Непроизвольное запоминание продуктивнее произвольного в случае когда. Непроизвольное и произвольное запоминание

В процессе запоминания осуществляется ввод информации в память. При этом элементы данного материала включаются в структуру памяти путем расширения системы ассоциативных связей. Запоминание (запечатление) - основа обогащения человека новыми знаниями, умениями, формами поведений. В зависимости от характера и способов осуществления данного процесса различают непроизвольное и произвольное запоминание. Мы, как правило, легко отвечаем на вопросы, чем занимались вчера вечером или что съели сегодня на завтрак, хотя и не старались этого запомнить. Непроизвольно запоминаются события повседневной жизни, в особенности все новое, яркое, необычное. Произвольное запоминание - это сугубо человеческий вид памяти, который характеризуется наличием специальной мнемической задачи - запомнить тот или иной материал.

Наряду с этим существует непосредственное и опосредствованное запоминание. В последнем случае применяются специальные средства запоминания. Например, испытуемый для лучшего запоминания слов откладывает наиболее подходящую для каждого слова картинку или изображает соответствующий символ. Наконец, часто противопоставляется механическое запоминание (без какой-либо логической обработки материала) и смысловое (при котором материал представляется в некоторой системе логических связей).

Установлено довольно много закономерностей запоминания. Практическое значение имеют закономерности, как общие для непроизвольного и произвольного запоминания, так и относящиеся только к последнему виду. Начнем с общих закономерностей.

Когда мы изучали восприятие, то говорили: «Воспринимает не глаз, не рука и не ухо...» Теперь пришла пора сказать: «Запоминает не память, а человек, личность с помощью памяти». Индивидуальные особенности человека, его актуальные мотивы поведения и чувства, интеллектуальный опыт оказывают существенное влияние на процесс запоминания и его результат. Отсюда понятно, почему ученик, пристрастно относящийся к содержанию урока, запоминает это содержание намного лучше, чем школьник, присутствующий на уроке «по долгу службы». Эффективность запоминания зависит от значимости запоминаемого материала для личности. Чем эта значимость выше, тем лучше, качественнее запоминаются те или иные сведения.

Эффективность запоминания зависит от места запоминаемого материала в структуре деятельности. В эксперименте П.И.Зинченко (1903-1969) сопоставлялось непроизвольное (непреднамеренное) запоминание испытуемыми двузначных чисел а) после решения ими предложенных (готовых) арифметических задач,
б) после придумывания аналогичных задач. Во втором случае все испытуемые (первоклассники, учащиеся 3-го класса и студенты) запомнили числа лучше, хотя и не в одинаковой степени. Значит, если материал занимает в структуре человеческой активности место цели (ведь во втором случае числа нужно было найти, подобрать), то он запоминается лучше, чем материал, относящийся к условиям этой активности (числа даны в готовом виде). Данная закономерность нашла свое подтверждение и в исследованиях, посвященных произвольному запоминанию.

Есть немало исследований, в которых изучалась зависимость запоминания от характера умственной активности субъекта. Так, было установлено, что чем глубже анализируется материал (эффект глубины обработки), тем лучше он сохраняется и в последующем используется. В других работах показано, что объем и качество запоминания повышаются в результате совершения таких мыслительных действий, как сравнение материала, его классификация, составление плана текста и др. Данные результаты оформились в закономерность: эффективность запоминания возрастает с повышением уровня мыслительной активности, проявленной субъектом в процессе запоминания материала.

Существует также эффект изоляции (эффект фон Ресторф), который заключается в более легком запоминании редких (одного или нескольких) элементов, помещенных среди других, составляющих большую часть ряда. Например, если в списке слов, обозначающих предметы мебели, встретятся два слова, не обозначающих мебель, то именно они запомнятся лучше.

Обратимся теперь к закономерностям произвольного запоминания.

Результативность запоминания возрастает с использованием воспроизведения в качестве способа долговременного запоминания. Такое воспроизведение (повторение) хорошо известно каждому ученику и студенту. В самом деле, разве можно выучить стихотворение или какой-нибудь другой текст без неоднократных попыток его воспроизведения? Наряду с этим студент, разочарованный результатом экзамена, может воскликнуть: «Надо же, я три раза прочитал учебник!» Вероятно, мало что изменилось бы, если бы он прочитал его шесть раз. Ведь эффективность повторения зависит от меры его осмысленности, что отчасти возвращает нас к предыдущей закономерности.

По собственному опыту мы знакомы с эффектом распределения, нашедшим экспериментальное подтверждение еще в работах Г.Эббингауза (1850- 1909): лучше заучивать достаточно объемный материал по частям, чем пытаться заучивать его сразу целиком.

Эффективность запоминания повышается с использованием ко-дирования. Кодирование - это преднамеренное применение различных способов и средств преобразования информации в более удобный для запоминания вид. Так, мнемотехническая формула: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - опосредствует запоминание цветов спектра. Есть стихотворение, помогающее более точно, чем это обычно необходимо, запомнить число «пи». Вероятно, самым простым примером кодирования является «узелок на память». Существуют, однако, более универсальные способы кодирования, о которых речь уже в некоторой степени шла: классификация, смысловая группировка материала, выделение в тексте ключевых слов, составление плана изложения, графическая схематизация текста, составление тезисов и др. Экспериментально исследуются различные уровни кодирования: кодирование на уровне восприятия (перцептивное кодирование), кодирование как отнесение предмета к категории, а также кодирование, сопровождающееся оценкой своего отношения к предмету (личностно-отнесенное кодирование).

Качество запоминания зависит от установки на время, когда запоминаемая информация понадобится. Психолог В.А.Артемов подметил: «Если школьнику предложить что-нибудь выучить с предупреждением, что он будет спрошен только тотчас по окончанию выучивания, то окажется, что через две недели он ничего из выученного не помнит. Его товарищ, заучивший тот же материал с условием, что его спросят не только сегодня, но и через две недели, дает значительно лучшие результаты». Зависимость продуктивности запоминания от установки на время воспроизведения получила и экспериментальное подтверждение.

Педагогическое значение имеют также некоторые данные о соотношении произвольного и непроизвольного запоминания. Первое при прочих равных условиях продуктивнее второго. Однако непроизвольное запоминание, сопровождающееся активной мыслительной работой с материалом, оказывается более эффективным, чем произвольное, такой работой не сопровождающееся. Это показано в исследованиях П.И.Зинченко и А. А. Смирнова (1894-1980). С учетом того, что произвольное запоминание в учении оказывается более напряженным процессом, считается целесообразным использование (в возможно большей степени) ресурсов непроизвольного запоминания.

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: « ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО»

ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАО САНАТОРИЯ «ГОЛУБАЯ ВОЛНА»

Введение ……………………………………………………... 1

1. Правовое и организационное обеспечение формирования малого предприятия………………………………………. 4

2. Лицензирование различных видов деятельности предприятия……………………………………………….12

3. Организационно-экономическая характеристика ЗАО санаторий «Голубая волна»………………………………16

3.1.Организационные вопросы...………………………...16

3.2. Экономическая характеристика.…………………...19

4. Оценка эффективности деятельности ЗАО санаторий «Голубая волна»…………………………………….….…24

Заключение…………………………………………………...19

Список литературы…………………………………………..32

Введение.

В настоящее время в стране происходит трудный поиск новых форм хозяйствования, использование которых позволило бы полнее мобилизовать все ресурсы общества для выхода из социально-экономического кризиса страны. Одной из важных научных и практических проблем остается проблема оптимального соотношения предприятий различных размеров. В свете выше указанного актуализировался вопрос рационального сочетания крупных, средних и мелких предприятий. Как показывает опыт, небольшие, технически хорошо оснащенные предприятия во многих случаях имеют свои преимущества. Они могут быстрее учитывать технологические новшества, изменения спроса, оперативнее удовлетворять нужды в мелкосерийной и штучной продукции.

Однако проблема мелких предприятий до сих пор ещё не получила всесторонней теоретической разработки. Мало, того, практика продолжает обгонять теорию. Надо сказать, что принятие и реализация законов об индивидуальной трудовой деятельности, о кооперации, сдача предприятий в аренду, а также постановление Совета Министров РФ о развитии малых предприятий и принятие Закона о собственности в РФ, обсуждаемые проблемы приватизации и разгосударствление в какой-то мере застали врасплох экономическую мысль, которая продолжает плестись в хвосте у практики. При этом отсутствие теоретической разработки этой проблемы сдерживает и конкретные практические рекомендации по развитию мелких предприятий. Уже имеющийся опыт такого развития говорит о важных проблемах, которые во многом связаны с отсутствием серьезного обоснования проблемах, которые во многом связаны с отсутствием серьезного научного обоснования.

Необходимо выделить сферы деятельности малых форм в экономике, их качественные и количественные критерии, рассматривать формы собственности и организационные структуры, на которых они могут быть основаны.

В современных условиях лишь при наличии большого количества малых и средних предприятий, находящихся в различных формах собственности, можно ликвидировать дефицит различных видов продукции, особенно в пределах потребления. Это позволило бы также обуздать теневую экономику.

Все это позволяет ставить вопрос о выделении и развитии малых форм хозяйствования как широкого сектора в экономике, основанного на различных субформах государства и личной собственности.

Цели и задачи данной курсовой работы ознакомить с принципами функционирования малого предприятия в социальных кризисных условиях. Широко рассматриваемый вопрос о правовом и организационном обеспечении формирований малого предпринимательства, а также вопрос о лицензировании различных видов деятельности предприятия.

Малому предприятию, как говорилось выше, присущи гибкость и высокая приспособленность рыночной конъюнктуры. То, вместе с тем, сектору малого предпринимательства свойственна низкая доходность, организованность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе.

Малые предприятия довольно часто обновляются, вследствие банкротств или перемены специализации, но постоянно рождаются новые малые предприятия, поскольку малый бизнес – самая динамичная форма предпринимательской деятельности. В связи с этим можно отметить, что в сфере малого предпринимательства за последнее время наметился резкий рост (более 30%) производства товаров и услуг, что на фоне депрессивного состояния экономики можно рассматривать как положительный факт.

1. Правовое и организационное обеспечение формирования малого предпринимательства

Малое предприятие – что это такое? Законодательством РФ дано определение предприятия как самостоятельного хозяйствующего субъекта с правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Предприятие не имеет в своем составе других юридических лиц. Предприятие не зависимо от форм собственности на средства производства, и другое имущество действует на принципах хозяйственного расчета.

В соответствии с объемами хозяйственного оборота предприятие и численность его персонала независимо от форм собственности оно может быть отнесено к малым предприятиям, особенности создания и деятельности, а также порядок отнесения к этому предприятию устанавливается законодательством РСФСР.

Постановлением совета министров РСФСР от 08.08.1990 года № 790 « О мерах по созданию и развитию малых предприятий » установленного, что к малым предприятиям относятся вновь создаваемые и действующие предприятия:

В промышленности и строительстве – с численностью до 200 человек;

В науке и научном обслуживании – с численностью до 100 человек;

В других отраслях производственной сферы – с численностью работающих до 50 человек;

В отраслях непроизводственной сферы – с численностью работающих до 25 человек;

В розничной торговле – с численностью работающих до 15 человек;

В соответствии с формами собственности могут действовать предприятия следующих видов:

Основанные от собственности граждан – индивидуальное, семейное предприятие;

Основанные на коллективной собственности – коллективное предприятие; производственный кооператив; предприятие принадлежащее кооперативу; предприятие созданное в форме акционерного общества и иного хозяйственного общества или товарищества либо принадлежащее такому обществу или товариществу; предприятие общественной организации; предприятие религиозной организации;

Основанные на государственной собственности – государственное союзное предприятие; государственное республиканское предприятие (союзной республики); государственное предприятие автономной области; государственное коммунальное предприятие.

Кроме указанных законодательно, укреплены и другие виды предприятий, например арендные и совместные.

Малые предприятия могут создаваться во всех отраслях народного хозяйства на основе любых форм собственности, включая смешанные, и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательными актами РФ и отвечает целям, предусмотренным в их уставе.

Малые предприятия являются качественно новым шагом в направлении создании и развития рыночной среды и самого рынка в нашей стране. Если в промышленно развитых странах они дают половину и более совокупного валового продукта, более половины прироста новых рабочих мест, то можно представить себе, какие огромные перспективы открыты в РФ для малого бизнеса.

Малые предприятия аккумулируют огромный экономический потенциал, разветвления структуры, без которых нормальный рынок не мог бы функционировать и выполнять свою роль регулятора экономических отношений.

И, что не менее важно, малый бизнес несет в себе новое качество для хозяйственных субъектов и потребителей: гибкость, мобильность, ориентацию в условиях коммерческого риска на новые технологии.

Малое предприятие – это не просто число работников при небольшом объеме производства, это вовсе не что-то несерьезное с каким-то полу настоящим правовым статусом. Это в первую очередь ПРЕДПРИЯТИЕ со всеми его возможностями, правами, обязанностями, быстро приспосабливаемое к меняющимся требованиям рынка, способное к оперативной перестройке производства, готовое идти на оправданный коммерческий риск, что позволяет в сжатые сроки удовлетворять запросы потребителей.

В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 8 августа 1990 года № 790 установлено, что малое предприятие могут создаваться:

Гражданами, членами семьи и другими лицами, совместно ведущими трудовое хозяйство;

Государственными, арендными, коллективными, совместными предприятиями, общественными организациями и их предприятиями, кооперативами, АО, товариществами, хозяйственными ассоциациями, другими предприятиями и организациями, являющиеся юридическими лицами;

Государственными органами, уполномоченными управлять государственным имуществом.

Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями гражданами.

Малое предприятие может быть создано в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации одного или нескольких структурных подразделений или структурной единицы из объединения по инициативе коллектива трудящихся указанного подразделения или структурной единицы, если на, то есть согласие собственника имущества предприятия (уполномоченного им органа, предприятия, объединения, организации) и обеспечивается выполнение ранее принятых предприятием, объединением, организации договорных обязательств. В этих случаях предприятия, объединение, организация, из которого выделилось малое предприятие, выступает учредителем этого предприятия.

Учредить малое предприятие – это означает определить его правовой статус, т.е. установить гражданскую правоспособность в соответствии с целями его деятельности. Говоря нормативным языком, это означает установить права и возможности малого предприятия в соотношениях с его партнерами по хозяйственной деятельности, в отношениях с его учредителями. Что касается отношений малого предприятия с государством и его органами, то эти отношения однозначно регламентируются нормативными актами.

Права и возможности конкретного малого предприятия определяются уставом малого предпринимательства.

Большой ошибкой является мнение, что правовой основой организации и деятельности малых предприятий в РФ является лишь постановление совета министров «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» от 8 августа 1990 года № 790.

Дело в том, что данное постановление является актом, дополняющим основную нормативно-правовую базу, определяющую общий правовой статус предприятия в РФ. И без этой основной базы нельзя правильно предоставить себе в полном объеме права и обязанности малого предприятия, возможности малого бизнеса.

Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации малых предприятий, относящихся соответственно к государственным, кооперативным, арендным, совместным и другим видам предприятий, регулируется действующим законодательством с учетом особенностей, предусмотренных постановлением от 8 августа 1990 года № 790.

Деятельность малого предприятия с точки зрения закона ничем не отмечается от деятельности обычного предприятия, с той лишь разницей, которая установлена упомянутым постановлением.

Действующее законодательство о предприятиях в РФ не устанавливает каких-либо ограничений для малых предприятий, а относят особенности их создания и деятельности к специальному законодательству РФ.

Законодательство о предприятиях построено таким образом, что оно устанавливает возможность учредителями определять правовой статус конкретного малого предприятия в довольно широких пределах. Образно говоря, текст правовых норм, установленных государством, представляет собой как бы основу правового статуса малого предприятия, на которой может быть построен тот или иной конкретный устав определенного малого предприятия.

В пределах закона учредитель имеет возможность либо предоставить предпринимателю полную самостоятельность в решении вопросов продажи и передачи имущества или списание его с баланса, либо установить иные правила распоряжения этим имуществом, предусмотрев их в уставе предприятия.

Поскольку устав предприятия утверждает собственник имущества предприятия, а устав малого предприятия может быть установлен его учредителем, так устанавливают пределы предприятия по определению направлений использования чистой прибыли закрепленных в уставе предприятия.

Из основных вопросов, возникающих при учреждении малого предприятия, вопросы о правовом статусе и источников формирования имущества предприятия, а также распределении прибыли являются, пожалуй, главнейшими.

Таким образом, при создании и организации деятельности малого предприятия устав является важнейшим документом, определяющим правовой статус предприятия.

Согласно Гражданскому Кодексу РФ предприятия обязательно должно пройти государственную регистрацию.

Более того, в отличие от порядка создания предприятий, установленного Законом РФ о предприятиях в РФ, постановлением Совета Министров РФ от 8 августа 1990 года № 790 для малых предприятий установлены иные сроки регистрации. Вместо 30-ти дневного срока, отведенного этим законом на государственную регистрацию предприятием, для регистрации малого предприятия указанным постановлением установлен 2-х недельный срок с момента подачи заявления с приложением необходимых документов:

1. Заявление учредителя;

2. Устава предприятия;

3. Договора учредителей;

4. Свидетельства об уплате государственной пошлины.

Отказ в государственной регистрации малого предприятия возможен только в двух случаях:

Нарушение установленного законопорядка образования юридического лица;

При несоответствии его учредительных документов закону;

Данные государственной регистрации в десятидневный срок сообщаются в Министерство финансов РФ для включения в единый государственный реестр.

Итак, создание малого предприятия – это последовательность юридически значимых действий, в результате которых появляется в хозяйственной и экономических сферах новый самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, т.е. со всем обособленным имуществом, имеющий право от своего имени приобретать имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже или третейском суде.

Малое предприятие с момента обретения статуса юридического лица имеет право принимать и увольнять работников, осуществлять производственную, коммерческую и иную деятельность в соответствии со своим Уставом, несет обязанность уплачивать государству соответствующие налоги.

Т.о., при создании малого предприятия выделяют следующие этапы:

1. Разработка технико-экономического обоснования деятельности малого предприятия для определения целесообразности его создания. Правильно рассчитанное технико-экономическое обоснование дает возможность организаторам малого предприятия четко определиться в технической и финансовой политике деятельности малого предприятия.

2. Принятие решения о создании малого предприятия и определение состава его учредителей.

3. Разработка Устава малого предприятия, его правовая экспертиза и утверждение Устава учредителем (учредителями).

4. Разработка договора о взаимоотношениях учредителей и малого предприятия, его правовая экспертиза и подписание сторонами.

5. Регистрация малого предприятия в исполнительных органах.

6. Открытие расчетного счета малого предприятия в банке. Для этого необходимо подготовить пакет документов, в который кроме учредительных документов, должны войти:

Свидетельство о регистрации

Протокол о назначении генерального директора

Приказ о назначении главного бухгалтера

Нотариально заверенная доверенность на фирменном бланке на получение выписок с расчетного счета.

Справка из пенсионного фонда, фонда медицинского страхования, фонда занятости и соцстраха.

Справка о дне выдачи заработной платы сотрудникам.

Образец печати предприятия.

7. Постановка на учет в финансовое управление.

Каждый из этих этапов требует времени, терпения, составления определенных документом и навыков взаимодействия со структурами власти и должностными лицами.

2. Лицензирование различных видов деятельности предприятия

В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 1418 от 24 декабря 1994 года, ряд видов предпринимательской деятельности подлежит лицензированию.

В РФ отдельные виды предпринимательской деятельности осуществляются предприятиями, организациями и учреждениями независимо от организационно-правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на основании лицензии специального разрешения органов, уполномоченных на ведение финансирования.

Лицензия – это официальный документ, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течении установленного срок, а также определяются условия его осуществления.

Для получения лицензии заявитель представляет в органы, уполномоченные на выдачу разрешения на право заниматься лицензионной деятельностью.

1. Заявление о выдаче лицензии с указанием:

для юридических лиц

Наименование организационно правовой формы;

Юридического адреса;

Номера расчетного счета и соответствующего банка;

для физических лиц

Фамилии, имени, отчества;

Паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства);

Вида деятельности;

Срока действия лицензии.

2. Копии учредительных документов и, если они не заверены нотариусом, - с предъявлением оригиналов.

3. Копию свидетельства о государственной регистрации предприятия.

4. Документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления.

5. Справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа.

В зависимости от специфики деятельности в Положении о лицензировании соответствующего вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов.

Так, например для получения лицензии на осуществление страховой деятельности на территории РФ условиями лицензирования предусмотрено представление в Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью, кроме указанных документов дополнительно следующие:

Бизнес-план на первый год деятельности;

Расчет соотношения активов и обязательств;

Положение о порядке формирования и использования страховых резервов;

План по перестрахованию;

План размещения средств, страховых резервов;

Баланс на последнюю отчетную дату;

Правила по видам страхования;

Расчет страховых тарифов;

Сведения о руководителе и его заместителе;

Все документы, представленные для получения лицензии, регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности, в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами; в случаях дополнительной экспертизы срок увеличивается до 60 дней.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

1. Наличие в документах, предъявленных заявителем, недостоверной или искаженной информацией.

2. Отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления данного вида деятельности, и условиями безопасности.

Уведомление об отказе в выдаче лицензии предоставляется заявителю в письменном виде в 3-х дневный срок после принятия соответствующего решения с указанием причины отказа.

В лицензии учитываются:

Наименование органа выдавшего лицензию;

Для юридических лиц:

q наименование и юридический адрес предприятия получающего лицензию.

Для физических лиц:

q фамилия, имя, отчество;

q паспортные данные;

Вид деятельности, на осуществление которой выдаётся лицензия;

Срок действия лицензии;

Условия осуществления данного вида деятельности;

Регистрационные номер лицензии и дата выдачи.

Сроки действия лицензии осуществляются в зависимости от специфики вида деятельности, но не менее 3-х лет; продление срока производится в том же порядке, что и получение.

Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности, передача лицензии другому физическому или юридическому лицу запрещается.

При ликвидации предприятия лицензия теряет юридическую силу.

Решения и действия органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, могут быть обжалованы в установленном порядке в судебные органы.

3. Организационно-экономическая характеристика

ЗАО санаторий «Голубая волна»

3.1. Организационные вопросы.

Закрытое акционерное общество санаторий «Голубая волна» создано в результате реорганизации общества с ограниченной ответственностью пансионат санаторного типа «Голубая волна», зарегистрированного отделом регистрации предприятий и предпринимательской деятельности Администрации города Геленджика Краснодарского края. Закрытое акционерное общество санаторий «Голубая волна» зарегистрировано 17 сентября 1998 года, номер предприятия в городском реестре 2404, свидетельство серия ОРП № 71/098.

Учредителями общества являются: акционерная компания «Алмазы России – Саха» (АК «АЛРОСА») и Ростовский областной союз потребительских обществ.

Общество является коммерческой организацией, основной целью деятельности которого является извлечение прибыли.

Для достижения основной цели Общества осуществляет следующие виды деятельности:

Организация лечения и отдыха граждан, оздоровительные услуги;

Транспортные услуги;

Организация торговли товарами народного потребления;

Организация спортивно-туристической деятельности.

Органами управления Общества является:

Общее собрание акционеров Общества – высший орган управления;

Генеральный директор Общества – исполнительный орган управления.

Первоначальными задачами управления предприятия в условиях рынка является:

1. маркетинговые исследования, изучение конъюнктуры рынка, прогнозирование сбыта продукции, определение предполагаемого дохода.

2. подбор и расстановка кадров.

3. обеспечение производственного цикла материальными ресурсами, учет и контроль рационального использования материальных ресурсов.

4. выбор оптимального варианта плана, обеспечивающего максимальный доход.

5. прогнозирование объема реализации и сбыта, оперативное реагирование на покупную способность заказчика.

В целом эффективность управления зависит от выбора организационной структуры. Так организационная структура ЗАО «Голубая волна» представлено на рисунке 3.1.

Зав. производством

3.2 Экономическая характеристика ЗАО «Голубая волна» за 1998 год.

Основные показатели

Отклонения +/-

1998г. к 1997г.

Кол-во путевок

Одслуж. койко-дн.

Выручка от реал. путевок.

Выручка от доп. видов услуг.


Выручка от реал. товаров.

Прочие орерац. доходы.

Нереализ. доходы

Итого доходов

Себест. реал. пут.

Покупн. стоимость товаров

Прочие операц. расходы

Расходы от доп. видов услуг


Внереализ. расход.

Издержки обращ.

Отвлеч. средства.

Итого расходов

Прибыль, убыток

Себестоимость к/д

Таблица 3.2.1. Динамика основных показателей.

Основные показатели


% выполнения

Кол-во путевок

койко-дн.

Выручка от реал. путевок.

Выручка от доп. видов услуг.

Выручка от реал. товаров.

Прочие орерац. доходы.

Внереализ. доходы

Итого доходов

Себест. реал. пут.

Покупн. стоимость товаров

Прочие операц. расходы

Расходы от доп. видов услуг

Внереализ. расход.

Издержки обращ.

Отвлеч. средства.

Итого расходов

Прибыль, убыток


Себестоимость к/д

Таблица 3.2.2. Выполнение основных показателей в 1998 году ЗАО санаторий «Голубая волна».

Статьи затрат

Отк. Факт 98/97

Продукты питания

Мед. расх.

Износ МБП

Списан. материалов

Электроэн.

Водоснабж.

Газоснаб.


Затраты на ОТ

Затраты на соц. нужды

Атортиз. ОФ

Содерж. и ремонт обор.

Культрасх.

Таблица 3.2.3. Анализ общей сметы затрат в 1998 году. (Путевки).

В 1998 году наблюдается превышение плановых затрат на сумму 746,7 руб. Превышение объясняется тем, что увеличились затраты по отдельным статьям сметы затрат. Так по статье «Износ МБП» перерасход – 280 тыс. руб. Объясняется тем, что материальные ценности стоимостью до 8349 руб., ранее числившиеся как основные фонды, переведены на счет малоценных и быстроизнашивающихся предметов и на них начислен износ. По статье «Списание материалов» превышение плановых затрат на сумму – 1282 тыс. руб. В ходе инвентаризации по состоянию на 01.11.1998г. были списаны пришедшие в непригодное для эксплуатации состояние малоценные и быстроизнашивающиеся предметы на сумму 442,3 тыс. руб. По ремонтно-строительному участку списано материалов на сумму 508,7 тыс. руб. больше, чем предусмотрено планом. Причиной этому является увеличение объема ремонтных работ с целью подготовки ЗАО санаторий «Голубая волна» к приему отдыхающих с 01.04.1999 года. Еще одна причина перерасхода по этой статье, это то, что не было запланировано списание МБП сразу на производство стоимостью до 1/20 лимита за единицу.

По статье «Прочие расходы» - перерасход в сумме 415,2 тыс. руб. объясняется тем, что выполнены услуги сторонними организациями, частично заасфальтирована территория ЗАО санаторий «Голубая волна».

По некоторым статьям затрат произошло снижение плановых затрат. По статье «Электроэнергия» экономия 125,1 тыс. руб. В 1 квартале 1998 года из-за неисправности котлов котельная санатория не работала, не работал бассейн, а также в г. Геленджике применялась система «Веер», электроэнергия отключалась по 2-3 раза в день. По этой же причине экономия в сумме 36,1 тыс. руб. по статье «Газоснабжение». Снижены затраты на фонд ОТ в сумме 264,7 тыс. руб. и на социальные нужды в сумме 131,7 тыс. руб. – экономия произошла за счет недоукомплектованности кадрами. Плановая среднесписочная численность – 209 человек, фактическая – 194 человека.

По статье «Амортизация ОФ» экономия в сумме 3673 руб. – объясняется переводом ОС стоимостью до 8349 руб. на счет малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

«Налоги» – экономия 197,1 тыс. руб. Сумма земельного налога была запланирована с учетом годовой ставки за 1 квадратный метр, но в 1998г. увеличение ставки земельного налога не произошло.

Фактические затраты на обслуживание отдыхающих в 1998 году выше фактических затрат 1997 года. на 4362,5 тыс. руб. Основная причина увеличения затрат – обслуживание большего количества отдыхающих. Если в 1997 году обслужено 40420 койко-дней, то в 1998 году – 64836 койко-дней, процент роста 160, а затраты выросли на 158%.

Фактическая себестоимость 1 койко-дня в 1998г. – 183 руб.13 коп., плановая – 176 руб. 56коп.

Увеличение себестоимости 1 койко-дня на 6 руб. 57 коп. за счет увеличения фактических затрат.

По балансу на 01.01.1999г. ОС числятся в сумме 14776 тыс. руб.

По сравнению с прошлым годом произошло уменьшение за счет пересмотра результатов переоценки, а также по итогам инвентаризации часть ОС перевезена в МБП согласно существующему положению.

Нематериальные активы составляют 72 тыс. руб., затраты увеличились за счет проведения лицензионных оформлений санатория, проведенных работ по котельной и бурению скважин.

Наличие материалов на 1.01.1999 года – 350 тыс. руб. по сравнению с прошлым годом запасы материалов уменьшились за счет текущих ремонтных работ.

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы составляют 752 тыс. руб., произошло увеличение за счет перевода ОС в МБП по итогам годовой инвентаризации.

Дебиторская задолженность на 1.01.1999 года – 703 тыс. руб. Кредиторская задолженность на 1.01.1999 года 1629 тыс. руб. По итогам года по балансу на 1.01.1999 года убыток составляет 19 тыс. руб. Всего по балансу непокрытые убытки года – 492 тыс. руб., которые образовались за счет использования прибыли на следующие цели:

Оплата пени – 180 тыс. руб.;

Начисление налогов – 83 тыс. руб.;

Лицензированные сборы – 13 тыс. руб.;

Соц. выплаты – 197 тыс. руб.

Валюта баланса 1998 года составляет 24 448 тыс. руб.

4. Оценка эффективности деятельности ЗАО санаторий «Голубая волна»

Ранее руководители предприятий устанавливали план выпуска продукции, сметы, штатное расписание, т.е. его роль в производственном процессе сводилась к функциям диспетчера.

В настоящее время, в связи с переходом к рыночным отношениям, резко повысилась его роль в качестве управленца. В результате чего в России ведутся активные исследования, и внедряется опыт зарубежных стран в использовании материалистических методов принятия решений.

Специалист на производстве, одновременно является и руководителем, и организатором технического процесса.

Таким образом, экономисту, менеджеру и, само собой, руководителю предприятия, фирмы необходимо знать основные разделы и области применения математических методов принятия решений при практических задачах.

Используя математические методы, вычисления при каком количестве проданных путевок прибыль ЗАО санаторий «Голубая волна» будет максимальной.

Функция прибыли имеет вид:

П = ЦХ – У(Х), где

Ц – цена единицы продукции;

Х – реализация продукции;

У(Х) – функция затрат (себестоимость);

П – прибыль.

Таблица 4.1

i – период

хм – материальные затраты (расход основного производства по оформлению путевок);

у(х) – себестоимость оформленных путевок.

Построение системной модели функции у(х).


1. Зависимость себестоимости (затрат) от материальных затрат имеет вид:

у(х) = а хм + в.

Для определения значений «а» и «в» в данном случае предпочтительно использовать метод наименьших квадратов (МНК)

Критерий МНК: , где

Теоретическое значение;

Наблюдаемое значение.

2. Вычислим производную а и в и приравняем к нулю:

3. Составим систему уравнений и методом Крамера определим а и в:

6524,8а + 176,6в = 1807,4,

176,6а + 6в = 56,4

4. Получим системную модель функции затрат:

у(х) = 0,11х + 6,13

5. Расчет прибыли:

П = ЦХ – (0,11х + 6,13);

Цена путевки равна 4112 руб.

П = 4112х – 0,11х – 6,13

6. Нахождение объема производства:

Возьмем производную прибыли и приравняем к нулю:

П = 4112 – 0,22х – 6,13 = 0 0,22х = 4112 х = 18690 (шт.), т.е. при таком количестве проданных путевок прибыль будет наибольшая.

7. Находим прибыль: П = 4112 18690 – 0,11 18690 – 6,13 = 76853280 – 38424771 –6,13 = 38 млн. руб.

При объеме равном 18690 шт. прибыль равна 38млн. руб.

Тесноту связи между функцией затрат у(х) и элементами затрат определяют методом корреляции. Причем, если то,у(х) зависит от хм; если, то у(х) не зависти от хм.

Коэффициент корреляции:

х - среднее значение количества материалов:

у – среднее значение функции затрат:

ЗАО санаторий «Голубая волна» при объеме производства туристско-экскурсионных услуг 18690 ед., прибыль будет максимальной, что составляет 38 млн. руб. Также, что означает – материальные затраты имеют тесную связь между функцией затрат у(х) и элементами затрат, т.е. материальные затраты занимают удельный вес в себестоимости продукции.

В настоящее время чрезвычайно сложная экономическая и политическая обстановка во многих регионах страны создает определенные трудности в организации круглогодичного функционирования санаторно-курортных учреждений.

Серьезным и одним из основных факторов, влияющих на производственную деятельность ЗАО санаторий «Голубая волна» является низкая платежеспособность населения, а также недостаточность собственных средств у предприятий, которые могли бы направить своих работников на лечение и отдых. В результате санаторий заполняется на 100% только в летние месяцы и на 50% в мае и сентябре, т.е. в самое благоприятное время года, что связано, скорее всего, с тем, что город Геленджик является, прежде всего, климатическим курортом.

ЗАО санаторий «Голубая волна» функционирует в настоящее время как сезонное предприятие, реализуя в среднем 2291 ед. продукции и не получая прибыли.

Для получения максимальной прибыли 38 млн. руб. санаторию необходимо реализовать 18690 ед. продукции.

В данной ситуации предприятию можно предложить:

1. провести реконструкцию и расширение лечебной базы, что позволит решить проблемы сезонности.

3. ввести в штатное расписание должность маркетолога.

Заключение

Жизнеспособность малых предприятий определяется экономической и административной свободой – за неперспективное дело никто не заставит взяться. Малые предприятия производят продукцию на свой страх и риск – то, что считается нужным, рентабельным, и выгодным, продают товары и услуги тому, кому сочтут нужным.

И каждое из этих предприятий создано с надеждой на будущее, с надеждой на перспективу и экономический успех.

Однако, не все так безоблачно на предпринимательском небосклоне. Опыт показывает, что характерной чертой малого бизнеса во всех странах является чрезвычайно интенсивная обновленность хозяйствующих субъектов.

Найти свое место «под солнцем» и пыль в «бурном море» предпринимательство невероятно сложно.

Один только пример: за 4 последних года в Милане – городе, который в Италии называют «инкубатором» малого бизнеса, зарегистрировано 48000 новых предприятий. Однако, за тот же период 46000 фирм обанкротилось. А 46000 несбывшихся надежд и, несомненно, личных драм… Конечно большинство предприятий не разоряются окончательно и не садятся в «долговую яму», а пытаются начать новое дело, учтя прошлые ошибки. Но в любом случае лучше сразу поставить дело на экономическую и правовую основы и правильно поставить свои отношения с учредителями, партнерами, закрепив их юридически.

Для того, чтобы смягчить воздействие отрицательных факторов на деятельность ЗАО санаторий «Голубая волна», можно внести такие предложения:

1. использовать один из надежных методов улучшения финансового состояния – это диверсификации производства, т.е. рассредоточение активов по различным видам деятельности.

2. существенным фактором, оказывающие влияние на оздоровление финансового состояния предприятия, является погашение дебиторской задолженности предприятия. Одним из вариантов решения этой проблемы может стать проведение финансовых операций между факторинговой компанией или коммерческим банком и предприятием.

3. В качестве дополнительных источников финансирование можно выделить нетрадиционные методы обновления материальной базы и ускоренной модернизации ОФ, одним из которых является лизинг.

Лизингодатель, представляет лизингополучателю ОФ на установленный договорной срок и за определенную плату, по существу реализует принципы срочности, возвратности и платности, присущие кредитной сделки. Но с другой стороны, и лизингодатель и лизингополучатель оперируют капиталом не в денежной, а в производственной форме, что сближает лизинг с инвесторами.

4. И, наконец, необходимо остановиться еще на одном факторе финансового оздоровления. Это совершенствование договорной работы и договорной дисциплины.

Учитывая массовые неплатежи между предприятиями, уместно было бы заключение договора – инкассо с банком на акцептную форму расчетов с предприятиями- покупателями по обязательному представлению, услуг, а также заключение с банком договора об автоматическом начислении штрафа за каждый день просрочки при несвоевременной оплате с выставлением платежного требования в адрес банка, обслуживающего покупателя.

Литература:

1. Алексутин В.А. Маркетинг и основы предпринимательства, - М.,1994г.

2. Доменко Б.И. Камаева В.Д. Введение в бизнес, - Ижевск, 1991г.

3. Ичитовкин Б.Н. Малые фирмы хозяйствования, - М., Экономика, 1991г.

4. Пелих А.С. Баранников М.М. Основы предпринимательства, - Ростов-Дон, 1994г.

5. Малое предприятие: нормативно-методические рекомендации по экономико-производственным вопросам с пакетом учредительных документов, - М., Экономика 1991 г.

6. Правдин Д.И. Рыночное предпринимательство, - М., 1994 г.

7. Райсберг Б.А. Азбука предпринимательства, - М., 1991г.

8. Рассолов П.П. Основы предпринимательства, - Новочекасск, 1996г.

9. Русинов Ф.М. Апишев А.А. Возрождение предпринимательства в России, - Майкоп, 1992г.

10. Правовые законы предпринимательской деятельности.

Запоминание -процесс закрепления новой информации путем ее связывания с уже известным, хранящимся в памяти. Различают следующие виды запоминания:

Механическое и осмысленное Данные экспериментальных исследований показывают значение смысловых связей для процесса запоминания. Сравнение результатов заучивания бессмысленных слогов и осмысленных слов показало, что продуктивность запоминания находится в прямой зависимости от наличия смысловых связей (в 22 раз эффективнее!)

Произвольное и непроизвольное запоминание. Под непроизвольным понимается такое запоминание, когда человек не ставит специальной цели запомнить. Например, вы идете по улице и запоминаете какую-то ситуацию, хотя специальная задача - запомнить - перед вами не стояла. При произвольном запоминании человек ставит специальную цель-запомнить. Какое же запоминание более продуктивно? Исследования

Зинченко показали, что непроизвольное запоминание может оказаться продуктивнее произвольного, все зависит от того, какое место занимает запоминаемый материал в структуре деятельности. Так, проводился следующий эксперимент: в одном случае испытуемым предлагалось расклассифицировать предложенные картинки по группам, причем цель запомнить эти картинки перед испытуемым не ставилась. В втором случае ставилась цель именно запомнить картинки. Так вот, в случае классификации картинки запомнились лучше, нежели чем когда стояла задача просто запомнить их. Таким образом, непроизвольное запоминание может быть эффективнее произвольного. если материал занимает место цели деятельности. При произвольном запоминании цель сдвинута на сам процесс запоминания.

Непосредственное и опосредованное запоминание. При непосредственном запоминании человек не использует вспомогательных средств, чтобы запомнить. Опосредованным называется такое запоминание, когда субъект использует такие средства. Например, он ставит цель запомнить, записывает, чтобы не забыть, завязывает узелок на память. Кстати, последний прием является весьма древним. Попытки использовать вспомогательные средства, чтобы запомнить (то есть овладеть своей памятью) встречаются уже у примитивных народов. Человек пытается запомнить один вещи с помощью других вешен, например, кладет камешек в карман, листочек с дерева при счете. Таким образом, наряду с тем, что мы запоминаем, появляется то, с помощью чего мы запоминаем.

Рис.3.

С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

Произвольное и непроизвольное запоминание

Первоначальная форма запоминания - так называемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга.

Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без всякой учебной цели, и т.п., хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношением к окружающему.

От непроизвольного запоминания надо отличать произвольное запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить и включающую в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь этой цели.

Нередко произвольное запоминание принимает форму заучивания, т.е. многократного повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Так, например, заучивая стихи, определения, законы, формулы, исторические даты и т.д. Поставленная цель - запомнить - играет важную роль, определяя собой всю деятельность запоминания. При прочих равных условиях произвольное запоминание заметно продуктивнее непроизвольного запоминания.

Постановка специальных задач оказывает существенное влияние на запоминание, под ее влиянием меняется сам его процесс. Однако, по мнению С.Л. Рубинштейна, основное значение приобретает вопрос о зависимости запоминания от характера деятельности, в ходе которой оно совершается. Он считает, что в проблеме запоминания нет однозначной зависимости между произвольным и непроизвольным запоминанием. И преимущества произвольного запоминания со своей очевидностью выступают лишь на первый взгляд.

Исследования П.И. Зинченко в этом убедительно доказали, что установка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности этого процесса, непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного. В опытах Зинченко непроизвольное запоминание картинок в ходе деятельности, целью которой была их классификация (без задачи запомнить), оказалось определенно выше, чем в случае, когда перед испытуемым была поставлена задача картинки запомнить.

Посвященное той же проблеме исследование А.А. Смирнова подтвердило, что непроизвольное запоминание может быть продуктивнее, чем произвольное: то, что испытуемые запоминали непроизвольно, попутно в процессе деятельности, целью которой было не запоминание, запоминалось прочнее, чем то, что они старались запомнить специально. Анализ конкретных условий, при которых непроизвольное запоминание, т.е., по существу, запоминание, включенное в какую-нибудь деятельность, оказывается наиболее эффективным, вскрывает характер зависимости запоминания от деятельности, в ходе которого оно совершается.


1. Произвольное и непроизвольное запоминание
  • Произвольное запоминание


1.Общая характеристика

1

2.Виды мнемонической направленности

3

3. Источники мнемонической направленности

7

4.Мотивы запоминания и их влияния на его продуктивность

8

  • Непроизвольное запоминание

1.Зависимость непроизвольного запоминания от направленности деятельности

10


2.Зависимость непроизвольного запоминания от содержания и характера деятельности

11

  • Взаимоотношение произвольного и непроизвольного запоминания

1.Зависимость соотношения произвольного и непроизвольного запоминания от характера деятельности

13


2.Возрастные различия соотношения произвольного и не произвольного запоминания

14


3.О соотношении произвольного и непроизвольного запоминания в жизненной практике (в работе актера над ролью)

14


К вопросу об условиях ретроактивного торможения

Понятие о ретроактивном торможении и значении проблемы

16

Теории ретроактивного торможения

16

Зависимость ретроактивного торможения от содержания предшествующей и последующей деятельности

17


Задача и методика исследования

18

Результаты исследования

18

Часть 1

Произвольное

и непроизвольное запоминание


Глава 1

Произвольное запоминание

1.Общая характеристика

произвольного и не произвольного

запоминания

Будучи мнемоническим эффектом психических процессов, происходящих при какой- либо деятельности, запоминание определяется особенностями этой деятельности.

Всякая же деятельность людей характеризуется направленностью . Изучение зависимости запоминания от направленности деятельности является частью более общей проблемы влияния деятельности на запоминание.

Чаще всего направленность деятельности представлена как сознательное намерение решить ту или иную проблему. Наличие намерения является основой сознательной деятельности человека. Также существенную роль в деятельности в качестве источников направленности имеют так называемые установки, часто неосознанные и безотчетные.

Однако сознательная направленность и неосознанные установки не являются первоисточником человеческой деятельности. Подлинным источником служит реальная действительность, воздействующая на человека. Поэтому стоит отметить что деятельность человека общественно-исторически обусловлена.

В данной работе мы проследим, как влияет на запоминание один из видов направленности, наиболее характерный для учебной деятельности и а особенности для усвоения знаний в процессе обучения. Данная направленность может быть названа как мнемоническая, или направленность на запоминание.

Когда целью служит сознательное усвоение какого- либо материала, то в этих случаях мы имеем дело с произвольным запоминанием. В противоположенность ему, обычно выставляют непроизвольное запоминание, когда мнемоническая задача не ставится, а деятельность направлена на достижение каких-либо иных целей.

Несмотря на различие этих видов запоминания, нельзя их представлять как абсолютное противопоставление друг другу. Между ними существует ряд переходов, промежуточных форм.

По мнению многих исследователей (С.Шеллоу, Л.Постмен и др.), в процессе непроизвольного запоминания обычно имеются мнемонические установки, носящие чаще скрытый характер, поэтому особых различий (в смысле мнемонической направленности) между произвольным и непроизвольным запоминанием нет.

Но наиболее ярко мнемоническая направленность выражена в произвольном запоминании. Поэтому сопоставление этих видов запоминания должно дать наиболее ценный материал для характеристики действий мнемонической направленности в его самом ярком выражении.

Наличие данной направленности имеет прежде всего важную роль в понятии продуктивности запоминания. Всем хорошо известно что произвольное запоминание значительно эффективней непроизвольного. Это известно нам как из жизненного опыта, так и из экспериментальной практики. Ярким примером служит случай описанный сербским психологом П.Радосславлевичем. Один из испытуемых, плохо знавший язык, не понял задачи, поставленной перед ним, и не смог запомнить несложный материал даже после 46 предъявлений. Однако, после объяснения задачи, материал был усвоен лишь после шестикратного прочтения.

Отмечая значительность действия мнемонической направленности на продуктивность запоминания, стоит заметить что при проверке разными способами (узнаванием и воспроизведением) влияние мнемонической направленности обнаруживается неодинаково. Как показывают исследования, в процессах узнавания действие мнемонической направленности наблюдается в меньшей мере, чем в процессах воспроизведения. Иногда оно вовсе не отмечается. Однако это не ослабляет положения о мнемонической задаче, как факторе, имеющем большую роль в процессах запоминания.
2.Виды мнемонической направленности

(на полноту, точность,

последовательность,

прочность запоминания)

и их влияние на запоминание
Мнемоническая направленность не представляет собой чего-либо однородного, всегда одинакового. Она всякий раз выступает качественно различно в своем содержании.

Первое, что характеризует направленность – требования, которым должно удовлетворять запоминание, т.е. что именно должно быть достигнуто в итоге запоминания. С этой точки зрения можно представить своеобразную классификацию задач и установок направленности запоминания.

Всякая мнемоническая деятельность направлена на полноту запоминания. В одних случаях стоит задача запомнить все, что воздействует на нас (сплошное запоминание), в других только нужную часть – тезисы, основную мысль текста и т.п. – выборочное запоминание.

Далее следуют различия направленности на точность, которая в одних случаях относиться к содержанию (например «наизусть»), в других к форме выражения материала (максимально «своими словами»).

Особо стоит выделить различие направленности на запоминание по последовательности того, что воздействует на нас. Иногда это стремление запомнить события, факты и что-то еще в той последовательности, в которой они были фактически представлены. В следующих вариантах это сознательное изменение последовательность с целью, например, сделать его более логичным и удобным для запоминания.

Следующей характеристикой служит направленность на прочность запоминания. Этот параметр служит для разделения информации для долговременной памяти («навсегда») и кратковременной («тут же повторить»).

Особым видом мнемонической направленности является направленность на своевременность воспроизведения, т.е. вспомнить что-либо в определенный момент, при наличии определенной ситуации и т.д.

Само собой разумеется, что все виды направленности на запоминание могут сочетаться друг с другом различным образом.

Воздействие всех видов мнемонической направленности на запоминание был наиболее обстоятельно изучен Л.В.Занковым. В своих работах он проследил как влияет на запоминание направленность на точность, полноту и последовательность воспроизведения.

Рассмотрим данные, характеризующие направленность на точность запоминания.

Методика эксперимента заключалась в следующем: одной группе предлагалось запомнить и повторить «точь-в-точь» предъявленный текст, другой – воспроизвести его полно, но можно и «своими словами». Конечно, первая группа воспроизвела большее количество слов из текста, чем вторая. Однако и в ней (второй группе) оно было все же достаточно велико, около 40%. Это объясняется автором, тем что для полной передачи содержания нужно использовать слова из предъявленного текста.

Характерными для разного рода направленности («точь-в-точь» или «своими словами») является, далее, количество и особенности добавлений текста при воспроизведении.

При запоминании по первой инструкции (точь-в-точь) число добавлений равно 26%, а по второй – 39%. При этом в первом случае добавляются преимущественно отдельные слова, во втором – слова, из которых в процессе воспроизведения образуются новые фразы, отсутствующие в тексте.

Таковы результаты опытов с взрослыми. Посмотрим результаты опытов со школьниками IV класса.

Отношение точно воспроизведенных слов по первой и второй инструкции к друг другу остается тем же. А отношение общего количества точно воспроизведенных слов текста значительно уменьшается. Однако отношение по количеству добавлений и замен тоже изменяется по отношению к взрослой группе. Из чего автор делает вывод: действие направленности на точность воспроизведения наблюдается у школьников в меньшей степени , чем у взрослых.

Такого влияние, которое оказывает намерение воспроизводить более точно на результат запоминания.

В результате проведенных опытов в итоге которых были выявлены некоторые особенности запоминания текста в условиях направленности на точность усвоения.

Первое что отмечалось у взрослых, - это значительно б о льшая ясность и четкость восприятия каждой части текста в отдельности, в то время как при заучивании многое прочитывалось поверхностно. Также отмечается повышение количество того что доводится до ясного сознания и сам уровень сознания. Ясно осознаются многие слова, которые при обычном запоминании не требуют того.

То же самое можно сказать и о словах-«заменителях». Т.е. их количество уменьшается за счет более осмысленного восприятия текста. Специально осознается в некоторых случаях и последовательность слов в тексте, особенно в стилизованном.

Вторая существенная особенность заучивания в условиях направленности на точность запоминания – мысленное повторение отдельных частей текста или слов, отдельных частей фраз. Этот факт дали наблюдения за испытуемыми и данные их самонаблюдения.

Третья и ярко выраженная особенность буквального заучивания – значительная роль двигательных и в особенности речедвигательных моментов. Чаще всего в процессе использовались последние. Но помимо этого проявлялись и другие двигательные моменты, такие как ритмичные движения рук и ног, наклон головы и пр.

Отдельно стоит отметить такое проявление как «мысленное представление зрительно заучиваемой части текста» 1 . Это сопровождалось чаще закрытием глаз или неподвижным взглядом. Это, по мнению многих испытуемых, давало возможность более точно заучить и понять данный отрывок текста. В отдельных случаях отмечалось более яркое эмоциональное переживание слова, связанное с более ясным осознанием его значения.

Все это указывает на сложную и весьма разнообразную деятельность психика в процессе решения поставленной задачи.

Эксперименты со школьниками дали схожие результаты и тенденции, но, как и следовало ожидать, менее ярко выраженные. Стоит заметить, что роль и количественное отношение речедвигательных моментов в исследуемой группе было представлено не меньше, чем у взрослых.

Все выше сказанное, может служить достаточным основанием для объяснения того факта, что направленность на запоминание, данная в форме сознательного намерения запомнить «точь-в-точь», у школьников сказывается менее действительной, чем та же направленность у взрослых.

Считая, что меньшая действенность установки на запоминание у школьников является результатом особенностей процесса запоминания, следует заметить, что мы не можем утверждать что это общая тенденция ослабленного влияния произвольного намерения по сравнению с взрослыми.

Для решения этого вопроса требуется рассмотреть влияние направленности на полноту запоминания.

Чем характеризуется влияние того вида направленности?

Основываясь на результаты исследований, можно сделать следующие выводы, что действие специальной направленности на полноту воспроизведения у школьников значительно меньше, чем у взрослых.

То же подтверждает и анализ пробелов воспроизведения в условиях наличия и отсутствия намерения запомнить как можно полнее. У взрослых это намерение имеет результатом, наряду с общим увеличением частоты воспроизведения всех частей рассказа, особенно резкий подъем воспроизведения тех частей, которые обычно выпадают при нормальном воспроизведении; у школьников это не проявляется.

В итоге, мы может заключить, что ослабленное действие направленности оказывается общей характерной особенностью у школьников, в равной мере присущей направленности на точность и полноту запоминания. 2

Но в каком отношении находятся различия в итогах запоминания у школьников и у взрослых, к особенностям самого процесса запоминания у тех и других?

Наблюдение за испытуемыми и самонаблюдение в опытах на полноту запоминания показали, что у взрослых чтение на специальное запоминание протекает медленнее, чем при обычном запоминании, что объясняется сложной внутренней деятельностью, протекающей для решения задачи.

В отличие от запоминания, направленного на точность воспроизведения, испытуемые не ограничиваются фиксацией отдельных частей текста самих по себе, а стараются возможно теснее связать отдельные части текста друг с другом. Значительно ослабляется на этот раз роль двигательных, в том числе и речедвигательных моментов.

Таковы особенности запоминания под влиянием направленности на полноту запоминания у взрослых.

У старших школьников в большинстве случаев имело место то же самое, хотя и в меньшей степени, чем у взрослых. А у младших эти явления были почти вовсе не обнаружены.

Таким образом можно сказать, что меньшее влияние специальных форм мнемонической направленности является результатом малой способности школьников к деятельности, способствующей более продуктивному запоминанию.

Особое место среди различных видов направленности занимает направленность на последовательность.

В ряде экспериментов удалось установить, что данная направленность существенно влияет на воспроизведение. Очень важен факт, установленный в ходе эксперимента, что задача должна быть поставлена до процесса, иначе данная установка не будет иметь влияния. Сохранение последовательности наблюдалось также при повторных воспроизведениях.

Несколько иные результаты получены у школьников. Изменения коснулись именно последнего, т.е. сохранение при повторном воспроизведении, а точнее резкий спад точности. Очень интересно отметить такой факт: если в опытах геометрические фигуры заменяли на картинки, разложенные не по ходу развития сюжета, то при наличии задачи процент переходов по смежности намного оставался ниже, чем в контрольной группе.

Приведенное выше хорошо показывает значительное влияние направленности на итог запоминания порядка, однако не дает никакой информации о процессе запоминания при этой установке.

В опытах первой группе была дана установка на последующее воспроизведение текста в связанной форме и в данной им последовательности. Вторая группа получила текст с установкой на ответы после.

В результате были выявлены существенные различия процесса запоминания в двух группах. При первой установке материал испытуемые более подробно изучали текст, с выявлением его структуры, мысленно повторяя некоторые части и т.п., хотя некоторые испытуемые не отмечали особых различий в процессе.

В отношении этого процесса у нас существует двоякое мнение. Иногда мы запоминаем «навсегда», иногда только для того, чтобы использовать данную информацию, на определенный срок. Это известно нам из жизненного опыта. Но эти данные также подтверждаются лабораторными исследованиями. На основе опытов, проведенных норвежским психологом А. Ааллем. 3

Соответственно, группа школьников, имеющая установку на прочность, более точно и полно запомнила текст на длительный срок, чем контрольная группа. При аналогичных опытах с предметами вместо текста была также установлена эта тенденция.

К вопросу о длительности сохранения в памяти и роли направленности на запоминание на тот или иной срок в последние годы уделяется много внимания.

Различают два вида памяти: кратковременную и долговременную. Предположительно указывают и на различия в физиологических механизмах той и другой.

В кратковременной выделяют так называемую оперативную память, как запоминание для осуществления какой-либо деятельности и на срок этой деятельности.

В данный момент проблеме оперативной памяти уделяется много внимания как отечественными, так и зарубежными психологами.
3.Источники различных видов

мнемонической направленности


Каковы источники рассматриваемых нами направленностей?

Несмотря на многообразие источников направленности, среди них можно выделить основные, являющиеся так сказать базовыми.

Первое, это цели запоминания, т.е. для чего мы это запоминаем. И совершенно очевидно, здесь мы можем найти исключительное разнообразие. Т.к. цели часто напрямую зависят от вида деятельности человека, то это определяет различия в содержании направленности, и прежде всего в направленности на качество, на то, что в итоге запоминания должно быть достигнуто.

Полнота, точность, прочность и последовательность запоминания каждый раз весьма специфичны и зависят от цели.

Однако, однозначных ответов по вопросу о степени тормозящего влияния последующей деятельности, отличающей от предыдущей, данные исследования не дают.

Это дает нам сделать вывод о не закрытости данного вопроса и требовании дальнейшего изучения. То же самое можно сказать и о вопросе о роли трудности последующей деятельности.

Задача и методика исследований

Исходя из выше сказанного, нами было проведены опыты, заключавшееся в исследовании влияния на величину ретроактивного торможения уменьшения сходства последующей деятельности и увеличение трудности.

В качестве основной деятельности было выбрано заучивание прилагательных. В каждом ряду было по 24 слова, которые зачитывались с интервалом в 2,5 сек. по 5 раз подряд.

В качестве последующей деятельности был выбран следующий ряд заданий:


  1. Другой ряд прилагательных

  2. Ряд существительных

  3. Ряд чисел

  4. Умножение « в уме»

  5. Письменное решение алгебраических примеров
Наряду с принципом уменьшения сходства, как мы видим, был учтен принцип возрастания трудности, определенный самими участниками эксперимента.

В качестве отдыха был использован просмотр испытуемыми небольших беллетристических рассказов. Продолжительность каждой последующей деятельности как и отдыха равна 5 минутам.

Воспроизведение производилось непосредственно перед отдыхом или деятельностью. Затем следовал 15 мин. отдых и затем вторичное воспроизведение, имевшее целью выяснить устойчивость РТ-я.

Испытуемыми были студенты МГУ, 2 группы по 5 человек.

Результаты исследования
Проанализировав полученные данные 15 , можно подвести следующие итоги.

Величина ретроактивного торможения в наших опытах уменьшается по мере уменьшения сходства между предыдущей и последующей деятельностью. Сходство этих деятельностей явилось условием РТ-я. Но вместе с тем, нельзя сказать что универсального значения принцип сходства не имеет.

Несомненно, трудность последующей деятельности является условием влияния на РТ-е. Таким образом, принцип сходства необходимо должен быть дополнен принципом трудности.

Данные второго воспроизведения целиком подтверждают правильность сделанного вывода.

При дальнейшем анализе полученных данных возник вопрос об индивидуальном различии испытуемых и влиянии этих различий на появление РТ-я. Конкретно этот вопрос звучит так:


  • Происходило ли РТ-е у всех испытуемых

  • Как варьировала его величина

  • Как часто оно наблюдалось у отдельных испытуемых
Как показали исследования, РТ-е происходило у большинства испытуемых (8 из 10).Средняя степень его варьируется от 10 до 27%. Вопрос же о частоте возникновения
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников