Национальный вопрос при александре 2. Присоединение Приамурья и Приморья к России

Особо напряженная ситуация сохранилась в Польше, где появились многочисленные тайные организации. Современники разделили их на два типа - «красные» (боровшиеся за интересы крестьянства) и «белые» (помещики и крупная буржуазия, выступавшие против решения крестьянского вопроса). Обе партии, тем не менее, объединяло стремление восстановить Польшу в границах 1772 года. Антирусское настроение в польской среде были настолько сильны, что даже инициатива начальника гражданского управления маркиза А.Велёпольского о восстановлении конституции 1815 года была сочтена слишком умеренной национальной программой и не удовлетворяла ни «красных» ни «белых». Маркиз решил при помощи специального рекрутского набора призвать в армию революционно настроенную молодежь, что привело к вооруженному восстанию в конце января 1863года. К маю 1864 года восстание было окончательно подавлено, после чего последние остатки польской автономии были ликвидированы, а название Царства Польского заменено на безликое «Привисленский край». Польские дворяне были лишены права избирать предводителей дворянства, которые теперь назначались из Петербурга. Полякам-католикам было запрещено покупать и арендовать земли в девяти западных губерниях.

При Александре II продолжилась политика, начатая Николаем I по отношению к Кавказским народам. Главнокомандующий кавказской армией А.И. Барячтинский считал необходимым начать активное заселение Кавказа терскми казаками, «чтобы постепенно стеснять горцев и лишать их средств к жизни». Результатом такой политики стало насильственное переселение в Турцию около 100 тысяч черкесов (при этом, однако, на освободившиеся земли переселялись не только казаки и крестьяне, но и греки и армяне, бежавшие от притеснений из Турции).

Однако, существовали и другие мнения относительно решения национального вопроса на Кавказе. Военный министр Д.А. Милютин призывал к проведению более гибкой национальной политики, считая необходимым оставить в неприкосновенности религию, обычаи и образ жизни кавказских народов. В русле этой политики действовало правительство, оказывая поддержку высшему и среднему духовенству. На Кавказе был введен особый суд, который состоял из выборных представителей горных народов решавших дела «в духе народных воззрений».

Изменилось отношение правительства и к еврейскому населению. В 1860-е годы были введены различные льготы, разрешавшие проживание вне «черт оседлости» купцам 1 гильдии, обладателям ученых званий, некоторым категориям ремесленников. Более гибкую политику правительство Александра II стало проводить и к народам Поволжья (политика насильственной христианизации в этом регионе показала свою полную несостоятельность; многие новокрещенные народы возвращались к своим прежним верованиям). Вторая половина XIX века стала для многих из них временем формирования национальной интеллигенции, были заложены основы литературного татарского языка, открыты первые татарские и чувашские школы. В то же время, были уничтожены административно-политическая самостоятельность и национальное самоуправление немецких колоний в Поволжъе и национальная школа в них. Все это вызвало исход немецкого населения из России в Америку.

Атмосфера либеральных реформ способствовала подъему национального самосознания в рядах украинской и белорусской интеллигенции. Но если по отношению к прочим народам правительство допускало определенные послабления. То в Малороссии (Украине) и губерниях Северо-Западного края (Белоруссии) правительство видело исконно русскую часть населения страны и отказывалось признавать самостоятельное существование украинского и белорусского народов, их национального языка и культуры.

Таким образом, правительство Александра II проводило избирательную национальную политику. Но избирательность эта проявлялась лишь в выборе различных методов для осуществления единственной цели - укрепление единой и могучей Российской империи.

В этом же русле действовал и следующий правитель - Александр III, видевший одной из своих главных задач сохранение единства многонационального российского государства.

Слайд 2

План урока.

  1. Польское восстание;
  2. Финская автономия;
  3. Украина и Белоруссия;
  4. Еврейский вопрос;
  5. "Культурническая русификация".
  • Слайд 3

    Задание на урок.

    Докажите,что национальная политика самодержавия носила противоречивый характер?

    Слайд 4

    Польское восстание.

    Буржуазные реформы не затронули окраины страны. Острая ситуация сложилась в Польше, где стали возникать тайные общества. «Красные» выступали за реформы, «Белые» - против. И те,и другие хотели Восстановить Польшу в границах 1772 г. В 1862 г. наместником стал Константин Николаевич, а управление возглавил маркиз Великовский, сторонник Конституции 1815 г.
    Польские повстанцы.

    Слайд 5

    Борясь с антирусскими на строениями он закрыл Земледельческое общество и призвал в армию революционную молодежь. В ответ вспыхнуло восстание.
    Национальный Комитет дал крестьянам землю, но,русские направили в Польшу войска и «белые» сделали руководителем ген. Лянгевича.
    Подавлением мятежа руководил ген. Муравьев, расстреливавший восставших несмотря на протесты Англии.
    Муравьев-вешатель.

    Слайд 6

    В сен. 1863г. восстание возглавили «красные». Но Александр II поручил провести в Польше аграрную реформу и крестьяне отвернулись от повстанцев.
    После подавления восстания остатки автономии были ликвидированы а Королевство Польское переименовано в Привислинский Край, где началась про водиться насильственная русификация населения.
    Подавление восстания.

    Слайд 7

    Финская автономия.

    Опасаясь повторения в Финляндии «польского» варианта, власти в 1863 г. созвали финский сейм не собиравшийся более 30 лет.
    Был ликвидирован церковный контроль над образованием, введено обучение на финском языке. Создавались финские воинские части в составе русской армии, появилась своя денежная система и таможня даже на границе с Россией.
    Финский герб.

    Слайд 8

    Украина и Белоруссия.

    В 60-е гг. начался ромт национального самосознания украинцев и белоруссов. Правительство считало эти территории «исконными землями» и отказывало местным народам даже в культурной самостоятельности. В 1860-е гг. на Украине возникают просветительские организации-громады. В ответ правительство запретило печатать книги на украинском языке. Лидеров киевской «Старой громады» уволили из Киевского университета.
    Памятник Владимиру-Крестителю на берегу Днепра.

    Слайд 9

    После восстания в Польше были ограничены права католиков в Белоруссии, где разгорелся конфликт православной и католической церквей утверждавшими, что белорусы - это часть русского, или польского народов.
    Но среди интеллигенции возникла уверенность в самостоятельности белорусского народа. Вскоре стали появляться книги на белорусском языке.
    Киево-Печерская лавра.

    Слайд 10

    Еврейский вопрос.

    Изменения произошли и в еврейском вопросе. Если раньше проводилась политика христианизации, то теперь был взят курс на «просвещение».
    Части еврейского населения разрешили проживать вне черты оседлости. Вскоре появилась прослойка еврейской буржуазии и интеллигенции. Но в 70-е г еврейские школы стали закрываться, и был ограничен доступ евреев в городские думы.
    В еврейской школе. (фото к.19 в.)

    Слайд 11

    «Культурническая русификация».

    Насильственная христианизация народов Поволжья показала свою несостоятельность. Многие новокрещенцы возвращались к старой вере. Тогда Александр II взял курс на приобщение поволжских народов к русской культуре. Это привело к формированию местной интеллигенции. Каюм Насыри заложил основы татарского литературного языка и открыл 1-ю татарскую школу. В 1869 г. И.Яковлев основал Чувашскую учительскую школу.
    Развалины Булгара.

    Слайд 12

    Формирование национальных культур шло на основе тесного взаимовлияния с русской культурой. Университет в Казани был одним из цент ров русской науки. Здесь учились А.Бутлеров, Л.Толстой, М.Балакирев и др. Сходные процессы проходили и в др. районах. Была создана алтайская письменность. В Петербурге возникли центры по изучению армянской и грузинской культур. Но было отменено освобождение от армии.
    Казанский Кремль.

    Посмотреть все слайды

    Вопрос 1. Каковы были основная цель и направления внешней политики России в царствование Александра II?

    Ответ. Главными целями были преодоление международной изоляции после Крымской войны и внешнеполитическое спокойствие для проведения внутриполитический реформ, для чего необходим был мир. Основные направления:

    1) взаимоотношения с европейскими державами;

    2) взаимоотношения с Османской империей;

    3) присоединение Средней Азии к России;

    4) дальневосточная политика.

    Вопрос 2. Дайте характеристику европейской политики России. Каковы были главные достижения России на этом направлении?

    Ответ. Глава внешнеполитического ведомства России Александр Михайлович Горчаков (кстати, однокашник А.С. Пушкина по Царскосельскому лицею) использовал противоречия между европейскими державами, каковых тогда было множество, для усиления позиций России на международной арене. Со временем также оказалось, что у России с некоторыми европейскими государствами также есть общие интересы. В результате было достигнуто следующее:

    1) удалось преодолеть международную изоляцию России;

    2) было согласовано совместное подавление польского восстания 1863-1864 годов;

    3) улучшились отношения с Францией, а после их нового ухудшения – с Австрией;

    4) удалось воссоздать Черноморский военный флот без противодействия Европы;

    5) после объединения Германии удалось наладить дальнейшее сближение России и с Австрией, и с Германией.

    Вопрос 3. Расскажите о политике России в Средней Азии. Можно ли считать, что Россия проводила в этом районе колониальную политику?

    Ответ. Большая часть Средней Азии была завоевана, лишь некоторые народы (например, казахи), перешли под власть России добровольно. Завоевания проводились обычно малыми силами, большое значение в которых играли казаки. Россия захватила государства, которые находились на значительно более низкой ступени развития, при этом стала контролировать обширные новые земли. Это вполне можно назвать колониальным захватом.

    Вопрос 4. Как развивались взаимоотношения России с Китаем и Японией?

    Ответ. Россия подписала с этими государствами несколько договоров, которые окончательно определяли границы между ними. В то время и Китай, и Япония пытались идти по пути модернизации, правда с разными результатами. При этом сильнейшие страны мира, включая Россию, считали их отсталыми и готовили колониальные захваты на их территории.

    Вопрос 5. В чем состояли особенности присоединения дальневосточных территорий?

    Ответ. Эти земли были присоединены мирным путём, через подписание договоров с Китаем и Японией. Обоснованием для присоединения к России некоторых из них, например, Приамурья, были уже проникшие туда русские переселенцы. Некоторые территории в течении некоторого времени являлись совместным владением двух государств.

    Реформы в области образования.

    Университетская реформа 1863 г. Университетам вернули автономию. Вводится выборность ректора, проректоров, деканов и профессоров. Полиция не имела права входить на территорию университета.

    Были основаны новые университеты – «Новороссийский » в Одессе (1862–1865 гг.) и Томский (1888 г.). В Мо­скве в 1861 г. открылась Петровская земледельческая академия , а в Петербурге в 1891 г. – Электротехнический ин­ститут . Было поло­жено начало высшему женскому образованию: открылись 7 высших жен­ских курсов. В Петер­бурге в 1878 г. основаны Бесту­жевские курсы профессора К. Н. Бестужева-Рю­мина ; в Москве в 1872 г. – курсы профессора В. И. Герье . Образование на женских курсах не уступало университетскому, но диплома о высшем образовании курсистки не получали. В 1897 г. в Петербурге открылся Женский медицинский институт.

    Школьная реформа 1864 г. Автор реформы: министр просвещения А.В. Головнин . В 1862 г. открылись жен­ские гимназии. Было разрешено откры­вать частные школы. В 1864 г. утверждены Положение о начальных народных училищах и Устав гимназий и прогимназий .

    Начальное образо­вание осуществляли школы трёх типов: государственные, церковно-при­ходские и земские. Срок обучения: 1–3 года. Преемственности между начальными школами и гимназиями не было.

    Среднее образование : 4-классные прогимназии и 7-классные гимназии. Гимназии делились на классические с гуманитар­ным уклоном (преподава­нием «классических» языков – латинского и греческого), и реальные с углублённым изучением естественных наук. В 1871 г. реальные гимназии были преобразованы в реальные училища .

    Численность учебных заведений возросла с 8 тыс. в середине XIX века до 79 тыс. к концу века, а число учащихся, соответст­вено, с 23 тыс. до 3,8 млн. Грамотность выросла с 1–2 % до 22 %. Интелли­генция шла в земские школы в надежде помочь народу. Большое значение имела деятель­ность талантливого педагога К. Д. Ушинского .

    Национальный вопрос в Российской империи стоял довольно остро.

    Польское восстание 1863–1864 гг. В 1863 г. подпольный Центральный на­циональный комитет во главе с Я. Домбровским, 3. Сераковским и др. начал восстание в Польше и Литве под лозунгом возвращения независимости Речи Посполитой в границах 1772 г. Повстанцы уничтожали русские гарнизоны. Поляков были готовы поддержать Англия и Франция, но 164-тысячное русское войско жёстко подавило восстание. Погибло 4,5 тыс. русских солдат, 30 тыс. повстанцев, 1 тыс. поляков была казнена, 12.721 отправлены на каторгу и ссылку.

    Царское правительство усилило политику русификации Польши: насаждался русский язык; важные посты занимали только русские чиновники. В 1874 г. Царство Польское переименовали в Привислинский край (самодержавие избегало напоминания о польской государственности). Политика русификации усилила русофобию, ненависть поляков к России. Поляки подчёркивали своё цивилизационное и культурное превосходство: «Прочь в Азию, потомки Чингисхана!» – эти слова из польской песни 1863–1864 гг. передают стереотип польского сознания в отношении русских. С другой стороны, восстание вызвало в России полонофобию .


    Поляки принимали активное участие в российском антиправительственном революционном движении. В 1881 г. член «Народной воли» выходец из бывшей Речи Посполитой Игнатий Гриневицкий смертельно ранил Александра II. Это вызвало в России стихийные погромы поляков как виновников убийства царя.

    Россия и Финляндия. В 1863 г. Великому княжеству Финляндскому были дарованы законодательное учреждение – Сейм (парламент) и конституционная монархия. Жители получили широкие гражданские и политические права, о которых в России можно было только мечтать.

    Государственныйо антисемитизм . По отношению к евреям (иудеям) самодержавие проводило политику государственного антисемитизма. В 1791–1917 гг. существовала «черта оседлости » – граница территории, за пределами которой запрещалось жительство евреям.

    В XIX в. в Восточной Сибири были созданы «инородные управы » для управления «инородцами » – коренными народами Сибири.

    При Александре III Российская империя представляла собой 120-миллионное многонациональное государство, в составе которого насчитывалось более 200 наций, народностей и разноплеменных этнических групп. Огромная разница в уровнях развития проживающих в стране народов существенно осложняла проведение национальной политики. 3

    Рассматривая политику Александра III нужно учитывать личностные качества царя. Несмотря на то, что Александр III имел 1/64 русской крови, по своему характеру и по душевному складу он был русским человеком. 4 В первую очередь его идентифицировала как русского православная вера. Для Александра Александровича религиозность означала нечто большее, чем подчинение обрядовым требованиям церкви. Он любил церковную службу и молился истово. Религия давала ему эмоциональную связь и спокойным братом, и с матерью. 5

    Русскость – это была та черта, которую в первую очередь бросалась в глаза всем, кто встречался с императором. Он был воспитан в православной вере своей матерью, императрицей Марией Александровной. Его учителями и воспитателями были люди, глубоко любившие Россию: историк С.М.Соловьев и филолог Ф.И.Буслаев. Большую роль в формировании его личности сыграл известный юрист К.Победоносцев. Писатель И.Тургенев, написавший после встречи в Париже с цесаревичем Александром Александровичем во французском журнале статью «Александр III», отмечал: «Все, что о нем можно сказать, это то, что он русский и только русский. Он представляет даже замечательный пример влияния среды согласно теории Дарвина: в его жилах течет едва несколько капель русской крови, и, однако, он до того слился с этим народом, что все в нем – язык, привычки, манеры, даже самая физиономия отмечены отличительными чертами расы. Где б его ни увидели, везде бы назвали его родину». 6

    Александр III хорошо знал и любил русскую историю, высоко чтил и сохранял русские традиции и обычаи. При нем в Министерстве иностранных дел все делопроизводство и переписка стали вестись на русском языке. 7 Все эти факты говорят о том, что царь был настоящим русским патриотом. Для царя русское означало родное. Сам он всегда разговаривал на русском языке, предпочитал русскую пищу заморским деликатесам. Царь являлся русским националистом. Потом уже в ХХ веке это понятие будет дискредитировано крайними, гипертрофированно-шовинистическими его проявлениями (фашизм, нацизм). Для предыдущего периода ничего предосудительного данное определение не содержало. Становление нации, духовно-нравственное самоопределение ее во всех странах на определенных этапах истории неизбежно приводило к торжеству национальной идеи и национальных лидеров. В России такое время – вторая половина 19 века. 8

    Да, существовала и довольно жесткая национальная политика, которую обычно обозначают девизом «Россия для русских» (под понятием русский тогда подразумевали не только этнических русских, но и всех прочих в первую очередь представителей других славянских народов, придерживавшихся православного вероисповедания).

    При этом речь не шла о том, чтобы все нерусские должны быть или изгнаны, или насильственно «превращены» в русских. Таких целей никто не ставил и не мог ставить. Суть русификаторства формулировалась совсем иначе: обеспечить приоритеты русскому (православному) элементу, добиться того, чтобы русские и русское стало в империи первым и главным. 9

    Признавая националистические настроения Александра III, следует сразу же оговориться, что они никогда не опускались до уровня шовинизма. Никакой травли других народов, преследования их культур и верований, только потому, что они не русские в России по инициативе монарха не велось. 10

    При Александре III происходило формирование национально-государственного политического курса, преследовавшего цель защитить национальные, религиозные и культурные интересы и ценности основной православной массы жителей империи, составляющих около 80% населения.

    Империя веками являлась многонациональной и таковой должна была остаться. Однако мириться с дискриминацией русских в своем доме – России – царь не мог и не хотел. 11

    Таким образом, говоря, о первопричинах прорусской направленности национальной политики Александра III, нужно учитывать личностные характеристики царя. Именно сформированный в юности патриотизм стал основой национально-государственной политики монарха.

      Особенности русификации при Александре III

    В 80-е годы XIX века в состав империи входило много этносов, и социальная жизнь каждого из них текла по особым обычаям и законам. Этносы, конечно, взаимодействовали, в большей степени на уровне элит, чем на уровне народов, но не жили единой жизнью, общими мыслями и настроениями, не существовали как единое общество 12 . Поэтому основной задачей политики государства являлось создание единого российского общества, во главе с главным компонентом – русским этносом. Этого можно было достичь при помощи ассимиляция культурных особенностей народов государства. Таким образом, основной мерой национальной политики АлександраIII стала русификация.

    До конца XIX в. русификация проводилась, прежде всего, с целью создания более эффективной местной администрации, но в 1880-е гг. намерения центральной власти четко отразили стремление к культурной ассимиляции этнических меньшинств с целью преобразования империи в более однородное, более национальное государство.

    Политика русификации не была в империи новостью. Однако прежде она применялась лишь в отношении народов, уличенных или подозреваемых в сепаратистских устремлениях. В завещании, составленном в сентябре 1876 году, Александр II наставлял наследника не забывать, что могущество «нашего отечества... основано на единстве государства, а потому все, что может клониться к потрясению его единства, к отдельному развитию различных народностей, для него пагубно и не должно быть допускаемо».

    При Александре III русификация перестала быть наказанием, налагаемым на непокорный край; она приобрела характер систематической политики по отношению ко всем подвластным российскому государю национальностям, даже наиболее ему верным. Само значение «русификации» резко изменилось. «Русский дух» и «русская почва» требовали энергичной защиты от коррозии, которой угрожали им разрушительные «идеи», исходящие от иных наций с иным «культурным типом». Государство-семья не может вмещать в себя подданных чужеродных культурных типов, поскольку эти типы сопряжены с иным общественно-политическим строем. Как писал в 1882 году Катков в «Московских ведомостях», «Россия может иметь только одну государственную нацию». Но «великие реформы» и экономический рывок во второй половине XIX века способствовали социально- экономическому и культурному развитию окраин, то есть иных наций. Критерии «русскости» в царствование Александра III постепенно смещались в направлении чисто политическом. Еще в начале XIX века «русский» значило всего лишь «относящийся к России», а затем, в Николаевскую эпоху «официальной народности», понятие «русский» означало православного верноподданного, при Александре III слово «русский» потеряло связь с культурными и вероисповедными качествами и стало исключительно политической характеристикой. 13

    Представитель русского народа в этом политическом смысле не мог быть носителем либеральных или революционных идей и намерений. Лица «несоответственных» убеждений, даже титулованные дворяне, как, например, лидер либералов князь Д.И. Шаховской, на титул «истинно русского» человека претендовать не могли. 14

    Таким образом, в государстве появилось отождествление национального и религиозного принципов, которым придавался политический смысл. Консервативная «русская идея» основывалась на признании, что «Россия может иметь одну государственную национальность», но понятие национальности - не этнографический, а скорее политический термин. Призыв сойтись на «действительной, то есть на русской почве», имел в виду объединение под знаменем православия и самодержавия. Понятие «русскости» и в консервативной публицистике, и в переписке консерваторов служит, прежде всего, политической характеристикой.

      Основные мероприятия национальной политики

    Русификация, ставшая основой национальной политики императора Александра III, предполагала ряд мероприятий, касавшихся в большей степени российских окраин.

    Так как, основополагающим фактором идентификации русскости был религиозный, на территории России началось усиленное строительство православных храмов. За 11 лет правления Александра III было построено 5000 церквей, наиболее известные из них - Храм Воскресения Христова на месте гибели Александра II, храм Святого Равноапостольного князя Владимира в Киеве. В Правление Александра III было закончено строительство Храма Христа Спасителя в память об избавлении России от наполеоновского нашествия. В религиозной политике правительство стало преследовать последователей христианских неправославных сект, старообрядцев, католиков. Бурятам и калмыкам было запрещено строительство буддистских храмов. На востоке империи правительство всячески поощряло переход местного населения в православие.

    Существенно были стеснены в правах евреи и поляки - католики. Ещё в XVIII веке для евреев была введена «черта оседлости», в пределах которой им разрешено было проживание. Черта оседлости включала Польшу, Литву, Белоруссию, Правобережную Украину, Бессарабию, Черниговскую и Полтавскую области. Это ограничение не распространялось на евреев-купцов 1 гильдии, лиц с высшим образованием, ремесленников и солдат. В 1882 году были изданы «Временные правила», согласно которым евреи были лишены права селиться вне городов и местечек, определённых «чертой оседлости», им также запрещалось приобретение и аренда недвижимого имущества. В 1887 году для евреев была определена процентная норма при приёме в высшие учебные заведения - 3% в столицах, 5% - вне черты оседлости. С 1889 года был приостановлен приём евреев на должности присяжных поверенных (адвокатов).

    Правительство проводило активную политику по «обрусению» Польши. На все важные посты в Польше назначались русские, русский язык усиленно насаждался в школе и в делопроизводстве польских административных учреждений. Был предпринят ряд мер по дальнейшему интегрированию польской экономики в экономику России. Так, в 1885 году Польский банк был преобразован в Варшавскую контору Петербургского банка. Польская монета прекратила своё хождение. В Западном крае стала проводиться поддержка русских землевладельцев. Дворянский земельный банк в Западном крае предоставлял кредиты только русским землевладельцам.

    Русификация проводилась на территориях, где проживало родственное русским население. Так, на Украине в 1881 году было подтверждено ограничение 1875 года, запрещавшее на Украине издание книг на украинском языке. В результате центр украинофильского движения переместился в Галицию, входившую в состав Австро-Венгрии. Это привело к усилению на Украине антирусских настроений.

    В Прибалтике правительство вело «борьбу с германизацией». Три прибалтийские губернии - Эстляндия, Лифляндия, Курляндия - жили обособленной от остальной территории империи жизнью. Земля здесь, в основном, принадлежала «остзейским немцам» - потомкам знатных немецких и шведско-датских родов. Они занимали все важные посты в местной администрации, немецкий язык господствовал в учебных заведениях, судах. Православные платили сборы в пользу лютеранских церквей и лютеранского духовенства. Исторически в Прибалтике сложилось противостояние между «остзейскими немцами» и остальным латышским и эстонским населением. От этого «немецкого» засилья страдало не только русское, но и местное население. Правительство стало переводить учебные заведения, судебную систему, местные органы управления на русский язык. В 1887 году было введено преподавание на русском языке во всех высших учебных заведениях. Это встречало одобрение местного населения.

    В то же время автономия Финляндии была существенно расширена. Великое княжество Финляндское вошло в состав Российской империи в 1809 году. По традиции оно обладало самой широкой автономией: имело свой сейм, свои войска, свою денежную систему. Финский сейм при Александре III получил право законодательной инициативы, которого он добивался два десятка лет. Государственным языком, по-прежнему, оставался шведский язык, хотя на нём говорило только 5% населения, и финский. С 1890 года правительство стало предпринимать меры для более тесного единения Финляндии с Россией. С этой целью был издан манифест, согласно которому российская монета вводилась на почтах и железных дорогах.

    Таким образом, мероприятия национальной политики Александра III носили консервативный характер, который был выражен в следовании православным, монархическим и славянофильским традициям.