgSO H 4 + б) C 2 H 5 OH + KMnO 4 + H 2 SO 4 ; в) СН 3 CH 2 C CH + OH ; НО 2 г) C 6 H 5 NH 2 + Br 2 ; д) C 6 H 5 COOK + KOH(твердый). 9. Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить превращения: карбид кальция бензол этилбензол бензоат калия. 10. При обработке 8,35 г смеси фенола и предельного одноатомного спирта избытком щелочного металла выделяется 1,4 л (н.у.) газа, при обработке того же количества смеси избытком бромной воды выпадает 8,275 г осадка. Установить формулу спирта и его массовую и мольную долю в исходной смеси (в %).

19 Вариант В лаборатории имеются водные растворы нитрата серебра, едкого кали, хлорида алюминия и карбоната натрия. Напишите максимально возможное число уравнений химических реакций, которые можно провести с использованием этих веществ и укажите условия их проведения. 2. Напишите пять уравнений химических реакций термического разложения солей аммония, протекающих без изменения степеней окисления входящих в их состав атомов. 3. Напишите уравнения химических реакций: ; а) Hg(NO 3) 2 б) Si + КОН (сплавление) ; в) Гидролиз Fe 2 (SO 4) 3 ; г) Al 2 O 3 + Na 2 CO 3 сплавление д) FeSO 4 + K 2 Cr 2 O 7 + H 2 SO 4. ; 4. Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить превращения: Al. Al(OH) 3 Al(NO 3) 3 Al 2 O 3 KAlO При обработке смеси железа и алюминия избытком водного раствора щелочи выделяется в два раза меньше водорода, чем при растворении этой смеси в избытке хлороводородной кислоты. Определите массовую долю железа в рассматриваемой смеси металлов. 6. Определите, какой объем 100 масс.% серной кислоты (плотность 1,84 г/мл) необходимо растворить в 250 мл 20 масс.% раствора H 2 SO 4 (плотность 1,14 г/мл), чтобы получить 75 масс.% раствор H 2 SO Используя только неорганические реагенты предложите способ получения толуола. Напишите уравнения химических реакций и укажите условия их проведения. 8. Напишите уравнения химических реакций: а) C 2 H 5 OH + KMnO 4 + H 2 SO 4 ; б) C 3 H 7 COONa + NaOH(твердый) в) СН 3 CH=CH 2 + KMnO 4 г) C 6 H 5 NH 2 + H 2 SO 4 ; д) CH 3 C C СH 3 + H 2 O HO C ; ; HgSO H Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить превращения: бензойная кислота бензол анилин 2,4,6-триброманилин. 10. Неизвестное органическое вещество реагирует с металлическим натрием, с едким натрием и с содой. Напишите уравнения реакций, позволяющих получить в лаборатории это соединение, если оно содержит 68,85 мас.% углерода, 4,92 мас.% водорода и 26,23 мас.% кислорода.

20 11 класс Вариант Объясните, почему существует фторид фосфора (V) и не получен аналогичный фторид азота. Какова валентность азота в молекуле азотной кислоты? Нарисуйте графическую формулу молекулы азотной кислоты. 2. В химической лаборатории имеются дистиллированная вода и кристаллические вещества: Al, NaOH, K 2 HPO 4. Напишите максимально возможное число уравнений химических реакций, которые можно провести с использованием этих веществ и укажите условия их проведения. 3. Соли каких кислот термически неустойчивы и легко разлагаются при нагревании? Напишите пять уравнений химических реакций термического разложения различных солей, которые сопровождаются изменением степеней окисления входящих в их состав элементов. 4. Какие два вещества вступили в химическую реакцию и при каких условиях, если в ее результате получены следующие продукты (указаны без коэффициентов).? +?->KIO 3 + Cl 2? +?->CaSO 4 + (NH 4) 2 SO 4 + CO 2 + H 2 O;?+?->Fe(OH) 3 + Ca(NO 3) 2 + SO 2 ;?+?->CaCl 2 + S + HCl;? +?->Сu 3 (РO 4) 2 + CuO + NO 2 ; Напишите уравнения этих реакций с указанием условий их проведения,6 г оксида железа Fe 3 O 4 растворили в 160 мл 36 масс.% раствора хлороводородной кислоты (плотность 1,1775 г/мл). Рассчитайте массовую долю веществ в полученном растворе. 6. При выпаривании водного раствора вещества А выпадают кристаллы вещества Б. При прокаливании вещества Б его масса уменьшается в 1,5625 раза и получается вещество А. При добавлении к раствору вещества А раствора карбоната натрия выпадает осадок вещества В. При прокаливании вещества В получается вещество Г черного цвета, молярная масса которого в два раза меньше молярной массы вещества А. При этом выделяется газ Д и вода. Определите формулы веществ А, Б, В, Г, Д и напишите уравнения всех химических реакций. 7. Напишите пять уравнений химических реакций, в результате которых образуется этиловый спирт с указанием условий их проведения. 8. Напишите уравнения химических реакций: hν C 6 H 5 -СН 2 -СH 3 + Cl 2 ; CH 3 СН 2 -C CH + OH ; C 2 H 5 OH ; C HSO 2 4(конц.) СH 3 -СН 2 -C CH + H 2 O HgSO4 + ; СН 3 -CH=CH-CH 3 +KMnO 4 +H 2 O H. HO C 9. Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить превращения с указанием P условий их проведения: циклопропан 1-бромпропан толуол бензоат натрия. 10. Плотность паров смеси двух изомерных углеводородов, не имеющих цис- и трансизомеров, равна плотности смеси неона и криптона, содержащей 21,875 объемн.% неона. При взаимодействии 10,5 г этой смеси с HBr получено 15,1 г соответствующего монобромпроизводного. Определите строение рассматриваемых изомерных углеводородов, массовую долю (в %) каждого в исходной смеси и ее плотность по азоту.

21 Вариант Какая кислота является наиболее сильной в водном растворе HF, HCl или HBr? Объясните, почему наиболее резко кислотные свойства меняются при переходе от HF к HCl? 2. В химической лаборатории имеются следующие вещества: KOH, SO 2 и Cl 2. Напишите максимально возможное число уравнений химических реакций, которые можно провести с использованием этих веществ и укажите условия их проведения. 3. Соли каких кислот термически неустойчивы и легко разлагаются при нагревании? Напишите пять уравнений химических реакций термического разложения различных солей, которые происходят без изменения степеней окисления входящих в их состав элементов. 4. Какие два вещества вступили в химическую реакцию и при каких условиях, если в ее результате получены следующие продукты (указаны без коэффициентов).?+?->ag 2 S + H 2 S + NaNO 3 ;?+?->Ca(OH) 2 + H 2 O;? +?-> KCl + P 2 O 5 ;? +?->NaCl + S + SO 2 + H 2 O;?+?->Cr(OH) 3 ; Напишите уравнения этих реакций с указанием условий их проведения,6 л (н.у.) углекислого газа прореагировали с 440 мл 8 масс.% раствора аммиака (плотность 0,96591 г/мл). Рассчитайте массовую долю веществ в полученном растворе. 6. При прокаливании вещества А желтого цвета его масса уменьшается в два раза, причем выделяются вода и два содержащие азот газообразные соединения Б и В. Молярная масса полученного после прокаливания вещества зеленого цвета Г равна молярной массе исходного вещества А. Определите вещества А, Б, В и Г, если при добавлении к желтому водному раствору вещества А разбавленной серной кислоты цвет раствора изменяется на оранжевый, а окисление вещества Б без катализатора приводит к образованию вещества В. Напишите уравнения всех химических реакций. 7. Напишите пять уравнений химических реакций, в результате которых образуется уксусная кислота с указанием условий их проведения. 8. Напишите уравнения химических реакций: Cu C 2 H 5 ОН + CuO ; 200 C НО 2 C 6 H 5 ОН + Br 2 C 2 H 5 OH ; 140 C HSO ; 2 4(конц.) ; HgSO + H СH 3 -C C-СH 3 + H 2 O 4 С 6 Н 5 CH 2 CH 3 + KMnO 4 + H 2 SO 4 ; 9. Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить превращения с указанием условий их проведения: 2-бромпропан пропен Na бензол гексахлорциклогексан. 10. Фенол, полученный в результате кислотно-катализируемого гидролиза 15,9 г сложного эфира гомолога бензойной кислоты, образует 21,1 г осадка при обработке избытком бромной воды. Определите строение сложного эфира, если известно, что выход реакции гидролиза сложного эфира составляет 85%.

22 Вариант Сульфаты трехвалентных железа и алюминия различным образом взаимодействуют в водных растворах с сульфидом калия. Напишите уравнения этих реакций и объясните причину их отличия. 2. В лаборатории имеются кристаллические сульфат алюминия, карбонат натрия, хлорид бария и вода. Напишите максимально возможное число уравнений химических реакций, которые могут протекать между этими веществами. 3. Соли азотной кислоты разлагаются при нагревании. Напишите пять уравнений реакций термического разложения нитратов, в которых образуются различные по природе продукты. 4. Какие два вещества вступили в химическую реакцию и при каких условиях, если в ее результате получены следующие продукты (указаны без коэффициентов).? +? Ba(OH) 2 + H 2 O;? +? KCl + P 2 O 5 ;? +? K 2 SO 4 + S + SO 2 + H 2 O;? +? BaCl 2 + S + HCl;? +? Cr(OH) 3 + Mg(NO 3) 2 + SO 2. Напишите уравнения этих реакций с указанием условий их проведения,6 г оксида железа Fe 3 O 4 растворили в 160 мл 36 масс.% раствора хлороводородной кислоты (плотность 1,1775 г/мл). Рассчитайте массовую долю веществ в полученном растворе. 6. Неорганическое вещество содержит 5,263 мас.% водорода, 18,421 мас.% азота, 34,211 мас.% хрома и 42,105 мас.% кислорода. Определите химическую формулу этого вещества. Как оно разлагается при нагревании? Напишите уравнение протекающей при этом химической реакции. 7. Напишите пять уравнений химических реакций, в результате которых образуется метиловый спирт с указанием условий их проведения. 8. Напишите уравнения химических реакций: C 6 H 5 C 2 H 5 + KMnO 4 + H 2 O C 2 H 5 COONa + NaOH(твердый) C 3 H 7 OH ; C HSO 2 4(конц.) HgSO + H СH 3 -СН 2 -C CH + H 2 O 4 ; ; СН 3 -CH=CH-CH 3 +KMnO 4 +H 2 O. HO C 9. Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить превращения с указанием условий их проведения: углерод бензол этилбензол этиловый эфир бензойной кислоты. 10. Для полного гидролиза 45 г сложного эфира фенола и предельной одноосновной карбоновой кислоты потребовалось 200 мл 15 масс.% раствора едкого кали (плотность 1,12 г/мл). Определите строение исходного эфира и рассчитайте массовые доли веществ в полученном после гидролиза растворе.

23 Вариант В водном растворе путем проведения реакции обмена не удается получить сульфид железа (III). Объясните почему. Какие реакции протекают: а) при добавлении раствора сульфида натрия к раствору сульфата железа (III); б) при добавлении раствора сульфата железа (III) к раствору сульфида натрия? Напишите уравнения соответствующих химических реакций. 2. В химической лаборатории имеются следующие вещества: KOH, SO 2 и Cl 2. Напишите максимально возможное число уравнений химических реакций, которые можно провести с использованием этих веществ и укажите условия их проведения. 3. Соли аммония термически неустойчивы и легко разлагаются при нагревании. Напишите пять уравнений химических реакций термического разложения различных солей аммония, которые сопровождаются изменением степеней окисления входящих в их состав элементов. 4. Какие два вещества вступили в химическую реакцию и при каких условиях, если в ее результате получены следующие продукты (указаны без коэффициентов).? +? BaSO 4 + (NH 4) 2 SO 4 + CO 2 + H 2 O;?+? Cr(OH) 3 ;? +? Zn 3 (РO 4) 2 + ZnO + NO 2 ;?+? KNO 3 + Ag 2 S + H 2 S;? +? KIO 3 + Cl 2. Напишите уравнения этих реакций с указанием условий их проведения. 5. Соль кислородной кислоты фосфора содержит 19,167 масс.% натрия, 1,667 масс.% водорода и 53,333 масс. % кислорода. Определите химическую формулу этого вещества. Как оно разлагается при нагревании? Напишите уравнение протекающей при этом химической реакции. 6. После прокаливания на воздухе смеси гидрокарбоната и карбоната натрия установили, что масса этой смеси уменьшалась в 1,44 раза. Определите массовую долю гидрокарбоната натрия (в %) в исходной смеси. 7. Напишите пять уравнений химических реакций, в которые может вступать этанол с указанием условий их проведения. 8. Напишите уравнения химических реакций: HO 2 СН 3 -CH=CH 2 + KMnO 4 + H 2 O ; 0-20 C NH 2 CH 2 COOK + H 2 SO 4 (изб) ; CH 3 C CH + OH ; C 2 H 5 COONa + NaOH(твердый) ; C 6 H 5 CH 3 + KMnO 4 + H 2 O. 9. Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить превращения с указанием условий их проведения: углерод ацетилен.. уксусная кислота хлоруксусная кислота. 10. Для нейтрализации смеси фенола и уксусной кислоты потребовалось 12 г NaOH. Обработка того же количества смеси избытком карбоната натрия приводит к выделению 4,4 г (н.у.) газа. Определите массовую долю фенола (в %) в исходной смеси веществ.


18 Ключ к варианту 1 Написать уравнения реакций, соответствующих следующим последовательностям химических превращений: 1. Si SiH 4 SiО 2 H 2 SiО 3 ; 2. Cu. Cu(OH) 2 Cu(NO 3) 2 Cu 2 (OH) 2 CO 3 ; 3. Метан

Ответы на задания заключительного этапа Межрегиональной химической олимпиады школьников имени академика П.Д. Саркисова за 2014/15 учебный год 9 класс Вариант 9-3 1. Напишите пять уравнений различных химических

ЗАДАНИЯ для 2 этапа Олимпиады «Первые шаги в медицину» по химии ФИО КЛАСС ШКОЛА АДРЕС, ТЕЛЕФОН Вариант 3 (60 баллов) Часть 1 (12 баллов) При выполнении заданий этой части в бланке ответов 1 под номером

Банк заданий к промежуточной аттестации учащихся 9 класса А1. Строение атома. 1. Заряд ядра атома углерода 1) 3 2) 10 3) 12 4) 6 2. Заряд ядра атома натрия 1) 23 2) 11 3) 12 4) 4 3. Число протонов в ядре

Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева 1. Заряд ядра атома химического элемента, расположенного в 3-м периоде, IIA группе равен 1) +12 2) +2 3) +10 4) +8 2. Чему равен заряд ядра атома (+Z),

1. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ При решении задач такого типа особо отметим: 1. Большинство реакций в предлагаемой цепочке превращений окислительно-восстановительные реакции. Поэтому

ХИМИЯ, 11 класс Вариант 1, Ноябрь 2010 Краевая диагностическая работа по ХИМИИ ВАРИАНТ 1 При выполнении заданий А1 А8 в бланке ответов 1 под номером выполняемого задания поставьте знак «х» в клеточку,

Многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда» Профиль «Медицина» (химия, биология). Задания, решения и критерии оценивания 2015-16 год Отборочный тур 1. Неполярная молекула с ковалентной полярной связью

LXIV МОСКОВСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ 2007/08 уч. год 10 класс ЗАДАНИЯ 1. Приведите уравнения реакций, позволяющие осуществить следующие цепочки превращений (каждая стрелка соответствует одной

ШИФР Часть 1 Часть 2 С1 С2 С3 С4 С5 С6 Итоговый балл (из 100 баллов) Вступительная работа для поступающих в 10 ФХ и ХБ классы Часть 1 Обведите номер одного правильного ответа кружком. При правильном ответе

Задания на лето по химии: 1. Какое химическое количество вещества СО 2 содержит столько же атомов кислорода, сколько их содержится в 160г вещества SO 3? 2. Какое химическое количество вещества СН 4 содержит

1. Какой из перечисленных элементов является наиболее типичным неметаллом? 1) Кислород 2) Сера 3) Селен 4) Теллур 2. Какой из перечисленных элементов имеет наибольшую электроотрицательность? 1) Натрий

1. Какая реакция соответствует краткому ионному уравнению Н + + ОН - = Н 2 О? 1) ZnCl 2 + 2NaOH = Zn(OH) 2 + 2NaCl, 2) H 2 SO 4 + CuSO 4 = CuSO 4 + 2H 2 O, 3) NaOH + HNO 3 = NaNO 3 + H 2 O 4) H 2 SO 4

Химические свойства солей (средних) ВОПРОС 12 Соли это сложные вещества состоящие из атомов металлов и кислотных остатков Примеры: Na 2 CO 3 карбонат натрия; FeCl 3 хлорид железа (III); Al 2 (SO 4) 3

18. Ионные реакции в растворах Электролитическая диссоциация. Электролитическая диссоциация это распад молекул в растворе с образованием положительно и отрицательно заряженных ионов. Полнота распада зависит

4.3 Задания Интернет-тура (вторая волна) Интернет-тур проходил в режиме on-line с использованием электронной площадки http://ege.psu.ru Пермского государственного национального исследовательского университета.

26 Ключ к варианту 1 1. Напишите электронные формулы атомов алюминия и серы. Определите степени окисления атома серы в следующих соединениях: А1 2 S 3, А1 2 (SO 4) 3, Na 2 SO 3, Na 2 S 2 O 3, S 8. Al:

10 класс 1. Определите объем (в литрах) 35,0 г этилена при н.у. 2. Определите порядковый номер химического элемента, если плотность его газообразного оксида совпадает с плотностью азота. Ответ введите

ЗАДАНИЕ 3 Примеры решения задач Пример 1. В четырех пробирках без надписей находятся растворы следующих веществ: сульфата натрия, карбоната натрия, нитрата натрия и йодида натрия. Покажите, с помощью каких

Тест по химии 11 класс (базовый уровень) Тест «Типы химических реакций (химия 11 класс, базовый уровень) Вариант 1 1. Закончить уравнения реакций и указать их тип: а) Al 2 O 3 +HCl, б) Na 2 O + H 2 O,

10 класс Вариант 10-3 1. Объясните, почему в большинстве своих соединений хлор проявляет нечетные валентности. Нарисуйте графические формулы молекул существующих кислородных кислот хлора. Какая из этих

Сборник задач по химии для 9 медицинского класса составитель Громченко И.А. Москва Центр образования 109 2012 Массовая доля растворённого вещества. 1. В 250г раствора содержится 50г хлорида натрия. Определите

Вариант 4 1. К какому типу солей можно отнести: а) 2 CO 3, б) FeNH 4 (SO 4) 2 12H 2 O, кристаллогидрат, в) NH 4 HSO 4? Ответ: а) 2 CO 3 основная соль, б) FeNH 4 (SO 4) 2 12H 2 O двойная

Повторение А9 и А10 (свойства оксидов и гидроксидов); А11 Характерные химические свойства солей: средних, кислых, оснóвных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка) А12 Взаимосвязь неорганических

1 Олимпиада «Ломоносов-2007» Вариант 1 1. Напишите по одному уравнению реакций, в которых газообразный хлор: 2. Напишите уравнение реакции, протекающей при добавлении 0.2 моль азотной кислоты к 0.1 моль

Банк заданий 11 класс химия 1. Электронная конфигурация соответствует иону: 2. Одинаковую кофигурацию имеют частицы и и и и 3. Сходную конфигурацию внешнего энергетического уровня имеют атомы магния и

Вариант 11-1 1. Рассчитайте массу (в граммах) 26,6 л (н.у.) силана. Ответ введите целым числом без указания размерности. 2. Массовая доля двухвалентного металла в его сульфате составляет 40%. Определите

Указания к выполнению работы: ХИМИЯ На выполнение экзаменационной работы по химии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 2 частей и включает 35 заданий. Часть 1 включает 20 заданий (А1 А20). К каждому

1. Чему равен заряд ядра атома углерода? 1) 0 2) +6 3) +12 4) -1 2. Что общего в атомах 12 6С и 11 6С? 1) Массовое число 2) Число протонов 3) Число нейтронов 4) Радиоактивные свойства Входные тесты по

1. Какое из следующих утверждений справедливо для насыщенных растворов? 1) насыщенный раствор может быть концентрированным, 2) насыщенный раствор может быть разбавленным, 3) насыщенный раствор не может

Задания 9 класса 1. Положительную степень окисления азот проявляет в соединении: 1. NO 3. Na 3 N 2. NH 3 4. N 2 H 4 2. Металлический натрий не реагирует с: 1. HCl 2. O 2 3. К основным оксидам относится:

КОНТРОЛИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЧЕСКИЕ И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ Вопросы входного контроля в форме тестов предназначены для оценки базовых знаний

Условия заданий отборочного этапа (онлайн-тура) Открытой химической олимпиады 2016/2017 учебного года Отборочный этап. Онлайн-тур. 9 класс. Условия. Задание 1.1. Масса атома элемента Х равна 1,66 10-24

Контрольный тест для поступающих в 10 физико-химический класс (химическая специализация), 2013 г. ОТВЕТЫ (выделены жирным шрифтом) Часть 1 А1. Какую формулу имеет высший оксид элемента, электронная конфигурация

Соли Определение Cоли сложные вещества, образованные атомом металла и кислотным остатком. Классификация солей 1. Средние соли, состоят из атомов металла и кислотных остатков: NaCl хлорид натрия. 2. Кислые

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева Отборочный (заочный) этап Всероссийской химической олимпиады школьников Шаг в будущее Вариант 1 1. В результате прокаливания смеси карбоната

Тема ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ. РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА Проверяемый элемент содержания Форма задания Макс. балл 1. Электролиты и неэлектролиты ВО 1 2. Электролитическая диссоциация ВО 1 3. Условия необратимого

Вариант 3 2 1. Ион ХО 4 содержит 50 электронов. Определите неизвестный элемент и напишите уравнение взаимодействия Х в виде простого вещества с горячей концентрированной азотной кислотой. (6 баллов) Решение.

C1 Химия. 11 класс. Вариант ХИ1060 1 Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции: Cu 2 O + = SO 2 + + H 2 O Определите окислитель

1. Основные свойства проявляет внешний оксид элемента: 1) серы 2) азота 3) бария 4) углерода 2. Какая из формул соответствует выражению степени диссоциации электролитов: 1) α = n\n 2) V m = V\n 3) n =

9 класс 1. При диссоциации 1 моль каких веществ образуется наибольшее количество (в молях) ионов? 1. Сульфат натрия 2. Хлорид железа (III) 3. Фосфат натрия 4. Нитрат кобальта (II) 2. Укажите соединения,

ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ОСНОВЫ ЭЛЕТРОХИМИИ правильный ответ подчеркнут) 1 Какие вещества относятся к сильным восстановителям: А) оксид марганца IV), оксид углерода IV) и оксид кремния IV);

Вариант 10-1 1. Определите объем (в литрах) 28,849 г фосфина при н.у. Ответ введите целым числом без указания размерности. 2. Определите порядковый номер элемента, массовая доля которого в его оксиде составляет

2016 1. В 250 мл воды растворили 4,2 г лития, затем добавили 200 г 20%-ного раствора сульфата меди(ii). Определите массовую долю соли в полученном В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в

Тест (решение) Дополнить 1. Химический элемент это вид атомов с одинаковым зарядом ядра. 2. Моль это количество вещества, содержащее столько частиц, сколько атомов содержится в 12 граммах углерода (12

МКОУ ХМР СОШ с. Елизарово соединения АЗОТА Учитель химии: Касьянова И.А. Азот образует с водородом несколько прочных соединений, из которых важнейшим является аммиак. Электронная формула молекулы аммиака

ЗАДАНИЯ для 2 этапа Олимпиады «Первые шаги в медицину» по химии ФИО КЛАСС ШКОЛА АДРЕС, ТЕЛЕФОН Вариант 4 (60 баллов) Часть 1 (12 баллов) При выполнении заданий этой части в бланке ответов 1 под номером

Тренировочный вариант экзаменационной работы для подготовки к ГИА для учащихся 9 классов. Рудниченко Г.Н., учитель химии МОУ СОШ 5 Копейского городского округа Челябинской области Цель: познакомить учащихся

Вопросы к промежуточной аттестации по химии в 8-9 классах на 2012-2013 учебный год Учебник Г.Е, Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Химия 8 класс», «Химия 9 класс» Москва 2009 1. Периодический закон и периодическая

Олимпиада по химии, вариант 1 следующих молекулах: NН 3, С 2 Н 4. Rb 2 НРО 4, К 2 SО 3. Указать слабый электролит или стадию диссоциации, соответствующую в) Написать уравнения гидролизных процессов: А1

Олимпиада школьников «Покори Воробьёвы горы!» по химии Очный тур 01 год 1. Рассчитайте массу семи атомов фосфора. M (P) 31 m 7 7 = 3.0 10 г. N 3 A.010 Ответ: 3.0 10 г. РОСТОВ Вариант 11. Газовая смесь

Ключи к олимпиадным заданиям заключительного этапа Межрегиональной химической олимпиады школьников имени академика П.Д. Саркисова 9 класс Вариант 9-3 При проверке работ оценка снижалась, если не указаны

Краткая информация о проведении проверочной работы по химии 9-го класса Проверочная работа состоит из двух частей, включающих в себя 22 задания. Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит

1. Чему равен заряд ядра атома кислорода? 1) 2 2) +6 3) +7 4) +8 2. Что общего в атомах 1 1Н, 2 1Н, 3 1Н? 1) Массовое число 2) Число протонов 3) Число нейтронов 4) Радиоактивные свойства Входные тесты

Занятие 10 Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз Тест 1 1. Процесс окисления отражен схемой 1) СО 2 3 СО 2 3) СО 2 СО 2) А1 3 С 4 СН 4 4) СН 4 СО 2 2. В реакции оксида хрома(ш) с алюминием

Химия 11 класс. Демонстрационный вариант 3 (90 минут) 3 Диагностическая тематическая работа 3 по подготовке к ЕГЭ по ХИМИИ по темам «Строение веществ: строение атома, химическая связь, кристаллические

Вариант 1 1. Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций, протекающих до образования средних солей, между веществами: а) нитрат цинка + гидроксид калия; б) гидроксид кальция + серная

Шифр Часть 1 Часть 2 С1 С2 С3 С4 С5 С6 Ʃ Итоговый балл Итоговый балл (из 100 баллов) (из 10 баллов) Вступительная работа для поступающих в 10 ФХ и ХБ классы Решение (правильные ответы выделены жирным шрифтом)_