Процесс развития личности. Этапы изменения человека в процессе консультирования

Процесс изменения человека — перемены даются нелегко, но вот почему вы должны продолжать делать попытки. Понимание пяти этапов изменений могут помочь вам осуществить долгосрочные изменения. Изменения даются трудно. И это легко испытать отчаяние, когда вы не получаете результатов, на которые надеялись. Но реальность такова, что даже просто сделать усилие, на самом деле, является прогрессом. Изменения — это не событие с точкой запуска и точкой завершения; это процесс. Процесс изменения человека. Каждый шаг, который вы делаете, даже если это относительно небольшой шаг, приближает вас к вашей цели. Важно также понимать, что даже если вы делаете несколько шагов назад, это не конец света. В самом деле, исследования показали, что процесс изменения человека редко происходит в простой, линейной последовательности, а когда люди отходят назад, они, как правило, не проделывают весь путь обратно, туда, где они впервые начали процесс изменения. В самом деле, если рассматривать и использовать правильно допущенные ошибки, они могут служить для обучения, помогая лучше подготовиться к следующему этапу изменений.

Пять стадий процесса изменения

Разработанная и исследованная модель изменений предполагает, что люди, которые пытаются осуществить изменения, находятся в одном из пяти этапов изменений в каждый момент этого процесса. Модель предполагает, что каждый этап подготавливает человека к следующему этапу, и что различные стратегии необходимы на различных этапах, чтобы добиться успеха.

Незаинтересованность. На этой стадии процесса изменения люди еще не осознают, что изменение необходимо или желательно. Для того, чтобы пройти эту стадию, людям должно каким-то образом стать известно, что есть проблема, и что для достижения цели требуется изменение. Это осознание может произойти само по себе с течением времени, посредством влияния других людей, выступающих за перемены, через средства массовой информации или общественное мнение.

Созерцание. На этом этапе есть некоторое осознание того, что изменения необходимы или желательны, но нет никаких намерений на самом деле что-то изменить. Люди признают, что их нездоровое поведение вызывает нежелательные последствия, но они не планируют каких-либо изменений. Некоторые люди остаются в стадии созерцания вечно, никогда не берут на себя обязательства сделать что-то по-другому. Для некоторых этот процесс занимает несколько дней или несколько недель. Но независимо от того, сколько времени это займет, положительным аспектом является то, что по крайней мере есть открытость к получению информации о нездоровом или нежелательном поведении, которая с течением времени может создать толчок, необходимый, чтобы перейти к следующему этапу процесса изменений.

Приготовление. Это стадия, на которой люди начинают строить планы по достижению изменений. Они могут начать собирать информацию о том, что они должны делать, чтобы быть успешным в своей попытке изменить что-либо, и они могут могут даже начать предпринимать небольшие шаги к действию. Например, кто-то, у кого проблемы с управлением эмоциями, может найти врача, чтобы узнать методики, как лучше контролировать свои эмоции и действия; кто хочет похудеть, может записаться на занятия в тренажерный зал. Важно, чтобы планы процесса изменений человека были реалистичными и достижимыми. Если вы трудоголик, и ваша цель, чтобы проводить больше времени вдали от офиса, не составляйте план, который включают по десять часов в неделю на личное время. Начните с чего-то более реалистичного, а именно, 15 или 30 минут в день. После того, как вы увидите, что вы можете сделать это, вы можете увеличить время, если захотите.

Действие. На этом этапе вы осуществляете свой план. Вы начнете делать изменения, которые вы желаете, и вы пытаетесь справиться с проблемами, которые приходят с принятием этих изменений. Чтобы оставаться успешным, вы должны будете предпринять стратегии для поддержания изменившегося поведение и противостоять нездоровому поведению. Эти стратегии могут включать в себя самостоятельные стратегии (посещение курсов; выполнение упражнений; положительный разговор с самим собой, чтение, чтобы оставаться в курсе новинок по конкретной теме) или стратегии внешнего подкрепления (сообщите друзьям, что вы делаете, чтобы они могли служить источниками поддержки).

Стабилизация. Когда ваше новое поведение становится стабильным и последовательным, вы в стадии стабилизации. Работа теперь сосредоточена на получении удовлетворения от достигнутых изменений, и на недопущении возвращения к старому нежелательному или нездоровому поведению.

Что необходимо знать о регрессии / рецидиве в процессе изменения человека? Как отмечалось выше, изменения трудно достигнуть и, вероятно, будут периоды регрессии или рецидивов. Однако, возвращения к нездоровому или нежелательному поведению не все отрицательные. Если вы можете узнать что-то из вашего рецидива, что поможет вам быть менее уязвимым в будущем, вы будете сильнее в следующий раз, когда снова попытаетесь. Так что, если вы пытались что-то изменить и вам не удалось, попробуйте снова … и снова … и снова.

Перемены даются нелегко. Но вы можете их достигнуть. Вам просто нужно терпение, настойчивость, и твердое намерение улучшить свою жизнь путем внесения изменений. Это нормально, когда вы оступаетесь и возвращаетесь к старой модели поведения, но используйте рецидив как опыт, и повторите попытку процесса изменения.

Если на вопрос о том, счастлив ли человек, он без раздумий говорит да - значит то, как он живет, чем занимается, окружающие люди и т.д., его вполне устраивает и каждый день приносит ему массу позитивных эмоций, которые предоставляют заряд сил для новых свершений. Те, кому повезло меньше, а вернее, кому чего-либо не хватило для того, чтобы осуществить свои желания - упорства, терпения или смелости, скорее всего задумаются перед тем, как утверждать о своем счастье, ведь их планы небыли реализованы. Фразы а-ля "измениться невозможно", "я обладаю недостаточно твердым характером для того, чтобы добиться большего" - абсолютная ерунда, ведь по мнению психологов изменить себя вполне возможно, а благодаря таким переменам и изменить свою жизнь.

Каждый из нас хочет изменить себя в чем-то: избавиться от застенчивости или раздражительности, стать более целеустремленным или жизнерадостным... Изменения не случаются мгновенно. Преображение - это дорога, которую мы должны пройти шаг за шагом. Что нас ждет на пути перемен?

1. Инсайт

Вас в общем-то все устраивает в том, как Вы живете - все удобно и вроде бы благополучно. Но вот что-то происходит. Яркое или вовсе незаметное, оно нарушает привычный уклад Вашей жизни, и Вы вдруг ощущаете в душе неприятное шевеление неудовлетворенности. Реальность будто подталкивает: задумайся, так ли и таким ли человеком ты хотел жить?

Осознание жажды изменения своего характера наступает внезапно. Происходит нечто, срывающее шоры повседневности, заставляющее нас подняться над будничной рутиной и задаться вопросом: “Кто я и как я живу? Доволен ли я этим? Хочу ли я всегда жить вот так?” Подтолкнуть к подобному разговору с собой могут разные внутренние и внешние события, интенсивные или не очень, позитивно или негативно окрашенные. Болезнь, увольнение с работы, хорошая книга, измена супруга или случайная встреча с подругой.

Но на самом деле это судьбоносное событие, провоцирующее озарение, - лишь триггер, открывающий шлюзы сознания для мыслей, которые раньше оставались за его пределами. Скорее всего, Вы размышляли об этом давно, но не осознавали в полной мере собственную неудовлетворенность - уж слишком удобно было жить по привычке, ничего не меняя.

Вы подавляли раздражение, не замечали снижение самооценки, сравнивали себя с кем-то, добившимся большего… И вот встреча с сокурсницей, которая задела что-то внутри, вызывая одновременно восторг и негодование отличным от Вашего мышлением и образом жизни… Эти моменты приводят к острому осознанию необходимости измениться внутренне - для того, чтобы стать собой. Увлечение идеями, выстраивание планов и воплощение своих желаний часто парадоксальным образом уводит нас от самих себя. Мы привыкаем к несовершенству, ограничениям и уже почти не чувствуем зажатости и спазмов. Поэтому так важно в момент озарения не игнорировать собственные чувства, а прислушаться и постараться понять себя. Почему, например, перестало быть интересно в компании подруг или больше не хочется совершать трудовые подвиги.

2. Неуверенность

Этот этап - проверка на прочность нашей жажды перемен. Он или утверждает Вас в желании стать другим, или сводит на нет благородные порывы. Насколько ценны лично для Вас новые идеи? Что это - проявление Вашего естества или глупая попытка надеть на себя чужое платье? Период сомнений поможет отделить зерна от плевел…

“Было бы здорово, но…”, “А как воспримут это мои близкие?”, “Больше ли я найду, чем потеряю?”, “Буду ли я счастливее, чем сейчас?” - эти вопросы одолевают нас, как только мы решаемся изменить свою жизнь . Любые перемены означают необходимость рисковать. Ведь от привычного для Вас состояния Вы уходите навстречу неопределенности. Это всегда страшно - не иметь возможности прогнозировать будущее со 100%-й вероятностью.

Тем не менее, этап сомнений - необходим. Неуверенность не лишает нас свободы выбора - она лишь создает условия для того, чтобы наш выбор был осознанным. Этот этап дает возможность избежать ошибок, свойственных необдуманным действиям. Он позволяет оценить важность того, на что собираемся пойти, и риски, на которые готовы пойти во имя перемен.

Однако, если мы сомневаемся слишком долго, это убивает в нас желание изменить свой характер. Мы “остываем”, теряем энергию, которая необходима для действий, и возвращаемся на начальную позицию. Возможно, Ваши ожидания от перемен чрезмерны, а планка - слишком высока? Спросите себя честно, чего Вы ожидаете от перемен, осознаете ли, что работа над собой потребует много сил и времени и, возможно, способности подниматься после поражений и начинать заново? И если после откровенных ответов на эти вопросы цель не становится менее желанной - ограничьте время колебаний и решайтесь.

3. Сопротивление

За периодом сомнений приходит этап сопротивления переменам. Для него характерны мысли “У меня не получится”, “Я не способен на такие поступки”. Это - повод отказаться от задуманного?

Внутри каждого из нас живет этакий саботажник, который не желает изменить свою жизнь и блокирует все наши усилия. Первым это универсальное свойство психики открыл Зигмунд Фрейд и назвал его “сопротивлением”. Функция сопротивления - противодействовать осознанию желаний, чувств или представлений, которые могут разрушить устоявшийся образ себя и привести к изменению жизни или дорогих нам отношений. Несмотря на то что это - терминология психоанализа, мы постоянно наблюдаем проявления сопротивления в обыденной жизни - вспомните, как часто мы бываем склонны не признавать очевидных вещей!

Инструмент сопротивления - сформированная система установок, своеобразные фильтры, через которые мы смотрим на нашу жизнь. В обыденных ситуациях они способны здорово помочь нам, автоматизируя принятие рутинных решений, экономя огромное количество времени и энергии. Своеобразие этих установок определяет наш характер, формирует нашу индивидуальность. “Лучшее - враг хорошего”, “Я всегда права”, “Я должен” - нужно знать эти установки и принимать их как данность. Это позволит сделать на них “поправку” в ситуации принятия важного решения. Поначалу это будет удаваться не всегда, да и то задним числом. К примеру, Вы осознаете, что причина вчерашней размолвки с мужем - то, что сработало вечное “Я знаю лучше”. Не стоит пытаться принудительно “отключить” свой фильтр с завтрашнего дня. Это лишь создаст “надфильтр”, призванный контролировать предыдущий, и только усложнит Вашу систему установок, затормозит движение к переменам. Просто знайте свои установки. Осознавая их, Вы сможете сделать выбор, использовать привычный способ мышления или попытаться посмотреть на положение вещей несвойственным Вам образом.

4. Воплощение задуманного

Внутреннее преображение - длинный путь из конкретных маленьких шагов-действий, направленных на воплощение задуманного. Пройдя три этапа перемен, Вы пришли к осознанной необходимости трансформации. Что происходит потом? Как Вы относитесь к самому себе? Считаете ли Вы себя по большому счету хорошим человеком? Позитивное здоровое самоотношение поможет Вам продвигаться к Вашей цели эффективно и в хорошем темпе, тогда как самообвинение, которое, возможно, и подтолкнуло Вас к работе над собой, будет серьезным препятствием. Поэтому прощение себя, самопринятие и доброжелательное отношение к себе очень важны для того, чтобы процесс изменений своего характера пошел.

Бурная активность и резкий переход к другой манере поведения не всегда являются признаками внутренних перемен. Радикальные поступки скорее свидетельствуют о поверхностной вере в то, что все случится мгновенно и легко, тогда как личностная трансформация подразумевает глубокие длительные изменения, проявляющиеся в самых обычных, повседневных действиях. Это минуты рефлексии, произнесенные слова благодарности жене, внимательный разговор с дочерью-тинейджером. Каждый день, каждую минуту повседневной жизни делать обычные вещи с ориентацией на намеченную цель - вот рецепт глубинных изменений.

Относитесь к себе по-доброму. Подмечайте свои маленькие достижения и хвалите себя за них. Это поможет сохранять мотивацию, терпение и решимость. Ваш мозг не сразу принимает новые модели поведения - это нормально. Не спешите и не расстраивайтесь. Сохраняйте позитивное отношение и терпимость к себе. Перфекционизм и спешка сейчас будут крайне вредны. Дайте себе время измениться внутренне , а окружающим - осознать и принять перемены, происходящие в Вас. И однажды Вы услышите заветное “ты так изменилась!”, произнесенное с благодарностью и восхищением.

В модели Курта Левина выделяются три фазы изменения: нынешнее состояние, переходное состояние и желаемое состояние.

Нынешнее состояние – это «статус-кво», или установившееся равновесие, которое может сохраняться неопределенно длительное время, до тех пор,пока не будет нарушено какой-то силой.

Переходное состояние – это фаза, на которой мы выходим из состояния «статус-кво». В этот период мы вырабатываем новые отношения и поведение, что ведет к достижению желаемого состояния. Чтобы достичь желаемого, мы должны пройти через неопределенность и дискомфорт переходного состояния.

Коренные изменения оправданы только тогда, когда «боль» нынешнего состояния превышает издержки переходного состояния. Например, тяжело бросать имущество и покидать дом во время наводнения, но опасность утонуть заставляет Вас совершить действия, которые Вам обойдутся не так дорого. Аналогично, рискованно уходить с безопасного и надежного места работы. Однако, если Вам предлагают новую должность с зарплатой в два раза выше, то страх потерять это место может быть больше риска ухода со старой работы.

Чтобы обеспечить плавный переход в новое состояние требуются большие затраты времени и финансовых ресурсов. Поэтому хорошие менеджеры считают оправданными риск и затраты ресурсов, если они чувствуют, что без кардинальных изменений их организация не выдержит конкуренции или упустит большие возможности.

Необходимость изменений может возникать в трех случаях:

1) возникли или предвидятся большие проблемы ;

2) возникают возможности, воспользоваться которыми можно при радикальных изменениях;

3) возникает необходимость принятия неотложного решения или так называемый «эффект горящей платформы».

Последний случай наглядно проиллюстрирован в книге Дарила Коннера (с.92). Он рассказывает о реальных событиях, произошедших в июле 1988 года в Северном море у берегов Шотландии. Произошел взрыв на нефтебуровой платформе, загорелась нефть. Один из членов команды Энди Мохан прыгнул более чем с50- метровой высоты в горящее море и тем самым спас себе жизнь. На вопрос, почему он совершил этот смертельный прыжок, он ответил: «Нужно было прыгать или быть зажаренным». Он предпочел возможную гибель неизбежной смерти. Цена сохранения «статус-кво», если бы он остался на платформе, была бы слишком высока.

Коренное отличие ситуации «горящей платформы» от двух других ситуаций заключается в том, что решение зависит от степени решимости , а не доводов и эмоций, связанных с принятием решения.

Успешная реализация изменений в других случаях (проблема или возможность) зависит от двух предпосылок:

1. «Боль» - критическая масса информации, которая оправдывает нарушение «статус-кво».


2. «Средства от боли» - желательные и доступные для выполнения действия, которые могли бы решить проблему или помочь воспользоваться возможностями сложившейся ситуации.

Процесс развития личности

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. Социальное находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.

Если человек достигает уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью. Человек не рождается личностью, он становится ею в процессе развития. Понятие «личность», в отличие от понятия «человек», – социальная характеристика, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей – с другой. Чтобы стать личностью, человек должен на практике проявить внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные жизнью и воспитанием.

Развитие человека – сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в его организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно физические данные и духовный мир человека меняются в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность его – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Существуют различные объяснения этого во многом не познанного процесса. Часть специалистов придерживается мнения, что развитие человека есть процесс стихийный, неуправляемый, спонтанный; оно происходит независимо от условий жизни, определяется врожденными силами; обусловлено судьбой, в которой никто и ничего изменить не может. Другие считают, что развитие – свойство живой материи, которой присуще движение. В развитии уничтожается старое и созидается новое. В отличие от животных, пассивно приспосабливающихся к жизни, человек создает средства для своего развития своим трудом.

Движущая сила развития – борьба противоречий. Это «вечный двигатель», который дает неисчерпаемую энергию для постоянных преобразований и обновлений. Противоречия – это столкнувшиеся в конфликте противоположные силы. Они возникают на каждом шагу как следствие изменения потребностей. Человек противоречив по своей природе.

Различают внутренние и внешние противоречия, общие (движущие развитием всех людей) и индивидуальные (характерные для отдельно взятого человека). Универсальный характер имеют противоречия между потребностями человека, начиная от простых материальных и кончая высшими духовными, и возможностями их удовлетворения. Внутренние противоречия возникают, когда человек как бы не согласен с собой. Они выражаются в индивидуальных побуждениях. Одно из основных внутренних противоречий – расхождение между новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Например, между стремлением школьников участвовать наравне со взрослыми в делах и реальными возможностями, обусловленными уровнем развития их психики и интеллекта, социальной зрелостью. Хочу-могу, знаю-не знаю, можно-нельзя, есть– нет – вот типичные пары, выражающие постоянные противоречия.

Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, – с другой.

Почему одни люди достигают более высоких результатов в своем развитии, а другие – нет? От каких условий зависят этот процесс и его результаты? Длительные исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека определяется внутренними и внешними условиями. К внутренним относятся физиологические и психические свойства организма. К внешним – окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с нею изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые свойства, что, в свою очередь, приводит к очередному изменению.

1. Профессионализм. Становление профессионала.

2. Уровни и этапы развития профессионализма

3. Особенности мотивации к профессиональной деятельности

4. Профессиональные способности.

5. Самореализация в профессиональной деятельности.

6. Проблема работоспособности. Профессиональная надежность субъекта труда.

1. Профессионализация - это формирование специфических видов трудовой активности человека на основе развития совокупности профессионально ориентированных его характеристик (психологических, физиологических, поведенческих, рабочих), обеспечивающих функцию регуляции становления и совершенствования субъекта труда. Профессионал - это специалист в определенной области трудовой деятельности, достигший требуемого уровня мастерства для эффективного выполнения предписанных задач.

В психологии профессиональной деятельности, профессионал - это субъект труда на определенном, высоком уровне развития. Уровень профессионала означает, что профессионально важные для конкретной деятельности индивидуально-психологические особенности, во-первых, соответствуют требованиям этой деятельности (с точки зрения возможностей их реализации), во-вторых, представляют относительно устойчивую (для определенных условий) и пластичную структуру и, в-третьих, обеспечивают формирование и реализацию операционной (предметно-ориентированной) сферы психики человека, которая и определяет необходимый уровень эффективности труда.

2. Выделяют четыре этапа профессионализации:
1) поиск и выбор профессии;
2) освоение профессии;
3) социальная и профессиональная адаптация;
4) выполнение профессиональной деятельности.

На каждом из этих этапов происходит смена ведущих механизмов детерминации деятельности, меняются ее цели. Если на начальных этапах субъект ставит перед собой цель освоить профессию и приспособиться к ее требованиям, то на последующих он может стремиться изменить ее содержание и условия. Профессиональное развитие является неотъемлемой частью профессионализации человека. Начинается оно на стадии освоения профессии и продолжается на последующих этапах. Более того, оно не заканчивается на стадии самостоятельного выполнения деятельности, а продолжается вплоть до полного отхода человека от дел, приобретая специфическую форму и содержание. Таким образом, профессиональное развитие - довольно сложный процесс. В процессе профессионального развития человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отрицательное воздействие этого процесса. Такое воздействие приводит к появлению разного рода деформаций и состояний, снижающих не только профессиональные успехи, но и негативно проявляющихся в «непрофессиональной» жизни. В этой связи можно говорить о восходящей (прогрессивной) и нисходящей (регрессивной) стадиях профессионального развития.



3. Прогрессивная стадия профессионального развития прежде всего связана с формированием мотивов профессиональной деятельности и структуры профессиональных способностей, знаний, умений и навыков. Профессиональная мотивация представляет собой систему внутренних побуждений, которые вызывают трудовую активность человека, направляют ее на достижение профессиональных целей и регулируют структуру и функции деятельности. Существует большое количество разнообразных классификаций мотивов трудовой деятельности. В качестве примера можно привести широко известную классификацию потребностей, предложенную американским психологом А. Маслоу. Как мы помним, он выделяет пять уровней потребностей:

1) физиологические потребности (голод, жажда, сексуальность и т. д.);

2) потребности в безопасности (защита от страданий, неудобств);

3) потребности в социальных связях (сопереживание, общение, любовь, дружба и т. д.);

4) потребность в самоуважении (признание, уважение, одобрение);

Потребность в самоактуализации (потребность в понимании и осмыслении собственного пути, реализации своих возможностей и способностей).

В профессиональной деятельности удовлетворяются все потребности, но способы их удовлетворения могут быть различными. Потребности более низкого уровня удовлетворяются косвенным путем через получение необходимых материальных средств. Получая заработную плату, человек может купить продукты, одежду, приобрести жилище, оплатить медицинские услуги или сделать сбережения, удовлетворяя тем самым физиологические потребности и обеспечивая себе физическую и социальную безопасность в будущем. Что касается высших потребностей, то их удовлетворение в труде происходит непосредственно.

Формирование мотивации профессиональной деятельности осуществляется в двух направлениях: в превращении общих мотивов человека в профессиональные и в изменении системы профессиональных мотивов в связи с изменением уровня профессионализации. Реализация первого направления заключается в том, что в ходе профессионального развития потребности человека находят свой предмет в профессиональной деятельности. Мотивация человека наполняется профессиональным содержанием. Человек оценивает профессию с точки зрения возможности удовлетворения в ней все большего числа своих потребностей. Чем больше возможностей предоставляет профессия для удовлетворения потребностей и интересов человека, тем выше его включенность в профессиональную деятельность. Наивысшей эффективности в трудовой деятельности человек достигает тогда, когда профессия приобретает для него смысл. Смысл определяется личностной значимостью профессии для человека, пристрастным личностно опосредованным отношением к труду. Для достижения успехов в профессиональной деятельности человек должен уметь «видеть» все новые смыслы профессии. Отсутствие такой способности приводит к потере интереса к работе и при малейших трудностях - к падению эффективности деятельности и удовлетворенности трудом.

Другое направление формирования мотивов субъекта связано с изменением мотивации на разных этапах профессионального становления. Традиционно в психологии выделяют две группы мотивов трудовой деятельности: внутренние мотивы, связанные с самим процессом труда, и внешние мотивы, находящиеся вне его содержания. В первом случае процесс труда доставляет человеку удовольствие и радость, активизирует приобретение новых знаний и навыков, развитие профессиональных способностей. Во втором случае в качестве мотивов выступают значимые для человека факторы, например материальная выгода, социальное признание и т. д. На различных этапах профессионального развития разные мотивы оказываются доминирующими, обеспечивая наибольшую включенность субъекта в освоение и выполнение деятельности. Результаты исследований показывают, что в процессе овладения профессией возрастает роль внутренней мотивации, связанной с самоутверждением себя как профессионала. Вместе с тем смена доминирующей мотивации является глубоко индивидуальным процессом и зависит от личностных особенностей, условий труда или обучения, организации деятельности.

Познание человеком окружающего мира - неотъемлемая часть его жизни. Результатом этого процесса являются знания, понятия, представления, концептуальные модели. Познание, включенное в реальную профессиональную деятельность и подчиненное ее целям, называется практическим, или профессиональным, познанием. В ходе профессионального познания происходит отражение производственной ситуации, которая, в широком смысле слова, представляет собой систему объективных и субъективных факторов, детерминирующих деятельность. К числу таких факторов относятся параметры внешней среды, влияющие на выполнение деятельности (условия труда, характер производственных заданий, состояние оборудования и т. д.), а также личностные особенности индивида, познавательные и двигательные способности. Результатом отражения является формирование индивидуальной основы профессиональной деятельности (ИОПД) (Поваренков Ю. П.). В экспериментальных исследованиях, проведенных на материале различных видов профессиональной деятельности, было установлено, что производственная ситуация отражается человеком на двух уровнях. На первом уровне (познавательном) человек использует всю информацию, которая известна ему о ситуации, понятна и доступна. На втором уровне (регулятивном) человек сосредоточивает свое внимание только на той информации, которую он будет непосредственно использовать в деятельности. Поэтому регулятивная структура ИОПД по своему количественному составу меньше познавательной. Анализ динамики обеих структур ИОПД позволил выделить ряд ее закономерностей в процессе профессионального развития. На начальных этапах профессионального становления развитие обеих структур совпадает, наблюдается значительный рост их количественного состава. Затем, начиная с определенного этапа профессионализации, их динамика перестает совпадать. Познавательная структура продолжает увеличиваться, а регулятивная - уменьшается.

4. В психологической литературе под профессионально важными качествами (ПВК) (Шадриков В.Д.) принято понимать любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее выполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности. С этой точки зрения профессионально важными качествами могут выступать свойства нервной системы, свойства психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности, знания и убеждения.

Профессиональные способности - это свойства психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения) и психомоторные функции (координация движений, сенсомоторная координация и т. д.), обеспечивающие эффективность деятельности.

Основным вопросом формирования профессиональных способностей является вопрос о том, как из общих способностей развиваются способности профессиональные. Ответом на этот вопрос является концепция функциональных и операционных механизмов, обеспечивающих развитие любой психической функции, предложенная видным отечественным психологом Б. Г. Ананьевым. Под функциональными механизмами понимается та нейрофизиологическая основа, которая закладывается генетически и составляет природную основу человека. Так, для процессов восприятия такой основой будет состояние нервной системы человека и его органов чувств. Операционные механизмы надстраиваются над функциональными в процессе обучения, воспитания и накопления индивидуального опыта. Для каждой психической функции (памяти, восприятия, мышления) формируются свои операционные механизмы. Для процессов восприятия это будет система измерительных, соизмерительных, корректирующих и других перцептивных действий. Операционные механизмы являются более подвижными, и именно они в первую очередь подвергаются изменениям в процессе профессионализации. Спецификой этого процесса является переход операционных механизмов в оперативные, что представляет собой их перестройку в соответствии с требованиями деятельности. Проще говоря, общие способности наполняются профессиональным содержанием и таким образом превращаются в профессиональные. Например, в профессиональной деятельности водителя автотранспорта, часового мастера, токаря и хирурга важна координация движений обеих рук. Функциональным механизмом данного качества является развитие нервной системы и состояние двигательного аппарата человека. Операциональным механизмом является система движений, их четкость и точность. Однако сами по себе эти характеристики еще не являются профессиональной способностью. Отличная координация двигательных действий у хирурга не гарантирует, что он будет так же точен и ловок при переключении скоростей, а водителя с его хорошо развитой профессиональной способностью никто не поставит за операционный стол. Профессиональные способности начинают появляться только тогда, когда сенсомоторная деятельность наполнится профессионально-технологическим содержанием, и это содержание будет различным для хирурга, водителя или часового мастера.

Таким образом, общий для всех специалистов психологический механизм реализуется затем в различных профессиональных способностях. При этом общие сенсомоторные способности получают свое дальнейшее специфическое развитие в зависимости от того, какое место в структуре профессиональной деятельности они занимают. Исследования показывают, что на разных этапах профессионализации доминирующими являются разные группы качеств. При этом наблюдается гетерохронность развития общих и профессиональных способностей. Это значит, что они формируются в разное время. В частности, при овладении профессией токаря на первых этапах профессионализации ведущими по уровню развития являются: кратковременная образная память, память на движения, невербальный интеллект. Наименьший уровень развития относительно других имеют сенсомоторная координация, техническое мышление, координация движений обеих рук. На второй стадии профессионализации развитие исследуемых характеристик имеет равномерный характер, а на третьем этапе сенсомоторная координация, техническое мышление, координация движений обеих рук, т. е. собственно профессиональные качества, играющие главную роль в освоении деятельности, приобретают ведущее значение. Соотношение общих и специальных способностей в структуре ПВК будет зависеть от специфики профессиональной деятельности. Чем в большей степени ее выполнение зависит от специальных способностей, тем раньше эти способности будут проявляться при освоении профессии.

Анализ данных, полученных на разных профессиях, позволил выделить четыре этапа в формировании профессиональных способностей при овладении профессией:

1) вхождение в деятельность;

2) первичная профессионализация;

3)стабилизация;