Презентация на тему "лидер и его качества". Кто такой лидер? Цели: Расширить представление учащихся о таком явлении, как лидерство, помочь разобраться в различии понятий лидер Выявить основные

Цели: Расширить представление учащихся о таком явлении, как лидерство, помочь разобраться в различии понятий лидер Выявить основные психологические характеристики лидера; Воспитать положительное отношение к первенству; поощрить стремления учеников стать лидерами в какой-либо области деятельности; акцентировать внимания детей на положительных и отрицательных сторонах лидерства;




Родился 14 сентября1965 года в Ленинграде. Был единственным ребёнком в семье. Учительница Вера Смирнова вспоминала: «Он очень старался, всё время посвящал учёбе. Его редко можно было застать на улице с ребятами. Он походил на маленького старичка. Когда поступил в университет охарактеризовали его так: «Хороший, крепкий студент. Занимался спортом, тяжёлой атлетикой. Даже что-то выиграл для факультета. Но по основному курсу был таким же, как все. Старательный только очень».14 сентября1965 годаЛенинградесемьетяжёлой атлетикой Закончил юридический факультет Ленинградского государственного университета в 1987 году и аспирантуру ЛГУ в 1990 году. В студенческие годы увлекался фотографией, занимался тяжёлой атлетикой, выиграл в своей весовой категории соревнования в университете по тяжёлой атлетике.юридический факультетЛенинградского государственного университета1987 году1990 годутяжёлой атлетикой В годах, после ухода Б. Н. Ельцина заместитель руководителя администрации Президента Российской Федерации.Возглавлял предвыборный штаб В. В. Путина годахБ. Н. Ельцинаадминистрации Президента Российской Федерации 7 мая 2008 года вступил в должность Президента России.


Дата рождения: 8 января 1962 года Место рождения: д. Малые Торханы Чебоксарского района, Чувашская Республика В 1990 г. окончил Чувашский сельскохозяйственный институт по специальности «Агрономия», в 1997 г. – Московский университет потребительской кооперации по специальности «Юриспруденция». В 1998– 1999 гг. прошел профессиональную переподготовку в Волго-Вятской академии государственной службы по направлению «Государственное и муниципальное управление». Имеет ученую степень кандидата сельскохозяйственных наук. В декабре 1996 года назначен заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики, в июле 1999 года был избран главой самоуправления Чебоксарского района. В январе 2002 года стал первым заместителем Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики – министром сельского хозяйства Чувашской Республики, а с мая 2004 г. - заместителем Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики – министром сельского хозяйства Чувашской Республики. 28 июля 2010 г. по представлению Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Государственным Советом Чувашской Республики наделен полномочиями Президента Чувашской Республики. 29 августа 2010 г. вступил в должность Президента Чувашской Республики. вступил в должность Президента Чувашской Республики


Лидер- 1.Глава, руководитель политической партии, общественно- политической организации или вообще какой-нибудь группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-нибудь коллективе. 2.Спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в состязании. 3.Корабль, возглавляющий колонну, группу судов. Лидер- время возникновения – середина XIX в. От англ. Leader


Лидер – человек, обладающий какой-то властью в социальной группе, ведущий за собой людей, принимающий ответственность не только за себя, но и за отдельные неудачи ведомых им людей. Кроме того, он контролирует коллектив, направляет его. Лидер имеет поддержку масс, выражает общие идеи (и предлагает их), на него можно положиться в любой ситуации. Это человек, с которым хочется общаться, находящий единственно правильное решение проблемы, не ущемляя ничьих интересов. Это серьёзный,всегда находящийся в центре событий, уважаемый, авторитетный, популярный человек, либо человек которого боятся.






Треугольник Эта фигура символизирует лидерство, и те, у кого эта фигура на первом месте, имеют в своём характере какие-то черты лидера, а многие Треугольники ощущают в этом даже своё предназначение. Самая характерная особенность истинного треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Они - энергичные, сильные личности. Треугольники способны глубоко и быстро анализировать ситуации. Треугольники сосредотачиваются на главном, на сути проблемы. Треугольник – это очень уверенный в себе человек, который хочет быть первым во всём. Потребность быть правым и потребность управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Треугольники часто бывают категоричны, не признают возражений. К счастью (для них и окружающих), Треугольники быстро и успешно учатся (впитывают полезную информацию, как губка). Треугольники честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря – сделать карьеру. Из Треугольников получаются отличные менеджеры. Главное же их отрицательное качество- эгоизм, направленность на себя. Но, может быть, жизнь без них потеряла бы свою остроту.


Круг Если у вас на первом месте КРУГ, то вы заинтересованы прежде всего в хороших межличностных отношениях, потому что круг- это мифологический символ гармонии. Высшая ценность для Круга – люди. Круг - самая доброжелательная из всех форм. Он чаще всего служит тем клеем, который скрепляет коллектив и стабилизирует группу. Эти люди – лучшие слушатели, они обладают высокой чувствительностью, развитой способностью к сопереживанию. Круги болеют за свой коллектив и популярны в нём. Однако они, как правило, слабые руководители. Во- первых, круги направлены, скорее на людей, чем на дело. Пытаясь сохранить мир, они иногда избегают занимать твёрдую позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжкого, чем вступать в межличностный конфликт. Они любой ценой стремятся его избежать, иногда - в ущерб делу. Во- вторых, Круги вообще не отличаются решительностью. Часто не могут подать себя должным образом, треугольники, как правило, легко берут над ними верх. Однако круги не слишком беспокоятся, в чьих руках находится власть. В одном Круги проявляют завидную твёрдость - если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости. Переработка информации у Кругов осуществляется не в последовательном формате, а мозаично, с прорывами, с пропусками отдельных звеньев. Это не означает, что круги не в ладах с логикой. Можно сказать, что Круг - прирождённый психолог, однако он зачастую слабый организатор.


Квадрат Если вашей основной фигурой оказался КВАДРАТ, то вы – неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиться завершения работы,- вот основные качества истинных Квадратов. Выносливость и терпение обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутомимая потребность в информации. Все сведения, которыми они располагают, систематизированы и разложены по полочкам. Квадрат способен выдать нужную информацию моментально, поэтому заслуженно слывёт эрудитом в своей области. Эти люди скорее вычисляют результат, чем догадываются о нём. Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям, любят раз и навсегда заведённый порядок. Их идеал - распланированная, предсказуемая жизнь, и им не по душе изменение привычного хода событий. Такой человек постоянно упорядочивает, организует людей и вещи вокруг себя. Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать хорошими специалистами- техниками, отличными администраторами, но редко- хорошими менеджерами. Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность уточняющей информации для принятия решений лишает Квадрата оперативности. Аккуратность, соблюдение правил могут развиться до крайности. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами.


Зигзаг Те, у кого на первом месте расположен ЗИГЗАГ, люди творческие. Эта фигура самая уникальная из всех – она представлена в виде разомкнутой линии. Если вы твёрдо выбрали зигзаг в качестве основной формы, то вам, скоре всего, в большой степени присуща образность, интуитивность, мозаичность, интегративность. Строгая, последовательная дедукция- это не ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки от а до я, поэтому многим трудно понять этих людей. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство. Разрешают конфликт Зигзаги по-своему – заостряя на нём своё внимание и предлагая новую концепцию, в которой все вопросы снимаются Эти люди просто не могут трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. В труде им требуется независимость от других и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Тогда Зигзаг оживает и начинает выполнять своё основное назначение – генерировать новые идеи и методы работы. Зигзаги- идеалисты, отсюда берут начало такие их черты, как непрактичность, наивность. Зигзаг - самый возбудимый из всех фигур. Они несдержанны, очень чувствительны, что мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же они не сильны в проработке конкретных деталей и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее)


Все в твоих руках. Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом. Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет живая, я сомкну ладони и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее. Так все и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: Всё в твоих руках.


Вывод Лидером становятся, но к этому должна быть предрасположенность, а все задатки можно развить. Если ты стремишься быть лидером, стремишься, чтобы твоя жизнь, твоя деятельность была полезна – у тебя все получится! Главное - желание и не просто желание, а намерение, то есть к желанию нужно прибавить активные действия Не уступать никому, быть всегда впереди!

Уровень образования: основное общее образование

Целевая аудитория: учитель, учащиеся

Предмет: Обществознание

Класс: 7 класс

Республика (край, город поселение ): Калужская область, Дзержинский район, поселок Товарково

тип урока: Урок изучения новых знаний

Цели урока: Дать представление об основных понятиях урока, объяснить, какие качества необходимы лидеру, в чем заключается искусство общения, развивать способность к общению.

Задачи урока:

  • Объяснить кто такой Лидер, его качества и черты;
  • Развивать умение ориентироваться в разных жизненных ситуациях;

Краткое описание: Форма проведения урока дает в группе, применять современные образовательные технологии. Урок строится на основе принципа делового партнерства учителя с учащимися. На уроке учатся развивать способности анализировать, моделировать различные жизненные ситуации, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации. Урок содействует нравственному воспитанию учащихся, расширят их кругозор о самих себе и их месте в обществе, подводит к осознанию того, что они являются частью нашего общества.

ЗУНК: стимулировать учебно - познавательную активность учащихся, организовать их познавательную активность по овладению ЗУН, развитие мышления, творческих способностей и дарований, умение самостоятельной работы над изучаемым материалом, формирование навыков самоконтроля.

Необходимое оборудование : компьютер, экран, листочки для тренинга, костюмы для сценки, тесты, презентации: ”Выдающиеся люди” и “Директор школы “, учебник, тетради, письменные принадлежности.

Мотивация учащихся : Актуализация знаний учащихся о современных качествах лидера и его главной чертой – искусством общения, мотивация на их изучение.

Проверка и оценивание ЗУНКов : Продуктивные задания, выполнение творческого задания, самооценка ученика по принятым формам.

Рефлексия деятельности на уроке: Происходит актуализация имеющихся знаний по теме. С этой целью используются приемы мозгового штурма, групповой дискуссии, которые активизирует внимание всех учеников. Мультимедийная презентация дает возможность познакомиться с информацией, понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая свое понимание. Для того, чтобы было осмысленным и продуктивным, проводится тренинг. В конце урока учебник позволяет учащимся осмыслить все то, что они изучали на уроке в собственном контексте, выразить это своими словами.

Ход учебного занятия.

I ЭТАП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Цель: мотивировать на изучение темы урока.

Задачи: настроить на восприятие нового материала.

Длительность 5 минут.

Вводное слово.

Учитель:

Здравствуйте! Садитесь. В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого слова. Будь- то личная, профессиональная или социальная сфера. Не быть лидером это то же самое, что блуждать в огромном лесу без фонаря, компаса и карты. Лидерство это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. Мы можем достичь того уровня развития, которого поставили перед собой другие.

Даже между специалистами до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся».

Понятие

Лидер- это лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовольствие интересов данного общества или можно дать более короткое определение:

II ЭТАП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Цель: Сформировать качества необходимые лидеру, в чем заключается искусство общения.

  • Добиться усвоения учащимися основных понятий урока;
  • Объяснить кто такой Лидер,его качества и черты;
  • Научить приводить примеры различных качеств;
  • Развивать умение ориентироваться в разных жизненных ситуация
  • Продолжить развивать мышление учащихся в процессе изучения темы;
  • Выражать свое отношение, свою точку зрения;
  • Продолжить воспитание гражданственности.

Длительность 25 минут.

Тема нашего урока «Лидер и его качества». (Запись темы на доске.)

Так какими качествами должен обладать лидер (идет обсуждение). Показ презентации: «Выдающиеся люди». (Презентация 1)

Записываем (учитель на доске, дети в тетради) качества Лидера - гуманизм, честь, совесть, воля, скромность, мудрость, чувство юмора, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, умение нравиться людям, готовность брать на себя ответственность, цинизм,грубость, тунеядство, трусость…

Учитель :

Качеств очень много. Одни качества необходимы капитану футбольной команды, другие -руководителю, третьи- ученикам.

В вашем возрасте ярко выявляются индивидуальные особенности в восприятии, запоминании, обобщение знаний. Одни ученики быстрее воспринимают, точнее, обобщают, другие - лучше запоминают текст, третьи – уверенно работают с наглядным материалом.

Немаловажное значение имеют и физические качества. Однако быть выше всех, ещё не дает никакого права стать в группе лидером.

Секрет мастерства поможет раскрыть история. Давайте вспомним Цезаря, Наполеона, Сталина... Это личности мирового масштаба. В каждой группе есть свой лидер. В вашем классе есть командир. По каким чертам личности вы выбирали? Вы знаете директора нашей школы - Сафонову Надежду Александровну. Она тоже является лидером. Показ презентации «Директор Сафонова Надежда Александровна» (Презентация 2 ). Какие черты необходимы человеку, чтобы умело управлять?

Пихолог Р. Столдилл выделил 5 черт лидера (записывают в тетради):

  • Ум, интеллект
  • Господство или преобладание над другими
  • Уверенность в себе
  • Активность
  • Знание дела

C ценка : Мы часто встречаем разные качества лидер: плохие или хорошие. Самые первые и любимые произведения – это сказки. Благодаря им мы начали думать, сравнивать, отличать хорошее от плохого. Давайте сейчас вернемся в детство и посмотрим отрывок из сказки «Буратино ». Постараемся определить кто здесь лидер (просмотр сценки)

Почему вы выбрали?

По каким признакам?(учащиеся пытаются сформулировать ответ на поставленный ответ).

Учитель : Каждый человек отличается от других: по характеру, темпераменту, привычкам… Давайте сейчас проведем небольшой тренинг. Каждый из вас получит листочек. Вам нужно написать две фамилии с кем бы хотели сидеть за одной партой. Работу можно не подписывать. Сейчас 2 ученика помогут мне выбрать две фамилии, которые чаще других встречаются (пока идет подсчет остальные делают физ. минутк у). Давайте послушаем, что получилось у ребят (ученики выбрали двух одноклассников Ромадина И. и Федоткина А.)Это и есть лидеры в вашем классе. По каким качествам был сделан выбор? (мудрее, сильнее, с ними интересно, они всегда что-то придумывают). Но лидеры бывают не только положительными. Например, Силаев В. Он тоже лидер. Но никто из ребят его не выбрал. Почему? (идет обсуждение).

Что мешает быть лидером:

  • низкая самооценка
  • склонность к обману
  • внутренние картины в сознании, удерживающие нас на месте
  • нежелание простить
  • недостаточное использование своего воображения
  • пренебрежение к своему творческому потенциалу
  • потребность всегда быть правым
  • отсутствие ясных целей
  • неспособность примириться со своими страхами

Что бы избежать мы должны знать 3 вещи (запись в тетрадях)

Необходимо:

  1. Иметь четкую цель или следует знать, чего мы хотим
  2. Как достичь этого
  3. Какие ресурсы для этого требуются

Лидера выбирают не только в малых группах,но и в государстве. 4 декабря состоятся выборы в Государственную Думу. Взрослые будут выбирать лидера, в данном случае Партию. Можно услышать такое мнение, что зачем ходить, все уже решено. Это ошибка. Если мы хотим выбрать положительного лидера, которого мы уважаем, надо обязательно идти и проголосовать.Вы скоро будете совершеннолетними и тоже будете участвовать в выборах.

III этап учебного занятия: заключительный. Подведение итогов.

Цель: Создать ситуацию для проявления эмоционально- личностного отношения обучающихся к изучаемой теме.

Задачи : Подвести итоги, закрепить усвоенные знания, выставить оценки. Поставить задачи на следующий урок.

Длительность 15 минут.

Работа с книгой. Согласно С. Норткоту Паркинсону, существует 6 основных элементов лидерства. Откройте п.9 с. 66 и найдите и выпишите их. Зачитайте, что вы написали.

Учитель: Во все времена обязательной чертой Лидеров было искусство общения. Ораторы выделялись манерой держаться,стилем речи. Хороший оратор обладал чувством такта (например Перикл). Еще одно правило. Не старайтесь поразить учителя умными словами и выражениями из учебника. Соберите свою информацию и изложите ее так, чтобы все поняли. Лидер должен уметь слушать. Слушать и слышать это разные вещи.

Рефлексия.

Тест: « Какой вы Человек» (Приложение 1).

Итог. Лидера сразу видно, определить несложно. Лидера не назначают, он выдвигается сам благодаря своим личным качествам. Лидеры бывают плохие и хорошие. Надо думать за кем ты пошел. Время бежит незаметно. Скоро Вы станете взрослыми и сами будите выбирать политику правительства. Каким будет будущее Вам решать.(выставление оценок).

Использованные источники и литература:

  1. Книга для учителя. Поурочные планы, А.И.Кравченко. Е.А.Певцова: Учитель, 2011.
  2. Белашов С.И. О лидерах.2007.
  3. Макаренко А.С. Воспитание характера в школе. М. 1958.
  4. Карнеги Д. Как завоевать друзей. М.1990.
  5. учебник Обществознание 7 класс.А.И.Кравченко.Е.А.Певцова.2010.

Обоснование , почему данную тему оптимально изучат с использованием медиа-, мультмедиа: С помощью мультмедиа обеспечивается принцип наглядности обучения. Данное средство формирует более полные представления по теме урока, позволяет оптимизировать объем информации и содержание изучаемой темы, четкое сопоставление «лидер» и «общество». Также учащиеся могут самостоятельно изучать материал, предоставленный в презентации, усиливается мотивация на изучение предмета.

Как выявить лидера в классном коллективе? Какими качествами должен обладать лидер? Как развивать лидерские качества в подростковом возрасте? На эти вопросы вам поможет дать ответы презентация «Лидер и лидерство», которая может быть использована для проведения занятия с элементами тренинга с подростками.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Школа Лидеров Галёнковской СОШ Лидер и лидерство Педагог-психолог МОБУ «Галёнковская средняя общеобразовательная школа» Басос Людмила Александровна

Законы Школы Лидера Закон «Ноль-ноль». Всё начинаем вовремя. Закон поднятой руки. Необходимо выслушать человека, поднявшего руку. Закон дела. Если надо, значит надо! Если делаем, то на совесть! Закон уважения. Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других! Закон дружбы. Сам не погибай, но товарища выручай! Закон слова. Дал слово – сдержи! Закон добра. Будь добр к ближнему и добро вернется к тебе! Закон чести. Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве.

Разминка

знакомство Упражнение « Тренинговое имя» Оформление бейджика Ваша задача состоит в том, чтобы выбрать себе участника тренинга и рассказать ему о себе за 1 минуту. В этом сообщении вы расскажите о том, что вы любите, охотно делаете, о своём хобби, актуальных интересах и занятиях. Представьте участника группе.

Лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

Лидер должен обладать такими качествами Уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Воображение Знание Талант Жёсткость Притяжение Превосходство над другими Коммуникабельность (общительность) Энергичность Влияние, выражающее в готовности следовать к цели

Мотивы лидера 1. Больше пользы обществу. 2. Чувство ответственности за товарищество. 3. Социальные завоевания. 4. Желание проверить себя.

Лидерские стили общения Либеральный – стиль, когда приятельские отношения возглавляют над общественными. Автократический – стиль, когда обнаружен начальственный тон, немногословен, нетерпим к возражению. Демократический – стиль, когда свои полномочия передаются коллективу.

Упражнение «Лидер и его команда» Разделитесь на три группы и определите лидера в каждой группе. Для всех команд одно и тоже задание: вы во главе с лидерами за 15 минут должны создать галерею портретов разных типов лидеров и по истечении этого срока представить нам эту галерею в виде живых сценок.

Упражнение «Чувство времени»

Упражнение «Кораблекрушение»

Психогеометрический тест

1. Руководство и власть

Руководство - это способность влиять на индивидуумов и
группы людей, чтобы побудить их работать для достижения
целей. Имеется множество средств, с помощью которых
можно оказывать влияние на других и вести людей за
собой.
Руководитель – это лицо, направляющее и
координирующее деятельность исполнителей, которые в
обязательном порядке должны ему подчинятся и в рамках,
определенных полномочиями, выполнять все его
требования. Сам руководитель может брать на себя
функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в
специфике проблемы.
Руководитель может успешно управлять исполнителями
только в том случае, если они будут подчинятся его власти.

Власть:

способность и возможность осуществлять свою
волю, оказывать определяющее воздействие на
поведение других людей с помощью каких-либо
средств,
отношения между социальными единицами, когда
поведение одной или более единиц
(ответственные единицы зависит при некоторых
обстоятельствах от поведения других единиц
(контролирующие единицы),
потенциальная способность, которой располагает
группа или индивид, чтобы с ее помощью влиять
на другого,
способность одного индивида или группы
осуществлять свою волю через страх, либо
отказывая в обычных вознаграждениях, либо в
форме наказания и несмотря на неизбежные
сопротивления.

Основания классификации власти

принуждение (власть силы, насилие),
собственность на ресурсы
легитимность (должностная власть,
закрепленная законами, нормами и
правилами),
экспертные знания (экспертная власть),
харизма (референтная власть).

Свойства власти
Содержание
Социальный характер
проявляется в том, что власть не является персональным
свойством или атрибутом, какого-нибудь лица, а существует только
как отношения между людьми
Асимметричность
выражается в неравномерности, асимметричности влияния и
направленности от руководителя к подчинённому
Целенаправленность
предполагает, что власть в организации строится на основе целей
организации, её менеджмента и персонала
Потенциальный характер
влияния ресурсов власти
означает, что подчинение происходит без применения средств
воздействия, но при угрозе или ожидании их применения
Вера подчинённых в
способность руководителя
оказывать влияние на них
без этой веры руководитель, даже при наличии
воздействия, не сможет добиться устойчивого подчинения
средств
Возможность сопротивления
или неподчинения
вытекает из ограниченности власти в организации
Причинный характер власти
выражается в том, что власть одного человека является причиной
поведения другого человека, которое, в свою очередь является
следствием властного воздействия первого
Частичная, ограниченная
властная детерминация
поведения работников
означает, что власть не распространяется на личную жизнь и
свободу персонала, и сотрудники всегда имеют возможность
уволиться из организации, если власть их не устраивает

Основной закон баланса власти

Масштаб управляемости - это
величина, определяющая количество
людей, работ или подразделений,
объединенных единым руководством.
Для высшего звена управления число
непосредственных подчиненных одного
руководителя должно выбираться по
«закону 7 плюс-минус 2», т. е. не менее 5
и не более 9 человек (в среднем 7).

Организации
могут иметь
узкий и
широкий
масштаб
управляемос
ти

Лидерство

Это «процесс социального влияния, при котором
лидер ищет добровольного участия подчиненных
в деятельности по достижению организационных
целей».
Или «процесс оказания влияния на групповую
активность, направленного на достижение
целей».

Различные определения.

Ю.В. Кузнецов и В.И. Подлесных:
- способность влиять на людей, чтобы побудить их работать на
достижение целей.
В.Р. Веснин:
- механизм воздействия индивида на групповую деятельность в
условиях сознательного принятия и поддержки его действий со
стороны группы.
О. Виханский и А. Наумов:
- тип управленческого воздействия, основанный на наиболее
эффективном для данное ситуации сочетании источников власти и
направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Отличия менеджера от лидера (по О. Виханскому и А. Наумову)

Менеджер
1.Администратор
2.Командует,
Лидер
1.Инноватор
убеждает
2.Вдохновляет, призывает
3.Выполняет указания других
3.Реализует
собственные
4.Действует
на
основе цели
расчета
4.Действует
на
основе
5.Ориентируется
на видения
организацию
5.Ориентируется на людей
6.Контролирует
6.Доверяет
7.Поддерживает движение
7.Дает импульс движению
8.Принимает решения
8.Реализует решения
9.Делает, как нужно
9.Делает, что нужно
10.Пользуется уважением
10.Пользуется любовью

Руководство и лидерство

Эффективные менеджеры добиваются совершенства
в действующей обстановке
Создают ощущение удовлетворенности
Реализуют программы реорганизации
Воспитывают преданность, готовят работников к
сегодняшним испытаниям
Направляют дела в правильное русло
Заинтересованы в производительности
Администрируют
Поддерживают обычный порядок
Сосредоточивают внимание на системах
Полагаются на контроль
Организуют и рекрутируют персонал
Акцентируют важность тактики, структуры, систем
Видят краткосрочную перспективу
Задают вопросы «как?» и «когда?»
Принимают статус-кво
Сосредоточены на настоящем
Подводят итоги
Подробно разрабатывают порядок, поэтапность
действий и сроки
Стремятся к предсказуемости и порядку
Избегают рисков
Побуждают персонал к соблюдению принятых
стандартов
Используют формальное, обусловленное служебным
положением влияние (вышестоящего на подчиненного)
Требуют от других подчинения
Действуют в рамках принятых в организации правил,
регламентов, правил, регламентов, стратегий,
процедур
Имеют определенную должность.
Эффективные лидеры отличаются способностями
создавать новую обстановку в организации
Создают ощущение неудовлетворенности
Определяют направление перемен
Воспитывают страстную преданность и желание
максимально использовать возможности,
возникающие в результате перемен
Делают правильные дела
Заинтересованы в эффективности
Внедряют новшества
Развивают организацию
Сосредоточивают внимание на людях и структуре
Полагаются на доверие
Сплачивают людей, работающих над общей
задачей
Акцентируют важность философии,
фундаментальных ценностей, общих целей
Видят долгосрочную перспективу
Задают вопросы «что?» и «как?»
Бросают вызов статус-кво
Сосредоточены на будущем
Смотрят вперед, за горизонт
Разрабатывают концепции и стратегии их
выполнения
Стремятся к переменам
Идут на риск
Вдохновляют людей на свершение перемен
Используют личностное влияние
Побуждают других следовать за собой
Действуют за пределами принятых в организации
стратегий, процедур
Берут на себя руководство

Лидер и лидерство: американский подход.

Г. Форд: Лидеры - специально подобранные производительные
рабочие, которых через 5-10 обычных работников ставят на
конвейер для поддержания сверхвысокого темпа работы.
Ф. Фидлер: лидер - это «индивид в группе, перед которым поставлена
задача руководить и координировать групповую деятельность или
тот, кто в отсутствии назначенного лидера несет основную
ответственность за выполнение его работы.
Р. Стогдилл - процесс оказания влияния на групповую активность,
которое направлено на достижение целей.
Лидерство
это умение заставлять людей делать то, что они не хотят, не
вызывая при этом ненависти ни к себе,
ни к выполняемой ими работе.

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА -

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
это привычная манера поведения
руководителя по отношению к
подчиненным, чтобы оказать на них
влияние и побудить их к достижению
целей организации.

Теории лидерства (подходы к классификации стилей руководства)

1.
2.
3.
Классификация Курта Левина
Ситуационные теории лидерства
Современные подходы к лидерству.

Исследования Курта Левина

Стиль поведения- это привычная манера
поведения руководителя по отношению к
подчиненным, чтобы оказать на них влияние
и побудить их к достижению целей.
1. Авторитарный
2. Демократический
3. Либеральный

Д. Мак-Грегор, Теория Х – представление о работниках автократичного руководителя

1.Люди изначально не любят трудиться и при
любой возможности избегают работы.
2. У людей нет честолюбия, и они стараются
избавиться от ответственности, предпочитая,
чтобы ими руководили.
3. Больше всего люди хотят защищенности.
4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо
использовать принуждение, контроль и угрозу
наказания.

Д. Мак-Грегор, Теория Y – представление о работниках демократичного руководителя

1.
2.
3.
4.
Труд естественен для человека. Если условия
благоприятные, люди не только примут на себя
ответственность, но и будут стремиться к ней.
Если люди приобщены к организационным целям,
они будут использовать самоуправление и контроль.
Приобщение является функцией вознаграждения,
связанного с достижением цели.
Способность к творческому решению проблем
встречается часто, а интеллектуальный потенциал
среднего человека используется лишь частично.

Авторитарный стиль,

считающийся универсальным. Он
основывается на отдаче подчиненным в
приказной форме распоряжений без
всяких объяснений их связи с общими
целями и задачами деятельности
организации.

Характерные черты:

централизация всей власти в руках руководителя и
принятие им единоличных решений, которые
впоследствии навязываются исполнителям;
дистанцирование его от подчиненных и преобладание
между ними официальных отношений;
отдача исполнителям в приказной форме
распоряжений без объяснения их связи с общими
целями и задачами организации;
широкое использование администрирования,
наказаний.

Демократический стиль

Настоящий демократический руководитель пытается
сделать обязанности подчиненных более
привлекательными, избегает навязывать им свою волю,
вовлекает в принятие решений, предоставляет свободу
формулировать собственные цели на основе целей
организации.
Организации, в которых доминирует принцип
демократического руководства, характеризуется
высокой степенью децентрализации полномочий,
активным участием сотрудников в принятии решений,
созданием таких условий, при которых выполнение
служебных обязанностей оказывается для них
привлекательно, а успех служит вознаграждением.

Либеральный стиль

Его суть в том, что руководитель ставит
перед исполнителями проблему, создает
необходимые организационные условия
для их работы, определяет ее правила,
задает границы решения, а сам отходит
на второй план, оставляя за собой
функции консультанта, арбитра,
эксперта, оценивающего полученные
результаты.

Поведенческие стили лидерства (школа университета штата Огайо)

Ориентация
на результат
Ориентация на
межличностные отношения
Низкая
Высокая
Низкая
Высокая
Лидер сосредоточен на
ожиданиях членов группы, а не
на задании.
Лидер обеспечивает
выполнение целей и принимает
живое участие в судьбах членов
группы.
Лидер дистанцируется от группы
и устраняется от
ответственности за результат.
Лидер сосредоточен на
выполнение задания,
игнорирует личностные
ожидания членов группы.

Влияние стиля лидерства на группу

Ориентация на задание приводит к групповой
результативности.
Ориентация на отношения приводит к
удовлетворенности подчиненных.

Исследования Мичиганского университета

Признаки эффективности лидерства
Производительность в расчете на человеко-час
Удовлетворенность работой членов организации
Текучесть кадров, абсентеизм и частота жалоб
Издержки
Потери от брака
Мотивация работников и менеджеров

Стили лидерства

Стили лидерства
Лидер, ориентированный на
работу
Лидер, ориентированный на
работников

Ситуационные теории лидерства

Управленческая решетка Роберта Блейка и Джоан Моутон;
Шкала лидерского поведения Танненбаума – Шмидта;
Теория эффективного лидерства Ф.Фидлера;
Модель «путь-цель» Митчела и Хауса;
Модель лидерства Пола Херсея и Кеннета Бланшарда;
Теория принятия решений Врума – Йеттона- Яго.

Управленческая решетка Р. Блейк и Д. Моутон

Шкала лидерского поведения Танненбаума-Шмидта

Суть состоит в том, что руководитель
принимает для себя тот стиль
поведения, который адекватен его
взглядам на свою роль в процессе и на
возникающую ситуацию.

Руководитель выбирает один из семи возможных
образцов поведения в зависимости от своих взглядов на
источники власти, отношения с последователями и
ситуации.
«Демократ», например, считает, что власть ему дается
последователями, которых он ведет, что люди склонны к
самоуправлению при условии правильного
мотивирования.
«Автократ» же считает, что власть дается его положением
в группе (организации) сверху, что люди внутренне
ленивы, эгоистичны и на них опасно полагаться. Между
этими крайностями существуют еще пять промежуточных
стилей поведения. Выбор одного из них обусловлен
изменением ситуации и изменением отношений с
последователями.

1 - лидер дает свободу коллективу принимать
решения, а сам только утверждает их
2 - лидер делегирует группам право принимать
решения по определенным вопросам
3 - выдвигает проблемы, просит дать предложения и
сам принимает решения
4 - предлагает решения сам и считает возможным их
изменение с учетом мнения и инициативы коллектива
5 - выдвигает идеи и предлагает их обсудить,
принимает решения сам
6 - принимает решения сам и убеждает
последователей в правильности своих решений
7 - сам принимает решения и доводит их до
подчиненных

Модель эффективного лидерства Пола Херсея и Кеннета Бланшарда

Модель строится на соответствии определенного
стиля поведения лидера готовности подчиненных
выполнить задание.
Эффективность лидерства достигается за счет
гибкости лидера в выборе модели поведения и его
приспособляемости.

Зрелость работников:
31 - способны работать в незначительной степени, желают
работать редко;
32 - способны работать в некоторой степени, иногда желают
работать;
33 - способны работать в достаточной степени, работать
желают часто;
34 - способны работать в значительной степени, обычно
желают работать.

Стили лидерства, эффективные в конкретной ситуации

В соответствии с признанными критериями (ориентацией на
задание или отношения):
S1 Директивный (telling) – направляющий, руководящий,
управляющий, указующий, устанавливающий нормы и правила. Стиль
эффективен только при низкой степени готовности подчиненных, или
в условиях дефицита времени, или кризиса.
S2 Продающий (selling) – объясняющий, разъясняющий и
детализирующий, убеждающий. Стиль эффективен при средней
степени готовности подчиненных.
S3 Участвующий стиль (participating) – ободряющий,
обнадеживающий, сотрудничающий, обязующийся. Стиль эффективен
при средней, или приближающейся к высокой степени готовности
подчиненных.
S4 Делегирующий стиль (delegating) – наблюдающий, отслеживающий,
выполняющий. Стиль эффективен при высокой степени готовности
подчиненных.

Модель Ф. Фидлера

Три ситуационные переменные:
отношения между руководителем и членами коллектива;
структура задачи или степень координации работы;
должностные полномочия.
Недружественный
12345678
Дружественный
Приятный
87654321
Неприятный
Все отвергающий
12345678
Все принимающий
Напряженный
12345678
Расслабленный

Стили лидера

Стили лидера
ориентированный на
отношения
ориентированный на задачу

Теория «путь – цель» (Т.Р. Митчелл и Р. Хаус)

Лидерские
стили
Директивный
Поддерживающи
й
Ориентированны
й на
достижения
Участвующий
Ситуационные факторы
Поведение
последователей
Характеристики
подчинённых:
вера в
предопределенность
результатов
склонность к подчинению
способности
Удовлетворенность
работой:
хорошая работа ведёт к
хорошему
вознаграждению
Организационные факторы:
содержание и структура
работы
система формальной
власти
культура группы
Мотивация:
приложенные усилия
приведут к результату
за результатами
последует
соответствующее
вознаграждение.

Современные подходы к пониманию лидерства

Базируются на предположении о
наличии у лидеров качеств,
побуждающих персонал работать лучше
своего обычного уровня.
Феномен
«сверхнормативной активности».

Концепции харизматического лидерства

Концепция эволюция харизмы (Лэй Конгер)
Этапы
Содержание
Первый этап
лидер оценивает ситуацию, адаптируется и формулирует
те представления, которые должны реализоваться
Второй этап
лидер согласовывает свои представления с ведомыми,
используя любые необходимые средства
Третий этап
выработка доверия и согласованности; на этой стадии
основными являются неожиданность действий, риск и
практические навыки
Четвертый
этап
лидер харизматического склада служит ролевой моделью
и «мотиватором» для других

Харизматическое лидерство более эффективно проявляется в группах

со слабоструктурированными задачами,
слабовыраженным функциональным
разделением труда,
отсутствием чётких стратегий реализации
организационных задач.

Факторно-аналитическая теория лидерства

Индивидуальные качества лидера и характерные для него
черты поведения, связанные с достижением определенных
целей могут существенно различаться.
В результате взаимодействия индивидуальных качеств лидера и
стоящих перед ним задач вырабатывается стиль его поведения,
составляющий его “вторую природу”.
Стиль и целевая ориентация лидера несут на себе отпечаток
определенных социальных условий.

Концепция интерактивного лидерства

Этот подход к изучению лидерства связан с
проявлениями особенностей женского стиля
руководства.
Цель этого подхода – доказать, что стремление к
достижению целей организации расширяет
возможности персонала в достижении личных
целей.

Концепция трансформативного лидерства

Трансформативное лидерство подразумевает внутреннее
вознаграждение работников.
Факторы для описания трансформативных лидеров (М. Басса)
Персонализация внимания
Обусловленное вознаграждение
Управление в исключительных случаях
Стимулирование размышлений
Харизма

Концепция сервисного (согласительного) руководства

Цель обслуживающего руководства – повышение мотивации
персонала к труду и достижению целей организации.
Основным принципом сервисного лидерства является
взаимодействие.
Руководители этого типа действуют на двух уровнях:
- служат достижению целей и потребностей своих
подчинённых,
- реализации целей и задач организации в целом.
Сервисный лидер полагается на вознаграждение сотрудников и
в исключительных случаях - на управление.

Cлайд 1

Cлайд 2

Кто такой лидер? ЛИДЕР (англ. Tеасhег - ведущий, руководитель) - самый авторитетный член группы Лидером считают человека, обладающего наибольшим ав торитетом и признанием в своей группе, способного вести за собой других людей. Лидера не назначают, он выдвигается сам благодаря своим личным качествам. Антонина Сергеевна Матвиенко

Cлайд 3

Э. Богардус В начале XX века американский социолог Э. Богардус перечислил десятки качеств, которыми должен обладать лидер, - чувство юмора, такт, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, умение нравиться людям, готовность брать на себя ответственность и т.д. Он считал, что лидером человека делают прежде всего такие качества, как ум, энергия, характер. Антонина Сергеевна Матвиенко

Cлайд 4

Р. Стогдилл в 1948 году, обобщив данные многих исследований, назвал уже 124 черты лидерства. Он пытался доказать, что лидер должен обладать большим интеллектом, чем окружающие его люди. Однако ему возразили: мол, в бизнесе превосходящий других ум - вовсе не обязательный фактор успеха. Немалую роль играют другие черты, например целеустремленность. Антонина Сергеевна Матвиенко

Cлайд 5

Согласно английскому писателю С. Норткоту Паркинсону, существуют шесть основных элементов лидерства, которые можно приобрести или развить в себе учебой и практикой. воображение знание решимость жесткость притяжение талант Антонина Сергеевна Матвиенко

Cлайд 6

Стили лидерства Стили лидерства – это совокупность характерных для лидера приемов и способов решения задач управления, то есть это система постоянно применяемых методов руководства. Авторитарный, демократичный и либеральный. Антонина Сергеевна Матвиенко

Cлайд 7

Тест на лидерство по русским народным сказкам (Автор теста: Анастасия Вихоцкая) 1. Вы родились трёхголовым Змеем Горынычем. Наверное, лучше: а) Оказаться средней головой. Хоть какая-то индивидуальность! б) Моя хата с краю, ничего не знаю… То есть быть левой или правой, безразлично. Главное, чтобы во время обеда не обделяли. в) Правая голова - она всегда права! По определению. Антонина Сергеевна Матвиенко

Cлайд 8

2. По принуждению отца и ввиду собственной неловкости, вы выстрелили в сторону болота и нашли там себе в невесты царевну-лягушку. Что ж. а) Все в наших руках! И пластических хирургов. б) Батюшке виднее. Он уже один раз женился. Если велит - возьму в жены лягушку. в) Любовь творит чудеса! Глядишь, и лягушка расцветет, как цветочек аленький… Антонина Сергеевна Матвиенко

Cлайд 9

3. Вас послали туда, - не знаю куда. И велели принести то, - не знаю что. Вы: а) Нет, приказы, конечно, надо выполнять. Но цели должны быть четко определены, а направление верно задано! б) Начальству виднее. Раз послало - надо идти. По дороге разберемся. в) Может, стоит сменить работу? Антонина Сергеевна Матвиенко

Cлайд 10

4. Заимев, по случаю, перо Жар-птицы, Вы: а) Продам подороже! б) Буду использовать его в качестве осветительного прибора в избе. в) Вещь, конечно, красивая. Но непрактичная. Оставлю на память потомкам. Антонина Сергеевна Матвиенко

Cлайд 11

5. Встретив в дремучем лесу избу на курьих ножках, Вы: а) Смело скомандую: - Встать смирно! Равнение на середину! б) Лучше обойду сторонкой, от греха подальше… в) Набросаю эскиз столь оригинального архитектурного сооружения. Антонина Сергеевна Матвиенко

Cлайд 12

6. Получив во временное пользование сапоги-скороходы, Вы: а) Приберегу столь ценную вещь. Не стоптались бы. б) Сдам их в царскую казну и получу премию! в) Использую прекрасную возможность попутешествовать бесплатно в страны заморские!.. Антонина Сергеевна Матвиенко

Cлайд 13

7. Имея богатый выбор транспортных средств, Вы: а) Возьму ковер-самолет. Желательно персидский. И престижно, и быстро! б) Печь-самоходная как-то надежнее. И бока греет… в) Сапоги-скороходы так похожи на обычные. Скромненько, и со вкусом. Далее 8 вопрос - мужской, а 9 - женский. Антонина Сергеевна Матвиенко

Cлайд 14

8. Встретив на жизненном пути Василису Премудрую, Вы: а) Всерьез задумаюсь о женитьбе. И о брачном контракте. б) А Василиса Прекрасная вам, случайно, не сестра? Нет, говорите… Ну, извините. в) Женюсь! А там - будь что будет… Антонина Сергеевна Матвиенко

Cлайд 15

9. Царь-батюшка настаивает на замужестве. И предлагает на выбор двух кандидатов: Ивана-царевича и витязя Руслана. Вздохнув украдкой, Вы: а) Выберу царевича. И наследство, и генетика, и титул… Три в одном. Беспроигрышный вариант. б) Один богат, другой красавец… Хоть разорвись! в) Люб мне только Алёшенька, сын рыбака! С ним и сбегу из хором царских. Антонина Сергеевна Матвиенко

Cлайд 16

10. После долгих раздумий на распутье, Вы: а) Все же поеду прямо. Опаздываю, как назло. Авось, прорвемся. б) Где-то в кармане копейка завалялась… Орел, решка, само собой. И на ребро может стать. Ну-ка, судьба - улыбнись! в) Поверну я, пожалуй, обратно. Можно ведь и другие пути найти. Антонина Сергеевна Матвиенко

Cлайд 17

11. Обнаружив, что ваша курица начала нестись золотыми яйцами, Вы: а) Поставлю это дело на поток. Ювелирная птицеферма - наш размах! б) Ну, теперь можно вообще не работать! Лежи на печи да щук фаршированных ешь! в) Поцелую ее в клювик. Антонина Сергеевна Матвиенко