Причина поражения восстания и его последствия. Ход основных событий

Как же мы можем ответить на эти вопросы?

Учащиеся высказывают свои мнения

Все методы хороши! Можно и в учебнике прочитать, и я могу вам рассказать, но не интереснее ли вам самим побыть в роли учёных - историков? Ведь и у историков возникает много вопросов о прошлом наших предков, и на вопросы часто им помогают ответить самые достоверные письменные источники - документы. Я предлагаю вам тоже побыть в роли учёных. Вы согласны?

Каждому из вас выдан отрывок из произведения римского историка Плутарха. Прочитайте этот документ.

Учащиеся читают фрагмент документа про себя, затем вслух

На какие из поставленных вопросов мы можем ответить, благодаря документу?

Об участниках, количестве, причинах, вооружение и предводители восстания

Кто был участником восстания?

Гладиаторы

Где началось восстание?

В школе гладиаторов в городе Капуе.

Почему началось восстание гладиаторов? Своё мнение подтвердите словами документа

Несправедливость хозяина (учащиеся зачитывают строки из документа)

Сколько рабов собиралось бежать из школы?

200 гладиаторов

Сколько сбежало?

Почему не всем удалось сбежать? Зачитайте нужные строки из документа.

Чем были вооружены рабы?

Кухонными ножами, вертелами

Кого выбрали рабы своим предводителем?

Спартака

Что рассказывает о Спартаке Плутарх? Зачитайте.

Учащиеся зачитывают строки из документа

Итак, ребята, как вы думаете, почему именно с документами предпочитают работать учёные - историки?

.

Интересно ли вам было в роли историка?

Мы знаем, что рассказывал Плутарх, римский историк о Спартаке. …(имя учащегося) приготовил нам сообщение о Спартаке. Давайте внимательно послушаем это сообщение и узнаем новое и интересное об этой легендарной личности.

Учащиеся внимательно слушают сообщение своего одноклассника.

Учащиеся по желанию оценивают выступление, обосновывают выбор оценки. Учитель также оценивает, обращает внимание на то, что сведения в сообщении достоверные, было сообщение подготовлено по собственной инициативе, по желанию учащегося.

Итак, каким же был Спартак?

Мужественный, смелый….

Что же мы с вами уже знаем о восстании?

Слайд №5

Запишите в тетради эти данные.

Учащиеся делают записи в тетради.

Для любого историка кроме документов важен ещё один источник информации - карта и ему важно уметь её правильно читать. Это тоже своего рода документ.

На странице 237 учебника помещена карта Италии. Найдите город, в котором началось восстание.

Учащиеся открывают учебник на странице 237 и выполняют задание учителя. Один из желающих показывает этот город на настенной карте.

Где устроили свой лагерь, своё убежище восставшие?

На вершине вулкана Везувий

Слайд №6 («Вулкан Везувий»)

Посмотрите на слайд, на нём изображён Везувий. Как вы видите это достаточно обширная площадка.

Как вы думаете, почему с каждым днём росла армия Спартака?

Рабы из соседних районов стали сбегать к Спартаку

В это время в Риме были обеспокоены этими событиями. Как вы думаете почему?

Восставшие - это опытные воины, бесстрашные, которым было нечего терять.

Правильно! Поэтому Рим направил для борьбы с восставшими рабами трёхтысячное войско. Взобраться и спуститься с Везувия можно было лишь единственным путём - по узкой и крутой тропинке. Со всех остальных сторон виднелись отвесные и гладкие скалы, густо заросшие диким виноградом. Если бы вы были римскими полководцами, где бы вы устроили свой лагерь так, чтобы победить Спартака?

У этой тропинки.

Верно! Римские легионы стерегли днём и ночью этот единственный путь с вершины, ожидая, что голод вынудит рабов спуститься. Представьте, что мы с вами на горе Везувий. Кто из вас желает быть Спартаком, а кто воином? Поднимите руки.

Учащиеся выбирают себе роль Спартака или воина, обосновывая свой выбор. Учитель также принимает участие в ролевой игре.

Какие чувства вы испытываете, находясь на горе?

Отвечают и те, кто выбрал роль Спартака, и те, кто выбрали роль воинов.

Верно! Мы с вам уже знаем какой был Спартак. И он чувствовал себя ответственным за судьбы воинов. Предположите, какой план мог придумать Спартак, чтобы спасти рабов.

Своё мнение высказывают учащиеся, выбравшие роль Спартака.

Слайд №7 «Спуск восставших рабов с Везувия» .

По лестницам, сплетённым из виноградных лоз, рабы спустились по скалам вниз, обошли римлян с тыла и обратили врагов в бегство.

Учащиеся слушают объяснение учителя (если такой ответ не прозвучал) и рассматривают иллюстрацию на слайде.

Ребята, давайте вернёмся к карте. Как мы можем узнать, куда направились восставшие после спуска с вершины?

Учащиеся работают с легендой карты.

Куда отправились восставшие?

На юг.

Спартак сразу же проявил себя не только как опытный воин и полководец, но и как хороший организатор. По приказу Спартака более опытные гладиаторы обучали военному делу остальных и ковали оружие. Ни на час не затихал стук кузнечных молотов. Рабы перенимали и опыт своих противников - римлян. Многое стало как у римлян - разведка, укреплённый лагерь.

Как меняется направление движения восставших? Почему?

Направляются на север, к Альпам. Возможность обрести свободу .

Можем ли мы узнать, благодаря карте, как происходило движение рабов на север?

Были победы и восставших, и римлян.

Верно! Рабы одерживали и победы и терпели поражение, грабили на своём пути дома богачей. Но посмотрите, что же случилось с войском восставших?

Они повернули назад, на юг.

Как вы думаете, почему?

Жадность, ….

До сих пор ответ на этот вопрос не известен. Но так или иначе известно то, что и Спартак повернул вместе с остальными, не ушёл через Альпы. Почему?

Учащиеся высказывают своё мнение.

Встаньте те, кто из вас выбрал бы свободу, возвращение на родину.

Учащиеся встают со своих мест. Учитель делает динамическую паузу.

Итак, мы с вами выяснили, что восставшие рабы направились на юг, их целью остров Сицилия, богатейший остров Италии. Но на пути восставших встала преграда. А что именно? Определите по карте.

Пролив.

Верно! Но чтобы спастись от римских воинов, которые вот - вот должны были подойти, рабы во что бы то ни стало должны были переправиться на остров. Но как?

Учащиеся высказывают своё мнение.

На самом деле восставшие обратились к пиратам, которые находились в проливе. Спартак договорился с пиратами, заплатил им нужную сумму (благо деньги у них были) и все восставшие стали ждать, ощущая полную свободу. А как же ведут себя в Риме? Тем временем с севера подошёл с огромным войском римский полководец Красс. Обратите внимание на карту. Как действуют римские воины?

Они не вступают в бой, строят укрепления.

Верно! Красс приказал вырыть ров от моря до моря и наполнить его водой. За рвом римляне возвели стену из брёвен и земли, которая была очень высокой и прочной. С какой целью это было сделано?

Загнать рабов в ловушку.

Почему рабы были нисколько не обеспокоены этим?

Они ждали пиратов

Давайте опять обратимся к карте. Добрались ли воины Спартака до Сицилии?

Как вы это определили?

Нет стрелок, которые показывают продвижение отряда.

А как вы думаете, почему они так и не попали на остров?

Предательство пиратов

Давайте представим опять себя в роли Спартака и его воинов. Что делать? Как бы вы как воины и Спартак поступили в такой, казалось бы, безысходной ситуации?

Учащиеся высказывают своё мнение.

Многие рабы погибли в проливе, а Спартак повёл оставшееся войско на штурм. В 71 г. до н.э. произошло последнее ожесточённое сражение римлян и рабов.

Слайд № 8 «Сражение восставших рабов с римлянами».

Учащиеся рассматривают иллюстрацию на слайде.

Восставшие попали в настоящую западню. Велико было мужество рабов, но и потери велики. Лишь одной трети удалось остаться в живых после этого сражения. Но оставшихся в живых ждала мучительная смерть.

Слайд №9 «Казнь восставших рабов».

Учащиеся рассматривают иллюстрацию на слайде.

Почему тела прикованных рабов находились на открытом месте, ведь их могли увидеть другие жители?

Чтобы этого больше не повторилось.

О чьей судьбе мы ещё не сказали?

О судьбе Спартака .

Учитель рассказывает о гибели Спартака, учащиеся делают вывод о том, что Спартак погиб как герой.

Как вы думаете, почему восставшие потерпели поражение?

Учащиеся высказывают своё мнение

Слайд №9.

Как вы думаете, если бы не было Спартака, состоялось бы восстание рабов?

Да, так как положение рабов в Италии было тяжёлым.

Было немало восстаний подневольных и не имеющих никаких прав людей в Античном мире. Но восстание Спартака в Древнем Риме стоит особняком. В статье рассказывается кратко о восстании Спартака и ходе основных событий.

Причины восстания Спартака

Рабство проходит чёрной полосой через всю историю Древнего Рима. Особенно тяжело пришлось угнетённым в период расцвета Римской Республики. В ответ на это состоялось восстание невольников под предводительством Спартака, которое потрясло рабовладельческие устои всего Античного мира. Основными причинами восстания Спартака, который встал во главе угнетённых масс, являлись:

  • Завоевание новых земель вело к неизбежно растущему потоку военнопленных, которые становились рабами.
  • У рабов не было никаких прав, к ним относились, как к вещам. Рабы трудились на рудниках, каменоломнях, в шахтах. За свой труд они получали жалкие объедки, только, чтобы не умереть с голоду.
  • Раба ждало беспросветное будущее – по любой прихоти хозяина его могли замучить, покалечить или убить. Всё это рождало глухую ненависть в невольниках.
  • В крупных городах накопилось необычайно большое количество рабов, которых сгоняли из провинций на невольничьи рынки.
  • Наиболее умные из рабов понимали, что только они сами могут освободить себя. Даже народные трибуны не будут на их стороне.

Вся накопившаяся ненависть вылилась в бурное восстание рабов.

Ход основных событий

О самом Спартаке известно немного. Предполагают что он был фракийцем и попал в плен к римлянам, будучи раненым в бою. За физическую ловкость и бесстрашие, Спартак был отдан в школу гладиаторов в Капуе.

Рис. 1. Спартак

  • 74 год до н. э. Начало восстания. В школе гладиаторов Спартак организует заговор, который был раскрыт. Несмотря на это, вооружившись рапирами и кухонными ножами, Спартаку и ещё нескольким десяткам человек удаётся бежать. Посланную за ними погоню из римлян, беглецы разгромили у горы Везувий.
  • Римляне поначалу не придали большого значения происшествию и послали большой отряд под командованием Гая Клодия Глабра. Он блокировал беглецов на горе Везувий, перекрыв все пути-выходы с горы. Однако восставшие сплели лестницу из виноградной дикой лозы, спустились и ночью перебили всех римлян.
  • Слухи о победе Спартака быстро разносятся по всей округе. Вскоре у него образовалась армия, состоявшая первоначально из кампанских рабов. В помощники Спартак выбрал себе Эномая и Крикса.
  • Обеспокоенный сенат послал против армии Спартака крупные силы около двух легионов под командованием Публия Вариния, но и он был разбит восставшими.
  • После этой победы войско Спартака быстро обрастает новыми людьми. Уже вся Кампания, Апулия и Лукания были охвачены огнём восстания. Войско бывших невольников к этому времени насчитывает около 72 тысяч человек.

Свою армию Спартак организовал по римскому образцу. Отряды преобразуются в центурии и легионы. Пехота подразделялась на тяжеловооружённую и лёгкую. Конница подразделялась на вспомогательную и основную.

Разногласия в лагере восставших

У Спартака в этот период вызрел определённый план: двигаться через Альпы. Опираясь на свой боевой опыт, вожак повстанцев понимал, что Сенат рано или поздно пошлёт против него укомплектованную армию и восставшим тогда будет несдобровать.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • С мнением Спартака не был согласен его помощник Крикс, который ратовал за то чтобы остаться в Южной Италии. Состав отрядов Крикса состоял из галлов и германцев, и все они жаждали наступательных действий.
  • Отряд восставших под командованием Крикса отделился от войск Спартака и был уничтожен двумя римскими легионами под командованием претора Квинта Аррия. Сам Крикс погиб.

Рис. 2. Сражение Крикса с римлянами.

Раскол и гибель Крикса временно ослабили пыл восставших, однако после ряда побед и успешного маневрирования между легионами римлян, боевой дух армии укрепился, и они стали требовать похода на Рим. Подобно Ганнибалу, армия восставших устроила устрашающий поход на Рим, но Спартак понимает, что “вечный город” ему не взять никогда.

Всеобщая мобилизация Рима

Восстание под предводительством Спартака произошло в тот момент, когда у Рима не было укомплектованных армий, так как Республика вела завоевательные войны. Сенат был вынужден мобилизовать все свои силы, собрав около 65 тысяч воинов.

  • Осень 72 год до н. э. Общим командующим римскими войсками назначен протоконсул Марк Лициний Красс.
  • Сражение на границе Пицена. Легат Муммий ослушался Красса, ринулся на войско Спартака и был разбит восставшими.
  • Красс ввёл в римской армии жесточайшую дисциплину. Отныне в его армии действует закон децимации, который не применялся со времён Царского Рима. Согласно децимации, каждый десятый с поля боя римский воин должен быть казнён.
  • Спартак стремится как можно скорее покинуть Италию. Все его устремления направлены на Сицилию. Там вожак восставших рабов надеялся вновь получить свежие резервы и разжечь пламя борьбы на острове. Пираты пообещали помочь Спартаку, но, взяв деньги, кораблей не прислали.
  • Зимой 72-71 гг. до н. э. Красс запер войско восставших в бухте на оконечности полуострова. Однако восставшим под руководством Спартака, вновь удаётся прорваться сквозь ряды римских войск и уйти в Луканию.
  • Сенат видя беспомощность Красса, отправляет гонцов к Гнею Помпею с приказом выдвигаться в Италию. Такое же указание получил Марк Линиций Лукулл. Над восставшими нависла угроза окружения.

Снова разногласия

В лагере восставших в это же время разгорелись конфликты из-за несогласованности выбранного маршрута следования армии. От главной армии отделились галлы и германцы с вождями Ганником и Кастом. Они были наголову разбиты Крассом, который приказал в плен никого не брать. Это была самая кровавая страница в истории восстания под руководством Спартака.

  • Гибель нескольких десятков людей тяжело сказалась на моральном духе армии. Кроме того, резервы спартаковской армии были исчерпаны и с трёх сторон на неё надвигались римские легионы.
  • На военном совете Спартаком было принято решение двигаться в Брундизию. Принято считать, что Спартак рвался к побережью Адриатического моря.
  • На пути в Брундизию, конная разведка доложила Спартаку о войске Лукулла стоявшего на пути. Тогда армия повстанцев спешно повернула назад, но наткнулась на легионы Красса.

Спартак всегда поддерживал хорошие отношения с мирным населением. Продовольствие для армии всегда оплачивалось повстанцами Спартака. Такая умная политика обеспечивала восставшим надёжность тыла.

Поражение восставших и гибель Спартака

Войско восставших достигло берегов реки Села возле Апулии, здесь они встретились с войском Красса. Две армии начали битву. Принято считать, что примерная дата битвы при Апулии – весна 71 года до н. э.

В битве при Апулии восставшие рабы полд предводительством Спартака были наголову разбиты римлянами, сам Спартак пал в бою.

Рис. 3. Спартак в бою.

Основными причинами поражения стали:

  • разобщённость в стане восставших;
  • отсутствие ясных целей у руководителей восстания;
  • неоднородная составляющая состава войск повстанцев;
  • несогласованность тактических действий спартаковской армии.

Итоги восстания

Восстание рабов под руководством Спартака затронуло все слои населения Италии. Итогами восстания стали:

  • население Италии потеряло почти 150 тысяч человек;
  • практически все крупные города были разрушены, а поля сожжены или вытоптаны;
  • испуганные рабовладельцы перестали покупать рабов на рынках;
  • землевладельцы стали сдавать участки в аренду.

Значение восстания

После подавления восстания рабовладельцы были вынуждены пойти на ряд уступок:

  • раб имеет право на жизнь;
  • раб имеет право на своё имущество;
  • содержание рабов улучшилось.

Значение восстания рабов под предводительством Спартака состоит ещё и в том, что восстание привело к полному изменению аппарата управления государством, приведя к власти триумвират консулов.

Что мы узнали?

История Древнего Мира, которую изучают в 5 классе, богата разными событиями. Один из самых ярких эпизодов – это восстание рабов под руководством Спартака. Благодаря уникальности личности Спартака, его полководческим и организаторским способностям, Риму впервые бросила вызов самая многочисленная и бесправная прослойка общества.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 313.


После гражданских войн в республике, жители которой были измучены неопределенностью военного времени, начались восстания рабов. Самым известным из них стало восстание Спартака в гг. до н.э..


(от лат. colosseus громадный), амфитеатр Флавиев в Риме, памятник древнеримской архитектуры (75-80 н. э.). Служил для гладиаторских боев и др. зрелищ, вмещал ок. 50 тыс. зрителей. Сооружен из туфа, конструкции галерей укреплены бетоном и кирпичом. На величественном фасаде три яруса аркад. КОЛИЗЕЙ














Восставшие устроили свой лагерь на Везувии. Рабы с соседних вилл и полей присоединялись к ним. Сначала власти Римской республики недооценили силу и мощь восставших. Это дало Спартаку время собрать силы и необходимое вооружение для того, чтобы встретить натиск правительственной армии.










К Спартаку присоединялись все новые и новые рабы и крестьяне. В скором времени в отряде было уже более человек. Римские наемники не хотели сражаться, многие из них переходили на сторону Спартака. Численность его армии быстро росла и составляла, по разным подсчетам, от 60 до 120 тысяч человек.







Поэтому основные силы под командованием Спартака двинулись на север, а небольшой отряд восставших остался на юге. Римляне воспользовались этим промахом. Отряд рабов, оставшийся на юге, был разбит. Но армия Спартака по- прежнему оставалась сильной. Отряды Спартака повернули обратно для того, чтобы вернуться на юг и поднять восстание среди сицилийских рабов.






Командование римской армией принял Марк Лициний Красс. Это был жестокий человек, хитрый и опытный военачальник. Чтобы заставить римскую армию бороться с восставшими, он казнил каждого десятого легионера в отряде, который отказывался сражаться. Марк Красс


Последнее сражение римских легионов с восставшими состоялось в 71 г. до н. э. в Апулии. Перед боем Спартак убил мечом своего любимого коня и поклялся, что будет бороться до последней капли крови. На протяжении всей битвы он поднимал дух своего войска, геройски сражаясь в самом сердце схватки. Но, несмотря на проявленную отвагу, Спартак погиб. ПОМПЕЙ Великий Гней (до н. э.), римский полководец. Участвовал в подавлении восстания Спартака. С 66 г. командовал римскими войсками в войне против Митридата VI, которая закончилась победой римлян. После отказа сената утвердить его мероприятия на востоке и наделить его солдат землей в 60 вошел в соглашение с Крассом и Цезарем (1-й триумвират). После распада триумвирата (53) воевал против Цезаря.


Красс жестоко расправился с врагами. На дороге от Капуи в Рим римляне казнили воинов Спартака. Восстание рабов потерпело поражение.

ВОССТАНИЕ СПАРТАКА

ПЛАН УРОКА

1.ПРИЧИНЫ ВОССТАНИЯ.

2.НАЧАЛО ВОСТАНИЯ.

3.ПОБЕДЫ ВОССТАВШИХ.

4.ПОРАЖЕНИЕ ВОССТАВШИХ.

ПРИЧИНЫ ВОССТАНИЯ.

Вспомните все, что вам известно о положении рабов в Древнем Риме и сделайте вывод о том, почему началось восстание под предводительством Спартака?



Восставшие отправились на расположенный рядом Везувий и построили здесь лагерь.

Сенат направил к Везувию 3000-й отряд, блокировавший восставших.

Тогда рабы сплели из лозы лестницы, ночью спустились в долину и разбили противника.



Сенат отправил против восставших обоих консулов. Спартак, видя что с римлянами не справиться, решил идти на север к Альпам.

Разделив армию на 2 части,консулы преградили путь рабам и спереди, и сзади.

Но Спартак повернул назад и разбил сначала один отряд, а затем и другой.





Вслед за рабами в Южную Италию пришли легионеры. Новый консул Красс решил блокировать восставших. В узком месте римляне возвели ров и стену.

Вначале Спартак не придал этому значения-он на-деялся на переправу,но пираты, получив деньги,ис-чезли.

Рабы попытались переправиться на досках, бочках и др. средствах, но попали в бурю.

Тогда Спартак решил прорваться через укрепления.

Рабы бросились на штурм. Битва продолжалась весь день и обе стороны понесли огромные потери.

Из армии Спартака только треть смогла прорваться.

Сенат перепуганный прорывом Спартака, посылает в подмогу Крассу Помпея и Лукулла.

Спартак был ранен, но продолжал сражаться.

В итоге Спартак погиб, а многие из его сторонников попали в плен.

Расправа была ужасной- раненых отдали на растерзание диким животным в амфитеатрах, а живых распяли, и оставили умирать.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • П. 46