Социальный контроль и самоконтроль. Культурные универсалии Действенность социального контроля обеспечивается главным образом

В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной интеграции (1) (т.е. сохранению сплоченности в обществе). Во- вторых, служат своеобразными эталонами (2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных групп (3). В-третьих, способствуют контролю (4) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают стабильность (5) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы-ожидания и нормы-требования. Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных санкций(6), например, уголовных или административных

Социальный контроль (1)корректирует поведение индивидов в обществе, тем са­мым принуждая их соблюдать социальные нормы (2), Именно этот фак­тор позволяет не только сохранить социальную стабильность в об­ществе, но и способствует общественному прогрессу (3). Социальный контроль основан на применении санкций (4), которые могут быть пря­мыми и косвенными, жесткими или мягкими, юридическими или морально-нравственными. В процессе социализации (5) нормы усваиваются достаточно прочно, настолько, что личность четко знает, когда она идет против устоявшихся в обществе правил. Важным регулятором поведения человека в обществе является внутренний контроль или самоконтроль (6) человека.

Социологи подчёркивают, что социальный контроль (1) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и ответственностью (2) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности общества (3). Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. В науке под внешним контролем понимается совокупность социальных механизмов (4), которые регулируют деятельность людей. Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и самостоятельность (5) при принятии решений. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или самоконтроль (6).



Социальный конфликт (1) - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов людей, участвующих в социальном взаимодей­ствии. Ему всегда предшествует осознание отличия (2) своих интересов от интере­сов других групп и стремление (3) защитить свои интересы. Распространенность социальных конфликтов побудила ученых к внимательному изучению этого явления в рамках особой науки - конфликтологии (4). По мне­нию большинства ученых, избежать конфликтов невозможно (5). По мнению Г. Зиммеля, конфликт является способом саморазвития (6) общества.

Понятие социального контроля тесно связано с понятием отклоняющегося поведения . Отклоняющееся (девиантное) поведение – это отклонение от того образца, который предписывает норма. Девиантное поведение может по-разному восприниматься обществом. На основании этого социологи выделяют два типа отклоняющегося поведения – негативное и позитивное.

Негативное отклонение – это отклонение, которое предполагает низкий уровень умений и навыков или же такое поведение, которое связано с нарушением общепринятых норм, противоречие с социальноодобряемыми образцами. Подобные девиации встречают со стороны общества неодобрение или применение более серьезных мер воздействия – санкций.

Позитивное отклонение – девиация в сторону максимально одобряемого поведения, поведения, которое не соответствует среднему, массовому уровню, значительно превосходит его. Не каждый человек способен стать выдающимся ученым, художником, совершить героический поступок. Позитивное отклонение, как правило, вызывает восхищение в обществе.

Но, как позитивное, так и негативное отклоняющееся поведение имеет относительный характер, так как рознятся нормы обществ, социальных групп. К примеру, в Голландии нормальным считается употребление легких наркотиков. Их можно свободно приобрести в кафе. Также в Голландии узаконена проституция, она считается обычной профессией. В большинстве же стран и продажа легких наркотиков, и проституция, запрещены законом.

Представления о соответствии норме и отклонениях меняются в процессе общественного развития. Прежде всего потому, что изменяются сами нормы, принимаются новые законы. К примеру, в Советском Союзе все операции с иностранной валютой были запрещены и жестоко карались законом. В современной России каждый гражданин может свободно приобрести любую валюту в обменном пункте и получить разрешение на ее вывоз за пределы страны. Влияет на изменение норм в обществе и мода, изменения в технике и технологиях, изменения в политической системе.

Среди видов девиантного поведения особо выделяется социологами деликвентное поведение – нарушение особо значимых для общества норм, которые закреплены законодательством. Деликвентное поведение часто влечет применение наиболее жестоких санкций, то есть уголовное наказание. К деликвентному поведению относят наркоманию, алкоголизм, преступность.



Чем различаются девиация и деликвентность? Прежде всего степенью и знаком (плюсом или минусом) отклонения от норм.

Каковы причины формирования девиантного или деликвентного поведения? Как правило, девиантное поведение связано с особенностями процесса социализации человека, его воспитанием, образованием. Дети нередко перенимают способ поведения родителей, близких, друзей. Если родитель преступник, то и у ребенка может развиться склонность к совершению преступлений.

Если ребенок не нашел в своей семье достаточного понимания, его поведение также может стать девиантным. В современной семье, даже очень обеспеченной, мало внимания уделяется детям. Родители кивают на школу, учителей, забывая о том, что главная их обязанность – воспитать своего ребенка полноценным членом общества, состоявшейся личностью, уверенной в себе и взаимодействующей с обществом.

В подростковом возрасте к девиации может привести протестное настроение, нежелание жить по нормам и правилам «предков», своего рода «молодежный бунт».

Причиной девиантного поведения может стать и конфликт норм. Например, в семье ребенок окружен вниманием, любовью близких, заботой. К него дома принято уважать старших, быть честным и порядочным. Но он может оказаться в группе, где сложились иные нормы и правила. Где уважается право сильного или размер кошелька, а не личностные качества или порядочность. Ценности, привитые в семье, сталкиваются с теми, которые существуют в группе. Это может привести к серьезному внутриличностному конфликту, способствовать девиации.


Социальный контроль

Под социальным контролем понимается вся совокупность норм, которые определяют поведение человека в обществе, упорядочивают взаимоотношения между людьми. Выше мы уже говорили о том, что социальный контроль представляет собой особый социальный институт, который обеспечивает следование нормам.

Ряд исследователей подчеркивает, что социальный контроль включает в себя способы, при помощи которых общество приводит граждан к нормальному поведению.

Социальный контроль осуществляется в следующих формах:

1) принуждение;

2) влияние общественного мнения;

3) регламентация в социальных институтах;

4) групповое давление.

Насколько действенны приведенные формы? Как показывает практика, далеко не всегда принуждение, жесткие полицейские меры, применяемые к нарушителю, способствуют исправлению поведения. Гораздо более эффективным становится самостоятельный осознанный выбор человеком поведения, соответствующего нормам и принятие на себя ответственности за него.

Социологи подчеркивают, что социальный контроль может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и ответственности за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей и стабильности общества.

Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль . Под внешним контролем понимается в науке совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей. Внешний контроль может быть формальный и неформальный. Формальный основан на инструкциях, предписаниях, нормативных актах; неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплен в официальной форме.

Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и самостоятельность при принятии решений. Более того, если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще может утратить способность контролировать свое поведение. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль или самоконтроль.

Внутренний социальный контроль осуществляется самим человеком и представляет собой самоконтроль, направленный на согласование своего поведения с принятыми нормами. Регуляция осуществляется при помощи чувства вины, стыда. Законом для человека становится его собственная совесть.

Признаки социального контроля:

1) упорядоченность, категоричность и формализованность: социальные нормы нередко применяются к человеку без учета его личных особенностей, иными словами человек должен принять нормы только потому, что он является членом данного общества;

2) связь с санкциями – наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;

3) коллективное осуществление социального контроля (система социального контроля просто невозможна без существования социальной группы и отдельной личности в качестве ее члена).

Социальные санкции.

Социальные нормы содержат достаточно стимулов, чтобы им следовать. Однако помимо норм, для обеспечения следования одобряемому поведению в обществе вырабатываются социальные санкции . Под социальными санкциями понимаются средства утверждения социальных норм.

Санкции могут быть позитивными и негативными. Позитивные санкции представляют собой награду или поощрение за соответствие поведения общественно одобряемым стандартам. Они стимулируют следование нормам. Негативные санкции – это наказания, которые направлены на то, чтобы исключить негативные формы отклоняющегося поведения, или же уменьшить его вероятность.

Санкции также подразделяют на формальные и неформальные. Формальные исходят от государства или других официальных органов, а также от руководства фирм, организаций, учреждений. К примеру, правомь назначать санкции обладают особо уполномоченные люди (руководители, судьи). Источником неформальных санкций являются люди, общество.

ВИДЫ САНКЦИЙ

Санкции бывают жесткими и мягкими, прямыми и косвенными. Примером жесткой санкции может служить уголовное наказание.

Часть 1

Установите соответствие между примерами и видами социальной мобильности , к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

А) Алексей перевёлся с биологического факультета университета на химический факультет.

Б) Инженер Семён был назначен начальником отдела.

В) Студентка Ольга вышла замуж за своего однокурсника, принадлежащего

к той же социальной страте, что и она.

Г) Предприниматель Иван разорился.

Д) Екатерина вступила в общество охраны природы.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

1. горизонтальная

2. вертикальная

1-А,В,Д 2-Б,Г

Выберите верные суждения о социализации индивида и запишите циф ры , под которыми они указаны.

1) Социализация индивида всегда происходит стихийно.

2) Социализация представляет собой усвоение индивидом социальных ценностей, норм и образцов поведения.

3) Агентами первичной социализации индивида выступает его ближайшее окружение: семья, друзья, ровесники.

4) Агенты социализации всегда несут ответственность за усвоение индивидом норм и ценностей, выработанных коллективным сознанием.

5) В результате социализации люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Демографическая группа; 2) профессиональная группа; 3) малая группа; 4) большая группа; 5) социальная группа.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль». Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Замечание; 2) санкция; 3) социальная норма; 4) политическая идеология; 5) осуждение; 6) духовная культура .

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социологи подчёркивают, что социальный(А) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и

(Б) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности(В).

Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. В науке под внешним контролем понимается совокупность социальных(Г), которые регулируют деятельность людей.

Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и(Д) при принятии решений. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или(Е)».


Cписок те рминов:

1) ответственность 2) общество 3) контроль 4) властность 5) гражданин 6) механизм 7) самостоятельность 8) самоконтроль 9) статус

Часть 2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «малая группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о типах малых групп, и одно предложение, раскрывающее отличительную особенность семьи как малой группы.

1) смысл понятия, например: малая группа - устойчивое объединение людей, связанных совместной деятельностью;

2) одно предложение, содержащее информацию о типах малых групп, например: Малые группы делятся на формальные и неформальные;

3) одно предложение, раскрывающее отличительную особенность семьи как малой группы, например: Члены семьи как малой группы связаны общностью быта, взаимной заботой.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об уровнях мировоззрения, и одно предложение, раскрывающее любую функцию мировоззрения в жизни человека.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: система взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к обществу и природе, себе самому;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией об уровнях мировоззрения, опирающейся на знания курса, например: Различают обыденно-практический и теоретический уровни мировоззрения;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию об уровнях мировоззрения;)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любую функцию мировоззрения, например: Мировоззрение является основой самооценки человека и его оценок событий и процессов окружающей действительности.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Назовите любые три аген­та со­ци­а­ли­за­ции и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром дей­ствие каж­до­го из них.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть на­зва­ны и про­ил­лю­стри­ро­ва­ны сле­ду­ю­щие аген­ты социализации:

1) семья: (В семье Лена усво­и­ла ос­нов­ные пра­ви­ла веж­ли­во­го обращения.)

2) школа: (Учащиеся 2 класса, при­ни­мая уча­стие в школь­ных пат­ри­о­ти­че­ских праздниках, на­учи­лись ува­жать ге­ро­и­че­ское прошлое своей страны.)

3) средства мас­со­вой информации. (Чтение ста­тей на общественно- по­ли­ти­че­скую те­ма­ти­ку по­мог­ло Насте сфор­ми­ро­вать свою осо­знан­ную граж­дан­скую позицию.)

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!