Управление стрессами в организации. Причины стресса в организации

В наше время стресс – очень распространенное и частовстречающееся явление. Ему подвержены и дети, и взрослые. В этой статье мы поговорим про управление стрессом.

Управление стрессом – это умение выявлять стрессовые ситуации и во время на них реагировать.

Вы узнаете, что такое стресс, какие существуют стадии стресса, а также какие есть способы избежания и преодоления стрессовых ситуаций.

Что такое стресс?

Давайте для начала разберемся, что же такое стресс?

Термин «стресс» (англ. stress- давление, напряжение) впервые ввел канадский ученый, физиолог и эндокринолог Ханс Селье для обозначения неспецифической реакции организма на действие раздражителя.

X. Селье дал следующее определение стресса:
«Органическое, физиологическое, нервно-психическое расстройство; нарушение обмена веществ, вызванное раздражающими факторами».

Условно стресс можно подразделить на позитивный (приносит пользу организму) и негативный (наносит непоправимый вред здоровью). Примером позитивного стресса может служить волнение каскадеров перед работой, мобилизующее жизненные силы организма.

Любой стресс повышает в организме уровень норадреналина - гормона страха и агрессии, который заставляет сердце биться гораздо чаще, чем в состоянии душевного покоя. При легком стрессе уровень норадреналина повышается в 2,5-4 раза, при сильном - в 20-25 раз.

Если организм находится под воздействием стресса в течение длительного времени, мощные дозы гормонов, начинают пагубно влиять на иммунную систему. При поражении иммунной системы заболевает ослабленный орган.

Вот список болезней, связанных со стрессом:

  • повышенное кровяное давление;
  • мигрень; разные формы аллергии;
  • астма;
  • диабет;
  • заболевания сердца;
  • гиперфункция щитовидной железы;
  • кожные заболевания;
  • депрессии и неврозы.

Как вы видите список немаленький, поэтому лучше приложить все усилия, чтобы избежать стресса, чем потом справляться с это последствиями.

Чтобы эффективно управлять стрессом необходимо знать стадии развития стресса.


Согласно X. Селье, в развитии стресса выделяют три основные стадии:

  • стадия опасности , при которой мобилизуются защитные свойства организма;
  • стадия резистентности , или компенсации, во время которой организм приспосабливается к стрессовым ситуациям;
  • стадия истощения как следствие длительного воздействия стресса.

На первой стадии человек испытывает трудности, когда необходимо решить важное дело, от которого многое зависит; с чувством страха ожидает серьезного разговора, экзамена, публичного выступления и т. д.

На второй стадии , в период так называемой резистентности, или компенсации, человек может в какой-то степени скрыть свои затруднения. Окружающим он будет казаться просто более раздражительным, чем обычно, или в плохом настроении. Это небольшое изменение в поведении на самом деле является тревожным симптомом, на который следует обратить внимание, чтобы понять его причины.

На третьей стадии , стадии истощения, изнеможения, дистресса (от английского distress- горе, истощение, болезнь) организм быстро истощается, что приводит к разбалансированию механизмов адаптации, а процесс развития стресса переходит определенные границы, и речь идет уже о чрезмерном стрессе.

Характерные физиологические проявления чрезмерного стресса:

  • отсутствие аппетита или, наоборот, постоянное чувство голода как результат чрезмерного напряжения;
  • частые расстройства пищеварения: изжога, запор или понос;
  • непроходящее чувство усталости;
  • повышенная потливость;
  • нервный тик;
  • головные боли;
  • мышечные судороги;
  • затрудненное дыхание;
  • обмороки;
  • слезливость без видимой причины;
  • неспособность долго оставаться на одном месте;
  • повышенное или пониженное кровяное давление.

Вышеописанные стадии стресса помогут вам точно выявить наличие стресса

Что же необходимо делать, чтобы избежать появления стресса в вашей жизни?


12 безопасных способов противодействия стрессу:

  1. Работайте не более 8 часов ежедневно.
  2. Старайтесь придерживаться более ритмичного режима питания, будьте умеренны в еде и получайте удовольствие от этой умеренности.
  3. Улыбайтесь и проявляйте как можно больше оптимизма при общении с людьми.
  4. Регулярно делайте физические упражнения на свежем воздухе.
  5. Заполняйте свой досуг каким-нибудь творческим занятием и получайте от него удовольствие.
  6. Сосредоточьтесь на настоящем и преодолейте привычку «зацикливаться» на прошлом и будущем. Вы живете в настоящем, поэтому извлекайте из него все возможное, переживайте каждый момент того, что существует сейчас.
  7. Не начинайте очередную работу, не завершив предыдущей. Начинайте новое дело без страха, иначе оно покажется вам труднее, чем есть в действительности.
  8. Намечайте реальные сроки окончания той или иной работы.
  9. Ставьте перед собой разрешимые задачи, а достигнув цели, отметьте свой успех и поздравьте себя с ним.
  10. Проявляйте чувства открыто, а когда это невозможно, постарайтесь избавиться от напряжения, связанного с этим ограничением.
  11. Не прибегайте к постоянной поддержке других людей, чтобы справиться с собственными проблемами. Берите ответственность на себя.
  12. Не играйте в игру «ПОИСК виновного».

Соблюдение этих несложных правил сбережет вам кучу нервов и избавит вас от стресса.

Следуйте этим правилам и будьте счастливы!

© «Элатриум» — пространство гармонии и процветания.

Статья «Управление стрессом » подготовлена специально для

Копирование статьи (частично или целиком) возможно лишь с указанием ссылки на источник и с сохранением целостности текста.

Стресс (от англ. stress - давление, нагрузка, напряжение) – состояние общего напряжения орг-ма, возникающее в результате различных причин; это общая реакция организма на физическое или психологическое воздействие. Эмоциональный стресс, который появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды.

Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок или информационного вакуума.

Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности по целому ряду причин: задетое самолюбие, незаслуженное оскорбление,

Хронический стресс предполагает наличие постоянной (или существующей долгое время) значительной нагрузки на человека. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой, световой и другие стрессы. В менеджменте в основном рассматривают психологический стресс. Выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.

В любой организации существуют ситуации, которые вызывают стресс, к примеру нехватка времени для выполнения всœего объёма работ. Когда ситуация выходит из-под контроля, появляется нервозность, обеспокоенность.

Стресс - это результат взаимодействия человека и внешней среды. Он охватывает не только эмоциональную и психологическую, но и физическую сферу человека. Причины стресса. Основной причиной стресса являются перемены, нововведения, частота которых в современных условиях резко возросла.

В случае если менеджер ощущает наличие частых стрессов, он должен стремиться к устранению факторов, которые делают стресс чрезмерным. При этом крайне важно четкое представление симптомов стресса.

Симптомы стресса:

o проблемы здоровья, нарушения сна;

o нервозность и напряжение, хроническое переживание, неспособность к отдыху;

o чрезмерное употребление алкоголя или курение;

o чувство неспособности справиться с чем-либо;

o эмоциональная неустойчивость;

o впечатлительность и легкая ранимость.

По мере того как менеджер решает собственные проблемы с напряженностью, он одновременно должен решать аналогичные проблемы своих подчинœенных, максимально уменьшая факторы риска в отношении стрессовых симптомов. По этой причине менеджеры должны стремиться к исключению источников стресса как для себя, так и для своих сотрудников.

Динамика стресса: Выделяют три стадии развития стресса:

1) возрастание напряжения или мобилизация;

2) адаптация

3) истощение, спад внутренней активности до фонового уровня, а иногда и ниже, или дезорганизация

Стадия мобилизации (тревоги) характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости познавательных процессов, ускорением их, готовностью быстро вспомнить необходимую информацию. На этой стадии организм функционирует с большим напряжением, однако он справляется с нагрузкой с помощью поверхностной или функциональной мобилизации, без глубинных структурных перестроек. К примеру, подготовка срочной работы к заданному сроку, подготовка студентов к сессии.

Стадия адаптации проявляется за стадией мобилизации при условии, что стресс продолжается длительный период времени. Оптимальный уровень – переносимый стресс воспринимается как позитивное явление, как вызов со стороны ситуации, но при этом контроль за ситуацией остается за индивидом. Данное положение позволяет добиваться высокого уровня производительности. Все параметры, выведенные из равновесия на первой стадии, закрепляются на новом уровне. Но если данная стадия стресса затягивается, то наступает переход к третьей стадии.

Стадия дезорганизации возникает при устойчивом сохранении стрессовой нагрузки. На этой стадии может произойти нарушение внутренней регуляции поведения личности, происходит потеря контроля над ситуацией.

Факторы, вызывающие стресс:

1.Организационные факторы, вызывающие стресс, определяются позицией индивида в организации. Рассмотрим примеры.

‣‣‣ Трудовая деятельность индивида – ограничения, вызываемые режимом, сменностью работы в организации, внедряемые организационные изменения, новые технологии, которые индивиду приходится постоянно осваивать.

‣‣‣ Взаимоотношения в организации – построение и поддержание хороших отношений с начальником, коллегами, подчинœенными. Эта причина является одной из наиболее стрессовых для работников.

‣‣‣ Недостаточно ясное понимание работником своих роли и места в производственном процессе, коллективе. Такая ситуация бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста͵ неясностью задания, отсутствием перспектив роста.

‣‣‣ Недостаточная нагрузка сотрудника, при которой работнику не представляется возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере.

‣‣‣ Необходимость одновременного выполнения разнородных заданий, не связанных между собой и одинаково срочных. Данная причина характерна для руководителœей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделœениями и уровнями управления.

‣‣‣ Неучастие работников в управлении организацией, принятии решений по дальнейшему развитию ее деятельности, особенно в период резкого изменения направлений работы. Такое положение характерно для крупных отечественных предприятий, где не налажена система управления персоналом и рядовые сотрудники оторваны от процесса выработки решений. На многих западных фирмах существуют программы вовлечения персонала в дела фирмы и разработки стратегических решений, особенно при крайне важно сти увеличения объёма производства или улучшения качества выпускаемых изделий.

‣‣‣ Карьерное продвижение – достижение индивидом карьерного потолка или же чрезмерно быстрое карьерное продвижение.

‣‣‣ Физические условия труда – чересчур высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума.

2.Внеорганизационные факторы вызывают стрессы в результате действия следующих обстоятельств:

‣‣‣ отсутствия работы или длительного ее поиска;

‣‣‣ конкуренции на рынке труда;

‣‣‣ кризисного состояния экономики страны и, в частности, региона.

3.Личностные факторы, вызывающие стрессовые состояния, формируются под воздействием состояния здоровья, семейных проблем, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки.

В результате действия перечисленных причин возможны следующие последствия стресса: субъективные, поведенческие, физиологические.

Субъективные последствия предполагают возникновение у человека чувства беспокойства, тревоги, повышенную утомляемость. При проявлениях стресса у индивида усиливаются негативные поведенческие последствия в организации в виде прогулов, неудовлетворенности работой, распространении слухов, сплетен. Физиологические последствия проявляются как повышение артериального давления, сердечно-сосудистые заболевания, нарушение сна, апатия.

Управление стрессом: Управление индивидуальными стрессами представляет собой способы адаптации личности к стрессовой ситуации. Существует несколько уровней управления стрессами.

Первый – на уровне организации, в результате изменений в политике, структуре производства, выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности.

В некоторых организациях, преимущественно в зарубежных компаниях и в отдельных отечественных банковских структурах, проводят тренинги релаксации (после работы, 2-3 раза в неделю) под руководством психолога.

Второй уровень управления стрессом – для отдельной личности. Предназначен для того, чтобы уметь справляться со стрессами индивидуально, используя рекомендации и специальные программы по нейтрализации стрессов. Такие программы включают медитацию, тренинг, физические упражнения, диету и иногда даже молитву. Οʜᴎ помогают человеку почувствовать себя лучше, расслабиться.

‣‣‣ Учитесь правильно распоряжаться своим временем.

‣‣‣ Умейте переключать свою деятельность.

‣‣‣ Заставьте стресс работать на вас.

‣‣‣ Посмотрите на ситуацию со стороны.

‣‣‣ Все проходит, пройдет и это.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Депре́ссия - это психическое расстройство, характеризующееся ʼʼдепрессивной триадойʼʼ: снижением настроения и утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.), двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или иными психотропными веществами.

Отличие дипрес. от стресса:

Стресс это общее название реакции организма на психологическое или иное воздействие. Депрессия-это заболевание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ требует вмешательства специалистов и достаточно хорошо поддается лечению.

Стресс - это сильное эммоциональное потрясение. А депрессия - это последствия стресса. Когда организм человека не справляется с тяжелой психической травмой.

Стресс - это временное явление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возникает при различных вмешательств из вне. Человек получивший стресс обычно испытывает недомогания со стороны сердечно - сосудистой системы: боли в сердце, повышенное давление, учащенное сердцебиение, возможны обмороки. Стресс обычно лечится седативными препаратами и проходит в течении нескольких дней. Депрессия - начинается незаметно и носит нарастающий характер.
Размещено на реф.рф
Обычно окружающие начинают бить тревогу, когда человек уже находится в глубокой стадии депрессии: человек замыкается в себе, у него пропадет интерес к жизни, появляются мысли и разговоры о смерти. Лечится депрессия долгое время Антидепрессантами и седативными препаратами.

Управление стрессом. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Управление стрессом." 2017, 2018.

стресс рабочий коллектив психическое равновесие

«Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни». Ганс Селье

Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс - на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители должны научиться справляться со стрессом в самих себе.

Управление стрессами - это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью адаптации личности к стрессовой ситуации, устранение источников стресса и овладение методами их нейтрализации всем персоналом организации.

Методы управления стрессом разнообразны, освоение этих методов и умение применять их на практике существенно поможет вам в борьбе с таким распространенным явлением, как стресс.

Борьба со стрессом или игнорирование его - не лучший способ самопомощи, лучше управлять стрессом, используя его в своих целях. Таким образом мы лишь загоняем проблему внутрь, предоставляя ей полную свободу действий. Необходимо осознать тот факт, что стресс является неизбежным компонентом жизни современного человека, и научиться справляться с ним.

Оказывается, что стать неуязвимым для стресса вполне по силам каждому страждущему, однако путь к этому лежит в неожиданном направлении. Для того, чтобы решить подобную проблему, человек должен научиться избавляться от пережитков собственного прошлого, от своих детских недостатков. И как бы неожиданно это ни прозвучало, именно в детстве лежат корни тех проблем, с которыми человек будет сталкиваться на протяжении своей взрослой жизни. Эти детские реакции, которые сохраняются в дальнейшем на всю жизнь, называются психологической защитой. Перечислим вкратце ее разновидности.

I. Стремление человека переложить на других вину и ответственность за свои собственные ошибки.

II. Попытка найти утешительное объяснение происшедшим огорчительным событиям. Иными словами, попытка человека убедить самого себя, что произошло именно то, что все равно должно было произойти - причем именно с ним и именно подобным образом.

III. Примеривание на себя чужой роли, игра в кого-то, более сильного, более привлекательного, более удачливого...

IV. Вымещение своего недовольства не на истинном виновнике, а на ком-то другом, более слабом или уязвимом.

V. Огульное отрицание всего, что не совпадает с собственным мнением.

VI. Фантазирование - наиболее безобидный и в то же время самый "детский" вариант защиты.

Нетрудно видеть, что все перечисленные психологической защиты представляют собой своеобразные "детские игры" взрослых людей, которые порой не только не способны разрешить жизненную проблему, а напротив, усугубляют ее. Для того же, чтобы поставить стрессам надежный заслон, нужно заменить эти ненадежные, по сути детские способы защиты более зрелыми и эффективными. И конечно, как подсказывает банальный здравый смысл, лучший путь "снятия", демонтажа старых защит и замены их новыми - обратиться к специалисту.

Существует два уровня управления стрессами.

Первый - на уровне организации, в результате изменений в политике, структуре производства, заключается в выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности. В некоторых организациях, преимущественно в зарубежных компаниях и в отдельных отечественных банковских структурах, проводят тренинги релаксации (2-3 раза в неделю после работы) с использованием аудиокассет под управлением психолога. Проводятся также коммуникативные тренинги для развития коммуникативной культуры сотрудников, овладение навыками снятия напряжения, выездные игровые тренинги с целью снятия напряженности в коллективах, укреплению связей между сотрудниками. Они помогают человеку чувствовать себя лучше, расслабиться, восстановить свои силы. Подобные программы существуют и применяются на уровне всей организации, особенно много их разработано в последние годы на предприятиях стран Западной Европы и США.

Например, в Швеции закон 1991 года о «Производственное среду» поощряет работников менять свою рабочую обстановку, приспосабливать ее для себя, а администрации предлагается во всем им помогать. В этих странах профессиональный стресс рассматривается в контексте общей обстановки на фирме и в обществе. Во многих программах на первое место ставится задача уменьшения стресса за счет лучшей организации труда, изменения характера труда, установления реальных плановых заданий, улучшения личных взаимоотношений в организациях, создания небольших рабочих групп. Американские компании все чаще сталкиваются с требованиями о выплате компенсаций за «профессиональный» стресс и достаточно часто их выплачивают. Если в 1983 году из всех судебных исков, предъявленных фирмам, 15% касались платы за профессиональный риск, то в 1993 году их количество составляло уже 40%, а удовлетворяются эти иски в два раза чаще, чем иски по поводу ущерба здоровью.

Второй уровень управления стрессом осуществляется на уровне отдельной личности. Этот способ заключается в том, чтобы уметь справляться со стрессами индивидуально, используя рекомендации и специальные программы по нейтрализации стрессов.

Такие программы включают медитацию, тренинг, физические упражнения, диету и иногда даже молитву. Они помогают человеку чувствовать себя лучше, расслабиться, восстановить силы.

Методы управления стрессом.

Стресс от работы проявляет себя во многих различных формах и затрагивает всех по-разному. Для примера, к незначительным источникам напряжения можно отнести неработающее оборудование. Однако главными источниками стресса являются: слишком большое количество работы, неэффективное производство, боязнь увольнения, или напряженные отношения с боссом.

Обычно эти основные источники стресса, приводят людей к моральному истощению, делая их несчастными и менее производительными в своей работе. Рабочий стресс может затронуть также ваше здоровье и домашнюю жизнь. Низкие уровни напряжения не столь заметны; чуть более высокие уровни могут быть положительными и заставить вас действовать творческими и более изобретательными способами; а высокие же уровни стресса являются вредными, что может привести к хронической болезни.

Вот несколько путей для снижения стрессовой нагрузки:

Встречайтесь с человеком, который контролирует вашу работу, по крайней мере, один раз в год (лучше каждые 3 или 6 месяцев), поговорите с ним о своей деятельности и работе.

Обсудите следующее:

· Что ожидается от меня в этой должности?

· В каком направлении идет компания, и как я вписываюсь в этот план?

· Как я работаю? Каковы мои силы? Области для улучшения?

· Что мне от вас ожидать, в том случае, если появятся проблемы в моей работе?

К основным методам управления стрессом можно отнести коучинг руководства, антистрессовые корпоративные тренинги, организационное поведение.

Коучинг руководства

Наиболее подходящим инструментом управления стрессом для первых лиц компании является коучинг.

Коучинг (англ. coaching - обучение, тренировки) - метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не дает советов и жестких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом.

Роль коуча-консультанта заключается в том, чтобы помочь руководителю увидеть плюсы и минусы необходимых управленческих решений, активизировать жизненные стратегии, которые помогали добиться успеха в прошлом, отбросить или скорректировать стратегии, неэффективные в сложившейся стрессовой ситуации.

Корпоративные тренинги

Это наиболее распространенный способ управления стрессом в рамках отдела или компании. Чтобы провести антистрессовый тренинг, сначала нужно проанализировать ситуацию, выявить основные проблемы и определить результаты, которые предполагается достичь в ходе тренинга. Затем составляется и согласовывается с руководством программа тренинга.

Например, если принято решение провести антистрессовый тренинг среди сотрудников отдела продаж или сотрудников call-центра, в программу включают упражнения, позволяющие противостоять эмоциональному давлению со стороны недовольных собеседников и находить выход из сложных ситуаций, возникающих в ходе общения. Сталкиваясь с «трудными» клиентами, очень сложно избежать, например, чувства гнева, обиды, беспомощности, но научиться управлять ими вполне возможно. Нужно стремиться акцентировать внимание не на негативных эмоциях в процессе разговора, а на тех результатах, которые будут достигнуты после выполнения работы, - заключении выгодной сделки, увеличении прибыли, создании положительного имиджа компании в глазах клиентов, партнеров.

Организационное поведение

Это еще один действенный способ управления стрессом, позволяющий повысить жизнеспособность организации в неблагоприятных условиях. Основной задачей организационного поведения является предотвращение потерь психологических ресурсов и использование стрессовых ситуаций для развития и обучения сотрудников. Суть этого метода заключается в том, что в состоянии стрессового напряжения человек способен обучаться через наглядный пример.

Для сотрудников наглядным примером может стать поведение их руководителя. Допустим, проводится совещание, посвященное выводу компании из кризиса. Если генеральный директор буквально на глазах уверенно превращает неопределенную проблему в решаемую задачу, эффективно общается с присутствующими и рационально управляет временем совещания, то он тем самым показывает, демонстрирует, передает сотрудникам формы организационного поведения, которые работают и создают реальный план действий.

Итак, организационное поведение - это поведение-пример, поведение-тип, которое передается от руководителя к подчиненным преимущественно в ситуациях неопределенности, личностного дискомфорта и перегрузок. Позитивные примеры организационного поведения помогают сотрудникам выйти из изматывающего режима стресса.

Управление неопределенностью

Демонстрируя пример организационного поведения, позволяющего управлять неопределенностью, руководитель должен показать, что он отвечает за свои слова, а его деятельность и деятельность его подчиненных имеет смысл. Что он может организовать работу таким образом, чтобы любую проблему превратить в решаемую задачу. При управлении неопределенностью главное - не перекрывать каналы достоверной информации и давать сотрудникам обратную связь, возможность проконсультироваться по любому рабочему вопросу.

К методам управления неопределенностью можно отнести такие функции кадровой работы, как планирование времени (time-management), планирование карьеры, оценка и развитие кадров.

Тайм-менеджмент в контексте управления стрессом включает в себя следующее:

v Расстановка приоритетов в выполнении задач, которые могут быть:

Важными и срочными

Срочными, но не важными

Важными, но не срочными

Не срочными и не важными

v Планирование рабочего времени посредством составления списка дел, которые нужно решить в определенное время: так наиболее мелкие дела планировать на утро, после обеда важные встречи, переговоры, поездки (когда и сотрудник и его клиенты полностью войдут в работу), на вечер - совещания, составление планов на предстоящие дни.

v Делегирование полномочий

v Наука говорить «нет!»

v Организация рабочего пространства (файлы и документы, выделение текста цветами, сохранение бумажных копий и проч.)

v Правильное использование телефона

v Учет времени, «пирог времени»: работа, отдых, друзья, хобби, семья

v Учет «поглотителей времени»

v Критерии определения целей по SMART

v Соблюдение принципа Парето: 20% времени дают 80% результата, а 80% времени - 20% результата.

На каждом этапе карьеры сотрудник приобретает новое знание, новый навык, новые полномочия, что соответствует принципам положительного влияния деятельности на эмоциональный фон человека, когда он представляется сам себе значимым, необходимым, когда он реализует свои потребности и желания. Планирование карьеры сотрудников со стороны компании и со стороны самого же работника - эффективный способ борьбы с рабочим напряжением, когда обещанное повышение по результатам работы удовлетворяется.

Планирование карьеры позволяет сотрудникам видеть, какую должность они могут получить, если приобретут соответствующий положительный опыт при определенных исходных условиях.

К периодам планирования карьеры следует отнести:

При планировании карьеры работника необходимо иметь в виду, что решаются задачи, которые:


Если, по мнению руководителей подразделения, кадровой службы, предприятия, работник заслуживает планирования карьеры, что отвечает интересам предприятия, то необходимо определить отношение к этому самого работника. Для этого с работником проводится беседа, которая строится таким образом, чтобы тот раскрыл свое отношение к задачам, решаемым предприятием, к возможному его расширению и необходимости в связи с этим подготовки в СНО, к перемещениям по работе (ротации и продвижениям) и т.п. Беседу рекомендуется проводить руководителю кадровой службы или одному из ее ведущих специалистов как наиболее подготовленным к проведению этого сложного метода психологической диагностики.

При выявлении у работника мотивации на развитие карьеры (т. е. установки на продвижение, успех, самореализацию, признание и т. д.) целесообразно определить соответствие выраженности ряда личностных качеств (профессионально важных) требованиям, предъявляемым профессиональной деятельностью. Другими словами, следует оценить личностные качества и их соответствие критериям профессионализма и профессиональной пригодности методами психологической диагностики.

Оценка и развитие кадров также является важным элементом профилактики стресса, так как подобные мероприятия обращают внимание на сотрудника, а соответственно, руководство и сам сотрудник может оценить свой потенциал, свои сильные стороны, стороны, которые можно развивать, настраивая на активные действия по поводу саморазвития. Оценка может производиться разными методами: тестами, интервью, Ассессмент Центром, 360 градусов и прочие методы оценки.

Ассессмент-центр (assessment center, также распространено ассесмент-центр), или центр оценки персонала, - одна из наиболее надежных и точных методик оценки профессионально важных качеств сотрудников. В ходе ассесмент-центра поведение сотрудников оценивается в специально смоделированных ситуациях и упражнениях, в которых ярко проявляются качества и компетенции, необходимые для успешной работы в данной организации.

Метод оценки 360 градусов является методом оценки по компетенциям на основании мнений нескольких респондентов. Компетенциями называются опыт, знания и навыки сотрудника, которые он проявляет в рабочем поведении. Компетенции оценивают поведение в работе.

Развитие потенциала сотрудников обеспечивается посредством включения сотрудника в новые проекты, вовлечения в бизнес-планирование или принятие решений, участия в совещаниях более высокого уровня, вовлечения в наставничество, коучинг, опережающих тренингов, стажировок, вовлечения в мозговые штурмы.

Внедрение в корпоративное пространство системы оценки и развития кадров на постоянной основе дает работникам больше информации о своем профессиональном потенциале, а также уверенность в том, что на их достижения руководство обратит внимание. Это снижает стрессовое влияние негативных ситуаций на рабочем месте.

Немаловажным фактом является то, что прекрасной профилактикой стресса является контроль поведения на работе и вне работы, что выражается в речи и общении (коммуникации), характере взаимодействия с людьми.

Модификация поведения особенно необходима сотрудникам, отличающимся повышенной активностью, чрезмерной напористостью и живущим с постоянным ощущением . Модификация поведения заключается в замене негативной эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию на позитивную.

Индивидуальный стресс-менеджмент зависит от личных качеств сотрудников - на то он и индивидуальный. Существует такое понятие, как индивидуальный временной предел стресса . Некоторым нипочем даже длительные значительные перегрузки, такие работники достаточно легко адаптируются к стрессу, не теряя работоспособности. Кому-то достаточно даже небольшой перегрузки, чтобы почувствовать себя полностью выбитым из колеи. А есть категория работников, которых стресс мобилизует - только в стрессовой ситуации они способны работать с полной отдачей.

Стресс-менеджмент - это не просто модное словосочетание. Управление стрессом - это необходимое условие нормальной профессиональной деятельности. Работа без стресса невозможна, даже самый дружелюбный коллектив и самая спокойная должность не гарантируют полного избавления от стрессоров. А если стресс на работе нельзя предупредить - с ним нужно уметь бороться, и осознанное управление стрессом - ваш надежный союзник в этой борьбе.

– это сильный удар по психике, который неизбежно отразится на состоянии здоровья. Если вы постоянно испытываете стресс, вы будете отмечать усталость, потерю аппетита, нарушения сна, головные боли, быструю утомляемость и низкую работоспособность. Рассмотрим принципы управления стрессом в психологии, ведь даже в самой сложной ситуации можно выбрать максимально выгодную позицию.

Способ управления стрессом «избегание»

По мере возможности, каждому человеку следует постараться избежать многих стрессовых ситуаций. Итак, стратегия управления стрессом «избегание»:

  1. Избегайте неприятных тем. Если вы знаете, что всегда расстраиваетесь, когда говорите о политике, просто не говорите о ней.
  2. Контролируйте мир вокруг себя. Откажитесь от просмотра передач, которые вас раздражают. Не слушайте музыку, которая вам не нравится.
  3. Избегайте людей, которые вызывают негатив. Вы наверняка замечали, что некоторые люди, иногда даже из круга друзей, регулярно вас «выводят». От общения с ними следует отказаться или максимально его сократить.
  4. Урежьте список дел. Важные и срочные дела – на первое место, а неважные и несрочные можно временно вынести из списка вообще.
  5. Научитесь говорить «нет». У вас должны быть твердые принципы и свое мнение относительно каждого момента. Не берите на себя то, что вы не хотите и не должны.

Конечно, все их проигнорировать будет сложно, но регулярно применяя несложные методы, вы снизите количество стрессов в своей жизни в два раза.

Метод управления стрессом «изменение»

Если ситуацию нельзя избежать, попробуйте изменить ее так, чтобы она вас устраивала. Подумайте, что вы можете изменить, чтобы проблема не возникала в дальнейшем?

  1. Будьте настойчивы в отношении приоритетов. Делайте то, что для вас важно, не поддаваясь на провокацию. Если завтра сдавать отчет, а болтливый друг отвлекает вас, сразу скажите, что на него у вас лишь 5 минут.
  2. Идите на компромисс. Если вы просите кого-то менять поведение, будьте готовы поменять и свое.
  3. Управляйте временем. Если вы не планируете день, непредвиденные обстоятельства могут привести к сильному стрессу.
  4. Не держите в себе чувства. Заведите привычку открыто и уважительно обсуждать то, что вас не устраивает.
  5. Откажитесь от дурной привычки опаздывать, забывать важные дела, идти на уступки ради людей, откладывая то, что важно для вас.

Все это – лишнее в вашей жизни. Методы управления конфликтами и стрессами схожи: нужно уметь менять ситуацию и иногда меняться самому.

Стрессы и управление эмоциональным состоянием: адаптация

Если ни проигнорировать, ни изменить ситуацию нельзя, у вас всегда остается такой путь, как изменение своего отношения. Процесс управления стрессом в данном случае прост: вы видите ту же ситуацию под другим углом.

Измените свое отношение к проблеме, и она перестанет существовать. Это получится не с первого раза, но через пару недель тренировок вы получите нужный результат.