Возможности лексики. Изобразительно- выразительные средства языка Как сделать свою речь разнообразной и богатой

Цель урока. Обучение анализу фонетической организации речи.

Задачи урока:

  • актуализировать следующие литературоведческие понятия: благозвучие, неблагозвучие, аллитерация, ассонанс, звукопись;
  • научиться редактировать текст с точки зрения его фонетической организации;
  • усовершенствовать навык анализа фонетических средств выразительности речи.

Оборудование: распечатки текстов, слайды.

ХОД УРОКА

Эмоциональный старт: чтение учителем (подготовленным учеником) стихотворения С.Я.Маршака.

Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных – прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Звучат в согласных серебро и медь.
А гласные даны тебе для пенья.
И счастлив будь, коль можешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье.

– В каких словах заключена основная мысль стихотворения?
– «Продышите» строки любимых стихотворений? Почему они запомнились вам?

Ученики читают по памяти любимые строки, например: «Шёпот, робкое дыханье, трели соловья…», «Блестело море всё в ярком свете, и грозно волны о берег бились…» и т.д. Объясняют, что запомнились из-за гармоничной связи смысла и звучания, мелодики или ритмичности.
Учитель сообщает тему и цель урока.

Задание № 1.

Укажите особенности звуковой организации речи в отрывке из поэмы А.Твардовского «Дом у дороги». Выделите звуковые повторы; определите их эстетические функции в контексте.

Таков завет и звук таков,
И по косе вдоль жала,
Смывая мелочь лепестков,
Роса ручьём бежала.
Покос высокий, как постель,
Ложился, взбитый пышно,
И непросохший сонный шмель,
В покосе пел чуть слышно.
И с мягким махом тяжело
Косьё в руках скрипело.
И солнце жгло,
И дело шло,
И всё, казалось, пело:
Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой –
И мы домой.

Укажите недочёты фоники в отрывках из произведений молодых авторов, запишите вариант редактирования. Сравните его с вариантом правки М.Горького.

Вариант рукописи Замечание М. Горького
  1. Капают капли с крыш в опрозраченном воздухе; как капли, упадают один за другим удары великопостного колокола.
  1. «Этих “как ка“ можно найти сотнями на страницах скучной книги Новикова».
  1. Не обращая внимания на актрис с страстными взглядами.
  1. «Три С невыносимо свистят».
  1. За год произошло свыше полутораста стычек.
  1. Неуместно сочетание «ста», «сты».
  1. Изредка из дребезжащей калитки высовывалось лицо молодайки.
  1. Для замены слога «из» использовать «иногда».
  1. Небо, казалось, трескалось от жары, от жары и усталости туманилось в глазах.
  1. Трижды «лось» звучит плохо.

Учитывая уроки предыдущего задания и советы М.Горького, из предложенных аббревиатур выберите название нашего школьного театра. Предложите свой вариант.

  1. ТОУ – театральная организация учащихся.
  2. КИТ – клуб интересующихся театром.
  3. ТКУ – театральный клуб учащихся.
  4. ТКШ – театральный клуб школьников.
  5. ШТИ – школьное театральное искусство.
  6. ШТО – школьное театральное общество.
  7. ОТИ – общество театрального искусства.

Определите цель использования звукоподражательных и звукообразных слов, их фонетического окружения.

  1. Из мёртвой главы гробовая змея, шипя, между тем выползала. (П.)
  2. Знакомым шумом шорох их вершин меня приветствовал. (П.)
  3. Много травили, много скакали, гончих из острова в остров бросали. (Н.)
  4. Стучат каблучки, как будто копытца, – девчонка к колонке сбегает напиться. (Возн.)
  5. Изба-старуха челюстью порога жуёт шершавый мякиш тишины. Е.)
  6. Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь. (П.)

– Сроки каких авторов вы узнали?
– Как называется использованный поэтами приём выразительности? Дайте его определение. (Звукопись – приём усиления изобразительности текста путём такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине, выражаемому настроению.)

Анализируя фонику стихотворения, покажите единство звуковой и смысловой организации речи. Назовите приём усиления изобразительности.

Анализируя фонику, покажите единство звуковой и смысловой стороны речи. Используйте варианты клише: благодаря звукописи (ассонансу, аллитерации), т.е. повторению звуков … автор создаёт настроение (радости, гнева, спокойствия, восхищения, умиротворения, горечи и. т.д.), или … передаёт красоту (безобразие, динамичность и т.д.) мира, происходящего, или … подчёркивает контрастность изображаемых явлений (событий, характеров, поведения и т.д.)

1) Только ночью видишь ты вселенную.
Тишина и темнота нужна,
Чтоб на эту встречу сокровенную,
Не закрыв лица, пришла она.

2) Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы:
Теперь не то, и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.

Проанализируйте правку русских поэтов с точки зрения фоники; укажите лексические замены, продиктованные звуковым отбором слов, попытайтесь обосновать отказ от тех или иных созвучий и подбор слов определённой звуковой окраски. Работа в группах.

Первоначальный вариант Окончательный вариант
Любви печальную тревогу
Любви безумную тревогу
Я слишком рано, может быть, узнал.
Услышишь суд глупца
И черни смех холодный...
Услышишь суд глупца
И смех толпы холодный…

Убит!.. К чему теперь рыданья,
Похвал и слёз ненужный хор…

Коварным шёпотом бесчувственных (презрительных) невежд…
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шёпотом
насмешливых невежд…
Слова надежды повторяя,
Чужда тоски душа твоя.
Слова разлуки повторяя,
Полна надежд душа твоя.
И красные мчались на юг эскадроны. И красные скакали на юг эскадроны.

Сравните звуковую организацию речи в предложениях; укажите, что нарушает благозвучие в неотредактированных вариантах. Проанализируйте стилистическую правку, в случае необходимости внесите в редакторский вариант коррективы.

Первоначальный вариант Окончательный вариант
С раннего утра сюда стало стекаться всё население села. Рано утром сюда начали идти люди со всего села.
Пограничники охраняют границу как зеницу ока. Пограничники надёжно охраняют границу.
Живописную летопись Москвы представляют собой рисунки и гравюры, представленные на выставке. Рисунки и гравюры, представленные на выставке, – это художественная летопись Москвы.
На беспримерном примере полёта «Союза – 9» основывались авторы в снимании фильма. В основу фильма был положен беспримерный полёт космического корабля «Союз – 9».

Запишите стихотворение А.С.Пушкина. Подготовьте связный ответ о фонетических средствах звуковой гармонии поэтической речи. Укажите повторяющиеся звуки, явления ассонанса, аллитерации; объясните их связь с художественными образами и содержанием стихотворения. Назовите слова, выделяемые с помощью звукописи.

Урну с водой уронив, об утёс её Дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.

(Один из возможных вариантов ответа:

«В стихотворении А.С.Пушкина «Царскосельская статуя» воспета одна из самых известных достопримечательностей Екатерининского парка Царского села. Это фонтан «Девушка с кувшином», изображающий сидящую девушку с черепком в руках и разбитый кувшин у её ног, из которого неиссякаемой струёй течёт вода.
Великий поэт сумел воспроизвести образ не бездвижной скульптуры, но живой «Девы». Благодаря аллитерации мы явственно слышим грохот и звон разбиваемого о скалу кувшина: «Урн у с водой ур он ив, об утёс её Дева р азб ила. Звонкие взрывные звуки передают мгновенное, краткое действие. Лёгкий же и тихий шорох бесконечно текущей воды, её вечное журчание нам слышны в повторяющемся звуке «Ч» («…над вечной струёй, вечно печальна сидит».) Таким образом, поэт с помощью звукописи соединил в столь небольшом стихотворении и кратковременное действие, и вечность.)

Домашнее задание. Подготовьте письменный связный ответ о фонетических средствах звуковой гармонии стихотворения «На холмах Грузии…» Укажите повторяющиеся звуки, явления ассонанса, аллитерации; объясните их связь с художественными образами и содержанием стихотворения. Назовите слова, выделяемые с помощью звукописи.

(Один из возможных вариантов работы:

«В сознании А.С.Пушкина всегда присутствовала ассоциация Грузии с её песнями. Он писал: «Песни грузинские приятны и по большей части заунывны». В стихотворении «На холмах Грузии» это представление получает фонетическую поддержку: звуковое совпадение «Грузии» – «грустный». Аллитерация в первых 3-х строчках: Грузия, Арагва, грустно – способствует созданию чувства спокойной уверенности. Перекликается с этим понятием и самое сокровенное чувство – любовь. Лишь звуковым намёком (мягким Л) оно присутствует в первой строчке: «л ежит». Более ясно – в третьей: «Мне грустно и л егко; печал ь моя светл а…», а названо (дважды) только в конце стихотворения.
Между грустью и любовью особое место занимает печаль, и поэтому печаль пронизана необыкновенным светом, свет становится качеством её. Звуковой образ «печаль» распространяется на все слова с ударным «А»: мгла, Арагва, светла, полна. Благодаря ассонансу и открытому ударному слогу стихотворение приобретает особый лиризм. Лирический герой открыт миру.)

Использованная литература:

  1. Голуб И.Б . Упражнения по стилистике русского языка. М.: Айрис Пресс, 2006.
  2. Горшков А.И. Русская словесность. М.: Просвещение,1995.
  3. Новиков В.И. Литературоведение и стилистика. М.: Педагогика – Пресс, 1997.

Лексическое разнообразие языка О богатстве языка судят по: его словарному запасу имеющимся выразительным возможностям Во всех словарях русского языка советской эпохи, изданных на протяжении 70 лет, в общей сложности приводятся около 125 тысяч слов. Для сравнения: в Словаре В. Даля 200 тыс. слов. В современном английском примерно 750 тысяч слов: в третьем издании Вебстеровского (1961) 450 тыс., в полном Оксфордском (1992) 500 тыс., причем более половины слов в этих словарях не совпадают. В современном немецком языке, по разным подсчетам, от 185 до 300 тысяч слов.


Синонимы Синонимы – это слова, имеющие одинаковое значение и различающиеся дополнительными смысловыми оттенками или стилистической окраской. Использование синонимов позволяет избежать повторов слов и сделать речь выразительной, яркой, разнообразной. Пример: ходить, бродить, блуждать, шататься, шляться Враг, противник, неприятель.


Многозначные слова Многозначность слова (полисемия) – это способность слова употребляться в разных значениях Около 80 % русских слов многозначны Слово может иметь основное и производное значение Назовите основное и производные значения прилагательного «тихий»


Омонимы Омонимы – это слова, совпадающие в звучании и написании и различные по значению Разновидности омонимов: Омофоны посидел - поседел Омоформы голубей (р.п. от слова голубь) и голубей (ср.степень прилагательного голубой) Омографы замок- замок, кружки- кружки


Игра слов Использование значений слов для создания парадоксальных и неожиданных выражений Каламбур – обыгрывание значения слова Заголовки из газет: «Ветераны тряхнули струной», «Политическая мясокомбинация» Радио будит мысль даже в те часы, когда очень хочется спать Дети – цветы жизни, не давайте им, однако, распускаться. Зато атмосфера невиданной теплоты (было уже под +30°С) царила в рядах официальных делегаций. Окказионализм


Антонимы Антонимы – это слова, противоположные по значению Хороший – плохой, правда – ложь Использование антонимов лежит в основе разнообразных стилистических приемов «Война и мир», «Живые и мертвые» Антитеза – отрицание контрастных признаков Например: Где стол был яств – там гроб стоит Оксюморон – создание нового понятия за счет соединения контрастных по значению слов Например: заклятый друг


Паронимы Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях Например: одеть – надеть, подпись – роспись, командированный - командировочный Характерная лексическая ошибка: смешение слов паронимов Причина: неразличение значений слов Это выдающий политический деятель


Эмоционально-экспрессивная окраска слов Эмоционально-экспрессивная окраска – это элемент значения слова. Содержащий определенные эмоции или придающий слову дополнительную экспрессивность Например: белый, белокурый, белобрысый, беленький, лилейный. Плакать, рыдать, реветь Разновидности эмоционально-экспрессивной окраски: торжественная поэтическая пренебрежительная ироническая, шутливая презрительная вульгарная бранная фамильярная и т.д.


Стилистическая окраска слов Стилистическая окраска – это элемент значения слова, ограничивающий его употребление в определенной сфере Разновидности стилистической окраски: разговорная просторечная официальная канцелярская высокая книжная и т.д. Например: сказать, объявить, провозгласить сболтнуть, ляпнуть


Тропы Эпитет – слово, определяющее предмет или действие, и подчеркивающее в них какое-либо характерно свойство, качество Например: Печальный рев, гордо реет, мороз-воевода Сравнение – сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Например: Корабль боролся будто живое существо. Снежная пыль столбом стоит в воздухе Метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком- либо отношении двух предметов или явлений. например: Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким.


Тропы Метонимия – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. Например: Я три тарелки съел. Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Например: Пуще всего береги копейку. Все спит – и человек, и зверь, и птица. Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа. Например, хитрость показывается в образе лисы, жадность в обличии волка, коварство – в виде змеи и т.д.


Стилистические фигуры Анафора и эпифора – повторение отдельных слов или оборотом в начале или конце отрывков, из которых состоит высказывание. Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством Параллелизм– одинаково синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Молодым у нас дорога, старикам везде у нас почет Антитеза и оксюморон – оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия. Где стол был яств, там гроб стоит Умолчание - намеренный обрыв высказывания, придающий эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель сам догадается, что именно осталось невысказанным.


Стилистические фигуры Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный порядок, с целью усилить выразительность речи. Например: Обеды он задавал отличные. Душа к высокому тянется. Риторический вопрос – фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить ответ, а чтобы привлечь внимание читателя. Например: Знаете ли вы украинскую ночь? Парцелляция - синтаксическое выделение отдельных частей или слов фразы (чаще всего однородных членов) в качестве самостоятельных предложений с целью усиления их смысловой весомости и эмоци- ональной нагрузки в тексте. Например: "И пляшет тень его в окне // Вдоль насыпи. В ночи осен- ней. // Там. За Араксом. В той стране" (П. Антокольский). Градация – стилистическая фигура, состоящая в таком располо- жении слов, при котором каждое последующее содержит усили- вающееся значение производимого ими впечатления. Например: Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.

Коллектив: Грищенко Виктория, Кучерук Анастасия, Мешканова Анна, Ничемержина Елизавета, Хотешов Кирилл.

Работа представлена на школьной научно-практической конференции.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МУРМАНСКА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42»

Выразительные возможности

направление: филология

Работу выполнили ученики 7 класса А:

Грищенко Виктория

Кучерук Анастасия

Мешканова Анна

Ничемержина Елизавета

Хотешов Кирилл

Руководитель: Евсеева С.П.

Мурманск 2017

  1. Введение………………………………………….………………….2
  2. Основная часть……………………………………..………………..3
  3. Заключение ………………………………………….………………6
  4. Выводы………………………………………………..……………...7
  5. Литература……………………………………………..…………….7

Если говорят о рекламе, это плохая реклама .

Если говорят о товаре, это хорошая реклама.

Дэвид Огилви

Введение

Язык рекламы вызывает интерес, т.к. имеет свои особенности на всех уровнях, изучаемых в разделах лингвистики. Жанр рекламы требует, чтобы информация подавалась сжато, зачастую это может быть всего лишь знак, картинка, другие невербальные образы. Нас интересует именно слово и словесный образ. Т.к. цель рекламного слогана – привлечь внимание, заинтересовать покупателя, к слову в рекламе предъявляют особые требования. Рекламный слоган уже не просто носитель информации, а агент по продажам, учитывающий возраст и характер клиента, его социальный статус, его интересы и увлечения. Рекламный слоган должен быть выверен с точки зрения психологии покупателя.

Изучите аудиторию, на которую будет направлена ваша деятельность. Кто они, эти люди, к которым вы обращаетесь?

Молодые или пожилые? Богатые, бедные или средний класс? Одинокие или семейные? Их интересы, образ жизни...

Дэвид Огилви

Поэтому создание рекламы – это забота многих специалистов: психологов, лингвистов, художников, маркетологов и т.д. Интересно было бы представить покупателя глазами составителей рекламы: каким они видят потребителя своей продукции. Мы отобрали 85 рекламных текстов для нашего исследования.

Цель нашей работы – изучение языковых особенностей рекламных текстов и анализ языковых явлений, представленных в них.

Задачи :

2. Классифицировать материал по разделам лингвистики;

3. Определить эффективность такого словоупотребления;

4. Сформировать образ клиента-покупателя, адресата рекламы.

Основная часть

Среди многообразия литературы по рекламе мы хотим выделить работы Дэвида Огилви «Тайны рекламного двора» и «Откровения рекламного агента». Дэвид Óгилви - основатель рекламных агентств «Ogilvy & Mather», «Ógilvy PR», успешный копирайтер. Многие признают Дэвида Óгилви «отцом рекламы». В 1962 году американский журнал «Time» охарактеризовал его как «самого известного волшебника в современной индустрии рекламы». Является командором Ордена Британской Империи. В 1977 году вошел в Зал славы рекламы США. Огилви называл восемь составляющих успешной рекламы. На втором месте, после супер-идеи, идёт текст.

По исследованиям маркетологов , лучше всего срабатывают коммерческие тексты, построенные на основе модели «Внимание», «Интерес», «Желание», «Действие». Именно так должен быть построен любой рекламный текст, чтобы стать максимально эффективным.

  1. В первую очередь необходимо привлечь внимание потребителя.
  2. После того как внимание потребителя завоевано, необходимо предоставить ему информацию, которая вызовет у него интерес.
  3. В завершении текста, для закрепления эмоционального настроя потребителя и лучшего запоминания информации, должна присутствовать эхо-фраза.

Позвольте обратиться к нашему материалу и убедиться (или опровергнуть) в эффективности некоторых рекламных слоганов.

  1. Лексика.

Часто употребляемая формула «Цены подпрыгнули», «Цены упали» построена на приёме олицетворение .

Формула «невозможное возможно» - оксюморон , сочетает два противоположных явления.

«Лада по цене завода» - метонимия , под заводом понимаются люди, производящие менеджмент, управление.

В названии магазина нижнего белья «Трусишка» - каламбур , поиграли на двусмысленности.

Распространённым приёмом в рекламе является употребление фразеологизмов . Например, «лови момент», «смотрите на стресс с высока», «за нами не зависнет», «на нас все ездят», «снять головную боль», «из рук в руки», «Москва не резиновая», «жизнь – удивительная штука», «порядочность гарантирую».

В некоторых слоганах уместно и неуместно используется иноязычная лексика . Например, «Бутик де Франс проводит дегустацию французской парфюмерии», снизу приписано «Всё будет bon parfum!». Или на пивном ларьке такое название «Бухен хауз», совершенно по-русски.

Этот же пример иллюстрирует способности копирайтеров к изобретению неологизмов . Как и в рекламе про чебуракцию или про японские суши. Неологизмы с национальным колоритом.

  1. Морфология.

При анализе рекламного текста с точки зрения морфологии мы наблюдали за частотностью употребления частей речи и их форм. Самым употребительным оказался глагол в повелительном наклонении – 20%. Это глаголы: получи, вылезь, берите, соображай, смотрите, лови, ждите, будь, используй, поверь, не дайте, стань, сделай, купи, закопай, уступи. Значительно реже используется прилагательное в степени сравнения. Например, «Детская мода – ярче взрослой» и «Йогурт живее Буратино». Некоторые слоганы построены как номинативные предложения, т.е. используют существительные именительного падежа, но о них в разделе синтаксис.

  1. Синтаксис.

Синтаксис тесно связан с морфологией, они составляют грамматику языка. Какие особенности синтаксических конструкций мы отметили. Самые многочисленные – побудительные предложения, основа которых – глагол повелительного наклонения (о них мы говорили в предыдущем разделе). Затем по частотности идут восклицательные предложения. Цель таких предложений в рекламе – не оставить равнодушным покупателя, помочь ему сделать «открытие» в выборе товара, напомнить, какую радость и какое облегчение принесет ему эта покупка. Например, «Лучшая подруга девушки – это рыба!», «На нас все ездят. А мы рады!». Зачастую слоган строится как диалог с использованием вопросительных и восклицательных предложений. Например, «Зачем ждать? Пора покупать!» или «Угнали? Надо было ставить CLIFFORD!». Несмотря на то что тексты рекламы должны быть краткими, в них часто используются сложные предложения. Например, «4G ждёт тех, кто не ждёт», «Используй фен, который не сушит», «Поверь, ты сильнее, чем кажешься», «Ты хороший человек, если сфоткал чебурек!». Среди простых предложений мы отмечаем предложения с осложняющим компонентом. Например, «Тает во рту, а не в жару», «Жду умного, нежного, меткого» - однородные члены. «Любезный, у меня в кофе абракадабра!» - обращение. И как говорилось выше, некоторые предложения построены с использованием только существительных в именительном падеже, так называемые, номинативные предложения. Но их не так много. Употребление знаков препинания иногда игнорируется вовсе, видимо, рекламный слоган представляется в виде заголовка. Но из тех, что мы обнаружили, самые частотные – это восклицательный и вопросительный знаки и запятая. А также мы увидели тире «Детская мода – ярче взрослой» и многоточие «На нас ездят… А мы и рады!».

  1. Словообразование.

Главные слова рекламы, несущие в себе саму идею, часто образованы при помощи приставки супер. Она означает высшее качество, повышенное, усиленное действие. Например, «Сделай супер-фото!», «Суперцены для суперменов!», «Супер ультра мега пупер крутые цены!».

  1. Графика.

В некоторых случаях для достижения большего эффекта в рекламных текстах используют необычное графическое начертание слова. Например, первая часть фразы «Возвращаем остроту зрения» написана размыто, как если это читает человек с плохим зрением. В слогане «Соображай свежо!» последнее слово написано наоборот, видимо, это «свежий», нестандартный подход в предъявлении информации. Предложение «Всегда Огромный Выбор Адежды» не что иное как акростих, который, видимо, подсказывает имя хозяина магазина. В слове «Потом» подряд пять букв О. Долгота звука указывает на долгосрочные услуги кредитования в пользу клиента. Во фразе «НаСТРОЙся на успех» выделено большими буквами и другим шрифтом слово СТРОЙ, что указывает на фирму, предоставляющую услуги, «СтройСити».

  1. Необычный ход.

Авторы рекламных текстов постоянно в поиске нестандартной подачи информации, новой схемы построения фразы. Мы нашли любопытные варианты, некоторые из них можно было бы отнести к ошибочному, с точки зрения логики, построению или расценить как провокацию относительно норм морали. Например, «Закопай тёщу в песок» предлагает туристическое агентство, намекая на пляжный отдых. «Подружусь с вашим борщом» говорит сметана, утверждая необходимость своего присутствия. «Хотите плохой сайт? Тогда не звоните нам!». Некоторые копирайтеры рекламные фразы строят стихами. Такие тексты наиболее приближены к обыденности, т.к. цель их не в том, чтобы поразить высоким слогом, а, скорее, развлечь. Можно с лёгкостью представить и адресата такой рекламы. Например, «Лучшая пицца. Нельзя не влюбицца!», «Здесь вкусно накормят, Здесь лес и покой. Здесь Вас не найдут Даже тёща с женой», «Мелкий оптовик Василий покупает без усилий», «Стань красив и нежен с носком свежим», «Не могу без слёз и сопель продавать свой новый опель». Последний текст уже, скорее, объявление, но использован рекламный ход для привлечения покупателя.

  1. Ошибки.

Следующая группа, которую мы выделили, пожалуй, может считаться антирекламой. Потому что для культурного и образованного человека информация о товаре соотносима с качеством товара. Если мы видим текст с ошибками, это вызывает у нас недоверие.

Заключение

Наши наблюдения показали, что при создании рекламного слогана широко используются возможности всех уровней языка: лексические, морфологические, словообразовательные, графические, синтаксические и даже создание стихотворного текста. Но надо помнить об умеренности и уместности, надо сохранять чувство вкуса и стиля. Надо помнить о главном назначении рекламы: Цель её не в том, чтобы развлекать зрителя, а в том, чтобы продавать ему товар 2 . Дэвид Огилви выдвигал высокие требования авторам рекламы: Хороший хирург отличается от посредственного тем, что он намного больше знает… То же самое и с менеджерами по рекламе. Хорошие менеджеры знают значительно больше других. Особенно по орфографии и пунктуации.

Каким же видят копирайтеры своего клиента? Реклама, представленная в нашей работе, - уличная, простая, рассчитанная на среднего горожанина, на его средний доход, приобретающего необходимые товары и услуги по эконом ценам. Его можно увлечь сопутствующими подарками. Например, купил ноутбук – получи в ухо наушники. Общение с ним строится просто, его проблемы вызывают сочувствие: тяжело с тёщей? Вот для неё недорогая путёвка. Устал от семейных проблем? Вот тихий мотель, где можно покушать, отдохнуть и спрятаться от жены. А существуют элитные товары для обеспеченных клиентов, а значит и элитная реклама.

Выводы

К выразительным возможностям языка рекламы можно отнести:

  1. Олицетворение, метонимию, каламбур, употребление фразеологизмов, неологизмов и заимствованных слов;
  2. Употребление глаголов повелительного наклонения;
  3. Употребление побудительных, восклицательных и вопросительных предложений;
  4. Употребление сложноподчинённых предложений;
  5. Употребление простых предложений с осложняющим компонентом;
  6. Употребление иноязычных приставок супер, мега;
  7. Использование нестандартных, необычных подходов в передаче рекламной информации;
  8. Использование графического начертания как приёма;
  9. Наблюдаются случаи ошибочного написания текстов с точки зрения орфографии и пунктуации.

Литература

  1. http://www.universalinternetlibrary.ru/book/17077/ogl.shtml
  2. http://www.studfiles.ru/preview/1100107/
  3. http://cabmarket.kz/article/node/12100-kopiraiting

Старозеленовская СОШ - МОУ

План – конспект

урока русского языка в 11 классе

« Средства изобразительные и выразительные…»

Подготовила учитель русского языка и литературы

Старозеленовской СОШ-МОУ

Хабибуллина Равиля Равиловна

2015 г.

Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…»

Цели:

    повторить изобразительно-выразительные средства языка (термины, употребление);

    тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ;

    осуществлять эстетическое воспитание, потребность говорить правильно и красиво.

Тип урока : комбинированный

Форма урока: групповая, фронтальная.

Методы урока : частично- поисковый, исследовательский.

Оборудование урока : компьютер, презентация, тексты произведений для анализа, карточки

Этапы урока:

      1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

        Проверка домашнего задания. Фронтальная работа: повторение общих вопросов: тропы и фигуры речи, их назначение, работа на соотнесенность средств художественной -выразительности с их определениями

        Первичная проверка понимания: выполнение упражнений.

        Закрепление: групповая работа (анализ текстов в мини-группах)

        Подведение первых итогов

        Выводы, оценивание, домашнее задание

Ход урока : 1 Сообщение темы и целей урока.

Звучит классическая музыка. Вступительное слово учителя. «В начале было Слово» - сказано в древней мудрой книге. Издревле слово имело великую силу. Именно тогда возникла вера в магическую силу слова. “Слово может все!” – говорили древние.

Открылась бездна звезд полна,

Звездам числа нет, бездне - дна

Какая картина предстала перед вами?

Каждое слово, помимо своего основного значения, многочисленнейшими нитями связано с целым рядом образов и эмоций, которые легко всплывают при оценке слова с точки зрения его выразительности.

Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.

В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность языка ?!

Ответом на этот вопрос могут служить слова К. Паустовского …, которые мы возьмем эпиграфом к уроку.

В каждом слове – бездна образов.
К. Паустовский

- Как можно определить тему нашего урока?

- Какие задачи стоят перед нами?

Тему и эпиграф записываем на доске и в тетради.

Вопросы:

На какие группы делятся изобразительно-выразительные средства языка?(тропы и стилистические фигуры).

Я предлагаю вам вспомнить, какие средства относятся к тропам, а какие – к фигурам речи. На доске прикреплены 2 таблички: тропы и фигуры речи. На учительском столе таблички с названиями средств языка. (Выходят ученики, кто быстрее и правильнее соотнесет эти названия с основной группой, прикреплять можно на двусторонний скотч. Можно выходить по цепочке. В результате получается такая конструкция на доске)

- Что такое тропы?

«Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-либо отношении» (Розенталь Д.Э., с. 198).

- Для чего используются тропы?

Тропы помогают ярко и образно изобразить предметы и явления действительности, они связаны ассоциативно с теми ощущениями, которые мы получаем с помощью органов чувств. Эти средства можно назвать изобразительными.

Вопрос: Какова роль стилистических фигур? («Усиливают выразительность высказывания особой организацией языкового материала, в первую очередь специальным синтаксисом» (Розенталь Д.Э. стр107). Эти средства можно назвать выразительными.

2.Терминологический диктант : Я читаю определение, вы записываете в столбик название изобразительного средства.

1. Одинаковое построение соседних предложений. (Синтаксический параллелизм ).

2. С одной стороны, речевая ошибка – неоправданное употребление однокоренных слов(случился случай), с другой стороны– средство эмоционального воздействия для подчёркивания какого-либо явления, признака Тавтология.

3.Обратный порядок слов (Инверсия)

4. Художественное преуменьшение (Литота)

5.Выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория (Иносказание). 6. Сопоставление двух предметов или явлений на основании общего для них признака (Сравнение).

7. Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочее (Термины).

8. Скрытая насмешка (Ирония).

9. Именно в контексте эти слова являются противоположными, вне контекста эта противоположность теряется (Контекстуальные антонимы).

10. Противопоставление, приём контраста (Антитеза

Если вы успешно справились с заданием, то по начальным буквам у вас должно получиться слово СТИЛИСТИКА .

3 . Беседа

- Стилистика как наука, как самостоятельная отрасль появилась в начале 20 века. Но человека уже в давно интересует не только ЧТО он говорит, но и КАК говорит.

    СТИЛИСТИКА-раздел языкознания, изучающий принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое целое или текст

    Учение о выразительных средствах языка.

    Совокупность художественных средств языка какого-нибудь литературного произведения, писателя, литературной школы, эпохи.

- Какое отношение имеет стилистика к перечисленным терминам?( Одним из аспектов стилистики является изучение выразительных средств языка).

II .Развитие умения находить изобразительные и выразительные средства в текстах.

1. Укажите, какое средство выразительности «спряталось» в предложении. Материал можно разделить на 2 варианта по 15 предложений.

    1. Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. (И.Тургенев). Метафора

      Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою. (А.Пушкин). Метонимия

      Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать (М.Ломоносов). Синекдоха.

      Я был освещен беспомощным солнцем сентября. (С.Соколов). Эпитет

      Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный. (И.Тургенев) Сравнение .

      Ее любовь к сыну была подобна безумию. (М.Горький). Сравнение.

      Друзья Людмилы и Руслана! С героем моего романа без промедлений, сей же час позвольте познакомить вас. (А.Пушкин). Перифраз.

      Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.Гоголь). Гипербола.

      Одни дома длиною до звезд, другие до луны. (В.Маяковский). Гипербола.

      В доме не было ни крошки хлеба, ни капли воды. (М.С.-Щедрин). Литота.

      (Градоначальник) был столь малого роста, что не мог вмещать законов. (М.С.-Щедрин). Литота.

      Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин). Градация.

      И всё где-то что-то шуршало, ползло, пробиралось. (И.Бунин). Градация.

      Любви безумную тревогу я безотрадно испытал. (А.Пушкин) Инверсия.

      Тут сгорел мой приятель со стыда . (И.Тургенев). Инверсия.

      И невозможное возможно, дорога долгая легка. (А.Блок). Оксюморон.

      Грохочет тишина, моих не слыша слов. (А.Ахматова). Оксюморон.

      Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река, и в тверди пламенной и чистой лениво тают облака. (Ф.Тютчев). Параллелизм.

      Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской. (М.Лермонтов). Параллелизм.

С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего. (Г.Успенский). Парцелляция.

    Работа с текстами (в группах). Тексты распечатаны

Учитель. Каждый художественный текст представляет собой ту или иную информацию и всегда преследует определенные практические цели. Сообщая что-либо, писатель одновременно воздействует на читателя. Сила воздействия зависит от степени художественности произведения, его изобразительно- выразительной фактуры. Наше восприятие текста зависит от степени его понимания от степени его восприятия.

    Озаглавьте текст. Какая картина предстала перед вами?

    Какие тропы и стилистические фигуры использовал автор для её выражения?

Представители группы выходят к экрану, на который выведен текст, выразительно читают, сообщают результаты работы.

1 группа. Солнце еще не всходило, но половина неба была уже залита бледным розовым светом. Прозрачная и спокойная река лежала, точно громадное зеркало, в зеленой раме влажных лугов. Легкие розовые морщины слегка бороздили ее гладкую поверхность. А. Куприн.

2 группа. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло – багровое, как перед бурей, но светлое и приветно- лучезарное… Верхний, тонкий слой растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра. И.С. Тургенев

Контроль: выполнение задания в формате ЕГЭ

А сейчас я предлагаю выполнить задание в формате ЕГЭ, так как оно будет выглядеть на экзамене (материал из работы «Тексты произведений Солженицына на уроках русского языка»)

Утенок

1) Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: «Где моя мама? Где мои все?»

2) А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела равно всех. 3) Сейчас перед непогодой их домик - перевернутую корзину без дна, отнесли под навес, накрыли мешковиной. 4) Все там, а этот затерялся. 5) А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони.

6) И в чём тут держится душа? 7) Не весит нисколько, глазки чёрные - как бусинки, ножки - воробьиные, чуть-чуть его сжать - и нет. 8) А между тем - тёпленький. 9) И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист. 10) И лапки уже перепончатые, и жёлт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. 11) И вот даже от братьев отличился характером.

12) А мы - мы на Венеру скоро полетим. 13) Мы теперь, если все дружно возьмёмся,- за двадцать минут целый мир перепашем.

14) Но никогда! - никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать - не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка...

(по А.И.Солженицыну)

20. В каком предложении выражена ирония автора над стремлением современников подчинить себе мир космоса?

21. Какой тип речи представлен предложениях 6-11 текста?

    все типы речи

    описание и повествование

    описание

    рассуждение

22. В каком предложении используются авторские неологизмы?

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

«В миниатюре «Утенок» красоте, гармонии и неповторимости природы, воплощенной в маленьком утенке, Солженицын противопоставляет мир современной техники, которую воспринимает как что-то уродливое и бездушное, деформирующее в человеке чувство прекрасного. Для подтверждения этой основной идеи текста автор прибегает к _____. Создавая образ утенка, автор использует ___ («тепленький», «брюшко», «бусинки», «клювик» и др.), ____ («невесомого жалкенького жёлтенького утёнка», «глазки чёрные», «ножки воробьиные» и др.). Неприязнь Солженицына к современной технике передается и через ____ (предложение 13)».

Список терминов:

    1. противопоставление

      архаизмы

      лексический повтор

      слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

      анафора

      эпитеты

      гипербола

      риторический вопрос

      неологизмы

      метафора

Итоги урока . Итак, арсенал изобразительно-выразительных средств русского языка исключительно богат и разнообразен. Тропы и стилистические фигуры призваны украшать речь, делать её точной, ясной, выразительной, такой, от ласки которой может закружиться голова.

Вывод: Работая над сегодняшней темой, мы ещё раз убедились в богатстве и разнообразии ресурсов русского языка, его образных средств. Нужно учиться у великих художников слова пользоваться этим достоянием разумно и экономно, делая свою речь образной и красивой.

Итог урока: Через полгода вы станете выпускниками школы. Хотелось бы, чтобы знание средств выразительности было для вас не только необходимостью сдать экзамен по русскому языку, но и потребностью говорить ярко, образно; чтобы вы использовали в своей речи весь арсенал изобразительно-выразительных слов, этот «золотой запас» нашего языка. «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения», - говорил К.Г. Паустовский.

Я хочу пожелать вам всем поступить в университеты, колыбели знаний, и стать усердными тружениками науки в стенах лучших вузов страны. Это принесёт свои добрые плоды

Прокомментируйте моё напутственное слово вам с точки зрения употребления изобразительно-выразительных средств. Я хочу пожелать вам всем поступить в колыбели знаний , (метафора, перифраз) и стать усердными тружениками науки (метафора) в стенах (метонимия) лучших вузов страны. Это принесёт свои добрые плоды (метафора).

Рефлексия

А теперь обратимся к рефлексивному экрану. Я предлагаю выбрать фразу, которую вам сейчас захотелось продолжить.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

У меня получилось…

Теперь я могу…

Мне захотелось…

Я смог…

Хочу больше узнать о…

Домашнее задание :

Ученикам раздаются бланки с темами презентаций:

    Метафора – царица тропов.

    Огромная гипербола и малюсенькая литота.

    Эпитет великолепный.

    Всё риторическое: обращение, восклицание, вопрос.

    Спуски и подъёмы градации.

    Анафора и эпифора – стилистические антонимы.

    Возможности сравнения.

Выберите тему для своей презентации-исследования.

Хотелось бы, чтобы знание средств выразительности было для вас не только необходимостью сдать экзамен по русскому языку, но и потребностью говорить ярко, образно.

Русский синтаксис, как и русская лексика, обладает большими выразительными возможностями. Чаще всего выразительность предложений и текста в целом может быть достигнута за счет использования многообразия синтаксических конструкций. Особую выразительность могут придать тексту односоставные или неполные предложения с однородными членами, а также сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзие или многосоюзие, как правило, используются при однородных членах предложения, которые, будучи действенным изобразительным средством, помогают уточнять детали общей картины, придавая ей определенную динамику. В одних случаях они могут указывать на статичность: «Аркадий Иванович был невыносимый человек: всегда веселился, всегда подмигивал, не говорил никогда прямо, а так, что сердце ёкало » (А. Н. То л сто й).

В других случаях, наоборот, - на активность:

Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах.

(А.С. Пушкин)

Если в предложении однородные члены, соединенные друг с другом интонацией перечисления, придают характер спокойного повествования, то использование повторяющегося союза и делает перечисление более выразительным: «Знал и переулки, где дома были подслеповаты, как старички, сидевшие тут же, на скамеечках, и нарядный Кузнецкий мост, и широкую Тверскую - дома там были большие, просторные, почти все в два этажа». (Ю.Н. Тынянов).

В качестве средств выразительности русского синтаксиса также выступают такие стилистические приемы, как инверсия (нарушение порядка слов в предложении) и парцелляция (нарушение границ предложения), т.е. выделение из предложения какого-либо члена - чаще всего второстепенного - и оформление его после точки в виде самостоятельного неполного предложения.

Пример инверсии:

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее иоле,

Проглянет день, как будто поневоле,

И скроется за край окружных гор.

(А.С. Пушкин)

Парацелляция делит предложение на значимые отрезки, что напоминает телеграфный стиль, эти отрезки располагаются после основной в смысловом отношении фразы. Такой способ делает текст отрывистым, большую роль на каждом его отрезке играет логическое ударение. Прием парцелляции воспроизводит интонации живой речи, создавая эффект непринужденности: «Как обходительна] Добра] Мила Проста !» (А.С. Грибоедов);

Во всем мне хочется дойти до самой сути.

В работе. В поисках пути. В сердечной смуте.

(Б.Л. Пастернак)

При сегментации значимый отрезок, наоборот, стоит перед основным текстом: Всемирная слава - зачем она мне теперь нужна]

Использование односоставных предложений как средства выразительности напоминает нарацелляцию и часто имеет целью создание статичного изображения, определенного фона, на котором разворачивается какое-либо действие: «Дом. Улица. Фонарь. Аптека...» (А.А. Блок). Неполные предложения, в которых сохраняются лишь ключевые слова, важные для донесения смысла высказывания, используются для передачи разговорной речи или глубоких душевных переживаний (волнения, негодования и др.): Женщина в шляпе Да, вы, подойдите сюда. Нет, ко мне.

Сложное предложение также может обладать выразительными возможностями за счет включения в него перечисления с использованием одинаковых союзных средств: «Вот тот, который пугает иловит синицу, которая часто ворует пшеницу , которая в темном чулане хранится, в доме, который построил Джек» (из англ, классического стихотворения в переводе С.Я. Маршака).

Синтаксическая выразительность свойственна публицистике, патетической речи. Этим выразительным средством является риторический вопрос. Его функция - заострить внимание на каком-то моменте речи, заставить слушателей думать.

Соположенность предложений - объединение нескольких предложений с одним и гем же типовым значением в синтаксическое целое; связь предложений обычно параллельная. Используется чаще всего в описаниях состояния окружающей среды: «Была ночь. По всему лесу потрескивал мороз. Верхушки вековых елей, призрачно освещенных звездами, блестели и дымились, словно были натерты фосфором» (В.П. Катаев).

Используя в речи синтаксические конструкции, вы делаете речь богаче, интереснее, привлекаете внимание собеседника. Владение выразительными возможностями русского синтаксиса подчеркивает грамотность и образованность.

Контрольные вопросы

  • 1. С помощью каких средств достигается выразительность предложений и текста в целом?
  • 2. Когда используются бессоюзие и многосоюзис в предложениях?
  • 3. Где чаще всего используется соположенность предложений?

Практикум

Задание 1. Прочитайте текст. Найдите использованные в нем лексические и стилистические средства образности.

Ночь была темная, по небу двигались темные пласты лохматых туч, морс было спокойно, черно, и густо, как масло. Оно дышало влажным соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов, о берег, чуть- чуть покачивая лодку Челкаша. На далекое пространство от берега с моря подымались темные остовы судов, вонзая в небо острые мачты с разноцветными фонарями на вершинах. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой желтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-черном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день...

Челкаш сильным ударом руля вытолкнул лодку в полосу воды между барками, она быстро поплыла по скользкой воде, и вода под ударами весел загоралась голубоватым фосфорическим сиянием, длинная лента его, мягко сверкая, вилась за кормой...

Лодка помчалась снова, бесшумно и легко вертясь среди судов.