Развитие самосовершенствование. Что означает самосовершенствование? В чём смысл самосовершенствования

Этот процесс представляет собой осознанное управление личностным ростом, изучение новых знаний и навыков, моделирование поведения, которое должно прослеживаться во всех сферах жизни. Это неотъемлемый атрибут каждого прожитого дня в стремлении стать лучше.

Способы развития личности

ПОД ТЕРМИНОМ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОНИМАЕТСЯ НЕПРЕРЫВНАЯ РАБОТА НАД СОБОЙ.

Данный процесс включает в себя познание мира, улучшение приобретенных качеств и навыков, которые соответствуют жизненным целям. Психологи утверждают, что базой для саморазвития выступает функция адаптивности нервной деятельности человека под условия, в которых развивается каждый конкретный индивидуум. Поскольку мотивы и способности к самооценке у всех из нас разнятся, то и цели саморазвития также могут быть разными: духовные интересы и убеждения, материальные блага, профессиональное совершенствование и пр.

Практически все книги саморазвития и самосовершенствования систематизируют такие условия для начала работы над собой:

  • проведение самоанализа и самонаблюдения, чтобы сравнить себя с окружающими и выявить «слабые» места;
  • постановка цели саморазвития;
  • выработка программы для совершенствования своей личности;
  • проявление воли и силы характера.

Пути самосовершенствования

Рассматривая конкретные направления саморазвития личности, можно определить несколько основных путей данного процесса:

1. Совершенствование нравственности

Данный процесс несколько схож с теми методиками, которые преподают педагоги – закладывание норм такта, вежливости, понятий хорошего и плохого. Несомненно, все эти знания остаются актуальными в течение жизни. Однако чем старше становится человек, тем в более серьезные ситуации ему приходится попадать. Моральные ценности и ориентиры перестают делиться на «черное» и «белое», поэтому нередко приходится заниматься психоанализом и быть максимально объективным, находить верное решение.

2. Развитие ума – еще одно направление самосовершенствования индивидуума

Изучение новых навыков и знаний не просто делают из нас эрудированных специалистов, но и весьма интересных собеседников в любом месте, в любое время. К тому же это прекрасное подспорье в пожилом возрасте, ведь тренированный ум не утрачивает свою остроту и концентрацию.

3. Эстетическое самосовершенствование

Данный процесс предполагает изучение высших ценностей общества и искусства. Походы в арт-галереи, музеи, выставки, театры формируют личное мнение и вкус. Не стоит думать, что если вы не родились в семье пейзажистов и не являетесь знатоком искусства, то вы никогда не сможете оценить музыкальные шедевры или художественные полотна.

4. Развитие физической формы

Этот способ саморазвития и самосовершенствования личности подразумевает поддержания тела в тонусе и гармонии с эмоциями. Помимо медицинской пользы для организма, физические тренировки позволяют ощущать себя более уверенно и любить себя.

5. Профессиональное саморазвитие

В условиях стремительного роста технических возможностей, адаптации общества под новые идеи и ценности, необходимо сохранять конкурентоспособность на рынке труда. Грамотный, креативный и уверенный в себе специалист – на вес золота. Поэтому целью такого самосовершенствования является развитие качеств и навыков, полезных для профессиональной деятельности.

Таким образом, мы рассмотрели основные способы саморазвития личности, которые помогут вам обрести свою цель в жизни и становиться лучше с каждым прожитым днем.

предмет и задачи психологии

основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений и процессов как отражение объективной действительности. При этом психология ставит перед собой и ряд других задач: 1) изучать качественные (структурные) особенности психических процессов и явлений, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение; 2) анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью (причинная зависимость) психики, объективными условиями жизни и деятельности людей; 3) исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития; 4) содействовать планомерному внедрению научных знаний психологии в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализацией процесса труда в различных видах деятельности людей.

Предметом психологии являются: психика, сознание, бессознательное, личность, поведение, деятельность.

Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов реального мира. Психика разнообразна в своих формах и проявлениях. Психика человека это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. всё то, что составляет субъективный внутренний мир, который проявляется в поступках, действиях, во взаимоотношениях с другими людьми.

Сознание – это высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития, результат труда.

Бессознательное – это форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.

Личность – это человек, с присущими ему индивидуально-психологическими особенностями.

Поведение – это внешнее проявление психической деятельности, поступки и деятельность человека.

Деятельность – это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Методы исследования в современной психологии

1. наблюдение – это систематическое и целенаправленное восприятие и осмысление, проявление индивидуальных и групповых особенностей психики. Наблюдение как метод включает следующие процедуры: а) определение целей и задач; б) выбор объекта, предмета и ситуаций; в) определение вида наблюдения (включенное и невключённое);г) выбор способа регистраций данных; д) обработка и интерпретация полученных данных

2. беседа – это непосредственное общение исследователя с испытуемыми в целях изучения их психич. особенностей.

Беседа как научный метод включает процедуры: а) определение целей и задач; б) продумывание вопросов; в) выбор способа регистрации данных; г) определение ситуаций для беседы; д) проведение беседы; е) анализ результатов.

3. тест – в переводе на русский «задача». Метод «тест» построен на оценке стандартизированного задания. Тесты широко используются в процессе обучения, в проведении профессионального отбора. С помощью теста можно определить способности, темперамент, мышление, воображение.

4. анкетирование – это опрос по заранее разработанному и оформленному в виде анкеты вопроснику. С помощью анкетирования изучаются общественное мнение по какому-либо вопросу, традиции, настроение, круг интересов. Разработка анкеты включает ряд этапов: а) определение цели и задач; б) формирование вопросов; в) составление 1-го варианта анкеты; г) пилотаж анкеты; д) использование анкеты.

Правила формулировки вопросов анкеты: а) чёткость и ясность; б) лаконичность; в) конкретность; г) отсутствие спец. терминов; д) уравновешенность вариантов «за» и «против»; е) исключение внушающих моментов в содержании вопроса.

5. эксперимент – это намеренное создание ситуаций, требующих тех или иных свойств индивидуальной или групповой психики Эксперимент может проводиться в лабораторных и естественных условиях. Он может быть констатирующим или формирующим. В ходе эксперимента могут быть использованы тренажеры, различные приспособления, позволяющие получить необходимую информацию.

6. биографический метод – это способ изучения психики человека на основе анализа жизненного пути человека. С помощью этого метода можно получить информацию об особенности мотивации, характера, мышления.

Отечественная психологическая мысль в XX веке.

Значительный вклад в развитие психологии XX в. Внесли наши учёные Л. С. Выготский (1896-1934), А. Н. Леонтьев (1903-1979), А. Р. Лурия (1902-1977) и П. Я. Гальперин (1902-1988). Л. С. Выготский ввёл понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно исторической концепции психического развития человека. Названные функции первоначально существуют как формы внешней деятельности, и лишь позже – как полностью внутренний (интрапсихический) процесс. Они происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками языка. Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в свёрнутом виде программу поведения. Развиваются высшие психические функции в процессе научения, т.е. совместной деятельности ребёнка и взрослого.

А. Н. Леонтьев провёл цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс «вращивания» (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. А. Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки – нейропсихологии.

П. Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа. П. Я. Гальперин – автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.

Восприятие

Восприятие – это психически активный процесс отражения в сознании человека предметов и явлений во всей совокупности признаков при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Виды восприятия: 1) простое и сложное; 2) восприятие пространства; 3) восприятие времени; 4) восприятие движения; 5) преднамеренное и непреднамеренное;

Особенности восприятия: 1)апперцепция – это свойство означает зависимость восприятия от прошлого опыта человека, его знаний, интересов; 2) константность – это свойство означает способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, размеру, цвету; 3) иллюзии – обманчивое восприятие.

Некоторое способы активизации восприятия: а) вовлечение в процесс восприятия нескольких анализаторных систем; б) активизация мотивов в создание установки по восприятию; в) обучение человека правилам и нормам восприятия;

г) приобретение опыта восприятия предметов и явлений.

78% знаний мы приобретаем через зрение. 13% через слух, и 3% через обоняние, вкус, осязание. В памяти мы сохраняем 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 70% что увидено и услышано одновременно. Спустя 3 часа мы забываем 30% услышанного и 28% увиденного, а через 3 дня 90% информации забываем.

Ощущение.

Ощущение – это активный процесс отражения в сознании человека отдельных признаков и свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Виды ощущений: слуховые, вкусовые, зрительные, осязательные, обонятельные, болевые, органические, двигательные, вибрационные, температурные.

Свойства ощущений: 1) качество; 2) сила; 3) длительность; 4) взаимодействие; 5) адаптация; 6) последовательные образы; 7) контраст

Представление.

Представления – это образы, ранее воспринимавшихся человеком предметов и явлений.

Классификация представлений: 1. по ведущему органу бывают: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, двигательные, температурные; 2. по степени новизны бывают: представления воображения и представления памяти;

3. по степени обобщения бывают единичные и общие; 4. по содержанию бывают: физические, географические, политические, технические, педагогические.

Внимание.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на тех или иных предметах и явлениях.

Виды внимания : непроизвольное – само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик на раздражение;

произвольное – сознательное сосредоточение на получении определённой информации, требующее волевых усилий;

послепроизвольное – основывается на интересе, возникающем при вхождении в деятельность. В результате возникновения послепроизвольного внимания снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.

Свойства внимания : устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте; переключение – намеренно осознанный перенос внимания с одного объекты на другой; распределение – возможность удержать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности; объём – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно; концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте.

Память

Память – это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что человек делал, переживал, воспринимал. Виды памяти : 1) по длительности бывает : кратковременная (представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени – порядка 20 секунд); оперативная (вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определённой деятельности); долговременная (способна сохранять информацию в течение практически неограниченного срока).

2) по особенности запоминания бывает: двигательная, эмоциональная, наглядно-образная, словестно-логическая.

Потеря памяти называется амнезией, которая может представлять собой кратковременную или длительную потерю различных видов памяти. Выделяют различные виды амнезии: ретроградную, антероградную и прогрессивную.

При ретроградной амнезии страдает в основном память на недавно произошедшие события, но обычно сохраняются воспоминания на те события, которые имели место в далёком прошлом.

При антероградной амнезии сохраняется и кратковременная, и долговременная память, но страдает способность ввода новой информации в долговременную память. Прогрессивная амнезия проявляется в постепенном ухудшении памяти вплоть до её полной потери.

Память теснейшим образом связана не только с физическим состоянием человека, но и его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти.

Мышление

Мышление – это процесс опосредованного отражения человеком связей и отношений предметов и явлений. Показателями творческого мышления являются: объективная сложность решаемых задач, новизна применяемых способов решения задач, оригинальность использованных средств, высокое качество продуктов деятельности.

Формы мышления : понятие (форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов) и умозаключение (форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определённый вывод).

Методы мышления: индукция (логический вывод в процессе мышления от частного к общему) и дедукция (логический вывод в процессе мышления от общего к частному).

Виды мышления : практическое, теоретическое, наглядное действие, образное, творческое, стереотипное, ограниченное.

Мыслительные операции

1. Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению.

2 . Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

3. Синтез – операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей.

4. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

5. Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

Воображение

Воображение – это процесс создания человеком новых образов и их функционирования.

Виды воображения : произвольное, непроизвольное, техническое, воссоздающее, творческое.

Некоторые приёмы воображения: 1) комбинирование признаков; 2) при уменьшении и увеличении признаков или свойств предметов; 3) типизация.

Некоторые способы развития воображения : 1) решение типичных и нетипичных задач; 2) использование традиционных и нетрадиционных способов их решения; 3) употребление новых средств деятельности; 4) актуализация мотивации творчества; 5) приобретение опыта творческой деятельности; 6) подкрепление процессов и продуктов творческой деятельности.

Речь: её функции и виды.

Речь – это процесс индивидуального использования языка для общения с другими людьми в интересах совместной деятельности. Язык – это система знаков, необходимых для человеческого мышления и общения.

Виды речи: внутренняя, внешняя, устная, письменная, геологическая, монологическая.

Функции речи: обозначения, сообщения, выражения, воздействия.

Виды общения: светское, деловое, интимно-личное. Пути развития речи: тренинг, овладение и расширение словарного запаса, самоконтроль и самооценка.

Эмоционально-чувственная сфера личности

Эмоции и чувства – это процесс отражения предметов и явлений человеком в виде переживаний.

Классификация эмоций и чувств: 1) по влиянию на деятельность человека бывают стенические и астенические (тормозящие деятельность); 2) по сложности и содержанию бывают высшие сложные и низкие простые; 3) по форме протекания бывают настроение, аффекты, страсть.

Высшие чувства: патриотические, нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Высшие проявления эмоций и чувств : в мимике, в пантомимике (в движении), в речи.

Высшие чувства человека развиваются в процессе совместной деятельности с другими людьми.

Воля и её характеристика.

Воля – это способность человека управлять своим поведением, мобилизировать силы на преодоление трудностей.

Волевые качества человека : 1) целеустремлённость (способность человека осуществлять свои жизненные цели);

2) самообладание (умение владеть собой, своими действиями и внешним проявлением эмоций, постоянно их контролировать, даже при неудачах); 3) самостоятельность (проявляется в способности совершать действия и принимать решения на основе внутренней мотивации и своих знаний, умений и навыков); 4) смелость (проявляется в готовности и умении бороться, преодолевать трудности и опасности на пути к достижению цели, в стремлении отстаивать свою жизненную позицию); 5) дисциплинированность (означает осознанное подчинение своего поведения определённым нормам и требованиям).

Развитие воли, волевые действия.

Развитие воли : самопознание и самооценка волевых качеств, постановка перед собой соответствующих целей и задач, овладение средствами и способами их реализации, осуществление деятельности самовоспитания, оценка результатов, накопление волевого действия.

Виды волевых действий : длительные и кратковременные, совершенные по собственной инициативе, совершенные по заданию других, простые и сложные. Простые волевые действия включают в себя два звена: постановку цели и её исполнение. Структура сложного волевого действия включает три звена: осознание и постановку цели, планирование действий по достижению цели, исполнение действий.

Психические образования: знания, навыки, умения.

Психические образования это знания, навыки, умения, приобретённые человеком в процессе жизнедеятельности.

Знания – это совокупность усвоенных сведений, понятий о предметах и явлениях действительности.

Навык – это приобретённые способности осуществлять сравнительно несложные действия с высокими количественными и качественными показателями и бессущественного контроля сознания почти полностью и автоматически.

Умения – это комплексные психические образования, формирующиеся для выполнения сложных действий, способность человека применять усвоенные знания и навыки в новых условиях.

Классификация умений: интеллектуальные, практические, технические.

Человек как индивид, личность, индивидуальность.

Человек – это существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности, отличное от других существ. Это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (самоконтроль, логика, мышление).

Индивид – это отдельный человек, носитель индивидуально-своеобразных, физических, психических и социальных черт единицы общества.

Индивидуальность – это особенное и непохожее на других личность, в полноте её духовных и физических свойств. Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера, темперамента, способности. Индивидуальность содержит в себе лишь те индивидуальные черты, такое их сочетание, которое отличает их от других людей.

Темперамент и его характеристика

Темперамент – это врождённые, биологически обусловленные динамические характеристики протекания психических процессов и поведения человека. В зависимости от соотношения свойств нервной системы академик Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности: 1) безудержный – сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы, соответствуя типу темперамента холерика; 2) живой – сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы, соответствуя темпераменту сангвиника; 3) инертный – сильный, малоподвижный, уравновешенный тип нервной системы, соответствуя темпераменту флегматика; 4) «слабый» - слабый, малоподвижный, неуравновешенный тип нервной системы, соответствуя темпераменту меланхолика.

Пути влияния на темперамент : формирование волевых и эмоциональных качеств характера, умение владеть собой; целесообразное комплектование рабочих групп на основе психологической совместимости; в общении учитывать особенности реакций, лиц с различным типом темперамента и адекватно реагировать на них.

Характер

Характер – это свойство личности, определяющее систему её отношений к окружающим условиям, к деятельности, к другим людям.

Виды характера: 1) по силе: сильные и слабые; 2) по устойчивости: устойчивые и неустойчивые; 3) по отношению к соц. Явлениям: убеждённые и беспринципные; 4) по отношению к деятельности: трудолюбивый и бездеятельный; 5) по отношению к людям: общительный и замкнутый; 6) по отношению к себе: эгоист и альтруист.

Сила характера заключается в интенсивности проявления той или иной черты свойства характера. Устойчивость характера человека состоит в постоянстве проявления его свойств и качеств. Развитие характера : 1. самооценка черт характера; 2. определение целей и задач развития характера; 3. овладение способами и решениями; 4. планирование и определение действий; 5. тренинг.

Способности: виды и характеристика.

Способности – это психическое свойство, которое дает возможность человеку успешно овладевать и эффективно осуществлять деятельность.

Виды способности: 1) общие – возможности развития психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности; 2) специальные – это возможности к развитию отдельных психических процессов и свойств личности для конкретного вида деятельности; 3) частные – это возможности отдельных органов и психических процессов человека к качественному развитию.

Уровни развития способностей: одарённость, талант, гениальность.

Показатели способностей: лёгкость овладения деятельностью, быстрота овладения действиями, высокий результат деятельности, безошибочность действий, постепенное повышение продуктивности деятельности, уравновешенность деятельностью.

Развитие способностей: психодиагностика и профессиональный психологический отбор; вовлечение человека в деятельность; побуждение к самостоятельному поиску способов решения задач; подкрепление процесса и продукта деятельности человека; содействие человеку в развитии тех качеств, от которых зависит проявление его способностей.

Понятие общения. Основные стороны общения

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, взаимодействие субъектов. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

интерактивная сторона общения – Это взаимодействие людей при помощи организации их совместной деятельности, межличностное взаимодействие, т. е. Совокупность связей и взаимовлияний людей.

перцептивная сторона общения – Это восприятие другого человека: его внешних признаков, соотнесение его с личностными характеристиками воспринимающего индивида и интерпретация его поступков.

Малые группы.

Малая группа – это общность людей, объединённых совместной деятельностью, которая регулярно и непосредственно взаимодействует друг с другом, осознают себя членами группы и имеют определённую систему ценностей и норм.

Признаки малой группы : наличие конкретного взаимодействия, относительная длительность пребывания, определённость социальных ролей, наличие эмоциональной связи, чувство принадлежности к данной группе, наличие общих потребностей и мотивов.

Типы малых групп: 1) трудовые, боевые, учебные, творческие; 2) контактные и дисконтактные; 3) диффузные ассоциации, корпорации, коллективы; 4) постоянные и временные.

Предмет и задачи педагогики.

Термин «педагогика» имеет два значения. Первое- это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни» т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. В России формально педагогом является учитель, ученый, работник управления, менеджер в образовании (См. закон «Об образовании»). Что касается термина педагогика, то в мировом педагогическом лексиконе все чаще употребляются новые термины – «андрогогика», «антропогогика» (антропос-человек). Каждая наука имеет свой предмет - область действительности, которую она исследует. Предметом педагогики является педагогическая система (ПС). Исследование, проектирование и разработка ПС является предметом педагогики. Элементы ПС фактически охватывают все проблемы педагогической науки. Забегая несколько вперед, отметим, что элементами канонической педагогической системы являются: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения. Педагогическая деятельность в рамках ПС тоже является предметом науки, хотя изучается еще психологией, эргономикой и другими науками. В соответствии с элементами ПС выделены пять структурных элементов педагогической деятельности: проектировочный (цель), конструктивный (содержание), коммуникативный (обучающий-обучающийся), организационный (процесс и формы), гностический (преподаватель). Иначе говоря, педагог в своей профессиональной деятельности ставит цели, разрабатывает содержание, отбирает средства, организует процесс обучения и взаимодействия его участников.

Задачи педагогики : 1) научное обоснование, развитие систем образования с содержанием учений и воспитаний; 2) исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса; 3) выявление закономерностей и формулирование принципов процесса воспитания и обучения людей; 4) разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления; 5) разработка содержания методики самообразования и самовоспитания людей; 6) исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства; 7) разработка методических проблем педагогики, методом его исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

Социализация – это неизбежно переживаемый каждым человеком разносторонний и многоэтапный процесс изменения и равития своих физических и психических качеств под воздействием окружающей социальной среды.

Образование – это, во-первых, процесс поиска и усвоения человеком определённой системы знаний, навыков и умений, а, во-вторых, результат этого усвоения, выраженный в определённом уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовки человека.

Обучение – это двуединый процесс преподавания и учения, имеющий совей задачей планомерную и систематическую передачу и усвоение знаний в тесной связи с формированием умений, навыков, опыта творческой деятельности.

Воспитание – вид образовательной деятельности, опирающийся на процесс обучения и имеющий своей задачей превращение накопленных знаний в умения и навыки в целях развития необходимых качеств человека.

Методы обучения

Система основных методов обучения: устное изложение учебного материала, обсуждение изучаемого материала, показ или демонстрация, метод упражнения (игра), самостоятельная работа.

Принципы и методы воспитания

Принципы воспитания – это основные руководящие положения, соблюдение которых необходимо воспитателю для эффективного влияния воспитателя на воспитуемого.

Система принципов : 1) индивидуальный и дифференцируемый подход к воспитанию; 2) воспитание в группе и через коллектив; 3) воспитание в процессе деятельности; 4) сочетание высокой требовательности к воспитанникам и уважением их личного достоинства и заботы о них; 5) опора на положительное в личности и в группе; 6) единство, согласованность, преемственность воспитания.

Методы воспитания – это способы воздействия на воспитуемого.

Система методов воспитания: убеждение, поощрение, пример, принуждение, упражнение.

Самосовершенствование

Самосовершенствование – осознанная, целеустремлённая деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообучение и самовоспитание, на укрепление своих положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

В этой статье вы узнаете основные способы саморазвития человека, их основную цель. А также разберем, как не довести процесс личностного роста до саморазрушения. Что такое перфекционизм личности, чем он опасен и как человеку с явными признаками перфекционизма самосовершенствоваться, не погубив себя?
В каждом человеке накопилось огромное количество стереотипов, предрассудков и ложных идей, которые мешают ему саморазвиваться и достигать счастья. Это не только определенные врожденные качества, но и сами идеи и взгляды на жизнь. Поэтому, прежде чем встать на путь саморазвития, необходимо пересмотреть систему ценностей и принять основные принципы саморазвития.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Зачем нам нужно саморазвитие, и что оно дает

  1. Цель саморазвития – быть счастливым. Не доказать что-то кому-то, а достичь счастья для самого себя. Это стремление к любви, свободе, здоровым отношениям путем развития в себе таких качеств, как сила воли, осознанность, уверенность в себе, терпение, ум. А также избавление от таких чувств, как уныние, апатия, лень, неуверенность.
  2. Счастье – это состояние души. Оно зависит от правильного восприятия мира, от вашего мировоззрения, состояния здоровья и внутренних качеств. Но никак не связано с количеством денег или статусом. Счастливому человеку намного легче добиваться материального и социального успеха.
  3. Состояния счастья можно достичь, если работать над собой. Но это возможно лишь психически здоровым людям, не страдающих перфекционизмом.
  4. Быть сильным, счастливым и здоровым намного сложнее , чем депрессивным вечно всем недовольным самокопающимся нытиком. Перестаньте себя жалеть!
  5. Нужно научиться принимать ответственность за свои состояния, действия. Все проблемы и неудачи кроются в нас самих. Только сам человек может сделать себя счастливым или загнать себя в депрессию. Счастье не зависит от внешних обстоятельств, а от неправильного восприятия реальности.
  6. Самореализованный счастливый человек никогда не позволит поработить себя никакими верованиями или стереотипами. У здорового человека должны быть свои личные взгляды на жизнь, он не должен поддаваться влиянию веры, общества. Нужно просто с уверенностью и верой в себя идти к поставленным целям.
  7. Нужно научиться избавляться от отрицательных эмоций. Научитесь относится к любым проявлениям жизни как удивительному опыту, который вы приобретаете и идете дальше своим путем.
  8. Нужно мужество, чтобы принять ответственность за свою жизнь на себя. Перестать винить государство, политику. Религию, других людей, родителей в своих неудачах.
  9. Понять, что человек в силах изменить себя сам. Так как виня других в своей лени, невежестве, неумении ставить цели и достигать их, мы можем очень долго ждать изменений во внешней среде, так и не прожив полноценно и не став хозяином своей жизни.
  10. Саморазвитие – это трудный, упорный каждодневный труд над улучшением себя , своих качеств и своей жизни. Все мы не идеальны, но мы можем стать лучше во многих сферах, если будем расти и развиваться духовно, умственно и физически.

Саморазвитие для перфекционистов сложно в достижении

Цель саморазвития личности – индивидуальное и общее счастье. Счастье также как и несчастье каждого зависят от нас самих. У нас всегда есть право выбора, свобода в принятии решения, каким нам быть: умным или глупым, ленивым или действенным, счастливым или несчастным.

Но есть категория людей, которым особенно тяжело достигать саморазвития. Это люди перфекционисты.
Перфекционизм – убеждение человека в том, что идеал может и должен быть достигнут. Если что-то получается не идеально, то это не имеет права на существование.
Есть такие типы перфекционизма :

  • Личностный , который направлен на себя. Завышенные требования к себе;
  • Направленный перфекционизм на других людей . Это нереально высокие ожидания от людей, недовольство окружающими;
  • Адресованный на весь мир . Стремление, чтобы все и везде было правильно и справедливо;
  • Социальный перфекционизм . Это желание соответствовать определенным стандартам и ожиданиям других людей.

Чем опасен перфекционизм? В чем он проявляется?

  • В постоянном стремлении довести все до идеала. В случае неудачи – самобичевание, потеря веры в себя и уверенности. И как результат – депрессия, апатия, отсутствие желания жить;
  • Скурпулезности, повышенном внимании к каждой мелочи. Таким образом, потеря огромного количества времени, замедлении на пути цели, усталость и истощение;
  • Агрессивность к окружающим и жизни в целом. Постоянное недовольство ведет к накоплению негативных эмоций, отсутствию радости в жизни. Ведь все вокруг не соответствует стандартам перфекциониста;
  • Постоянное сравнивание себя с другими людьми, недовольство собой. Перфекционист сам загоняет себя в придуманные рамки и стандарты.
  • Слишком большая восприимчивость к критике, к завышенным ожиданиям;
  • Такой человек концентрирует все свое внимание лишь на ошибках и отрицательных качествах своих и других людей;
  • Постоянные сомнения и дисбаланс в оценке окружающего мира.

В чем же заключается парадокс перфекционизма с точки зрения саморазвития?

Парадокс в том, что перфекционист постоянно стремится к идеалу, зачастую выдуманную им самим. Он пытается подогнать себя к стандартам, образцам и быть лучше всех и во всем. Он по сути своей не понимает, что так не бывает. Человек не может быть лучше всех во всех областях и сферах деятельности. Поэтому, встав на путь саморазвития, он отдает все силы и энергию на достижение определенных целей. Не важно, это развитие в интеллектуальном плане или физическом, духовном или материальном, он отдает себя без остатка. И очень часто, перфекционизм личности заканчивается тем, что достигнут, без сомнений, грандиозного результата в какой-то из сфер, человек впадает в депрессию или уходит из жизни, решив, что сил на что-то еще, такое же великое, у него не осталось. Малейшая ошибка или оплошность кажется ему концом света.

У детей перфекционистов даже оценка 4, вместо 5 может привести к самобичеванию. В этом и парадокс, казалось бы, никто как перфекционисты не занимаются постоянным саморазвитием, но все их достижения даются таким скурпулезным непосильным трудом, что они теряет самое главное – способность жить и радоваться жизни. Все, что они делают в жизни, их мотивация к действию построена на страхе. Страхе не быть лучшим, не быть признанным. Для таких людей очень важно чужое мнение, соответствие стандартам, признание и конечно же награда (грамота, кубок, медаль).

Тест на перфекционизм

Давайте с вами определимся,относитесь ли вы к перфекционистам? Элизабет Ломбардо разработала отличный тест, который поможет разобраться, присутствует ли в вас перфекционизм личности.
Оцените, насколько вы согласны с каждым утверждением, по шкале от 1 до 4.
4 - постоянно
3 - иногда
2 - редко
1 - никогда
Пройдите тест:

Суммируйте баллы и выясните свой уровень перфекционизма, ориентируясь на приведенную систему оценок.

Если вы перфекционист в той или иной степени, не расстраивайтесь! Раньше в психологии перфекционизм рассматривался, как психическое расстройство. Но сейчас существует совершенно другой взгляд на эту проблему, которую досконально изучил Тал Бен-Шахар – один из самых успешных и влиятельных ученых нашего времени, который занимается вопросами позитивной психологии. Он выступает с лекциями по всему миру, является учредителем Научно-исследовательского института благополучия. Он изучил проблему перфекционизма личности и смог не только показать, как увидеть позитив в стремлении к идеалу, но и какими способами перенастроить себя думать по новому, смотреть на мир немного под другим углом, чтобы перфекционизм стал человеку во благо.

В результате ученые вывели 2 типа перфекционизма:

  1. позитивный (способный к адаптации и благотворно влияющий на качество жизни личности);
  2. негативный (разрушающий, обессиливающий).

С появлением книги в свет Тал Бен-Шахара «Парадокс перфекционизма» у таких личностей появилась надежда, альтернатива жить не в негативе, а направить стремление личности к идеалу в позитивное благотворное русло.

Как становятся перфекционистами?

Кто или что является причиной того, что человек способен воспринимать собственную ценность только через призму чужого мнения, похвал? Или наоборот предъявлять к миру и людям слишком завышенные требования?
В основе проблемы перфекционизма лежит укоренившееся на каком- то этапе жизни убеждение: «Я не могу допустить ошибку».

Есть три основных источника этой пагубной мысли:

  1. действие по шаблону;
  2. награда;
  3. уклонение от наказания.

Что значит действовать по шаблону

К примеру, ваша мама всегда поддерживала идеальную чистоту в доме или напекала целую гору разных печенек. Вы взяли это себе за шаблон поведения и делаете то же самое всю свою жизнь, при этом вроде как и понимая, что у вас не хватает на это времени, вы много работаете, бегаете с ребенком по кружкам, но продолжаете себя изматывать шаблонными действиями. Может в детстве вы слышали такие фразы, как «Нельзя опаздывать. Это неуважение к человеку» или «Настоящий мужчина не плачет или обязан обеспечивать семью», или «Нужно много работать, чтоб тебя не уволили», «Нужно хорошо учиться, чтоб найти работу». Все эти шаблоны выращивают в личности перфекционизм.

Развитию перфекционизма в личности способствует «вознаграждение». В качестве награды воспринимается в основном положительное повышенное внимание со стороны окружающих. Например, ваш отец всегда говорил всем знакомым «Мой сын лучше всех играет в футбол. Он забил 3 гола за игру. Приходите посмотреть». В этом случае, ребенок видя, что папа им гордится именно за это и всем хвастается, начинает тренироваться до изнеможения, чтоб быть лучшим и папа им гордился. Ребенок думает, что это единственное, за что его любит папа. Или мама всем рассказывает о том, что ее дочь отличница с особой гордостью. Для девочки это прямой путь к перфекционизму. Хорошие оценки становятся смыслом жизни.

Приходилось ли вам терпеть насмешки за свои ошибки или вас критиковали за недостаточную успеваемость? Всегда найдутся в детстве люди, которые за что-нибудь да и уцепятся. В этом случае развивается перфекционизм личности, лишь бы избежать наказания, критики и неодобрения от окружающих.

Как бороться с перфекционизмом?

Проанализируйте ситуации из прошлого. Запишите события, людей, которые повлияли на вас. Вспомните, что конкретно они говорили, как критиковали или хвалили. После этого необходимо проанализировать, какой урок вы вынесли из этого и так ли уж обязательно так серьезно и остро реагировать на те ситуации, которые сейчас портят вам вашу жизнь. Какие страхи у вас появились после той или иной ситуации? Какую модель поведения вы выбрали, после этих событий?

Поняв, какие обстоятельства, люди или ситуации забрасывают вас в состояние перфекционизма, можно с легкостью отслеживать и приостанавливать этот процесс.

Основные правила поведения для людей, страдающих перфекционизмом личности:

  1. Найти причину появления перфекционизма;
  2. Научиться из этих ситуаций вынести положительный урок;
  3. Оценить свои ожидания от жизни. Чего вы хотели еще в детстве? Кем хотели быть? Почему это не осуществилось и действительно ли оно вам нужно сейчас?
  4. Примите правила для самого себя, а не повторяйте всю жизнь чужие шаблонные. И кстати, жизнь намного интересней, если принять за правило, что правила существуют для того, чтоб их нарушать.
  5. Поймите, что очень важно принимать свои неудачи, эмоции, реальность и успех. Это все составляющие нормальной здоровой жизни.
  6. Учитесь на ошибках.
  7. Не впадайте в крайности.
  8. Делайте то, что вам хочется, а не сравнивайте себя с другими. Это ваша жизнь. Пусть вашей мотивацией к действию будет не страх, а страсть. Делайте то, что приносит удовольствие. И тогда ваш перфекционизм пойдет только на пользу
  9. Научитесь быть благодарными. Никто не хуже и не лучше вас. Каждый индивидуален. Благодарите каждого за опыт, не важно положительный он или отрицательный. Поддерживайте дружеские отношения.
  10. Научитесь не концентрироваться на ошибках, неудачах. Живите не только ради себя и ради того, чтоб доказать себе и другим, что вы лучше. А учитесь жить ради самой жизни, достижения счастья и успеха.

Каждый склонен к ошибкам, нужно уметь их принимать

Очень важно принимать адекватно свои неудачи, не бояться проявлять эмоции, объективно воспринимать реальность и радоваться своим успехам. Ведь на ошибках мы все учимся, нужно не концентрироваться на них, просто анализировать и делать выводы на будущее. Ведь каждый человек хочет достичь каких-то вершин, но не нужно становиться заложником своих же амбиций. Делайте все возможное для достижения цели, но не забывайте, что для ее реализации есть много разных путей. И не обязательно идти кратчайшим, чтобы опередить всех. Жизнь – это не гонка. Не идите против себя и своей человечности, не бойтесь проявлять эмоции, ведь все вокруг такие же люди, как и вы. Позвольте себе злиться, грустить, радоваться и вы будете приятно удивлены, но окружающие с радостью разделят с вами ваши эмоции.

Мы все неидеальны и с этим стоит стремиться. Ведь в реальной жизни по сути нет ничего идеального, и в то же время оно совершенно. Дерево может быть корявым, но все равно оно прекрасно. Идеальная история любви может быть лишь в кино, написанном сценаристом и сыгранное актерами. Идеальная девушка с обложки журнала – обработана фотошопом. За любым ошеломляющим успехом стоит огромный труд. Поэтому не нужно себя ни с кем сравнивать и тянуться к идеалам. Чтобы достичь саморазвития и личностного роста правильно сравнить только себя «сегодняшнего» с собой «вчерашним».

Пусть мы все не идеальны, но каждый из нас уникален. И каждый достоин счастья, которое он может создать только сам.

Иногда я устаю от постоянного стремления стать лучше и от осознания того, насколько бесконечны возможности самосовершенствования как для меня, так и для других. Я размышляю о том, насколько продуманно мы могли бы обустроить свою жизнь. Например, мы могли бы посадить огород и готовить из выращенных овощей чудесную полезную пищу, а из отходов - делать компост в специальном комбайне, которого у нас, впрочем, еще нет. Затем мы могли бы выключить - или еще лучше выкинуть - телевизор и читать друг другу отрывки из классики, сидя на резных деревянных стульях.

Однако всего этого не произойдет. Дело не в том, что эти замыслы невыполнимы - они просто не самые важные. Хотя время от времени они претендуют на то, чтобы быть главными (кроме, пожалуй, мечты о резных стульях). Тяга к самосовершенствованию, как правило, присуща американцам и вызывает у других одновременно и восхищение, и улыбку. Как бы то ни было, концепция постоянного саморазвития - отличная идея сама по себе. Но что, если она переходит пределы разумного?

«Сейчас люди все чаще ищут, ищут, ищут и никогда не находят. Это становится своего рода зависимостью, - говорит Кристен Меллер, создатель сайта Selfhelpjunkie.com . - Дело не в том, что стремление к самосовершенствованию - это плохо, вовсе нет. Человек должен всегда стремиться превзойти свои достижения, но чаще всего, даже достигнув желаемого, мы не испытываем удовлетворения, что порождает постоянное недовольство».

«Мы выросли с мыслью о том, что можем все, - говорит Холи Шварц Темпл, профессор права и соавтор книги Good Enough Is the New Perfect. - Но это не значит, что мы должны делать все по максимуму». Холи Темпл и ее соавтор журналист Бекки Гиллеспи в своем исследовании представляют данные по тысяче женщин в возрасте 30–40 лет, имеющих детей. Они выяснили, что этих женщин в целом можно разделить на две категории: «всегда недостаточно» или «вполне достаточно».

По словам Темпл, женщины-всегда-недостаточно чувствовали обязанность всегда быть лучшими во всем. Они чаще остальных соглашались с выражением «мне нужно быть суперзвездой даже под страхом смерти». Те же, кто относился к группе «вполне достаточно», вовсе не стремились быть на голову выше всех - им было достаточно просто хорошо выполнять свою работу. Однако самое важное - это то, как эти женщины описывали себя и свою жизнь.

**[Гедонистическая адаптация](http://en.wikipedia.org/wiki/Hedonic_treadmill)** - это психологический феномен того, что люди быстро привыкают к переменам, по-особенному хорошим или по-особенному плохим, чтобы поддерживать свой стабильный психологический уровень.

«Женщины-всегда-недостаточно чаще всего говорили, что их семейная жизнь крайне неудачна или даже обречена на провал, - говорит Темпл. - В группе «вполне достаточно» женщины считали себя более счастливыми в браке. Причем в карьере они достигали не меньших успехов».

Во всем этом нет ничего нового. Вы не можете объять необъятное. Лучшее - враг хорошего. Но проблема борьбы между застоем и стрессом, когда нужно решить тонуть в рутине или вертеться как белка в колесе, актуальна как никогда именно сегодня, в условиях экономического спада, при котором кажется, что даже самая усердная работа не приносит должной отдачи.

«В нашей культуре так много разных установок на успех, и мы стараемся им всем соответствовать, - говорит Бекки Гиллеспи. - Нужна немалая смелость, чтобы определить, чего конкретно мы хотим достичь. Совершенно естественно, что люди всегда стремятся к чему-то большему, и то, что они хотят придать особый смысл тому, что случается с ними, но мы не можем все время жить с мыслью «однажды я добьюсь всего». Это иллюзия, что когда-то наша жизнь будет окончательно определенной».

Постоянный поиск приводит человека к ощущению, что он все время ждет, когда же можно будет начать жить, вместо того, чтобы просто жить. Или он все время чувствует, что не соответствует требованиям, поскольку путь самосовершенствования редко бывает легким и прямым, и, помимо этого, он, конечно, у каждого свой. Искать новые пути самосовершенствования - это уже давно не оригинально. Первое издание «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» Дейла Карнеги вышло еще в 1936 году. Годом ранее была запущена первая программа из 12 ступеней для Общества анонимных алкоголиков.

Тяга к самосовершенствованию и вера в то, что мы можем достичь успеха, лишь усердно работая и следуя выбранному курсу, приводит не только к личным, но и политическим последствиям. Давид Брукс в своей колонке в New York Times в 2003 году написал, что американцы искренне верят: грандиозные возможности уже виднеются на горизонте - вместе с новой работой или каким-то новым достижением. На самом деле мы не бедные - мы просто на пути к богатству.

«Мысль о том, что каждый может когда-то занять начальственную должность - одна из причин того, что американцы меньше остальных готовы протестовать против неравенства в доходах, - говорит Даниэль Летвин, профессор истории в Университете Пенсильвании. - Очевидно, что на протяжении всей национальной истории в американцах боролись два качества - одобрение богатства и даже восхищение им (люди верят в идею постоянных перемен и равных возможностей) и возмущение, когда неравенство в богатстве и власти становится слишком большим, и у обычных людей нет особых перспектив, независимо от их усердия».

В реальности множество людей понимают, что уже не хотят стремиться к тем целям, какие они всегда перед собой ставили. Конечно, я надеюсь, что однажды выращу прекрасные помидоры и цуккини и приготовлю чудесную еду из всего этого собственноручно выращенного великолепия. Это не утопическая мечта. Но за приготовление компоста я пока браться не буду и оставлю на месте телевизор. В конце концов, как мы убедились, нет смысла самосовершенствоваться слишком усердно.

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

Соответствовать внутренней силе, а не мнимому идеалу. Соответствовать личному стилю — не шаблону и не лекалу…

Арина Забавина

C древнегреческого слово “Akme” переводится как вершина. Говоря о процессе самосовершенствования, подчеркивая при этом акмеологические основы, мы подразумеваем наличие потребности не просто самосовершенствования, а его наиболее активную форму. Другими словами,

акмеологические основы самосовершенствования личности - это продвижение к вершинам мастерства, которое воплощается в виде совершенства.

Самосовершенствование - понятие

Под самосовершенствованием будем понимать взаимодействие человека с окружающей его социальной средой таким образом, что это сопровождается выработкой положительных качеств. Это способствует успеху не только в профессиональной сфере, но и в жизни вообще. Такое развитие предполагает развертывание качеств на протяжении полного жизненного пути человека.

Самосовершенствование личности - психология

По словам С.Л. Рубинштейн, жизненный путь человека - это не просто движение вперед, это так же и движение вверх. Но вверх, как вознесение к высшим, совершеннейшим формам проявления истинной человеческой сущности.

Самосовершенствование - определение

Более глубоко, саморазвитие и самосовершенствование - это ничто иное, как осознанный процесс улучшения компетентности, а так же развитие востребованных в обществе значимых качеств личности в соответствии с личной программой развития.

Самосовершенствование, как метод формирования личности

Процесс самосовершенствования, как и любой другой процесс, связанный с изменениями, предполагает наличие механизма преодоления множества противоречий между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Преодолевая противоречия (что само по себе не возможно без социального окружения), мы поднимаемся на новый качественный уровень.

Из вышесказанного мы можем заключить, что самосовершенствование человека в качестве движущей силы в рамках социального окружения, предполагает обязательное наличие мотивов. Получается, что путь к самосовершенствованию обусловлен простой формулой:

соответствующие условия + соответствующие потребности.

Если взять за основу, что в состав деятельности обязательно должны входить два компонента - адаптация и творчество, мы можем выделить ключевую причину, которая останавливает людей в их развитии.

Речь идет о том, что именно творчество непосредственно помогает удовлетворить потребность в самосовершенствовании. Именно поэтому люди, которые перестают творить и предаются банальной адаптации, перестают самосовершенствоваться.

Путь самосовершенствования состоит из следующих этапов:

  • Самопознание как важнейшая предпосылка самосовершенствования;
  • Побуждение себя;
  • Самопрограммирование собственного роста (как профессионального, так и личностного);
  • Эффективная самореализация.

Ориентация на успех через процессы воспитания и самовоспитания

Не существует пределов развития личности. Однако и воспитание не возможно без самовоспитания. Получается, что прежде чем перейти к воспитательным процессам, есть необходимость развить достаточный уровень самовоспитания. Каким же образом можно увязать процессы воспитания и самовоспитания со стремлением к достижению успеха?

Возьмем человека с устойчивой характеристикой стремления к успеху. Если проследить путь его развития, можно увидеть, что стал он таким не за один день. В зависимости от того, как проходит воспитание человека, он приходит к одному из двух: либо полной безынициативности, либо становится устремленным к успеху.

О том, что безынициативности и стремлению к успеху можно обучиться, говорят труды американского психолога М. Селингмана. Такие выводы были сделаны в результате проведения экспериментов сперва на животных, а затем на американских студентах, которым сперва заведомо предлагались нерешаемые задачи. Это способствовало полному отказу решать любые задачи в последующем, хотя дальше они были просты.

В зависимости от того, видит ли виновником своих неудач человек себя самого или же внешние обстоятельства, он в той или иной степени может само воспитать у себя чувство беспомощности. Другими словами, человек с обученной беспомощностью, всегда будет признавать свое поражение еще до того, как приступит к делу, даже если оно будет ему по силам.

Саморазвитие и самосовершенствование конкурентоспособной личности посредством выработки соответствующих компетенций

Век живи - век учись. Этой фразой как никакой другой подчеркивается одна из особенностей человека - обучаться на протяжении всей жизни. Вплоть до 18-20 лет, жизнь каждого человека предполагает наличие постоянного потока знаний. По мере взросления, все большую роль в жизни человека приобретает его личная инициатива. Человек учится применять полученный опыт.

Для людей, достигших акмеологической вершины развития, характерно следующее:

  • Удовлетворение собственных нужд без негативного воздействия на других;
  • Самовыражаясь, такие люди достигают успеха в любимом деле;
  • Такие люди всегда ответственны как в действиях, так и в собственном развитии;
  • Они получают удовольствие от своей жизни;
  • Повседневная жизнь характеризуется энергичностью и жизнестойкостью;
  • Открытость новому опыту и жизненным переменам.

Психология самосовершенствования личности на акмеологической основе предполагают наличие следующих ограничений:

  • Сильное влияние семейных традиций (ограниченность представлений о себе);
  • Инертность личности;
  • Скудная поддержка со стороны (поддержка окружающих людей обладает сильным потенциалом энергии, необходимой для новых перемен).
  • Деструктивное воздействие враждебно настроенных людей;
  • Отсутствие обратной связи либо её неадекватность (способствует формированию искаженного представления о вещах, подобно кривым зеркалам).

Саморазвитие и самосовершенствование - пример личного плана работы:

  • Работа по выявлению собственных ограничений;
  • Качественная обратная связь с другими людьми - оценочная деятельность;
  • Эффективное преодоление трудностей в процессе саморазвития;
  • Постоянное приобретение новых знаний, умений и навыков (ЗУНов);
  • Цикличность проделанной работы (постоянный возврат к первому этапу).

Таким образом, несмотря на то, что социальное окружение оказывает большое влияние на развитие человека, тем не менее, мера развития каждого сокрыта в сознании его самого. «Мы есть то, что мы едим» - и касается это исключительно духовной пищи.