Влияние запахов на человека. §82

В 2004 году ученые Л. Бак и Р. Аксел (США) получили Нобелевскую премию за цикл исследований, позволивших вскрыть молекулярную основу распознавания запахов и тем самым существенно расширить представления о функциональных возможностях обонятельной системы.

Проведенный анализ статей последних лет показал, что роль и механизмы деятельности системы обоняния, а также причинно- следственные связи между нарушением обоняния и нейродегенера- тивными заболеваниями изучаются в крупнейших университетах и научных центрах мира.

Растительные ароматические вещества - одна из составных частей воздушной среды, с которой человек много тысячелетий живет в теснейшем взаимодействии. Они состоят из сотен компонентов и являются регуляторами жизненно важных процессов как для самих растений, так и для всех живых существ. Флора и фауна тесно соприкасаются друг с другом. И растения, и организмы животных содержат вещества единой природы - белки и другие биологические компоненты. Например, в корнях солодки содержится кислота, сходная по структуре с гормоном надпочечников глюкокортикоидом, фитоэстрогены некоторых растений схожи с женскими гормонами и по структуре и по воздействию на организм, а жасмин и фокиения (вьетнамский кипарис) проявляют свойства мужского полового гормона тестостерона.

Каждый год в атмосферу поступает около 900 млн тон растительных ароматических веществ! Они оказывают большое влияние на климат Земли, дают огромное количество энергии, которая обусловливает постоянный положительный заряд атмосферы по отношению к поверхности Земли, обеспечивают атмосферу биологически активным кислородом. Ведь это, ни много ни мало, а обеспечивает всем нам нормальную жизнедеятельность.

Растения выполняют функцию "санитаров биосферы": обеззараживают канцерогены и токсичные вещества, попадающие в окружающую среду, разлагают их на безопасные составные части, и пока еще спасают тем самым наше тяжелое экологическое положение.

Растения поддерживают жизнь живых организмов. В процессе эволюции сформировалась выраженная зависимость нормального функционирования организма человека от наличия в окружающей среде растительных ароматических веществ. Постоянно присутствующие определенные концентрации пахучих молекул составляют естественный фон окружающей среды: антимутагенный, антиканцерогенный, антиаллергенный, антистрессовый и еще много разных "анти-"... Разрушение этого целительного фона может привести к поломке систем регуляции центральных и вегетативных механизмов в организме. И тогда возникают болезни.

Развитие организма человека в естественной атмосфере на протяжении тысячелетий способствовало его тесному контакту с биологически активными компонентами растительных ароматических веществ, что привело к формированию определенной зависимости от них организма человека. В пользу этого свидетельствует факт значительного сходства химической структуры некоторых компонентов эфирных масел и ряда важных регуляторных факторов организма - стероидных гормонов, простагландинов, нейромедиаторов и др.

Обычный человек может различать до тысячи различных запахов, а у некоторых людей, обладающих особым даром "нюхача", диапазон этот намного шире - до 10 тысяч и более!

Это происходит благодаря наличию в нашем носу очень чувствительного обонятельного эпителия, расположенного на поверхности верхних носовых ходов и задней части носовой перегородки в виде участка слизистой, занимающего площадь примерно в 5 см2 (по 2,5 см2 в каждом носовом ходе), где находится слой специальных клеток-рецепторов, воспринимающих запахи (у человека приблизительно 6 млн таких обонятельных клеток; для сравнения, у кролика - около 100 млн, у немецкой овчарки - более 200 млн!).

В настоящее время ученым удалось выстроить всю цепочку - от взаимодействия пахучего вещества с рецептором до формирования в мозге четкого впечатления определенного запаха. Немаловажную роль в этом сыграли исследования американцев Ричарда Аксела и Линды Бак, за которые они были удостоены Нобелевской премии 2004 года по физиологии и медицине.

Ученых поразило то, что в распознавании запахов задействовано более 3% общего количества генов организма! Причем, каждый ген содержит информацию об одном-единственном обонятельном рецепторе, который реагирует с пахучими веществами.

Обонятельные клетки развиваются достаточно рано: уже у 8-11-недельного плода они хорошо дифференцированы и предположительно способны выполнять свою функцию; к 20-22-й неделе достигают зрелости, а к 38-40-й - полной зрелости.

Аспект воздействия запахами на мозговые центры

Научно доказано, что ароматические вещества - компоненты эфирных масел воздействуют именно на глубокую лимбическую систему как структуру, напрямую связанную с обонятельной системой.

Лимбическая же система в ответ на воздействие запахов обеспечивает нормальную саморегуляцию на всех уровнях и во всех системах организма, т.е., можно сказать, что

ароматические вещества помогают организму самому справиться с болезнью.

Благодаря тесной связи "обонятельного мозга" с нейроиммунно- эндокринной системой, запахи способны влиять на функции многих органов, а отсюда - через систему обоняния посредством запахов можно корректировать функции организма!

Запахи могут восстанавливать гармонию лимбической системы, что приводит к нормализации физиологических функций, улучшению самочувствия, поддержанию здоровья. Поэтому ни в коем случае нельзя лишать себя природных запахов, нужно больше бывать на природе, гулять в лесу, парке и т.д.

Но запахи могут также и нарушить гармонию лимбической системы, вызвав тем самым целый ряд отклонений в нашем самочувствии и даже привести к проблемам со здоровьем. При глубоких нарушениях функционирования лимбической системы возникают отклонения в эмоционально-волевой сфере (отсюда - асоциальное поведение, агрессия, нарушение пищевого и сексуального поведения, различные фобии, безразличие и пр.), грубые нарушения памяти, нарушения сознания, дисфункция эндокринной, иммунной и нервной систем, нарушения сна и пр. Так что с запахами шутить не рекомендуется.

Возможность воздействовать через обонятельную систему на важные мозговые центры открывает перед медициной широкие перспективы в профилактике и лечении многих функциональных отклонений и заболеваний.

Недавно наши отечественные ученые Сибирского отделения РАН (Институт цитологии и генетики, Институт катализа им. Г.К. Борескова и Международный томографический центр) сделали важное открытие: выявили новый канал доставки лекарственных препаратов в мозг человека - по волокнам обонятельных нервов. Это открывает совершенно новые возможности для диагностики, а также для прямой доставки лекарственных препаратов непосредственно в мозг, в жизненно важные мозговые центры!

Кстати, интраназальное (в полость носа) применение лекарственных средств давно известный и в настоящее время широко применяемый путь введения целого ряда препаратов. Он используется для вакцино- профилактики, лечения мигрени, остеопороза, аденомиоза, половой дисфункции, иммунодефицитов (препарат Тимоген) и даже проведения заместительной инсулинотерапии. Важнейшей особенностью интра- назального введения лекарственных средств является возможность их проникновения непосредственно в центры головного мозга, связанные, как известно, со многими важнейшими системами организма.

За пределами носа обнаружены до двухсот типов обонятельных рецепторов: в простате, кишечнике, коже и даже в сперме. В сперматозоидах они обеспечивают хемотаксис - движение к яйцеклетке по "запаху" выделяемых ею химических веществ, в кишечнике - помогают высвобождению серотонина. Находящиеся в кератиноцитах (клетках внешнего слоя кожи) обонятельные рецепторы OR2AT4 (их открыли и исследовали немецкие ученые) реагируют на одорант сандала повышением в них концентрации ионов кальция, что заставляет кератиноциты делиться, мигрировать и регенерировать, а это способствует восстановлению поврежденной кожи!

Другие обонятельные рецепторы ученые обнаружили в клетках кожи, синтезирующих пигмент меланин, и в фибробластах. А вот за что они отвечают, еще предстоит выяснить.

Как влияют на нас ароматы

Через органы обоняния растительные ароматические вещества действуют в сверхмалых дозах, всего 1012 -1010, но, независимо от того, ощущаем мы их в атмосфере или нет, оказывают на нас положительный биорегулирующий эффект.

Лроматерапию рассматривают как своеобразную фармакотерапию. Через систему обоняния компоненты эфирных масел воздействуют на различные органы и системы. Кроме того, молекулы эфирных масел проникают с вдыхаемым воздухом в альвеолы легких, откуда через их мембрану и мембрану капилляров, их окружающих, попадают в кровеносное русло и далее, как уже указывалось, во все органы и ткани (А.Т. Быков, Т.Н. Маляренко, 2009) .

К настоящему времени показано множество эффектов влияния обонятельных сигналов на центральную нервную, нейрогуморальную и эндокринную системы, которые описываются как изменение физиологического состояния и поведения.

Благодаря растительным ароматическим веществам наш организм способен постоянно ориентироваться в среде своего обитания. Длительное отсутствие в атмосфере ароматических веществ (например, в замкнутом пространстве помещений офисов и квартир, в космическом полете, выраженный их дефицит в условиях асфальтового мира городов) отрывает человека от биосферы. В результате ломается естественная биорегуляция всех функций организма, что может стать причиной развития болезней.

Кроме того, сенсорные притоки (звуки, запахи, тактильные ощущения) крайне важны для мозга, так как они во многом обеспечивают его энергетический потенциал, активируют рост нервных клеток, ускоряют переработку информации в центральной нервной системе, стимулируют когнитивные (познавательные) функции, такие как память, внимание, психомоторную координацию, речь, счет, мышление, ориентацию и др., оптимизируют функции вегетативной нервной системы. Отсутствие в окружающей среде ароматических веществ или значительное снижение чувствительности обонятельных рецепторов (поражение слизистой наса инфекцией, травмы, хронический насморк) создает условия для дизрегуляции центральных и вегетативных механизмов, что является причиной болезней, и в этой связи дополнительный обонятельный сенсорный приток (запахи) представляется не только желательным, но и необходимым, особенно у пожилых и старых людей (Быков, Маляренко, 2003; Bykov et al., 2006).

Запахи оказывают воздействие на нашу "физиологию" и эмоциональное состояние. Они могут возбудить аппетит, улучшить настроение и самочувствие либо ухудшить их, могут повысить или понизить работоспособность и даже заставить купить не очень нужную вещь, оказывают антистрессорное, седативное и расслабляющее, тонизирующее и стимулирующее, антисептическое, согревающее, гормоноподобное, сосудорасширяющее и другие действия.

Чувствительность же к запахам у всех людей разная.

Восприятие запахов зависит от индивидуальных особенностей каждого человека (его эмоционального состояния, гормонального фона, возраста, состояния слизистой носа), а также от внешней среды (обонятельные ощущения обостряются весной и летом, т.е. в теплую и влажную погоду) и температуры используемых эфирных масел (лучше всего ощущаются запахи теплых эфирных масел, подогретых до 37-38°С).

Очень чувствительно обоняние у детей и беременных женщин.

У женщин чувствительность к обонятельным сигналам может изменяться в зависимости от фазы менструального цикла. У большинства обоняние обостряется в периовуляторную (перед и сразу после овуляции) фазу, что подтверждено лабораторно. Снижена обонятельная чувствительность у женщин, принимающих гормональные контрацептивы.

По наблюдениям специалистов, болезненную чувствительность к ароматам испытывают неврастеники.

Способность воспринимать запахи меняется на протяжении всей жизни. Максимума острота обоняния достигает к 20 годам и примерно до 50-60 лет находится на одном и том же уровне, а затем начинает снижаться. Особенно заметно снижено обоняние у пожилых людей (старческая гипосмия или пресбиосмия). Хотя - все очень индивидуально, тем более, что в наше время достаточно причин для расстройства обоняния в любом возрасте.

Специалисты отмечают, что за последние несколько десятков лет процент людей, страдающих потерей обоняния, значительно вырос (согласно данным Национального института здоровья США, за двадцать лет - в восемь раз!), причем значительно преобладает молодежь. Причиной, как считают, является плохая экологическая ситуация в мире.

От того, что мы вдыхаем, зависит внутричерепное давление, крово- и лимфообращение, работа сердца и нервной системы.

Ароматы оказывают положительное влияние на работу центральной нервной системы: обладают седативным и антидепрессантным эффектом (лаванда, мята, апельсин), снимают стрессовые состояния, повышают внимание и реакцию, работоспособность и умственную активность, улучшают память.



Запахи обрабатываются в той же области мозга, которая отвечает и за память. Известный нейрофизиолог академик Наталья Петровна Бехтерева советовала при нарушении памяти, замедлении ассоциативных процессов в мозгу наряду с применением фармакологических препаратов, улучшающих деятельность мозга, обязательно применять не менее эффективное благотворное действие естественного отдыха на природе - прогулок в лесу, потому что сопровождающие их запахи оказывают очень благотворное воздействие на сложные механизмы памяти. Известно, что хвойные породы вырабатывают от 4 до 30 кг фитонцидов на 1 га насаждений; можжевельник, например, - более 30 кг!

Ароматические вещества воздействуют на функциональное состояние и физиологическую активность мозга (которая, нужно сказать, имеет огромное влияние на то, как мы думаем, чувствуем и ведем себя в тот или иной момент). Так, аромат розмарина обладает мощным активирующим действием на структуры головного мозга и улучшает работу зрительного анализатора.

Некоторые растительные ароматы стимулируют выработку в организме важнейших биологически активных веществ. Запах лаванды, например, - очень важного гормона и медиатора серотонина - древнейшего из всех гормонов на Земле (серотонин участвовал в фотосинтезе первых растений и управлял нервными центрами древних головоногих моллюсков и допозвоночных животных!). В процессе развития человеческого эмбриона серотонин формируется как один из самых первых гормонов. Он присутствует в головном мозге, пищеварительном тракте, шишковидной железе и тромбоцитах.

Серотонин влияет на аппетит, сон, настроение и эмоции, сосудистый тонус (снижение уровня серотонина в мозге является одним из факторов формирования депрессивных состояний и тяжелых форм мигрени), играет роль в регуляции сократимости матки и маточных труб и в координации родов (продукция серотонина в мышце матки возрастает за несколько часов или дней до родов и еще больше увеличивается непосредственно в процессе родов), необходим для нормального процесса овуляции у женщин, что обеспечивает выход полноценной яйцеклетки и возможность оплодотворения.

В нашем организме ежедневно вырабатывается необходимый для жизнедеятельности объем серотонина. Но для этого обязательно необходим ультрафиолет. Недостаток солнечного света в зимнее время года является частой причиной распространенной сезонной депрессии.

При достаточном уровне серотонина человек пребывает в душевном равновесии, контролирует свои поступки, становится более терпимым, уравновешенным в общении с окружающими (поэтому серотонин еще называют "гормоном душевного равновесия" и "социальным гормоном"), оптимально готов к телесной, психической, умственной нагрузке. Серотонин освобождает от чувства голода, увеличивает бодрость духа и концентрацию внимания, делает засыпание быстрым и легким, а сон глубоким, уменьшает чувствительность к температуре и ее перепадам, к болевым ощущениям, укрепляет память и улучшает способность к обучению, создает психическую стабильность, душевное спокойствие, терпимость к окружающим, уверенность в себе. Он прогоняет тоску и возвращает радость жизни.

Когда же в организме не хватает серотонина, человек постоянно чем-то недоволен, испытывает чувство беспокойства, даже когда для этого нет реальных причин, впадает в депрессию, у него часто нарушается сон, появляется раздражительность, гневливость, конфликтность в отношениях с окружающими, обидчивость, наблюдается поведенческая расторможенность, склонность к зависимому поведению (алкоголизму, азартным играм), повышенной агрессии, высокой импульсивности, неврозам и различным их проявлениям.

Стимулирует выработку серотонина ароматические вещества лаванды, нероли, майорана, ладана, ванили, розы, жасмина, цитрусов (последние содержат индол, который через триптофан связан с выработкой серотонина), а также запах кофе.

Аромат жасмина стимулирует выделение эндорфинов ("гормонов счастья"), которые повышают настроение, действуют антидепрессивно, являются естественными болеутоляющими веществами организма; а герани действует на нейромедиатор ацетилхолин, который контролирует системы мышц и органов, память, мышление, сосредоточение внимания.

Ароматы мяты понижают количество катехоламинов (адреналин, норадреналин, дофамин) - химических посредников во взаимодействиях между клетками, которые влияют на активность обмена веществ, сгорание углеводов, жиров и аминокислот, повышение чувствительности клеточных мембран к половым гормонам и гормону роста, прямое или косвенное повышение активности эндокринных желез, стимулирование гипоталамуса и гипофиза, а через них - гормональной функции. Чем активнее вырабатываются катехоламины, тем лучше наш организм приспосабливается к окружающей среде. Кстати, дофамин является антагонистом серотонина, остюда - увеличение уровня дофамина приводит к снижению уровня серотонина (и депрессии), и наоборот.

Обоняние человека влияет наздоровье

Кроме рефлекторного, существует ассоциативный механизм восприятия запахов, влияющий в основном на психоэмоциональную сферу человека. Наше настроение подвержено влиянию ароматов не меньше, чем наша физиология. Пример тому - действие запахов лаванды, камфоры, апельсина, нероли, герани, которые бодрят, внушают оптимизм, снимают депрессию, подавленность, раздражительность. Одни запахи настраивают нас на сентиментальный лад, другие действуют возбуждающе, запахи могут навевать легкую грусть, вызывать желание активной деятельности.

У большинства людей улучшается настроение от запахов хвои, цитрусовых; запахи розы, ландыша, жасмина вызывают положительные эмоции. А вот аромат черемухи или багульника вызывает беспокойство, раздражение и головные боли.

Запахи мускатного ореха, валерианы, мяты действуют антистрес- сорно, снимают подавленность, оказывают расслабляющее действие, усиливают ощущения счастья, спокойствия.

Волокна обонятельного тракта приносят импульсы к двум небольшим, но значимым участкам мозга, отвечающим за настроение: locus ceruleus ("голубое пятно"), в котором содержится норадреналин, и raphe nucleus ("ядра шва"), содержащие серотонин.

Эфирные масла розмарина, лимона, базилика, мяты перечной обладают стимулирующим действием на "голубое пятно", вследствие чего выделяется норадреналин (и потому их действие на организм стимулирующее), а вот лаванда, нероли, майоран воздействуют на "ядра шва", вследствие чего высвобождается "гормон радости" и антидепрессант серотонин. (Поэтому эти эфирные масла обладают седативным эффектом).

Отмечаемое при ароматерапии улучшение настроения связывают с ноотропной активностью некоторых эфирных масел: как уже говорилось, запах жасмина стимулирует выделение эндорфинов, герани - ацетилхолина, лаванды - серотонина, мяты - способствует снижению повышенного количества катехоламинов.

В свою очередь, "эмоциональные" структуры мозга, реагирующие на запахи, тесно связаны с областями головного мозга, регулирующими жизненно важные физиологические функции организма: частоту сердечных сокращений, кровяное давление, ритм и глубину дыхания.

Запахи обладают мощным мотивационным воздействием. Даже не будучи ощущаемыми, они управляют нашим сознанием, помогают выбирать друзей и партнеров, информируют об опасности, изменяют настроение, способны привлечь или оттолкнуть людей друг от друга, влияют на поведение, в том числе половое. При этом особенно мощно действуют так называемые половые аттрактанты или феромоны, необходимые для привлечения особей противоположного пола.

Есть даже такое понятие как химическая коммуникация, или обмен информацией посредством запахов.

Позже появились данные, что и мужские запахи влияют на менструальные циклы и время наступления овуляции у женщин. А ученые из Филадельфии открыли возможность влияния феромонов на нормализацию и стабилизацию веса человека и даже его омоложение.

Итак, существует дополнительная обонятельная система, которая позволяет бессознательно ощущать определенные химические сигналы, подаваемые людьми, находящимися рядом с нами, управляет нашими нейроэндокринными и поведенческими реакциями, играет ключевую роль в регуляции репродуктивного и материнского поведения, она непосредственно связана со структурами мозга, регулирующими выработку гормонов (у женщин, как уже упоминалось, под действием таких сигналов могут изменяться гормональные циклы).

Разделение слоев основной и дополнительной обонятельных луковиц начинается после 8-й недели развития и завершается к 20-22-й. Как показали исследования, нервные волокна основной и дополнительной обонятельной систем образуют единый нервный пучок на пути к переднему мозгу; дополнительная обонятельная луковица не дегенерирует у плода, сохраняется до 35-й недели, что не исключает существования вомероназальной системы обоняния на поздних сроках внутриутробного развития, а также у новорожденных и взрослого человека.

У человека вомероназальный орган представлен небольшим углублением (вомероназальной ямкой) - крошечным образованием, расположенным в 1,5-2 см от края ноздри, в стенке носовой перегородки на границе хрящевого и костного ее отделов, что достаточно далеко от обонятельного эпителия. Он наблюдается в явном виде почти у 70% взрослых людей с двух сторон, примерно у 8-19% обнаруживается лишь с одной из сторон носовой полости. Интересно, что у людей с гипогонадотропным гипогона- дизмом (синдром Кальмана), характерным симптомом которого является аносмия (отсутствие обоняния), вомероназальный орган отсутствует.

Вомероназальный орган имеет входы в некоторые области гипоталамуса, участвующие в регуляции репродуктивного, защитного, пищевого поведения, нейрогуморальной секреции (в первую очередь гонадотропных, т.е. имеющих влияние на половые органы, гормонов).

Дополнительный путь восприятия запахов проходит параллельно главному, с ним не пересекаясь. Он идет в обход главным обонятельным луковицам и коры головного мозга - в дополнительные, находящиеся в переднем мозге, а уже от них - к структурам, которые заведуют репродуктивным и материнским поведением: гипоталамусу - главному регулятору эндокринной системы и многих функций организма, тесно связанному с лимбической системой и корой мозга (в гипоталамусе находятся центры регуляции эмоций и поведения), и от него - к передней доле гипофиза, которая вырабатывает гормоны, влияющие на работу половых желез, и к структуре лимбической системы - упоминаемой уже миндалине у отвечающей за эмоции: эмоциональное восприятие, эмоциональную память и контроль эмоций.

И если основная обонятельная система имеет представительство в коре больших полушарий головного мозга, благодаря чему мы ощущаем и запоминаем запахи, то проекции вомероназального органа в коре мозга на сегодняшний день не обнаружено (электроэнцефалографи- ческие исследования, к примеру, показали, что при действии феромонов активируются не корковые, а передние таламические структуры, участвующие в анализе обонятельных сигналов; таламус - структура промежуточного мозга - является подкорковой "станцией" для всех видов чувствительности), что позволяет говорить о том, что дополнительная обонятельная система реализуется на более примитивном, подсознательном уровне и запахов явно "не слышит", а также не связана с когнитивными функциями мозга - памятью, вниманием, речью, счетом, мышлением, ориентацией и др.

Согласно современной концепции «дуального обоняния», мы имеем две обонятельные системы - основную и дополнительную.

Основная обонятельная система начинается в обонятельном эпителии полости носа и проецируется в кору больших полушарий мозга («обонятельный мозг»). Благодаря ей мы ощущаем, запоминаем, различаем запахи, они влияют на когнитивные функции нашего мозга (память, речь, счет, мышление, внимание и т.д.) и функционирование систем организма.

Дополнительная обонятельная система начинается в специальном воме- роназальном органе, расположенном в носу, проходит параллельно основному пути в участки мозга, которые заведуют репродуктивным и материнским поведением (гипоталамус-гипофиз и миндалина). Не имея проекции в коре больших полушарий, она реализует свои эффекты на более примитивном, подсознательном уровне, отвечая за половое поведение, а феромоны для нас «не пахнут».

Память является сложной психической деятельностью. Основные процессы в ее структуре - это запоминание, сохранение, припоминание, восстановление (узнавание, воспроизведение), а также и забывание.

Ученые доказали: ничто так не связано с памятью, как запах. Знакомые запахи пробуждают старые воспоминания с большей активностью, чем знакомые виды или звуки.

В мозге отделы, обеспечивающие восприятие запахов, тесно связаны с зонами, ответственными за возникновение эмоций. Поэтому все запахи эмоционально окрашены и могут надолго сохраняться в эмоциональной памяти и активизировать ее ("запах порождает образ"), что вызывает у нас те или иные эмоциональные переживания. Пережитые же эмоции - как положительные, так и отрицательные - запоминаются и в дальнейшем выступают в виде сигналов, побуждающих нас к действию либо удерживающих от действий.

У североамериканских индейцев существовал своеобразный способ фиксации в памяти дорогих и важных событий и переживаний. Они носили при себе (крепили к ноге) специальные флакончики с составами, обладающими сильными и характерными ароматами - "запахами событий", и в те минуты, воспоминание о которых им хотелось удержать в памяти, они открывали какой-нибудь из них и вдыхали из него запах. Запах увязывался с событием, и потом, даже через много лет, мог пробудить необычайно яркие и живые воспоминания и даже восстановить зрительную картину события.

Сегодня я расскажу об использовании ароматов для бизнеса. Для себя, как элемент воздействия на подсознание и как возможность управления настроением других людей. Для помещений, где находится ваш бизнес: офис или торговый зал.

Ароматерапия, как наука, насчитывает не одно тысячелетие. Поэтому воздействие эфирных масел достаточно изучено. Важно не путать натуральные эфирные масла и арома-культуру. Я буду говорить о натуральных маслах, которые влияют на гомеостаз и меняют химический состав крови.

В данном случае, ориентируйтесь на цену. Цена натурального эфирного масла от 10 доларов за 5 мл и выше (ирис, например, стоит 1мл 100 долларов). На этикетке должны быть оба слова натуральное эфирное масло 100%.

Русский учёный Павлов утверждал, что запахи управляют ассоциативные мышлением. Влияние запахов на человека описывали древние учёные, писатели, поэмы. Поэтому, применяя запахи для воздействия на людей , мы бьём в слабое место их психики.

Начнём с выбора парфюма для себя. Заходите в магазин и на чистую кожу наносите на запястье понравившийся парфюм. Вернее два парфюма: на правую и левую руки. Разные ароматы. Через 6-8 часов проверяете: как он раскрылся на Вас, насколько стойкий и какое впечатление от него у ваших знакомых. Попросите друзей оценить аромат. Я проводила эксперимент. Три недели я ежедневно заходила в магазин и на разные плечи (был июль) наносила по аромату. Просила оценить аромат друзей. Было одно удивительное открытие. Ни разу не совпал понравившийся аромат мужчинам и женщинам. Всегда женщинам нравился один аромат, а мужчинам другой. Поэтому, прежде всего при выборе аромата помните, кому вы хотите нравиться: мужчинам или женщинам. Все мужчины отвергли пудренные и сладкие ароматы.

Помните, что человек зависит от аромата другого на 97%. если ваш аромат не понравится, продолжить общение с вами не захотят. Или запомнят как антипатию к Вам.

Ароматы — влияние на подсознание. Чтобы убедить собеседника в Вашей правоте, в Вашем аромате должен быть мускус (можно растительный) и/или, амбра.

Мускус , его действие обусловлено свойствами, привлекать противоположный пол. Этот запах вызывает инстинктивное желание и затуманивает разум. Описать запах мускуса невозможно, впечатления от этого аромата слишком противоречивы. Но всё же можно отметить, что белый мускус пахнет свежестью, чистой кожей, немного сладковатый и проникновенный. Красный же мускус более насыщенный, глубокий, волнующий и притягательный, с терпковатыми нотами, считается вечерним запахом.

В настоящее время парфюмерами используется синтетические запахи мускуса, они составляют основу многих парфюмерных композиций для мужчин и женщин, с той разницей, что белый мускус основной компонент дневных, а красный мускус — вечерних ароматов.

Амбра, усиливает стихию огня, согревает сердце, делает его добрым и отзывчивым. Лечит нервные болезни, природный феромон и афродизиак.

А теперь выбираем парфюм для офиса и бизнеса . Возможно, определить — какую задачу должен решить аромат. Возможно, вам необходимо, чтобы гость расслабился и задержался у Вас, а возможно, чтобы клиенты приходили часто и ненадолго.

Приобретём аромалампу и свечу-гильзу (та, что в фольге). Время воздействия или арома-окуривание помещения не более 20 минут. Наливаем в арома-лампу воды, зажигаем свечу внутри лампы и капаем масло, 3-5 капель. Не забывайте проверять количество воды. Помните, что аромат должен быть не навязчив. Можно моно-аромат или смесь. Например:

  1. Смесь 1: розмарина — 3 капли, апельсина — 3 капли;
  2. Смесь 2: грейпфрут — 3 капли, кипарис — 3 капли;
  3. Смесь 3: жасмина — 2 капли, бергамота — 4 капли.

Способствует повышению доверия.

Ещё несколько примеров профессиональной ароматизации помещения:

  • В кондитерском отделе используют запах карамели, который привлекает сладкоежек;
  • Ароматы цитруса, банана, дыни подтолкнут к покупке в фруктовом отделе;
  • Аромат лимона поможет в рыбном отделе;
  • В дорогих казино использовали запахи кожи и сандала;
  • В мебельных магазинах запах кедра и мастики;
  • Классика ароматов, которая проверена уже не одно десятилетие для увеличения продаж — лимон, кофе, шоколад, запах выпечки, ваниль, мандарина и хвои;
  • У наших риэлторов хорошо работает аромат кофе с корицей . При этом аромат нужно распылить в помещении заранее до прихода клиента. Те риэлторы, которые назначают встречу не в офисе, а в помещении, предназначенном для продажи или найма, варят кофе и нарезают апельсины. Всегда довольны результатами, меньше отказов, и клиенты сговорчивее;
  • Эфирное масло грейпфрута способствует повышению продаж. Его особенностью является то, что оно практически нравится всем, его аромат тонизирует, гармонизирует, создаёт настроение праздника, настраивает на позитивный контакт;
  • В бутиках с дорогой одеждой хорошо использовать эфирные масла розового и сандалового дерева ;
  • Аромат для бизнеса из эфирных масел — базилика и апельсина хорошо работает в небольших маркетах. Аромат апельсина делает человека открытым, а запах базилика подавляет силу воли;
  • Для бутика женской одежды подойдут эфирные масла — ванили, базилика, лимона, мяты ;
  • Для салонов красоты подойдут — мандарин, лимон, цветочные ароматы, кокос ;
  • Для магазина подарков — корица, гвоздика, мандарин ;
  • Гостиницы — манго, роза .

Запахи связаны с нашими воспоминаниями и чувствами, но это ещё не всё. С помощью тех или иных запахом мы можем запустить определённые процессы у нас в мозге, а он в свою очередь даст команду всему организму вырабатывать те или иные вещества и гормоны, таким образом, с помощью запахов мы можем поменять состояние своей нервной системы и биохимический состав органов. Вот на этой-то цепочке "запах-реакция" и построена наука ароматерапии. В связи с этим вы должны очень тщательно подбирать себе ароматические масла, ведь если вы выберите "неправильный" запах, то он может негативно повлиять на ваш организм, на ваше настроение или психологическое состояние.

Поговорим о виртуализации общества. Виртуальный, значит воображаемый, а воображение — сфера деятельности духов злобы. Святой Никодим Святогорец так описывал этот феномен: «Диавол очень тесно расположен и близок к воображению. Он, будучи духом в отсутствии формы и образа, полюбил формы и воображение. Вообразил, что мог бы воздвигнуть себе трон над небом и стать, как Бог. Через воображение он обольстил Адама, который ранее не обладал вообразительным свойством».

Диавол - дословно переводится с греческого как «клеветник», а клевета - это намеренное создание некой ложной реальности. Значит, сатана - первый изобретатель ложной, виртуальной реальности. «Целью технологий виртуальных реальностей является создание ложного мира, - отмечает иеромонах Анатолий (Берестов), - но когда в сознании человека эти ложные миры станут действительными, человек просто не сможет справиться с их разделением, и легко сможет произойти раздвоение личности или даже деперсонализация. В любом случае, мы должны помнить о той большой угрозе человечеству, которую несут ему технологии мира виртуальных, то есть ложных реальностей. А ведь отец лжи - дьявол».

Виртуальная реальность грозит заменить для человека реальность настоящую. Человек предпочтет жить в той «реальности», где он будет чувствовать себя хозяином положения. По сути, это выбор небытия, как у падших ангелов. Английский историк Элейн Шоуолтер в связи с ожидаемым неслыханным развитием технологий виртуальной реальности предполагает, что будущие поколения станут жертвами «новых параной, новых истерий, новых болезней, поражающих прежде всего воображение».

Свято место пусто

Самое страшное, что виртуальной реальностью падшие духи стремятся совершенно вытеснить из жизни человечества реальность духовную. Они хотят, чтобы обезличенные, напрочь лишенные богоданной свободы люди, принимая те образы, которые им навяжет система — находились в «бассейне» виртуальной реальности, полностью забыв о Боге, о реальной действительности и духовном мире.

Ведь для духовного человека духовный мир обладает большей реальностью, чем мир вещей, а человеку плотскому духовный мир представляется как мир призраков, пустых фантазий и иллюзий. Чтобы увидеть духовный мир и правильно общаться с ним, нужна нравственная работа над собой, а для того, чтобы погрузиться в демонический мир ложно-виртуальной реальности современному человеку достаточно нажать кнопку или клавишу. Виртуальной реальностью человек пытается заполнить духовную пустоту в своей душе.

Канал падших духов

Воздействие экрана направлено преимущественно на мечтательную способность, на сферу воображения, которую святые отцы всегда называли основным каналом доступа падших духов к душе человека. Ведь и греховные помыслы, и мечтания, приходящие к нам от диавола, это тоже ложная, виртуальная реальность. И православное христианство предупреждает об опасности мечтательности.

Вот, например, предостережения из жизнеописания «Старец Силуан Афонский»: «Мир человеческой воли и воображения - это мир «призраков» истины. Этот мир у человека общий с падшими демонами, и потому воображение - есть проводник демонической энергии. И демонические образы, и образы, творимые самим человеком, могут влиять на людей, видоизменяя или преображая их, но при этом одно неизбежно: всякий образ, созданный самим человеком, или внушенный демонами, и воспринятый душою, будет извращать духовный образ человека, созданного по образу и по подобию Божию».

Виртуальные животные

Опыт православных подвижников свидетельствует, что борьба с воображением занимает одно из главных мест в духовной брани. В книге святого Никодима Святогорца «Невидимая брань», в частности, читаем: «Воображение есть такая сила души, которая по природе своей не имеет способности пребывать в области единения с Богом… Человекоубийца диавол, как сам пал от мечтания о богоравенстве, так довел и Адама до того, что он стал мечтать умом своим о равенстве Богу и пал от такого своего мечтания; и за то из мысленной оной, равноангельской, чистой, разумной жизни низринут был в эту чувственную, многосоставную, многовидную, в образы и мечтания погруженную жизнь, в состояние неразумных животных. Ибо быть погружену в образы или жить в них и под влиянием их, есть свойство неразумных животных, а не существ разумных…».

Здесь очень важно заметить, что состояние погруженности в мечтательные образы святой Никодим Святогорец называет состоянием неразумных (то есть лишенных ума, духа) животных. В это состояние звериности впал сатана, увлек за собой часть ангелов, а затем он ввел в это состояние и наших прародителей - Адама и Еву. И сейчас он же еще глубже вводит людей в это состояние.

В плену зрения

Примечательно, что диавол у святых отцов называется «живописцем», «змием многовидным», «фантазером» и другими подобными именами. И сфера воображения в святоотеческом предании называется мостом, через который падшие духи проходят в душу, смешиваются с ней и делают ее жилищем злых помыслов и всяких нечистых страстей, как душевных, так и телесных».

«Будучи отец лжи, он (сатана) посредством ложных действий будет обольщать воображение», - указывает святитель Кирилл Иерусалимский («Огласительные поучения», 15). И преподобный Ефрем Сирин в своем «Слове на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово» замечает, что «много будет мечтаний, совершаемых зверем», и сами знамения называет «мечтательными». Святитель Игнатий (Брянчанинов) прямо говорил, что ложные знамения и чудеса будут «действовать наиболее на чувство зрения, очаровывая и обманывая его».

Виртуальная реальность и есть обман более всего чувства зрения. «Не сообразят человеки, - писал святитель Игнатий, - что чудеса его (антихриста) не имеют никакой благой, разумной цели, никакого определенного значения, что они чужды истины, преисполнены лжи, что они - чудовищное, всезлобное, лишенное смысла актерство, усиливающееся удивить, привести в недоумение и самозабвение, обольстить, обмануть, увлечь обаянием пустого, глупого эффекта».

Контакт с виртуальным жителем

Яркой иллюстрацией этого послужит история, рассказанная Изяславом Адливанкиным, психологом, заведующим Миссионерским отделом Душепопечительского православного центра им. святого праведного Иоанна Кронштадтского:

«Хочу вспомнить одного мальчика, которого к нам в центр привезли из Новосибирска. Все в доме уже было украдено, все свое время он посвящал компьютерным играм. Его единственной задачей в жизни было украсть где-нибудь деньги и отнести их в компьютерный клуб. Вот что рассказал этот подросток. Сперва он играл в компьютер по пять часов в день, потом по шесть, по десять. А потом вообще перестал спать и играл постоянно. Заходил в салон и, пока деньги не кончались, не трогался с места.

Мог провести так двадцать часов, целые сутки. Не спал, не ел. И в какой-то момент произошла удивительная вещь: компьютер вдруг превратился для него в некую отвратительную тварь, оттуда высунулись руки, схватили его и втянули вовнутрь. Мальчик описывал это так подлинно, что у нас не возникло сомнений: он увидел разверзшееся перед ним страшное духовное пространство. Хотя ребенка это ужаснуло, играть он не прекратил. Видение повторялось несколько раз, и в конце концов он приехал к нам, не имея сил самостоятельно отойти от компьютерных игр, но уже понимая, насколько это губительно.

Мальчик не был психически болен, врачи пришли к выводу, что никакой психиатрии там не было. И потом, это не единичный случай подобных рассказов. Да что тут такого невероятного, с христианской точки зрения? Мы же знаем, что в духовном мире действуют разумные духовные же силы. Тесное общение с техногенной системой, напичканной негативной информацией, столь утончило его психическое и духовное восприятие, что у неких «жителей» компьютерного мира (о природе которых мы можем судить по «этике» компьютерных игр) появилась возможность ему «открыться»».

Зависший архимандрит

Но проблемы в этой сфере ощущают не только люди далекие от Церкви, но и монашествующие. С одним афонским монахом произошел такой случай. В монастырь, где он подвизается, подарили компьютерную технику. Будучи делателем Иисусовой молитвы, он на следующий день после работы на компьютере, поделился, что во время работы у него не шла молитва. Более того, до сих пор у него сухая молитва. Он был духовно истощен.

Другой случай произошел с абхазским пустынником. Пожив в горах под руководством духовника, часто причащаясь, однажды, он спустился по делам в Сухуми. Поскольку ему нужно было найти какую-то информацию в интернете, он пошел в интернет-клуб. Во время непродолжительной работы на компьютере испытал мощный духовный удар, от которого начал терять сознание.

Также афонский схиигумен рассказывал о своем духовном чаде, архимандрите, который, начав писать на компьютере богословскую диссертацию, «завис» в виртуальном мире.

Архиерейские проблемы

В православных медико-социальных центрах реабилитации много случаев полного излечения от наркозависимости, а также возвращения в Православие из различных сект, в том числе откровенно сатанинских. Но нет ни одного случая полного освобождения от виртуальной зависимости.

Эту проблему начали поднимать и архиереи нашей Церкви. Так, в сентябре 2015 года, на Международной богословской научно-практической конференции «Монашество Святой Руси: от истоков к современности», проходившей в Москве, архиепископом Берлинским и Германским Марком был зачитан доклад «Современные технологии и отречение от мира: их соотношение в условиях монастыря».

Дата публикации или обновления 01.05.2017

  • К оглавлению книги «О том, как грех вызывает наказание» - Что такое зло .
  • IV. Образы воздействия злых духов на людей.

    Как уже писалось выше, всю свою злобу и ненависть демоны обрушили на человека, который является образом Божиим. Все их усилия направлены на погубление как можно большего числа душ человеческих. Для чего они употребляют все свои возможности и силы.

    «Диавол отовсюду пытает, - говорит св. Григорий Богослов , - высматривает, где низложить, где уязвить и найти, что незащищено и открыто для удара; чем более видит чистоты, тем более усиливается осквернить... Злой дух принимает на себя двоякий образ, раскидывая то ту, то другую сеть: он - или глубочайшая тьма (явное зло), или превращается в светлого ангела (прикрывается видом добра и обольщает умы кроткой улыбкой), почему и нужна особая осторожность, чтобы вместо света не встретиться со смертью». О необходимости особой внимательности и бдительности предупреждает и святой апостол Павел , говоря, что сам сатана преобразуется во ангела светла, не велие убо, аще и служителие его преобразуются яко служителие правды, имже кончина будет по делом юс (2 Кор. 11,14-15).

    В борьбе с человеком падшие духи воздействуют на его тело, мысленную, чувственную и волевую сферы.

    Демоны могут убивать людей (Тов. 3, 8), наводить на них болезни и входить в них (то есть завладевать их телом).

    Демоны входят во внутренность человеческого тела всем газообразным существом своим, подобно тому как входит в него воздух. Подробное описание этого факта мы находим у Мотовилова в его рассказе о том, как нечистый дух завладел его телом и мучил многие годы.

    Демон, войдя в человека, не смешивается с душою, но пребывает в теле, обладая насильственно душою и телом. По указанию свт. Игнатия Брянчанинова, «газы имеют в особом развитии свойство упругости, то есть свойство принимать различной меры объем; очевидно, что и демоны имеют это свойство, по которому множество их может помещаться в одном человеке, как говорит об этом Евангелие (Лк. 8, 30)». Войдя в человека, по свидетельству св. Иоанна Кассиана, «бесы наводят страшное помрачение разумных чувств души; [это происходит] наподобие явлений, бываемых от вина, лихорадки или черезмерного холода». Но нашу душу он не может сделать своим вместилищем. «Нечистые духи, - утверждает этот же святой, - не иначе проникают в тела одержимых ими, как овладев наперед их умами и помышлениями.

    Обнажив умы от одежды страха Божия, памяти о Боге, злые духи нападают на них как на обезоруженных и лишенных Божией помощи и Божия ограждения, и потому удобно побеждаемых и, наконец, устрояющих в них жилища, как бы в представленном им владении». Об этом же говорит и свт. Григорий Богослов : «Диавол завладеть нами всецело не может никакими способами: если сильно овладевает некоторыми, то только по собственному произволению овладеваемых без сопротивления» (Иак. 4,7). Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что непосредственное вселение злого духа в человека происходит только по особому попустительству Господа и зачастую является следствием страстной и легкомысленной жизни грешника.

    Не вселение, а овладение человеком посредством внешнего подчинения сил души его демонической воле наблюдается гораздо более часто, чем беснование. Характерным примером этого может служить Иуда. Слова Евангелия вниде сатана во Иуду (Лк. 22,3) не следует понимать так, что Иуда сделался бесноватым в полном смысле этого слова. Св. Иоанн Богослов говорит, что через страсть сребролюбия сатана сначала проник в душу ученика (Ин. 12,6), потом полнее овладел его сердцем (Ин. 13, 2) и наконец решительно вселился в него (Ин. 13,27). Здесь яркий пример постепенного овладения демоном душою грешника посредством всеусиливающейся страсти сребролюбия.

    Одним из главных образов воздействия нечистых духов на людей является воздействие на их мысленную сферу путем привнесения туда различных греховных помыслов. Находясь вне досягаемости для телесных чувств человека, демоны, воздействуя на его ум, привносят туда различные мысли, которые индивидуум, не ведущий духовную жизнь, принимает за свои. И если он принимает их и соглашается с ними, то через это становится проводником чужой злой воли, постепенно овладевающей им всецело. «Нередко, - говорит Антоний Великий, - будучи сами невидимы, [злые духи] представляются благоговейными собеседниками, чтобы обмануть подобием образа и обольщенных ими вовлечь во что хотят».

    В православной аскетике даже имеются специальные термины для обозначения воздействий, оказываемых духами злобы на душу человека. Это «помыслы», или образы, подымающиеся из низших областей души, из подсознания, затем - «прилог», не то чтобы «искушение», а наличие посторонней мысли, пришедшей извне и введенной враждебной волей в сознание. «Это не грех, - говорит св. Марк Подвижник, - но свидетельство нашей свободы». Грех начинается лишь при «сочетании», при прикреплении ума к привходящей мысли или образу, или, вернее, он - некоторый интерес или внимание, указывающее уже на начало согласия с вражеской волей, ибо зло всегда предполагает свободу, иначе оно было бы лишь насилием, овладевающим человеком извне.

    Демоны, зная, что люди любят истину, принимают на себя личину правды и этим средством изливают яд в своих последователей. Так обманул некогда диавол Еву, говоря ей не свои слова, но якобы повторяя слова Божий, при этом извращая их смысл (Быт. 3,1). Так обольстил он супругу Иова, научив ее излишеству любви к мужу, а отсюда и хуле на Бога: «Рцы глагол некий (похули) ко Господу и умри» (Иов. 2,9), - сказала она, веруя, что за хулу Бога человек немедленно подвергается смерти и тем самым заканчиваются его тяжкие земные мучения. Так обольстил диавол и обманул всех людей, извращая суть вещей, и всех увлек в пропасть зла.

    Однако необходимо отметить, что при борьбе с нами демоны не знают расположения наших сердец, не могут читать наши мысли, но из слов, какие мы произносим в беседе, из действий внешнего человека при разговорах, «вставании, сидении, поступи, взоре усматривают - льстивным весь день поунахуся (Пс. 37,13) - наше внутреннее устроение, чтобы во время молитвы омрачать наш ум злыми помыслами, соответствующими расположению страсти» (св. Евагрий монах). Вот что об этом говорит св. Исидор Пелусиот: «Диавол не знает того, что у нас в мыслях, потому что это исключительно принадлежит одной силе Божией; но по телесным движениям уловляет он думы. Увидит ли, например, что иной пытливо смотрит и насыщает глаза чуждыми красотами? Воспользовавшись его устроением, тотчас возбуждает такого человека к прелюбодеянию. Увидит ли одолеваемого чревоугодием? Тотчас живо представит ему страсти, порождаемые чревоугодием, и доставляет служащее к приведению намерения своего в действие. Поощряет к разбою и неправедному приобретению». Подвигоположник Христос Бог уравнивает силы борющихся и укрощает свирепую ярость злых духов, которые без попущения Божия не могут искушать людей, как это видно из жизни Иова. Даже войти в свиное стадо бесы сами не во власти, а Господь не попускает искушать им человека свыше его сил. Но в борении подает христианину силы, дающие ему возможность выйти победителем.

    Кроме мысленной сферы, падшие духи могут приражаться еще и к чувственной и волевой стороне души человека. Вот что об этом пишет прп. Нил Синайский: «Когда завистливый демон не успеет привести в движение память, тогда воздействует на кровь и соки, чтобы через них произвести в уме воображение и наполнить его образами». Воздействуя на тело, бес возбуждает в человеке чувство похоти, ярости, гнева и т. п. Это наглядно видно на примере св. Иустины, в которой бес, насылаемый колдуном, разжигал чувство похоти и сладострастия, но был отогнан молитвой святой.

    Воздействуя на волевую сферу души человеческой, демон как бы лишает человека сил, энергии, способности к решительным действиям и всякому действию вообще, но опять же при молитве отходит, будучи побежден силой Христовой.

    Евагрий монах пишет, что бесы различаются по степени зла и сил, выполняя различные служения. Это подтверждает и св. Иоанн Кассиан, говоря, что «одни из них услаждаются нечистыми и срамными похотьми, иные любят богохульство, иные гнев и ярость, иные утешаются печалью, иные тщеславием и гордостью, - и каждый ту страсть в сердца человеческие всевает, какою сам собственно услаждается; но не все вместе возбуждают страсти, а попеременно, смотря по тому, как требует время, место и приемлемость искушаемого». О духовной невидимой брани свидетельствует тот же подвижник: «На новоначальных и немощных нападать пускаются слабейшие духи, а когда эти побеждены будут, тогда посылаются сильнейшие», - но это происходит по мере умножения духовных сил воина Христова.

    Демоны имеют своеобразную «специализацию», находясь во зле, имеют некоторую свободу, потому что могут из многих зол выбирать одно, наиболее для них приятное. Этой страстью они и живут, стараются разжигать ее в человеке, через то получая доступ к его душе и телу. Кроме того, вполне допустимо предположить, что бесы могут питаться и усиливаться за счет трансформируемой в страстном услаждении энергии человека. Если, по словам св. Иоанна Дамаскина, Ангелы «созерцают Бога, насколько для них возможно, и имеют это пищею», то демоны, для которых созерцание невозможно, видимо, могут получать энергию косвенным путем, через человека, приспособляя его энергетику для своего питания. Для этого они вначале должны уподобить человека себе, через то получив доступ к его душе. Человек страстный и грехолюбивый является для падших духов превосходной питательной средой. Раздувая в нем энергию страстей, пожирающую его жизненные силы, демон питается и усиливается в такой среде. Кроме того, овладев грешником, падший дух использует его тело как инструмент для получения большего услаждения страстью. Вот и еще одна причина того, почему человек страстный и грехолюбивый буквально облеплен бесами.

    Одновременно необходимо отметить, что падшие духи могут наделять своих служителей особым демоническим видом энергии, которая позволяет покорным исполнителям воли сил зла неутомимо работать на ниве умножения греха. Но в силу своей деструктивной сущности, лишенные способности к созиданию бесы в конце концов уничтожают и своих последователей.

    Господь попускает проявиться злой воле демонов, так как Он не нарушает свободы ни одного из разумных существ. Вместе с тем Он всегда ограничивает пагубные действия духа злобы, направляя их к благу людей. Тогда как после обольщения прародителей диавол все более и более распространял свою власть и господство над людьми, Господь, со Своей стороны, подготовил все к тому, чтобы совершенно поколебать и ниспровергнуть эту власть, что и было совершено пришедшим на землю Сыном Божиим, Который, разрушив царство диавола, основал Свою Святую Церковь. Истинно верующим Он даровал силу противиться духам злобы и господствовать над ними. «Что Христос родился для сокрушения демонов, - писал св. Иустин, обращаясь к язычникам, - это и теперь вы можете узнать из того, что происходит перед вашими глазами. Ибо многие из наших, из христиан, исцеляли и ныне еще исцеляют множество одержимых демонами и во всем мире, и в нашем городе, заклиная именем Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате... тем побеждают и изгоняют демонов, овладевших людьми».

    Ведя с верующими во Христа постоянную и ожесточенную брань, дух злобы, однако, никогда не насилует человеческой свободы, прибегая к чарующим обольщеньям и лукавым советам и убеждениям. Потому с помощью благодати Божией христианин может с успехом отражать все вражьи нападения через сердечное призывание имени Иисусова, крестное знамение, от которого трепещут демоны. При упорной бесовской брани бывают необходимы молитва и пост, которые поддерживают и подкрепляют силы души, а также духовное бодрствование (борьба с греховными помыслами), при котором духовному борцу легче бывает подметить все искусительные диавольские ухищрения и вовремя их отразить. Сам Спаситель преподал правило, как изгонять злых духов: Сей род ничим же может изыти, токмо молитвою и постом (Мк. 9, 29).

    Искушения диавольские Господь попускает, во-первых, для посрамления же и уничижения ди-авола и, во-вторых, для испытания и укрепления воли в добре Своих последователей. Подвижники в борьбе с бесовскими искушениями приобретают духовную опытность, познают свои духовные недуги и, врачуя их, совершенствуются в добре. «Человеколюбец Бог, - пишет свт. Василий Великий, - употребляет жестокость демонов к нашему уврачеванию, подобно тому как мудрый врач употребляет яд ехидны к излечению больных». Свт. Иоанн Златоуст же по этому случаю говорит следующее: «Если кто спросит, почему Бог не уничтожил древнего искусителя, мы ответим, что это Он сделал не по чему-либо иному, как по великой попечительности о нас. Ибо если бы лукавый овладевал нами насильно, то тогда бы этот вопрос имел некоторую основательность. Но так как он не имеет такой силы, а может только к себе склонять нас, тогда как мы можем и не склоняться, то для чего ты устраняешь повод к заслугам и отвергаешь средство к достижению венцов?.. Бог для того оставил диавола, -чтобы те, которые уже побеждены им, низложили его самого, а доблестные имели случай к обнаружению своей (твердой) воли... Диавол зол для себя, а не для нас: потому что, если мы захотим, можем приобрести через него много и добра, конечно, против его воли и желания, в чем и открывается особенное чудо и необычайно великое человеколюбие Божие... Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя и тогда с большим усердием прибегаем к Богу». По святому Иустину, Бог ради христиан «медлит произвести смешение и разрушение Вселенной, так, чтобы не было уже более злых ангелов или демонов», конец пагубной деятельности которых будет окончательным осуждением злых духов на вечные адские мучения.

    Жертвоприношения. Как считает свт. Василий Великий: «Всем идолам, которым язычники воздают поклонение, невидимо сожительствуют и соприсутствуют некоторые демоны, находящие наслаждение в нечистых жертвах».

    Ясно обнаруживается власть демонов над статуями, им посвященными, содержанием повествования, которое мы читаем в книге Царств (1 Цар. 5,2-3). Иноплеменники захватили кивот Господень и поставили его в храме своего бога Дагона. Войдя наутро, обнаружили статую Дагона падшею на свое лицо. Изваяние, видимое для всех, был Дагон; упавший же на свое лицо был демон, ниспровергнутый славою, окружавшей кивот Божий. Он-то и пал на лицо свое, а с собою ниспровергнул и опрокинул видимую вещь.

    По этой причине употребляющие в пищу идоложертвенное признаются участниками трапезы демонов (1 Кор. 10,21).

    Как видим из вышесказанного, князь века сего не только невидимо, помыслами пленял людей, но и вступил в явное общение с ними, делая провещания из идолов. В этом ему помогали такие явные злодеи, какими были известные из истории Ианний и Замврий и другие волхвы, жрецы, астрологи и чародеи. Заблуждение людей поддерживалось ими чудесами и прорицаниями бесовскими.

    Мятежные и враждебные власти охотно и поспешно исполняют таковые служения для того, чтобы умножить число участников своей погибели.

    Кроме того, за ложные чудеса, ими творимые, люди приносили им жертвоприношения, столь любимые бесами, и воздавали им божеские почести, теша тем самым сатанинскую гордость.

    Общение со Христом освобождает верующих от власти диавола, но это только при совершеннейшей вере; а так как совершенство достигается не всеми, то власть диавола в мире продолжается над несовершенными по мере их страстности, а равно и над неверующими во Христа. Таким образом, лишь верующим дарована возможность освобождения от власти диавола в результате крестных заслуг Спасителя. Возможность эта осуществляется по мере и степени веры и нравственного усовершенствования человека. Вот почему, хотя победа Христа над князем мира и совершилась фактически смертию и воскресением Христа, Церковь Христова, во временном и постепенном развитии ее в мире, есть еще Церковь воинствующая и будет таковой до кончины мира и Страшного суда.

    В силу искупительных заслуг Иисуса Христа мы можем побеждать диавола. Влияние его на людей ослаблено, особенно на тех, кто распинается Христу «со своими страстьми и похотьми». Только посредством греха и страстей бесы льнут к душе, и она, пока во грехе, бывает ослеплена ими. Св. Григорий Нисский говорит: «Когда естество наше впало в грех, наше падение Бог не оставил Своим Промыслом, но в помощь жизни каждого приставляет некоего Ангела, из приявших бесплотное естество, но с противной стороны, растлитель естества ухищряется на то же посредством некоего лукавого и злотворного демона, который бы вредил человеческой жизни. Человек же, находясь среди Ангела и демона, сам собою делает одного сильнее другого, свободной волею выбирая учителя из двух. Добрый Ангел предуказывает помыслам блага добродетели, а другой показывает вещественные удовольствия, от которых нет никакой надежды на благо».

    Как видим, конечный выбор добра и зла всегда остается за самим человеком. И в случае принятия стороны Ангела света христианин легко побеждает падшего духа. Святые отцы и учители Церкви указывают нам следующие средства для борьбы с диаволом: веру, слово Божие, призыв имени Христа Спасителя нашего, страх Божий, смирение, трезвение, молитву, крестное знамение. Эти средства каждый христианин может непосредственно употреблять в борьбе с демонами; существуют же еще и такие, которыми можно воспользоваться через священнослужителей; это покаяние с Причащением Святых Христовых Тайн и заклинания, читаемые над страждущими от нечистых духов. «Когда молитвенники (молящиеся христиане) мужественно переносят искушения, каются в своих грехах, благодушно терпят оскорбления, пребывают в молитвах, - свидетельствует прп. Иоанн Карнафский, - то бесы мучатся, терзаются и плачут, но людям это не дано видеть, чтобы не надмились». Молитва, способствующая излиянию благодати Святаго Духа на человека и связывающая его с Богом, жжет бесов и, не терпя огня благодати, с воплями они отбегают от молящегося. Вот почему при любом искушении необходимо вставать на молитву, дающую нам помощь Божию, с которой мы непобедимы.

    Так же как и духи имеют влияние на вещество, так и вещество имеет влияние на духов. В церковной практике известно отгоняющее действие ладана на злых духов. Также отмечено благодатное действие святых мощей, чудотворных икон и даже одежд святых, присутствия которых не выносят злые духи. Все это связано с благодатью, от них исходящей и пожигающей демонов.

    Известно, что святые подвижники еще в земной жизни получали власть над нечистыми духами. Так, в житиях св. Андрея, мц. Иулиании и св. Антония Великого читаем о том, что они даже подвергали биению злых демонов. Жития святых исполнены свидетельств о победе преображенного человека над нечистыми духами.

    Стоит лишь напомнить, что хотя в семействах ароматов, есть деление на мужские и женские, элементы и тех и других могут использоваться в парфюмерии независимо от её "половой" принадлежности. А теперь - семейства…

    Семейство №1:

    ШИПРОВЫЕ (женские и мужские)
    Ароматы этого семейства - это шалфей, лаванда, дубовый мох, пачули и смола. Название "шипровые" пошло от острова Кипр в Средиземном море, и его первым использовал Francois Coty, выпустив духи с тем же названием. Эти ароматы идеально подходят для любителей природы.
    Примеры: женские Halston, Knowing от Estee Lauder, Miss Dior от Christian Dior; мужские D.K. Unleaded от Donna Karan.

    Семейство №2:

    ЦИТРУСОВЫЕ (женские и мужские)
    Эти ароматы включают лимон, мандарин, грейпфрут, и бергамот. Легкое и свежее чувство этих духов хорошо подойдет для уикэнда, либо для особых случаев.
    Примеры: женские - Eau de Rochas от Rochas и Gieffeffe от Gianfranco Ferre; мужские - Armani от Giorgio Armani, Drakkar Noir от Guy Laroche, Tommy от Tommy Hilfiger и Blue Jeans от Versace.

    Семейство №3:

    ЦВЕТОЧНЫЕ (женские)
    Ароматы в этом семействе включают фиалку, гвоздику, розу, гардению, лилию, туберозу и нарцисс. Цветочные духи обычно состоят из комбинации нескольких различных цветочных ароматов.
    Примеры: Chloe от Lagerfeld, Eternity от Calvin Klein, Gucci Accenti и Joy от Jean Patou.

    Семейство №4:

    ЦВЕТОЧНО-ВОСТОЧНЫЕ (женские)
    Многие классификации содержат цветочно-восточный тип, который в нашей классификации можно представить как смесь цветочных и ориентальных ароматов.. Ароматы этого семейства - жасмин, гардения, мандарин,фрисия; конечные ноты сандалового дерева, мускуса, янтаря, и абрикоса. В принципе, цветочно-восточный тип - это подкатегория цветочного семейства и достаточно обширен, чтобы дать ему точное определение. Духи этого семейства рекомендуется использовать днем и ночью, так как они содержат экзотические цветы и пряности.
    Примеры: Joop!, Samsara Guerlain, Sun Moon Stars от Karl Lagerfeld и Tresor Lancome.

    Семейство №5:

    ФУЖЕРНЫЕ или ПАПОРОТНИКОВЫЕ (женские и мужские)
    Это семейство состоит из ароматов дубового мха, лаванды и герани. Французское слово "fougre" переводится как папоротник. Этот термин является странным для аромата, так как папоротники не имеют никакого запаха вообще!
    Примеры: женские Baryshnikov от Parlux, Cool Water Woman от Davidoff и Safari от Ralph Lauren; мужские - Boss от Hugo Boss и Paco Rabanne.

    Семейство №6:

    ФРУКТОВЫЕ (женские)
    Ароматы в этом семействе включают яблоко, абрикос, мандарин, бергамот, нероли, ананас, и папайю. Эти духи чистые и свежие как цитрусовые, мягкие и теплые как персик.
    Примеры: Jess от Jessica McClintock, Lauren от Ralph Lauren, и Liz Claiborne от L. Claiborne.

    Семейство №7:

    ЗЕЛЁНЫЕ (женские)
    Ароматы в этом семействе включают розмарин, лаванду, сосну, можжевельник, гиацинт, и гальбанум. Это запах зеленых листьев и свежесрезанной травы, смешанной с осенними бризами.
    Примеры: Chanel №19 от Chanel, Gio от Giorgio Armani, Safari от Ralph Lauren, и Sung от Alfred Sung.

    Семейство №8:

    АЛЬДЕГИДНЫЕ [современные] (женские)
    Ароматы этого семейства синтезированы из альдегидов, чистыми химическими соединениями, что обеспечивает большое разннобразие нюансов в ароматах этого семейства. Нагреваясь поверхностью кожи, эти ароматы приобретают насыщенность, становятся более яркими, а также альдегиды усиливают другие ноты в духах. Эта тенденция, впервые использованная Coco Chanel в ее Chanel №5, сейчас используется почти в каждых духах.
    Примеры: Chanel #5 Chanel, Red от Giorgio Beverly Hills и White Linen от Estee Lauder.

    Семейство №9:

    ОРИЕНТАЛЬНЫЕ или ВОСТОЧНЫЕ (женские и мужские)
    Ароматы в этом семействе - это янтарь, ваниль, дерево и смолы. Эти духи лучше всего подходят для вечерней одежды, хотя большинство людей плохо переносят этот очень плотный аромат.
    Примеры: Black Pearls от Elizabeth Taylor, Casmir от Chopard, Opuim от Yves Saint Laurent и Shalimar от Guerlain.

    Семейство №10:

    МОРСКИЕ, ОЗОНОВЫЕ, ОКЕАНИЧЕСКИЕ (женские и мужские)
    Ароматы в этом семействе - это полностью синтетические ароматы, напоминающие нам о таких вещах, которые невозможно уместить во флаконе: брызги волн, воздух в горах, природные стихии.
    Примеры: Acqua Di Gio от Giorgio Armani, Duna от Crictian Dior и Sunflower от Элизабет Арден.

    Семейство №11:

    ПРЯНЫЕ (женские и мужские)
    Ароматы этого семейства включают запах имбиря, корицы и кардамона, а также цветы, имеющие пряные ноты, такие как гвоздика и лаванда.
    Примеры: Coco от Chanel, KL от Lagerfeld и Poison от Christian Dior; мужские - Bijan и Joop!.

    Семейство №12:

    АМБРОВЫЕ или ЛАВАНДОВЫЕ (мужские)
    Это семейство включает в себя лавандовые масла и лавандовые растения, которые растут на юге Франции. Самый древние, ароматы лавандовых являются чистыми, яркими, натуральными запахами и идеальны для повседневного использования.
    Примеры: Ungaro Collection от Ungaro.

    Семейство №13:

    КОЖАНЫЕ (мужские)
    Масло, можжевельник, экстракт березовой коры в виде смолы. Насыщенная комбинация дымного и мягкого запаха делает это семейство ароматов часто используемым в одеколонах, дезодорантах, гелях и т. п.
    Примеры: English Leather от Dana, Royal Copenhagen и Pour Lui от Oscar de la Renta.

    Семейство №14:

    ДРЕВЕСНЫЕ (мужские и женские)
    Это семейство состоит из ароматов сандалового дерева, розового куста, кедра, vetiverа, а также содержит подсемейство морских (океанских, озоновых) древесных ароматов: мирта, мускуса и голубого ириса.
    Примеры: Aramis от Estee Lauder, Cool Water от Davidoff, Safari от Ralph Lauren и Lauder от Estee Lauder.

    ОБОНЯНИЕ - ГЛУБИННОЕ ЧУВСТВО
    С развитием цивилизации нос в жизни человека играет все меньшую роль: современный человек 70 процентов впечатлений получает через глаза. Зато обоняние - самое чуткое и самое неумолимое из всех пяти чувств. За считанные доли секунды оно выносит свой окончательный и не подлежащий обжалованию приговор. Да и путь обонятельного раздражения в лимбическую систему - центральный диспетчерский пункт всех пяти чувств - не так долог. Этот участок мозга связан прямой линией с теми самыми пятью квадратными сантиметрами слизистой оболочки в наших верхних носовых раковинах, где расположены обонятельные рецепторы. Визуальные, тактильные и акустические раздражения попадают в лимбическую систему окольными путями - через разветвленную сеть нервной системы.

    Лимбическая система мозга не только „заведует" нашими эмоциями - страх, радость, печаль, страсть - но и регулирует деятельность гипоталамуса, который, как известно, вырабатывает половые гормоны и, получив соответствующую информацию от обонятельных рецепторов, подает сигнал „боевой тревоги". Кроме того, лимбическая система играет важную роль в координации деятельности „ближней" и „дальней" памяти. Этим объясняется, почему некоторые запахи вызывают приятные или неприятные воспоминания: в нашем сознании многие события и люди „записываются" вместе с сопровождающими их запахами. Запахи могут оказывать самые неожиданные воздействия. Все зависит от того, какое первое впечатление с ними связано. И потому секс-бомба, благоухающая знаменитым „Шанель № 5" не имеет никаких шансов на успех у молодого человека, чья противная тетя имела обыкновение пользоваться этими духами.

    СЕКСУАЛЬНЫЕ "ПРИМАНКИ"
    На вкус и на цвет товарища нет. К запахам эта поговорка применима еще в большей степени. Одни и те же духи одного приводят в восторг, а у другого вызывают тошнотворное отвращение. Но все же некоторые запахи действуют на всех приблизительно одинаково.

    Скажем, большинству мужчин приятны ароматы ванили и сандалового дерева, а запах лимона их тонизирует и возбуждает. Наиболее сексуальными и эротическими зарекомендовали себя амбра, мускус, цибетин, пачули, роза, земляника, малина, яблоко и кедровое дерево - не случайно большинство мужской и женской парфюмерии изготовлено на их основе. Любопытная история произошла с феромоном. Это вещество - своего рода пахучая сексуальная приманка, вырабатываемая в человеческом организме. Производители надеялись, что парфюмерия на основе феромона будет неотразимо воздействовать на противоположный пол. Но увы, к аромату этого синтезированного в лабораториях вещества остались равнодушны и мужчины и женщины. И попытки создать духи на основе „сексуальных приманок" благополучно канули в Лету.

    И все же... Несмотря на коммерческое фиаско, феромон вполне может стать составной частью новых парфюмерных разработок - все дело в том, чтобы найти разумные пропорции. Эксперименты над животными показали, что феромон может оправдывать свое назначение.

    "ТЫ ПЛОХО ПАХНЕШЬ..."
    В повседневной жизни нам постоянно приходится иметь дело с людьми. А от них - и тут никуда не деться - исходят те или иные запахи. Особенно это важно в любовных делах: вряд ли отношения долго продлятся, если одному из партнеров не нравятся запахи, исходящие от другого.

    Исследователи парфюмерии выяснили, что очень часто перемена в отношениях партнеров вызывает и изменение в восприятии запахов. В самых критических случаях не способны уже помочь никакие духи и дезодоранты. Кстати: женщины обычно после разрыва или развода меняют и духи, а мужчины охотно дарят новым подругам духи, которыми пользовались их прежние возлюбленные.

    Но поговорим о гармоничных отношениях. Специалисты-психологи считают, что крепкая связь и долгая дружба возможны только на прочной „обонятельной основе": только приятный запах способен создать атмосферу близости, тепла и взаимного доверия. И это закладывается в человеке с первых часов жизни: младенец находит материнскую грудь в темноте - по запаху. Что такое хорошо и что такое плохо для нашего носа, мы узнаем в детстве.

    Для грудного младенца все запахи ни хороши, ни плохи - и только от родителей он узнает, где „кака", а где „ляля". Постепенно запахи в нашем сознании соединяются с переживаниями и воспоминаниями, и хранятся в памяти в виде некоего католога, к которому мы на протяжении всей жизни будем обращаться за справками.

    В МОРЕ АРОМАТОВ
    Научно установлено, что у умных обоняние острее, чем у глупых. И что женщины более чувствительны к запахам, чем мужчины. Их гормональная система прежде всего реагирует на запах, и они в буквальном смысле способны чуять, как себя чувствует партнер, а зачастую и его зарождающееся отчуждение.

    Сколько же запахов способен различить человек? Об этом у ученых нет до сих пор единого мнения: талантливые носы способны различить до 2000 оттенков. Нормальные люди ограничиваются примерно 290 различными ароматами.

    Тот, кто изо дня в день пользуется одними и теми же духами или одеколоном, рискует быстро утомить обоняние, как свое, так и окружающих. Привычный запах постепенно как бы перестает восприниматься вообще. Поскольку запах оказывает сильное влияние на настроение, советуем вам, для каждой встречи, в зависимости от ее назначения, выбирать свою ароматическую ауру, особенно это актуально, конечно, для любовных свиданий...

    Дать имя новорожденному аромату – целая наука. Оно должно быть простым и запоминающимся, ярким, но в то же время неизбитым. Название, как и сам аромат, должно будить фантазию. Сначала парфюмеры шли простым путем. Их творения либо носили имя своего основного цветочного компонента (помните наши духи “Ландыш” и одеколон “Гвоздика”?), либо именовались высокопарно, романтично и карамельно.

    Революцию совершила Коко Шанель. Выпустив несколько вполне традиционных духов со вполне традиционными названиями, в 1921 году она отчаянно идет ва-банк – появляются “Шанель №5”. Каково это, когда вокруг сплошные “Amour Amour” или “Narcisse Noir”? Название шокировало. Пуритане спрашивали: “Что значит №5, на что она намекает?”, педанты говорили: “Это полная бессмыслица”, гедонисты укоряли за плоскость, скромники – за нескромность.

    Взять да назвать духи своим именем! Подчеркнутая собранность, деловитость и одновременно провокационность Шанель не вписывалась в парфюмерную действительность 20-х годов – она была вестником нового времени. Удалось, риск оправдал себя. Это непонятное “Шанель №5” до сих пор “держит марку”, восторгает или, по крайней мере, вызывает уважение.

    Увидев, что метод провокации себя оправдывает, парфюмеры стали смелее. В 1977 году Ив Сен-Лоран выпустил “Opium”, из-за чего разгорелся мировой парфюмерный скандал. Суды США и Испании обвинили производителей в косвенной пропаганде наркотиков и запретили продажу этих духов на своих территориях. В Саудовской Аравии даже упоминать “Opium” было запрещено! Однако через восемь лет появился не менее опасный с точки зрения здоровья “Poisоn” (яд), и обнаружилось, что общественность уже привыкла к шокирующим названиям.

    У парфюмеров появилась и другая тенденция: прислушиваться к своей интуиции и отражать настроение времени. Оказалось, что это не так просто: слишком быстро оно меняется. Но бесстрашный Calvin Klein в 80-х выпускает “Obsession” (одержимость), а в 90-х “Eternity” (вечность) “Сontradictions” (противоречия, противоположности, контрасты) – и во всех случаях попадает в такт. Так же, как оправдывают сиюминутные ожидания его “CK one” и “CK be”.

    Для того, чтобы эти ожидания понять и, опередив конкурентов, отобразить их в названии нового аромата, на парфюмерной ниве трудятся целые подразделения психологов, социологов и лингвистов-международников. Ведь название должно “играть”, быть благозвучным и вызывать приятные ассоциации вне зависимости от языка производителя и потребителя. Иначе будут курьезы.

    Например, итальянская парфюмерная марка “Rockford” изначально не имела никаких шансов: не только во франкоговорящих странах, но и во всем цивилизованном мире это название ассоциируется только со знаменитым французским сыром рокфор.

    По той же причине духи “Tosca” вряд ли могут быть популярны в России – если только в качестве подарка сопернице. Многие производители парфюмерии привязаны к одному имени: изменяя запах, они просто “наращивают” старое название. Так “Poison” стал сначала “Tendre Poison”, а недавно и “Hypnotic Poison”, вслед за “Gio” появилась “Acqua di Gio”, а “Amarige” украсился пышным эпитетом – “Extravagance d`Amarige “.

    Эксперты не считают такой подход правильным и рекомендуют придерживаться жесткого правила: новая нота – новое название. Все дело в ассоциациях: название и аромат тесно связываются в нашем восприятии. Увидев знакомое название, мы ожидаем, что новые духи – просто модификация старых (например, что “Acqua di Gio” – это разбавленные “Gio”).

    Если исходная марка нравилась, покупатель хочет, чтобы новые духи хоть отдаленно напоминали своих одноименных предшественников, и не найдя ничего общего, испытывает разочарование. А если первый “Poison” до смерти надоел его хозяйке, она ни за что не посмотрит на второй и третий.

    И все-таки даже серьезное исследование и знание “золотых правил маркетинга” еще не обещают духам народной любви. И наоборот – абсолютно проигрышные с точки зрения логики марки порой опровергают все научные изыскания. Вот, например, “Nina Richis L’Air du Temps” – звучит как издевка над непреложным законом: “название должно быть максимально короткое, броское и запоминающееся”. Мало того – не знающими французского оно воспринимается как неудобопроизносимая скороговорка-абракадабра.

    И тем не менее духи “L’Air du Temps” уже много лет далеко не последние по уровню продаж. Почему? Наверное, в них есть какая-то загадка…