Римская провинция с понтием пилатом. Апостол Петр был распят вниз головой

Установила в Иудее свое прямое правление. Возглавлять провинцию стал , которого, впрочем, правильнее будет называть префектом. Исследователи установили, что наместники Рима стали именоваться прокураторами лишь во II веке, а до этого их называли именно префектами. Этот наместник обладал широкими полномочиями, хотя и подчинялся проконсулу Сирии. Понтий Пилат стал пятым по представителем римской власти, занявшим эту должность по предписанию императора Тиберия.

Имя «Пилат» представляет собой, по всей видимости, прозвище, которое часто носили римляне. Обычно оно подчеркивало некую отличительную особенность его владельца. Существует версия, согласно которой это имя происходит короткого метательной оружия – дротика, то есть фактически «тот, кто метает копье». Не вполне ясно, получил ли это прозвище прокуратор за личные военные заслуги или по наследству.

Источники описывают Пилата жестоким и высокомерным правителем, свысока относившимся к народу подчиненной Риму Иудеи. Прокуратор не раз оскорблял чувства верующих, с пренебрежением и презрением высказываясь о религиозных взглядах иудеев. Пилат неоднократно использовал храмовые не по назначению, хотя они были предназначены для возведения в Иерусалиме водопровода. Действия прокуратора не раз приводили к волнениям среди населения Иудеи.

Чем знаменит Понтий Пилат

В историю Понтий Пилат вошел отнюдь не благодаря своим успехами в деле управления отдаленной провинцией Рима. Его имя прямым образом связано с событиями, относящимися к смерти Иисуса Христа, плотника из Назарета, которого считают Богом, принявшим человеческий облик и пришедшим в мир для спасения заблудшего . Именно Пилат по требованию иудейских первосвященников принял решение, которое обрекло Иисуса на тяжкие муки и смерть .

Враги Иисуса сами приняли решение лишить его жизни, но по существующим законам не могли привести приговор , пока его не утвердил римский наместник. Авторы Евангелий повествуют о том, что первосвященники после ночного судилища привели Иисуса ко двору Понтия Пилата и настояли на том, чтобы прокуратор своей властью утвердил смертный приговор. Судьба Христа оказалась в руках римского наместника.

Согласно легенде, Пилат поначалу хотел отпустить Христа, подозревавшегося в сеянии смуты среди иудеев, перед этим примерно его наказав. Но первосвященники, увидевшие в Иисусе прямую угрозу своему правлению, настоятельно требовали, чтобы Пилат, наделенный всей полнотой власти, приговорил проповедника к распятию. После долгих сомнений прокуратор переменил свое решение и приказал казнить Иисуса вместе с двумя разбойниками.

«Мастер и Маргарита».

В биографии Понтия Пилата слишком много белых пятен, поэтому часть жизни до сих пор для исследователей остается загадкой, которую мастера-историки пытаются разгадать. Понтий Пилат происходит из сословия всадников. Такая информация предложена в нескольких источниках.

Существуют источники, в которых сказано, что Понтий Пилат появился на свет в 10 году. Вотчиной будущего прокуратора стал город Лугдуне в Галлии. В современном мире этот населенный пункт является французским Лионом. Исследователи утверждают, что «Pontius» - это имя, которое дали при рождении мужчине, указывает на римский род Понтиев.

Уже во взрослые годы мужчина оказался на должности прокуратора Иудеи, сменив на этом посту Валерия Грата. Это эпохальное событие произошло в 26 г. н.э.

Прокуратор Иудеи

В литературе Понтий Пилат предстает перед читателями в образе жестокого человека. Современники прокуратора же дают мужчине немного иную характеристику: упрямый, безжалостный, жесткий, грубый, агрессивный «зверь», у которого не было никаких моральных границ и преград.

На должность прокуратора Иудеи Понтий Пилат вступил по велению собственного тестя. Но, будучи жестоким человеком, ненавидящим евреев, первым делом решил показать, кто главный на Святой Земле. Поэтому здесь появились штандарты, на которых размещались изображения императора.


Религиозные законы оказались чужды Пилату. Это привело к конфликту, который не завершился после истории со штандартами, а еще больше разгорелся из-за объявления о строительстве акведука в Иерусалиме.

Главным деянием за время работы в должности прокуратура стал суд над Иисусом Христом. Эта ситуация случилась в канун иудейской Пасхи. Ради поиска истины Пилат прибыл в Иерусалим. Арестовали Иисуса в ночь с четверга на пятницу, после чего привели мужчину в синедрион. Старейшины желали уничтожить Спасителя, но последнее слово всегда было за прокуратором Иудеи.

Главной целью синедриона было создание образа Христа как человека, который представлял опасность для императора. Первым на судилище выступила Анна, после чего допрос устроили другие члены синедриона. На допросе Иисус приводил аргументы, которые разрушали созданный первосвященником образ. Христос рассказывал о том, что никогда не скрывал собственную жизнь, веру и проповеди.


Священники предлагали Понтию Пилату обвинить Иисуса Христа в богохульстве и подстрекательстве к бунту, но требовались доказательства. Тогда на помощь обвинителям пришли лжесвидетельства. Спаситель, как называли иудеи Иисуса, не проронил ни слова в свою защиту. Это вызвало еще большее негодование со стороны синедриона.

Совет приговорил Христа к смерти, но это решение не было окончательным, так как итоговую точку в аналогичных делах мог поставить исключительно прокуратор. И вот появился он – Понтий Пилат, одетый в белоснежный плащ. Это действо получило в будущем название «суд Пилата».

Иисуса привели к прокуратору ранним утром. Теперь судьба Христа полностью зависела от человека в плаще. В Евангелии сказано, что Иисус в ходе суда не раз подвергался истязаниям, в том числе возложению тернового венца, бичеванию. Прокуратор не хотел вмешиваться в это сложное дело, но возможностей избежать судилища не было.


Собранные доказательства вины Иисуса показались Пилату недостаточными, поэтому трижды прокуратор выносил отказ в смертельной казни. Но синедрион не соглашался с таким решением, поэтому предоставили новый вариант обвинения, связанный с политикой. До Пилата донесли сведения о том, что Христос считает себя Царем Иудейским, а это является опасным преступлением, так как угрожает императору.

Этого оказалось недостаточно, так как в последнем разговоре с Иисусом Понтий понял, что никакой вины за этим человеком нет, а обвинения надуманные. Но в конце беседы Христос объявил о царском происхождении, отмеченным в родословной. Это стало последней каплей для Пилата, поэтому прокуратор отправил Иисуса на бичевание.


В это же время к Понтию обратился слуга с посланием от жены, которая увидела вещий сон. По мнению женщины, Пилату не следует выносить Праведнику наказание, иначе он мог бы пострадать сам. Но приговор был исполнен: Христа избивали бичами со свинцовыми шипами, рядили в шутовские наряды, а на голову надевали терновый венок.

Но даже это не остановило людей от негодования. Общественность призывала прокуратора вынести более серьезный приговор. Ослушаться народ Понтий Пилат не мог из-за некоторой доли трусости, поэтому решил казнить Иисуса Христа. После этого «преступления» прокуратор прошел процедуру омовения рук. Это позволило зафиксировать непричастность к совершенному убийству.

Личная жизнь

Исторические справки подтверждают, что Понтий Пилат состоял в браке с Клавдией Прокулой. Супруга известного прокуратора представляла собой незаконнорожденную дочь императора Тиберия, соответственно, внучку правителя .


Спустя многие года Клавдия пришла к христианству. Уже после смерти Прокулу причислили к лику святых. Ежегодно жену Понтия Пилата почитают 9 ноября.

Смерть

Казнь Иисуса Христа не прошла бесследно для Понтия Пилата. Прокуратор вынужден был покинуть Святую Землю и отправиться в Галлию. Это единственные достоверные сведения о последнем этапе жизни мужчины. Историки считают, что совесть не позволила Понтию Пилату продолжать спокойно жить, поэтому прокуратор совершил самоубийство.


В других источниках сказано, что после ссылки в Галлию Нерон подписал указ о необходимости наказания экс-прокуратора. Мужчину должны были казнить. Ни один человек не может противостоять императору. По другим сведениям, Пилат скончался в результате суицида, после чего тело Понтия обнаружили в реке. Это случилось на одном из высокогорных озер Альп.

Образ в культуре

В культуре образ Понтия Пилата используют регулярно. Но самым ярким до сих пор считают произведение Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Здесь Понтий Пилат – главный герой-злодей, который уничтожил Иисуса Христа. Автор рассказывает в одной из частей романа о встрече Иешуа Га-Ноцри, проповедовавшего добро, и прокуратора.

Должность Пилата предполагала то, что от Понтия требуется справедливость по отношению к обвиняемым. Но давление общества не всегда позволяло оставаться таковым. Однажды прокуратор желал наказать Иуду, который предал Иешуа. Но это вызвало бурю эмоций отнюдь не в народе, а в душе Понтия Пилата. Сомнения раздирали прокуратора.


Кирилл Лавров в роли Понтия Пилата в фильме «Мастер и Маргарита»

Книга «Мастер и Маргарита» уже давно «разобрана» на цитаты, которые появляются в социальных сетях. Автор поднял на поверхность те самые извечные вопросы о добре и зле, справедливости и предательстве.

Роман «Мастер и Маргарита» получил несколько экранизаций. Первый фильм представили общественности в 1972 году. Спустя 17 лет зрители познакомились с новым видением книги Булгакова, представленным режиссером. Большую популярность снискал телесериал, который вышел на российские экраны уже в 2005 году. Понтия Пилата в этом романе на ТВ сыграл известный советский актер .

Память

  • 1898 – «Игра страсти»
  • 1916 – «Христос»
  • 1927 – «Царь царей»
  • 1942 – «Иисус из Назарета»
  • 1953 – «Плащаница»
  • 1956 – «Понтий Пилат»
  • 1972 – «Пилат и другие»
  • 1988 – «Последнее искушение Христа»
  • 1999 – «Иисус»
  • 2004 – «Страсти Христовы»
  • 2005 – «Мастер и Маргарита»
  • 2010 – «Бен-Гур»

По прошествии двух тысяч лет довольно трудно восстановить историческую судьбу каждого из тех, кто упоминается в Евангелиях: родственников, учеников Христа, а особенно тех, кто принимал решение распять Его. Биографии многих из этих людей сильно искажены театральными и кинопостановками, а писатели и художники добавили в них самые немыслимые подробности. Ученые-библеисты также выдвинули массу гипотез о том, как же жили персонажи Евангельской истории до и после Распятия и Воскрешения Господа. Страна.Ru попыталась обобщить и упорядочить эти сведения.

Святой Понтий Пилат покончил с собой

Пятый римский прокуратор Иудеи, Самарии и Идумеи при императоре Тиберии Понтий (Pontius), прозванный Пилатом (Pilatus), вероятно, вследствие пожалованного емy или одномy из его пpедков почетного дpотика (pilum), был неплохим администpатоpом, потомy и yдеpживал свой пост целых десять лет. О его происхождении сведений нет, известно только, что он принадлежал к сословию всадников и, возможно, сменил Валерия Грата в должности прокуратора в 26 н.э., оставив эту должность в начале 36.

По свидетельству Филона Александрийского, правление Пилата было жестким, безжалостным и коррумпированным. Он оскорбил религиозные чувства евреев, позволив своим солдатам внести в Иерусалим штандарты с римской символикой, а также использовал средства, хранившиеся в священной сокровищнице, для строительства акведука. Последнее, что известно из достоверных источников – правление Пилата закончилось после учиненной им резни самарян, которые собрались на горе Гаризим, чтобы выкопать священные сосуды (их, как уверял некий самозванный мессия, закопал там еще Моисей). В результате Пилату было приказано возвратиться в Рим.

Велика роль Пилата в суде над Иисусом, которого он мог сразу признать преступником, но всячески пытался избежать принятия решения. Согласно евангелисту Марку, Понтий просто соглашается с приговором Синедриона и требованием народа. Евангелист Матфей, описывая эту сцену, прибавляет к ней еще и эпизод с умыванием рук, символизирующий отказ принимать на себя ответственность за убийство невиновного. В третьем и четвертом Евангелиях – от Луки и Иоанна – Пилат постоянно говорит о невиновности Иисуса, отступая лишь под давлением первосвященников и толпы.

Относительно последующей, после распятия Христа, жизни Пилата существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Так, согласно Евсевию Кесарийскому, Пилат был сослан во Вьен в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству. По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, и это произвело такое возмущение воды, что оно было извлечено, отвезено во Вьен и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в бездонном озере в Альпах.

Однако раннехристианские авторы II века утверждают, что на самом деле Пилат считал Христа Царем Иудейским, а сам был верующим христианином. Эта версия подтверждается тем фактом, что сделанная по приказу Пилата надпись на доске, прикрепленной к распятию, гласила: “Иисус из Назарета, Царь Иудейский”. Таким образом он вступил в конфликт с первосвященниками, требовавшими, чтобы на доске было написано несколько другое, а именно – вина Иисуса: “Человек, который считал себя Царем Иудейским”.

Известен фрагмент коптского папируса, хранящегося в настоящее время в Оксфорде, где сообщается, что пятый прокуратор верил в Бога, которого предал Распятию. Кстати, в Коптской и Эфиопской Церквах Понтий Пилат причислен к лику святых как мученик, умерший за веру. И день святого Пилата отмечается 25 июня.

Клавдия Прокула – первая обращенная язычница

Согласно историку Церкви епископу Евсевию, мать Клавдии Прокулы (жены Понтия Пилата) была супругой императора Тиберия, а бабушка – императора Августа. Сама же Клавдия Прокула упомянута только в Евангелии от Матфея: во время суда над Христом она прислала к мужу гонца и, ссылаясь на увиденный ею сон, просила помиловать праведника. Считается, что она втайне сочувствовала новому учению, и, по мнению Оригена, ее следует признать первой язычницей, обратившейся в христианскую веру.

В календарях восточнохристианских Церквей Клавдия была прославлена как святая, первохристианская мученица с именем Прокла.

Ирод Великий избивал младенцев и снижал налоги

Царь Ирод родился в южной Палестине в 73 году до н.э. В это время Иудея пользовалась видимостью независимости под властью династии Хасмонеев. Захватив южную Палестину, где обитали эдомитяне, Хасмоней Иоанн Гиркан принудил их к принятию иудаизма. Его сын Александр Яннай назначил местного аристократа Антипатра наместником всей этой области. А его сын, также носивший имя Антипатр, и был отцом Ирода. Взяв жену из западной Аравии, Антипатр обеспечил себе поддержку богатых и влиятельных арабов-набатеев. Таким образом, его дети, хотя и исповедовали иудаизм, были арабами и по отцу, и по матери.

В 26 лет Ирод – римский гражданин по отцу – был назначен правителем Галилеи, а в 41 году до н.э. Марк Антоний, с которым Ирод дружил с юных лет, сделал его тетрархом (царем) Галилеи. В следующем году в Палестину вторглись парфяне, началась междоусобная борьба, что вынудило Ирода бежать в Рим. Там сенат назначил его царем Иудеи, наделил войском и отправил назад.

В 37 году до н.э. царь Ирод сделался единоличным владыкой Иудеи и оставался им 32 года. Палестина при нем, вопреки расхожему мнению, процветала: известно, например, что Ироду удавалось дважды существенно снижать налоги. Кроме того, Ирода можно назвать и царем-строителем. Так, в Иерусалиме при нем была совершена полная перестройка Храма. Царь был достаточно плодовит, что по тем временам не было большой редкостью: у Ирода было десять жен и четырнадцать детей.

К несчастью, была в характере тетрарха и темная сторона, выражавшаяся в патологической подозрительности и кровожадной ревности. Последние годы жизни Ирода были омрачены душевным и физическим упадком. Ирод трижды менял завещание и, в конце концов, лишил наследства и казнил своего первенца с “родовым” именем Антипатр. Окончательное завещание предусматривало, что с разрешения Августа царство будет разделено между тремя сыновьями – Архелаем, Антипой и Филиппом. После неудавшейся попытки самоубийства Ирод умер в конце марта или начале апреля 4 года до н.э. Отданный незадолго до смерти приказ перебить младенцев в Вифлееме вполне подтверждает его критическое состояние в конце царствования.

Тот самый Ирод

Среднего сына Ирода Великого – Антипу – Христос (Лука 13:32) называет “лисицей”. После изгнания Архелая Антипа сделался главой рода и принял имя Ирод, под которым он и выступает в Евангелии. Он отверг свою законную жену, ради Иродиады, жены своего сводного брата Филиппа. Это вызвало войну с набатеями и навлекло на правителя упреки Иоанна Предтечи, которого он в итоге казнил.

Именно Антипа и был тем самым Иродом, перед которым предстал Иисус перед Распятием. Когда его племянник Агриппа I сделался царем Северной Палестины, Антипа, подстрекаемый Иродиадой, отправился в Рим, чтобы истребовать это царство для себя. Однако Агриппа объявил Антипу предателем, и Антипа был сослан в маленький город у подножия Пиренеев, где умер в 39 году.

Каиафа подписал себе смертный приговор

Воины, схватившие Иисуса, повели Его через поток Кедрон к дворцу Анны, бывшего первосвященника. Анна был старейшим главой священнического рода, поэтому из уважения к его возрасту люди по-прежнему признавали его первосвященником. Ему первому надлежало увидеть Иисуса и присутствовать на допросе, так как первосвященники опасались, что менее опытный Каиафа не сумеет осуществить то, что они хотели совершить. (Каиафа – прозвище иудейского первосвященника Иосифа, саддукея, преследовавшего Христа и апостолов. Имя Каиафа произошло либо от к иврита “коэн яфэ” – священнослужитель, либо, как написано в Именном указателе Брюссельской Библии, Каиафа – это исследователь.)

Официально осудить Христа должен был Синедрион, а у Анны Его предварительно допросили, так как по римскому закону Синедрион не имел права приводить в исполнение смертный приговор. Вот почему Христа надо было обвинить в таких деяниях, которые показались бы преступлениями и римлянам, и иудеям, среди которых было немало сторонников Христа. Священники хотели выдвинуть два обвинения: богохульство (тогда Его осудили бы иудеи) и подстрекательство к бунту (тогда бы его, наверняка, осудили и римляне). Именно Анна, не дождавшись предполагаемых ответов, прославился тем, что начал истязания, ударив Христа по лицу.

Анна приказал отвести Иисуса к Каиафе из саддукеев – самых непримиримых врагов Иисуса. В ожидании членов Синедриона, Анна и Каиафа снова допросили Иисуса, и снова не добились успеха. Каиафа, видя в Иисусе соперника, хотел поскорее вынести приговор. Наконец, он поднял правую руку к небу и торжественно обратился к Иисусу: “Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам. Ты ли Христос, Сын Божий?”. На что получил ответ: “Ты сказал”.

В этот момент Каиафа совершает самый неожиданный, но знаменательный поступок – в ярости разрывает священнические одежды. Пытаясь оказать давление на судей и добиться осуждения Христа, первосвященник сам осудил себя, поскольку лишился права на священство. Ведь, согласно закону Моисея (Лев. 10:6), первосвященник не должен был раздирать свои одежды под угрозой смерти. Правда, среди иудеев существовал обычай разрывать одежды во время смерти близких, но на священников даже этот обычай не распространялся. Надлежало, чтобы одежды священника были из цельного куска ткани и блистали чистотой. Эти прекрасные одежды предназначались для служения в храме и символизировали Великую Реальность. Так Каиафа сам приговорил себя к смерти.

На месте дома Каиафа была поставлена Церковь Святого Петра в Галликанту – именно здесь Петр отрекся от Иисуса. В 1990 году здесь была обнаружена могила Каиафы и оссуарий – сосуд из глины, камня или алебастра для хранения костей умершего.

Иуда Искариот как Моисей и Эдип

Согласно “Золотой легенде” Иакова Ворагинского (собранию средневековых нравоучительных историй), родители Иуды, напуганные предсказанием о его будущей страшной участи, сразу же после рождения сына положили его в корзинку (почти как Моисея) и бросили в море, которое отнесло младенца на “остров, называемый Скариот”. Его усыновила королевская семья, где он играл с маленьким принцем. Но уже тогда он проявил свое коварство: Иуда убил принца и бежал. А затем (и тут видна перекличка с греческим Эдипом) он женился на вдове, оказавшейся его собственной матерью. Но, как считают исследователи, все это сплошные выдумки.

Как известно из Библии, Иуда Искариот ведал расходами общины учеников Христа, нося с собой “денежный ящик” для подаяний. Он предложил первосвященникам свои услуги за назначенную цену – 30 серебреников. На Тайной вечере Иуда Искариот слышит слова Христа: “Один из вас предаст меня”. В знак того, что это сделает именно Иуда Искариот, Христос подал ему кусок хлеба. Узнав об осуждении Христа судом Синедриона и выдаче его на расправу Понтию Пилату, Иуда Искариот в раскаянии возвратил 30 серебреников со словами: “Согрешил я, предав кровь невинную”. Эти деньги пошли на уплату за земельный участок некоего горшечника, на котором было устроено кладбище для иноземцев, а Иуда Искариот в отчаянии удавился. Место Иуды Искариота в кругу 12 апостолов было по жребию передано Матфию.

В фольклоре дерево, на котором повесился Иуда Искариот (“иудино дерево”) – осина, которая с тех пор не перестает дрожать. В живописи и иконописи Иуда Искариот изображается иногда с мешочком для денег, что напоминает о словах из Евангелия от Иоанна, сказанных Иудой Марии Магдалине: “Для чего не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?” Бороду Иуды часто рисуют желтой – это цвет как трусости, так и предательства.

Примечательно, что циркумцеллионы – африканская секта самоистязателей – резали, жгли себя, бросались в воду, во имя Христа. Порой целые толпы их с пением псалмов кидались в пропасти. Они утверждали, что самоубийство “во славу Божию” очищает душу от всех грехов. Народ чтил их, как мучеников. Однако циркумцеллионы никогда не вешались – потому что Иуда Искариот повесился.

Варавву звали Иисусом

Варавва, совершивший во время мятежа убийство, был самым опасным из всех преступников, находившихся в тюрьме незадолго до Распятия. О нем упоминают все четыре евангелиста. Само прозвище Ваpавва является чем-то вроде отчества. С арамейского “Баp-Рабба” Варавва переводится как “сын учителя”, а “Баp-Раббан” означает “сын учителя нашего”. Однако настоящее имя “разбойника” в большинстве изданий Нового Завета (кроме Евангелия от Матфея) вообще не упоминается, поскольку, как оказалось, Ваpаввy звали Иисусом. Имя Иисyс, применительно к Ваpавве, встречается в Тбилисском кодексе “Коридети” (IX в.), в Армянской версии и в ряде минyскyльных pyкописей X-XV веков.

С точки зрения римлян, Варавва был преступником, но ради удовлетворения иудеев они помиловали его. Пилат, не оправдывая невиновного Иисуса, делает попытку повернуть ход событий так, чтобы народ сам отпустил Его, так как он поддерживал обычай в честь праздника выпускать узников, за которых попросит народ. Пилат велит привести Варавву, ставит рядом с Иисусом и говорит: “Кого хотите, чтоб я отпустил вам: Варавву или Иисуса, называемого Христом?”

Что стало с Вараввой, после того, как его выпустили из тюрьмы на Пасху – неизвестно.

Иосиф Аримафейский умер в Англии

Иосиф Аримафейский был тайным учеником Христа. Как член Синедриона он не участвовал в “совете и деле” иудеев, вынесших смертный приговор Спасителю. А после Распятия и смерти Иисуса он дерзнул пойти к Пилату и просил у него Тело Господа, Которое и предал погребению при участии праведного Никодима, тоже тайного ученика Господа. Они сняли с Креста Тело, обернули плащаницей и положили в новом гробе, в котором никто ранее не был погребен (этот гроб святой Иосиф приготовил заранее для себя) – в саду Гефсиманском, в присутствии Богоматери и святых жен-мироносиц. Привалив тяжелый камень к двери гроба, они удалились.

Английская куртуазная литература 13 века уверяет, что именно Иосиф из Аримафеи собрал кровь распятого Христа в чашу, из которой Иисус пил во время Тайной Вечери – Чашу Грааля. По приказу голоса Иосиф с обращенными в христианство людьми покидает Иерусалим, неся с собой чашу. Как утверждается, Святой Иосиф скончался мирно в Англии, отдав Грааль сподвижникам.

Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса

Почти через 2000 лет найдено историческое свидетельство существования Христа, вырезанное буквами на камне. Надпись найдена на древней урне с прахом и гласит: “Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса”. Арамейские слова, выгравированные на боку урны, представляют собой курсивную форму письма, использовавшуюся приблизительно с 10 до 70 гг. н.э. Что было подтверждено известным палеографом Андре Лемэром Сорбонна в Париже. Сама урна-оссуарий датируется приблизительно 63 годом н.э.

Древние надписи этого типа характерны для царских памятников или могил знатных людей, и делались в память о правителях и других официальных фигурах. Но в первом веке нашей эры у евреев был обычай переносить прах своих умерших из погребальных пещер в оссуарии. Такая практика прекратила свое существование после разрушения еврейского храма в 70 году н.э. Никто точно не знает, почему эта практика существовала и почему она прекратила свое существование.

Лабораторные тесты, проведенные Институтом Геологии в Израиле, подтверждают, что известняк, из которого изготовлена урна, был взят в области Иерусалима. Патина – тонкий налет, который образуется на камне и других материалах от времени, – имеет форму цветной капусты, такого рода налет обычно образуется в пещерной среде. Оссуарий Иакова – один из редких древних артефактов, содержащих упоминание фигур Нового Завета.

Апостол Петр был распят вниз головой

Один из 12 апостолов Иисуса Христа, называемый в Новом Завете по-разному: Симоном, Петром, Симоном Петром или Кифой. Уроженец Вифсаиды в Галилее, он был сыном Ионы и братом Андрея. Петр, как его брат и товарищи, Иаков и Иоанн занимался рыбной ловлей. К моменту начала служения Христа Петр был женат и проживал в Капернауме – именно там, “в доме Петровом”, его теща была чудесно исцелена от горячки. Петра впервые привел к Иисусу его брат Андрей, который, как и Иоанн, сын Зеведеев, принадлежал к числу последователей Иоанна Крестителя. (От Христа Симон получил новое имя, по-арамейски звучащее “Кефа” – камень, скала, которое указывало на его место в Церкви. В Новом Завете это имя чаще встречается в переводе на греческий – “petros”, откуда образовано латинское Petrus и русское Петр.) Тремя днями позже он присутствовал вместе с другими учениками на брачном пиру в Кане, где Христос сотворил свое первое принародное чудо. Петр сопровождал Христа и его учеников в Иерусалим, а затем – через Самарию – назад в Галилею, где на короткое время возвратился к ремеслу рыбака, пока он и его брат не были призваны Иисусом оставить свои сети и сделаться “ловцами человеков”.

Начиная с этого момента, евангелисты изображают Петра как постоянного спутника Христа, занимающего особое положение среди других учеников, его имя фигурирует первым в различных перечнях 12 апостолов.Петру было свойственно мужество, что проявилось, когда он, выхватив меч, отрубил ухо воину в Гефсиманском саду. Он же и наиболее глубоко из всех апостолов “пал” – трижды отрекся от Христа. Но в то же время Петр был и первым из апостолов, кому Христос явился после своего Воскресения. В Пятидесятницу он произнес первую проповедь перед народом, возвестив о смерти и воскресении Иисуса, обратив этой проповедью около трех тысяч человек. А затем, исцелив хромого у врат Храма, Петр стал первым из апостолов, сотворившим чудо “во имя Иисуса Христа Назорея”. Он крестил центуриона Корнилия в Кесарии, положив начало вступления в Церковь многочисленных язычников.

В 49 году апостол Петр возвратился в Иерусалим, где сыграл ключевую роль на Соборе, после которого он возобновил свои миссионерские походы и обосновался в Риме. Там апостол Петр был казнен между 64 и 68. По свидетельству Оригена, Петр по его собственной просьбе был распят вниз головой, так как считал, что недостоин подвергнуться той же казни, которую претерпел Господь. Он был погребен на Ватиканском холме, и над местом его погребения в настоящее время расположен главный алтарь Собора св. Петра.

Примечательно, что считая себя преемниками апостола Петра, ни одни из римских пап до наших дней не решился на то, чтобы взять его имя.


Имя: Понтий Пилат (Pontius Pilatus)

Дата рождения: 10 года

Дата смерти: 41 года

Возраст: 31 год

Место рождения: Абруцци, Италия

Место смерти: Галлия, Франция

Деятельность: Римский префект Иудеи

Семейное положение: был женат

Понтий Пилат - биография

В знаменитом романе «Мастер и Маргарита» Иешуа Га-Ноцри говорит Понтию Пилату: «Мы теперь будем всегда вместе... Помянут меня - сейчас же помянут и тебя!» Так и есть: имя человека, которого считают виновником гибели Христа, даже вошло в христианский Символ веры. Почему так случилось? И что вообще мы знаем о пятом римском наместнике Иудеи?

Известно, что Понтий Пилат управлял палестинскими областями Иудея, Самария и Идумея от имени императора Тиберия с 26 по 36 год нашей эры. В промежутке между этими датами (скорее всего, в апреле 33 года, перед иудейской Пасхой) был распят проповедник Иешуа-Иисус, объявленный его последователями Христом, то есть Мессией. Пилат как представитель римской власти санкционировал эту казнь, хотя настаивали на ней иудеи и их духовный лидер - первосвященник Каиафа.

При этом иудейские авторы обвиняли наместника в жестокости и корыстолюбии, но христианские - и евангелисты, и сочинители апокрифов - утверждали, что он сочувствовал Иисусу и пытался его спасти. Это довольно странно: с чего бы римскому «игемону», то есть правителю, жалеть нищего инородца, нарушившего спокойствие во вверенном ему регионе?

Пилат, часто изображаемый пожилым человеком, был на самом деле ненамного старше Иисуса (который, вероятно, родился лет за пять до общепринятой даты своего Рождества). Скудные сведения о биографии пытались обобщить ученые, в первую очередь немец Густав-Адольф Мюллер; его труд наряду с другими внимательно изучил Михаил Булгаков, знавший, как и его Мастер, пять языков.

В книге Мюллера пересказана легенда города Майнца, где будто бы жил в старину король Ат. Однажды придворный астролог предсказал королю, что сын, зачатый им в эту ночь, станет знаменит на весь мир. Ат был в походе, вдали от жены, поэтому велел привести к себе первую попавшуюся девицу посимпатичнее. Ею оказалась дочь мельника Пила, а рожденный ею сын в честь обоих родителей был назван Пилатом.

Мюллер тоже верил в германское происхождение Пилата, и не только он - русский поэт Георгий Петровский назвал его Ингомаром, воином из племени херусков, перешедшим на сторону Рима. Часть херусков и правда выступила против их вождя Арминия, поднявшего в 9 году нашей эры антиримское восстание. Был ли среди них Пилат, мы не знаем, но по Булгакову он сражался на стороне римлян в 16 году при Идиставизо (и спас там кентуриона Крысобоя). После разгрома Арминия многие германцы получили за службу империи римское звание всадника (эквита) и римские фамилии.

Тогда будущий наместник и мог стать Понтием, хотя вряд ли имел к этому старинному, но почти зачахшему роду прямое отношение. Прозвище Пилат он, вероятно, получил от пилума - метательного копья легионеров, с которым, вероятно, управлялся особенно ловко. Именно поэтому в романе Булгакова он назван «всадником Золотое Копье». Но одного владения копьем для продвижения по карьерной лестнице было маловато. Тут Пилату помогла удачная женитьба - по данным христианских апокрифов, его жену звали Клавдия Прокула или Прокла.


Не исключено, что она была родственницей императора Тиберия, принадлежавшего к роду Клавдиев. Благодаря этому император приблизил ветерана германской войны к своему двору. Есть версия, что Пилат помог главе преторианцев Сеяну тайно перевезти Тиберия из грозящего мятежом Рима на остров Капри.

Именно после этого верный «копьеносец» получил ответственную должность наместника Иудеи - не прокуратора, как часто считают, а префекта. Именно эта должность упомянута в найденной в приморской Кесарии надписи на плите, датированной 26-37 годом нашей эры. Прокуратором же он назван во фразе историка Тацита, повествующей о казни Христа, но римский правитель Палестины стал называться так только в следующем веке - а значит, фразу вписали в труд Тацита гораздо позже...

Маленькая Иудея доставляла империи куда больше хлопот, чем другие провинции, из-за упрямства ее жителей. Все подданные Рима обязаны были поклоняться изображению обожествленного императора, которое помещалось и на монетах. И если язычники принимали это спокойно - подумаешь, одним божеством больше, - то иудеи, свято верившие в единого Бога, яростно протестовали. Прежние префекты, правившие Иудеей после лишения власти над ней потомков царя Ирода, учитывали это и не выставляли напоказ портреты императора, а на монетах заменяли их орнаментом.

Пилат повел себя иначе: в первый же приезд в Иерусалим он велел нести впереди себя знамена с профилем Тиберия. Когда их подняли над дворцом, где остановился наместник, толпа иудеев собралась на площади, требуя убрать греховные изображения. Пилат терпел пять дней, а на шестой вывел войска, грозя изрубить всех, кто немедленно не покинет площадь. Никто не ушел; протестующие пали ниц и подставили шеи солдатским мечам. Тут Пилат понял, что управиться с этим народом будет труднее, чем со свирепыми германцами.

Убрав знамена, он скоро пожертвовал Иерусалимскому храму золоченые щиты - без всяких изображений, но с надписью, славящей императора. Иудеи опять запротестовали и вдобавок отправили в Рим гонцов с жалобой. Пилат обозлился и решил отомстить. Новый скандал возник из-за строительства водопровода - дело нужное, но деньги на него были взяты из казны храма, которая считалась неприкосновенной. Возмущенные горожане снова собрались на площади, но там на них набросились легионеры в штатском, вооруженные дубинами. Множество людей было убито и ранено. После этого устрашенные иудеи уже не бунтовали, но и Пилат предпочитал лишний раз не дразнить их - в Иерусалим приезжал редко и жил в приморской Кесарии, где было прохладнее и безопаснее.

Не сдержался он в 36 году, когда к горе Гари-зим в Самарии устремилось множество людей, чтобы отыскать драгоценные сосуды, которые там, по преданию, зарыл когда-то . Приняв эти события за бунт, префект велел солдатам перебить кладоискателей. Самаряне пожаловались легату Сирии Вителию, и тот приказал Пилату ехать в Рим на суд императора. Но когда Пилат прибыл в столицу, Тиберий уже умер, а его преемник Гай Калигула тут же сместил префекта с должности. Сделать это его убедил потомок иудейских царей Агриппа, обвинивший Пилата в «вымогательстве, грабеже, насилии, казни множества невинных людей и невыносимой жестокости».

Трудно понять, почему этот кровожадный тиран проявил такую мягкость во время суда над Иисусом. Это случилось, когда префект по приглашению первосвященника Каиафы приехал в Иерусалим на пасхальные торжества. Есть версия, что иудейская верхушка специально подстроила его визит, чтобы избавиться от популярного в народе проповедника, - утвердить смертный приговор ему мог только римский наместник. Иисус разоблачал лицемерие и стяжательство духовенства, говорил о равенстве людей перед Богом, о скором наступлении царства справедливости, что решительно не нравилось священникам.

Они обвинили его не только в святотатстве - он исцелял людей в субботу, когда всякая работа была запрещена, но и в бунтарских высказываниях - он будто бы призывал не подчиняться императору и называл себя «царем иудейским». Главным обвинителем стал Каиафа (по-арамейски «смирение»), который оправдывал свое имя, во всем слушаясь не только римлян, но и своего тестя, старого Анну, который был первосвященником Иерусалимского храма. Анна и Каиафа первыми допросили арестованного Иисуса, а потом отправили его на суд Пилата в преторию - резиденцию наместника у Антониевой башни.

О том, что было дальше, евангелисты говорят по-разному. Все отмечают, что Пилат спросил узника, называл ли он себя царем. Тот отвечал уклончиво: «Это ты говоришь». Марк и Матфей утверждают, что после этого Иисус отказывался отвечать на вопросы, а Лука говорит, что его отослали на суд к царю Галилеи Ироду Антипе, но тот, боясь ответственности, вернул подследственного Пилату. Иоанн более подробен: Иисус сказал, что «пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине», а Пилат ответил ему знаменитым вопросом: «Что есть истина?» Считая поиск истины делом невыполнимым да и не слишком важным, правитель явно счел Иисуса безобидным философом - а возможно, просто решил лишний раз досадить иудеям, требовавшим его казни. Выйдя к толпе, собравшейся у дворца, он объявил: «Я никакой вины не нахожу в нем».

Еще подробнее излагает события апокрифическое «Евангелие от Никодима», написанное в III веке и включающее будто бы подлинный отчет Пилата императору Тиберию. Там сказано, что, когда Иисуса ввели в преторию, римские знамена сами собой склонились перед ним, и Пилат «устрашился в своем сердце». Говорится также, что помиловать узника его попросила жена, увидевшая сон, в котором толпы праведников поклонялись Христу, а грешники низвергались в адскую бездну. Ее слова приводит и Матфей: «Не делай ничего праведнику тому, потому что я ныне во сне много пострадала за него». В другом апокрифе сказано, что Иисус до этого исцелил Прокулу от невыносимой головной боли, как у Булгакова - самого Пилата. Кстати, в «Мастере и Маргарите» прокуратор вдов и одинок, но во время суда в зал влетает ласточка - весть его жены из царства мертвых, ее мольба к супругу о прощении Иисуса.

Дальше Иоанн пишет, что иудеи, подученные первосвященником, начали кричать Пилату: «Распни его!» Тогда он приказал бичевать Иисуса страшными римскими плетями с вшитыми в них кусочками свинца. Наместник надеялся, что толпа, увидев проповедника избитым и окровавленным, сжалится над ним. Для большего эффекта он постарался сделать его смешным: по его приказу солдаты нарядили Иисуса в шутовской царский наряд: «Надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся. Царь Иудейский!»

Увидев Иисуса в этом наряде, Пилат воскликнул: «Се человек!», но толпа - а точнее, рассеянные в ней агенты Анны и Каиафы - не желала успокаиваться, и крики «Распни!» стали еще громче. Кто-то из священников пояснил: «Он должен умереть, потому что объявил себя Сыном Божьим». «Так ли это?» - спросил Пилат, но едва стоявший после бичевания Иисус промолчал. «Не отвечаешь? - нахмурился наместник. - Не знаешь ли, что я имею власть распять тебя или отпустить?» Тогда избитый узник прошептал: «Ты не имел бы надо мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше».

Ответ еще больше убедил Пилата - этому странному проповеднику нужно сохранить жизнь. Он вспомнил, что по закону он может на Пасху помиловать одного из государственных преступников. Таких оказалось двое: Иисус и Варавва, мятежник и убийца. Наместник - тоже по закону - предложил толпе выбрать одного из них, надеясь, что выбор все-таки падет на мирного философа. Но все -или самые громогласные - закричали: «Варавву! Отдай нам Варавву!» Зазвучали и другие голоса: «Если отпустишь Царя Иудейского, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю!» Это была прямая угроза - мнительный Тиберий не раз подвергал опале и казнил ближайших соратников, совсем недавно эта участь постигла Сеяна, покровителя Пилата. Обвинение в сочувствии мятежникам могло стоить жизни и ему самому.

И тут он сделал то, чего никто не ожидал от римского наместника: приказал принести воду и омыл в ней руки: «Видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови праведника сего». Это был обряд очищения, предписанный Моисеевым законом; исполняя его, Пилат хотел снять с себя вину, переложив ее на иудеев. С чем они и согласились, заявив: «Кровь Его на нас и на детях наших». Тогда Пилат отпустил Варавву, а Иисуса отправил на казнь вместе с двумя разбойниками;


Булгаков вслед за «Евангелием от Никодима» дал им имена Дисмас и Гестас. Римское правосудие было скорым: уже через час, в послеполуденную жару, осужденных вели за город к месту казни, к голому холму под названием Голгофа - «лобное место». На картинах и в кино Иисус несет крест сам, но евангелисты говорят, что он был слишком слаб, и орудие казни заставили нести некоего Симона Киринеянина. До темноты все было кончено: начиналась Пасха, и, чтобы не осквернять святой день смертью, солдатам приказали добить распятых. Иисус был уже мертв, но его на всякий случай пронзили копьем; это «Копье судьбы» стало позже важной частью мифа о Граале.

Тогда Пилат в последний раз появился в истории: богатый последователь Христа Иосиф Аримафей-ский пришел к нему, прося выдать ему тело учителя для погребения. Обычно преступников хоронили в общих ямах, но наместник выполнил просьбу Иосифа. В ночь на субботу тело Иисуса было положено в гробницу в скальной пещере. А на следующий день «жены-мироносицы» во главе с Марией Магдалиной, пришедшие омыть труп благовонным мирром, нашли гробницу пустой. Слух о воскресении Иисуса разнесся по городу.

Как Пилат реагировал на это, неизвестно: быть может, стал еще более мрачным и жестоким, что и показала три года спустя бойня в Самарии. После нее Пилат навсегда покинул Иудею, оставив по себе недобрую память. А еще через три десятилетия восставшая провинция была дотла уничтожена римскими легионами, а ее уцелевшие жители рассеяны по свету. Анна и Каиафа к тому времени умерли, но их сыновья, тоже первосвященники, нашли свою смерть в осажденном Иерусалиме - «кровь Его на нас и на детях наших»...

О том, что стало с наместником после отставки, говорят лишь недостоверные предания. Апокриф «Смерть Пилата» утверждает, что Тиберий, услышав, что Иисус из Иудеи может исцелить любую болезнь, приказал Пилату срочно доставить его в Рим. А узнав, что тот казнил целителя, в гневе велел предать казни его самого, но наместник успел заколоться мечом. Тело Пилата привязали к камню и бросили в Тибр, но злые духи подняли вокруг него волны и бури. Вытащив тело, его увезли в далекую Галлию и утопили в Роне, однако там повторилось то же самое.


В итоге труп богоубийцы доставили в Альпы и бросили в бездонное горное озеро. В Швейцарии до сих пор есть гора Пилат; говорят, перед каждой Пасхой по ней бродит безутешный призрак наместника и все время трет руки, не в силах смыть с них кровь Спасителя. Булгаков, вычитав эту легенду у Мюллера, вплел ее в причудливую ткань своего романа - в конце его Иешуа все-таки прощает прокуратора, отпустив его вместе с верным псом Бангой на заслуженный покой.

Есть другой апокриф, «Обращение Пилата», в котором Пилат, приговоренный за свои беззакония к смерти тем же Тиберием, перед казнью обратился в христианство. Как только ему отсекли голову, спустившийся с неба ангел подхватил ее и унес на небеса. Еще одна легенда из французского города Вьен рассказывает, что Пилат и его жена уехали из Иудеи именно туда - и там же обратились в новую веру. Когда император Калигула начал гонения на христиан, от Пилата потребовали отречения, он отказался и был обезглавлен.

Жена его в тот же день умерла от горя, и их похоронили в пирамидальной гробнице, которую до сих пор показывают туристам (ученые считают, что это колонна античного ипподрома). Некоторые православные церкви включили Прокулу в свои святцы, а эфиопская церковь 25 июня празднует вместе с ее памятью память святого Пилата.

Но кем бы ни был римский всадник Понтий Пилат - святым или грешником, - его имя неразрывно связано с именем Иисуса и преображено им. Легенда превратила рядового солдафона, грубого и жестокого, в человека сомневающегося, страдающего, склонного к философии и даже истово верующего. Того, кто от древних апокрифов до современных романов не устает излагать миру свое собственное Евангелие от Пилата.

Понтий Пилат

Понтий Пилат, рим. прокуратор, управлявший Палестиной как частью рим. провинции Сирии во время земной жизни Иисуса Христа. Понтий - родовое имя Пилата, указывающее на его принадлежность к рим. роду Понтиев. Неизвестно, однако, принадлежал ли он к этому роду по происхождению или имя "Понтий" было даровано ему при усыновлении. После смещения Архелая (см. Архелай) (см. Архелай) (Мф 2:22) в 6 г. по Р.Х. в Иудее было установлено прямое правление Рима. Во главе провинции был поставлен прокуратор (см. Наместник), подчинявшийся проконсулу Сирии. Пятым в череде этих наместников, преемником Валерия Грата, стал П.П. (26 г. по Р.Х.), назначенный на этот пост имп. Тиберием по протекции могуществ. фаворита Сеяна. Высокомерный и жестокий, П.П. с презрением относился к иуд. народу, не раз оскорблял его религ. чувство. Так, вскоре после своего назначения он послал в Иерусалим воинский отряд, на знаменах к-рого был изображен император. Иудеи в знак протеста направили посольство в Кесарию, резиденцию рим. наместника. После трудных переговоров знамена были убраны. Позднее П.П. использовал не по назначению деньги из храмовой казны, предназначенные для сооружения водопровода в Иерусалиме, население к-рого страдало от недостатка воды. Это привело к волнениям в городе. Но прокуратор заранее внедрил в возбужденную толпу переодетых воинов, и те разогнали ее. Затем П.П. распорядился поместить во дворце Ирода в Иерусалиме золотые щиты с надписью в честь Тиберия. Это вновь вызвало возмущение жителей города, а группа влият. иудеев обратилась с жалобой к императору. Щиты были убраны. П.П. распорядился также отчеканить монеты с изображением рим. свящ. сосуда (симпулюма), что также было вызовом иудеям. Прокуратор не чурался подношений и не останавливался перед применением насилия (Лк 13:1) . Народ ненавидел его; после свержения в 31 г. Сеяна П.П. опасался, что император может лишить его должности в связи с поступавшими жалобами. Этим можно объяснить позицию П.П. в деле Иисуса (Мф 27:2,11-26; Мк 15:1-15; Лк 23:1-25; Ин 18:28 - 19:16) . Жена П.П. просила его не делать зла Праведнику (Мф 27:19) , но он, желая угодить толпе, отдал Иисуса на распятие, хотя перед этим и говорил, что не видит вины этого Человека (Ин 18:38; 19:4,6) . В знак того, что он невиновен "в крови Праведника Сего", П.П. умыл руки (Мф 27:24) . Желая использовать возможность примирения с Иродом Антипой (см. Ирод Антипа), П.П. направил Иисуса к нему (Лк 23:7-12) . Конец правления П.П. ознаменован еще одним кровавым событием. Однажды на горе Гаризим собралась большая вооруж. толпа, подстрекаемая неким самарянином, утверждавшим, что может показать место, где Моисей спрятал золотые сосуды. П.П. послал на разгон толпы солдат, несколько человек было убито, а взятые в плен - казнены. Самаряне направили жалобу Вителлию, проконсулу Сирии, после чего в 36 г. был назначен другой прокуратор, а П.П. вызван для ответа в Рим. Затем, по нек-рым сведениям, П.П. был сослан на юг Франции, в Виенну. Предание гласит, что он покончил жизнь самоубийством.


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Понтий Пилат" в других словарях:

    Лат. Pontius Pilatus … Википедия

    Центральный персонаж романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1928 1940). Сын короля звездочета, жестокий прокуратор Иудеи всадник П.П. по прозвищу Золотое Копье появляется в начале 2 й главы «в белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей… … Литературные герои

    - (Pontius Pilatus), римский прокуратор (наместник) Иудеи в 26 36, при котором был распят Иисус Христос … Современная энциклопедия

    - (Pontius Pilatus) римский наместник Иудеи в 26 36, отличавшийся жестокостью. Согласно новозаветной традиции, приговорил к распятию Иисуса Христа … Большой Энциклопедический словарь

    Pontius Pilatus римский наместник Иудеи в 26 36. Согласно новозаветной традиции, приговорил к распятию Иисуса Христа. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

    Понтий Пилат - (Pilate, Pontius), рим. наместник Иудеи (26 36 н.э.), возглавлял суд над Иисусом Христом и приговорил его к распятию обычному наказанию для неримлян, обвиненных в подстрекательстве к бунту. О его роли на суде упоминает Тацит и рассказывает Новый… … Всемирная история

    Понтий Пилат - (Pontius Pilatus), римский прокуратор (наместник) Иудеи в 26 36, при котором был распят Иисус Христос. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Римский прокуратор (наместник) Иудеи в конце 20 х начале 30 х гг. н. э., при котором был казнен Иисус Христос. П. П. один из главных героев романа «Мастер и Маргарита». На первый взгляд, П. П. у Булгакова человек без биографии, но на… … Энциклопедия Булгакова

    Понтий Пилат - римский прокуратор () Иудеи в 26 36 гг. В некоторых источниках охарактеризован как продажный и жестокий человек, хотя, согласно Евангелиям, Понтий Пилат, при котором был распят Иисус Христос, всячески пытался спасти Его и умыл () руки,… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    - (Pontius Pilatus), римский наместник Иудеи в 26 36, отличавшийся жестокостью. Согласно новозаветной традиции, приговорил к распятию Иисуса Христа. * * * ПОНТИЙ ПИЛАТ ПОНТИЙ ПИЛАТ (Pontius Pilatus), римский наместник Иудеи в 26 36. Согласно… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Тайны античного мира , Кир Булычев. Тайны и загадки античного мира много столетий не дают покоя людям. Существовала ли Троя? Жил ли в Древней Греции Дедал? Кто такие были этруски? Где родился Понтий Пилат? Куда исчез флот…