Придворный архимед. Иван Петрович Кулибин

Мудрость древних

Действительно, стоит только посмотреть на портреты или бюсты солидных ученых мужей, которыми часто проиллюстрированы соответствующие параграфы: высокие лбы, умудренные морщинами лица, серьезные глаза, солидные всклокоченные бороды, – а затем сравнить их с тем, что в тех же параграфах подается как наивысшее достижение этих ученых, чтобы хмыкнуть со смесью высокомерия и презрения.

Ха! Они всю жизнь размышляли и трудились, читали бесчисленные труды других мыслителей, спорили с подобными себе, чтоб создать какую-то теорему Фалеса или закон Паскаля, которые теперь любой ребенок не самых старших классов усваивает за несколько уроков. Разве это не явное свидетельство прогресса?

Нет-нет, такое пренебрежительное отношение никогда не преподносится явно, наоборот, на словах наши книги всячески превозносят мудрость древних. Однако стоит сложить два и два, и даже самый отстающий школьник сообразит: если это мудрость, то что же в те времена было глупостью?! Какими же примитивными были наши предки!

Именно в таком свете весьма правдоподобными кажутся представления о том, что еще несколько тысяч назад по всему миру скакали дикари в набедренных повязках с грубо высеченными каменными топорами, для которых даже лук со стрелами казался вершиной технологического гения. А еще раньше? Забудьте! Обезьяны, просто обезьяны. Кое-какие противоречия с такой картиной развития цивилизации – например, «темные века» средневековой Западной Европы или удивительные «семь чудес света» кажутся не более чем исключениями, подтверждающими правило.

Закон Архимеда

Но насколько оправдано такое превозношение над гениями прошедших веков?

Действительно ли то, что если бы один из них попал каким-то образом в наши дни, то любой ученик средней школы легко сравнился бы с ним по уровню умственного развития? Да и тот мог бы сразить его наповал каким-то логарифмом или интегралом?

Обратимся к одному из самых, казалось бы, знакомых нам мыслителей древнего мира. Архимед. Историю его знают все, правда? О нем рассказывается в бесчисленных книгах и научно-популярных фильмах, даже в нескольких детских мультфильмах. Забавный старик, который голым носился по городу с криками «Эврика!», после того, как на простом опыте в собственной ванной обнаружил, что «на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной им жидкости».

С помощью этого принципа, названного позже «законом Архимеда», он научился измерять объем тел произвольно сложной формы. И попутно помог тирану Сиракуз вывести на чистую воду ювелира-обманщика, сделавшего на заказ венец не из чистого золота, а из сплава золота с серебром. Еще он был знаменитым механиком, автором «Архимедова винта» и многочисленных военных машин и механизмов, наводивших ужас на древнеримских захватчиков. Те, правда, несмотря на все хитрые боевые приспособления все равно как-то взяли Сиракузы, а бедный Архимед погиб от руки невежественного римского солдата за то, что потребовал «не трогать его чертежи».

А, вот, еще он сказал: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю!» – что, несмотря на свое внушительное звучание, было не более чем иллюстрацией простейшего механического принципа рычага. Ну вот, пожалуй, и все, так?

Знания Ойкумены

Увы, и близко не так. Любая мало-мальски серьезная биография расскажет нам, чтоархимед Архимед был не только выдающимся философом, естествоиспытателем и изобретателем, но, прежде всего, одним из крупнейших математиков греко-римской эпохи. Он был далеко не самоучкой, а получил прекрасное образование в Александрии Египетской, главном научном центре того времени, и всю жизнь состоял в переписке с учеными оттуда.

Объем знаний, доступных в Александрии III века до нашей эры, превосходит всякое воображение, поскольку там были собраны не только достижения всех народов Средиземноморского бассейна, но, благодаря походам Александра Македонского, также и множества загадочных цивилизаций Междуречья, Персии и даже долины Инда. Так что через Архимеда мы можем надеяться хотя бы слегка прикоснуться к знаниям практически всей «Ойкумены».

Более того, историки науки обоснованно считают, что про Архимеда нам известно гораздо больше, чем про любого другого древнего математика. Правда, они тут же добавляют, что о других мы не знаем вообще практически ничего. Так что и об Архимеде нам известно до обидного мало. Конечно, превосходная математическая репутация Архимеда ни у кого не вызывала сомнения на протяжении тысячелетий, но чем дальше тем больше вопросов возникало по поводу того, какие именно результаты и, самое главное, КАК были им достигнуты.

Утерянные доказательства

Дело в том, что очень мало оригинальных трудов Архимеда дошло не только до наших дней, но даже до эпохи Ренессанса, когда впервые за многие сотни лет возник интерес к серьезной математике.

Речь идет, конечно, не о рукописях, написанных его собственной рукой, но хотя бы о достоверных копиях копий или полноценных переводах на другие языки.

К сожалению, огромная часть наследия древности сохранилась лишь в цитатах, приводимых другими, иногда гораздо более поздними авторами, и это касается не только Архимеда, но и абсолютно всех остальных замечательных античных ученых и философов. То, что, как нам кажется, мы знаем о них – это лишь очень малая часть того, чего они реально достигли. К тому же, в эту малую часть привнесены мириады случайных и намеренных искажений множества переписчиков, переводчиков и комментаторов, далеко не все из которых были одинаково честными и добросовестными.

Мало того, как и многие математики ранних эпох, Архимед в своих работах далеко не всегда приводил подробные доказательства своих формул и теорем. Это было связано как с тем, что для практического применения доказательство не требуется, так и с тем, что всегда существовал круг завистников, желающих присвоить значимый результат себе. Хранение в тайне метода доказательства делало возможным подтвердить свое авторство или опровергнуть авторство самозванца, если в том возникала нужда. Иногда, чтобы еще более запутать ситуацию, выпускались ложные доказательства с намеренно введенными в них неточностями и ошибками.

Конечно, когда результат получал всеобщее признание, верные доказательства все-таки публиковались, но, по понятной причине, количество рукописей, которые их фиксировали, было гораздо меньше, чем количество тех, где приводилось лишь окончательное решение. Усложнялось все еще и тем, что в древнегреческой математике чертежи не только иллюстрировали текст доказательства, но и сами были существенной его частью – а далеко не каждый переписчик был достаточно искусен в копировании сложных геометрических фигур. Из-за этого многие доказательства оказывались утерянными навсегда.

Метод Архимеда

На протяжении примерно тысячи лет среди таких навсегда утерянных для человечестваКартинки по запросу архимед трудов числился и трактат Архимеда «Метод теорем механики», часто известный как просто «Метод». Именно в нем Архимед подробно объяснял то, как он достиг некоторых своих наиболее удивительных результатов.

Значение его для понимания наследия этого древнегреческого мыслителя столь велико, что историки науки иногда называют этот трактат «слепком мозга Архимеда». Не имея доступа хотя бы к отрывкам из этого текста, определить истинный уровень математических знаний и навыков Архимеда считалось практически невозможным.

Первый проблеск надежды на то, что этот труд, возможно, все же сохранился, появился к середине XIX века. Захват наполеоновской армией Египта и вывоз оттуда в Европу огромного количества культурных ценностей пробудил среди просвещенных людей интерес к изучению Древнего Востока. На тот момент квинтэссенцией всей древней истории считалась Библия, но ее авторитет был в некоторой степени подорван критикой мыслителей эпохи Просвещения.

Непосредственное изучение памятников ушедших цивилизаций открывало возможность подтвердить фактами библейский текст, и многие европейцы и американцы с энтузиазмом взялись за это дело. Кто-то ездил по ближневосточным странам в поисках утраченных произведений искусства, кто-то за свой счет раскапывал руины погибших городов, а кто-то искал в библиотеках ближневосточных стран давно забытые рукописи.

Библейский ученый

Увы, несмотря на то, что многими из этих «библейских ученых» XIX века были достигнуты удивительные результаты, в массе своей они были очень далеки от профессионализма. Что прекрасно иллюстрирует следующий эпизод. Хорошо известный немецкий «библейский ученый» Константин фон Тишендорф в 1840-х годах работал в библиотеках Константинополя.

Оттуда он привез домой страницу заинтересовавшей его рукописи, на которой он заметил какие-то полустертые сложные математические вычисления на греческом.

Как ни прискорбно это признавать, но, по-видимому, он просто вырвал ее из книги, когда библиотекарь смотрел в другую сторону. Сейчас эта страница хранится в Кембриджской университетской библиотеке, одновременно как свидетельство удивительного случайного открытия и варварского отношения некоторых западных «ученых» к наследию древности.

Хотя чуть позже эта страница сыграла свою роль в обретении наследия Архимеда, настоящая заслуга открытия книги, которая позже стала известна как Палимпсест Архимеда, принадлежит не Тишендорфу, а безвестному турецкому библиотекарю. Во время составления каталога он тоже обратил внимание на строчки математических выкладок и привел выдержку из них в каталоге библиотеки, который был опубликован и разослан по всему миру.

Удивительный документ

В начале XX века этот каталог попал в руки датского историка и филолога Йогана Людвигапалимсест архимеда Хайберга, который был заинтригован настолько, что не поленился добраться до Константинополя, и ознакомился с книгой лично в 1906-м году. То, что он увидел, потрясло его до глубины души.

Оказывается, к нему в руки попал удивительный документ. На первый взгляд, довольно заурядная богослужебная книга из пустынного монастыря Мар Саба, близ Иерусалима, переписанная в XIII веке. Но если присмотреться, поперек литургического текста шли еле заметные строки на более раннем греческом, изобилующие научными и философскими терминами. Любому специалисту, знакомому с культурой средневековья, было сразу ясно, что это означает.

Увы, пергамент, на котором писались средневековые книги, изготовлялся из телячьей кожи и был дорогой вещью. Поэтому нехватка этого материала часто решалась довольно прямолинейно: менее нужные книги разделяли на отдельные листы, с этих листов счищались чернила, затем они сшивались заново и на них писали новый текст. Термин «палимпсест» как раз и обозначает рукопись поверх счищенного текста.

В случае с Палимпсестом Архимеда каждый из исходных листов был к тому же сложен пополам, чтобы получить книгу меньшего формата. Поэтому и получилось, что новый текст был написан поперек старого. В качестве писчего материала неизвестный монах-переписчик использовал сборники научных и политических трудов, составленные в Византийской Империи примерно в 950-х годах. К счастью, очистка была произведена не очень тщательно, что и позволило обнаружить исходный текст.

Предварительный осмотр Хайбергом показал, что авторство большего числа текстов X века принадлежит ни кому иному, как Архимеду и, что самое главное, среди них присутствует почти в полном объеме вожделенный «Метод»! К сожалению, библиотека запретила выносить рукопись из своих помещений (после знакомства с персонажами вроде Тишендорфа, кто может их винить?), поэтому ученый нанял фотографа, переснявшего для него весь кодекс. После чего, вооруженный не более, чем лупой, Хайберг занялся кропотливой расшифровкой фотокопии. Ему удалось разобрать очень многое, и окончательный результат был опубликован в 1910-15 гг, довольно быстро был издан и английский перевод. Открытие потерянного труда Архимеда вызвало немало шума и даже попало на передовицу «Нью-Йорк Таймс».

Но сложная судьба Палимпсеста Архимеда на этом не закончилась. В период Первой Мировой войны (в результате которой Османская империя прекратила свое существование) и во время разрухи сразу после нее, в Константинополе было совершенно не до древних рукописей. Как во времена Наполеона из Египта, в 1920-х годах огромный поток турецких ценностей потек в Европу. Лишь гораздо позже удалось установить, что некий частный коллекционер смог приобрести и вывезти Палимпсест в Париж. Где тот на долгое время стал просто диковинкой, вращающейся в мире, очень далеком от знаний.

Кодекс из небытия

Интерес к книге возродился лишь в 1971 году, и опять благодаря библиотечномупалимсест архимеда каталогу. Специалист по древнегреческой культуре из Оксфорда Найджел Вильсон обратил внимание на интересный документ из Кембриджской библиотеки, уже знакомую нам страницу, грубо выдранную Тишендорфом.

Дело в том, что поиск по словарям древнегреческого указывал на то, что некоторые термины, употребленные на странице, были характерны именно для работ Архимеда.

Вильсон получил разрешение на более тщательное исследование документа и не только подтвердил, что страница относится к Палимпсесту, но и доказал, что с помощью недоступных ранее технологий (таких, как ультрафиолетовое освещение) текст X века можно восстановить полностью.

Дело оставалось за малым – найти канувший в небытие кодекс. Академический мир начал интенсивные поиски, но они ни к чему не привели. Наконец, в 1991 году сотрудник одного из ведущих аукционных домов мира «Кристис» получил письмо от некоей французской семьи, в котором утверждалось, что они желают выставить на аукцион тот самый Палимпсест. Новость была воспринята с изрядной долей скептицизма, но последующая экспертиза вынесла неожиданно положительный вердикт.

В результате сенсационных торгов документ был продан анонимному миллиардеру за 2 миллиона долларов. Все ученые мира затаили дыхание – ведь по воле нового владельца книга могла быть просто закрыта в сейф навсегда.

Настоящий кошмар

К счастью, страхи оказались напрасными. Когда Вилл Ноэль, куратор рукописей музея искусств Вальтерса в Балтиморе (США) обратился к агенту владельца с просьбой получить разрешение на реставрацию и изучение Палимпсеста, его инициатива была воспринята с энтузиазмом. Говорят, что миллиардер заработал свое состояние на высоких технологиях и потому сам был не так уж далек от науки и ее интересов.

С 1999 по 2008 гг. целая группа специалистов из самых разных областей, от филологии и искусствоведения до спектроскопии и компьютерного анализа данных, занималась восстановлением и сканированием Палимпсеста Архимеда. Это был непростой труд.

Сам Ноэль так описывает свое первое впечатление от рукописи: «Я был в ужасе, в омерзении, это абсолютно отвратительный документ, он выглядит очень, очень, очень уродливо, совершенно не похоже на великий артефакт. Просто кошмар, настоящий кошмар! Обгоревший, с обилием клея ПВА вдоль торца, под затеками этого клея скрыто многое из текста Архимеда, который мы собирались восстанавливать. Везде канцелярская замазка, страницы обклеены бумажными полосками. Просто нет слов, чтоб описать плохое состояние Палимпсеста Архимеда.»

В монастыре книга активно использовалась в богослужениях, поэтому во многих местах она заляпана свечным воском. В загадочный период 1920-1990 гг. кто-то сфальсифицировал на некоторых страницах красочные «древневизантийские» миниатюры, пытаясь поднять стоимость рукописи. Но главная беда была в том, что весь кодекс был серьезно поврежден плесенью, в некоторых местах проевшей страницы насквозь.

Песчинки во Вселенной

Но были и радости. Когда кодекс был расшит на отдельные листы, обнаружилось, что палимсест архимеда многие строки текста Архимеда были скрыты внутри переплета и потому недоступны Хайбергу – иногда это были ключевые моменты в доказательстве теорем.

Съемка в разных диапазонах электромагнитного спектра, от инфракрасного до рентгеновского, с последующей компьютерной обработкой изображений, позволила реконструировать буквы текста X века даже там, где они были чем-то скрыты или полностью невидимы невооруженным глазом.

Но к чему весь этот кропотливый труд? Зачем многолетние поиски? Что в тексте трудов Архимеда, и, в частности, скрытого от нас в течение тысячелетия «Метода», можно найти такого, что оправдало бы энтузиазм ученых по отношению к Палимпсесту Архимеда?

Давным-давно было известно, что Архимед интересовался очень большими числами и очень малыми величинами, причем соединяя одно с другим. Например, для вычисления длины окружности он вписывал ее в многоугольник с большим числом, но малой длиной сторон. Или интересовался количеством мельчайших песчинок во Вселенной, которое представлялось в виде громадного числа. Это является приближением к тому, что в наши дни называется бесконечно большими и бесконечно малыми величинами. Но был ли Архимед способен оперировать математической бесконечностью в истинном, современном смысле этого слова?

Интегралы Архимеда

На первый взгляд, бесконечность – не более чем отвлеченная математическая абстракция. Но только после того, как математики научились оперировать этой категорией, появился так называемый «математический анализ», математический подход к описанию любых изменений и, в частности, движения. Этот подход лежит в основе практически любых современных инженерных, физических и даже экономических расчетов, без него нельзя построить небоскреб, сконструировать самолет или рассчитать выход спутника на орбиту.

Основа нашего современного математического анализа, дифференциальное и интегральное исчисление, были созданы Ньютоном и Лейбницем в конце XVII века, и почти сразу же мир начал изменяться. Таким образом, именно работа с бесконечностью отличает цивилизацию лошадиной тяги и ветряных мельниц не только от цивилизации компьютеров и космических кораблей, но даже от цивилизации паровых машин и железных дорог.

Так что вопрос о бесконечности имеет огромное, можно даже сказать «цивилизационно-определяющее» значение. И после трудов Хайберга в начале XX века и, в особенности, после работы команды Ноэля несколько лет назад, поставившей многие точки над «i», ответ на этот вопрос весьма однозначный и эмфатический: да, Архимед прекрасно знал концепцию бесконечности, и не только теоретически оперировал ею, но и практически применял ее в вычислениях! Его выкладки безукоризненны, его доказательства выдерживают тщательную проверку современными математиками. Забавно, он довольно часто применяет то, что в современной математике называется «суммами Римана», в честь известного математика… XIX века.

При вычислении объемов Архимед пользуется методикой, которую нельзя не назвать интегральным исчислением. Правда, если подробно вчитаться в его выкладки, складывается ощущение, что это интегральное исчисление «из другого мира». Хотя многое перекликается с тем, что сегодня знакомо нам, некоторые подходы выглядят совершенно чуждыми и неестественными. Они не хуже, и не лучше, они просто другие. И от этого пробирает мороз по коже: это высшая математика, генетически никак не связанная с современной! Через тысячелетия после Архимеда ученые нового времени изобрели все это с нуля, заново, с тем же содержанием, но в несколько другой форме.

Метод исчерпывания

К сожалению, Палимпсест Архимеда не дает и не может дать ответ на другойпалимсест архимеда интригующий вопрос: в какой степени такие способы вычисления были уникальными для Архимеда и отражали его собственную гениальность, а в какой были типичными для греко-римских математиков и инженеров в целом? По крайней мере один метод вычисления типа математического анализа, которым Архимед владеет в совершенстве, можно проследить приблизительно до V века до н. э. Это «метод исчерпывания», разработку которого в Древней Греции обычно связывают с именем Евдокса Книдского, хотя есть данные, что его знали и ранее.

Конечно, впоследствии этот метод тоже был то ли изобретен заново, то ли реконструирован в XVII веке. Опыт математики последних столетий нам подсказывает, что ученые, прекрасно владеющие прикладной математикой, очень редко отвечают за теоретические прорывы. Архимед же, в первую очередь, прикладник, он интересуется задачами о вычислении конкретных длин, площадей, объемов.

Так что, вполне может быть, что его методика по работе с бесконечными величинами была не столько разработана, сколько доработана или переработана им. Но если ученые Александрийской или какой-то другой научной школы древнего мира свободно владели математическим анализом, ключом к современным технологиям, что еще они могли знать и уметь? Дух захватывает от горизонтов, которые открывает такое предположение.

Горький урок

Теперь, зная историю Палимпсеста Архимеда, можно отступить на шаг и задуматься. Да, к глубокому сожалению его открытие запоздало. В XX веке он стал сенсацией, но сенсацией лишь среди специалистов по истории науки. Но что бы было, сложись его история иначе? Если бы эта рукопись попала в руки ученых на 100, 300, 500 лет раньше? Что, если бы эту книгу еще на школьной скамье читал Ньютон? Или Коперник? Или Леонардо да Винчи?

Современные исследователи с уверенностью утверждают, что даже для математиков XIX века этот труд представлял бы более чем академический интерес. Для математиков XVII-XVIII века значение его было бы огромно.

А в эпоху Ренессанса, попав в нужные руки, он бы просто произвел эффект разорвавшейся бомбы, полностью перекроив будущее развитие математики и инженерной мысли. Чего мы лишились, потеряв на века доступ всего к одной античной книге? Городов на Марсе, межзвездных космических кораблей, экологически чистых термоядерных реакторов? Мы никогда не узнаем…

Но этот горький урок не должен пропасть зря. Сколько равных по значимости, а возможно и более ценных книг и документов все еще скрыто от нас? Стоит на пыльных полках в архивах и библиотеках, упрятано в запасники музеев, заперто в несгораемых шкафах коллекционеров? Сколько тайн хранят нерасшифрованные клинописные таблички и надписи на стенах древних сооружений?

Если написанный в 200-х годах до нашей эры текст ни много ни мало через две тысячи лет мог все еще считаться революционным, нет ли древних трудов, которые могут дать существенный толчок науке и технологиям и в наши дни? Мы рискуем и это никогда не узнать, если не избавимся от высокомерно-невежественного представления о «примитивности» наших предков.

Филиал ГБОУ ВО МО «Университет «Дубна» - ЛПГК

ФИЗИКА

Развернутый план – конспект

Тема:

«Техника, ставшая спутником и помощником человека»

Преподаватель физики: Рубцова Ольга Михайловна

ЛЫТКАРИНО -2016

Урок – конференция

« Техника, ставшая спутником и помощником человека»

Цель урока: Познакомить с творчеством изобретателей на конкретных примерах. Выявить особенности творческого процесса, связанного с созданием новых механизмов и приборов

Задачи урока:

    образовательные: обобщить материал как систему знаний.

    воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего мира; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.

    развивающие: развивать умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности:, закономерности:, анализировать:, сопоставлять:, сравнивать: и т.д.

Ход урока:

«Глаз как владыка чувств, исполняет свой долг,

поставляя препятствия тем смутным и

обманчивым рассуждениям – назову их научным, -

которые при великом шуме и хлопанье ладош

происходят на диспутах.»

Леонардо да Винчи

Как необходимость создания военной техники стимулирует творчество изобретателей и учёных? В чем сходство и различие творчества изобретателя и творчества художника? Всегда ли востребовано творчество изобретателя?

Цель конференции: Ознакомиться с творчеством изобретателей на конкретных примерах. Понять особенности творческого процесса, связанного с созданием новых механизмов и приборов.

План конференции

1. Изобретения Архимеда, связанные с военными действиями.

2. Творческая деятельность Леонардо да Винчи.

3. Жизнь и творчество русских изобретателей 18-го века.

Источники информации

    Детская энцеклопедия.

    Страници истории науки и техники/ В.А.Кирилин. – М.: Наука, 1994.

    Физика. Великие открытия / В.Азерников. – М.: ОЛМА-Пресс, 2000

Сообщение 1

Военный заказ на изобретение: от Архимеда до наших дней.

Человечество с древних времён использовало мастерство ремесленников и талант изобретателей. Наиболее известны иобретения, Связанные с именем древнегреческого ученого Архимеда.

АРХИМЕД (лат. Archimedes , греч. Архимидис) (около 287 до н.э., Сиракузы, Сицилия - 212 до н.э., там же), древнегреческий ученый, математик и механик, основоположник теоретической механики и гидростатики. Разработал предвосхитившие интегральное исчисление методы нахождения площадей, поверхностей и объемов различных фигур и тел. В основополагающих трудах по статике и гидростатике (закон Архимеда) дал образцы применения математики в естествознании и технике. Архимеду принадлежит множество технических изобретений (архимедов винт, определение состава сплавов взвешиванием в воде, системы для поднятия больших тяжестей, военные метательные машины), завоевавших ему необычайную популярность среди современников. «Лапа Архимеда», уникальная подъемная машина и прообраз современного крана. Внешне она была похожа на рычаг, выступающий за городскую стену и оснащенный противовесом. Полибий во «Всемирной истории» писал, что если римский корабль пытался пристать к берегу около Сиракуз, этот «манипулятор» под управлением специально обученного машиниста захватывал его нос и переворачивал (вес римских трирем превышал 200 тонн, а у пентер мог достигать и всех 500), затапливая атакующих.

Подъемный кран - тоже оружие.

Сообщение 2

Леонардо да Винчи – ученый или художник?

Изобретения: ему принадлежат «авторские права» на парашют, вертолет, акваланг, пулемет, автомобиль и массу других механизмов, без которых невозможно представить современную цивилизацию. Так, прообразом современного танка стал разработанный гением XV века тяжелый фургон, окованный броней и вооруженный со всех сторон пушками. Источником для изучения научных воззрений Леонардо да Винчи являются так называемые «кодексы», объединившие исследования ученого в области физики, химии, медицины, астрономии, анатомии, математики.

Изобретенный им винт лег в основу конструкции вертолета. Деревянный двухколесный движущийся механизм послужил прототипом велосипеда. Леонардо да Винчи известен как конструктор ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и землеройных машин, приборов для шлифовки стекла, металлургических печей. После наблюдения за сценами военных сражений Леонардо создал портативную лестницу, идеально подходящую для штурма дворцов и крепостей. В наши дни это приспособление применяется при спасении людей на пожарах. Теоретический вклад Леонардо в науку содержится в его исследованиях по «тяжести, силе, давлению и удару... детям движения...».

Сообщение 3

Русские изобретатели 18-го века. Благодаря усилиям Петра 1 наука и техника пришли в Россию. Оказалось, Русская земля богата талантами, которые могли соперничать с европейцами. К сожалению, в связи с менее развитой промышленностью в России изобретательская деятельность была практически невостребована, и многие изобретения талантливых инженеров, сделанные даже раньше, чем в Европе, оказались забытыми.

Выдающиеся техники и изобретатели. ХVIII век стал временем прорыва в научно-технической мысли России.

    Андрей Константинович Наргков построил первый токарный станок с суппортом (1729) и скорострельную батарею из 44 мортир (1741).

    Иван Федорович и Михаил Иванович Моторины в 1735 году отлили Царь-колокол - самый большой в мире.

    Михаил Васильевич Ломоносов создал в 1745 году первую в мире действующую модель вертолета.

    Родион Глинков построил в 1760 году гребнечесальную машину, заменившую труд 30 человек.

    Выдающийся теплотехник Иван Иванович Ползунов (1728- 1766) в 1763 году разработал проект универсального парового двигателя непрерывного действия, а в 1765 году создал для заводских нужд первую паровую машину.

    Выдающимся русским гидротехником был Козьма Дмитриевич Фролов (1726-1800), создавший в 70-х годах на Эмеиногорском руднике уникальную установку в виде системы водяных колес, с помощью которых производилась откачка воды и подача руды из шахты. Это было настоящее чудо русской техники.

    Одним из крупнейших изобретателей и механиков ХVIII века был Иван Петрович Кулибин (1735-1818). Он усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов и создал в 1773- 1775 годах уникальный микроскоп. Разработал проект и создал модель одноарочного моста через Неву с пролетом 298 м. Создал «зеркальный фонарь» - прототип прожектора. Изобрел семафорный телеграф. Был автором создания «водоходов» (судов, способных двигаться против течения реки) и самобеглой (самодвижущейся) коляски». Особенно много Кулибин смог сделать для двора: им были созданы уникальные дворцовые часы, разработан и построен для императрицы дворцовый лифт. Г. Р. Державин назвал Кулибина «Архимедом наших дней».

Подведение итогов

Деятельность ученых и изобретателей такой же творческий процесс. Как и деятельность представителей искусства и литературы. История сохранила для нас имена гениев одинаково талантливых в обеих сферах. Деятельность ученых и изобретателей служила на протяжении истории как мирным, так и военным целям. Наиболее эффективной эта деятельность является тогда. Когда она востребована обществом.

Таблица – отчет в тетрадях студентов

Цель урока:

п/п

ФИО

выступающего

Тема сообщения

Что нового узнали?

Фамилия Кулибин давно стала в русском языке нарицательной - так называют мастеров-самоучек, вечно что-то совершенствующих или изобретающих. Их редко воспринимают всерьез. Двести с лишним лет назад публика так же посмеивалась над «прожектами» механика и изобретателя Ивана Кулибина, которым восхищались величайшие умы современности.

В Эрмитаже хранится портрет изобретателя кисти неизвестного современника. С холста на нас смотрит седобородый старец с грустными усталыми глазами. Одет он в старомодный русский кафтан, на шее - медаль с портретом Екатерины II. В руках у него циркуль, на небольшом столике, заваленном бумагами, - телескоп, на котором висят часы в форме яйца. С этих часов, преподнесенных Кулибиным императрице, и началась его карьера при дворе.

Иван Кулибин родился 10 апреля 1735 года в деревеньке под Нижним Новгородом. Его отец, зажиточный купец-старообрядец, торговал мукой. В школу мальчика не отдали: местный дьячок учил Ивана грамоте, а отец - азам торговой премудрости. Пётр Кулибин надеялся, что сын пойдет по его стопам, но юный Иван больше всего любил придумывать и мастерить разные замысловатые игрушки. Особенно интересовали его часы. Самостоятельно разобраться в сложном механизме не получалось, и тогда Кулибин стал покупать книги по механике, читал их запоем. Отец сердился на непутевого сына: «Наказал меня Господь, не будет от мальчонки проку».
Но юному мастеру удалось смягчить отцовское сердце. В пруду Кулибиных из-за застоя воды гибла рыба, а Иван придумал, как решить проблему, - и построил остроумное гидравлическое устройство. В купеческом пруду появилась проточная вода, рыба начала плодиться, а отец с тех пор стал относиться к занятиям сына с уважением.
Ивану по-прежнему хотелось создать собственные часы. Оказавшись в Москве, Кулибин познакомился с часовщиком Лобковым, приглянулся ему, и тот обучил юношу секретам ремесла. Вернувшись в родной Нижний, Иван открыл собственную часовую мастерскую. Скоро о талантливом часовщике заговорили по всему городу: от клиентов отбоя не было, даже губернатору новоявленный мастер починил «замысловатый снаряд, показывающий делянки суток».
Так бы неспешно и текла жизнь провинциального часовых дел мастера, но, как это всегда и бывает, внезапно вмешался случай. Среди горожан разнесся слух, что Нижний Новгород намерена посетить сама государыня. Кулибин решил преподнести Екатерине поистине царский подарок - диковинные часы. По воспоминаниям мастера, он «начал рисовать рисунки, чтобы быть часам яичной фигурой». Но на выполнение замысла требовались немалые деньги. Кулибин обратился за помощью к нижегородскому купцу Михаилу Костромину. Тот согласился спонсировать проект, но с условием: вручать подарок они будут вместе.
Работа над часами шла целых три года, но Иван так и не успел закончить ее к приезду императрицы - увлекся созданием телескопа и микроскопа. Тем не менее 20 мая 1767 года Кулибин и Костромин удостоились аудиенции Екатерины II. Хотя «презент» и не был готов окончательно, государыня осталась довольна: кулибинские часы не просто показывали время - в них разыгрывалась настоящая мистерия. Каждый час в «яйце» отворялись маленькие двери, за которыми виднелась пещера, охраняемая воинами. Ангел отваливал камень от гроба, стража падала ниц, являлись две мироносицы, куранты играли молитву «Христос воскресе из мертвых». Вместе с чудо-часами Кулибин преподнес Екатерине сделанные им микроскоп и телескоп, а напоследок - оду собственного сочинения в ее честь. Императрица была растрогана и пригласила мастера в Петербург.
Спустя еще два года, в 1769-м, в Зимнем дворце Кулибин вручил государыне доделанные часы, а также несколько других «диковин». Императрица щедро наградила мастера-затейника и назначила его главой механических мастерских петербургской Академии наук.

Кулибину надлежало «иметь главное смотрение над инструментальною, слесарною, токарною и над тою палатою, где делаются оптические инструменты, термометры и барометры... чистить и починивать астрономические и другие при Академии находящиеся часы, телескопы, зрительные трубы и другие, особливо физические инструменты к нему присылаемые».

Кроме того, он должен был обучать работников академических мастерских «во всем том, в чем он сам искусен».
За службу Ивану Петровичу определили оклад в 350 рублей в год. При этом в «кондиции» - договоре об обязанностях на академической службе - специально оговаривалось его право посвящать вторую половину дня собственным изобретениям. Так начался петербургский период жизни Кулибина - самый яркий и плодотворный.

«Лестница в небо»
17 лет Иван Кулибин руководил мастерскими Академии наук. До нас дошел далеко не весь его архив, но и сохранившееся впечатляет - одних лишь чертежей около двух тысяч! А еще тысячи набросков, описаний механизмов, заметок, сложных вычислений... Кулибину удалось создать при Академии образцовое производство различных машин и инструментов, подняв уровень российского приборостроения на невиданную высоту. «Сделано Кулибиным» - такое клеймо могло бы стоять на его продукции, большая часть которой превосходила тогдашние зарубежные аналоги.
Талантливому изобретателю до всего было дело. «Усмотрел я в вешнее время по Большой Неве обществу многие бедственные происшествия, - пишет Кулибин. - Во время шествия большого льда... перевоз на шлюпках бывает с великим опасением». Мастер задумал перекинуть через Неву однопролетный мост без промежуточных опор. Академики уверяли, что такой мост непременно обрушится, но светлейший князь Григорий Потёмкин мастеру поверил и дал добро на проведение испытаний. 27 декабря 1776 года деревянная модель моста «сдавала экзамен» академической комиссии. На мост положили максимальный расчетный груз - 3500 пудов. Затем увеличили до 3800. После этого Кулибин сам взошел на свое сооружение и пригласил присоединиться не только посрамленных скептиков-академиков, но и всех желающих. Мост выдержал! «Теперь вам остается построить нам лестницу на небо», - сказал Кулибину восхищенный Леонард Эйлер, считавший мастера гением. Екатерина II приказала выдать механику 2000 рублей и лично вручила золотую медаль на Андреевской ленте. Эта награда давала право ее владельцу в любое время входить в Зимний дворец наравне с высшими чинами империи. А как же мост? Да никак: строить его так и не собрались. Модель сделали «приятным зрелищем публики, которая ежедневно во множестве стекалась удивляться оной». Потом перенесли ее в сад Таврического дворца и перебросили через канал.
А неутомимый Кулибин занялся конструированием фонаря с зеркальным отражателем - прототипа современного прожектора. Его основой служило вогнутое зеркало, состоявшее из множества стеклянных фрагментов. «Слепящий зраки фонарь» вызвал подлинный фурор, и немудрено: будучи зажженным в Петербурге, он был виден аж за 24 версты от столицы в Красном Селе. Это изобретение использовали на маяках, в освещении судов и мастерских. Поэт Гавриил Державин в одной из своих од назвал Кулибина «Архимедом наших дней».
Да что там фонарь! Кулибин разработал способ движения судов вверх по реке. Его «водоход» шел «противу воды, помощью той же воды, без всякой посторонней силы». Секрет заключался в специальном механизме: течение реки запускало колеса «водохода», сконструированные по принципу водяной мельницы. Можно было и увеличивать скорость: закидывать вверх по течению канат с якорем и вручную подтягивать к нему судно.
А вот и прообраз автомобиля - трехколесная повозка-«самокатка» с тормозом, коробкой скоростей, подшипниками и т. п. Она приводилась в движение человеком, нажимавшим на педали: «Слуга становился на запятки в приделанные туфли, подымал и опускал ноги попеременно без всякого почти усилия, и одноколка катилась довольно быстро», везя «одного или двух праздных людей».
Очень занимала Кулибина идея быстрой связи на дальние расстояния. В 1794 году он разработал проект семафорного телеграфа и кода для передач, но проект затерялся в бюрократических лабиринтах.

Телеграф появился в России лишь через сорок лет, и не кулибинский (о нем давно забыли), а француза Пьера Шато, которому русское правительство заплатило за «секрет» внушительную сумму. Воистину нет пророка в своем отечестве!

Предприимчивые французы «позаимствовали» и другое изобретение Кулибина - уникальный ножной протез, образец которого был создан для офицера Сергея Непейцына, потерявшего ногу при штурме Очакова. Как писал сам Кулибин, Непейцын, надев протез, легко садился и вставал, а затем даже отказался от трости. Военные хирурги признали этот протез самым совершенным из всех. Кулибин никогда не делал секрета из своих изобретений, описывая их в мельчайших подробностях, и многие иностранные «умельцы» беззастенчиво этим пользовались.
Кулибин преуспевал во всем. Он сконструировал «планетные» карманные часы: кроме часов, минут и секунд они показывали дни, недели, месяцы, времена года и даже фазы Луны (к слову, часов Кулибин создал немало: от огромных башенных курантов до миниатюрных, вмонтированных в перстень).
Впрочем, изобретатель не только витал в сложных механических эмпиреях: с не меньшим остроумием решал он и бытовые проблемы. Во дворце императрицы в Царском Селе оконные форточки были расположены слишком высоко, и Кулибин придумал устройство, позволявшее управляться с форточками при помощи обыкновенных веревочек. В дворцовых коридорах темно - Кулибин озаряет их солнечным светом, отражающимся от расставленных особым образом зеркал. В доме князя Нарышкина нерадивый «умелец» разобрал механизм диковинного автомата, «обученного» играть в шашки, да так и не смог вновь собрать. Кулибин спешит на помощь - и автомат опять как новый. На стекольном заводе рабочие получали сильные ожоги, перенося горшки с расплавленным стеклом, - Кулибин мастерит приспособление для их безопасного передвижения. Тучной императрице тяжело подниматься по дворцовой лестнице - получите, ваше величество, лифт: кресло поднимается вверх без цепей и канатов.
Даже к такой забаве, как фейерверки - их обожали при дворе, - Кулибин подошел обстоятельно, написав трактат «О фейерверках» с разделами «О белом огне», «О зеленом огне», «О разрыве ракет», «О цветах», «О солнечных лучах», «О звездах» и так далее. Он разработал и описал множество «рецептов» фейерверков, изучив влияние различных веществ на цвет потешных огней, предложил массу новых технических приемов, видов запускаемых ракет и комбинаций цветов.

Замкнутый круг
Екатерина II всегда благоволила мастеру, удовлетворяя все его ходатайства. Это задевало Екатерину Дашкову, директора Академии наук и художеств. Самолюбивая княгиня начала по поводу и без повода вмешиваться в работу мастерских. Она даже распорядилась приставить к мастеру специального инспектора-надзирателя. В результате в 1787 году Кулибин оставил должность руководителя академических мастерских, став кем-то вроде консультанта. Но Дашкова не угомонилась - по ее приказу в ноябре 1793 года Кулибина выселили из казенной квартиры.
В 1801 году Иван Петрович решил вовсе оставить службу при академии и перебраться на жительство в Нижний. Император Александр I обеспечил его приличной пенсией. Мастер обзавелся домиком в родном городе, но тихая жизнь пенсионера его не прельщала: кипучая натура изобретателя по-прежнему не знала покоя.
В 1804 году Кулибин построил новый, более совершенный «водоход». Судно прошло испытание перед правительственной комиссией и зарекомендовало себя с лучшей стороны, но, увы, и этому изобретению Кулибина была уготована короткая жизнь. «Наверху» проект отклонили, судно гнило у берега, пока его не продали на дрова. А бурлаки продолжали тянуть тяжелые баржи по матушке-Волге: «Эх, дубинушка, ухнем...»
Десять лет спустя неутомимый мастер попытался вдохнуть жизнь в другую свою давнюю мечту: Кулибин представил Александру I проект железного моста через Неву. Впечатляющая постройка, состоящая из трех решетчатых арок, покоящихся на четырех опорах, требовала до миллиона пудов железа. Конструкция предусматривала особые разводные части, благодаря которым мост не препятствовал судоходству; не забыл старый мастер и про освещение моста, а также про защиту его опор во время ледохода. Но вновь - уже в который раз! - поразительный по масштабу и смелости проект Кулибина остался лишь на бумаге.
До последних дней жизни старый мастер продолжал трудиться над новыми проектами. Он увлекся решением непосильной задачи - созданием вечного двигателя, потратив на это все свои сбережения. Кулибин умер 30 июля 1818 года, в возрасте 83 лет. Говорят, для организации похорон жена мастера вынуждена была продать единственные в доме настенные часы. Прах Кулибина провожала толпа народа, гроб с телом своего гениального земляка несли самые именитые нижегородцы.
Увы, но в России от трудов Кулибина мало что осталось: исчезло множество сделанных им научных приборов, часов, моделей. Сохранились лишь воспетый Державиным фонарь-прожектор, часы-яйцо, подаренные императрице, гигантский глобус, механизм которого был исправлен Кулибиным, несколько других изящных вещиц и механизмов - и все...
Новатор в механике, Кулибин в быту был, как и другие старообрядцы, строгим консерватором. Он никогда не курил, не играл в карты и не притрагивался к спиртному. Впрочем, Иван Петрович не чурался светских увеселений: охотно посещал балы и «аудиенции», писал стихи, любил петь и музицировать. При пышном екатерининском дворе Кулибин щеголял среди камзолов и расшитых золотом мундиров в «мужицком» длиннополом кафтане, высоких сапогах и с окладистой бородой, категорически отказываясь соблюдать придворный «дресс-код».

Кулибин был трижды женат, причем в последний раз связал себя узами Гименея, будучи 70 лет от роду. Третья жена принесла ему трех дочерей, а всего у Кулибина было 11 детей - семь дочек и четверо сыновей. Мастер дал им хорошее образование: старший сын дослужился до чина статского советника, средний - стал гравером, двое младших - горными инженерами.

Известность пришла к Кулибину еще при жизни, о нем много говорили и писали, но мало кто сумел разгадать и оценить всю глубину дарования мастера. «Из-за восторженных повествований... нередко выступают истинно трагические черты человека, слишком поторопившегося явиться на свет», - говорил о Кулибине писатель Владимир Короленко. Неповоротливое, консервативное общество оказалось не готово увидеть в занятных «кунштюках» подлинный инженерный гений. Все озарения мастера в итоге свелись к игрушкам для богатых, а простому народу, о котором он так пекся, не досталось ничего. Обыкновенная российская история...

Архимед из Сиракуз

(287 г. до н.э. – 212 г. до н.э.)

Архимед-вершина научной мысли древнего мира. Последующие ученые - Герон Александрийский (1-11 вв. до н. э.), Папп Александрийский (III в. н. э.) - мало что прибавили к наследию Архимеда.

Архимед родился в 287 году до нашей эры в греческом городе Сиракузы, где и прожил почти всю свою жизнь. Отцом его был Фидий, придворный астроном правителя города Гиерона. Учился Архимед в Александрии, где правители Египта Птолемеи собрали лучших греческих ученых и мыслителей, а также основали самую большую в мире библиотеку.

После учебы в Александрии Архимед вновь вернулся в Сиракузы и унаследовал должность своего отца.

Основные работы Архимеда касались различных практических приложений математики (геометрии), физики, гидростатики и механики. В сочинении "Параболы квадратуры" Архимед обосновал метод расчета площади параболического сегмента, причем сделал это за две тысячи лет до открытия интегрального исчисления. В труде "Об измерении круга" Архимед впервые вычислил число "пи" - отношение длины окружности к диаметру - и доказал, что оно одинаково для любого круга.

Математический метод Архимеда, связанный с математическими работами пифагорейцев и с завершившей их работой Эвклида, а также с открытиями современников Архимеда, подводил к познанию материального пространства, к познанию теоретической формы предметов, находящихся в этом пространстве, формы совершенной, геометрической формы, к которой предметы более или менее приближаются и законы которой необходимо знать, чтобы воздействовать на материальный мир.

Архимед изучал силы, которые двигают предметы или приводят в равновесие, изобретая новую отрасль математики, в которой материальные тела, приведенные к их геометрической форме, сохраняют в то же время свою тяжесть. Эта геометрия веса и есть рациональная механика, это статика, а также гидростатика, первый закон которой открыл Архимед (закон, носящий его имя), согласно которому на тело, погруженное в жидкость, действует сила, равная весу вытесненной им жидкости.

Знаменитое "Эврика!" было произнесено не в связи с открытием закона Архимеда, но по поводу закона удельного веса металлов - открытия, которое также принадлежит сиракузскому ученому. Согласно преданию, однажды к Архимеду обратился правитель Сиракуз. Он приказал проверить, соответствует ли вес золотой короны весу отпущенного на нее золота. Для этого Архимед сделал два слитка: один из золота, другой из серебра, каждый такого же веса, что и корона. Затем поочередно положил их в сосуд с водой, отметил, на сколько поднялся ее уровень. Опустив в сосуд корону, Архимед установил, что ее объем превышает объем слитка.

Архимед проверяет и создает теорию пяти механизмов, известных в его время и именуемых "простые механизмы". Это - рычаг ("Дайте мне точку опоры, - говорил Архимед, - и я сдвину Землю"), клин, блок, бесконечный винт и лебедка.. Изобретение бесконечного винта привело его к изобретению болта, сконструированного из винта и гайки.

В 212 году до нашей эры при обороне Сиракуз от римлян во время второй Пунической войны Архимед сконструировал несколько боевых машин, которые позволили горожанам отражать атаки превосходящих в силе римлян в течение почти трех лет. Одной из них стала система зеркал, с помощью которой египтяне смогли сжечь флот римлян. Архимед погиб во время осады Сиракуз: его убил римский воин в тот момент, когда ученый был поглощен поисками решения поставленной перед собой проблемы.

Завоевав Сиракузы, римляне так и не стали обладателями трудов Архимеда. Только через много веков они были обнаружены европейскими учеными.

Плутарх пишет, что Архимед умер в глубокой старости. На его могиле была установлена плита с изображением шара и цилиндра.

Стихи об Архимеде

* * *

ПАМЯТИ АРХИМЕДА

В. Шефнер

Далеко от нашего Союза

И до нас за очень много лет

В трудный год родные Сиракузы

Защищал ученый Архимед.

Многие орудья обороны

Были сконструированы им,

Долго бился город непреклонный,

Мудростью ученого храним.

Но законы воинского счастья

До сих пор никем не учтены,

И втекают вражеские части

В темные пробоины стены.

Замыслом неведомым охвачен

Он не знал, что в городе враги,

И в раздумье на земле горячей

Выводил какие-то круги.

Он чертил задумчивый, не гордый,

Позабыв текущие дела,-

И внезапно непонятной хордой

Тень копья чертеж пересекла.

Но убийц спокойствием пугая,

Он, не унижаясь, не дрожа,

Руку протянул, оберегая

Не себя, а знаки чертежа.

Он в глаза солдатам глянул смело:

«Убивайте, римляне-враги!

Убивайте, раз такое дело,

Но не наступайте на круги!»

. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Я хотел бы так пером трудиться,

Родине отдав себя вполне,

Чтоб на поле боя иль в больнице

За себя не страшно было мне,

Чтобы у меня хватило духа

Вымолвить погибели своей:

«Лично - убивай меня, старуха,

Но на строчки наступать не смей!»

* * *

АРХИМЕД

Д. Кедрин

Нет, не всегда смешон и узок

Мудрец, глухой к делам земли:

Уже на рейде в Сиракузах

Стояли римлян корабли.

Над математиком курчавым

Солдат занес короткий нож,

А он на отмели песчаной

Окружность вписывал в чертеж.

Ах, если б смерть - лихую гостью -

Мне так же встретить повезло,

Как Архимед, чертивший тростью

В минуту гибели - число!

* * *

СМЕРТЬ АРХИМЕДА

К. Анкундинов

Он был задумчив и спокоен,

Загадкой круга увлечен...

Над ним невежественный воин

Взмахнул разбойничьим мечом.

Чертил мыслитель с вдохновеньем,

Сдавил лишь сердце тяжкий груз.

«Ужель гореть моим твореньям

Среди развалин Сиракуз?»

И думал Архимед: «Поникну ль

Я головой на смех врагу?»

Рукою твердой взял он циркуль -

Провел последнюю дугу.

Уж пыль клубилась над дорогой,

То в рабство путь, в ярмо цепей.

«Убей меня, но лишь не трогай,

О варвар, этих чертежей!»

Прошли столетий вереницы.

Научный подвиг не забыт.

Никто не знает, кто убийца.

Но знают все, кто был убит!


Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Лагерную экономику порой называют «становым хребтом» сталинской индустриализации. Что по этому поводу свидетельствуют документы тех лет?

«Как меня в жены брали, а потом выгоняли, так и в вашем монастыре так будет: никогда не знать ему покоя, до скончания века будут то звать его, то гнать!» - этими словами прокляла много столетий назад Ивановский монастырь заточённая сюда Феодосия Соловая (в иночестве Параскева) - отвергнутая супруга царевича Ивана, старшего сына Ивана Грозного. И её проклятие сбылось. На протяжении веков эта обитель в центре Москвы неоднократно выгорала дотла, закрывалась и возрождалась вновь. Однако же прославился монастырь прежде всего своими загадочными узницами, что некогда томились в его стенах.

После исторической битвы при Гавгамелах, когда Александр Македонский разбил огромную армию персидского царя Дария III, могущественная империя Ахеменидов перестала существовать. На смену ей пришли другие государства, управляемые сатрапами (наместниками) Александра. Именно так появилось Коммагенское царство - государство, возникшее на обломках империи Македонского.

Реализовывавшийся с 1921 года план ГОЭЛРО вывел Советский Союз в промышленно развитые державы. Символами этого успеха стали открывшая перечень масштабных строек Волховская ГЭС и крупнейшая в Европе Днепровская ГЭС.

История английского военного корабля «Баунти» не потерялась даже среди бурных событий XVIII века. Мятеж, поднятый на паруснике, стал источником вдохновения не только для писателей и режиссёров, но и для современных копирайтеров и маркетологов. Усилиями последних морской поход, исполненный драматизма, в общественном сознании намертво слился с райскими наслаждениями. О них же в своё время мечтали и мятежники корабля. Но, увы, действительность внесла свои печальные коррективы в их планы…

«Мы - против американской системы, а не против людей Америки, тогда как при этих нападениях (11 сентября) погибли обычные американские люди. По моей информации, количество жертв гораздо выше, чем заявили власти США… Разве не существует в Соединённых Штатах правительство внутри правительства? Это тайное правительство и нужно спросить о том, кто совершил эти теракты?» (Усама бен Ладен).

При жизни принцесса Диана стала кумиром миллионов людей, иконой стиля и, как её называли, «королевой людских сердец». Поэтому после её гибели никто не хотел верить, что леди Ди, как простая смертная, стала жертвой банального ДТП. И это породило многочисленные версии о её убийстве.

В 30-е годы прошлого века бытовало только одно-единственно правильное отношение к плану электрификации России. Дескать, ГОЭЛРО по самой своей сути была проектом ленинского правительства, разработанным с нуля на почве лохматой дикости и разрухи. Но что взять с сугубо пропагандистских времён, когда для страны куда важнее была преданность народа, а не какая-то там неудобная правда. А правда о всенародной электрификации действительно была неудобной. Ведь она гораздо старше октябрьских инициатив. Первые шаги к повсеместному насаждению электроэнергетики были предприняты ещё в «упаднические» царские времена.