Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Определение темы и задач урока

Наименование методической разработки: Формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Место работ ы: ГБОУ Школа № 1272, г. Москва

Краткое содержание методической разработки

Одной из важнейших задач, стоящих перед логопедом, является овладение ребенком дошкольного возраста полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе. А это значит, что он должен приобрести достаточно большой словарный запас, научиться правильно строить и грамматически оформлять фразу, овладеть связной речью, правильно произносить все звуки. Для решения данной задачи логопеду необходимо осуществлять работу, включающую в себя различные направления.

Одним из таких направлений является формирование навыка словообразования, так как овладение правилами словообразования – это источник самостоятельного обогащения ребенком своего словарного запаса, а также необходимое условие для усвоения правил правописания в процессе школьного обучения.

Основных правил словообразования в русском языке немного и поэтому ребенку с нормально развивающейся речью овладеть ими несложно. Что же касается детей с отклонениями от нормы в речевом развитии, то для них овладение этими правилами представляет большую сложность. Эти дети не проявляют склонности к словотворчеству и, следовательно, основные принципы словообразования не усваивают. В связи с этим, при работе с детьми, страдающими речевой патологией, необходимо осуществлять целенаправленное формирование навыка словообразования в процессе длительных систематических занятий.

Данная методическая разработка была создана с целью определения последовательности работы по одному из разделов словообразования – образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных. Каждый пункт этой последовательности был наполнен конкретным лексическим содержанием для последующего использования в практической работе с детьми. Данная методическая разработка позволит логопедам-практикам, а также родителям детей с речевой патологией вести эффективную работу по формированию начальных навыков словообразования.

Методическая разработка

Учитывая порядок появления суффиксов в онтогенезе, а также их продуктивность, я предлагаю следующую последовательность работы по образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных. Каждый из пунктов предложенной ниже системы наполнен конкретным лексическим содержанием, что позволяет логопедам – практикам, а также родителям детей с речевой патологией использовать данный материал в работе с детьми, не затрачивая времени на трудоемкий подбор и поиск слов.

    Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода с суффиксом -к-:

    без изменения основы слова

Лексический материал: вата – ватка, лапа – лапка, туча – тучка, гиря – гирька, гора – горка, нора – норка, лопата – лопатка, монета – монетка, малина – малинка, газета – газетка, гитара – гитарка, галоша – галошка.

    с изменением основы слова:

    чередование по звонкости – глухости

Лексический материал: рыба – рыбка, шуба – шубка, голова – головка, борода – бородка, трава – травка, пирамида – пирамидка.

    чередование звуков в основе слова

Лексический материал: рука – ручка, щека – щечка, птица – птичка, щука – щучка, черника – черничка, ежевика – ежевичка.

    появление беглой гласной и чередование звуков в основе слова

Лексический материал: чашка – чашечка, терка – терочка, вилка – вилочка, миска – мисочка, рюмка – рюмочка, тарелка – тарелочка, бутылка – бутылочка, подушка – подушечка, рубашка – рубашечка, катушка – катушечка, ромашка – ромашечка, заколка – заколочка, лавка – лавочка, будка – будочка, лодка – лодочка, ложка – ложечка, дудка – дудочка, коробка – коробочка.

    Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -ок-:

    без изменения основы слова

Лексический материал: ком – комок, лес – лесок, дым – дымок, веер – веерок, пояс – поясок, якорь – якорек, катер – катерок, колос – колосок, свитер – свитерок, хохол – хохолок, чугун – чугунок, котел – котелок.

Лексический материал: бак – бачок, сук – сучок, кулак – кулачок, башмак – башмачок, каблук – каблучок, пиджак – пиджачок.

    Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -ек-:

    с изменением основы слова: чередование звуков в основе слова

Лексический материал: замок – замочек, мешок – мешочек, носок – носочек, венок – веночек, чулок – чулочек, веник – веничек, фартук – фартучек, чайник – чайничек, горшок – горшочек, платок – платочек, значок – значочек, клубок – клубочек.

    Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода с суффиксом -очк-:

    без изменения основы слова

Лексический материал: ваза – вазочка, роза – розочка, гора – горочка, ванна – ванночка, верба – вербочка, стена – стеночка, парта – парточка, тумба – тумбочка, кофта – кофточка, лента – ленточка, шайба – шайбочка, колба – колбочка, лопата – лопаточка, пальма – пальмочка, корзина – корзиночка, веранда – верандочка, клумба – клумбочка, бритва - бритвочка.

    Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -ик-:

    с изменением основы слова:

    чередование по твердости – мягкости

Лексический материал: нос – носик, дом – домик, рот – ротик, шарф – шарфик, холм – холмик, кекс – кексик, куст – кустик, лист – листик, мост – мостик, бант – бантик, кнут – кнутик, плот – плотик, берет – беретик, канат – канатик, пакет – пакетик, халат – халатик, жакет – жакетик, билет – билетик.

    чередование по звонкости – глухости и твердости – мягкости

Лексический материал: лоб – лобик, зуб – зубик, таз – тазик, воз – возик, арбуз – арбузик, алмаз – алмазик, клюв – клювик, глаз – глазик, пруд – прудик, плед – пледик, ромб – ромбик, столб – столбик, сервиз – сервизик, сугроб – сугробик, комод – комодик, огород – огородик, пароход – пароходик, паровоз – паровозик.

    Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -чик-:

    без изменения основы слова

Лексический материал: шкаф – шкафчик, забор – заборчик, сарай – сарайчик, шуруп – шурупчик, футляр – футлярчик, трамвай – трамвайчик.

Лексический материал: жетон – жетончик, бокал – бокальчик, лимон – лимончик, банан – бананчик, батон – батончик, кулон – кулончик, балкон – балкончик, карман – карманчик, тюльпан – тюльпанчик, фонтан – фонтанчик, кафтан – кафтанчик, фургон – фургончик, барабан – барабанчик, кинжал – кинжальчик, кувшин – кувшинчик, патрон – патрончик, графин – графинчик, флакон – флакончик.

    Уменьшительно-ласкательные существительные среднего рода с суффиксом -ц-:

    с изменением основы слова: чередование по твердости – мягкости

Лексический материал: мыло – мыльце, сало – сальце, жало – жальце, шило – шильце, одеяло – одеяльце, зеркало – зеркальце.

    Уменьшительно-ласкательные существительные среднего рода с суффиксом -ышк-:

    без изменения основы слова

Лексический материал: перо – перышко, зерно – зернышко, гнездо – гнездышко, пятно – пятнышко, бревно – бревнышко, стекло – стеклышко.

    Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода с суффиксом -ушк-:

    без изменения основы слова

Лексический материал: изба – избушка, голова – головушка, трава – травушка, ива – ивушка, борода – бородушка, рябина – рябинушка.

    Уменьшительно-ласкательные существительные среднего рода с суффиксом -иц-:

    без изменения основы слова

Лексический материал: печенье – печеньице, платье – платьице, кресло – креслице, сиденье – сиденьице, растение – растеньице, ущелье – ущельице.

Технологическая карта урока:

Тема урока: образование имен существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель урока: Наблюдение над образованием имён сущ., с помощью суффиксов.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучении:

1. Создание условий для развития интереса к изучаемой теме;

2. Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

3. Формирование умения слушать и слышать собеседника.

4. Формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение;

2. Формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи.

3. Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу.

4. Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

5. Развивать учебно-языковые и речевые умения, учить моделировать и правильно использовать в повседневной жизни речевые конструкции.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

1. Актуализировать знания об уменьшительно – ласкательных суффиксах.

2. Расширить представление о роли уменьшительно – ласкательных суффиксов в нашей речи.

3.Обратить внимание на значимость уменьшительно – ласкательного суффикса при образовании ласкательных форм имен существительных.

4. Продолжить работу по формированию предметных действий, направленных на развитие речевой культуры.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Орг.момент.

Мотивация.

Актуализация знаний.

Целеполагание, формулирование темы и цели урока. (работа в парах)

Физ.минутка

Закрепление.

Итог урока.

Рефлексия

Домашнее задание

Определяет готовность учащихся к работе.

«Ученье – свет, а не ученье - тьма». Как вы понимаете эти слова? Слайд 1.

Проверка дом.зад. в парах (ключ на слайде 2 )

- поднимите руку те, кто выполнил все без ошибок.

- какие знания вам помогли выполнить это задание?

Прочитайте колыбельную на экране и в учебнике на стр. 43 упр. 265.

Выпишите имена сущ. которые называют людей и предметы ласково, нежно, по образцу.

- с помощью чего образовались данные существительные?

- какое значение вносят данные суффиксы в имена сущ.?

- почему в этом тексте только ласковые слова?

- сделайте вывод. Сравните свой вывод с авторским в учебнике на стр. 44

- сформулируйте тему урока?

Какова будет цель урока?

Работа в группах(задание на экране):

1 гр. – это 1 ряд. Стр. 44 упр. 266.

2 гр. – это 2 ряд. Задание на карточке(выделить суф. Написать слово от какого образ. по образцу)

3 гр. – это 3 ряд. стр.44, упр. 267.

Каждая группа проверьте себя.

Все ли у вас получилось? В чем были затруднения? – оцените себя?

Задания по выбору:

сестра, яблоня из данных слов образуйте слова с уменьшительно-ласкательным значением и выполните задание на выбор.

    Составьте словосочетание с новыми словами

    Составьте предложения с новыми словами. - прочитайте какие получились у вас предложения и словосочетания.

Перечислите уменьшительно – ласкательные суффиксы. Какое значение они придают словам?

Какая была у нас цель урока?

Достигли ли мы эту цель?

Как мы ее достигли?

Где можно применить полученные знания?

Ответы детей.

Ответы детей

Знания алгоритма разбора слова по составу, разбора имени сущ., как части речи.

Выписывают. (слова на экране)

Данные лова образовались с помощью суф.

Уменьшительно-ласкательное значение.

Это колыбельная. В ней передается любовь матери к ребенку.

образование имен существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

Выполняют.

Проверяют по ключу.

Два ученика работают у доски

Ответы детей. Ласковое, уменьшительное.

Научиться образовывать имена сущ. с уменьшитеьно-ласкательным значением

образовывали имена сущ. с уменьш-ласкател. значением, выделяли суффиксы.

Выбирают карточку и прикрепляют на доску

Регулятивные:

Нацеливание учащихся на успешную деятельность.

Личностные:

Проявлять желание проявлять новое. - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать.

Регулятивные:

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

Постановка и решение проблемы;

Личностные:

Развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

Умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Познавательные:

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Регулятивные:

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Человеку всегда приятно, когда к нему обращаются по-особенному. В данной статье мы поговорим именно о том, как образуются уменьшительно-ласкательные слова (диминутивы) в русском и английском языках, а также о том, как их можно применять к любимым.

О русском языке

Обязательно стоит сказать о том, что русский язык богат различными вариациями уменьшительно-ласкательных слов. И это неудивительно, ведь как еще можно выразить всю гамму эмоций, которая возникает при виде любимого человека? Мало будет сказать «мой котик», хочется еще назвать свою вторую половинку «котусиком» или «котейкой». А для этого достаточно всего лишь употребить различные суффиксы. Однако все же стоит сказать о том, что уменьшительно-ласкательные слова, образованные при помощи суффиксов, используются преимущественно в разговорной речи для более яркой ее окраски.

Суффикс -ек

Уменьшительно-ласкательные слова при помощи суффикса -ек образуются в том случае, когда лексема изменяется по падежам. При этом из нее выпадает. Пример: сыночек - сыночка . В этом варианте отлично наблюдается выпадение гласной «е» в Иные примеры: цветочек - цветочка, человечек - человечка .

Суффикс -ик

В отличие от предыдущего варианта, данный суффикс также образуется при изменении слова по падежам, однако гласная при этом из него не выпадает. Рассмотрим пример: бегемотик - бегемотика . Отчетливо видно, что гласная буква «и» осталась на месте в проверочном слове. Иные примеры: солдатик - солдатика .

Суффиксы -ечк, -еньк

Существует три простых правила того, когда используются данные суффиксы:

  1. После мягких согласных (маленький ).
  2. После шипящих (кошечка ).
  3. После гласных (заечка ).

Обязательно стоит также сказать и о том, что данные суффиксы используются, когда нужно создать уменьшительно-ласкательные слова из имен: Танечка, Оленька .

Суффиксы -очк, -оньк

В остальных же случаях, не описанных выше, используются именно эти суффиксы. Примеры: глазоньки, яблонька . Также данные суффиксы используются для образования уменьшительных форм личных имен: Димочка, Томочка .

Суффикс -ул

Сынуля, мамуля, женуля - это также слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. В данном варианте указанная морфема часто используется для образования диминутивов от названий или же личных имен. Примеры: бабуля, дедуля, сынуля, Машуля .

Важные нюансы

Стоит обратить внимание на то, что уменьшительно-ласкательные суффиксы никогда не будут ударными, они безударны. Пример: кОтик, лАпочка (большая буква здесь - это обозначение ударной гласной).

Об английском языке

Рассмотрев основные правила образования уменьшительно-ласкательных слов при помощи обратимся и к самому распространенному иностранному языку - английскому. Здесь не все так просто, как кажется на первый взгляд.

  1. Имена. Интересным окажется тот факт, что для русских людей Мария может быть Машей, Машулькой, Машенькой и т. д., для англичан же она будет просто Мэри. И для них это в порядке вещей. В английском языке практически нет уменьшительно-ласкательных форм от имен. Возможны, конечно, краткие формы: Вильям - Билл - Билли, Джеймс - Джим - Джимми. Однако используются такие слова чаще относительно детей. А при обращении к взрослому лучше уточнить, к какому краткому имени он привык.
  2. Некоторые из них в английском языке все же имеют уменьшительно-ласкательную форму. Однако использовать их надо с большой осторожностью. Пример: cat — kitty. Но вот лошадку назвать horsie вместо horse могут исключительно дети, им это прощается. Взрослые же так не говорят.
  3. О переводе. У любого американца вызовет смех попытка русского человека перевести на их язык, например, слово «цветочек». Аналога просто не существует. Можно просто сказать a little flower. Такие же как «лапочка», «любимушка», и вовсе не имеют перевода. А обозвав девушку girlie ("девчушка"), и вовсе можно ее обидеть.

Важным окажется еще и следующий момент: так как в Америке женщины весьма феминистически настроены, мужчины стараются даже в неофициальной обстановке не называть их ласковыми именами. Максимум, что допускается - делать это в интимной атмосфере. Вот именно по таким правилам и образуются (или, правильнее сказать, не образуются) уменьшительно-ласкательные слова на английском языке.

Имена

Теперь более подробно рассмотрим, какие же можно использовать уменьшительно-ласкательные слова для девушки и парня. Так, начать стоит с имен. Для этого всего лишь нужно использовать один из суффиксов, и Дима станет Димочкой, а Настя - Настенькой. Причем вариаций одного имени в ласкательной форме может быть несколько: Таня - Танечка, Танюша, Танюшка .

Флора-фауна

Какими могут быть уменьшительно-ласкательные слова для парня? Например, почему бы не использовать наименования растений или животных? Любимого человека можно назвать зайчиком, котиком, рыбкой, хомячком. При этом девушку можно сравнить с цветочком, розочкой и т. д. Стоит сказать о том, что природа настолько близка русскому человеку, что он, скорее, именует вторую половинку чем-то живым, нежели неоживленным (ведь никто не называет любимого или любимую шкафчиком или микроволновочкой).

Уси-пуси

Можно придумать различные уменьшительно-ласкательные слова для мужчины из области так называемых сюсюканий. Так, почему бы парня не назвать лапулей, мусиком или мутусиком? Это и необычно, и всегда приятно. Однако один нюанс: именовать так своего возлюбленного лучше в интимной обстановке, а не в кругу друзей. Ведь так иногда можно и разрушить авторитет парня в глазах товарищей. Относительно же девушки это правило чаще всего не работает.

Мировые богатства

Как еще можно уменьшительно-ласкательно назвать свою вторую половинку? Вот отличные варианты: солнышко, звездочка, золотце и т. д. Все эти слова отлично подойдут как парню, так и девушке.

Прилагательные

Можно также для создания уменьшительно-ласкательных слов использовать имена прилагательные. Так, неплохо звучат «красотули», «манюни», «умнички» и т. д. Подчеркнуть таким образом можно практически любую особенность второй половинки.

Неведомые слова

Ну и, конечно же, почему бы не назвать свою вторую половинку чем-то особенным, самостоятельно придуманным? Это и оригинально звучит, и более приятно. В мире существуют «крокозяблики», «манюсики», «мутуники». Нужно всего лишь включить свою фантазию или же просто следовать велению сердца.

Простые выводы

И напоследок хочется сказать о том, что не нужно бояться или стесняться использовать уменьшительно-ласкательные формы слов для именования своих вторых половинок. Мы должны радоваться тому, что русский язык так богат. Он позволяет нам создавать ласковые формы из практически всех существующих слов.

В настоящее время все больше детей нуждаются в коррекции нарушений речи. Открываются логопедические центры и пункты, логопедические группы в ДОУ. Логопеды, воспитатели этих групп, испытывают определенные трудности в отборе речевого и игрового материала, применении методов и приемов работы на занятиях.

В данном пособии сделана попытка обобщения опыта работы логопедов специализированного детского сада № 8 «Ивушка» г. Йошкар-Олы для детей с нарушением речи.

Разработанные конспекты представляют собой систему специальных логопедических занятий, позволяющих наряду с коррекцией различных речевых нарушений развивать и совершенствовать психические процессы детей.

Мы попытались объединить уже применяемый в логопедической практике материал со своими личными наработками.

Все занятия были опробованы в старших и подготовительных к школе группах ДОУ № 8 (учителя-логопеды: Л.М. Кузьминых, Г.А. Колесникова, В.М. Ворончихина, В.А. Шишкина).

Для детей со 2-м уровнем ОНР некоторые этапы занятий, несомненно, окажутся сложными. В этом случае мы рекомендуем логопеду предъявлять задания к таким детям в облегченном варианте, особенно на первых этапах обучения, подбирать для них индивидуальные виды работы, применять приемы, позволяющие выполнить задание после более подготовленных детей.

В результате проделанной работы нами сделан вывод: основная часть наработанного материала удачно сочетает в себе требования программы, игровые упражнения, специальные задания способствуют развитию всех сторон речи и психических процессов детей дошкольного возраста.

Опираясь на данное пособие, логопедам будет легче определить задачи того или иного этапа занятия, распределить нагрузку на различные виды анализаторов детей, обеспечить смену видов деятельности, учесть индивидуальные особенности и уровень готовности к освоению материала конкретной группы детей.

Некоторые упражнения и игры даны в нескольких вариантах, что позволит педагогу сделать выбор.

Вместе с пожеланием успешной работы хотелось бы подчеркнуть, что представленные конспекты логопедических занятий не являются чем-то стандартизованным. Это всего лишь основа, которую каждый логопед может применить как вариант в своей работе, обогащая ее своим опытом, индивидуальностью, творчеством.

Фронтальные логопедические занятия

Логопедические занятия в специализированном детском саду являются основной формой коррекционного обучения, на которых осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Фронтальные занятия проводятся на протяжении всего времени обучения в определенной системе, по единому для всех детей плану с учетом индивидуальных особенностей. На них присутствуют все дети без исключения. К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивидуальных и групповых.

Логопедические занятия, в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи, подразделяются на следующие типы:

1. Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка:

По формированию словарного запаса;

По формированию грамматического строя речи.

Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды синтаксических структур.

2. Занятия по формированию звуковой стороны речи.

Основными задачами их являются формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха и восприятия, навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи, подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

3. Занятия по развитию связной речи.

Основная задача - обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатление об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание.

Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности. Логопедические занятия строятся с учетом как общей дошкольной педагогики, так и специальной.

Логопед определяет:

Тему и цель занятий;
- предметный и глагольный словарь, словарь признаков, который дети должны усвоить в активной речи;
- отработать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения;
- обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь, сформулировать цель каждого этапа;
- подчеркнуть наличие обучающего момента и последовательность закрепления нового материала;
- обеспечить постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий;
- включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования;
- при отборе материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника;
- предусмотреть приемы, обеспечивающие вовлечение детей в активную речевую и познавательную деятельность;
- включить регулярное повторение усвоенного речевого материала.

1-й период коррекционного обучения
(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.

Развитие понимания устной речи;
- умение вслушиваться в обращенную речь;
- выделять название предметов, действий, признаков;
- понимание обобщающего значения слов;
- подготовка к овладению диалогической формой общения;
- практическое усвоение некоторых форм словообразования - с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками;
- усвоение притяжательных местоимений «мой-моя»;
- практическое употребление существительных в винительном, дательном и творительном падежах;
- овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий по картинке, моделям;
- усвоение навыка составления короткого рассказа.

В первом периоде проводится 13-14 занятий по формированию речевых средств и 6-7 - на развитие первоначальных навыков связной речи.

2-й период коррекционного обучения
(декабрь, январь, февраль, март)

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 3 раза в неделю. Примерно 14 занятий по формированию словаря и грамматического строя и 12 - по развитию связной речи.

Уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках;
- практическое образование относительных прилагательных с различными значениями соотнесенности;
- различение и выделение названий признаков по вопросам: какой–какая–какое;
- усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
- употребление предлогов: в–на–из–под.

Связная речь:

Совершенствование навыка ведения диалога;
- сравнение предметов с выделением сходных качеств;
- составление простого описания предмета;
- закрепление навыка построения простого предложения;
- распространение предложения путем введения однородных членов;
- усвоение конструктно-сложных предложений;
- составление коротких рассказов по картине, серии картин, описаний, простых пересказов;
- заучивание простых стихов.

3-й период коррекционного обучения
(март, апрель, май)

Закрепление навыка пользования приставочными глаголами;
- закрепление навыка образования относительных прилагательных; употребление притяжательных прилагательных; образование прилагательных с суффиксами -оньк, -еньк ;
- усвоение слов-антонимов;
- закрепление навыка согласования прилагательных с существительными;
- расширение значений предлогов.

Связная речь:

Совершенствование диалогической формы речи;
- распространение предложений;
- составление рассказа по картинке, серии картин;
- составление рассказа описания, пересказ;
- усвоение конструкций сложноподчиненных предложений.

Проведение фронтальных занятий требует от логопеда организации работы с воспитателями по подготовке детей к логопедическому занятию и отработке данного материала после занятия. Все виды работ строятся в течение месяца в рамках 3-4 лексических тем. Виды работ планируются исходя из общедидактического принципа: от простого к сложному.

Примерное распределение тем по месяцам:

  • Сентябрь: «Детский сад», «Осень», «Части тела», «Умывательные принадлежности».
  • Октябрь: «Овощи-фрукты», «Дом и его части», «Одежда», «Обувь».
  • Ноябрь: «Мебель», «Посуда», «Игрушки».
  • Декабрь: «Домашние животные», «Продукты питания», «Зима».
  • Январь: «Новый год», «Дикие животные», «Домашние птицы».
  • Февраль: «Дикие птицы», «Почта», «День армии».
  • Март: «8 Марта», «Семья», «Весна», «Труд взрослых».
  • Апрель: «Город», «Транспорт», «Профессия», «Насекомые».
  • Май: «Лес», «Поле», «Луг».

Проведение фронтальных занятий с учетом лексических тем требует большого количества наглядного материала. Это наборы предметных картинок, пособия для дидактических игр, сюжетные картинки, муляжи, игрушки, предметы...

Говоря о фронтальных занятиях, необходимо отметить значимость этапов.

Занятие начинается с организационного момента, его цель - собрать внимание детей и подвести их к теме и цели занятия. Сюда включаются упражнения на внимание, развитие памяти.

Второй этап повторения должен быть органически связан с новым материалом.

Третий этап - обучающий.

Четвертый этап - последовательное закрепление нового материала.

Пятый этап - итог занятия. Здесь может быть дана дифференцированная оценка каждого ребенка или упражнение, подтверждающее еще раз, что занятие поставленной цели достигло.

ОСЕНЬ

Тема «Осень» (занятие № 1)

Цели:


- практическое употребление существительных единственного и множественного числа;
- использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- заучивание стихотворения.

Оборудование: листья деревьев.

Ход занятия

1. Оргмомент: «Сядет тот, у кого на столе лежит красный листочек (зеленый, желтый)».

2. Введение в тему: «Какой у тебя лист? А у тебя? Да, листья разных цветов, они разноцветные. Какие у нас листья? (Разноцветные.) Давайте скажем про листья громко, тихо, шепотом».

Логопед загадывает загадку: «Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью)». «Как можно узнать, что за окном гуляет осень? (Моросит дождь, дует ветер, листья опадают, птицы собираются улетать на юг, дети надели теплые курточки, сапожки...)».

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется!

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Звонит телефон, говорит гномик из сказочной страны Гномии. Он сообщает, что к ним тоже пришла осень, и дает детям задание. У них в стране все маленькое-маленькое и поэтому все зовется ласково. А как? Это должны сказать дети:

дождь - дождик - дождичек трава - травка
солнце - солнышко туча - тучка - тученька
лист - листик - листочек ветка - веточка
лес - лесок - лесочек ветер - ветерок - ветерочек

Физкультминутка.

Листопад, листопад, в руке листья, взмах руками поочередно,
Листья желтые летят, обеими руками,
Под ногами шелестят приседают,
И летят, летят, летят... бросают листья на пол.

5. Образование множественного числа существительных. Игра «Один и много».

лужа - лужи лист - листья дерево - деревья
ветка - ветки туча - тучи птица - птицы
цветок - цветы дождь - дожди

6. Развитие памяти. Стихотворение:

Дождик, дождик, что ты льешь, погулять нам не даешь?
- Потому иду с утра, осень вам встречать пора!

7. Итог занятия. « О каком времени года говорили?»

Тема «Осень» (занятие № 2)

Цели:

Расширение словаря по теме «Осень»;
- название признаков предметов, активизация словаря относительных прилагательных;
- развитие мелкой моторики.

Ход занятия

1. Оргмомент. «Назвать признаки осени». Дети стоят по кругу, в руке одного ребенка кленовый лист, значит, ему начинать игру - назвать любой признакосени, после лист передается любому другому ребенку.

2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Трава, куст, дерево».

3. Образование относительных прилагательных. Логопед предлагает детям собрать букет из осенних листьев (листья лежат на полу). «Представим, что мы находимся в осеннем лесу. Листья так красивы, что хочется собрать букет из них. Какой лист хочется положить в букет тебе? С какого дерева этот лист? (С березы)». Рассматривают, называют: лист с березы - березовый (кленовый, рябиновый, дубовый). «Смотрите, еще листья падают, еще и еще. Как можно сказать одним словом об этом? (Листопад)».

4. Развитие моторики. Выполняется упражнение «Листопад»:

Листопад, листопад, поочередно взмах руками,
Листья желтые летят, обеими руками,
Под ногами шелестят приседают,
И летят, летят, летят... покружиться и присесть.

5. Расширение словаря прилагательных. «Меняются листья осенью, они совсем не похожи на летние. А ведь изменились не только листочки, изменилось все вокруг». Игра «Самый внимательный».

Какая стала трава? - желтая, пожухлая, сухая...
Какое стало небо? - серое, хмурое, низкое...
Какой стал ветер? - холодный, резкий, порывистый...
Какой стал дождь? - частый, холодный, моросящий...

6. Закрепление материала. Игра «Листопад». По группе на полу лежат 3-4 обруча - это лужи. Рядом с каждым из них картинка дерева: березы, дуба, рябины, клена. У детей листья этих деревьев. По сигналу дети - «листики» летают, кто где хочет, по другому сигналу должны собраться у своего дерева, чья команда быстрее. «Вы с какого дерева? (С клена.) Значит, вы какие листочки? (Кленовые.)». Далее «листики» опять летают, ложатся на землю, «засыпают». Логопед меняет картинки деревьев местами.

7. Итог занятия. «В какую игру мы играли? («Листопад».) Когда бывает листопад?»

Тема «Осень» (занятие № 3)

Цели:

Расширение словаря по теме «Осень»;
- практическое употребление относительных прилагательных;
- развитие связной речи;
- развитие мелкой моторики.

Оборудование: листья деревьев, предметные, сюжетные картинки.

Ход занятия

1. Оргмомент. «Сядет тот, у кого на столе кленовый лист (березовый, рябиновый, дубовый). Поднимите березовые листочки. Какие листья подняли?»

2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Трава, куст, дерево, ветер качает ветки».

3. Развитие мышления. Загадки:

Вот он деревце качает
И разбойником свистит,
Вот последний лист срывает
И кружит его, кружит (Ветер).

По небу ходила,
Солнышко закрыла,
Только солнце спряталось,
И она расплакалась (Туча).

Листья опадают, птицы улетают. Дождик поливает, когда это бывает? (Осенью.)

4. Развитие связной речи (составление рассказа). На доску выставляются картинки «осень», «небо в тучах», «краешек солнца выглядывает из-за тучи», «дождь», «лужи на дороге», «деревья в золотом уборе», «дерево с опадающими листьями», «летящая стая птиц». По каждой картинке дети составляют предложение («надо сказать красиво про картинку»).

Наступила осень. Небо покрыто тучами. Солнышко редко появляется на небе. Часто идет холодный дождь. На дорогах лужи. Листья на деревьях стали разноцветными. Начался листопад. Птицы улетают на юг (в теплые края).

Логопед сообщает, что у детей получился рассказ об осени, и предлагает детям еще раз повторить его. Один ребенок рассказывает про первые три картинки, второй - про вторые три картинки, третий - про остальные.

Физкультминутка.

Маленькие листики тихо сидят, присели
Глазки закрыли, крепко спят, повторить
Вдруг веселый ветер с шумом прилетел, бегают, кружатся
И каждый листочек гулять захотел.
Ветер дуть перестал, к земле листики прижал, присели

6. Заслушивают еще несколько рассказов: дети рассказывают по цепочке, по половине рассказа вдвоем, один полностью.

7. Итог занятия. Оценивают рассказы детей.

НАШЕ ТЕЛО

«Наше тело» (занятие №1)

Цели:

Развитие пространственной ориентировки;
- расширение словаря по теме «Наше тело»;
- практическое употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением;
- развитие внимания, памяти.

Оборудование: геометрические фигуры, ванночка, кукла, кружечка.

Ход занятия

1. Оргмомент. Выкладывание человечка из геометрических форм по инструкции логопеда: «Положите овал, сверху на овал круг, внизу овала - две палочки, сбоку от овала справа и слева по палочке, да так, чтобы они оказались сверху. Кто у вас получился? (Человечек.) Что у него есть? (Голова, туловище, ноги, руки.)». Все выполняется сидя на ковре.

2. Введение в тему. Дети стоят по кругу. Логопед говорит задания, дети слушают и выполняют. Задания: «Поднимите ногу, опустите ногу. Поднимите обе руки, опустите руки. Потрогайте живот, грудь. Почешите спину, наклоните голову вперед. Поморгайте глазами. Для чего нам нужны глаза? (Смотреть.) Потрогайте уши. Для чего нам нужны уши? (Слушать.) Потрогайте нос. Для чего нам нужен нос? (Нюхать, дышать.)».

Характерной особенностью русского языка является наличие большого количество уменьшительно-ласкательных слов. Уменьшительно-ласкательная форма в русском языке чаще всего образуется при помощи специальных суффиксов. Как вы уже наверно знаете, суффиксальная система, чрезвычайно хорошо развита в русском языке, как ни в каком другом. При помощи различных суффиксов мы можем выразить эмоции и оценки. С помощью них мы можем передать ласку, нежность, восхищение, умиление, пренебрежение, ненависть и так далее. Но в данной статье нас будут интересовать в основном способы передачи ласки, нежности и умиления.

Когда мы говорим с детьми или близкими родственниками, мы постоянно используем уменьшительно-ласкательную форму: вместо нейтрального слова «сын», мы предпочитаем использовать «сынуля» или «сыночек», вместо сухого слова «дочь», мы скажем «доченька», «дочурка», на «маму» скажем «мамуля» или «мамочка», на «бабушку» - «бабуля» или «бабулечка».
Передача добра, красоты и ласки в речи также необходимы как и хорошие добрые поступки, осуществляемые в жизни.

Уменьшительно-ласкательная форма связана с формой диминутива, то есть словом или формой слов, которые передают субъективно-оценочное значение малого размера, объема и так далее. Однако, у диминутива есть как уменьшительно-ласкательная форма (кошечка, домик, ключик), так и уменьшительно-пренебрежительная форма или же уничижительная форма (людишки, царьки, народишко), однако в этой статье мы будет раскрывать лишь уменьшительно-ласкательную форму слов.
Образование уменьшительно-ласкательных форм при помощи суффиксов служит для субъективной оценки и характерно для разговорной, экспрессивно окрашенной речи. Уменьшительно-ласкательные формы, как мы уже упоминали выше, часто используется для передачи близких отношений, в частности при общении с маленькими детьми.

Итак, какие же бывают уменьшительно-ласкательные суффиксы, которые помогают нам вежливо и ласково обращаться к окружающим или описывать что-то либо же кого-то.

Суффикс -ек
Он используется, когда при изменении слова по падежам, гласный звук из него выпадает.
Например: орешек – орешка (проверочное слово). В проверочном слове, мы видим выпадение гласной буквы е.
Сыночек – сыночка (проверочное слово). Опять же мы наблюдаем выпадение гласной е в проверочном слове.
Другие примеры: кусочек – кусочка, веночек – веночка, человечек – человечка, цветочек – цветочка.

Суффикс –ик
Он используется, когда при изменении слова по падежам, гласный звук из него не выпадает.
Например: столик – столик а (проверочное слово), бегемотик – бегемотик а, нолик – нолик а, обормотик – обормотик а, солдатик – солдатик а, домик - домик а.

Суффиксы -ечк , -еньк
Эти суффиксы используются после мягких согласных и после шипящих, а также после гласных.
Например: чашечк а, доченьк а, рученьк а, маечк а, заечк а, новеньк ий, книжечк а.
Эти суффиксы часто используются для образования уменьшительно-ласкательных форм имен личных.
Например: Юлечк а, Танечк а, Сенечк а, Олечк а, Сашечк а, Сонечк а.

Суффиксы -очк , -оньк
Эти суффиксы используются во всех остальных случаях.
Например: сказочк а, глазоньк и, тетрадочк а, парочк а, яблоньк а.
Эти суффиксы также используются для образования уменьшительно-ласкательных форм имен личных.
Например: Димочк а, Ромочк а, Тимочк а.

Суффикс -ул
Этот суффикс часто используется для того, чтобы образовать уменьшительно-ласкательную форму от имен личных и названий родственных связей.
Например: лапатул я, Димул я, сынул я, мамул я, бабул я, дедул я, Машул я, Сашул я.

Следует запомнить и обратить внимание на то, что уменьшительно-ласкательные суффиксы никогда не бывают ударными. Они всегда безударные.
Например: глАзоньк и, дОмик , стОлик , чАшечк а. Большой буквой в примерах показана ударная гласная.
Как мы заметили, уменьшительно-ласкательные слова часто используются в речи русского языка. Это помогает выразить нам нашу доброту, заботу, любовь и ласку к окружающему миру и людям. Практически от любого слова в русском языке можно образовать уменьшительно-ласкательную форму при помощи нужного суффикса.