Связана ли быстрота реакции человека с возрастом. Время реакции человека

Иногда от скорости реакции зависит жизнь, но и без экстремальных условий умение быстро отвечать на внешние события будет полезным. Активизируйте реакции и ваши движения станут скоординированными и точными.

Реакция – это способность мозга быстро отвечать на внешние раздражители. Скорость реакции – это время, которое проходит от момента действия внешнего раздражителя до реакции организма на него.

Сначала наши органы чувств воспринимают какой-либо раздражитель и реагируют на него: нервные импульсы передаются от рецепторов (нервных окончаний) в кору головного мозга. Здесь происходит распознавание сигналов, их обработка, классификация и оценка. Затем подключается зона, контролирующая движения тела, и в работу включаются мышцы. Каждый такой этап требует времени.

У всех людей скорость реакции разная. Встречаются и крайности, когда поведение одних напоминает замедленную съемку, а реакция других молниеносна. Например, японская секретарша Миит за одну минуту ставит 100 печатей. Самый быстрый стрелок в мире Дж. Микулек за полсекунды делает 5 выстрелов из револьвера. Японец Макисуми собирает кубик Рубика за 12,5 секунды.

Любопытно, что самая быстрая мышечная реакция – у хладнокровных животных. Например, пальмовая саламандра, заметившая жертву, выбрасывает свой язык со скоростью 15 м в секунду. Быстрой реакцией обладают мангусты – благодаря ей они заслужили славу лучших охотников на змей. Молниеносная реакция и у наших любимых кошек.

Для человека быстрая реакция, казалось бы, утратила былое жизненно важное значение: ему уже не нужно быстро уворачиваться от лап диких животных, чтобы не быть съеденным, или же, наоборот, охотиться за ними, чтобы не остаться без обеда.

Однако думать, что быстрая реакция нам ни к чему, было бы ошибочно. Она необходима спортсменам – футболистам, хоккеистам, теннисистам, боксерам, дзюдоистам и др. И не только для того, чтобы ставить рекорды, но и во избежание травм. Быстрая реакция требуется представителям многих профессий – пилотам, водителям, капитанам, машинистам, хирургам и пр. Людям с быстрой реакцией отдают предпочтение и многие работодатели, например в сферах, где нужно быстро реагировать на изменения рынка.

По сути, быстрая реакция нужна всем, чтобы максимально обезопасить себя на улице и дома: правильно вести себя в критической ситуации, несущей угрозу для здоровья или жизни.

Скорость реакции измеряется в мс – миллисекундах. 1 секунда – это 1 000 мс. Чем меньше будет эта величина, тем выше будет скорость реакции. У большинства людей она составляет 230–270 мс. Показатели от 270 мс и выше говорят о замедленной реакции. Пилоты истребителей, спортивные звезды показывают результаты 150 – 170 мс.

Наиболее быстрая реакция у людей в возрасте примерно от 18 до 40 лет. Ее скорость повышается в середине дня – в период наивысшей работоспособности . У утомленного человека она снижается. Это может быть незаметно, если работа не требует быстрой реакции, но при совершении сложных действий возможность совершить ошибку возрастает.

Замедляется реакция и под воздействием алкоголя и наркотических средств. Кроме того, имеет значение психическое состояние человека: негативные эмоции угнетают нервную деятельность, что неблагоприятно сказывается на его реакциях, позитивные же их значительно ускоряют.

На скорость реакции влияет и вид раздражителя: быстрее всего люди реагируют на тактильные и звуковые раздражители, несколько медленнее – на зрительные.

Как стать быстрее

Есть несколько способов научиться реагировать быстрее:

1. Загружать мозг работой

У людей старшего возраста процесс обработки информации, поступающей в головной мозг от органов чувств, замедляется. Это происходит по разным причинам, в том числе и потому, что большинство из них перестают учиться, не стремятся к познанию нового и не хотят выходить из привычной им зоны комфорта . Безделье, просмотр бессмысленных передач, не заставляющих мозг напрягаться, запускают процесс деградации личности , влияющий и на скорость реакции.

Чтобы мозг со временем не атрофировался, его нужно постоянно загружать работой, ставить перед ним новые задачи, и тогда не придется сетовать на замедленную реакцию.

2. Исключаем вредные привычки

У человека, что называется, «перебравшего» создается ложное впечатление, что под влиянием выпитого он становится более раскованным, свободным и в состоянии сконцентрироваться и управлять своим поведением. Но практика показывает обратное: из-за отсутствия быстрой реакции пьяные очень часто становятся жертвами преступлений и участниками аварий.

3. Высыпаемся

Постоянно находиться в состоянии максимальной сосредоточенности и концентрации невозможно. Непременно наступит сбой, когда мы не сможем вовремя отреагировать на опасность. Поэтому периоды концентрации должны чередоваться с периодами расслабления. И полноценный сон – прекрасная возможность дать нервной системе «перезагрузиться», пополнить свои энергетические запасы. Кроме того, при недостатке сна снижается острота зрения, что также негативно сказывается на скорости реакций.

4. Контролируем эмоции

Прежде всего нужно научиться не поддаваться страху. С одной стороны, страх сигнализирует об опасности. С другой, - он не мобилизует человека, а тормозит процесс обработки информации в мозгу. Многим знакомо чувство, когда в минуты опасности человек ощущает себя словно парализованным и не в силах сдвинуться с места. Его реакции замедленны, и он не способен дать адекватный ответ. Правильно и быстро отреагировать на раздражитель можно лишь в состоянии отсутствия страха.

Благодаря специальным тренировкам, несущим смысловую нагрузку, то есть имитирующим опасность в реальной жизни, можно избавиться от некоторых страхов и приобрести навыки быстрого реагирования, которые пригодятся в сложной ситуации.

К примеру, звук щелчка, произведенного напарником, может имитировать выстрел и служить сигналом к тому, что надо быстро отскочить в сторону, пригнуться или упасть на землю. Эффект должен быть внезапным – мы не должны контролировать раздражитель, то есть действия напарника.

Избавиться от страха, в частности падения при гололеде, поможет заранее разработанный «план». Например, падая на спину, мы должны быстро прижать подбородок к груди, чтобы не травмировать голову. Свои действия в данном случае мы можем проигрывать мысленно. Это ускорит нашу реакцию, благодаря чему если все-таки упадем, то избежим травмы.

5. Играем

Игры в футбол, волейбол, настольный и большой теннис прекрасно развивают быструю реакцию, поэтому стоить выбрать ту, которая по душе, и начать играть. Можно заняться жонглированием.

Любопытно, что скорость реакции развивают и компьютерные игры – это доказали ученые одного из американских университетов. В ходе эксперимента игроки показали высокие результаты по быстрому принятию решений не только в самой игре, но и в тестах на определение скорости реакции.

6. Тренируемся

Упражнения будут целесообразны лишь в том случае, если проводить их ежедневно, а не время от времени.

Наши подсознательные, интуитивные реакции (за них отвечает правое полушарие мозга) быстрее сознательных, аналитических, которыми ведает левое полушарие. Огромная роль последнего несомненна, но в критические моменты первым реагирует подсознание . И поскольку на раздражитель в первую очередь отзывается именно оно, тренировать скорость реакции можно, многократно повторяя одни и те же движения – до 200 за раз.

Приступая к тренировкам, стоит определиться, на что именно мы будем увеличивать скорость реакции: на слух, прикосновение или зрительный раздражитель. Вначале их лучше разделить, а уж потом тренировать все вместе.

Тренируем скорость слуховой реакции. Например, двое сидят за столом, где лежит какой-нибудь предмет. Третий ходит вокруг них и внезапно хлопает в ладоши. По этому сигналу каждый должен стремиться первым схватить данный предмет.

Тренируем скорость реакции на прикосновение. Тот, кто тренируется, не должен видеть своего тренера (можно завязать ему глаза). Один человек сидит за столом, второй, которого он не видит, должен неожиданно дотронуться до его плеча. В ответ тот должен хлопнуть в ладоши, прыгнуть в сторону и т. п.

Тренируем скорость зрительной реакции. Это очень важно, потому что большая часть информации поступает в мозг благодаря зрению.

Игра в «хлопушки». Двое становятся друг против друга, у обоих руки согнуты в локтях и подняты, ладони развернуты в сторону напарника. Один бьет своей ладонью по ладони другого. Его задача – угадать и вовремя убрать руку, по которой хочет ударить напарник.

Как вариант: руки обоих лежат на столе перед собой. Каждый по очереди старается одной рукой накрыть руку другого, а тот должен успеть ее отдернуть.

Кстати, эти игры многим знакомы с детства.

Но, конечно же, самый результативный способ увеличить скорость реакции – это заняться командными видами спорта, теннисом или единоборствами.

Человек сталкивается с эмоциональными реакциями каждый день, но редко о них задумывается. Тем не менее они сильно облегчают ему жизнь. Что же дает эмоциональная разрядка человеку? Она помогает сохранять нервы в порядке. По этой причине те персоны, которые скрывают проявление своих эмоций, чаще страдают сердечными недостаточностями и нервными болезнями.

Определение

Что такое эмоциональная реакция? Это процесс, который выражается в действиях, словах или же состоянии. Он возникает в ответ на душевное или же внешнее раздражение. Например, вас кто-то напугал, и вы начинаете переживать. Или же вам кто-то сделал сюрприз, и вы обрадовались. Эмоциональная реакция на одну и ту же ситуацию у двух людей может быть разной. Все будет зависеть от того, как та или иная персона смотрит на сложившуюся ситуацию. Каждый человек является автором своих эмоций, по этой причине люди могут не только искренне чему-то радоваться, но и подделывать свои эмоции. А порой рамки приличия заставляют человека сдерживать свои чувства. Но все же от взгляда внимательного зрителя не ускользнет реальная эмоция и ее наигранный прототип.

Виды

Какие бывают виды эмоциональных реакций? Условно их можно разделить на две группы. В первой эмоции делятся по своей положительной окраске.

  • Позитивные. Положительных эмоций у человека меньше, чем отрицательных. Это связано с тем, что в жизни не так много приятного? Не совсем. Исторически так сложилось, что человеку было хорошо там, где ему было спокойно. А спокойное течение жизни не вызывает никаких ярких эмоций.
  • Негативные. Отрицательных эмоций у человека больше, чем положительных. Возможно, это связано с тем, что наши предки тратили много время на охоту и защиту себя и своей семьи. По этой причине у них было много эмоций, связанных со страхом и раздражением.

На какие еще виды могут делиться эмоциональные реакции?

  • Врожденные. Человек не знает, что такое гнев, с рождения. Эта эмоция приобретенная. А вот о том, что такое страх, знает даже младенец.
  • Выученные. Развиваясь, ребенок познает мир и учится выражать свои эмоции. Обучают свое чадо родители. Они следят за тем, чтобы ребенок мог в соответствии с общепринятыми нормами реагировать на ту или иную ситуацию.

Примеры

Какие вы знаете эмоциональные реакции? Ниже представлены 6 основных.

  • Гнев. Эта реакция возникает в человеческой душе тогда, когда ожидание не совпадает с реальностью. Настроение у человека портится, и он начинает раздражаться. Чтобы нервы не сдали, он выплескивает все наружу, чаще всего на собеседника или на того, кто оказался ближе всего.
  • Радость. Когда человек чем-то доволен, он улыбается и смеется. Такая реакция возникает на положительные события.
  • Тоска. Грустное состояние время от времени присуще всем. Благодаря тоске человек может острее ощущать радость.
  • Страх. Это врожденное чувство, которое человек непроизвольно испытывает всякий раз, когда находится в потенциальной опасности. Срабатывает инстинкт выживания, который предупреждает о грядущей беде.
  • Удивление. Эта эмоциональная реакция может быть и положительной, и отрицательной. Все будет зависеть от обстоятельств, в которых человек столкнется с удивлением.
  • Отвращение. Подобным образом человек реагирует на то, что ему неприятно. Эмоция эта приобретена и формируется под воздействием воспитания.

Степени

Эмоциональные реакции человека развиваются в трех направлениях. Условно их можно охарактеризовать тремя степенями.

  • Быстрота. Каждая эмоциональная реакция наступает молниеносно, а вот сколько она будет длиться, человек не знает. Все зависит от того, насколько сильно заденет персону то или иное обстоятельство.
  • Глубина. Даже если человека что-то вывело из себя, обида может быстро пройти, так же как и радость. А вот насколько сильно эмоция поразит человека, будет определяться глубиной чувств конкретной личности к персоне или объекту, который вызвал эмоциональную реакцию.
  • Интенсивность. Одни эмоции запоминаются надолго, а другие быстро проходят. Это и называется интенсивностью реакции.

Типы

Эмоции бывают разными, и реакции человека на тоже. То, что персону не интересует, проходит тихо и не задевает тонких струн души. То, что для человека важно, оставляет сильный отпечаток. Какие же бывают типы эмоциональных реакций?

  • Эмоциональный отклик. Такая реакция считается самой стандартной и ходовой. Вас что-то расстроило или обрадовало, вы смеетесь или плачете соответственно. Эмоциональные реакции ребенка должны развивать родители. Если они этого не делают, значит, их чадо вырастит бесчувственным эгоистом.
  • Эмоциональная вспышка. То, что не попадает под определение ”отклик”, смело можно называть вспышкой. Это короткая сильная реакция, которая накладывает отпечаток на душу человека. Если вы неожиданно и сильно напугаете друга, то можете увидеть яркий пример эмоциональной вспышки.
  • Эмоциональный взрыв. Такая реакция, в отличие от вспышки, не молниеносна. Она может произойти вследствие череды обстоятельств, которые поочередно вызывали сначала эмоциональный отклик, а затем вспышку.

Функции

Зачем нужны эмоциональные реакции и состояния человеку?

  • Регуляторная. Чтобы нервная система могла нормально функционировать, ей время от времени нужно разряжаться. За счет выплеска эмоций снимается напряжение и нервы приходят в норму.
  • Оценочная. Человеку необязательно что-то проверять на собственном опыте, чтобы понять, хорошо это или плохо. Персона может предположить эмоции и реакции на них, которые будет испытывать в той или иной ситуации.
  • Побудительная. Некоторые эмоциональные реакции заставляют человека что-то делать. Если учесть правдивость поговорки, что движение - это жизнь, то именно благодаря получению конкретных эмоций человек может продолжать двигаться.
  • Коммуникативная. С помощью языка тела человек может передать даже больше информации, чем он сможет это сделать вербально, обратившись к помощи слов.

Первая реакция

Человек может скрыть от посторонних многое, но не свои чувства. Сильные душевные волнения всегда передаются за счет эмоциональных реакций. Примером такого поведения могут быть искусственные улыбки, которые сегодня принято ”надевать” в обществе. Если ваш знакомый на подходе к вам держит мрачную мину, но его лицо преображается, когда человек подошел уже практически вплотную, это значит, что личность не очень добродушно настроена. на лице можно, но опытному глазу неискренность видна сразу. Так же как и явная радость, которая выдает симпатию одной личности к другой. Если при появлении человека в компании из трех персон одна из них начинает широко улыбаться, то это явный признак неравнодушного отношения. Так что если вы хотите знать, как к вам относится человек, посмотрите на то, как он себя ведет при вашем появлении.

Время реакции человека

время от начала подачи сигнала до ответной реакции организма. Делится на 3 фазы: время прохождения нервных импульсов от рецептора (См. Рецепторы) до коры головного мозга; время, необходимое для переработки нервных импульсов и организации ответной реакции в центральной нервной системе; время ответного действия организма. В. р. ч. зависит от модальности стимула, иначе говоря, от вида сигнала-раздражителя, интенсивности раздражителя, тренированности, настроенности на восприятие сигнала, возраста и пола, сложности реакции (простая или избирательная). В. р. ч. на дискретные независимые раздражители меняется в широких пределах. Для простой реакции среднее В. р. ч. в самых благоприятных случаях не менее 0,15 сек (распознавание зрительных образов не менее 0,4 сек ). В. р. ч. - один из важнейших факторов профессионального отбора; имеет решающее значение при определении психофизиологических возможностей человека выполнять работу оператора, лётчика, космонавта, шофёра и т.д.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Время реакции человека" в других словарях:

    Время от начала подачи сигнала до ответной реакции организма. В.р.ч. один из важнейших факторов профессионального отбора, определяющий психофизиологические возможности человека выполнять работу с соблюдением требований безопасности. Для простой… … Словарь черезвычайных ситуаций

    Интервал времени от начала воздействия на организм какого либо раздражителя до ответной реакции организма. Состоит из трёх фаз: время прохождения нервных импульсов от рецепторов до коры головного мозга; время, необходимое для восприятия нервных… … Энциклопедия техники

    Время реакции человека - интервал времени от момента поступления сигнала до ответной реакции организма. Количественная характеристика В.р. играет существенную роль при решении нек рых задач автотехнической экспертизы; служит критерием при определении пригодности… … Криминалистическая энциклопедия

    Человека интервал времени от момента поступления сигнала до ответной реакции организма. время реакции является одним из критериев, по которому можно судить о пригодности человека к таким профессиям, как оператор, диспетчер, шофер, космонавт, и… … Большой Энциклопедический словарь

    время реакции - временной интервал между предъявлением какого либо сигнала (оптического, акустического, тактильного и т. д.) и началом обусловленного инструкцией ответа испытуемого на этот сигнал. Время простейшей двигательной реакции, фиксирующей факт появления … Большая психологическая энциклопедия

    Интервал между предъявлением раздражителя и началом ответной реакции, которая обычно фиксируется в двигательной сфере. Для раздражителей различной модальности время реакции различно: наиболее быстрая реакция реализуется в ответ на слуховые… … Психологический словарь

    время реакции - 3.1 время реакции (time of reaction): Промежуток времени между подведением пробного вещества к месту расположения течи и появлением выходного сигнала течеискателя. Источник: оригинал документа 3.34 время реакции (response time): Время,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Человека, интервал времени от момента поступления сигнала до ответной реакции организма. Время реакции является одним из критериев, по которому можно судить о пригодности человека к таким профессиям, как оператор, диспетчер, шофёр, космонавт, и… … Энциклопедический словарь

    Время реакции - Время от момента раздражения рецепторов до начала рефлекторной реакции. * * * интервал времени от момента предъявления какого либо раздражителя до ответной реакции организма. Часть этого времени составляет латентный (скрытый) период. В. р.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Человека время от момента поступления сигнала до ответной реакции организма. Делится на 3 фазы: время прохождения нервных импульсов от рецептора до коры головного мозга; время, необходимое для переработки нервных импульсов и организации ответной… … Большой энциклопедический политехнический словарь

Книги

  • Психология человека в самолете , З. Гератеволь. В книге рассмотрены проблемы психологии летчика в свете развития авиации, процессы восприятия и реакции в полете, а также обусловленные полетом формы реакций и поведения человека. Книга…

На одном из уроков физики, при изучении материала о равноускоренном движении тел, прозвучал вопрос учителя: «Хотите ли вы узнать, как можно измерить свое время реакции на какой-либо сигнал? Если да, то в этом могут помочь знания физики по теме: «Свободное падение тел»»

Метод измерения времени реакции человека меня удивил и заинтересовал. Во-первых, простотой, это нетрудно сделать обыкновенной линейкой. Во-вторых, важностью знания о нем. К примеру, время реакции является одним из важных критериев отбора водителей, операторов, летчиков, космонавтов и людей других профессий. Любого человека и дома, и на работе, и на улице в любую минуту могут встретить опасности, тогда его здоровье будет напрямую зависеть от его быстроты реакции.

Думаю, что после такой информации у многих подростков стоящих на пути выбора профессии (как и у меня) возникают вопросы: «Чему равно время реакции у меня? От чего оно зависит? Можно ли натренировать себя, чтобы улучшить неудовлетворительный результат? Смогу ли я быть водителем, летчиком или оператором на атомной электростанции?

Целью моей работы является проведение исследований и диагностика времени реакции у подростков и взрослых.

Перед собой я поставил следующие задачи:

Изучить литературу о времени реакции человека;

Изготовить физический прибор для измерения времени реакции человека;

Провести эксперименты и проанализировать их результаты;

Предложить способы улучшения неудовлетворительных результатов.

Для создания физического прибора по исследованию быстроты реакции я воспользовался теоретическим материалом учебника физики 9 класса. А также интересные сведения о быстроте реакции человека почерпнуты мной из Интернета.

1. О времени реакции человека. Физика свободного падения тел

1. 1 Что такое быстрота реакции человека

Быстрота реакции является одним из основных качеств живого организма. Очень важно быстро реагировать на внешние раздражающие воздействия, потому что среди них могут быть опасные или даже смертельные.

Время реакции является одним из главнейших качеств, определяющих результат соревнования, конкурса. Если на ринге или в зале от этого зависит ваша победа, то на улице на карту зачастую ставятся жизнь и здоровье. Очень важно правильно и быстро реагировать на действия противника, потому что среди них нередко бывают действия, калечащие живой организм или связанные с угрозой для жизни.

Время реакции человека определяется работой нервной системы. Информация проносится через мозг и тело по нервам, словно крохотные электрические искорки по проводам. В мозг сигналы поступают от глаз, ушей и других органов чувств. А мозг решает, как поступить. Затем посылает двигательные сигналы мышцам.

Пусть речь идет о реакции человека на летящий в него кирпич, глаз передает сигнал о быстром движении не только в отделы головного мозга, где они обрабатываются (и мы понимаем: “летит кирпич”), но и по специальным нервным путям - к мышцам, что обеспечивает быструю реакцию избегания, например, отпрыгивания.

Следовательно, время реакции – это протяженность от начала сигнала до реакции организма человека на этот сигнал. У человека среднее время реакции на визуальный сигнал составляет: 0,1-0,3 секунды.

Когда человек реагирует на очень сильное раздражение, опасное для жизни, например, когда отдергивает руку от горячей печки, осуществляется простой рефлекс, в котором головной мозг не участвует. От рецептора сигнал по нервному волокну идет в спинной мозг и затем сразу к мышце, проходя всего по трем нервным клеткам - чувствительному нейрону, вставочному нейрону в спинном мозге и двигательному нейрону. Скорость нервного импульса по отросткам нервных клеток здесь - несколько десятков метров в секунду.

Нужно отметить, что мы сначала отдергиваем руку, а затем чувствуем боль. Это связано с тем, что от болевых рецепторов в мозг сигнал идет по нервным волокнам другого типа с меньшей скоростью 0,5-2 м/с.

1. 2. Можно ли улучшить время реакции?

От начала действия раздражителя до момента реакции всегда проходит определенное время, после чего включаются мышечные механизмы ответного действия, быстрота которых уже зависит от скорости движений тела.

Двигательные реакции должны осуществляться на уровне условных рефлексов, а для этого необходима серьезная тренировка.

Известно, что подсознательная реакция, связанная с правым полушарием головного мозга, намного быстрее сознательной, связанной с левым полушарием. Логично предположить, что именно в подсознании должны быть заложены ответные действия на определенный раздражитель. А это достигается путем многократного повторения движений на тренировках. Всего нужно набрать около 5-10 тыс. повторений, причем за раз не имеет смысла делать более 300 повторений. 300 цифра достаточно большая, в основном получается не более 200 движений за тренировку, тогда выходит, что для подсознательного усвоения двигательного шаблона требуется в идеале около двух месяцев.

Например, профессор Джоселин Фауберт (Jocelyn Faubert) и докторант Дэвид Тинжаст (David Tinjust) решили научить спортсменов - футболистов, хоккеистов и теннисистов концентрировать своё внимание сразу на нескольких объектах. В результате выяснилось, что спортсмены способны одновременно «поглощать» больше информации и, соответственно, использовать её продуктивнее – прогресс составляет в среднем 53%.

Если речь идет о реакции при игре в теннис, то постепенное улучшение реакции связано с формированием стереотипных рефлексов, позволяющих реагировать без участия коры больших полушарий (без размышления), и, главное, такие реакции осуществляются без обратной связи, то есть не происходит постоянной корректировки движения. А когда мы только учимся делать новое движение, идет сложное взаимодействие: мышце подается сигнал о действии, от нее обратно поступает сигнал о результате действия, и идет корректировка, т. е. мышца движется под постоянным контролем, на что требуется много времени. Во всех этих процессах участвуют разные области мозжечка и некоторые другие структуры головного мозга.

Нужно научиться реагировать на раздражители, предшествующие опасному действию. Например, следует реагировать не на сам удар, а на подготовку к нему - ведь прежде чем ударить, противник обязательно посмотрит на цель, сменит позу, напряжет мышцы, вдохнет. Времени более чем достаточно. Нужно только выработать условный рефлекс, заложить в подсознание новый раздражитель и ответную реакцию на него.

1. 3. Свободное падение тел

Свободным падением называется движение тела под действием силы тяжести. Поскольку сила тяжести, действующая на каждое тело вблизи поверхности земли, постоянна, то свободно падающее тело должно двигаться с постоянным ускорением, т. е. равноускоренно (это вытекает из второго закона Ньютона).

Особенностью свободного падения является то, что все тела в данном месте земли падают с одинаковым ускорением. Это ускорение называется ускорением свободного падения. Её принято обозначать буквой g (первой буквой латинского слова gravitas (гравитас), что означает «тяжесть».

Существуют разные способы, позволяющие определить величину g с большой точностью (например, до 0,00001 м/с2). Но при решении задач школьного курса физики, где не требуется высокой точности результата, обычно используют значение 9,8 м/с2 или даже 10 м/с2.

Так как в нашем примере движение свободно падающего тела представляет собой равноускоренное движение без начальной скорости, то перемещения рассчитываются по формуле: s = g t2 / 2 или h = g t2 / 2 (т. е s = h).

2. Исследование времени реакции человека.

2. 1. Создание измерительного прибора

Идея изготовления измерительного прибора проста: если позволить вертикально расположенной линейке падать свободно (например, разжав державшие ее за верхний конец пальцы), то она будет двигаться вниз равноускоренно с ускорением g (ускорение свободного падения).

Если сразу же линейку поймать, то по участку h между пальцами – отметками, где мы ее держали и где поймали, - можно судить о том, сколько времени t она падала. Это время и будет равно времени реакции человека.

Из формулы пути пройденного телом при свободном падении выразим время падения: h = g t2 / 2, t2 = 2h / g, (1)

По справочнику находим значение ускорения свободного падения с точностью до сотой: g = 9,81 м/с2 или g = 981 см/с2. Это значение подставим формулу (1) и получим выражение: (2)

Применяя математические правила округления десятичных дробей, округлим числовой коэффициент до стотысячных.

Получим: (3)

В формулу (3) вместо h будем подставлять значения 1см, 2см, 3 см, 50 см. Результаты расчетов времени округляем до трех значащих цифр и вносим их в таблицу.

В соответствии с табличными данными градуируем линейку, нанося время рядом с сантиметровыми делениями. Получаем прибор для измерения времени реакции человека. Точность измерений будет составлять до одной тысячной доли.

Этим прибором можно воспользоваться для определения биологического возраста. Так в журнале «СамаЯ» приводится тест из четырех небольших испытаний по определению примерного биологического возраста. .

Результаты измерений вносим в таблицу. У испытуемых (учащихся 9-11 классов) вносились в таблицу сведения о посещении спортивных секций, а также их интерес к будущей профессии.

У человека среднее время реакции на визуальный сигнал составляет: 0,1- 0,3 секунды. Измерения показали, что у всех обследованных подростков результат времени реакции - удовлетворительный.

Чтобы выявить зависимость результатов времени реакции от утомляемости человека, эксперименты были проведены после первого урока (это время считается, что организм ученика уже проснулся и потому любые мониторинги в школе проводят вторым уроком), а затем в конце учебного дня (после шестого урока).

Исследования показали, что у большинства учащихся время реакции повысилось, т. е. проявляется заторможенность действий. Приложение 10.

Полностью подтверждается мнение о том, что у подростков, занимающихся спортом, посещающих спортивные секции по волейболу, баскетболу, время реакции лучше, чем у ребят, не интересующихся спортивными играми.

Были проведены измерения с людьми разных профессий (педагогами и другими работниками школы), чтобы убедиться в том, что профессиональные навыки влияют на время реакции человека. Им были заданы два вопроса: «Занимаетесь ли регулярно спортом? Водите ли Вы автомобиль?»

Результат исследований таков: у мужчин и женщин, занимающихся спортом и имеющих постоянный опыт вождения машины, результат времени реакции лучше. У людей, не занимающихся спортом и не имеющих навыки вождения, - время реакции хуже.

Из 34 обследованных подростков 7 человек планируют выбрать профессии, связанные с риском. . Им даны рекомендации для улучшения быстроты реакции.

Еще раз повторюсь, что двигательные реакции должны осуществляться на уровне условных рефлексов, а для этого необходима серьезная тренировка. Поэтому самый главный совет, вытекающий и анализа исследований: жить – со спортом дружить.

Очень эффективны по развитию быстроты реакции спортивные эстафеты, где сигнал в мозг поступает через осязание. То есть, надо как можно быстрее приступить к действию после того, как только предыдущий игрок коснется тебя.

Участникам эксперимента были предложены две игры, развивающие быстроту реакций на раздражитель.

Игра №1: «Летают - не летают». В этой игре сигнал в мозг поступает через орган слуха – уши.

Ведущий игрокам говорит и при этом машет руками: «гуси летают». Игроки, услышав название птицы, кричат «да» и машут руками. Ведущий вновь машет руками и кричит: «лягушки летают». Игроки должны отвечать «нет» и не махать руками. Кто ошибся, у него забирается фант. Ведущий несколько раз подряд может называть птиц, либо, наоборот, других нелетающих зверей.

Игра №2: «Хлопушки», сигнал в мозг поступают через органы зрения – глаза. Первый партнер становится и располагает открытую ладонь так, чтобы второму было удобно по ней бить. Например, становится боком ко второму, открытую ладонь держит перед собой. Второй партнер бьет по ладони первого в произвольные моменты времени. Задача первого - убрать ладонь, задача второго - попасть. Можно вести счет. Затем партнеры меняются.

Принцип, заложенный в этой игре, можно перенести на другие технические действия, например, на подсечки и уходы от ударов ног по нижнему уровню.

Заключение

Познакомившись с информацией из Интернета и из книжных источников, я глубже осознал вопрос о том, что скорость реакции человека определяется работой нервной системы.

Информация проносится через мозг и тело по нервам, словно крохотные электрические искорки по проводам. В мозг сигналы поступают от глаз, ушей и других органов чувств. А мозг решает, как поступить. Затем посылает двигательные сигналы мышцам. У человека среднее время реакции на визуальный сигнал составляет 0,1- 0,3 секунды.

Применив физическую теорию о свободном падении тел, создал простейший прибор для измерения времени реакции человека из обычной ученической линейки. (Примечание: использовал линейку длиной 50 см).

Анализ проведенных измерений привел к следующим выводам:

✓ время реакции подростка зависит от его тренированности (т. е. часто ли занимается спортивными упражнениями);

✓ время реакции зависит от утомляемости (т. е. к вечеру появляется заторможенность действий);

✓ люди, работающие на транспорте и занимающиеся спортом, имеют хороший результат быстроты реакции на раздражитель.

В моей работе подобраны советы и игры, направленные на улучшение времени реакции человека, которыми могут воспользоваться подростки, имеющие склонность к профессии, где время реакции является одним из важных критериев отбора, а также организаторы досуга детей.

Практическую ценность своей работы вижу в том, что каждый подросток, узнав свое время реакции, осознает необходимость улучшения результата, будет работать над собой и, возможно, это повлияет на выбор профессии.

И дома, и в школе, и на улице - в любую минуту подросток сможет уберечь себя от опасного для жизни воздействия.

В дальнейшем планирую исследовать зависимость времени реакции на раздражитель от темперамента человека.

Прыжок и маленький РиккиТиккиТави ловко увернулся от ядовитых зубов страшной змеи. Снова прыжок и зверек в безопасности. Ловкость и быстрота победили силу! Кто из нас в детстве не восхищался героем сказки Р. Киплинга и не завидовал великолепной реакции мангуста РиккиТиккиТави! А мы? Как быстро мы реагируем на различные раздражители световой, звуковой, болевой и т. п.?

В наш век научнотехнического прогресса очень важно обладать бы-строй реакцией. Она необходима нам на работе, дома, на улице.

Токарь, например, обрабатывая деталь, должен внимательно следить за резцом и в нужный момент остановить станок; опоздай он на долю секунды будет брак.

Поток легковых машин несконча-емой рекой течет по дорогам. Сигнал светофора, жест регулировщика, не-ожиданное препятствие ответные действия водителя должны быть бы-стрыми и точными, иначе неминуема авария. Нерасторопность, замедлен-ная реакция пешехода тоже могут при-вести к дорожнотранспортному проис-шествию.

Думаю, не надо доказывать, что время реакции одно из важных ка-честв человека. Обычно под этим под-разумевается время от момента воздействия какоголибо раздражителя на организм до ответной произвольной реакции. На разные раздражители, естественно, следуют разные реакции. Самая быстрая реакция на звуковые и тактильные раздражители, когда время ответов колеблется в пределах 105180 миллисекунд (тысячная доля секунды). На Зрительные сигналы от-вет обычно следует через 150225 миллисекунд. Именно зрительномо-торные реакции наиболее значимы: ведь свыше 90 процентов информации из внешнего мира поступает в наш мозг через орган зрения.

…Психофизиологическая лаборато-рия. Небольшой пульт, на нем две лампочки и две кнопки выключателя. «Как только загорится красная лам-почка, объясняет эксперимента-тор, нажмите на кнопку «А».

Указательный палец на кнопке; вспыхнула лампочка тут же испыту-емый нажимает кнопку. На электрон-ном секундомере замерли циф-ры 286 миллисекунд. Результат скромный. «Будьте вниматель-нее!» советует экспериментатор.

Сигнал! Ответ занял 190 миллисе-кунд. Еще сигналответ, и так не менее 10 раз. Затем вычисляется средняя величина; это и есть скорость простой зрительномоторной реакции. Специалисты считают, что результат менее 200 миллисекунд вполне хорош; 200250 миллисекунд показатель средней скорости реакции, свыше 250 миллисекунд свидетельство замедленной реакции.

Вернемся к столу экспериментатора и прибору, измеряющему скорость реакций, хронорефлексометру. Но-вое задание: нажимать на кнопку «А», если загорается красная лампочка, и не реагировать, если одновременно с ней вспыхнет зеленая. Так оценивает-ся реакция различения.

Внимание! Сигнал! Вспыхнула крас-ная лампочка: для ответа потребова-лось 300 миллисекунд. Больше, чем в предыдущем опыте. Да иначе и быть не может. Ведь перед тем, как нажать на кнопку, требовалось оценить ситуацию и принять решение. Реакция различе-ния при правильных ответах в преде-лах 300350 миллисекунд считается хорошей, в диапазоне 351380 удовлетворительной, а свыше этого времени неудовлетворительной.

Снова задание меняется: зажжется красная лампочка, надо нажать на кнопку «А», зажжется зеленая на кнопку «Б». Естественно, что при этом время реакции также удлиняется на 3040 миллисекунд по сравнению с ответами на простые (монотонные) сигналы.

Экспериментатор предлагает про-верить реакцию на движущийся объ-ект. Стрелка электросекундомера движется по кругу, один оборот она совершает за секунду. Требуется ос-тановить ее бег в заданной точке. Стрелка приближается к отметке. Стоп! Опоздание на 40 миллисекунд. Новая попытка теперь стрелка оста-новилась на 30 миллисекунд раньше. После серии повторений выясняется, какие реакции опережающие или за-паздывающие преобладают у испы-туемого и какова средняя величина отклонений в ту или иную сторону.

Из психофизиологической лабора-тории давайте мысленно переместимся на стадион. Бегуны замерли на старте, все их помыслы подчинены ожиданию выстрела стартера, и вот они молниеносно срываются со старто-вых колодок, вихрем несутся по бего-вой дорожке. Реакция простая, ответ всегда одинаковый, заранее запро-граммированный.

Иная ситуация.

Футболист стремительно проходит по краю поля, ему навстречу бросается защитник: ложный замах, обманные движения. Под-даться на уловку соперника значит пропустить игрока к воротам. Реагиро-вать или не реагировать? В этом случае можно говорить о сложной реак-ции различения.

Хоккейный матч. Одна команда имеет численное преимущество, ее иг-роки беспрестанно «обстреливают» ворота соперников. Однако вратарь действует четко, виртуозно отбивает шайбы, летящие на него с разных сторон. Так проявляется реакция вы-бора. А в волейболе? Передача иг-рок взлетает над сеткой, оценивает траекторию мяча, в какойто момент резко бьет по нему. И выигрывает очко: мяч соперники принять не могли Реакция на движущийся объект чет-вертый тип зрительномоторных ответов.

Хорошая реакция чрезвычайно важ-на не только для спортсмена, но и для любого работника современного про-изводства. Именно поэтому все более широко различные психофизиологиче-ские исследования используются в процессе профориентации и професси-онального отбора. Опытные специали-сты, проанализировав психофизиоло-гические показатели, не только выска-зывают свое мнение о способностях того или иного человека, но и помога-ют ему правильно выбрать профессию. Надо ли объяснять, как это важно, особенно для молодых людей, вступа-ющих в самостоятельную жизнь.

Прежде чем ответить на вопрос, отчего зависит скорость реакции, рас-скажу коротко о некоторых физиоло-гических механизмах.

Любой раздражитель воспринима-ется соответствующими органами чувств. От рецепторов (перифериче-ских чувствительных нервных образо-ваний) нервные импульсы поступают в кору головного мозга, где сигналы распознаются, классифицируются, оце-нивается их значение для данной ситу-ации. Затем в процесс вовлекаются моторные отделы коры, и тотчас же следует конкретный двигательный от-вет. Естественно, что на каждом из этих этапов происходит определенная временная задержка. Так, при простой реакции на свет, время которой колеб-лется в пределах 150225 миллисе-кунд, до 60 миллисекунд уходит на то. чтобы на сетчатке глаза фотохимиче-ские процессы преобразовались в нервные импульсы.

Их обработка в коре головного мозга занимает до 60 миллисекунд. Остальное время тратится на непосредственный мышечный двигательный ответ. В процессе слож-ных реакций увеличивается время ана-лиза и принятия решения, что и сказы-вается на замедлении ответных действий. Стабильна ли наша реакция? Нет, она изменчива. Лучшие показатели отмечаются, как это принято говорить, в состоянии высокой работоспособно-сти. Действия усталого человека, как правило, замедленны. И если на скорости простых реакций это сказывает-ся меньше, то скорость сложных обыч-но замедляется весьма заметно, нара-стает при этом и число ошибочных действий. Замедляются реакции и под влиянием алкоголя, никотина. Боль-шое значение имеет психическое состояние человека. Например, отрица-тельные эмоции ведут к удлинению времени всех видов реакций, а поло-жительные, наоборот, их ускоряют. Наиболее высокая скорость ответов наблюдается в 1840 лет; с годами она замедляется. Замечено, что самые быстрые двигательные ответы при прочих равных условиях регистрируют-ся в середине дня.

Можно и самим оценить свою реак-цию. Предлагаю несколько несложных методов, но с оговоркой, что оценки будут очень условные, приблизитель-ные.

Возьмите в левую руку небольшой плоский предмет, например, ключ от английского замка. Разжав пальцы, выпустите ключ, а правой рукой поста-райтесь его поймать. Если из 10 попы-ток вам это удалось не менее чем в 7 случаях, реакция у вас хорошая.

Усложните задачу: выпускайте ключ из рук с закрытыми глазами, а лишь он начнет падать откройте их. Ловить ключ стало труднее. Если вам все же удалось поймать его не менее 6 раз из 10, это свидетельствует о хоро-шей реакции.

Третий вариант. Пусть ваш помощ-ник неожиданно бросает ключ, произ-нося при этом определенные словасигналы. Условьтесь, что, если, ска-жем, он произносит «раз», вы должны ловить ключ, если произнесет «два», не должны. Так проверяется реакция различения. Далее: при сигна-ле «раз» вы должны поймать ключ или хотя бы коснуться его правой рукой, при сигнале «два» левой рукой. Так оценивается реакция выбора.

Если во всех случаях вы добиваетесь успеха не менее чем в 50 процентах проб, значит, у вас хорошая реакция. Если пробы менее удачны, задумайтесь, почему так получается, и попытайтесь улуч-шить свою реакцию.

Из практики спорта известно, что средством, оптимизирующим скоро-стные качества, является умение де-лать все максимально расслабленно. Скованность мышц враг быстрых движений. Отсюда первый совет же-лающим улучшить свою реак-циюучитесь расслабляться.

Второй совет учитесь концентри-ровать внимание. Ответ на ожидаемый сигнал всегда короче, чем на неожи-данный. Сначала научитесь выполнять различные темповые движения. Стоя или сидя, вытяните руки вперед. Уве-личивая темп, сжимайте руки в кулак и разжимайте. Быстрее, быстрее, еще быстрее, до утомления! Поработайте еще, учитесь преодолевать усталость. По мере тренированности будут не. только совершенствоваться скоро-стные навыки, но и сформируется установка на скорость, а следователь-но, появится и желание совершенство-вать это качество.

Постепенно усложняйте упражне-ния. При этом у вас появятся излюб-ленные упражнения, тренирующие оп-ределенные группы мышц рук, ног, спины. Однако, как уже говорилось, важно не только выполнять движения быстро, но и учиться не напрягать неработающие мышцы.

Следите за собой: чувствуете, как постепенно все больше напрягаются мышцы предплечий, плеч, спины? Бросьте резко руки вниз, пусть они повиснут как плети. Постарайтесь пол-ностью снять напряжение, затем после 1,52минутного отдыха вновь повторите упражнение.

Изменим условие. Сначала, наобо-рот, на 1015 секунд напрягите все мышцы тела, а затем расслабьтесь. Вы почувствуете приятное ощущение по-коя. Повторите это упражнение нес-колько раз. Запоминайте ощущения, возникающие при напряжении и рас-слаблении, учитесь их узнавать в про-цессе своей деятельности, учитесь снимать скованность.

Ну, а как же время реакции? Оно при этом будет обязательно сокра-щаться.

В. П. НЕКРАСОВ