Коллективное бессознательное по юнгу примеры. Коллективное бессознательное, определения

Коллективное бессознательное представляет собой часть психики, которую в терминах отрицания можно отличить от индивидуального бессознательного по тому факту, что первое не обязано своим существованием личному опыту. Следовательно данная часть психики не предстает перед нами индивидуальным приобретением. Элементы коллективного бессознательного никогда не были в сознании человека поэтому можно заключить о том, что они - наследственны. А сами элементы К. Юнг назвал «Архетипами».

Понятие архетипа говорит о определенных формах психики, присутствующих всегда и везде. В мифологических исследованиях их называют «мотивами». Они также соответствуют «коллективным представлениям» в концепции Леви-Брюля. Адольф Бастиан назвал их «элементарными» или «первичными мыслями» .

К. Юнг выдвинул предположение о том, что архетипы являются неосознанными образами инстинктов. Он исходит из того, что по природе инстинкт есть особым образом оформившаяся мотивационная сила, которая преследует свои собственные цели до всякого осознания, а затем независимо от степени осознания. Тогда сколько можно выделить архетипов у человека?

Самих архетипов существует столь же много, как и типичных ситуаций в жизни. Многочисленные повторения таких обыденных ситуаций запечатлели эти опыты в психической системе изначально в формах без содержания, представляющих просто возможность определенного типа восприятия действия. Таким образом, мы получаем цепь явлений. Первым звеном предстает определенная ситуация, влекущая за собой активизацию соответствующего архетипа. На заключительном этапе он, архетип, создает побуждение к определенной деятельности, действиям. Здесь мы можем характеризовать побуждение как и инстинктивное, которое ищет реализации вопреки воле и всяким доводам разума. В случае неудачи в осуществлении возбуждения возникает конфликт патологических размеров, то есть невроз. Наиболее распространенными в людях и значимыми для теории коллективного бессознательного стали архетипы Персона, Анима, Анимус, Тень и Самость. Что же они из себя представляют?

«Персона» - своеобразная маска, надеваемая личностью в ответ на требования социального окружения. В случае тождественности между «Я» и «Персоной» личность предстает существом, которое играет социальную роль, навязанную роль. Символ: маска, одежда.

«Анима» - абстрактный образ, представляющий женский «архетип» в мужчине. Посредством данного образования достигается взаимопонимание между представителями противоположных полов. Символ: Дева Мария, Мона Лиза. «Анимус» - абстрактный образ, представляющий мужской «архетип» в женщине. Аналог «Анима» у женщин. Символ: Иисус Христос.

«Тень» - архетип, состоящий из животных инстинктов и являющийся сосредоточением темных, низменных сторон личности. Агрессивные и антисоциальные устремления «Тени» могут не проявляться в открытой форме, поскольку они скрываются под «Персоной» или вытесняются в «индивидуальное бессознательное». Устранение ее безболезненно невозможно. Подойти к переживанию «Тени» трудно, так как на первый план выходит не человек в его целостности. Здесь человек видит всю свою беспомощность и бессилие. Осознание и признание факта проблем, не решаемых собственными средствами, закладывает основание для компенсаторной реакции коллективного бессознательного. Необходимая реакция выражается в ахретипически оформленных представлениях. «Встреча с самим собой означает прежде всего встречу с собственной Тенью. Это теснина, узкий вход, и тот, кто погружается в глубокий источник, не может оставаться в этой болезненной узости. Необходимо познать самого себя, чтобы тем самым знать, кто ты есть, - поэтому за узкой дверью он неожиданно обнаруживает безграничную ширь, неслыханно неопределенную, где нет внутреннего и внешнего, верха и низа, здесь или там, моего и твоего, нет добра и зла.». Символ архетипа: Сатана, Гитлер и т.д. .

«Самость» - центральный архетип личности, вокруг которого концентрируются все психические свойства человека. Сфера «Самости» - нечто среднее между сознательным и бессознательным, центр тотальной личности. Достижение этой сферы возможно после познания самого себя. Символ архетипа: нимб святого, круг .

Как можно доказать существование архетипов? Основным источником информации, доказывающей их существование, по мнению К. Юнга, являются сновидения. Это можно объяснить тем, что непроизвольность, спонтанность данных творений бессознательной психики позволяют нам говорить о не фальсифицированности сновидений с какой-либо сознательной стороны. Однако присутствует определенная сложность поскольку из данного источника нам нужно вычленить такие мотивы, которые не известны сновидящему. В то же время, находя скрытые мотивы, мы должны исключать те, которые не совпадают по своему действию с действием архетипа, известного из исторических источников.

К. Юнг не останавливался на одних лишь сновидениях, а определил также «активное воображение» как источник информации об архетипах. Под этой первопричиной подразумевается последовательность фантазий, вызванных намеренной концентрации. К. Юнгом была установлена связь, согласно которой наличие нереализованных, неосознанных фантазий увеличивает частоту и интенсивность сновидений. В случае осознания таких фантазий, сновидения становятся слабее и проявляются реже. Данная взаимосвязь и использовалась в методе разработки фантазий путем наблюдения за последующим развитием фантазий, которое дополняет фрагмент сна естественным путем. К. Юнг отмечал, что не стоит относить данный метод к методу «свободных ассоциаций» З. Фрейда. По итогам работы с помощью этой методики получается последовательность фантазий, открывающая бессознательное и раскрепощающая материал, богатый архетипическими образами.

Третий источник архетипических материалов является крайне интересным, поскольку он кроется в заблуждениях параноиков, фантазиях, которые мы можем наблюдать в состоянии транса. Подводными камнями в данном случае будут служить сложности с проведение параллели между индивидуального символа и мифологическим символом. Здесь потребуется четкое совпадение их функционального смысла и контекста, в котором они предстают. К. Юнг определял этот метод как весьма трудоемкий, а демонстрацию результатов - неблагодарным занятием .

К. Юнг и сам попадал под действие коллективного бессознательного. В 1912 г. после разрыва с З. Фрейдом у него начинается длительный период психического кризиса. Кошмарные образы, поглотившие его сознание, закончились в августе 1914 г., когда видения стали явью. К. Юнг увидел в этом подтверждение теории коллективного бессознательного. Оказалось, что испытываемые им психические волнения были свойственны всем европейцам.

Силу влияния архетипа К. Юнг демонстрирует на примере теории об испанском идальго XIII в. Раймунде Луллие XII, который после долгих странствий добился тайной встречи с дамой, которую обожал. Она молча расстегнула свою одежду и показала ему свою грудь, пораженную раковой болезнью. Шок изменил жизнь Луллия, в конце концов он стал выдающимся теологом и одним из величайших миссионеров церкви. В случае такой внезапной перемены можно доказать, что архетип долгое время действовал бессознательно, искусно выстраивая обстоятельства, которые привели к кризису. Также мы приходим к выводу о том, что архетипические формы есть динамические факторы, проявляющиеся в импульсах также спонтанно, как и инстинкты.

Большую роль в формировании и существовании архетипа играет символ. К. Юнг выделяет два типа символов: естественные и культурные. Благодаря первым, происходящим из бессознательных содержаний психического, мы можем говорить громадном множестве вариаций основных архетипических образов. Естественные символы можно проследить до их архаических корней - идей и образов, встречаемых в древних записях и у первобытных обществ. Культурные символы использовались для выражения «вечных истин» раньше, однако, и в наше время некоторые религии пользуются ими. Такие символы прошли множество преобразований, были подвержены сознательному развитию и как итог стали коллективными образами. К. Юнг подчеркивал важность именно этих символов в ментальном устройстве человека. Их подавление или игнорирование приводит к непредсказуемым последствиям. Психическая энергия данных символов в таком случае усиливает тенденции, лежащие на верхнем уровне бессознательного, позволяет им перейти в сознание и там существовать. Избыток данных тенденций позволяет проявляться уже упомянутому архетипу «Тень», а примером последствий этого К. Юнг считает события первой половины двадцатого века .

Проблема бессознательного в психологии занимает огромное место. З. Фрейд подходил к ней с позиций механистически-натуралистического мышления своего времени. Познание человеческой психики невозможно без изучения и понимания бессознательного. Весь психоанализ, как мы увидели, построен на внедрении в бессознательное больного. Установленный З. Фрейдом, факт того, что именно бессознательное проявляет себя в наших сновидениях, оговорках и т.д., является общепризнанным. В отличие от З. Фрейда, представители направления неофрейдизма смотрят на проблему шире. Э. Фромм «открыл» огромное жизненное пространство, на котором человек представляет себя самого не только как обладателя тела, но и духа. Сам феномен бессознательного оказался настолько большим, сложным и содержательным, что каждое новое учение о нем влияло на всю западную культуру в значительной степени. Сам психоанализ стал, помимо психотерапевтической практики, философским учением о человеке, социальной философией. В данной главе мы постарались дать доступное определение бессознательных процессов человеческой психики с точки зрения фрейдизма и неофрейдизма, показать, как родилось понятие «бессознательное», кто был основателем психоанализа и рассмотреть различные взгляды на данную проблему.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. ТОБОЛЬСКЕ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ "БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № _____

ПРЕДМЕТ: Философия

Тема: К. Г. Юнг о коллективном бессознательном

Выполнила: Рахматуллина Регина М

№ зачетной книжки: 09253550

№ группы: 2513

Домашний адрес: 10-39-19

Тобольск, 2009

План:

Введение

    Личность Карла Юнга

    Концепция о коллективном бессознательном

Заключение

Литература

Введение

Психическая жизнь, которая совершается без участия сознания, психические явления, состояния и действия, протекающие вне контроля разума, обозначаются понятием бессознательного.

Основателем учения о бессознательном считается австрийский врач З. Фрейд (1856-1939) - австрийский невропатолог, психиатр и психолог, основоположник психоанализа.

Идеи психоанализа развивал ученик Фрейда, а впоследствии один из его критиков швейцарский психолог и теоретик культуры Карл Густав Юнг.

В aнaлизe бeccoзнaтeльнoro K. Юнг пoшeл дaльшe 3. Фpeйдa, xoтя ocнoвныe eгo идeи o тoм, чтo cтpyктypa и физиoлoгия мoзгa нe дaют никaкoгo oбъяcнeния coзнaтeльным пpoцeccaм, чтo чeлoвeк нe твopит пcиxикy по cвoeмy пpoизвoлy, oн пpинял.

Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эта концепция была основной причиной расхождений взглядов Юнга и Фрейда.

Юнг предложил достаточно обширную и впечатляющую систему взглядов на природу человеческой психики. Его труды включают глубоко разработанную теорию структуры и динамики психическо-сознательного и бессознательного, обстоятельную теорию психических типов и, что еще важнее, детальное описание универсальных и психических образов, берущих свое начало в глубинных пластах бессознательной психики. Юнг называл эти изначальные образы архетипами коллективного бессознательного.

Личность Карла Юнга

Карл Густав Юнг родился в 1875г. в швейцарском местечке Кесвиль. Отец его был священником, а дед - профессором медицины Базельского университета, он переехал в Швейцарию из Германии с рекомендацией А. фон Гумбольдта (и слухами, будто он - внебрачный сын Гёте). Мать Карла Густава происходила из семьи местных бюргеров, которые на протяжении уже многих поколений становились протестантскими пасторами. Семья принадлежала, таким образом, к "хорошему обществу", но едва сводила концы с концами.

Еще подростком, размышляя над собственным внутренним миром, Юнг пришел к выводу, что в нем живет две абсолютно разные индивидуальности. Первая - сын своих родителей, неуверенный в себе школьник. Вторая - взрослый, даже пожилой мужчина, скептичный, недоверчивый, весьма близкий по своей сути и характеру к природе.

При выборе будущей своей профессии, Юнг долго не мог сделать выбор между двумя интересными для него направлениями. С одной стороны, его интересовали естественные науки - зоология, антропология, палеонтология, а с другой - гуманитарные, особенно религиоведение, теология и археология. После мучительных раздумий, он остановил свой выбор на последней, но из-за отсутствия средств он мог себе позволить учиться только в Базеле, а в Базельском университете археологию не преподавали. Колебания были решены в пользу естествознания, конкретно - медицины.

Еще в университете, Юнг начинает понимать, что его истинное призвание - психиатрия. В 1890 году Юнг начинает работать ассистентом в психиатрической клинике в Цюрихе. Здесь он знакомится с трудами З. Фрейда и становится его открытым последователем и пропагандистом фрейдовской теории. В то время для начинающего специалиста это было небезопасно: большинство авторитетов научного мира приняла идеи Фрейда в штыки. В 1906 году он послал Фрейду свою первую работу, между ними завязалась переписка, а позднее - дружба. Нельзя сказать, что отношения между Фрейдом и Юнгом были всегда дружественные. Признавая авторитет Фрейда и даже называя его своим учителем, Юнг во многом не соглашался с ним, а в 1912 году дружественные отношения между учеными прекратились. Юнг тяжело переживал разрыв, писал об этом в своих мемуарах, в письмах друзьям.

Умер Карл Юнг в 1961 году.

Концепция о коллективном бессознательном

Как психиатру, Карлу Юнгу немало приходилось заниматься проблемами личности и ее развития. Изучая эти вопросы, Юнг сделал вывод, что душевное развитие личности и ее болезни в значительной степени имеют корни в социально-культурных процессах. Он утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного, коллективного бессознательного.

Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.

И наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом.

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых «apxeтипов» (грeч. arche - нaчaлo, typos - oбpaз) - пpooбpaз, пepвичнaя фopмa, oбpaзeц. Apxeтипы пpeдcтaвляют coбoй фopмaльныe oбpaзцы пoвeдeния или cимвoличecкиe oбpaзы, нa ocнoвe кoтopыx oфopмляютcя кoнкpeтныe, нaпoлнeнныe coдepжaниeм, oбpaзы, cooтвeтcтвyющиe в peaльнoй жизни cтepeoтипaм coзнaтeльнoй дeятeльнocти чeлoвeкa. Apxeтипы дeйcтвyют в чeлoвeкe инcтинктивнo. Apxeтипы - этo cиcтeмa вpoждeнныx пpoгpaмм пoвeдeния, типичecкиx peaкций и ycтaнoвoк, зaлeгaющиx в глyбинax пcиxичecкoй жизни вceгo чeлoвeчecкoгo poдa.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

    Персона (от латинского слова, обозначающего «маска») – это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает слишком большое значение, то человек может стать неглубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

    Тень – это подавленная темная, дурная и животная сторона личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

    Анима – это внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону.

    Анимус – внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона.

В архетипах анимы и анимуса находит выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, по крайней мере до некоторой степени, «феминизировались» в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.

    Самость – наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости - это главная цель человеческой жизни.

Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного». Его содержание – это так называемые архетипы, архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом; иначе говоря, это универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-то объект или событие. Среди архетипов, описанных Юнгом наиболее важные архетипы – персона (наше публичное лицо), тень (подавленная, тёмная сторона личности), анимус/анима (внутренний образ женщины в мужчине и наоборот, внутренний образ мжчины в женщине), самость (сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы).

Заключение

Отойдя от теории Фрейда, Юнг обогатил наши представления о содержании и структуре личности. Хотя его концепции о коллективном бессознательном и архетипах трудны для понимания и не поддаются эмпирической проверке, они продолжают пленять очень многих. Его понимание бессознательного как богатого и жизненно необходимого источника мудрости вызвало новую волну интереса к его теории у современного поколения студентов и профессиональных психологов. К тому же Юнг одним из первых признал позитивный вклад религиозного, духовного и даже мистического опыта в развитие личности.

Многие современники К. Юнга восприняли его идеи в штыки. Теперь, несколько десятилетий спустя, можно сказать, что определенный отбор среди идей Юнга завершен. Многие постулаты признаны, некоторые отвергнуты, но интерес к идеям автора теории “архетипов” сохраняется и по сей день. Нужно отдать должное той стройной, убедительной и во многом справедливой теории, которую создал Карл Юнг.

Литература:

    "Аналитическая психология, прошлое и настоящее", К.Г.Юнг, Москва, 1995 г

    "Душа и миф, шесть архетипов", К.Г.Юнг, Киев-Москва, 1997 г.

    Философия / под ред. проф. Кохановского В.П. -- 2-е изд., перераб. и доп.. -- Ростов- на-Дону: Феникс, 2001.

    Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., автор вступ. ст. М.Г. Ярошевский. М.:Просвещение,1989. – 448 с.

    Юнг К.А. Избранное. -М.: ООО "Попурри", 1998. с. 235.

    Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991.

    Юнга Реферат >> Психология

    Прошлого. Как говорил сам Юнг , «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой... что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом. Коллективное бессознательное выступает как...

  1. Аналитическая психология Юнга (3)

    Контрольная работа >> Психология

    К идеям Юнга . Глава 1. Аналитическая психология К. Юнга Архетип коллективного бессознательного . Как... бессознательной психики. Юнг называл эти изначальные образы архетипами коллективного бессознательного . Понятие архетипов коллективного бессознательного ...

  2. Психоанализ Зигмунда Фрейда. Сознательное и бессознательное . Обоснование культуры как сублимации эроса

    Контрольная работа >> Философия

    Первичного душевного опыта человечества. По Юнгу , коллективное бессознательное имеет культурное происхождение, но передается...

— один из самых сложных объектов для научного изучения. Оно не воспринимается чувствами, т.е. невидимо, неосязаемо, не имеет массы и формы, не располагается в пространстве и т.д. Тем не менее ни у кого не вызывает сомнения то, что сознание существует и можно говорить, что оно обладает особым, психическим или духовным бытием. Понятие сознания объединяет разнообразные формы и проявления духовной реальности в жизни человека; это высшая из способностей личности. На настоящий момент сущность этих форм трактуется с двух позиций — материалистической и идеалистической.

В материалистической трактовке сознание объявляется вторичным по отношению к материальному миру и понимается как особое свойство материи — «инструмент» мозга, его функция. В этом отношении сознание есть свойство высокоорганизованной биологической материи (человеческого мозга) отражать мир.

В идеалистической трактовке сознание понимается как единственно достоверная реальность. Понятие материи ставится под сомнение, а воспринимаемые нами вещи объявляются существующими только в нашем сознании (поскольку они могут быть лишь иллюзией, сном и доказать их реальность и объективность не представляется возможным).

Выделяют три основных свойства сознания:

  • идеальность (сознание невозможно измерить, исследовать при помощи приборов);
  • направленность (сознание всегда направлено на предмет или на самого себя);
  • активность (сознание не только отображает мир, но и вырабатывает различные идеи).

Сознание делят на индивидуальное (внутренний мир отдельного человека) и общественное (духовный мир общества — наука, религия, мораль, политика, право и т.д.), а также на обыденное (опирающееся на здравый смысл и житейский опыт) и научное (системное, теоретическое сознание, основанное на объективных данных).

Можно представить структуру сознания состоящей из четырех секторов (рис. 2.4)

  • сектор I — ощущения, представления, получаемые при помощи органов чувств;
  • сектор II — мышление, логические операции;
  • сектор III — эмоции, чувства, переживания;
  • сектор IV — высшие мотивы — ценности, воображение, творчество.

Рис. 2.4 Структура сознания

Внешнепознавательная активность (секторы I и II) и эмоционально-ценностная активность (секторы III и IV) отвечают за деятельность соответственно левого и правого полушарий головного мозга. Верхний сегмент (секторы II и IV) отвечает за сверхсознательное (правила поведения, общественные нормы), нижний (секторы I и III) — за бессознательное (психические процессы, не представленные в сознании субъекта).

Бессознательное

Понятие бессознательное ввел в науку австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). В наиболее общем виде, согласно Фрейду, структуру психики можно представить в виде трех уровней:

  • сверхсознательное - запреты, нормы, традиции, мораль, законы, общественное мнение;
  • сознание — ясно осознаваемые мысли, желания и т.д.;
  • бессознательное — тайные, неосознаваемые желания, мысли, комплексы, автоматизмы.

По мнению Фрейда, каждый испытывает антиобщественные желания. В детстве человек учится их подавлять из страха перед наказанием (воплощенном в сверхсознательном). Однако даже подавленные и забытые, желания не исчезают, а концентрируются в бессознательном, где ожидают своего часа. Вытесненные переживания могут соединяться в устойчивые группы — комплексы. Например, комплекс неполноценности — это совокупность переживаний по поводу своих недостатков и желание компенсировать их. Бессознательные желания и комплексы, по Фрейду, имеют, как правило, сексуальный или агрессивный характер. Хотя человек не осознает их, они часто заявляют о себе в сновидениях, юморе, оговорках.

Сознание для Фрейда является полем борьбы между бессознательным и запретами сверхсознательного. Антиобщественные желания и комплексы периодически «всплывают» в сознание, запреты и нормы подавляют их, вытесняя обратно в бессознательное. Однако постоянное подавление желаний может привести к срывам (как в паровом котле, где не открывается предохранительный клапан) — неврозам, истерии и т.д. Поэтому все желания должны быть или «выпущены на свободу» (реализованы в действиях), или сублимированы, т.е. перенесены на другие, возвышенные объекты, например на творчество.

Швейцарский психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961) считал, что помимо индивидуального бессознательного существует и коллективное, содержащее общие для всех людей бессознательные образы — архетипы. Они проявляются в «грезах» всего человечества — мифах, легендах, сказках, притчах, где задаются основные образцы поведения в разных ситуациях. Эти образцы усваиваются с детства, а затем автоматически, бессознательно воспроизводятся в социальной деятельности.

Помимо желаний, комплексов и архетипов к бессознательному относят и простые автоматические действия, при исполнении которых сознание не задействуется (например, основные навыки вождения автомобиля).

Сознание и бессознательное

Индивидуальное сознание может существовать только на основе коллективного бессознательного. Соотношение между сознанием и коллективным бессознательным было раскрыто К.Г. Юнгом.

Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, возрождающимся в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, как пишет Юнг, наоборот, представляет собой эфемерное явление, осуществляющее все сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу, скорее всего, можно сравнить с ориентировкой в пространстве. Бессознательное содержит источник сил, приводящий душу в движение. Движение души, т.е. содержание психической жизни, регулируется архетипами: «Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам». Это касается не только религиозных представлений, но и центральных научных, философских и моральных понятий, которые можно рассматривать как варианты древних представлений, принявших свою современную форму в результате использования сознания.

Сознание находится в постоянном взаимодействии с индивидуальным бессознательным.

В зоне сознания находит свое отражение малая часть сигналов, одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма. Сигналы, попавшие в зону сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном и бессознательном уровне.

Бессознательное и подсознательное — это те явления, процессы свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые , но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются.

Различие между бессознательным и подсознательным заключается в том, что собственно бессознательное — это такое психическое образование, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным, а подсознательное — те представления, желания, устремления, которые в данный момент ушли из сознания, но могут потом прийти в сознание или быть восстановленными.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека.

Бессознательные ощущения - это ощущения равновесия, мышечные ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Бессознательные образы восприятия проявляются в чувстве знакомости, возникающем у человека при восприятии какого-либо предмета или ситуации.

Бессознательная память - это память, которая связана с долговременной памятью, управляющей на бессознательном уровне мышлением, воображением, вниманием человека в данный момент времени. Бессознательной является и генетическая память.

Бессознательное мышление проявляется в процессе решения человеком творческих задач, когда шаблонные решения оказываются исчерпанными.

Бессознательная речь выступает как внутренняя речь.

Бессознательная мотивация влияет на направленность и характер поступков.

Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.

Бессознательное и предсознание играют в повседневной жизни человека гораздо более значительную роль, чем это кажется на первый взгляд. Следует учитывать, что сознание гораздо менее устойчиво к воздействию стрессовых факторов по сравнению с бессознательным и подсознанием. В ситуации опасности для жизни, конфликта, под влиянием алкоголя и т.п. влияние сознания на поступки человека уменьшается.

Индивидуальное и коллективное бессознательное

Далеко не все процессы, происходящие в психике человека, осознаются, поскольку кроме сознания у человека есть еще и сфера бессознательного.

Бессознательное представлено в форме индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного.

Индивидуальное бессознательное связано главным образом с инстинктами , под которыми понимаются врожденные способы поведения человека, возникающие иол влиянием условий окружающей среды без предварительного обучения. Так, инстинкты самосохранения, размножения, территориальный и т.д. появились потому, что в процессе эволюции необходимость в таких формах поведения возникала постоянно, способствуя выживанию. Инстинкты включают в себя такие формы психического, которые вообще не могут быть осознаны и рационально выражены.

Учение об индивидуальном бессознательном было создано, как отмечалось выше, австрийским философом и психологом Зигмундом Фрейдом.

Концепция коллективного бессознательного была разработана учеником и последователем Фрейда швейцарским психологом Карлом Юнгом (1875-1961), который утверждал, что в недрах человеческой души живет память об истории всего человеческого рода, что в человеке. кроме личных свойств, унаследованных от родителей, живут и свойства его далеких предков.

Коллективное бессознательное , в отличие от индивидуального, личностного бессознательного, идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень психики. К. Юнг образно сравнивает коллективное бессознательное с морем, которое является как бы предпосылкой каждой волны. Коллективное бессознательное, по Юнгу, — предпосылка каждой индивидуальной психики. Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».

Коллективное бессознательное выражается в архетипах — древнейших психических первообразах, таких как образы отца, матери, мудрого старца и т.п. Все самые мощные идеи и представления человека сводимы к архетипам.

Выделение уровней в структуре психики связано с ее сложностью. Бессознательное — более глубинный уровень психики по сравнению с сознанием. Однако в психике конкретного человека жестких границ между ее различными уровнями не существует. Психика функционирует как единое целое. Тем не менее специальное рассмотрение отдельных уровней и форм психосферы способствует более глубокому пониманию феномена психического как единого целого.

32. теория юнга о коллективном бессознательном

Коллективное бессознательное - одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый «общий знаменатель» для разных людей. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуальной (личной) формы бессознательного, основывается на опыте не конкретного человека, а общества в целом. Юнг обозначил его как более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное - за словом стоят не только прямые значения, но и более скрытые слои, смыслы, понятные на бессознательном уровне.

Юнг Карл (1875-1961). Он увлекался оккультизмом, представлениями о сверхъявлениях. Он понял очень рано, что человеческая психика является местом, встречи науки и религии, – конфликт между ними преодолим на пути подлинного самопознания. К главным положениям своего учения по анализу проблематики бессознательного психического он пришел еще до встречи с Фрейдом.

Вначале многое у него соответствует воззрениям Фрейда. Но Юнг делает открытие, что бессознательное – «не просто склад воспоминаний из прошлого», – там могут возникать совершенно новые мысли и идеи, которые никогда ранее не осознавались. И таким образом он переходит к трактовке коллективного бессознательного и архетипов ив этом его главное отличие от Фрейда (хотя надо отметить что поздний Фрейд сходным образом трактует Сверх - Я).

Чаще всего, отмечает Юнг, это проявляется как свойство гения, – многие художники, философы, ученые лучшими своими идеями обязаны вдохновению, которое рождается из таких истоков. Речь идет об архетипах некоего коллективного бессознательного, то есть не только об унаследованном архаическом остатке психического, но еще и о том, что может быть является неким резервуаром этих остатков, общим для всех индивидов. Именно такого рода архетипы по Юнгу дают стимул к созданию мифов, религий, философий, оказывающих влияние на целые народы, исторические эпохи, – они лежат в их основе. Но они же могут порождать и некие психозы, индивидуальные и массовидные, возникающие под их влиянием.

В связи с анализом бессознательного Юнг глубоко анализирует проблему символа. Через анализ религиозных символов он вновь возвращается к проблеме коллективного бессознательного. Символы, особенно религиозные символы, выполняют охранительную функцию: они не могут быть устранены из нашей жизни без значительных потерь, – там, где они подавляются или игнорируются, их психическая энергия исчезает в бессознательном (индивидуальном, коллективном) с непредсказуемыми последствиями. Она может служить оживлению тенденций, которые иначе не могли бы проявиться.

Юнг выдвинул концепцию, согласно которой индивидуальное бессознательное Фрейда – всего лишь часть гораздо более обширного «коллективного бессознательного » (общей памяти всего человеческого рода, хранящейся в тайниках человеческой души, в глубине человеческого сознания ), а также сформулировал идею архетипов – общечеловеческих первообразов – содержания коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное – понятие аналитической психологии Юнга, обозначающее совокупность наследуемых людьми универсальных неосознаваемых психических структур, механизмов, архетипов, инстинктов, импульсов, образов и т.д., передаваемых от поколения к поколению как субстрат психического бытия, включающий в себя психический опыт предшествующих поколений. Согласно Юнгу, основное содержание коллективного бессознательного составляют инстинкты и архетипы. По Юнгу, оно идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным. Этот слой психики непосредственно связан с инстинктами, то есть наследуемыми факторами. Динамика архетипов согласно Юнгу, лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений. В качестве основной задачи психотерапии полагал восстановление нарушенных связей между различными уровнями и системами психики. Юнг разработал типологию характеров («Психологические типы» – 1921), в основе которой располагается выделение доминирующей психической функции (мышление, ощущение, интуиция, чувство) и преобладающей направленности на внешний и внутренний мир. Исследовал обширный круг разнообразных проблем: мифы, обряды, ритуалы, символику, сновидения, фольклор, религии, астрологию, алхимию, психические расстройства, культуру и др. Принадлежа к протестантской церкви, Юнг считал ее косвенным источником психологического кризиса западной цивилизации в 19-20 веках, завершившегося невиданным распространением атеизма. Остерегаясь этих тенденций, Юнг тем не менее полагал, что они являют собой новую эпоху в эволюции культуры Запада. По Юнгу, любой Бог – только лишь символ Бога, обитающего внутри нас, в коллективном бессознательном, – следовательно, если мы перестаем верить в этот символ, мы сталкиваемся с Богом лицом к лицу. У людей появляется шанс постигнуть Бога как один из феноменов собственного внутреннего мира. Значительное внимание уделял разработке оригинальной концепции личности (вопросам ее становления, структуры и самореализации), которую частично изложил в трудах «Отношения между Я и бессознательным» (1928), «Неоткрытое Я» (1957) и др. В качестве основного содержания психической жизни человека принимал стремление личности к полному воплощению своих возможностей и потенций. Наше «Я», по Юнгу, не является подлинным центром психики, его считает таковым лишь современный человек, сознание которого оторвано от бессознательного. Необходима «амплификация » – расширение сознания, постигающего свои глубинные основания. Эти психические процессы, ведущие также и к исчезновению невротических симптомов, Юнг обозначил понятием «индивидуация». Подчеркивая мощь и опасность архаического наследия человечества, таящегося в структурах коллективного бессознательного, Юнг отмечал, что психологически люди все еще пребывают на стадии детства. У них пока нет необходимого опыта развития и биопсихической фиксации феноменов культуры. Полагая, что основой культуры выступает прогресс символообразования, Юнг истолковывал развитие культуры и человека как болезненный процесс подавления инстинктивной природы людей. Трагический разрыв между природой и культурой породил, по Юнгу, универсальный человеческий невроз, который значительно осложняется по мере прогресса культуры и деградации окружающей среды. Индустриальная революция, по мнению Юнга, еще более отдалила человека от его бессознательного и природы. Это повлекло за собой усиление коллективных иррациональных сил, психическую инфляцию, обезличивание и атомизацию людей, появление массового человека с его труднопреодолимым стремлением к катастрофе. Вследствие этого, по Юнгу, нарастает опасность возникновения различных массовых психозов и господства тоталитаризма. Средствами для обуздания неискоренимой агрессивности людей и их неизбывного влечения к власти Юнг считал демократию как форму организации общественной жизни и гуманистическое изменение жизненных ориентаций индивидов.

Коллективное бессознательное – загадочно по своей природе, оно выражает себя через множество форм: сновидения, мифы и сказания, того или иного поведения в ситуациях, предчувствиях, или, когда человек решает заниматься каким-то новым делом и руки как будто узнают это «делание». Мудрецы правильно говорили: «Все ответы в тебе!».

Понятие коллективного бессознательного

Концепция коллективного бессознательного предполагает, что каждый человек является носителем общего опыта филогенетического развития человечества в целом. Коллективное бессознательное передается через мозговые структуры и являет собой самый глубинный пласт психики, а содержание выражает себя через определенные архетипы – схемы поведения, включающиеся в ответ на конкретно возникающие ситуации. В глубинном слое коллективного бессознательного дремлют не только архаические формы существования людей, но и осадки функционирования животных предков.

Кто впервые ввел термин о коллективном бессознательном?

Автор понятия коллективное бессознательное знаменитый швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг, самый известный и противоречивый ученик З. Фрейда. Впервые термин прозвучал в 1916 г. в опубликованной статье Юнга «Структура бессознательного», где он подчеркнул, что З. Фрейд, при анализе сновидений пациентов первым обнаружил элементы, не являющиеся из индивидуального бессознательного, но подчеркивающих архаичную, коллективную природу. Позже К.Г. Юнгом стал использоваться термин «объективная психика», затем «трансперсональное бессознательное».

Проблема коллективного бессознательного

Теория коллективного бессознательного К.Г. Юнга была почерпнута из идей о «коллективных представлениях» этнолога Леви-Брюля ассоциирующихся с процессами социализации человека, но Юнг пошел дальше опираясь на биологические и местами мистические трактовки человеческого бытия. Религиозные отношения, мифологические связи представлялись К.Г. Юнгу одними из важных элементов человеческой психики, закрепляющихся в виде символов коллективного бессознательного, в отличие от Фрейда, не уделявшего духовному опыту человека должного внимания.


Индивидуальное и коллективное бессознательное

Понятие коллективного и индивидуального бессознательного в человеке имеет некоторое различие. Индивидуальное бессознательное открытое З. Фрейдом всегда личностно, основано на врожденных инстинктах самосохранения, размножения, генетического материала, переданного родителями. Коллективное бессознательное идентично у всего человечества, образует самый глубинный пласт психики и является предпосылкой индивидуального бессознательного каждого отдельно взятого человека.

Коллективное бессознательное по Юнгу

Коллективное бессознательное в концепции Юнга состоит из конгломерата архетипов, а самим архетипов столько, сколько типичных жизненных ситуаций, повторяющихся и закрепляющихся в психике в виде формы не наполненной содержанием, а содержащей возможности определенного типа восприятия или действия. Сами архетипы активируются в виде образа в подсознании, когда проигрывается соответствующая для них ситуация и проявляются во время сновидений, спонтанного творческого самовыражения.

Структура коллективного бессознательного

Для того, чтобы понимать, что формирует структуру коллективного бессознательного по Юнгу, важно обратиться за разъяснениями к трудам самого психоаналитика. К. Г. Юнг обозначал содержимое коллективного бессознательного опираясь на следующие параметры:

  • передается по наследству;
  • состоит из архетипов, являющихся предшественниками и образцами инстинктивного проявления;
  • архаично по природе: содержание и образы поведения идентичны у всего человечества не взирая на расовую принадлежность, и это образует единое основание душевной жизни каждого;
  • мифологично по структуре;
  • неподвластно контролю .

Архетипы коллективного бессознательного

Юнг об архетипах коллективного бессознательного говорил, что это своего рода помощь человеку адаптироваться во внешней среде. Люди подчиняются трем базовым моделям поведения:

  • хаос – стремление к войне;
  • порядок или нейтралитет – сотрудничество, кооперация, поддержание баланса;
  • гармония – стремление к процветанию, взаимопониманию и красоте во всем.

Архетипов много, но К. Г. Юнг выделяет основные или базовые, которые определяют существование, тактику поведения, взаимодействие с миром у большинства людей:

  1. Анима и Анимус . Женская и мужская дуальность в человеке.
  2. Тень – темная часть психики, тщательно охраняемая бессознательным.
  3. Герой – решает задачи связанные с опасностью, спускается в подземелье, побеждает драконов.
  4. Мудрый старец – Отец, положительный Анимус, сегодня К.Г. Юнга можно отнести к этому архетипу.
  5. Трикстер – он же Джокер, Дурак, архетип хитрости, коварства, но и невероятной мощи и энергии, всегда всплывает в сказаниях о Героях.
  6. Персона – то как человек являет себя обществу, «защитная кожа» .

Коллективное бессознательное у М. Фуко

Коллективное бессознательное в психологии совокупность архетипов, а коллективное бессознательное в философии это историческое или культурное бессознательное, по мнению Мишеля Фуко, философа и психолога, представителя антипсихиатрии создавшего первую психоаналитическую кафедру во Франции. Фуко определяет бессознательное как текст. При изучении разных эпох, Фуко заметил, для каждого отрезка времени существует «проблемное поле», образующееся из имеющихся дискурсов научных дисциплин, но все они образуют единую эпистему (систему знаний).

Эпистема реализуется в речи современников как определенный языковой код с предписаниями, нормами и запретами, бессознательно определяя поведение и мышление характерное для данной эпохи образуя единое коллективное историческое бессознательное. В противовес этому М. Фуко противопоставляет индивидуалистов аутсайдеров «социально отверженных» мыслителей, художников, безумцев, способных разрушить существующую эпиконструкцию.


Коллективное бессознательное – примеры

Коллективное бессознательное – примеры в жизни можно обнаружить при анализе поведения людей, которые находятся в толпе, и здесь коллективное или трансперсональное бессознательное проявляет себя через два вида поведения:

  1. Объединяющее массовое поведение – толпа становится единым целым в результате заражения одинаковым эмоциональным фоном, идеями – так бывает во время митинг, где группа людей отстаивает свои права, или это толпа фанатиков в состоянии всеобщего экстаза.
  2. Разъединяющее массовое поведение – здесь коллективное бессознательное выступает как «сеющее» панику и хаос. Люди эмоционально потрясены, и поведенческие механизмы в незнакомой ситуации срабатывают на уровне выживания, люди действуя иррационально – внешне это выглядит, что человек не отдает себе отчета в своем поведении.

Пример из психиатрической практики К.Г. Юнга. Один из пациентов был под влиянием архетипа Спасителя и подозвал доктора посмотреть вместе с ним на солнце, чтобы лицезреть солнечный фаллос, и если попробовать качать головой из стороны в сторону, то фаллос будет также раскачиваться, создавая ветер. В 1910 г. Юнг изучая мифологию наткнулся на описание древней литургии культа Митры, где описывалось видение солнечной трубки на светиле, порождающей ветер. Сходство между этими описаниями очевидно, и в пациенте пробудилась информация из коллективного бессознательного древности.