Социально психологические факторы экономического поведения. Влияние структуры собственности и поведения населения

Важнейшими психологическими факторами, определяющими экономическое поведение, являются цели, мотивы и интересы индивида.


Основополагающей детерминантой экономического поведения личности являются цели ее жизнедеятельности. Цель – это зримый образ ожидаемого результата. Она является ориентиром для действий человека и определяет их направленность, упорядочивает деятельность человека.


Существуют различные механизмы целеполагания. Б.А. Райзберг выделяет три таких механизма : 1) формирование цели для удовлетворения потребности; 2) формирование цели на основе заданной извне целевой установки; 3) формирование цели исходя из системы ценностей. Рассмотрим их подробнее.


Формирование цели для удовлетворения потребности. Человек под действием внешних или внутренних воздействий (например, чувства голода) испытывает определенную потребность (например, в пище). Данная потребность осознается, анализируется. В сознании происходит сравнение желаемого уровня удовлетворения потребности (что именно хотелось бы съесть) и располагаемый уровень удовлетворения потребностей – это обеспеченный имеющимися возможностями и ресурсами уровень (что есть в наличии). Несоответствие между этими уровнями (желаемый уровень превышает располагаемый) приводит к тому, что потребность не может быть удовлетворена. В результате возникает цель деятельности, которая выражается в терминах удовлетворения потребности и вызывает последовательность определенных действий, приводящих к удовлетворению потребности.

Рис. 2.1 Схема формирования цели для удовлетворения потребности


Формирование цели на основе заданной извне целевой установки. Внешняя целевая установка связана с удовлетворением потребности того лица, которое ее задает. Она может полностью или частично отражать потребности лица, которому задается. Например, индивиду доведены цели социальной группы, которые он воспринимает как собственные. Эта цель может также и не соответствовать личным целям субъекта. Тогда происходит корректировка им целевой установки, чтобы максимизировать степень соответствия собственным целям и сделать минимальным несоответствие. Скорректированная (воспринятая) цель становится уже внутренней целью индивида. Необходимо отметить, что корректировка цели производится так, чтобы не породить негативную реакцию лица, ее задавшего, если только человек не стремится корректировкой цели заявить о своем протесте против нежелательно поставленной цели.

Рис. 2.2. Схема формирования цели на основе заданной извне целевой установки


Формирование цели исходя из системы ценностей. Каждому человеку присуще наличие осознаваемой, четко ранжируемой системы ценностей. Определяя линию своего поведения, человек анализирует, в какой мере планируемые действия соответствуют его системе ценностей. Если между ними возникает противоречие, человек может, либо пожертвовать некоторыми из ценностей, исключив их из своей системы, либо скорректирует свои действия, чтобы устранить противоречие с имеющейся системой ценностей. В результате формируются цели поведения, согласованные с ценностными установками индивида.

Рис. 2.3. Схема формирования цели исходя из системы ценностей


Цель деятельности тесно связана с мотивами, побуждающими к достижению этих целей. Цель начинает направлять действие или определять выбор возможных способов осуществления, лишь связываясь с определенным мотивом. Мотив рассматривается как побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности. Если цель отвечает на вопрос, что должно быть получено в результате деятельности, то мотив отвечает на вопрос, ради чего осуществляется деятельность. Мотив побуждает к деятельности, а цель направляет ее через действия.


Анализируя поведение субъектов экономической деятельности, следует различать истинные и скрытые мотивы. Людям свойственно скрывать побудительные силы своей экономической деятельности, стремление представлять законные, признанные обществом мотивы, для того, чтобы создать социально желательный образ. Поэтому за известной, декларируемой целью могут стоять разные мотивы. Не зная их, трудно понять, почему люди действуют тем или иным образом.


Экономическое поведение индивида во многом определяется его интересами, которые в экономической науке являются синонимами таких понятий как «выгода», «прибыль». Прибыль – это разность между денежным выражением полученного результата и суммой затрат на его получение. Однако в экономической психологии в понятие «выгода» включается не только экономическая, но и социальная составляющая, например, моральные затраты, потери вследствие риска и т.д. Поэтому в понятие «интерес» включается также моральное удовлетворение, удовольствие от выполненного долга, повышение социального статуса, расширение сферы своего влияния.


Экономический интерес – это источник экономической активности, форма действия власти собственности на волю субъекта хозяйствования. Развивается на основе мотива, но под регуляторным воздействием норм. Экономические нормы являются одним из видов социальных норм, регулирующих экономическое поведение, которые, как правило, закрепляются юридически, приобретая статус правовых, и наделяются соответствующими средствами контроля (санкциями) за их соблюдением .


Экономический интерес тесно связан с целями и мотивами деятельности. Так, если целью деятельности является получение выгоды, то можно говорить, что интерес преобразовался в цель. Вообще же интерес должен стимулировать человека к достижению цели, а не подменять ее.


Интерес, поиск выгоды представляет собой специфическое проявление мотива деятельности, поскольку деятельность осуществляется ради получения наибольшей выгоды, удовлетворенности своими действиями. Поэтому при определении субъекта каких-либо действий используют правило: «Ищите, кому это выгодно», т.е. человека, у которого были веские мотивы.


Таким образом, цели, мотивы и интересы деятельности обладают единством, оказывают взаимное влияние и определяют поведение субъектов экономической деятельности.


  • Влияние психологических факторов на экономическое поведение личности . Важнейшими психологическими факторами , определяющими экономическое поведение , являются цели, мотивы и интересы индивида.


  • В экономической психологии психологического
    Взаимосвязь ролевых экономических функций и экономического поведения личности .


  • Влияние психологических факторов на экономическое поведение личности . Важнейшими психологическими факторами , определяющими экономическое поведение , являются цели


  • Влияние психологических факторов на экономическое поведение личности .
    Индивидуальная целевая стратегия человека представлена, следующими целевыми установками


  • Влияние психологических факторов на экономическое поведение личности .
    Большое влияние на экономику оказывает психология людей , их отношение к имуществу как к источнику б... подробнее ».


  • Тип личности характеризуют такие черты, как уверенность в себе, независимость, социальность, активность (либо пассивность) поведения , адаптивность и т. д. К психологическим факторам относятся: мотивация человеческого поведения , восприятие окружающего мира.


  • В ряду субъектов экономики , деятельность которых подвержена влиянию психологических факторов
    Этот способ экономического поведения характерен для творческих, предприимчивых личностей , готовых идти на имущественный риск во имя получения выгоды и...


  • Основные подходы к типологии экономического поведения человека . В экономической психологии сложились различные взгляды на роль психологического фактора , человеческой личности в экономике .


  • В ряду субъектов экономики , деятельность которых подвержена влиянию психологических факторов
    которые определяют поведение людей , в том числе и экономическое поведение .
    Роль таких личностей , как Ф. Д. Рузвельт, Г. Коль, М. Тэтчер, во многом определяла вариант...


  • Следующий вопрос ». Основные подходы к типологии экономического поведения человека . В экономической психологии сложились различные взгляды на роль психологического фактора , чело.

Найдено похожих страниц:10


Исследование экономической психологии, или психологических аспектов экономики - перспективное поле научных изысканий. Экономические психологи интересуются такими темами, как житейское понимание экономики, факторами, лежащими в основе экономических решений, отношениями между личной идентичностью и массовым потреблением и др. Исследования проводят социальные психологи, когнитивные психологи (концентрируясь на принятии решений), психологи развития (концентрируясь на развитии детских представлений об экономическом процессе).

Хотя экономическая психология развивается динамично, она не может претендовать на то, что находится в центре внимания науки. В современной академической психологии доминируют когнитивный, вычислительный и нейрологический подходы. В распределении фондов на исследования, профессорских должностей, редактирования журналов и прочих индикаторов институциональной власти социальная психология находится на периферии. Но даже и внутри нее экономическая психология - лишь нарождающаяся область. В данной работы, таким образом, рассматривается потенциал того, что находится сейчас на периферии психологической науки. Психология традиционно отдает предпочтение абстрактным исследованиям перед анализом материальных условии современной жизни. Последним почти не уделяется внимание в современной психологической теории. Несмотря на известную критику (Рагkег, 1989) гегемония лабораторных методов продолжается. Тем не менее рассматриваемые в данной работе проблемы психологии потребления предполагают философскую критику позитивизма, ориентируются на этнографические модели исследования и анализируют поведение с позиции его зависимости от культурного контекста.

В экономической психологии легко выделить два подхода: первый в значительном степени отвлекается от культуральных аспектов потребления и рассматривает в основном взаимоотношения между экономикой и психологией. Второй ориентирован на взаимодействие с культуральными подходами и видит социальную психологию массового потребления в пределах более широкой междисциплинарной области.

Поскольку оба подхода существуют бок о бок, будем рассматривать в этой работе и тот и другой.

Происхождение и развитие экономической психологии.

В начале своего существования проблематика экономической психологии фокусировалась прежде всего на отношениях между психологией и экономикой. Дж. Катона писал: «Мы будем рассматривать экономические процессы как проявления человеческого поведения и анализировать их с точки зрения современной психологии».

Катона предложил первый проект эмпирического исследования психологических аспектов экономического поведения. Одной из частей этого проекта стал способ понимания отношении между психологией людей и экономикой. При этом Катона имел тенденцию абстрагироваться от существенных различий между разными психологическими подходами, ссылаясь на некие «фундаментальные договоренности между всеми современными учеными-психологами». Это была версия лингвистического бихевиоризма, распространенного тогда в психологии, в котором на основе контролируемого наблюдения повеления исследуются взаимодействия между промежуточными психологическими переменными. Работа Катоны - «основоположника экономической психологии» - привлекла довольно мало критического внимания. Я сконцентрируюсь на его исходных посылках.

Катона считает, что существует очевидная связь между психологией людей и экономикой. «Объективные» экономические условия действуют на поведение индивидуума, но они же опосредованы субъективными воззрениями на экономику. Так, никто не может предугадать в каком направлении идет экономика: будет ли она развиваться или падать в следующий период времени - неясно. Людям же нужно решать вопрос, тратить или сохранять свои накопления. В этих условиях общественное мнение становится значимым фактором экономики. Если большая группа людей одновременно меняет свое поведение, решая, тратить или сберегать средства, то их решение повлияет на такой макроэкономический феномен, как объем доступных для инвестиций денег. Психологический фактор изменит течение бизнес-цикла.

Программа экономической психологии, намеченная в этих и других рассуждениях Катоны, весьма влиятельна и до сих пор. Она предполагает четкое разграничение между экономическими и социально-психологическими переменными в любой теоретической или методологической позиции и, следовательно, между объективным и субъективным взглядом на экономику. Многие работы вслед за Катоной фокусировались на исследовании социального восприятия экономических индикаторов. По Катоне, социально-психолоические процессы действуют на уровне индивидуума, а не на уровне групп или масс. Экономическое поведение понимается как совокупность восприятия и поведения индивидуумов. Такое представление связано с подчеркиванием особой роли принятия решений в исследовании потребления.

Теория установки и принятие решений.

В рамках социальной психологии исследовалась роль установки в ходе формирования намерений. Эти работы повлияли на современное прочтение программы Катоны. Наиболее влиятельный подход такого типа - теория обоснованного действия, предложенная Фишбейн и Адзен (Ajzen and Fishbein, 1980). Авторы полагают, что при формировании намерения действовать тем или иным образом наблюдается противодействие элементов установки и нормативных убеждений. Предполагается, что люди проводят анализ затрат и выгод поведения таким способом, в котором каждая затрата и каждая выгода умножается на коэффициент, определяемый установкой. Нормативные убеждения - это взгляды значимых других, умноженные на коэффициент оценки этих взглядов.

Более поздние формулировки теории включили проблему принятия решений и аспекты управления. Значение этого подхода в том, что он может объяснить непоследовательности в установках и поведении как результат влияний со стороны норм и контекста. Человек может вести себя непоследовательно в плане реализации своих установок, если предполагает, что затраты превысят выгоду или что последует неодобрение со стороны значимых других. В теории обоснованного действия намерение купить нечто определяется комбинацией значимости покупки и того, как другие оценят ее. Привычки людей и контроль обстоятельств решения и его последствий могут изменять влияние субъективных норм и установок.

Теория обоснованного действия доказала свою психологическую валидность в качестве общего подхода к исследованию свободного выбора. Она может учитывать влияние множества установочных, экономических и социальных явлений на принятие экономического решения. Основная ценность такого подхода - в выявлении факторов, влияющих на выбор одной из имеющихся возможностей. Фишбейн и Адзен считают, что к вопросу о предпочтениях покупателя следует подходить, как если бы это был один из видов принятия решений: «В сущности нет ничего необычного в поведении покупателя. Это человеческое действие, включающее выбор между несколькими альтернативами, и нет особенных причин полагать, что в его основе лежит какой-то новый, ни на что не похожий процесс.

Эти авторы использовали свой подход для предсказания выбора покупателями марок пива и автомобилей. Им удалось предсказать вероятность покупки с учетом установок и субъективных норм. Были обнаружены некоторые контекстные эффекты, влияющие на принятие решения - например, покупает ли человек для себя или для других. Модель обоснованного действия довольно редко систематически используется в исследованиях по принятию решения в экономической психологии. Однако изучение этих процессов при осуществлении расходов является доминирующим в рамках программы Катоны.

Экспериментальная экономика.

Программа Катоны в сочетании с теорией установки имеет своим следствием доминирование модели принятия решений в экономической психологии. Однако люди принимают решения в состоянии неопределенности. Очень часто (может быть, даже почти всегда) они не располагают всей необходимой информацией для анализа затрат, выигрыша, оценки ограничений. Принимая решение в условиях неопределенности, они пользуются набором эвристик, которые не требуют такого объема информации, как полностью рациональный анализ.

Работа Тверски и Канемана (Tversky and Kahneman, 1981) показала, что, имея дело со статистической информацией, люди часто опираются на множество эвристик, таких, как аналогия и репрезентативность. В последние годы этот подход стал очень влиятельным в экономической психологии. Как психологи, так и экономисты критически относятся к рационалистическим посылкам в экономической теории, согласно которым люди основывают своп решения на принципе собственного интереса, знании множества экономических условии и понятий, таких, например, как будущий доход. Экспериментальная экономика использует в качестве модели принятия решений в условиях неопределенности понятие связанной рациональности (bounded rationality), предложенной Саймоном (Simon, 1957). Согласно модели, люди используют различные специфические формы рассуждения и стремятся скорее к обоснованности, чем к оптимальности. Если какой-либо способ в прошлом доказал свою эффективность в подобной ситуации, то люди удовлетворяются тем, чтобы повторить свое решение, и не ищут более оптимальное. Гутс и др. (Guth et al., 1992) полагают, что существуют два подхода в экспериментальной экономике, по-разному трактующие отношения между экономикой и психологией. Экспериментальная экономика включает ряд техник, моделирующих в контролируемых условиях принятие экономического (как правило, финансового) решения. Преимуществом этого метода является использование аппарата теории игр, который уже применялся к широкому спектру психологических процессов, таких как конфликт, договор о цене, альтруизм, межгрупповые и личностные отношения. Экспериментаторы организуют «игры» с четко обусловленными параметрами. Поведение игроков ограничивается правилами, и направлено на то, чтобы максимизировать выгоду. Исследователи приглашают испытуемых вступить в игру. Отклонения от оптимального поведения можно рассматривать как функцию от изменения в соотношении затрат и выигрыша. Если изучаются субъективные значения выигрыша при соблюдении ограничений, то могут быть использованы все те же принципы экономического моделирования. Однако требуется найти соответствие между тем, как люди ведут себя в игре и в реальном мире, когда принимается личностно значимое решение о балансе необходимых затрат и возможном получении выгоды. Это не столько вопрос внешней валидности, сколько знаний о конкретных видах экономического поведения.

Альтернативный подход в экспериментальной экономике имеет целью привлечь некоторые психологические теории для разработки проблем экономической психологии. Здесь привлекается теория «связанной рациональности». Предполагается, что принятие решений лучше понимать не как ущербное применение стандартного логического утверждения, но как использование многообразных эвристик. Эвристики - это способы рассуждений, использующие разнообразные «боковые ходы» при переработке информации и формировании выводов. При таком подходе исходная посылка экономистов, предполагающих, что экономические решения принимаются рациональным способом заменяется психологическим представлением о рациональных предположениях. Здесь обнаруживается шаткость экономических моделей;как альтернатива предлагается использование «психологически реальных» предположении вместо высчитывания соотношений между производимыми затратами и получаемой выгодой.

Культуральные подходы к экономической психологии.

Выше я обозначил три подхода к экономической психологии, развившиеся на основе исходной программы Катоны. Все они пытаются свести процесс потребления к выбору между предпочтениями, все они базируются на экспериментальных (или хотя бы квазиэкспериментальных) методах. Важная черта этих подходов состоит в том, что они исходят из четкого разделения психологии и экономики как двух самостоятельных и различных дисциплин. В других работах недавнего времени намечаются альтернативные связи психологии с другими социальными науками. Предпосылки этого направления можно найти в книге Ли, Терпи и Вэбли «Индивидуум в экономике» (Lea, Тагру and Webley, 1987). Авторы отстаивают позицию так называемом «двойной каузальности». Она заключается в том, что всякое «экономическое поведение» имеет место в материальном контексте, а экономика в свою очередь является результатом экономического поведения многих людей. Книга не содержит ссылок на социальную теорию (например, Giddens, Bourdieu or Habermas) но имеет отсылки к специальным труппам социологов (например, Geshuny) и антропологов (например, Douglas).

В недавнее время внимание исследователей привлекли связи экономической психологии с другими дисциплинами. Лунт и Ливингстоун, например, в своей книге «Массовое потребление и социальная идентичность» (Lunt and Livingstone, 1992) отметили значение антропологии, кросс-культурных исследований и социологии. Фурнам и Льюис (Furnharn, Lewis, 1986) в работе «Экономический разум» ориентируются на антропологию и социологию. Диттмар (Dittmar, 1992) цитирует социологию и новые исследования потребления (Beck). Ливингстоун (1992) привлекает работы по теории СМИ и феминизму. В этих работах открываются новые метолы исследования субъекта в его отношении к потреблению, происходит отход от теории принятия решений и постепенный охват все новых пластов культурного контекста.

Подходы, вдохновляемые другими социальными науками, используют, тем не менее, проблематику и определения экономики. Они берут экономические феномены и трактуют их так, как «если бы» они были феноменами социальной психологии. Экономика рассматривается как редукционистская и игнорирующая важные социально-психологические аспекты экономических убеждений и поведения. Такой подход имеет явные успехи, однако здесь существуют свои проблемы. Иногда исследователи применяют психологические теории частично. Так, например, Диттмар (1992) использовала теорию социальной идентичности, Фурнам - теорию личности. Альтернатива состоит в том, чтобы привлекать ряд психологических теорий для изучения определенной стороны потребления, как, например, в работе Лунта и Ливингстоун по сбережениям и долгу (1992). В некоторых случаях тема определяется прежде всего экономикой, как, например, при исследовании проблемы владения в работе Диттмар. На практике этой проблеме не соответствует в точности теория социальной идентичности, разработанная для когнитивного объяснения предрассудка. Сходным образом Фурнам с определенным успехом использует теорию локуса контроля для объяснения многообразия экономических убеждений. Тем не менее понятно, что это - частичное решение проблемы: экономические феномены не всегда пригодны для прямого социально-психологического объяснения. Названные подходы, хотя и имеют тенденцию к привлечению данных из социальных наук, однако порой игнорируют важную роль других дисциплин. В этой связи можно сослаться, например, на критику Дугласа и Ишервуда в отношении экономической концепции владения (Douglas, Isherwood, 1976).

Применение экономической психологии.

Экономическая психология всегда имела дело с социальными проблемами, что побуждает к междисциплинарной работе, поскольку такие проблемы - предмет многих дисциплин. Например, в 1930-х годах было много социально-психологических исследований нищеты и безработицы (Jahoda et al., 1970). Эта тема вновь привлекла внимание в 80-х (Calvin, 1980). Такие социально-важные проблемы, связанные с экономикой, как долг, семейный бюджет, налоги, конфиденциальность в бизнесе, привлекали исследователей. Все они давали толчок к развитию социальной психологии, поскольку имели явное отношение к политике. Дебаты о различных политических предметах также предписывают определенные роли потребителям. Например, движение в защиту окружающей среды и экономические бойкоты предполагают высокий уровень политической заинтересованности и низкий - коммерческой.

Потребитель политизирован. Такие процессы вынуждают исследователей отказываться от представлений о решающей роли индивидуальных решений и переходить к рассмотрению широких психологических, социальных и культурных процессов. Проблемы этого уровня неизбежно привлекают внимание различных дисциплин и требуют междисциплинарной работы.

Взгляд в будущее.

Выше мы изложили два подхода, стремящиеся к большей междисциплинарности и ориентированные на исследования выбора. Остается вопрос, может ли быть установлена между ними какая-либо связь в будущей экономической психологии. Опасность раздельного развития в том, что междисциплинарные подходы закончатся, так ничего и не сказав про экономику, и наоборот, экспериментальная экономика так и не приобретет валидность в отношении реального мира. Этот раскол очень существенен, он отражает глубокое разделение в социальных науках и внутри современной социальной психологии.

Традиции исследования в экономической психологии. Литературный обзор. Литература по экономической психологии огромна. Поэтому мы можем рассмотреть лишь выборочно то, что ближе всего относится к потреблению. Ввиду своего прикладного характера, экономическая психология организована как подходы к экономическим проблемам, другими словами, как темы исследования, а не как теоретические позиции.

Сбережения и долг.

Исследования относительного распределения дохода потребителей - важная область экономической психологии. В основном экономические теории рассматривают сбережения как механизм распределения своего дохода в течение жизни (Modigliani, 1970). Уорнерид (Warneryd, 1989) указывает, что все экономические теории, кроме чисто монетаристских, приписывают определенную роль психологическим переменам.

Эти подходы подчеркивают влияние личностных черт, таких, как бережливость, самоконтроль, или считают психологические механизмы идиосинкретичными и тем самым редуцируют их до уровня ошибок, наряду с теми многочисленными источниками ошибок, какие лежат в основе нормального распределения. Такой подход разработан для предсказания макроэкономических процессов, и он может быть неудачным инструментом для политики или предсказаний тенденций потребительского поведения (Lea, Тагру, Webley, 1987). В большинстве исследований применяются методы интервью или опросники для сбора детальной информации о ведении хозяйства, индивидуального дохода и трат, а также для получения профиля социальных и психологических характеристик. Затем ищутся корреляции между финансовыми, социальными и психологическими переменными, как предикторами сберегающего поведения. Особенного успеха в области предсказаний не получилось, хотя Лунт и Ливингстоун обнаружили кластер переменных, отличающих бережливых от небережливых. Из совокупности этих предикторов был получен социально-психологический профиль бережливого человека, который, в отличие от небережливого, склонен принимать личную ответственность, использовать социальную поддержку (обсуждать с друзьями и родственниками денежные вопросы), а также использовать фиксированный, а не гибкий стиль управления финансами. Хотя эти результаты наводят на размышление, эти ранние исследования должны быть расширены более надежным и обширным обзором более детальной и качественной проработкой аспектов управления финансами.

Экономическая теория со времени своего возникновения как самостоятельной области знания использовала модель экономического человека. Создание такой модели обусловлено необходимостью исследования проблемы выбора и мотивации в хозяйственной деятельности индивидов. Но как справедливо отмечал Саймон усилия экономистов были направлены в основном на исследование результатов выбора экономической сфере, а сам выбор как процесс выпал из поля экономического анализа: «неоклассическая теория исследует по сути не процесс выбора, а его результаты». Внимание экономистов к проблеме и механизму экономического выбора и условий, опосредующих этот выбор, обусловило пересмотр классической модели экономического человека в рамках институционализма. Но в начале необходимо кратко рассмотреть предпосылки на которых базируется неоклассическая модель экономического человека.

В современной научной литературе для обозначения экономического человека используется акроним REMM, что означает «изобретательный, оценивающий, максимизирующий человек». Такая модель предполагает, что человек по поводу извлечения полезности из экономических благ ведет себя полностью рационально. Это предусматривает следующие условия:

  • 1) информация, необходимая для принятия решения, полностью доступна индивиду;
  • 2) человек в своих поступках в сфере экономики является совершенным эгоистом, т. е., ему безразлично, как изменится благосостояние других людей в результате его действий;
  • 3) не существует никаких внешних ограничений для обмена (при условии, что обмен ведет к максимизации полезности);
  • 4) желание увеличить свое благосостояние реализуется только в форме экономического обмена, а не в форме захвата или кражи.

Подобные допущения привели к обвинениям в адрес современной ортодоксальной экономической науки в том, что она стала по сути «экономикой классной доски» и совершенно оторвалась от реальной жизни.

Но рациональность - это еще далеко не все, что определяет поведение экономического агента. Он не существует обособленно от окружающих предметов и таких же агентов как он, поэтому необходимо рассмотреть и ограничения с которыми сталкивается человек в процессе принятия решения или осуществления выбора.

Неоклассическая теория здесь исходит из предположений, что все потребители знают чего они хотят, то есть каждый имеет свою совокупность известных ему потребностей, которые к тому же связаны функционально. Для упрощения анализа неоклассики взяли «усредненную» функцию полезности, где не учитываются ни разнообразие возможностей максимизации при постоянной величине дохода ни различия между субъективными стремлениями использовать имеющиеся ресурсы и объективными возможностями. Следовательно, так как предпочтения известны то решением функции полезности будет определение неизвестных результатов индивидуального выбора.

Однако ценность теории предсказывающей выбор потребителя или другого экономического субъекта будет высока тогда, когда окружающая ситуация остается относительно стабильной, а потенциалы заложенные в ней являются доступными для принятия и переработки человеческими возможностями. Тем более, что существуют кроме вышеперечисленных внешних еще и внутренние препятствия от которых неоклассики просто абстрагируются. Следуя неоклассикам можно представить человека как совершенное существо полностью владеющее собой и своими собственными поступками, то есть определяющим последние единственным критерием - собственной функцией полезности. Он также оставляет в стороне предпочтения других субъектов, которые в позитивном или негативном плане могут отразится на его решениях, а также предполагает отсутствие взаимосвязи между целью и средством. Одно и другое берется уже заранее известными и возможность того, что при рассмотрении цепочки последовательных действий цель может стать средством и наоборот - отсутствует. Таким образом можно отметить, что отсутствие каких либо предпосылок о возможности влияния решений одних людей на решения других отрывают ортодоксальную теорию от социальности экономической науки. Социологической модели человека существует, по мнению Линденберга, два вида. Первый (акроним SRSM) - социализированный человек, исполняющий роль и человек, который может быть подвержен санкциям. Это человек, полностью контролируемый обществом. Ставится цель - полная социализация. Процесс направляется обществом - человек играет свою роль в нем. Наконец, возможность применения санкций - это контроль со стороны общества.

Вторая модель (акроним OSAM) - имеющий собственное мнение, восприимчивый, действующий. Этот человек имеет мнение относительно разных сторон окружающего его мира. Он восприимчив, но действует в соответствии со своим мнением. Но он не имеет ничего общего с экономическим человеком, т. к., у него отсутствуют изобретательность и ограничения. Сравнивая эти две модели, можно увидеть, что экономический человек концентрирует в себе наиболее характерные черты человеческого поведения в процессе повседневной рыночной деятельности. Хотя эти черты являются далеко не единственными.

Социологический человек переносит характеристику своего поведения на свое же поведение: общество в действительности не является действующим лицом, оно представляет собою результат индивидуальных действий и взаимодействий людей. Поэтому современные науки, связанные с обществом, тяготеют к модели экономического человека, оставляя его поведенческой обоснованностью многих явлений, тогда как социологическая модель не представляет ничего конкретного, опираясь на неустойчивую взаимосвязь между человеком обществом.

Рациональное поведение. Принцип рациональности.

Понятие рациональность является настолько сложным для научного анализа, насколько простым это понятия кажется с точки зрения обыденного сознания. Рациональность может быть определена следующим образом: Субъект (1) никогда не выберет альтернативу X если в тоже самое время (2) ему доступна альтернатива Y, которая с его точки зрения (3), предпочтительнее X.

Согласно Хайеку рациональным поведением можно назвать такой тип поведения, которое «нацелено на получение строго определенных результатов». При том отмечается, что теория рационального выбора объясняет, только нормальное поведение людей. Остается дело за малым исследовать, что есть норма в экономической действительности.

В экономической теории используются следующие две основные модели рационального поведения:

  • 1) Рациональность (как таковая);
  • 2) Следование своим интересам.

Рассмотрим эти модели подробнее:

Рациональность.

Согласно О. Уильямсону существует 3 основные формы рациональности:

  • 1) Максимизация. Она предполагает выбор лучшего варианта из всех имеющихся альтернатив. Этого принципа придерживается неоклассическая теория. В рамках этой предпосылки фирмы представлены производственными функциями, потребители функциями полезности, распределение ресурсов между различными сферами экономики рассматривается как данное, а оптимизация является повсеместной;
  • 2) Ограниченная рациональность - познавательная предпосылка, которая принята в экономической теории трансакционных издержек. Это полусильная форма рациональности, которая предполагает, что субъекты в экономике стремятся действовать рационально, но в действительности обладают этой способностью лишь в ограниченной степени. Такое определение заключает в себе возможность различных его интерпретаций. Сами экономисты, привыкшие считать рациональность категоричной относят ограниченную рациональность к иррациональности или нерациональности. Социологи считают такую предпосылку слишком большим отступлением от принятой в экономической теории относительной поведенческой точности. То есть говорят, что приверженцы теории трансакционных издержек еще больше размывают границы неопределенности принятой в классической теории. Однако эконом теория трансакционных издержек объясняет эту двойственность необходимостью объединить в одном мотиве ориентацию на экономное использование ограниченных ресурсов и стремление к изучению институтов как поведенческих шаблонов в условиях ограниченной информации. Эта теория одной из важнейших предпосылок берет такой ограниченный ресурс как интеллект. Существует стремление сэкономить на нем. А для этого либо уменьшаются издержки в ходе самих процессов принятия решения (за счет личных способностей, владения большим количеством информации опытом и т. д.) либо прибегая к помощи властных структур;
  • 3) Органическая рациональность - слабая рациональность процесса. Ее используют в эволюционном подходе Нельсон, Уинтер, Алчиан, прослеживая эволюционный процесс в рамках одной или нескольких фирм. А также представители австрийской школы Менгер, Хайек, Киирзнер, связывая ее с процессами более общего характера - институтами денег, рынков, аспектами прав собственности и так далее. Такие институты «нельзя запланировать. Общая схема таких институтов не созревает в чьем-либо сознании. В самом деле существуют такие ситуации, когда незнание... оказывается даже более «эффективным» для достижения определенных целей, нежели знание этих целей и сознательное планирование их достижения».

Формы органической и ограниченной рациональности дополняют друг друга, но используются разными для достижения различных целей хотя изучение институтов как способов сократить трансакционные издержки неоинституционалистами выяснение жизнеспособности институтов Австрийской школой тесно связаны.

Ориентация на собственный интерес:

  • 1) Оппортунизм. Под оппортунизмом в новой институциональной экономике понимают: «Следование своим интересам, в том числе обманным путем, включая сюда такие явные формы обмана, как ложь, воровство, мошенничество, но едва ли ограничиваясь ими. Намного чаще оппортунизм подразумевает более тонкие формы обмана, которые могут принимать активную и пассивную форму, проявляться ex ante и ex post». В общем случае речь идет только об информации и всем, что с ней связано искажения, сокрытие истины, запутывание партнера. В идеале должна существовать гармония в процессе обмена информацией - открытый доступ с обеих сторон немедленное сообщение в случае изменения информации и т. д. Но экономические агенты действуя оппортунистически проявляют это в разной степени. Кто-то больше склонен к преднамеренному обману, кто-то меньше. Это создает информационную асимметрию, которая значительно усложняет задачи экономической организации. Потому что в случае отсутствия оппортунистического поведения любое поведение могло бы подчиняться некоторым правилам. Нейтрализацию оппортунизма можно осуществить таким же упреждающими действиями или как было сказано выше заключением такого контракта в котором обе стороны согласовали все моменты по которым они не доверяют друг другу;
  • 2) Простое следование своим интересам это тот вариант эгоизма, который принят в неоклассической эконом теории. Стороны вступают в процесс обмена за ранее зная исходные положения противоположной стороны. Все их действия оговариваются все сведения об окружающей действительности с которыми им придется сталкиваться - известны. Контракт выполняется так как стороны следуют своим обязательствам и правилам. Цель достигается. Не существует никаких препятствий в виде нестандартного или нерационального поведения, а также отклонения от правил;
  • 3) Послушание. Последняя слабая форма ориентации на собственный интерес - послушание. Адольф Лоу формулирует ее следующим образом: «Можно представить себе крайний случай монолитного коллективизма где плановые задания в централизованном порядке выполняются функционерами, которые полностью идентифицируют себя с поставленными перед ними глобальными задачами». Но в чистом виде такой тип вряд ли существует в экономике поэтому он скорее применим к изучению эволюции социализации человека, чем к объяснению мотивов при принятие решений так как за него решают другие.

Поведенческие предпосылки институционального анализа.

Прежде всего под большим вопросом была поставлена возможность отвлечения от системы предпочтений, которая формируется внутри человека. Это система ценностей, целевых установок, стереотипов поведения привычек индивидов, психологического и религиозного типов, что напрямую говорит о том, что индивид осуществляет выбор сам. То есть институционалисты определяют скорее характер ситуации в которой выбор осуществляется, а не рассматривают полученный результат а рамках взаимодействия многих людей. Поэтому такой подход предполагает подключение исторического аспекта, который просматривает эволюцию человека привязанного к конкретной культуре, общества, группе и существующего в определенное время. Следующая особенность институциональной теории вытекает из предыдущей: так как предположение об экзогенности системы ограничений неверно, то следовательно если человек не имеет полный объем информации необходимой для свободной ориентации в окружающем мире, то он и не в состоянии отразить в полной мере процессы индивидуальной и общественной жизни. Тогда как можно проследить процесс осуществления отбора реальности и их расшифровку как предпосылку осуществления выбора? Для решения этих вопросов в рамках современной неоинституциональной экономики используются две поведенческие предпосылки - ограниченная рациональность и оппортунизм.

Саймон предлагает заменить принцип максимизации - принципом удовлетворенности. Т. к., в сложных ситуациях следование правилам удовлетворительного выбора выгоднее, чем попытки глобальной оптимизации. Это положение может согласовываться с концепциями австрийской школы в рамках которой вместо максимизации полезности используется предпосылка о сравнительной важности потребностей и о наилучшем их удовлетворении, возможно меньшим количеством благ.

Он отмечает что в экономической теории понятие удовлетворенности не играет такой роли как в психологии и теории мотивации, где оно является одним из самых важных. Согласно психологическим теориям побуждение к действию происходит из неудовлетворенных стремлений и исчезает после их удовлетворения. Условия удовлетворенности в свою очередь зависят от уровня устремлений который зависит от жизненного опыта.

Придерживаясь этой теории можно предположить, что целью фирмы является не максимизация, а достижение определенного уровня прибыли, удержание определенной доли рынка и определенного объема продаж.

Это подтверждается статистическими данными. Это также согласуется с исследованиями Холла и Хитча (ценообразование по формуле издержки плюс стандартная надбавка), а также Сайерта и Марча (фирмы положение на рынке стабильно действуют менее энергично.

Поэтому мы считаем необходимым замену понятия рациональности понятием субъективной обоснованности действия. Исходя из этой предпосылки нас интересует два факта:

  • 1) чем обосновано то или иное решение;
  • 2) степень свободы принятия этого решения (т. е., в какую систему координации экономической деятельности интегрирован субъект).

Таким образом принятие решения является «равновесным» решением в результате оценки обоснованности и ограничений принятия решения.

Экономическим поведением обычно называется поведение, вызванное экономическими стимулами, и деятельностью хозяйствующего субъекта. Экономическая психология направлена на исследование процессов и механизмов, лежащих в основе потребления или других типов экономического поведения, и прежде всего предпочтений, выборов, принятий решения и влияющих на них факторов.

Любому поступку человека обычно предшествует восприятие, осмысление, понимание ситуации и себя в ней, т.е. когнитивные (познавательные) компоненты; субъективное отношение, окрашенное чувствами, т.е. аффективные (эмоциональные) компоненты, и, наконец, действие или, наоборот, его сдерживание, т.е. конативные (мотивационно-волевые) компоненты. Рассмотрим их.

Когнитивные факторы. Здесь рассматриваются познавательные компоненты и факторы экономического поведения, обращается внимание на рациональное и иррациональное в экономическом поведении, выявляются субъективные составляющие экономических оценок, объясняются причины и факторы экономического выбора.

В экономике, которая изучает отношения людей по поводу хозяйствования, эти отношения описываются прагматично, рационально-упрощенно, на языке вещей и цифр. Экономическая наука длительное время опиралась на концепцию «экономического человека» - рационального, имеющего стабильные предпочтения и стремящего максимизировать собственную выгоду в условиях абсолютной полноты информации, свободы выбора и количественной оценки альтернатив. Современная экономическая наука стремится преодолеть упрощенную схему «экономического человека». И в этом ей помогает экономическая психология.

Принятие экономических решений. Наибольшее внимание в полемике экономистов и психологов о рациональности экономической деятельности и поведения было сконцентрировано на проблеме принятия экономического решения. Вложение денег в бизнес, выбор профессии или учебного заведения, перемена районов, городов или стран жительства связаны с принятием решения при отсутствии определенной информации о результате.

Неопределенность остается постоянной, иногда доминирующей особенностью условий существования человека.

Экономический взгляд на принятие решения сводится к двум вопросам: «Какова ценность этого?» и «Что я должен за это отдать?» Отсюда выбор между тем или этим, «сейчас» или «потом». Когда делается выбор между определенными альтернативами, то достаточно описать варианты для самих себя словами «лучше, чем», «хуже, чем», или «такой же».

Но в поведении человека все не так однозначно. Обратимся, например, к аксиоме «жадности», представленной в теории спроса: «Если корзина А содержит такие же товары, что и корзина Б, но хотя бы на одну единицу одного товара больше, то А всегда будет предпочитаться Б».

Экономистам свойственна тенденция преувеличения абсолютизации когнитивных компонентов. Они рассматривают принимающего решение человека как рационального последовательного, главная цель которого - выгода, а основной принцип деятельности - ее максимизация.

Выбор и расчет. Многие не любят расчеты и используют приблизительные догадки. Эксперименты показали, что очень немногие люди умеют и хотят соединять вероятности независимых событий путем умножения.

В условиях неопределенности человек может себя вести как интеллектуальный калека. Известны следующие основные виды систематических ошибок, допускаемых при оценке вероятностей:

· эффект репрезентативности (переоценивается надежность малых выборок);

· эффект наглядности (переоценка вероятностей ярких, запоминающихся событий);

· эффект эгоцентризма (недостаточный учет априорной информации и использование преимущественно собственного опыта);

· эффект консерватизма;

· эффект якоря (влияние точки отсчета, с чем сравнивается)

· эффект Монте-Карло (при оценке вероятностей двух последовательных независимых событий люди стремятся устанавливать между ними связь);

Поскольку в экономическом поведении люди не всегда производят вероятностный расчет, следует учитывать, что задачи выбора, где риск предварительно подсчитан, вызовут иное поведение, чем те, в которых люди производят подсчеты самостоятельно.

В экономике часто констатируется тот факт, что во многих экономических ситуациях люди, более способные к рациональным вычислениям, имеют преимущество над людьми ненаблюдательными, заторможенными или склонными принимать решение под влиянием импульса. В то же время интуитивный подход при оценке вероятностей может быть проявлением дефицита времени или экономии энергии.

Итак, люди учитывают вероятность событий, причем определенность желанна сама по себе, но в разных ситуациях неопределенность, риск, вероятность событий воспринимаются по-разному.

Психологические затраты. Экономическое поведение определяется многими факторами и не может быть аксиоматически описано и однозначно предсказано. Рациональное поведение, рациональный выбор - это только один из вариантов поведения. Экономисты - представителями институциональных теорий фирмы и потребительского спроса - стремятся учитывать влияние психологических факторов на экономические решения и отношения. Включая психологические составляющие в модели экономического поведения, они сумели выйти за рамки упрощенной схемы «экономического человека».

Экономическое поведение как субъекта, так и социальной группы не ведет к максимизации экономического результата поведения. Это связано с инерционностью экономической деятельности. Субъекты не реагируют на изменения в экономической жизни до тех пор, пока потребность в принятии нового решения не становится слишком очевидной. Соответственно в течение некоторого промежутка времени максимизации выгоды не происходит.

Анализ моделей экономического поведения позволил сделать и другие существенные поправки к традиционному пониманию рационального поведения. Рассматривая фирмы в качестве субъектов экономической деятельности, пришли к выводу, что фирмы в процессе деятельности не максимизируют прибыль и не минимизируют затраты. Это положение в значительной степени совпадает с рядом аспектов теории фирмы, утверждающей, что принятие рационального решения фирмой не означает выбора максимизирующей функции. В процессе принятия решения происходит поиск приемлемых вариантов, и в условиях недостаточности или ограниченности информации выбор делается не в пользу максимального варианта, а в пользу одного из удовлетворительных вариантов. Модель «поиск-удовлетворение» сегодня признана экономической наукой и постепенно включается в различные теоретические и практические построения. Американские экономисты показали, что менеджеры крупных корпораций не заинтересованы в максимальных прибылях своих фирм, так как это связано с повышенным риском. Поэтому для сохранения своего положения менеджеры выбирают варианты развития, ориентированные на краткосрочные и стабильные доходы.

Вместо модели максимизации часто используется модель оптимизации, однако экономисты в большей степени делают акцент на роли логического мышления и переносят центр тяжести на внешние относительно субъекта факторы.

Но экономическое решение может быть принято на основании эмоции или привычки. Тогда вместо максимально выгодного решения осуществляется менее психологически затратное. Привычка предполагает стереотипные автоматизированные действия, что дает экономию во времени и энергетических затратах. Эмоция в отличие от мыслительных актов дает быструю, хоть и грубую оценку ситуации, т.е. опять происходит экономия во времени и экономия энергии. Интуитивный подход при расчете вероятностей также может быть выбран как менее затратный, поскольку мыслительные операции требуют больше времени и психоэнергетических затрат, чем восприятие и эмоция.

Однако чем больше субъективная значимость поступка, тем выше его рациональность, т.е. чем важнее для человека результат его поступка, тем скорее он будет обдумывать решение, рассчитывать, взвешивать, проявлять все виды поисковой активности.

Важным фактором, перекрывающим стремление к выгоде, является затратность максимально выгодного решения. Вы часто предпочитаете купить что-то несколько дороже, но ближе к дому или выполнить работу с помощником, а не в одиночку, и получить за нее меньшее на его долю вознаграждение. Тогда не рациональность, а оптимальность становится критерием экономического решения и поступка. Под оптимальностью понимается рациональность, ограниченная тем или иным фактором, в данном случае затратностью.

Как ни странно, дополнительные психологические затраты по принятию экономического решения могут снизить его эффективность. Так, интересен пример из области менеджмента. Американские специалисты убедились в существовании эффекта «бремени победителя». Как правило, он срабатывает, т.е. в том случае, когда кандидатов на должность будет рассмотрено очень много, велика вероятность, что будет отобран далеко не лучший.

Кроме общепсихологических компонентов принятия экономического решения (восприятие и оценка, сравнение и понимание), на него оказывают влияние еще и социально-психологические (т.е. связанные с взаимодействием между людьми и группами) механизмы. Например, в процессе объяснения поведения других людей - партнеров, конкурентов включаются различные механизмы атрибутирования. Атрибуция - это приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе обыденного анализа их действий и поступков, своего опыта и представлений. Такое приписывание часто бывает неточным и ошибочным..

Наиболее типичной ошибкой атрибуции является приписывание субъекту характеристик, которыми обладает не он, а ситуация, в которой он находится. Допустим, ваш потенциальный партнер временно отказывается от сотрудничества, а вы приписываете ему своекорыстие, эгоистический интерес. На самом деле его поведение продиктовано исключительной ситуацией (допустим, временным отсутствием денежных ресурсов), и он действительно склонен к сотрудничеству в более поздний период. Если вы оказались в плену атрибуции и повели себя жестко и своекорыстно в ответ, то вы рискуете потерять возможность дальнейшего сотрудничества. Или, например, вам отказали уступить в цене товара, а вы связали отказ с жадностью продавца, тогда как отказ объясняется обязательствами перед организацией, и обида на конкретного человека неуместна.

Итак, экономическое поведение обусловлено многими причинами. Принцип максимизации выгоды в последние десятилетия опровергается экономистами и психологами. Если раньше нерациональное поведение рассматривалось экономикой как исключение, аномалия, то теперь психологи и экономисты знают, что рациональное решение - это только один из вариантов принятия решения.

Аффективные факторы . К аффективным факторам экономического поведения относятся эмоции, чувства, переживания. Эмоции - это психофизиологический процесс, целостная реакция организма, отражающая отношения субъекта к объекту (другому субъекту) в ситуации неопределенности. Эмоции окрашивают и таким образом закрепляют индивидуальный опыт в экономической сфере, влияют на экономическое поведение. Благодаря эмоциональной памяти полезные формы поведения закрепляются, а неудачные отвергаются.

Положительные эмоции, хорошее настроение, стимулируют большую потребительскую активность, поэтому используются различные факторы (зрительные, слуховые, обонятельные и др.), поднимающие настроение в магазинах, супермаркетах, в местах развлечений. Положительные эмоции усиливают оптимистические ожидания, которые увеличивают незапланированные траты и снижают стремление потребителя сэкономить. Действие отрицательных эмоций противоположно. Те же закономерности срабатывают у биржевых игроков: на фоне положительных эмоций они питают больше надежд по отношению к продукции, ее эксплуатации или ситуации на бирже, что стимулирует большой риск.

Благодаря эмоции активизируются энергетические резервные возможности в ситуации неопределенности. Однако для разных ситуаций, видов деятельности необходим различный уровень активации. Существует оптимальный уровень возбуждения, желания, эмоционально-мотивационного обеспечения деятельности. В состоянии повышенного возбуждения люди скорей займутся более легкими видами деятельности, а в состоянии низкого возбуждения - более сложными. Если в ситуации повышенной ответственности в трудовой и учебной деятельности перевозбуждение, перемотивация ухудшают результат работы, значит, нагнетание напряжения и тревоги в таких ситуациях будет управленческой ошибкой.

Влияет на экономическое поведение в целом и личный профессиональный профиль, а именно содержание, характер преобладающих эмоций и чувств, тех высших эмоций, которые конкретному человеку особенно желанны.

Эмоциональный профиль личности и группы может быть использован при решении маркетинговых задач. Так, рекламе следует опираться на эмоции, предпочтительные для группы, которой она адресована. Знание о доминирующих высших эмоциях коллектива или группы целесообразно применять также в целях эффективного управления ими.

Эмоция или рациональный расчет играет ведущую роль при покупке? Это зависит от характера товаров и услуг и от личности покупателя. Чем экспрессивней товар (вызывает сильные яркие эмоции), «заражает», притягивает), тем в большей степени подавляются когнитивные компоненты оценивания и выбора товара, т.е. выбор становится менее обдуманным. Экспрессивность продукта скорее связана с престижем, выразительностью, «модностью», чувственной привлекательностью, чем с его функциональным и утилитарным назначениями. Например, экспрессивность одежды служит ее психосоциальным целям, тогда как ее защитное свойство - функциональным.

Эмоциональному выбору свойственны внутренняя целостность и нерасчлененность, самосфокусированность и необъяснимость. Экспрессивный товар порождает эмоциональное суждение, которые тесно связаны с образом «Я». Это «мое», «мне это нравится», «это не для меня», «именно это мне подходит» - примеры личных эмоциональных суждений в отличие от когнитивных «это вещь дешевая и добротная», «в машине много места», «натуральные ткани здоровее».

Часто эмоциональный выбор становится ведущим при отборе из нескольких альтернатив (направляет и удерживает внимание). Выделяет что-то из окружающего и создает первое впечатление, эмоциональный выбор, а при окончательном выборе осуществляется информационный поиск и рациональный расчет. Чем выше заинтересованность в результате, важнее правильный выбор, тем скорее обдумывание будет доминировать над эмоциями.

Конативные (мотивационно-волевые) компоненты.

Здесь акцентируется внимание на экономических мотивах поведения.

Экономические мотивы представляют собой особую категорию мотивов. Мотивы, относящиеся к накоплению богатства, конкуренции, эгоизму и альтруизму, погоне за прибылями, склонности к риску и сделкам, имеют экономическую направленность.

Изучение экономических мотивов помогает в объяснении экономического поведения как сравнительно автономного, целостного участка поведения.

Мотивы накопления. Автор «Основного психологического закона» Дж. Кейнс, сопоставляя побудительные силы мотивов потребления и мотивов сбережения, отмечает, что обычно побуждение к удовлетворению неотложных нужд человека и его семьи по силе воздействия на поведение превосходит побуждение к накоплению. Им выделяются следующие мотивы сбережения или в его терминологии «воздержания от расходов»:

· осторожность (создание резерва на случай непредвиденных обстоятельств в условиях конкуренции);

· предусмотрительность (учет того, что в будущем соотношение между доходами и расходами изменится в худшую сторону из-за потребности обеспечить старость, дать членам семьи образование, содержать иждивенцев);

· расчетливость (стремление обеспечить себе доход в форме процента или предполагаемого увеличения ценности имущества в будущем, так как люди часто отдают предпочтение большему потреблению в будущем по сравнению с меньшим потреблением в настоящем).

· стремление к лучшему (мотив. основанный на широко распространенном подсознательном желании видеть в будущем постепенное повышение своего жизненного уровня, возможности увеличения своих будущих расходов, даже в том случае, когда сама возможность пользоваться благами может убывать);

· стремление к независимости (финансовая независимость предоставляет человеку больше личностной свободы);

· предприимчивость, как обеспечение свободы для спекулятивных и коммерческих операций, как желание обеспечить ресурсы для осуществления дальнейших капиталовложений, не прибегая при этом к долгам или к помощи рынка капиталов;

· желание оставить наследникам состояние;

· чувство скупости как таковое, когда человеком двигает ни на чем не основанное стойкое предубеждение против самого акта расходования.

Альтруизм. С точки зрения экономической психологии альтруизм выражается в поведении - помощи, в подарках, благотворительных пожертвованиях, поведение в условиях социальных дилемм и переговоров. От альтруистических мотивов зависят предпочтения в области распределения денег (или прибыли). Существуют различные попытки объяснения альтруистического поведения, можно рассматривать альтруизм как вариант эгоизма.

Зрелость экономического сознания предполагает доминирование сотрудничества среди многочисленных форм поведения, проявления соотношения «выгода для себя, выгода для других». Сотрудничество (выгодно обоим партнерам) эффективнее, созидательнее, чем состязательность (выгода себе - ущерб другому, индивидуализм), альтруизм (выгодно только другому) и др. Даже в условиях активной конкуренции договор чаще выгоднее, чем борьба.

Мотивы труда. Самым устойчивым мотивом трудовой деятельности человека является желание получить материальное вознаграждение за работу. Полученная плата может расходоваться на самые разнообразные цели в зависимости от того, каков сам человек (потребление - исключительно психологический аспект экономического поведения). Цели расходов могут быть возвышенными и эгоистичными, но побудительным мотивом, всегда будут деньги. Это создает предпосылки для того, чтобы стремления, склонности, мотивы или побудительные силы человека, недоступные непосредственному измерению, измерить косвенно, через внешние их проявления, выступающие в денежной форме. Сума денег, ради которой человек готов выполнять утомительную работу, как-то характеризует меру готовности преодолеть тяготы труда. Сумма денег, которую человек готов отдать за вещь или услугу, соотносима с силой побудительных сил, толкающих на их утрату.

Одна из современных классификаций мотивов труда включает три вида побуждений заниматься трудом:

Побуждения общественного порядка (осознание необходимости приносить пользу обществу, оказывать помощь другим, нежелание прослыть тунеядцем);

Получение материальных благ для удовлетворения материальных и духовных потребностей;

Удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации.

Характеризуя мотивацию потребителя, выделяют три основных потребности: стремление к разнообразию, стремление привлечь к себе внимание и жажда признания как такового. Более подробной, признанной психологами и широко применяемой на практике является классификация потребностей Абрахама Маслоу.

Волевые компоненты. К волевым компонентам экономического сознания и поведения относятся экономические нормы, экономический поступок, деятельность.

Экономические нормы не выделялись до недавнего времени в самостоятельный вид социальных норм (стандартов поведения, регламентирующих отношения людей, «правил игры»). Однако в этом возникла необходимость, потому что они могут и стимулировать, и тормозить активное экономическое поведение, предприимчивость.

Одна из особенностей экономических норм заключается в том, что они, как правило, закрепляются юридически, приобретая статус правовых, и наделяются соответствующими средствами контроля (санкциями) за их соблюдением.

Экономический интерес развивается на основе мотива, но под регуляторным воздействием норм. Если рассматривать собственность как определенную форму власти экономических благ над человеком, то экономический интерес - это форма действия власти собственности на волю субъекта хозяйствования и источник хозяйственной активности. Еще Адам Смит подчеркивал разницу трудовой активности на своем и на ничьем поле.

Поскольку изменения в экономике на макроуровне происходят посредством политической воли, ее изучение представляет важнейшую проблему на стыке с политической психологией.

  • 1. Понятие экономического поведения: экономический, психологический, социологический и философский подходы к экономическому поведению.
  • 2. Социально-философские основы экономического поведения. Типы экономического поведения.
  • 3. Личность в экономике: социально-психологические факторы экономического поведения.

Понятие экономического поведения: экономический, психологический, социологический и философский подходы к экономическому поведению

В самом общем смысле поведение можно определить как целенаправленную активность живого организма, служащую для осуществления контакта с внешним миром 1 . В основе поведения лежат потребности индивида, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению.

В рамках отечественной психологии поведение человека рассматривается в качестве особой социально обусловленной формы деятельности. С точки зрения деятельности термин «поведение» обозначает действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права . Особенность поведения заключается в том, что представляет собой такую совокупность действий, которые становятся обычными, постоянными и даже приобретают характер потребности.

Специфическим видом поведения человека является экономическое поведение, которое представляет собой «образ, способ, характер экономических действий граждан, работников, руководителей, производственных коллективов в тех или иных складывающихся условиях экономической деятельности» 1 .

В большинстве исследований под экономическим поведением понимается поведение людей, в котором имеет место принятие экономических решений, а также детерминанты и последствия экономических решений .

Экономическое поведение как частный вид человеческого поведения является предметом изучения экономистов, психологов, социологов и философов. В их подходах к изучению экономического поведения существуют принципиальные различия, которые определяются тем, что каждая дисциплина выделяет свой аспект изучения поведения людей в сфере экономики, основывающийся на определенной модели человека.

Экономическое поведение - предмет исследований в первую очередь экономической науки. Экономическая теория фокусирует внимание на том, как люди делают выбор в экономической сфере деятельности. Для описания экономических моделей поведения человека в процессе выбора экономисты опираются на некоторые предпосылки, наиболее важные и общепризнанные из них, - предпосылки о рациональности и эгоизме. Человек, обладающий такими характеристиками, получил название Homo Economicus.

В широком смысле рациональность (от лат. ratio - разум) подразумевает осознанность и расчет действий. В экономической литературе под рациональным поведением понимается такое поведение, когда среди возможных альтернатив действия человек выбирает те, которые, согласно его ожиданиям, наилучшим образом соответствуют его интересам и целям.

Эгоизм в экономической теории понимается как следование индивидом своим интересам (без какой-либо моральной оценки).

Экономическое поведение с точки зрения экономики рассматривается как экономически целесообразное, рациональное, направленное на максимизацию выгоды и минимизацию издержек. В рамках экономического подхода описаны различные модели экономического поведения. Его сущность рассматривается главным образом в рамках двух направлений мировой экономической мысли: классической и неоклассической теории, с одной стороны, и институциональными и неоинституциональными концепциями - с другой.

С позиций классической и неоклассической экономической теории экономическое поведение рассматривается как полностью рациональное, осуществляющееся в условиях полноты информации и нацеленное на максимизацию прибыли.

Институциональные и неоинституциональные экономические концепции, исходят из других положений, согласно которым экономическое поведение характеризуется ограниченной рациональностью, а ведущую роль в формировании экономического поведения играют социальные нормы.

Homo Economicus - научная абстракция, на основе которой в экономической науке строится модель поведения хозяйствующих субъектов, оказывается явно недостаточной для объяснения экономического поведения реальных индивидов. В своем реальном экономическом поведении люди, принимая то или иное экономическое решение: воспринимают и осмысливают экономическую ситуацию; эмоционально реагируют на нее, действуют, руководствуясь не только рациональным расчетом, но и своими субъективными предпочтениями.

Психологический подход предполагает изучение механизмов и процессов, лежащих в основе экономического поведения, что является предметом такой науки, как экономическая психология .

Рис. 1.

Закономерности взаимодействия и взаимного влияния экономических факторов и психологических явлений в процессе экономического поведения экономическая психология изучает в рамках модели психологического человека Homo Psychologicus. Главными чертами психологического человека выступают импульсивность, эмоциональность, обусловленность его поведения внутренними, неосознанными и неконтролируемыми им психическими силами, что делает его противоречивым и непредсказуемым.

Интерес ученых вызывает проявление индивидуальных психологических особенностей людей в их реальном экономическом поведении, влияние экономических условий на формирование этих психологических особенностей людей и на взаимоотношения между ними.

Социологический подход исходит из модели социального человека Homo Sociologicus, главной чертой которой является отказ от акцента на личном интересе индивида. Эта модель приписывает автономию и главенствующую роль обществу, т. е. социальным институтам, нормам и правилам поведения. Индивид рассматривается здесь в совокупности своих социальных связей и включенности в разнородные социальные структуры.

Социологические исследования показали, что в отечественной экономике в процессе становления рыночных отношений доминируют два базовых типа экономического поведения индивидов: дорыночный и рыночный .

Дорыночный тип поведения был описан еще М. Вебером в работе «Протестантская этика и дух капитализма», в которой он обосновал противоположность капитализма и всех некапитадиетических, или, в его терминологии, традиционных, обществ и систем ценностных ориентаций. Дорыночный тип экономического поведения в традиционных обществах ориентирован, согласно исследованиям М. Вебера, на воспроизводство устоявшихся стереотипов хозяйствования и традиционного образа жизни. Он отмечает, что «в ряде случаев повышение расценок влечет за собой не рост, а снижение производительности труда, так как рабочие реагируют на повышение заработной платы уменьшением, а не увеличением дневной выработки» .

Люди не готовы отдавать все силы работе в ущерб другим сторонам жизни.

Под сильным влиянием социальных стереотипов, выработанных в годы советской экономики, для носителей дорыночного типа поведения характерно неприятие рынка или настороженное отношение к нему, высокий уровень социальной и психологической напряженности личности. Дорыночный тип экономического поведения характеризуется формулой «гарантированный доход ценой минимума трудовых затрат», или «минимум дохода при минимуме трудовых затрат».

Собственно, рыночный тип поведения человека в нашей стране еще только начинает формироваться и в значительной степени зависит от хода формирования рыночной экономики и ее соответствия социальным ожиданиям экономически активных индивидов. Рыночный тип поведения характеризуется формулой «максимум дохода ценой максимума трудовых затрат». Он предполагает высокую степень экономической активности со стороны индивида, понимание им того, что рынок предоставляет возможности для повышения благосостояния соответственно вложенным усилиям, знаниям, умениям. Но это возможно только в том случае, когда экономика освободится от таких уродливых явлений, как коррупция, использование служебного положения, взяточничество и т. д.

Неизбежные издержки при переходе к рыночной экономике привели к возникновению еще одного типа экономического поведения - псевдорыночного, который характеризуется формулой «максимум дохода ценой минимума трудовых затрат». Наличие псевдорыночного типа поведения свидетельствует о недостаточном уровне развития экономической системы.

Экономическое поведение человека социально, оно соотносится с действиями других людей и ориентируется на эти действия.

Философское осмысление экономики как сферы экономического поведения человека предполагает восстановление целостного и ценностного подхода к человеку и его деятельности. Характерной чертой философского подхода к экономическому поведению является этизация экономической проблематики, обогащение понимания эффективности предпринимательской деятельности ценностным содержанием (общественное благо, справедливость, достоинство, честность, порядочность, свобода).

ВЛИЯНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ НОРМ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ

В статье рассматривается взаимосвязь неформальных норм, в частности религии, и особенность экономического поведения людей разных религиозных конфессий.

Неформальные нормы, экономическое поведение, религия.

До недавнего времени такие неформальные нормы, как религия, культура, традиции в хозяйственной жизни были предметом изучения в основном философов, социологов, историков. И только в последние годы многие экономисты отметили важность изучения влияния религии и культуры на интенсивность экономического развития общества.

Еще основоположники классической экономической теории Адам Смит и Джон Стюарт Милль считали, что культурные факторы иногда оказывают гораздо большее влияние на поведение людей, чем примитивное преследование личной выгоды. Карл Маркс полностью изменил причинно-следст-венную связь между сложившейся культурой и экономическими отношениями в обществе, поскольку считал религию «побочным продуктом» производственных отношений. Известный социолог Макс Вебер считал религию одним из основных факторов развития капиталистического общества. Так как любой новый экономический порядок в самом начале встречает сопротивление со стороны широких масс, аргументировал Вебер, одни лишь экономические стимулы недостаточны для убеждения предпринимателей в необходимости действовать согласно новой системе производственных отношений. Именно здесь религия сыграла неоценимую роль для формирования капиталистических отношений.

Начиная с работ М. Вебера, изменения в религиозном мировоззрении принято рассматривать как факторы, влияющие на генезис капиталистического предпринимательства. В настоящее время в мире регулярно проводятся многочисленные исследования, которые выявляют активное воздействие религии на различные параметры экономического роста, технологического развития, качества жизни, уровня доходов населения .

Многие экономисты признают влияние религиозно-культурных факторов на экономику. Макс Вебер писал, что «…причину различного поведения представителей разных вероисповеданий следует искать, прежде всего, в устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедания, а не только в его внешнем историко-политическом положении…» . В поддержку этому следует высказывание Дэвида Ландеса: «Макс Вебер был прав. Если мы обратимся к истории экономического развития, то придем к выводу, что культура объясняет практически все различия между странами в уровне экономического развития». Характер экономической деятельности людей во многом зависит от того, какими моральными ценностями они руководствуются, оценивая экономические явления.

Но не всякая религия способствует социальному развитию и экономическому росту. Есть культуры, которые тормозят экономическое развитие народов, обладающих ими .

Считается, что образцы поведения, выработанные в сфере культуры, обеспечивают «преемственность развития, превращая опыт, накопленный в прошлом, в сегодняшнюю практическую деятельность».

Как правило, выделяют протестантскую, католическую, православную, исламскую, конфуцианскую и буддистскую экономическую этику, отмечая в связи с этим, что идея рыночной экономики в различных странах и обусловливает разнообразие исторических типов хозяйства.

В частности, протестантский реформизм проповедовал накопление богатства и благосостояния не только как преимущество, но и как долг каждого христианина.

Родоначальником учения о вкладе протестантской этики в развитие предпринимательства принято считать Макса Вебера. Он заметил, что в Германии (которая населена как католиками, так и протестантами) наилучших экономических успехов добивались протестанты. Именно они составляли костяк предпринимателей и высококвалифицированных технических специалистов. Кроме того, наиболее динамично развивались протестантские страны, такие как США, Англия и Голландия. По мнению М. Вебера, экономический подъем и развитие евро-американского капитализма объяснялся наличием протестантской этики, обусловившей трудовое рвение и рациональную организацию работы. Занятые в ремесле католики проявляют больше склонности остаться ремесленниками, тогда как протестанты в большем количестве устремляются в промышленность, где они пополняют ряды квалифицированных рабочих и служащих предприятий. Ясно прослеживается причинное соотношение: своеобразный склад психики, привитый религиозным воспитанием, определяет выбор профессии и дальнейшее направление профессиональной деятельности .

Одна из самых важных идей протестантской этики по Веберу состоит в следующем: «Знак о том, спасен ты или нет, можно получить, лишь совершенствуясь в своей профессии». Ни одна другая христианская религия не предполагает идеи спасения человека через труд. Можно сказать, что именно эта идея протестантизма и стала определяющей в воспитании экономически свободного и активного общества в Западной Европе, США и Скандинавии.

В свою очередь, православная этика не стала столь успешным подспорьем в экономическом развитии России. В социальной концепции Русской Православной Церкви отмечается, что труд сам по себе не является безусловной ценностью. Он становится благословенным, когда способствует исполнению Божьего замысла о мире и человеке. Однако труд не богоугоден, если он направлен на служение эгоистическим интересам личности или человеческих сообществ.

Для протестантов серьезное отношение к труду было элементом религиозного воспитания, а для старообрядцев – способом борьбы за выживание.

Старообрядцы же интересны тем, что объединяют в себе две противоречащие друг другу идеи. С одной стороны, в среде староверов воспитание было исключительно православным. Отсюда развитый дух коллективизма и идея о том, что все друг другу братья. С другой стороны, старообрядцы подвергались гонениям за свои убеждения, и предпринимательство стало для них единственно возможным способом самореализации .

Таким образом, староверы стали единственным примером экономически свободного общества в условиях православного воспитания. Однако, в действительности, основную роль сыграло не религиозное воспитание, а тяжелые условия для жизни.

Рассмотрим, в чем же состоит основной нормативный принцип экономического поведения христианина. В фундаментальном выборе между благами земной жизни и благами жизни вечной христианин делает выбор в пользу последних. Он отказывается от меньшего блага, становящегося для него благом мнимым, в пользу блага большего, делающимся для него реальной и великой ценностью. Исходя из фундаментального предпочтения благ небесных благам земным, христианин не имеет конечной целью умножение последних. В конечном счете, участвуя в обмене деятельностью и перераспределении жизненных благ, он стремится отдавать больше, чем брать. Это – основной принцип христианской экономии, вытекающий из христианского отношения к ближнему. Следование этому принципу дает возможность христианину встраиваться в любой экономический строй. Христианин улучшает мир, прежде всего совершенствуя себя. В то же время это не противоречит его участию в общественной деятельности, направленной на совершенствование экономической сферы .

Сторонники этической экономики придерживаются мнения о том, что в экономику должна вернуться этика христианства или, скорее даже, протестантизма. Но есть и другие точки зрения. Например, приверженцы ислама утверждают, что этические принципы именно этой религии должны лечь в основу новых способов использования капитала.

В целом ислам, так же как и протестантизм, ориентирован на мирской успех. Однако, для религиозных мусульман представляется невозможным вложение денег в традиционный западный банк. Коран запрещает ссуды под проценты. Под этот запрет даже подведена соответствующая теория. Однако ислам запрещает и омертвление капитала. Имеющимся богатством нужно пользоваться разумно для повышения общего благосостояния. Поэтому исламские банки ориентированы не на финансовые операции (в западном понимании), а на долевое участие .

Исламская форма организации бизнеса предполагает совместное партнерство, например банка и предпринимателя. При этом банк заранее не может сказать, какую прибыль от проекта он получит, так как это будет зависеть от того, как этот банк будет осуществлять определенную часть менеджерских функций проекта.

Такой подход к банковскому финансированию, очевидно, заставляет банки идти в реальный сектор экономики, финансировать и в определенной степени руководить проектами реального сектора.

С другой стороны, ислам запрещает фондовые спекуляции как операции, не приносящие никакой отдачи в реальном секторе, то есть не увеличивающие общественные богатства. Вложения мусульманина в акции рассматриваются лишь в ключе совместного участия в бизнесе, а не как вложения в финансовые инструменты. Поэтому ислам запрещает, например, короткие продажи, являющиеся основным способом спекулятивной игры .

Мусульманские ученые-экономисты видят главную цель исламской политэкономической системы в достижении социальной справедливости, которую они трактуют, прежде всего, как гарантию равного распределения.
В качестве базовой установки для своих теорий они принимают два основных тезиса, взятых из Корана, – это обязательная плата как добровольного «очистительного» взноса в пользу бедных и запрет на процентные операции.

В современной глобальной экономике государства, придерживающиеся исламских способов ведения хозяйства, получают все большие преимущества. Это связано, в первую очередь, с тем, что налогообложение бизнеса в исламских странах минимально и, например, основной налог составляет не более 5 %. А основная конкуренция между государств ами в современных условиях происходит именно на поле налогообложения. Очевидно, что эта англо-саксонская модель налогообложения не выдержит конкуренции со столь малым налогообложением, которое предлагают исламские страны.

Анализ влияния основных религий и конфессий на экономическое развитие стран мира приводится в таблице .

Влияние основных мировых религий и конфессий

на экономическое развитие стран мира

Конфессия

(религия)

Отношение доходов на человека
в странах, где преобладают приверженцы данной конфессии (религии), к доходам на человека в остальных странах

Комментарий

Христиане
в целом

Христианские страны богаче всех остальных стран мира в пять раз

Протестанты

Протестантские страны богаче всех остальных стран мира в восемь раз.

Католики

Католические страны богаче всех остальных стран мира в полтора раза

Православные

Православные страны беднее всех остальных стран мира в 1,24 раза

Мусульмане

Мусульманские страны беднее остальных стран мира в 4,4 раза

Буддистские страны беднее остальных стран мира в 6,7 раз

Индуистские страны беднее остальных стран мира в 11,6 раз. Из всех мировых религий индуизм оказывает одно из самых негативных воздействий на экономику стран мира

Атеистические страны беднее остальных стран мира в 11,9 раз. Чем в стране больше атеистов , тем эта страна беднее. Атеизм как идеология оказывает самое худшее влияние на экономику стран мира

В итоге можно сказать, что подход к экономике как к автономной области человеческой жизнедеятельности в современных условиях носит ограниченный характер. Культурные и религиозные традиции общества являются одним из важнейших факторов, влияющих на экономическое поведение людей, а экономические мотивы личности – это порождение религиозных и этических установок культур и народов.

Мировой опыт показывает, что для успешного функционирования рынка и хозяйственного механизма необходима продуманная взаимоувязка юридических норм, компетентное и эффективное государственное регулирование , определенное состояние общественного сознания, культуры и идеологии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев народа и формирование национальной модели хозяйствования // Проблемы управления хозяйственными системами / . – 2002. – Вып. 10. – С. 4–47.

2. Рывкина культура как память общества / // Экономика и организация промышленного производства. – 1989. – № 1. – С. 24.

3. Зейпель И. Хозяйственно-этические воззрения отцов Церкви / И. Зейпель. – М., 1913. – С. 30– 44.

4. Касьянова К. О русском национальном характере / К. Касьянова. – М. : Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

5. Коваль благо: Христианская этика труда. Православие. Католицизм. Протестантизм. Опыт сравнительного анализа / . – М. : ИЭА РАН, 1994.

6. Нуруллина Г. Исламская этика бизнеса / Г. Нуруллина. – М., 2004.

7. Плясовских А. Влияние христианства на экономическое развитие стран, или о национальной идее для России [Электронный ресурс] / А. Плясовских. – Режим доступа: http://nideya. ***** /razdel4.htm.

UNFORMAL NORM INFLUENCE ON PEOPLE ECONOMIC BEHAVIOR

V. V. Agapova, O. B. Andreeva

In the article unformal norm interaction is discussed in particular religion and peculiarity of people economic mood
of various religion confession.