В каком году было опубликовано произведение шинель. Шинель – анализ произведения

Может ли одно небольшое произведение совершить революцию в литературе? Да, русская литература знает такой прецедент. Это повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Произведение было весьма популярно у современников, вызывало немало споров, а гоголевское направление развивалось у русских писателей вплоть до середины 20 века. Что собой представляет эта великая книга? Об этом в нашей статье.

Книга входит в цикл произведений, написанных в 1830-1840-е гг. и объединённых общим названием – «Петербургские повести». История «Шинели» Гоголя восходит к анекдоту о бедном чиновнике, испытывавшем большую страсть к охоте. Несмотря на маленькое жалование, ярый фанат поставил себе цель: во что бы то ни стало купить лепажевское ружьё, одно из лучших в то время. Чиновник во всём себе отказывал, чтобы скопить денег, и вот, наконец, он купил заветный трофей и отправился на Финский залив пострелять птиц.

Охотник отплыл в лодке, собрался прицелиться — а ружья не обнаружил. Вероятно, оно выпало из лодки, но как – остаётся загадкой. Сам герой истории признавался, что был некоем забытьи, когда предвкушал заветную добычу. Вернувшись домой, он слёг в горячке. К счастью, всё закончилось хорошо. Заболевшего чиновника спасли его коллеги, купив ему новое такое же ружьё. Эта история вдохновила автора на создание повести «Шинель».

Жанр и направление

Н.В. Гоголь является одним из самых ярких представителей критического реализма в русской литературе. Своей прозой писатель задаёт особое направление, саркастически названное критиком Ф. Булгариным «Натуральная школа». Для этого литературного вектора характерно обращение к острым социальным темам, касающимся бедности, морали, классовых взаимоотношений. Здесь же активно разрабатывается образ «маленького человека», ставший традиционным для писателей 19 века.

Более узкое направление, характерное для «Петербургских повестей» — фантастический реализм. Такой приём позволяет автору наиболее эффектно и оригинально воздействовать на читателя. Он выражается в смешении выдумки и действительности: реальное в повести «Шинель» — это социальная проблематика царской России (бедность, преступность, неравенство), а фантастическое – призрак Акакия Акакиевича, который грабит прохожих. Обращались к мистическому началу Достоевский, Булгаков и многие другие последователи этого направления.

Жанр повести позволяет Гоголю лаконично, но достаточно ярко осветить несколько сюжетных линий, обозначить множество актуальных социальных тем и даже включать мотив сверхъестественного в своё произведение.

Композиция

Композиция «Шинели» линейна, можно обозначить вступление и эпилог.

  1. Начинается повесть своеобразным писательским рассуждением о городе, которое является неотъемлемой частью всех «Петербургских повестей». Затем следует биография главного героя, что свойственно для авторов «натуральной школы». Считалось, что эти данные помогают лучше раскрыть образ и объяснить мотивировку тех или иных поступков.
  2. Экспозиция – описание обстановки и положения героя.
  3. Завязка происходит в тот момент, когда Акакий Акакиевич решает обзавестись новой шинелью, это намерение продолжает двигать сюжет до кульминационного момента – счастливого обретения.
  4. Вторая часть посвящена поиску шинели и разоблачению высших чиновников.
  5. Эпилог, где появляется приведение, закольцовывает эту часть: сначала воры идут за Башмачкиным, потом полицейский идет за привидением. А может быть, за вором?

О чем?

Один бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, ввиду сильных морозов, наконец, отваживается приобрести себе новую шинель. Герой отказывает себе во всём, экономит на еде, старается аккуратнее ходить по мостовой, чтобы лишний раз не менять подмётки. К нужному сроку ему удаётся накопить требуемую сумму, вскоре желанная шинель готова.

Но радость обладания длится не долго: в тот же вечер, когда Башмачкин возвращался домой после праздничного ужина, грабители отняли у бедного чиновника предмет его счастья. Герой пытается бороться за свою шинель, он проходит несколько инстанций: от частного до значительного лица, но никому и дела нет до его потери, никто не собирается искать разбойников. После визита к генералу, оказавшемуся грубым и высокомерным человеком, Акакий Акакиевич слег с горячкой и в скором времени умер.

Но история «принимает фантастическое окончание». По Петербургу блуждает дух Акакия Акакиевича, который желает отомстить своим обидчикам, а, главным образом, он ищет значительное лицо. В один из вечеров призрак ловит зазнавшегося генерала и отнимает у него шинель, на чем и успокаивается.

Главные герои и их характеристика

  • Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин . Уже с момента рождения было ясно, что его ждет нелёгкая, несчастливая жизнь. Это предрекла и повитуха, и сам малыш при появлении на свет «заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник». Это так называемый «маленький человек», но его характер противоречив и проходит определённые этапы развития.
  • Образ шинели работает на раскрытие потенциальных возможностей этого, на первый взгляд, скромного персонажа. Дорогая сердцу обновка делает героя одержимым, словно идол она управляет им. Маленький чиновник проявляет такую настойчивость и активность, какую никогда не выказывал при жизни, а после смерти – и вовсе решается на месть и держит в страхе Петербург.
  • Роль шинели в повести Гоголя трудно переоценить. Её образ развивается параллельно с главным героем: дырявая шинель – скромный человек, новая – инициативный и счастливый Башмачкин, генеральская – всемогущий дух, нагоняющий ужас.
  • Образ Петербурга в повести представлен совершенно по-иному. Это не пышная столица с нарядными экипажами и цветущими парадными, а жестокий город, с его лютой зимой, не полезным для здоровья климатом, грязными лестницами и темными переулками.
  • Темы

    • Жизнь маленького человека – главная тема повести «Шинель», поэтому она представлена достаточно ярко. Башмачкин не обладает твердым характером или же особыми талантами, чиновники более высокого ранга позволяют себе манипулировать им, игнорировать его или же распекать. А бедный герой хочет лишь вернуть себе то, что принадлежит ему по праву, но значительным лицам и большому миру не до проблем маленького человека.
    • Противопоставление реального и фантастического позволяет показать многогранность образа Башмачкина. В суровой действительности он никогда не достучится до эгоистичных и жестоких сердец власть имущих, но став могучим духом, он может хотя бы отомстить за свою обиду.
    • Сквозная тема повести – безнравственность. Людей ценят не за их умение, а за их чин, значительное лицо – отнюдь не примерный семьянин, он холоден к своим детям и ищет развлечений на стороне. Он позволяет себе быть высокомерным самодуром, заставляя пресмыкаться тех, кто ниже рангом.
    • Сатирический характер повести и абсурдность ситуаций позволяют Гоголю наиболее выразительно указать на социальные пороки. Например, никто не собирается искать пропавшую шинель, но существует указ поймать приведение. Так автор обличает бездеятельность полиции Петербурга.

    Проблематика

    Проблематика повести «Шинель» весьма широка. Здесь Гоголь поднимает вопросы, касающиеся, как общества, так и внутреннего мира человека.

    • Главная проблема повести – гуманизм, а точнее – его отсутствие. Все герои повести малодушны и эгоистичны, они не способны к сопереживанию. Даже Акакий Акакиевич не имеет никакой духовной цели в жизни, не стремится читать или же интересоваться искусством. Им движет лишь материальная составляющая бытия. Башмачкин не осознаёт себя жертвой в христианском понимании. Он вполне приспособился к своему жалкому существованию, персонаж не знает прощения и способен лишь на месть. Герой даже не может обрести покой после смерти, пока не исполнит свой низкий замысел.
    • Равнодушие. Сослуживцы равнодушны к горю Башмачкина, а значительное лицо пытается всеми известными ему способами заглушить в себе всякие проявления человечности.
    • Проблема бедности затрагивается Гоголем. Человек, примерно и усердно исполняющий свои обязанности, не имеет возможности обновлять свой гардероб по мере необходимости, в то время как безалаберные льстецы и щеголи успешно продвигаются по службе, роскошно обедают и устраивают вечера.
    • Проблема социального неравенства освещается в повести. Генерал относится к титулярному советнику как к блохе, которую он может раздавить. Башмачкин перед ним робеет, теряет дар речи, а значительное лицо, не желая терять свой облик в глазах сослуживцев, всячески унижает бедного просителя. Таким образом, он показывает свою мощь и превосходство.

    В чем смысл повести?

    Идея «Шинели» Гоголя – указать на острые социальные проблемы, актуальные в Императорской России. При помощи фантастического компонента автор показывает безвыходность ситуации: маленький человек слаб перед сильными мира сего, они никогда не откликнутся на его просьбу, да ещё и выгонят взашей из своего кабинета. Гоголь, конечно, не одобряет месть, но в повести «Шинель» — это единственный способ достучаться до каменных сердец высокопоставленных чиновников. Им кажется, что выше них только дух, а согласятся прислушаться они только к тем, кто их превосходит. Став привидением, Башмачкин занимает как раз эту необходимую позицию, так ему удаётся влиять на зазнавшихся самодуров. В этом заключается основная мысль произведения.

    Смысл «Шинели» Гоголя в поиске справедливости, но ситуация кажется безвыходной, ведь правосудие возможно лишь при обращении к сверхъестественному.

    Чему учит?

    «Шинель» Гоголя написана почти два столетия назад, но остаётся актуальной и по сей день. Автор заставляет задуматься не только о социальном неравенстве, проблеме бедности, но и о собственных душевных качествах. Повесть «Шинель» учит сопереживанию, писатель призывает не отворачиваться от человека, который находится в тяжелом положении и просит помощи.

    Для достижения своих авторских целей Гоголь изменяет финал исходного анекдота, ставшего основой для произведения. Если в той истории сослуживцы собрали сумму, достаточную для покупки нового ружья, то коллеги Башмачкина практически ничем не помогли попавшему в беду товарищу. Сам же он погиб, борясь за свои права.

    Критика

    В русской литературе повесть «Шинель» сыграла огромную роль: благодаря этому произведению возникло целое течение — «натуральная школа». Это произведение стало символом нового искусства, а подтверждением тому был журнал «Физиология Петербурга», где многие молодые писатели выступили со своими вариантами образа бедного чиновника.

    Критики признавали за Гоголем мастерство, а «Шинель» считали достойным произведением, но полемика в основном велась вокруг гоголевского направления, открытого именно этой повестью. Например, В.Г. Белинский называл книгу «одним из глубочайших созданий Гоголя», но «натуральную школу» считал направлением бесперспективным, а К. Аксаков отказывал Достоевскому (который тоже начинал с «натуральной школы»), автору «Бедных людей», в звании художника.

    Не только русские критики осознавали роль «Шинели» в литературе. Французскому рецензенту Э. Вогюэ принадлежит известное высказывание «Все мы вышли из гоголевской шинели». В 1885 году он написал статью о Достоевском, где говорил об истоках творчества писателя.

    Позднее Чернышевский обвинял Гоголя в излишней сентиментальности, нарочитой жалостливости к Башмачкину. Аполлон Григорьев в своей критике противопоставлял истинному искусству гоголевский метод сатирического изображения действительности.

    Не только на современников писателя повесть произвела большое впечатление. В. Набоков в статье «Апофеоз личины» анализирует творческий метод Гоголя, его особенности, достоинства и недостатки. Набоков считает, что «Шинель» создана для «читателя с творческим воображением», а для максимально полного понимания произведения необходимо знакомиться с ним на языке оригинала, ведь творчество Гоголя – «это феномен языка, а не идей».

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

История, произошедшая с Акакием Акакиевичем Башмачкиным, начинается с рассказа о его рождении и причудливом его именовании и переходит к повествованию о службе его в должности титулярного советника.

Многие молодые чиновники, подсмеиваясь, чинят ему докуки, осыпают бумажками, толкают под руку, - и лишь когда вовсе невмоготу, он говорит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - голосом, преклоняющим на жалость. Акакий Акакиевич, чья служба состоит в переписывании бумаг, исполняет ее с любовью и, даже придя из присутствия и наскоро похлебав щей своих, вынимает баночку с чернилами и переписывает бумаги, принесённые на дом, а если таковых нет, то нарочно снимает для себя копию с какого-нибудь документа с замысловатым адресом. Развлечений, услады приятельства для него не существует, «написавшись всласть, он ложился спать», с улыбкою предвкушая завтрашнее переписывание.

Однако таковую размеренность жизни нарушает непредвиденное происшествие. Однажды утром, после многократных внушений, сделанных петербургским морозом, Акакий Акакиевич, изучив свою шинель (настолько утратившую вид, что в департаменте давно именовали ее капотом), замечает, что на плечах и спине она совершенно сквозит. Он решает нести ее к портному Петровичу, чьи повадки и биография вкратце, но не без детальности изложена. Петрович осматривает капот и заявляет, что поправить ничего нельзя, а придётся делать новую шинель. Потрясённый названною Петровичем ценой, Акакий Акакиевич решает, что выбрал неудачное время, и приходит, когда, по расчётам, Петрович похмелен, а потому и более сговорчив. Но Петрович стоит на своём. Увидев, что без новой шинели не обойтись, Акакий Акакиевич приискивает, как достать те восемьдесят рублей, за которые, по его мнению, Петрович возьмётся за дело. Он решается уменьшить «обыкновенные издержки»: не пить чаю по вечерам, не зажигать свечи, ступать на цыпочках, дабы не истереть преждевременно подмёток, реже отдавать прачке белье, а чтобы не занашивалось, дома оставаться в одном халате.

Жизнь его меняется совершенно: мечта о шинели сопутствует ему, как приятная подруга жизни. Каждый месяц он наведывается к Петровичу поговорить о шинели. Ожидаемое награждение к празднику, против ожидания, оказывается большим на двадцать рублей, и однажды Акакий Акакиевич с Петровичем отправляется в лавки. И сукно, и коленкор на подкладку, и кошка на воротник, и работа Петровича - все оказывается выше всяких похвал, и, ввиду начавшихся морозов, Акакий Акакиевич однажды отправляется в департамент в новой шинели. Событие сие не остаётся незамеченным, все хвалят шинель и требуют от Акакия Акакиевича по такому случаю задать вечер, и только вмешательство некоего чиновника (как нарочно именинника), позвавшего всех на чай, спасает смущённого Акакия Акакиевича.

После дня, бывшего для него точно большой торжественный праздник, Акакий Акакиевич возвращается домой, весело обедает и, посибаритствовав без дел, направляется к чиновнику в дальнюю часть города. Снова все хвалят его шинель, но вскоре обращаются к висту, ужину, шампанскому. Принуждённый к тому же Акакий Акакиевич чувствует необычное веселье, но, памятуя о позднем часе, потихоньку уходит домой. Поначалу возбуждённый, он даже устремляется за какой-то дамой («у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения»), но потянувшиеся вскоре пустынные улицы внушают ему невольный страх. Посреди огромной пустынной площади его останавливают какие-то люди с усами и снимают с него шинель.

Начинаются злоключения Акакия Акакиевича. Он не находит помощи у частного пристава. В присутствии, куда приходит он спустя день в старом капоте своём, его жалеют и думают даже сделать складчину, но, собрав сущую безделицу, дают совет отправиться к значительному лицу, кое может поспособствовать более успешному поиску шинели. Далее описываются приёмы и обычаи значительного лица, ставшего значительным лишь недавно, а потому озабоченным, как бы придать себе большей значительности: «Строгость, строгость и - строгость», - говаривал он обыкновенно. Желая поразить своего приятеля, с коим не виделся много лет, он жестоко распекает Акакия Акакиевича, который, по его мнению, обратился к нему не по форме. Не чуя ног, добирается тот до дома и сваливается с сильною горячкой. Несколько дней беспамятства и бреда - и Акакий Акакиевич умирает, о чем лишь на четвёртый после похорон день узнают в департаменте. Вскоре становится известно, что по ночам возле Калинкина моста показывается мертвец, сдирающий со всех, не разбирая чина и звания, шинели. Кто-то узнает в нем Акакия Акакиевича. Предпринимаемые полицией усилия для поимки мертвеца пропадают втуне.

В то время одно значительное лицо, коему не чуждо сострадание, узнав, что Башмачкин скоропостижно умер, остаётся страшно этим потрясён и, чтобы сколько-нибудь развлечься, отправляется на приятельскую вечеринку, откуда едет не домой, а к знакомой даме Каролине Ивановне, и, среди страшной непогоды, вдруг чувствует, что кто-то ухватил его за воротник. В ужасе он узнает Акакия Акакиевича, коий торжествующе стаскивает с него шинель. Бледный и перепуганный, значительное лицо возвращается домой и впредь уже не распекает со строгостью своих подчинённых. Появление же чиновника-мертвеца с тех пор совершенно прекращается, а встретившееся несколько позже коломенскому будочнику привидение было уже значительно выше ростом и носило преогромные усы.

  1. Акакий Акакиевич Башмачкин — мелкий чиновник, который занимается переписыванием документов. Тихий, очень незаметный, старше 50 лет. У него нет ни семьи, ни друзей. Очень увлечен своей работой.

Другие герои

  1. Петрович — бывший крепостной Григорий, теперь портной. К нему обращается за помощью Башмачкин. Любит выпить, есть жена. Уважает старые обычаи.
  2. Значительное лицо — человек, недавно приобретший вес в обществе. Ведет себя высокомерно, чтобы выглядеть еще значительнее.

Знакомство с тихим скромным Акакием Акакиевичем

Титулярному советнику не повезло еще при выборе имени в день, когда он родился, все имена были странные. Как мать не старалась подобрать в Святцах сыну подходящее, не получилось. Тогда решили назвать его в честь отца — Акакием. Уже тогда стало понятно, что он будет титулярным советником.

Башмачкин снимал квартиру в бедном районе Петербурга, потому что на свое жалованье не мог позволить себе большего. Вел он жизнь скромную, друзей у него не было, семьи тоже. Главное место в его жизни занимала работа. Да и на ней, Акакий Акакиевич никак не смог отличиться. Сослуживцы над ним посмеивались, а он, будучи человеком очень скромным и тихим, никак не мог им ответить, только тихо спрашивал, когда они перестанут его обижать. Но Башмачкин сильно любил свою работу.

Даже дома он занимался работой — что-то старательно переписывал, любовно относился к каждой буковке. Засыпая, продолжал думать о своих бумажках. Но когда ему дали дело сложнее — самому исправить недочеты в документы, у бедного Акакия Акакиевича ничего не получилось. Он попросил, чтобы ему не давали такой работы. С тех пор он занимался только переписыванием.

Необходимость в новой шинели

Башмачкин всегда носил одежду старую, с заплатами, потертую. Такая же была у него шинель. И он бы даже и не подумал купить новую, если бы не настали сильные холода. Пришлось ему пойти к Петровичу, бывшему крепостному, а теперь портному. И Григорий сказал ужасную для Акакия новость — старую шинель не отремонтировать, надо покупать новую. И попросил очень большую для Акакия Акакиевича сумму. Бедный Башмачкин думал всю дорогу, что ему делать.

Он знал, что портной охотник до выпивки и решает прийти к нему, когда тот будет в подходящем состоянии. Акакий Акакиевич покупает ему спиртное и уговаривает сделать ему новую шинель за 80 рублей. Половина суммы у советника была: благодаря своей экономии, он умудрялся откладывать со своего жалованья. А для того, чтобы собрать на оставшуюся часть, решил жить еще скромнее.

Праздник в честь шинели

Акакию Акакиевичу пришлось очень сильно экономить, чтобы скопить нужную сумму. Но его приободряли мысли о новой шинели и он часто ходил к портному и советовался по пошиву. Наконец, она была готова, и Башмачкин, счастливый, пошел на работу. Такая простая вещь как новая шинель стала самым значительным событием в его жизни. Сослуживцы оценили его обнову, сказали, что теперь у него стал гораздо респектабельнее вид. Смущенный похвалами, Акакий Акакиевич был очень доволен покупкой.

Ему предложили проставиться в честь сего события. Это поставило советника в затруднительное положение — у него не было денег. Но его выручило значительное лицо, которое устраивало праздник в честь своих именин, на который был приглашен и Акакий Акакиевич. На празднике поначалу все продолжали обсуждать шинель, но после все разошлись по своим делам. Башмачкин впервые в жизни позволил себе расслабиться и отдохнуть. Но он все-равно ушел раньше всех, окрыленный своим новым положением и шинелью.

Потеря шинели и таинственные события с этим связанные

Но по дороге домой на советника напали двое и отобрали у него обновку. Акакий Акакиевич был потрясен и на следующий день пошел в полицию, чтобы написать заявление. Но его не стали слушать и бедный советник ушел ни с чем. На работе над ним посмеялись, но нашелся добрый человек, которому стало его жалко. Он посоветовал обратиться к значительному лицу.

Башмачкин сходил к начальнику, но тот накричал на бедного человека и не стал помогать ему. Так, пришлось советнику ходить в старой шинели. Из-за сильных морозов, Акакий Акакиевич заболел и умер. О его смерти узнали через несколько дней, когда пришли к нему с работы, чтобы узнать, почему его нет. Никто не горевал о нем.

Но начали происходить странные случаи. Говорили, что поздним вечером, появляется призрак и у всех прохожих отбирает шинель. Все были уверены, что это Акакий Акакиевич. Однажды значительное лицо поехало отдыхать и на него напал призрак и потребовал отдать шинель. С тех пор,значительное лицо, стало вести себя гораздо добрее и смиреннее с подчиненными.

Тест по повести Шинель

Николай Васильевич Гоголь - особая, колоритная фигура в русской литературе. С его именем связано много мистического, странного и даже страшного. Чего стоит одна из самых мистических повестей XIX века - «Вий»! На самом деле у Гоголя есть несколько еще более странных и поучительных произведений, одно из которых - «Шинель». История создания Гоголем «Шинели» уходит своими корнями в проблемы общества XIX века.

Сюжет

Мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин ведет весьма тихую, скромную и неприметную жизнь. Он работает в канцелярии, переписывает любые бумаги и только в этой своей деятельности находит какую-то отдушину. Коллеги над ним смеются и откровенно издеваются, начальство его не замечает, у него ни родных, ни друзей.

Однажды Башмачкин понимает, что его старая шинель полностью пришла в негодность и срочно требуется замена. Чтобы накопить на новое пальто, Акакий Акакиевич идет на беспрецедентные меры, он экономит на еде, свечах и даже ходит на носочках, чтобы не изорвать туфли. После нескольких месяцев лишений он наконец покупает новую шинель. На работе все - кто ехидно, кто по-доброму - восхищаются приобретением старика и приглашают на вечер к одному из сослуживцев.

Акакий Акакиевич счастлив, он провел замечательный вечер в гостях, но, когда герой возвращался поздно ночью домой, он был ограблен, у него забрали ту самую новую шинель. В отчаянии Башмачкин бежит к властям, но тщетно, идет на прием к «высокому» лицу, но тот только кричит на мелкого чиновника. Акакий Акакиевич возвращается в свою каморку, где вскоре умирает, а жители Петербурга узнают о таинственном привидении, которое срывает шинели с богатых граждан и кричит «Мое!».

История создания «Шинели» Гоголя отражает целую эпоху с особыми проблемами, показывает непривычную и далекую историю нашей страны и в то же время затрагивает вечные вопросы человечества, актуальные и сегодня.

Тема «маленького человека»

В XIX веке в русской литературе складывается направление реализма, охватывающего все мелочи и особенности настоящей жизни. Героями произведений становились обычные люди со своими ежедневными проблемами и страстями.

Если говорить об истории создания «Шинели» Гоголя кратко, то здесь особенно остро отражена именно тематика «маленького человека» в большом и чуждом мире. Мелкий чиновник плывет по течению жизни, никогда не возмущается, не испытывает ни сильных подъемов, ни сильных упадков. Писатель хотел показать, что настоящий герой жизни не сияющий рыцарь или умный и чуткий романтический персонаж. А вот такой ничтожный человек, задавленный обстоятельствами.

Образ Башмачкина стал отправной точкой для дальнейшего развития не только российской, но и мировой литературы. Европейские авторы XIX и XX века старались найти пути выхода «маленького человека» из психологических и социальных оков. Именно отсюда родились персонажи Тургенева, Э. Золя, Кафки или Камю.

История создания "Шинели" Н. В. Гоголя

По словам исследователей творчества великого русского писателя, первоначальный замысел повести родился из анекдота о мелком чиновнике, который хотел купить себе ружье и долго копил на свою мечту. Наконец, купив заветное ружье, он, плывя по Финскому заливу, потерял его. Чиновник вернулся домой и от переживаний вскоре умер.

История создания «Шинели» Гоголя начинается еще в 1839 году, когда автор только делает черновые наброски. Сохранилось немного документальных подтверждений, но отрывки свидетельствуют, что первоначально это был комический рассказ без особой морали и глубокого смысла. В последующие 3 года Гоголь еще несколько раз берется за повесть, но доводит ее до конца только в 1841 году. За это время произведение почти растеряло весь юмор и стало более патетическим и глубоким.

Критика

Историю создания «Шинели» Гоголя невозможно понять без учета оценки современников, обычных читателей и литературных критиков. После выхода сборника сочинения писателя с этой повестью на нее сначала не обратили должного внимания. В конце 30-х годов XIX века в русской литературе тема бедствующего чиновника была очень популярна, и «Шинель» первоначально отнесли к таким же жалостно-сентиментальным произведениям.

Но уже во второй половине XIX века стало понятно, что «Шинель» Гоголя, история создания повести стали началом целого направления в искусстве. Тема измельчания человека и тихий бунт этого ничтожного создания стали актуальны в русском авторитарном обществе. Писатели видели и верили, что даже такой несчастный и «маленький» человек — это личность, личность думающая, анализирующая и умеющая по-своему отстаивать свои права.

Б. М. Эйхенбаум, «Как сделана «Шинель»

Большой вклад в понимание истории создания повести «Шинель» Гоголя внес Б. М. Эйхенбаум, один из самых известных и заслуженных русских критиков XIX века. В своей работе «Как сделана «Шинель» он открыл для читателя и других авторов подлинный смысл и назначение этого произведения. Исследователь отметил оригинальную, сказовую манеру повествования, позволяющую автору в течение рассказа выражать свое отношение к герою. В первых главах он насмехается над мелкостью и жалкостью Башмачкина, а вот в последних уже испытывает жалость и сочувствие по отношению к своему персонажу.

Историю создания «Шинели» Гоголя невозможно изучать без отрыва от социальной ситуации тех лет. Автор негодует и возмущается ужасной и унизительной системой «Табель о рангах», которая ставит человека в определенные рамки, выбраться из которых сможет не всякий.

Религиозная трактовка

Гоголя часто обвиняли в слишком свободной игре с православными религиозными символами. Кто-то видел его языческие образы Вия, ведьмы и черта как проявление бездуховности, уход от христианских традиций. Другие, наоборот, говорили, что такими путями автор пытается показать читателю путь спасения от нечисти, а именно православное смирение.

Поэтому некоторые исследователи видели историю создания повести «Шинель» Гоголя именно в неком религиозном внутреннем конфликте автора. И Башмачкин выступает уже не как собирательный образ мелкого чиновника, а как человек, подвергшийся искушению. Герой выдумал себе идола - шинель, жил и страдал из-за нее. В пользу религиозной трактовки говорит и тот факт, что Гоголь очень фанатично относился к Богу, различным обрядам и тщательно все соблюдал.

Место в литературе

Течение реализма в литературе и других видах искусства произвело в мире настоящий фурор. художники и скульпторы старались изобразить жизнь такой, какая она есть, без прикрас и лоска. И в образе Башмачкина мы в том числе видим высмеивание уходящего в историю романтического героя. У того были высокие цели и величественные образы, а здесь у человека смысл жизни - новая шинель. Эта идея заставляла читателя глубже мыслить, искать ответы на вопросы в реальной жизни, а не в мечтах и романах.

История создания повести Н. В. Гоголя «Шинель» — это история становления русской национальной мысли. Автор правильно увидел и угадал тенденцию времени. Люди уже не хотели быть рабами в прямом и переносном смысле, зрел бунт, но пока еще тихий и робкий.

Через 30 лет тему уже повзрослевшего и более смелого «маленького человека» поднимет Тургенев в своих романах, Достоевский в произведении «Бедные люди» и отчасти в знаменитом своем "Пятикнижии". Более того, образ Башмачкина перекочевал в другие виды искусства, в театр и кино, и здесь получил новое звучание.

История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы Лебедев Юрий Владимирович

Повесть «Шинель».

Повесть «Шинель».

На полпути от первого тома «Мертвых душ» ко второму располагается последняя петербургская повесть Гоголя «Шинель», резко отличающаяся от «Невского проспекта», «Носа» и «Записок сумасшедшего» особенностями своего юмора и масштабом осмысления тем. Однако традиционная трактовка этой повести, идущая от В. Г. Белинского, остается до сих пор несколько зауженной, социально-психологической: гуманное сострадание писателя к положению и судьбе «маленького человека», мелкого чиновника, раздавленного бедностью, нищетою, общественной несправедливостью.

В «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголь поместил написанные в 1843 году, сразу же после завершения работы над «Шинелью», «Четыре письма к разным лицам по поводу „Мертвых душ“». В них он поставил перед русскими людьми горький вопрос: «Вот уже полтораста лет протекло с тех пор, как государь Петр I прочистил нам глаза чистилищем просвещения европейского, дал в руки нам все средства и орудия для дела, и до сих пор остаются так же пустынны и безлюдны наши пространства, так же бесприютно и неприветливо все вокруг нас, точно, как будто мы до сих пор еще не у себя дома, не под родною нашею крышею, но где-то остановились бесприютно на проезжей дороге, и дышит нам от России не радушным, родным приемом братьев, но какою-то холодною, занесенною вьюгой почтовою станциею, где видится один ко всему равнодушный станционный смотритель с черствым ответом: „Нет лошадей!“ Отчего это? Кто виноват? Мы или правительство?»

Созданный в этом этюде образ безлюдной стихии, неосвоенных, хаотических пространств перекликается с ключевым эпизодом «Шинели»: «Скоро потянулись перед ним те пустынные улицы, которые даже и днем не так веселы, а тем более вечером. Теперь они сделались еще глуше и уединеннее: фонари стали мелькать реже – масла, как видно, уже меньше отпускалось; пошли деревянные домы, заборы; нигде ни души; сверкал только один снег по улицам, да печально чернели с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачужки. Он приблизился к тому месту, где перерезывалась улица бесконечною площадью с едва видными на другой стороне ее домами, которая глядела страшною пустынею.

Вдали, Бог знает где, мелькал огонек в какой-то будке, которая казалась стоявшею на краю света. Веселость Акакия Акакиевича как-то здесь значительно уменьшилась. Он вступил на площадь не без какой-то невольной боязни, точно как будто сердце его предчувствовало что-то недоброе. Он оглянулся назад и по сторонам: точно море вокруг него».

Та же тема с новыми вариациями повторилась в истории «значительного лица»: «Изредка мешал ему, однако же, порывистый ветер, который, выхватившись вдруг Бог знает откуда и невесть от какой причины, так и резал в лицо, подбрасывая ему туда клочки снега, хлобуча, как парус, шинельный воротник или вдруг с неестественною силою набрасывая ему на голову и доставляя, таким образом, вечные хлопоты из него выкарабкиваться».

Образ беспощадной к человеку стихии разрастается, принимает человекоподобные очертания. Сперва – земные разбойники-грабители, сорвавшие в центре Российской империи с бедного Акакия Акакиевича новую шинель, потом – фантастический призрак вставшего из гроба мстителя-Башмачкина, пострадавшего от равнодушия «значительного лица», наконец, – уже не персонифицированное Привидение, олицетворяющее стихию мятежа, которое угрожало блюстителю порядка: «Тебе чего хочется?» – и показало такой кулак, какого и у живых не найдешь».

По мере движения повести к финалу образ разгулявшейся и разыгравшейся стихии становится все более масштабным и угрожающим. Начинается с издевательств над бедным Акакием Акакиевичем его сослуживцев, которые сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Потом сообщается, что «есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз». Именно перед лицом этой зимней стихии, как человеческой, так и природной, Акакий Акакиевич вдруг начинает чувствовать непоправимые «грехи»-огрехи в его шинели.

Для него шинель не только одежда, но живая, одушевленная вещь, более того, шинель – это защита, это теплая заступница от стихии «мира холодного». Шинель – символ обожествляемой им и защищающей его государственности. И вдруг он чувствует, что «в двух-трех местах, именно на спине и на плечах, она сделалась точная серпянка; сукно до того истерлось, что сквозило и подкладка расползлась». Эта шинель «имела какое-то странное устройство: воротник ее уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил на подтачивание других частей ее», или, по словам Петровича, «только слава, что сукно, а подуй ветер, так разлетится».

Новая шинель дает Акакию Акакиевичу надежду на вечное покровительство, неспроста он одержим идеей «венной шинели». Но вот, уходя с вечеринки, устроенной сослуживцами, герой «отыскал в передней шинель, которую не без сожаления увидел лежавшей на полу». Этот мотив возникает еще в самом начале повести, где некий капитан-исправник жалуется верхам, что гибнут государственные постановления, потому что «священное имя его произносится всуе». Священной становится не божественная природа власти, а человеческая ее ипостась, земная ее вещественность, внешняя ее форма. Человек, наделенный чином, «очеловечил» эту власть до того, что от ее божественного происхождения остались одни бездушные мундиры – шинели. В мире российской государственности непомерно разрастается значимость «человеческого фактора» за счет погашения божественной харизмы носителей власти, погружающих российскую государственность в стихию полного хаоса и раздора, превращающих власть в пленницу земных человеческих несовершенств.

Символичен образ генерала, изображенный на табакерке (!) Петровича, «генерала, какого именно, неизвестно, потому что место, где находилось лицо, было проткнуто пальцем и потом заклеено четвероугольным лоскуточком бумажки». Белая бумажка – вместо лица! Символ власти, потерявшей свое лицо, утратившей «образ Божий»! И когда портной Петрович произнес неумолимый приговор о необходимости изготовления новой шинели, «у Акакия Акакиевича затуманило в глазах, и все, что ни было в комнате, так и пошло перед ним путаться. Он видел ясно одного только генерала с заклеенным бумажкой лицом, находившегося на крышке Петровичевой табакерки». Есть в этой детали что-то роковое, какое-то недоброе предчувствие.

«Нестерпимо обрушивается несчастье» на голову бедного человека, но ведь так же оно обрушивается и «на царей и повелителей мира». Сцена ограбления героя навевает жуткий холод на душу читателя. Погружаясь в безмолвие громадного города, Башмачкин испытывает смертное одиночество и тоску. Злая, равнодушная стихия ползет, надвигается на него: пустынные улицы становятся глуше, фонари на них мелькают реже.

Подобно бедному Евгению из «Медного всадника» Пушкина, Акакий Акакиевич терпит бедствие от разгула стихии и хочет найти защиту у государства. Но в лице служителей его гоголевский герой сталкивается с полным равнодушием к своей судьбе. Его просьба о защите лишь распалила горделивую спесь генерала, «значительного лица»: «Знаете ли вы, кому это говорите? понимаете ли вы, кто стоит перед вами? понимаете ли вы это? понимаете ли это, я вас спрашиваю?» – Тут он топнул ногою, возведя голос до такой сильной ноты, что даже и не Акакию Акакиевичу сделалось бы страшно. Акакий Акакиевич так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом…

Как сошел с лестницы, как вышел на улицу, ничего этого не помнил Акакий Акакиевич». Равнодушие значительного лица слилось со злым холодом природной стихии: «Он шел по вьюге, свистевшей в улицах, разинув рот, сбиваясь с тротуаров; ветер, по петербургскому обычаю, дул на него со всех четырех сторон, из всех переулков. Вмиг надуло ему в горло жабу, и добрался он домой, не в силах будучи сказать ни одного слова; весь распух и слег в постель. Так сильно иногда бывает надлежащее распекание!»

Уходя из жизни, Башмачкин взбунтовался: он «сквернохульничал, произнося страшные слова», следовавшие «непосредственно за словом „ваше превосходительство“». (Вспомним «уже тебе!» бедного Евгения в «Медном всаднике».) Со смертью Башмачкина сюжет повести не обрывается. Он переходит в фантастический план. Начинается возмездие, бушуют вышедшие на поверхность жизни стихии, с которыми, как у Пушкина, «царям не совладеть!».

История значительного лица, распекавшего Акакия Акакиевича, повторяет почти буквально все то, что случилось с последним. Значительное лицо пронзили угрызения совести в связи с известием о смерти просителя. Но потом генерал пошел на вечер к приятелю, развеселился, выпил, как и Акакий Акакиевич, два бокала шампанского и по пути домой решил заглянуть к знакомой даме. («Акакий Акакиевич шел в веселом расположении духа, даже подбежал было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою…») Завернувшись в роскошную шинель, генерал расслабился, с удовольствием припоминая веселый вечер.

Вдруг внезапно, «Бог знает откуда и невесть от какой причины», налетел порывистый ветер. Из разбушевавшейся стихии явился таинственный мститель, в котором не без ужаса генерал узнал Акакия Акакиевича: «А! так вот ты наконец! наконец я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и нужно! не похлопотал об моей, да еще и распек, – отдавай же теперь свою!»

А потом один коломенский будочник видел собственными глазами, «как показалось из-за одного дома привидение… он не посмел остановить его, а так шел за ним…». Образ будочника – блюстителя власти на самом низшем, но и самом беспокойном ее уровне, пассивно бредущего за разбушевавшейся стихией, символичен: он набирает это символическое звучание в контексте всей повести. Вспомним, что в момент ограбления Акакия Акакиевича, «вдали, Бог знает где, мелькал огонек в какой-то будке, которая казалась стоявшею на краю света».

«То, что „Шинель“ завершается именно так, ясно показывает, сколь неадекватно выражают смысл повести ее трактовки, замыкающиеся на „гуманной“ теме, – замечает В. В. Кожинов. – Сам Акакий Акакиевич предстает в свете этой концовки только как часть (хотя, конечно, неоценимо важная) художественной темы повести. Финал же посвящен теме стихии. Все, казалось бы, заковано в гранит и департаменты, но стихия все же готова показаться из-за каждого дома и дует ветер „со всех четырех сторон“, словно пророча „Двенадцать“ Блока. И бессильна перед стихией внешне столь могущественная государственность».

«Шинель», завершенная Гоголем в 1842 году, перекликается с «Повестью о капитане Копейкине», включенной в первый том «Мертвых душ». Финалы обеих повестей – бунт возмущенной стихии против искаженных, подавляющих человека форм российской государственности. Намеки на возможность такого исхода ощутимы и в конце первого тома «Мертвых душ», в той смуте, которая овладела умами губернских обывателей.

Видя в возмущении стихий Божье попущение, объяснимый акт возмездия, Гоголь считал эти стихии закономерными, но опасными, разделяя мысли Пушкина о русском бунте, «бессмысленном и беспощадном». Спасение от социальных и государственных болезней, охвативших русское общество, Гоголь искал на путях религиозно-нравственного самовоспитания. В этом заключался главный пункт расхождения писателя с зарождающимся русским либерализмом и революционной демократией.

В известную русскую поговорку «не место красит человека, а человек место» Гоголь вносил высокий христианский смысл, суть которого заключалась в том, что Бог определяет человеку место и, занимая его, человек должен служить не своим прихотям, а Богу, его на это место определившему. Коренной порок российской государственности он видел не в системе мест, ее организующих, а в людях, занявших эти места. И порок этот касался не только «маленьких людей», мелких чиновников, но и «значительных лиц», которые у Гоголя в повести не персонифицируются, не определяются не только по цензурным причинам, но и по всеобщности распространения этого порока. Стихия мести, вызванная им, приводит к тому, что хаос сдирает шинели «со всех плеч, не разбирая чина и звания».

«На дне души нашей, – писал Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями», – столько таится всякого мелкого, ничтожного самолюбия, щекотливого, скверного честолюбия (вспомним мотивы поведения «значительного лица». – Ю. Л.), что нас ежеминутно следует колоть, поражать, бить всевозможными орудиями и мы должны благодарить ежеминутно нас поражающую руку… Вы уже знаете, что вина так теперь разложилась на всех, что никаким образом нельзя сказать вначале, кто виноват более других: есть безвинно-виноватые и виновно-невинные».

И этот вывод, заключенный в подтексте гоголевской «Шинели», касается не только «маленького человека», мелкого чиновника, не только «значительного лица», но и всего государства во главе с самим государем (показательна в этой связи с виду проходная художественная деталь – «вечный анекдот о коменданте, которому пришли сказать, что подрублен хвост у лошади Фальконетова монумента»).

Из книги Рецензии автора Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ СУВОРОВ-РЫМНИКСКИЙ. Историческая повесть для детей. Соч. П. Р. Фурмана, в двух частях, с 20-ю картинками, рисованными Р. К. Жуковским. Изд. А. Ф. Фарикова. Санктпетербург. 1848. В тип. К. Крайя. В 12-ю д. л. 144 и 179 стр *** СААРДАМСКИЙ ПЛОТНИК. Повесть для детей. Соч. П.

Из книги Дорога в Средьземелье автора Шиппи Том

ПОВЕСТЬ О БЕРЕНЕ Мнения по поводу этой повести могут разниться, и я подбираюсь сейчас к точке, в которой Толкин, как я чувствую, со мной не согласился бы. Ясно, что в некотором смысле он ценил повесть «О Берене и Лутиэн» выше всего им написанного. Это был плод одного из

Из книги Повести о прозе. Размышления и разборы автора Шкловский Виктор Борисович

Из книги Упирающаяся натура автора Пирогов Лев

О чём эта повесть? Названы пять произведений - финалистов очередной Премии Белкина, вручаемой за лучшую повесть года. Поделюсь впечатлениями.В финал вышли три хорошие повести и две, скажем так, «объективно отражающие состояние литпроцесса».Две из хороших я бы назвал,

Из книги Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-11 класс автора Пантелеева Е. В.

«Шинель» (Повесть из цикла «Петербургские повести») Пересказ В одном из департаментов служит ничем не примечательный чиновник, Акакий Акакиевич Башмачкин. В течение многих лет он делает одну и ту же рутинную работу - переписывает документы. Его должность называется

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 2. 1840-1860 годы автора Прокофьева Наталья Николаевна

«Ася» (Повесть) Пересказ В возрасте двадцати пяти лет Н. Н. уезжает за границу. Он молод, здоров, весел и богат. Молодой человек путешествует без определенной цели, его интересуют не скучные памятники, а люди. На водах Н. Н. увлекся молодой вдовой, но женщина предпочла

Из книги Каменный Пояс, 1982 автора Андреев Анатолий Александрович

Историческая повесть Начало XIX в. в России стало временем пробуждения всеобъемлющего интереса к истории. Этот интерес явился прямым следствием мощного подъема национального и гражданского самосознания русского общества, вызванного войнами с Наполеоном и особенно

Из книги Кошмар: литература и жизнь автора Хапаева Дина Рафаиловна

Фантастическая повесть Фантастическое, как один из элементов предромантической и ранней романтической повести в повестях 1820-1930-х годов, становится основным признаком жанра и перерастает в самостоятельный жанр, удержавшийся в литературе и в последующее время. 1820-1830-е

Из книги Теория литературы. История русского и зарубежного литературоведения [Хрестоматия] автора Хрящева Нина Петровна

Светская повесть Тот специфический круг, который именовался «большим светом» (писатель граф В. А. Соллогуб так и назвал свою повесть «Большой свет») или «светом», привлек внимание русских писателей в 1820-1830-е годы и стал предметом художественного изображения и изучения в

Из книги Герои Пушкина автора Архангельский Александр Николаевич

Бытовая повесть В процессе развития романтической прозы 1820-1830-х годов складывается особая жанровая разновидность, которую часто называют бытовой (или нравоописательной) повестью. Ее становление как самостоятельного жанра происходит в сопряжении с предшествующей

Из книги Гоголь автора Соколов Борис Вадимович

Фантастическая повесть «Вий» И по сей день повесть остается одной из самых загадочных у Гоголя. В примечании к ней Гоголь указывал, что «вся эта повесть есть народное предание» и что он передал его именно так, как слышал, ничего почти не изменив. Однако до сих пор не

Из книги автора

ШИНЕЛЬ Пропахла не гарью, а пылью Нелегких, но мирных дорог, И полы ее, словно крылья, Парят у шагающих ног. Я в этой шинели крылатой Идти на край света готов, Покроя - «а ля сорок пятый», Фасона - победных годов. Шинель, словно мать и подруга, И мертвых в бессмертье

Из книги автора

Из книги автора

Б.М. Эйхенбаум Как сделана «Шинель» Гоголя 1 <…> Совершенно иной становится композиция, если сюжет сам по себе, как сплетение мотивов при помощи их мотивации, перестает играть организующую роль, то есть если рассказчик так или иначе выдвигает себя на первый план, как