.
Символика цвета в поэме А.Блока «Двенадцать».
Поэма «Двенадцать» была написана в 1918 году, сразу же после революции и прихода к власти большевиков. Наверное, поэтому поэма отличается напряженностью и динамичностью, отражает возбужденное состояние автора.
В поэме употребляется всего три цвета: черный, белый, красный.
Белый цвет необходим для приема антитезы:
Черный вечер.
Белый снег.
Но черен не только вечер, но и весь дореволюционный самодержавный мир. Черный цвет – символ тьмы, в которую был погружен народ при царской власти.
А красный цвет – цвет пламени, в котором должен сгореть этот старый мир. Мы понимаем это, когда читаем следующие строки:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови –
Господи, благослови!
Также в красный, даже в кровавый цвет окрашен флаг, который несут двенадцать красногвардейцев.
Этот флаг цвета крови символизирует жизнь, а точнее новую и свободную жизнь, которую подарит людям революция:
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.
В конце поэмы появляется самый известный образ, символизирующий конец старого и начало нового:
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос.
Здесь белый цвет выступает как символ душевной красоты и чистоты. А то, что Блок сопоставляет этот образ с красногвардейцами, показывает, насколько большие надежды он возлагает на них.
Цвет всегда являлся одним из средств передачи мысли автора. И у А.Блока символика цвета особенно ярко проявляется; он, как художник, видит, какие краски необходимы для его картины.
Обновлено: 2012-01-21
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
"А. Блок "Двенадцать": цветопись душевного состояния". Урок
исследование
Цель: развитие умения анализировать художественный текст на основе ассоциативного мышления
Задачи:
образовательные:
определить соответствие звукоцвета психологическому состоянию поэта;
показать особенность восприятия поэтом революции
Задачи
развития:
развитие образного мышления, воображения
воспитательные:
воспитание любви к слову, способности сопереживать, сострадать
Место урока в системе знаний:
после первичного самостоятельного прочтения поэмы учащимися, в начале его текстуального изучения на уроке.
Основные понятия:
АНЕСТЕЗИЯ
СИНЕСТЕЗИЯ
ЗВУКОЦВЕТ
I. Столкновение с проблемой
Здравствуйте, ребята!
ХОД УРОКА
Во многих областях современной жизни: науке, искусстве, литературе, психологии активно используются слова со
значением цвета.
Психологи отмечают связь цвета с эмоциями, т.е. каждый цвет вызывает определенную эмоцию.
Сравните репродукции. Какая из них понятна, позволяет увидеть эмоции, чувства?
СЛАЙД 1
(1 наполнена смыслом, цветом, передает настроение, 2 бесцветна).
Бесцветная картина непонятна, оставляет зрителя равнодушным.
Отсутствие эмоций, чувств бесчувственность называется АНЕСТЕЗИЯ.
Закрепляю на доске:
АНЕСТЕЗИЯ
Смешение чувств, например: слышим звук видим цвет представляем образ носит название СИНЕСТЕЗИЯ.
Закрепляю на доске:
СИНЕСТЕЗИЯ
(СИНЕСТЕЗИЯ это психологическая соотносимость цвета, звука, слова)
Основополагающий вопрос:
Каким мы видим мир? (Ярким, цветным, в зависимости от настроения).
Использование чернобелой гаммы усиливают сходство с документальной фотографией, напоминают кадры немого кино
(такой палитрой пользуется А.Блок в поэме "Двенадцать").
ЦВЕТ один из факторов, определяющих состояние нашей психики.
Гипотеза исследования:
Мироощущение Блока через призму душевных терзаний исследованы недостаточно.
Анализ поэмы на основе СИНЕСТЕЗИИ позволит определить психологическое состояние А. Блока в момент создания поэмы
"Двенадцать".
ТЕМА УРОКА: А. Блок "ДВЕНАДЦАТЬ": цветопись душевного состояния
Поэма А. Блока "Двенадцать" создана почти 100 лет назад в январе 1918 года.
СЛАЙД 2
Почему? Ответ определим в конце урока.
Двенадцать. С чем ассоциируется это слово?
Ответы:
В поэме 12 красногвардейцев, 12 глав;
12 часов полночь;
12 месяцев конец года.
12 символ конца дня, года, а также начало нового, шаг в неизвестное будущее:
II. Выдвижение рабочей версии:
СЛАЙД 3
Поэтысимволисты знали, что звуки речи окрашены и зависят от смысла слова.
СЛАЙД 4
Звукобуква ассоциируется с цветом это звукоцвет (раздать карточки)
см. Слайд 4
На доске:
ЗВУКОЦВЕТ цвет, соответствующий звуку
Проблемный вопрос:
Существуют ли звукоцветовые соответствия в поэме А.Блока?
III этап. Исследование художественного текста через призму рабочей версии.
Определите звукоцвет 1 главы поэмы "Двенадцать".
Послушаем 1 главу в исполнении И. Кваши: (4:10)
Ответ:
(преобладающие звуки О, А, Э, У окрашены в темные и светлые тона, напоминают образ ВЕТРА).
СЛАЙД 5
Поработаем в группах. Определите, какова СИНЕСТЕЗИЯ других
Глав:
1 группа главы № 2,3,4
2 группа главы № 5,6
3 группа главы № 7,8
4 группа главы № 9,10,11
12 главу рассматриваем совместно, читает учитель:
Схема текста: на доске
Какова СИНЕСТЕЗИЯ текста:
Звуки
Цвет
Образы?
СЛАЙД 6
Ответ: (Поэма построена на противопоставлении двух цветов белого и черного, двух миров старого и нового).
Черный вечер. Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер
На всем Божьем свете.
Учитель:
Обилие черного в этой поэме можно трактовать не только как символическое отображение темного, злого начала, но и как
хаос, победу стихийных сил не только в мире, но и в человеке. Возможно, именно стихийные силы нашли свое проявление и
воплощение в отряде из двенадцати человек. Бывшие каторжники, "голытьба", нынче они защитники революции. Черный цвет
символизирует и бездуховность, внутреннюю пустоту этих людей, которые отреклись от всего, что было для них святым:
...И идут без имени святого
Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...
Они готовы стрелять из винтовки и в самое дорогое для поэта:
Пальнемка пулей в святую Русь
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
На данный момент эти защитники революции не видят ничего перед собой: впереди тьма, над ними "черное, черное небо", в
груди "черная злоба, святая злоба".
Еще одна краска достаточно часто появляется в поэме, какая?
Ответ: (Красная. Это символ кровопролития).
СЛАЙД 7
В очи бьётся
Красный флаг.
Это ветер с красным флагом
Разыгрался впереди...
Красный это цвет боевых знамен революции, победно развевающихся над идущими "державным
шагом" двенадцатью красногвардейцами.
Черный, белый и красный цвет в поэме не столько передают картину всероссийских событий, сколько картину "мирового
пожара").
Блок воспринял революцию как разрушительную стихию, пришедшую на смену обветшалой культуре. Гибель старой
культуры, цивилизации, всего старого мира.
И все же, несмотря ни на что, А. Блок верит в революцию, в то, что ее участники и защитники со временем сумеют
преобразовать не только окружающий мир, но и себя, и научатся строить. Эта надежда воплощена в белом цвете, который
всегда был символом чистоты, духовности, света. Белый снег падающий на город, сопровождающий солдат, неслышно и
ненавязчиво обновляет все вокруг. Квинтэссенцией святого, светлого, очищающего начала, лежащего в основах революции,
является образ Исуса Христа, появляющийся в последних строках поэмы:
Впереди с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз
Впереди Исус Христос.
Белый венчик из роз в 12 главе, белый снег в начале поэмы сомкнулся круг, состоящий из 12 глав поэмы. Образ Иисуса
Христа для Блока являлся вестником нового мироустройства, где люди будут жить категориями равенства, братства,
свободы.
Такой увидел Блокпоэт революцию, обратите внимание на видение революции Блока художником Ю. Анненским, его
иллюстрации понравились Блоку.
(см. слайды № 8,9,10) (схематичны, отсутствие ярких красок, чернобелый вариант сходство с документальным кино).
СЛАЙД 8
Свой творческий путь А. Блок начинал как поэт-сим-волист. Этим, наверное, можно объяснить и множество об-разов-символов, наполняющих его поэму «Двенадцать» — своеобразную летопись революции, яркий слепок времени гибели старого мира, ненавистного поэту.
Основные цвета в поэме «Двенадцать» — черный и бе-лый. С них поэма начинается, как будто мы с ходу попада-ем в совершенно особый, нецветной мир:
Черный вечер. Белый снег.
Обилие черного в этой поэме можно трактовать не только как символическое отображение темного, злого начала, но и как хаос, победу стихийных сил не только в мире, но и в человеке. Стихия в этой поэме настолько неукротима, что кажется, именно ветер и вьюга разрывают ее на части. Возможно, именно стихийные силы нашли свое проявле-ние и воплощение в отряде из двенадцати человек. Быв-шие каторжники, «голытьба», нынче они — защитники революции. Но с какой легкостью предаются они разбою, разгулу, грабежам, будто их цель — не строительство но-вого мира, а лишь безжалостное разрушение! Черный цвет символизирует и бездуховность, внутреннюю пустоту этих людей, которые отреклись от всего, что было для них свя-тым:
И идут без имени святого Все двенадцать — вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль...
Они готовы стрелять из винтовки и в самое дорогое для поэта:
Пальнем-ка пулей в святую Русь — В кондовую, В избяную, В толстозадую!
На данный момент эти защитники революции не видят ничего перед собой: впереди тьма, над ними — «черное, черное небо», в груди — «черная злоба, святая злоба».
И тут появляется еще один цвет — красный. Он сим-волизирует революцию, изменения. Но очень часто в поэме вместо красного появляется цвет «кровавый», красноречи-во свидетельствующий обо всех тех жертвах, которых тре-бует разрушение старого и построение нового мира. Види-мо, поэтому идеал революционеров — мировой пожар — еще одно стихийное воплощение, сжигающее и очищаю-щее все отжившее, больное, мертвое. Но под силу ли чело-веку контролировать эту неукротимую стихию?
Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови — Господи, благослови!
И все же, несмотря ни на что, А. Блок верит в революцию, в то, что ее участники и защитники со вре-менем сумеют преобразовать не только окружающий мир, но и себя, и научатся строить. Эта надежда воплощена в белом цвете, который всегда был символом чистоты, духовности, света. Белый снег, падающий на город, сопро-вождающий солдат, неслышно и ненавязчиво обновляет все вокруг. Квинтэссенцией святого, светлого, очищающе-го начала, лежащего в основах революции, является образ Исуса Христа, появляющийся в последних строках по-эмы: Материал с сайта
Впереди — с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос.А. Блок — на самом деле величайший поэт, ведь в поэме «Двенадцать» он сумел передать не только «музыку революции», но и музыку цвета, которая и помогла ему воплотить в жизнь свой грандиозный авторский за-мысел.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
Цветовая символика поэмы А. Блока “Двенадцать”
Свой творческий путь А. Блок начинал как поэт-символист. Этим, наверное, можно объяснить и множество образов-символов, наполняющих его поэму “Двенадцать” - своеобразную летопись революции, яркий слепок времени гибели старого мира, ненавистного поэту.
Основные цвета в поэме “Двенадцать” - черный и белый. С них поэма начинается, как будто мы с ходу попадаем в совершенно особый, нецветной мир:
Черный вечер.
Белый снег.
Обилие черного в этой поэме можно трактовать не только как символическое отображение темного, злого начала, но и как хаос, победу стихийных сил не только в мире, но и в человеке. Стихия в этой поэме настолько неукротима, что кажется, именно ветер и вьюга разрывают ее на части. Возможно, именно стихийные силы нашли свое проявление и воплощение в отряде из двенадцати человек. Бывшие каторжники, “голытьба”, нынче они - защитники революции. Но с какой легкостью предаются они разбою, разгулу, грабежам, будто их цель - не строительство нового мира, а лишь безжалостное разрушение! Черный цвет символизирует и бездуховность, внутреннюю пустоту этих людей, которые отреклись от всего, что было для них святым:
…И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…
Они готовы стрелять из винтовки и в самое дорогое для поэта:
Пальнем-ка пулей в святую Русь -
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
На данный момент эти защитники революции не видят ничего перед собой: впереди тьма, над ними; “черное, черное небо”, в груди - “черная злоба, святая злоба”.
И тут появляется еще один цвет - красный. Он символизирует революцию, изменения. Но очень часто в поэме ^ вместо красного появляется цвет “кровавый”, красноречиво свидетельствующий обо всех тех жертвах, которых требует разрушение старого и построение нового мира. Видимо, поэтому идеал революционеров - мировой пожар - еще одно стихийное воплощение, сжигающее и очищающее все отжившее, больное, мертвое. Но под силу ли человеку контролировать эту неукротимую стихию?
Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем.
Мировой пожар в крови -
Господи, благослови!
И все же, несмотря ни на что, А. Блок верит в революцию, в то, что ее участники и защитники со временем сумеют преобразовать не только окружающий мир, но и себя, и научатся строить. Эта надежда воплощена в белом цвете, который всегда был символом чистоты, духовности, света. Белый снег, падающий на город, сопровождающий солдат, неслышно и ненавязчиво обновляет все вокруг. Квинтэссенцией святого, светлого, очищающего начала, лежащего в основах революции, является образ Исуса Христа, появляющийся в последних строках поэмы:
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.
А. Блок - на самом деле величайший поэт, ведь в поэме “Двенадцать” он сумел передать не только “музыку революции”, но и музыку цвета, которая и помогла ему воплотить в жизнь свой грандиозный авторский замысел.
Текст сочинения:
Свой ҭворческий путь А. Блок начинал как поэҭ-символист. Эҭим, наверное, можно объяснить и множество образов-символов, наполняющих его поэму "Двенадцать" своеобразную летопись революции, яркий слепок времени гибели старого мира, ненавистного талантливому лирику.
Основные цвета в поэме "Двенадцать" черный и белый. С них поэма начинается, как будто мы с ходу попадаем в совершенно особый, нецветной мир:
Черный вечер. Белый снег.
Обилие черного в этой поэме можно трактовать не только как символическое отображение темного, злого начала, но и как хаос, победу стихийных сил не только в мире, но и в человеке. Сҭихия в этой поэме настолько неукротима, что кажется, именно ветер и вьюга разрываюҭ ее на части. Возможно, именно стихийные силы нашли свое проявление и воплощение в отряде из двенадцати человек. Бывшие каторжники, "голытьба", нынче они защиҭники революции. Но с какой легкостью предаюҭся они разбою разгулу, грабежам, будто их цель не строительство нового мира, а лишь безжалостное разрушение! Черный цвет?;
символизирует и бездуховность, внутреннюю пустоту эҭих людей, которые отреклись от всего, что было для них святым:
...И идуҭ без имени святого Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...
Они готовы стрелять из винтовки и в самое дорогое для поэта:
Пальнем-ка пулей в святую Русь
В кондовую,
В избяную, В толстозадую."
На данный моменҭ эҭи защиҭники революции не видят ничего перед собой: впереди тьма, над ними "черное, риое небо", в груди "черная злоба, святая злоба".
И ҭуҭ появляется еще один цвет красный. Он сим-(пизирует революцию, изменения. Но очень часто в поэме ммелто красного появляется цвет "кровавый", красноречиво свидетельствующий обо всех тех жерҭвах, которых тре-буҭ разрушение старого и построение нового мира. Видимо, лирикому идеал революционеров мировой пожар щ одно стихийное воплощение, сжигающее и очищающей все отжившее, больное, мерҭвое. Но под силу ли чело-ияку контролировать эҭу неукротимую стихию?
Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови Господи, благослови!
И все же, несмотря ни на что, А. Блок вериҭ в революцию, в то, что ее участники и защиҭники со временем сумеюҭ преобразовать не только окружающий мир, но и себя, и научатся строить. Эта надежда воплощена в белом цвете, который всегда был символом чистоты, духовности, света. Белый снег, падающий на город, сопровождающий солдат, неслышно и ненавязчиво обновляет все вокруг. Квинҭэссенцией святого, светлого, очищающего начала, лежащего в основах революции, является образ Исуса Христа, появляющийся в последних строках поэмы:
Впереди с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз
Впереди Исус Христос.
А. Блок на самом деле величайший поэҭ, ведь в поэме "Двенадцать" он сумел передать не только "музыку революции", но и музыку цвета, которая и помогла ему воплотить в жизнь свой грандиозный авторский замысел.
Права на сочинение "Цветовая символика поэмы А. Блока "Двенадцать"" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на