Крестьянская реформа 1861 года ее итоги и значение кратко. Подготовка к реформе

Крестьянская реформа 1861 г. - буржуазная реформа, отменившая крепостное право и способствовавшая развитию капитализма в России.

Была вызвана рядом объективных социально-экономических предпосылок - крепостничество препятствовало индустриальной модернизации страны, необходимой для ее экономического развития. Субъективные политические предпосылки обусловили поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг., а также нравственная готовность императора Александра II стать одним из инициаторов реформы в качестве первого лица в государстве.

Подготовка реформы началась в январе 1857 г. в традиционном для России Секретном комитете по крестьянскому делу, однако его медлительность и, главное, недовольство дворянства, обеспокоенного непроверенными слухами о программе реформы, вызвали необходимость ее проведения в условиях большей гласности.

20 ноября 1857 г. в рескрипте виленскому губернатору В. И. Назимову дворянству было рекомендовано создавать местные губернские комитеты для разработки своих проектов реформы и изложен план правительства: уничтожение личной зависимости крестьян; сохранение помещичьей собственности на землю и обязанности крестьян выполнять барщину или платить оброк за отданную им землю; предоставление крестьянину права выкупа своей усадьбы (жилой дом и хозяйственные постройки). Рескрипт положил начало открытой подготовки реформы, возложенной на созданный в феврале 1858 г. Главный комитет по крестьянскому делу. Комитету поручалось выработать общую программу реформы, которая должна была максимально удовлетворить интересы дворянства и обеспечить спокойствие в государстве.

Основным предметом споров в губернских комитетах между консервативными и либеральными помещиками (крестьяне от обсуждения были отстранены) стал вопрос о размере наделов, предоставляемых крестьянам, и объеме их повинностей. В итоге было выработано два варианта проектов, в которых решение спорных вопросов зависело от плодородия почвы: в черноземных районах помещики стремились максимально сократить крестьянские наделы, увеличив при этом стоимость каждой десятины земли; в нечерноземной зоне дворяне были готовы увеличить крестьянские наделы, но за большой выкуп.

В годы знаменитой крестьянской реформы в России в середине девятнадцатого века в разных регионах страны стоимость земли - в результате начатых преобразований - изменялась по-разному. В одних дорожала, в других, наоборот, дешевела. Дома крестьян были разные: на землях Центральной России дома были бревенчатые, в южных широтах, особенно в Малороссии - мазанки. В наше с вами время выбор материалов для строительства дома несравненно расширился. Но всё-таки предпочтение и сегодня отдают обычно бюджетным вариантам. Так, стоимость дома из пеноблоков выгодно отличает его от многих иных. Это инновационный стройматериал. Крупные кирпичи нарезают из застывшей специальной бетонной смеси. Размер и вес этого материала определяют и более высокую скорость строительства дома.

Оба варианта проекта реформы поступили в Редакционные комиссии (пред. Я. И. Ростовцев), учрежденные в марте 1859 г. при Главном комитете для обобщения всех предложений. При их обсуждении в угоду консерваторам размеры наделов крестьян были урезаны, а их повинности увеличены. 10 октября 1860 г. проект реформы поступил в Главный комитет, 28 января - в Государственный совет, утвердивший проект 16 февраля 1861 г.

19 февраля 1961 г. Александр II подписал два законодательных документа, положивших начало проведению реформы: Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» и «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

В тот же день Главный комитет по крестьянскому делу был заменен Главным комитетом «Об устройстве сельского состояния» (пред. - великий князь Константин Николаевич). Его задача - осуществлять высшее наблюдение за введением в действие «Положений» 19 февраля, рассматривать проекты законов, дополнявших и развивавших основные установления этого документа, изменявших правовое и поземельное состояние удельных и государственных крестьян, а также принимать решения по спорным и административным делам. На местах были учреждены губернские по крестьянским делам присутствия.

Обнародование Манифеста и «Положений» 19 февраля в Петербурге и Москве состоялось 5 марта, в провинции растянулось до 2 апреля.

В Манифесте и «Положениях» рассматривались три основных вопроса: личное освобождение крестьян, наделение их землей и порядок совершения выкупной сделки между помещиком и «сельским обществом» (общиной).

Манифест лицемерно акцентировал «добровольность» и «жертвенность» Дворянства, по инициативе которого царь даровал крестьянам личную свободу и общегражданские права. Крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, самостоятельно заключать сделки, выступать как юридическое лицо, защищать свои права в суде, поступать на службу и в учебные заведения, жениться по своему выбору, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов. Освободив крестьян, правительство начало создавать в деревне выборные органы их местного самоуправления.

Вместе с тем права крестьян ограничивались, так как сохранялось общинное землепользование, переделы наделов, круговая порука (особенно при выплате налогов и выполнении государственных повинностей). Крестьяне оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказанию. Кроме того, полное освобождение крестьян откладывалось на два года - они обязаны были выполнять прежние повинности до 19 февраля 1863 г.

«Положения» регламентировали процесс выделения крестьянам земли и размер наделов. Территория России была условно разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. В каждой устанавливался «высший» и «низший» размеры крестьянского полевого надела. В этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком. Их поземельные отношения и объем повинностей закреплялись уставной грамотой на каждое имение. Для урегулирования споров между помещиком и крестьянской общиной привлекались мировые посредники (они же проверяли правильность составления уставной грамоты).

При решении земельного вопроса крестьянские наделы были значительно урезаны. Если до реформы крестьянин пользовался наделом, превышающим высшую норму в полосе, то этот «излишек» отчуждался в пользу помещика. В целом по стране крестьяне получили на 20% земли меньше, чем они обрабатывали раньше. Так образовались «отрезки», отобранные помещиками у крестьян.

Освобождение крестьян и получение ими надельной (общинной) земли было тесно увязано с оплатой ее стоимости, т. е. фактически крестьяне платили не только за землю, но и за личное освобождение. Исключение составляли так называемые дарственные наделы, полученные бесплатно и составлявшие!/4 высшей нормы надела. Получение дарственного надела освобождало от выкупных платежей, но перейти «на дар» крестьянин мог только с разрешения помещика, от власти которого он сразу же освобождался. Большинство дарственников, получивших «нищенские» (или «сиротские») наделы, оказались в крайне бедственном положении и впоследствии неоднократно обращались за помощью к земствам.

Выкупная сделка осуществлялась между помещиком и всей общиной. Накануне реформы стоимость земли была завышена в 1,5 раза по сравнению с прежней рыночной ценой. У крестьян не было денег, необходимых для выплаты всей стоимости земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, была разработана схема, выгодная и помещикам, и государству. По ней крестьяне должны были сами выплатить владельцу земли 20% ее стоимости (деньгами или отработками), а на выплату остальных 80% они получали от правительства ссуду, которую должны были ежегодно возвращать в течение 49 лет в форме выкупных платежей с начислением 6% годовых. К 1906 г., когда крестьяне упорной борьбой добились отмены выкупных платежей, они выплатили государству 1,54 млрд руб., в 3 раза больше реальной рыночной стоимости земли в 1861 г. 

До уплаты помещику 20% стоимости земли крестьяне назывались временнообязанными - они должны были платить оброк и выполнять барщину. Поскольку помещики не торопились терять даровой труд крестьянства, они во многих случаях тормозили совершение выкупной сделки. Поэтому в ряде районов перевод крестьян на выкуп растянулся на 20 лет. Лишь 28 декабря 1881 г. было издано «Положение», предусматривавшее обязательность перевода крестьян на выкуп и прекращение их временнообязнного состояния.

Реформа 1861 г. имела очень большое значение: она принесла свободу 23 млн крепостных крестьян; расчистила дорогу для социально-экономической эволюции России по капиталистическому пути и модернизации экономики; создала импульс для проведения либеральных социально-политических преобразований и совершенствования системы государственного управления. Современники справедливо называли реформу Великой.

Вместе с тем реформа имела половинчатый характер: тяжесть выкупных платежей обрекала крестьян на нищету; они фактически не получили земли и остались в экономической зависимости от помещиков, сохранивших свою главную собственность. Следовательно, реформа не сняла аграрного вопроса в России, который сохранял свою остроту до начала XX в.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 254-257.

КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 года - система законодательных актов, в результате которых в Российской империи отменено крепостное право и введено крестьянское самоуправление.

Кестьянская реформа - клю-че-вое зве-но т. н. Ве-ли-ких ре-форм 1860-1870-х годов. Со-ци-аль-но-эко-но-мические и об-ще-ст-вен-но-по-ли-тические пред-по-сыл-ки ре-фор-мы, а так-же осоз-на-ние не-об-хо-ди-мо-сти её про-ве-де-ния скла-ды-ва-лись по-сте-пен-но (в ис-то-рио-гра-фии при-ня-то счи-тать, что не-по-сред-ст-вен-ным по-во-дом к про-ве-де-нию Кестьянской реформы ста-ло по-ра-же-ние Рос-сии в Крым-ской вой-не 1853-1856 годов). Идея от-ме-ны кре-по-ст-но-го пра-ва раз-раба-ты-ва-лась в Сек-рет-ных ко-ми-те-тах (пер-вый уч-ре-ж-дён в 1826 году), два из ко-торых (в 1846 и 1848 годах) воз-глав-лял на-след-ник пре-сто-ла великий князь Алек-сандр Ни-колае-вич (бу-ду-щий император Алек-сандр II).

Под-го-тов-ка ре-фор-мы.

Впер-вые о не-об-хо-ди-мо-сти аг-рар-ных пре-об-ра-зо-ва-ний император Алек-сандр II от-кры-то зая-вил в сво-ей ре-чи пе-ред пред-ста-вите-ля-ми дво-рян-ст-ва Мо-с-ков-ской губернии 30.3(11.4).1856 года. По его сло-вам, «луч-ше на-чать унич-то-жать кре-по-ст-ное пра-во свер-ху, не-же-ли ожи-дать вре-ме-ни, ко-гда оно нач-нёт са-мо унич-то-жать-ся сни-зу». В 1857 году Алек-сандр II воз-гла-вил по-след-ний Сек-рет-ный к-т по кре-сть-ян-ско-му де-лу [об-ра-зо-ван 3(15) января; пре-об-ра-зо-ван императорским ука-зом от 21.2(5.3).1858 года в Глав-ный ко-ми-тет по кре-сть-ян-ско-му де-лу; в от-сут-ст-вие им-пе-ра-то-ра воз-глав-лял-ся А.Ф. Ор-ло-вым, с 25.9(7.10).1860 года - великим князем Кон-стан-ти-ном Ни-ко-лае-ви-чем]. При под-го-тов-ке и про-ве-де-нии Кестьянской реформы император Алек-сандр II опи-рал-ся на груп-пу «ли-бе-ральных бю-ро-кра-тов», ко-то-рым по-кро-ви-тель-ст-во-ва-ли великий князь Кон-стан-тин Ни-ко-лае-вич и великая княжна Еле-на Пав-лов-на, пре-дос-та-вив-шая им-пе-ра-то-ру в октябре 1856 года про-ект ос-во-бо-ж-де-ния кре-сть-ян в её име-нии Кар-лов-ка в Пол-тав-ской губернии, спе-ци-аль-но раз-ра-бо-тан-ный Н.А. Ми-лю-ти-ным.

В октябре 1857 года им-пе-ра-то-ром был по-лу-чен все-под-дан-ней-ший ад-рес от дво-рян-ст-ва 3 северо-западных гу-бер-ний (Ви-лен-ской, Грод-нен-ской и Ко-вен-ской) с прось-бой от-ме-нить кре-по-ст-ное пра-во при ус-ло-вии со-хра-не-ния всей зе-мель-ной соб-ст-вен-но-сти за по-ме-щи-ка-ми. В от-вет был на-прав-лен Вы-со-чай-ший ре-ск-рипт от 20.11(2.12).1857года на имя ви-лен-ско-го, ко-вен-ско-го и грод-нен-ско-го генерал-гу-бер-на-то-ра В.И. На-зи-мо-ва (ак-тив-но-го сто-рон-ни-ка Кестьянской реформы), в ко-то-ром из-ла-га-лась пер-вая пра-ви-тельственная про-грам-ма ре-фор-мы - лич-ное ос-во-бо-ж-де-ние кре-сть-ян, их пра-во поль-зо-вать-ся зем-лёй за по-вин-но-сти. Ре-ск-рипт но-сил ло-каль-ный ха-рак-тер, од-на-ко его со-дер-жа-ние сра-зу же бы-ло офи-ци-аль-но пре-да-но глас-но-сти: текст ра-зо-слан всем гу-бер-на-то-рам и гу-берн-ским пред-во-ди-те-лям дво-рян-ст-ва для оз-на-ком-ле-ния и опуб-ли-ко-ван в газете «Le Nord» (Брюс-сель), спе-ци-аль-но соз-дан-ной по ини-циа-ти-ве МВД , и в «Жур-на-ле Ми-ни-стер-ст-ва внут-рен-них дел». Ана-ло-гич-ный ре-ск-рипт на-прав-лен санкт-пе-тербургскому генерал-гу-бер-на-то-ру П.Н. Иг-нать-е-ву . По-сле это-го пра-ви-тель-ст-вом ини-ции-ро-ва-ны ад-ре-са от дво-рян-ст-ва ос-таль-ных ев-ропейских гу-бер-ний Рос-сии, в от-вет на них да-ны ре-ск-рип-ты губер-на-то-рам (по об-раз-цу ре-ск-рип-тов На-зи-мо-ву и Иг-нать-е-ву). К об-су-ж-де-нию во-про-сов пра-ви-тельственной по-ли-ти-ки впер-вые бы-ли при-вле-че-ны ши-ро-кие кру-ги дво-рян-ст-ва: от-кры-ты 46 гу-берн-ских ко-ми-те-тов по кре-сть-ян-ско-му де-лу (1858-1859 годы) и две Об-щие ко-мис-сии для северо-западных и юго-западных гу-бер-ний, ко-то-рые долж-ны бы-ли раз-ра-бо-тать свои про-ек-ты ре-фор-мы. В гу-берн-ских ко-ми-те-тах сло-жились два про-ти-восто-яв-ших ла-ге-ря по-ме-щи-ков: кон-сер-ва-тив-ное боль-шин-ст-во (И.В. Га-га-рин, Д.Н. Шид-лов-ский, П.П. Шу-ва-лов и др.; от-стаи-ва-ло пра-во по-ме-щи-ков на зем-лю и вот-чин-ную власть) и ли-бе-раль-ное мень-шин-ст-во (А.И. Ко-ше-лёв, А.М. Ун-ков-ский, В.А. Чер-кас-ский, А Г. Шре-тер и др.; вы-сту-па-ло за уп-разд-не-ние вот-чин-ной вла-сти и вы-куп кре-сть-я-на-ми на-дель-ной зем-ли в соб-ст-вен-ность).

Раз-ра-бот-ка ре-фор-мы.

Императором Алек-сан-дром II 18(30).10.1858 года бы-ли да-ны «ру-ко-во-дя-щие ос-но-вы» для раз-ра-бот-ки ре-фор-мы - за-щи-та ин-те-ре-сов по-ме-щи-ков при без-ус-лов-ном «улуч-ше-нии бы-та кре-сть-ян» и со-хра-не-нии не-зыб-ле-мо-сти вла-сти. Это по-мог-ло ли-бе-раль-но-му мень-шин-ст-ву в гу-берн-ских ко-ми-те-тах одер-жать верх. Главным комитетом 4(16).12.1858 года бы-ла при-ня-та но-вая пра-ви-тельственная про-грам-ма от-ме-ны кре-по-ст-но-го пра-ва, ко-то-рая пре-ду-смат-ри-ва-ла вы-куп на-дель-ной зем-ли кре-сть-я-на-ми в соб-ст-вен-ность, ли-к-ви-да-цию вот-чин-ной вла-сти по-ме-щи-ков и соз-да-ние ор-га-нов кре-сть-ян-ско-го об-щественного са-мо-управ-ле-ния. Для рас-смот-рения про-ек-тов гу-берн-ских ко-ми-те-тов 4(16).3.1859 года бы-ло соз-да-но но-вое вне-ве-дом-ст-вен-ное уч-ре-ж-де-ние - Ре-дак-ци-он-ные ко-мис-сии из пред-ста-ви-те-лей бю-ро-кра-тии и об-щественных дея-те-лей (председатель - Я.И. Рос-тов-цев, с 1860 года - В.Н. Па-нин), боль-шин-ст-во ко-то-рых яв-ля-лись сто-рон-ни-ка-ми ли-бе-раль-ных про-ек-тов ре-фор-мы. Их об-ще-при-знан-ным ли-де-ром был Н.А. Ми-лю-тин, имен-но его про-ект ос-во-бо-ж-де-ния кре-сть-ян с зем-лёй за вы-куп вы-дви-нут в ка-че-ст-ве еди-но-го пред-ло-же-ния пред-ста-ви-те-ля-ми ли-бе-раль-ной бю-ро-кра-тии. Он по-слу-жил ос-но-вой официальной мо-де-ли для об-ще-рос-сий-ско-го за-ко-но-да-тель-ст-ва. В об-су-ж-де-нии про-ек-та ре-фор-мы в Ре-дак-ци-он-ных ко-мис-си-ях уча-ст-вова-ли пред-ста-ви-те-ли гу-берн-ских ко-ми-те-тов (по 2 от ка-ж-до-го ко-ми-те-та). Они под-верг-ли кри-ти-ке раз-ра-бо-тан-ный Ре-дакционными ко-мис-сия-ми про-ект, но его основные на-ча-ла ос-та-лись без из-ме-не-ний. К сентябрю 1859 года под-го-тов-лен окон-ча-тель-ный про-ект Ре-дакционных ко-мис-сий. Он был при-нят Главным комитетом по кре-сть-ян-ско-му де-лу и 28.1(9.2).1861 года пе-ре-дан в Государственный со-вет, где он ут-вер-ждён под на-жи-мом императора Алек-сан-д-ра II и великого князя Кон-стан-ти-на Ни-ко-лае-ви-ча.

Про-ве-де-ние ре-фор-мы.

Император Алек-сандр II 19.2(3.3).1861 года, в день 6-й го-дов-щи-ны сво-его пре-бы-ва-ния на пре-сто-ле, под-пи-сал Ма-ни-фест об от-ме-не кре-по-ст-но-го пра-ва [«О все-ми-ло-сти-вей-шем да-ро-ва-нии кре-пост-ным лю-дям прав со-стоя-ния сво-бод-ных сель-ских обы-ва-те-лей»; об-на-ро-до-ван 5(17).3.1861 года], «Об-щее по-ло-же-ние о кре-сть-я-нах, вы-шед-ших из кре-по-ст-ной за-ви-си-мо-сти» и 17 до-пол-нительных до-ку-мен-тов. Со-глас-но им, по-ме-щи-чьи кре-сть-я-не (око-ло по-ло-ви-ны все-го российского кре-сть-ян-ст-ва) по-лу-ча-ли лич-ную сво-бо-ду и пра-во рас-по-ря-жать-ся сво-им иму-ще-ст-вом. По-ме-щи-ки со-хра-ня-ли соб-ст-вен-ность на всю при-над-ле-жав-шую им зем-лю, но бы-ли обя-за-ны пре-дос-та-вить кре-сть-я-нам усадь-бу за вы-куп (смотри Вы-куп-ная опе-ра-ция), а так-же по-ле-вой на-дел в по-сто-ян-ное поль-зо-ва-ние (от-ка-зать-ся от не-го кре-сть-я-не не име-ли пра-ва в те-че-ние 9 лет). За поль-зо-ва-ние зем-лёй кре-сть-я-не от-бы-ва-ли бар-щи-ну или пла-ти-ли об-рок. Раз-ме-ры по-ле-во-го на-де-ла и по-вин-но-стей долж-ны бы-ли фик-си-ро-вать-ся в ус-тав-ных гра-мо-тах, для со-став-ле-ния ко-то-рых от-во-дил-ся двух-лет-ний срок. Со-став-ле-ние ус-тав-ных гра-мот по-ру-ча-лось по-ме-щи-кам, их про-вер-ка - ми-ро-вым по-сред-ни-кам. Кре-сть-я-не име-ли пра-во вы-ку-пить по-ле-вой на-дел по тре-бо-ва-нию по-ме-щи-ка или по со-гла-ше-нию с ним. Кре-сть-я-не, вы-ку-пив-шие свои зем-ли, на-зы-ва-лись кре-сть-я-на-ми-соб-ст-вен-ни-ка-ми, не пе-ре-шед-шие на вы-куп, - вре-мен-но-обя-зан-ны-ми кре-сть-я-на-ми. Кре-сть-я-не мог-ли пе-рей-ти на дар-ст-вен-ный на-дел (1/4 от по-ло-жен-но-го, но без вы-ку-па), в этом слу-чае они на-зы-ва-лись кре-сть-я-на-ми-дар-ст-вен-ни-ка-ми. Многие кре-сть-я-не так и по-сту-па-ли, т. к. стои-мость зем-ли по вы-ку-пу фак-ти-че-ски пре-вы-ша-ла её дей-ст-вительную це-ну. Кре-сть-ян-ская об-щи-на со-хра-ня-лась. На-дель-ная зем-ля пе-ре-да-ва-лась кре-сть-я-нам на пра-вах об-щин-но-го поль-зо-ва-ния, а по-сле вы-ку-па - об-щин-ной соб-ст-вен-но-сти.

В 4 «Ме-ст-ных по-ло-же-ни-ях» оп-ре-де-ля-лись раз-ме-ры зе-мель-ных на-де-лов и по-вин-но-стей за поль-зо-ва-ние ими в 44 губер-ни-ях Ев-ропейской Рос-сии. «Ме-ст-ное по-ло-же-ние о по-зе-мель-ном уст-рой-ст-ве кре-сть-ян... в гу-бер-ни-ях: Ве-ли-ко-рос-сий-ских, Но-во-рос-сий-ских и Бе-ло-рус-ских» рас-про-стра-ня-лось на 29 ве-ли-ко-рус-ских гу-бер-ний, 3 но-во-рос-сий-ские (Ека-те-ри-но-слав-скую, Тав-ри-че-скую, Хер-сон-скую), 2 бе-ло-рус-ские (Мо-ги-лёв-скую, часть Ви-теб-ской) гу-бер-нии и на часть Харь-ковской губернии. Раз-ме-ры ду-ше-во-го на-де-ла оп-ре-де-ля-лись в за-ви-си-мо-сти от по-лос (не-чер-но-зём-ной, чер-но-зём-ной, степ-ной). В не-чер-но-зём-ной по-ло-се выс-ший раз-мер ду-ше-во-го на-де-ла со-став-лял от 3 до 7 десятин (от 3,3 до 7,6 га), низ-ший - 1/3 выс-шего. В чер-но-зём-ной по-ло-се: выс-ший - от 23/4 до 6 десятин (от 2,5 до 6,5 га), низ-ший - ме-нее 1 десятины (1,1 га). В степ-ной по-ло-се: в ве-ли-ко-рус-ских гу-бер-ни-ях - от 6 до 12 десятин (от 6,5 до 13,1 га), в ук-ра-ин-ских - от 3 до 6,5 десятин (от 3,3 до 7,1 га). Ес-ли на-дел был боль-ше выс-ше-го, из-ли-шек мог быть от-ре-зан, ес-ли же мень-ше низ-шей нор-мы, то по-ме-щик обя-зан был при-ре-зать не-дос-таю-щее ко-ли-чест-во зем-ли. Об-рок ус-та-нав-ли-вал-ся от 3 до 12 рублей в год за ду-ше-вой на-дел. Бар-щи-на за выс-ший ду-ше-вой на-дел со-став-ля-ла 40 муж-ских и 30 жен-ских ра-бо-чих дней в год. Ос-таль-ные «Ме-ст-ные по-ло-же-ния» в основном по-вто-ря-ли «Ме-ст-ное по-ло-же-ние о по-зе-мель-ном уст-рой-ст-ве кре-сть-ян … в гу-бер-ни-ях: Ве-ли-ко-рос-сий-ских, Но-во-рос-сий-ских и Бе-ло-рус-ских», но с учё-том спе-ци-фи-ки ка-ж-до-го рай-она. Так, «Ме-ст-ное по-ло-же-ние» для Чер-ни-гов-ской, Пол-тав-ской и час-ти Харь-ков-ской гу-бер-ний, в ко-то-рых от-сут-ст-во-ва-ло об-щин-ное зем-ле-вла-де-ние, пре-ду-смат-ри-ва-ло на-де-ле-ние кре-сть-ян зем-лёй на ос-но-ве на-след-ст-вен-но-се-мей-но-го прин-ци-па. Ка-ж-дая гу-бер-ния под-раз-де-ля-лась на несколько ме-ст-но-стей, для ко-то-рых ус-та-нав-ли-ва-лась выс-шая нор-ма ду-ше-во-го на-де-ла: от 23/4 до 41/2 десятин (от 2,5 до 4,9 га). Низ-шая нор-ма со-став-ля-ла 1/2 выс-шей. По-вин-но-сти на Ле-во-бе-реж-ной Ук-раи-не бы-ли мень-ше, чем в ве-ли-ко-русских гу-бер-ни-ях (об-рок - от 1 рубля 40 копеек до 2 рублей 80 копеек за 1 десятину; бар-щи-на - от 12 до 21 муж-ско-го ра-бо-че-го дня за 1 десятину). «Ме-ст-ное по-ло-же-ние» для 3 гу-бер-ний Пра-во-бе-реж-ной Ук-раи-ны (Ки-ев-ской, Во-лын-ской, По-доль-ской) за-кре-п-ля-ло за кре-сть-я-на-ми всю зем-лю, ко-то-рой они поль-зо-ва-лись по Ин-вен-тар-ным пра-ви-лам 1847-1848 годов. По-вин-но-сти здесь бы-ли нес-коль-ко ни-же, чем на Ле-во-бе-реж-ной Ук-раи-не. По «Ме-ст-но-му по-ло-же-нию» для Ви-лен-ской, Грод-нен-ской, Ро-вен-ской, Мин-ской и час-ти Ви-теб-ской гу-бер-ний за кре-сть-я-на-ми за-кре-п-ля-лась вся зем-ля, ко-то-рой они поль-зо-ва-лись до Кестьянской реформы. По-вин-но-сти оп-ре-де-ля-лись в не-сколь-ко умень-шен-ном раз-ме-ре по срав-не-нию с те-ми, ко-то-рые бы-ли за-фик-си-ро-ва-ны в ин-вен-та-ри-ях име-ний. Под влия-ни-ем Поль-ско-го вос-ста-ния 1863-1864 годов про-изош-ли из-ме-не-ния в ус-ло-ви-ях Кестьянской реформы в западных гу-бер-ни-ях и на Пра-во-бе-реж-ной Ук-раи-не. Здесь вво-дил-ся обя-за-тель-ный вы-куп, вы-куп-ные пла-те-жи умень-ша-лись на 20%, был пе-ре-смот-рен раз-мер кре-сть-ян-ско-го на-де-ла (кре-сть-я-не, ут-ра-тив-шие часть сво-его зем-ле-вла-де-ния в 1857-1861 годах, по-лу-чи-ли свои на-де-лы об-рат-но пол-но-стью, обез-земе-лен-ные рань-ше - час-тич-но). На-де-лы кре-сть-ян по срав-не-нию с ко-ли-че-ст-вом зем-ли, за-фик-си-ро-ван-ным в ус-тав-ных гра-мо-тах, зна-чи-тель-но уве-ли-чи-лись.

Реа-ли-за-ция Кестьянской реформы на-ча-лась с со-став-ле-ния ус-тав-ных гра-мот. Этот про-цесс в основном за-вер-шил-ся к середине 1863 года. Все-го бы-ло со-став-ле-но около 113 тысяч гра-мот (в це-лом от кре-по-ст-ной за-ви-си-мо-сти ос-во-бо-ж-де-но 22,5 миллионов по-ме-щичь-их кре-сть-ян обое-го по-ла).

«По-ло-же-ние об уст-рой-ст-ве дво-ро-вых лю-дей» от 19.2(3.3).1861 года пре-ду-смат-ри-ва-ло ос-во-бо-ж-де-ние без зем-ли, но в те-че-ние 2 лет дво-ро-вые лю-ди ос-та-ва-лись в пол-ной за-ви-си-мо-сти от вла-дель-цев. Осо-бен-но-сти Кестьянской реформы для отдельных ка-те-го-рий кре-сть-ян и спе-ци-фи-че-ских рай-онов оп-ре-де-ля-лись 8 до-пол-ни-тель-ны-ми пра-ви-ла-ми от 19.2(3.3).1861 года («Об уст-рой-ст-ве кре-сть-ян, во-дво-рён-ных в име-ни-ях мел-ко-по-ме-ст-ных вла-дель-цев, и о по-со-бии сим вла-дель-цам», «О при-пи-сан-ных к ча-ст-ным гор-ным за-во-дам лю-дях ве-дом-ст-ва Ми-ни-стер-ст-ва фи-нан-сов» и др.).

Кестьянская реформа кос-ну-лась так-же удель-ных кре-сть-ян, ко-то-рые по ука-зу от 26.6(8.7).1863 года пе-ре-во-ди-лись в раз-ряд кре-сть-ян-соб-ст-вен-ни-ков пу-тём обя-за-тель-но-го вы-ку-па на ус-ло-ви-ях «Об-ще-го по-ло-же-ния...». За-ко-ном от 24.11(6.12).1866 года на-ча-лась ре-фор-ма государственных кре-сть-ян (со-став-ля-ли 45% российского кре-сть-ян-ст-ва, бы-ли лич-но сво-бод-ны). За ни-ми со-хра-ня-лись зем-ли, на-ходив-шие-ся в их поль-зо-ва-нии. По за-ко-ну от 12(24).6.1886 года государственные кре-сть-я-не бы-ли пе-ре-ве-де-ны на вы-куп.

Кре-по-ст-ное пра-во бы-ло от-ме-не-но так-же на национальных ок-раи-нах Российской им-пе-рии: на Кав-ка-зе, в За-кав-ка-зье, в Бес-са-ра-бии. Ус-ло-вия ре-форм в этих мес-тах бы-ли бо-лее тя-жё-лы-ми (вся зем-ля ос-та-ва-лась за по-ме-щи-ка-ми, вы-куп не толь-ко по-ле-во-го на-де-ла, но и усадь-бы за-ви-сел от их во-ли).

Кестьянская реформа 1861 года по-ло-жи-ла на-ча-ло се-рии ре-форм - су-деб-ной ре-фор-ме 1864 года, зем-ской ре-фор-ме 1864 года, во-ен-ным ре-фор-мам 1860-1870-х годов, по-лу-чив-шим название «Ве-ли-кие ре-фор-мы». Они оз-на-ча-ли пе-ре-строй-ку государственной сис-те-мы в це-лом, спо-соб-ст-во-ва-ли раз-ви-тию ка-пи-та-лиз-ма и про-цес-сов мо-дер-ни-за-ции в Рос-сии, соз-да-ние пред-по-сы-лок для пе-ре-хо-да от сос-лов-но-го к гражданскому об-щест-ву. Вос-при-ни-ма-лись боль-шин-ст-вом со-вре-мен-ни-ков как по-во-рот-ный пункт российской ис-то-рии, а император Алек-сандр II во-шёл в ис-то-рию как «царь-ос-во-бо-ди-тель». Вме-сте с тем Кестьянская реформа 1861 года бы-ла под-верг-ну-та кри-ти-ке ре-во-люционными де-мо-кра-та-ми за не-до-с-та-точ-ный, по их мне-нию, раз-мер зе-мель-ных на-де-лов, по-лу-чен-ных кре-сть-я-на-ми.

Крестьянский вопрос в середине XIX в. стал первостепенной социально-политической проблемой в стране:

1) крепостное право тормозило процесс промышленного развития России;

2) крепостное право препятствовало преодолению военно-технической отсталости страны;

3) мешал складыванию рынка свободной рабочей силы;

4) не способствовал повышению покупательной способности населения и развитию торговли.

После поражения России в Крымской войне, которое показало значительное отставание страны от уровня развития передовых европейских государств, стала еще очевиднее необходимость реформ для приведения экономической и социально-политической системы в соответствие с потребностями времени.

О необходимости отмены крепостного права заявляла передовая российская общественность (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, декабристы, славянофилы и западники и др.). Всю первую половину XIX в. этот вопрос обсуждался и в правительственных кругах. Но даже попытки лишь смягчить крепостное право вызывали сопротивление помещиков.

После 1856 г. критика самодержавно-крепостнической системы усилилась.

В данных обстоятельствах новый император Александр II (1855–1881) вынужден был начать процесс реформирования земельных отношений.

Подготовка реформы

В 1857 г. был создан Секретный комитет, который начал разрабатывать план освобождения крестьян. В 1858 г. он был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Его члены должны были выработать общую правительственную линию по вопросу освобождения крестьян. В 1859 г. при Главном комитете под председательством Я.И. Ростовцева были учреждены редакционные комиссии для рассмотрения проектов, которые были подготовлены губернскими комитетами, и для разработки проекта закона об отмене крепостного права. Представленные варианты проектов реформы в 1860 г. поступили в Главный комитет, где были детально изучены.

19 февраля 1861 г. в Государственном совете Александр II подписал Положения о реформе (17 законодательных актов) и Манифест об отмене крепостного права.

1. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права.

2. Положения регулировали вопросы наделения крестьян землей.

3. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел, но за выкуп, который равнялся годовой сумме оброка, увеличенной в среднем в 17 раз.

4. В течение 49 лет крестьяне должны были выплатить эту сумму с процентами.

5. До выкупа земли крестьяне продолжали считаться временнообязанными по отношению к помещику, должны были нести старые повинности – барщину и оброк.

Выход крестьян из крепостной зависимости обострил проблему малоземелья, наделы многих крестьян были очень малы, что препятствовало развитию сельского хозяйства.

Но, несмотря на ограниченный характер, крестьянская реформа имела большое значение. Она дала простор развитию капитализма в России.

31 вопрос. «Великие реформы» 1860-70 х гг.

Земская реформа 1864 г.: 1) изменила всю систему местного управления; 2) в губерниях и уездах были созданы земства, которые являлись выборными органами местного самоуправления, состояли из представителей всех сословий; 3) высокий имущественный ценз и многоступенчатая система выборов обеспечивали преобладание в земствах дворян; 4) земства не обладали политическими функциями, область их деятельности ограничивалась только хозяйственными вопросами; 5) земства сыграли позитивную роль в общественной жизни на местах.

Городская реформа 1870 г.: 1)была проведена по типу земской. В городах были созданы городские думы и городские управы;

2) городские органы местного самоуправления ведали также главным образом хозяйственными вопросами;

3) избранный городской глава возглавлял городскую думу и управу, координировал их деятельность. Судебная реформа 1864 г.

1. Эта реформа была наиболее радикальной из преобразований 1860–1870 гг.

2. Согласно судебной реформе Россия получала обновленный суд, который был основан на принципах буржуазного права, а именно новый суд стал: бессословным; гласным; состязательным; независимым.

3. Реформа вводила выборность некоторых судебных органов.

4. В соответствии с новой системой судопроизводства в судебных процессах участвовали прокурор и адвокат.

5. Вопрос о виновности или невиновности обвиняемого решался присяжными заседателями.

6. Была разграничена компетенция различных судебных инстанций. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Военная реформа:

1) необходимость проведения военной реформы стала очевидной в связи с поражением в Крымской войне;

2) она проводилась до 1874 г. В результате военной реформы были отменены рекрутские наборы; введена всеобщая воинская повинность, которую должны были отбывать все мужчины без различия сословий, которые достигли 20 лет, были годны к службе по здоровью; срок службы в армии был существенно сокращен: в пехоте вместо 25 лет – 6 лет, во флоте – 7 лет; стала действовать система многообразных льгот по сокращению срока службы для лиц, получающих образование, помогающих родителям и др. Реформы в системе образования:

1) в сфере образования произошли значительные изменения;

2) в 1864 г. были изданы Устав гимназий и Положение о народных училищах, которые регламентировали начальное и среднее образование;

3) в 1863 г. была восстановлена ликвидированная при Николае I автономия университетов.

В 1865 г. были введены Временные правила о печати, которые отменили цензуру для многих печатных изданий.

Финансовая реформа предопределяла формирование единого государственного бюджета, планирование которого было возложено на Министерство финансов.

Значение буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в.

Проведенные реформы существенно изменили прежний уклад общественной жизни и государства. Таким образом, были сделаны шаги на пути превращения России в буржуазную монархию. Продолжением преобразований могли бы стать политические реформы (проект конституционных изменений, разработанный М.Т. Лорис-Меликовым).

Но убийство в 1881 г. Александра II кардинально изменило направление курса правительства.


Похожая информация.


Подготовка реформы

3 января 1857 года был учреждён новый Секретный комитет по крестьянскому делу в составе 11 человек (бывший шеф жандармов А. Ф. Орлов, М. Н. Муравьёв, П. П. Гагарин и т. д.) 26 июля министром внутренних дел и членом комитета С. С. Ланским был представлен официальный проект реформы. Было предложено создать в каждой губернии дворянские комитеты, имеющие право вносить в проект свои поправки.

В 1858 году для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Комитеты подчинялись Главному комитету по крестьянскому делу (преобразован из Секретного комитета). Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения

Новая программа Главного комитета по крестьянскому делу была утверждена царём 21 апреля 1858 года . Программа строилась на принципах рескрипта Назимову. В программе было предусмотрено смягчение крепостной зависимости, но не её ликвидация. Одновременно с этим участились крестьянские волнения. Крестьяне не без основания беспокоились по поводу безземельного освобождения, утверждая, что «одна воля хлебом кормить не станет».

4 декабря 1858 года была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. В отличие от предыдущей, эта программа была более радикальной, и к принятию её правительство во многом подтолкнули многочисленные крестьянские волнения (наряду с давлением оппозиции). Эта программа была разработана Я. И. Ростовцевым. Основные положения новой программы были следующими:

* получение крестьянами личной свободы

* обеспечение крестьян наделами земли (в постоянное пользование) с правом выкупа (специально для этого правительство выделяет крестьянам специальный кредит)

* утверждение переходного («срочнообязанного») состояния

В конце августа 1859 года были вызваны депутаты от 21 губернского комитета. В феврале следующего года были вызваны депутаты от 24 губернских комитетов. Более либеральный проект вызвал недовольство поместного дворянства, и в 1860 в проекте были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в октябре 1860 года, и при его обсуждении в Государственном совете с конца января 1861 года.

19 февраля (3 марта) 1861 года в Петербурге император Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17-и законодательных актов.

Манифест был обнародован в Москве 5 марта (ст. ст.) 1861 года , в Прощёное воскресенье в Успенском соборе Кремля после литургии; тогда же был обнародован в Петербурге и некоторых иных городах; в остальных местах - в течение марта того же года.

Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов (всего 22 документа), касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России.

Основные положения реформы

Основной акт - «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» - содержал главные условия крестьянской реформы:

* Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всем, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям – членству в сельском обществе и владению надельной землей.

* Крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью.

* Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления были сельское общество, высшей (административной) единицей - волость.

* Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом.

* За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.

* Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;

* Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком - полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось.

* Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.

Размер наделов

Согласно реформе устанавливались максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов. Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю от размера минимума (т. н. «прирезки»), или снизить повинности. Прирезки имели место только в том случае, если за помещиком остаётся не менее трети (в степных зонах - половины) земель. За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. в год или барщина - 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Если надел был больше высшего, то помещик отрезал в свою пользу «лишнюю» землю. Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально.

В результате этого средний размер крестьянского надела пореформенного периода составлял 3,3 десятины на душу, что было меньше, чем до реформы. В чернозёмных губерниях помещики отрезали у крестьян пятую часть их земель. Самые большие потери понесли крестьяне Поволжья. Помимо отрезков, другими инструментами ущемления прав крестьян были переселения на неплодородные земли, лишение выпасов, лесов, водоёмов, загонов и других необходимых каждому крестьянину угодий. Трудности для крестьян представляла и чересполосица, вынуждавшая крестьян арендовать у помещиков земли, которые вдавались клиньями в крестьянские наделы.

Повинности временнообязанных крестьян

Крестьяне находились во временнообязанном состоянии вплоть до заключения выкупной сделки. На первых порах срок этого состояния не указывался. 28 декабря 1881 года он в конце концов был установлен. Согласно постановлению все временнообязанные крестьяне переводились на выкуп с 1 января 1883 года . Подобная ситуация имела место только в центральных регионах империи. На окраинах временнообязанное состояние крестьян сохранялось вплоть до 1912-1913 гг.

Во время временнообязанного состояния крестьяне обязаны были за пользование землёй платить оброк и трудиться на барщине. Размер оброка за полный надел составлял 8-12 рублей в год. Прибыльность надела и размер оброка никак не были связаны. Самый высокий оброк (12 рублей в год) платили крестьяне Петербургской губернии, земли которой были крайне неплодородны. Напротив, в чернозёмных губерниях величина оброка была значительно ниже.

Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет. В отличие от прежней барщины, пореформенная барщина была более ограниченна и упорядоченна. За полный надел крестьянину полагалось отработать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней.

Освобождение дворовых крестьян

«Положение об устройстве дворовых людей» предусматривало освобождение их без земли и усадьбы, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика. Дворовые слуги в то время составляли 6,5 % крепостных крестьян. Таким образом, огромное количество крестьян оказалось практически без средств к существованию.

Выкупные платежи

Положение «О выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. Цена земли определялась оброком, капитализированным из 6 % годовых. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства.

Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20 % выкупной суммы, а остальные 80 % вносило государство. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами. Ежегодный платёж составлял 6 % выкупной суммы. Таким образом, крестьяне суммарно уплачивали 294 % выкупной ссуды. В современных терминах, выкупная ссуда была кредитом с аннуитетными платежами на срок 49 лет под 5,6 % годовых. Уплата выкупных платежей была прекращена в 1906 году в условиях Первой русской революции. К 1906 году крестьяне заплатили 1 млрд 571 млн рублей выкупа за земли, стоившие 544 млн рублей. Таким образом крестьяне фактически (с учетом процентов по кредиту) уплачивали тройную сумму. Ставка кредита в 5,6 % годовых, учитывая неипотечный характер кредита (за неуплату выкупных взносов можно было изъять личное, не имеющее производственного значения, имущество крестьян, но не саму землю) и проявившуюся ненадежность заемщиков, была сбалансированной и сообразной со сложившимися ставками кредитования всех других видов заемщиков в то время.

«Манифест» и «Положения» были обнародованы с 7 марта по 10 апреля (в Петербурге и Москве - 5 марта). Опасаясь недовольства крестьян условиями реформы, правительство приняло ряд мер предосторожности (передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода и т. д.). Крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы, ответило на неё массовыми волнениями. Наиболее крупными из них были Бездненское выступление 1861 и Кандеевское выступление 1861.

Всего в течение только 1861 года было зафиксировано 1176 крестьянских восстаний, в то время как за 6 лет с 1855 г. по 1860 гг. их было лишь 474. Таким образом, число крестьянских восстаний в 1861 г. в 15 раз превысило прежний «рекорд» второй половины 1850-х годов. Восстания не утихали и в 1862 году, и подавлялись очень жестоко. За два года после объявления реформы правительству пришлось применить военную силу в 2115 селах.

Проведение Крестьянской реформы началось с составления уставных грамот, которое в основном было закончено к середине 1863 г. Уставные грамоты заключались не с каждым крестьянином по отдельности, а с «миром» в целом. «Мир» представлял собой общество крестьян, находившихся в собственности отдельного помещика. На 1 января 1863 г. крестьяне отказались подписать около 60 % грамот.

Цена земли по выкупу значительно превышала её рыночную стоимость в то время, в нечерноземной полосе в среднем в 2-2,5 раза (в 1854-1855 гг. цена всех крестьянских земель составляла 544 миллиона рублей, в то время как выкуп составлял 867 миллионов). В результате этого в ряде районов крестьяне добивались получения дарственных наделов и в некоторых губерниях (Саратовская, Самарская, Екатеринославская, Воронежская и др.) появилось значительное число крестьян-дарственников.

Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий. К 1881 оставалось во временнообязанных отношениях 15 %. Но в ряде губерний их было ещё много (Курская 160 тыс., 44 %; Нижегородская 119 тыс., 35 %; Тульская 114 тыс., 31 %; Костромская 87 тыс., 31 %). Быстрее шёл переход на выкуп в чернозёмных губерниях, там же преобладали и добровольные сделки над обязательным выкупом. Помещики, имевшие большие долги, чаще, чем другие, стремились ускорить выкуп и заключить добровольные сделки.

Переход из «временнообязанных» в «выкупные» не давал крестьянам права покинуть свой участок (то есть обещанной свободы), но значительно увеличивал бремя платежей. Выкуп земли по условиям реформы 1861 г. для подавляющего большинства крестьян растянулся на 45 лет и представлял для них настоящую кабалу, поскольку они не были в состоянии выплачивать такие суммы. Так, к 1902 году общая сумма недоимок по крестьянским выкупным платежам составляла 420% от суммы ежегодных выплат, а в ряде губерний превышала 500%. Лишь в 1906 г., после того как крестьяне в течение 1905 года сожгли порядка 15% помещичьих имений в стране, выкупные платежи и накопившиеся недоимки были отменены, и «выкупные» крестьяне, наконец, получили свободу, обещанную им 45 лет назад.

Законом 24 ноября 1866 года началась реформа государственных крестьян. За ними сохранялись все земли, находящиеся в их пользовании. По закону от 12 июня 1886 государственные крестьяне были переведены на выкуп. По собственному желанию крестьянин мог либо продолжать платить оброк государству, либо заключить с ним выкупную сделку. Средний размер надела государственного крестьянина составлял 5,9 десятин.

Крестьянская реформа 1861 г. положила начало процессу быстрого обнищания крестьян. Средний крестьянский надел в России в период с 1860 г. по 1880 г. уменьшился с 4,8 до 3,5 десятин (почти на 30%), появилось множество разорившихся крестьян, сельских пролетариев, живших случайными заработками – явление, практически исчезнувшее в середине XIX в.

Крестьянская реформа 1861г.

Причины

В 1861 году в России была проведена реформа, отменившая крепостное право и положившая начало капиталистической формации в стране. Основной причиной данной реформы были: кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особенно усилившиеся во время Крымской войны. Кроме того, крепостное право тормозило развитие государства и становление нового класса — буржуазии, который ограничивался в правах и не мог участвовать в управлении государством. Многие помещики считали, что освобождение крестьян даст положительный результат в развитии сельского хозяйства. Не менее значительную роль в отмене крепостного права играл моральный аспект — в середине XIX века в России существует «рабство».

Подготовка реформы

Программа правительства была изложена в рескрипте императора Александра II 20 ноября 1857 виленскому генерал-губернатору В. И. Назимову. Она предусматривала:

  1. уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков;
  2. предоставление крестьянам определённого количества земли, за которую они обязаны будут платить оброк или отбывать барщину, и со временем — права выкупа крестьянских усадеб (жилой дом и хозяйственные постройки).

В 1858 для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения.

В декабре 1858 была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления.

19 февраля (3 марта н. ст.) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов.

Основные положения крестьянской реформы

Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы:

  1. крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом;
  2. помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадеб оседлость» и полевой надел.

За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.

Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, до осуществления этого они именовались временнообязанными крестьянами.

В четырёх «Местных положениях» определялись размеры земельных наделов и повинностей за пользование ими в 44 губерниях Европейской России. От земли, находившейся в пользовании крестьян до 19 февраля 1861, могли быть произведены отрезки, если душевые наделы крестьян превышали высший размер, установленный для данной местности, или если у помещиков при сохранении существующего крестьянского надела оставалось менее 1/3 всей земли имения.

Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю, или снизить повинности. За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. в год или барщина — 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально.

Особенности Крестьянской реформы для отдельных категорий крестьян и специфических районов определялись «Дополнительными правилами» — «Об устройстве крестьян, водворённых в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам», «О приписанных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов».

«Положение об устройстве дворовых людей» предусматривало освобождение их без земли, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика.

«Положение о выкупе» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. Цена земли определялась оброком, капитализированным из 6 % годовых. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства, которому крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно выкупными платежами.

«Манифест» и «Положения» были обнародованы с 7 марта по 2 апреля. Опасаясь недовольства крестьян условиями реформы, правительство приняло ряд мер предосторожности (передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода и т. д.). Крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы, ответило на неё массовыми волнениями.