Исследовательская работа по обществознанию «Формирование жизненных ценностей современной молодежи. Формирование базовых ценностей

Добрый день, дорогие читатели! Вы когда-нибудь задумывались о том, почему у одних людей жизнь складывается легко и радостно, а другие как будто притягивают в свою жизнь всякого рода нелепые моменты, попадают в неприятные жизненные ситуации? Огромную роль в выборе жизненного пути и правильного следования по нему играет система ценностей человека. Это – ориентир каждого, правила и представления о нормальной жизни, работе, учебе, досуге, общении. Эти характеристики играют ключевую роль в каждом действии, намерении, поступке, а также в реакции на ситуации и даже слова людей.

Благодаря этому каждый человек точно знает, что занимает в жизни центральное место, а что не так уж и важно. Следовательно, на этом строится и модель его поведения в разных ситуациях.

Какие бывают ценности?

В зависимости от сферы, к которой относятся ценности, их можно условно разделить на:

  • культурные;
  • общечеловеческие;
  • индивидуальные.

Все ценности, кроме индивидуальных, формируются на основании мнения окружающих, а также особенностей местности, в которой родился человек, традициями и тенденциями в общении. А вот к индивидуальным ценностям относятся исключительно субъективные особенности мировоззрения индивидуума. Рассмотрим подробно каждый вид.

Общечеловеческие

К системе общечеловеческих жизненных ценностей относятся:

  • Здоровье . Наверное, для каждого здравомыслящего человека оно является неоспоримой ценностью жизни, без которой абсолютно не нужны ни материальные, ни духовные блага. Очевидно, когда у нас что-то болит, нам не нужно ничего, кроме как избавиться от недуга. Мы тратим любые деньги, сколько угодно времени и сил на восстановление привычного здорового состояния нашего организма.
  • Жизненный успех . Конечно, начинается все со школьного образования. Каждый из нас стремится хорошо учиться в школе, чтобы в будущем поступить в престижное высшее учебное заведение, а дальше – найти хорошую работу по специальности. Все это сулит нам хороший заработок и, как следствие, успешную карьеру. Мы чувствуем, что реализовались в жизни и получаем от этого удовольствие. Хотя в наши дни многие, добившись таких результатов, не выдерживают социального прессинга и прибегают к так называемому дауншифтингу – возвращению к простой жизни, подальше от густонаселенных городов и поселков и поближе к природе.
  • Семья . Для многих карьера не представляет собой никакой ценности, если этот успех не с кем разделить. Многие чувствуют необходимость трудиться и достигать результатов не для себя, а в целях заботы и обеспечения своей семьи. Ведь родные и близкие – это те, кто тебя всегда ждут, поймут, услышат. Формирование семьи у таких людей может начинаться уже со старших классов школы или с института.
  • Дети – цветы жизни. И многие живут, следуя этому принципу. Они видят в них свое отражение и продолжение. Им мы передаем свой жизненный опыт и силы, часто даже в ущерб себе. Стоит отметить, что хотя в наши дни имеет место пропаганда отказа от потомства под названием «чайлдфри», для многих дети были и остаются главной ценностью жизни.

Как итог вышесказанному важно отметить, что такая система имеет стремление к . Кто-то реализует себя в карьерном росте, кто-то – в семье, кто-то – в детях. Это все преследует одну цель – закрепление собственной значимости и трансляция ее в будущее.

Культурные


К культурным жизненным ценностям относятся:

  • творчество и ;
  • тесное общение с родственниками;
  • друзья;
  • свобода суждений;
  • и уверенность в собственных силах;
  • независимость;
  • уважение окружающих;
  • работа, отвечающая интересам;
  • смелость и мужественность;
  • ответственность;
  • реализация в творчестве и работе;
  • путешествия и т.д.

Индивидуальные

К индивидуальным жизненным ценностям относятся самые важные для каждого человека вещи. Их основа формируется в детстве благодаря окружению. Для кого-то это будет правда, честь и справедливость, для кого-то – много денег и хорошая работа, для кого-то – здоровая семья и счастье близких ему людей.

Все люди имеют свой психологический тип. Именно поэтому мы думаем и ведем себя по-разному в идентичных ситуациях, стремимся к разным целям.

Правильное формирование жизненных ценностей

Жизненные ориентиры и ценности начинают формироваться еще в раннем детстве. Процесс и результат зависят от условий, в которых находится ребенок. Ключевую роль играет, конечно же, семья, а также близкие люди и друзья, с которыми малыш проводит больше всего времени.

Никто не знает, как определить, что будет главным. Все зависит от собственных представлений индивидуума. Личностная система ценностей ребенка будет создаваться и совершенствоваться не только по его личному опыту, но и по вашим подсказкам и примеру.

Чтобы правильно сформировать жизненные ценности малыша, нужно стараться делать следующее:

  • личным примером показывать, что в жизни важно, а что можно пустить на самотек;
  • окружить ребенка добротой и пониманием;
  • смотреть и читать книги с моральным смыслом, где наказывается жадность и ложь, а поощряется честность, щедрость, правда;
  • помогать и давать советы в выборе друзей и людей, на которых стоит ровняться, подкрепляя слова сравниванием достижений этих личностей;
  • выслушать ребенка даже если он неправ, говорить с ним и давать ненавязчивые советы.

Ценности формируются с годами не только из вашего личного опыта, но и с мнений значимых для вас людей. Это могут быть как родители, так и наставники, преподаватели, школьные друзья и т.д. Это те люди, которыми вы восхищаетесь и которых безмерно уважаете.

Косвенно на процесс влияют религия, тенденции в социуме, культурные особенности территории, на которой проживает человек, и много других факторов. Важно пытаться окружать ребенка хорошими и добрыми людьми. Главное, по возможности, как можно дольше изолировать его от негативно влияющих личностей.

Как определить свои жизненные ценности?


Собственные ценности определяются в 3 шага:

  • Возьмите лист бумаги и запишите на нем все, что считаете важным. Неважно, насколько большой или маленький получится этот список.
  • Пересмотрите его детально и проанализируйте каждый пункт. Постоянно задавайте себе вопрос: это точно важно или без него можно обойтись? Если возникает хоть малейшее сомнение, смело вычеркивайте этот пункт.
  • Повторяйте действия из предыдущего пункта, сокращая перечень до 7-10 пунктов – это и есть ваши личные ценности.

Стоит отметить, что люди, которые отличаются веселым характером и оптимизмом, в любой ситуации стараются учитывать действие факторов, влияющих на их жизненные ценности, отсекают все лишнее. Такой подход позволяет со временем сформировать из них по-настоящему мощный механизм, диктующий направление движения в любой, даже самой запутанной жизненной ситуации.

Четкое понимание своих ценностей важно, так как это позволяет обдуманно и направлено , контролировать действия, желания и, конечно же, решения.
У всех нас разные . Но, посмотрев вглубь себя, проанализировав свои действия и поступки, мы безошибочно сможем определить, что для нас важнее всего, что является ориентиром каждого нашего решения. Это поможет делать только взвешенный выбор, самостоятельно принимать решения, обдумывать и моделировать результаты и только потом действовать.

Если вас не устраивают, те ценности которые вам привили в детстве, то это необходимо исправлять. Опираясь на свой опыт, я скажу, что это очень не просто. Как уже написано выше, ценности прививаются с детства и откладываются в нашем подсознании.

Одним из очень эффективных методов замены установок, является работа с подсознанием. Для начала можете почитать, вот эти 30 бесплатных уроков . Я думаю, что этих уроков вам вполне хватит.

Заключение

Всего хорошего, друзья! Надеюсь, вы узнали что-то новое и интересное для себя, что сможете с успехом применить в своей жизни. Будьте честными сами с собой. Помните всегда о том, что важно, и не зацикливайтесь на второстепенных вещах. До встречи за новой интересной беседой!

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу: «Правоведение»

на тему: «Общечеловеческие ценности в праве»

Выполнил: студент группы 39 – 61

Вахреев Сергей Олегович

Проверил: старший преподаватель

Минкин Марат Риналович

Альметьевск 2013

Введение

1. Формирование жизненных ценностей и приоритетов

2. Право – как общечеловеческая ценность

Заключение

Список использованной литературы

Введение:

Обращение к этапам развития общечеловеческих ценностей,обусловлено наличием проблематики нравственного начала в современном обществе. Казалось бы,человечество эволюционирует: создается все больше возможностей для технического и интеллектуального труда, повышается качество образования. С развитием технологий и повышением интеллектуального уровня,человечество стало могущественной силой. Однако, несмотря на все достижения, наблюдается явная деградация духовного начала. Развивая свой интеллект, мы забыли о самом важном, о том что делает нас людьми, а именно об общечеловеческих ценностях. Что мы считаем общечеловеческими ценностями? Это качества, которые присущи каждому человеку, которые развивались со времен античности и до наших дней, прежде всего к ним относят: человеческое достоинство, равенство, честность, долг, справедливость, ответственность, поиск истины и смысла жизни, а также уважение к культурным ценностям.

Современный мир находится в подвешенном состоянии, так как духовно- нравственный кризис усугубил кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере, а также в межнациональных отношениях. Очень остро стоит проблема взаимоотношений государств, стимулируется сепаратизм в национальных республиках, происходит насаждение абсолютно новых ценностей, которые противоречат общечеловеческим принципам.

Именно поэтому следует обратить внимание на исследование общечеловеческих ценностей на различных исторических этапах существования общества, для того чтобы осознать их значимость и,возможно, найти новые пути решения проблемы нравственности современного общества.



ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПРИОРИТЕТОВ

Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. В юности эта необходимость ощущается особенно остро.

Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал.

Развитие личности и формирование шкалы жизненных ценностей определяется так же и тем, что ожидают от него семья и общество, какие ценности и идеалы ему предлагают, какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды.

За долгую историю существования человеческого общества выработаны основополагающие общечеловеческие ценности и нормы нравственного поведения. В обществе всегда ценились и ценятся доброта, верность, честность, взаимопомощь и отвергаются цинизм, обман, жадность, тщеславие, преступления.

В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные). Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. Каждый человек отдает предпочтение тем или иным ценностям. О его выборе можно судить по богатству или скудности внутреннего мира, разнообразию интересов, неповторимой человеческой индивидуальности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение (семья, друзья), а также различные национальные, религиозные и социальные воззрения и традиции. Очень важен момент формирования собственной шкалы ценностей в подростковом возрасте – в период постепенного вхождения во взрослую жизнь.

«Жизнь каждого человека состоит из поступков, в них выражается моральная сущность человека», - говорил В.А. Сухомлинский.

Ближайшее социальное окружение – родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя (иногда друзья семьи или священник) – непосредственно влияет на развитие психики ребенка. Следует отметить, что с возрастом социальное окружение расширяется: с конца дошкольного детства на развитие ребенка начинают оказывать влияние сверстники, а в подростковом и старшем школьном возрасте могут существенно воздействовать некоторые социальные группы – через средства массовой информации, организацию митингов, проповеди в религиозных общинах и др.

Формирование собственной шкалы ценностей происходит уже в раннем детском возрасте. Вот почему так важно, в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, юношу, взрослого.

Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от родителей. Если счастливые минуты в семье связаны только с приобретением и накоплением, ребенку трудно стать счастливым в будущем. Материальные потребности безграничны, и невозможность их удовлетворить может обернуться трагедией.

Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать. А не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным. Сформированная в детстве привычка получать удовольствие от общения с природой, музыкой, произведениями искусства и хорошей книгой позволит молодым людям выстоять и принять правильные решения в самых сложных жизненных ситуациях.

Важную роль в жизни человека играют самоконтроль, самодисциплина. Ошибкой было бы считать самоконтроль ограничением свободы.

В течение жизни нам приходится принимать много различных решений, например относительно образования, выбора друзей, семейных и личных проблем. Учиться этому человек начинает с раннего детства, а в подростковом возрасте он пытается сам решать свои задачи. Но часто от недостатка опыта он терпит неудачу или совершает ошибку, которую потом трудно исправить. Подростки склонны концентрироваться на ближайших результатах своих решений, тогда как родители уделяют больше внимания их последствиям в будущем. Пока большинство поступков касаются только самого подростка и не затрагивают окружающих его людей, ему легче справиться с проблемами. Подросток уже может сам оценивать ситуацию, принимать решения, учитывать последствия, понимать свою ответственность перед собой и другими людьми, дать оценку своим поступкам для собственного самовоспитания, что помогает ему в дальнейшем с честью выходить из трудных ситуаций. Этому он постоянно учится.

Принятие решения тесно связано с ответственностью. Подростки хотят свободы, еще не понимая, что свобода неразрывно связана с таким понятием, как ответственность.

Свобода и ответственность прочно связаны между собой. Свобода вовсе не означает, что можно делать все, что захочется. Такую свободу скорее можно назвать вседозволенностью, анархией. Настоящая свобода – это когда человек учитывает последствия своих поступков, их влияние на других людей. Иначе это всего лишь суррогат свободы. Иногда причина непонимания в семье кроется в том, что подросток занимает «удобную» позицию: «Для свободы я взрослый, для ответственности – маленький». Но равноправие включает и ответственность, и самостоятельность. В свою очередь самостоятельность предполагает способность подростка самому принимать и проводить в жизнь решения, готовность отвечать за свои поступки, умение регулировать собственное поведение и эмоциональные реакции, отстаивать собственное мнение.

Самостоятельность и ответственность воспитываются в человеке с детства, и каждый день ребенок сверяет свои поступки с поведением окружающих его людей: родителей, воспитателей детского сада, педагогов, сверстников и др. Взрослость определяется не возрастом, а умением быть самостоятельным и ответственным. Сила человека в действии, в умении добиться поставленной цели. Жизнь без борьбы, трудностей, потерь и компромиссов не бывает. И задача взрослых состоит в том, чтобы помочь подростку сформировать свой внутренний мир, жизненные ценности, умение принимать правильные решения в трудных ситуациях и брать на себя ответственность за свои поступки.

Изучение модели человеческого поведения говорит о том, что, совершая какой-либо поступок, человек подсознательно оценивает его важность и последствия для себя лично. Затем для него важна оценка его поступка близкими людьми, которых он не хотел бы огорчать и в одобрении которых нуждается.

Личность, представляя собой динамическую систему, находится в состоянии непрерывного изменения и развития. В процессе такого личностного становления постепенно все большее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие человеку все более самостоятельно определять задачи и направление собственного развития. Система ценностных ориентации личности выступает в качестве регулятора и механизма такого развития, определяя форму реализации намеченных целей и при утрате ими побудительной силы в результате их достижения стимулируя постановку новых значимых целей. В свою очередь, достигаемый уровень развития личности последовательно создает все новые предпосылки для развития и совершенствования системы ее ценностных ориентации.

Одной из важнейших предпосылок формирования системы ценностных ориентации личности является определенный уровень интеллектуального развития. Ж. Пиаже однозначно полагал, что смена стадий морального развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями. Моральные суждения, проявляющиеся, по его словам, в «уважении индивидуума к нормам общественного строя и его чувстве справедливости», у детей формируются на основе взаимодействия между их развивающимися мыслительными структурами и постепенно расширяющимся социальным опытом. По мнению Пиаже, нравственное развитие, подобно умственному, носит прогрессивный характер.

Пиаже выделяет две основные стадии морального развития. На первоначальной стадии «нравственного реализма» дети считают, что все моральные нормы поведения реальны, неизменны, обязательны для исполнения и не имеют исключений. Критерием нравственной оценки поступка являются только его последствия. Позднее, в период от 5 до 12 лет, в процессе развития абстрактного мышления у ребенка на первый план вместо категории действительности выходит категория возможности. Тем самым у ребенка формируется способность оценивать намерения поступка, абстрагируясь от его конкретных последствий. Эту стадию, которую Пиаже обозначает как «нравственный релятивизм», характеризует понимание относительности моральных норм, как созданных на основе взаимной договоренности между людьми, которые при необходимости могут их изменять. Критерием нравственной оценки на этой стадии выступают уже намерения человека.

Теоретические представления Ж. Пиаже и его последователей критикуются многими авторами, начиная с Л. С. Выготского, за недостаточное внимание к социальным аспектам личностного развития. Как справедливо отмечает И. С. Кон, в процессе формирования моральных понятий и нравственных чувств решающее значение имеют социальный опыт личности, ее деятельность. По его словам, система ценностей личности формируется в результате совместного расширения круга действий и ответственности, развития интеллекта, эмоций и воли, происходящих в ходе практической деятельности ребенка и его общения с другими людьми.

Содержанием любого вида деятельности, по Л. С. Выготскому, является создание духовных и материальных ценностей. Начиная с его работ в отечественной психологии в основу возрастной периодизации ставится ведущая деятельность, определяющая формирование определенных способностей, которые и являются основными психологическими новообразованиями соответствующих стадий развития. Переход от одного вида деятельности к другому в терминологии Л. С. Выготского называется «критическим возрастом», т. е. кризисом развития.

В основе известной классификации возрастных периодов Д. Б. Эльконина лежит ступенчатая смена следующих видов ведущей деятельности: непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивное действие, ролевая игра, учебная деятельность, интимно-личностное общение и учебно-профессиональная деятельность. По словам Д. Б. Эльконина, в этом процессе смены видов деятельности закономерно чередуются периоды освоения общественных норм, целей, мотивов деятельности и т.д. Развитие личности, в том числе и ее ценностных ориентаций, разделяется им на три основные «эпохи», включающие в себя периоды преимущественного развития мотивационно-потребностной сферы либо формирования «операционно-технических», когнитивных способностей. Переход от эпохи к эпохе характеризуется резким кризисом, который определяется возникновением несоответствия между актуальными задачами деятельности и существующими возможностями ребенка.

С самого момента рождения ребенок постепенно вырабатывает представления о самом себе, об окружающем мире и о своем отношении к нему. По словам К. Роджерса, для самого раннего периода развития характерно зарождение представлений о хорошем или плохом посредством так называемой «организмической оценки», позволяющей ребенку на основе физиологических реакций разделять, что ему нравится, а что нет. Однако вскоре ребенок начинает ориентироваться также на оценки взрослых об окружающих предметах и явлениях, а также о самом себе. По мнению П. Массена и соавторов, в период от полутора до двух лет у детей с помощью родителей начинают складываться критерии нормы для оценки явлений и форм поведения, которые ложатся в основу нравственного развития. Регуляция поведения в раннем детстве определяется тем, что при несоответствии предмета или поведения представлению ребенка о норме он начинает испытывать тревогу. Усвоение оценочных норм при этом осуществляется, как они полагают, в процессе наблюдения за реакциями родителей, выступающих в качестве модели поведения.

По мнению Г. Крайга, который описывает две последовательные стадии принятия норм и ценностей в раннем детстве и дошкольном возрасте, вначале дети копируют лишь словесные формулировки, позднее осваивают в поведении социальные и этические ценности.

Применительно к младшему школьному возрасту подобная схема описана А. В. Запорожцем и Я.3. Неверовичем, которые делают акцент на эмоциональном освоении социальных норм и ценностей в процессе совместной групповой деятельности. По их мнению, вначале групповые требования воспринимаются как чуждые, на втором этапе соблюдение норм основано на внешнем «стимуле-средстве»- наказании или похвале, на третьем этапе нормы и ценности приобретают для ребенка личностный смысл, становящийся основой эмоциональной коррекции поведения. Новая форма деятельности и общения, предполагающая выполнение одних и тех же заданий, объединяет детей и способствует все большей ориентации ребенка на нормы группы сверстников, выступающей в качестве своего рода посредника в освоении норм и ценностей общества в целом.

В подростковом возрасте главным новообразованием, по мнению практически всех отечественных авторов, начиная с Л. С. Выготского, является чувство взрослости, которое проявляется ориентацией на взрослые ценности. Такая ориентация отличается противоречивым характером. С одной стороны, для подростков исключительную значимость приобретают ценности, принятые в группе сверстников. С другой стороны, в этот период впервые появляется возможность формирования собственной связной и непротиворечивой ценностной системы, определяющаяся развитием способности к критической переоценке принципов внешней, «взрослой» морали.

Предпосылки для начала реального выполнения системой ценностных ориентаций всех своих регулятивных функций окончательно складывается лишь в юношеском возрасте. Как обоснованно пишет Л. И. Божович, «только в юношеском возрасте моральное мировоззрение начинает представлять собой такую устойчивую систему нравственных идеалов и принципов, которая становится постоянно действующим побудителем, опосредствующем все их поведение, деятельность, отношение к окружающей действительности и к самому себе». В основе приобретения ценностной системой реально действующего характера, по нашему мнению, лежит осознание человеком личностного смысла своей жизни. По мнению В. Франкла, именно в юношеском возрасте вопросы о смысле жизни наиболее часты и особенно насущны. Появление потребности в определении своих жизненных целей, нахождении своего места в жизни становится отличительной особенностью именно этого возраста. Появление жизненных планов, выступающих как явления одновременно социального и этического порядка, характеризуется различением вопросов «Кем быть?» и «Каким быть?», т.е. обособлением процессов профессионального и морального самоопределения. Тем самым в юношеском возрасте складывается собственное мировоззрение человека, создающее возможность формирования внутренней, автономной системы ценностей. Юношеский возраст, таким образом, является решающим в плане формирования ценностной системы личности.

Однако динамическая система ценностных ориентаций не останавливается на этом в своем развитии. Период взрослости характеризуется осуществлением намеченных ранее жизненных целей и планов, а также их корректировкой при затруднениях в достижении. В этот период человек создает собственную семью, реализует себя в профессиональной деятельности, карьере, общественной жизни. Особое место при этом занимают вопросы максимальной реализации собственных возможностей, личностного роста, саморазвития.

Обдумайте и обсудите ситуацию. Глеб рассказал другу Сергею о своих переживаниях по поводу отношений, которые сложились в их классе. На следующий день большая часть класса уже знала содержание их разговора. На уроке по основам здоровья Глеб и Сергей отвечали на вопрос о своих жизненных ценностях, и оба поставили на одно из первых мест такую ценность, как дружба. Оцените их поведение и их ответ на уроке.

Роль жизненных ценностей в формировании характера

Каждый человек в процессе жизни определяет для себя жизненные ценности. Именно они формируют фундамент личности человека, поскольку определяют то, что человек считает самым главным в своей жизни. Это убеждения, идеи, принципы, т. е. те основополагающие ориентиры, которые наполняют нашу жизнь смыслом, формируют наш характер, определяют нашу судьбу. Это то, что дает человеку возможность ответить на вопрос: «Для чего я живу?»

Жизненные ценности — это внутренние обязательства человека перед собой, он не может их нарушить.

Характер человека формируется под непосредственным влиянием жизненных ценностей, иногда человеку легче умереть, чем отказаться от них. И это не образное выражение, а реальные жизни людей, их судьбы. Ярким примером является жизнь выдающегося биолога, селекционера, генетика, путешественника Николая Ивановича Вавилова. В трагические годы сталинских репрессий он, столкнувшись с аморальными людьми, для которых главным в жизни было написание доносов,

Найдите необходимую информацию и ответьте на вопрос. Николай Вавилов очень любил повторять: «Жизнь коротка, надо спешить». А еще он писал: «Если ты стал на путь ученого, то помни, что обрек себя на вечные поиски нового, на неспокойную жизнь вплоть до самой смерти. У каждого ученого должен быть сильный ген беспокойства. Он должен быть одержимым».

Для настоящего ученого большой жизненной ценностью является возможность открывать новое. Как она может влиять на характер ученого?

фабрикование судебных дел против невиновных, разрушение науки, сказал: «Пойдем на костер, будем гореть, но от убеждений своих не откажемся!» Говоря это, ученый имел в виду научные убеждения и базовые человеческие ценности. Для Вавилова главными в жизни были честь, достоинство, мужество, справедливость, творческий научный поиск во благо всего человечества. Эти ценности сформировали основные черты его характера — активность, трудолюбие, смелость, порядочность. Он погиб в сталинских застенках в 1943 году. Вся его жизнь — яркий пример человека, который защитил свои жизненные ценности ценой собственной жизни, пример характера, который определил судьбу.

Важно научиться анализировать свои жизненные ценности. Во-первых, определиться с их наличием. Во-вторых, сформулировать их в понятной для себя форме. В-третьих, помнить, что жизненные ценности проявляются не в словах, а в действиях, в вашей повседневной жизни.

Ценности и качество жизни

К сожалению, есть люди, которые не задумываются над определением ценностей своей жизни, они просто живут, приспосабливаясь к обстоятельствам любой ценой. Они могут красиво говорить о ценностях, но по их поступкам видно, что это лишь слова. На самом деле поведение таких людей определяется не жизненными ценностями, а какими-то другими факторами.

Каждый из вас формирует себя как личность, определяет черты своего характера, выбирает жизненные приоритеты.

Основные жизненные ценности, которые создают наш характер,— это семья, учеба, любовь, дружба, здоровье, творчество, свобода, справедливость, самосовершенствование.


Жизненные ценности начинают формироваться в детстве и являются основой всей дальнейшей жизни, влияют на ее качество.


Качество жизни — это восприятие человеком своего положения в обществе в зависимости от его системы ценностей и в связи с его целями и ожиданиями. Фактически качество жизни — это степень удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей человека. Человек определяет качество своей жизни, сравнивая фактический уровень удовлетворения потребностей с ожидаемым. Такое сравнение состоит из объективных и субъективных критериев, которые характеризуют физическое, психическое и социальное благополучие.

Субъективно человек оценивает качество своей жизни по системе собственных ценностей. Если главной ценностью человека является, например, творческая работа, то именно ее наличие воспринимается как высокое качество жизни, а если человек считает, что главное — это деньги, то высокое качество жизни определяют доходы, но отнюдь не творческая работа. Таким образом, наши ценности оказывают непосредственное влияние на нашу субъективную оценку качества собственной жизни.


Опорные точки. Жизненные ценности играют важную роль в формировании характера человека и влияют на его оценку качества собственной жизни.

Вопросы для повторения и обсуждения

I уровень

1. Что такое качество жизни?

2. Когда начинают формироваться жизненные ценности?

II уровень

3. Какие основные жизненные ценности сформировали ваш характер?

4. Как человек определяет качество своей жизни?

III уровень

5. Могут ли нам навязать чужие ценности, которые мы не хотим разделять?

6. Почему люди иногда защищают свои жизненные ценности ценой собственной жизни?

7. Объясните, почему люди выбирают разные критерии для оценивания качества своей жизни?

IV уровень

8. Докажите, что жизненные ценности являются фундаментом личности человека.

9. Почему именно поступки определяют настоящие жизненные ценности человека?

Это материал учебника


Предварительный просмотр:

Шайхразиева Диана Раисовна

11.04.08г.

ПЕДСОВЕТ

Тема:

Выступающие:

  1. Шкляева С.В. «Уроки нравственности в начальной школе»
  2. Мохов Д.В. «Роль компьютерных игр в воспитании»
  3. Главатских М.Р. «Уроки патриотизма и гражданственности»

Экскурсия «ЖЗЛ – династия ЗАМ»

  1. Симонова Н.И. «Причины подросткового суицида, утрата жизненных ценностей»
  2. Фёдорова М.В - анализ уровня социальной зрелости 11 классников

- «Ценности современных подростков. Субкультуры»

ДИАГНОСТИКА:

  1. Анализ уровня социальной зрелости 11 классников

Этап

Примечания

Слайд

Есть ценности, которым нет цены –

Клочок бумаги с пушкинским рисунком,

Учебник первый в первой школьной сумке,

И письма не вернувшихся с войны.

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодняшний разговор не будет простым. Настало время поговорить ценностях и нравственности.

Но сначала позвольте напомнить определения, имеющие отношение к теме сегодняшнего разговора:

Цена – это стоимость чего-либо, выраженная в денежных единицах.

Ценность – это то, что значимо для жизни человека, тот предпочтительный объект, присутствие которого оказывает влияние на содержательный ход жизни.

Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Нравственное воспитание – процесс целенаправленного и руководимого воспитателями формирования у учащихся нравственных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Личность – индивид, обладающий совокупностью
устойчивых качеств человека, составляющих его индивидуальность
Социализация личности – процесс становления личности, усвоения знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу, социальной общности.

Социально-личностная зрелость - личность со сформированными установками, знаниями, умениями и этическими качествами, готовая к добровольному, умелому и ответственному выполнению всей совокупности социальных ролей, присущих взрослому.

(Слайды про это. Демонстрация фактов наполняющих современную действительность. Постановка проблемы.)

4-37

Ценности… Если представить совсем просто, то ценности определяют, для чего мы живем, во имя чего действуем, почему делаем определенный выбор, как решаем, что такое хорошо и что такое плохо. Почему выстраиваем свою жизнь так, а не иначе.

Любовь, семья, труд, милосердие. Разве таких ценностей недостаточно для благополучной и достойной жизни? Тем не менее многим людям они совершенно не кажутся очевидными.

Многие не верят в любовь. На Западе ширится движение «child free». Можно перевести так: долой детей.

Устои семьи расшатаны. В нашем обществе это очень ощущается. Пьющие отцы семейств и матери одиночки давно стали нормой. Многодетная семья – героизм.

Социальные ценности, которыми руководствуется общество, также пали жертвой многочисленных переворотов. В «золотые семидесятые» нормой был конформизм. Затем во второй половине восьмидесятых воцарилась вакханалия (ОРГИЯ) разоблачений, когда «совок» стал уничижительным термином, а вся история страны казалась, как писал поэт, «историей болезни».

Потом люди из советских стали россиянами. Торжествовала социальная справедливость, клеймили привилегии. Потом все ринулись обогащаться, а СМИ публиковали скандальные опросы, согласно которым школьники мечтали быть киллерами и проститутками.

Социологи пристально изучают структуру ценностей современного российского общества. Они меняются. Люди ценят успех, благосостояние, здоровье, семью, патриотизм. Какими же ценностями должна руководствоваться современная школа?

В советские времена казалось понятным, на чем воспитывать детей. А каким сейчас должно быть воспитание в школе? Должно ли оно там быть вообще? Может быть, школа должна обучать, а воспитывать в меру сил должны родители?

Однако возможно ли ценностно нейтральное образование? Разве курсы истории, обществознания, литературы можно выстроить, избежав проблемы ценностей вообще?

А кто сейчас является кумирами наших тинэйджеров? Постояльцы «Дома 2»? Гарри Поттер? Хоббиты? Знаем ли мы об этом и насколько готовы работать с той системой ценностей, которая уже сформировалась у детей и подростков? Или они для нас инопланетяне, говорящие на непонятном языке и слушающие удивительные звуки вместо музыки?

Современные педагогические, философские, культурологические, социологические исследования предлагают самую разную проблематику ценностей. Мы надеемся, что СЕГОДНЯ НАМ удастся РАСМОТРЕТЬ это разнообразие.

Ценности образуют собой «пирамиду ценностей». У каждого народа, у каждой цивилизации, культуры имеются свои «пирамиды ценностей». В фундаменте «пирамиды ценностей» лежат базовые ценности. архетип менталитета тех или иных народов, тех или иных этносов, обществ. своеобразная «ценностная память».

Верхние ярусы пирамиды ценностей – это более мобильные, более быстро меняющиеся ценности. Базовые ценности – это ценности длинных циклов. Их содержание, их смыслы меняются медленно, веками. В отличие от инструментальных или материальных ценностей, которые приближены к потребностям.

Если взять онтогенез человека, то базовые ценности передаются на ранних стадиях формирования личности, как правило, в семье. При этом главным каналом раннего ценностного наследования является «женский канал в семье» – матери и бабушки. Ценности передаются через сказки, через приобщение к языку, через любовь, через воспитание, игры и т.п., через первые этапы погружения ребенка в культуру, в культурную среду.

Большое количество агрессий, которое пришлось пережить народам России, породили ценностный архетип русской культуры народов России , с высоким приоритетом ценности Родины – Отечества, родимой земли («мати-сира земля», «родимая сторонушка», «здесь русский дух – здесь Русью пахнет»), подвига (подвижничества), служения (народу, стране, государству), общинности, коллективизма (клич Александр Невского «За други своя»), соборности, братства, взаимопомощи, дружбы, любви, семьи, почитания родителей и предков, социальной справедливости, равенства, правды, труда.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ №1 -

Пирамида ценностей (потребностей) Маслоу

Пути удовлетворения потребностей по Маслоу

Доминирующие потреб-ности, расположенные внизу пирамиды,

должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек осознает наличие потребностей, располо-женных вверху. По Маслоу, это последова-тельное расположение основных потребностей является главным принципом организа-ции личности. Чем выше поднимается человек по этой иерархии, тем максимальнее он проявляет свою индивидуальность, получает возможность полного использования своих талантов, способностей, возможностей.

Исходя из вышесказанного, необходимы исследования ценностных ориентацией, так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия ценностных ориентацией; во-вторых, кардинальные изменения политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей.

  1. Анализ уровня ценностей у учащихся 4 классов
  2. Анализ изучения ценностных ориентаций учащихся 6,10 классов
  3. Методика "Пословицы" (разработка к. псих. н. С.М.Петровой)
    Цель: определить уровень нравственной
  4. Что я думаю о своих родителях (6-10кл.)

Неизбежная переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании старшеклассников. Длящийся на протяжении всей жизни, процесс развития социальной компетентности особенно активно реализуется в детские и юношеские годы, т. е. в период обучения в школе, колледже, вузе. В данный период образование, наряду с другими общественными институтами, наиболее эффективно выполняет свою социализирующую функцию, приобщая к жизни в обществе путем передачи ему системы ценностей, знаний, навыков.

  1. Анализ уровня социальной зрелости 11 классников.

Федорова М.В. – зам дир. по УВР

47-48

49-50

52-53

54-55

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить малыша от мира жестокости и грубости, познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.

Шкляева С.В. – учительнач. Кл.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ №2 – вопрос на экране, работа групп.

57-76

Всё можно сокрушить,

Предать забвенью,

Заасфальтировать в бетон,

Взорвать собор, как лишнее строение,

На месте кладбища построить стадион,

Всё можно растерять, что собрано веками,

Заставить замолчать, расправами грозя,

И только человеческую память,

Не заблокировать, и истребить нельзя.

Главатских М.Р. – руководитель шк. музея (Уроки патриотизма и гражданственности ).

В России, как и во всем мире, преступления агрессивной направленности помолодели.

Во всем мире растет количество детских подростковых самоубийств. В России уже более 2 тысяч в год детских подростковых завершенных суицидов. По данным скорой помощи, приблизительно 1/3 всех обращений в Москве - это подростковые суициды. В подростковой психике вообще присутствуют такие черты, которые предполагают самоубийство. С одной стороны, причиной может являться самоутверждение, с другой - еще не сформированное представление о ценности жизни, нет барьера между рискованным и нерискованным поведением. Подростки распоряжаются своей жизнью, как и своим здоровьем, очень легко. Им кажется, что это недорогая цена за доказательство своей правоты. Об это более подробно раскажет

Симонова Н.И. – социальный педагог

МОЗГОВОЙ ШТУРМ №3 - вопрос на экране, работа групп.

81-82

Б урное развитие новых информационных технологий в последнее десятилетие воздействует на развитие личности современного подростка. Появилось большое количество игровых приставок, электронных игрушек и компьютерных игр, которые оказывают различное влияние на формирование личности ребенка, его социализацию, восприятие им окружающей действительности, играют все возрастающую роль в досуговой деятельности. Они стали частью культуры человечества: и с точки зрения масштабного влияния на формирующуюся личность, и с точки зрения творчества, и с точки зрения вовлеченных в индустрию денег.

Мохов Д.В. – учитель информатики

85-88

Кто-то из великих сказал, что «Дети не готовятся жить, они уже живут». Поэтому важно не только формирование жизненных ценностей, личностных качеств, но и создание условий для расширения социальных контактов, проб – как деятельностной единицы взросления . Современная педагогика считает одним из выходов в сложившейся ситуации чрезмерной свободы, через тренинговые занятия, позволяющие проиграть, пережить, примерить к себе - научить учащихся делать свой выбор. Отсутствие пробы лишает подростка возможности превратить его способности в «работающие», а это может повлечь за собой отсутствие опыта в остановке непосредственного поведения и в практике построения собственного поведения . Поступки ребенка – это незаконченные акты поведения, не всегда имеющие основной нравственную норму; чаще всего это поиск социальных образцов и примеривание их на себя, что и обеспечивает переход универсального «идеального» в личностно-индивидуальное.

Если в социальном пространстве возможность пробы не педагогизируется (утрачивает свой педагогический смысл), то подростки находят себя в пробе асоциального характера. Например, такие вида экстрима предоставляет подросткам журнал «Каламбур»:

Стопкинг – обесточивание квартир, подъездов, домов.

Батон-прессинг – звонок в квартиру и убежать

Ботал-аскинг (чебурашник) – они выпрашивают у прохожих пустые бутылки и этим зарабатывают себе на адреналин. Фирменный прикид: рваные джинцы от «Висячи», рубашки от «Вонючи», носки от «Стоячи». Крекинг – разделение нефти на фракции в домашних условиях, что в любой момент может взорваться.

Ярмарка, ролевые игры в День Дублёра, коммунарские сборы, НПК, элективные курсы, пробный ЕГЭ, школьное соуправление – всё это педа гогически организованные пробы пространства, которые мы можем организовать для детей.

К таким социальным пробам можно отнести и поиски своего «Я» в молодёжных субкультурах, об этом

Федорова М.В.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ №4 - вопрос на экране, работа групп.

90-105

Проект решения:

  1. Методическому объединению классных руководителей разработать цикл практико-ориентированных классных часов.

Шайхразиева Д.Р, сентябрь 2008г.

  1. Методическому объединению учителей начальных классов разработать и провести тематический день, посвященный вопросам нравственности.

Рылова С.А, II полугодие 2008г.

  1. В рамках проведения Дня Семьи провести конференцию семей.

Шайхразиева Д.Р, ноябрь 2008г.

ПРИТЧА «ЧАШКА ЧАЯ»

Группа выпускников, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Конечно же, вскоре разговор зашел о работе - выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы. Профессор пошел на кухню и вернулся с чайником и подносом, уставленным самыми разными чашками - фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными и простыми, и дорогими, и изысканными.

Выберите из этих чашек ту,

Из которой с удовольствием бы выпили хорошего чая

Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал: "Если вы заметили, все дорогие чашки разобраны. Никто не выбрал чашки простые и дешевые. Желание иметь для себя только лучшее и есть источник ваших проблем. Поймите, что чашка сама по себе не делает чай лучше. Иногда она просто дороже, а иногда даже скрывает то, что мы пьем. То, что вы действительно хотели, был - чай, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки и хотели бы узнать, кто какую выбрал чашка.

А теперь подумайте: жизнь - это чай, а деньги, положение, общество, работа - это чашки. Это всего лишь инструменты для хранения Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни.

Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем о том, что у нас в нутрии, о чем говорим детям и родителям, а сами не делаем этого …

Мы забываем что хотели насладиться вкусом самого чая.
Наслаждайтесь чаем!

ПОДАРОК (на выходе из аудитории чай 3-6 видов в индивидуальном пакетике)

Спасибо за работу!

Песня «Дорогою добра»

Звучит фоном

«Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро – творить трудней».

«Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу,
От доброго добро,
От злого зло родится»...

Подписи к слайдам:

*
Формирование жизненных ценностей – основа нравственного воспитания
11 АПРЕЛЯ 2008г.
*
Есть ценности, которым нет цены –Клочок бумаги с пушкинским рисунком,Учебник первый в первой школьной сумке,И письма не вернувшихся с войны.
*
Цена – это стоимость чего-либо, выраженная в денежных единицах.Ценность – это то, что значимо для жизни человека, тот предпочтительный объект, присутствие которого оказывает влияние на содержательный ход жизни.Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.Нравственное воспитание – процесс целенаправленного и руководимого воспитателями формирования у учащихся нравственных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.Личность – индивид, обладающий совокупностьюустойчивых качеств человека, составляющих его индивидуальность Социализация личности – процесс становления личности, усвоения знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу, социальной общности.Социально-личностная зрелость - личность со сформированными установками, знаниями, умениями и этическими качествами, готовая к добровольному, умелому и ответственному выполнению всей совокупности социальных ролей, присущих взрослому.
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
Телепрограмма на 11 апреля
Первый11:20 Модный приговор12:20 Контрольная закупка13:00 Новости13:20 Убойная сила. (Роль второго плана)14:20 Детективы15:00 Другие новости15:30 Понять. Простить16:00 Новости16:20 Звездный отряд. (5-я серия)17:00 Огонь любви. (63-я серия) ТВ Центр9:55 История государства Российского10:05 Пароль знали двое11:45 Мурманский спрут12:15 Петровка, 3812:30 События12:45 Дело было в Гавриловке13:40 Молодой Волкодав. (5-я серия)14:40 Доказательства вины. (Охота на слона)15:30 События15:45 История государства Российского15:50 Опасная зона16:30 Закон Вольфа17:30 Новое "Времечко"
НТВ12:00 Мангуст-2. (11-я и 12-я серии)14:00 Сегодня14:30 Москва. Центральный округ-2. (3-я и 4-я серии)16:30 Обзор. Спасатели17:00 Сегодня17:30 Улицы разбитых фонарей. (Бабочка, Части 1-я и 2-я) Спорт10:45 Мастер спорта11:00 Вести - спорт11:10 Точка отрыва11:45 Футбол. Кубок УЕФА. (1/4 финала)13:50 Вести - спорт14:00 Футбол. Кубок УЕФА. (1/4 финала. "Зенит" (Россия) - "Байер" (Германия))16:05 Рыбалка с Радзишевским16:20 Футбол России. (Перед туром)16:55 Теннис. Кубок Дэвиса. (1/4 финала. Россия - Чехия)
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*

Главное изменение, зафиксированное за последние 10 лет - это рост влияния такого качества, как законопослушность. В 1997 г. о такой черте образа «героя нашего времени» говорили только 14%, тогда как сегодня - уже 34%! Чаще стали также говорить о патриотизме (его востребованность выросла с 15% до 24%), гражданской позиции (с 15% до 20%), вере в Бога и соблюдении Его заповедей (11% и 16%), а также высоком достатке (11% и 15%).
*
Всероссийский центр изучения общественного мнения
Изменился ли за последние годы морально-нравственный климат...

В обществе в целом
В среде Вашего окружения

2005 г.
2007 г.
2005 г.
2007 г.
Изменился в лучшую сторону
7
15
10
18
Изменился в худшую сторону
79
61
46
37
Не изменился, каким был таким и остался
12
18
42
40
Затрудняюсь ответить
2
6
2
5
*
Современной российской молодежи чаще всего респонденты приписывают такие качества, как агрессивность (50%), цинизм (40%), активность и инициативность (38%), образованность (30%). И крайне редко к нашей молодежи относят бескорыстие (1%), искренность (3%) и честность (3%).
Всероссийский центр изучения общественного мнения
*
Типичные качества людей старшего возраста - трудолюбие (62%), патриотизм (46%), душевность (21%). И очень редко к ним относят агрессивность и цинизм (по 4%).
Всероссийский центр изучения общественного мнения
*
Кумиры современной российской молодежи, по мнению опрошенных, - это, прежде всего, поп- и рок-звезды, представители «золотой» молодежи (47%), успешные бизнесмены, олигархи (38%), герои телесериалов (30%) и спортсмены (22%). И редкие респонденты относят к кумирам молодежи революционеров (1%) и современных отечественных политиков (4%), за исключением В. Путина, которого кумиром молодежи назвали 10% опрошенных.
Всероссийский центр изучения общественного мнения
*
Пирамида ценностей
Ценности образуют собой «пирамиду ценностей». У каждого народа, у каждой цивилизации, культуры имеются свои «пирамиды ценностей». В фундаменте «пирамиды ценностей» лежат базовые ценности.
*
Пирамида ценностей
IV
V
III
II
I
*
Мозговой штурм.
Реальная пирамида ценностейЦенности с т.з педагогов Ценности с т.з обывателейЦенности с т.з учащихся Ценности с т.з родителейИдеальная пирамида ценностей
1
*
Физиологические (пища, сон, жилье, одежда, секс)
Защищенность (уверенность в завтрашнем дне,обеспечение денежного дохода)
Социальные (любовь, дружба, общение, Принадлежность к родственной по духу группе)
Престижные (уважение, значимость на работе, признание)
Самореализация (самоуважение, самовыражение)
Пирамида ценностей (по А. Маслоу)
ценности учащихся 4 классов
4 класс
Ошибка в оценивании
Не знают значения слова
4-А/22
4-Б/22
4-В/9
4-А
4-Б
4-В
Лживость
1+

Дисциплинированность

2
2
1
Воля
-8
-13
-3
7
3

Терпеливость

Уступчивость
-1
12+
7+
2
3

Осторожность

Драчливость

Жадность

Справедливость

5
1
Ответственность
-1
-2

2
1
Бескорыстие
-7
-9
-1
8
7
2
Бережливость
-2

Точность

4
1
Общительность

1
1
Недобросовестность

1
1
Неряшливость

Непорядочность
1+
2+

4 класс
Ошибка в оценивании
Не знают значения слова
4-А/22
4-Б/22
4-В/9
4-А
4-Б
4-В
Аккуратность

Вежливость

1
1
Доброжелательность

1
1
Грубость

Скромность
-3
-4
2+
7
8
4
Небрежность
1+
1+

1
5
4
Отзывчивость

4
8
4
Равнодушие
12+
12+

1
3
2
Трусость

2+
1+
3
2

Заботливость

Жестокость

Гордость
11+
7+
6+
3
2
1
Вредность

Скупость
1+
2+
1+
4
11
3
Честность

Извинительность

Застенчивость
8+ -6
-8
7+
7
3
2
Искренность

2
4
2
Благородство

1
2
2
*
ОПРОСНИК ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ
Цель: определить ценностное поле респондента, предпочитаемую область ценностных ориента-ции. 6-А/15, 6-Б/14, 6-В-25, 6-Г/6, 10-А/23, 10-Б/21= 104
*
6-А/15, 6-Б/14, 6-В-25, 6-Г/6, 10-А - 23, 10-Б - 21= 104
Совершенно не согласен
Не согласен
L
Трудно сказать
K
Согласен
Полностью согласен
J
Ты хорошо учился(училась)
0
11
11%
27
26%
48
27
72%
Ты приобрел(а) профессию
7
10
14%
19
18%
37
42
76%
Ты был важной персоной
8
24
31%
45
43%
21
14
34%
Ты имел(а) семью
10
5
14%
9
9%
33
55
85%
У тебя был любимый человек
2
2
4%
11
11%
44
55
95%
У тебя были хорошие отношения с родителями
1
3
4%
11
11%
39
59
94%
Ты был(а) привлекательным(ой) для окружающих
3
7
10%
39
38%
43
21
62%
Ты был(а) независимым(ой) в жизни
2
14
15,40%
38
37%
36
25
59%
Ты создал (а) в жизни что-то новое
6
11
16%
45
43%
31
20
49%
У тебя была цель и смысл жизни
1
3
4%
11
11%
32
64
92%
Все люди были счастливы
0
7
7%
26
25%
35
47
78%
Ты мог(ла) управлять своим повелением и деятельностью целенаправленно и осмысленно
2
3
5%
23
22%
45
41
83%
Ты выполнял (а) свой долг
3
4
7%
22
21%
51
32
80%
Тебя любили
3
3
6%
11
11%
38
49
84%
Ты развил (а) свои способности
1
4
5%
24
23%
48
35
80%
Ты был (а) обеспеченным человеком
2
6
8%
16
15%
46
40
83%
Ты весело прово­дил (а) время
5
10
14%
18
17%
45
35
77%
Ты постоянно совершенствовал (а) волю и характер
3
9
12%
31
29%
50
19
66%
Ты имел (а) интересную работу
4
6
10%
14
13%
34
47
78%
Ты руководил (а) другими людьми
14
26
29%
38
37%
21
15
35%
Ты имел (а) детей
9
7
12%
12
12%
25
49
71%
У тебя были друзья
3
3
6%
5
5%
25
68
89%
У тебя были хорошие отношения с учителями
3
9
12%
19
18%
46
55
97%
Ты был(а) модно одет(а)
12
15
26%
22
21%
35
27
60%
Ты был (а) самостоятельным в утверждении собственной позиции в проблемных ситуаций
2
6
8%
19
18%
44
44
85%
Ты укрепил себя духовно и был творческим человеком
1
7
8%
27
26%
42
33
72%
Твоя жизнь была осмысленной
2
1
3%
18
17%
54
37
87,50%
Ты помогал (а) другим людям
2
2
4%
17
16%
55
33
85%
Ты максимально осуществил(а). т.е. реализовал себя в жизни
2
1
3%
25
24%
38
45
80%
Ты делал (а) добро
2
2
4%
14
14%
54
40
90%
Ты имел (а) все, что тебе захочется
3
11
13,50%
41
39%
30
26
54%
Ты отдыхал (а) в свое удовольствие
7
7
13,50%
28
27%
30
35
62,50%
*
Методика "Пословицы" (разработка к. псих. н. С.М.Петровой)Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни. к людям, к самим себе.
А
Б
В
Г
108 учащихся 7-8 кл.
89
9
68
13
духовное от ношение к жизни
58
35
80
15
Не значимость материального благополучия в жизни
65
22
31
72
счастливая, хорошая жизнь- 43 трудная, сложная жизнь- 47
73
28
58
33
оптимистическое отношение к жизни
35
58
40
45
осторожное отношение к жизни
70
33
24
53
самоопределение в жизни - 47 отсутствие самоопределения в жизни - 43
81
17
36
44
стремление к достижениям в жизни - 58 отсутствие стремления к достижениям в жизни - 30
77
28
32
43
хорошее отношение к людям - 55 плохое отношение к людям - 35
30
73
36
46
индивидуалистическое отношение к людям
84
17
68
19
эгоцентрическое отношение к людям
62
34
29
57
альтруистическое отношение к людям паритетное отношение к людям
83
20
71
14
значимость дружбы (- 17)
75
23
62
25
значимость ученья (-24)
83
25
53
25
значимость труда (- 25)
53
44
69
22
значимость соблюдения законов (- 33)
*
1. Репрезентивное тестирование на тему: «Что я думаю о своих родителях?»
Ваши родители, – какие они?- Благородные - 63- Авторитарные - 12- Нежные - 22- Несправедливые - 11 надоедливые. 17Вы склонны воспринимать своих родителей как:- Вышестоящих - 39- заслуживающих доверия - 52- взрослых детей - 13- Приятелей - 6старшего брата или сестру - Как они реагируют на Вас? Ваше мнение:- они хорошо знают, что делают -34- они часто распускают руки - 2- они волнуются за меня - 51- они никогда не были молодыми - 8- они быстро теряют самообладание - 3им наплевать – 2В какой области вы чувствуете себя наиболее непохожими на них?- у них другие взгляды на жизнь - 51- в их отношении к работе - 15 иначе воспитаны. - 34Вам кажется, что они находят вас:- Ленивым - 56- Честолюбивым - 20- Смелым - 11- Благородным - 14- пресыщенным. - 4
Вы чувствуете, что они:- понимают Вас - 48 не слишком углубляются в Ваши проблемы. – 38У Вас есть чувство, что они Вам доверяют - Да - 69- Нет - 19Когда у Вас конфликт, какая реакция Ваших родителей наиболее выводит Вас из себя:- Проповедь - 24- Ругань - 41- лавина полезных советов - 31- Молчание - 5 Наказание - 19Вы находите, что говорить с ними:- Легко - 59- Трудно - 24- Невозможно 3Сейчас Вам кажется, что:- они действительно помогают Вам стать самим собой - 59- им очень хочется, чтобы Вы походили на них. - 25Каковы главные причины Ваших разногласий с родителями в обычной жизни?- школьные дела - 41- помощь по дому - 34- Уборка 26- Другое - 37
93 анкеты (6,8-9 кл.)
*
Довольны ли Вы своими родителями? Вам кажется, что в целом Ваши родители занимаются Вами: - сколько надо - 45- слишком много - 14- скорее недостаточно - 8затрудняюсь ответить - 25Воспитание Ваших (будущих) детей.Когда у Вас будут дети, предполагаете ли Вы воспитывать их так же, как воспитывали Вас, или Ваши методы будут отличаться?- скорее, как меня - 18- совсем по-другому - 43затрудняюсь ответить - 26Идеальное количество детей.Сколько детей Вы хотели бы иметь?- Одного - 26- Двоих - 43- Троих - 7- Четверых - 1- пятерых и больше - 0- ни одного - 4- затрудняюсь ответить - 16
Семья завтра будет…Вы полагаете, что значение семьи возрастет, останется таким же, как сейчас или ослабеет?- значение семьи возрастет - 34- семья останется такой же - 31- будет тенденция к ослаблению - 2затрудняюсь ответить - 21Зачем семья существует сейчас?Какой из следующих пунктов кажется Вам наиболее важным для сохранения семьи:
Очень важно
Не очень важно
Затрудняюсь ответить
Воспитание детей
73
2
2
Лучшая защищенность от ударов судьбы
48
12
18
Индивидуальное развитие каждого из супругов
38
16
38
2. Репрезентивное тестирование на тему: «Что я думаю о своих родителях?»
*
ОтветственностьСамостоятельность ТолерантностьПозитивное отношение к жизниОбычно я добросовестно отношусь к выполнению своих общественных обязанностей. Я умею принимать чужие успехи и достоинства как свои собственные.«Кто не со мной, тот против меня!» - это мой девиз. С какой из пословиц вы больше всего согласны: а) «Мир не без добрых людей» б) «На наш век дураков хватит»?
*
Уровень социальной зрелости учащихся 11 кл. (Методика А.А. Реана)
54
11-А - 21
11-Б - 14
11-В - 19
По школе
Низкий уровень
7 чел.
3 чел.
3 чел.
24% - 13
Средний уровень
14 чел
11 чел.
16 чел
76% - 41
Низкие показатели
Толерантность
ТолерантностьПозитивное отношение к жизни
Толерантностьответственность
Толерантность
*
Проблемы нравственного воспитания младшего школьника
*
Цели педагога:
Оградить ребенка от мира жестокости и грубости;Познакомить с принципами морали и этики;Формировать нравственные представле-ния и понятия.
*
«В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья». Свадковский И.Ф.
*
Нравственное воспитание -
Процесс, направленный на формиро-вание и развитие целостной личности ребенка, и предполагающий становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
*
Задача
Социально необходимые требования общества
внутренние стимулы личности каждого ребенка (долг, честь, совесть, достоинство)
*
Пути решения проблем
Специальное обучениеЭтические беседыКонкурсыТематические досуги
*
Структура воспитательного процесса
Воспитывающая средаВоспитывающая деятельностьОсмысление воспитанником своей жизни по отношению к окружающей действи-тельности
*
Процесс воспитания
Индивидуальность каждого ребенка Обеспечение его оптимального развития
*
Критерии нравственного воспитания
Реальные поступки детейИх побудительные мотивы
*
Работа педагога посвящена:
СамопознаниюСамоусовершенствованиюУмению остаться один на один с собственной душой
*
Мы призываем своих воспитанников
Быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответ-ствуют правилам морали, и никогда не противоречат истинным этическим нормам.
*
«Нравственность не есть необходи-мое последствие учености и умствен-ного развития. Этическое воспитание важнее, чем развитие ума вообще, наполнение головы знаниями». К.Д.Ушинский
*
4 класс, 2005г.
*
4 класс, 2005г.
*
2 класс, 2005г.
*
2 класс, 2005г.
*
2 класс, 2005г.
*
*
3 класс, 2007г.
*
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра». Л.Н.Толстой
*
*
Мозговой штурм.
Причины отсутствия преемственности
2
*
Всё можно сокрушить,Предать забвенью,Заасфальтировать в бетон,Взорвать собор, как лишнее строение,На месте кладбища построить стадион,Всё можно растерять, что собрано веками,Заставить замолчать, расправами грозя, И только человеческую память,Не заблокировать, и истребить нельзя.
*
Формирование жизненных ценностей – основа нравственного воспитания
*
Самоубийства детей и подростков
*
Показатели смертности от самоубийств на 100 тыс. населения
Россия
Приволжский Федеральный округ
Пермская область
Коми-Пермяцкий автономный округ
Удмуртия
2000г.
38,6
47,1
74,0
56.7
113,3
2003г.
36,1
45,5
77,0
56,5
124,4
*
Причины самоубийств у подростков:
Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых Резкое повышение общего ритма жизни Социально-экономическая дестабилизация Алкоголизм и наркомания среди родителей Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие Алкоголизм и наркомания среди подростков Неуверенность в завтрашнем дне Отсутствие морально-этических ценностей Потеря смысла жизни Низкая самооценка, трудности в самоопределении Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни Безответная влюбленность
*
Мозговой штурм.
Что делать?
3
*
Формирование жизненных ценностей – основа нравственного воспитания
*
Роль компьютерных игр в воспитании подростков
*
Роль компьютерных игр в воспитании подростков
Основная часть времени, проводимая за компьютером, проходит не в школьном компьютерном классе, а в компьютерных салонах и дома. От того, чем занимается подросток в свободное время, зависит формирование его личностных качеств, потребностей, мировоз-зренческих установок, а в результате предопределяется положение в обществе.
*
Роль компьютерных игр в воспитании подростков
Прежде всего, игра дает все те эмоции, которые не всегда предоставляет ребенку жизнь. Широчайший спектр эмоций (от положительных до отрицательных) можно испытать, не сдвигаясь с места! Это восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение. Игра дает выход избыточной жизненной силы, отдых и разрядку, стремление к главенству, компенсацию вредных побуждений, восполнение монотонной деятельности, подчинение врожденному инстинкту подражания, упражнение в самообладании, удовлетворение невыполнимых в реальной обстановке желаний, осуществляет тренировку перед серьезным делом.
*
Роль компьютерных игр в воспитании подростков
Игра становится средством компенсации жизненных проблем. Личность начинает реализовываться в игровом мире, а не в реальном.Некоторые компьютерные игры явно носят криминальный характер, формируя у подростка искаженное представление о действительности: если ты сильный, ловкий и хитрый, то можешь спокойно нарушать закон и уходить от ответственности, убивать людей
*
Если в социальном пространстве возможность пробы не педагогизируется (утрачивает свой педагогический смысл), то подростки находят себя в пробе асоциального характера.
*
СУБКУЛЬТУРЫ
ИЛИ«Герои нашего времени?»
*
Субкультура - От лат.Sub - под + Cultura - воспитание свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. С точки зрения культурологии же субкультура - это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества.
*
МузыкальныеАльтернативщики Вижуал кидс Гранджеры Джанглисты Кельтская субкультура Кибер-готы Металлисты Моды Панки Эмо-киды
Растаманы Риветхеды Рокеры Рэйверы Рэперы Скинхеды Cтрейт-эджеры Фолкеры Ска-панки
*
Наиболее известные субкультуры
Охватывающие всё искусство в целомИнди Готы (субкультура) СпортивныеРайдеры ФутбольныеУльтрас Футбольные хулиганы
ТехническиеГеймеры Демосцена Марио бой Хакеры
*
Наиболее известные субкультуры
ПолитическиеАнархисты Антифа Битники Веганы Вегетарианцы Евразийцы Киберпанки
Нонконформисты Зелёные Нацболы Неонацисты НС-скинхеды НС-панки Нью-Эйдж Хиппи Яппи
*
Наиболее известные субкультуры
СексуальныеГомосексуалы Лесбиянки БДСМ
ДругиеFar History Блоггеры Нудисты Отаку Падонки Реконструкторы Религиозные субкультуры Ролевое движение Уфологи Толкиенисты Териантропы Фурри Художники граффити
*
ГОПНИКИ
В 1920-е годы в Петрограде в гостинице «Октябрьская» расположилось Городское общежитие пролетариата (ГОП), куда со всех вокзалов свозили беспризорников, промышляющих в городе уличными кражами и мелким грабежом. Их прозвали «гопниками» - по аббревиатуре приюта. По другой версии, до революции 1917 гопниками сначала называли не уличных хулиганов, а нищих и бродяг. В настоящее время гопниками называют малообразованных молодых людей из рабочих семей, зачастую склонных к совершению преступлений.
*
Металлисты, рокерыМеталлисты, это одна из самых больших «неформальных» субкультур. «Тяжесть» сегодня - равноправное, модное, продвинутое течение, никакой не андеграунд, никакой не бунт, как бывало раньше.Металл.Сам термин, которым часто обозначают всю «тяжесть», - металл - пришел из сфер, от музыки довольно далеких. Еще во время Второй Мировой на американском солдатском жаргоне heavy metal обозначало артиллерийскую канонаду).Некоторые металлисты исповедуют культ сатаны, называют себя сатанистами, но это скорее редкость. Современное поколение металлистов любит свободную жизнь в свое удовольствие. Они считают, что ничем не обязаны другим людям, ходят на концерты, на которых могут распивать спиртные напитки, а после устраивать потасовки.
*
Панки внешне неприглядны. Вызывающие прически (петушиный гребень, чуб), одежда (на голом теле кожаный пиджак, холщовая ткань на тонкой рубашке с жабо), серьги на лице и в ушах. Культ нечистоплотности во всем. Грубый жаргон, близкий к жаргону "зоны". Поведение непристойное. Многие из них употребляют наркотики, спиртные напитки, токсические вещества. Там, где появляются панки, - драки, грабежи, насилие с целью надругательства над личностью.Из англо-русского словаря: punk - неопытный юнец, простофиля, никчемный человек, плохой.Откуда они взялись.Панки появились в Великобритании, точнее в Уэльсе, в первой половине 30-х годов. Так называли себя люди, проживавшие и бедных районах городов, как правило, дети угольщиков. Они занимались тем, что пили "индейский самогон" - хуч, курили опиум, нюхали токсические вещества. Средством к существованию был элементарный бандитизм, развлечения - драки, битье стекол. В основе идеологии - анархия и полное отрицание государства и социума.
*
РЭП - англ. rap - легкий удар, стук. Манера исполнения ("чтение"), внешний вид исполнителей, их действия идут в рэпе от уличной жизни подростков в негритянских кварталах Америки. На российской почве этот стиль носит подражательный характер, получившее название хип-хоп культура. Ее приоритеты, кроме рэпа: брейк-данс как форма танца и пластики тела, граффити как вид особого настенного рисунка, экстремальные виды спорта, стритбол (уличный баскетбол) и т. д. Но фанаты рэпа относятся к "крутым парням в широких штанах", изображающих из себя рэперов, с презрением.
Внешний вид.Носят широкую, на несколько размеров больше одежду. Спортивны. Любимый вид спорта - баскетбол. Из украшений носят значки и серьги. Волосы коротко стрижены. Многие рэперы не пьют спиртных напитков, даже пива, но предпочитают сильные наркотики. Рэперы - не только те, кто слушает музыку в стиле "рэп", но и люди, пишущие рэп, проникнутые его идеей. В основной массе рэперы не агрессивны, кроме тех, кто причисляет себя к течению "Гангста".
*
СТИЛЬ ЭМОЭмо-эмоциональный.Молодежь в стиле эмо предпочитает особый стиль, который выделяет их среди других субкультур. Они носят черный цвет в сочетании с розовым, или другим ярким цветом. Классическая одежда эмо, это одежда в черно-розовой гамме, где узоры так же двухцветные. Различные повязки на руках и запястьях, пояса с железными бляшками, перчатки без пальцев, рюкзак с различными значками эмо. Среди эмо вы можете увидеть парня в узких джинсах, но так же можете встретить молодежь эмо которые предпочитают носить много железных заклепок на джинсах. Браслеты на руках с черепами, ногти черного или серебристого цвета.Макияж распространен как у девушек так и парней, эмо-макияж это подводка глаз черным карандашом.Прически не делятся на женские и мужские, вы часто можете увидеть одинаковые стильные прически как у парней так и у девушек. Челка прикрывает один глаз, черный или темно-каштановый цвет волос. Укладка или отсутствие её, все это дает свободу в выборе индивидуальности, при этом дает четко понять что вы видите перед собой настоящего Эмо.
*
Внешне с сатанистами часто путают готов, но готы гораздо миролюбивее, если можно так выразиться.Откуда они взялись.В основе готического движения лежит готическая музыка, выросшая из пост-панка. Поэтому готов принято все-таки считать музыкальным направлением. Внешний вид готов - черные наряды, летучие мыши, вампирские зубы и прочая символика - все, что имеет хоть какое-то отношение к эстетике смерти. Впоследствии к колориту стали добавлять мистические символы, причем без каких-либо попыток связать их между собой и осмыслить. Эта неопределенность и есть слабое место готического движения: как субкультуру, не имеющую четкой идеологии, ее постоянно тянет в разные стороны, причем эти отклонения не всегда украшают репутацию готов. Готы воспринимают свое движение как протест против массового сознания, безвкусицы и пестроты. Однако смысл жизни готов – это сама готика – как угол восприятия жизни, а вовсе не культ смерти.. Смерть - это напоминание, повод стремиться к жизни.
*
Существует сообщество, некая общая культура, состоящая из опытных программистов и сетевых чародеев. Члены этой культуры и дали рождение термину "хакер". Хакеры создали Интернет. Также есть и другая группа людей, громко именующих себя хакерами, но не являющихся таковыми. Это те люди (преимущественно молодые люди мужского пола), которым достаётся за взлом компьютерных и телефонных систем. Настоящие хакеры называют таких людей "кракерами" и не хотят иметь с ними ничего общего. Главное различие в следующем: хакеры создают вещи, а кракеры их ломают. Первые культурные ценности хакеров - это первые списки терминов, первые анекдоты, первые дискуссии, в которых создавались основы этики хакеров.
*
Толкинисты или толкиенисты (от Толкин или Толкиен) - изначально это читающие произведения профессора Дж. Р. Р. Толкина и изучающие работы данного автора. Они называют себя представителями различных рас, описанных у Толкина (людьми, гномами, энтами, орками, гоблинами, хоббитами, эльфами и прочими), и дополняют это визуальной эстетикой путём нанесения соответствующего макияжа, изготовлением характерной одежды и макетов оружия.У российских толкинистов богатый разнообразный фольклор, который регулярно пополняется стараниями членов субкультуры. Сюда входят и тематические песни, и анекдоты, и фанфики.
*
Слово граффити - итальянское, и изначально значит “нацарапанный”. Так что под это определение можно подвести все, что угодно, включая наскальные рисунки, но этим термином принято обозначать художества на стенах домов и в метро с помощью баллончиков с краской (изредка – маркеров) чаще всего выдержанное в одном стиле. Уличных художников называют райтеры, графферы или граффиттеры.Откуда они взялись.Граффити - это все-таки искусство. Все началось с простых тэгов (tag – дословно «отметка») в Нью-Йоркском метро, и оставляли эти тэги просто с целью обозначить свое присутствие. Появилась мода, дело набрало обороты, и команды «бомбил» стали по ночам раскрашивать вагоны подземки не только изнутри, но и снаружи. Позже красочные рисунки стали появляться на заброшенных зданиях и опорах мостов... Так культура вышла из-под земли на улицы. Дело легко доходило до войн, если одни команды «забивали» своими рисунками работы уже созданные другими. Можно сказать, что образовалась субкультура. Как у любого искусства у графферов есть свои стили «письма».
*
Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Специфика этой субкультуры в том, что она требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Сама игра на футбольном поле вдохновляет болельщиков, но более значимы для них моменты общей эмоциональной разрядки, возможности "оторваться", проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить). Порой их действия, носят прямо криминальный характер. Основное средство отличия фанатов - шарф ("розетка", "роза"). Обычный шарф выдержан в цветах футбольной команды и может иметь различные надписи. В рамках фановского движения сочетаются разные установки и стили жизни. Группа спартаковских болельщиков "Гладиаторы" руководствуются философией "чистого образа жизни". Физически хорошо развитые, ее участники избегают драк, но защищают "маленьких" - самую юную часть фанатов, новичков.
Футбольные болельщики
*
Мозговой штурм.
Решение педагогического совета
4
*
Проект решения:
Методическому объединению классных руководителей разработать цикл практико-ориентированных классных часов.Шайхразиева Д.Р, сентябрь 2008г.Методическому объединению учителей начальных классов разработать и провести тематический день, посвященный вопросам нравственности.Рылова С.А, II полугодие 2008г.В рамках проведения Дня Семьи провести конференцию семей.Шайхразиева Д.Р, ноябрь 2008г.
*
1
2
3
4
5
6
*
Жизнь – это чай, а деньги, положение, общество, работа - это чашки. Это всего лишь инструменты для хранения Жизни.
*