Лицо ее было бледное; слегка раскры. Упражнения на тему «Сложносочинённое предложение

Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:
а) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни..., ни; тоже; также; не только..., но и; как..., так и);
б) ССП с разделительными союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);
в) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).
Смысловая связь простых предложений, объединенных в сложное, различна. Они могут передавать:
- явления, происходящие одновременно: И далеко на юге шел бой, и на севере вздрагивала земля от бомбовых ударов, явственно приближавшихся ночью (в таких предложениях изменение последовательности частей предложения не меняет смысла);
- явления, происходящие последовательно: Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали (в этом случае перестановка предложений невозможна).
В сложносочиненных предложениях с соединительными союзами могут выражаться:
- временные отношения: Наступило утро, и наш пароход подошел к Астрахани (сравните: Когда наступило утро, наш пароход подошел к Астрахани);
- причинно-следственные отношения: Несколько особенно мощно перекрытых блиндажей остались совсем целы, и иззябшие, измученные боем люди, валясь с ног от усталости и желания спать, всеми силами тянулись туда погреться;
- действие и его результат: Пугачев дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили.

Примечание. Союзы тоже и также вносят в предложение значение уподобления. Например: И теперь я жил с бабушкой, она тоже перед сном рассказывала мне сказки. Союзы тоже и также стоят всегда внутри второй части сложносочиненного предложения. Союз тоже, как правило, употребляется в разговорной речи, союз также - в книжной.

Разговорный характер имеет также и союз да в значении и: Скрывать истину было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать.
В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами указывается на такие явления, которые не могут происходить одновременно: они или чередуются, или одно исключает другое. Например: В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колеса тачек; На Пересыпи не то что-то горело, не то восходила луна; Только иногда мелькнет березка или мрачной тенью встанет перед тобой ель.
В сложносочиненных предложениях с противительными союзами одно явление противопоставляется другому: Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце.
С помощью союза однако передается оговорка к ранее сказанному. Например: Она едва могла принудить себя улыбнуться и скрыть свое торжество, однако ей удалось довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид.
Союзы зато, но зато указывают на возмещение того, о чем говорилось в первом предложении:Лось ушел, зато рядом раздавался звук, издаваемый каким-то живым и, вероятно, слабым существом;Много труда предстоит ему, но зато зимой он отдохнет.
В значении противительных союзов употребляются частицы же, только. Например: Голова еще болела, сознание же было ясное, отчетливое; Война ничего не отменила, только все чувства стали острей на войне.
Сложносочиненное предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Свистящим шепотом перекинулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.
, и .

И вдруг еще один жук отвалил от танцевавшего в воздухе роя и, оставляя за собой большой, пышный хвост, пронесся прямо к поляне.
[ и ].

Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть.
, но .

Повинуясь этому могучему чувству, он вскочил на ноги, но тут же, застонав, присел на медвежью тушу.
[ , но ].

Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод.
, , а .

В хорошую погоду лес клубился шапками сосновых вершин, а в непогодь, подернутый серым туманом, напоминал помрачневшую водную гладь.
[ , а ].

Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная баба, или перебежит дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи.
, или , или , и [ , ].

Приходилось стоять, закрыв глаза, прислонившись спиной к стволу дерева, или присаживаться на сугроб и отдыхать, чувствуя биение пульса в венах.
[ или и ].

Упр. 1. Из простого распространенного предложения образуйте сложносочиненное.

Образец: Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать пение птиц. - Время было позднее, но в лесу еще можно было слышать пение птиц.

1. Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось. 2. Вследствие продолжительных дождей болота стали совсем непроходимы. 3. По окончании доклада слушатели задали докладчику много вопросов. 4. После подробного обсуждения плана предстоящей экскурсии учащиеся отправились в путь.

Упр. 2. Перепишите предложения, подчеркните грамматические основы и составьте схемы.

1. За окном медленно падал снежок, и снежный, ясный свет лежал на стенах комнаты (А. Толстой). 2. Месячный свет падал из окон бледно-голубыми, бледно-серебристыми арками, и в каждой из них был дымчатый теневой крест, мягко ломавшийся по озаренным креслам и стульям (Бунин). 3. Солнце закатилось, и над городом стояла золотистая пыль (А. Толстой). 4. Поезд тронулся, и она остановилась, глядя широко раскрытыми синими глазами на мелькающие вдоль платформы вагоны (Бунин). 5. В саду было тихо, только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях, да нежно охали древесные лягушки, да плескалась рыба в пруду (А. Н. Толстой).

Упр. 3. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. В сложносочиненных предложениях выделите грамматические основы. Составьте схему 5-го предложения.

Была с..редина марта. В..сна в этом году выд..лась ровная, дружная. Изр..дка вып..дали обильные, но короткие д..жди. Уже ездили на к..лесах по дорогам, п..крытым густой грязью. Снег еще лежал сугробами в глубоких лесах и в т..нистых..врагах, но на п..лях осел, стал рыхлым и темным, и из(под) него (кое)где больш..ми плеш..нами пок..залась ч..рная, жирная, парившаяся на со..нце земля. Б..резовые почки набухли, а барашки на вербах из белых стали ж..лтыми, пушистыми и огромными. Зацвела ива.
Пч..лы выл..тели из ул..ев за первым взятком, а на лесных п..лянах ро..ко пок..зались первые подснежники.
Мы с (не)т..рпением ждали пр..лета старых зн..комых скв..рцов - этих первых пер..летных г..стей, радос..ных вес..ников в..сны.

(По А. Куприну.)

Тестовые задания

1. Какая схема отражает строение сложносочиненного предложения?
а) или , или .
б) , (что...).
в) ; .
г) (если...), .

2. В каком случае даны союзы, которые могут связывать части сложносочиненного предложения?
а) что, если, когда
б) зато, однако
в) потому что, в связи с тем что, оттого что
г) как, хотя

3. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны соединительным союзом?
а) Митя спал с незавешенными окнами, и сад и луна всю ночь смотрели в них.
б) С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась.
в) То за соседним кустом начнет кричать коростель, то с пушечным выстрелом ударит пудовая рыба.
г) Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, смутные, неясные, как сон.

4. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны разделительным союзом?
а) Блестело море, все в ярком свете, и грозно волны о камень бились.
б) Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна.
в) Ни калина не растет между ними, ни трава не зеленеет.
г) Ты либо слушай, либо пускай другие слушают.

5. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны противительным союзом?
а) Корень учения горек, зато плоды его сладки.
б) Не то птица летит, не то дождь шумит.
в) Лицо ее было бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели.
г) Этот художник талантлив, и тем не менее картины его тебя не трогают.

6. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны двойным соединительным союзом?
а) Бунин был невероятно любопытен, и ему нужно было всегда, во всех подробностях знать окружающую его жизнь.
б) Но у колокольчиков чашечка всегда склоняется к земле, а у этих неизвестных цветов чашечки стояли, вытянувшись вверх.
в) Инспектор с сосредоточенной злобой ходил по классу, ни слова не говоря, а это был дурной тон.
г) Не только я не мог переносить этого циркового представления, но и моя сестра с тоской, обидой и жалостью глядела на дрессированных животных.

В зону переходности, которую образует эта оппози­ция, входят следующие группы сложных предложе­ний.

I. Предложения, в которых союзную функцию вы­полняют частицы-союзы только, лишь, даже и др. : Кругом тихо и безлюдно, только волны с глухим шумом бьются о гранитный берег.

(М. Яковлев.) Ти- шина стоит предгрозовая, только в небе ласточки снуют. (А. Яшин.)

Молчат гробницы, мумии и кости,

Лишь Слову жизнь дана.

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь письмена. (И. Бунин.)

Жители привыкли к ядрам, залетавшим на их дворы; даже приступы Пугачёва уж не привлека­ли общего любопытства. (А. Пушкин.)

В этих предложениях частицы имеют усилитель­ное значение. Они выделяют слова: только волны, только ласточки, лишь Слову, даже приступы Пу­гачёва.

II. Предложения, части которых соединяются по­вторяющейся частицей-союзом ни-ни и союзом-час­тицей и-и: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. (А. Пушкин.) Ни калина не растёт меж ними, ни трава не зеленеет. (Н. Гоголь.)

При повторе частицы ни-ни приобретают значе­ние сочинительных союзов, а союзы и-и приобрета­ют значение частиц.

III. Предложения с частицами-союзами же, тоже, также: Только песне нужна красота, красоте же и песен не надо. (А. Фет.) Лицо его было худощаво, щё­ки ввалились, цвет же их отливал какою-то нездо­ровою желтизной. (Ф. Достоевский.) 1

Сердце уж не стучало - оно тоже притаилось. (В. Некрасов.) Лицо её было бледно; слегка раскры­тые губы тоже побледнели. (И. Тургенев.) Степан ждал её у накрытого стола; она также не ужинала без него. (Г. Николаева.)

В первом предложении выделительно-ограничи­тельное значение в частице-союзе же поддерживается наличием частицы только с аналогичной семанти­кой.

Однако значение частицы-союза же сложнее: со­юзная функция проявляется в выражении противи­тельно-сопоставительных отношений между частями сложного предложения. В этом предложении слово и имеет значение союза-частицы .

Частицы-союзы тоже, также зъщеляют (подчёр­кивают) предшествующие слова и уподобляют содер­жание второй части содержанию первой части слож­ного предложения.

Же, тоже и также - частицы-союзы. Их основ­ное назначение - функция частицы, что и обусловли­вает их интерпозицию. Союзная функция этих слов вторична.

Предложения со словами же, тоже, также по тра­диции относят к ССП, а сами слова квалифицируют как сочинительные союзы.

IV. Предложения с частицей-союзом так*. Вы мо­ложе меня, свежей силою, на вас меньше грехов на- копилося, так авось господь вас помилует! (М. Лер­монтов.) Хоть я и гнусь, но не ломаюсь: так бури мало мне вредят. (И. Крылов.)

Ведёрко, полное росы,

Я из лесу принёс,

Где ветви в ранние часы

Роняли капли слёз.

Ведёрко полное набрать

Не пожалел я сил,

Так и стихов моих тетрадь

По строчке я копил. (С. Маршак.)

Функциональным омонимом частицы-союза так является местоимение-наречие так, служащее для выражения сравнительно-уподобительных отноше­ний в тексте.

У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк, иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви Слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою! (М. Лермонтов.)

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме ОППОЗИЦИЯ «СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ - СЛОЖНЫЕ БЕССОЮЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»:

  1. Своеобразие бессоюзного сложного предложения (структура, семантика, средства связи). Классификация бессоюзных сложных предложений. Бессоюзные сложные предложения типизированной и нетипизированной конструкции.
  2. Пунктуация в бессоюзном сложном предложении (употребление запятой, точки с запятой, двоеточия, тире). Связь пунктуации с семантикой бессоюзного сложного предложения.
  3. 34. Многочленные бессоюзные сложные предложения с различными видами отношений между предикативными частями. Сложные синтаксические конструкции.
  4. 24. Сложное предложение как единица синтаксиса. Грамматическое значение и структура сложного предложения. Сложные случаи при классификации предложения как простое-сложное.
  5. Специфика сложносочиненного предложения. Классификация сложносочиненных предложений
  6. Своеобразие грамматического значения сложного предложения. Особенности средств связи в сложном предложении. Принципы классификации сложных предложений (основные типы сложных предложений по средствам связи и грамматическому значению).
  7. ВОПРОС 29. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. М: АСТ, 2009; Розенталь Д. Э. Справочник по орфографии и пунктуации. Саратов, 1994).

Упражнения по теме «Сложное предложение»

Упражнение 1.

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день, лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась, ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу: приближалась довольно скучная пора; стоял

ноябрь уж у двора.


Упражнение 2

Спишите. Определите грамматические основы и начертите схемы предложений.

1) Ягненок дрожал мелкой дрожью и валился с ножек, когда его внесли в избу и опустили на пол.

2) Солнце всходило, но вместе с ним с востока шли облака, и как-то не светлело.

3) Изредка блеснет на солнце серебристой чешуйкой летучая рыбка, покажет черную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды, высоко реет в воздухе белоснежный альбатрос.

4) Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером.

5)Даша прощалась с ним так, как прощаются навсегда.

Упражнение 3

Спишите, найдите простые и сложные предложения. Укажите в них грамматические основы. Определите вид каждого сложного предложения.

1) Стоял апрель, мы жили в Ялте, бездельничали после девяти месяцев отчаянной трепки в зимнем океане.

2) Мы жили в гостинице на набережной, и по ночам над нашими окнами шумело море, иногда перехлестывая через парапет.

3) Я все думал, что вот строил человек дом, хотел тихо пожить, чай пить, глядеть на море, вообще как-то побыть самому, писать там что-нибудь, думать.

4) Забавин оглянулся и через три-четыре секунды увидел высокую белую звезду маяка, окруженную сиянием, вспыхнувшую на мгновение ярким светом в ночи и снова погасшую.

5) Потом звезда опять вспыхнула и погасла, и это повторялось все время, и было странно и приятно видеть этот мгновенный немой свет.

6) Иногда лыжникам попадался лисий след, который ровной и в то же время извилистой строчкой тянулся от былья к былью, от кочки к кочке.

7) Потом след поворачивал и пропадал в снежном сиянии.

9) Окна были холодны и прозрачны, но лавки с печками источали сухое тепло, и хорошо было смотреть на солнечные снега за окнами.

Упражнение 4
Перепишите предложения, подчеркните грамматические основы и составьте схемы.
1) За окном медленно падал снежок, и снежный, ясный свет лежал на стенах комнаты.

2) Свет месяца падал из окон бледно-голубыми, бледно-серебристыми арками, и в каждой из них был дымчатый теневой крест, мягко ломавшийся по озаренным креслам и стульям.

3) Солнце закатилось, и над городом стояла золотистая пыль.

4) Поезд тронулся, и она остановилась, глядя широко раскрытыми синими глазами на мелькающие вдоль платформы вагоны.

5) В саду было тихо, только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях, да нежно охали древесные лягушки, да плескалась рыба в пруду.

Упражнение5
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. В сложносочиненных предложениях выделите грамматические основы. Составьте схему 5-го предложения.
Была с..редина марта. В..сна в этом году выд..лась ровная, дружная. Изр..дка вып..дали обильные, но короткие д..жди. Уже ездили на к..лесах по дорогам, п..крытым густой грязью. Снег еще лежал сугробами в глубоких лесах и в т..нистых..врагах, но на п..лях осел, стал рыхлым и темным, и из(под) него (кое)где больш..ми плеш..нами пок..залась ч..рная, жирная, парившаяся на со..нце земля. Б..резовые почки набухли, а барашки на вербах из белых стали ж..лтыми, пушистыми и огромными. Зацвела ива. Пч..лы выл..тели из ул..ев за первым взятком, а на лесных п..лянах ро..ко пок..зались первые подснежники.Мы с (не)т..рпением ждали пр..лета старых зн..комых скв..рцов - этих первых пер..летных г..стей, радос..ных вес..ников в..сны.

Упражнение6
Выпишите из текста сложносочиненные предложения. Составьте схемы.
Первая послевоенная весна на Дону была на редкость дружная. В конце марта подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья. В степи, взломав лед, бешено взыграли речки, и дороги стали почти непроездны. В эту недобрую пору бездорожья пришлось мне ехать в соседнюю станицу. И расстояние небольшое, всего около шестидесяти километров, но одолеть их оказалось не так-то просто. Пара лошадей еле-еле тащила тяжелую бричку. Колеса проваливались в перемешанный со снегом песок, и там, где было особенно трудно лошадям, мы слезали с брички, шли пешком, с трудом вытаскивая ноги из наезженной колеи. Кожаные ботинки тотчас промокли. По обочинам дороги еще держался блестевший на солнце ледок, и там пробираться было еще труднее. Наконец-то мы добрались до переправы через речку. Небольшая, местами пересыхающая летом речонка разлилась на целый километр. Хутор раскинулся в стороне, и возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухой осенью и в самом начале весны. От воды тянуло сыростью, а из степей, потонувших в сиренево-сизой дымке тумана, легкий ветерок нес извечно юный аромат недавно освободившейся из-под снега земли. Неподалеку, на прибрежном песке, лежал поваленный плетень, я присел на него.

Тест по теме «Сложносочинённое предложение»

1. Определите тип предложения.
Ветер лизнул огромные серые валуны, раскиданные древним ураганом и за столетия неподвижности обросшие переплетением сцепившихся кустов.
1) простое предложение с обособленными однородными членами


2. Определите тип предложения.
Небо совсем выцвело от зноя, пыльные листья на полях чуть съёжились и пожелтели по краям.

2) сложносочинённое предложение
3) сложноподчинённое предложение
4) бессоюзное сложное предложение

3. Определите тип предложения.
В комнаты ворвался упоительный свежий ветер, который принёс запах сырой травы и мокрых елей.
1) простое предложение с однородными членами
2) сложносочинённое предложение
3) сложноподчинённое предложение
4) бессоюзное сложное предложение

4. Как надо продолжить предложение, чтобы оно получилось сложносочинённым?
Цветут липы…
1) и привлекают своим запахом пчёл.
2) и кругом пахнет липовым мёдом.
3) распространяя вокруг удивительный запах.
4) тесным полукругом окружающие дом.

5. Как надо продолжить предложение, чтобы оно получилось сложносочинённым?
Поднялся сильный ветер…
1) и сорвал с деревьев последние листья.
2) и захотелось поскорее укрыться от него куда-нибудь в тёплый дом.
3) разнося по дорожкам сада упавшие листья.
4) от которого захотелось поскорее куда-нибудь укрыться.

6. Как надо продолжить предложение, чтобы оно получилось сложносочинённым?
Внезапно набежали тучи…
1) и вылили на землю обильный дождь.
2) вскоре закрывшие солнце.
3) и стало темно.
4) не предвещавшие хорошей погоды.

7. В каком варианте ответа указаны сложносочинённые предложения? (Знаки препинания не расставлены.)
А. Кругом по-прежнему сонное царство только кое-где поблизости стрекочут кузнечики.
Б. Я был когда-то ротным запевалой да и теперь я изредка пою.
В. Солнце греет по-прежнему однако трава кое-где уже почернела.
Г. Над долиной где мы ехали сгустились тучи.
1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Г

8. В каком варианте ответа указаны сложносочинённые предложения? (Знаки препинания не расставлены.)
А. В саду было тихо только иногда где-то ворочалась какая-то птица.
Б. Обоз тронулся с места когда село солнце.
В. Страшно выли провода на столбах да грохотали вывески.
Г. В течение долгого времени дни стоят невыносимо жаркие однако в небольшой рощице веет живительной свежестью.
1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) Б, Г

9. В каком варианте ответа указаны сложносочинённые предложения? (Знаки препинания не расставлены.)
А. На дворе стоял первый день нового года да и он уж клонился к закату.
Б. Мы подождали пока с парома выгрузили машины.
В. Монолитная стена на фоне осеннего леса производила удручающее однако сильное впечатление.
Г. Молодой месяц низко висел над лесом и нежный свет его блестел в дождевых каплях.
1) А, В 2) Б, Г 3) Б, В 4) А, Г

10. В каком случае даны союзы, которые могут связывать части сложносочиненного предложения?
1) что, если, когда
2) зато, однако
3) потому что, в связи с тем что, оттого что
4) как, хотя

11. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны соединительным союзом?
1) Митя спал с открытыми окнами, и сад и луна всю ночь смотрели в них.
2) С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась.
3) То за соседним кустом начнет кричать коростель, то с пушечным выстрелом ударит пудовая рыба.
4) Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, смутные, неясные, как сон.

12. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны разделительным союзом?
1) Блестело море, все в ярком свете, и грозно волны о камень бились.
2) Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна.
3) Ни калина не растет между ними, ни трава не зеленеет.
4) Ты либо слушай, либо пускай другие слушают.

13. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны противительным союзом?
1) Корень учения горек, зато плоды его сладки.
2) Не то птица летит, не то дождь шумит.
3) Лицо ее было бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели.
4) Этот художник талантлив, и тем не менее картины его тебя не трогают.

Сочинительные союзы связывают

− однородные члены предложения;

− простые предложения в сложносочинённом предложении;

− однородные предложения в составе сложноподчинённого предложения.

Умный знает и спросит, а глупый не знает и не спрашивает.

В этом предложении союз и соединяет однородные сказуемые, а союз а - простые предложения в составе

сложносочинённого.

По значению сочинительные союзы делятся на 4 разряда:

1) соединительные : И, ДА (в значении И), НИ-НИ, И - И, НЕ ТОЛЬКО - НО И, КАК - ТАК И, ТОЖЕ, ТАКЖЕ

Большие белые облака плыли тихо и высоко, и жаркий летний день лежал неподвижно на безмолвной земле.

Лицо её было бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели.

Только волны плещут в бешеной скачке, да злобно ревёт перекат.

Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет...

2) противительные: А, НО, ДА (в значении НО), ЗАТО:

Не легли ещё тени вечерние, а луна уж блестит на воде.

Дома новы, но предрассудки стары.

Страна огромна, да дороги не столь часты.

3) разделительные: ИЛИ, ЛИБО, ТО - ТО, НЕ ТО - НЕ ТО, ИЛИ - ИЛИ, ТО ЛИ - ТО ЛИ:

Д а, я могу жить только так, или я не могу жить вовсе. (А. Фадеев)

То тут, то там изредка вспорхнёт вспугнутая нами птица или зацокает бекас.

То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь.

То ли от своей учёности, то ли от природной наивности Дима совсем не понимал шуток.

4) Сопоставительные (градационные) союзы : КАК...ТАК И, НЕ ТОЛЬКО...НО И, ЕСЛИ НЕ...ТО, ХОТЯ И...НО, НЕ СТОЛЬКО...СКОЛЬКО, НЕ ТО ЧТО...А, НЕ ТО ЧТОБЫ...А И др. Эти союзы всегда двойные, объединяют они два однородных члена или две части сложносочинённого предложения, которые сопоставляются друг с другом, в каком-либо отношении сравниваются, причем значение это передается часто с помощью градации: значимость второго компонента сочиненного ряда по отношению к первому усиливается, нарастает или, наоборот, ослабляется.

По утрам в нашей избе было не то что дымно, а как-то хмарно;

Утро было не столько холодное, сколько сырое и туманное.