Психология специфика психологии как науки. Целью поступка человека может быть

Во все времена человечество интересовали вопросы о том, что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности ее становления?

Во-первых, это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству. Еще древнегреческий философ Аристотель, начиная свой трактат «О душе», писал: «Среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как оно – знание о наиболее возвышенном и удивительном». А великий физик А. Эйнштейн, знакомясь с опытами знаменитого психолога Ж. Пиаже, резюмировал свои впечатления в парадоксальной фразе о том, что изучение физических проблем – это детская игра в сравнении с загадками психологии детской игры.

Во-вторых, в психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания. Происходит уникальное явление: научное сознание человека становится научным самосознанием.

В-третьих, в психологических изысканиях особенно остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Многие ученые отказывались от признания психологии объективной научной дисциплиной, аргументируя это невозможностью объективно изучать субъективный внутренний мир человека, который непосредственно открыт для познания только ему одному.

Трудности становления и развития психологии определяются, наконец, тем фактом, что это очень молодая наука. Несмотря на то что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики ставились еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила немногим более ста лет назад – в 1879 г., когда немецкий психолог В. Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Само слово «психология» впервые появилось в XVI в. в западноевропейских текстах. Оно образовано от греческих слов «psych e» (душа) и «logos» (знание, наука): переводя дословно, психология есть наука о душе. Это определение не соответствует современным взглядам на психологическую науку. В названии отражены представления о психологии, характерные для периода ее зарождения и первоначального развития в рамках философии. Согласно философскому пониманию того времени предметом психологии выступала именно душа – главное, сущностное начало объектов живой природы, причина жизни, дыхания, познания и т. д.

Становление психологии как самостоятельной, действительно научной дисциплины происходило также на фоне открытий, которые совершались в рамках естественнонаучных исследований. Психология возникла на пересечении двух больших областей знаний – философии и естественных наук, и до сих пор не определено, считать ее естественной наукой или гуманитарной.

Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни: психологами называют знатоков человеческих душ, страстей и характеров; слово «психология» употребляется в нескольких значениях – под ним понимают как научное, так и ненаучное знание. В обыденном сознании эти понятия часто смешиваются.

У каждого человека есть запас житейских психологических знаний, основой которых является жизненный опыт. Мы можем понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, помочь ему. Быть хорошим житейским психологом – одно из важных требований, предъявляемых к специалистам в тех профессиях, которые предполагают постоянное общение с людьми, таких как педагог, врач, менеджер, продавец и т. д. Ярчайшими образцами житейской психологии являются те произведения литературы и искусства, где представлен глубокий психологический анализ жизненных ситуаций и мотивов поведения героев. Содержание житейской психологии находит свое воплощение в обрядах, традициях, пословицах, поговорках, притчах, ритуалах, закрепляющих в себе многовековую народную мудрость. В связи с этим возникает вопрос: нужна ли научная психология, или, может быть, знаний и опыта, накопленных в житейской психологии, достаточно для того, чтобы помочь человеку преодолеть жизненные трудности, понять других людей и себя самого? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо осознать принципиальную разницу между житейскими и научными психологическими знаниями. Просматриваются три основных различия.

1. По степени обобщения знаний и формам их представления . Житейские психологические знания конкретны: они связаны с определенными людьми, определенными ситуациями и частными задачами. Понятиям житейской психологии, как правило, свойственны расплывчатость и многозначность. Научная психология, как любая наука, стремится к обобщениям. Для этого четко определяются и используются научные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения.

2. По способу получения знаний и степени их субъективности . Житейские знания о психологии человека приобретаются с помощью непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения, путем практических проб и ошибок. Они носят интуитивный характер, скорее иррациональны и крайне субъективны. Знания житейской психологии зачастую противоречивы, фрагментарны и плохо систематизированы. Методы получения знаний в научной психологии рациональны, осознанны и целенаправленны. Богатство используемых научной психологией методов дает обширный, разнообразный материал, который в обобщенном и систематизированном виде предстает в логически непротиворечивых концепциях и теориях. Для проверки выдвигаемых гипотез в научной психологии ученые разрабатывают и организуют специальные эксперименты, суть которых состоит в том, что исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а создает специальные условия, чтобы их вызвать.

3. По способам передачи знаний. Возможности передачи знаний в житейской психологии от одного человека к другому весьма ограничены. Это связано прежде всего с тем, что существуют трудности в словесном оформлении индивидуального психологического опыта, всей сложной гаммы эмоциональных переживаний, в то же время имеется определенное недоверие к достоверности и истинности подобного рода информации. Этот факт наглядно иллюстрируется извечной проблемой «отцов» и «детей», которая состоит как раз в том, что дети не могут и не хотят перенимать опыт старших. Каждое поколение учится на своих собственных ошибках. Накопление и передача научных знаний происходит в понятиях и законах, научных концепциях и теориях. Они закреплены в специальной литературе и легко передаются от поколения к поколению.

Перечисленные различия показывают преимущества научного психологического знания. Вместе с тем мы не можем отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; в-третьих, на последнем этапе им проверяется. Взаимосвязь между научным и житейским психологическими знаниями не прямолинейна. Не все профессиональные психологи хорошие житейские психологи. И то, что вы познакомитесь с основами научной психологии, еще не значит, что вы сразу станете знатоками человеческих душ. Однако постоянный анализ возникающих жизненных ситуаций с привлечением знаний, которые вы получите изучая психологию, поможет вам лучше понимать других людей, окружающий мир и в конечном счете себя самих.

Понятия и концепции научной психологии влияют на житейские представления людей о психической жизни. В разговорный язык проникают научные психологические понятия, и люди начинают активно использовать их для описания своих состояний или особенностей личности. Результатом возросшего интереса к научной психологии в обществе стало активное развитие популярной психологии, которая предоставляет фундаментальные научные знания широкой аудитории, делая их более простыми и понятными. Позитивная роль популярной психологии состоит в формировании общей психологической культуры общества и привлечении интереса к психологии как научной дисциплине.

1.2. Предмет и основные принципы психологии

Специфика научного познания задается предметом научного исследования и соответствующими ему методами, которые позволяют раскрыть закономерности изучаемых явлений. Что составляет предмет научного познания в психологии? Наверное, это один из самых сложных вопросов. На протяжении истории развития психологической мысли позиции по нему претерпевали серьезные изменения, не существует единого мнения на этот счет и у современных ученых. В самом общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека. Под психическими явлениями понимается внутренний, субъективный опыт человека. Фундаментальным свойством такого опыта является непосредственная представленность субъекту. Это означает, что психические процессы не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются: мы не только видим, чувствуем, желаем и мыслим, но и знаем, что видим, чувствуем, желаем и мыслим. Наш внутренний мир как большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями. Психическая жизнь не ограничивается только внутренним опытом, существует целый ряд внешних проявлений психики: актов поведения, неосознаваемых психических процессов, психосоматических отношений и других психологических фактов , в которых психика открыто обнаруживает свои свойства, что позволяет изучать механизмы и закономерности ее функционирования.

Действительно, научное познание требует не только описания фактов и явлений, но и их объяснения, что в свою очередь предполагает раскрытие законов и закономерностей, которым подчиняются факты и явления. В связи с этим предметом изучения в психологии становятся не только психологические факты и психологические явления, но также закономерности психической жизни.

Изучение предмета современной психологии опирается на ряд принципов, представляющих собой исходные положения, которые позволяют содержательно описывать исследуемый объект, планировать процедуры получения эмпирического материала, обобщать и интерпретировать его, выдвигать и проверять гипотезы.

В качестве основных методологических принципов психологии называют:

принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно. В психологическом исследовании это значит, что психика обусловлена образом жизни и изменяется с изменением внешних условий существования;

принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, однако они не тождественны друг другу. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, образуя ее внутренний план;

принцип развития Психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.

Уникальность психологической науки обусловлена как предметом научного познания, так и методами, которые позволяют не только описывать изучаемые явления но и объяснять их, открывать лежащие в их основе закономерности и предсказывать их дальнейшее развитие.

1.3. Методы психологии

«Метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн). Учение о методе составляет особую область знания – методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности. Методология психологического исследования мира представлена несколькими уровнями. Базовым, создающим основу для всех последующих уровней, является философский уровень методологии, представленный наиболее общими принципами познания мира и мировоззренческими установками. Различные философские системы предлагают свои объяснения мира и методы достижения истинного знания. В психологии за всю истории ее развития сложилось несколько психологических направлений, школ и концепций, которые исходят из разных философских позиций (см. 2.1–2.3).

Второй уровень методологии определяется общенаучными принципами, отражающими специфику научного познания мира и науки как особой сферы человеческой деятельности. Третий уровень составляют конкретно-научные принципы психологии (см. 1.3).

Далее следуют методы исследования, представляющие собой способы получения психологических фактов и их интерпретации. Наконец, последний уровень методологии представлен конкретными эмпирическими методиками, с помощью которых происходят сбор и обработка психологических данных.

Современная психология обладает развернутой системой разнообразных методов и методик исследования, среди которых выделяют основные и вспомогательные. К основным методам психологии относят наблюдение и эксперимент.

Наблюдение заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения человека. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; для научного наблюдения характерны не просто фиксация фактов, а их объяснение и интерпретация. Наблюдение может проводиться как в естественных условиях жизни человека, так и в специально организованной экспериментальной среде. В исследовательской практике применяются следующие виды наблюдения:

в зависимости от характера взаимодействия с объектом: включенное и стороннее. Во включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за которым наблюдает, что позволяет получать целостное представление о ситуации. Стороннее наблюдение происходит без взаимодействия и установления каких-либо контактов с теми, за кем ведется наблюдение;

в зависимости от позиции наблюдателя: открытое и скрытое. В первом случае исследователь открывает для наблюдаемых свою роль – недостатком такого наблюдения является скованность в поведении наблюдаемых субъектов, вызванное знанием о том, что за ними наблюдают. При скрытом наблюдении присутствие наблюдателя не раскрывается;

в зависимости от характера контакта: непосредственное и опосредованное. В ходе непосредственного наблюдения наблюдатель и объект его внимания находятся в непосредственном контакте; в процесс опосредованного наблюдения включаются специальные средства позволяющие получать более объективные результаты: видео– или аудиоаппаратура, «зеркало Гезелла», пропускающее свет только в одну сторону, благодаря чему можно наблюдать за поведением человека, оставаясь при этом невидимым, и др.;

в зависимости от условий осуществления наблюдения: полевое и лабораторное. Полевое наблюдение происходит в условиях повседневной жизни и деятельности наблюдаемого; лабораторное осуществляется в искусственных, специально созданных условиях;

в зависимости от целей: целенаправленное и случайное. Целенаправленное наблюдение является систематическим и специально организованным; случайное имеет поисковый характер и не преследует четко поставленных целей;

в зависимости от временной организации: сплошное и выборочное. В процессе сплошного наблюдения ход событий фиксируется постоянно. При выборочном наблюдении исследователь избирательно отслеживает только определенные моменты наблюдаемого процесса;

в зависимости от упорядоченности организации наблюдения: стандартизированное и свободное. Стандартизированное наблюдение ведется по определенной, заранее разработанной схеме. Свободное наблюдение не имеет заданной программы и четких параметров.

В психологических исследованиях широко используется также самонаблюдение, в котором открываются собственные переживания, чувства, мысли и образы исследователя.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои достоинства и недостатки, собственные возможности для получения наиболее полных и достоверных данных. Однако в целом организация процесса психологического наблюдения представляет большую трудность, так как его результаты зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемым явлениям. Для снижения высокой степени субъективности в получении и интерпретации данных необходимо строгое следование фактам и их четкое фиксирование. Это повышает достоверность наблюдений и помогает избежать ошибок.

Благодаря эксперименту у психологии появилась возможность для преодоления субъективности в познании ее предмета, с введением метода экспериментального исследования она стала развиваться как самостоятельная наука.

С.Л. Рубинштейном были выделены четыре основные особенности экспериментального метода:

1) исследователь сам вызывает изучаемое им явление – в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию;

2) экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;

3) в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий с целью установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;

4) эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.

В психологии практикуются следующие виды экспериментального исследования:

лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и тщательно контролируемых исследователем условиях, в некоторых случаях используются аппаратура и приборы, что обеспечивает научную объективность получаемых данных. Недостатком этого вида исследования является трудность переноса результатов, полученных в эксперименте, в реальную жизнь. Искусственность и абстрактность лабораторных условий существенно отличаются от условий жизнедеятельности человека;

естественный эксперимент снимает ограничения лабораторного эксперимента Основное достоинство данного метода заключается в сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий проведения. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях жизни людей принадлежит отечественному психологу А.Ф. Лазурскому формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств Он может иметь обучающий и воспитывающий характеры;

констатирующий эксперимент выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств.

Кроме вышеперечисленных основных методов в психологии широко применяются методы вспомогательные:

беседа (интервью) – получение информации в процессе непосредственного общения. Различают интервью свободное, в котором отсутствует четкий план беседы и имеется минимальная регламентация, и структурированное, где даются ответы на заранее подготовленные вопросы;

тестирование – психологическая диагностика, предполагающая стандартизированные вопросы и задачи. В психологии создано большое количество специализированных тестов, предназначенных для измерения различных психических свойств и качеств личности: тесты интеллекта, способностей, достижений личности, проективные и многие др. Их применение требует профессиональной психологической подготовки, так как непрофессиональное тестирование может нанести вред человеку. В настоящее время существует также множество так называемых популярных тестов. Как правило, они публикуются в газетах, журналах, доступной широкому читателю литературе. Такие тесты не являются собственно психологическим, профессиональным инструментарием и предназначены для самотестирования; специальной подготовки при этом не требуется;

анализ продуктов деятельности, основанный на общей предпосылке о единстве внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая продукты деятельности, можно получить важную информацию о психических особенностях ее субъекта. Продуктами деятельности, подвергающимися тщательному анализу в психологии, являются написанные человеком тексты, произведенные предметы и явления, нарисованные рисунки и т. д. Особыми формами данного метода являются графология, позволяющая по особенностям и характеристикам почерка человека составить психологический портрет его личности, и контент-анализ, имеющий своей целью выявление и оценку психологических характеристик литературных, научных и публицистических текстов и определение на их основе личностных особенностей автора этих текстов. В психологии широко используется изучение результатов изобразительной деятельности человека, особую ценность с этой точки зрения имеют детские рисунки, которые дают возможность понять эмоциональное состояние ребенка, его отношение к окружающему миру, родителям, к самому себе.

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичных данных о развитии психики, в психологии используются методы математической статистики, которые выступают как средства повышения надежности, объективности и точности получаемых результатов.

1.4. Структура современной психологии

В настоящее время психология представляет собой сложную и разветвленную систему направлений научных исследований, структуру которой составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей. Расширение и обогащение структуры психологии определено влиянием двух факторов: во-первых, усложняется социальная жизнь и деятельность современного человека, следовательно, перед психологией ставятся новые задачи и вопросы, ответы на которые требуют тщательного изучения новых психологических реалий; во-вторых, развитие самой науки, ее методов исследований позволяют постоянно расширять горизонты психологии. Сегодня насчитывают до ста отраслей психологии, которые находятся на разных стадиях своего развития и становления в качестве самостоятельных научных дисциплин.

Особое положение среди всех направлений занимает общая психология , объединяющая различные отрасли в целостное научное знание. Изучая сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики, она представляет собой методологическую и теоретическую основу всех психологических дисциплин. Важное место в структуре психологических знаний занимает история психологии, в центре внимания которой находятся процессы развития представлений о природе и сущности психики от древнейших времен до наших дней.

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям.

1. Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда; медицинская психология изучает психологические аспекты здоровья и болезни, психологические основы деятельности медицинского персонала; педагогическая психология рассматривает психологические закономерности процессов обучения и воспитания; юридическая психология подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса, криминальную психологию, занимающуюся проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления, а также пенитенциарную психологию, изучающую психологию заключенного в исправительных учреждениях; инженерная психология анализирует процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств, решение проблем инженерно-психологического проектирования в системе «человек – машина»; спортивная психология рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки; а также отрасли, которые занимаются психологическими аспектами рекламы, бизнеса, управления, творчества и многих других видов деятельности человека.

2. Отрасли психологии, изучающие различные аспекты психического развития: возрастная психология прослеживает развитие психики в онтогенезе – ее разделами являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология; сравнительная психология изучает закономерности, происхождение и развитие психики животных и человека; психология аномального развития , или специальная психология, исследует нарушения психического развития ребенка.

3. Отрасли психологии, изучающие отношения личности и общества: социальная психология исследует психические явления в процессе взаимоотношения людей друг с другом, этнопсихология акцентирует внимание на этнических особенностях психики людей, этнических стереотипах; и т. д.

Даже упоминание небольшой части развивающихся в настоящее время отраслей психологии позволяет судить о том, насколько многогранна эта наука. Вместе с тем психология представляет собой единую научную дисциплину, основанную на едином предмете исследования и едином методе и включенную в общенаучный контекст.

1.5. Место психологии в системе научного познания

Анализ основных тенденций развития мирового сообщества и прогнозы многих ученых сходятся в том, что первый век третьего тысячелетия будет веком расцвета наук о человеке, веком человекознания и обществознания. Б.Г. Ананьев в своей книге «О проблемах современного человекознания» писал, что «об этом свидетельствуют три важные особенности развития современной науки, связанные именно с проблемой человека:

– превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки;

– возрастающая дифференциация научного изучения человека, углубленная специализация отдельных дисциплин и их дробление на ряд все более частных учений;

– современная наука все более полно охватывает многообразные связи и отношения человека с миром: природа и человек, общество и человек, человек и техника».

В системе тех или иных связей человек изучается как продукт биологической эволюции – вид Homo sapiens ; субъект и объект исторического процесса – личность в истории; естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости; основная производительная сила общества – субъект труда; субъект познания, коммуникации, управления и воспитания. Подобного многообразия подходов к изучению человека история науки еще никогда не знала. Возрастающее многообразие аспектов человекознания – специфическое явление современности, связанное с прогрессом науки и ее приложением к различным областям общественной практики.

Наряду с процессом дифференциации научного знания о человеке наблюдается встречный процесс интеграции. Тенденция к объединению различных наук, аспектов и методов исследования человека в те или иные комплексные системы ведет к возникновению новых пограничных дисциплин и соединению посредством их многих ранее далеких друг от друга областей естествознания и истории, гуманитарных наук и техники, медицины и педагогики. С возникновением кибернетики к изучению человека приближаются физико-математические науки. На границах между биохимией, эндокринологией, физиологией высшей нервной деятельности и психологией развивается фармакология. На стыке между кибернетикой, биологией, физиологией и психологией происходит развитие бионики с ее главным разделом – моделированием мозговых систем, и прежде всего анализаторов внешней среды. На границах между кибернетикой, физиологией, психологией и педагогикой разрабатывается теория программированного обучения.

Наука и практика испытывают потребность в единой теории человекознания, в сближении и интеграции всех средств познания человека. Выдвижение проблемы человека в качестве общей для всей современной науки коренным образом изменяет положение психологии в системе наук, поскольку именно психология может стать связующим звеном между всеми областями познания человека, средством объединения различных разделов естествознания и общественных наук в новом, целостном, знании о человеке.

Преодолеть междисциплинарную разобщенность в понимании человека, создать общую картину его мира возможно только рассматривая его как некую систему. В своей книге «Человек как предмет познания» Б.Г. Ананьев указывает: «Человекознание – это та область, где системный подход органически обусловлен и интенсивно развивается. Здесь должен осуществляться синтез знаний, лежащих как бы в разных плоскостях, но неизменно пересекающих плоскость психологического знания. В результате компоненты психологического знания оказываются включенными в исследования самых различных гуманитарных и естественных наук, а в психологии открываются новые перспективы осмысления психического».

Отечественный психолог Б.Ф. Ломов писал, что важнейшая функция психологии заключается в том, что она «является интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которых является человек». Взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологической науки: с общественными науками через социальную психологию, с естественными – через психофизиологию, сравнительную психологию, с медицинскими – через медицинскую психологию, с педагогическими – через психологию развития и педагогическую психологию, с техническими – через инженерную психологию, и т. д.

Таким образом, у психологии сложились тесные связи с научными дисциплинами всех групп: естественной, гуманитарной и технической. Анализ содержания психологических знаний показывает, что точное определение, к какой из вышеназванных групп можно отнести саму психологию, не представляется возможным. Психология развивается на пересечении всех трех направлений научных исследований.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключаются основные различия между научным и ненаучным психологическим знанием?

2 В чем особенности психологии как самостоятельной науки?

3. Что является предметом психологического познания?

4. Каковы основные методы исследования в психологии?

5. Каково место психологии в структуре современной науки?

Литература

Основная

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1988. Лекц. 1.

2. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 1. М, 1992. Гл. 2.

3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. М., 2004. Гл. 1.

Дополнительная

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.

2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М, 1995.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Психология как всякая наука являет собой деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности, в который включаются сумма, полученная к этому моменту научных знаний, образующих в совокупности систему знаний.

Целями психологии являются описание, объяснение и предсказание процессов и явлений психики, поведения и деятельности на основе открываемых психологией законов и закономерностей.

Психология, как и другие науки, входит в систему наук, которую образуют группы наук естественные, общественные, технические. Психологию до сих пор трудно отнести строго к одной из этих групп. В самой психологии доминируют представления о том, что психология – это наука об особой сфере человеческой деятельности. Функцией психологии является выработка и систематизация объективных знаний о человеческой психике, о самом сложном, что есть в действительности.

Второй особенностью психологии является то, что в ней сливаются объект и субъект познания. Это означает, что мысли человека могут быть лишь направлены на внешний мир и на себя. Когда человек направил мысли на себя, и зародилось психическое знание. Мысль человека обратилась на самое себя. Человек с помощью мышления начал изучать само мышление.

Третьей особенностью психологии является уникальность применения психологических знаний. Осознавая себя, человек научается управлять своими психическими процессами, функциями, способностями. Психология уже сейчас располагает большим материалом, указывающим на то, как новые знания человека о себе делают его другим, меняют его цели, состояния, переживания.

Четвертой особенностью является то, что кроме психологии научной наряду с ней существует психология житейская, которая отличается от научной:

1) источником получения знаний и объектом изучения. В ней объектом являются конкретные люди, а психологическое знание составлено из индивидуального опыта общения и взаимодействия человека с другими людьми;

2) уровнем обобщения знаний. В житейской психологии они приурочены к конкретным ситуациям и людям, зафиксированы в образах и метафорах;

3) способами получения знаний. Непосредственное наблюдение и самонаблюдение;

4) способами передачи знаний. Разговорный язык как средство передачи знаний и т.д.

Объектом научной психологии является многообразие проявлений человеческой психики. Знания научной психологии отличаются обобщенностью, выражены в понятиях, которые указывают на существенные и постоянные свойства психики. В научной психологии существует целый арсенал методов получения достоверных знаний. Знания выверены и упорядочены в научных теориях, трудах, производятся и проявляются в таких социально-закрепленных формах, как исследовательские институты, учебные заведения и т.д.

В настоящее время психологическая наука получила возможность, как для продуктивного своего дальнейшего развития, так и для конструктивного сотрудничества с заинтересованными областями человековедения. Такая задача может быть решена при опоре на широкие возможности, опыт отечественной и зарубежной психологии, достижения других сфер наукознания и прогрессивной практики.

Каковы особенности психологии как науки?

Во-первых, психология представляет собой науку о самом сложном, что пока известно человечеству. Она имеет дело со свойством высокоорганизованной материи, называемым психикой.

Во-вторых, задачи психологии сложнее задач любой другой науки, так как только в ней мысль как бы совершает поворот на себя (в психологии сливаются объект и субъект познания).

В-третьих, психология является одной из самых молодых наук. Условно её научное оформление связывают с 1879 годом, когда немецким психологом В. Вундтом в Лейпциге была создана первая в мире Лаборатория экспериментальной психологии. В то же время психология уходит и в далекое прошлое. Сам термин «Психология» (психе - душа, логос - наука) появилось более 2000 лет тому назад.

В-четвертых, психология имеет уникальное практическое значение для любого человека. Она позволяет:

  • а)глубже познать самого себя, а значит, и изменять себя;
  • б)научиться управлять своими психическими функциями, действиями и всемсвоим поведением;
  • в)лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними.

Генезис психологических знаний

Генезис психологический - (греч. genesis - происхождение) термин, имеющий два значения: а) происхождение и развитие психики, б) происхождение и развитие любого конкретного психического явления (К.К. Платонов).

Что же представляет собой психология как наука? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Чтобы ответить на него, необходимо обратиться к истории психологической науки. Следует отметить, что психология очень старая и совсем молодая наука и на каждом этапе ее развития трансформировалось представление о предмете научного знания в психологии. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем.

Слово «психология» многозначно. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает, что психология - наука о душе («психе» - душа, «логос» - учение, наука). Другое значение слова «психология», которое зафиксировано в его этимологии: психология - учение о психике. В обыденном языке слово «психология» используется для характеристики психологического склада личности, особенностей того или иного человека, группы людей: « у него (у них) такая психология». При этом отметим, что не может наука отражать определенные свойства, поскольку у человека имеется психика, а психология - это наук о психике.

Известный советский психолог М.С. Роговин выделял три этапа становления психологии как науки. Это этапы: донаучной психологии, философской психологии и научной психологии.

Донаучная психология - это познание другого человека и самого себя непосредственно в процессах деятельности и взаимного общения людей. Здесь деятельность и знание слиты воедино, обусловленные необходимостью понимать другого человека и предвидеть его поступки. Источником знаний о психике в донаучной психологии выступают:

  • o личный опыт, возникающий из наблюдения за другими людьми и самим собой;
  • o общественный опыт, который представляет собой традиции, обычаи, представления, передаваемые из поколения в поколение.

Такое знание не систематизировано, неотрефлексировано, поэтому часто вообще не осознается как знание.

Философская психология - знание о психике, полученное с помощью умозрительных рассуждений. Знания о психике либо выводятся из общих философских принципов, либо являются результатом размышления по аналогии. На уровне философской психологии первоначально смутное, целостное понятие души подвергается анализу и мысленному расчленению с последующим объединением. По сравнению с донаучной психологией, которая ей предшествует и, особенно на ранних этапах, оказывает на нее большое влияние, для философской психологии характерным является не только поиск некоторого объяснительного принципа для психического, но и стремление установить общие законы, которым душа должна подчиняться так же, как подчиняются им и все природные стихии.

Научная психология возникла относительно недавно. Термин «психология» впервые появился в научном обиходе в XVIII века в книгах немецкого философа Х.. Вольфа «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология». Если первоначально он относился к науке, которая изучала душевные или психологические явления, связанные с сознанием, то уже в начале XX века в сферу исследований психологов включались неосознаваемые психические процессы, а также поведение и деятельность.

В развитие психологии внесли свой вклад многие философы. Самостоятельной же она стала в XIX в., когда в данную науку был введен эксперимент и усовершенствованы методы исследования. Обычно появление психологии ассоциируется с использованием в психологии экспериментального метода. Некоторые основания для этого, несомненно, есть: «создатель» научной психологии немецкий исследователь В.Вундт писал, что если определять разработанную им физиологическую психологию по методу, то ее можно охарактеризовать как экспериментальную. Однако сам В.Вундт неоднократно подчеркивал, что экспериментальная психология -- это далеко не вся психология, а лишь ее часть. Основанная В.Вундтом в конце XIX в. в Лейпциге экспериментальная психологическая лаборатория (позже Институт экспериментальной психологии) положила начало новой экспериментальной ветви психологии.

Знание в научной психологии имеет эмпирическую, фактологическую основу. Факты добываются в специально проводимом исследовании, которое использует для этого специальные процедуры (методы). Теории, конструируемые научной психологией, имеют эмпирическую основу, подвергаются (в идеале) всесторонней проверке.

Психология в своем развитии прошла следующие этапы:

Этап - психология как наука о душе.

Такое определение психологии было дано более 2000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

Этап - психология как наука о сознании.

Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

3. Этап - психология как наука о поведении.

Возникает в XX веке. Задача психологии в этот период - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. При этом мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.

4. Этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Таблица. Основные этапы развития психологии

Психология как наука

Сам термин «Психология» (псюхе - душа, логос - наука) появилось более 2000 лет тому назад.

Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в ХУ1 в.

Первоначально термин «психология» относился к науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений.

Психология как наука о сознании

Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук.

Способность чувствовать и думать назвали сознанием. Основной метод - наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

Психология как наука о поведении

Начинается с ХХ в.

Психология - наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть: поведение, поступки, реакции человека. При этом мотивы, вызывающие поступки не учитывались

Современный этап развития психологии: изучение факторов, закономерностей и механизмов психики

Начинается со второй половины ХХ века

В завершении рассмотрения генезиса психологических знаний, отметим, что вечен интерес человека к себе. Человек обречен на поиск смысла жизни, заметил А. Эйнштейн, ибо тот, кто ощущает свою жизнь лишенной смысла, не только несчастлив, но и вряд ли жизнеспособен.

Сегодня можно говорить о 4-х основных картинах мира:

«Нерасчлененный мир». Человек не отличал себя от мира, проблема души и тела была единой.

«Расчлененная картина мира». Для нее характерна попытка развести человека и мир. Начиная с Платона (428-347 гг. до н.э.), различались две субстанции -- душа и тело.

Человек как субъект жизнедеятельности. Формирование ее есть результат стремления человека жить не только под влиянием обстоятельств, но и изменять их в своих интересах. Поэтому потребность в описании мира переросла в потребность в объяснении его и активном преобразовании.

Человек как приоритет природного мироздания. Это -- картина мира завтрашнего дня, системообразующий фактор мира -- человек. Мир ноосферы, мир жизни человека.

Особенности научной и житейской психологии

Любой человек, в процессе жизни приобретает те или иные житейские представления о психологии. Понятно, что, чем больше лет прожил человек, тем большими житейскими знаниями он обладает. Не случайно, на Кавказе так уважают старейшин. Разумеется, научная психология отличается от житейской психологии. По мнению Ю.Б. Гиппенрейтер, эти отличия и соотношение проявляется и следующем:

  • 1. В отличие от научных, житейские знания более конкретны, они приурочены, как правило, к конкретным ситуациям, научная же психология стремится к обобщениям, позволяет увидеть общие закономерности развития личности, группы;
  • 2. Житейские психологические знания обычно носят интуитивный характер, которые приобретаются чаще всего путем практических проб, а научные знания - более рационально и осознаны;
  • 3. Житейская психология в отличие от научной имеет ограниченные возможности для передачи информации, так как житейский опыт -- конкретный и интуитивный;

Научная психология располагает уникальным фактическим материалом, недоступным ни одному носителю житейской психологии;

5. В научной психологии, в отличие от житейской психологии, используется более фундаментальный и разнообразный инструментарий для получения психологического знания.

Место психологии в системе наук

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными -- с другой, социальными -- с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются названные науки, но в других аспектах.

Известно, что философия и ее составная часть -- теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично.

Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии.

Согласно классификации наук акад. Кедрова (рис. I) психология занимает центральное место как продукт всех других наук, но и как возможный источник их формирования и развития.

Из классификации акад. Кедрова также следует, что психология интегрирует все эти данные наук, и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания.

Рис.

Близость психологии к этим наукам, даже наличие отраслей, разрабатываемых совместно с некоторыми из них, ни в коей мере не лишает ее самостоятельности. Во всех своих отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы, свои пути изучения этого предмета.

Что же касается многогранности психологических проблем, столь значимых не только для психологии, но и для смежных с нею наук, то это объясняется тем, что в центре внимания психологов всегда остается человек - главное действующее лицо мирового прогресса. Все науки и отрасли знаний имеют смысл и значение только в связи с тем, что они служат человеку, вооружают его, творятся им, возникают и развиваются как человеческая теория и практика. Все дальнейшее развитие психологических знаний мыслится как максимальное расширение связей психологии со смежными науками при сохранении ею самостоятельного предмета исследования.

XX и XXI столетия характеризуются исключительным по своему масштабу развитием производства, новых видов техники, средств связи, широким использованием электроники, автоматики, освоением новых видов транспорта, работающих на сверхзвуковых скоростях, и т.д. Все это предъявляет огромные требования к психике человека, имеющего дело с современной техникой. В промышленности, на транспорте, в энергетике, в военном деле все большее значение приобретает учет так называемого психологического фактора, т.е. возможностей, заключенных в психических познавательных процессах - восприятии, памяти, мышлении, в свойствах личности - особенностях характера, темперамента, скорости реакции и т.п.

Психология - наука особого типа. Оформлению психологии как науки предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным. В системе наук о человеке психологии отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам.

Отличия психологии от других наук:

1. Человек в психологии одновременно является и субъектом и объектом исследования;

2. предмет исследования психологии – наиболее сложная субстанция из всех известных человечеству;

3. уникальные практические следствия;

4. занимает промежуточное положение между философскими, социальными науками;

5. состоит из многочисленных научных школ и течений, по разному трактующих предмет исследования психологии.

1) Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству.

Ведь психика - это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду психику человека, то к словам "высокоорганизованная материя" нужно прибавить слово "самая": ведь мозг человека - это самая высокоорганизованная материя, известная нам. Знаменательно, что с той же мысли начинает свой трактат «О душе» выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как "оно - знание о наиболее возвышенном и удивительном".

Армянский поэт Паруйр Севак писал: «Мы ещё толком не знаем даже, почему человек смеется, лишь человек, и никто другой».

2) Во-вторых, в ней как бы сливаются объект и субъект познания. Так как свое сознание человек исследует с помощью же сознания.

Чтобы пояснить это, воспользуюсь одним сравнением. Вот рождается на свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения. И вот постепенно из глубины детства, приходит к нему и постепенно нарастает совершенно особое ощущение - ощущение собственного "Я". Где-то в подростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы. Появляются вопросы: "Кто я? Какой я?", а позже и "Зачем я?". Т.е. психические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку средством для освоения внешнего мира - физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания.

Точно такой же процесс можно проследить в масштабе всего человечества. В первобытном обществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Люди добывали огонь, охотились на диких животных, воевали с соседними племенами, получали первые знания о природе.

Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная жизнь?

Этот момент и был рождением самосознания человечества, т. е. рождением психологического знания. Событие, которое когда-то произошло, можно коротко выразить так: если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек отважился на то, чтобы с помощью мышления начать исследовать само мышление.

Таким образом в психологии научное сознание человека становится его научным самосознанием.

3). В-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.

Американский психолог Френк Бич справедливо заметил: «Труднейшая задача в наши дни заключается не в том чтобы познать и использовать окружающую природу, а в том, чтобы понять механизмы своего собственного поведения и научится им управлять».

Ведь познать нечто - значит овладеть этим "нечто", научиться им управлять. Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями - задача, конечно, грандиозная. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.

Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология - это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

4) Психология, состоит из многочисленных научных школ и течений, по разному трактующих предмет исследования психологии;

5) Занимает промежуточное положение между философскими, социальными науками.

Еще по теме Особенности психологической науки:

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
  2. Военная психология как отрасль современной психологической науки, ее структура и функции

Вопрос

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ

1.1.1. Психология – наука о психике

В дословном переводе психология – наука о душе (psyche – душа, logos – понятие, учение), таким образом, психология – наука о психике и психических явлениях.

Что же такое психика? Ученые-материалисты определяют ее как особую форму отражения окружающего мира, свойственную высокоорганизованной материи .

1 Под отражением понимают способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений.
Здесь следует отметить, что психика возникает там, где есть достаточно сложно организованная нервная система, а это означает, что психические явления характерны не только для человека, но и для животных. Более того, наука не исключает того, что со временем искусственно могут быть созданы достаточно сложные компьютерные системы, в которых могут возникнуть психические явления.

Особенность психологии, определяющая ее трудности, – это нематериальность психических явлений, что делает их недоступными для непосредственного изучения. Психику нельзя увидеть, услышать, попробовать на вкус или на ощупь. При ее изучении не помогут ни сверхмощный микроскоп, ни самые чувствительные методы химического анализа. Мы можем исследовать психику лишь косвенно, делая те или иные выводы о психических явлениях только по внешним, материальным признакам их проявлений. В этом сложность психологии как науки, но этим она и увлекательна.

Психология – наука о психике и психических явлениях.

Психика – особая форма отражения окружающего мира, свойственная высокоорганизованной материи (человеку и животным). Для человека, обладающего высшей формой психики – сознанием, дается еще одно определение психики.

Психика человека – это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми.

Особенности психологии как науки

Отличия психологии от других наук показаны на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Особенности психологии как науки

Вопрос

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной

жизни знания о движении и падении тел, о трении и энерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом.

Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.



Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно,

великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители

и др. Но, повторяю, и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. 06 этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п.

Давайте задумаемся над вопросом: чем же отличаются житейские психологические знания от научных? Я назову вам пять таких отличий.

Первое: житейские психологические знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водители такси - тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как мы знаем, часто - довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим - с отцом, и снова совсем иначе - с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Например, в физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону удалось описать с помощью трех законов механики тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел.



То же происходит и в психологии. Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

Однажды старшеклассников попросили письменно ответить на вопрос: что такое личность? Ответы оказались очень разными, а один учащийся ответил так: <Это то, что следует проверить по документам>. Я не буду сейчас говорить о том, как понятие <личность> определяется в научной психологии, - это сложный вопрос, и мы им специально займемся позже, на одной из последних лекций. Скажу только, что определение это сильно расходится с тем, которое было предложено упомянутым школьником.

Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний.

Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. Я уже упоминала об их хорошей психологической интуиции. А как она достигается? Путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно <вить веревки>, а из кого нельзя.

Часто педагоги и тренеры находят эффективные способы воспитания, обучения, тренировки, идя тем же путем: экспериментируя и зорко подмечая малейшие положительные результаты, т. е. в определенном смысле <идя на ощупь>. Нередко они обращаются к психологам с просьбой объяснить психологический смысл найденных ими приемов.

В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта - его конкретного и интуитивного характера. Глубокий психолог Ф. М. Достоевский выразил свою интуицию в написанных им произведениях, мы их все прочли - стали мы после этого столь же проницательными психологами? Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема <отцов и детей> состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому <набивать шишки> для приобретения этого опыта.

В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Кто-то давно сравнил представителей науки с пигмеями, которые стоят на плечах у великанов – выдающихся ученых прошлого. Они, может быть, гораздо меньше ростом, но видят дальше, чем великаны, потому что стоят на их плечах. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься.

Четверное различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология, как я уже говорила, оформилась в самостоятельную науку.

Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др.

В этих областях, имея дело с различными стадиями и Уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда - условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т.п.,- психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию.

Приведу короткий пример. Вы, конечно, знаете, что у нас в г. Загорске существует специальный интернат для слепоглухонемых детей. Это дети, у которых нет слуха, нет зрения, нет зрения и, конечно, первоначально нет речи. Главный <канал>, через который они могут вступать в контакт с внешним миром, - это осязание.

И вот через этот чрезвычайно узкий канал в условиях специального обучения они начинают познавать мир, людей и себя! Процесс этот, особенно вначале, идет очень

медленно, он развернут во времени и во многих деталях может быть увиден как бы через <временную лупу> (термин, который использовали для описания этого феномена известные советские ученые А. И. Мещеряков и Э. В. Ильенков). Очевидно, что в случае развития нормального здорового ребенка многое проходит слишком быстро, стихийно и незамеченно. Таким образом, помощь детям в условиях жестокого эксперимента, который поставила над ними природа, помощь, организуемая психологами совместно с педагогами-дефектологами, превращается одновременно в важнейшее средство познания общих психологических закономерностей - развития

восприятия, мышления, личности.

Итак, обобщая, можно сказать, что разработка специальных отраслей психологии является Методом (методом с большой буквы) общей психологии. Такого метода лишена, конечно, житейская психология.

Теперь, когда мы убедились в целом ряде преимуществ научной психологии перед житейской, уместно поставить вопрос: а какую позицию научные психологи должны занять по отношению к носителям житейской психологии?

Предположим, вы окончили университет, стали образованными специалистами-психологами. Вообразите себя в этом состоянии. А теперь вообразите рядом с собой

какого-нибудь мудреца, необязательно живущего сегодня, какого-нибудь древнегреческого философа, например.