.


Символика цвета в поэме А.Блока «Двенадцать».

Поэма «Двенадцать» была написана в 1918 году, сразу же после революции и прихода к власти большевиков. Наверное, поэтому поэма отличается напряженностью и динамичностью, отражает возбужденное состояние автора.

В поэме употребляется всего три цвета: черный, белый, красный.

Белый цвет необходим для приема антитезы:

Черный вечер.

Белый снег.

Но черен не только вечер, но и весь дореволюционный самодержавный мир. Черный цвет – символ тьмы, в которую был погружен народ при царской власти.

А красный цвет – цвет пламени, в котором должен сгореть этот старый мир. Мы понимаем это, когда читаем следующие строки:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови –

Господи, благослови!

Также в красный, даже в кровавый цвет окрашен флаг, который несут двенадцать красногвардейцев.

Этот флаг цвета крови символизирует жизнь, а точнее новую и свободную жизнь, которую подарит людям революция:

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

В конце поэмы появляется самый известный образ, символизирующий конец старого и начало нового:

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди – Иисус Христос.

Здесь белый цвет выступает как символ душевной красоты и чистоты. А то, что Блок сопоставляет этот образ с красногвардейцами, показывает, насколько большие надежды он возлагает на них.

Цвет всегда являлся одним из средств передачи мысли автора. И у А.Блока символика цвета особенно ярко проявляется; он, как художник, видит, какие краски необходимы для его картины.

Обновлено: 2012-01-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

"А. Блок "Двенадцать": цветопись душевного состояния". Урок­
исследование
Цель: развитие умения анализировать художественный текст на основе ассоциативного мышления
Задачи:
образовательные:


определить соответствие звукоцвета психологическому состоянию поэта;
показать особенность восприятия поэтом революции
Задачи
развития:

развитие образного мышления, воображения
воспитательные:

воспитание любви к слову, способности сопереживать, сострадать
Место урока в системе знаний:

после первичного самостоятельного прочтения поэмы учащимися, в начале его текстуального изучения на уроке.
Основные понятия:
 АНЕСТЕЗИЯ


СИНЕСТЕЗИЯ
ЗВУКОЦВЕТ
I. Столкновение с проблемой
Здравствуйте, ребята!
ХОД УРОКА
Во многих областях современной жизни: науке, искусстве, литературе, психологии активно используются слова со
значением цвета.
Психологи отмечают связь цвета с эмоциями, т.е. каждый цвет вызывает определенную эмоцию.
Сравните репродукции. Какая из них понятна, позволяет увидеть эмоции, чувства?
СЛАЙД 1
(1 ­ наполнена смыслом, цветом, передает настроение, 2 ­ бесцветна).
Бесцветная картина ­ непонятна, оставляет зрителя равнодушным.

Отсутствие эмоций, чувств ­ бесчувственность называется АНЕСТЕЗИЯ.
Закрепляю на доске:
АНЕСТЕЗИЯ
Смешение чувств, например: слышим звук ­ видим цвет ­ представляем образ носит название СИНЕСТЕЗИЯ.
Закрепляю на доске:
СИНЕСТЕЗИЯ
(СИНЕСТЕЗИЯ ­ это психологическая соотносимость цвета, звука, слова)
Основополагающий вопрос:
Каким мы видим мир? (Ярким, цветным, в зависимости от настроения).
Использование черно­белой гаммы усиливают сходство с документальной фотографией, напоминают кадры немого кино
(такой палитрой пользуется А.Блок в поэме "Двенадцать").
ЦВЕТ ­ один из факторов, определяющих состояние нашей психики.
Гипотеза исследования:
Мироощущение Блока через призму душевных терзаний исследованы недостаточно.
Анализ поэмы на основе СИНЕСТЕЗИИ позволит определить психологическое состояние А. Блока в момент создания поэмы
"Двенадцать".
ТЕМА УРОКА: А. Блок "ДВЕНАДЦАТЬ": цветопись душевного состояния
Поэма А. Блока "Двенадцать" создана почти 100 лет назад в январе 1918 года.
СЛАЙД 2
Почему? Ответ определим в конце урока.
Двенадцать. С чем ассоциируется это слово?
Ответы:
В поэме 12 красногвардейцев, 12 глав;



12 часов ­ полночь;
12 месяцев ­ конец года.
12 ­ символ конца дня, года, а также начало нового, шаг в неизвестное будущее:
II. Выдвижение рабочей версии:
СЛАЙД 3

Поэты­символисты знали, что звуки речи окрашены и зависят от смысла слова.
СЛАЙД 4

Звукобуква ассоциируется с цветом ­ это звукоцвет (раздать карточки)
см. Слайд 4
На доске:
ЗВУКОЦВЕТ ­ цвет, соответствующий звуку
Проблемный вопрос:
Существуют ли звуко­цветовые соответствия в поэме А.Блока?
III этап. Исследование художественного текста через призму рабочей версии.
 Определите звукоцвет 1 главы поэмы "Двенадцать".
 Послушаем 1 главу в исполнении И. Кваши: (4:10)
Ответ:
(преобладающие звуки О, А, Э, У окрашены в темные и светлые тона, напоминают образ ВЕТРА).
СЛАЙД 5

Поработаем в группах. Определите, какова СИНЕСТЕЗИЯ других

Глав:




1 группа ­ главы № 2,3,4
2 группа ­ главы № 5,6
3 группа ­ главы № 7,8
4 группа ­ главы № 9,10,11
12 главу рассматриваем совместно, читает учитель:
Схема текста: на доске
Какова СИНЕСТЕЗИЯ текста:

Звуки
 Цвет
 Образы?
СЛАЙД 6
Ответ: (Поэма построена на противопоставлении двух цветов ­ белого и черного, двух миров ­ старого и нового).
Черный вечер. Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер ­
На всем Божьем свете.
Учитель:
Обилие черного в этой поэме можно трактовать не только как символическое отображение темного, злого начала, но и как
хаос, победу стихийных сил не только в мире, но и в человеке. Возможно, именно стихийные силы нашли свое проявление и
воплощение в отряде из двенадцати человек. Бывшие каторжники, "голытьба", нынче они ­ защитники революции. Черный цвет
символизирует и бездуховность, внутреннюю пустоту этих людей, которые отреклись от всего, что было для них святым:
...И идут без имени святого
Все двенадцать ­ вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...
Они готовы стрелять из винтовки и в самое дорогое для поэта:
Пальнем­ка пулей в святую Русь
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!

На данный момент эти защитники революции не видят ничего перед собой: впереди тьма, над ними ­ "черное, черное небо", в
груди ­ "черная злоба, святая злоба".
Еще одна краска достаточно часто появляется в поэме, какая?
Ответ: (Красная. Это символ кровопролития).
СЛАЙД 7
В очи бьётся
Красный флаг.
Это ­ ветер с красным флагом
Разыгрался впереди...
Красный ­ это цвет боевых знамен революции, победно развевающихся над идущими "державным
шагом" двенадцатью красногвардейцами.
Черный, белый и красный цвет в поэме не столько передают картину всероссийских событий, сколько картину "мирового
пожара").
Блок воспринял революцию как разрушительную стихию, пришедшую на смену обветшалой культуре. Гибель старой
культуры, цивилизации, всего старого мира.
И все же, несмотря ни на что, А. Блок верит в революцию, в то, что ее участники и защитники со временем сумеют
преобразовать не только окружающий мир, но и себя, и научатся строить. Эта надежда воплощена в белом цвете, который
всегда был символом чистоты, духовности, света. Белый снег падающий на город, сопровождающий солдат, неслышно и
ненавязчиво обновляет все вокруг. Квинтэссенцией святого, светлого, очищающего начала, лежащего в основах революции,
является образ Исуса Христа, появляющийся в последних строках поэмы:
Впереди ­ с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз ­
Впереди ­ Исус Христос.
Белый венчик из роз в 12 главе, белый снег в начале поэмы ­ сомкнулся круг, состоящий из 12 глав поэмы. Образ Иисуса
Христа для Блока являлся вестником нового мироустройства, где люди будут жить категориями равенства, братства,
свободы.
Такой увидел Блок­поэт революцию, обратите внимание на видение революции Блока художником Ю. Анненским, его
иллюстрации понравились Блоку.
(см. слайды № 8,9,10) (схематичны, отсутствие ярких красок, черно­белый вариант сходство с документальным кино).
СЛАЙД 8

Свой творческий путь А. Блок начинал как поэт-сим-волист. Этим, наверное, можно объяснить и множество об-разов-символов, наполняющих его поэму «Двенадцать» — своеобразную летопись революции, яркий слепок времени гибели старого мира, ненавистного поэту.

Основные цвета в поэме «Двенадцать» — черный и бе-лый. С них поэма начинается, как будто мы с ходу попада-ем в совершенно особый, нецветной мир:

Черный вечер. Белый снег.

Обилие черного в этой поэме можно трактовать не только как символическое отображение темного, злого начала, но и как хаос, победу стихийных сил не только в мире, но и в человеке. Стихия в этой поэме настолько неукротима, что кажется, именно ветер и вьюга разрывают ее на части. Возможно, именно стихийные силы нашли свое проявле-ние и воплощение в отряде из двенадцати человек. Быв-шие каторжники, «голытьба», нынче они — защитники революции. Но с какой легкостью предаются они разбою, разгулу, грабежам, будто их цель — не строительство но-вого мира, а лишь безжалостное разрушение! Черный цвет символизирует и бездуховность, внутреннюю пустоту этих людей, которые отреклись от всего, что было для них свя-тым:

И идут без имени святого Все двенадцать — вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль...

Они готовы стрелять из винтовки и в самое дорогое для поэта:

Пальнем-ка пулей в святую Русь — В кондовую, В избяную, В толстозадую!

На данный момент эти защитники революции не видят ничего перед собой: впереди тьма, над ними — «черное, черное небо», в груди — «черная злоба, святая злоба».

И тут появляется еще один цвет — красный. Он сим-волизирует революцию, изменения. Но очень часто в поэме вместо красного появляется цвет «кровавый», красноречи-во свидетельствующий обо всех тех жертвах, которых тре-бует разрушение старого и построение нового мира. Види-мо, поэтому идеал революционеров — мировой пожар — еще одно стихийное воплощение, сжигающее и очищаю-щее все отжившее, больное, мертвое. Но под силу ли чело-веку контролировать эту неукротимую стихию?

Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови — Господи, благослови!

И все же, несмотря ни на что, А. Блок верит в революцию, в то, что ее участники и защитники со вре-менем сумеют преобразовать не только окружающий мир, но и себя, и научатся строить. Эта надежда воплощена в белом цвете, который всегда был символом чистоты, духовности, света. Белый снег, падающий на город, сопро-вождающий солдат, неслышно и ненавязчиво обновляет все вокруг. Квинтэссенцией святого, светлого, очищающе-го начала, лежащего в основах революции, является образ Исуса Христа, появляющийся в последних строках по-эмы: Материал с сайта

Впереди — с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос.

А. Блок — на самом деле величайший поэт, ведь в поэме «Двенадцать» он сумел передать не только «музыку революции», но и музыку цвета, которая и помогла ему воплотить в жизнь свой грандиозный авторский за-мысел.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Цветовая символика поэмы А. Блока “Двенадцать”
Свой творческий путь А. Блок начинал как поэт-символист. Этим, наверное, можно объяснить и множество образов-символов, наполняющих его поэму “Двенадцать” - своеобразную летопись революции, яркий слепок времени гибели старого мира, ненавистного поэту.

Основные цвета в поэме “Двенадцать” - черный и белый. С них поэма начинается, как будто мы с ходу попадаем в совершенно особый, нецветной мир:
Черный вечер.
Белый снег.
Обилие черного в этой поэме можно трактовать не только как символическое отображение темного, злого начала, но и как хаос, победу стихийных сил не только в мире, но и в человеке. Стихия в этой поэме настолько неукротима, что кажется, именно ветер и вьюга разрывают ее на части. Возможно, именно стихийные силы нашли свое проявление и воплощение в отряде из двенадцати человек. Бывшие каторжники, “голытьба”, нынче они - защитники революции. Но с какой легкостью предаются они разбою, разгулу, грабежам, будто их цель - не строительство нового мира, а лишь безжалостное разрушение! Черный цвет символизирует и бездуховность, внутреннюю пустоту этих людей, которые отреклись от всего, что было для них святым:
…И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…
Они готовы стрелять из винтовки и в самое дорогое для поэта:
Пальнем-ка пулей в святую Русь -
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
На данный момент эти защитники революции не видят ничего перед собой: впереди тьма, над ними; “черное, черное небо”, в груди - “черная злоба, святая злоба”.
И тут появляется еще один цвет - красный. Он символизирует революцию, изменения. Но очень часто в поэме ^ вместо красного появляется цвет “кровавый”, красноречиво свидетельствующий обо всех тех жертвах, которых требует разрушение старого и построение нового мира. Видимо, поэтому идеал революционеров - мировой пожар - еще одно стихийное воплощение, сжигающее и очищающее все отжившее, больное, мертвое. Но под силу ли человеку контролировать эту неукротимую стихию?
Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем.
Мировой пожар в крови -
Господи, благослови!
И все же, несмотря ни на что, А. Блок верит в революцию, в то, что ее участники и защитники со временем сумеют преобразовать не только окружающий мир, но и себя, и научатся строить. Эта надежда воплощена в белом цвете, который всегда был символом чистоты, духовности, света. Белый снег, падающий на город, сопровождающий солдат, неслышно и ненавязчиво обновляет все вокруг. Квинтэссенцией святого, светлого, очищающего начала, лежащего в основах революции, является образ Исуса Христа, появляющийся в последних строках поэмы:
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.
А. Блок - на самом деле величайший поэт, ведь в поэме “Двенадцать” он сумел передать не только “музыку революции”, но и музыку цвета, которая и помогла ему воплотить в жизнь свой грандиозный авторский замысел.

Текст сочинения:

Свой ҭворческий путь А. Блок начинал как поэҭ-символист. Эҭим, наверное, можно объяснить и множество образов-символов, наполняющих его поэму "Двенадцать" своеобразную летопись революции, яркий слепок времени гибели старого мира, ненавистного талантливому лирику.
Основные цвета в поэме "Двенадцать" черный и белый. С них поэма начинается, как будто мы с ходу попадаем в совершенно особый, нецветной мир:
Черный вечер. Белый снег.
Обилие черного в этой поэме можно трактовать не только как символическое отображение темного, злого начала, но и как хаос, победу стихийных сил не только в мире, но и в человеке. Сҭихия в этой поэме настолько неукротима, что кажется, именно ветер и вьюга разрываюҭ ее на части. Возможно, именно стихийные силы нашли свое проявление и воплощение в отряде из двенадцати человек. Бывшие каторжники, "голытьба", нынче они защиҭники революции. Но с какой легкостью предаюҭся они разбою разгулу, грабежам, будто их цель не строительство нового мира, а лишь безжалостное разрушение! Черный цвет?;
символизирует и бездуховность, внутреннюю пустоту эҭих людей, которые отреклись от всего, что было для них святым:
...И идуҭ без имени святого Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...
Они готовы стрелять из винтовки и в самое дорогое для поэта:
Пальнем-ка пулей в святую Русь
В кондовую,
В избяную, В толстозадую."
На данный моменҭ эҭи защиҭники революции не видят ничего перед собой: впереди тьма, над ними "черное, риое небо", в груди "черная злоба, святая злоба".
И ҭуҭ появляется еще один цвет красный. Он сим-(пизирует революцию, изменения. Но очень часто в поэме ммелто красного появляется цвет "кровавый", красноречиво свидетельствующий обо всех тех жерҭвах, которых тре-буҭ разрушение старого и построение нового мира. Видимо, лирикому идеал революционеров мировой пожар щ одно стихийное воплощение, сжигающее и очищающей все отжившее, больное, мерҭвое. Но под силу ли чело-ияку контролировать эҭу неукротимую стихию?
Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови Господи, благослови!
И все же, несмотря ни на что, А. Блок вериҭ в революцию, в то, что ее участники и защиҭники со временем сумеюҭ преобразовать не только окружающий мир, но и себя, и научатся строить. Эта надежда воплощена в белом цвете, который всегда был символом чистоты, духовности, света. Белый снег, падающий на город, сопровождающий солдат, неслышно и ненавязчиво обновляет все вокруг. Квинҭэссенцией святого, светлого, очищающего начала, лежащего в основах революции, является образ Исуса Христа, появляющийся в последних строках поэмы:
Впереди с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз
Впереди Исус Христос.
А. Блок на самом деле величайший поэҭ, ведь в поэме "Двенадцать" он сумел передать не только "музыку революции", но и музыку цвета, которая и помогла ему воплотить в жизнь свой грандиозный авторский замысел.

Права на сочинение "Цветовая символика поэмы А. Блока "Двенадцать"" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на