Основные подходы к пониманию изучению истории. Основные подходы к изучению истории

Билет 1.

Предмет истории. Методологические подходы в изучении истории.

История - это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

Предметом истории как науки является необходимость познания исторической действительности. Необходимость познания прошлого, с целью не повторения ошибок прошлого. И здесь на первый план выступают ученые – историки, которые и пытаются познать историческую действительность. Задача историка, как и любого другого ученого, поиск истины. Процесс постижения истины необычайно сложен и труден. На этом пути ученого могут подстерегать неудачи. В силу сложности проблемы, недостатка фактов и т.п. он, желая прийти к истине, сам того не замечая, может впасть в заблуждение. Но помимо чисто познавательных трудностей, ученого подстерегают и другие опасности, источники которых находятся за пределами науки. Чтобы познать историю мало фактов, нужны сведения о них. Историческое прошлое воссоздается учёными по предметам материальной культуры, по письменным источникам или каким-то ещё основаниям.

Методологические подходы в изучении истории:

Подходы в изучении истории различаются тем, что было взято за основу при рассмотрении исторического процесса. Различные подходы в истории позволяют рассмотреть человеческую деятельность через различные сферы жизни, сделать выводы о формировании того или иного явления.

Подход Последователи Время Суть
Цивилизационный Данилевский, Тойнби Конец XIX в. Рассмотрение истории как процесса развития цивилизации (культурной, экономической, политической сфер)
Формационный Маркс, Энгельс Середина XIX в. Рассмотрение истории как процесса развития производственных отношений (отношений наемников и нанимающих, способы распределения и организации труда)
Междисциплинарный Люсьен Февр Конец XIX в. Рассмотрение истории в целостном виде, как систему взаимодействующих сфер жизни (культурной, научной, социальной и т.д.)
Критический 2 половина XX в. Критика Марксизма и Ленинизма
Культурологический Данилевский начало XX в. Рассмотрение истории с точки зрения развития культуры, искусства
Социологический Бенедикт, Мид начало XX в. Рассмотрение истории как процесса развития общества
Антропологический Лаппо-Данилевский начало XX в. Изучение человеческого сознания, обращение к человеческой душе.

Билет 3.

Восточные славяне в древности. Политический строй и экономические отношения.

Происхождение славян

В современной науке существуют 2 точки зрения на происхождение славян:

1) Согласно первой точке зрения славяне - коренное (автохтонное) население Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей зарубинецкой и черняховской археологических культур.

2) Согласно второй точке зрения славяне переселились на территорию Восточноевропейской равнины из Центральной Европы, а конкретнее, - из района верховий Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда - на Днепр, где появились в VI - VII вв. В настоящее время эта точка зрения более распространена в науке.

Ученые отмечают и другой путь переселения славян в Восточную Европу: с южного побережья Балтийского моря на берега Ладоги и Волхова (в район будущего Новгорода).

В Восточной Европе славяне встретились с угро-финскими племенами и расселились среди них. Расселение славян проходило мирно, так как плотность населения была низка и земли хватало всем. Постепенно угро-финнское население было ассимилировано славянами, носителями более высокой культуры.

Расселение восточно-славянских племён

Славяне расселились по всей Восточноевропейской равнине.

·На Днепре - поляне, к северу от них - северяне, к северо-западу - древляне.

·На р. Припять - дреговичи (от "дрягва" - болото).

·На р. Сож - радимичи.

·В районе Смоленска и севернее - кривичи.

·На Ильмень-озере и р. Волхов - Ильменские славене.

·На северо-востоке (р-н Владимира и Москвы) - вятичи.

·На юго-западе (зап. Украина) - уличи, тиверцы, волыняне.

Занятия древних славян

Главным занятием славян было земледелие. Однако оно было не пашенным, а подсечно-огневым и переложным.

Подсечно-огневое земледелие распространилось в лесной полосе. Деревья подрубались, засыхали на корню и сжигались. После этого пни выкорчевывались, земля удобрялась золой, рыхлилась (без пахоты) и использовалась до истощения. На ранее использованный участок земледельцы возвращались через 25-30 лет.

Переложное земледелие практиковалось в лесостепной полосе. Трава выжигалась, полученной золой удобрялась земля, рыхлилась и использовалась до истощения. Поскольку сжигание травяного покрова давало меньше золы, нежели сжигание леса, участки приходилось менять чаще - через 6 -8 лет.

Славяне занимались животноводством, но имело подсобное значение. Важную роль в хозяйстве славян играла охота, но не ради мяса, а только ради пушнины. Охоились на белку, куницу, соболя. Занимались бортничеством - собиранием меда диких пчел. Торговали мехами, медом, воском, обменивая их на ткани и драгоценности, главным образом в Византии.

Основной торговой дорогой Древней Руси стал путь "Из Варяг в Греки": Нева - Ладожское оз. - Волхов - Ильмень-озеро - р. Ловать - волоки до притоков Днепра - Днепр - Черное море.

4. Общественно- политический строй восточных славян:

В VII - IX вв. у восточных славян шел процесс разложения родоплеменного строя: переход от родовой общины к соседской. Общинники жили в отдельных домах - полу землянках, рассчитанных на одну семью. Частная собственность уже существовала, но скот оставался в общем владении, неравенства внутри общин еще не было.

Выделилась родоплеменная знать - вожди (князья) и старейшины. Они окружали себя дружинами, то есть вооруженной силой, не зависящей от воли народного собрания и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Таким образом, славянское общество уже подходило к возникновению государственности.

Каждое племя имело своего князя. Слово " князь " происходит от общеславянского " кнез ", означающего " вождь ". Одним из таких племенных князей-вождей VI (VII) века был Кий, княживший в племени полян. Русская летопись (" Повесть Временных лет ") называет его основателем Киева. Некоторые историки даже считают, что Кий стал основателем древнейшей племенной княжеской династии, но это мнение не разделяется другими авторами. Многие исследователи считают и самого Кия легендарной фигурой.

5. Экономические отношения:

Экономика восточных славян была комплексной: скотоводство и промыслы с доминированием земледелия. Земледелие носило экстенсивный характер и зависело от географических условий. На севере в лесной зоне господствовало подсечное земледелие (от деревьев и кустарников очищались участки земли и сжигались). Но урожай был какое-то время очень высок. При такой системе землепользований приходилось использовать специальные орудия труда, Основным пашенным орудием была соха, особенностью которой является то, что она лишь проводит бороздки по поверхности земли, не углубляясь в землю, обходя многочисленные камни и корни. В былинах говорится о том, что соха лишь "по камешкам почиркивает". На юге эволюция пашенных орудий шла от примитивного рала к плугу, который глубоко взрезал пласт земли и переворачивал его, а эволюция землепользования - от переложно-залежной системы к трехполью. Основными культурами были пшеница, просо, гречиха, ячмень.

Славяне разводили крупный рогатый скот, лошадей. Не случайно в древнерусском языке слово "скот" означает также и деньги.

Огромные, дремучие леса, изобиловавшие природными богатствами, способствовали развитию всякого рода промыслов. Летописи пестрят сообщениями о княжеских охотах и ловах. Но еще важнее то, что охотой занималось рядовое население, о чем свидетельствуют археологические находки. Охотились на самых разнообразных животных, некоторые из которых не дожили до XX столетня (например, "буй тур" - дикая лошадь и др.).

Реки Восточной Европы изобиловали рыбой, которую славяне добывали различными способами: ставили ловушки, били острогой и т.д. Рыба составляла важную часть рациона восточных славян.

Билет 4.

Образование древнерусского государства в 9-10 вв.

Образование Древнерусского государства в 9-10 вв. представляло собой сложный процесс, в котором взаимодействовали как внутренние (общественная эволюция местных, прежде всего вост.-славянских племён), так и внешние факторы (активное проникновение в Восточную Европу военно-торговых дружин варягов - выходцев из Скандинавии). Роль последних в строительстве древнерусской государственности является основой т.н. норманнской теории, согласно которой норманны (варяги) считались основателями государства в Древней Руси (формулировалась со 2-й четв. 18 в. Г. 3. Байером, Г. Ф. Миллером и др.; временами приобретала политическое звучание). К норманнской проблема тесно примыкает вопрос о происхождении названия «Русь». Попытки найти скандинавские корни слова «Русь» не привели к успеху. Вместе с тем достаточно многочисленные византийские, западноевропейские, арабо-персидские источники подтверждают, что в 9 -

1-ой пол. 10 вв. название «Русь» прилагалось именно к варягам и что Русь в это время отличали от славян.
По преданию, отразившемуся в «Повести временных лет» и в предшествовавшем ей летописном своде кон. 11 в., варяжское присутствие в Восточной Европе поначалу ограничивалось взиманием дани со славянских племён словен и кривичей, а также с финских племён чуди, мери и, возможно, веси. В результате восстания эти племена избавились от даннической зависимости, но начавшиеся внутренние раздоры заставили их призвать в качестве князей варягов Рюрика и его братьев, правление которых, по всей видимости, было обусловлено договором. Часть варяжской дружины Рюрика во главе с Аскольдом и Диром ушла на юг и осела в Киеве. После смерти Рюрика его родственник князь Олег захватил Киев и объединил новгородский север и киевский юг, создав, основу Древнерусского государства.

Билет 5.
Внутренняя и внешняя политика первых Киевских князей.

Олег Вещий
Внутренняя политика:
1. Сделал Киев столицей Древней Руси.
2. Объединил северный и южный центры восточных славян, путём завоеваний земель уличей, северян, древлян, радимичей, подчинения таких городов, как Смоленск, Киев, Любеч.
Внешняя политика:
1. Совершил успешный поход на Царьград в 907 году.
2. Заключил выгодные для страны мирные и торговые договора с Византией.

Игорь Старый
Внутренняя политика:
1. Продолжал объединение восточнославянских племён
2. Был наместником в Киеве во время правления Олега
Внешняя политика:
1. Русско-византийская война 941-944 гг.
2. Война с печенегами
3. Война с древлянами
4. Военный поход на Византию

Княгиня Ольга
Внутренняя политика:
1. Укрепление центральной власти путём расправы на племенем древлян
2. Провела на Руси первую налоговую реформу: ввела уроки- фиксированый размер сбора дани и погости- места свода дани.
Внешняя политика:
1. Была первой русской княгиней и вообще правительницей, которая приняла христианство
2. Смогла препятствовать вокняжению в Киеве древлянский династии князей

Святослав Игоревич
Внутренняя политика:
1. Ввёл дальнейшее укрепление древнерусского государства, как и свои предшественники
2. Попытался создать империю
Внешняя политика:
1. Провёл военный поход на Болгарию в 967 году
2. Разгромил Хазарский каганат в 965 году
3. Провёл военный поход против Византии

Владимир l Святославович
Внутренняя политика:
1.Окончательное присоединение земель вятичей, червенских городов, а также земли по обе стороны Карпат.
2. Языческая реформа. С целью упрочнения великокняжеской власти и приобщения Руси к остальному миру, в 980 году Владимиром была проведена Языческая реформа, согласно которой во главе пантеона славянских богов ставился Перун. После неудачи реформы Владимиром I принимается решение крестить Русь по византийскому обряду.
3. Принятие христианства. После неудачи языческой реформы, при Владимире в 988 году, в качестве государственной религии было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в городе Корсунь. Поводом к выбору христианства как основной религии была женитьба Владимира на Византийской царевне Анне и распространенность этой веры на Руси.
Внешняя политика:
1. Защита границ Руси. При Владимире в целях защиты была создана Единая Оборонительная Система от кочевников и Система Оповещения.
2. Разгром ополчения радимичей, поход в Волжскую Булгарию, первое столкновение Руси с Польшей, а также покорение Полоцкого княжества.

Ярослав Мудрый
Внутренняя политика:
1. Установление династических связей с Европой и Византией, путем заключения династических браков.
2. Основатель письменного русского законодательства – «Русской Правды»
3. Возвел Софийский Собор и Золотые ворота
Внешняя политика:
1. Военные походы в Прибалтику
2.Окончательный разгром печенегов
3. Военный поход на Византию и польско-литовские земли

Владимир Мономах
Внутренняя политика:
1. Остановил распад Древнерусского государства. «Каждый да держит отчину свою»
2.Нестором составлена «Повесть Временных лет»
3. Ввел «Устав Владимира Мономаха»
Внешняя политика:
1. Организовал успешные походы князей против половцев
2. Продолжил политику укрепления династических связей с Европой

Билет 6.

Билет 7

Билет 8

Культура Киевской Руси.

Культура Киевской Руси – совокупность всех материальных и духовных ценностей, накопленных в процессе развития русских княжеств с момента зарождения государства в 10 веке и до 13 века включительно.

Культура и быт Киевской Руси складываются из дохристианских традиций и язычества, преобразовавшихся после Киевской Руси.

Мы можем сделать вывод, что Киевская Русь считалась невероятно развитой в культурном плане страной. Прежде всего, здесь было множество ремесленников. Поэтому неудивительно, что кольчуга в Киевской Руси явилась на две сотни лет быстрее, чем в Западной Европе. Исходя из этого, культура Киевской Руси имела прекрасный фундамент для дальнейшего развития. Ведь здесь производили все - от кораблей до разноцветной посуды, от одежды до книг....

Письменность

Одним из главных показателей наличия собственной культуры является письменность. На Руси письменность в её современном понимании появилась в 10 веке, однако ещё в 9 веке монахами Кириллом и Мифодием был создан алфавит, который потом преобразовался в кириллицу (которая используется поныне). Активное развитие культуры Киевской Руси, в том числе письменности, началось после принятия христианства.

Первыми свидетельствами наличия письменности стали берестяные грамоты – кусочки бересты с выдавленными или начертанными записками о повседневной жизни. Первыми книгами стали летописи государства, а также Библия. До появления технологии книгопечатания книги переписывались вручную монахами, которые часто добавляли к тексту свои комментарии и замечания, в результате чего переписанные книги могли сильно отличаться от оригинала.

Развитие письменности привело к появлению первых учебных заведений, а также зарождению литературы. Важным этапом в становлении культуры Киевской Руси стало написание и приятие первого свода законом – «Русской правды».

Зодчество

Особенностью культуры Киевской Руси была её религиозная направленность. На смену деревянному зодчеству пришло каменное строительство. Активно начали возводиться каменные храмы взамен деревянным церквям. Архитектурные традиции каменного строительства на Руси сформировались под воздействием Византийской архитектуры, ведь именно на основе проектов византийских архитекторов строились первые каменные церкви.

989 г. – построена первая каменная церковь в Киеве.

1037 г. – основание Софийского собора в Киеве, одного из ярчайших представителей каменного зодчества Киевской Руси.

Живопись

На развитие живописи огромное влияние оказало Крещение Руси, которое дало толчок к развитию духовной и материальной культуры Киевской Руси. Появились такие виды изобразительного искусства как фреска и мозаика, которыми стали украшать церкви. Также на Руси появилась иконопись, которая стала занимать одно из самых заметных мест в культуре.

Стандарт иконописи пришёл из Византии и первыми мастерами-иконописцами на Руси были приезжие греки, от которых русские мастера переняли мастерство. Также греки привезли с собой искусство росписи, которой украшались стены храмов. Фрески, а от зависимости их расположения, изображали библейские сюжеты или сюжеты из обыденной жизни.

К концу 12 века живопись развилась настолько, что стали выделять несколько живописных центров на Руси, у каждого из которых были свои собственные традиции и особенности.

Фольклор

Фольклор на Руси был очень развит и имел огромное значение для культуры Киевской Руси. С древних времён из уст в уста передавались различные сказания и легенды. Особое место занимала обрядовая поэзия – заговоры, песни, заклинания. Активно развивались частушки, присказки, пестушки и многое другое.

В середине девятого века появился новый жанр – эпос, который рассказывал о похождениях великих героев, о битвах и завоеваниях. Гораздо позже народный устный эпос и былины легли в основу первых литературных произведений, в том числе знаменитого «Слова о полку Игореве».

С развитием письменности и литературы фольклор не только не исчез, но продолжал активно развиваться.

В целом, на культуру Киевской Руси огромное влияние оказали следующие события:

Появление письменности;

Зарождение государственности;

Становление христианства.

Билет 9

Билет 10

Билет 11

Билет 12.

Деятельность Ивана III.

При Иване III (1462 - 1505) формируется единое (централизованное) Русское государство. Речь идет о создании монархии во главе с московскими Рюриковичами. После подчинения Новгорода (1477 - 1478 г.) Иван III принимает титул «государя всея Руси». Женитьба на племяннице последнего императора Византии, Софье Палеолог, дала возможность Ивану III войти в круг европейских государей.

При нем возведен красный кирпичный Кремль; принят герб - двуглавый орел; установились международные связи с Папой Римским, германским императором, курфюрстами Германии и герцогами Италии. Опираясь на мощь Москвы, Иван III практически бескровно завершает объединение Северо-Восточной Руси. Тверь в 1485 г. перешла к Москве, а в 1489 г. присоединена Вятка. Созданное государство базировалось на развитых феодальных отношениях. Установлена сильная центральная власть с наследственной передачей престола старшему сыну. Князья присоединенных земель стали служить при дворе московского государя, а прежние княжества, которые управлялись наместниками из Москвы, подвергались новому административно-территориальному делению на уезды.

Складывается государственный аппарат и вводится «местничество» - право на занятие государственной должности в зависимости от знатности рода и заслуг. При великом князе создается боярская дума с совещательными функциями. Развивается служилое сословие - дети боярские и дворяне, которые получали землю с крестьянами в поместье за службу «государеву», дворянское ополчение становится основой русской армии. Крестьяне ущемлялись в свободе передвижения и облагались дополнительными налогами. Переход крестьянина от одного феодала к другому ограничивался определенным сроком: неделей до и неделей после «Юрьева дня» (26 ноября), что стало шагом к установлению крепостного права.

В конце XVI в. введена государственная монополия на торговлю водкой. Возникла традиция государственного регулирования экономической жизни. В 1497 г. был принят свод законов единого государства - Судебник Ивана III, регламентировавший отношения в средневековом российском обществе.

Внешняя политика Ивана III характеризуется наступательным характером. Это начало борьбы за Ливонские земли (основание Иван-города у Нарвы), поход на Казань (1487), возвращение Северской Украины и некоторых смоленских земель. В конце XV - начале XVI в. определился перевес Москвы над западным соседом - Литовско-Польским государством. Начался переход тамошних русских князей под власть Москвы. Первыми перешли князья с верховьев Оки - Воротынские, Новосильские, Одоевские. Литва признала изменение границ в пользу Москвы. Расширились и внешние связи с Европой. Иван III широко привлекал на русскую службу итальянских, немецких и греческих мастеров, способствовавших развитию крепостного строительства, артиллерии и ювелирного искусства.

Большое значение имело присоединение Новгорода, который хотел самостоятельности и тяготел к союзу с Литвой. В 1471 г. Иван III во главе общерусского войска идет походом на Новгород, новгородское ополчение терпит поражение. В 1478 г. Новгород окончательно присоединен, а вечевой колокол увезен из города. Противники Москвы переселены в центр страны. Управление городом передано московским наместникам. Новгородская боярская республика прекратила существование. На Руси закончился удельно-вечевой порядок. Наследник Ивана III Василий III (1505 - 1533) продолжил дело отца. Он присоединил Псков в 1510 г., в 1514 г. отвоевал у Литвы Смоленск, в 1521 г. в состав государства вошло Рязанское княжество. Этим завершился процесс объединения Северо-Восточной и Северо-Западной Руси в единое государство, которое с конца XV в. стало называться Россией.

Русская церковь сыграла значительную роль в этом процессе. Объединение земель связано с решением ряда церковных вопросов. После избрания митрополитом рязанского епископа Ионы русская церковь с 1448 г. распалась на две самостоятельные митрополии - Московскую и Киевскую (они воссоединятся после объединения с Украиной). Московские митрополиты поддерживали московских великих князей, киевские - литовских. Положении митрополий осложнялось появлением ересей и внутрицерковной борьбой. В конце XV в. была разгромлена ересь «жидовствующих», сначала в Новгороде, а потом в Москве. Позднее началась борьба «нестяжателей» с «иосифлянами». «Нестяжатели» выступали против владения монастырями землей и их обогащения, противники - последователи волоколамского игумена Иосифа Волоцкого - отстаивали земельные права церкви. На церковном соборе 1502 г. «иосифляне» одержали верх. Церковное и монастырское землевладение сохранилось. Церковные иерархи провозгласили божественный характер самодержавия. Тем самым был достигнут важный компромисс в отношениях между церковью и государством: в обмен на идеологическую поддержку верховной власти последняя сохраняла экономическую самостоятельность церкви, позволившую духовенству поддержать централизаторские тенденции в государственном устройстве в последующих потрясениях на Московской Руси.

Таким образом, к 20-м гг. XVI в. завершилось становление России как крупной восточноевропейской державы. Основа ее экономики и социальных отношений базировалась на феодальной земельной собственности. Рядовое население городов и сел все больше подпадало под налоговый и юридический пресс государства. Феодальная земельная собственность была многообразной: великокняжеские и удельнокняжеские (до конца XVI в.) владения; наследственные вотчины князей и бояр; поместья за военную службу - дворян; землевладения церковных кафедр и монастырей. Закрепостительные тенденции русского общества конца XV - XVI вв. консервировали положение холопов. Крестьяне выполняют повинности государству, владельцам вотчин и поместий. Развивается крепостное право, при котором сохраняется сельская крестьянская община. Созданы единые вооруженные силы государства на основе дворянского ополчения. Единая государственная религия - православие - идеологически объединяет российское феодальное общество.

Билет 13.

Реформы Ивана IV. Противостояние центральной и родовой
аристократии.

Начало царствования Ивана Васильевича было многообещающим. К 1549 г. вокруг царя сложился кружок из близких людей, в который вошли митрополит Макарий, священник Сильвестр, князь А.М. Курбский, а также дьяки и подъячие, которые пользовались большим влиянием в Боярской думе и признавали необходимость проведения реформ. А.М. Курбский назвал эту «ближнюю думу» «Избранной радой». Во главе Рады с 1550 года стоял молодой костромской дворянин А.Ф. Адашев. Избранная рада просуществовала 10 лет. Под её руководством в России были осуществлены всеобъемлющие реформы, которые в научной литературе получили название «Реформы середины ХVI в.».

В проведении реформ особенно было заинтересовано дворянство. Термин «дворяне» - люди из двора Великого князя - был известен с ХII в. Первоначально так называли людей, состоявших при князе на военной службе и выполнявших различные административные, судебные поручения. В ХIII в. дворяне - низшая прослойка знати. С ХVI в. дворяне за военную службу стали получать поместья, позже им было разрешено покупать землю.

Один из близких царю людей - дворянин И. С. Пересветов стал инициатором проведения реформ. Он обратился к царю с рядом посланий, в которых изложил программу преобразований. Идеал государственного устройства - сильная власть царя, опора царя - дворянство.

Реформа государственного управления. Среди проведенных реформ важнейшее место занимали реформы центрального и местного управления.

Реформа центрального управления. Издавна большую роль при правителе играла Боярская дума как законосовещательный и законодательный орган. Чтобы ослабить в Думе роль боярской аристократии, царь втрое расширил её состав.

Возник новый орган власти - Земский собор (совет). В состав Земского собора стали входить: царь, Боярская дума, Освященный собор - собрание высшего духовенства, представители дворянства, купечества и верхушка городов. По сути, Земский собор стал народным представительством (на Западе - парламент) при государственной власти. Земские соборы собирались нерегулярно, по мере необходимости, и на них на протяжении 150 лет решались важнейшие государственные вопросы: внешней политики, финансов, в период междуцарствий происходили выборы нового царя.

Дальнейшее развитие получила приказная система. При Иване IV существовало уже более 20 приказов. Наиболее крупные из них были приказы Разрядный (военных дел), Пушкарский (артиллерия), Стрелецкий (стрелецкое войско), Оружейная палата (арсенал), Посольский (иностранных дел), Большой приход (финансы), Поместный (государственные земли), Сибирский дворец (сибирские земли) и др. Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов, судом.

Реформа местного управления. Была проведена реформа местного управления, в результате которой на местах развивалось земское самоуправление. Теперь на местах учреждаются выборные земские власти в лице «земских старост», которые выбирались из зажиточных посадских людей и крестьян. Общий надзор за местным управлением переходил в руки губных старост, ведающих уголовным судом и выполняющих функции местной полиции, и городовых приказчиков, занимающихся вопросами военно-административного и финансового управления в уездах.

Территория была разделена на следующие территориальные единицы:

Губа (округ) - возглавлял губной староста (из дворян);

Волость - земский староста (из черносошного населения);

Город - представлял самостоятельную территориальную единицу - "излюбленный голова" (из местных служилых людей).

До Ивана IV управители отдельных территорий не получали жалованья из казны, а «кормились» за счёт населения. В1556 г. система кормлений была отменена. Управители территорий стали получать жалованье из казны.

Таким образом, в результате реформы государственного управления в России сложилась государственная власть - сословно - представительная монархия.

Монархия на тот исторический момент была наиболее оптимальным государственным устройством для России. Именно монархия, стоявшая над интересами различных сословий, социальных и национальных групп, смогла объединить население всей страны для решения задач, очень важных для всего народа. Монархия стала ещё одной несущей конструкцией русского общества. Огромную помощь монархии оказывала Русская Православная Церковь, у которой не было иных интересов, кроме интересов монархии и народа.

Военная реформа. В середине ХVI в. молодое государство в силу объективных причин от Волги до Балтики оказалось в окружении враждебных стран. В этой ситуации чрезвычайно важным было наличие боеспособного войска. Не случайно, что важнейшей из реформ Избранной рады стала военная.

Была проведена реорганизация военных сил страны. Из - за слабого финансово - экономического положения постоянного войска создать не удалось, но были сделаны первые шаги в этом направлении.

Ядро армии составляло - Дворянское ополчение. На земли Подмосковья была посажена «избранная тысяча» - 1070 провинциальных дворян. Им была предоставлена земля - поместья. За это они должны были служить царю и стать его опорой. В войске они находились в привилегированном положении. Из их числа назначались воеводы, «головы» - низшие офицеры, дипломаты, администраторы. В 1556 г. впервые было составлено «Уложение о службе», которое регулировало прохождение военной службы. В отношении военной службы вотчины приравнивались к поместьям. Теперь вотчинник или помещик мог начать службу с 15 лет и передавать её по наследству. Из-за нехватки денег в казне за службу правительство расплачивалось землёй. Дворянин получал от 150 до 450 десятин (1 десятина - 1,09 га) земли. С каждых 150 десятин земли боярин или дворянин должен был поставить одного воина с лошадью и вооружением. Теперь служилые люди подразделялись на две основные группы: служилые «по отечеству» (по наследству - бояре и дворяне) и по «прибору» (по набору) - пушкари, стрельцы и др.

В 1550 году было создано постоянное стрелецкое войско. Это - пехотинцы с огнестрельным оружием, которые составили другой корпус войска. Поначалу стрельцов было 3000 чел. В стрельцы могли поступать все свободные люди. За службу стрельцы получали из казны денежное жалованье, вооружение и обмундирование. Но денег в казне постоянно не хватало, поэтому с ними также расплачивались землёй. Стрельцам выдавали коллективные земельные участки земли – «дачи». Из коллективной «дачи» каждый стрелец получал надел для личного пользования. Стрельцы жили слободами и в свободное от службы время занимались ремеслом и торговлей.

Казачество - стали применять для несения пограничной службы. К этому времени на южных границах России стал складываться особый слой русского общества - казачество (от тюркского «казак» - удалец, вольный человек).

Иностранцы - стали ещё одной составной частью русского войска. Но число их было незначительно.

Тыловые работы (обоз, строительство фортификационных сооружений) выполняла «посоха» - ополчение из числа черносошных, монастырских крестьян и посадских людей.

В результате военной реформы Россия во времена Ивана IV стала располагать таким войском, которого раньше не имела. Создание боеспособного войска позволило России решить и давно назревавшие стратегические задачи внешней политики.

Судебная реформа. В 1550 г. ввела в действие новый свод законов - Судебник. Судебник Ивана III 1497 г. был расширен, систематизирован и учитывал то новое, что появилось в судебной практике с 1497 г. Были внесены изменения, связанные с усилением центральной власти. Подтверждалось право перехода крестьян от одного феодала к другому, но уже только в Юрьев день (26 ноября), при этом увеличивалось «пожилое» (плата феодалу за пользование его имуществом при переходе). В 1581 г. Иван Грозный ввёл «заповедные лета» - переход крестьянина к другому феодалу временно прекращался. Впервые вводились наказания для бояр и дьяков-взяточников. Новый кодекс усиливал контроль над судебной деятельностью наместников и волостелей: наиболее важные дела стали решать в Москве царь и Боярская дума, на местах за судебным разбирательством наблюдали старосты и целовальники (выборные люди из местных посадских людей и черносошных (свободных) крестьян).

Денежная реформа. На территории всей страны была введена единая денежная единица - московский рубль. Право сбора торговых пошлин перешло в руки государства. Отныне всё население страны должно было нести тягло - комплекс натуральных и денежных повинностей. Для всего государства была установлена единая единица взимания налогов - большая соха. В зависимости от плодородия почвы и социального положения владельца большая соха составляла от 400 до 600 газемли.

Церковная реформа. Второй властью в государстве была Церковь. Централизация государства потребовала перемен и внутри Церкви. В 1551 г. по инициативе митрополита Макария состоялся Собор Русской Православной Церкви. В специальной книге - «Стоглав» (отсюда и название Стоглавый собор) записаны решения этого собора, которые на долгое время становятся кодексом русского церковного права. Был составлен общерусский список святых, упорядочилась и унифицировалась обрядность на территории всей страны. Подлежало регламентации церковное искусство: были утверждены образцы, которым надлежало следовать. В качестве образца в живописи провозглашалось творчество Андрея Рублёва, в архитектуре - Успенский собор Московского Кремля.

Таким образом, задуманный Иваном Грозным и его радой, круг реформ, - подчеркивает С. Ф. Платонов, - был очень широк и по замыслу должен обновить все стороны жизни Московского государства. Но правительство Грозного не могло вполне успешно вести преобразовательское дело по той причине, что в нем самом не было согласия и единодушия. В 1560 году, после кончины жены Грозного Анастасии Романовны, у Ивана Васильевича произошел прямой разрыв с его советниками. Сильвестр и Адашев были сосланы, попытки бояр их вернуть привели к репрессиям. Если в первые годы они не доходили до кровавых казней, то в последствии в связи с отъездами бояр за границу гонения получили решительный и жестокий характер.

Билет 14.

Расширение территории русского государства в 16 в. Завоевание
Поволжья и Сибири. Борьба за выход к Балтийскому морю.

В исторической науке существует несколько подходов, обеспечивающих разные пути к познанию и осмыслению истории. В настоящее время принято выделять следующие подходы к изучению истории:

Исторически самым первым появился теологический подход . Он возникает в эпоху Средневековья, в условиях господства религиозного мировоззрения. С его помощью исторический процесс рассматривается как результат проявления божественной воли или мирового духа. В настоящее время практически не используется.

В Новое время возникает несколько новых подходов.Рационалистический подход (рационализм) признает только разум единственным источником познания.Технологический подход представляет развитие исторического процесса как результат развития технологий. Субъективистский подход (субъективизм) подчеркивает роль личности в истории и определение хода истории выдающимися личностями (субъектами). Либеральный подход анализирует историю как процесс развития гражданского общества, прав и свобод личности.

Однако наиболее популярным стал марксизм (формационный подход). Его основателем в середине XIX в. стал К. Маркс. Согласно этому подходу исторический процесс рассматривается как последовательная смена пяти общественно-экономических формаций:

1) первобытнообщинный строй;

2) рабовладение;

3) феодализм;

4) капитализм;

5) коммунизм (первая стадия коммунизма – социализм).

Несмотря на свою привлекательность и простоту, у данного подхода имеются и недостатки, в частности он не учитывает многообразия мира и не может быть применен ко всем странам и народам, по-разному развивавшимся. Тем не менее, после 1917 г. этот подход стал господствующим в нашей стране (одним из первых историков-марксистов был М.Н. Покровский) и оставался таковым вплоть до распада СССР в 1991 г. Далее ему на смену пришел цивилизационный поход.

Цивилизационный подход возник во второй половине XIX – начале ХХ в. К числу основателей этого подхода принадлежат Н. Данилевский и А. Тойнби. Согласно данному подходу исторический процесс рассматривается как развитие отдельных стран и народов (цивилизаций), которые имеют свое своеобразие, но в итоге все они проходят стадии возникновения, роста, расцвета, упадка и гибели. Недостатком подхода является неразработанность терминологии (нет даже четкого понимания термина «цивилизация»), что ограничивает его распространение.

Среди современных подходов необходимо отметить модернизационный подход (теория модернизации) , восходящий к учению М. Вебера начала ХХ в. Само слово «модернизация» означает переход от старого к новому, от традиционного общества, основанного на традициях, к современному, основанному на постоянном совершенствовании.

Также современным является социальный подход , который изучает историю общества через развитие отдельных социальных институтов (семья, государство, образование).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Отечественная история

Федеральное государственное бюджетное образовательное.. учреждение высшего профессионального образования.. ижевская государственная сельскохозяйственная академия..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

И политологии фгбоу впо ижевская гсха
О-82 Отечественная история: курс лекций: учебное пособие для студентов вузов / С.В. Козловский [ и др.]; под общей редакцией С.Н. Уварова

Понятие и предмет истории
В переводе с древнегреческого «история» – рассказ о прошедшем, об узнанном. Существует множество определений понятия «история». Самыми распространенными являются следующие: 1) история


Познание прошлого возможно лишь на основе всестороннего изучения исторических источников. Исторический источник – это свидетельство прошлого, попавшее в сферу внимания исследовател

Методы и принципы исторического исследования
Обобщить исторические факты и сложить из них целостную картину прошлого позволяет методология исторической науки.Методология – это учение о способах исследования исторических факто

Функции истории
Что же дает изучение истории?История выполняет в обществе самые разнообразные функции. Познавательная функция заключается в том, что изучение прошлого позволяет открывать

Отечественной историографии
2.1 Развитие исторической мысли России с древнейших времен до конца XVII в. 2.2 Зарождение исторической науки и развитие отечественной историографии в XVIII-XIX вв.

Развитие исторической мысли России с древнейших времен до конца XVII в
До появления письменности у восточных славян сведения о прошлом передавались устно, как правило, в форме былин – устных эпических сказаний. Былины являются первым источником о прош

Зарождение исторической науки и развитие отечественной историографии в XVIII-XIX вв
История как наука зародилась в России в начале XVIII в., что связано с деятельностью Петра I. К концу правления Петра I в Санкт-Петербурге была организована Академия наук, в рамках которой с 1725 г

Особенности историографии советского периода
После Октябрьской революции 1917 г. в исторической науке нашей страны утверждается господство марксистского направления (формационного подхода).Многообразие в подходах к историческ

Современная отечественная историография
После распада СССР в 1991 г. диктат партии был снят, произошел отказ от марксистского направления как основного подхода к изучению истории. Историки получили свободу творчества. На этом фоне с одно

Место и роль России в истории человечества
Все страны и народы мира являются неповторимыми, уникальными. Особенности каждой цивилизации позволили внести свой вклад в развитие человечества. Финикийцы дали письменность, китайцы изобрели порох

Особенности российской истории и менталитета
Историческое развитие России также уникально. Оно обусловлено теми же факторами, что привели к складыванию особенностей российской цивилизации. Особенностями российской истории ста

Восточные славяне в древности
Расселение. Вопрос об этногенезе (т.е. происхождении и развитии) восточных славян является дискуссионным, так как под своим именем «славяне» появляются в источниках лишь в VI в. н.

Образование восточнославянского государства. Норманнская и антинорманнская теории
Образование государства у восточных славян явилось результатом их длительного развития. Процесс создания государства был ускорен сильной внешней опасностью, исходившей от северных и восточных сосед

Основные категории населения Киевской Руси
Экономическую и социальную основу общества в Киевской Руси состав­ляла земледельческая община – вервь (мир). Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государс

Принятие христианства
С подчинением всех восточнославянских племен сложилась территория единого государства. В идеологической сфере прежние языческие культы стали не пригодны, поскольку носили местный характер. В 980 г.

Период раздробленности (xii-xv вв.)
5.1 Начало раздробленности. 5.2 Причины раздробленности. 5.3 Основные тенденции развития древнерусских княжеств в XII – первой трети XIII вв. 5.4 Монголо-

Начало раздробленности
Образовавшаяся к концу Х в. Киевская Русь была обширным, но нестабильным государством. Незадолго до своей смерти Ярослав Мудрый разделил земли между тремя своими старшими сыновьями (Изяслав, Святос

Причины раздробленности
Раздробленность Руси была вызвана следующими причинами: 1) Экономический рост отдельных городов и княжеств. В рамках единого государства сложились самостоятельные хозяйственные районы, выр

Монголо-татарское нашествие (1237-1241)
Ослабление Руси в период раздробленности обернулось для нее завоеванием со стороны монголов. Традиционно в историографии завоевателей принято называть монголо-татарами, хотя современные татары к ни

Проблемы взаимовлияния Руси и Золотой Орды
После завоевания монголами русских земель почти на 240 лет (до 1480 г.) установилось монголо-татар­ское иго – политическая и экономическая зависимость Руси от Золотой Орды. Политич

Московская русь (xvi-xvii вв.)
6.1 Причины возвышения Москвы. 6.2 Объединение русских земель вокруг Москвы. 6.3 Органы власти и управления в Московском государстве. 6.4 Основные категории населения Мос

Причины возвышения Москвы
Москва была основана в 1147 г. и долгое время входила в состав других княжеств. Зимой 1237-1238 гг. Москва, как и многие другие русские города, была разорена монголо-татарами. В 1276 г. Москва стал

Объединение русских земель вокруг Москвы
Объединение русских земель вокруг Москвы происходило в несколько этапов. На каждом этапе происходило расширение территории Московского княжества, но были и качественные отличия: 1) 1276-13

Органы власти и управления в Московском государстве
Главой государства являлся Великий князь Московский (с 1547 г. – царь). В его компетенцию входило издание распоряжений законодательного характера, право назначения на высшие государственные должнос

Основные категории населения Московского государства
Социальный строй в Московском государстве можно охарактеризовать как военно-служилый. Его особенностью было то, что все категории населения, даже привилегированные, были обязаны служить в пользу го

Правление Ивана IV Грозного
Иван IV Васильевич (1533-1584) вступил на престол в 3-х летнем возрасте после смерти своего отца Василия III. Фактически государством управляла его мать Елена Глинская, но и она умерла, предположит

Смутное время
Смутное время (Смута) (1598-1613) – это период глубокого социально-экономического, политического и духовного кризиса в России. Смутой стал междинастический период: в 1598 г. умирае

Россия в XVII в. после Смуты
Новые явления в экономике. Восстановительный процесс после Смуты занял примерно три десятилетия. Генеральной линий русской истории явилось дальнейшее укрепление крепостнических пор

Российская империя в XVIII в
7.1 Реформы Петра I. 7.2 Дворцовые перевороты второй четверти XVIII в. 7.3 Просвещенный абсолютизм Екатерины II. 7.4 Правление Павла I.

Реформы Петра I (1682-1725)
После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. к власти пришел его старший сын, болезненный 14-летний Федор (1676-1682). Фактически правили государством его родственники Милославские и сестра Софья. По

Дворцовые перевороты второй четверти XVIII в
Период 1725-1762 гг., т.е. со смерти Петра I и до воцарения Екатерины II, получил название «дворцовые перевороты».За 37 лет на троне побывало шесть правителей, и четверо из них при

Просвещенный абсолютизм Екатерины II
Правление Екатерины II принято называть «просвещенным абсолютизмом», поскольку она использовала идеи европейского Просвещения: ограничение абсолютизма законами, борьба с влиянием церкви, предоставл

Правление Павла I
Павел I (1796-1801) вступил на престол после смерти матери в возрасте 42 лет уже сложившимся человеком. При жизни Екатерины II он жил фактически под домашним арестом в Гатчине. Став императором, Па

Российская империя в первой половине xix в
8.1 Выбор пути исторического развития России в начале XIX в. при Александре I. 8.2 Движение декабристов. 8.3 Консервативная модернизация при Николае I. 8.

Движение декабристов
Декабристы – участники тайных обществ, организовавших 14 декабря 1825 г. (отсюда – декабристы) вооруженное выступление против самодержавия. По составу движение декабристов было дворянским, причем с

Консервативная модернизация при Николае I
Правление Николая I (1825-1855) называют «апогеем самодержавия», поскольку стало периодом наивысшего упрочения военно-бюрократической формы российского абсолютизма. Еще его называют «консервативной

Русская культура в первой половине XIX в
XIX в. – время небывалого расцвета литературы, живописи, музыки, науки, философии. Во всех сферах духовной культуры Россия выдвинула гениев, внесла огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. Н

Российская империя во второй половине xix в
9.1 Отмена крепостного права и ее последствия. 9.2 Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в. 9.3 Движение народников. 9.4 Контрреформы Александра III.

Отмена крепостного права и ее последствия
Причины отмены крепостного права: 1) недовольство крепостных крестьян своим положением. Участившиеся крестьянские восстания грозили перерасти в революцию. Вступивший на престол после Никол

Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в
Отмена крепостного права потребовала приведения общественного устройства в соответствие с новыми реалиями. В 1864 г. была проведена земская реформа. Создавались земства – вс

Движение народников
Буржуазные реформы предоставили обществу определенную свободу и вызвали небывалый подъем общественной активности. Реформы породили новую социальную группу – разночинцев (выходцы из

Контрреформы Александра III
После убийства Александра II на престол взошел его сын Александр III (1881-1894). Его правление называют «контрреформами», поскольку многие преобразования 1860-1870-х гг. были пересмотрены. Это был

Особенности развития капитализма в промышленности во II половине XIX в. Реформы С.Ю. Витте
Отмена крепостного права способствовала быстрому развитию капитализма в промышленности России, поскольку появилась свободная рабочая сила. Капитализм – общественно-экономический ст

Развитие капитализма в сельском хозяйстве во II половине XIX в
Отмена крепостного права стимулировала развитие капитализма и в сельском хозяйстве, но в отличие от промышленности, капиталистический уклад в деревне не стал господствующим. Помещичьи хозя

Внешняя политика России во второй половине XIX в
Главной задачей внешней политики второй половины XIX века являлась отмена ограничительных статей Парижского мирного договора 1856 г. и, прежде всего, получение права на воссоздание Черноморс

Русская культура во второй половине XIX в
Во второй половине XIX в. продолжился «золотой век» русской культуры. Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. Произвели открытия П.Н. Яблочков (дуговая лампа), А.Н. Лодыгин (лампа нак

Россия в начале хх в
10.1 Первая российская революция 1905-1907 гг. 10.2 Столыпинская аграрная реформа. 10.3 Политические партии начала XX в. 10.4 Первый опыт российского парламентаризма: дея

Первая российская революция 1905-1907 гг
Революция – глубокий качественный переворот во всех сферах общественной жизни. Первая российская революция длилась с 9 января 1905 г. по 3 июня 1907 г. Ее причинамистали:

Столыпинская аграрная реформа
Аграрная реформа началась в 1906 г. по инициативе П.А. Столыпина, председателя Совета министров. Главная цель реформы заключалась в разрушении общины и превращении крестьян в собственников земли. П

Политические партии России начала XX в
Политическая партия – группа единомышленников, стремящаяся реализовать свои взгляды путем завоевания власти. Первые партии в России стали возникать на рубеже XIX-ХX вв. (эсеры, социал-демократы), н

Россия в годы Первой мировой войны
Причинами войны стали противоречия между ведущими европейскими странами, которые боролись за передел мира. Участники. В войне участвовали два блока:

Февральская революция 1917 г
Причины: 1) Системный социально-экономический кризис. Война до предела ухудшила состояние экономики России. В армию было мобилизовано более 25% взрослого мужского населения страны,

Россия от Февраля к Октябрю
Двоевластие. После победы Февральской революции, с начала марта и до начала июля 1917 г., в стране действовало двоевластие, т.е. одновременно существовали два центра власти: Времен

Октябрьская революция 1917 г
Причинами революции стали: 1) общенациональный системный кризис; 2) неспособность Временного правительства его решить; 3) действия большевиков по захвату власти в стране. В сентябре 1917 г

Формирование и сущность советского строя
11.1 Первые преобразования советской власти (осень 1917 г. – весна 1918 г.). 11.2 Гражданская война (1918-1920 гг.) и интервенция. Политика «военного коммунизма». 11.3 Новая эконо

Новая экономическая политика (НЭП)
К началу 1921 г. Красная Армия установила полный контроль над значительной частью территории бывшей Российской империи, за исключением Финляндии, Польши, Прибалтики, Бессарабии. Но внутреннее полож

Образование СССР
Нерешенный национальный вопрос был одной из причин падения монархии в России. После Февральской революции 1917 г. Временное правительство также не стало решать национальные проблемы в стране. Более

Индустриализация и коллективизация
Индустриализация. В 1925-1926 гг. в основном завершилось восстановление народного хозяйства. Тем не менее, СССР оставался отсталой в технико-экономическом отношении аграрно-индустр

Формирование тоталитарного государства в СССР и культа личности Сталина
Внутрипартийная борьба в 1920-е гг. и установление единоличной власти Сталина. Большевистская партия была централизованной организацией, но и в ней существовали различные мнения от

Культурные преобразования в 1920-1930-е гг
Придя к власти, большевики провели преобразования и в культуре. Они были направлены на превращение существовавшей дореволюционной культуры в социалистическую. Молодая советская власть стремилась сд

Внешняя политика в 1920-1930-е гг
Окончание гражданской войны и иностранной интервенции зафиксировали новое состояние международных отношений. Важным фактором стало существование советского государства как принципиально новой, соци

СССР накануне Великой Отечественной войны
В предвоенные годы сталинское руководство предпринимало максимум усилий, чтобы подготовить страну к предстоящей войне. Во внешней политике СССР стремился как можно сильнее

Советско-германский фронт в годы Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 г. с нападения войск Германии и ее союзников (Финляндия, Венгрия, Румыния, Италия и др.) на СССР и длилась до 9 мая 1945 г. Ее продолжительность со

Советский тыл в годы войны
Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз вызвало мощный патриотический подъем всего населения страны. Выдвинутый лозунг «Все для фронта, все для победы!» стал основополагающим. Советские г

Народная борьба на оккупированной территории
С первых дней войны на территории, занятой врагом, началось сопротивление оккупантам. Оно было вызвано глубоким патриотизмом и чувством национального самосознания. Массовые репрессии и уничтожение

Внешняя политика СССР в 1941-1945 гг
С первых месяцев Великой Отечественной войны начала активно складываться антигитлеровская коалиция во главе с СССР, Великобританией и США. Во время войны общая опасность объединила различные общест

Итоги войны
Главным итогом Великой Отечественной войны была ликвидация смертельной опасности, угрозы порабощения и геноцида русского и других народов СССР. Главной причиной победы ста

Послевоенное развитие СССР (1945-1953 гг.)
Начало «холодной войны».Окончание Второй мировой войны зафиксировало новую геополитическую реальность. На мировой арене возникли две сверхдержавы – США и СССР. США смогли усилиться

Реформы Н.С. Хрущева (1953-1964 гг.)
Изменения в высшем руководстве страны. После смерти И.В. Сталина (5 марта 1953 г.) наступил короткий период «коллективного руководства». Председателем Совета Министров СССР стал Г.

Правление Л.И. Брежнева (1964-1982 гг.)
После смещения Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев (с 1966 г. – генеральный секретарь, с 1977 г. – одновременно и Председатель Президиума Верховного Совета СССР). Пост Председателя

Перестройка 1985-1991 гг
В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал 54-летний М.С. Горбачев. Избрание относительно молодого, энергичного лидера отражало стремление общества и политической эли­ты к давно назревшим

Внутриполитическое развитие России в 1990-е гг
Становление государственности.Первоначальное становление новой российской государственности происходило в рамках СССР. Весной 1990 г. сроком на 5 лет избирается Съезд народных депу

Социально-экономическое развитие России в 1990-е гг
«Шоковая терапия». В конце 1991 г. Россия была вынуждена приступить к экономическим преобразованиям. Этому процессу способствовали объективные условия, в которых оказалась страна:

Внешняя политика России в 1990-е гг
После распада СССР Россия стала правопреемницей СССР, за ней было закреплено принадлежавшее СССР место в Совете Безопасности ООН. К началу 1992 г. Россия была признана со стороны 131 государства ми

Внутриполитическое развитие России в 2000-е гг
26 марта 2000 г. Президентом РФ был избран В.В. Путин. В 2004 г. он был переизбран на второй срок. Председателем Правительства РФ стал М.М. Касьянов (2000-2004). В мае 2000 г. В.В. Путин н

Социально-экономическое развитие России в 2000-е гг
Благодаря благоприятной рыночной конъюнктуре и действиям правительства темпы экономического развития России в 2000-е гг. составили в среднем 7%. Это позволило выплатить значительную долю государств

Внешняя политика России в 2000-е гг
Внешняя политика РФ в 2000-е гг. определялась необходимостью сдерживания натиска на экономические и политические интересы страны в условиях нехватки ресурсов, морального и фактического старения вое

События
Призвание Рюрика в Новгород Объединение Новгорода и Киева под властью Олега 882-912 Княжение

Каждое поколение историков переписывает "свою историю". Это суждение высказывается сравнительно часто. При этом одни считают, что "переписывание истории" каждым новым поколением свидетельствует о конъюнктуре в исторической науке. Другие считают, что "переписывание истории" диктуется объективными потребностями развития исторических знаний. В этой связи отметим, что ныне в исторической науке существует в основном два подхода в изучении истории: формационный и цивилизационный подходы, которые обеспечивают различные пути к постижению и осмыслению истории.

Формационный подход преобладал в условиях господства в советской исторической науке марксизма-ленинизма. Он исходил из философской категории "общественно-экономическая формация" - исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии. Эта категория занимает центральное место в историческом материализме, являющемся составной частью марксистско-ленинской философии. Она характеризуется, во-первых, историзмом; во-вторых, тем, что охватывает каждое общество в его целостности. Выработка этой категории К. Марксом и Ф. Энгельсом дала возможность поставить на место абстрактных рассуждений об обществе вообще, характерных для предшествовавших философов и экономистов, конкретный анализ различных типов общества, развитие которых подчиняется присущим им специфическим законам. Каждая формация представляет собой особый социальный организм, отличающийся от других не менее глубоко, чем отличаются друг от друга различные биологические виды. На основе обобщения истории развития человечества марксизм-ленинизм выделил следующие основные общественно-экономические формации, образующие ступени исторического прогресса: первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.

В настоящее время формационный подход использует меньшая часть историков. Большая часть историков предпочитает цивилизационный подход, название которого идет от понятия «цивилизация». Это понятие появилось в XVIII в. в тесной связи с понятием «культура». Французские философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В XIX в. понятие «цивилизация» употреблялось как характеристика капитализма в целом, однако представление о «цивилизаций» не было господствующим. Так, русский ученый и публицист Н. Я. Данилевский (1822 -1885), социологические взгляды которого примыкали к теориям и идеям исторического круговорота, высказал идею обособленных, локальных "культурно-исторических типов", взаимоотношения которых находятся в непрерывной борьбе друг с другом. Он выделил четыре разряда их исторического проявления: религиозный, культурный, политический и социально-экономический. По Н. Я. Данилевскому, ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, которых он насчитывал десять, целиком или частично исчерпавших возможности своего развития. При этом качественно новым, перспективным с точки зрения истории типом Н. Я. Данилевский считал "славянский тип", наиболее полно выраженный в русском народе.

Идеи Н. Я. Данилевского в значительной мере предвосхитили историко-философские воззрения немецкого ученого-философа О. Шпенглера (1880–1936). В концепции О. Шпенглера «цивилизация» - это определенная заключительная стадия развития любой культуры; ее основные признаки: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие «массы». Шпенглер считал, что единой общечеловеческой культуры не только нет, но и быть не может. Он насчитывал восемь культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, «аполлоновскую» (греко-римскую), «магическую» (византийско-арабскую), «фаустовскую» (западноевропейскую) и культуру майя; ожидал появления русско-сибирской культуры.

Под влиянием О. Шпенглера английский ученый-историк и социолог А. Д. Тойнби (1889–1975) стремился переосмыслить все общественно-историческое развитие человечества в духе теории круговорота локальных цивилизаций. Он считал, что всемирная история представляет собой лишь совокупность историй отдельных своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций. В начале своего исследования А. Д. Тойнби насчитывал 21 цивилизацию, затем сократил их до 13, не считая второстепенных, побочных и окончательно не развитых.

Однако, независимо от подходов к изучению истории России, ее объективное познание обеспечивается научной методологией (от греческого methodos - путь исследования, подход к познанию и logos - учение). В современной литературе приводятся различные определения методологии вообще и методологии исторической науки в частности. На их основании можно сформулировать такую краткую и обобщенную дефиницию: методология истории России - это система научных принципов и методов исторического исследования, основывающаяся на диалектико-материалистической теории исторического познания.

Что же мы понимаем под принципами и методами исторической науки, исторического исследования?

Представляется, что принципы - это главные, основополагающие положения науки. Они исходят из изучения объективных законов истории, являются результатом этого изучения и в этом смысле отвечают закономерностям. Однако между закономерностями и принципами есть существенное различие: закономерности действуют объективно, а принципы - категория логическая, они существуют не в природе, а в сознании людей. Метод же - это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления - исторические факты, способ извлечения из фактов новых знаний.

  • 1. Предмет исторической науки. Методологические подходы к изучению истории.
  • 2. Видные представители отечественной исторической науки.
  • 3. Исторический источник: понятие, классификация.

Учебники

Боханов А.М., Горинов М.М., Дмитренко в.П. История России с древнейших времен до конца XVII века / под ред. А.Н. Сахарова. М.: ACT, 2001.

История России с древнейших времен до конца XVII века / под ред. А.Н. Сахарова, А.П. Новосельцева. М., 1996. 351 с.

История России с древнейших времен до 1861 года: Учебник для вузов / под ред. Н.И. Павленко. 2-е изд., испр. М.: Высш. шк., 2003. 560 с.

История России с древнейших времен до наших дней / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М.: Проспект, 1999. 544 с.

Литература

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987. 438 с.

Коломийцев В.Ф. Методология истории (От источника к исследованию). М.: РОССПЭН, 2001. 191 с.

Методология истории: Учебное пособие для студентов вузов / под ред. А.Н. Алпеева и др. Минск: НТООО "Тетра Системе", 1996. 240 с.

Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М.: Высш. школа, 1989. 174 с.

Теоретические проблемы исторических исследований. М.: Изд-во МГУ, 1998. Вып. 1. 200 с.

Предмет исторической науки. Методологические подходы к изучению истории

История человечества - это непрерывный процесс смены поколений, обществ, цивилизаций. История - одна из самых древних наук, это социальная память людей. История изучает процесс развития человечества. История изучается на основании фактов, зафиксированных в различных источниках. История - постоянно развивающаяся наука, так как подвижна источниковая база (находки или публикации документов, появление мемуаров и т.д.), и оценка событий может меняться с изменением ситуации в стране и общем уровнем исторических знаний. Суждения историка ближе к истине, если он переработал максимально возможное число источников. Но избыточная информация перегружает проблемы. Надо стремиться к тому, чтобы объем фактов был достаточен для раскрытия темы.

История - не экспериментальная дисциплина, у нее нет точных лабораторных методов исследования, нельзя воссоздать ситуацию и сделать абсолютно точное заключение. Сбор фактов, их анализ и синтез, обобщение - это компоненты метода исторического исследования. Научное исследование всегда начинается с постановки проблемы и ее ограничения. Тема определяет направление исследования и методологию работы. Не должна быть избитой и подкреплена источниками. Актуальность определяется тем как тема способствует лучшему пониманию современного общества и человека. Необходим отбор источников - все изучить невозможно. Нельзя отождествлять источник и факт. Историк изучает не сам факт, а его "остатки", "отпечатки", свидетельства очевидцев, а степень их полноты и достоверности еще предстоит выяснить.

Исторический факт-это сведения, почерпнутые из достоверного источника и подвергшиеся истолкованию, выяснению причинно-следственных связей. Нельзя обобщить все факты, касающиеся темы исследования. Этапы работы историка: 1) отбор фактов; 2) показ фактов и событий в развитии.

История многоотраслевая дисциплина, она тесно связана с другими общественными науками - философией, социологией, политологией, экономикой, культурологией, правоведением, этнологией, археологией и демографией.

Греки первыми перешли от мифологического восприятия мира к рационально-логическому. В V в. до н.э. Геродот (480-425 гг. до н.э.) написал свою "Историю" в 9 книгах, а Фукидид (471-401 до н.э.) - "Историю Пелопонесской войны". Долгое время наиболее достоверной считалась история, написанная участниками или современниками событий. В то же время для Геродота история была больше исследованием мировой культуры, а для Фукидида - деятельность политиков.

Публий Корнелий Тацит (58-117 гг.) написал труды "История" и "Анналы". Его девиз: "без гнева и пристрастия" (главный интерес - установления истины). Он блестяще показал образы императоров - прогрессивные деятели, но одновременно и жестокие тираны.

В средние века возникли летописи - первый опыт хронологического фиксирования событий. В это время ход истории объяснялся "божественным провидением" (монастырские библиотеки, переписчики книг, школы).

Только в эпоху Возрождения появляется первая критика источников. С XVI в. история - не просто разновидность литературы и философии, а самостоятельная научная дисциплина. В XVII в. возникла философия рационализма: Френсис Бэкон (1561-1626) "Новый Органон" - в этой работе в качестве основы научного знания поставлен опыт, данные практики. Впервые в науке он разработал индуктивный метод: переход от единичного к общему, к выводам.

Бенедикт (Барух) Спиноза писал: "Не смеяться, не плакать и не ненавидеть, но понимать". Он считал, что знания, полученные из опыта, являются недостаточными, а необходимое и достоверное знание дает только разум.

Просвещение XVIII в. было отмечено развитием всех отраслей науки. Идет работа над собиранием и систематизацией источников, проверяется хронология, расшифровываются древние надписи. Однако просветители опирались в основном на литературные источники. Итальянский мыслитель Джамбаттиста Вико (1668 - 1744) создал труд "Основания новой науки об общей природе наций", в котором пришел к заключению о том что все народы проходят одинаковые фазы развития. "Век богов" - образование государства, религии, письменности, права, "век героев" - господство аристократии, "человеческий век" - "гуманная" монархия и республика, расцвет городов, господство разума. Каждая фаза проходит восхождение и упадок, но каждый новый цикл начинается с более высокого уровня, чем предыдущий.

Вольтер заложил основы изучения истории культуры ("Век Людовика XIV" и "Опыт о нравах и духе народов"). Он отступил от хронологического изложения материала и расположил его в систематизированном порядке (внешняя политика, финансы, религия, искусство и т.д). Вольтер считал, что история должна изучать достижения человеческого ума и морали.

Монтескье выделял три фактора в истории: 1) форма правления; 2) физические факторы - климат и географическая среда; 3) социальные факторы - торговля, денежная система, численность населения, религия.

Иммануил Кант считал, что история относится к миру этики и не может претендовать на объективность.

Методология истории как часть общей методологии науки начала складываться в первой половине XIX в. Материалистическая интерпретация истории Карла Маркса и Фридриха Энгельса внесла представление об общественно-экономических формациях, об экономическом базисе и политико-идеологической надстройке, о классовой борьбе. Главная мысль о том, что общественное сознание отражает общественное бытие.

В XIX в. развитие получила философия позитивизма О. Конта. Историки-позитивисты подняли значение фактографии, анализа и критики источников. Позитивисты стремились построить методологию истории по образцу естественных наук. В качестве самостоятельной дисциплины стало развиваться источниковедение. Оно ввело в практику ист. исследования определение подлинности источника ("внешняя" или текстологическая критика), выяснение достоверности содержащихся в источнике сведений ("внутренняя" критика) и сопоставление источников для подтверждения достоверности их сведений. Повествовательная история, близкая к художественной литературе, стала превращаться в научную историю. Под влиянием позитивистов сложился культ письменного источника как единственно достоверной исторической базы. К теоретическим построениям позитивисты относились скептически. Но это ограничивало область рассуждений и теоретических выводов исследователей.

На рубеже XIX-XX вв. О. Шпенглер в работе "Закат Европы" написал, что история распадается на замкнутые, неповторимые циклические культуры, которые переживают периоды возникновения, расцвета и умирания.

Марксистская историография предложила формационный подход.

Английский историк и социолог А. Тойнби предложил цивилизационный подход. Он выделил пять ныне существующих цивилизаций и 20 с момента зарождения цивилизаций (Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М.-СПб., 1996). Сходно с Д. Вико. Согласно А. Тойнби, цивилизация проходит четыре стадии - рождение, рост, надлом и падение.

В XX в. история от описательности и эмпиризма переходит к их интерпретации. Расширилась тематика, разнообразные методы, чаще обращение к экономической и социальной истории. История уже не евроцентристская, а подлинно универсальная, включает все континенты. Глобализация сблизила народы планеты. Не отменяя традиционные методы исследования, Интернет стал инструментом накопления знаний. На смену "всемирных историй" приходят монографии, посвященные отдельным народам культурам, событиям. История обрела новые объекты исследования - изучение быта, культуры, нравов, развитие идей, науки и техники.

Современный этап в развитии отечественной историографии характеризуется переосмыслением ее основополагающих теоретико-методологических установок . В наибольшей степени отражает особенности познания любой научной проблемы принцип историзма (способность мыслить категориями места, времени и причинности). Этот принцип выступает не в абстрактно-теоретической форме, а в виде конкретных событий, в деятельности народов и отдельных личностей. К методологии истории относятся рекомендации источниковедения, а также изучение историографии по теме исследования, которая помогает определить направление нового поиска, побуждает присоединиться или опровергнуть концепцию. Историк изучает причины событий, конкретное стечение обстоятельств, послужившее их поводом, развертывание событий во времени и пространстве, завершение события, установление их значения и следствий. В современном научном познании возрастает роль тех методик, которые начинаются с чисто теоретической постановки проблемы. Теоретический замысел дает ориентиры (даже интуитивно) - что, как и для чего изучать.

Не менее важен для исследования методологический принцип объективности, который является обязательным условием научной состоятельности исследования. В то же время, как справедливо подчеркивал академик И.Д. Ковальченко, возможность приобретения истинных знаний "определяется субъективными факторами процесса познания, а именно - позицией исследователя". Наука допускает домысел, но не вымысел. Творческое воображение должно соответствовать всем требованиям научного подхода. Позитивисты только описывали факты без объяснений, а современный научный подход заключается в соединении описания с анализом.

Французская историческая школа "Анналов". Журнал "Анналы: история, социальные науки" выходил с 1946 г. (Л. Февр. Бои за историю. М.: Наука, 1991. 529 с.). С 1929 г. Люсьен Февр (1878-1956) и Марк Блок издавали "Анналы экономической и социальной истории". Данная школа предложила отказаться от "рассказывающей" истории в пользу истории-интерпретации, т.е. главную роль отводила исследователю. Для этой школы характерен повышенный интерес к материальной культуре. В то же время сторонники школы "Анналов" в меньшей степени учитывают идеологию и политику (они, как правило, не изучают XX в., а до начала Нового времени). Для отдельных работ это приемлемо, но не для всей исторической науки (в таком случае могут замалчиваться или трактоваться предвзято факты или целые периоды истории).

Методология исторического исследования может быть основана на синтезе подходов, что является необходимым в связи со сложностью и многогранностью объекта исследования и в то же время позволяет учитывать различные концепции - и проверенные временем, и предложенные вновь. С конца XIX до середины XX в. преобладала "гуманистическая история" с общим социально-экономическим уклоном. В настоящее время новые подходы к историческим исследованиям активно разрабатываются во многих странах. Подходы, предлагаемые "новой социальной историей", популярной с середины XX в., направлены на изучение изменений в масштабах широких социальных групп населения и на исследование социального поведения людей в разных аспектах на протяжении большой исторической эпохи. Для данного направления историографии характерно обращение к массовым источникам с целью выявления основных тенденций и закономерностей социальной динамики. Усилия ученых максимально конкретизировать прошлое находят поддержку в принципиальных установках новой культурной истории и "истории повседневности". Теория модернизации считает главным направлением исторического развития движение к более открытому и менее стратифицированному обществу.

Способы и методы исследования. Все методы являются универсальными и применяются в исторических, политических, философских и других исследованиях. Метод структурного анализа позволял выявлять общее и особенное. Количественные методы. Комплексный подход обеспечивает рассмотрение любого явления в динамике, в системе связей с другими явлениями.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ

Современная ситуация в исторической науке характеризуется переходными тенденциями. Отказ от старых догматических схем, введение новых документальных материалов в исторический оборот, применение новых (в том числе, математических) методов еще не позволили совершить решительный исследовательский прорыв. Но уже сейчас понятно, что произошедшие изменения и поиски современных парадигм исследования требуют синтетического соотнесения ранее отщепленных друг от друга подходов, превращения истории в подлинно гуманитарную науку, где живут и действуют живые люди с их нравами и характерами, а не какие-то безликие классы, социальные группы, элиты и страты.

Формационный подход

Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства. Способ производства - это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предмет труда, средство труда и человека. Производительные силы - это содержание способа производства, а производственные отношения - форма. С изменением содержания меняется и форма. Это происходит через революцию. И соответственно меняют друг друга различные социально - экономические формации. Согласно этим формациям выделяются стадии развития общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое.

Цивилизационный подход к изучению истории


В основе его заложена идея уникальности социальных явлений, своеобразия пути, пройденного отдельными народами. С этой точки зрения исторический процесс есть смена целого ряда цивилизаций, существовавших в разное время в разных регионах планеты и одновременно существующих в настоящее время. Сегодня известно более 100 вариантов толкования слова "цивилизация". С марксистско-ленинской, долгое время господствовавшей точки зрения - это этап исторического развития, следующий за дикостью, варварством. Сегодня исследователи склоняются к тому, что цивилизация - это качественная специфика (своеобразие духовной, материальной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. "Цивилизация - это совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своего члена в его противостоянии внешнему миру." (М.Барг)
Любая цивилизация характеризуется специфической общественно-производственной технологией и, в не меньшей степени, соответствующей ей культурой. Ей присущи определенная философия, общественно-значимые ценности, обобщенный образ мира, специфический образ жизни со своим особым жизненным принципом, основу которого составляет дух народа, его мораль, убежденность, обуславливающие определенное отношение к людям и к самим себе. Этот главный жизненный принцип объединяет людей в данной цивилизации, обеспечивает единство на длительный период истории.

Таким образом, цивилизационный подход дает ответы на многие вопросы. Вместе с элементами формационного учения (о развитии человечества по восходящей линии, учением о классовой борьбе, но не как о всеобъемлющей форме развития, о примате экономики над политикой) он позволяет выстроить целостную историческую картину.

История - явление многогранное и изучать её необходимо со всех сторон. При изучении истории полезно применять разнообразные подходы - формационный, цивилизационный, культурологический, социологический и другие. При преподавании в школе целесообразно остановиться на каком -то одном подходе. И в данный момент это, по всей видимости, это должен быть формационный подход, потому как он позволяет понять закономерности исторического развития.

Социологический подход

Сущность социологического подхода к исследованию культуры заключается, во-первых, в раскрытии социальных связей и закономерностей функционирования и развития культуры и, во-вторых, в выявлении ее социальных функций.

Культура в социологии рассматривается, прежде всего, как понятие коллективное. Это – общие для данного коллектива идеи, ценности и правила поведения. Именно с их помощью формируется коллективная солидарность – основа социетальности.

По концептуальной схеме систем социального действия Т. Парсонса, социетальный уровень культуры можно рассматривать как состоящий из следующих компонентов: системы производства и воспроизводства культурных образцов; системы социокультурной презентации (механизмов обмена лояльностями между членами коллектива); системы социокультурной регуляции (механизмов поддержания нормативного порядка и снятия напряжения между членами коллектива).

Проблемное поле социологического изучения культуры достаточно широко и разнообразно. Центральные темы социологического анализа - культура и социальная структура; культура и образ или стиль жизни; специализированная и обыденная культура; культура повседневной жизни и пр.

В социологии, как и в социальной или культурной антропологии, существуют и конкурируют друг с другом три взаимосвязанных аспекта изучения культуры – предметный, функциональный и институциональный.

Предметный подход делает акцент соответственно на изучении содержания культуры (системы ценностей, норм и значений или смыслов), функциональный – на выявлении способов удовлетворения человеческих потребностей или способов развития сущностных сил человека в процессе его сознательной деятельности, собственно институциональный – на исследовании «типических единиц» или устойчивых форм организации совместной деятельности людей.

В рамках предметного понимания при социологическом анализе культуру принято рассматривать как систему ценностей, норм и значений, господствующих в данном обществе или группе.

Одним из первых разработчиков предметного подхода в социологии можно считать П.А. Сорокина. Рассматривая структуру социокультурного взаимодействия, он выделяет культуру – «совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения».

Функциональный и институциональный анализ в социологии разрабатываются взаимосвязанно. На эту особенность антрополого-социологического познания культуры впервые обратил внимание Б. Малиновский.

Функциональный анализ – это такой анализ, «в котором мы пытаемся определить отношение между культурным отправлением и человеческой потребностью – базовой или производной… Ибо функция не может быть определена иначе, как удовлетворение потребности посредством деятельности, в которой человеческие существа сотрудничают, используют артефакты и потребляют продукты» - писал Б. Малиновский.

Второй, институциональный подход берет за основу понятие организации. Институт предполагает в свою очередь «соглашение по поводу некоторого множества традиционных ценностей, ради которых человеческие существа соединяются вместе».

Использование специфики обоих подходов (функционального и институционального) в исследовании культуры особенно ярко видно в определениях, предложенных Б. Малиновским.

Культура у него определяется в одном случае как «интегральное целое, состоящее из приспособлений и предметов потребления, из конституциональных установлений для различных социальных групп, из человеческих идей и ремесел, верований и обычаев».

В другом же случае она понимается не иначе как «интеграл, составленный из частично автономных, частично скоординированных институтов».

Социология ближе всего подошла к определению и раскрытию наиболее важных социальных функций культуры – консервации, трансляции и социализации.

1. Культура – тип социальной памяти общности – народа или этноса (функция консервации). Она включает в себя места хранения социальной информации (музеи, библиотеки, банки данных и т.д.), унаследованные схемы поведения.

Она есть особый социальный механизм, который позволяет воспроизводить эталоны поведения, проверенные опытом истории и соответствующие потребностям.

2. Культура – форма трансляции социального опыта (функция трансляции).

К такому пониманию склоняются многие западные и отечественные социологи. Они берут за основу понятия «социальное наследование», «научаемое поведение», «социальная адаптация», «комплекс образцов поведения» и др.

Такой подход реализуется, в частности, в структурных и исторических определениях культуры. Примеры: культура есть совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям (У. Самнер, А. Келлер); культура охватывает формы привычного поведения, общие для данной группы или общества (К. Янг); культура является программой социального наследования (Н. Дубинин).

Культурологический подход.

Главной категорией в данном подходе является категория культуры. Сторонники культурологического подхода делят развитие человечества не на формации или цивилизации, а на культуры. Шпенглер выделяет 8 культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, культура майя и пробуждающаяся русско-сибирская культура. Каждая культура подчинена жесткому биологическому ритму, который определяет основные фазы ее внутреннего развития: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и закат. Каждая культура имеет 2 основных этапа: восхождение культуры (собственно культура), нисхождение или цивилизация (культура умирает и переходит в цивилизацию). Современный анализ хода истории показывает, что не существует какого-либо единственно верного подхода к развитию человечества. Все они верны и дополняют друг друга. Эволюция общества заключается в стремлении и к единству и к многообразию. Движущие факторы истории. Уже Аристотель указывал, что человека побуждает к действию интерес. Гегель: "Интересы" двигают жизнью народов". Интерес существует объективно, независимо от того, осознан он или нет. Без учета всех интересов общество не смогло бы понять путей своего развития. Любой человек живет не сам по себе, он связан с другими людьми, поэтому он выступает как частица обществ, как субъект исторического процесса. Субъект исторического процесса - личность, действующая сознательно и ответственная за свои действия. Группа также может быть субъектом, если у нее имеются общие интересы, цели действия, если она представляет собой целостность, в таком случае она носит название социальный субъект. Основными социальными субъектами исторического процесса являются общественные классы. Борьба классов была движущей силой общественного развития на определенной его стадии. Роль социального субъекта могут играть также и такие исторические общности, как народности и нации, когда они обретают самосознание и сплачиваются во имя определенной цели, но нации всегда возглавляются классами, которые и в этом случае остаются основной движущей силой исторического процесса. В современном мире проблема субъекта исторического процесса приобретает новые смысловые грани. В наше время правомерно ставить вопрос о превращении всего человечества, в субъекта исторического процесса.

Литература:

1. Фокс М.Д., Холквист П., По М. Журнал “Критика” и новая, наднациональная историография России//НЛО.-2001.-№50 http://magazines.russ.ru/nlo/2001/50/devid.html

2. Гершенкрон А. Экономическая отсталость в экономической перспективе // Ab Imperio. – 2002. – № 4. – С. 15 – 42.

3. Князева Е.Н. Международный Московский синергетический форум: итоги и перспективы//Вопросы философии.-1996.-№11.-С.148-152; Князева Е.Н. Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике//Вопросы философии.- 1997.-№3.-С.62-79.

4. Кантор К.М. Дезинтеграционно-интеграционная спираль всемирной истории//Вопросы философии.-1997.-№3.-С.31-47; Пантин В.И. Ритмы общественного развития и переход к постмодерну//Вопросы философии.- 1998.-№7.-С.3-13; Полетаев А.В., Савельева И.М. Циклы Кондратьева и развитие капитализма (опыт междисциплинарного исследования).- М., 1993

5. Тартаковский М.С. Историософия. Мировая история как эксперимент и загадка.-М.: Прометей,1993.

6. Прошлое – крупным планом: современные исследования по микроистории.-СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге; Алтейя, 2003.-268с.

7. Семья, дом и узы родства в истории.- СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге; Алтейя, 2004.-285с.

8. Томсон П. Голос прошлого. Устная история/ Пер. с англ. М.: Издательство «Весь Мир», 2003.-368с.