Огэ по информатике задание 6. Исполнитель для возведения в квадрат, деления, умножения и сложения
Видео-фрагмент из консультационного занятия (консультация перед экзаменом по информатике) по подготовке к ОГЭ . Разбор задания номер 6 из ОГЭ по теме Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд. Исполнители алгоритмов. В предложенном выше видеофрагменте вы найдете решение задания номер 6 из ОГЭ по информатике
Задание 6:
Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b - целые числа), перемещающую Чертёжника из точки c координатами (x, y) в точку с координатами (x + a, y + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные - уменьшается.
V1. Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 2 раз
Команда1 Сместиться на (3, 2) Сместиться на (2, -1)
Конец
Сместиться на (6, −4)
После выполнения этого алгоритма Чертёжник вернулся в исходную точку. Какую команду надо поставить вместо команды Команда1?
V2. Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 3 раз
Сместиться на (-2, -3) Сместиться на (3, 2) Сместиться на (-4, 0
конец
На уроке рассмотрен материал для подготовки к ОГЭ по информатике, разбор 6 задания
6-е задание: «Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд».
Уровень сложности - повышенный,
Максимальный балл - 1,
Примерное время выполнения - 6 минут.
Исполнитель Чертежник
- Большинство заданий 6-го варианта связано с исполнителем Чертежник , который перемещается на координатной плоскости согласно алгоритму:
Например:
Повтори 5 раз Сместиться на (2,3) Сместиться на (-1,4) Конец
✍ Решение:
перемещение исполнителя по оси ох : 5*(2 + (-1)) = 5 перемещение исполнителя по оси оy : 5*(3 + 4) = 35
Исполнитель Черепашка
- Формула нахождения внутреннего угла n-угольника:
- где n — количество вершин многоугольника
- Формула нахождения количества вершин многоугольника:
- где х — значение внутреннего угла многоугольника
- где y — значение внешнего угла многоугольника
\[ внутреннийУгол = \frac {180°(n-2)}{n} \]
\[ n = \frac {360°}{y°} \]
Исполнитель Муравей
- Задания с исполнителем Муравьем обычно связаны с его движением по клеточному полю, похожему на шахматное. В таких заданиях встречается циклическая структура, аналогичная с заданиями про исполнителя Чертежника. Важно правильно проследить шаги цикла:
Например:
Повтори 2 раз вниз 2 влево 1 вверх 3 влево 2 кц
Фактически означает:
Разбор 6 задания ОГЭ по информатике
Исполнитель Чертежник
Решение задания 6.1. Демонстрационный вариант 2019 г.
Сместиться на (a, b)
Повтори 3 paз Сместиться на (-2, -3) Сместиться на (3, 2) Сместиться на (–4, 0) конец
На какую одну команду можно заменить этот алгоритм, чтобы Чертёжник оказался в той же точке , что и после выполнения алгоритма?
1) Сместиться на (–9, –3) 2) Сместиться на (–3, 9) 3) Сместиться на (–3, –1) 4) Сместиться на (9, 3)
✍ Решение:
- n (вплоть до команды Конец).
- x=0 , y=0 ox и oy :
Ответ: 1
Решение задания 6.2:
Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b - целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные - уменьшается.
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 4 paз Сместиться на (−1, −1) Сместиться на (2, 2) Сместиться на (3, −3) Конец
Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение?
1) Сместиться на (−16, −8) 2) Сместиться на (16, 8) 3) Сместиться на (16, −8) 4) Сместиться на (−16, 8)
✍ Решение:
- Вспомним, что команда Повтори n , означает умножение последующих параметров на n (вплоть до команды Конец).
- Предположим, что Чертежник начал движение с начала координатной плоскости (x=0 , y=0 ). Исходя из этого предположения рассчитаем его перемещение по оси ox и oy :
Ответ: 4
Решение задания 6.3:
Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b - целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные, уменьшается.
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 4 paз Команда1 Сместиться на (3, 2) Сместиться на (2, 1) Конец Сместиться на (−12, −8)
После выполнения этого алгоритма Чертёжник вернулся в исходную точку. Какую команду надо поставить вместо команды Команда1 ?
1) Сместиться на (−8, −4) 2) Сместиться на (−2, −1) 3) Сместиться на (7, 5) 4) Сместиться на (2, 1)
✍ Решение:
- Вспомним, что команда Повтори n , означает умножение последующих параметров на n (вплоть до команды Конец).
- Выполним все действия сначала с первой координатой, подставив вместо неизвестного x :
Ответ: 4
Исполнитель Черепашка
Решение задания 6.4:
Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения.
У исполнителя существует две команды:
Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм:
Какая фигура появится на экране?
1) правильный пятиугольник 2) правильный треугольник 3) правильный шестиугольник 4) незамкнутая ломаная линия
✍ Решение:
- Вспомним формулу для вычисления количества вершин многоугольника по внутреннему углу:
- Найдем внутренний угол, с учетом, что Черепашка поворачивается на 60° :
\[ n = \frac {360°}{180°-x°} \]
Ответ: 4
Исполнитель Муравей
Решение задания 6.5:
Исполнитель Муравей перемещается по полю, разделённому на клетки. Размер поля 8×8, строки нумеруются числами, столбцы обозначаются буквами. Муравей может выполнять команды движения:
Вверх N,
Вниз N,
Вправо N,
Влево N
(где N
- целое число от 1 до 7), перемещающие исполнителя на N клеток вверх, вниз, вправо или влево соответственно.
означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ повторится k раз. Если на пути Муравья встречается кубик, то он перемещает его по ходу движения.
Пусть, например, кубик на ходится в клетке Б6 . Если Муравей выполнит команды вправо 1 вниз 3 , то сам окажется в клетке Б5 , а кубик в клетке Б4 .
Пусть Муравей и кубик расположены так, как указано на рисунке. Муравью был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 4 раз Вниз 2 вправо 1 вверх 2 Конец
В какой клетке окажется кубик после выполнения этого алгоритма?
1) Г6 2) Е4 3) Д1 4) Е6
✍ Решение:
- Заметим, что после исполнения команд вниз 2 вверх 2 , Муравей окажется в той же клетке, из которой он начал движение:
Ответ: 4
Исполнитель Альфа
Решение задания 6.6. Демонстрационный вариант Перспективной модели 2019 г.:
У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера:
1.
прибавь 1
2.
умножь на b
(b – неизвестное натуральное число; b ≥ 2)
Выполняя первую из них, Альфа увеличивает число на экране на 1, а выполняя вторую, умножает это число на b.
Программа для исполнителя Альфа – это последовательность номеров команд.
Известно, что программа 11211
переводит число 6
в число 82
. Определите значение b
.
✍ Решение:
- Запишем все действия исходной программы 11211 . Учтем, что исходное число — 6 . В целях соблюдения верной последовательности операций будем использовать скобки:
В данном видеоролике разбирается решение шестого задания ОГЭ по информатике . Расставлены основные акценты и показано на что стоит обратить внимание, а что является не таким важным.
Рассматриваются варианты с Исполнителем Чертёжником , которые наиболее часто встречаются на экзамене по информатике . На практике показано, как решить данные задачи с помощью трёх простых и понятных действий.
Подробно с объяснениями решено всего три задачи.
Первая задача является классической для данного задания. Развёрнуто с деталями в ней вводятся основные понятия, а также показано, как эффективно и быстро справится с ней.
Вторая задача решается от первого лица. Такой подход максимально приближает зрителя к атмосфере реального экзамена и помогает понять, какие конкретно действия необходимо сделать, чтобы получить заветный балл.
Третью задачу можно отнести к нестандартной, хотя все техники и методики остаются прежними.
Для закрепления пройденного материала не забудьте потренироваться в системе онлайн тестирования на моём сайте! Ссылка под видео
Счастливых экзаменов!
Урок посвящен тому, как решать 6 задание ЕГЭ по информатике
6-я тема — «Анализ алгоритмов и исполнители» — характеризуется, как задания базового уровня сложности, время выполнения – примерно 4 минуты, максимальный балл — 1
Исполнитель для возведения в квадрат, деления, умножения и сложения
Тезисно рассмотрим то, что может пригодиться для решения 6 задания.
- в задаче, для которой требуется определить все возможные результаты работы алгоритма какого-либо исполнителя, можно исходные данные обозначить переменными и вычислить алгоритм с этими переменными;
- в задаче, для которой требуется найти оптимальную программу (или наиболее короткую), и которая с помощью заданного набора команд преобразует некоторое число в другое, лучше для решения строить дерево возможных вариантов ; таким образом, вычисляя, какие результаты получатся после одного шага, после двух шагов и т.д. В результате найдется общее решение;
- если среди заданных в задании команд исполнителя есть необратимая команда (например, исполнитель работает с целыми числами и есть команда возведения в квадрат – любое число можно возвести в квадрат, но не из любого числа можно извлечь квадратный корень, получив при этом целое), то дерево вариантов лучше строить с конца , т.е. в обратном порядке, двигаясь от конечного числа к начальному; тогда как получившаяся при этом в результате последовательность команд программы необходимо записать от начального числа к конечному.
Проверка числовой последовательности на соответствие алгоритму
- для выполнения некоторых заданий необходимо повторить тему ;
- максимальное значение суммы цифр десятичного числа — это 18 , так как 9 + 9 = 18 ;
- для проверки правильности переданного сообщения иногда вводится бит четности — дополнительный бит, которым дополняется двоичный код таким образом, чтобы в результате количество единиц стало четным: т.е. если в исходном сообщении количество единиц было четным, то добавляется 0, если нечетным — добавляется 1:
Теперь будем рассматривать конкретные типовые экзаменационные варианты по информатике с объяснением их решения.
Разбор 6 задания
Решение заданий 6 ЕГЭ по информатике для темы Исполнители
6_1:
Исполнитель КУЗНЕЧИК живет на числовой оси. Начальное положение КУЗНЕЧИКА — точка 0 . Система команд КУЗНЕЧИКА:
- Вперед 5 — Кузнечик прыгает вперед на 5 единиц,
- Назад 3 — Кузнечик прыгает назад на 3 единицы.
Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 3» , чтобы КУЗНЕЧИК оказался в точке 21 ?
✍ Решение:
Рассмотрим два варианта решения.
✎ 1 вариант решения:
- Введем обозначения:
- пусть x — это команда Вперед 5
- пусть y — это команда Назад 3
- Поскольку Кузнечик двигается с начала числовой оси (с 0 ) и в итоге достигает точки 21 , то получим уравнение:
Результат: 3
✎ 2 вариант решения:
- Допустим, Кузнечик допрыгал до 21 (и дальше). Он это мог сделать только при помощи команды Вперед 5. Будем рассматривать числа > 21 и делящиеся на 5 без остатка (т.к. Вперед 5 ).
- Первое число большее 21 и делящееся на 5 без остатка — это 25 .
Результат: 3
Если что-то осталось непонятным, предлагаем посмотреть видео с разбором решения:
6_2:
Имеется исполнитель Кузнечик, живущий на числовой оси. Система команд Кузнечика:
- Вперед N (Кузнечик прыгает вперед на N единиц);
- Назад M (Кузнечик прыгает назад на M единиц).
Переменные N и M могут принимать любые целые положительные значения.
Известно, что Кузнечик выполнил программу из 50
команд, в которой команд Назад 2
на 12 больше, чем команд Вперед 3
. Других команд в программе не было.
На какую одну команду можно заменить эту программу, чтобы Кузнечик оказался в той же точке, что и после выполнения программы?
✍ Решение:
- Для того чтобы узнать количество обеих команд, необходимо ввести неизвестное x . Представим, что количество команд Вперед 3 было выполнено x раз, тогда количество команд Назад 2 было x+12 раз. Так как всего команд было 50 и других команд не было, то составим уравнение:
Результат: Назад 5
Предлагаем посмотреть разбор задания 6 на видео:
ЕГЭ 6_3:
У исполнителя Квадр
две команды, которым присвоены номера:
- прибавь 1,
- возведи в квадрат.
Первая из этих команд увеличивает число на экране на 1, вторая - возводит в квадрат. Программа для исполнителя Квадр - это последовательность номеров команд.
Например, 22111 - это программа возведи в квадрат возведи в квадрат прибавь 1 прибавь 1 прибавь 1 Эта программа преобразует число 3 в 84 .
Запишите программу для исполнителя Квадр , которая преобразует число 5 в число 2500 и содержит не более 6 команд. Если таких программ более одной, то запишите любую из них.
✍ Решение:
- Поскольку число 2500 достаточно большое, поэтому разгадать, какими командами можно до него «дойти» сложно.
- В такого рода задачах следует начать решение с конца — с числа 2500 квадратный корень из числа (т.к. квадратный корень — операция обратная возведению в квадрат). Если квадратный корень не извлекается, будем выполнять обратную команду для первой команды — Вычти 1 (обратная для Прибавь 1 ):
Результат: 11212
Вы можете посмотреть видео решенного 6 задания ЕГЭ по информатике:
6_4. Вариант № 11, 2019, Информатика и ИКТ Типовые экзаменационные варианты, Крылов С.С., Чуркина Т.Е.
У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера:
- прибавь 3,
- умножь на 5.
Выполняя первую из них, Калькулятор прибавляет к числу на экране 3, а выполняя вторую, умножает его на 5.
Запишите порядок команд в программе, которая преобразует число 3 в число 24 и содержит не более четырёх команд. Указывайте лишь номера команд.
✍ Решение:
- В такого рода задачах иногда проще начать решение с конца — с числа 24 , и каждый раз пытаться выполнить действие разделить на 5 (т.к. деление — операция обратная умножению). Если рассматриваемое число не делится целочисленно на 5, то будем выполнять обратную команду для первой команды — вычти 3 (обратная для прибавь 3 ):
Ответ: 2111
6_5:
У исполнителя, который работает с положительными однобайтовыми двоичными числами, две команды, которым присвоены номера:
- сдвинь вправо
- прибавь 4
Выполняя первую из них, исполнитель сдвигает число на один двоичный разряд вправо, а выполняя вторую, добавляет к нему 4.
Исполнитель начал вычисления с числа 191 и выполнил цепочку команд 112112 . Запишите результат в десятичной системе счисления.
✍ Решение:
✎ 1 способ:
- Для выполнения первой команды переведем число в двоичную систему счисления:
Результат: 16
✎ 2 способ:
- При сдвиге вправо в старший бит попадает нуль, а младший бит отправляется в специальную ячейку – бит переноса, т. е. он будет «утерян». Таким образом, если число чётное, то при сдвиге оно уменьшается в два раза; если нечётное, - уменьшается в два раза ближайшее меньшее чётное число (либо исходное нечетное целочисленно делится на 2 ).
- Получим результаты выполнения последовательности команд:
Результат: 16
Подробное объяснение смотрите на видео:
6_6: Задание 6 ЕГЭ по информатике 2017 ФИПИ вариант 19 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):
У исполнителя Прибавлятеля-Умножателя две команды, которым присвоены номера:
- Прибавь 3
- Умножь на х
Первая из них увеличивает число на экране на 3 , вторая умножает его на х . Программа для исполнителя — это последовательность номеров команд. Известно, что программа 12112 преобразует число 3 в число 120 .
Определите значение х
, если известно, что оно натуральное.
✍ Решение:
- Подставим по порядку выполняемые команды согласно номерам в последовательности команд. Для удобства будем использовать скобки:
12112 :
Все верно.
Результат: 4
Подробней разбор урока можно посмотреть на видео ЕГЭ по информатике 2017:
Решение заданий для темы Проверка числовой последовательности (Автомат)
6_7: ЕГЭ по информатике задание 6 с сайта К. Полякова (задание под номером Р-06):
Автомат получает на вход четырёхзначное число. По этому числу строится новое число по следующим правилам.
- Складываются первая и вторая, а также третья и четвёртая цифры исходного числа.
- Полученные два числа записываются друг за другом в порядке убывания (без разделителей).
Пример. Исходное число: 3165. Суммы: 3 + 1 = 4; 6 + 5 = 11. Результат: 114.
Укажите наименьшее
число, в результате обработки которого, автомат выдаст число 1311
.
✍ Решение:
Результат: 2949
Процесс решения данного 6 задания представлен в видеоуроке:
6_8: Задание 6 ЕГЭ по информатике 2017 ФИПИ (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.) вариант 13:
Автомат получает на вход четырехзначное число. По нему строится новое число по следующим правилам:
- Складываются первая и вторая, затем вторая и третья, а далее третья и четвёртая цифры исходного числа.
- Полученные три числа записываются друг за другом в порядке возрастания (без разделителей).
Пример : Исходное число: 7531. Суммы: 7+5=12; 5+3=8; 3+1=4. Результат: 4812.
Укажите наибольшее число в результате обработки которого автомат выдаст 2512 .
✍ Решение:
Результат: 9320
6_9: Задание 6 ЕГЭ по информатике 2017 ФИПИ (Ушаков Д.М.) вариант 2:
Автомат получает на вход два двузначных шестнадцатеричных числа. В этих числах все цифры не превосходят цифру 6 (если в числе есть цифра больше 6, автомат отказывается работать). По этим числам строится новое шестнадцатеричное число по следующим правилам:
- Вычисляются два шестнадцатеричных числа — сумма старших разрядов полученных чисел и сумма младших разрядов этих чисел.
- Полученные два шестнадцатеричных числа записываются друг за другом в порядке убывания (без разделителей).
Пример : Исходные числа: 25, 66. Поразрядные суммы: 8, B. Результат: B8.
Какие из предложенных чисел могут быть результатом работы автомата?
Перечислите в алфавитном порядке буквы, соответствующие этим числам, без пробелов и знаков препинания.
Варианты:
A) 127
B) C6
C) BA
D) E3
E) D1
✍ Решение:
Результат: BC
Подробное решение данного 6 задания можно просмотреть на видео:
6_10: 6 задание ЕГЭ. Задание 4 ГВЭ 11 класс 2018 год ФИПИ
Автомат получает на вход два двузначных шестнадцатеричных числа . В этих числах все цифры не превосходят цифру 7 (если в числе есть цифра больше 7, автомат отказывается работать). По этим числам строится новое шестнадцатеричное число по следующим правилам.
1.
Вычисляются два шестнадцатеричных числа: сумма старших разрядов полученных чисел и сумма младших разрядов этих чисел.
2.
Полученные два шестнадцатеричных числа записываются друг за другом в порядке возрастания (без разделителей).
Пример. Исходные числа: 66, 43. Поразрядные суммы: A, 9. Результат: 9A.
Определите, какое из предложенных чисел может быть результатом работы автомата.
Варианты:
1) AD
2) 64
3) CF
4) 811
✍ Решение:
Результат: 1
Решение 4 задания ГВЭ 11 класса смотрите на видео:
Решение задания про алгоритм, который строит число R
6_11: Задание 6 ЕГЭ по информатике 2017 ФИПИ вариант 2 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):
N R следующим образом:
- 4N .
- складываются все цифры двоичной записи, и остаток от деления суммы на 2 дописывается в конец числа (справа). Например, запись 10000 преобразуется в запись 100001 ;
- над этой записью производятся те же действия — справа дописывается остаток от деления суммы цифр на 2 .
Полученная таким образом запись является двоичной записью искомого числа R .
Укажите такое наименьшее число N , для которого результат работы алгоритма больше 129 . В ответе это число запишите в десятичной системе счисления.
✍ Решение:
- Заметим, что после выполнения второго пункта задания, будут получаться только четные числа! Наименьшим возможным четным числом, превышающим 129, является число 130 . С ним и будем работать.
- Переведем 130 в двоичную систему счисления:
Результат: 8
Для более детального разбора предлагаем посмотреть видео решения данного 6 задания ЕГЭ по информатике:
6_12: 6 задание. Демоверсия ЕГЭ 2018 информатика:
На вход алгоритма подаётся натуральное число N . Алгоритм строит по нему новое число R следующим образом.
- Строится двоичная запись числа N .
- К этой записи дописываются справа ещё два разряда по следующему правилу:
- складываются все цифры двоичной записи числа N , и остаток от деления суммы на 2 дописывается в конец числа (справа). Например, запись 11100 преобразуется в запись 111001 ;
- над этой записью производятся те же действия – справа дописывается остаток от деления суммы её цифр на 2.
Полученная таким образом запись (в ней на два разряда больше, чем в записи исходного числа N) является двоичной записью искомого числа R.
Укажите минимальное число R
, которое превышает число 83
и может являться результатом работы данного алгоритма. В ответе это число запишите в десятичной системе счисления.
✍ Решение:
- Заметим, что после второго пункта условия задачи получаются только четные числа (т.к. если число в двоичной системе заканчивается на 0 , то оно четное). Таким образом, нас будут интересовать только четные числа.
- Наименьшим возможным числом, превышающим 83, является число 84 . С ним и будем работать.
- Переведем 84 в двоичную систему счисления:
Результат: 86
Подробное решение данного 6 задания из демоверсии ЕГЭ 2018 года смотрите на видео:
6_13: Разбор 6 задания ЕГЭ вариант № 1, 2019 Информатика и ИКТ Типовые экзаменационные варианты (10 вариантов), С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина:
На вход алгоритма подается натуральное число N . Алгоритм строит по нему новое число R следующим образом:
1.
Строится двоичная запись числа N
.
2.
К этой записи дописываются справа еще два разряда по следующему правилу:
— если N
делится нацело на 4
ноль
, а затем еще один ноль
;
— если N
при делении на 4
дает в остатке 1
ноль
, а затем единица
;
— если N
при делении на 4
дает в остатке 2
, то в конец числа (справа) дописывается сначала один
, а затем ноль
;
— если N
при делении на 4
дает в остатке 3
, в конец числа (справа) дописывается сначала один
, а затем еще одна единица
.
Например, двоичная запись 1001 числа 9 будет преобразована в 100101, а двоичная запись 1100 числа 12 будет преобразована в 110000.
Полученная таким образом запись (в ней на два разряда больше, чем в записи исходного числа N ) является двоичной записью числа R - результата работы данного алгоритма.
Укажите максимальное число R , которое меньше 100 и может являться результатом работы данного алгоритма. В ответе это число запишите в десятичной системе счисления .
✍ Решение:
- Поскольку требуется найти наибольшее число, то возьмем наибольшее из возможных чисел, которые - это число 99 . Переведем его в двоичную систему:
Результат: 96
Предлагаем посмотреть видео решения: