Л н толстой теория малых дел изложение. Теория малых дел

Зарождение

А. И. Герцен, идеолог русского социализма

Идеология народничества основывалась на системе «самобытности» и самобытном пути развития России к социализму , минуя капитализм [ ] . Объективными условиями появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины. Основы этого «русского социализма» были сформулированы на рубеже 1840-50-х годов А. И. Герценом . Поражение революций 1848-1849 гг. в странах Западной Европы произвело глубокое впечатление на Герцена, породило у него неверие в европейский социализм, разочарование в нём. Сопоставляя судьбы России и Запада, Герцен пришёл к выводу, что социализм сначала должен утвердиться в России, и основной «ячейкой» его станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея права на землю и мирское самоуправление явятся, по Герцену, основой построения социалистического общества. Так возник «русский (или общинный) социализм» Герцена.

«Русский социализм» Герцена был ориентирован на крестьянство как свою социальную базу, поэтому получил также название «крестьянского социализма». Его главные цели состояли в освобождении крестьян с землёй без всякого выкупа, ликвидации помещичьего землевладения, введении крестьянского общинного самоуправления, независимого от местных властей, демократизации страны. «Сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное самоуправление на города, на государство в целом , поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли - вот основной вопрос революции»,- писал Герцен. Эти положения Герцена впоследствии были восприняты народниками, поэтому его называют основоположником, «предтечей» народничества.

Идея общинного социализма, сформулированная Герценом, была развита Н. Г. Чернышевским . Но, в отличие от Герцена, Чернышевский иначе смотрел на общину. Для него община - патриархальный институт русской жизни, которая призвана сначала выполнить роль «товарищеской формы производства» параллельно с капиталистическим производством. Затем она вытеснит капиталистическое хозяйство и окончательно утвердит коллективное производство и потребление. После этого община исчезнет как форма производственного объединения.

Возникнув в 1870-х гг., этот термин применяется относительно разных течений общественного движения. Так, в начале 1880-х гг., когда шла ожесточённая полемика между «либеральной» журналистикой и уличным патриотизмом, словом «народники» иногда обозначались представители грубого шовинизма и разнуздывания инстинктов толпы. Понятие «народничество» часто употреблялось как синоним демократизма и вообще интереса к простому народу. Так, в обзорах русской литературы обыкновенно выделяли в одну общую группу «беллетристов-народников» и включали в неё как Г. И. Успенского , так и Н. Н. Златовратского , хотя они - представители весьма различных взглядов на народную жизнь. Наименование «народник» почти никто из писателей и публицистов за собой не признавал. Один только Каблиц-Юзов назвал свои взгляды «основами народничества», чем немало содействовал тому, что многие, по существу своих воззрений весьма близко подходившие к народничеству, протестовали против именования их народниками. В народничестве Юзова было слишком много примирения с явлениями, возмущавшими гражданское чувство, а ещё более отталкивали грубые нападки на интеллигенцию , обзывание таких писателей, как Н. К. Михайловский , А. Н. Пыпин и др., «либеральными будочниками» и т. д.

Течения

По степени радикализма в народничестве можно различить следующие направления: (1) консервативное , (2) либеральное, (3) либерально-революционное, (4) социально-революционное, (5) анархистское .

Два основных течения - умеренное (либеральное) и радикальное (революционное). Представители умеренного течения стремились к ненасильственным социальным, политическим и экономическим преобразованиям. Представители радикального течения, считавшие себя последователями Чернышевского , стремились к быстрому насильственному свержению существовавшего режима и немедленному осуществлению идеалов социализма .

Консерваторы

Консервативное (правое) крыло народничества было тесно связано с почвенниками (Аполлоном Григорьевым , Н. Н. Страховым). Его деятельность была представлена, в основном, творчеством журналистов, сотрудников журнала «Неделя» П. П. Червинского и И. И. Каблица .

В легальной печати наиболее ярким выражением народнического настроения 70-х гг. был шум, поднятый по вопросу о «деревне». Небольшая статья в «Неделе» () о том, почему литература пришла в упадок, подписанная никому не известными инициалами П. Ч. и принадлежавшая перу публициста П. П. Червинского, никогда более не останавливавшего на себе внимания большой публики, создала целую литературу журнальных и газетных статей, долго и усердно разбиравших тезис статьи, что интеллигенция должна учиться нравственности у «деревни». В числе лиц, поддержавших это, оказался К. Д. Кавелин , занимавшийся общинным землевладением.

Народные «устои» (общинное начало, артельное начало и брожение религиозной мысли) были не только признаны явлением достойным уважения, но были поставлены выше духовных устоев интеллигенции. Особенно заметно сказалось новое отношение к народу как в количестве статей, посвященных народной жизни, так и в общем их направлении. Стремлением к идеализации народа отличалась в особенности «мужицкая беллетристика».

Известная исследовательница А. Я. Ефименко показала высокий нравственный смысл многих начал, лежащих в основе русского обычного права . Приблизительно к этому же времени относится образование специальных комиссий в Географическом и Вольном Экономическом обществах для изучения обычного права, общинного землевладения, раскола, артелей и ряд работ (А. С. Посникова , П. А. Соколовского, В. Орлова, С. Я. Капустина, П. И. Якушкина , Пругавина, В. Е. Варзара , П. С. Ефименко и др.), посвященных научному констатированию замечательных «особенностей» нашей народной жизни. В этом виде русские «особенности» признавали и противники «деревни».

Реформисты (либеральные или легальные) - Кадеты

Народники реформисты оформилось на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Его идеологами выступали Н. К. Михайловский , С. Н. Кривенко , С. Н. Южаков , И. И. Каблиц , В. П. Воронцов и др.

Либералы-революционеры - РСДРП

Либерально-революционное (центристское) крыло в 1860-1870-е было представлено Г. З. Елисеевым (редакция журнала «Современник», 1846-1866), Н. Н. Златовратским, Л. Е. Оболенским, Н. К. Михайловским , В. Г. Короленко («Отечественные записки», 1868-1884), С. Н. Кривенко, С. Н. Южаковым, В. П. Воронцовым, Н. Ф. Даниельсоном , В. В. Лесевичем, Г. И. Успенским , А. П. Щаповым («Русское богатство », 1876-1918).

Ведущими идеологами этого направления в народничестве (получившего в советской историографии название «пропагандистского », а в постсоветской - «умеренного») были П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Те, кто считал необходимым отказ от методов террора (Плеханов , Л. Г. Дейч , П. Б. Аксельрод , Засулич и др.) объединились в новые политические образования: «Черный передел » (имелось в виду перераспределение земли на основании крестьянского обычного права, «по-черному») и Южно-русский рабочий союз - Санкт-Петербургское и Киевское крыло соответственно. Обе организации перестали существовать к 1881 году. Позже участники этих организаций, а также Плеханов, Л. Г. Дейч, П. Б. Аксельрод, Засулич и другие перешли на марксистские позиции и создали Российскую социал-демократическую рабочую партию .

Социал-революционеры - Эсеры

В советской историографии это направление именовалось «заговорщицким » или «бланкистским » . Основные теоретики социально-революционного течения русского народничества - П. Н. Ткачев и в определённой мере Н. А. Морозов . Ткачев утверждал, что самодержавие в России не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества и его можно будет быстро ликвидировать. Для этого «носители революционной идеи», радикальная часть интеллигенции, должны были создать строго законспирированную организацию, способную захватить власть и превратить страну в большую общину-коммуну. Во второй половине 1890-х небольшие народнические группы и кружки, существовавшие в Петербурге, Пензе, Полтаве, Воронеже, Харькове, Одессе объединились в Южную партию социалистов-революционеров (1900), другие - в «Союз эсеров» (1901). Их организаторами выступили М. Р. Гоц, О. С. Минор и др. - бывшие народники. В 1902 г. была создана Партия социалистов-революционеров

Анархисты

Если Ткачев и его последователи верили в политическое объединение единомышленников во имя создания государства нового типа, то анархисты оспаривали необходимость преобразований в рамках государства. Их идеологами были М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин . Оба они скептически относились к любой власти, считая её подавляющей свободу личности и порабощающей её.

Бакунин считал русского человека бунтарем «по инстинкту, по призванию», а у народа в целом, полагал он, в течение многих веков уже выработался идеал свободы. Поэтому он полагал, что революционерам осталось лишь перейти к организации всенародного бунта (отсюда - наименование в марксистской историографии возглавляемого им крыла народничества «бунтарским»). Цель бунта по Бакунину - не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового.

Кропоткин делал акцент на решающей роли масс в переустройстве общества, призывал «коллективный ум» народа к созданию коммун, автономий, федераций.

История революционного народничества

Нелегальные и полулегальные народнические кружки начали революционную работу «в народе» ещё до отмены крепостного права в 1861 г. По методам борьбы за идею эти первые кружки заметно различались: пропагандистское и заговорщицкое направления существовали уже в рамках движения «шестидесятников» (народников 1860-х).

Пропагандистский студенческий кружок существовал в Харьковском университете (1856-1858), в 1861 кружок пропагандистов П. Э. Агриропуло и П. Г. Заичневского был создан в Москве. Члены его считали необходимым свержение монархии путём революции. Политическое устройство России представлялось ими в виде федеративного союза областей во главе с выборным национальным собранием.

В 1861-1864 наиболее влиятельным тайным обществом Петербурга была первая «Земля и воля ». Его члены (А. А. Слепцов, Н. А. Серно-Соловьевич , А. А. Серно-Соловьевич , Н. Н. Обручев, В. С. Курочкин, Н. И. Утин, С. С. Рымаренко), вдохновленные идеями А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, мечтали о создании «условий для революции». Они ждали её к 1863 - после завершения подписания уставных грамот крестьянам на землю. Общество, располагавшее местом распространения печатной продукции (книжным магазином А. А. Серно-Соловьевича и Шахматным клубом) выработало свою программу - передача земли крестьянам за выкуп, замена правительственных чиновников выборными лицами, сокращение расходов на войско и царский двор. Однако эти программные положения не получили широкой поддержки в народе, и организация самораспустилась, оставшись даже не раскрытой царскими охранительными органами.

Из кружка, примыкавшего к «Земле и воле», в 1863-1866 в Москве выросло тайное революционное общество Н. А. Ишутина («ишутинцев»), целью которого была подготовка крестьянской революции путём заговора интеллигентских групп. В 1865 входившие в него П. Д. Ермолов, М. Н. Загибалов, Н. П. Странден, Д. А. Юрасов, Д. В. Каракозов , П. Ф. Николаев, В. Н. Шаганов, О. А. Мотков установили связи с петербургским подпольем через И. А. Худякова , а также с польскими революционерами , русской политической эмиграцией и провинциальными кружками в Саратове, Нижнем Новгороде, Калужской губернии и др. Пытаясь воплотить в жизнь идеи Чернышевского по созданию артелей и мастерских, сделать их первым шагом будущего социалистического преобразования общества, они создали в 1865 в Москве бесплатную школу, переплетную (1864) и швейную (1865) мастерские, ватную фабрику в Можайском уезде на началах ассоциации (1865), вели переговоры о создании коммуны с рабочими железоделательного Людиновского завода Калужской губернии.

К началу 1866 у «ишутинцев» появились небольшое, но сплоченное центральное руководство («Ад»), собственно тайное общество («Организация») и примыкавшие к нему легальные «Общества взаимного вспомоществования». «Ишутинцы» подготавливали побег Чернышевского с каторги (1865-1866), но их успешную деятельность прервало 4 апреля 1866 несогласованное с товарищами покушение одного из членов кружка, Д. В. Каракозова , на императора Александра II . По «делу о цареубийстве» под следствие попало более 2 тыс. народников; из них 36 были приговорены к разным мерам наказания.

В 1869 в Москве и Петербурге начала деятельность организация «Народная расправа» (77 человек во главе С. Г. Нечаевым). Целью её была также подготовка «народной мужицкой революции». Члены организации оказались жертвами шантажа и интриг её руководителя. Когда член «Народной расправы» студент И. И. Иванов выступил против её руководителя, он был обвинен Нечаевым в предательстве и убит. Это преступление раскрыла полиция, организация была разгромлена, сам Нечаев бежал за границу, но был там арестован, выдан российским властям и судим как уголовный преступник.

1870-е годы выдвигают на первый план беспредельное народолюбие; «кающиеся дворяне» (по меткому выражению Н. К. Михайловского) всецело посвящают свою жизнь тому, чтобы загладить перед мужиком вековую вину барства-интеллигенции. С конца 1860-х в крупных городах России действовало несколько десятков народнических кружков. Один из них, созданный С. Л. Перовской (1871), влился в «Большое общество пропаганды», возглавляемое М. А. Натансоном . В кружке «чайковцев » (Н. В. Чайковский осуществлял сношения с легальным миром, поэтому название по его имени условно) участвовали такие в будущем известные революционеры как С. М. Кравчинский , П. А. Кропоткин , Ф. В. Волховский, С. С. Синегуб, Н. А. Чарушин и др.

Пропаганда или Хождение в народ

Бакунин считал русский народ «Народом-бунтарём» и, много читавшие и обсуждавшие труды Бакунина, «чайковцы» считали крестьян «стихийными социалистами», которых осталось только «разбудить» - пробудить в них «социалистические инстинкты», для чего предлагалось вести пропаганду среди столичных рабочих-отходников , временами возвращавшихся из города в деревню.

Весной и летом 1874 «чайковцы», а вслед за ними и члены других кружков отправились для ведения пропаганды в деревни Московской , Тверской , Курской и Воронежской губерний . Это движение получило наименование «летучей акции», а позже - «первого хождения в народ ». Переходя из деревни в деревню, сотни студентов, гимназистов, молодых интеллигентов, одетых в крестьянскую одежду и пытавшихся разговаривать, как крестьяне, раздавали литературу и убеждали крестьян, что царизм «более терпеть нельзя». Но крестьяне относились к чужакам настороженно, их призывы расценивали как странные и опасные. К рассказам о «светлом будущем» они относились, по воспоминаниям самих народников, как к сказкам («Не любо - не слушай, а врать не мешай!»). Н. А. Морозов , в частности, вспоминал, что спрашивал крестьян: «Ведь земля божия? Общая?» - и слышал в ответ: «Божия там, где никто не живёт. А где люди - там она человеческая». К осени 1874 «хождение в народ» пошло на убыль и начались правительственные репрессии. К концу 1875 более 900 участников движения (из 1000 активистов) а также около 8 тыс. сочувствующих и последователей было арестовано и осуждено, в том числе по самому громкому делу - «Процессу 193-х ».

Земля и Воля

В конце 1874 года в Москве была создана группа под названием «Всероссийская социально-революционная организация ». После арестов и процессов 1875 - начала 1876 она целиком вошла в созданную в 1876 новую, вторую «Землю и волю» (названную так в память о предшественниках). Работавшие в ней М. А. Натансон и О. А. Шлейснер (муж и жена), Г. В. Плеханов , Л. А. Тихомиров , О. В. Аптекман , А. А. Квятковский , Д. А. Лизогуб , А. Д. Михайлов , позже - С. Л. Перовская, А. И. Желябов , В. И. Фигнер и др. настаивали на соблюдении принципов конспирации, подчинения меньшинства большинству. Эта организация представляла собой иерархически построенный союз, во главе которого стоял руководящий орган («Администрация»), которому подчинялись «группы» («деревенщики», «рабочая группа», «дезорганизаторы» и др.). Филиалы организации имелись в Киеве, Одессе, Харькове и других городах. Предполагалось осуществление крестьянской революции, программа организации предусматривала, что принципы коллективизма и анархизма (бакунизм) будут основами государственного устройства, наряду с обобществлением земли и заменой государства федерацией общин.

В 1877 году в «Землю и волю» входило около 60 человек, сочувствующих - около 150. Её идеи распространялись через социально-революционное обозрение «Земля и воля» (Петербург, № 1-5, октябрь 1878 - апрель 1879) и приложение к нему "Листок «Земли и воли» (Петербург, № 1-6, март-июнь 1879). Часть сторонников пропагандистской работы настаивала на переходе от «летучей пропаганды» к поселению революционеров в деревне на продолжительное время для ведения пропаганды (это движение получило в литературе наименование «второго хождения в народ »). На этот раз пропагандисты вначале осваивали ремесла, которые должны были пригодиться на селе, становились врачами, фельдшерами, писарями, учителями, кузнецами, дровосеками. Оседлые поселения пропагандистов возникли вначале в Поволжье (центр - Саратовская губерния), затем в Донской области и некоторых других губерниях. Однако постоянное пребывание в деревне ощутимых результатов по сближению с крестьянством не дало и к концу 1878 года из-за репрессий правительства в деревнях осталось всего два поселения народников . Была создана и «рабочая группа», чтобы продолжать агитацию на заводах и предприятиях Петербурга, Харькова и Ростова. «Земля и воля» организовала первую в истории России демонстрацию - 6 декабря 1876 у Казанского собора в Петербурге. На ней было развернуто знамя с лозунгом «Земля и воля», выступил с речью Г. В. Плеханов.

Народники Юга России встали на путь терроризма , представив это как организацию актов самозащиты и мести за злодеяния царской администрации. 24 января 1878 В. И. Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова , распорядившегося высечь политзаключенного-студента А. С. Боголюбова . В том же месяце кружок В. А. Осинского - Д. А. Лизогуба , действовавший в Киеве и Одессе, организовал убийства агента полиции А. Г. Никонова, киевского жандармского ротмистра Г. Э. Гейкинга (инициатора высылки революционно настроенных студентов) и харьковского генерал-губернатора Д. Н. Кропоткина . 4 августа 1878 г. C. М. Степняк-Кравчинский убил кинжалом петербургского шефа жандармов Н. В. Мезенцова в ответ на подписание им приговора о казни революционера И. М. Ковальского . 13 марта 1879 было совершено покушение на преемника Мезенцова - генерала А. Р. Дрентельна . Листок «Земли и воли» (главный редактор -Н. А. Морозов) окончательно превратился в орган террористов.

Ответом на теракты землевольцев стали репрессии. По России прошёл десяток показательных политических процессов с приговорами по 10-15 лет каторги за печатную и устную пропаганду, было вынесено 16 смертных приговоров (1879) уже только за «принадлежность к преступному сообществу» (об этом судили по обнаруженным в доме прокламациям, доказанным фактам передачи денег в революционную казну и пр.). В этих условиях подготовку А. К. Соловьевым покушения на императора 2 апреля 1879 многие члены организации расценили неоднозначно: часть их протестовала против теракта, считая, что он погубит дело революционной пропаганды.

Раскол

В мае 1879 террористы создали группу «Свобода или смерть ». 15 июня 1879 сторонники активных действий собрали в Липецке съезд для выработки дополнений к программе организации и общей позиции. 19-21 июня 1879 на съезде в Воронеже землевольцы попытались урегулировать противоречия между террористами и пропагандистами и сохранить единство организации, но неудачно: 15 августа 1879 «Земля и воля» распалась на две противоположные части: умеренную и радикальную.

Те, кто считал необходимым отказ от методов террора (Плеханов, Л. Г. Дейч , П. Б. Аксельрод , Засулич и др.) объединились в новое политическое образование, назвав его «Черный передел » (имелось в виду перераспределение земли на основании крестьянского обычного права, «по-черному»)

Сторонники террора (то есть более радикального подхода), бывшие выходцы из северно-русского рабочего союза создали организацию «Народная воля ». За короткий срок, в течение года, народовольцы создали разветвленную организацию во главе с Исполнительным комитетом. В него вошли 36 человек, в том числе Желябов, Михайлов, Перовская, Фигнер, М. Ф. Фроленко . Исполкому подчинялось около 80 территориальных групп и около 500 самых активных народовольцев в центре и на местах, которым в свою очередь удалось объединить несколько тысяч единомышленников. Народовольцами было совершено 5 покушений на Александра II (первое - 18 ноября 1879). 1 марта 1881 г. император был ими убит.

После этого начались массовые аресты, завершившиеся серией судебных процессов («Процесс 20-ти», «Процесс 17-ти», «Процесс 14-ти» и др.). Казнь членов Исполкома «Народной воли» была довершена разгромом её организаций на местах. Всего с 1881 по 1884 было репрессировано около 10 тысяч человек.

16 отколовшихся от «Земли и воли» и вошедших в «Черный передел» народников-«деревенщиков» (Плеханов, Засулич, Дейч, Аптекман, Я. В. Стефанович и др.) получили некоторую часть денежных средств и типографию в Смоленске, издававшую для рабочих и крестьян газету «Зерно» (1880-1881), но она вскоре также была разгромлена. Они продолжали вести работу среди военных, студентов, организовали кружки в Петербурге, Москве, Туле и Харькове. После ареста части чернопередельцев в конце 1881 - начале 1882, Плеханов, Засулич, Дейч и Стефанович эмигрировали в Швейцарию, где, ознакомившись с марксистскими идеями, создали в 1883 в Женеве группу «Освобождение труда ».

В 1885 в Екатеринославе собрался съезд южных народовольцев (Б. Д. Оржих , В. Г. Богораз и др.). В конце декабря 1886 в Петербурге возникла «Террористическая фракция партии „Народная воля“ » (А. И. Ульянов , П. Я. Шевырёв и другие). Они были близки к марксизму - не признавали факта существования капитализма в России, ориентировались на рабочих - «ядро социалистической партии». Народовольческие и идейно близкие к ним организации продолжали действовать и в 1890-е в Костроме, Владимире, Ярославле. В 1891 в Петербурге работала «Группа народовольцев», в Киеве -"Южнорусская группа народовольцев".

Во второй половине 1890-х небольшие народнические группы и кружки, существовавшие в Петербурге, Пензе, Полтаве, Воронеже, Харькове, Одессе объединились в Южную партию социалистов-революционеров (1900), другие - в «Союз эсеров» (1901). Их организаторами выступили М. Р. Гоц , О. С. Минор и др. - бывшие народники. В 1902 г. была создана Партия социалистов-революционеров , идеологией которой было народничество.

«Теория малых дел»

В 1880-1890-е годы популярность революционных идей уменьшилась. Стала популярной так называемая «теория малых дел». Сотрудник газеты «Неделя» Я. В. Абрамов в 1890-х утверждал, что задача интеллигенции - помощь крестьянству в преодолении трудностей рыночной экономики; при этом он указал на возможную форму такой практики - деятельность в земствах . Абрамов обращался к врачам, учителям, агрономам с призывом помочь собственным трудом положению русского мужика. По существу, Абрамов выдвинул идею деполитизированного «хождения в народ» под лозунгом осуществления малых дел ради народа.

С середины 1880-х главным печатным органом либеральных народников стал журнал «Русское богатство », издававшийся с 1880 артелью писателей (Н. Н. Златовратский, С. Н. Кривенко, Е. М. Гаршин и др.). С 1893 новая редакция журнала (Н. К. Михайловский, В. Г. Короленко, Н. Ф. Анненский) сделала его центром общественных дискуссий по вопросам жизни деревни.

В 1880-1890-е годы популярность революционных идей уменьшилась. Стала популярной так называемая «теория малых дел». Сотрудник газеты «Неделя» Я. В. Абрамов в 1890-х утверждал, что задача интеллигенции - помощь крестьянству в преодолении трудностей рыночной экономики; при этом он указал на возможную форму такой практики - деятельность в земствах . Абрамов обращался к врачам, учителям, агрономам с призывом помочь собственным трудом положению русского мужика. По существу, Абрамов выдвинул идею деполитизированного «хождения в народ» под лозунгом осуществления малых дел ради народа.

С середины 1880-х главным печатным органом либеральных народников стал журнал «Русское богатство », издававшийся с 1880 артелью писателей (Н. Н. Златовратский, С. Н. Кривенко, Е. М. Гаршин и др.). С 1893 новая редакция журнала (Н. К. Михайловский, В. Г. Короленко, Н. Ф. Анненский ) сделала его центром общественных дискуссий по вопросам жизни деревни.

Писатели, группирующиеся около журнала «Новое Слово» и главным теоретиком которых являлся В. П. Воронцов, который предлагал программу государственного регулирования экономики, при осуществлении которых крестьянское хозяйство могло бы приспособиться к товарно-денежным отношениям, сами себя не называли «народниками», но и не возражали, когда их так называют другие.

В 80-х и 90-х гг. развитию народнического настроения способствовали А. Н. Энгельгардт , с его увещаниями «сесть на землю», и Лев Толстой , с его опрощением, в основе которого лежит представление о нравственном превосходстве народа над образованными классами.

Билет 9: Контрреформы Александра 2.

После убийства царя Александра 2 на престол вступил его сын Александр 3 (1881-1894). Потрясенный насильственной смертью своего отца, опасаясь усиления революционных проявлений, в начале своего царствования он колебался в выборе политического курса. Но, попав под влияние инициаторов реакционной идеологии К.П.Победоносцева и Д.А.Толстого, Александр 3, отдал политические приоритеты сохранению самодержавия, утеплению сословного строя, традиций и основ российского общества, неприязни к либеральным преобразованиям.

Повлиять на политику Александра 3 могло только давление общественности. Однако после зверского убийства Александра 2 ожидаемого революционного подъема не произошло. Более того, убийство царя-реформатора отшатнуло общество от народовольцев, показав бессмысленность террора, усилившиеся полицейские репрессии окончательно изменили баланс в общественном раскладе в пользу консервативных сил.

В этих условиях стал возможен поворот к контрреформам в политике Александра 3 . Это четко обозначилось в Манифесте, опубликованном 29 апреля 1881 г., в котором император заявил о своей воле сохранить устои самодержавия и тем самым устранил надежды демократов на трансформацию режима в конституционную монархию - не будем описывать реформы Александра 3 в таблице , а вместо этого опишем их поподробнее.

Александр III заменил в правительстве либеральных деятелей на сторонников жесткого курса. Концепция контрреформ была разработана главным ее идеологом К.Н.Победоносцевым. Он утверждал, что либеральные реформы 60-х годов привели к потрясениям в обществе, а народ, оставшись без попечительства, стал ленив и дик; призывал вернуться к традиционным основам национального бытия.

Для укрепления самодержавного строя была подвергнута изменениям система земского самоуправления. В руках земских начальников соединили судебную и административную власть. Они располагали неограниченной властью над крестьянами.

Изданное в 1890 г. «Положение о земских учреждениях» усилило роль дворянства в земских учреждениях и контроль администрации за ними. Значительно увеличилось представительство помещиков в земствах путем введения высокого имущественного ценза.

Видя главную угрозу существующему строю в лице интеллигенции, император для укрепления позиций верного ему дворянства и бюрократии в 1881 г. издал «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия», которое предоставило многочисленные репрессивные права местной администрации (объявлять чрезвычайное положение, высылать без суда, предавать военному суду, закрывать учебные заведения). Этот закон использовался вплоть до реформ 1917 г. и стал инструментом для борьбы с революционным и либеральным движение.

В 1892 г. было издано новое «Городовое положение», которое ущемляло самостоятельность органов городского самоуправления. Правительство включило их в общую систему государственных учреждений, поставив тем самым под контроль.

Важным направлением своей политики Александр третий считал укрепление крестьянской общины. В 80-е годы наметился процесс освобождения крестьян от пут общины, которая мешала свободному их передвижению и инициативе. Александр 3 законом 1893 г. запретил продажу и залог крестьянских земель, сведя на нет все успехи предыдущих лет.

В 1884 г. Александром была предпринята университетская контрреформа, цель которой заключалась в воспитании послушной властям интеллигенции. Новый университетский устав резко ограничивал автономию университетов, ставя их под контроль попечителей.

При Александре 3 началась разработка фабричного законодательства, которое сдерживало инициативу хозяев предприятии и исключало возможность борьбы рабочих за свои права.

Итоги контрреформ Александра 3 противоречивы: стране удалось добиться промышленного подъема, удержаться от участия в войнах, но при этом усилились социальные волнения и напряженность.

Билет 10: Россия в начале 20 века.

Российская империя была самой большой в территориальном отношении страной в мире. Среди промышленных регионов особо выделялись Московская, Петербургская, Рижская, Лодзинская, Южнороссийский, Уральский и др. Начинается интенсивное освоение Сибири, Дальнего Востока (Красноярский район, Новониколаевский (Новосибирский) и Владивостокский районы. В большинстве районов России преобладало сельское хозяйство. В Центральном районе земли не хватало, а за Уралом ее было предостаточно. Формирование России как имперского государства продолжалось до 1914г. В состав Российского государства в 14г. Вошла Тува. Вхождение различных государств в состав России было мотивировано многими причинами: где из-за этнических связей, где ради спасения от завоеваний. На западе в состав России вошли Прибалтика, Финляндия. В Финляндии был сохранен парламент, законодательство, денежная единица. Прибалтика сохранила свою культуру. В самой России проживало около 2.000.000 этнических немцев. Ведущим религиозным направлением в России было православие, хотя сохранилось во многих местах и старообрядчество. В Прибалтике, Польше и Финляндии распространен католицизм и протестантство. В Российском государстве предоставлялась свобода любым вероисповеданиям, но ориентация была направлена все же на православие. Государственный язык в России - русский. По основным признакам состояния населения, формой правления в России была империя. Она объединила народы, находящихся на разных стадиях развития. Дворянское сословие. Больше половины дворян считали своим родным языком русский. Дворяне были ведущим сословием. Дворянство различалось на потомственное и личное. Опорой России было духовенство. Делилось на черное (монаршее) и белое (приходское). Под городским населением подразумевалось торгово-промышленное население. Делилось на почетных граждан, гильдейское купечество, мещан, купечество, ремесленный и рабочий люд. Самым массовым сословием в России было крестьянское (более 80 % населения). Важную роль в России играло казачество, насчитывавшее 11 казачьих войск. Казаки несли государственную службу (продолжительность службы 20 лет), за что наделялись земельным паем. Казаки были одной из важных опор государства. В здании Империи под воздействием развивающихся буржуазных отношений появляются опасные для нее трещины. Самодержавная монархия имела патриаршее освещение, император считался помазанником божьим. В структуре монаршего правления царь - глава российской церкви. Все члены царской семьи должны быть православными. Совещательным органом был Госсовет. Задача Государственного совета - подавать императору мнения по вопросам законодательства. Если Госсовет не приходил к единому мнению, монарх имел право принимать решения, руководствуясь правом большинства. Непосредственная власть принадлежала министерствам: министерству внутренних дел, военно-морскому, иностранных дел, министерству просвещения (в начале 20 века в России насчитывалось 430.000 чиновников). Маленькие оклады чиновников способствовали широко распространенному взяточничеству, коррупции. Судебное устройство основывалось на реформах 60-х годов 19 века. Для судебного процесса была характерна состязательность, демократизм. Но в конечном итоге виновность подсудного лица определялась не судом, а чиновниками. Основным государственным институтом была армия, которая к тому времени насчитывала 900.000 человек. В России действовала система всеобщей воинской повинности. Неграмотных в армии обучали чтению и письму. В городах были Городские думы и земства. В сельской местности вопросы решались Миром. Верховная власть пыталась защитить устои Российской империи - мощная международная политическая система. На протяжении царствования Александра 11 Россия не вела войн. Николай 11, восходя на престол, обещал этому обещанию следовать, но в 14г. Россия принимает участие в Первой Мировой войне. Российское государство искало союзников. Исподволь в Европе начинают создаваться военные блоки: Россия с Францией (затем к этому союзу присоединяется Англия) и будущий Тройственный союз в составе Германии и Австро-Венгрии. В первые годы 20 века интересы России в большинстве своем были направлены на Сибирь и Дальний Восток. В 1891г. Начинается создание Сибирской железной дороги. Цель создания этой дороги - возможность переброски войск на Дальний Восток для охраны Приамурья и др. областей. Путь в Китай по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал сократился в 2,5 раза после постройки Сибирской железной дороги. Россия стремилась осуществить экономическое завоевание Китая. В 1898г. Россия арендует у Китая порт Артур. Российские войска по договору с Китаем стали располагаться в Манчжурии.

Билет 11: Портрет Николая 2.

Николай II Александрович (6 мая 1868 [прим 1] , Царское Село - 17 июля 1918 , Екатеринбург ) - Император Всероссийский , Царь Польский и Великий Князь Финляндский , последний Император Российской Империи (20 октября [1 ноября ] 1894 - 2 марта 1917 ). Из императорского дома Романовых . Полковник (1892 ); кроме того, от британских монархов имел чины: адмирала флота (28 мая 1908 ) и фельдмаршала британской армии (18 декабря 1915 ).

Правление Николая II было ознаменовано экономическим развитием России и одновременно - ростом в ней социально-политических противоречий, революционного движения, вылившегося в революцию 1905 -1907 годов и революцию 1917 года ; во внешней политике - экспансией на Дальнем Востоке, войной с Японией , а также участием России в военных блоках европейских держав и Первой мировой войне .

Николай II отрёкся от престола в ходе Февральской революции 1917 года и находился вместе с семьей под домашним арестом в царскосельском дворце. Летом 1917 года, по решению Временного правительства , был вместе с семьей отправлен в ссылку в Тобольск , а весной 1918 года перемещён большевиками в Екатеринбург , где был расстрелян в июле 1918 года, вместе с семьёй и приближенными.

Тезоименитство - 6 декабря по юлианскому календарю (Николая Чудотворца ).

Прославлен в лике святых Русской православной церковью как страстотерпец 20 августа 2000 года .

Издано с разрешения издательства The Crown Publishing Group и литературного агентства Synopsis Literary Agency

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»

© This translation published by arrangement with Broadway Business, an imprint of the Crown Publishing Group, a division of Random House LLC. Published in association with Yates&Yates, LLP, Attorneys and Counselors, Orange, California, and Result Source, San Diego, California

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015

Эту книгу хорошо дополняют:

Джон Миллер

Джек Митчелл

Керри Паттерсон, Дэвид Максфилд, Джозеф Гренни, Рон Макмиллан и Эл Свитцер

Предисловие к российскому изданию

Наша компания занимается доставкой посылок и грузов по всей территории России и за ее пределы. Мы считаем, что в современном мире залог успешного развития сервисной службы – это люди!

Прочитав книгу «Практика малых дел» Марка Санборна, я обнаружил невероятное сходство между ценностями нашей компании и ориентирами главного героя – почтальона Фреда. Искренность, с которой Фред заботится о благополучии клиентов, подкупает с первых же страниц. Кажется, что поступки Фреда очевидны. Вроде бы нет ничего проще, чем начать общаться со своим заказчиком, узнать его потребности и задачи, разработать индивидуальное решение, которое решит его проблему. На практике же многие компании не слышат своих партнеров и поэтому не оправдывают их ожидания.

Доставляя заказы интернет-магазинов частным лицам, мы видим, какую важную роль играет курьер, как много зависит от его действий. Наши курьеры являются связующим звеном между компанией и покупателем. Они во многом влияют на то, совершит получатель товара повторный заказ или нет. Курьер не просто доставляет посылку, он приносит счастье в дом, где предвкушают удовольствие от скорого получения покупки.

Если ваша деятельность также связана со сферой услуг, я горячо рекомендую книгу «Практика малых дел». Во-первых, вы получите мощный эмоциональный заряд, а во-вторых, на конкретном, живом примере поймете, как лучше общаться и взаимодействовать с клиентами.

Автор лаконично и метко формулирует четыре фактора Фреда. Начав использовать их в работе, вы удивитесь, как быстро возрастет ценность ваших услуг. Не сомневайтесь: вы, ваши коллеги и заказчики станете получать гораздо больше удовлетворения от сотрудничества. Невероятно мудрый почтальон Фред не даст вам забыть, что самый главный капитал – это ваши клиенты!

Леонид Зондберг,

коммерческий директор DPD в России и странах СНГ

Предисловие

Время от времени к вам в руки попадает настолько вдохновляющая книга, что вы сразу же составляете список людей, которые просто обязаны получить экземпляр!

Именно это мне захотелось сделать после прочтения «Практики малых дел» Марка Санборна.

Это небольшое, захватывающее произведение, основанное на реальной истории, несет в себе мощный мотивационный заряд, который изменит ваше отношение к работе и к жизни. Посмотрим правде в глаза: если простой почтальон по имени Фред сумел обеспечить клиентов исключительными сервисом и отношением, то какие же возможности открываются передо мной и перед вами в том, чтобы помочь окружающим и в результате получить глубокое личное удовлетворение!

Я думаю, эта книга особенно полезна следующим категориям людей:

Сотрудникам компаний и деловым партнерам – они узнали бы, как отлично обслуживать заказчиков;

Руководителям – они бы увидели, как воодушевить всю компанию на достижение беспрецедентного уровня качества;

Родным и близким – они поняли бы, насколько важно демонстрировать искреннее уважение тем, кого любишь;

Выпускникам – они раскрыли бы секрет жизненного успеха, о котором им не рассказывали на лекциях;

И наконец, всем желающим превратить повседневную рутину в необычный опыт.

Фактор Фреда основан на четырех базовых принципах. Я не хочу портить вам удовольствие и не буду перечислять их здесь. Но уверен, что, если вы постараетесь руководствоваться ими, ваше отношение к себе, к оценке вашей значимости для других и к вашему месту в мире не останется прежним. Вы не только изменитесь сами , но и получите необходимые навыки, чтобы помочь сделать это другим .

Однако больше всего мне нравится, что эта книга – не очередная притча о том, как улучшить жизнь (хотя такие советы и ценны). Уникальность фактора Фреда в том, что Фред – реально существующий человек! Кроме того, Марк Санборн рассказывает и о других людях, меняющих мир вокруг себя: в больнице, ресторане, учебном классе или дома.

Я настоятельно призываю вас сделать одну очень важную вещь как для других, так и для себя – включите фактор Фреда в свою жизнь.

Моим сыновьям Хантеру и Джеку: я горжусь, что я ваш отец!

Моей жене Дарле: я счастлив быть твоим мужем!

Кто такой Фред?

Первый Фред

Сделайте каждый свой день неповторимым.

Джошуа Вуден,

отец баскетболиста Джона Вудена

Я познакомился с Фредом, чье имя впоследствии стало для меня нарицательным, купив новый дом. На самом деле дом был очень старым: 1928 года постройки. Но он, расположенный в замечательном зеленом районе Денвера под названием Парк Вашингтон, стал моим первым собственным домом. Буквально через несколько дней после переезда я услышал стук в дверь. Когда открыл, на крыльце стоял почтальон.

«Доброе утро, мистер Санборн! – доброжелательно произнес он. – Меня зовут Фред, я ваш почтальон. Я заглянул, чтобы представиться, поприветствовать вас и немного узнать о вас и ваших занятиях».

Во внешности Фреда отсутствовало что-либо выдающееся: самый обычный мужчина, каких тысячи, среднего роста, с небольшими усами. Но вот его искренность и теплота сразу привлекали внимание.

Я был слегка озадачен. Как и большинство из нас, я годами получал какую-то корреспонденцию, но почтальон никогда не приходил ко мне знакомиться и не проявлял личного интереса к моей персоне. Появление Фреда меня впечатлило – такой милый жест.

«Я профессиональный спикер, настоящей работы у меня нет», – пошутил я в ответ.

«Если вы профессиональный спикер, значит, вы постоянно в разъездах», – резюмировал Фред.

«Да, так и есть. Я путешествую от ста шестидесяти до двухсот дней в году».

Фред кивнул и предложил: «Знаете, если вы дадите мне копию расписания ваших поездок, я стану откладывать вашу почту и доставлять ее в те дни, когда вы дома».

Я поразился столь ответственному подходу к делу со стороны Фреда, но уверил его, что в подобных дополнительных усилиях, вероятно, нет необходимости. «Почему бы вам просто не оставлять корреспонденцию в почтовом ящике возле дома? – спросил я. – Я всё заберу, когда вернусь».

О книге и концепции

Сначала кажется довольно простой книгой. Простой для восприятия она и остается до конца, но эта простота — не оттого, что автору захотелось написать книгу, — ему есть что сказать. Там предельно ясная концепция с новым понятием «быть фредом» и системой FRED, по которой можно превратить себя и сотрудников в исключительных людей и команду с лучшим сервисом. Много красивых цитат, списков советов и трогательных кейсов из жизни обычных и знаменитых людей.

Что такое «быть фредом»? Реально существующий почтальон Фред Ши десятилетиями так доставляет почту Марку и его соседям, что об этом стали ходить легенды по всему миру. На своих семинарах Санборн постоянно рассказывает истории из его практики. Выяснилось, что даже в такой простой работе, как доставка почты, можно придумать много чего интересного и полезного для людей.

Сам Фред Ши не особенно задумывается о том, что у него прекрасно развит и социальный интеллект. Он просто мыслит и ведет себя так, что в конечном счете предоставляет клиентам лучший сервис. И это, кстати, разговор про амбиции — делать свою работу наилучшим образом. Просто понятие амбициозности несколько шире и сложнее, чем стать боссом боссов или заработать все деньги мира. Как сказал основатель журнала Forbes Берти Чарльз Форбс, «лучше быть первоклассным водителем грузовика, чем второсортным руководителем».

У Марка Санборна есть уточнение к этой идее: менеджеру нужно быть фредом и создавать команду фредов — нанимать таких людей, определяя их по специальному списку вопросов; выискивать у себя в коллективе; прививать это мировоззрение себе и коллегам.

Идеи из книги

При всей простоте эту книгу можно разбирать на правила жизни. Мы по обыкновению выбрали несколько вдохновляющих идей.

  • У каждого человека есть бизнес-задача — личный профессионализм. Конкурируйте с собой.
  • Люди наполняют любую работу достоинством.
  • Это неправда, что вы не можете ничего изменить. Вы меняете реальность каждый день. Вопрос в том, что вы сегодня изменили к лучшему.
  • Напоминайте себе о том, что ваше влияние на других — долгоиграющее, и оно простирается гораздо дальше, чем кажется — из-за волнового эффекта.
  • Делайте то, о чем остальные просто говорят.
  • Работайте честно, делайте лучшее — это ключевой фактор карьеры.
  • Не ленитесь выяснить потребности клиента, чтобы на основе этой информации предоставить ему наилучший сервис.
  • Выстраивайте личные отношения — вокруг живые люди.
  • Создавайте ценность просто так, безвозмездно. Люди запоминают то небольшое и приятное, что сделано поверх основной услуги и просто так, из желания помочь.
  • Легко относиться по-доброму к милым людям, попробуйте — к сложным людям в сложных обстоятельствах.
  • В сегодняшнем to-do списке есть дела, которые добавят ценность вашей работе?
  • Если вы делаете правильные вещи по неправильным причинам, скорее всего, провалитесь.
  • Финальная ступень — не действие, а оценка результата.
  • Ваш тайный оппонент — посредственность. Сделайте больше необходимого.
  • Переосмысливайте себя и начинайте заново.
  • Отойдите от шаблона и развлекитесь.
  • Работайте как можно лучше — за вами всегда кто-то наблюдает.
  • Оказание услуги — это не обязанность. Это возможность.
  • Чтобы поменять работу, не обязательно увольняться. Пересмотрите отношение.
  • Продвигаться вперед можно двумя способами: узнавая новое и возвращаясь к основам.
  • Совокупность поступков формирует стиль жизни.
  • Если вам нужен выдающийся руководитель, относитесь к своему боссу как к выдающемуся.
  • Все фреды используют нетворкинг.
  • Качество отношений прямо пропорционально вложенному времени.
  • Филон Александрийский: «Будьте добрее. Каждый ведет свою внутреннюю борьбу».
  • «Быть хорошим парнем занимает ровно столько же времени, сколько и быть придурком».
  • Если дело не имеет ценности для клиентов и коллег, это пустая трата времени.
  • Дополнительную создает правда.
  • Разница между колеей и могилой только в глубине.
  • Решайте проблемы людей, даже если к ним привели не ваши ошибки. Просто уменьшите чье-то раздражение.
  • Все как обычно плюс один исключительный поступок в день. Масштаб «чуда» не так важен, как его частота.
  • «Чем я могу быть полезен тебе?»
  • Не объясняйте клиенту, где это найти. Отведите его туда.
  • Убедитесь, что покупатель выбрал то, что ему поможет.
  • Если руководитель — фред, он набирает и воспитывает фредов, создавая исключительную компанию.
  • Люди хотят работать там, где поощряют изменения. Вы будете получать то, что поощряете наградами.
  • Рекорды бьют не ежедневно. Говорите, что цените.
  • Самое главное из всего — это любовь.
  • Действуйте, как счастливый человек.

Что еще вы узнаете

  • Как звучат 4 базовых принципа «Фактора Фреда».
  • Как выглядит «фредообразование».
  • Что надо делать, чтобы переосмысливать себя правильным способом.
  • Как выглядит система контроля «Фактора Фреда» для команды.
  • Как формулируется самый важный профессиональный навык XXI века.
  • Как определить профессиональное выгорание.
  • Как быть «веселым», «ответственным» или «щедрым» фредом.
  • Как что-то изменить: 3 правила.
  • Как вся бизнес-стратегия формулируется одним предложением.
  • Как создавать дополнительную ценность, чем бы вы ни занимались.
  • Что входит в список самых противных раздражителей.
  • Как повысить свой коэффициент реализации.