Описание Левши из рассказа «Левша. Николай лесковлевша

Не сомневаюсь, что многие читали рассказ замечательного русского писателя Николая Семёновича Лескова «Левша». Ещё больше тех, кто слышал об этом рассказе, т.е., не читая рассказа, знают суть: «Это про то, что блоху подковали? Как же, наслышаны…». Но, кажется, самое большое количество тех, кто знает выражение «подковать блоху», которое означает очень тонкую искусную работу, но не знают, откуда такое выражение. Теперь – внимание! – вопрос ко всем читавшим и не читавшим рассказ «Левша»: а как звали левшу? Чур, в книгу не заглядывать. Каково имя и отчество знаменитого на всю Россию мастера? Вопрос немного провокационный, но в конце поймёте суть.

Позволю себе напомнить некоторые сюжетные линии рассказа. Русскому царю, который находится в Англии и интересуется всякими иностранными диковинками, показывают металлическую блоху, этакую мелкую соринку, которую и не ухватить-то грубыми мужскими пальцами, разве что пригласить для этой цели нежные девичьи пальчики; а если ещё блоху ключиком завести «через пузичко», то она начнёт «дансе» танцевать.

Вот так чудо! Вот какие кудесники эти английские мастера! Царь захотел купить блоху. Англичане-наглецы на голубом глазу запросили за неё миллион, да серебром! Впаривали! Казак Платов, что был при царе, белел от досады – мильон за минутную забаву, тьфу! Отговаривает царя, говорит, что на Руси чудес не меньше могут сделать русские мастера.
- Ты мне политику не порть! – отвечает царь Платову и отваливает англичанам миллион.
Это по-русски!

Англичане блоху отдали, а за футляр ещё пять тыщ запросили. Это уже по-английски. Сквалыги! Платов спорить стал, мол, футляр к вещи положен, но царь - заплатил. Тогда Платов от обиды незаметно мелкоскоп (микроскоп) притырил, (с паршивой овцы хоть шерсти клок) чтоб на блоху смотреть увеличено – вроде мелкоскоп в комплект к блохе входит.

В России блоха была благополучно забыта на много лет, это тоже по-русски, и только новый царь, разбирая вещи отца, обнаружил странную коробочку, смысла которой никто не понимал. Разыскали Платова, который в то время уже был в отставке, и тот объяснил, что в футлярчике стальная блоха, которая может танцевать, если её завести ключиком через «пузичко». Подивился новый царь искусству английских мастеров, а Платов говорит, что русские мастера могут ещё не то удивление сделать. Так пусть сделают, говорит царь, и приказывает Платову заняться этим.

Платов разыскал в славном городе Туле мастеров, которые обещались чудо сотворить и, богу помолясь, принялись за дело. Через две недели тульские мастера эту блоху, такую мелкую, что и пальцами не взять, - подковали! Причём подковали каждую лапку. И без всякого микроскопа - «...у нас так глаз пристрелявши». Да не просто подковали, а на каждой мельчайшей подковке было выгравировано имя мастера, рассмотреть которое можно только в самый мелкий мелкоскоп. А левша выковывал гвоздики для подков, что гораздо мельче самих подков.
Вот какие кудесники русские мастера!

Царь, когда узнал, что сотворили туляки, был и удивлён, и горд за своих подданных. Отправил блоху обратно в Англию, чтоб англичане увидели искусность русских и не слишком нос задирали. А заодно отправил туда левшу, чтоб объяснялангличанам, что к чему.

Англичане дивились умению русских мастеров и всё выспрашивали левшу, какие науки русские мастера изучают. А левша говорит: «Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем... У нас это так повсеместно».
Тоже по-русски!

Англичанам левша так понравился, что стали они его уговаривать остаться в Англии, денег много обещали, положение самое почётное сулили и англичанку хозяйственную в придачу. Но левша - ни в какую! И вера ваша не такая, говорит он англичанам, и свататься вы не умеете, и англичанки ваши не так одеваются... А наша вера полнее, и евангелие наше толще, и иконы боготворные, и гроботочивые главы и мощи... Дома всё своё, родное, привычное. И бабы наши «всякая в своих кружевцах».
- Мы, - говорит, - к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница - старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить...
Как это по-русски!

На чужбине ничто не мило! Всё не так, всё шершаво. Даже сладкий английский чай не сладок, а чай вприкуску вкуснее на наш лад. Домой, домой! Словом, «ничем его англичане не могли сбить, чтобы он на их жизнь прельстился», как пишет автор.

Эти кусочки текста, где описано стремление левши на родину, читаешь с немым восторгом; понимаешь мастера, одобряешь, - сам бы так поступил, - и любишь его, простодушного, умного, своего, русского.

Из уважения к мастеру англичане показывают левше и машины, и механизмы, и всякие устройства, а он всё это смотрит, разумеет да на ружья внимание обращает, палец в дуло засовывает. И тут он понимает один секрет, очень важный в военном деле, и – всё! Домой заторопился, скорее, скорее, ничем не его удержать! Секрет донести своим надо!

Отправили его пароходом из Англии в Петербург, а левша даже в каюту не спускался – всё на верхней палубе сидел да в сторону родины смотрел. За это его английский полшкипер зауважал и предложил выпить. Потом предложил пари – пить на равных... Пили, соревновались… Короче, допились два дурака, полшкипер и левша, до чертиков, только у одного черт рыжий, а у другого – серый. Это по-нашенски!

А в Петербурге медоточивая легенда кончается и начинаются свинцовые русские будни. Если пьяного англичанина в Питере повезли в посольский дом и за два дня врачи на ноги его поставили, то левшу свалили на пол в квартале, т.е. в полицейском обезьяннике, если по-современному, где полицейские (государевы люди) его ограбили, забрали все деньги, забрали часы, сняли добротное пальто и потом его, беспамятного и полуголого, возили на морозе по городу, пытаясь пристроить в больницу. Но в больницах Левшу не принимали, т.к. у него не было «тугамента» (паспорта) – «до самого утра его по всем отдалённым кривопуткам таскали и всё пересаживали так, что он весь избился» и затылок его «порат (сильно) раскололся». Короче, на родине, куда он так стремился, левшу, сердешного, замучили, живьем замучили. И даже не по злобе. Больше по раздолбайству, равнодушию и тупости.
Как это по-русски!

Перед смертью мастер успел-таки сказать доктору тот секрет, что он понял в Англии:
- Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтоб и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся.
И это по-русски! Левша до последнего думает о родине, о деле, не смотря ни на какие мерзости.

Доктор передал эти сведения от левши чиновнику, но по чиновной глупости и трусости, что равна подлости, информация так и не дошла до царя. Таковы вечные нравы русской бюрократии. А потом проиграли Крымскую войну. Ружья кирпичом чистили.

Концовку рассказа о левше невозможно читать без внутреннего содрогания. Возникает ярая ненависть к бездушию русского государства! Судите сами: мастер не прельстился заграницей, стремится к своим, на родину, да не просто стремится, а несет в себе важнейший военный секрет, а на родине полицейские (государевы люди) его грабят, мучают и фактически убивают. Так и видно, как левшу волокут за ноги по лестнице, а голова его по ступенькам бьётся. К жестокости полиции добавляется угрюмое равнодушие бюрократии, когда без какой-то дрянной бумажки нельзя спасти человека и принять в больницу умирающего. Цинизм и бездушие.

За прошедшие полтораста лет ничто принципиально не поменялось в российском государстве. Кругом всё то же равнодушие бюрократов. Никому из начальников ничего не надо, кроме собственной корысти. Чиновная жадность, лень и трусость.
И человеческая жизнь ничего не стоит.
Ты никто и звать тебя никак.
Нет имени у левши.
Нет, и никогда не было.

Рассказ «Левша» Лескова увидел свет в 1881 году. Произведение посвящёно гениальному тульскому оружейнику, сумевшему превзойти в умении английских мастеров. Но его талант не был по достоинству оценен на родине, в итоге, всеми забытый, он умер в больнице. Заглавие рассказа «Левша» (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе) определяет «сказовую» манеру повествования. Из 20 глав рассказа только заключительная представляет собой размышления самого автора. Во всех остальных повествуется от имени рассказчика, цехового мастера.

Главные герои

Левша – тульский оружейный мастер, вместе с товарищами подковавший английскую механическую блоху.

Другие персонажи

Платов – атаман донских казаков, служивший при Александре Павловиче, а затем и при Николае Павловиче.

Александр Павлович – русский император, которому во время путешествия по Англии подарили заводную блоху.

Николай Павлович – русский император, велевший тульским мастерам усовершенствовать английскую блоху.

Тульские мастера – оружейники, сумевшие набить подковы микроскопической заводной блохе, привезённой Александром Павловичем из Англии.

Английские мастера – оружейники и инженеры, признавшие искусство туляков. Уговаривали левшу не уезжать в Россию и знакомили его с разными техническими новинками.

Мартын-Сокольский – доктор, пытавшийся передать последнюю просьбу Левши.

Чернышев – министр иностранных дел.

Глава 1

Российский император Александр Павлович после Венского совета, на котором были подведены итоги войны 1812 года с Наполеоном, отправляется в путешествие по Европе. Везде ему показывали разные диковинки, которыми император восхищался. Но донской атаман Платов, находившийся при нём в поездке, не разделял мнения царя. Он считал, что русские мастера ничуть не хуже иностранных.

В конце турне царь приезжает в Англию.

Глава 2

Англичане стали показывать русскому царю свои технические достижения. Александр был в восторге от иностранной науки, и полностью убедился, что русским до иностранцев далеко. Платов же всячески старался английских мастеров принизить, доказывая, что русские их во всём обошли. Так, англичане показали царю «пистолю» тонкой работы «неизвестного, неподражаемого мастера» .

Государь опечалился, что русские такое чудо создать не способны. А Платов открыл у пистоли замок и показал, что сделал её «Иван Москвин во граде Туле». Такое открытие привело англичан в замешательство, и они решили создать такое чудо техники, против которого и Платову возразить было бы нечего.

Глава 3

Утром русский царь и Платов поехали смотреть сахарный завод, а затем их привели в «последнюю кунсткамеру, где у них со всего света собраны минеральные камни и нимфозории» . Здесь Александру показали созданную английскими мастерами в натуральную величину заводную механическую блоху. Она могла прыгать и танцевать. Восхищённый император вручил англичанам миллион, а они ему за это подарили это чудо техники. Уложил государь блоху в футляр, сделанный из бриллианта, опустил его в табакерку и отбыл на Родину.

Глава 4

До самой смерти Александра оставалась блоха в табакерке. Когда он умер, её передали его жене Елизавете Алексеевне, а от неё она досталась новому императору, Николаю Павловичу. Вначале царь блохой не заинтересовался, но затем стал думать, для чего она у брата Александра столько лет хранилась.

Никто не мог разгадать эту загадку, пока не прибыл во дворец старый донской атаман Платов. Он отдал Николаю «мелкоскоп» , взятый когда-то у английских мастеров, и царь увидел, как прыгает стальная блоха. Но, в отличие от Александра, новый царь перед иностранцами не преклонялся. Поручил он Платову поехать к русским мастерам, чтобы они постарались создать что-нибудь более удивительное, чем английская блоха.

Глава 5

Исполняя волю государя, поскакал Платов в Тулу, которая славилась оружейными мастерами. Оружейники взялись исполнить приказание, но попросили донского атамана оставить им блоху на несколько дней. Сколько Платов не выпытывал, они не сказали ему, что придумали. Ничего не добившись, атаман отправился на Дон, оставив удивительную блоху тульским мастерам.

Глава 6

Когда Платов уехал, три самых искусных оружейника, среди которых был и «косой левша. На щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны» , отправились прочь из города. Люди стали гадать, куда они пошли. Многие подумали, что мастера ничего не придумали, и, чтобы избежать наказания, решили скрыться, прихватив с собой царскую табакерку.

Глава 7

Мастера отправились в город Мценск Орловской губернии, чтобы попросить совета у иконы Николая Чудотворца. Помолившись, вернулись они к себе в слободу и заперлись в доме Левши. Соседям было очень любопытно, что делают мастера. Под разными предлогами они пытались выманить троих оружейников из дома. Но, ни одна попытка не увенчалась успехом. Мастера никому не открывали и ни с кем не разговаривали, работая днём и ночью.

Глава 8

Закончив переговоры на Дону, Платов поспешил обратно в Тулу. Сам он к мастерам больше не пошёл, а послал за ними множество курьеров.

Глава 9

Мастера в это время заканчивали свою работу. Сколько курьеры к ним не стучали, они их в дом не пустили. Тогда, чтобы добраться до упрямых оружейников, курьеры сняли с дома крышу. После этого Левша с товарищами вышли из избы и сообщили, что работу свою закончили и могут идти к Платову.

Глава 10

Подали оружейники атаману стальную блоху в табакерке. Тот начал их расспрашивать, где же их работа. Но, они, обидевшись на оскорбления, сказали, что только государь её увидеть сможет. Разозлённый Платов, бросил Левшу в свою повозку и увёз его с собой в Петербург. По приезде сам он пошёл к Николаю Павловичу, а мастера оставил внизу со связанными руками.

Глава 11

Платов надеялся разговорами о казаках отвлечь царя от блохи. Но ему это не удалось. Николай вспомнил о поручении, и велел принести работу тульских мастеров. Платов рассказал, что туляки ничего нового не создали, а вернули обратно английскую блоху. Государь не мог поверить в обман и решил сам убедиться в словах атамана.

Глава 12

Когда принесли блоху и завели её ключом, оказалось, что «нимфозория» перестала прыгать. Платов был в бешенстве. Он решил, что оружейники сломали механизм. Пошёл атаман к лестнице, где Левшу оставил, и стал его бить, называя обманщиком. Левша же утверждал, что работа сделана, но увидеть её можно только в «мелкоскоп» .

Глава 13

Привели Левшу к царю, и показал он, в чём заключалась работа оружейников. Оказывается, они сумели английской блохе набить на ножки подковы. Государь удивился и обрадовался, что его русские мастера сумели англичан превзойти.

Глава 14

Решил Николай отправить мастера в Англию, чтобы он свою тонкую работу показал иностранным мастерам. Одели его получше и отправили за границу с особым курьером.

Глава 15

Оставил курьер Левшу в гостинице. А сам унёс блоху мастерам. Узнали мастера, кто сумел блоху подковать, и пришли к мастеру в гостиницу. Три дня они его поили и кормили, а потом стали расспрашивать об образовании. Оказалось, что мастер учился «по Псалтирю и Полусоннику» , а арифметики совсем не знает.

Глава 16

Отправили англичане курьера домой, а Левшу стали по заводам водить и уговаривать, чтобы он у них остался. Но, Левша тосковал по родной Туле и просил, чтобы его отпустили обратно. Посадили английские мастера оружейника на корабль и отправили в Россию, дав на дорогу денег и подарив на память золотые часы.

Глава 17

На корабле Левше показалось скучно, и он заключил пари с полшкипером, что перепьёт его. Пили они до самого конца плавания, отчего оба заболели, но никто в выигрыше не оказался.

Глава 18

В России полшкипера привезли в английское посольство, где организовали ему прекрасные условия. А Левшу, ослабевшего, не способного даже разговаривать, доставили в квартал. Там его обобрали и решили отправить в какую-нибудь больницу на лечение. Поскольку у оружейника не было с собой «тугамента» , ни в одной больнице его не приняли. К утру стало ясно, что Левша долго не проживёт, и его отвезли умирать в Обухвинскую больницу для простонародья.

Глава 19

Полшкипер очень беспокоился о своём друге. Чудом он отыскал Левшу в больнице и добился, чтобы к нему прислали доктора. Умирающий мастер просит Мартын-Сокольского сказать государю, что «у англичан ружья кирпичом не чистят» . Доктор пытается донести слова Левши до Чернышёва, но его никто не слушает, и чистка продолжается вплоть до начала войны.

Глава 20

Заключение

В рассказе «Левша» Николай Лесков, непревзойдённый мастер малых литературных форм, показывает, сколько в русском народе талантов, не развившихся в полную силу из-за условий жизни. Краткий пересказ произведения «Левша» по главам не может раскрыть всю силу художественного таланта писателя. Поэтому мы рекомендуем познакомиться с полной версией рассказа.

Тест по рассказу

Прочитали краткое содержание? Теперь попробуйте пройти тест!

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 7738.


Мастер оружейного дела Левша – главный персонаж рассказа Н.Лескова. Интересный сказ, ставший сюжетом мультипликационных и художественных фильмов, театральных постановок, передает суть жизни русского таланта.

Образ и характеристика Левши в рассказе «Левша» помогают проникнуться событиями истории Руси, понять, как и чем жил простой тульский оружейник.

Внешность Левши

Мастер оружейник Левша остался для всех известным только по прозвищу. Никто не знает его настоящего имени. Прозвище дано за умелое владение левой рукой. Даже креститься мастеру удобней левой. Эта способность удивила англичан. Заморские инженеры даже не представляли себе, что можно стать искусным мастером, владея не правой рукой.

Левша страдает от косоглазия. Эта характеристика еще больше поражает. Как сумел косой человек выковать мельчайшие детали для миниатюрной блохи? Какова острота его зрения, что он работает без всяких микроскопов и сложных увеличительных приборов? Причем выполняет самую тонкую часть изделия.

Другие особые приметы:

  • пятнышко на лице;
  • отсутствие на висках «волосьев».

\"...один косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны...\"

Драл за космы паренька учитель, значит, умудрился парень быть не особо старательным и прилежным учеником.

Одевается крестьянин из-за бедности скромно:

  • обувь крестьянина (опорочки) стоптанная;
  • казакин на крючках.

Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.


Паренек не стесняется своего внешнего вида. Привык к нему. В рассказе не присутствует ощущение неудобства, когда паренька переодевают, то есть одежда для него ничего не значит. Страшно читать страницы, где его раздевают в больнице и оставляют практически нагишом на холодном полу. Кому-то его новый костюм очень понравился.

Образ таланта из глубинки

Левша живет в городе Тула в маленьком домике. Тесная хоромина – так характеризует его рассказчик. Приехавшие с Платовым курьеры попытались проникнуть в избушку, но не сумели. Двери были настолько прочными, что остались стоять, выдержав многочисленные удары богатырской силы. Крышу дома сняли быстрее, по бревну. Теснота доказывается спертостью воздуха, которая, когда крыша была снята, так поднялась над домом, что всем вокруг не хватило воздуха. Бедный крестьянин любит своих родителей. Когда его просят остаться в Англии первая причина, почему он отказывается от новых условий жизни, – старенькие родители. Отца он ласково называет тятенькой, мать – старушкой. У Левши еще нет своей семьи, он не женат.

Я еще в холостом звании.

Характер героя из народа

Левша – один из трех самых искусных умельцев города оружейников Тулы. Это значит, что среди всех оружейников старинного города выбрали только тех, кто очень талантлив. Даже представить сложно, сколько настоящих мастеровых живет в городе оружейного производства. На Левшу и его друзей, по мнению рассказчика, надеется вся русская нация. Задача, которая стоит перед мастерами, – доказать, что русские искусники могут делать все лучше других, в данном рассказе, лучше англичан.

Мастера трудолюбивы и упорны. Работу они не отдали раньше завершения, не боясь гнева атамана, довели все до конца.

Особые качества личности

У главного героя много своих индивидуальных характеристик, но в то же время его качества личности делают Левшу символом всего русского народа, доброго и талантливого.

Образованность. Оружейник не обучен грамоте, не образован, как практически все крестьянство на Руси в те годы. Его школа состояла из двух учебников: «Псалтирь» и «Полусонник». Талант живет в мастере от природы. Он сумел его раскрыть.

Хитрость. Простой умелец не выдает задумок, которые возникли у трех оружейников насчет английской поделки. Молчит в Англии, не доверяя свои мысли заморским инженерам. Хитрит по-доброму, без зла и умысла.

Вера в Бога. К делу мастера не приступили без благословения высших божественных сил. Они отправились к иконе Николая чудотворца. Оружейники надеются на себя и на помощь свыше.

Решительность и смелость. Мастер не боится встречаться с русским императором. Не смущают рваные одежды. Он знает, что вместе с друзьями выполнил его приказ, готов ответить за работу. Смело говорит царю, что выгравировали на подковках свои имена, в чем заключалась его работа.

Император Александр I во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Император приобрёл блоху и привёз её домой в Петербург. Спустя несколько лет, после смерти Александра I и восшествия на престол императора Николая I, блоху нашли среди вещей покойного государя и не могли понять, в чём смысл «нимфозории». Забрав Левшу с неоконченной, как считал недовольный Платов, работой, он отправился прямиком в Петербург.

Государь и весь двор были восхищены, Левша получил награду. Повесть «Левша» - это пример русского сказа, традиции которого были заложены ещё Гоголем. В своих последних словах умирающий Левша обращается к царю: «…у англичан ружья кирпичом не чистят. Левша в русском языке стало нарицательным именем, обозначающим талантливого выходца из народа, мастера с золотыми руками. Прототипом тульского Левши считается Алексей Михайлович Сурнин (1767- 1811).

Сам народ придумал историю о том, что англичане блоху из стали «сотворили», а наши кузнецы ее подковали и назад отослали. Заметим, что Лесков иногда ссылался на рассказ, который услышал от туляка-оружейника из Сестрорецка об удивительных мастерах. Возможно, это в какой-то мере повлияло на развитие сюжета в рассказе о Левше. Но, скорее всего, стало лишь элементом повествования в руках талантливого писателя.

Первой его работой стала подкованная блоха. Сегодня у мастера уже большая, поистине уникальная коллекция. Позавчера в Туле в музее разглядывал в микроскоп блоху, на самом деле видны подковки. Когда ее открыли, начала звучать музыка, выскочила механическая блоха, которая начала танцевать под эту мелодию. Тульские мастера приступают к починке блохи и, исполняя указание Платова посрамить англичан, подковывают ее, прикрепляя к ее лапам подковку, которую трудно рассмотреть даже в микроскоп.

Левша персонаж и комический, и трагический одновременно. Смешна вся его внешность — рыжий, косой, да еще и левша. Клок волос на виске выдран во время учебы, на щеке родимое пятно. С одной стороны это опытный, уникальный мастер с золотыми руками. Ведь именно Левша изготовил и закрепил гвоздики для подковы и это притом, что он косой левша. С другой стороны это забитый, униженный человек, не имеющий собственного мнения.

Левшу особенно поразило, что для чистки ружей англичане не используют красный клинкерный кирпич. На корабле заспорили они со шкипером, кто кого перепьет, и всю дорогу соревновались в деле пития. Шкипер английский не в пример Левше, был телом крепче, да и закусывал получше.

Мультфильм «Левша»

Вычёсывать у собаки блох. Прыгаешь, как блоха/. Образ Левши имеет двоякий смысл: одновременно и позитивный и иронический, негативный. Левша воплощает в себе и достоинства, и пороки простого русского человека. Возвратившись на родину, Левша заболевает и умирает, лишенный всякой заботы. Выступает в функции «вредителя», утаивающего от Николая Павловича сообщение Левши, что англичане в отличие от русских ружья кирпичом не чистят.

В столице под большим увеличением «мелкоскопа» выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав блоху на все ноги крошечными подковами. Критики первых изданий посчитали что вклад Лескова в создание повести минимален и что он якобы только пересказал легенду, которая ходила среди тульских мастеров.

Про блоху которую подковал Левша. краткое описание

Повествование выглядит, как устный рассказ, в котором автор, незнакомый с иностранными словами, коверкает их самым неожиданным образом. Он был послан в Англию для обучения и проработал на одном из лучших английских заводов несколько лет в качестве помощника владельца. Так, тульский исследователь и краевед В. Н. Ашурков, сам выросший в семье оружейника, склонен считать, что в основе рассказа «Левша» лежит реальный случай. В 1785 году по приказу князя Г. Потемкина в Англию были командированы два тульских мастера – Алексей Сурнин и Яков Леонтьев.

Однако наш посол в Англии С. Р. Воронцов решил, что русские мастера должны овладеть опытом производства английского оружия. По мнению историка В. Ашуркова, до наших дней дошел документ, который свидетельствует о том, тульские умельцы добились того, что «все части одного ружья ко всем прочим употреблены быть могли».

И «Левша» — не о некоем умельце, который невесть зачем английск. Левша был дорог писателю Н. Лескову не только как герой рассказа, но и как выразитель народного характера. Левша вместе с товарищами подковывает блоху. Левша искусник, «посрамитель» английских мастеров, бескорыстный и неподкупный патриот, несчастный, униженный страдалец. Погостил Левша у англичан и решил вернуться домой в Россию. Мастеру удалось перенести фрагмент рассказа писателя Лескова о Левше на рисовое зернышко.

Тема патриотизма часто поднималась в произведениях русской литературы конца XIX века. Но только в рассказе «Левша» она связана с мыслью о необходимости бережного отношения к талантам, облагораживающим лицо России в глазах других стран.

История создания

Рассказ «Левша» впервые начал публиковаться в журнале «Русь» №№ 49, 50 и 51 с октября 1881 года под названием «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Идеей для создания Лесковым произведения послужила известная в народе прибаутка о том, что англичане блоху сделали, а русские ее «подковали, да назад отослали». По свидетельствам сына писателя, его отец проводил лето 1878 года в Сестрорецке, в гостях у оружейного мастера. Там он в разговоре с полковником Н. Е. Болониным, одним из служащих местного оружейного завода, выяснял происхождение прибаутки.

В предисловии автор написал, что он только пересказывает известную среди оружейников легенду. Этот известный прием, использованный когда-то Гоголем и Пушкиным для придания особой достоверности повествованию, в данном случае сослужил Лескову плохую службу. Критики и читающая публика буквально приняли слова писателя, и впоследствии ему пришлось особо объяснять, что он все-таки является автором, а не пересказчиком произведения.

Описание произведения

Рассказ Лескова жанрово наиболее точно было бы назвать повестью: в нем представлен большой временной пласт повествования, есть развитие сюжета, его завязка и завершение. Рассказом писатель назвал свое произведение видимо для того, чтобы подчеркнуть особую «сказительную» форму повествования, использованную в нем.

(Император с трудом и интересом рассматривает подкованную блоху )

Действие рассказа начинается в 1815 году с поездки императора Александра I с генералом Платовым в Англию. Там русскому царю вручают подарок от местных мастеров - миниатюрной работы стальную блоху, которая умеет «усиками водить» и «ножками перебирать». Подарок предназначен был показать превосходство английских мастеров над русскими. После смерти Александра I подарком заинтересовался его преемник Николай I и потребовал найти мастеров, которые бы были «никого не хуже», Так в Туле Платовым были призваны три мастера, среди них Левша, которые сумели подковать блоху и на каждой подкове имя мастера выставить. Левша же свое имя не оставил, потому что гвоздики выковывал, а «там уже никакой мелкоскоп взять не может».

(А вот ружья при дворе чистили всё по-старинке )

Левша был отправлен в Англию с «подкованной нимфозорией», чтобы там поняли, что «нам это не удивительно». Англичане были поражены ювелирной работой и пригласили мастера остаться, показали ему все, чему научены. Все Левша и сам умел делать. Поразило его только состояние ружейных стволов - их не чистили толченым кирпичем, поэтому точность стрельбы из таких ружей была высокой. Левша стал собираться домой, ему надо было срочно рассказать о ружьях Государю, а то «храни бог войны, они стрелять не годятся». От тоски Левша всю дорогу пил с английским другом «полшкипером», заболел и по приезде в Россию оказался при смерти. Но до последней минуты жизни пытался донести до генералов секрет чистки ружей. А если бы довели слова Левши до Государя, то, как пишет

Главные герои

Среди героев рассказа есть вымышленные и есть реально существовавшие в истории личности, среди которых: два российских императора, Александр I и Николай I, атаман Войска Донского М. И. Платов, князь, агент русской разведки А.И. Чернышев, доктор медицины М. Д. Сольский (в рассказе - Мартын-Сольский), граф К. В. Нессельроде (в рассказе - Кисельвроде).

(Левша "безымянный" мастер за работой )

Главный герой - оружейных дел мастер, левша. Имени у него нет, только мастеровая особенность - работал он левой рукой. У лесковского Левши был прототип - Алексей Михайлович Сурнин, работавший оружейником, бывший на учебе в Англии и передавший после возвращения секреты дела русским мастерам. Не случайно автор не дал герою собственное имя, оставив нарицательное- Левша один из изображенных в разных произведениях тип праведника, с их самоотреченностью и жертвенностью. Личность героя имеет ярко выраженные национальные черты, но типаж выведен общечеловеческим, интернациональным.

Недаром единственный друг героя, о котором рассказано - представитель другой национальности. Это моряк с английского судна Полшкипер, сослуживший своему «камраду» Левше плохую службу. Чтобы рассеять тоску русского друга по родине Полшкипер заключил с ним пари, что перепьет Левшу. Большое количество выпитой водки и стало причиной болезни, а затем и смерти тоскующего героя.

Патриотизм Левши противопоставлен ложной приверженности интересам Отечества других героев рассказа. Император Александр I конфузится перед англичанами, когда Платов указывает ему, что и русские мастера могут делать вещи не хуже. У Николая I чувство патриотизма замешано на личном тщеславии. Да и самый яркий «патриот» в рассказе Платов таковым является только за границей, а приехав на родину, становится жестоким и грубым крепостником. Русским мастерам он не доверяет и боится, как бы они работу английскую не испортили и бриллиант не подменили.

Анализ произведения

(Блоха, подкованная Левшой )

Произведение отличается жанровым и повествовательным своеобразием. Оно напоминает по жанру русский сказ, основанный на легенде. В нем много фантазии и сказочности. К сюжетам русских сказкок есть и прямые отсылки. Так, император прячет подарок сначала в орешек, который кладет затем в золотую табакерку, а последнюю, в свою очередь, прячет в дорожную шкатулку, почти так же, как прячет сказочный Кащей иглу. В русских сказках цари традиционно описаны с иронией, как и в рассказе Лескова представлены оба императора.

Идеей рассказа становится судьба и место в государстве талантливого мастера. Все произведение пронизано мыслью, что талант в России беззащитен и не востребован. В интересах государства поддерживать его, оно же грубо губит талант, как будто это никому не нужный, повсеместно распространенный сорняк.

Другой идейной темой произведения стало противопоставление настоящего патриотизма народного героя тщеславию персонажей из высших слоев общества и самих правителей страны. Левша любит свое отечество самоотверженно и горячо. Представители знати ищут повод гордиться, но не дают себе труда сделать жизнь страны лучше. Это потребительское отношение и приводит к тому, что в конце произведения государство теряет еще один талант, который был брошен в жертву тщеславию сначала генерала, потом императора.

Рассказ «Левша» дал литературе образ еще одного праведника, теперь уже на мученическом пути служения русскому государству. Своеобразие языка произведения, его афористичность, яркость и точность формулировок позволили разобрать рассказ на цитаты, которые разошлись в народе.