Проблемы с начальством на работе. Как разрешить конфликт на работе: пять способов

Если вы не счастливец-фрилансер, работающий удаленно сам на себя, или не мамочка-домохозяйка, то наверняка большую часть своего времени проводите на работе.

Ваш офис, кабинет, предприятие – пространство, в которое вкладываете душу. Коллеги – люди, которые зачастую знают о вас больше, чем родные.

Есть даже такой критерий счастья, когда человек просыпается и с радостью идёт на работу .

И, наоборот, неприятный сотрудник, вздорный начальник способны отравить жизнь и отбить желание заниматься любимым делом.

Что делать, когда конфликты с руководством на работе доводят до стрессов?

Как разобраться, почему смена коллективов, работодателей из раза в раз – неизменно или кто-то из коллег вредит, или шеф попадается с одним и тем же набором неприятных качеств?

Неожиданно, но реинкарнационика помогает найти ответы и на эти вопросы.

Знакомство с начальником

Ирина была хорошим специалистом по продаже недвижимости, и поэтому её не удивил внезапный звонок с предложением перейти в новое агентство.

Но что действительно стало полной неожиданностью, уже тем же вечером Альбина сама приехала в офис Иры и напористо предложила: «Мне нужно, чтобы Вы с понедельника вышли на работу у нас».

И зарплата, и условия труда были привлекательными. Да и сама Ирина давно мечтала сменить место – нынешняя начальница была самовлюбленной и скандальной, терпеть её сил уже не было.

Но согласиться сразу на предложение она не могла: «У меня не законченный проект, мне нужно еще две недели, иначе я подведу людей».

Альбина могла найти десятки других агентов подобного уровня в их двухмиллионном городе, но к счастью для Ирины, согласилась подождать.

Непонятные чувства в душе

Новое место работы чрезвычайно радовало Ирину. Альбина, несмотря на то, что была моложе на пять лет, очень умело поставило дело. Предприимчивость и энергичность начальницы восхищали.

Как грамотный психолог, она подобрала отличную команду. Коллектив был дружным, Иру приняли очень хорошо. Она сама как будто преобразилась.

Кроме вечных дел, появилось время на увлечения, занятия спортом – новые коллеги составляли компанию и на корпоративах, и в тренажерном зале, и даже в совместных выездах в отпуск.

Между Ирой и Альбиной было много общего – объединяли взгляды на принципы работы, жизнь, мужчин, обе воспитывали в одиночку сыновей. Все предложения Ирины по проектам тут же находили поддержку и воплощались в жизнь.

Но, примерно через полгода, идиллия начала рушиться. Всё чаще между директором и её новым агентом стали пробегать вспышки раздражения.

Ира ловила на себе недовольные взгляды и не могла понять их причины.

Иногда Альбина начинала цепляться по мелочам, доводя разговор до повышенных тонов, высказывала какие-то несправедливые претензии.

После подобных вспышек начальница могла несколько дней проходить мимо Ирины, делая вид, что не замечает её, не отвечая на обычные утренние приветствия.

Такие взаимоотношения мучили Ирину. По природе не конфликтный человек, она не могла решиться и вывести Альбину на откровенный разговор, выяснение отношений.

Да и раз по самой работе претензий к ней не было, значит, раздражает начальницу что-то личное. Но и продолжать работать в такой атмосфере Ире было не комфортно.

Для неё, тонко чувствующей настроение окружающих, было в тягость каждый день ждать, а вдруг сегодня «директриса опять не в духе».

Прошлая жизнь с начальницей

Подруга посоветовала Ирине обратиться к реинкарнационным воспоминаниям: «А вдруг ваши претензии друг к другу тянутся из прошлой жизни?»

Поскольку других вариантов решения проблемы Ира не придумала, то согласилась на сеанс регрессии.

В погружении Ирина вспомнила себя в ХVI веке. Персидский мальчик-подросток, живёт бедно со своим отцом-инвалидом. Сын — единственная опора старика.

По запросу «увидеть ситуацию, которая влияет на отношения с начальницей в текущем воплощении», пришли картины последнего дня той жизни.

В тот день он работал, чтобы купить хоть какой-то еды для них с отцом. И вечером, уставший, но довольный, с котомкой еды он добирается по окраинам домой.

Внезапно его настигает банда разбойников на лошадях. Их предводитель – надменный, самоуверенный, чувствующий свою силу и безнаказанность – требует от мальчика отдать его сумку с едой.

Ирина, вспоминая эту ситуацию изнутри, почувствовала и небывалое возмущение и проснувшуюся гордость и непокорность, удивительные для щуплого подростка.

А также поняла, что перед ней в тот момент стоит не просто предводитель разбойников, а душа её нынешней начальницы.

Юноша отказался подчиниться. В ответ увидел презрительную кривую усмешку и приказ наказать его. Разбойники накинулись на беззащитного парнишку, отобрали вещи и избили. Били долго и жестоко, до смерти.

Когда душа Ирины покидала истерзанное тело, она почувствовала невероятную горечь и сожаление.

Зачем было противостоять в этой неравной борьбе, когда исход был очевиден? Кто теперь позаботиться об отце? Как он останется без меня?

Прощение обидчика. Трансформация отношений

С точки зрения души это была стычка двух гордых натур. И для мальчика, и для опытного разбойника главным было настоять на своем. Один демонстрировал свою силу и власть, другой отказывался признавать эту власть и подчиняться.

Трагический финал стычки наложил отпечаток на взаимодействие двух душ. И в нынешней жизни, подсознательно, Альбина и Ирина чувствовали этот отпечаток. Начальница переживала необходимость четко расставлять социальные роли, утверждаясь «я здесь главная».

Её раздражение — это невысказанный намек: «Не переходи черту между дружеским отношением и панибратством».

А Ирина, в свою очередь, испытывала идущее из прошлой жизни сопротивление. В уме часто прокручивала фразы, которые ставили под сомнение авторитет директора: «Ведь я старше, опытнее, я бы тоже смогла управлять агентством и даже лучше!»

Какой опыт проживали эти души? Для Ирины это был урок смирения гордыни , признания чужой силы и знаний, принятия своей социальной роли. Душа Альбины дважды приходила в совместное воплощение, помогая Ирине стать мудрее.

Вспомнив, что начальница когда-то стала причиной её смерти, Ирина не озлобилась. Наоборот, понимая, что это всего лишь опыт, который позволил понять важный урок, она искренне простила душу, которая стала ей близка.

И этого прощения стало достаточно, чтобы отношения с Альбиной наладились. Исчезли внезапные вспышки раздражения. Ирина не слышала больше в свой адрес претензий.

Начальница стала часто вызывать её, чтобы посоветоваться по проектам и развитию агентства. И когда у Альбины произошли изменения в личной жизни, именно Ирина стала той, с кем первой она поделилась!

Может показаться, что это волшебство – вспомнить причину испорченных отношений в прошлой жизни, «понять и простить» и всё наладится. Но на самом деле, это очень серьезная работа души!

Существует , но не всегда они помогают развязать узлы обид. В этой истории душа Ирины искренне приняла свой урок и простила. Результатом стали излеченные отношения с начальницей.

В переводе с латинского слово «конфликт » обозначает столкновение , а его причина часто кроется во взаимно противоположных потребностях, установках, целях и нежелании решать вопросы мирным путем. При этом поведение у оппонентов может быть кардинально разное: кто-то с азартом ввязывается в коммуникационную войну, жарко доказывает свою правоту и всеми силами старается победить в конфликте, а кто-то выбирает другую тактику – изо всех сил пытается обходить острые углы, но при этом удивляется, что конфликт не гаснет.

В споре рождается истина

Полностью избежать конфликтов на рабочем месте невозможно даже при самой идеальной организации труда. К тому же некоторые современные психологи утверждают, что периодические конфликты даже в самой преуспевающей компании и даже при прекрасных отношениях между коллегами не только возможны, но и желательны. Как известно, в споре рождается истина. Однако это совсем не значит, что руководство должно спокойно взирать на дрязги, происходящие в коллективе, и не делать никаких попыток воспрепятствовать развитию конфликтов, особенно если они случаются часто. Высокие скорости современной жизни, стрессы и постоянное напряжение могут превратить любой офис в поле боя, где не останется места эффективной работе и нормальным здоровым отношениям между коллегами. Любому руководителю стоит помнить: начальство может сыграть огромную роль в возникновении противоречий в коллективе. И для быстрого погашения ссор руководитель должен иметь ясное представление о причинах и способах управления конфликтными ситуациями.

Как известно, в основе разгорания конфликтов могут лежать объективные и субъективные факторы. К объективным относятся условия работы, финансовое положение и уровень квалификации сотрудников компании. К субъективным – различные цели и способы их достижения, несовместимость характеров и типов поведения людей, работающих в едином пространстве и имеющих разные взгляды на те или иные возникающие ситуации. Одна из главных задач начальства – создание благоприятных условий, которые бы предупредили возникновение частых конфликтов , разрушающих рабочий процесс.

«Третий год я работаю . Устроилась в эту компанию сразу после окончания института и до недавних пор была очень довольна своим местом работы. Но так как компания расширяется, примерно год назад начальник пригласил на работу еще одного секретаря, и с тех пор моя спокойная жизнь закончилась. С этой мы сразу не поладили, у нас разные темпераменты, разный подход к работе и разная манера общения с коллегами и начальством. Казалось бы, в этом нет ничего страшного, бывает, и непохожие друга на друга люди отлично ладят между собой, но у нас возникали конфликты один за другим. К тому же со временем я стала замечать, что мне приходится больше работать и чаще задерживаться по вечерам, а моя коллега весьма удачно и регулярно перекладывает на меня часть своих обязанностей. Причем делает это с одобрения начальства, которому, по всей видимости, вообще все равно, кто сколько работает, лишь бы работа была выполнена в срок. На мои просьбы разобраться в ситуации начальник отмахивается: «Решайте всё сами», а сами мы можем только устраивать скандалы на рабочем месте, из-за чего потом стыдно перед коллегами. Недавно я приняла решения уйти с работы и сейчас подыскиваю другое место. Надеюсь, там таких неприятностей не будет.»

Марина, секретарь

Как распознавать конфликты

Для того чтобы уметь предотвращать возникновение конфликтов на рабочем месте, необходимо знать основные причины, приводящие к ссорам. Среди них обвинения и критика за то, в чем человек не виноват, невыполнение работы или выполнение ее некачественно и последующее после этого выяснение обстоятельств, злость и раздражение от усталости, несправедливые требования, сплетни коллег за спиной, предвзятое отношение и предъявление завышенных требований.

Также психологи выделяют три наиболее распространенных типа : межличностный, конфликт между человеком и группой и конфликт между двумя группами . В первом случае причиной возникновения конфликта чаще всего становится несходство характеров. Многие люди из-за разницы в манере поведения не могут поладить друг с другом. Второй тип конфликта часто наблюдается между новым руководителем и группой, где начинается противостояние между вновь прибывшим и «старичками». Любое отступление от ранее принятых норм группа расценивает как негативное проявление и возникает конфликт. Третий тип конфликта – один из самых тяжело решаемых, ведь наблюдается, как говорится, столкновение «стенки на стенку». В такое противостояние могут быть включены практически все сотрудники. Закачивается все нередко массовыми увольнениями «по собственному желанию».


«Я и не стесняюсь этого. Несмотря на то, что это слово некоторые считают чуть ли не ругательным, я всегда стремился быть первым и преуспел в этом. Неплохо учился в школе, получил красный диплом в Университете. Устроился в небольшую компанию и всего за три года добился там успехов – стал директором по продажам. От моей успешной работы зависела вся прибыль компании, не скрою, мне было приятно, что начальство меня ценит и боится потерять. Однако на четвертом году работы я понял, что в здесь расти больше некуда, поэтому надо менять место работы. Устроился в известную компанию, занимающуюся поставками металлопроката. Меня назначили руководителем в отдел, где всегда была относительно небольшая текучка и где сложилась своеобразная «семья» с девизом «Один за всех и все за одного». И эта «семья» отказалась принять меня в качестве руководителя. Им казалось, что я слишком молод и неопытен, что я предлагаю идеи, которые не будут работать. Отношения у нас наладились только через полтора года моей работы, когда все поняли, что мои проекты приносят компании реальную прибыль.»

Владислав, директор по продажам

Как правильно бороться с конфликтами

Первое правило – старайтесь решить конфликт на самом раннем этапе. Как правило, конфликт зарождается постепенно, поэтому не стоит оставлять без внимания мелкие ссоры между сотрудниками на совещаниях, на их колкие реплики и комментарии. Иначе потом будет гораздо сложнее бороться с резким ухудшением качества работы, вызванным офисными «войнами».

Второе правило – не устраивайте публичных разборок. Коллеги – это не школьники, чье поведение можно обсудить на общем собрании. Не превращайте рабочие совещания в поиск виноватых в конфликтах и не предавайте огласке проблемы, которые требуют личного подхода. Все серьезные вопросы, касающиеся межличностных конфликтов, старайтесь обсуждать за закрытой дверью с непосредственными участниками ссоры.

Третье правило – поощряйте работу в команде. Ваша компания – это единый организм, для жизнедеятельности которого необходима слаженная работа. Не допускайте нездоровой конкуренции, когда за определенные бонусы или выгодных клиентов сотрудники вынуждены сражаться чуть ли не на шпагах. Старайтесь сплотить команду, где будет в ходу взаимовыручка, хотя бы иногда.

Четвертое правило – не принимайте ничью сторону, выбирайте нейтралитет. Пока не выслушаете обе стороны, не принимайте никаких решений и тем более не бросайтесь наказывать первого попавшегося, того, на кого пожаловались. Предложите коллегам решить проблему путем переговоров.

Пятая проблема – не бойтесь увольнять. Даже если у вас в компании трудится гений в своей сфере, но при этом он регулярно мешает процессу работы других сотрудников и провоцирует конфликты, с ним придется попрощаться. Иначе всё может закончиться массовыми увольнениями, справиться с которыми не так просто.

Мнение эксперта

В любой сфере возникают какие-то конфликты. А рабочий коллектив – это живые люди: люди разные, со своими убеждениями и разными стилями поведения. Поэтому столкновение противоположных точек зрения, различных моделей работы неизбежно приводит к конфликту.

Находиться в эпицентре рабочего конфликта, конечно, неприятно. Кроме того, частые конфликты в коллективе негативно сказываются на общей рабочей атмосфере. Однако без конфликтов нет и развития. После того, как спор разрешен, почти всегда появляется что-то новое: новые отношения между работниками, решение какой-либо проблемы и т. д. Однако важно помнить, что конфликты надо не избегать, а конструктивно решать , чтобы они действительно приводили к развитию компании. Иначе противостояние может продолжаться бесконечно, мешая тем самым и сотрудникам продуктивно выполнять свои обязанности, и самой компании достигать новых целей.

Чтобы вычислить конфликтного сотрудника, нужно быть очень внимательным к окружающим, уметь слушать и стараться самому не стать провокатором конфликта. Необходимо понаблюдать за человеком, как он ведет себя в коллективе, как общается, что считает важным в жизни и в работе.

Часто те, кто может спровоцировать конфликтную ситуацию, убеждены в собственной правоте. Им важно, чтобы их мнение всегда принималось беспрекословно. Они боятся сделать ошибку, чтобы не подорвать свой авторитет. И не идут на уступки, так как считают только себя правыми в любой ситуации. Поэтому любое мнение, отличное от их собственного, такие люди могут принимать «в штыки». Они борются за карьерный рост и могут создавать конфликты именно на этой почве.

Такого человека радует, что кого-то отругал начальник, а сам он при этом остался хорошим. Такой любитель конфликта часто в глаза коллеге говорит комплименты и другие приятные вещи, а вот в его отсутствие может долго и с удовольствием сплетничать.
Конфликтам подвержены и люди с повышенной эмоциональностью. Как правило, они бурно реагируют на все происходящее, не скрывая своих чувств и эмоций. Если их что-то обрадовало, они шумно радуются, делятся впечатлениями с коллегами. Если же их что-то расстроило или обидело, то они сразу выплеснут все свое негодование прямо в коллективе.

Встречаются и молчаливые конфликтные сотрудники. Трудность взаимодействия с ними состоит в том, что они предпочитают молчать, даже если их что-то не устраивает или они чем-то недовольны. При этом попытка оппонента узнать, в чем же собственно дело, не принесет результата. Это может разозлить оппонента. Тут и начинается конфликт.
А если среди ваших коллег есть люди, которые постоянно жалуются на жизнь, на шефа, на условия работы, на мужа или жену и т. д., то будьте внимательны: такой человек будет всеми силами защищать свою позицию «обиженного жизнью», что также может вылиться в конфликт.

Раздражение и злость – непременные спутники любого противостояния. Но лучше не выплескивать гнев на коллег, а говорить о своих чувствах оппоненту прямо, спокойно и откровенно. При этом придерживаться так называемой «Я-концепции »: говорить только про себя, свои чувства и не обвинять коллег и партнеров.

Если взять себя в руки в разгар серьезного конфликта вам очень сложно, то стоит просто выйти на время из ситуации (уйти из кабинета, отойти от оппонентов, остаться в одиночестве), чтобы позднее, когда гнев пройдет, обязательно вернуться к обсуждению. Оставшись в одиночестве, можно и покричать, и выговориться, и ударить кулаком об стену, чтобы выплеснуть свою злость. Хорошо помогает вода. Поэтому можно умыться, смочить запястья, вымыть руки.

Но следует помнить, что любой конфликт необходимо решать. Если постоянно пытаться избежать столкновения, то враждебная атмосфера в рабочем коллективе может держаться очень долго. Вплоть до того, когда , наконец, не будет разрешен.

Лучший вариант разрешения конфликта – сотрудничество, когда оба оппонента в итоге что-то выигрывают. Однако во многих ситуациях хорошим исходом будет и компромисс, когда стороны конфликта идут на уступки друг другу, тем самым приходя к общему решению.

Если же вы уже попали в конфликтную ситуацию, сначала выслушайте все претензии другой стороны, постарайтесь принять эту точку зрения. Затем выскажите свою позицию, приведите свои аргументы. После этого всем участникам конфликта следует задаться вопросом: какое наилучшее решение будет выгодно и нам, и вам? Если конкретные способы, устраивающие обе стороны, так и не находятся в процессе переговоров, целесообразно пригласить третье лицо – медиатора, который сможет предложить свои нейтральные пути выхода из конфликта».

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Накал офисных страстей приводит к конфликтам между сотрудниками, и это совсем не к добру, если вы умудрились поссориться с начальником. Как вести себя во время и после ссоры с руководством,

подскажет JOB.ru.

Устроить переговоры

Переговоры - один из самых рациональных способов разобраться с конфликтом. Если вы встречаетесь с грубой критикой и не понимаете или не согласны с ее содержанием, можно спокойно расспросить начальника, что конкретно его не устраивает в вашей работе или поведении.

Психологи говорят, что подобная тактика поведения при конфликтах успокаивает оппонента: нападающий ожидает получить отпор, но в ответ он слышит уточняющие вопросы и осознает, что оппонент предпринимает попытку понять его, старается услышать суть исходящей критики. В этом случае ссора окажется продуктивной, потому что подчиненному удастся выявить свои недостатки и начать работу над ними.

В тактике конфликтных переговоров в арсенале также пригодятся аргументы в свою защиту и, возможно, аргументы против самого начальника, например, когда на вас пытаются спихнуть неудачную сделку, которая произошла за счет промаха руководителя.

Единственная проблема заключается в том, что нужно иметь в запасе крепкое самообладание, ведь чаще всего срабатывает инстинкт самозащиты. В любом случае, этот способ подходит сильным людям, склонным во время стресса принимать взвешенные решения. Также научиться правильно себя вести в конфликтной ситуации можно на психологических тренингах.

Перейти переговорам можно и после того, как произошел конфликт, когда обе стороны остыли и готовы обсудить назревшие проблемы.

Признать поражение

Некоторые сотрудники действительно нарываются на конфликт, поэтому если в последнее время в свой адрес вы получали многократные замечания, срывали отчеты, опаздывали на работу и вообще мешали успешному течению работы - будьте готовы к честно заслуженному разносу. Чтобы не получить еще большего раздражения от начальника, лучше согласиться со всеми замечаниями, добавляя фразы о том, что все будет исправлено.

В случае, когда при всем старании не удается справиться со своими обязанностями, во время неприятного разговора с шефом признайте, что столкнулись с трудностями и нуждаетесь в помощи. Понимающий начальник снизит тон, даст совет, пристроит к вам наставника. При этом нужно хорошо понимать характер оппонента и свою значимость для компании - некоторые не станут возиться с вами и просто-напросто уволят.

Согласно этой тактике, будет уместно первым извиниться спустя какое-то время после громкой ссоры. Это достаточно разумный шаг: во-первых, в случае неправоты надо уметь ее признавать, а во-вторых, начальнику из-за своего положения сложнее признать ошибки и пойти на мировую.

Оставаться хладнокровным

Лучшая из методик - сохранять спокойствие и холодный ум. Придерживаясь этой тактики, не повышайте тон и не позволяйте это делать начальнику. Если в вашу сторону посыпались крики и неприятные формулировки, осадите оппонента фразой вроде: «Я не буду продолжать разговор в таком тоне», «Если хотите это обсудить, то возьмите, пожалуйста, на тон пониже». Слишком экспрессивных экземпляров таким не успокоишь, но тут уж остается либо выслушивать дальше, либо оставить оппонента наедине со своими размышлениями.

В большинстве случаев люди берут себя в руки, когда им указывают на то, что они перешли границу.

Используйте факты, которые сыграют в вашу защиту и оперируйте реальной информацией вместо того, чтобы переходить на личности.

Также уместен прием отвлечения внимания, который срабатывает на внезапном отхождении от темы. Например, «случайно» оброните папку с документами, да так, чтобы все бумаги и ручки разлетелись в разные стороны: кричать на человека, собирающего с пола канцтовары, неудобно. Это объясняется тем, что когда сотрудник отвлекается от гневного монолога, начальник теряет внимание «публики» и теряется.

Что касается поведения после конфликта, хладнокровная тактика предполагает делать вид, что ничего не произошло. Во время неизбежных соприкосновений ведите себя в рамках делового этикета, воздержитесь от скользких намеков и гневных взглядов. Так ситуация останется подвешенной и уляжется только со временем, но зато и не усугубится.

Бежать с поля боя

Тактика предлагает уйти от конфликта. Если вам морально тяжело слушать начальника, к глазам начали подступать слезы, накопившаяся агрессия вот-вот выйдет наружу или вы просто не знаете, как себя вести, - покиньте поле боя. Для этого подойдут фразы вроде «Вернемся к разговору, когда вы будете готовы общаться спокойно».

Лучше не придерживаться тактики побега после ссоры: избегая встреч с начальником, вы будете выглядеть глупо, да и детское поведение не способствует укреплению авторитета среди коллег.

Дать отпор

Агрессивный ответ - сомнительный способ поведения во время конфликта с руководством из-за того, что последствия ответной грубости предугадать невозможно. Один начальник за такое выгонит в шею, другой, наоборот, станет уважать сотрудника, который сумел постоять за себя. В первом случае, даже если вы останетесь на работе, наладить отношения будет очень трудно. Ставки слишком высоки, поэтому лучше держать себя в руках.

Однако это не значит, что вы обязаны искать компромисс или молча все проглатывать, когда обвинения не обоснованы или представлены в слишком грубой форме. В этом случае не запрещается дать отпор самодуру, но в рамках разумного. Для этого достаточно уверенного тона, доказательств вашей правоты и нескольких блок-фраз, например, «Я знаю, что неправ, но разговаривать со мной так я не позволю» или «Если вы перепроверите отчет, то увидите, что моей ошибки здесь нет».

Используйте разные приемы

Конфликт назрел, и теперь деваться некуда - придется сделать ответный ход. Каким он будет, зависит от причин, из-за которых возникла эта ситуация, от темпераментов начальника и подчиненного, а также от того, что и как уже было сказано в ваш адрес. Можно придерживаться одной тактики во время и после конфликта, однако иногда лучше использовать приемы нескольких стилей поведения. Например, если вам трудно слушать грубую критику, сначала уйдите от конфликта и потом приступите к переговорам. А если вы не сдержались и дали агрессивный отпор, то извинитесь перед начальником после ссоры.


Быть начальником - значит иметь особый статус в своем коллективе. Что и говорить, должность более ответственная, требующая большей отдачи и моральных сил. Талантливо управлять даже самым небольшим коллективом дано далеко не всем. Собрать людей с разными интересами, жизненными проблемами и личностными данными в единую команду – это ли не искусство?! Несомненно, многое в нелегком труде вышестоящего лица может заслуживать одобрения и даже восхищать, однако и привилегий у такого человека не в пример остальным. Нет подчиненного, которому бы нечего было сказать о своем начальнике.

Хорошо, если человек нашел общий язык со своим руководителем и работа в его команде приносит если не удовольствие, то хотя бы не напряжение и страх. А что если с самого начала ваш начальник «имеет на вас зуб» или вы столкнулись на редкость с неуровновешанным характером? Если в очередном приступе ярости вы слушаете про себя и окружающий мир столько всего, что сил не остается даже на слабое сопротивление. Однозначно, пора говорить свое резкое «стоп»!

Итак, тем счастливчикам, которым довелось создать отличный микроклимат в своих трудовых отношениях можно лишь сказать в напутствие «Так держать!» Если же вы находитесь под гнетом своего босса - пора действовать.

Как правило, у самодостаточного и уверенного в себе человека не возникает даже мысли допустить к себе оскорбительное отношение. Неважно, к какому социальному уровню вы относитесь, неважно какое у вас образование и какую должность вы занимаете, вы, прежде всего, человек и имеете право на уважение. Это должно стать жизненным кредо каждого! Если от природы вы человек мягкий и неконфликтный или просто не уверенный в себе, пора научится проявлять жесткость в критических для вас ситуациях. Вы можете оставаться мягким и уязвимым кругу самых близких. В деловой же сфере лучше держать «лицо».

Сколько бы вам не платили, собственное достоинство цены не имеет. Сегодня вас оскорбил начальник, а завтра найдется и более дерзкий коллега, которому тоже захочется «погонять» слабого. Поэтому правило номер один: не показывать свою слабость! Показывая то, как мы уязвлены, людей темпераментных, более горячих приводит к довольно смешанному чувству: жалости и … к пониманию, что опыт можно повторить. На любые оскорбления и крики, вы не должны отвечать слезами. Отвечать грубостью также не имеет смысла. Скорее вы должны обрести внутреннюю свободу и силу, которую, не сомневайтесь, почувствует ваш оппонент.

Для этого не плохо было бы от души разозлиться внутренне, а вслух спокойно, но твердо сказать, что такого тона (слов) вы не потерпите. Хорошо бы отрезвить человека довольно резкими и холодными фразами. Вроде: «…, возможно вы забыли, что находитесь не у себя дома, так позвольте я вам напомню, что тон, которым вы здесь позволяете себе разговаривать со мной, я не приемлю. Извините, я вынужден (а) прекратить этот диалог. Прошу впредь высказывать свои претензии в другой форме, а сейчас до свидания!» Любой ответ сгодится, но вы должны показать своей фразой, что не просто запрещаете человеку говорить подобным образом в данную секунду, а и в любой другой момент, когда ему это вздумается.

Если тирады вашего начальника связаны с его темпераментом. Вы знаете, что он быстро заводится и так же быстро отходит, то можно порекомендовать, просто возводить стенку между вами и руководителем в этот момент. Можно выйти из кабинета, не давая возможности договорить, положить трубку, в случае если ор доносится оттуда, и все это без каких-либо комментариев. Уверяем, поступком, на такой психотип человека, можно подействовать гораздо эффективнее. Позднее, когда начальник придет в себя, можно объяснить, что слушать чьи-либо крики вы не желаете.

Часто происходит, так, что подчиненный, чувствуя себя жертвой чуть, ли не «смакует» каждую фразу, приносящую ему боль и обиду. Потом все это копится и образует лютую ненависть к вышестоящему. Не спорим, никто не должен испытывать приязнь к человеку, от которого он чувствует негатив. Однако, ненависть съедает изнутри и не стоит ее в себе взращивать. Если отпор дать не получилось, то на игнор вы должны быть просто способны. В моменты вспышек важно отключать свое сознание. Ничего не доказывайте человеку в ярости, если не готовы дать отпор, который способен остановить. Дождитесь момента, когда вы будете услышаны, а до того хорошо проговорите про себя то, что хотелось бы вам ответить. Не бойтесь, что будет поздно, зато это будет более эффективно.

Может покажется повторением, но важно выбрать не роль жертвы, а роль более здравомыслящего человека. Стоит заставить себя выпускать коготки на оскорбления. Не обижаться, не страдать, а злиться и недоумевать. Вы не жертва, а человек, которого пытаются принизить, уязвить. Такое недопустимо! Ваше внутреннее содержание должно кричать не: «Как мне больно, куда мне спрятаться?», а то: «Как он посмел?! Такого не должно повториться!» Внутренне вы должны перенастроить себя именно на недовольство.

Человек, который занимает пост, уже выше по рангу. Поднимая на вас голос, он не может понимать, что какой бы сильной личностью вы не были, в данной ситуации вы не на равных. Потому умному начальнику, как правило, не придет в голову добиваться чего-то криком. В конце концов, если вы не правы, допустили роковую ошибку в работе или действительно совершили недопустимую провинность, принеся тем самым ущерб, ваш начальник имеет достаточно большой инструментарий для того, чтобы показать, насколько вы не правы.

Имеется общий порядок, который касается всех сотрудников. Ничего личного здесь быть не может. Если конфликт имеет место - уволиться, спрятаться за больничный лист не самый лучший выход. Возможно, стоит претерпеть ситуацию и одержать свою маленькую победу. Если вы знаете, что вашей вины в сложившейся ситуации нет, то необходимо спокойно и лаконично объяснить вашу непричастность к ситуации. Хорошо, если вы сможете донести это в форме логической цепочки, чтобы в конце беседы сам руководитель мог подвести нужный итог.

Также стоит учитывать, что есть особая категория людей, которые горазды прощупывать человека на прочность. Как правило, такие люди до конца будет изводить слабых, и окончательно успокоятся, когда поймут что вы «крепкий» орешек. Уважение у таких людей вы можете вызвать лишь прямолинейностью, моментальным отпором и где-то даже дерзостью. Молчание здесь недопустимо.

Одним словом, в какой бы ситуации не оказались, вам предстоит нелегкая борьба, прежде всего с собой и своими эмоциями. Помните - холодный ум лучше горячей головы! Оценивайте обстановку, изучайте личность, подавляющую вас, и возможно вы сами найдете путь к избавлению. Если вы понимаете, что человек, доставшийся вам в начальники, неисправим, то задумайтесь, стоит ли ваше драгоценное время тратить на борьбу за здоровое общение с тем, кому возможно плохо даже с самим собой!

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

09:50 14.12.2015

Любой конфликт на работе можно нейтрализовать с помощью определенных речевых техник, которые не только погасят негатив, но и приведут к плодотворному сотрудничеству. Техники для решения конфликтных ситуаций предлагает психолог Марина Препотенская.

Жизнь без конфликтов, увы, невозможна: в деловой сфере, в быту, личных отношениях. Конфликт (в переводе с латинского - "столкновение") практически неизбежен между людьми и его причина - в часто взаимно противоположных, несовместимых, потребностях, целях, установках, ценностях…

Кто-то с жаром ввязывается в коммуникационную войну и всеми силами пытается доказать правоту и победить в конфликте. Кто-то старается обходить острые углы и искренне недоумевает, почему конфликт не гаснет. А кто-то спокойно нейтрализует проблему, не усугубляя ее и не тратя попусту энергии, сил, здоровья.

Нам следует принять как данность: конфликты были, есть и будут, но либо они управляют нами, либо мы управляем ими.

В противном случаедаже незначительный ситуативный конфликт может перерасти в затяжную войну, ежедневно отравляющую жизнь... Чаще всего конфликт проявляется в речевой агрессии, поскольку переживания и эмоции - это всегда сильный мышечный зажим, и прежде всего в области гортани.

Как следствие - крик, неадекватная реакция, сильный стресс, эмоциональное вовлечение в конфликт все большего числа людей.

Научись устранять конфликты с помощью несложных ситуативных речевых техник. По отношению к начальнику и коллеге такого же ранга стратегии выбираются разные, но действовать нужно исключительно по ситуации. Запомни предложенные способы.

Нейтрализуй!

  • Осознание конфликта: первый и самый главный этап нейтрализации. Научись рационально оценивать ситуацию. В тот момент, когда ты осознаешь, что назревает именно конфликт, ни в коем случае не подключай эмоции, уйди с линии атаки. Если позволяет ситуация, выйди на какое-то время из помещения, даже если ты в кабинете начальника. Если позволяет этикет, можешь спокойно добавить: "Извините, я в таком тоне не разговариваю" или "Поговорим, когда Вы успокоитесь, извините". Пройдись по коридору, если есть возможность, умойся холодной водой - чтобы нейтрализовать агрессию внутри себя, хотя бы на пару минут переключись на ряд отвлеченных физических действий.

​​

  • Разрыв шаблона: е сли коллега или начальник человек проявляет по отношению к тебе агрессию, воспользуйся несложной манипуляцией сенсорного переключения. "Случайно" урони ручку, закашляйся, можешь сказать что-то абсолютно отвлеченное, например: "У нас так душно в помещении…" Так агрессия не достигает цели.
  • Соглашайся и... атакуй вопросами! Это один из способов срыва конфликтного шаблона, когда в твой адрес из уст начальства сыплются обвинения, и, увы, не беспочвенно. Соглашайся по всем статьям (здесь важно не переиграть и контролировать свои эмоции). А затем… попроси о помощи. Говори: "Мне тяжело, потому что…", "Я очень переживаю, подскажите, что мне нужно исправить", "дайте совет" и т.д. Задавай уточняющие открытые вопросы, которые требуют развернутого ответа, - они спасают ситуацию.
  • Комплиментарность творит чудеса. Человек по тем или иным причинам настроен против тебя? Советуйся с ним по рабочим вопросам, взывая к его компетенции, профессионализму (поищи все его сильные стороны). Вполне возможно, совсем скоро инцидент будет исчерпан.
  • Техника снайпера: сделай вид, что не расслышала и равнодушно переспроси. Используй в том случае, если кто-то из коллег тебя нарочно провоцирует и откровенно задевает какими-то фразами. Как правило, человек начинает теряться. Говори: "Вот видите, Вы даже не можете четко сформулировать претензии, объяснить. Когда у вас найдутся слова, тогда и поговорим тет-а-тет".
  • Время пить чай! Действительно, многие конфликты и вправду можно свести на нет с помощью беседы за чашкой чая. С коллегой, которая, по твоему мнению, питает к тебе неприязнь, лучше всего поговорить начистоту и задать ряд вопросов. К примеру: "Что во мне вас раздражает? Голос? Манера говорить? Одежда? Вес? Давайте разберемся". Так конфликт переводится в конструктивное русло и,по мнению психологов, - это самый цивилизованный способ поведения. В той ситуации, если мы чувствуем, что к нам питают неприязнь, полезно найти удобный момент и поговорить по душам. Чаще всего так конфликты полностью себя исчерпывают, а мы в некоторых случаях еще и учимся анализировать свои ошибки.


  • Бей врага его же оружием. Ты можешь взорваться в ответ и одержать видимую победу. Но результат будет один: вместо нейтрализации - хроническая затяжная война: вряд ли тебе стоит тратить на это время и силы. Их можно направить на разрешение конфликта.

Не провоцируй и предупреждай!

Не секрет, что часто мы сами виноваты в конфликтах. К примеру, ты не успела в срок сдать важный отчет. В таком случае лучше всего в начале дня подойти к начальнику и сказать: "Я понимаю, что может произойти конфликт, но у меня произошла такая-то ситуация". И объяснить причины.

Такая риторика может предупредить начало "войны". Поскольку причина каждого конфликта - какой-либо инцидент или раздражающий фактор, старайся разобраться, что происходит, и в любых ситуациях (будь то отношения с руководством, "рядовыми" сотрудниками или подчиненными) придерживайся золотого правила конфликтологии "Я-утверждение".

  • Вместо того, чтобы обвинять, передавай свои чувства. Например, говори: "Я чувствую дискомфорт" вместо: "Вы придираетесь ко мне, вы мне мешаете, вы сплетничаете и т.п."
  • Если это выяснение отношений, говори: "Я переживаю, мне сложно", "Я чувствую дискомфорт", "Я хочу разобраться в ситуации", "Я хочу узнать".
  • Очень важна подстройка к переживанию человека, который инициирует конфликт. Если это начальник, произноси фразы: "Да, я вас понимаю", "Это общая проблема", "Да, меня это тоже расстраивает", "Да, к сожалению, это ошибка, я тоже так считаю".

Крайне важно умение слушать и ставить себя на место человека, слышать не столько, что говорит человек, а думать, почему он говорит именно так.

В ситуации начальник-подчиненный на рациональный уровень коммуникации человека можно вывести уточняющими вопросами. Это нужно делать, если к тебе излишне придираются.

Тебя незаслуженно обвиняют в том, что ты плохой работник? Уверенно приступай к атаке вопросами: "Если я плохой работник, почему Вы именно сейчас об этом говорите мне?", "Почему я плохой работник, объясните мне".

Тебе говорят, что ты плохо выполнила работу - спрашивай, что именно ты не сделала, уточняй: "Что именно я не сделала, я хочу разобраться, я вас прошу: ответьте мне на вопрос". Помни, что управляет конфликтом тот, кто задает вопросы.

Дополняем образ

Запомни главное: в любой конфликтной ситуации ты должна излучать спокойствие. В этом тебе поможет:

  • уверенная интонация; избегай ноток высокомерия и раздражения в голосе - такая интонация сама по себе конфликтогенна. С теми коллегами, с которыми ты по тем или иным причинам не поддерживаешь дружеских отношений, выбирай нейтрально-дистанционный способ общения и холодный тон без лживой задушевности (и без вызова);
  • умеренный темп речи и невысокий тембр голоса наиболее приятны для слуха. В том случае, если ты говоришь с человеком, который не питает по отношению к тебе симпатии, делай подстройку под его интонацию и манеру разговора - это располагает и нейтрализует желание конфликтовать;
  • взгляд в межбровную зону в конфликтной ситуации обескураживает "нападающего". Такая оптическая фокусировка подавляет агрессию;
  • прямая (но не напряженная) спина всегда настраивает на позитивный лад, придает уверенности. Психологи говорят о том, что прямая осанка повышает самооценку!

…Не секрет, что конфликт может провоцироваться поведением, манерой говорить, одеваться, образом жизни - список можно продолжать до бесконечности. Все это зависит от мировоззрения, воспитания человека, его вкусов, жизненных установок и... внутренних проблем.

Кроме того, есть слова и темы, которые способны разжечь хронический конфликт: политика, социальный статус, религия, национальность, даже возраст... Старайся не затрагивать "острые" темы на благодатной конфликтной почве. К примеру, в обществе женщин с проблемами в личной жизни желательно поменьше хвастать идеальным мужем…

Список предостережений ты можешь составить сама, внимательно оценив атмосферу в коллективе. Кстати, если ты слышишь резкие фразы по отношению к себе, отбрось эмоции в сторону не подключайся к энергии агрессора - попросту игнорируй его.

Слышишь откровенное хамство? Уходи или нейтрализуй, разрывая шаблон.

Критика по делу? Присоединяйся, говори слова поддержки, если позволяет ситуация, переходи на комплиментарность.

Излишние придирки? Иди в атаку уточняющим открытыми вопросами.

Но самое главное - добивайся внутреннего спокойствия. И уж, конечно же, никогда не позволяй себя втягивать в "дружбу против кого-то". Демонстрируй уверенность, повышай самооценку, работай над собой - и ты сумеешь нейтрализовать любой направленный на себя негатив. И, более того, сможешь получать ежедневное удовольствие от своей работы!

Прочти на досуге

  • Анатолий Некрасов "Эгрегоры"
  • Эрик Берн "Игры, в которые играют люди"
  • Виктор Шейнов "Конфликты в нашей жизни и их разрешение"
  • Валентина Сергеечева "Словесное карате. Стратегия и тактика общения"
  • Лилиан Гласс "Вербальная самозащита шаг за шагом"

Фото в тексте: Depositphotos.com