Как называется головной убор капитана корабля. Из истории армейского и флотского головного убора

Бескозырка (фуражка-бескозырка) - форменный головной убор у фуражиров в русской армии, которая с небольшим видоизменением была введена в качестве форменного головного убора для моряков русского флота. Эта фуражка отличалась от современной бескозырки отсутствием ленты, тёмно-зелёным цветом и крупными пробивными номерами флотских экипажей на околышах.

История возникновения

Тарас Шевченко как солдат отдельного линейного батальона Русской армии в бескозырке, 1847 год.

В ноябре 1811 г. при императоре Александре I во всех частях флота в виде повседневного головного убора была введена бескозырка.

Бескозырка образца начала 20 века.

В начале XIX в. околыши матросских фуражек украшались буквами и цифрами, которые подкладывались желтым сукном.

Начиная с середины XIX в. в бескозырку добавлена деталь – белые канты, украшающие головной убор моряка и по сей день.

В 1857 г. клеенчатые шляпы матросов стали украшать первые ленты. В 1872 г. эти ленты появились на фуражках.

В 70-х гг. XIX в. вводится чёрная бескозырка. 19 августа 1874 г. для рядового состава экипажа были утверждены ленты, которые нормировались точным размером, формой букв. В 1923 г. на краснофлотских лентах утвердился шрифт наносимых букв.

В 1943 г. лента гвардейских кораблей появляется на бескозырках советских моряков. Она имеет особое значение, поскольку чередуются полосками оранжевого и черного цвета. Оранжевый цвет это цвет пламени, черный – цвет порохового дыма.

Стоит отметить тот факт, что лента на бескозырке имела практическое применение. В сильную ветреную погоду моряки удерживали бескозырку, обвязывая концы ленты вокруг шеи или зажимая ее зубами. Длина ленты составляла 160 см, больше чем у современных бескозырок.

Основные детали бескозырки

Черная бескозырка матросов и старшин ВМФ РФ.

Околыш - часть головного убора, плотный ободок, облегающий голову.

Тулья - основная, верхняя часть шляпы, шапки или фуражки (без полей,околыша, козырька и т.п.).

Выпушка - обшивка головного убора.

Лента на матросской бескозырке.

Белый - летний или парадный - чехол.

Кокарда - (от французского cocardes, «петушиные перья») - особый металлический или матерчатый знак на головном уборе в некоторых армиях, видах вооруженных сил и родах войск.

Современная бескозырка

Приказом от 1921 г. была утверждена бескозырка для матросов и старшин всех статей Советского флота и с тех пор практически не изменялась.

Изначально на ленте бескозырки выштамповывалось название корабля или флотского экипажа. В 1949 г., когда возник вопрос сохранения секретности названия кораблей, надписи заменили на название флотов.

Исключения составляли бескозырки экипажа легендарного крейсера «Аврора» . В конечном итоге оставили надпись «Военно-морской флот» . В настоящее время традиция указания на ленте названия корабля возвращается. На современном российском флоте бескозырка закрепилась за матросами и старшинами как головной убор парадной и парадно-выходной формы одежды.

Бескозырка зарубежных стран

Бескозырку у военнослужащих военно-морских сил США заменяет панамка белого цвета, без опознавательных знаков и традиционной российскому флоту ленточки. Американская «бескозырка» не подверглась каким-либо изменениям со времен второй мировой войны.

Это головной убор повседневной формы одежды, заменивший непопулярное кепи «Дональд Дак», названное так в ввиду сходства с головным убором диснеевского персонажа мультфильма.

В Великобритании нижние чины Королевского ВМФ экипировались бескозырками, на которых вышивалась надпись названия корабля, но так было до второй мировой войны.

После вступления Англии в войну, название корабля на ленточке околыша бескозырки сменилось надписью из трех букв «HMS», что расшифровывалось как «Корабль Его Величества» без названия корабля. Это объяснялось простой предосторожностью во время войны.

Аналогично поступили ВМС Германии , убрав надписи названия корабля с ленточек. Рядовые военно-морского флота носили синиие бескозырки, которые постепенно вышли из употребления и остались частью парадной формы, которая отличалась наличием белого чехла, поверх которого крепилась черно-бело-красная кокарда, выше пришивалась государственная эмблема – орел.

Ссылки

  • https://pilotka.org/content/blogcategory/19/45/ ".
  • https://paraparabellum.ru/uniforma/ ".

Море любят все. У некоторых оно ассоциируется с храбрыми капитанами. У некоторых - с невероятными путешествиями и дальними странами. Для кого-то главной ассоциацией является фуражка морская.

Такое приобретение позволяет человеку представить себя прямо на пляже под жарким солнцем на тёплом песке при плеске прибрежных ласкающих волн. Вобщем, найти такого человека, которого не привлекла бы фуражка морская, крайне сложно. Это замечательное напоминание о беспокойных волнах и солёном ветре. Люди, которые хотя бы раз видели море, всегда стараются окружить себя вещами такой тематики. Данный головной убор - одна из них.

Фуражка морская: немного истории

Итак, подробнее. Фуражка морская - идеальный вариант для тех мужчин, которые с самого раннего детства мечтали стать капитанами больших кораблей. Если вдруг такой головной убор примерить удавалось, счастью буквально не было предела.

А изменялась фуражка морская, начиная со времён Петра Первого, не единожды. В дореволюционном флоте этот аксессуар появился ещё в 1812 году. Головной убор был тёмно-зелёным, оснащённым чёрным лакированным козырьком и тремя белыми кантиками. Спустя семьдесят лет фуражка изменила свой цвет на чёрный. После Февральской революции атрибут преобразился в мягкую кепку французского образца с прямым козырьком и золотым шнуром. В русской царской армии фуражка появилась благодаря Павлу Первому.

Основные детали

Морская форма, конечно же, предполагает обязательное наличие данного головного убора. Он, в первую очередь, является серьёзным атрибутом власти над стихией, контролем судна, авторитетом среди подчинённых капитана.

Выдерживает самые разнообразные погодные условия. И фуражка, само собой, также становится верным попутчиком хозяина корабля.

К основным её элементам относятся кокарда, околыш, тулья, кант, рант и козырёк. Также атрибут должен иметь специальную вставку, изготовленную из стального обруча. Во время ношения она позволяет поддерживать и сохранять форму головного убора.

Большая популярность

Фуражка морская (белая) - излюбленный атрибут членов разнообразных яхт-клубов и хозяев маленьких судов. В портовых городах такая «капитанка» давно уже превратилась в традиционный туристический сувенир. Многие производители наносят на эти головные уборы и свои собственные знаки отличия. Изготавливаются фуражки, как правило, из хлопка и оснащаются нашивками с вышивками, сделанными на автоматических машинах. Кокарда украшается золотым шнуром и пуговицами с якорями. Само собой, стирать такие вещи необходимо только вручную.

Аксессуар популярен также и среди организаторов и участников морских вечеринок. Иногда их декорируют дополнительной металлической фурнитурой.

Напоследок

Будь то морская бескозырка или же другие вариации головных уборов для тех людей, кто каким-либо образом связан с флотом, данные вещи не перестают пользоваться огромным спросом. Рассмотрим основные модели.

  • Военно-морские летние фуражки - один из самых известных вариантов. Носят их также и на торговом флоте. Только в этом случае к ним добавляются «крабы» (кокарды) и не устанавливаются «дубки» на козырьке (за исключением капитанов). Изготавливаются они из лёгких материалов. Хотя бывают и исключения (всё зависит от желаний заказчиков). Первые, конечно же, в жаркое время года использовать намного удобнее. Они позволяют голове «дышать».
  • Фуражки гражданского флота обычно имеют козырьки, вышитые бронзовой канителью. Существуют зимние и летние модели, прекрасно защищающие голову от холода и жары. Идеально смотрятся с длинными пальто и о многом говорят!
  • Адмиральские фуражки выполняются из сукна с использованием верха с пружиной («аэродромом»). Козырёк вышивается канителью с позолотой. Этим адмиральская фуражка от обычной, в принципе, и отличается. Высота тульи оговаривается с будущим владельцем перед изготовлением. Общепринятый размер составляет шестьдесят пять миллиметров. Высший комсостав носит фуражки с большей тульей.
  • Курсантские военно-морские фуражки - классический фасон. От офицерских отличаются они более бюджетным вариантом, низкой тульей и кокардой под названием «орех». Очень часто такие головные уборы заказываются работниками гражданского флота. Естественно, с соответствующими козырьками и без белых кантов. Данная ностальгическая вещь напоминает о старых добрых традициях и царского, и советского флота. Великолепно смотрится с плащом и прочей форменной верхней одеждой. В торжественных случаях - аксессуар незаменимый для моряка.

История бескозырки July 29th, 2012

Длительный путь изменений прошел во флоте головной убор, пока, наконец, не появилась бескозырка.

Первым головным убором русского матроса была мягкая валяная шляпа с полями, которая была введена на флоте в начале восемнадцатого века. Шляпа была проста и удобна и почти не отличалась от тех, которые крестьяне носили в деревнях. Шляпы продержались на флоте свыше 150 лет, претерпев за это время ряд изменений. В середине девятнадцатого века шляпы были отменены.



Гренадерская шапка морских батальонов. 1764-1796 гг

В самом конце девятнадцатого века Павел I ввел на флоте гренадерские шляпы. Они достигали 30 сантиметров в высоту и были очень неудобны. В начале девятнадцатого века введен еще один, не менее неудобный головной убор - кивер, который представлял собой как бы небольшое ведро, расширяющееся ко дну. Можно себе представить, как гренадерки и кивера мешали в бою, стесняя движения матросов.


Кивер морского гвардейского экипажа. 50-е гг. 19-го века

Передовые представители армии и флота, и в первую очередь Суворов и Ушаков, прекрасно понимали вред этих плодов преклонения перед иностранщиной. Они всю жизнь боролись против прусачества.

В начале девятнадцатого века появилась фуражка. В войсковых соединениях были специальные люди - фуражиры, в обязанность которых входила заготовка продовольствия, фуража для кавалерийских частей. Фуражные шапки, которые они носили, представляли собой остроконечный суконный колпак, перегнутый пополам, и напоминали современные пилотки.

Со временем фуражная шапка изменила покрой и приняла все элементы современной фуражки-бескозырки, то есть околыш и тулью. В ноябре 1811 года она введена как повседневный, будничный головной убор во всех частях армии и флота. Обычай у моряков всех стран носить на матросских фуражках ленту ведет свое начало от рыбаков Средиземного мор, которые в старину, отправляясь в плавание на своих утлых парусных суденышках, обычно получали от матерей, жен или близких ленты с вышитыми словами молитв, заклинаний, сердечных напоминаний. Моряк подвязывал свои длинные волосы подаренной лентой в суеверном убеждении, что незримые силы будут охранять его в море. Иногда на ленте рисовали краской надпись, определявшую характер ее владельца: «не тронь меня», «храбрейший», «морской бродяга» и прочие. Существует даже легенда, что однажды такая лента спасла одного молодого человека, благословленного своей возлюбленной на дальний морской поход, тогда как другие моряки этого судна погибли.

В военных флотах на матросских шляпах лент не было вплоть до 1806 года. Есть легенда, что когда при осаде англичанами голландской крепости Кюрасао матросы капитана Брисбена повязали на шляпы ленты с надписью золотом: «неустрашимые» и бросились в атаку. Справедливости ради надо сказать, что «неустрашимые» англичане весьма быстро отступили в страхе перед орудиями голландцев, однако пример был подан, и вскоре у моряков всех кораблей были повязаны ленты с более или менее вызывающими названиями. Этот обычай носить ленты впоследствии широко распространился на всех флотах мира.

Лента на фуражке оправдывала себя, и практически. С ее помощью можно было сохранить фуражку при сильном ветре, завязывая концы ленты под подбородком. Найденная на воде фуражка, говорила о гибели моряка с корабля, имя которого было на ленте.

Первые ленты в русском флоте появились на клеенчатых шляпах матросов в 1857 году. До той поры на околышах матросских фуражек ставились лишь прорезные буквы и цифры, которые закрашивались или подкладывались желтым сукном. В ноябре 1872 года приказом генерал-адмирала определяется тип головного убора для матросов со специальной ленточкой с номером экипажа. В этом же приказе определены длина и ширина ленточек, форма букв и якорей.
19 августа 1874 года определена новая форма бескозырки черного цвета с белыми шерстяными выпушками по тулье и краям. На ленточке приказано было писать название корабля, соединения или номер флотского экипажа, специально определенным шрифтом. Длина ленточки определена в 140 сантиметров.

С 8 (20 июля) 1878 года матросы Гвардейского экипажа, 12-ого экипажа Балтийского флота (здесь комплектовался первый гвардейский корабль России «Азов»), всех экипажей Черноморского флота с 29 по 45 номера («за оборону Севастополя с сентября 1854 года по 27 августа 1855 года»), а также кораблей, которые формировались матросами всех этих экипажей получили право ношения георгиевских черно-оранжевых ленточек. Цвета георгиевских ленточек были определены указанием императрицы еще от 1769 года, как цвета гвардии «оранжевый цвет пламени, а черный цвет порохового дыма».
Матросы всегда гордились кораблями на которых служили и надписи на ленточках, как бы символизировали причастность к военно-морскому братству и к самой элитной касте флота плавсоставу.

После Октябрьской революции в 1921 году произошло некоторое изменение флотской формы одежды. Претерпела изменения флотская бескозырка. Стала меньше тулья, исчезла белые выпушки (которые связывали с монархическими атрибутами), укоротилась длина ленточек и было отменено ношение георгиевских ленточек. На ленточках стали исчезать названия кораблей и появились названия флотов. В 1923 году был введен единый кубический шрифт надписей на ленточках, который существует до сегодняшнего дня. Однако на линейных кораблях, крейсерах и эскадренных миноносцах матросы с гордостью продолжали носить названия своих кораблей.

Во время Великой Отечественной войны получили новую жизнь георгиевские ленты, ставшие называться гвардейскими. Гвардейские флаги и ленточки получили за мужество и героизм в борьбе с фашистскими захватчиками 16 подводных лодок, 18 надводных кораблей, 11 дивизионов и бригад кораблей и подводных лодок, 7 бригад, полков, артиллерийских дивизионов и дивизионов ПВО, 22 авиационных полка, 2 авиационные дивизии, 8 бригад морской пехоты.

После Великой Отечественной войны названия кораблей исчезли полностью с военно-морских ленточек и их заменили безликие «СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ», «ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ» и т.д., а то и просто «ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ». Сохранили лишь свою специфику ленточки курсантов военно-морских училищ. «ВВМУ ИМ. ФРУНЗЕ», «ВВМУС ИМ. ПОПОВА». «ВМИУ ИМ. ДЗЕРЖИНСКОГО» и т.д.

К этому времени наверно и следует относить первое появление большого количества флотских значков определявших названия военных кораблей. Стремясь, каким-либо образом выделиться из безликой массы всех моряков на форменках матросов и тужурках офицеров, мичманов и матросов появились значки с изображением военно-морского флага и гордыми надписями «ГРОЗНЫЙ», «СВИРЕПЫЙ», «АЗОВ» и т.д. Начальство боролось с этими, как тогда назывались неуставными значками. Коменданты различных гарнизонов срывали их с груди арестованных матросов, а политработники вели негласную борьбу под видом сохранение военной тайны принадлежности к кораблю. И, тем не менее, традиция появилась и жила.

Появились так называемые «дэмэбовские» ленточки с надписями корабля славянской вязью и золотыми полосками на концах по количеству отслуженных лет или пройденных боевых служб. Ленточки заказывались нелегально, как правило, в похоронных бюро. Командованием ставились задачи офицерам кораблей по изъятию этих ленточек. Ленточки изымались, выбрасывались, но матросы продолжали их изготовлять и одевать их на увольнение в запас.

Так продолжилась старая традиция, несмотря на все усилия командования.

Новые времена несколько ослабили прежнее отношение к «неуставным» ленточкам и сами командиры кораблей стали нелегальным порядком изготовлять матросские ленточки с названиями своих кораблей. Появились ленточки с надписями «БЕСПОКОЙНЫЙ», «ПЕТР ВЕЛИКИЙ», «МОСКВА» и т.д.

На день ВМФ многие одевают на голову матросские бескозырки, символизирующие их причастность к флоту, кораблям и плавсоставу. Они гордились и гордятся своими кораблями, своей службой и хранят как память для детей и внуков свои бескозырки с ленточками.

Помните текст известной песни? Той самой, в которой моряк едет домой на побывку. Помните? У него ещё и грудь в медалях, да и ленты в якорях. Давайте попробуем разобраться почему именно в состав морской формы входит бескозырка и почему эта форма настолько отличается от форм других родов войск.

Кто-то может сказать, раз носят, стало быть того требует УСТАВ, служите, а не задавайте глупые вопросы. На самом же деле всё намного интересней. Ведь не зря же на день военно-морского Флота, все, кто причастен к морю одевают не только тельняшки, но и матросские бескозырки, ведь именно они символизируют причастность человека к флотской службе, к хождению на кораблях по морям. Все эти люди гордятся своей жизнью на кораблях, своей службой и до конца жизни будут хранить как память для детей и внуков свою морскую бескозырку, которую украшают ленты с якорями.

Первые бескозырки

Большой и довольно тернистый путь прошёл головной убор моряков, прежде чем превратился в ту самую, привычную всем бескозырку. Давайте попробуем его проследить.

Изначально мореманы обзавелись мягкой шляпой с полями. Шляпы эти валялись, как и валенки из шерсти. Ввели эту шляпу в состав флотской формы в самом начале XVIII века. Это был очень удобный и простой головной убор. Моряки, с такой шляпой, больше походили на крестьянина. Более ста пятидесяти лет такие уборы входили в состав форменной одежды. Конечно были и некоторые изменения.

Окончание девятнадцатого века, ознаменовалось вводом на флоте, по указу императора Павла I - гренадёрок. Это очень громоздкий убор. Такая шляпа, была примерно тридцать сантиметров высотой. Был введён ещё один головной убор - кивер. И он тоже был неудобен. Представьте, что вы носите на голове небольшое ведро, которое расширяется ко дну. Вот и представьте, как такое убранство на голове мешало матросам, выполнять их основную задачу, стесняя их движения.

Примерно в начале XIX века, появляется и первая фуражка. В составе войсковых соединений, вводится должность фуражира. Это специальный человек, который должен запасать фураж для конных войск. Носили такие фуражиры — фуражные шапки, которые выглядели как колпак с острым верхом. Примерно по центру он был перегнут пополам и походил своим видом на современную пилотку.

Ленты на бескозырках

Шло время, фуражная шляпа меняла покрой и постепенно становилась похожей на бескозырку наших дней. С 1811 года эта фуражка становится повседневной, как в армии, так и на флоте. А вот крепить ленты на свои фуражки моряков научили средиземноморские рыбаки, которым родные и близкие давали ленты. На лентах вышивались молитвы, когда те уходили в море, на своих парусных суднах. Изначально лентами подвязывали волосы, с надеждой, что теперь то высшие силы будут их оберегать.

На военных кораблях моряки ленты не носили до 1806 года. Традицию носить ленты, заложили моряки английского капитана Брисбена, во время осада голландской крепости.

Есть у лент и практическая сторона. Ей можно закрепить фуражку на ветру и сохранить её. Если на воде находили фуражку - это говорило о том, что её владелец погиб.

На русском же флоте ленты впервые вводятся в 1857 году. До того времени прорезались лишь буквы и цифры, их закрашивали, либо под них подкладывали сукно жёлтого цвета.

Современные морские традиции в отношении бескозырок

В наше время с морских лент убрали названия кораблей. Их заменили на безликие названия флота, а то и просто словом «ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ». Но многие матросы стараются выделиться из общей серой массы остальных и на форменной одежде начали появляться значки с наименованиями кораблей. Начальство прикладывало все силы, чтобы искоренить эти неуставные значки, но традиция продолжала жить. Появились «дембельские» ленты. Их заказывали нелегально и одевали уходя в запас.

Так продолжается старая традиция. Живёт, несмотря на всяческие усилия командования.

Кто сказал, что шляпа капитана -это головной убор, который носят только моряки? Сегодня капитанская фуражка -это модный аксессуар, который станет отличным дополнением к наряду.

Капитанка это сленговое название фуражки капитана. Настоящая капитанская фуражка является элементом униформы и регламентируется различными приказами.Капитанки как правило только копируют настоящую морскую фуражку и не имеют ничего общего с аутентичными фуражками.

Капитанка это традиционный атрибут членов различных яхт-клубов или просто владельцев небольших судов на котором капитан может "ввести" свои знаки различия и геральдику. В морских туристических городах капитанки являются традиционным туристическим сувениром.

Немного истории появления морской капитанской кепки-фуражки

Практически каждый мужчина, будучи ребёнком, мечтал стать капитаном большого корабля. Если наступал момент счастья, и удавалось померить фуражку настоящего моряка, то предела счастью просто не было. Но стоит признать, что не каждому удавалось по фуражке определить чин военного человека. Изучив даже поверхностно историю появления головных морских уборов становится понятно, что с времён Великого Петра Первого и до наших дней данный головной убор видоизменялся не единожды. Например, капитанская фуражка в дореволюционном флоте появилась в далёком 1812 году. Это была тёмно- зелёная фуражка с тремя белыми кантами и лакированным чёрным козырьком. В 1884 году фуражка свой цвет изменила на чёрный и продержалась в таком виде до Февральской революции. Апрель 1917 года заменил фуражку на чёрную, мягкую, французского образца кепку с золотым шнуром и прямым козырьком. Что касается царской русской армии, то здесь заслугу появления фуражки можно полностью отдать Павлу I. В Российском флоте кепка фуражка была введена в 1796 году. На таких военных, форменных фуражках на тульях и околышах в обязательном порядке пришивалась или прикалывалась кокарда.