Сложное синтаксическое целое абзац диалогическое единство. Сложное синтаксическое целое и абзац сложное синтаксическое целое

Текст складывается из отдельных, связанных между собой частей. Эти части и являются единицами текста.

Так как текст представляет собой одновременно и синтаксическое, и композиционно-стилистическое единство, то принято различать два типа его членения. На композиционно-стилистическом уровне выделяется абзац, глава и т. д. (то есть графически выделенные части). На синтак­сическом уровне одной из основных единиц членения текста является сложное синтаксическое целое (или, в иной терминологии, сверхфразовое единство).

Сложное синтаксическое целое - это единица монологической речи, состоящая из двух или нескольких предложений, раскрывающих одну микротему, объединённых по смыслу и структурно, но не выделенная графически.

В сложных синтаксических целых возможны два основных способа связи предложений - цепная и параллельная связь.

В сложных синтаксических целых с цепной связью даётся постепенное развитие мысли. Предложения и по смыслу, и структурно как бы «цепляются» одно за другое; то, что в первом предложении сообщается как нечто новое, в последующем предложении становится элементом известным, ранее упомянутым; каждое следующее предложение начинается с того, чем закончилось предыдущее. Цепная связь предложений осуществляется чаще всего с помощью повторов, местоименных слов, синонимических замен. Например: За садом находился у них большой лес, который был совершенно пощажён предприимчивым приказчиком, - может быть, оттого, что стук топора доходил до самых ушей Пулъхерии Ивановны. Он был глух, запущен, старые древесные стволы были закрыты разросшимся орешником и походили на мохнатые лапы голубей. В этом лесу обитали дикие коты. Лесных диких котов не должно смешивать с теми удальцами, которые бегают по крышам домов. Находясь в городах, они, несмотря на крутой нрав свой, гораздо более цивилизованны, нежели обитатели лесов (Н. Гоголь).

В сложных синтаксических целых с параллельной связью даётся описание ряда одновременно происходящих или сменяющих друг друга явлений, которые перечисляются или сопоставляются. Первое предложение в таких сложных синтаксических целых обычно имеет обобщаю­щее содержание, а последующие предложения, однотипно построенные, раскрывают это общее содержание. Например: Июльский сумеречно-тёплый лес неторопливо готовился отойти ко сну. Смолкали непоседливые лесные птицы, замирали набухающие темнотой ёлки. Затверде­вала смола, и её запах мешался с запахом сухой, ещё не опустившейся наземь росы (В. Белов).

Иногда в одном и том же сложном синтаксическом целом может быть и цепная, и параллельная связь.

Сложное синтаксическое целое не следует отождествлять с абзацем, хотя границы их часто совпадают.

Абзац - это отступ в начале строки (красная строка) и отрезок письменной речи от одной красной строки до другой.

Абзац оформляет начало новой мысли и в то же время сигнализирует об окончании предшествующей. Он используется для отделения друг от друга на письме реплик диалога или композиционно-смысловых отрезков монологиче­ского текста.

Деление на абзацы проясняет композицию текста. От­сутствие абзацев сделало бы текст трудновоспринимаемым, лишённым композиционных ориентиров.

Соотношение абзаца и сложного синтаксического целого может быть следующим: 1) абзац = сложному синтаксическому целому; 2) абзац состоит из двух или более сложных синтаксических целых; 3) границы абзаца и сложного синтаксического целого не совпадают.

Первый случай самый распространённый и нейтральный; многочисленные примеры можно найти в прозе Пушкина.

Второй случай тоже достаточно распространён. В художественной литературе в один абзац, независимо от того, сколько он включает сложных синтаксических целых, оформляются разного рода вставные главы, письма, сны героев. Например, в один абзац выделена «Повесть о капита­не Копейкине» в поэме Гоголя «Мёртвые души».

Третий случай (несовпадение границ сложного синтаксического целого и абзаца) встречается реже, но стилистический эффект при этом сильнее. Абзац в этом случае служит приёмом выделения, подчёркивания отдельных частей целого или является средством выражения авторского отношения. Например: Конечно, я заслужил большего: Георгиевский крест, - но у меня был несносный характер, я постоянно спорил с начальством, самовольничал, и, естественно, меня обошли. Георгиевский крестик пролетел мимо (В. Катаев).

В данном случае выделение в отдельный абзац последнего предложения служит средством выражения иронии и самоиронии автора.

Выделение единицы, называемой сложным синтаксическим целым (сверхфразовым единством), предполагает учет не только объема, но и структуры, содержания текста, поэтому сложное синтаксическое целое можно считать особым структурно-смысловым компонентом.

Основная структурно-семантическая единица членения текста не имеет в науке однозначного терминологического определения (сложное синтаксическое целое (ССЦ), сверхфразовое единство, межфразовое единство, компонент текста, коммуникативный блок, прозаическая строфа, синтаксический комплекс, микротекст). Чаще используется термин сложное синтаксическое целое.

ССЦ - это сложное структурное единство (смысловой, тематический блок), состоящее более чем из одного предложения, обладающее смысловой целостностью в контексте связной речи. В каждом сверхфразовом единстве заключена микротема.

В отличие от абзаца ССЦ не имеет определенной количественной характеристики, его границы не обозначены графически, что вызывает сложности в выделении этой единицы членения. Переход от одной мельчайшей темы (микротемы) к другой обнаруживает границу межфразовой связи.

Один из способов проверки объема ССЦ вытекает из положения о том, что части сверхфразового единства легко объединяются в сложное предложение, если на месте точек поставить другие знаки препинания (абзац такому эксперименту не поддается, если он, конечно, не совпадает с ССЦ).

В структуре ССЦ большую роль играет первая фраза - зачин. Именно она задает тематическую и структурную перспективу единства. Эта фраза самодостаточна в содержательном плане, она как бы вбирает в себя все остальные высказывания ССЦ. Нередко в ней есть ключевые слова, включающие все содержание последовательно перечисляемых компонентов сверхфразового единства.

Каждая фраза-зачин есть новая микротема. Если последовательно соединить все начальные фразы ССЦ (то есть все микротемы) одного текста, то получится сжатый рассказ без детализации и пояснений. Такой эксперимент демонстрирует роль фразы-зачина в процессе текстообразования. Связь предложений внутри сложного синтаксического целого осуществляется прежде всего интонационно.

Начало ССЦ предполагает большее повышение тона и некоторое изменение в тембре голоса. Понижение тона в конце сферхфразового единства более значительно, и пауза более длительна, чем в конце каждого предложения.

Важную роль в формировании единства играют грамматические средства (прежде всего характер союзной или бессоюзной связи, наличие обстоятельственных детерминантов, относящихся сразу к целому ряду предложений одного ССЦ, параллелизм в строении предложений, вводные слова, видовременное единство).

Границы ССЦ могут совпадать с абзацем (в этом случае говорят о тематическом, или классическом абзаце). При этом членение текста обычно основано на логико-смысловом принципе.

Головкина С.Х., Смольников С.Н.
Лингвистический анализ текста — Вологда, 2006 г.


Введение

Сложное синтаксическое целое как текстовая единица

Структурная и внутренняя организация ССЦ

Средства связи единиц в ССЦ

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Текст складывается из отдельных, связанных между собой частей. Эти части и являются единицами текста. Так как текст представляет собой одновременно и синтаксическое, и композиционно-стилистическое единство, то принято различать два типа его членения.

На композиционно-стилистическом уровне выделяется абзац, глава и т. д. (то есть графически выделенные части). На синтаксическом уровне одной из основных единиц членения текста является сложное синтаксическое целое (или, в иной терминологии, сверхфразовое единство).

Актуальность темы работы заключается в том, что она выполнена в контексте все возрастающего внимания лингвистики к тексту и составляющим его единицам.

Целью реферата является более полное ознакомление с важным звеном строения текста - сложным синтаксическим целым (прозаической строфой) для выработки навыков культуры устной и письменной речи. Задачами разработки является:

а) показать изучаемое явление в сравнении с предложением;

б) дать представление о его составных частях;

в) показать его роль и значение в структуре текста.

В качестве объекта исследования в реферате использовалась научная литература, а также учебники и учебные пособия по лингвистике. Основными методами, используемыми в данной работе, являлись исследование научного материала по заданной теме, его позитивный и критический анализ.

Реферат состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.


1. Сложное синтаксическое целое как текстовая единица


Исследования последних лет показали, что между предложением (понимаемым как строительный материал текста) и цельным текстом существует важное для более полного раскрытия мысли звено, представляющее собой связь предложений. Это - сложное синтаксическое целое (ССЦ) (иначе - сверхфразовое единство, компонент, прозаическая строфа).

Прозаическая строфа, или сложное синтаксическое целое - не сумма предложений, а синтаксическая единица языка. Между ее составляющими (предложениями) существуют грамматические отношения. Строфу также отличает единая позиция.

Строфа - крупная единица текста, обладающая определенной композицией. В ней можно выделить зачин (его составляет первое предложение, обладающее наибольшей самостоятельностью, означающее начало мысли и определяющее дальнейший ход ее развития, это - организующий центр строфы), средняя часть (развитие мысли, тема строфы) и концовка (специально выделяемая для более полного ощущения завершения развития мысли часть строфы). Это - типовая композиция сложного синтаксического целого.

Сложное синтаксическое целое, или сверхфразовое единство, - это единица монологической речи, состоящая из двух или нескольких предложений, раскрывающих одну микротему, объединённых по смыслу и структурно, но не выделенная графически.

Сложные синтаксические целые являются средством выражения смысловых и логических единств. Отдельные предложения в составе сложных синтаксических целых объединяются межфразовыми связями, которые осуществляются при помощи лексической преемственности, а также специальными синтаксическими средствами.

2. Структурная и внутренняя организация ССЦ


Структурными средствами организации самостоятельных предложений в составе сложных синтаксических целых являются союзы в присоединительном значении, анафорически употребленные местоимения, наречия, обстоятельственные сочетания, модальные слова, порядок слов, соотнесенность видовременных форм глаголов, возможная неполнота отдельных предложений. Например, в сложном синтаксическом целом: Послышалось около третьего корпуса: «Жак... жак... жак...». Итак, около всех корпусов и потом за бараками и за воротами. И похоже было, как будто среди ночной тишины издавало эти звуки само чудовище с багровыми глазами - средствами организации предложений являются синонимический повтор (эти звуки), присоединительный союз и, наречие так, форма прошедшего времени глаголов.

Предложения в составе сложного синтаксического целого: Вскинешь кверху тяжелую, как лом, одностволку и с маху выстрелишь. Багровое пламя с оглушительным треском блеснет к небу, ослепит на миг и погасит звезды, а бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по горизонту, далеко-далеко замирая в чистом воздухе (Бун.) - связаны обозначением действия (первое предложение) и его результата (второе предложение), общностью видовременных форм глаголов-сказуемых и единством интонации.

Очень характерны для сложных синтаксических целых присоединительные конструкции, последовательно подключаемые к основному (первому) предложению. Например: Двенадцать телогреек мирно отдыхают до утра в железных шкафчиках. И двенадцать зюйдвесток в верхних отделениях. И двенадцать пар сапог, усталых-усталых (из журн.).

Сложное синтаксическое целое может быть разбито на абзацы, но часто такая формальная дифференцированность может и отсутствовать. Сложное синтаксическое целое не следует отождествлять с абзацем, хотя границы их часто совпадают.

Абзац - это отступ в начале строки (красная строка) и отрезок письменной речи от одной красной строки до другой.

Абзац оформляет начало новой мысли и в то же время сигнализирует об окончании предшествующей. Он используется для отделения друг от друга на письме реплик диалога или композиционно-смысловых отрезков монологического текста.

Деление на абзацы проясняет композицию текста. Отсутствие абзацев сделало бы текст трудновоспринимаемым, лишённым композиционных ориентиров.

Соотношение абзаца и сложного синтаксического целого может быть следующим: 1) абзац = сложному синтаксическому целому; 2) абзац состоит из двух или более сложных синтаксических целых; 3) границы абзаца и сложного синтаксического целого не совпадают.

Первый случай самый распространённый и нейтральный; многочисленные примеры можно найти в прозе Пушкина.

Второй случай тоже достаточно распространён. В художественной литературе в один абзац, независимо от того, сколько он включает сложных синтаксических целых, оформляются разного рода вставные главы, письма, сны героев. Например, в один абзац выделена «Повесть о капитане Копейкине» в поэме Гоголя «Мёртвые души».

Третий случай (несовпадение границ сложного синтаксического целого и абзаца) встречается реже, но стилистический эффект при этом сильнее. Абзац в этом случае служит приёмом выделения, подчёркивания отдельных частей целого или является средством выражения авторского отношения. Например: Конечно, я заслужил большего: Георгиевский крест, - но у меня был несносный характер, я постоянно спорил с начальством, самовольничал, и, естественно, меня обошли. Георгиевский крестик пролетел мимо (В. Катаев). В данном случае выделение в отдельный абзац последнего предложения служит средством выражения иронии и самоиронии автора.

Сложное синтаксическое целое может служить моделью и текста, и фрагмента текста; в нем могут фигурировать все три типа речи (1-й - от 1-го лица, 2-й - от 2-го лица, 3-й - от 3-го лица), либо два и даже один из них; оно может быть адекватным одному из функционально-смысловых типов речи (описанию, повествованию, рассуждению), либо содержать в себе их элементы в смешанном виде (в т.ч. и определения).


Средства связи единиц в ССЦ


Составляющие сложное синтаксическое целое предложения могут быть связаны между собой цепной, параллельной или присоединительной связью. Нередко связь бывает смешанного типа с заметным доминированием одного из видов.

Сложные синтаксические целые могут быть однородного и неоднородного состава. В сложных синтаксических целых возможны два основных способа связи предложений - цепная и параллельная связь. Между однородными предложениями в составе сложных синтаксических целых обнаруживается параллельная связь, между неоднородными - цепная.

В сложных синтаксических целых с цепной связью даётся постепенное развитие мысли. Предложения и по смыслу, и структурно как бы «цепляются» одно за другое; то, что в первом предложении сообщается как нечто новое, в последующем предложении становится элементом известным, ранее упомянутым; каждое следующее предложение начинается с того, чем закончилось предыдущее. Цепная связь предложений осуществляется чаще всего с помощью повторов, местоименных слов, синонимических замен. Например: За садом находился у них большой лес, который был совершенно пощажён предприимчивым приказчиком, - может быть, оттого, что стук топора доходил до самых ушей Пулъхерии Ивановны. Он был глух, запущен, старые древесные стволы были закрыты разросшимся орешником и походили на мохнатые лапы голубей. В этом лесу обитали дикие коты. Лесных диких котов не должно смешивать с теми удальцами, которые бегают по крышам домов. Находясь в городах, они, несмотря на крутой нрав свой, гораздо более цивилизованны, нежели обитатели лесов (Н. Гоголь).

В сложных синтаксических целых с параллельной связью даётся описание ряда одновременно происходящих или сменяющих друг друга явлений, которые перечисляются или сопоставляются. Первое предложение в таких сложных синтаксических целых обычно имеет обобщающее содержание, а последующие предложения, однотипно построенные, раскрывают это общее содержание. Например: Июльский сумеречно-тёплый лес неторопливо готовился отойти ко сну. Смолкали непоседливые лесные птицы, замирали набухающие темнотой ёлки. Затвердевала смола, и её запах мешался с запахом сухой, ещё не опустившейся наземь росы (В. Белов).

При параллельной связи содержание предложений перечисляется, сопоставляется или противопоставляется, в них обычно наблюдается структурный параллелизм. Назначение таких сложных синтаксических целых - описание ряда сменяющихся событий, действий, состояний, картин. Например: Буря бушевала над Петербургом, как возвращенная молодость. Редкий дождь хлестал в окна. Нева вспухала на глазах и переливалась через гранит. Люди пробегали вдоль домов, придерживая шляпы. Ветер хлопал черными шинелями. Неясный свет, зловещий и холодный, то убывал, то разгорался, когда ветер вздувал над городом полог облаков (Пауст.).

Параллельная и цепная связь могут совмещаться в пределах одного сложного синтаксического целого. Например: Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около ее босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из комнаты Грига (Пауст.). Между первыми двумя предложениями - параллельная связь, а далее предложения присоединяются по способу цепной связи.

Большую роль в структуре сложного синтаксического целого может играть первое предложение - зачин. Оно «дает» тему, которая раскрывается последующими компонентами целого. В структурном отношении первое предложение строится свободно и вполне самостоятельно. Зато все последующие оказываются структурно связанными (порядок слов, видо-временные формы глаголов, интонация и отчасти лексический состав подчинены предложению-зачину).

Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя (Пауст.). Зачин - первое предложение, основная тема сообщения. Назначение второго предложения - передать противительно-выделительные отношения (связь осуществляется посредством сочетания но особенно). Третье предложение обосновывает второе (показатель связи - местоименный повтор в них, замещающий субстантивное словосочетание горные леса около моря). Кроме лексико-синтаксических показателей связи (особенно хороши; в них) имеются и собственно синтаксические - союз, но и порядок слов во втором и третьем предложении: сказуемое предшествует подлежащему, что предопределено структурой первого предложения.

Погода мучила. С утра светило солнце, парило над дымящимися полями, над грязными дорогами, над хлебами, насыщенными водою, легшими на землю. С утра Аверкий, порою покидавший свою телегу и добредавший до избы, обещал старухе, что опогодится. Но к обедам опять заходили тучи, казавшиеся еще чернее от блеска солнца, меняли облака свои необыкновенные цвета и очертания, поднимался холодный ветер, и бежал по полям косой радужный дождь (Бун.). Зачин - погода мучила. Все содержание последующих предложений подчинено этой исходной теме: дается ее детальное обоснование. Структурная связанность выявляется в следующем: основные глаголы имеют один временной план (мучила, светило, парило, обещал, заходили, меняли, поднимался, бежал); параллелизм в построении поясняющих предложений (второе и четвертое предложения); повторение обстоятельства времени в начале каждого предложения (с утра; с утра; но к обедам); противительные отношения на стыке третьего и четвертого предложений (союз но), положение глагола-сказуемого перед подлежащим (второе и четвертое предложения).


Пример анализа сложного синтаксического целого как текстовой единицы


В соответствии с вышеизложенным текст может быть проанализирован по следующей схеме, предложенной профессором Солгаником Г.Я. :

Характеристика текста с точки зрения его состава (предложение, строфа или фрагмент) и его композиция.

Деление текста на абзацы:

а) абзац = фрагменту;

б) абзац = строфе;

в) абзац < строфы;

г) абзац < предложения;

д) отсутствие абзацев.

От какого лица написан текст?

Наличие и форма чужой речи (прямая, косвенная, несобственно-прямая).

Характеристика текста по количеству лиц - участников речи (монолог, диалог, полилог).

Типы речи (описание, повествование, рассуждение, определение) в тексте.

Виды связи (цепная, параллельная, присоединительная) в тексте.

Функциональный стиль текста (разговорный или книжный: научный, официально-деловой, публицистический, художественной литературы).

Изобразительно-выразительные средства (тропы) и фигуры речи в тексте и их функции.

Рассмотрим пример.

Однажды Ибрагим был у выхода герцога Орлеанского. Герцог, проходя мимо его, остановился и вручил ему письмо, приказав прочесть на досуге. Это было письмо Петра 1-го . Государь, угадывая истинную причину его отсутствия, писал герцогу, что он ни в чем неволить Ибрагима не намерен, что предоставляет его доброй воле возвратиться в Россию или нет, но что во всяком случае он никогда не оставит прежнего своего питомца. Это письмо тронуло Ибрагима до глубины сердца. С этой минуты участь его была решена. На другой день он объявил регенту свое намерение немедленно

Наши мысли, волеизъявления и чувства могут быть выражены в монологической (от греч. monologos -из monos - «один» и logos - «речь») или в диалогической (от греч. dialogоs из dia - «два» и logos - «речь») форме.

Монологическую форму имеет речь, в организации которой при­нимает участие только один человек, говорящий или пишущий (кол­лектив авторов в таком случае тоже выступает как одно лицо); такая форма не предполагает непосредственного обмена репликами в процессе речи, адресат ее (слушающий, читающий) как бы отдален: он не участ­ник речи, а лишь приемник ее.

Наоборот, диалогическую форму имеет речь, в организации кото­рой принимает участие не один человек, а двое, трое людей, каждый из которых последовательно оказывается то говорящим, то слушающим (адресантом и адресатом); при этом высказывания одного теснейшим образом по смыслу и по форме связаны с высказываниями другого, оказываются взаимообусловленными

Монологическая речь - это обычно речь заранее подготовленная, отсюда такие ее свойства, как логическая расчлененность и последо­вательность в изложении; специальный на6op наиболее подходящего в данном случае лексического материала и грамматических форм для выражения необходимого содержания, т.е. специальная мотивирован­ность, целенаправленность; наконец, сравнительная независимость от речевой ситуации, полнота языкового выражения. Основной сферой употребления монологической речи яв­ляется письменная разновидность литературного языка (различные до­кументы, научные исследования, статьи, письма и т. д). Однако и в устной, специально организованной речи монологическая форма занимает в настоящее время большое место (доклады и сообщения, раз­личные виды радиопередач, рассказы о разных событиях и др).

Диалогическая речь характерна для устной речи. Ее отличает непосредст­венность, экспрессивно­сть, эмоциональность, отсутствие заранее продуманной организации, связь с ситуацией, участие мимики, жеста, относительная свобода в выборе средств логического оформле­ния речи, и др.

В языке художественной литературы обычно есть и монологиче­ская форма (речь автора или условного рассказчика) и диалогическая. Драматические произведения имеют форму диалога -(иногда с вкраплением монологи­ческой речи: речь героя к зрителям - в сторону - или к самому себе). Однако в любых случаях и монологическая, и диалогическая формы речи в художественной литературе выступают в особой, эстетической функции: писатель организует и монолог и диалог, исходя из основной задачи художественного произведения - эстетического воздействия на читателя

И в монологической, и в диалогической речи могут быть выделены особые для каждой из них формы объединения предложений. Таково в монологической речи сложное синтаксическое целое, а в диалогиче­ской речи - диалогическое единство.

Тематическое единство сложного синтаксического целого заключается в том, что оно выражает одну тему. Тематическое единство сложного синтаксического целого может подчеркиваться специальными конструкциями, занимающими позицию в самом его начале, такими как именительный темы (см. ), инфинитив темы (см. ), вопросительное предложение темы (см.), поддерживаться так называемыми ключевыми словами (см.). Переход к другой теме свидетельствует о законченности одного сложного синтаксического целого и начале другого сложного синтаксического целого. Тематическое единство сложного синтаксического целого можно оформить в виде заголовка.

Именительный темы – повествовательное (или – реже – восклицательное предложение, представленное именем в именительном падеже или именным словосочетанием, стоящее перед сложным синтаксическом целом, в котором развивается названная тема. Трусость… Это не просто страх. Это страх, удерживающий от благородного поступка. Трусость отличается от страха. Мотоциклист не боится разбиться насмерть. Носится как угорелый. А на собрании проголосовать, как требует совесть, – рука не подымается. Труслив. (В. Дудинцев.) Жара. Солнце как станет в полдень, так не слезает оттуда, – до того шпарит, что, кажется, земля должна сморщиться от такого огня. Ни ветерка, ни облачка… (В. Шукшин.) Руки матери. Помню их тогда, в детские годы, – красивые, с длинными пальцами. Знаю их и теперешними …(Газета.).

Инфинитив темы – инфинитив, стоящий перед фрагментом текста (сложным синтаксическим целым) и определяющий тему дальнейших рассуждений. Быть художником… Без горького, постоянного труда не бывает художников…

Вопросительное предложение темы – вопросительное предложение, предшествующее сложному синтаксическому целому и задающее тему для дальнейших рассуждений. Что делается вокруг? Зима. Голодуха. Драки на базарах . (В. Астафьев.); Что такое родина? Это весь народ, совершающий на данной площади свое историческое движение. Это – прошлое народа, настоящее и будущее. Это – его своеобразная культура, его язык, его характер, это – цепь совершенных им революций, исторических скачков, узлов его истории.

Абсолютно самостоятельное сложное синтаксические целое – это такой тип сложного синтаксического целого, который, будучи выделенным из контекста, не несет никаких следов связанности с контекстом, обнаруживает полую самодостаточность. Ночь была сизая, лунная; тонкие тучи, как совиные перья, рассыпались по небу, но не касались легкой ледяной луны. Деревья – груды серого инея – отбрасывают черную тень на сугробы, загоравшиеся там и сям металлической искрой .

Относительно самостоятельные сложные синтаксические целые –это сложные синтаксические целые, которые, будучи выделенными из текста, сохраняют явные и скрытые «следы» связанности с текстом. На углу (чего?, каком?) под шатром цветущей липы, обдало меня буйным благоуханием. Туманные громады поднимались по ночному небу, и когда поглощён был последний звездный просвет, слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронёсся вдоль опустевшей улицы.

Функционально-смысловое единство сложного синтаксического целого обеспечивается тем, что в нём реализуется один из функционально-смысловых типов речи (описание, повествование, рассуждение). В связи с этим различаются сложные синтаксические целые описания (см. ), сложные синтаксические целые повествования (см. ), сложные синтаксические целые рассуждения (см.).

Сложное синтаксическое целое описания В таком сложном синтаксическом целом представлено описание природы, обстановки, персонажа. Далеко на юге чернели неподвижные тучи, оттуда шло непрерывное, глухое ворчание. Кругом еще сильно пахло нескошенным сеном. Ветер дул, шурша сухой травой.

Сложное синтаксическое целое повествования – в таком сложном синтаксическом целом представлено повествование о каком-либо реальном событии происшествии в определённой временной последовательности. Через пять минут Нина вышла. Бобров выдвинулся из тени и преградил ей дорогу. Нина слабо вскрикнула и отшатнулась.

Сложные синтаксические целые рассуждения –в таком сложном синтаксическом целом представлены рассуждения, размышления героя повествования или автора по какому-либо вопросу.Чувство языка (если можно так выразиться, чувство чистоты языка) есть тонкое чувство, его трудно развить и очень легко потерять. Достаточно самого малого сдвига в сторону неряшливости и неправильности, чтобы уже эта неряшливость превратилась в привычку, и, как дурная привычка, в качестве таковой она будет. процветать. Ведь это в природе вещей, что хорошие привычки требуют упражнения, а дурные сами развиваются. (С.М. Волконский.)

Структурное единство сложного синтаксического целого обеспечивается грамматическими средствами, используемыми в составе предложений, входящих в его состав: временными формами глагола, местоименными словами, а также различными типами анафоры (см. ), в частности анафорой лексической (см. ) и анафорой синтаксической (см. ).

Ключевые слова – совокупность тематически ориентированных слов, используемых в тексте, в сложном синтаксическом целом и концентрирующих его смысл, поддерживающих развиваемую микротему, способствующих раскрытию содержания текста.

Анафора – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в рамках сложного предложения или сложного синтаксического целого.. Различается анафора лексическая (см. ), анафора грамматическая (см. ).

Анафора грамматическая (или синтаксическая) – это повторение в тексте одной и той же грамматической конструкции. Я стою у высоких дверей, Я слежу за работой твоей. Ещё один пример: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам (А.С. Пушкин).

Анафора лексическая основана на повторении одних и тех же слов в тексте. Например: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. В тексте Алексея Толстого, приведенном в статье «Вопросительное предложение темы», помещенном в данном разделе, наблюдается анафорический повтор указательного местоимения это в начале трех предложений, входящих в состав приведенного в качестве примера сложного синтаксического целого.

Абзац –отрезок письменного или печатного текста от одной красной строки (см.), обычно заключающий в себе сложное синтаксическое целое (или сверхфразовое единство) до другой.

Красная строка – то же, что и абзац (см. ).

ПУНКТУАЦИЯ

а) Теоретическое введение

Пунктуация (от лат. punctum–точка) – этот термин используется в трёх значениях. 1) Раздел науки о языке, изучающий теоретические и практические вопросы постановки знаков препинания в письменной речи. 2) Система графических небуквенных знаков письменной речи, т.е. знаков препинания.3) Собрание правил, определяющих постановку знаков препинания в письменной речи..

Знаки препинания – системанебуквенных графических знаков, используемых в письменной речи для указания смыслового членения речи, её синтаксического строения и ритмико-интонационного оформления (т. е. ритмомелодики), с тем чтобы обеспечить читающему правильное понимание смысла написанного текста. Знаки препинания подразделяются на два крупных типа – предложенческие знаки препинания (см. ) и текстовые знаки препинания (см. ).

Принципы русской пунктуации – теоретические основания, на которых базируется русская пунктуация. Выделяются три основных принципа – структурно-грамматический, логический (или смысловой, логико-семантический), интонационный.

Структурно-грамматический принцип расстановки знаков препинанияявляется основным. Суть этого принципа можно выразить так: знаки препинания являются прежде всего показателями синтаксического, структурного членения письменной речи. Именно этот принцип обеспечивает стабильность современной пунктуации, её общепринятость и обязательность. При учете именно данного принципа ставится большинство знаков препинания: знаки препинания конца предложения, знаки, отделяющие части сложного предложения, однородные члены предложения, знаки, выделяющие разнообразные конструкции, вводимые в состав простого предложения (вставки, вводные слова и словосочетания, обращения, междометия), постпозитивные приложения, постпозитивные распространённые определения, знаки при однородных членах и т.д. Структурный принцип способствует выработке твёрдых, общеупотребительных правил расстановки знаков препинания.

Формально-грамматический принцип расстановки знаков препинания – то же, что и структуено-грамматический (см.).

Логический принцип расстановки знаков препинания учитывает логико-смысловое членение речи. Этот принцип тесно связан со структурно-грамматическим принципом, что вполне объяснимо: ведь грамматические части совпадают с логически значимыми. Именно на смысловом отношении ставятся знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях, при поясняющих компонентах предложения, в перечислительных рядах словоформ.

Смысловой принцип расстановки знаков препинания – то же, что и логический принцип.

Логико-семантический принцип – то же, что и логический принцип, смысловой принцип.

Интонационный принцип учитывает особенности интонационного произнесения предложения. Точка свидетельствует о понижении голоса в конце предложения; интонация восклицательная и вопросительная отмечается соответствующими знаками препинания. В отдельных случаях выбор интонации обусловливается преимущественно интонацией, ср.: Установится теплая погода, поедем на дачу и Установится теплая погода – поедем на дачу, где выбор знака препинания полностью зависит от интонации.