Коллеги Титаника: кто покоится на дне океана. Немецкий линейный корабль «Бисмарк»: супердредноут Гитлера

Судьба «Бисмарка» весьма показательна. Бой в Датском проливе в очередной раз показал бесперспективность развития кораблей без прикрытия их с воздуха. Архаичные бипланы « C уордфиш» оказались грозным противником даже для новейшего и прекрасно защищенного линкора, и «Бисмарк» остался лежать на морском дне, до сих пор служа напоминанием: непотопляемых кораблей не бывает!

1 апреля 2015 года исполнится 200 лет со дня рождения прусского военно-политического деятеля Отто фон Бисмарка – человека, изменившего облик Германии. В этой связи нельзя не вспомнить о его не менее знаменитом «тезке» – линкоре «Бисмарк», получившего свое имя по доброй традиции называть корабли в честь великих исторических персоналий.

«Версальский флот» Германии

После Первой мировой войны Германия была публично унижена на Версальской конференции, став «стрелочником» планетарного масштаба. В частности, ей запретили обладать флотом открытого моря, основой которого в те годы являлись линкоры. Все основные боевые единицы германского флота или упокоились на морском дне, или достались странам Антанты. В числе последних были десять дредноутов и пять линейных крейсеров. Но шли годы, и на политический олимп Веймарской республики взошли Адольф Гитлер и Национал-социалистическая рабочая партия. Для Гитлера обладание полноценными линкорами было вопросом не только военным, но и политическим. Германия стремилась восстановить свое военное присутствие на море, которое, по мнению тогдашних флотских теоретиков, могли обеспечить только дредноуты.

Рождение гиганта

18 марта 1935 года Германия в одностороннем порядке денонсировала Версальский договор. Жесткой реакции со стороны ведущих европейских государств не последовало – более того, 18 июня того же года в свет вышло англо-германское морское соглашение, согласно которому Третий Рейх получал право на постройку кораблей 1-го ранга в соотношении 100 к 35 (где 100 – доля Англии, а 35 – Германии).

В то время Германия обладала тремя линейными крейсерами типа «Дойчланд», а в 1935–36 годах на воду были спущены «карманные линкоры» с несчастливыми для германского флота именами – «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Эти корабли, будучи куда более мощными и крупнотоннажными по сравнению с типом «Дойчланд», все же заметно уступали британским «одноклассникам». Немецким морякам требовался прорыв – нечто такое, что разом выведет Германию на один уровень с владыками океанов – США и Великобританией. Спустя год после судьбоносного 1935-го на стапелях фирмы «Блом унд Фосс» закипела работа над постройкой самого мощного на тот момент в мире линкора типа «Бисмарк».

Линкор «Бисмарк» в Кильском проливе, 1940 год
Источник – waralbum.ru

Будучи прямым развитием «Шарнхорста», новый сверхдредноут имел на треть большее водоизмещение (50 900 т) и длину свыше 253 м. Традиционно осторожные немцы снабдили корабль чрезвычайно развитым бронированием – главный бронепояс простирался на 70% длины корпуса, а его толщина колебалась от 170 до 320 мм. Дополнительное бронирование (верхний пояс, траверсы и палуба) также впечатляли воображение: толщина лобовой брони башен главного калибра составляла 360 мм, а рубки – от 220 до 350 мм.

Тактико-технические характеристики линкора «Бисмарк»

Водоизмещение

41 700 т – стандартное; 50 900 т – полное

Длина

251 м – наибольшая; 241,5 м – между перпендикулярами

Ширина

Осадка

Бронирование

пояс – 320–170 мм; верхний пояс – 145 мм; траверсы – 220–145 мм; продольная переборка – 30–25 мм; башни ГК – 360–130 мм; барбеты ГК – 340–220 мм; башни СК – 100–40 мм; барбеты СК – 80–20 мм; палуба – 50–80 + 80–95 мм (скосы – 110–120 мм); рубка 350–220 мм; противоторпедная переборка – 45 мм

Двигатели

3 турбозубчатых агрегата; 12 паровых котлов Вагнера

Мощность

Движитель

Скорость хода

Дальность плавания

Экипаж

2092–2608 человек

Артиллерия

8 (4×2) 380-мм орудий SK/C-34;
12 (6×2) 150-мм орудий

Зенитная артиллерия

16 (8×2) 105-мм орудий;

16 (8×2) 37-мм зенитных автоматов;
20 (20×1) 20-мм зенитных автоматов

Авиационная группа

2 катапульты; 4 гидросамолета


«Бисмарк» при вступлении в строй, 1940 год
Источник – Bundesarchiv, Bild 101II-MN-1361–16A / Winkelmann / CC-BY-SA

На первый взгляд, артиллерийское вооружение нового линкора не поражало воображение: главный калибр – 8 орудий калибра 380 мм в четырёх башнях (создать трехорудийные установки немцы не смогли или, скорее, не посчитали нужным). Если учесть тот факт, что Вашингтонское морское соглашение 1922 года ограничило калибр на уровне 406 мм (именно такими пушками обладали англичане и американцы, устанавливая их по 9–12 штук на корабль), то «Бисмарк» не выглядит слишком устрашающе.


380-мм орудие SKC-34 в составе береговой батареи
Источник – Schwerste Deutsche Küstenbatterie in Bereitschaft

Однако калибр орудия SKC-34 был почти на 100 мм крупнее калибра пушек «Шарнхорста» (283 мм), а отличная выучка немецких артиллеристов, высокое качество порохов, совершенная система управления огнем и современные прицельные приспособления превращали эти артустановки в оружие мирового уровня. 800-кг снаряд доставлялся на дистанцию свыше 36 км с начальной скоростью 820 м/с – этого было достаточно для уверенного пробития 350-мм брони с дистанции около 20 км. Таким образом, в функциональном смысле орудия SKC-34 практически не уступали «топовой» 406-мм артиллерии.

Вспомогательная артиллерия «Бисмарка» состояла из двенадцати 150-мм пушек в шести двухорудийных башнях, шестнадцати 105-мм тяжелых зенитных установок в восьми спаренных башнях, а также 37- и 20-мм автоматов ПВО.

Энергетическая установка линкора состояла из трех турбозубчатых агрегатов и двенадцати паровых котлов Вагнера. Мощность в 110 мегаватт позволяла кораблю развивать полную скорость в 30 узлов.

«Бисмарк» сошел со стапелей 14 февраля 1939 года, а его дооборудование и испытания продолжались до весны 1941 года. Первым (и последним) командиром корабля стал капитан 1-го ранга Эрнст Линдеман.


Спуск «Бисмарка» на воду
Источник – history.navy.mil


«Бисмарк» на учениях в Балтийском море. Фото сделано с борта крейсера «Принц Ойген», который будет сопровождать линкор в его последнем походе
Источник – waralbum.ru

«Бисмарк» в строю: роль сверхдредноутов в боевых планах Кригсмарине

Почти одновременно с «Бисмарком» 24 февраля 1941 года в эксплуатацию был принят линкор «Тирпиц» того же класса. К тому времени мировая война бушевала уже второй год, и немецкий «Флот открытого моря» должен был противостоять, в первую очередь, британскому ВМФ. Таким образом, стальные гиганты «Бисмарк» и «Тирпиц» оказались в весьма неоднозначном положении. В «рыцарском» бою один на один они могли противостоять любому кораблю в мире с хорошими шансами на успех. Но такой бой в условиях Второй мировой войны представлялся маловероятным и скорее мог стать результатом ошибок в планировании.

Капитан 1-го ранга Эрнст Линдеман
Источник –Bundesarchiv, Bild 101II-MN-1361–21A / Winkelmann / CC-BY-SA

В то же время, двум немецким гигантам и двум «карманным» линкорам противостояли 15 британских дредноутов и линейных крейсеров (еще 5 находились в стадии постройки), при этом среди них были такие мощные боевые единицы, как линкор «Худ» с 381-мм артиллерией, вполне сопоставимой с «Бисмарком». И, несмотря на то, что эти грандиозные силы были распылены на просторах от Тихого океана до Северного моря, соотношение однозначно складывалось не в пользу немецкого флота.

Боевое планирование Кригсмарине уготовило новым линкорам не вполне профильные задачи – колоссальные дредноуты планировалось использовать в качестве… рейдеров. Их мишенями должны были стать не боевые корабли противника, а караваны транспортов, лайнеры и сухогрузы. Запас хода линкоров, превышавший 8000 морских миль, вполне соответствовал таким задачам, а скорость в 30 узлов и вовсе стала выдающимся достижением немецких конструкторов и кораблестроителей.


Линкор «Бисмарк», современная реконструкция
Источник – warwall.ru

На первый взгляд может показаться, что нацеливание дредноутов на гражданские и транспортные суда неоправданно – орудия большой мощности должны громить броню, а не тонкие борта сухогрузов. К тому же, для крейсерской войны могли быть использованы и куда более дешевые корабли, тем более что Германия обладала впечатляющим «поголовьем» субмарин и опытом их применения . Но это только на первый взгляд. Дело в том, что в классическом эскадренном сражении два немецких сверхгиганта гарантированно встретились бы с пятью-шестью «британцами» сопоставимых размеров при поддержке целой стаи кораблей поменьше. В то же время, рейдерство на коммуникациях, помимо прямого урона экономике противника, создавало огромное напряжение в боевой работе вражеского флота. Как показал опыт единственного рейда «Бисмарка» и «прогулки» «Тирпица», появление столь мощного корабля на путях грузоперевозок заставляло противника бросать на его поиски огромные ресурсы, отвлекаясь от насущных задач, расходуя дефицитное топливо и амортизируя машины. Косвенный эффект от таких затрат разом перевешивал возможный урон, который мог нанести «Бисмарк» в открытом бою.

В то же время, остается открытым вопрос: зачем было тратить чудовищные средства на постройку одного из мощнейших кораблей в истории, если два десятка подлодок могли сделать в смысле рейдерства куда больше? Сегодня мы можем лишь рассматривать тот факт, что «Бисмарк» поднял боевой штандарт и вышел в море.

Адмирал Гюнтер Лютьенс, командующий операцией «Рейнские учения»

Охота за дредноутом Гитлера

18 мая 1941 года линкор «Бисмарк» и крейсер «Принц Ойген» отошли от причала в Готенхафене (ныне – польская Гдыня). 20–21 мая о двух крупных кораблях радировали члены норвежского движения Сопротивления. 22 мая во время стоянки у Бергена, где немецкие корабли перекрашивали в камуфляж, а «Принц Ойген» принимал топливо, их засек английский самолет-разведчик «Спитфайр», причем дредноут был однозначно опознан как «Бисмарк».

С этого мгновения началась одна из самых впечатляющих игр в морской истории. Немцы разворачивали операцию «Рейнские учения» по прорыву своей эскадры на атлантические торговые коммуникации. В свою очередь, британский флот стремился уничтожить, или, как минимум, принудить рейдеров к отступлению. Это был принципиальный момент для Великобритании – ее экономика сильно зависела от морских поставок, смертельной угрозой которым стал «Бисмарк».


Адмирал Джон Тови, командующий Флотом Метрополии
Источник – Imperial War Museums

Адмирал Джон Тови, командующий Флотом Метрополии (который отвечал за территориальную оборону), приказал начать поиски. К Исландии выдвинулись линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Худ», а из Скапа-Флоу на севере Шотландии выступили линкор «Король Георг V» с адмиралом Тови на борту и авианосец «Викториес» – этой эскадре отводилась задача патрулирования к северо-западу от Шотландии, где к ней должен был присоединиться линейный крейсер «Рипалс». В то же время, легкие крейсеры «Аретьюза», «Бирмингем» и «Манчестер» осуществляли дозор в районе от Исландии до Фарерских островов, а крейсеры «Норфолк» и «Саффолк» взяли под контроль Датские проливы.

К Бергену, где был замечен «Бисмарк», 22 мая выслали бомбардировщики, которые слетали вхолостую, не застав эскадру на месте – линкор словно растворился среди морских просторов. Спустя сутки, 23 мая, «Норфолк» и «Саффолк» наткнулись на немецкие корабли и обменялись с ними несколькими залпами, после чего британские крейсеры благоразумно отступили в туман, продолжая следовать за противником на пределе радарного контакта.

Несмотря на то, что его эскадра была обнаружена, командующий операцией «Рейнские учения» адмирал Гюнтер Лютьенс посчитал промежуточную задачу выполненной – немецкие корабли уверенно выходили на оперативный простор. Однако фактически промежуточная задача была далека от исполнения, так как навстречу немцам от берегов Исландии устремились «Худ» и «Принц Уэльский» в сопровождении шести эсминцев.

Ранним утром 24 мая в 5–35 дозорные «Принца Уэльского» засекли «Бисмарк». Вице-адмирал Ланселот Эрнест Холланд, державший флаг на «Худе», решил не дожидаться линкоров Флота Метрополии и отдал приказ идти на сближение. В 5–52 «Худ» открыл сражение первыми залпами с дистанции в 13 миль на острых курсовых углах. Так начался бой в Датском проливе.


Линейный крейсер «Худ»
Источник – history.navy.mil

Лютьенс имел четкий приказ не вступать в сражение с боевыми кораблями, если те не входят в состав конвоя. Однако капитан Линдеман в категорической форме заявил, что не позволит безнаказанно расстреливать свой линкор. По свидетельству очевидцев, его слова прозвучали вполне однозначно: «Я не дам выбить собственный корабль из-под собственной задницы!» «Принц Ойген» и «Бисмарк» развернули башни и дали ответные залпы.

Первым попаданием смог похвастаться «Принц Ойген» с его 203-мм пушками – один из таких снарядов попал в «Худ». Выстрелы британцев заметного эффекта не имели. В 5–55 Холланд приказал сделать поворот на 20 градусов влево, чтобы задействовать кормовые орудия.

Около 6–00, когда «Худ» завершал манёвр, главный калибр «Бисмарка» произвел накрытие с дистанции около 8 миль. Судя по всему, 800-кг снаряд проломил довольно тонкую палубу британского крейсера, попав в склад боепитания. Прогремел чудовищный взрыв, разорвавший 267-метровый корпус корабля почти надвое, при этом обломки засыпали линкор «Принц Уэльский», шедший в полумиле позади. Корма «Худа» ушла под воду, а носовая часть оставалась над волнами еще несколько минут, за которые одна из башен сумела произвести последний залп. Из 1415-ти членов экипажа выжили всего три человека, которых подобрал эсминец «Электра».


Зарисовка командира линкора «Принц Уэльский» Джона Лича, приложенная к протоколу расследования гибели линейного крейсера «Худ»
Источник – wikipedia.org

«Принц Уэльский», который шел мателотом английской эскадры, вынужденно отвернул с курса, чтобы избежать столкновения с тонущим «Худом» и таким образом подставился под залпы сразу двух немецких кораблей. Получив семь попаданий, линкор вышел из боя под прикрытием дымовой завесы.


«Бисмарк» ведет огонь
Источник – waralbum.ru

Конец короткой одиссеи

Отправив на дно один из лучших вымпелов Британии всего за восемь минут, «Бисмарк» отделался повреждением двух топливных цистерн, а его котельный отсек №2 начал подтапливаться через пробоину в борту. Вице-адмирал Лютьенс отдал приказ идти к французскому Сен-Назеру для ремонта.

Несмотря на впечатляющую победу, ситуация для «Бисмарка» складывалась тяжелая. Во-первых, из-за дифферента на нос и правый борт снизилась скорость. Во-вторых, попадание в цистерну лишило линкор 3000 тонн топлива. В-третьих, зоркие радары крейсера «Саффолк» продолжали «вести» «Бисмарк», а значит, английский флот мог собрать силы и нанести еще один удар.

Уже вечером 24 мая девятка торпедоносцев «Суордфиш» с борта авианосца «Викториес» атаковала «Бисмарк», добившись одного попадания в главный бронепояс, которое, впрочем, не принесло серьезных разрушений. Однако активное противоторпедное маневрирование привело к срыву заплаток, в результате чего линкор лишился котельного отделения №2, которое было окончательно затоплено.

Перехват «Бисмарка» после уничтожения «Худа», которое повергло в шок всю британскую нацию, стал для флота делом чести. Беспрецедентные по размаху поисковые мероприятия дали эффект, и 26 мая гидросамолет «Каталина» нашел немецкий линкор в 690 милях от Бреста. В точку упреждения выдвинулось тактическое Соединение «Н» под командой адмирала Джеймса Ф. Сомервилля – «героя» расстрела французского флота в Мерс-эль-Кебире. Кроме того, на соединение пошли линкоры адмирала Тови («Родни» и «Король Георг V»).

Тови ошибочно рассчитал курс «Бисмарка», направив свои корабли к берегам Норвегии. Необходимо отметить, что из-за ошибки Тови ближайшие вымпелы, способные дать бой «Бисмарку», отставали от него на 150 миль, и остановить прорыв немцев к Бресту могло только чудо. И тут свое веское слово сказал авианосец «Арк-Роял» из Соединения «Н». 26 мая в 17–40 пятнадцать «Суордфишей» атаковали «Бисмарк». Архаичные бипланы с полотняной обтяжкой фюзеляжа, открытой кабиной и неубирающимися шасси, вооружались 730-кг торпедами и обладали очень низкой скоростью. Казалось, что это не может быть серьезной угрозой для стального гиганта.


Торпедоносец «Фэйри Суордфиш» – смертоносная «кошёлка»
Источник – wikipedia.org

«Суордфиши», которые летчики именовали не иначе как «кошёлками», имели возможность идти так низко над водой, что зенитчики «Бисмарка» никак не могли навести орудия на цели. Линкор искусно маневрировал, но одна роковая торпеда его все-таки настигла. Чудо случилось.

730-кг торпеда сама по себе не представляла большой опасности для сверхдредноута с фантастической системой непотопляемости и толстой броней. Но по стечению обстоятельств она попала в самое уязвимое место – рулевую лопасть. В один момент огромный корабль лишился управления и теперь мог маневрировать лишь за счет стопора винтов. Это означало неизбежное рандеву с превосходящими силами англичан.


«Суордфиши» над авианосцем «Арк-Роял»
Источник – history.navy.mil

В 21–45 «Бисмарк» вступил в бой с крейсером «Шеффилд», отогнав его огнем. Вслед за «Шеффилдом» подошли эсминцы «Казак», «Сикх», «Маори», «Зулус» и «Гром», также не добившиеся результативных попаданий.

27 мая в 8–00 «Родни», «Король Георг V» вместе с крейсерами «Дорсетшир», «Норфолк» и несколькими эсминцами настигли «Бисмарк». Море было неспокойным – волнение держалось на уровне 4–6 баллов, а немецкий сверхдредноут Гитлера мог давать лишь малый ход в 8 узлов и практически лишился активного маневра, будучи почти идеальной мишенью для девяти 406-мм орудий «Родни», десятка 356-мм пушек «Короля Георга» и шестнадцати 203-мм орудий «Норфолка» и «Дорсетшира». Первые выстрелы прогремели в 8–47 утра.


Линкор «Родни»
Источник – Imperial War Museums

«Бисмарк» сосредоточил стрельбу на «Родни», который держался на удалении. Почти неподвижный немецкий линкор англичане взяли в классическую артиллерийскую вилку. Пристрелявшись по всплескам недолетов и перелетов, канониры тридцати пяти орудий крупных калибров начали укладывать снаряд за снарядом в корпус обреченного корабля. В 9–02 «Норфолк» дал попадание 203-мм снарядом в главный дальномерный пост на фок-мачте, что резко снизило качество наведения орудий «Бисмарка». Спустя шесть минут шестнадцатидюймовый снаряд с «Родни» поразил носовую башню «Б» («Бруно»), полностью выведя ее из строя. Почти одновременно с этим был уничтожен пост управления огнем.

Около 9–20 носовая башня «А» получила попадание предположительно с борта «Короля Георга». Между 9–31 и 9–37 замолчали кормовые башни «С» и «Д» («Цезарь и «Дора») после чего бой окончательно превратился в избиение. Всего активная перестрелка продолжалась около 45 минут, с предсказуемым результатом – артиллерия «Бисмарка» вышла из строя почти полностью.


Орудия главного калибра «Бисмарка»
Источник – Imperial War Museums

«Родни» пошел на сближение и расстреливал врага с дистанции в 3 км, то есть практически в упор. Однако «Бисмарк» не спускал флаг, продолжая огрызаться из немногих остававшихся пушек вспомогательных калибров. Один из выстрелов поразил его рубку, убив всех старших офицеров на линкоре. По всей видимости, тогда погиб и капитан Линдеман, хотя выжившие моряки утверждали, что он уцелел и продолжал руководить боем до самого конца. Впрочем, это уже не имело никакого значения – огромный корабль превратился в пылающие руины, и только его великолепная живучесть не дала ему сразу отправиться на дно.

Всего британцы выпустили по «Бисмарку» более 2800 снарядов, добившись около семисот попаданий разными калибрами. Долгое время бытовало мнение, что «Родни» торпедировал «Бисмарк» из 620-мм аппарата, но современные подводные экспедиции этого факта не подтверждают.

Когда беспомощность «Бисмарка» стала очевидна британскому командованию, линкоры вышли из боя, оставив крейсеры доработать торпедами. Но даже несколько прямых попаданий в подводную часть немецкого линкора не привели к его затоплению. Недавняя экспедиция американского режиссера Джеймса Кэмерона на российском океанографическом корабле «Мстислав Келдыш» однозначно доказала, что вражеский огонь лишь значительно повредил линкор. Затоплен же он был собственным экипажем, не желавшим отдавать корабль на милость победителей.

Почему он утонул?

Кто именно отдал приказ о затоплении «Бисмарка», и был ли такой приказ вообще – неясно. Вполне возможно, что имела место «инициатива на местах». Кроме того, нельзя исключать вероятность, что огонь многочисленных пожаров привел к детонации части боеприпасов, которая и привела к фатальной пробоине. Исследования Кэмерона говорят об открытых кингстонах, которые, скорее всего, были раздраены трюмной командой. Как бы то ни было, в 10–39 утра «Бисмарк» перевернулся и затонул.

Из 2220-ти человек экипажа «Бисмарка» выжило 116. Среди спасенных оказался весьма примечательный персонаж – кот Оскар, продолживший службу в британском флоте. Он смог взобраться на плававший обломок, и был вытащен из воды экипажем эсминца «Казак». Впоследствии, когда «Казак» был потоплен немецкой торпедой, кот переместился сначала на борт эсминца «Легион», а после этого – на авианосец «Арк-Роял», чьи самолеты погубили его первый корабль («Бисмарк»). Позднее «Арк-Роял» погиб у Мальты, и Оскар вновь оказался на эсминце «Легион» к немалому удивлению экипажа. Заслужив прозвище «Непотопляемый Сэм», Оскар после войны жил в Белфасте, где и умер своей смертью в 1955 году.

Корабельный кот Оскар, переживший гибель трёх боевых вымпелов
Источник – 24.media.tumblr.com

Судьба «Бисмарка» весьма показательна. Во-первых, бой в Датском проливе в очередной раз показал бесперспективность развития кораблей без прикрытия их с воздуха. Устаревшие «Суордфиши» оказались грозным противником даже для новейшего и прекрасно защищенного линкора с тренированными расчетами многочисленных орудий ПВО. Во-вторых, в Германии прошла волна кадровых перестановок, отразившихся и на морской стратегии. Гросс-адмирал Эрих Рёдер лишился поста главнокомандующего, и на его место пришел Карл Дёниц – энтузиаст и видный теоретик неограниченной подводной войны. С тех пор «первую скрипку» в рейдерской войне играли немецкие субмарины, а крупные корабли оказались на вторых ролях. «Бисмарк» же остался лежать на морском дне, до сих пор служа напоминанием: непотопляемых кораблей не бывает!

в Избранное в Избранном из Избранного 8

Когда до американцев дошли слухи о том, что японцы строят новые линкоры (это были Ямато и Мусаси), доблестная американская разведка попыталсь внедрить своих резидентов на соотвтествующие судоверфи. Первоначально усилия не увенчались успехом - немыслимые меры предосторожности японцев привели к тому, что американские Жемсы Бонды никак не могли пройти фэйс-контроль при входе на огороженную территорию. Тогда лучшие американские хирурги взяли дело в свои руки - и несколько американских разведчиков, добровольно прошли черепно-лицевую операцию, в ходе которой получили чисто японские лица и оттенок кожи. Так в США зародилась пластическая хирургия.

Проникновение увенчалось успехом, и американцы с ужасом обнаружили японские 460 мм орудия ГК. Тут же США инициировали совершенно секретные переговоры на самом высшем уровне - японцев предупредили, что в случае установки таких орудий на линкоры, американцы выкупять у Круппа его проект 807 мм «Доры» и оснастят этими орудиями свои новейшие корабли.

Японцы прониклись, и продали готовые 460 мм башни вместе с орудиями по самой сходной цене + США согласились закрыть глаза на агрессию Японии в Китае. На своих новейших линкорах японцы установили деревянные макеты башен (что объясняет и крайнее нежелание японцев бросать свои новейшие линкоры в бой и весьма неуспешные действия этих линкоров против кораблей США, когда они таки вынужденны были в бой вступать) и в дальнейшем японцы сделали ставку на морскую авиацию. Эту версию прекрасно подтверждает и факт последнего выхода Ямато - для того, чтобы линкор под прикрытием крейсера и неполной эскадры эсминцев попер на несколько десятков линкоров и тяжелых авианосцев союзников - такой линкор должен был быть воистину «безбашенным». Он и был безбашенным, но об этом тогда (да и сейчас) мало кто знает.

Американцы же не очень знали, что теперь делать с этими башнями. Попытка установить их на собственный линкор «Аризона» привела к крайне печальным последствиям - под неподьемной тяжестью линкор погрузился прямо на дно Перл-Харбора. Но башни было жалко, поэтому их сняли с Аризоны - этим и обясняется тот факт, что башен на Аризоне нет

В ходе секретных англо-американо-фашистских переговоров англичане требовали от Гитлера поворота на восток и прекращения блокады Британии. США готовы были поддержать своего союзника. Однако, фюреру нужно было дать что-то взамен…

Фюрер мечтал захватить Ленинград - но вот силенок его сухопутного вермахта на это могло не хватить. Тогда английские эксперты предложили Гитлеру установить на его новейший Бисмарк японские 460 мм орудия, в результате чего последний смог бы сравнять Ленинград с землей огнем с моря. Гитлеру (который вообще испытывал патологическую тягу ко всему большому) идея очень понравилась, и в преддверии вторжения в СССР он отправил Бисмарк на переоборудование.

Бисмарк и Принц Ойген были встречены (подальше от людских глаз) дружественной британской эскадрой во главе с линейным крейсером «Худ», препроводившей немецкие корабли к месту проведения модернизации. Ее решили проводить в море, примерно в 400 км от французского берега - ради вящей секретности. 460 мм японские орудия транспортировались именно на «Худе» (самом большом военном корабле Британии). Несмотря на то, что «Худ» был воистину велик он оказался сильно перегружен, так что пришлось снять с него всю его 15дм артиллерию ГК, опять же заменив ее деревянными муляжами. Башни «Худа» отправились на склад

Однако столь технологически сложный проект не увенчался успехом - во всем виновата внезапная непогода. На Бисмарке демонтировали его 380 мм башни ГК и сбросили их в море - за ненадобностью. Но при перегрузке 460 мм артиллерии с «Худа» на «Бисмарк» внезапный порыв ветра опрокинул «Худ» - и тот ушел на дно со всем экипажем, равно как и 460 мм артиллерией, лежащей во внутренних помещениях корабля.

Таким образом, то, что нашел Боллард - ЭТО НЕ БИСМАРК, ЭТО ХУД! Безбашенный корабль, в окружении нескольких немецких башен ГК, лежащих неподалеку. Болларда пустили на якобы Бисмарк не сразу - после войны лучшие английские и американские техники на глубине приводили Худ в состояние, в котором он стал бы похож на Бисмарк. В этом сильно помогло то, что в распорядение Англии попали части «Тирпица» (башни среднего калибра и т.д. тайно переданные англичанам борцами норвежского Сопротивления. ФРГ потребовало от Болларда воздержаться от проникновения внутрь корабля не потому, что он стал братской могилой экипажа, а опасаясь обнаружения японских 460 мм орудий

А что же Бисмарк? Англичане обещали оснастить его 460 мм артиллерией - но теперь немецкий корабль оказался вообще без башен ГК! Поэтому англичане отбуксировали его в Англию и установили на него свои 15 дм башни, оставшиеся от «Худа». А чтобы не смущать рабочих «истинно арийским» силуэтом «Бисмарка» - слегка «обточили его напильником» для того, чтобы «Бисмарк» стал визуально схожим с британскими линкорами.

ПОСЛЕДНИЙ БРИТАНСКИЙ ЛИНКОР «ВЕНГАРД» - ЭТО БИСМАРК С АРТИЛЛЕРИЕЙ ХУДА!!!

Операция «Рейнские учения» предусматривала выход линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» в Атлантический океан через Датский пролив. Главной целью операции был выход на морские коммуникации британского торгового флота. Предполагалось, что «Бисмарк» будет связывать боем эскорт конвоев, в то время как «Принц Ойген» будет топить торговые суда. Командиром операции был назначен адмирал Гюнтер Лютьенс, который просил командование отложить начало похода, для того чтобы к нему смог присоединиться проходящий испытания «Тирпиц» или ремонтирующийся в порту Бреста «карманный линкор» Шарнхорст. Однако главнокомандующий кригсмарине адмирал Эрих Редер не поддержал Лютьенса и 18 мая 1941 года «Принц Ойген» и «Бисмарк» вышли в море.

20 мая немецкие корабли были замечены с нейтрального шведского крейсера «Готланд», в этот же день об эскадре из двух крупных боевых кораблей сообщили представители норвежского сопротивления. 21 мая Великобритания получила от своего военного атташе при посольстве Швеции сообщение об обнаружении в проливе Каттегат двух больших немецких судов. С 21 по 22 мая корабли встали на стоянку во фьордах недалеко от норвежского Бергена, где были перекрашены, а «Принц Ойген» был дозаправлен. «Бисмарк» по неизвестным причинам не заправлялся. Пока корабли были на стоянке, их удалось сфотографировать самолету-разведчику ВВС Англии. Теперь английские адмиралы точно идентифицировали Бисмарк.


Командующий английским «Хоум-флитом» адмирал Джон Тови практически сразу отправил линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Худ» в сопровождении эсминцев к ю-з побережью Исландии. Крейсер «Саффолк» должен был пойти на соединение с находящимся в Датском проливе крейсером «Норфолк». Легкие крейсера «Бирмингем», «Манчестер» и «Аретуза» должны были патрулировать в проливе между Фарерскими островами и Исландией. В ночь на 22 мая сам адмирал Тови во главе флотилии из линкора «Король Георг V» и авианосца «Викториес с эскортом вышел из базы флота Скапа-Флоу. Эта флотилия должна была поджидать немецкие корабли к с-з от Шотландии, где должан была встретиться с линейным крейсером «Рипалз».

Линкор «Бисмарк» и тяжелый крейсер «Принц Ойген»

Вечером 23 мая в Датском проливе в условиях густого тумана крейсера «Саффолк» и «Норфолк» вступили в визуальный контакт с немецкими судами. «Бисмарк» вынужден был открыть огонь по «Норфолку», после чего английские корабли отступили в туман и передали своему командованию местоположение противника, продолжая идти за «Бисмарком» по радарам на расстоянии 10-14 миль.

Бой в Датском проливе

Флагман английского флота «Худ» и линкор «Принц Уэльский» установили визуальный контакт с немецкими судами ранним утром 24 мая и в 5:52 утра начали бой, находясь на расстоянии более 20 км. Вице-адмирал Холланд, командовавший соединением, приказал открыть огонь по первому кораблю, приняв его за «Бисмарк». На «Принце Уэльском» быстро разобрались в ошибке и перенесли огонь на второй корабль. Вскоре это понял и сам Холланд, но видимо его приказ так и не дошел до центра управления огнем, так как «Худ» до самого конца продолжал обстреливать «Принца Ойгена».

В 5:56 шестой залп с «Принца Уэльского» попал в «Бисмарк», снаряды повредили топливные цистерны и вызвали утечку топлива и заполнение их водой, корабль стал оставлять нефтяной шельф. Минуту спустя «Худ» получил попадания от третьего залпа «Бисмарка» и второго залпа «Принца Ойгена на корабле начались пожары. В это время «Бисмарк» получил еще два попадания с «Принца Уэльского» ниже ватерлинии. К 6:00 часам корабли сблизились до 16 км., в это время «Худ» накрыл пятый залп с немецкого линкора, раздался страшной силы взрыв и гордость английского флота, разломившись пополам, за считанные минуты ушел на дно. Из всего экипажа 1417 человек спасти удалось лишь троих.

Линкор «Принц Уэльский» вынужден был продолжать бой в одиночку и он развивался для него крайне неудачно. Корабль вынужден был идти на сближение с немецкими судами до дистанции в 14 км., избегая столкновения с остатками «Худа». После получения семи попаданий, которые вывели из строя одну из башен главного калибра, линкор вышел из боя, прикрывшись дымовой завесой.

Капитан «Бисмарка» Линдеманн предлагал продолжать погоню и потопить подбитый линкор, но адмирал Лютьенс приказал продолжать поход. На «Бисмарке» в результате боя вышел из строя один генератор, в бойлерную №2 с двумя котлами начала поступать забортная вода, были пробиты две топливных цистерны, корабль шел с дифферентом на нос и креном на правый борт. Адмирал Лютьенс принял решение прорываться во французский порт Сен-Назер для ремонта, после которого линкор смог бы беспрепятственно выйти на коммуникации Атлантики.

«Бисмарк» ведет огонь по линкору «Принц Уэлский»

Преследование

Крейсера «Саффолк» и «Норфолк» а также поврежденный линкор «Принц Уэльский» продолжили преследование немцев, передавая их местоположение. Гибель флагмана флота линейного крейсера «Худ» произвела на английских адмиралов очень тягостное впечатление, позднее для расследования обстоятельств гибели «Худа» была даже создана специальная комиссия. Теперь большая часть находившихся в северной Атлантике военных судов подключалась к охоте за «Бисмарком». Для преследования линкора были привлечены корабли охранения многих военных конвоев. Так для данной операции был задействован линкор «Родни» и три из четырех эсминцев, которые сопровождали превращенный в военный транспорт бывший пассажирский лайнер «Британик». Дополнительно для операции привлекли еще 2 линкора и 2 крейсера. Соединение флота «H» размещенное в Гибралтаре было приведено в боевую готовность, на случай если «Бисмарк» пойдет в их направлении.

Около 18 часов 24 мая «Бисмарк» неожиданно развернулся в тумане и пошел на своих преследователей. После короткого боя корабли не добились попаданий друг в друга, но британские суда вынуждены были скрыться, в это время «Принц Ойген» успешно прервал контакт с ними и достиг французского порта Брест через 10 дней. Полдесятого Льютенс доложил командованию, что «Бисмарк», испытывая нехватку топлива, прекращает попытки стряхнуть преследователей и движется в Сен-Назар напрямую.

Вечером того же дня адмирал Тови приказывает авианосцу «Викториес» сблизиться с линкором, а уже в 22:10 с него взлетели 9 торпедоносцев «Свордфиш», которые под сильным огнем зенитной артиллерии атаковали линкор и добились одного попадания с правого борта. При этом корабль не получил серьезных повреждений, так как торпеда попала в главный броневой пояс. В этом инциденте экипаж корабля потерял одного матроса (первая потеря с начала похода). Ночью «Бисмарк» сумел оторваться от преследователей, воспользовавшись тем, что те, опасаясь атак подводных лодок, начали выполнять противолодочные маневры.

Обнаружение

Вновь обнаружить корабль удалось лишь в 10:10 26 мая, когда американо-британский экипаж летающей лодки «Католина» вылетевший с базы Лох-Эрне в Северной Ирландии смог обнаружить линкор. К этому времени Лютьенсу оставалось еще 690 миль до Бреста, вскоре он уже мог вызвать на защиту судна бомбардировочную авиацию люфтваффе.

В этот момент единственным английским соединением, которое смогло бы замедлить «Бисмарк» стало соединение «H», которым командовал адмирал Соммервилль, оно вышло на перехват из Гибралтара, имея в составе авианосец «Арк Ройаль». В 14:50 с его палубы к месту обнаружения линкора вылетели торпедоносцы «Свордфиш», к этому моменту в данном районе находился отделившийся от основных сил крейсер «Шеффилд», который пытался установить контакт с «Бисмарком». Нечего не знающие об этом пилоты приняли его за немца и провели торпедную атаку, на их счастье ни одна из 11 выпущенных торпед не смогла поразить цель.

В 17:40 «Шеффилд» обнаружил «Бисмарк» и начал его преследование, повторный налет 15 торпедоносцев в 20:47 принес свои плоды, английские летчики добились двух или трех попадании в линкор, при этом одно из них стало решающим, торпеда попала в кормовую часть судна и повредила рулевые механизмы. «Бисмарк» потерял возможность маневрировать и стал описывать циркуляции, попытки команды восстановить управляемость судна не принесли успеха.


Последний бой линкора

Потопление

27 мая в 8:47 утра с дистанции в 22 км. «Бисмарк» был атакован кораблями из соединения адмирала Тови, линкоры «Король Георг V» и «Родни» а затем и крейсера «Дорсетшир» и «Норфолк» начали обстрел судна. Линкор огрызался в ответ. Однако англичане достаточно быстро добились попаданий в «Бисмарк» за полчаса он получил повреждения орудийных башен главного калибра, многие надстройки, включая посты управления огнем, были разрушены и горели, корабль получил сильный крен. В 9:31 смолкла последняя четвертая орудийная башня крейсера, после этого по рассказам выживших членов команды капитан судна Эрнст Линдеман отдал приказ о затоплении корабля. «Бисмарк» до конца не спускал боевой флаг, что позволило «Родни» подойти на расстояние в 2-4 км. и в упор расстреливать беззащитный корабль. Однако топливо на британских судах подходило к концу, поняв, что «Бисмарк» уже не доберется до Бреста, адмирал Тови принимает решение вернуться на базу. Крейсер «Дорсетшир» в период с 10:20 до 10:36 выпускает по немецкому линкору 3 торпеды, каждая из которых попадает в цель. В 10:39 «Бисмарк» завалился на борт и затонул, спастись удалось лишь чуть более 110 членам экипажа, более 2100 человек разделили участь погибшего судна.

Одно из самых знаковых событий Второй мировой войны: английский флот уничтожил самый мощный боевой корабль того времени - немецкий линкор «Бисмарк».

Уничтожил после долгой, полной приключений погони, потеряв при этом «гордость и символ Британской империи» - тяжелый крейсер «Худ» Человек, сыгравший главную роль в уничтожении «Бисмарка», не только до сих пор жив, но и прекрасно помнит те события, как будто они произошло вчера.

Шотландская деревушка Питлохри известна винокуренными заводами. Сюда привозят туристов, чтобы показать им, как делают виски. Питлохри также славится живописными видами и знаменитыми жителями. Вернее, одним, но каким!


В Питлохри живет 95-летний Джон Маффот, бывший ас Военно-воздушных сил Его величества. Менее чем через три месяца – 26 мая исполнится 74 года с того дня, как он фактически потопил линкор Бисмарк , самый большой военный корабль того времени. Длина этого стального острова, ощетинившегося мощными орудиями, составляла 251 метр, ширина – 36, а высота – 15. Водоизмещение этого гигантского боевого корабля в снаряженном состоянии совсем немного не достигало 51 тыс. тонн.

В 1938-м году в воздухе, что называется, пахло грозой. Политическая обстановка в Европе была накалена до предела. Было очевидно, что надвигается большая война. В самом конце 1938 года Джон Моффат, которому тогда шел двадцатый год и который работал в автобусном парке клерком, вопреки воле отца пошел на флот и поступил на курсы военных летчиков.

Нападение немецких войск на Польшу, ставшее началом Второй мировой войны, застало его в летном училище. Уже в 40-м году молодой лейтенант-коммандер Джон Моффат отрабатывал посадку и взлет с авианосца «Арк Ройял» на торпедоносце-биплане «Суордфиш».

Поздно вечером 26 мая 1941 года «Арк Ройял» находился в Северной Атлантике. В тот весенний вечер дул очень сильный ветер, сбивавший с ног. Тревога была объявлена, как всегда, внезапно. Моффат поднялся на палубу. Летчики выстроились около полутора десятков бипланов, находившихся на авианосце.


Линкор Бисмарк: на палубе

Старший офицер зачитал приказ. Несмотря на ужасную погоду Джон Моффат со своими людьми должен был найти и уничтожить или задержать до подхода британских кораблей печально знаменитый немецкий линкор «Бисмарк».

На карту была поставлена честь британского флота. Всего за два дня до описываемых событий «Бисмарк» потопил в Датском проливе между Исландией и Гренландией гордость Королевского флота линейный крейсер «Худ». Причем, сделал это фактически одним-единственным выстрелом одного из своих восьми страшных 15-дюймовых орудий. Снаряд диаметром 38 см угодил в склад боеприпасов. Страшной силы взрывом огромный крейсер разорвало на две части. Вместе с кораблем на дно за считанные минуты пошел и весь экипаж. Из 1417 человек уцелели лишь трое.

Потопление «Худа» стало сильнейшей пощечиной британским морякам. Они горели жаждой мести. За «Бисмарком» была объявлена охота…

Выскочив из облаков, Моффат увидел, что до бушующего моря каких-то три десятка метров, а впереди, милях в двух, виднелась громадина «Бисмарка», палившего из всех орудий по кораблям атаковавшей его британской эскадры.

Приблизившись несмотря на плотный огонь противника к немецкому линкору метров на 800, Джон Моффат выпустил торпеды. Стрелял он фактически наугад, потому что прибор наводки торпед вышел из строя.

Торпеды скрылись в пене волн, а избавившийся от лишнего веса самолет Джона стрелой взмыл вверх. Конечно, это было чистое везение, но удача, как говорится, выбирает сильных и смелых. Американский историк Марк Э. Хоран, полтора десятка лет тщательно изучал обстоятельства потопления «Бисмарка» и неопровержимо доказал, что именно торпеда лейтенанта-коммандера Джона Моффата попала в рулевое управление немецкого линкора, располагавшееся прямо под тепловым выхлопом. Это было единственное, пожалуй, уязвимое место «Бисмарка».

Лишившись руля, самый мощный боевой корабль превратился в беспомощную груду металла. Британские корабли закончили начатое Моффатом дело.

«Бисмарк» перевернулся вверх килем в 10.39 утра и пошел на дно милях в трехстах от французского Бреста. Из 2220 членов экипажа линкора спасли лишь 116 человек.

Конечно, Джон Моффат все это время знал, что именно его торпеда стала началом конца «Бисмарка». Однако особой радости ему это не доставило. На авианосец они вернулись в полном молчании.

«Могучий корабль лежал на боку,- вспоминает Джон Моффат, который несмотря на преклонный возраст на память не жалуется. - Я никогда не забуду то, что увидел в тот день. На волнах качались сотни голов. Все мы знали, что ни у одного из них нет шансов на спасение».


Бисмарк перед спуском.

Сражение с «Бисмарком» стало кульминационным моментом войны для Джона Моффата. Вскоре после него его перевели на корабль «Грозный» в Индийском океане. В боевых действиях он больше не участвовал, а развозил продовольствие. В 1946 году Джон уволился из ВМФ Великобритании.

После войны Джон Моффат сделал успешную карьеру в гостиничном бизнесе. Выйдя на пенсию, он открыл антикварный магазин и тоже преуспел.

На здоровье Джон особенно не жалуется. Учитывая возраст, он находится в неплохой физической форме. Моффат и сейчас два раза в неделю ходит в бассейн. До 90 лет он также регулярно ходил на любимую охоту. Сейчас, кстати, он до сих пор изредка садится за штурвал легких самолетов.

Изрядно заглохший интерес к «Бисмарку» вернулся в 1989 году, когда его останки обнаружил на морском дне Джон Баллард, тот самый, кто нашел «Титаник».


Джон Моффат

Джон Моффат и сейчас помнит порывы ветра, бившие по лицу, как удары хлыстом; удушающий запах кордита и треск взрывов снарядов зенитов. Он описал эту историю в книге «Я потопил «Бисмарк»».

О уничтожении брата близнеца "Бисмарка" линкора "Тирпиц", можно прочитать в романе Валентина Пикуля

Параметры Тоннаж 41 700 т стандартное;

50 900 т полностью снаряженный

Длина 241,6 м по ватерлинии;

251 м общая

Ширина 36 м Высота 15 м (От киля до верхней палубы на миделе) Осадка 9,3 м стандартная;

10,2 м полностью снаряженный

Бронирование Главный пояс 320мм, верхний пояс 145мм, пояс в оконечностях (нос/корма) 60/80мм, главная палуба 80-110мм, рулевое устройство 110-150мм, башни ГК 180-360мм, барбеты ГК 340мм, башни СК 35-100мм, боевая рубка 200-350мм, противоторпедная переборка 45мм. Технические данные Силовая установка 12 паровых котлов Wagner

3 турбины Blohm & Voss 3 трехлопастных винта диаметром 4,7 м.

Мощность 150 170 л.с. (110 МВт) Скорость 30 узлов Автономность плавания 9280 морских миль (17 200 км) на скорости 16 узлов (30 км/ч) Экипаж 2200 офицеров и матросов Вооружение Артиллерия 8 × 380 мм SKC34 (4×2)

12 × 150 мм (6×2) 16 × 105 мм (8×2) 16 × 37 мм (8×2) 20 × 20 мм (20×1)

Торпедно-минное вооружение {{{Торпедно-минное воору}}} Авиация 4, одна двусторонняя катапульта

20 мая «Бисмарк» был замечен со шведского авианесущего крейсера «Готланд», в тот же день об эскадре , включавшей два больших корабля, сообщили члены норвежского Сопротивления. 21 мая года британское Адмиралтейство получило от своего военного атташе в Швеции сообщение о том, что в проливе Каттегат были замечены два больших корабля. С 21 по 22 мая немецкое соединение вставало на стоянку во фьордах возле норвежского города Берген , где «Бисмарк» был перекрашен, а «Принц Евгений» перекрашен и дозаправлен. «Бисмарк», по неизвестным причинам, дозаправлен не был. Во время стоянки корабли были замечены и сфотографированы с самолета-разведчика британских ВВС «Спитфайр» . Теперь британская сторона идентифицировала «Бисмарк». На место стоянки были отправлены британские бомбардировщики, однако к тому времени немецкие корабли покинули место стоянки. «Бисмарк» и «Принц Евгений» незамеченными прошли Норвежское море и пересекли Северный полярный круг . Британцы искали их гораздо южнее.

Командующий британским Хоум-флитом адмирал Джон Тови направил линейный крейсер «Худ» и линкор «Принц Уэльский» (HMS Prince of Wales ) с эсминцами сопровождения к юго-западному побережью Исландии . Крейсер «Саффолк» (HMS Suffolk ) должен был присоединиться к уже находящемуся в Датском проливе крейсеру «Норфолк» (HMS Norfolk ). Легкие крейсера «Манчестер» (HMS Manchester ), «Бирмингем» (HMS Birmingham ) и «Аретуза» (HMS Arethusa ) должны были патрулировать пролив между Исландией и Фарерскими островами . Ночью 22 мая сам адмирал во главе флотилии, состоявшей из линкора «Король Георг V» и авианосца «Викториес» с эскортом, вышел из базы британского флота в Скапа-Флоу на Оркнейских островах . Флотилия должна была дожидаться появления немецких кораблей в водах к северо-западу от Шотландии, где к ней должен был присоединиться линейный крейсер «Рипалз» (HMS Repulse ).

Единственным британским соединением, способным замедлить «Бисмарк», было соединение «H» под командованием адмирала Соммервилля, которое вышло из Гибралтара , имея в своем составе авианосец «Арк Ройял» (HMS Ark Royal ). В 14:50 с него к месту обнаружения вылетели торпедоносцы «Свордфиш» . К тому времени в этом районе находился отделившийся от соединения для установления контакта с «Бисмарком» крейсер «Шеффилд», и не оповещенные об этом пилоты ошибочно начали торпедную атаку. К счастью для британцев, ни одна из 11 выпущенных торпед не попала в цель. Плохо показавшие себя в этой атаке магнитные детонаторы на торпедах было решено заменить на контактные.

К 17:40 «Шеффилд» установил контакт с «Бисмарком» и начал преследование. В 20:47 пятнадцать торпедоносцев c «Арк Ройял» начали вторую атаку на «Бисмарк» и добились двух (по другим источникам, трех) попаданий. Одно из них имело решающие последствия: пытаясь уклониться от торпеды, «Бисмарк» повернул влево, и торпеда вместо пояса брони по правому борту попала в кормовую часть, нанеся критическое повреждение рулевому механизму и заклинив рули. «Бисмарк» потерял возможность маневрировать и начал описывать циркуляции. Попытки восстановить управляемость успеха не принесли, и линкор стал двигаться на северо-запад. Около 21:45 «Бисмарк» открыл огонь по «Шеффилду», ранив 12 (по другим сведениям, 13) человек, а ночью вступил в бой c британским соединением, состоявшим из эсминцев «Казак» (HMS Cossack ), «Сикх» (HMS Sikh ), «Зулус» (HMS Zulu ) и «Маори» (HMS Maori ), вместе с переданным Великобританией польскому флоту эсминцем «Перун» (Piorun ). Ни та, ни другая сторона не добилась прямых попаданий.

Потопление

27 мая в 08:00 утра, «Родней» и «Кинг Джордж V» подошли к «Бисмарку» на расстояние 21 морской мили (39 км). На тот момент видимость была только 10 морских миль (19 км) и волнение моря достигало 4-5 баллов. Ветер дул с северо-запада по силе равный 6-7 баллам. «Родней» держался курса на север так, чтобы вести огонь по «Бисмарку» с достаточной дистанции, в то время как «Кинг Джордж V» принял в сторону. Огонь был открыт в 08:47. «Бисмарк» ответил огнем, но его неспособность уклоняться и крен, негативно влияли на точность стрельбы. Низкая скорость (семь узлов) также сделала корабль легкой целью для тяжелых крейсеров «Норфолк» и «Дорсетшир», объединивших свою огневую мощь. В 09:02 8-дюймовый (200-миллиметровый) снаряд с «Норфолка» поразил главную оружейную башню. При этом был убит офицер Адальберт Шнейдер, награжденный Рыцарским Крестом в ранние часы того же самого утра за участие в потоплении «Худа». В 09:08 тяжелый снаряд с «Родней» поразил обе носовые башни «Бисмарка» Anton и Bruno, выведя из строя последнюю. Одновременно, другим попаданием разрушило передовой контрольный пункт, убив большинство высших офицеров. Кормовые башни корабля Caesar и Dora продолжали стрельбу на близкой дистанции. В 09:21 Dora была выбита. Команде Anton удалось произвести один последний залп в 09:27. В 09:31 Caesar дала свой последний залп и тогда же вышла из строя. Этот залп повредил «Родней», заклинив торпедные аппараты. Огонь Бисмарка в ходе всего сражения был сосредоточен на «Родней», возможно в надежде на достижение успеха, подобного достигнутому в противостоянии с «Худом». Когда адмирал Гернси наблюдал это, он заметил: «Слава Богу немцы стреляют по „Родней“».

После 44 минут боя тяжелые орудия Бисмарка смолкли. «Родней» подошёл на дальность прямого выстрела (приблизительно 3 км), в то время как «Кинг Джордж V» продолжал стрельбу с большего расстояния.

«Бисмарк» не спускал флага. Британцы не испытывали желания оставить Бисмарк в покое, но и тот не подавал признаков сдачи, несмотря на неравную борьбу. Запасы топлива и снарядов британской эскадры были невелики. Это создавало дополнительные трудности для линейных кораблей, стремившихся потопить боевую единицу подобную Бисмарку, несмотря на численное превосходство. Однако, когда стало очевидно, что их враг не сможет достигнуть порта, «Родней», «Кинг Джордж V» и эсминцы были отозваны домой. Крейсерам было приказано добить «Бисмарк» торпедами . «Норфолк» использовал свои последние торпеды, подключившийся атаке «Дорсетшир» выпустил три 533-мм торпеды, которые поразили «Бисмарк» на короткой дистанции.

Верхняя палуба линейного корабля была почти полностью разрушена, но его машины всё ещё функционировали. Йоханес Ханс Зимерман (кочегар котельного отделения) рассказывает о забортной воде, подступавшей к линии подачи топлива к котлам, что заставило механиков уменьшать скорость до семи узлов, опасаясь взрыва. Был отдан приказ открыть кингстоны и покинуть корабль. Многие из команды прыгали за борт, но с нижних палуб только нескольким морякам удалось выбраться живыми. Капитан Линдеманн считался убитым со всеми офицерами после того, как мостик был поражен 16-дюймовым (406-миллиметровым) снарядом. Неясно также, он ли отдавал приказ покинуть судно или же нет. В то же время некоторые из спасшихся настаивали, что видели капитана живым, добровольно оставшимся со своим идущим ко дну кораблём.

«Бисмарк» ушёл под воду в 10:39 тем утром. Не зная его судьбы, Группа Запад - немецкая командная база - продолжала посылать сигналы на «Бисмарк» ещё несколько часов, пока агентство «Рейтер » не сообщило в новостях из Великобритании - "корабль потоплен". В Великобритании в Палате общин сообщили о потоплении «Бисмарка» тем же днем. Крейсер «Дорсетшир» и эсминец «Маори» остались, чтобы спасти оставшихся в живых, но из-за тревоги, сыгранной из-за появления немецкой субмарины, покинули место битвы, сумев спасти 110 моряков «Бисмарка» и бросив остатки команды в воде. Следующим утром U-74 и немецкое метеорологическое судно «Заксенвальд» (Sachsenwald) подобрали 5 оставшихся в живых. Всего из 2200 человек команды 1995 немецких моряков погибли.

После этого боя Джон Товей написал в своих мемуарах: «Бисмарк» дал самый героический бой при самых невозможных условиях, достойный старых дней Имперского немецкого Флота, и он ушёл под воду с поднятым флагом». Адмирал хотел сказать это публично, но Адмиралтейство возразило: «По политическим причинам важно, чтобы ничего из чувств, выраженных Вами, не было предано гласности, однако мы восхищаемся героической схваткой».

Действия немецких субмарин во время похода «Бисмарка»

Немецкие подводные лодки, ведущие в составе волчьих стай в Атлантическом океане охоту на конвои сил союзников, были оповещены о выходе в поход «Бисмарка» и «Принца Евгения».

Обсуждение

Последний бой «Бисмарка» показал, насколько трудно линейному кораблю потопить другой линейный корабль, даже при численном превосходстве. С другой стороны, решающее попадание в «Бисмарк» было произведено одной торпедой с небольшого самолета. Гибель «Бисмарка» явилась яркой иллюстрацией утраты линкорами главенствующего положения во флоте. Эта роль перешла к авианосцам.

Немецкое военно-морское командование вскоре отказалось от рейдерских действий надводного флота и сделало основную ставку на неограниченную подводную войну . Второй корабль класса «Бисмарк», линкор «Тирпиц» , повреждённый британскими мини-подлодками и несколько лет простоявший в ремонтном доке, за всю войну не произвел ни одного залпа по неприятельским кораблям , однако британцы были вынуждены связать значительные морские и воздушные силы, на случай, если стоявший на базе в Норвегии линкор выйдет в море.

Литература

  • Ангелов С. Линейные корабли и авианосцы. М.: АСТ, 2003. Энцикл. военной техники. ISBN 5-17-001122-9.
  • Бунич И. Л., Линкоры фюрера: историческая хроника. М.: Яуза/Эксмо, 2004. ISBN 5-699-16221-6.
  • Дуршмидт, Эрик. Акула на воле // Победы, которых могло не быть: как слепой случай и глупость меняли историю. М.: АСТ, 2002. Военно-ист. б-ка. ISBN 5-17-016312-6.
  • Малов А. А., Патянин С. В. Линкоры «Бисмарк» и «Тирпиц». М.: Эксмо, 2006. ISBN 5-699-16242-9.