Сжатое содержание горе от ума. Главные герои комедии Горе от ума Грибоедова

Ранним утром служанка Лиза стучится в спальню к барышне. Софья откликается не сразу: она всю ночь беседовала со своим возлюбленным, секретарём отца Молчалиным, живущим в этом же доме.

Неслышно появившийся отец Софьи, Павел Афанасьевич Фамусов, заигрывает с Лизой, которой еле удаётся отбиться от барина. Испугавшись, что его могут услышать, Фамусов исчезает.

Выходя от Софьи, Молчалин в дверях сталкивается с Фамусовым, который интересуется, что делает здесь секретарь в столь ранний час? Фамусова, ставящего в пример собственное «монашеское поведение», кое-как успокаивают.

Оставшись с Лизой вдвоём, Софья мечтательно вспоминает о так быстро промелькнувшей ночи, когда они с Молчалиным «забылись музыкой, и время шло так плавно», а служанка еле сдерживает смех.

Лиза напоминает госпоже о прежней её сердечной склонности, Александре Андреевиче Чацком, который уже три года странствует в чужих краях. Софья же говорит, что её отношения с Чацким не выходили за пределы детской дружбы. Она сопоставляет Чацкого с Молчалиным и находит в последнем достоинства (чувстви­тельность, робость, альтруизм), которых нет у Чацкого.

Неожиданно появляется сам Чацкий. Он засыпает Софью вопросами: что нового в Москве? Как поживают их общие знакомые, кажущиеся Чацкому смешными и нелепыми? Без всякой задней мысли он нелестно отзывается о Молчалине, который, вероятно, сделал карьеру («ведь нынче любят бессловесных»).

Софью это задевает настолько, что она шепчет про себя: «Не человек, змея!»

Входит Фамусов, тоже не слишком обрадованный визитом Чацкого, и спрашивает, где Чацкий пропадал и чем занимался. Чацкий обещает обо всем рассказать вечером, поскольку он ещё и домой не успел заехать.

Во второй половине дня Чацкий снова появляется в доме Фамусова и расспрашивает Павла Афанасьевича о дочери. Фамусов настора­живается, уж не метит ли Чацкий в женихи? А как бы отреагировал на это Фамусов? - в свою очередь осведомляется молодой человек. Фамусов уклоняется от прямого ответа, советуя гостю сначала привести в порядок дела и добиться успехов по службе.

«Служить бы рад, прислуживаться тошно», - заявляет Чацкий. Фамусов упрекает его в излишней «гордости» и ставит в пример покойного своего дядю, который добился чинов и богатства, раболепно прислуживая императрице.

Чацкого этот образец никак не устраивает. Он находит, что «век покорности и страха» уходит в прошлое, а Фамусова эти «вольнодумные речи» возмущают, он и слушать не желает таких нападок на «золотой век».

Слуга докладывает о прибытии нового гостя, полковника Скалозуба, которого Фамусов всячески обхаживает, считая выгодным женихом. Скалозуб простодушно хвастается своими служебными успехами, которые достигнуты отнюдь не воинскими подвигами.

Фамусов произносит пространный панегирик московскому дворянству с его хлебосольством, консерва­тивными старичками, вельможами, властолюбивыми матронами и умеющими себя преподнести девицами. Он рекомендует Чацкого Скалозубу, причём фамусовские похвалы для Чацкого звучат почти как оскорбление. Не выдержав, Чацкий разражается монологом, в котором обрушивается на тех льстецов и крепостников, что восхищают хозяина дома, обличает их «слабодушие, рассудка нищету».

Мало что понявший из речей Чацкого Скалозуб соглашается с ним в оценке напыщенных гвардейцев. Армия, по мнению бравого служаки, ничуть не хуже «гвардионцев».

Вбегает Софья и бросается к окну с криком: «Ах, Боже мой, упал, убился!» Оказывается, это Молчалин «треснулся» с лошади (выражение Скалозуба).

Чацкий задумывается: почему так испугана Софья? Вскоре приходит Молчалин и успокаивает присутствующих - ничего страшного не произошло.

Софья старается оправдать свой неосторожный порыв, но лишь усиливает зародившиеся у Чацкого подозрения.

Оставшись наедине с Молчалиным, Софья тревожится о его здоровье, а тот обеспокоен её несдержанностью («Злые языки страшнее пистолета»).

После разговора с Софьей Чацкий приходит к выводу, что она не может любить столь ничтожного человека, но тем не менее бьётся над загадкой: кто же её возлюбленный?

Затевает Чацкий беседу и с Молчалиным и ещё более укрепляется в своём мнении: невозможно любить того, чьи достоинства сводятся к «умеренности и аккуратности», того, кто не решается иметь собственное мнение и преклоняется перед знатностью и властью.

На вечер к Фамусову продолжают съезжаться гости. Первыми прибывают супруги Горичевы, старые знакомые Чацкого, с которыми он беседует по-дружески, тепло вспоминая прошлое.

Появляются и другие лица (княгиня с шестью дочерями, князь Тугоуховский и др.) и ведут пустейшие разговоры. Графиня-внучка пытается уколоть Чацкого, но он легко и остроумно парирует её выпад.

Горич представляет Чацкому Загорецкого, прямо в глаза характеризуя последнего как «мошенника» и «плута», но тот делает вид, что нисколько не задет.

Приезжает Хлестова, старуха властная и не терпящая никаких возражений. Перед ней проходят Чацкий, Скалозуб и Молчалин. Благоволение Хлестова выражает лишь секретарю Фамусова, поскольку он хвалит её собачку. Обращаясь к Софье, Чацкий иронизирует по этому поводу. Софью саркастическая речь Чацкого бесит, и она решает отомстить за Молчалина. Переходя от одной группы гостей к другой, она исподволь намекает на то, что Чацкий, похоже, не в своём уме.

Слух этот тотчас разносится по всей гостиной, а Загорецкий добавляет новые подробности: «Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили». Окончательный приговор выносит графиня-бабушка, глухая и почти выжившая из ума: Чацкий - басурман и вольтерьянец. В общем хоре возмущенных голосов достается и всем прочим вольнодумцам - профессорам, химикам, баснописцам…

Чацкий, потерянно бродящий в толпе чуждых ему по духу людей, сталкивается с Софьей и с негодованием обрушивается на московское дворянство, которое преклоняется перед ничтожеством только потому, что оно имело счастье родиться во Франции. Сам Чацкий убежден, что «умный» и «бодрый» русский народ и его обычаи во многом выше и лучше иностранных, но его никто не хочет слушать. Все кружатся в вальсе с величайшим усердием.

Гости уже начинают расходиться, когда опрометью вбегает ещё один старый знакомый Чацкого, Репетилов. Он кидается к Чацкому с распростёртыми объятиями, с места в карьер начинает каяться в различных прегрешениях и приглашает Чацкого посетить «секретнейший союз», состоящий из «решительных людей», которые безбоязненно рассуждают о «матерьях важных». Однако Чацкий, знающий цену Репетилову, кратко характеризует деятельность Репетилова и его друзей: «Шумите вы и только!»

Репетилов переключается на Скалозуба, рассказывая ему горестную историю своей женитьбы, но и тут не находит взаимопо­нимания. Лишь с одним Загорецким удаётся Репетилову вступить в разговор, да и то предметом их обсуждения становится сумасшествие Чацкого. Репетилов сначала не верит слуху, но остальные настойчиво убеждают его, что Чацкий - настоящий сумасшедший.

Задержавшийся в комнате швейцара Чацкий все это слышит и негодует на клеветников. Его беспокоит только одно - знает ли Софья о его «сумасшествии»? Ему и в голову прийти не может, что именно она распустила этот слух.

В вестибюле появляется Лиза, за ней плетётся заспанный Молчалин. Служанка напоминает Молчалину, что барышня ждёт его. Молчалин признается ей, что ухаживает за Софьей, дабы не потерять её приязни и тем самым укрепить своё положение, по-настоящему же ему нравится одна Лиза.

Это слышат тихо подошедшая Софья и прячущийся за колонной Чацкий. Разгневанная Софья выступает вперед: «Ужасный человек! себя я, стен стыжусь». Молчалин пытается отпереться от сказанного, но Софья глуха к его словам и требует, чтобы он сегодня же покинул дом своего благодетеля.

Чацкий тоже даёт волю чувствам и обличает коварство Софьи. На шум сбегается толпа слуг во главе с Фамусовым. Он грозится отослать дочь к тётке, в саратовскую глушь, а Лизу определить в птичницы.

Чацкий горько смеётся и над собственной слепотой, и над Софьей, и над всеми единомыш­ленниками Фамусова, в обществе которых и впрямь трудно сохранить рассудок. Восклицая: «Пойду искать по свету, / Где оскорблённому есть чувству уголок!» - он навсегда покидает некогда столь дорогой ему дом.

Сам же Фамусов более всего озабочен тем, «что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна!»

На данной странице вы найдете исчерпывающее краткое содержание комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в котором все расписано подробно по действиям и явлениям, а основные моменты, на которые часто обращают внимание учителя, даются полностью. Если вам нужно кратчайшее содержание данного произведения для читательского дневника – посмотрите здесь .

Гостиная. Утро. Лиза, спящая в кресле, просыпается. Софья не отпустила ее спать, так как Лиза должна была следить, чтобы хозяйку и Молчалина не застали вдвоем. Софья спрашивает, который час. Пытаясь убедить влюбленных в том, что уже пришло время расходиться, Лиза переводит стрелки часов. Часы бьют и играют.

Явление 2

Появляется Фамусов. Он пытается заигрывать с Лизой. Лиза говорит, что в любой момент может войти Софья, которая всю ночь читала французскую книгу и уснула только под утро. Фамусов высказывает свое мнение о книгах:

«И в чтенье прокот невелик:

ей сна нет от французских книг,

а мне от русских больно спится».

«Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь».

Явление 3

Лиза выговаривает Софье и Молчалину что те слишком задержались. Софья на это отвечает, что

счастливые часов не наблюдают. На выходе Молчалин сталкивается с Фамусовым.

Явление 4

Фамусова удивляет присутствие Молчалина в столь ранний час возле спальни Софьи. Он советует ему прогуливаться где-нибудь подальше.

Софью он стыдит за неподобающее молодой девице поведение.

А все Кузнецкий мост и вечные французы,

Губители карманов и сердец!

Фамусов сетует на то, что после смерти матери Софьи все заботы по воспитанию дочери легли на его плечи. В качестве образца для подражания он предлагает самого себя:

«Не надобно иного образца,

Когда в глазах пример отца. <…>

Монашеским известен поведеньем!..».

Современные нравы Фамусова раздражают («Ужасный век!»). Учителя, считает Фамусов, учат не тому - «и танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!» Молчалина укоряет: его облагодетельствовали, а он злоупотребляет доверием отца. Софья заступается за возлюбленного, говорит, что он шел в одну комнату, но попал в другую. Чтобы отвлечь отца от Молчалина, пытается рассказать свой сон: она собирала траву на лугу и появился человек, который был «и вкрадчив, и умен, //Но робок… Знаете, кто в бедности рожден…». Фамусов прерывает замечанием: «Кто беден, тот тебе не пара». Софья продолжает рассказывать свой сон: они оказались в темной комнате, в которой неожиданно раскрылся пол, оттуда появился Фамусов и стал тянуть за собой Софью, а того «милого человека», который дороже всего на свете Софье, мучили чудовища. Фамусов говорит Софье, чтобы шла спать. Молчалину же он предлагает заняться бумагами. Сам же Фамусов признается, что ненавидит заниматься бумажной работой (точнее, не умеет):

Обычай мой такой: подписано,

Так с плеч долой.

Явление 5

Софья и Лиза вдвоем. Лиза пытается убедить Софью, что «не будет прока» в этой любви, поскольку Фамусов в зятьях видит человека «с звездами да с чинами»:

Вот, например, полковник Скалозуб:

И золотой мешок, и метит в генералы.

Но Софья отвечает: «Мне все равно, что за него, что в воду». Лиза вспоминает о Чацком, с которым Софья вместе росла и воспитывалась. Он уехал три года назад, обливаясь слезами, - боялся, что за время его отсутствия отношение Софьи к нему изменится. Лиза говорит, что Чацкий «чувствителен, и весел, и остер». Но Софья возражает:

Охота странствовать напала на него.

Ах, если любит кто кого,

Зачем ума искать и ездить так далеко?

Софья говорит, что ей мил Молчалив - человек скромный, «враг дерзости». Некстати Лиза вспоминает историю тетушки Софьи, от которой сбежал молодой любовник-француза Софья с досадой замечает, что, возможно, так будут говорить и о ней самой.

Явление 6

Входит слуга и докладывает, что приехал Александр Андреевич Чацкий.

Явление 7

Входит Чацкий. Он с жаром уверяет Софью, что проскакал без отдыха семьсот верст, чтобы увидеться с ней, но, кажется, напрасно - она так холодна. Софья говорит, что рада. Чацкий: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете». Говорит, что Софья очень изменилась, похорошела, расцвела в свои семнадцать лет. Спрашивает, не влюблена ли она. Софья смущена вопросом. Чацкий говорит, что его мало что интересует, что нового в Москве не увидит ничего. Софья:

«Гоненье на Москву. Что значит видеть свет!

Где ж лучше?»

Чацкий: «Где нас нет».

Чацкий расспрашивает об общих знакомых. Говорит, что, вероятно, за время его отсутствия в их жизни не изменилось ничего.

Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?

Когда ж постранствуешь, воротишься домой,

И дым Отечества нам сладок и приятен!

Чацкий иронично говорит о заведенных в России порядках: «хлопочут набирать учителей полки, числом поболе, ценою подешевле», «с ранних пор привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья». На приемах объясняются на французском языке, смешанном с нижегородским. Вспоминает Чацкий и о Молчалине. Называет его «бессловесным», чем вызывает у Софьи замечание: «Не человек, змея!» Она спрашивает Чацкого, может ли он хотя бы о ком-то говорить без желчи. Чацкий отвечает: «Я вас без памяти люблю».

Явление 8

Появляется Фамусов, и Софья, уходя, говорят, что увиденный ею сон оказался в руку.

Явление 9

Чацкий заводит с Фамусовым разговор о Софье. Фамусов же хочет поговорить о путешествии. Чацкий отвечает, что хотел объехать целый свет и не объехал сотой доли.

Явление 10

Оставшись один. Фамусов гадает, кого из двух - Чацкого или Молчалина - любит его дочь. Так и не придя ни к чему, вздыхает:

Что за комиссия, создатель.

Быть взрослой дочери отцом!

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Явление 1

Фамусов диктует Петрушке список дел на неделю вперед.

В перечне дел — обед во вторник, погребение в четверг, крещенье еще не родившегося ребенка в пятницу или субботу.

Явление 2

Появляется Чацкий и вновь заводит с Фамусовым разговор о Софье. Фамусов спрашивает, в чем причина такого интереса к его дочери и не надумал ли Чацкий женился на ней. А если это так, то вначале следует спросить его разрешения.

Фамусов отвечает Чацкому:

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А главное, поди-тка послужи.

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Фамусов произносит монолог о своем дяде Максиме Петровиче, который сделал успешную карьеру при дворе, угождая важным лицам:

Когда же надо подслужиться,

И он сгибался вперегиб.

На куртаге ему случилось обступиться,

Упал, да так, что чуть затылка не пришиб; Старик заохал, голос хрипкой:

Был высочайшею пожалован улыбкой;

Изволили смеяться; как же он?

Привстал, оправился, хотел отдать поклон,

Упал вдругорядь - уж нарочно,

А хохот пуще, он и в третий так же точно.

А? как по-вашему? по-нашему - смышлен. Упал он больно, встал здорово,

За то, бывало, в вист кто чаще приглашен?

Кто слышит при дворе приветливое слово?

Максим Петрович. Кто пред всеми знал почет?

Максим Петрович! Шутка!

В чины выводит кто и пенсии дает?

Максим Петрович. Да! Вы, нынешние, - ну-тка?

Чацкий отвечает:

Свежо предание, а верится с трудом;

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея; Как не в войне, а в мире брали лбом;

Стучали об пол, не жалея!

Речи Чацкого приводят Фамусова в ужас: «Ах боже мой! он карбонари!», «Опасный человек!», «Что говорит! и говорит, как пишет!», «Он вольность хочет проповедать!» Чацкий говорит, что «нынче свет уж не таков», «вольнее всякий дышит», он хочет служить «делу, а не лицам» . Фамусов отвечает, что таким, как Чацкий, он запретил бы на пушечный выстрел приближаться к столице.

Явление 3

К Фамусову приходит Скалозуб. Фамусов очень рад гостю, считает его солидным человеком, который

«знаков тьму отличий нахватал;

Не по летам и чин завидный,

Не нынче-завтра генерал».

Ставит в известность Скалозуба, что не торопится выдавать Софью замуж.

Явление 4

Чацкий видит, как обходителен Фамусов со Скалозубом, и понимает, что Фамусов был бы рад выдать Софью за полковника.

Явление 5

Фамусов обхаживает Скалозуба. Скалозуб же груб и примитивен. Фамусов заводит с ним разговор о родственниках, о брате Скалозуба, герое, но тот отвечает, что родственниками не интересуется, так как не служил вместе с ними. О брате Скалозуб говорит, что тот изменился к худшему:

… Набрался каких-то новых правил.

Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,

Скалозуб способен говорить только о службе. Фамусов намекает Скалозубу на то, что пора бы и жениться. Тот не против. Фамусов рассуждает об обществе:

Вот, например, у нас уж исстари ведется,

Что по отцу и сыну честь;

Будь плохонький, да если наберется

Душ тысячки две родовых, -

Тот и жених.

Фамусов говорит, что теперешние старички постоянно придираются «к тому, к сему, а чаще ни к чему, поспорят, пошумят и… разойдутся». Он утверждает, что Москва очень изменилась - «дома и все на новый лад». Чацкий начинает спорить с Фамусовым, говорит, что «дома новы, но предрассудки стары». Чацкий произносит монолог:

А судьи кто? - За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима,

Сужденья черпают из забытых газет

Времен очаковских и покоренья Крыма;

Всегда готовые к журьбе,

Поют все песнь одну и ту же,

Не замечая об себе:

Что старее, то хуже.

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве

И где не воскресят клиенты-иностранцы

Прошедшего житья подлейшие черты.

Да и кому в Москве не зажимали рты

Обеды, ужины и танцы?

Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,

Для замыслов каких-то непонятных,

Дитей возили на поклон?

Тот Нестор негодяев знатных,

Толпою окруженный слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки

И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг

На них он выменял борзые три собаки!

Или вон тот еще, который для затей

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей?!

Сам погружен умом в Зефирах и Амурах,

Заставил всю Москву дивиться их красе!

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке!!!

Вот те, которые дожили до седин!

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

Вот наши строгие ценители и судьи!

Не требуя ни мест, ни повышения в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний,

Или в душе его сам бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным, -

Они тотчас: разбой! пожар!

И прослывет у них мечтателем! опасным!! -

Мундир! один мундир! он в прежнем их быту

Когда-то укрывал, расшитый и красивый,

Их слабодушие, рассудка нищету,

И нам за ними в путь счастливый!

И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть!

Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!

Теперь уж в это мне ребячество не впасть

Но кто б тогда за всеми не повлекся?

Когда из гвардии, иные от двора

Сюда на время приезжали, -

Кричали женщины ура

И в воздух чепчики бросали.

Явление 6

Скалозуб ничего не понял из горячей речи Чацкого. Он уловил, что Чацкий говорил что-то о военных, но смысла сказанного не постиг.

Явление 7

Появляются Софья и Лиза. Софья, увидев в окно, как Молчалин падает с лошади, падает в обморок. Скалозуб называет Молчалина «жалким ездоком».

Явление 8

Лиза вместе с Чацким приводят Софью в чувство. Та беспокоится о Молчалине и не обращает на Чацкого никакого внимания.

Чацкий начинает подозревать, что Софья влюблена в Молчалина.

Явление 9

Появляются Молчалин и Скалозуб. Молчалин невредим. Увидев, как отреагировала Софья на появление Молчалина, Чацкий убеждается в своих догадках и уходит.

Явление 10

Софья приглашает Скалозуба вечером на бал. Скалозуб уходит.

Явление 11

Софья расспрашивает Молчалина о том, как тот себя чувствует. Молчалин упрекает Софью за то, что она не соблюдает меры предосторожности и проявляет свои чувства при посторонних. Но

Софья говорит, что ее не интересует мнение других. Молчалин замечает, что «злые языки страшнее пистолета» . Лиза дает Софье совет любезничать с Чацким и Скалозубом для отвода глаз. Софья уходит.

Явление 12

Молчалин заигрывает с Лизой, говорит, что любит только ее. а к Софье приходится изображать любовь, так как она - дочь начальника. Приглашает Лизу к себе, обещает ей подарки.

Явление 13

Софья через Лизу передает Молчалину, чтобы тот зашел к ней.

Явление 14

Лиза (одна): «Она к нему, а он ко мне».

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Явление 1

Чацкий решает выяснить у Софьи, в кого все же она влюблена - в «жалчайшее созданье» , т. е. Молчалина, или в «хрипуна, удавленника, фагота » Скалозуба. Софья отвечает, что Чацкий ей не нравится потому, что «желчь на всех готов излить». Чацкий решает пойти на хитрость сказать Софье то, что она хотела бы слышать. Он признается, что был неправ, отзываясь о Молчалине нелестно. Но он выражает сомнение в том, что в Молчалине есть пылкость и страсть, заставляющая забыть весь мир, кроме Софьи. Софья уверяет Чацкого, что он обязательно подружился бы с Молчалиным, если бы захотел сойтись с ним ближе, так как покорностью и безмолвием Молчалин обезоруживает далее Фамусова. Чацкий решает, что Софья не уважает Молчалина. Он спрашивает, что она думает о Скалозубе. Софья говорит, что он герой не ее романа.

Явление 2

Софья говорит, что уходит делать прическу, и не пускает Чацкого к себе в комнату.

Явление 3

Чацкий размышляет:

А чем не муж! Ума в нем только мало;

Но чтоб иметь детей,

Кому ума недоставало?

Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.

Входит Молчалин. Чацкий и Молчалин разговаривают, притом последний в разговоре весьма откровенен.

Молчалин называет два своих главных достоинства - «умеренность и аккуратность». Чацкий говорит, что

«чины людьми даются,

А люди могут обмануться»,

Молчалин же жалеет Чацкого, который оборвал все связи с министрами. Молчалин поражает Чацкого высказыванием о том, что в его годы «не должно сметь свое суждение иметь» и что «надобно ж зависеть от других».

Чацкий окончательно разуверяется в том, что Софья могла влюбиться в такого человека, как Молчалин:

С такими чувствами, с такой душою

Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!

Явление 4

На бал к Фамусову съезжаются гости.

Явление 5

Чацкий встречается с Натальей Дмитриевной которая хочет познакомить его со своим мужем’ Платоном Михайловичем, военным в отставке.

Явление 6

Появляется Платон Михайлович. Оказывается, что он старый знакомый Чацкого. Чацкий знал Платона Михайловича как человека веселого и жизнерадостного, теперь же он - «московский житель и женат», и ото изменило необратимо характер ста рот знакомого Чацкого. Жена держит Платона Михайловича под каблуком, жизнь его пуста, он не предпринимает ничего нового.

Явление 7

Па балу появляются князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми. Наталья Дмитриевна сообщает княгине, что Чацкий - отставной военный, притом холостой. Княгиня посылает мужа пригласить Чацкого в гости, но, узнав, что он небогат, зовет князя назад.

Явление 8

Входят Графиня-бабушка и Графиня-внучка. В беседе с Чацким последняя неодобрительно отзывается о тех мужчинах, которые женились на иностранках. Чацкого это удивляет - графиня- внучка относится к тем женщинам, которые изо всех сил стараются быть похожими на этих самых иностранок.

Явление 9

Бал. Много гостей. Загорецкий дает Софье билет на спектакль, который он якобы раздобыл с большим трудом. Платон Михайлович представляет Чацкому Загорецкого как «отъявленного мошенника, плута». Советует Чацкому:

«При нем остерегись, переносить горазд, и в карты но садись: продаст».

Загорецкого такая характеристика ничуть не смущает.

Явление 10

Приезжает Хлестова с арапкой-девкой, которую ей подарил «мастер услужить» Загорецкий и о которой она говорит, как о зверьке.

Его и сама Хлестова считает «лгунишкой, картежником и вором» .

Явление 11

Появляется Фамусов. Он с нетерпением ждет приезда Скалозуба.

Явление 12

Появляются Скалозуб и Молчалин. Хлестова не в восторге от неотесанного Скалозуба, зато ей очень нравится услужливый Молчалин.

Явление 13

Чацкий разговаривает с Софьей. Он отмечает, как мастерски Молчалин Сглаживает напряженные ситуации:

Кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит!

Тут в пору карточку вотрет…

Чацкий уходит.

Явление 14

В разговоре с Г. N. Софья обмолвилась, будто ей кажется, что Чацкий сошел с ума.

Явление 15

Г.N. передает эту новость Г. D.

Явление 16

Г. D. передает Загорецкому, что Чацкий не в своем уме.

Явления 17 и 18

Загорецкий со всеми подробностями передает новость Графине-внучке.

Явление 19

Загорецкий рассказывает историю почти глухой Графине-бабушке. Та делает вывод, что Чацкий - преступник.

Явление 20

Графиня-бабушка уже рассказывает Тугоуховскому новость: Чацкого собираются забрать в солдаты.

Явление 21

Все собравшиеся обсуждают безумие Чацкого. Каждый из гостей вспоминает, что и раньше речи Чацкого казались им не совсем нормальными. Фамусов делает вывод:

Ученье вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче, пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Чтобы пресечь зло, считает Фамусов, книги все следует сжечь. В сумасшествие Чацкого не верит только Платон Михайлович

Явление 22

Входит Чацкий. В разговоре с Софьей он описывает сцену в соседней комнате:

В той комнате незначащая встреча:

Французик из Бордо, надсаживая грудь,

Собрал вокруг себя род веча

И сказывал, как собирался в путь

В Россию, к варварам, со страхом и слезами;

Приехал - и нашел, что ласкам нет конца;

Ни звука русского, ни русского лица

Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями,

Своя провинция. Посмотришь, вечерком

Он чувствует себя здесь маленьким царьком;

Такой же толк у дам, такие же наряды…

Чацкий говорит, что мечтает,

«чтоб истребил Господь нечистый этот дух

Пустого, рабского, слепого подражанья».

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Явление 1

Гости разъезжаются. Графине-внучке приглашенные не понравились: «Какие-то уроды с того света. И не с кем говорить, и не с кем танцевать».

Явление 2

Уезжают Платон Михайлович и Наталья Дмитриевна. Платон Михайлович очень не любит балы и ездит на них только ради того, чтобы угодить жене:

«Бал вещь хорошая, неволя-то горька; и кто жениться нас неволит!»

Явление 3

Лакей никак не может найти карету Чацкого, который разочарован балом.

Явление 4.

Вбегает Репетилов. Чересчур оживленно радуется встрече с Чацким. Начинает громко каяться в своей неправедной жизни, очень раздражает этим Чацкого. Репетилов только что приехал из Английского клуба, где общался с «умнейшими людьми». Зовет с собой Чацкого, говорит, что это «государственное дело». «По секрету» рассказывает о «тайных собраниях» по четвергам. Чацкий пытается отвязаться, говорит, что этот клуб его не интересует. Репетилов настаивает, рассказывает о членах клуба, среди которых - князь Григорий, подражающий во всем англичанам, сочинитель Удушьев, автор опуса «Взгляд и Нечто».

Явление 5

Репетилов зовет в клуб Скалозуба, который только что вошел. Тот отвечает, что всех «умнейших людей» фельдфебель «в три шеренги» бы построил. Репетилов рассказывает историю своей женитьбы: заискивал перед родителями невесты, проигрывал им в карты немалые деньги, но приданое все равно дали маленькое, и по службе продвинуться не помогли.

Явление 6

Загорецкий сообщает Репетилову, что Чацкий - сумасшедший.

Явление 7

Все обсуждают сумасшествие Чацкого. Репетилов не сразу, но тоже верит.

Явление 9

Репетилов остается один, затем уезжает.

Явление 10

До Чацкого наконец доходит слух о его безумстве. Чацкий:

«Поверили глупцы, другим передают,

Старухи вмиг тревогу бьют,

И вот общественное мненье!»

Он видит, что Софья назначила Молчалину свидание, и решает проследить за ними.

Явление 11

Лиза зовет Молчалина к Софье.

Явление 12

Молчалин заигрывает с Лизой, говорит, что Софья его совсем не интересует. Молчалин рассказывает об отцовском завете, который он исправно выполняет:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья, -

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Пытается обнять Лизу. Появляется Софья. Говорит, что все слышала, прогоняет Молчалина из дома. Из-за колонны выходит Чацкий. Молчалин прячется у себя в комнате.

Явление 13

Чацкий говорит Софье, что недорого стоила ее любовь и что «Молчалины блаженствуют на свете».

Явление 14

Появляется Фамусов в сопровождении слуг. Видит Софью и Чацкого наедине и решает, что у них тайное свиданье. Фамусов в бешенстве: собирается сослать дочь «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов». Чацкому же запрещает появляться у себя в доме. Чацкий говорит, что жестоко разочарован в Софье, что напрасно говорил ей нежности. Советует Софье помириться с Молчалиным, из которого выйдет отличный «муж-слуга». Фамусову говорит, что не собирается свататься к его дочери.

Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!..

Карету мне, карету!

Явление 15

Чацкий уезжает. Фамусова беспокоит только одно - общественное мнение: «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Горе от ума написана Грибоедовым в 1825 году. Главный герой комедии Грибоедова «Горе от ума» Чацкий, с его восприятием аристократического общества Петербурга, является отражением самого создателя произведения.

Дворянин, представитель образованных молодых людей, обладающий ярким литературным, музыкальным талантом, владеющий несколькими европейскими и восточными языками.

Грибоедову, ведущему светский образ жизни, возмутившемуся на одном из аристократических приёмов преклонением присутствующих перед всем, что относится к иностранному, было высказано беспощадное предположение о его сумасшествии. Именно в этот период появляется сатирическая комедия в стихах, в которой гармоничное представленная картина русского общества.

Знакомство с представителями своего поколения, членами аристократического общества, Грибоедов начинает со знакомства с семьей Фамусова и его окружением.

Действие 1

Пьеса начинается со сцены, где проснувшаяся горничная Лизонька, жалуется на бессонную ночь. Причиной тому послужила тайная встреча Софьи, дочери Фамусова, хозяина дома, с её другом - Молчалиным. Она стучится в комнату хозяйки, из которой доносятся звуки музыки, чтобы предупредить её о наступившем новом дне.

Ускорить расставание Софьи с Молчалиным Лизонька пытается переводом стрелок часов вперед. Появившийся в покоях Фамусов, застаёт служанку за этой сценой и пытается заигрывать с ней, но услышав голос дочери, зовущей Лизоньку, поспешно удаляется. Под упреки служанки в неосторожно затянувшейся встрече, Софья прощается с Молчалиным.

Мнение служанки, что достойная пара Софье - полковник Скалозуб, имеющий и деньги и чины, в противоположность Молчалину, небогатому человеку с периферии. Появление Фамусова и его интерес к присутствию своего секретаря в покоях дочери прерывает приезд Чацкого, с которым Софью связывает детская дружба. Отъезд Чацкого навевает на Фамусова раздумье, кому из молодых людей принадлежит сердце дочери.

Действие 2

Следующее появление Чацкого начинается с вопроса к Фамусову о его сватовстве Софье. Ответ отца возлюбленной о том, что для начала неплохо бы службу пройти государственную, чины заработать. Реакция молодого человека на высказывание Фамусова формулируется Грибоедовым фразой, ставшей знаменитой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

На это воззрение Чацкого Фамусов приводит в пример своего дядю Максима Петровича, который разбогател «прислуживая» при дворе. Это умение для Фамусова играет основную роль при достижении богатства и высокого звания при дворе положения в обществе. Приезд Скалозуба продолжает суждение Фамусова о свободомыслие Чацкого, его нежелании служить.

Заявление Чацкого о том, что он не будет преклоняться перед обществом с устаревшими суждениями, презрением к свободе. Появление Софьи, напуганной падением Молчалина с лошади, её упреки к Чацкому в его равнодушии к пострадавшему, приводят Чацкого к пониманию, кем занято сердце девушки.

Действие 3

Действие начинается объяснением Чацкого в любви к Софье и попыткой выяснить, кто больше мил её сердцу: Скалозуб или Молчалин. Софья уходит от прямого ответа, упомянув в разговоре, что ценит она в Молчалине мягкость и скромность. В доме Фамусова вечером состоится бал, слуги заняты встречей высокопоставленных и влиятельных в Москве людей. С одним из них Софья делится своими размышлениями о гордом характере Чацкого, нечаянно высказывая мнение о том, что он «не в своем уме».

Новость моментально становится достоянием всех собравшихся в доме Фамусова. Появление Чацкого переключает внимание гостей на его персону, рождаются новые подробности о его невменяемости. Неприкаянно бродивший среди гостей Чацкий пытается говорить с Софьей о московском дворянстве, которое готово преклоняться перед ничтожеством только за то, что оно имело честь рождения во Франции. Появление Репетилова и разговор с Загорецким о своем сумасшествии Чацкий услышал ы соседней комнате, не успев покинуть дом Фамусова.

Действие 4

Покидая апартаменты Фамусова, Чацкий размышляет о том, что послужило причиной обличить его в сумасшествии, кто источник этой злобной сплетни, достигли они Софьи или нет. Укрывшись в комнате швейцара, Чацкий становится свидетелем выяснения отношений Софьи, Молчалина и горничной Лизы.

Фамусов и его дочь определяют судьбы предавших их служанки Лизы и секретаря Молчалина. В этой сцене выясняется роль Софьи в появлении слуха о сумасшествии Чацкого. Последний монолог Чацкого в этом действии передаёт крушение его надежд и чувств, которыми он жил все эти годы. Испытав предательство, он уже не сожалеет о разрыве и решает покинуть навсегда Москву, поскольку не видит себя в фамусовском обществе.

Идея произведения

В каждом времени живут свои герои. Их судьбы проходят перед обществом, которое возносит их или не понимает их. Творец комедии «Горе от ума» оставил неизгладимый след в своем времени. Конфликт между представителями развивающегося и утрачивающегося свои позиции общественных структур, непонимание старого века новых движущих сил, отражены в произведении «Горе от ума». Грибоедов в своем творении обличает устои существующего светского общества, значит, вызывает слишком высокое внимание цензуры.

Служанка.
­­­ Князь Тугоуховский и его жена Княгиня Тугоуховская, с шестью дочерями
­­­ Секретарь Фамусова - Молчанин Алексей Степанович , живущий в доме Фамусова
­­­ Молодая дама Горич Наталья Дмитриевна и ее муж Горич Платон Михайлович
­­­ Две графини, бабушка и внучка - Хрюмины
­­­ Свояченица Фамусова, Хлестова
­­­ Загорецкий Антон Антонович
­Репетилов и другие.

Действие происходит в московском доме Павла Фамусова.

Ранним утром в гостиной, в кресле, спит служанка Лиза. Из комнаты Софьи слышны звуки фортепиано с флейтой. Всю ночь Софья провела с Алексеем Степановичем Молчановым. Лиза следила, чтоб никто не узнал о их свидании наедине.

Неслышно появляется отец Софьи и начинает заигрывать с Лизой, она еле отбивается и начинает стыдить его за такое поведение. Фамусов покидает комнату, а Лиза с облегчением восклицает: "Минуй нас пуще всех печалей, и барский гнев, и барская любовь!"

Софья и Молчалин выходят из комнаты и тут появляется Фамусов. Он сильно удивлён, что секретарь так рано находится в присутствии его дочери. Молчалин объясняет ему, что просто шёл с прогулки. Фамусов предлагает ему гулять где-нибудь подальше от Софьи. Молчалин уходит, а Софья начинает ругать отца за то, что он громко разговаривал и разбудил её. Она пытается доказать, что только что вышла. Фамусов рассказывает, какие усилия он приложил. чтоб Софья выросла достойной девушкой, и ставит себя в пример:

Смотри ты на меня: не хвастаю сложением
Однако бодр и свеж, и дожил до седин,
Свободен, вдов, себе я господин...
Монашеским известен поведением!...

Наконец-то Софья оставшись наедине с Лизой, начинает вспоминать о прошедшем свидании, но Лиза быстро напоминает ей, что у неё недавно была уже сильная сердечная привязанность - Александр Андреевич Чацкий, который сейчас находиться в чужих краях. Софья отвечает, что это была просто детская любовь, а с Молчалиным всё по другому.

Тут появляется слуга, и докладывает. что приехал с визитом Чацкий. Его появлению никто не рад. Софья очень холодно с ним разговаривает, и пытается от него отделаться. Фамусову интересно узнать о приключениях Чацкого и тот обещает вернуться через пару часов и рассказать о своём путешествии.

Вместе с Чацким к Фамусову приходит и полковник Скалозуб, который считается выгодной партией для Софьи. Они втроём обсуждают московское дворянство и тут вбегает Софья с криком: "Ах, Боже мой, упал, разбился!" Оказалось, что Молчалин свалился с лошади. Чацкий задумывается: почему так испугана Софья? Но скоро приходит Молчалин и говорит, что ничего страшного не случилось.

Оставшись наедине Софья расспрашивает своего возлюбленного о здоровье, а он упрекает её за несдержанность.

На вечер к Фамусову съезжаются гости: княгиня и князь Тугоуховские с шестью дочками, супруги Горичевы, Хлестова, Загорецкий и другие. Властная старуха Хлестова благоволит Молчалина, так как он похвалил её собачку. Чацкий сразу иронизирует при Софье про секретаря. Софье не нравится, что плохо говорят о её возлюбленном и она решает отомстить Чацкому. Она распускает среди гостей слух, что Чацкий сошёл с ума.

Гости ведут между собой пустые разговоры, кружатся в звуках вальса, старики играют в карты.

Поздним вечером все начинают разъезжаться по домам. Чацкий требует карету, но в этот момент появляется его старый друг Репетилов и зовёт его посетить "секретнейший союз", но Чацкий отказывается. Репетилов начинает рассказывать Скалозубу о своей женитьбе, но полковник не хочет его слушать. Тут подходит Загорецкий и сообщает Репетилову о безумии Чацкого. Репитилов не верит в это, но все в один голос подтверждают безумие Чацкого. В это время Чацкий прячется за колонну и всё слышит. Он не может понять, как его могли обвинить в сумашествии. Его беспокоит, знает ли об этом Софья. Он не догадывается, что это она распустила слух.

Лиза приходит к Молчалину, чтоб позвать к Софье, но он неожиданно начинает приставать к Лизе и говорить о своих чувствах к ней. Молчалин признаётся, что не любит Софью, а просто боится потерять место в доме, и говорит, что живёт­ по завету своего отца: угождать всем людям от которых зависишь. Софья слышит весь разговор и ужасается вероломству возлюбленного. Она требует, чтоб он немедленно покинул дом или она всё расскажет отцу. Молчалин отпирается от своих слов, но Софья его не слушает.

Из-за колонны выходит Чацкий, который тоже всё слышал и он упрекает Софью в том, что она любит Молчалина.

Вбегает Фамусов со слугами. Фамусов подумал, что у Софьи тайное свидание с Чацким. Он в гневе обещает отправить её к тётке в Саратов.

Чацкий сообщает Фамусову, что не будет свататься к Софье, громко над всеми смеётся, требует карету и уезжает.

Фамусов больше всего озадачен тем, что же подумает княгиня Марья Алексеевна.

События разворачиваются в 1822 году в московском доме Павла Афанасьевича Фамусова, чиновника в казённом управлении. Первая сцена начинается в гостиной, где бьют часы, горничная Лиза волнуется, что от этого звука проснётся Фамусов, хозяин дома, и обнаружит, что его дочь заперлась в комнате с секретарём Молчалиным. Фамусов действительно вскоре появляется и начинает заигрывать с горничной, в это время слышит голос дочери и украдкой уходит. В гостиную входят Софья и Молчалин, девушка рассказывает горничной, как замечательно они всю ночь беседовали. Молчалин пытается уйти в свою комнату, но в дверях сталкивается с Фамусовым и объясняет, что как раз шёл к нему с бумагами на подпись. Отец расспрашивает дочь, та на ходу придумывает сон, как будто видит цветы, поляну, возлюбленного, но появляется отец и разлучает их, а вокруг ревут и воют чудовища.

В результате Фамусов с секретарём уходят подписывать бумаги, а Софья с горничной беседуют, в том числе об Александре Андреевиче Чацком. Его отец был другом Фамусова, сам Александр в юности часто бывал в их доме и был влюблён в Софью. Затем уехал на три года, о нём доходят лишь слухи: о поездки за границу, службе в Петербурге, «связь с министрами», «потом разрыв». В этот момент слуга докладывает о приезде Чацкого. Обратите внимание, что мы представляем лишь краткое содержание "Горе от ума", которое не отражает всех деталей произведения.

Герой восторженно приветствует Софью, он счастлив, что наконец увиделся с ней после стольких лет разлуки. Чацкий начинает расспрашивать о московских новостях, перебирает знакомых и родственников. Софья встречает его холодно, делает лишь замечания по поводу его язвительности. Вскоре герой откланивается и обещает вскорости заехать снова.

Второе действие начинается с монолога Фамусова, в котором видно самодовольство и ограниченность. С визитом приезжает Чацкий. Они беседуют о службе, чинах, московской жизни. Оказывается, что у Фамусова и Чацкого совершенно разные взгляды на жизнь. Хозяин дома считает, что предел мечтаний – получить высокий чин, добиться хлебного места всем родным и накопить как можно больше денег. Чацкий считает, что необходимо служить Отечеству, он презирает чинопочитание и прислуживание перед вышестоящими. В итоге Фамусов делает вывод, что перед ним бунтовщик.

В это время приезжает полковник Скалозуб, богатый и перспективный военный, за которого Фамусов не прочь выдать дочь. В ходе беседы становится понятно, что Скалозуб – недалёкий человек, причём не отличающийся героическим поведением.

Вдруг вбегает Софья в сильном волнении. Оказывается, она увидела в окно, как Молчалин упал с лошади. Девушка падает в обморок. В следующей сцене Молчалин, вполне оправившись, пытается соблазнить горничную Лизу. Напоминаем, что краткое содержание "Горе от ума" представлено литературным порталом сайт

Третье действие. Чацкий желает выяснить, в чём причина обморока Софьи, подозревает, что она неравнодушна к Молчалину и начинает расспрашивать о нём девушку. Та характеризует секретаря как тихого молодого человека, который вечера проводит со «старичками», составляя им карточные партии, не отвечает на брань её отца. По мнению Софьи, в Молчалине нет того ума, который совершенно не нужен в семейной жизни, а есть скромность и услужливость. Из такой характеристики Чацкий заключает, что Софья не любит и не уважает Молчалина (в чём ошибается).

Девушка отправляется одеваться к приёму гостей, появляется её возлюбленный. Чацкий вступает с ним в разговор. В этот момент очевидна разница между двумя молодыми людьми. Чацкий – умный, уверенный в себе, не любящий чинопоклонства человек. Молчалин же называет два своих таланта: «умеренность и аккуратность». Он гордится двумя награждениями за фиктивную службу «по архивам», рассказывает, что ездит к знатной барыне Татьяне Юрьевне на балы в надежде получить покровительство. Всё это вызывает презрение Чацкого.

Далее изображается сцена бала. К Фамусову приезжает высшее московское общество: свояченица Хлёстова, графиня с внучкой, князь с женой и шестью дочерьми, супруги Горичи и другие. Люди ведут светские беседы, при этом в глаза друг другу высказывают совсем не то, что за глаза, жёны помыкают мужьями. Чацкий, не стесняясь, высказывает свои взгляды о необходимости образования, о гнусной привычке преклоняться перед всем иностранным и незнании родного языка и многом другом. Софья оскорблена его пренебрежительными высказываниями о Молчалине и пускает сплетню, что Чацкий сумасшедший. Слух быстро разлетается, все с готовностью его поддерживают.

Нелепость слуха подчёркивается тем, что гости высказывают предположения о причинах сумасшествия. Фамусов считает, что Чацкий пошёл в мать, которая «с ума сходила восемь раз». Другие твердят, что он пил шампанское стаканами, бутылками, вёдрами и даже бочками. Третьи возражают, что главная причина – чрезмерная учёность. В итоге все приходят к общему мнению, что образование только портит молодёжь, и лучший выход – «собрать все книги, да и сжечь». Чацкий входит, гости сторонятся в испуге, в итоге он оказывается один.

Четвертое действие - краткое содержание "Горе от ума". В четвёртом действии гости разъезжаются. Чацкий в парадной встречается с Репетиловым, только приехавшим на бал, и слушает его рассказ о каких-то обществах, где собираются все передовые люди. Из разговора становится очевидно, что Репетилов только повторяет модные суждения, сам мало в них разбирается. На вопрос, чем они занимаются в этих тайных обществах, отвечает: «Шумим, братец, шумим!»

Чацкий в ожидании своей кареты слышит разговоры разъезжающихся гостей и узнаёт, что его считают сумасшедшим. Он не верит своим ушам. В это время входит Софья, разыскивая Молчалина. Горничная Лиза стучит к Молчалину, чтобы сообщить, что его кличет барышня. Тот снова начинает выражать Лизе свои чувства. Софья слышит весь разговор, она входит и называет Молчалина низким человеком, тот напрасно молит о прощении.

Тут же показывается Чацкий, Софья падает в обморок, на крик появляется Фамусов. Он видит Чацкого, думает, что у дочери с ним свидание и возмущается: ведь она сама недавно называла его безумным. Чацкий поражён тем фактом, что слух о его сумасшествии пустила именно Софья. Он взволнованно говорит о подлости, низкопоклонстве, которые встретил в этом доме и уезжает прочь, «искать по свету, где оскорблённому есть чувству уголок». Последняя сцена: Фамусов ничего не понял из монолога Чацкого, его заботит только то, «что будет говорить княгиня Марья Алексевна», узнав, что его дочь по вечерам назначает свидания.

Надеемся, что вам понравилось краткое содержание "Горе от ума". Будем рады, если эту комедию Александра Грибоедова вам удастся прочитать полностью.