Зачем просят нарисовать несуществующее животное. Тест «несуществующее животное

Положение рисунка на листе

В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь)

Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется, осуществляется или по крайней мере начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередки так же боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант - отсутствие тенденции к действию или боязнь активности - следует решить дополнительно.)

Положение анфас, т. е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств, - уши, рот, глаза.

Значение детали «уши» - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обиду, огорчение), не изменяя своего по ведения.

Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему с осуждением, порицанием). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Этот символ присущего переживания страха подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратите внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения. Относительно мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко.

Ресницы - также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также бывают расположены дополнительные детали, например, рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная.

Перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда постамент)

Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

1) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

2) поверхностность суждений, легкомыслие в вы водах и неосновательность суждений, иногда импульсивность в принятии решения (особенно при отсутствии ног).

Необходимо обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не со единены вовсе - это характер контроля за своими суждениями, выводами, решениями.

Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.

Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры

Могут быть функциональными или украшающими (крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек кудрей, цветково-функциональные детали).

Это энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали символа - крыльям или щупальцам и т. д.).

Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты

Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции, судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево.

Хвосты повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению.

Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности.

Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т. п.). Следует обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры

Анализируют по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная, если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой, если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью, если поставлены щиты, заслоны, линия удвоена.

Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое, если элементы защиты расположены не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия

Оценивается количество изображенных деталей (только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т. п.), с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей).

Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия.

В обратном случае - экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него.) Обратный же характер линий - жирная с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревожность.

Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т. е. к чему привязана тревога). Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т. д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. Те же фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка, или птицы, улитки, муравья, или белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему Я, представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т. д.).

В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы вместо четырех или более и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап - на руки, - свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности очеловечивания животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т. п.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно значимы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков - вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают ограниченное количество данных для анализа.

Обратите внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело животного - постановка животного на пьедестал, тракторные или танковые гусеницы, треножник, прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного - рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов. Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов.

Банальность, отсутствие творческого начала принимают форму готового, существующего животного (людей, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается готовая существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим - кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т. п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т. п.). Другой вариант - словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т. п.). Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе - демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно звуковые без всякого смысла («лялие», «лиошана», «Гратекер» и т. п.), передающие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т. п.) при соответ ственно иронически снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру тру», «лю лю», «кус кус» и т. п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберсинотиклирон», «гулобарниклетамиешиния» и т. п.).

Краткое содержание: Критерии расшифровки рисунка несуществующего животного. Расположение на листе. Голова или заменяющие ее элементы. Глаза, рот, уши. Дополнительные детали рисунка. Название животного.

Если вы обеспокоены "неправильным" поведением своего ребенка в коллективе, если у него не складываются взаимоотношения со сверстниками, давайте проверим, насколько серьезны ваши опасения, с помощью одной из проективных методик - "Рисунок несуществующего животного". В чем смысл методики? Известно, что когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я-образ. Психолог может многое сказать о настроении, склонностях маленького художника, глядя на его произведение. Один тест не поможет нам воссоздать точный психологический портрет, но у нас и нет такой цели. Сейчас нам важно понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.

Вам понадобится: стандартный лист белой или кремовой бумаги и простой карандаш средней твердости. Фломастеры и ручки использовать нельзя, мягкие карандаши тоже нежелательны.

Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем.

Объясните ребенку, что животное должно быть придумано именно им самим, увлеките его этой задачей - создать такое существо, которого до него никто не придумывал. Это не должен быть уже увиденный когда-то персонаж из мультиков, компьютерных игр или сказок. После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер.

Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе. Иногда дети рассказывают от лица животного о своих проблемах. Но это не всегда несет в себе достаточно информации и зависит от способности ребенка анализировать свой внутренний мир. Для нас же важно понять, насколько он адаптирован в коллективе.

Мы с вами будем пользоваться специальными критериями расшифровки рисунка, которые я проверяла на практике в течение 12 лет постоянной работы с "проблемными" детьми. Итак, на что следует обратить внимание.

Расположение на листе

В норме рисунок располагается на средней линии листа или чуть выше и правее. Расположение рисунка ближе к верхнему краю говорит о высокой самооценке и уровне притязаний, которые, по ощущению ребенка, не полностью реализуются. Важно понять, что чем выше расположен рисунок, тем сильнее выражено у ребенка ощущение неудовлетворенности своим положением в обществе, потребность в признании и самоутверждении. Он считает, что достоин большего и может переживать от того, что его недооценили.

Чем ниже расположен рисунок, тем ниже и самооценка ребенка. Неуверенность в себе, нерешительность, отсутствие стремления к самоутверждению - вот что свойственно такому художнику. Ребенок долго помнит неудачи и может вообще отказаться от действия, если не уверен в положительном результате. Он сосредоточен на препятствиях к удовлетворению возникающих у него потребностей.

Сдвиг рисунка вправо говорит о стремлении к контролю над собой, экстраверсии. Чем сильнее рисунок уходит вправо, тем сильнее проявляется "бунтарство" по отношению к чему-то важному для рисующего.

Если рисунок расположен в правом верхнем углу, мы можем говорить о том, что ребенок, скорее всего, претендует на лидерство и активно конфликтует с кем-то из других претендентов на эту роль или встал в оппозицию по отношению к уже существующим "правящим". В этом случае "правящими" могут оказаться и родители, и учителя, и дети, пользующиеся полным признанием и авторитетом у остального коллектива.

Сдвиг рисунка влево, возможно, выражает социальную бездеятельность, застенчивость, интроверсию.

По моим наблюдениям, эти закономерности могут не работать, если рисунок выходит за край листа.

Мы так детально рассматриваем расположение рисунка именно потому, что сейчас нам важно понять положение ребенка в обществе и его оценку своей позиции. Признак дезадаптированности - недовольство своей ролью в коллективе, и на это необходимо обратить особое внимание. Так как расположение рисунка - только один из критериев, в процессе анализа наши предположения будут уточняться или даже изменяться. Поэтому продолжим рассматривать рисунок.

Голова или заменяющие ее элементы

Это центральная смысловая часть фигуры. Если она повернута вправо, то художнику присущи высокая целеустремленность и активность, которые взрослые иногда принимают за излишнее упрямство. Важно понять, что его планы реалистичны и осуществимы, и не мешать, а помогать ребенку ставить перед собой задачи и добиваться результата.

Поворот головы влево характеризует тестируемого как человека, склонного к размышлению, фантазированию, его мечты часто существуют только в его воображении и не реализуются в действительности. Возможно, это просто склад характера, но такая ситуация может возникнуть под страхом неудачи, который ведет к потере активности, поэтому необходимо обратить на это внимание.

Изображение с головой в положении анфас говорит о присутствии эгоцентризма или бесконтрольности в поведении.

Если голова значительно крупнее по размеру, чем тело, возможно, ребенок высоко ценит интеллектуальные качества в себе и окружающих.

Глаза

Крупные, с четко прорисованной радужкой глаза могут означать, что ребенка мучает постоянный страх.

Прорисовка ресниц - показатель заинтересованности в восхищении со стороны окружающих, всеобщем признании своей привлекательности.

Рот

Зубастое существо рисуют дети, которым свойственная словесная агрессия защитного характера. Их грубость следует воспринимать как способ самозащиты от нападок окружающих.
Язык обозначает потребность в речевой активности, авторы такого существа - большие болтушки.
Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно закрашенный, заштрихованный - признак готовности испугаться, такие дети часто недоверчивы и опасливы.

Уши

Если они есть, это знак того, что ребенку важно мнение и информация окружающих о нем самом. Чем больше ушей, тем больше внимания ребенок обращает на то, что о нем думают и говорят.

Дополнительные детали

Рога - защита от агрессии. В сочетании с когтями и щетиной - агрессия спонтанная или защитно-ответная.

Перья - стремление к самоутверждению, самооправданию, демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически - чувствительность.

Лапы животного, постамент, опора и тому подобное нужно оценивать по форме и соразмерности со всей фигурой. Если опорная часть основательна, то ребенок обладает рациональностью, склонностью принимать обдуманные решения на основе существующей информации. Он имеет собственное мнение, с которым необходимо считаться, иначе возникнет протест, который может быть выражен как в прямой, так и в скрытой форме.

О легкомысленности, импульсивности, поверхностности суждений свидетельствует изображение облегченной опорной части - маленькие лапки, например.

Способ соединения опоры и самого туловища говорит о степени контроля за своими суждениями и решениями. Точное и тщательное соединение - высокий уровень, небрежное и слабое - склонность к необдуманным поступкам или неуверенность в своем мнении.

Бывает, что у фигуры появляются части, которые возвышаются над общими очертаниями рисунка. Это могут быть крылья , дополнительные конечности, щупальца , детали панциря , перья... Они могут служить украшением или носить утилитарный характер. Спросите ребенка, для чего они предназначены. Если они нужны для какого-то вида деятельности животного, скорее всего, тестируемый энергичен, стремится к самоутверждению. Декоративные части рисуют дети, стремящиеся обратить на себя внимание окружающих.

Хвост . Отражает самооценку ребенка.

Если он повернут влево - мы может судить о самооценке мыслей и решений, вправо - действий и поведения.

Хвост, поднятый вверх, означает положительную самооценку, бодрость.

Опущенный вниз - недовольство собой, сомнение в своих силах, сожаление о сказанном и сделанном.

Разветвленные хвосты, несколько хвостов - зависимость или противоречивость самооценки.

Два хвоста развернуты в стороны и у животного большие уши - самооценка ребенка сильно зависит от мнения окружающих.

Анализируя контуры фигуры, обратите внимание на выступы типа ребристого панциря, шипов или наростов и тому подобных деталей. Они отражают особенности психологической защиты ребенка. Степень агрессивной защиты характеризуется наличием острых выступов и их направленностью. Поднятые вверх, они говорят о том, что ребенок защищается от людей, имеющих над ним власть и возможность подавить, запретить, ограничить его в чем-либо. Это могут быть родители, старшие дети, воспитатели, учителя.

Если защитные элементы направлены вниз, это может обозначать, что ребенок боится быть непризнанным, стать объектом насмешек, или переживает, что уже находится в таком положении, боится потерять авторитет у детей.

Выступы по бокам рисуют дети, ожидающие опасности со всех сторон в любой ситуации и готовые к защите.

Линии

Ребенок с повышенной утомляемостью, крайней чувствительностью, нарушением сна и тому подобными проблемами, связанными с пониженным жизненным тонусом, рисует слабые, паутинообразные линии.

Но жирные, с нажимом, линии, штриховка свойственны не энергичным, а тревожным детям. Обратите внимание на то, какие детали выполнены с особым нажимом, чтобы определить, что именно может тревожить ребенка. Но, конечно, нужно учесть, что если ребенок учится рисовать в студии или просто увлекается этим самостоятельно, штриховка будет присутствовать просто как элемент рисунка.

Другие детали

Необычные детали - например, вмонтированные в тело механические предметы - могут быть признаком психопатологии или просто проявлением особой оригинальности, как, впрочем, и отголоском чрезмерного увлечения роботами и научной фантастикой.

Название животного

Имя, которое присвоил ребенок своему созданию, несет информацию о характере ребенка.

Рациональное содержание смысловых частей - летающий заяц, бегокот и тому подобное - говорит о рациональном складе ума ребенка.

Словообразования с книжно-научным, латинским окончанием - рептилиус - выражает стремление подчеркнуть уровень своего развития, эрудиции.

Поверхностно-звуковые, без всякого осмысливания, слова говорят о легкомысленном отношении к окружающему.

Иронично-юмористичные - пузыроид, пельмеш - выражает такое же иронично-снисходительное отношение и к действительности.

Повторяющиеся элементы - тру-тру, кус-кус - возможно, обозначают инфантильность.

Непомерно длинные названия могут давать дети, склонные к фантазированию, что, возможно, имеет защитный характер как способ ухода от действительности.

Теперь, когда вы проанализировали все детали, выпишите их все, рассмотрите полученные результаты и сведите их в одно целое. Полноценный психологический портрет, как я уже говорила, невозможно составить с помощью одного теста, но именно рисуночная методика, насколько показывает мой опыт, выявляет дезадаптацию ребенка в обществе. Попробуйте проверить своего ребенка, пусть это будет для него игрой, подключите знакомых и близких, только предупредите, что умение рисовать в этом деле не имеет никакого значения и все тестируемые могут вволю пофантазировать.

Примеры анализа рисунков детей

Рисунок №1.

По расположению на листе (рисунок сильно смещен вверх) мы можем заключить, что ребенок неудовлетворен своим положением в социуме, считает себя непризнанным, но претендует на признание.

Голова повернута влево - говорит о склонности к рассуждению, возможно боязнь перед активным действием, лишь часть замыслов реализуется.

Большие уши - большая значимость информации, которую слышит о себе. Придает большое значение мнению окружающих о себе.

Рот с зубами - словесная агрессия (огрызается, защищается в ответ на порицание).

Ноги - достаточная самостоятельность, контроль за своими рассуждениями, выводами.

Хвост - достаточно положительная оценка своих действий.

Контур фигуры говорит о том, что ребенок защищается от взрослых, а когти на лапах свидетельствуют о том, что он защищается от сверстников. Характер линий свидетельствует о тревожности.

Рисунок №2.

Рисунок тихой, замкнутой девочки, ученицы 5 класса Нади С. Послушная, старательная в учебе, но ее как будто нет в классе.

По положению на листе (нижняя часть) мы видим, что ребенок неуверен в себе, имеет низкую самооценку, подавлен, не заинтересован в своем социальном положении, отсутствует тенденция к самоутверждению.

Голова - тенденция к деятельности, то есть Надя - "человек действия", но из-за неуверенности в себе это не проявляется, а подавляется.

Ноги - поскольку практически отсутствуют самостоятельные решения, то и контролировать их сложно. Нет своего мнения.

Хвост - самооценка зависит от ситуации.

Сильный нажим - тревожность.

Другие публикации по теме данной статьи:

Интерпретация рисунка для психолога «Несуществующее животное»

Часто взрослые не замечают истинного психического состояния ребенка. И чтобы понять, какие скрытые эмоции он испытывает, опытный психолог может предложить пройти очень простой, но достаточно показательный тест «Несуществующее животное». Согласно этому тесту ребенок должен нарисовать существо, которого нет, и никогда не было в природе. Результаты психолог тщательно обрабатывает и выясняет, нет ли у тестируемого каких-либо психических расстройств. В домашних условиях данный тест также можно провести. Но для этого необходимо знать, как правильно интерпретировать рисунок. Итак, рассмотрим суть теста «Несуществующее животное - рисунок для психолога и родителей», и попробуем объяснить особенности его расшифровки.

В чем заключается главная мысль методики?

Тест «Несуществующее животное» был разработан психологом Майей Захаровной Дукаревич. Данная диагностика является проективной, то есть не предполагает использования стимульного или наглядного материала. Ребенку дается задание нарисовать необычное существо, и в дальнейшем он работает лишь с карандашами, бумагой и собственной фантазией. Интерпретировать рисунок должен специалист, который выяснит:

  • на каком уровне находится самооценка ребенка, его умственное развитие;
  • какова степень тревожности тестируемого;
  • склонен ли он к агрессии, депрессивности;
  • насколько он открыт к общению с другими людьми;
  • насколько развит его творческий потенциал.

Главная суть теста – понять внутренний мир ребенка. Сама методика весьма проста в произведении, поскольку специального оборудования или материалов для нее не требуется: понадобятся лишь карандаши и бумага.

Стоит понимать, что однозначные выводы, исходя из результатов лишь одного теста, делать не стоит. Эта методика позволяет сделать лишь предположения о состоянии тестируемого. А заключение о психическом состоянии ребенка может делать психолог после проведения дополнительных тестов.

Как правильно провести тест «Несуществующее животное»?

Методика рекомендована для диагностики детей дошкольного возраста (примерно 5-6 лет). Ребенку предлагают нарисовать фантастическое существо, используя разноцветные или простые карандаши. Фломастеры, ручки и краски для этого теста не подходят, поскольку расшифровка линий, сделанных ими, слишком затрудняется. Использовать ластик в процессе рисования разрешается. На выполнение задания специалист выделяет всего 3 минуты. При этом тестируемого ничего не должно отвлекать: в комнате он должен находится один в абсолютной тишине – такая обстановка поможет ему сосредоточиться на задании.

Перед началом работы дошкольнику следует дать четкие инструкции, что он должен сделать:

  1. Придумать и нарисовать животное, которого в реальности не существует.
  2. Фантастическое животное должно иметь все части тела, а не только что-то одно (например, только голову).
  3. Дать существу имя.

Когда рисунок будет готов, нужно попросить ребенка рассказать о своем животном. Для этого можно задать ему наводящие вопросы:

  1. Где обитает животное?
  2. Что кушает?
  3. Что обычно делает?
  4. Чем любит заниматься больше всего?
  5. Что не любит делать?
  6. Есть ли у него друзья? Если есть, то кто они?
  7. С кем живет существо?
  8. Есть ли у него враги? Если да, то кто они?
  9. Чего боится существо больше всего?
  10. Какое оно? (Доброе или злое, большое или маленькое и т.д.)

Ответы на эти вопросы помогут точно описать эмоциональное состояние ребенка, так как, даже не подозревая об этом, дошкольник, описывая своего персонажа, подробно рассказывает о самом себе, о своих проблемах и переживаниях.

Интерпретация рисунка «Несуществующее животное»

Изначально следует рассмотреть манеру, с которой выполнен рисунок. По силе нажима карандаша судят о состоянии тестируемого:

  • слабый нажим – пассивность, астения, склонность к депрессивности;
  • сильный – может свидетельствовать о ригидности испытываемого, эмоциональной напряженности и импульсивности, тревожности;
  • твердость нажима, при которой рвется бумага, - знак агрессии, конфликтности и гиперактивности.

Линии с острыми углами говорят о подозрительном отношении к окружающим, множественные штриховые затемнения в нижней части фигуры повествуют о том, что ребенок хочет защититься от насмешек сверстников, что его авторитет подорван. Если существо изображено с темными контурами справа, это говорит об умении ребенка отстаивать свою точку зрения, если речь идет о реальных действиях. Двойные линии слева говорят о желании защитить свои вкусы и убеждения.

По качеству линий также можно кое-что сказать о состоянии ребенка:

  • штриховые линии означают тревожность тестируемого;
  • множественные – импульсивность, тревожность из-за теста, стресс;
  • эскизные штрихи говорят о стремлении ребенка к контролю над собой и своей тревогой;
  • искаженные и не попадающие в нужное место линии – импульсивность, психическая нестабильность, органическое поражение мозга;
  • линии, не доведенные ребенком до конца, свидетельствуют об астении и импульсивности.

По расположению и размеру рисунка судят о:

  • наличии тревожности и стресса (если рисунок увеличен);
  • депрессивности, низкой самооценке (если рисунок уменьшен);
  • завышенной самооценке или стремлении к высоким достижениям (если изображение расположено в верхней части листа по центру);
  • сниженной самооценке (если он смещен вниз);
  • желании контролировать себя, свои поступки и мысли (при смещении изображения вправо);
  • застенчивости, бездеятельности, слабой социальной активности (при смещении рисунка влево);
  • острой тревожности и импульсивности (когда изображение не помещается на листе и выходит за его пределы);
  • депрессии (если рисунок расположен в углу).

Расшифровка самого несуществующего животного - достаточно объемное задание, поскольку нужно учесть много аспектов, уделить внимание каждой детали рисунка. В таблице указаны всевозможные интерпретации изображения, которое сможет выдумать дошкольник.

Элементы для анализа Характеристика расположения
Голова Отсутствие головы говорит об импульсивности и даже психической болезни. Если она обращена вправо – значит, ребенок руководствуется действиями, а не словами; влево – дошкольник больше размышляет и склонен к частым переживаниям, он не уверен в себе; прямо – дошкольник склонен к эгоцентризму (восприятию лишь собственной точки зрения). Если голова животного больше его тела, значит, испытуемый ценит в людях эрудицию и сам достаточно развит интеллектуально. Искаженная голова – возможно, у ребенка проблемы с мозгом, риск развития психоболезни. Если у существа 2 и более голов, это говорит о внутриличностном конфликте, противоречивости.
Глаза Отсутствие глаз может говорить о наличии астении, а неправильная их форма о неврозе. Если радужка глаза черная – ребенка мучают страхи, отсутствуют зрачки и они вовсе пустые – признак астении, тщательно прорисованные кровеносные сосуды говорят об ипохондрии и неврозе, а ресницы указывают на манерность поведения и высокое самомнение.
Уши Отсутствие ушей указывает на замкнутость ребенка, нежелание слушать и контактировать с окружающими. Если уши большие и их много, значит, ребенок заинтересован в получении информации, либо же он слишком мнителен, подозрителен, зависим от чужого мнения.
Рот Непропорционально большой рот свидетельствует о рационализме испытуемого, высоком интеллекте, эрудированности. Круглый рот означает тревожность или боязнь чего-то. Если он приоткрыт, а из него виднеется язык, то это явный признак болтливости ребенка; с губами – признак чувственности; без губ и языка – страха и недоверия; с зубами – агрессивности. Зачерненный открытый рот – тревожность, недоверие, опасения и страхи.
Дополнительные детали на голове Перья – склонность к приукрашиванию действительности; рога свидетельствуют об агрессивности, защитной реакции; грива (прическа) говорит о чувственности тестируемого, иногда таким способом подчеркивают половую принадлежность.
Особенности фигуры Много составных частей – энергетика тестируемого очень мощная; мало составных частей – у ребенка астения. Если существо состоит из острых углов, это говорит об агрессивности ребенка. Кругообразность форм свидетельствует о скрытности, замкнутости и закрытости внутреннего мира тестируемого.
Дополнительные части фигуры Панцирь или чешуя – дошкольник нуждается в защите. Иглы и шипы – агрессия ребенка носит защитный характер. Тело существа покрыто густой шерстью (прорисованы половые органы, грудь, вымя) – ребенок придает большую значимость сексуальной сфере. Узор на шкуре животного означает демонстративность. Раны и шрамы, а также внутренние органы и кровеносные сосуды говорят о невротическом состоянии. Наличие механических частей тела свидетельствует о трудностях в общении с окружающими, интровертированности (когда ребенок больше увлечен собой, нежели окружающим). Наличие оружия – агрессивность. Крылья говорят о романтичности и мечтательности испытуемого.
Хвост Повернут влево – любое действие ребенка вызывает нерешительность и недовольство собой; вправо – ребенок может анализировать свои поступки; вверх – активность тестируемого им оценивается положительно; вниз – дошкольник часто сожалеет о своих высказываниях и поступках. Пышность хвоста говорит о степени самолюбования.
Ноги Отсутствие ног – чрезмерная пассивность ребенка, неопытность в социальных отношениях. Множественное количество ног говорит о потребности в поддержке, опоре. Толстые и большие ноги – чувство неопытности в социальных отношениях, нужда в опоре. Маленькие ноги говорят о легкомысленности и импульсивности. От ширины ног зависит уравновешенность ребенка и умение принимать ответственные решения. Если лапы у животного одинаковые, то ребенок не отличается творческими способностями и инакомыслием. Если лапы аккуратно соединены с телом и аккуратно прорисованы, значит, тестируемый может отвечать за свои поступки, следит за собственными рассуждениями и ответственно принимает решения. Если места соединений изображены небрежно или вовсе отсутствуют – ребенок плохо себя контролирует.

Интерпретация типа животного

Согласно типологии, психолог М.З. Дукаревич рекомендует расшифровывать рисунки следующим образом.

  1. Реальное животное с реальным названием и образом жизни для дошкольника является нормой. В других случаях свидетельствует о плохом воображении.
  2. Животное, существовавшее ранее, но вымершее – рисунок говорит о плохой фантазии ребенка, невысоком уровне культуры.
  3. Сказочное животное (русалка, леший, дракон и т.д.) – для детей в возрасте до 9 лет считается нормой. Так ребенок отождествляет себя со сказочным героем, фантазирует, примеряя на себя его способности, привычки, поведение. В другом случае изображение говорит о низком уровне культуры и недостатке фантазии.
  4. Существо с человеческими чертами говорит о потребности в общении.
  5. Животное, тело которого состоит из разных частей тела разнообразных животных, свидетельствует о невысоком творческом потенциале и рациональном мышлении.
  6. Механизированное существо – рисунок говорит о креативности дошкольника, необычном подходе к жизни, нерациональности мышления.
  7. Животное, в котором трудно выделить детали, сходные с какими-либо реальными существами или предметами, при этом оно выглядит целостно и гармонично. Такие рисунки выполняют одаренные личности с богатым воображением и фантазией.

Обязательно следует учитывать название несуществующего животного, которого нарисовал ребенок.

  1. «Летающий кенгуру», «Ползающий слон» и другие аналогичные названия свидетельствуют о четком понимании целей, к которым стремится тестируемый.
  2. Названия с латинским окончанием, к примеру, «куралесиус», «турокипис» - говорят о неплохом интеллектуальном развитии ребенка и желании продемонстрировать свою эрудицию.
  3. Звукоподражательные имена, типа «бибизяка», «някер», свидетельствуют о легкомыслии, беспечности.
  4. Если имена юмористические («шаропузик», «кулебяка»), то это знак снисходительного отношения к окружающим, оптимистического настроения.
  5. Слишком длинные и сложные имена говорят о том, что ребенок – настоящий фантазер.
  6. Имена с повторяющимися слогами («кум-кум», «изи-изи») свидетельствуют о незрелости в развитии ребенка.

Работа над ответами ребенка

Заключительный этап расшифровки детского рисунка «Несуществующее животное» - это интерпретация ответов на вопросы о способе существования животного. Если способ жизни и место обитания существа совпадает с изображением на бумаге, то это нормально и логически оправданно. В других случаях прослеживается нарушение логического мышления. Что именно могут скрывать дети, узнаем из таблицы.

Среда обитания и способ жизни животного Характеристика рисунка
Место проживания Остров, субтропики, заграница – означают демонстративность; изолированная площадь (коробка, колодец, другая планета, лес) – ребенок чувствует себя одиноким, причем трудно переживает это; труднодостижимые места (непроходимый лес, тайга, чаща) – потребность в защите, боязнь, иногда агрессия; неприятные места (помойка, болото, грязь) – невротические состояния.
Питание Если по словам ребенка его существо питается ничем (или воздухом, энергией, эмоциями), то это говорит о его интровертности (погруженности в себя). Если животное ест все – признак импульсивности дошкольника; ест несъедобные вещи и предметы – ребенок страдает от недостатка общения или не может находить общий язык с окружающими; питается неприятной пищей (жуками, слизью) – у ребенка невротическое состояние; существо поглощает кровь и внутренние органы – у дошкольника явная невротическая агрессия; ест людей – негативизм, отрицание, острая агрессивность.
Игры и занятия Любит спать – знак астении, хронической усталости; ломать и крушить – признак агрессивного, негативного отношения к окружающим; гулять, развлекаться – ответ говорит о желаниях тестируемого; искать пропитание – признак жизненных трудностей; не любит сидеть без дела – знак импульсивности. Если существо любит ходить вверх ногами – знак нарушения общепринятого порядка или желания выйти за рамки стандартов.
Другие возможные описания Если ребенок указывает на отсутствие друзей, значит, он чувствует одиночество. Если у животного много друзей, то тестируемый испытывает высокую ценность общения. Если речь заходит о врагах (даже если просто упоминается, что их нет или существо защищено от них), значит, ребенок боится агрессии со стороны. Обеспокоенность обеспечением питания связано с ощущением бытового неблагополучия.

Как видим, каждая мелочь в рисунке для теста «Несуществующее животное» важна. Правильная интерпретация существа поможет понять, в каком эмоциональном состоянии находится ребенок, какие проблемы его отягощают, каким характером и внутренним миром он обладает. Благодаря такому простому тесту появляется возможность вовремя выявить и устранить проблемы без вреда для ребенка. А если возникли трудности с расшифровкой рисунка, следует обратиться к психологу – он точно поможет разобраться в проблемах и ответит на все волнующие вопросы.

Применение теста «Несуществующее животное» в основном рассчитано на исследование психомоторной связи и состояния психики – главным образом выявление скрытых – у детей от пяти-шести лет и взрослых.

В отличие от большинства других рисуночных тестов, этот является одной из самых информативных рисуночных методик и может широко применяться для психологического обследования.

На заметку:

Существуют модификации теста, которые являются дополнительными к тесту «Несуществующее животное» и применяются с целью уточнения эмоционального состояния рисующего. Это такие тесты как «Злое животное», «Счастливое животное» и «Несчастное животное».

Тест «Злое животное» позволяет выявить скрытое агрессивное и депрессивное состояние; «Счастливое животное» расскажет о ценностях и стремлениях испытуемого; «Несчастливое животное» показывает степень устойчивости к стрессам разного рода.

Задание

Для выполнения теста понадобится лист бумаги, карандаш, ластик. Попросите тестируемого нарисовать животное, которого никогда не было в природе. Когда рисунок будет готов, задайте следующие вопросы: где живет это животное, чем питается, что больше всего любит, чего больше всего боится?

Интерпретация теста «Несуществующее животное»

Тестовые показатели
(показатели психомоторного тонуса)

Нажим карандаша

Слабый нажим – астения; пассивность; иногда депрессивное состояние.
Сильный нажим – эмоциональная напряженность; ригидность ; импульсивность.
Сверхсильный нажим (карандаш рвет бумагу)– конфликтность; гиперактивность; иногда агрессивность, острое возбуждение.

Особенности линий
Штриховые линии – тревожность как черта личности.
Множественные линии – тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность.
Эскизные линии – стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках.
Промахивающиеся линии, не попадающие в нужную точку,– импульсивность; органическое поражение мозга.
Линии, не доведенные до конца,– астения, иногда импульсивность.
Искажение формы линий – органическое поражение мозга; импульсивность; иногда психическое заболевание.

Размер рисунка и его расположение

Увеличенный размер – тревога, стрессовое состояние.
Уменьшенный размер – депрессия, низкая самооценка.
Рисунок смещен вверх или расположен в верхней половине листа, но не в углу – иногда завышенная самооценка; стремление к высоким достижениям.
Рисунок смещен вниз – иногда сниженная самооценка.
Рисунок смещен вбок – иногда органическое поражение мозга.
Рисунок выходит за край листа – импульсивность; острая тревога.
Рисунок помещен в углу – депрессия.

Тип животного

По типологии изображений несуществующих животных можно отметить самые распространенные из них.

1.Испытуемый изображает реально существующее животное и называет реальным именем, а описание его образа жизни соответствует действительности. Например, рисуется кошка и описывается образ жизни кошки. Такое изображение можно считать нормой для пяти-шестилетнего ребенка, но для подростков и взрослых это может свидетельствовать о низком уровне воображения.

2.Рисуется вымершее животное, когда-то существовавшее, например динозавр, мамонт и т.п.

3.Рисуется изображение существующего в культуре, но не существующего в природе животного, например дракона, русалки и т.п. Рисунки с изображением вымерших животных, так же как и рисунки с изображением существующих в культуре, являются нормой для детей 8–9 лет. Для взрослых такой рисунок животного указывает на его низкий общекультурный уровень и бедность воображения.

4.Рисунок несуществующего животного обычно строится из частей разных реальных животных: тело крокодила, конечности обезьяны, голова зайца и т.п. Такое животное при этом может иметь, например, имя Крокозай. Такое изображение животного свойственно скорее рационалистам, а не творческим натурам.

5.Иногда изображение животных имеет человекообразный облик. Это говорит о сильной потребности общения, что свойственно обычно подросткам – 13-17-летним.

6.Изображенное животное состоит из разных механических частей. Такое животное обычно изображают люди с нестандартным мышлением и подходом к жизни.

7.Замысловатое, сложное и оригинальное изображение животного, образ которого имеет не составную, а целостную структуру, с трудно устанавливающимся или не устанавливающимся сходством с каким-либо реально существующим (существовавшим) животным, свойственно человеку с хорошо развитым, богатым творческим воображением.

Составные части животного

Глаза
Глаза отсутствуют – астения.
Глаза пустые, без зрачков и радужки – астения, страхи.
Глаза с зачерненной радужкой – страхи.
Глаза с ресницами – демонстративная манера поведения, значимость мнения о себе.
Глаза с прорисованными кровеносными сосудами – ипохондрия, невротическое состояние.
Форма глаз искажена – невротическое состояние.

Уши
Большие уши – заинтересованность в информации, в некоторых случаях подозрительность, тревожность.
Отсутствие ушей – замкнутость, нежелание вступать в контакт с другими, слышать чужое мнение.

Рот
Рот, приоткрытый в сочетании с языком: без прорисовки губ – большая речевая активность, с прорисовкой губ – чувственность.
Рот открытый зачерненный – легкость возникновения опасений и страхов, в некоторых случаях недоверие, тревожность.
Рот с зубами или клыками – вербальная агрессия, в некоторых случаях защитная.

Голова
Голова, увеличенная в размере,– оценка эрудиции своей и окружающих.
Голова отсутствует – импульсивность, в некоторых случаях психическое заболевание.
Две или более головы – противоречивые желания, внутренний конфликт.
Форма головы искажена – органическое поражение мозга, в некоторых случаях психическое заболевание.

Дополнительные детали на голове
Перья – тенденция к приукрашиванию и самооправданию.
Рога – защита, агрессия.
Грива, подобие прически – чувственность, в некоторых случаях подчеркивание своей половой принадлежности.

Фигура
Множество составных частей и элементов – мощная энергия.
Малое количество составных частей и элементов – экономия энергии, астения.
Фигура, состоящая из острых углов,– агрессивность. Кругообразная фигура – скрытность, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира.

Дополнительные детали и части фигуры
Чешуя, панцирь – потребность в защите.
Шипы, иглы – защитная агрессия.
Тело, покрытое густыми волосами,– значимость сексуальной сферы.
Узор на шкуре – демонстративность.
Раны, шрамы – невротическое состояние.
Вмонтированные механические части – интровертированность, трудности в общении.
Оружие режущее, колющее или рубящее – агрессивность.
Крылья – романтичность, мечтательность, склонность к компенсаторному фантазированию.
Внутренние органы, кровеносные сосуды – ипохондрия, невротическое состояние, в некоторых случаях психическое заболевание.
Половые органы, женская грудь, вымя – высокая значимость сексуальной сферы.

Хвост
Хвост, повернутый вправо,– отношение к своим действиям и поведению.
Хвост, повернутый влево,– отношение к своим мыслям, решениям.
Хвост, поднятый вверх,– положительная, уверенная окраска к этим отношениям.
Хвост, опущенный вниз,– отрицательная окраска к отношениям.
Хвост толстый – значимость сексуальной сферы.
Хвост толстый, покрытый шерстью,– очень высокая значимость сексуальной сферы.
Красивый хвост, например, павлиний – демонстративность.

Ноги
Отсутствие ног, их недостаточное количество – пассивность или неумелость в социальных отношениях.
Избыточное количество ног – потребность в опоре.
Толстые, большие ноги – ощущение своей недостаточной умелости в социальных отношениях, потребность в опоре.

Характер соединения ног с фигурой (корпусом)
Прорисовано тщательно – умение контролировать свои рассуждения, выводы, решения.
Прорисовано небрежно, слабо или совсем нет соединения ног с фигурой – отсутствие контроля.

Описание образа жизни

Соответствует рисунку – развито логическое мышление.

Не соответствует рисунку – в некоторых случаях нарушение логического мышления.
С идеализацией и приукрашиванием – склонность к компенсаторному фантазированию.

Место жизни животного

За границей, острова, субтропики (остров Бали, Кипр)– демонстративность.
Изолированное (космос, другая планета, пещера, колодец, лес и т.п.)– чувство одиночества.
Трудно достижимое место (непроходимый лес, густая чаща деревьев и т.п.)– потребность в защите, в некоторых случаях боязнь агрессии.
Эмоционально неприятное (болото, тина, грязь и т.п.)– невротическое состояние.

Питание

Ничем не питается или питается воздухом, новостями, энергией – интровертность.
Ест все подряд – импульсивность.
Питается несъедобными вещами (гвоздями, палками, камнями и т.п.)– нарушения общения.
Питается эмоционально неприятной пищей (слизью, трухой, тараканами и т.п.)– невротическое состояние.
Питается кровью и органами живых существ (желудок, мозг и т.п.)– невротическая агрессия.
Питается людьми – негативизм, агрессивность.

Занятия, игры

Ломает что-либо (забор, деревья и т.п.)– агрессивность, негативизм, в некоторых случаях психическое заболевание.
Любит много спать – астеническое состояние, накопившаяся усталость.
Играет, гуляет, развлекается – проекция своих желаний.
Занято поисками пищи – ощущение трудностей в жизни.
Не любит сидеть без дела – импульсивность.
Ходит вверх ногами – символ нарушения заведенного порядка, выход за рамки обыденных стандартов или желание такового.

Некоторые особенности описания

Упоминание о размножении – значимость сексуальной сферы; о бесполых формах размножения (почкование и т.п.)– напряженность в сексуальной сфере.
Указание на отсутствие друзей – ощущение своего одиночества; напротив, сообщение о наличии множества друзей – высокая ценность общения.
Упоминание о врагах – боязнь агрессии; о защищенности от любых врагов или акцент на их отсутствии – боязнь агрессии, в некоторых случаях настороженное отношение к окружающим.
Сообщение об обеспечении едой – ощущение бытового неблагополучия, в некоторых случаях значимость материальных ценностей.

Анализ рисунков к тесту «Несуществующее животное»

ВАЖНО!
По рисункам несуществующего животного как детей, так и взрослых часто можно судить об их скрытой проблеме, о которой чаще всего умалчивается или о которой не подозревают, обращаясь за консультацией совсем по другому вопросу.

Татьяна, 35 лет

Татьяна симпатичная, обаятельная стройная женщина. Очень следит за собой, одевается модно, занимается бизнесом, часто ездит в командировки в Москву, Ростов и другие города; отпуск проводит за границей. Приходит на консультации в основном по вопросам бизнеса, но главной проблемой для нее является отсутствие любви к мужу, с которым она живет уже более 16 лет. Мечтает вырваться из замкнутого круга, но не получается. В рисунке Татьяны это хорошо видно (рис.3).

Свое животное она назвала Европейский гламурный Крылокот. Животное отдаленно напоминает автора рисунка и отображает ее основную проблему – сексуальную. Чрезмерно пушистый, толстый и поднятый вверх хвост, а также грудь, густо покрытая шерстью, говорят, а вернее, «кричат» о значимости сексуальной сферы в жизни женщины и одновременно указывают на неблагополучие в этой сфере. Полностью зачерненная радужка глаз является показателем внутреннего страха – женщина боится представить, как ее жизнь может сложиться без мужа, вообще боится перемен в жизни. Крылья Крылокота – не что иное, как защитная фантазия Татьяны: ее уход от личных проблем в созданный фантастический мир.

Рис. 3. Европейский гламурный Крылокот


Вот как Татьяна описывает образ жизни своего несуществующего животного:

Европейский гламурный Крылокот обитает в Европе, местах исключительно гламурных – Париже, Милане, Ницце, но отдельные особи встречаются в Краснодаре, Москве, Ростове. Предпочитает праздный и веселый образ жизни. По характеру общительный, веселый, доброжелательный, однако приручается с трудом и очень независим. Размножается редко, пару выбирает придирчиво, тщательно и неторопливо. Питается конфетами и новостями, любит путешествия и новые впечатления.

Это своего рода фантазийное желание – сбежать в края «гламурные» и обрести свободу, питаясь «конфетами и новостями», также выказывает внутреннюю потребность Татьяны уйти от действительности.

Вадим, 50 лет

Рис.4. Амикрабос Вадим более 25 лет живет с женой, но семейная жизнь не сложилась, и в настоящее время у него все чаще появляется желание изменить ее, начав жить независимо, отдельно. Однако пока обстоятельства не позволяют этого сделать. По характеру Вадим мягкий человек и поэтому особенно тяжело переносит агрессивное поведение жены. Обладает большим энергетическим потенциалом.

Животное нарисовано Вадимом по оригинальной модели (рис.4). Оно вообще лишено органов, обеспечивающих ,– ушей, рта,– и имеет полностью замкнутую фигуру, что указывает на интровертированность и трудности в общении. Свое животное Вадим назвал Амикрабос, снабдив его при этом множеством ног для передвижения и покрыв чешуей; всё это показатель того, что Вадим имеет большую потребность в опоре, защите, боится агрессии. Кроме того, частично зачерненная чешуя указывает на низкую устойчивость автора рисунка к стрессам.


Рисунок Вадима сопровождается следующим рассказом:

Животное теплокровное. Среда обитания смешанная: вода и земля. Проживает в тропиках, субтропиках. Питается растениями, размножается делением. Способ передвижения – импульсный, энергетический.

Указание о том, что животное теплокровное, говорит о желании Вадима иметь тепло, семью и тем самым быть похожим на других. «Способ передвижения импульсный, энергетический» – свидетельство трудностей в жизни Вадима, которые он так тщательно скрывает и на преодоление (или сопротивление) которых ему приходится тратить немало энергии.

Ирина, 54 года

Женщина невысокого роста, с приветливой и милой улыбкой на лице. Имеет два высших образования; второе, медицинское, получила только год назад. Сейчас она не знает, зачем оно ей и не понимает, для чего столько лет училась. При этом твердо уверена, что ее участь состоит в «вечном обучении». Ее жизнь складывается из череды судьбоносных действий и планов, с помощью которых она желает уйти от действительности. На мой взгляд, это своеобразная программа спасения собственной души, как раз тот случай, когда мы говорим: «Помоги себе сам».

Дело в том, что, прожив с мужем 27 лет, Ирина неожиданно узнала о существовании у него второй семьи: будучи в браке с ней, муж параллельно проживал с молодой женщиной и детьми от него. Тем не менее Ирина смогла простить его и продолжать с ним жить. Это был ее выбор, другое дело, почему имела место подобная ситуация. Попробуем разобраться по рисунку (рис.5).

Если посмотреть на это несуществующее животное, то с виду оно как будто довольно симпатично, если бы не искаженная форма головы и «руки-крюки», похожие на птичьи лапки.

Свое несуществующее животное Ирина назвала Михотрон. По-моему, название напоминает какой-то механизм, а рисунок самого животного необычного механического мишку. Скорее всего, жизнь Ирины ей самой напоминает жизнь по инерции, схожую с каким-то механизмом, далеким от мира чувств и любви. Конечности, направленные к телу, свидетельствуют об интровертности, когти – на агрессию, а открытый рот без зубов и языка – на легкость в возникновении опасений и страхов в ее жизни. Радужки глаз, частично зачерненные, только подтверждают наличие страха у автора рисунка.

Вот что рассказывает Ирина о своем Михотроне:

Животное живет в лесу, размножается почкованием [очень странно для животного, не правда ли?]. Любит кашу из желудей, которую варит ему гномик. Боится резких шумов. Любит играть в прятки.
Рис.5. Михотрон

Рассказ только подтверждает внутренний страх и тревогу Ирины перед будущим, указывает на некоторую нервозность и уход от действительности, но, тем не менее, раскрывает нам вполне реальные желания женщины. Например, ожидание заботы и внимания. Ее животное «любит кашу из желудей, которую варит ему гномик». То, что Михотрон боится резких шумов, говорит об усталости Ирины и возможном нервном истощении. По словам самой Ирины, она от всего устала. А вот то, что ее Михотрон любит играть в прятки, означает, как ни странно, очередную игру Ирины с судьбой: сейчас она оформляет документы в Америку для постоянного проживания там.

Даша, 13 лет

Девочка выглядит спокойной, застенчивой и тихой.

Рисунок (рис.6) расположен внизу листа, что говорит о низкой самооценке девочки и ее переживаниях. Множественные линии выдают тревогу внешне спокойного подростка. Три глаза сильно зачернены – показатель страха, сидящего глубоко в душе. Множество ног, которые являются опорной частью животного, и характер их соединения с фигурой показывают, что девочка способна контролировать свои рассуждения и поступки.

Даша так описывает образ жизни этого животного:

Трехглаз живет в Южной Африке. Питается он обычно рыбами, но, когда голодный, может съесть что угодно. Он очень боится своих соперников – акул и китов. Он любит плавать по дну и ненавидит сидеть без дела.

Друзей у него нет, так как он слишком добрый (другим это не нравится).


Рис.6. Трехглаз

В рассказе Даши явно проявляется депрессивное настроение («Друзей у него нет, так как он слишком добрый»), страх («Он очень боится своих соперников») и сильная потребность в эмоциональном тепле («Трехглаз живет в Южной Африке). Кроме этого, можно предположить неблагоприятную окружающую среду («Он любит плавать по дну»). Рассказ ребенка о животном почти всегда отражает то, что на самом деле происходит с ним самим в жизни и, зная о том, как значимо для подростка общение со сверстниками, можно теперь представить, как нелегко живется Даше. Рисунок и рассказ девочки показали, что ей требуется психологическая помощь.

Тест «Нарисуй несуществующее животное» очень востребован психологами при работе со школьниками. Используя такой способ диагностики, можно многое понять о психическом состоянии ребёнка. Для этого нужно знать, как провести тестирование и правильно расшифровать его результат.

Суть рисуночного проективного теста «Нарисуй несуществующее животное»

Целью диагностики является определение степени тревожности испытуемого, его самооценки и других важных особенностей подрастающей личности. Тестирование напрямую связано с внутренним миром испытуемого: все части тела животного, которое предлагается изобразить ребёнку, отражают процессы, происходящие на психическом уровне. Их прорисовывание не контролируется сознанием, так как временной промежуток, отводящийся на проведение теста, не позволяет запустить этот механизм.

Такая методика психологического обследования - одна из самых информативных из всех рисуночных способов диагностики. Как правило, она используется параллельно с другими психологическими тестированиями - это позволяет составить полную картину состояния ребёнка.

Порядок проведения психологической диагностики

Для прохождения теста испытуемому понадобится дать лист бумаги и пишущие средства - карандаши средней мягкости (простые или цветные). Ручки, фломастеры и краски исключаются, так как линии, сделанные ими, затрудняют процесс расшифровки рисунка. Время выполнения задания ограничивается тремя минутами.

Чтобы исследование было наиболее полным, ребёнка следует чётко проинструктировать:

После того как испытуемый выполнит задание, нужно попросить рассказать его о своём животном (как оно живёт). Если повествование не содержит достаточно сведений для анализа, то ребёнку предлагаются конкретные вопросы (тестирующий человек при этом должен подробно записывать ответы):

  • Где существо живёт?
  • Чем питается?
  • Чем обычно занимается?
  • Что любит делать больше всего?
  • Чем не любит заниматься?
  • Есть ли у него друзья, кто они?
  • Кто живёт с ним вместе?
  • Кто его враги, если есть?
  • Чего он боится больше всего?

Обработка и интерпретация результатов

Анализ манеры выполнения рисунка

По нажиму можно судить о состоянии тестируемого человека. Слабый говорит о пассивности, астении, предпосылках депрессии; сильный означает напряжённость в эмоциональной сфере, импульсивность и ригидность. Твёрдость нажатия на карандаш такой силы, от которой даже рвётся бумага, символизирует агрессию, повышенную активность и конфликтность.

Качество линий тоже даёт определённую характеристику состояния ребёнка:

Идеальный вариант расположения рисунка - в центре вертикально лежащего листка, это говорит о нормальном состоянии психики человека. Смещение изображённого животного в ту или иную сторону иллюстрирует некоторые психологические аспекты, связанные с самооценкой: уклон от центра вверх означает завышенную, вниз - заниженную. Если существо смещено вправо, то это значит, что испытуемый стремится контролировать свои поступки и мысли, «переход» в левую сторону означает бездеятельность и низкую социальную активность, застенчивость. Расположенный в углу рисунок может свидетельствовать о депрессии.

Животное «сбежало» с листка и не уместилось на нём полностью - это сигнал об острой тревоге и импульсивности.

При выраженном увеличении размера рисунка можно быть уверенным, что ребёнок находится в тревожном и стрессовом состоянии. Если же нарисованное существо очень маленькое, то испытуемый, скорее всего, подвержен депрессии или обладает низкой самооценкой.

Необычный персонаж, расположенный строго по центру, говорит о том, что психика его автора в норме

Рассмотрение изображённого существа

Тип животного

Задание считается выполненным неправильно, если испытуемый нарисовал реальное животное и описал его естественный образ жизни (например, собаки или кошки). Это может быть нормальным для пяти- или шестилетнего малыша, но когда такой результат демонстрирует более взрослый ребёнок, это свидетельствует о низком уровне воображения.

Какие типы животных чаще всего изображаются при тестировании?

Части тела

Определённую информацию можно почерпнуть и из анализа частей тела животного. Каждый элемент говорит о том или ином состоянии тестируемого в момент прохождения диагностики и о его психическом здоровье в целом.

Часть тела Характеристика верхней части тела (о чём свидетельствует такое изображение)
Положение Отсутствие Размер и количество Форма Дополнительные
моменты
Голова Обращена вправо - человек действия; влево - субъект часто переживает и размышляет, не уверен в себе; прямо - признак эгоцентризма Импульсивность или психическая болезнь Две и более –внутриличностный
конфликт,
противоречивость
Искажённая - органическое поражение мозга, психоболезнь; больше тела - символ интеллектуальных способностей испытуемого Пририсованные перья - желание приукрашивать действительность; рога - агрессивный настрой, защита;
грива - подчёркивание своей половой принадлежности или повышенная чувственность
Глаза Астения Неправильная - невроз С чёрной радужкой - страхи; пустые, без зрачков - астения; с кровеносными сосудами - ипохондрия, невроз; с ресницами - высокое самомнение, манерность поведения
Уши Замкнутость, нежелание слышать других, вступать в контакт Большие и много - заинтересованность в получении информации, подозрительность, мнительность, зависимость от чужого мнения
Рот Непропорционально большой - эрудированность, развитый интеллект, рационализм Круглая - тревога, боязнь чего-либо Приоткрытый и с языком - признак болтливости; с губами - чувственность; без языка и губ - страх, недоверие; с зубами - символ агрессии

Фигура животного - не менее важная деталь, на которую необходимо обратить внимание при тестировании. Если она изобилует множеством деталей, то это свидетельствует о мощной энергетике испытуемого, составных частей очень мало -такой рисунок говорит об астении. Существо, нарисованное с большим количеством острых углов - признак агрессивного настроя человека; преобладание округлых форм говорит о замкнутости ребёнка и закрытости от внешнего мира.

Если животное обладает хвостом, его положение также необходимо проанализировать. Обращённый вправо символизирует отношение школьника к своему поведению и поступкам, влево - к мыслям и решениям (вверх - положительное, вниз - отрицательное). Излишняя красота хвоста (например, как у павлина) – свидетельство демонстративности.

Неумелость построения отношений в социальной сфере можно определить по отсутствию или недостаточному количеству лап. Если конечностей, наоборот, слишком много - человеку нужна помощь, опора. Об этом же говорят и нарисованные толстые или большие лапы. Маленькие ножки свидетельствуют об импульсивности, легкомысленности, поверхностном отношении ко многим вещам. Чем шире конечности, тем больше вероятность того, что школьник уравновешен и умеет не только принимать ответственные решения, но и отвечать за них. Одинаковые по размеру и форме лапы характеризуют человека, который не склонен к инакомыслию и творческому началу.

Чем детальнее изображено животное, тем больше оно может рассказать о своём авторе

Очень показательны при анализе теста дополнительные элементы, которые могут говорить о:

  • желании защититься (чешуя, панцирь);
  • агрессии (иголки, разнообразные шипы, пририсованное оружие);
  • сексуальной значимости (изобилие волос на теле, половые органы, грудь, вымя);
  • демонстративности (узоры и рисунки на теле);
  • неврозе, ипохондрии (наличие шрамов и ран, изображение кровеносных сосудов, внутренних органов);
  • романтичности и мечтательности натуры (присутствие крыльев);
  • затруднениях в общении (части механизмов в теле).

Даже характер соединения конечностей с туловищем имеет определённое значение: если прослеживается чёткая их прорисовка - человек склонен следить за своими рассуждениями и ответственно подходить к принятию решений. Небрежность в изображении мест присоединения лап к телу или полное отсутствие этого - показатель недостаточного контроля над собой.

Название существа

  • «Летающий крокодил», «водоплавающий ягнёнок» и подобные имена животных говорят о чёткости понимания целей, к которым стремится человек.
  • Наукоподобные термины с «налётом» латыни - «зверолетиус», «устрашонис» и прочие - свидетельство эрудиции ребёнка и его желания показать это.
  • Звукоподражательные имена зверюшек («мамзяка», «каряка») – признак лёгкого отношения к жизни, некоторой беспечности.
  • Если в названии животного прослеживается юмор, то это показатель оптимистичного отношения к действительности. Примеры таких имён – «пузырик», «нескладушечка», «несапиенсный хомик».
  • Когда имя очень сложное и длинное, то это означает, что придумавший его человек - большой выдумщик и фантазёр.

Толкование ответов на вопросы

По окончании работы ребёнка над заданием нужно обсудить с испытуемым образ жизни нарисованного им существа

Если ребёнок придумывает своему нарисованному персонажу такую жизнь, которая полностью соответствует изображению, то это нормально и логически оправдано. О нарушении логики мышления можно сделать вывод, если рисунок и рассказ о существовании животного никак не связаны друг с другом.

Фантазия с целью компенсации каких-либо негативных моментов в жизни испытуемого прослеживается при идеализации или приукрашивании своего персонажа.

Когда ребёнок утверждает, что придуманный и нарисованный зверёк живёт на острове, за границей, в субтропиках, это говорит о демонстративности; в качестве места проживания животного названа изолированная площадь (космос, другая планета, пещера, колодец, лес и так далее) - тестируемый одинок и остро переживает это. Агрессию, боязнь испытуемого, его желание найти защиту характеризуют подобные ответы: «в тайге», «в непроходимых болотах», «в лесной чащобе». Невроз может выдавать «поселение» животного в неприятные условия - тину, грязь, лужу, помойку.

«Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты» - это выражение в полной мере может быть применимо к ответам человека на вопрос о том, чем питается нарисованная зверушка. Вот что могут значить реплики школьника на этот счёт:

  • ничем, воздухом, энергией - интравертность тестируемого;
  • всем, что попадётся - импульсивность;
  • несъедобными вещами (гвоздями, камнями, палками) – нарушения коммуникативных отношений;
  • неприятными элементами (слизью, трухой, клопами, тараканами) – невроз;
  • внутренними органами животных, кровью - невроз, граничащий с агрессией;
  • людьми - отрицание, негативизм, агрессия.

В рассказах ребёнка животное может:

  • много спать, что говорит об астении, хронической усталости испытуемого;
  • крушить, ломать - это признак агрессивности, негативного отношения к окружающим;
  • развлекаться и гулять - такое определение образа жизни существа символизирует желания школьника;
  • искать пищу - эта характеристика подаёт сигнал о каких-либо проблемах и жизненных трудностях тестируемого.

Если нарисованное существо любит неординарные занятия (вроде хождения на голове или вверх ногами), то ребёнку, придумавшему такие действия для животного, не чуждо стремление выйти за рамки обыденности и нарушить стандарты поведения.

Импульсивность присутствует в характере людей, наделяющих своих нарисованных персонажей невозможностью сидеть без дела.

Когда описание животного связано с частым упоминанием о его врагах, то можно сделать вывод о боязни агрессии; чрезмерный акцент на проблемах с едой - символ неблагополучия в быту испытуемого, привязанности к материальному. Существо, по словам тестируемого, одиноко, у него нет друзей - скорее всего, в жизни ребёнка такое же положение вещей. Рассказ о большом количестве близких по духу людей говорит о значимости общения для испытуемого.

«Гламурный крылокот» - такое название дал существу автор рисунка

  • Полностью закрашенная радужка глаза - свидетельство страха, сконцентрированного внутри автора рисунка.
  • Испытуемый зациклен на себе, об этом свидетельствует прямое расположение головы животного и его открытый взгляд.
  • Тревожные сигналы - штриховка хвоста и расположение персонажа на краю листа.
  • Также о беспокойстве говорят множественные линии в изображении некоторых частей тела (нижней части головы, крыльев, задних лап).
  • Не слишком маленькие уши крылокота - показатель зависимости от чужого мнения, желания следовать общепринятым нормам.
  • Энергетический потенциал автора очень высок, об этом можно судить по большому количеству деталей фигуры животного.
  • О романтических устремлениях и мечтательности натуры сигнализируют большие крылья. Возможно, автор мечтает изменить свою жизнь, но не имеет возможности это сделать.
  • Тестируемый склонен к прагматизму и рационализму, потому что все части тела прорисованы чётко, а их соединения не размыты.

Проведение теста «Нарисуй несуществующее животное» - замечательный способ получить представление о внутреннем мире, характере ребёнка и даже условиях его жизни. Результаты диагностики помогут выявить существующие проблемы и скорректировать работу по их устранению.