Загадка средневековой Европы: Орден Тамплиеров. Столбы выветривания или бывшие великаны

после переговоров короля Филлипа с Папой неуклонно вела их к закату. а судьба ордена тамплиеров была предрешена. Захват тамплиеров начался в пятницу 13 ок-тября 1307 г (возможно отсюда берет свое начало понятие “несчастливости” 13-го числа). Во всяком случае, для тамплиеров 13-е оказалось действительно несчастливым. Рыцарей окружили, схватили и после допроса под пытками сожгли на костре заживо. Но, несмотря на все усилия сохранить в тайне планы о нападении на тамплиеров, отдельных рыцарей все же предупредили, в результате чего им удалось уйти от преследования и спрятать богатства ордена. Сокровища, которые хранились в па-рижском Тампле, исчезли. Таинственным образом исчез и флот тамплие-ров. И хотя Рим распорядился, чтобы тамплиеров предали смерти во всем христианском мире, крестовый поход против рыцарей-тамплиеров проводился без особого рвения. Даже зять короля Филиппа, король Англии Эдуард II, не желал воевать против тамплиеров. Впрочем, несмотря на нежелание, все же вынужден был подчиниться в качестве уступки. Англия в то время воевала с Шотлан-дией, и еще одна война, теперь с тамплиерами, была нежелательной помехой. Для тамплиеров же эта война оказалась спасительной, так как в силу данного обстоятельства приказ об уничтожении ордена тамплиеров так никогда и не достиг Шотландии. Она осталась единственной страной христианского мира, где тамплиеры сущест-вовали легально.

В августе 1308 г. инквизиция выдвинула против тамплиеров ряд обвинений, заключавшихся в следующем: «Обвиняют-ся в том, что в каждой провинции на собраниях ордена присутство-вали идолы, а именно — головы, некоторые из которых имели три лица, а некоторые — одно. У некоторых был человеческий череп. Обвиняются в том, что они поклонялись этим идолам, особенно на своих главных собраниях и заседаниях. Обвиняются в том, что они почитали (их). Обвиняются в том, что (они почитали их) как Бо-га. Обвиняются в том, что (они почитали их) как своего Спасителя... Обвиняются в том, что они говорили, что голова может их спасти. Обвиняются в том, что они говорили, что [она может] давать богат-ство. Обвиняются в том, что они уверяли, что она заставляет деревья цвести. Обвиняются в том, что верили, будто [она делает] землю плодородной. Обвиняются в том, что окружали каждую голову вы-шеупомянутого идола и касались ее небольшими кусками веревки, которые потом носили с собой на груди или близко к телу. Обвиня-ются в том, что при принятии в орден вышеупомянутые веревки или их небольшая часть давались каждому вступающему в братство. Обвиняются в том, что делали это в знак поклонения идолу. Обви-няются в том, что они (принимающие в братство) брали с тех (кто вступал) клятву никому не открывать все ранее упомянутое».

В ряде стран Европы рыцарям-тамплиерам удалось скрыться и даже продолжить деятельность, растворившись в таких тайных обществах, как орден святого Иоан-на Иерусалимского , орден Тевтонских рыцарей и др. В Португалии тамплиеры не присоединились к другим обществам, а изменили свое название на «Орден Рыцарей Христа». В 1314 г. был арестован и сожжен последний Великий магистр ордена — Жак де Моле. Моле стал известен тем, что в систему верований рыцарей-тамплиеров стало добавление элементов еще одного еретического учения - «иоаннитов». Представители данного учения утверждали, что Иоанн Креститель, а не Иисус являлся мессией. Легенда о тамплиерах рассказывает, что де Моле в момент казни проклял своих палачей. Он предсказал, что до конца года Папа Климент и король Филипп перейдут в мир иной. И действительно, менее чем через месяц Папа умер от дизентерии. Король Филипп умер, не прожив после казни де Моле и года, а причина его смерти до сих пор не известна.

История тамплиеров о судьбе рыцарей не сообщает достоверных сведений. Существует версия, что некоторые из них пересекли Атлан-тику и попали в Северную Америку (на двести лет раньше Колумба). Кристофер Найт и Роберт Ломас в книге «Ключ Хирама: фараоны, франкмасоны и открытие тайных свитков Иису-са» рассказывают следующее. Флот тамплиеров остановился в Португалии, а затем направился на запад к землям, называемых ими «Lа Меnса», после чего в 1308 г. они высадились в штате Масса-чусетс. Существуют факты, подтверждающие эту версию. В Вестфорде есть выгравированное изображение тамплиера со щитом, на котором изображен корабль и одна звезда. Еще одним свидетельством того, что корабли тамплие-ров отправились в Новый Свет и вернулись обратно, является Росслинская часовня , построенная в 1486 г. На ее потолке находятся изображения кактуса и кукурузы, североамериканских растений, которые, теоретически, тогда в Европе еще не были известны. Исходя из этого, предполагают, что Колумб женился на дочери одного из «рыцарей Христовых» и по-лучил доступ к секретным документам своего тестя.

В настоящее время, в двадцать первом веке, существуют, как минимум три тайных общества, называющих себя «тамплиерами» и утверждающих, что были основаны в сред-ние века. Кроме того, в некоторых масонских ложах одна из степеней носит название «рыцарь-тамплиер »…

Путешественник во времени

Столбы выветривания или бывшие великаны?

Перу – наследие древних цивилизаций

Перспективная ракета Союз-5

Тайны Бермудского треугольника

Цивилизация атлантов владела знаниями не только технологического характера. Есть основания считать, что повсеместное распространение получила оккультная практика и связь...

Красота для беременности

Каждая женщина в любом возрасте, в любом социальном положении, в любое время года, дня и ночи желает выглядеть, пусть...

Испания - изумительный город Мадрид


Испания славится огромным количеством туристов практически с самого момента её основания. Удивительным образом она совмещает в себе, казалось бы, абсолютно несовместимые вещи – города-миллионники...

Квакеры в океане

Середина 20 века ознаменовалась открытием явления, на которое наука ответа дать не могла. В глубинах океана стали фиксироваться неопознанные...

Российские Су - 34

Американские F16 едва разошлись с российским СУ-34 в небе Сирии, сообщает американский телеканал CBSnews. Американские пилоты, выполняющие боевые вылеты с аэродрома...

Билет на Марс в один конец

Американские физики Пол Дэвис из Государственного университета Аризоны и его коллега Дирк Шульце-Макуч из университета Вашингтона опубликовали в “Journal ...

Сухой заявил о превосходстве Су-35С над F-35 и F-22 Raptor

На официальном сайте ОАО Компания Сухой сообщается, что согласно анализу выполненных работ уже в настоящее время можно говорить о...

В XII веке христианская церковь была уже мало похожа на маленькую иудейскую секту, которой она была при возникновении. Ее влияние распространилось на все области жизни в Западной Европе, но было еще далеко до времени того мрачного мракобесия, которое ставили в упрек средним векам просвещенные поколения века восемнадцатого. Над умами в те годы властвовал аббат Бернар Клервосский, который еще при жизни был канонизирован в святые. Писатель-мистик, великолепный оратор, он был вдохновителем Второго крестового похода. К его мнению прислушивались папы, а феодалы его боялись. В этот период вся политическая активность проходила под знаком соперничества между духовенством католической церкви и императорами Священной Римской империи за влияние на сеньоров.

В этих условиях Бернар и основал в 1128 году военно-монашеский Орден рыцарей Храма - тамплиеров (храмовников). Ядром ордена стали рыцари, вернувшиеся из Палестины. Становление его было стремительным. В ряды тамплиеров вливались все новые и новые добровольцы, или, скорее, послушники. С самого начала орден прочно обосновался на землях Западной Европы, разделенной в то время на девять провинций: Францию, Португалию, Кастилию, Арагон, Мальорку, Германию, Италию, Сицилию и Англию с Ирландией. К началу XIV века храмовники располагали по всей Западной Европе почти десятью тысячами владений, из которЫх около тысячи находились во Франции. Владения, а также военные посты и укрепления, подчиненные им, покрыли Европу густой сетью.

Три категории братьев составляли сам орден: рыцари - все благородного происхождения или - очень редко - возведенные в дворянство, из их числа избирались руководители резиденций; духовники-монахи, находившиеся при магистрах или служившие в церквях; сержанты, из числа которых рыцари набирали оруженосцев и пехоту в военных походах и которые вели хозяйство и управляли имуществом ордена, среди них были свободные крестьяне и ремесленники. Еще была категория гостей Храма, оказавших ордену временные услуги. Орден брал под свое покровительство и тех, кто примыкал к нему: сеньоров, выказывавших по отношению к нему верноподданнические чувства; торговцев, пользовавшихся его коммерческими услугами; ремесленников, обосновавшихся на его землях, и многих других. Внизу этой иерархической пирамиды находились зависимые крестьяне, прикрепленные к земле феодальной зависимостью, и темнокожие рабы, вывезенные из Палестины. На вершине царил великий магистр, избранный собранием представителей девяти провинций Западной Европы. Великий магистр обладал абсолютной властью, за исключением вопросов, связанных с приемом новых рыцарей, продажей имущества Ордена, назначением высших руководителей провинций, - их решало собрание.

Тамплиеры не признавали над собой никакой другой власти. Орден Храма пользовался правом экстерриториальности и не подпадал под юрисдикцию властей тех земель, на территории которых он находился. Орден не платил никому никаких налогов, в том числе и церковную десятину, а также таможенных пошлин. У него была своя полиция и свой трибунал. Формально Великий магистр подчинялся только папе, который сам его боялся.

Военная мощь ордена была значительна. В его рядах было около 15 тысяч рыцарей и 45 тысяч сержантов, не считая священников, крестьян, ремесленников, гостей Храма и вассалов. Эта армия была рассеяна по всей Западной Европе и не могла вести сражения. Но зато могла контролировать ценности ордена на огромных территориях, богатства, которые тамплиеры собирали с невероятной алчностью на пространствах от Атлантического океана до Палестины, используя методы, до тех пор неизвестные в средневековой Европе.

Как все монахи, тамплиеры давали обеты: послушания, целомудрия и личной бедности. Но сам орден, как организация, мог иметь имущество. Его устав прямо обязывал накапливать ценности и запрещал продавать имущество без разрешения высшего совета. Скупость храмовников доходила до того, что они отказывались выкупать своих братьев из плена, как это было принято повсюду в то время. Всеми возможными способами собирали храмовники свои сокровища.

Кроме того, орден создал флот и добился монополии в плаваниях по Средиземному морю между Европой и Ближним Востоком. Его корабли перевозили войска крестоносцев, паломников, отправлявшихся в Святую землю, среди которых были богатые, щедро платившие за услуги принцы.

Торговцы также использовали флот тамплиеров для перевозки своих товаров. Из Европы везли оружие, лошадей, продовольствие. В Европу - вино из Палестины, пряности и сахар из Индии, ткани из Дамаска, ковры и шелка из Персии, а также арабскую парфюмерию.

Еще большие богатства орден аккумулировал в самой Европе. Чтобы заручиться поддержкой рыцарей ордена, монархи и богатые феодалы отдавали тамплиерам земли и замки. Тем или иным способом он овладевал целыми графствами с их землями, реками, лесами, полями и крестьянами.

Тамплиеры создали свой банк. Каждое владение имело его отделение. Коммерсанты помещали в банк золото и другие драгоценные металлы, а взамен получали обменные векселя. Банк тамплиеров принимал на хранение также сокровища монархов, сеньоров и епископов. Золото монахи пускали в оборот. Они предлагали его под большой процент королям, феодалам, епископам, коммунам и торговцам. Орден стал крупнейшим ростовщиком в Европе.

Среди заемщиков храма были епископаты и коммуны, которые начиная с 1140 года начали строительство церквей в готическом стиле. В то время большинство французских городов имели весьма ограниченные средства для развития. Если у их магистратов и появлялись свободные деньги, то в первую очередь их расходовали на укрепление городских стен.

Тем более удивительно, что в течение нескольких лет во всей Франции были найдены деньги для строительства огромных готических соборов. Единственной организацией, способной дать их, был орден тамплиеров. Менее чем за сто лет было построено восемьдесят огромных соборов и семьдесят храмов поменьше.

Строительство требовало привлечения большого количества людей. Но рабочим нельзя платить заработную плату векселями. Кредиты, выданные епископам и коммунам, должны были быть обеспечены деньгами. Однако деньги, особенно металлические, были тогда редкостью. Серебряных же почти совсем не было. Того серебра, всего около тонны, что тамплиеры вывезли из Палестины, было явно недостаточно. Добыча драгоценных металлов в Европе практически не велась. А месторождения в Германии, Чехии и России еще не были открыты. Золота также было недостаточно.

И тем не менее тамплиеры чеканили свою монету, серебряную, а не золотую. В течение XII - XIII веков было произведено такое количество серебряных денег, что они стали обычным платежным средством. На эти деньги и была развернута кампания по строительству храмов.

Но откуда появился металл? Никто этого не знал. Вернее, те, кто знал, молчали. Тамплиеры вообще о многом молчали. Так, устав ордена был известен только рыцарям, но и те не могли его хранить у себя, чтобы он не попал в руки непосвященных, даже из числа членов ордена. Магистры принимали решения в глубокой тайне. Архивы ордена таинственно исчезли.

Существует еще множество необъясненных, а иногда и необъяснимых, фактов в истории ордена. Одни из них касаются флота тамплиеров. Для контактов с Англией у них имелись порты на побережье Атлантического океана. Расположение портов нельзя логически объяснить, исходя из потребностей тамплиеров в Европе. Это Ла-Рошель. Расположенный в 150 километрах к югу от Нанта и на 70 - севернее Руана в устье реки Жиронды, на берегах глубокой бухты, он хорошо укреплен и неприступен как с моря, так и с суши. (В чем убедился позднее кардинал Рише-льє.) С этой точки зрения выбор тамплиеров нас не удивляет. Непонятно другое, зачем нужен был ордену порт, находящийся далеко к югу от Англии и к северу от Португалии, дорога в которую была более безопасна и удобна по суше? Однако Ла-Рошель отнюдь не был для тамплиеров второстепенным пунктом. Резиденция, находившаяся там, контролировала обширный район, а со всех сторон Франции к нему сходились семь «дорог тамплиеров».

Могущество ордена росло, увеличивалось его влияние во многих странах Западной Европы. В течение 200 лет тамплиеры не боялись никого и ничего. Так продолжалось до 12 октября 1307 года - до того дня, когда король Франции Филипп Красивый начал внезапную и хорошо подготовленную операцию против ордена. Тамплиеры были обвинены в ереси, их владения разгромлены, братья арестованы, имущество конфисковано. Папа римский издал указ о роспуске ордена. Арестованные были переданы в руки инквизиции. Среди множества признаний для нас особенно интересно одно - протокол показаний рыцаря Жана де Ша-лона. Он утверждал, что в ночь перед арестами из Парижа вышли три крытые повозки, груженные сундуками с сокровищами Храма. Повозки сопровождал конвой из сорока двух рыцарей во главе с магистром Гуго де Шалоном и Жераром де Вилье. Рыцари и груз должны были прибыть в один из портов, где их ждали семнадцать кораблей ордена. Бросается в глаза непропорциональность количества кораблей и содержимого трех повозок. Но, возможно, существовали и другие обозы, направлявшиеся в этот порт? Мы не знаем, что было в сундуках. Слово «сокровища» может показаться обманчивым. Сейчас оно означает «скопление золота, серебра и других драгоценностей». В средние века оно также имело этот смысл, но его применяли и для обозначения тайных архивов королей и коммун. Мы не сомневаемся, что сокровища Храма, вывезенные из Парижа, - это секретные архивы ордена, которые надо было спрятать в надежном месте.

В какой порт могли направиться рыцари в ту тревожную ночь? Конечно, в порт, принадлежавший тамплиерам. Другие были ненадежны, и там не было кораблей ордена. Остается Ла-Рошель. Надежно укрепленный, он мог бы выдержать осаду жандармов короля. К нему вела охраняемая тамплиерами дорога, на которой можно было найти сменных лошадей. Но мы не знаем, достигли груз пункта назначения. Известно только, что архивы ордена не значатся в списках захваченного людьми короля имущества, а имена рыцарей, сопровождавших груз, названы вместе с теми, кто скрылся от ареста. Среди кораблей, нашедших убежище в Португалии, не было кораблей из Ла-Рошели. Они исчезли навсегда. Перед исследователями встают три вопроса:

1. Откуда тамплиеры брали серебро - металл, не найденный к тому времени на территории Европы, которым они буквально наводнили страны Священной Римской империи?

2. Зачем им был нужен порт Ла-Рошель?

3. Куда ушли корабли, груженные «сокровищами» ордена, которые удалось спасти в 1307 году?

Жан де ля Варанд, историк из Нормандии, говорит устами персонажа одной из своих книг, что тамплиеры вывезли много этого металла из… Мексики, откуда пошло выражение «быть богатым», где слово «серебро» - является синонимом слова «богатство», в то время как было бы гстественно говорить так о золоте! К сожалению, Варанд не указывает источник своих сведений. Поэтому попытаемся сами найти подтверждение этой гипотезе.

Одно из свидетельств можно найти, внимательно рассмотрев роспись фронтона храма тамплиеров в городе Верелай в Бургони, которая оптируется XII веком. Среди людей, окружавших Христа, на изображении можно увидеть мужчину, женщину и ребенка с непропорциональными большими ушными раковинами. Мужчина одет в убранство из перьев, похожее на одежду североамериканских индейцев, а на голове у него - шлем викинга. Женщина - с обнаженной грудью и в длинной юбке. Возможно, средневековые живописцы слышали что-нибудь о людях с большими ушами. Теперь нам известно, что инки и их предшественники, которым они подражали, имели обычай оттягивать уши, вставляли в мочки тяжелые кольца из золота, меди или камня. Такое трудно выдумать. Они, безусловно, знали о викингах, на что указывает шлем на голове мужчины. Смешав эти два понятия, они нарисовали «идеализированного» викинга. Есть еще одно доказательство того, что тамплиеры знали о существовании континента, который мы теперь называем Америкой; недавно в Национальном архиве Франции были найдены печати ордена, захваченные людьми Филиппа Красивого в 1307 году. На одной из них, приложенных к Документу, относящемуся к ведению Великого магистра, видна надпись «Тайна Храма». В центре расположена фигура человека, который может быть только американским индейцем. Одет он в набедренную повязку, на голове у него убор из перьев, такой же, какой носили индейцы Северной Америки, Мексики и Бразилии. В правой руке он держит лук, внизу, под | луком, изображена свастика - крест с изогнутыми концами, распростра-" ненный в Скандинавии символ эпохи викингов.

Варанд был прав, по крайней мере, в одном. Тамплиеры знали о существовании Нового Света. И это была их большая тайна. Тайна настолько важная, что ее сохранение было поручено высшим иерархам ордена и самому великому магистру. Это была тайна тайн, в которую не были посвящены даже рыцари 1 -го ранга.

Нам известно происхождение этой тайны. В X веке германо-датские викинги уже 22 года провели в Мексике перед тем, как отправиться в Перу, где основали империю Тиауанако. Ирландцы к тому времени уже прочно освоили восточное побережье нынешних Соединенных Штатов. В начале XI века норвежские викинги создали на территории современного штата Массачусетс процветающие колонии, которые не теряли связь со Скандинавией. В это же время норманнский король Роллан захватил северное побережье Европы и стал править в Нормандии. Здесь и сохранились предания о походах викингов за океан. Отсюда и тайные службы ордена более чем через 100 лет могли узнать о существовании континента за океаном.

Но действительно ли тамплиеры добывали свое серебро на американских рудниках?

Археологи утверждают, что мексиканские индейцы знали технологию обработки металлов уже около тысячи лет. Это находит подтверждение в легендах местных племен, где говорится, что техника и искусство металлургии были принесены в 967 году нашей эры белым богом Кецалькоатлем. Из различных источников известно, что в этом году в Мексику прибыл викинг Ульман. До этого времени в Мексике не использовали изделия из металлов. Они не были найдены ни в эпоху культуры Теотиуакан, ни в классическую эпоху майя.

Известно, что мексиканские индейцы, особенно тольтеки, были большими мастерами золотых и серебряных дел. К сожалению, от их великолепных изделий мало что осталось, так как конкистадоры переплавляли в слитки все драгоценные металлы, которые попадали им в руки. Медь была самым редким и ценным металлом. Из нее делали, кроме украшений, монеты, иглы, рыболовные крючки, ножи. И серебро считалось более ценным металлом, чем золото.

Металлургия в Перу была более развита, чем в Центральной Америке. Это логично. С одной стороны, она получила важный культурный толчок китайского и индокитайского происхождения, как это показал немецкий историк X. Гейне-Гельдерн: культура Чавин родилась внезапно, без местных предшественников, за много веков до нашей эры. Она обладала высоким уровнем технических знаний, включая и выплавку металла.

С другой стороны, викинги, которые пробыли в Мексике всего лишь двадцать с небольшим лет, правили около трехсот лет империей Тиауанако: а их последователи - инки - еще двести пятьдесят лет.

В Перу обрабатывали золото, серебро, медь шампи - сплав золота и меди, бронзу и даже платину. Умели плавить, ковать, сваривать металлы, отливать их в формы. Изготавливали биметаллические изделия, а также знали способы покрытия серебра золотом и медью - серебра так, что современные ученые металлурги могут это сделать только с применении ем электролиза.

Золотое и серебряное производство в Перу более известно, чем мексиканское. Хотя испанские офицеры и солдаты и поторопились переплавить свою долю добычи в слитки, многочисленные открытия не разграбленных захоронений позволили составить внушительную коллекцию великолепных образцов ювелирного искусства инков.

Различные доколумбовые цивилизации Американского континента при всех своих различиях имели одну общую черту: каменные постройки и скульптуру. Носители этих цивилизаций могли обрабатывать самые прочные камни - задача, с которой с трудом справляются современные специалисты, оснащенные самым совершенным инструментом. До сих пор не найден ни один инструмент из железа или стали, относящийся к этой эпохе. Были обнаружены различные инструменты из меди и бронзы, но ни один из этих мягких металлов не может справиться с камнем. К тому же известно, что железо плохо сопротивляется действию времени и исчезает, не оставляя следа. Теперь мы знаем, что древние египтяне пользовались изделиями из железа. Хотя до открытия захоронения Тутанхамона также не было найдено ни одного железного предмета.

Археологи утверждают, что скульпторы и строители монументальных сооружений доколумбовой Америки не могли создавать свои произведения, используя только инструмент из обсидиана или бронзы. Любой анализ покажет, что они должны были использовать инструмент из стали. Народам Америки были знакомы железо и сталь, по крайней мере, на территории империи Тиауанако. Тому есть убедительные лингвистические доказательства. Так, в языке инков и кечуа есть слово, обозначающее железо, но нет названия для стали. А в языке гуарани есть обозначение и того, и другого металла.

Кроме того, викинги, высадившиеся в Америке в 967 году, владели, без сомнения, оружием и инструментами из стали. Бронзовый век для них закончился уже за полторы тысячи лет до того. За время своего пребывания в Мексике они так и не смогли научить тольтеков искусству получения и обработки железа, ремеслу более сложному, чем обработка мягких металлов. Те инструменты, которые могли остаться после их ухода, за пятьсот лет, которые отделяли их от прихода испанских колонизаторов, рассыпались бы в прах. В Тиауанако викинги должны были бы, по логике вещей, организовать производство железа, но умение это было утеряно в результате гибели империи.

К моменту прибытия испанцев в Перу, как и в Мексике, не могло остаться много стальных инструментов. Скорее всего, они уже исчезли, и даже названия их были забыты. Но название железа сохранилось. Его находили в шахтах и рудниках, но утеряли умение выплавлять его из руды. Напротив, в тех регионах Парагвая и Бразилии, где укрылась часть оставшихся в живых народов Тиауанако, инструменты и оружие из стали продолжали применять, правда, во все более скромных масштабах. И в эпоху завоевания воспоминания об этом были еще живы. Так, сокровища Монтесумы, императора ацтеков, накопленные за многие поколения, оцениваются в две с половиной тонны золота. Тогда как только выкуп за правителя Атауальпу составил шесть тонн золота и двенадцать тонн серебра.

В Перу была прекрасно организована добыча драгоценных металлов. А добыча золота промывкой велась на промышленном уровне.

Теперь попытаемся ответить еще на один вопрос.

Допустим, что серебро, которым пользовались тамплиеры для финансирования строительства готических соборов в Европе, добывалось в Южной Америке. И порт Ла-Рошель на берегу атлантического побережья Франции был построен для ввоза американского серебра. Осталось узнать, куда ушли корабли, на которые были погружены секретные архивы ордена, таинственно исчезнувшие в 1307 году?

Мы в состоянии ответить на этот вопрос: корабли с тамплиерами, избежавшими ареста в 1307 году, и, возможно, с секретными архивами ордена, нашли убежище в Мексике.

Но почему тамплиеры решили отправиться именно в эту страну? То, что они знали о существовании Центральной Америки, не вызывает у нас удивления. Уже более ста пятидесяти лет слитки серебра доставлялись из Южной Америки в Европу. Тамплиеры поддерживали тесные контакты с потомками викингов, которые побывали в Мексике около 1000 года. Не исключено, что они предприняли в 1194 году разведывательный поход в этот район. Но так как они там не нашли достаточного количества драгоценных металлов, главной своей цели в Америке, то больше не возобновляли свои попытки.

Ситуация стала меняться, когда союз короля Франции и папы римского стал угрожать самому существованию ордена. Тамплиеры в отличие от ордена госпитальеров за всю свою историю не приобрели в Европе полностью автономную территорию, где бы они могли быть защищены от давления и угроз как светской, так и духовной власти. Дело могло плохо кончиться в любой момент. Рыцари стали думать о поисках надежного убежища в случае отступления. Викинги, торгуя с тамплиерами, не обещали, тем не менее, им теплого приема на своей территории. Поэтому до 1290 года попытки обосноваться в Южной Америке не предпринимались. А после 1290 года они были бы обречены на провал: империя Тиа-уанако была разрушена дикими племенами варваров. Оставалась только Мексика.

Можно не сомневаться, что, отправляясь в Америку, тамплиеры думали, что речь идет о временном убежище. Но их расчеты не оправдались. Орден исчез навсегда. Изолированные за океаном, тамплиеры могли утолять там свою жажду завоеваний и насаждать свою веру, которая в Европе граничила с ересью, среди полудиких племен индейцев, но шло время, и никто не занимал место ушедших из жизни. Через пятьдесят лет после прибытия последнего из храмовников в Мексике не осталось ни одного белого человека.

4 741

Уже во времена своего деятельного существования Орден тамплиеров в глазах современников виделся как некий магический институт. Рыцарей Храма подозревали в волшебстве, колдовстве и алхимии. (Эпохой раньше их подозревали бы в шаманизме). Считалось, что многие из тамплиеров связаны с «темными силами». Еще в 1208 году папа Иннокентий III призвал храмовников к порядку вследствие их «нехристианских действ и заклинания духов».

Известно, что тамплиеры мечтали о водворении на земле Царства Мира и Единения всех народов, для чего занимались эзотерическими изысканиями и поиском межконфессиональной церковности на основе гностических учений. «Церковность» при этом понималась в ее изначальном смысле — от греческого «ekklhsia», то есть «общность» людей, объединенных идеей.

Несколько слов о гностиках. Гностики — александрийская секта, основанная на секретных доктринах раннего христианства. Гностики интерпретировали христианские мистерии в соответствии с языческим символизмом. Свою секретную информацию и философские достижения они скрывали от посторонних и учили только небольшую группу специально посвященных лиц.

Гностики искали (и полагали, что нашли) Истину с большой буквы. Основой ее они считали Гносис (греч. «gnosis» — «знание»), то есть тайное знание о Боге, мире и подлинной духовной природе человека, открытое пророками и сохраняемое эзотерической традицией. Обладание подобным знанием, удостоиться которого могли лишь избранные, само по себе ведет к Спасению. Зло в мире считалось возникшим изначально в результате «ошибки технологии». Уничтожение его происходит лишь постепенно, в ходе мирового процесса восстановления планировавшейся гармонии, ускорить который помогают опять же пророки и божественные посланники. Бог, по учению гностиков, скрыт и непознаваем. Но в то же время это — верховный истинный Бог. Большинство же людей (не относящихся к гностикам) поклоняются неистинному Богу, образ которого они запечатлевают в форме икон и фресок. Между тем это — всего лишь производное от истинного Бога, отец не мира, но «лжи этого мира», то есть Дьявол. Впрочем, для гностиков Дьявол был не отцом зла, а всего лишь неудачником, жертвой собственных заблуждений.

Тамплиеры, в частности, заимствовали у гностиков символ Андрогина. Для них это был оккультный образ вселенского единения. Его изображали в виде фигуры с крыльями, восседающей на кубе. На голове — факел с тремя языками пламени. Правая рука мужская (с латинской надписью «solve» — «разрешай»), левая — женская (с надписью «coagula» — «сгущай»). Беда в том, что у Андрогина была козлиная голова; ее рога, борода и уши складываются в ПЕНТАГРАММУ (известную нам как пятиконечная звезда). У христианских иерархов эта голова, понятное дело, ассоциировалась с Дьяволом. И впоследствии факт поклонения Андрогину был поставлен тамплиерам в вину. Между тем пентаграмма еще у пифагорейцев являлась символом здоровья и опознавательным знаком общины.
Андрогин гностиков у тамплиеров имел свое имя, назывался Бафометом.

Бафомет (Baphomet) — прочитанное справа налево слово «Temophab», означающее «Templi omnium hominum pacis abbas», то есть «Настоятель храма мира всех людей». Под этим термином тамплиеры понимали эманацию мирового «Мы», астральный вихрь, могущий повести людей по пути усовершенствования, ко всеобщему миру и братству.
Все это было на виду. Однако более поздние исследования показали, что, скорее всего, внутри Ордена тамплиеров имелся узкий крут посвященных, которые разрабатывали и охраняли от посторонних куда более глубокую оккультную доктрину, чем могли себе представить гонители храмовников.
В XVIII веке в Гамбурге нашли два документа, относящихся к средневековью. Они содержали тайное уложение для храмовников, достигших «внутреннего круга» Ордена, и дополняли церковный устав. Это были «Устав избранных братьев» и «Устав утешенных братьев». В своей книге «История ордена храмовников и крестовых походов» Жерар Себанеско подробно комментирует эти тексты и доказывает, что речь в них идет об указаниях, целью которых было сохранить тайны оккультной иерархии, строго отделенной от остальных членов Ордена.

Существует множество версий об эзотерических тайнах, столь ревностно оберегаемых тамплиерами. И в наши дни продолжают появляться труды, посвященные этой теме. В своей удивительной книге «Жан де Фодоас» писатель-оккультист Морис Магр выдвигает гипотезу, согласно которой тамплиеры во время сражений использовали заряженную магией фигуру Бафомета. Она якобы обеспечивала им победу до тех пор, пока не была у них украдена в ходе одного из сражений христианской армии с монгольскими захватчиками в Богемии.

Морис Магр добавляет:
«Вполне вероятно, что все великие завоеватели, которые оставили свой след в судьбах различных народов, использовали магию, что позволило им управлять мировыми силами в своих интересах».

Мы не верим в магию, а потому не будем всерьез рассматривать этот последний тезис, но, похоже, храмовники самого высокого ранга действительно обладали эзотерическими познаниями. Находясь в Турене, в донжоне замка Шинон, они рисовали на стенах своих камер символические граффити, которые целые поколения эрудитов пытаются расшифровать.

Современный алхимик Эжен Канселье, автор книги «Два жилища алхимиков», считает, что ему удалось истолковать самый загадочный и сложный из этих рисунков. Согласно его версии, тамплиеры знали, как будет развиваться земной цикл вплоть до Апокалипсиса.

«На стене одной из камер, — пишет Канселье, — тамплиеры, сидящие в донжоне замка Шинон в ожидании казни, оставили среди других не менее интересных граффити краткую схему развития природы. На боковине дверного проема выделяется процарапанный стилетом на мягком камне круг, правая сторона которого едва намечена и решительно заштрихована вертикальными линиями. Действительно, золотой и серебряный века закончились, когда в 1308 году адепты ордена Храма представили потомкам изображение безжалостного хода времени. Вот почему гномон на космическом циферблате, проведенный из меньшего круга с буквой «S» в центре («S» — первая буква французского слова «soleil» — солнце), разделяет на две половины верхний сектор, то есть бронзовый век. Одна половина — это прошедшие триста лет, а другая — будущие триста лет, на ней еще стоит буква «В», которая у римлян обозначала число 300. Эти шесть веков помечены также буквами А, В, С, D, Е, F. Буква «А» крупнее, чем другие, и соединена фигурной скобкой с другой буквой «А», расположенной прямо над ней, что символизирует два упомянутых века. Справа и немного выше Солнца мы видим Луну и Землю — круг, перечеркнутый крестом, жизнь, которая завершится с концом железного века, обозначенного в нижней четверти круга. Стилет неизвестного тамплиера неумолимо двигается дальше, чтобы, достигнув вертикала, отметить великое смятение в шуме труб. Вот тогда Избранные и смогут повторить пророческие слова прорицателя из Патмо:
«Я видел новое небо и новую землю; потому что первое небо и первая земля исчезли, а моря больше не существовало».

Довольно вольная трактовка, не находите? Мы еще не раз встретимся с тем, как оккультисты вольно трактуют деяния предшественников. А пока попытаемся ответить на вопрос, а чего, собственно, добивались тамплиеры, укрепляя и расширяя свой Орден.
Конспиролог Жан Маркес-Ривьер в своей книге «История эзотерических доктрин» дал определение политическому аспекту деятельности внутреннего кружка Ордена Храма:
«Похоже, в самом Ордене была вдохновляемая строгим эзотеризмом группа, имевшая тайную цель захватить власть».

Итак, власть тамплиерам нужна была для того, чтобы объединить западный мир и стать его настоящими оккультными правителями. Какое средство они собирались использовать для осуществления своего замысла? Фактический союз светской и религиозной власти? Однако для этого необходимо было примирить Крест христианства и Полумесяц ислама, превратив Средиземное море из разделяющей пропасти в центр единения мировых религий.

Тамплиеры, не ограничивавшиеся одними мечтами об идеальном обществе, прекрасно понимали, что для того, чтобы рано или поздно исчезло противостояние между христианским миром и Востоком, надо методически развивать коммерческие контакты между двумя сторонами. Руководители Ордена всячески стремились взять под свой контроль промышленность, торговлю и финансовые отношения между христианским и мусульманским мирами. Замысел тамплиеров имел в виду подрыв существующих норм, полную реорганизацию традиционной структуры человеческого общества, причем Европа была лишь промежуточным этапом на пути реализации этого проекта.

Хотя к большинству политических руководителей той эпохи тайный кружок тамплиеров относился лишь как к пешкам и слепым исполнителям своей воли, были и некоторые исключения. В частности, император Священной Римской империи Фридрих II Штауфен был, возможно, одним из посвященных в дерзкий план. В частности, невзирая на сильное возмущение Рима, он устанавливал контакты с мусульманскими адептами, вместо того чтобы идти на них крестовым походом. Вне всякого сомнения, этот император Германии не был пешкой в чужой игре — напротив, он достиг высших кругов посвящения. Именно он в 1228 году председательствовал за «круглым столом» в Акко, где собрались представители всех рыцарских орденов, как христианских, так и мусульманских.

И по сей день в самом гористом и наименее посещаемом туристами месте, в итальянской провинции Апулия, в предместье города Андрия, расположен огромный укрепленный замок, который построил Фридрих II. Кое-кто называет это сооружение Замком хозяина мира. Эта массивная крепость, Кастель дель Монте, построена в полном соответствии с восьмиугольным планом, как и часовни тамплиеров. Хотя впоследствии замок служил резиденцией высоких особ, он явно предназначался для других целей, в нем не было ни одной комнаты с утилитарным назначением: ни спален, ни столовых, ни гостиных. При жизни императора Кастель дель Монте, безусловно, использовался лишь по торжественным случаям для собраний и церемоний. Восьмиугольный план сохраняется и внутри замка: все комнаты расположены вокруг одной центральной, также восьмиугольной, комнаты хозяина. Вероятно, это помещение было Средней комнатой — наиболее скрытой и, следовательно, самой священной.

Тамплиеры, Орден Храма, Бедные рыцари Христа и Храма Соломона – под многими именами известен всем этот духовно-рыцарский орден со своей печальной судьбой. Много дискуссий о нем ведется историками и по сей день. Все они касаются различных фактов в период существования ордена, политики его магистров. В этой же статье будут рассмотрены таинственные, не многим известные и отрицаемые скептиками страницы истории ордена и его дальнейшей судьбы. Сюда попали легенды, теории и предположения, не имеющие весомого фактического подтверждения, однако, что весьма важно, и не имеющие убедительного опровержения. Одни мифы о тамплиерах достаточно известны, другие менее известны, возможно, для кого-то откроются новые их стороны. Выясним же, о чем говорят легенды.

Наверное, самой известной является легенда о сокровищах тамплиеров. Хорошо известно, что орден в период своего существования нажил огромное богатство, которое стало одной из причин разгрома ордена. Легенда подразумевает, что не только обширные земли были этим богатством. В 1745 г. в одном из старинных архивов было обнаружено письмо, которое Жак де Моле (последний Великий магистр) сумел перед смертью передать племяннику графа Гильома де Боже (Великий магистр ордена в 1273 – 1291 гг.) Гишару. В письме говорилось: «В могиле твоего дяди, Великого магистра де Боже, нет его останков. Там находятся тайные архивы ордена. Вместе с архивом хранятся реликвии: корона иерусалимских царей и четыре золотых фигурки евангелистов, которые украшали гроб Христа в Иерусалиме и не достались мусульманам. Остальные драгоценности находятся внутри двух колонн, против входа в крипту. Капители колонн вращаются вокруг своей оси и открывают отверстие в тайник». Найденный документ побудил многих историков заняться изучением хроник XVI в. Выяснилось, что после казни де Моле юный граф Гишар де Боже обратился к Филиппу IV с просьбой позволить вывезти из Тампля прах его родственника, на что получил разрешение. Возможно, при перезахоронении Гишар извлек сокровища и перепрятал в другой тайник. Позже было обнаружено, что одна из колонн в церкви Тампля действительно полая. Но куда же граф де Боже мог перепрятать богатства? Одна из многочисленных гипотез гласит, что гроб Великого магистра де Боже был перенесён в фамильный склеп графов, расположенный в их родовом замке. Однако во время Великой Французской революции замок неоднократно обыскивали, но так ничего и не нашли.

Другая, наиболее популярная версия основана на прозорливости ордена. В ночь на 13 октября 1307 г. из парижского Дома тамплиеров выехали три повозки, сопровождаемые 42 всадниками. Отряд возглавляли высокопоставленные рыцари Гуго де Шалон и Жерар де Вилье. Кавалькада направлялась в сторону Руана. Утром того дня по указу Филиппа IV по всей Франции начались аресты тамплиеров. Сутки спустя рыцари благополучно прибыли в Руан, где их ждали на Сене 17 кораблей. Флотилия отчалила: видели, как она прошла мимо Гавра, пересекла Ла-Манш, повернула на восток и исчезла с глаз. Шпионы короля пытались найти хоть какой-нибудь след, в пролив вышли военные корабли, были опрошены жители прибрежных районов, во всех портах устроены засады, но все безрезультатно. Хронологически эти две истории говорят о разных сокровищах, образующих одно целое, в разное время получивших новое укрытие.

Еще одна легенда связана с предметом, который сам по себе известен даже больше тамплиеров. Речь идет о Святом Граале. В последние годы среди ученых историков возникает особенно много споров по этому поводу. Это связано с романом Дэна Брауна «Код да Винчи», в котором получила отражение относительно новая теория о соотношении Грааля, тамплиеров и Иисуса Христа. Дэн Браун взял идею из книги Майкла Бейджента, Ричарда Ли и Генри Линкольна «Святая кровь и Святой Грааль». Имел место даже судебный процесс над автором «Кода да Винчи», однако обвинение в плагиате не нашло подтверждения, так как Браун в своем романе не выдавал идею за собственную. Но обо всем по порядку.

Итак, что же представляет собой Грааль? Легенд о нем много, согласно одной – это изображение Ноева ковчега из золота, согласно другой – драгоценный камень, по свойствам отождествляемый с философским. Наиболее же распространенной точкой зрения является чаша, из которой пил вино во время Тайной вечери Иисус. В эту же чашу Иосиф Аримафейский собрал кровь Иисуса. Чашу он взял с собой, когда вместе с Лазарем и Марией Магдалиной отправился в Марсель. Там Иосиф получил благословление св. Филиппа отправится в Англию, в Гластонбери, для строительства церкви. Так было создано Гластонберийское аббатство, куда Иосиф привез Грааль. По другой версии чаша осталась у Марии Магдалины, которая спрятала ее в пещере на юге Франции близ Прованса. Так или иначе, Грааль оказался в Европе.

В XII-XIII вв. хранителями Грааля стали считаться тамплиеры. Поэт Вольфрам фон Эшенбах в 1210 г. написал стихотворный роман «Парсифаль». Автор говорил, что воспользовался старинными источниками и повестью одного провансальского трубадура. Он утверждал, что Грааль хранили рыцари ордена Templaisen. В этом искаженном немецком названии легко угадывались тамплиеры И они не стали опровергать слухи, которые поползли по Европе после выхода в свет романа.

В XII-XIII вв. юг Франции (провинции Лангедок и Прованс) охватило еретическое учение катаров. Их учение во многом было похоже на эзотерическое учение тамплиеров, которые по ходившим тогда слухам были довольно близки с катарами и их последователями альбигойцами. В начале XIII века французские короли начали крестовые походы против альбигойцев. В 1244 г. пал главный оплот катаров – замок Монсегюр, по преданию являющийся хранилищем Грааля. Но вот что самое примечательное: перед самым падением крепости, когда войска крестоносцев были сосредоточены в основном внутри, были замечены четыре человека, которые спешно покидали пещеру, находившуюся недалеко от крепостных стен. У этих людей в руках находился небольшой сверток, предположительно таивший в себе святыню катаров – Грааль. Принять беглых еретиков могли только близкие им по духу, а таковыми как раз и были тамплиеры. Условно можно сказать, что вскоре после этого и начался разгром ордена. В романе «Код да Винчи» и в книге «Святая кровь и Святой Грааль» тамплиеры так же показаны хранителями Грааля. Разницу составляет сама сущность Грааля, который представлен самой Марией Магдалиной и потомками Иисуса. Но нас в данном случае интересует другое – организация, которая является второй стороной ордена. Название сей организации – Приорат Сиона.

Приорат Сиона и тамплиеры являются, образно говоря, двумя сторонами одной монеты. Тамплиеры считались вооруженной десницей Приората. Задача у двух организаций была одна – найти и охранять Святой Грааль и сведения о нем. Приорат был основан в Иерусалиме в 1099 г. предводителем французских рыцарей Готфридом Бульонским. Первым Великим магистром был назначен Гуго де Пейн. К 1152 г. орден перебирается во Францию и пути его членов расходятся Одни обосновываются в общине святого Самсона в Орлеане, другие вступают в орден тамплиеров, а еще одна группа формирует «малую общину Сионской горы», расположенную в Сен-Жан-ле-Блан, в окрестностях Орлеана. В городских архивах Сен-Жан-ле-Блан сохранились документы, подтверждающие, что Людовик VII учредил орден Сиона в Орлеане. Там же хранится булла папы Александра III от 1178 г., которой официально признается собственность ордена, находящаяся в Испании, Франции, Италии и Святой Земле.

В 1188 г., после взятия Иерусалима мусульманами, происходит раскол между тамплиерами и Приоратом. По мнению Приората, потеря Святой Земли в большей степени была виной ордена тамплиеров, а точнее магистра Жерара де Ридфора. Большая часть Приората обвинила своего магистра в предательстве, т.к.после битвы при Хаттине из всех пленников только ему мусульмане сохранили жизнь. Будучи в плену он приказал тамплиерам без боя сдать несколько крепостей, после чего был отпущен на свободу. До 1188 г. тамплиеры и члены Приората подчинялись одному Великому магистру, возглавлявшему одновременно обе организации. С 1188 г. Приорат стал выбирать своего магистра, отдельно от тамплиеров. Магистром Приората стал Жан де Жизор, магистром тамплиеров – Роберде Сабле. Именно тогда и было изменено название ордена Сиона на Приорат Сиона. Однако, разрыв между двумя ветвями одной организации был не окончательным. Тамплиеры практически официально стали вооруженным отрядом Приората и несли перед ним строгую отчетность. А сам Приорат стал действовать тайно. Очевидно, что, будучи тайной стороной тамплиеров, он не прекратил свое существование в 1312 г.

Тамплиеры, несомненно, являются очень значимым и загадочным орденом. В этой статье мы рассмотрели только часть преданий о них, но еще много легенд ходит по миру. Периодически возникают споры об их правдивости. Находятся как сторонники, не исключающие истинность, так и противники, твердо их отрицающие. Верить или не верить – это вопрос выбора. Неоспоримо одно (и я думаю, что со мной согласятся многие) – в основе каждой легенды, мифа или предания обязательно лежат какие-либо факты.


Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

Сокровища тамплиеров

18 марта 1314 г. в Париже было пасмурно. Звонкоголосые глашатаи, поеживаясь от утренней сырости, шли по узким улочкам, громко объявляя о суде над злостными негодяями-тамплиерами. На высоком помосте под защитой стражи, которая отделяла толпу от высокородных господ, монахов и законников, вершился церковный суд над еретиками и злодеями. Председатель - духовник короля и доктор теологии из Сорбонны, знаменитый Гийом Парижский, потер озябшие руки и дочитал приговор:«И содержать в четырех стенах, пока жизнь не покинет их». Четверым осужденным в ободранных плащах с красным крестом на плече следовало смиренно и на коленях благодарить трибунал за оказанную им милость.

Высокий и худой Жак де Моле неожиданно выпрямился, посмотрел в глаза Гийому Парижскому и заговорил слабым надтреснутым голосом:« Мы виновны перед Господом, но непризнаем себя виновными в названных судьями преступениях. Мы виновны в том, что дух наш был слабее плоти, и под пыткой оклеветали мы Орден Храма Господнего в ». Судьи трибунала переглянулись. После недолгого совещания Гийом Парижский объявил:«Поскольку эти еретики не раскаялись, продолжают упорствовать и изрыгать хулу на святую нашу матерь Церковь, мы отступаемся от них и передаем в руки светских властей».

В тот же день королевский прево приговорил великого магистра Жака де Моле, досмотрщиков Гуго де Пейро, Жоффруа де Гонвиля и Жоффруа де Шарне к сожжению на костре. Жак де Моле подошел к высокой поленнице, снял и аккуратно сложил тамплиерский плащ и спокойно взошел вверх. Когда костер разгорелся, он громко произнес:«Папа Римский Климент V, через сорок дней, ты придешь ко мне. Король Франции Филипп IV, не пройдет и года, как ты присоединишься к нам». Больше Жак де Моле не издал ни звука. Стражники, видевшие его лицо, рассказывали потом, что магистр тамплиеров умер без мук.

Предсказания умиравшего на костре старика исполнились в точности. 20 апреля в мучениях отошел к Богу папа Климент. У него болел живот, и лекари прописали пить толченые изумруды, разорвавшие первосвященнику кишки. В ноябре король Франции Филипп IV на охоте упал с лошади. Парализованного, его подобрали и привезли во дворец придворные. Там Филипп Красивый и умер, одеревеневший, неспособный пошевелиться. А над телом владыки Франции сцепились наследники. Через год на виселице закачалось тело готовившего процесс тамплиеров королевского законника Ангеррана де Мариньи. В мучениях скончался руководивший следствием рыцарь Гийом де Ногаре. Сыновья Филиппа IV не смогли передать трон своим детям. Их племянник Эдуард Английский пошел на Францию войной, затянувшейся больше, чем на столетие. Страна, ограбившая и убившая Орден Храма, сама была разграблена и унижена.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ

Среди основателей Ордена Храма Господнего в Иерусалиме был знаменитый Бернар Клервосский - человек, по слову которого короли были могли выступить в поход, а римские папы склоняли головы. Бернар, родившийся в 1090 г. в Труа, происходил из знатной семьи. По сложившейся к XI в. традиции он должен был стать монахом, чтобы не тревожить своих старших родственников претензиями на наследование земли. Он мог быть обычным аббатом - хозяйственным и в меру порядочным, мог окунуться в политические интриги. Однако Бернар попал в Орден Цистерцианцев - монашеский орден, Занимавшийся распространением ученых знаний.

В 1118 г. девять французских рыцарей решили создать военно-монашеский орден - «для охраны паломников, следующих в Иерусалим». Он был организован по образцу Ордена Иоанна Иерусалимского, члены которого назывались госпитальерами. В качестве резиденции щедрый король Иерусалимский выделил им территорию бывшей мечети Куббат-ал-Захры - храма Соломона.

Однако спустя 10 лет после основания Ордена рыцари Храма занимались всем чем угодно, кроме охраны христианских святынь. Они по очереди охраняли дорогу от разбойников но, в основном, рылись в подвалах храма, видимо, надеясь что-то там обнаружить. Бернар Клервосский усиленно работал в монастырских библиотеках, не гнушаясь помощью понимающих древнееврейские тексты раввинов. Что искали рыцари в Иерусалиме, так и осталось тайной. Следователи при обысках, а палачи при допросах ничего не сумели выяснить.

В 1128 г.(единственный случай в истории!) для официального признания был созван специальный церковный собор в Труа - на землях графа Шампанского. Признанный к этому времени святым Бернар Клервосский написал для Ордена рыцарей Храма устав. Главная резиденция Ордена была во Франции, в Париже, в замке Тампль («Храм»), который дал рыцарям второе название - тамплиеры. Это был могущественный Орден, впитавший в себя традиции ранних монашеских орденов. Даже хоронили братьев-тамплиеров по монашескому обряду цистерцианцев - обнаженными, на доске лицом вниз. Орден Храма сразу получил несметные богатства - ему жертвовали земли светские сеньоры. Прежний орден Цистерцианцев с появлением тамплиеров отказался получать дарения и увеличивать свои накопления. Казалось, старые ордены решили передать одному новому свои богатства и познания.

Орден Храма с самого начала был двойственным: с одной стороны рыцарский, а с другой - монашеский. Даже на его печати была изображена лошадь с двумя всадниками в седле. В Ордене существовали братья-монахи, братья-рыцари (они не давали монашеских обетов), сержанты (просто воины на службе Храма) и братья монашеские и ремесленные (люди под покровительством Храма). Большая часть братьев-рыцарей находилась в Палестине и воевала с неверными. Про братьев-рыцарей говорили: «пьет как тамплиер» и «ругается как тамплиер». Гордости и заносчивости им было не занимать. В противоположность им братья-монахи организовали по всей Европе сеть командорств, в которых хранились богатства Ордена. Тамплиеры имели собственные замки с поместьями, в которых не переводилось зерно.

Однажды во время неурожая за неделю только одно командорство накормило 10 000 человек.

Командорства были объединены в бальяжи (округа), которые в богатству и власти соперничали с бальяжами короля. Но несмотря на богатство Ордена попавшим в плен тамплиерам запрещалось предлагать выкуп за свою жизнь и свободу.

Тамплиеры имели два крупнейших центра - Восточный бор между бальяжами Пейнс и Тор в междуречье Сены и Оба и порт Ла-Рошель. В первом из них кладоискатели до сих пор пытаются найти следы сокровищ тамплиеров. Но весь лес был в средние века заболочен, и даже человек искушенный не может найти дорогу, а не то что разыскать тайник. К Ла-Рошели вели свободные от королевских досмотров дороги. Самое удивительное, что везти в этот порт в принципе было нечего - Америку тогда еще «не открыли». И тем не менее через всю Францию к Ла-Рошели и из нее ползли обозы под охраной сержантов Ордена.

Пошлин за это не брали, и любой купец, сдавший деньги на хранение в одном командорстве, мог получить их в другом по заемному письму. Эта банковская система была уникальной для того времени. Даже несметные богатства, подаренные тамплиерам, рачительное хозяйствование и запрещенное христианам ростовщичество не могли принести им такого количества серебра. Его просто не было в копях всей Европы в количествах, достаточных для покрытия безналичных расчетов купцов. Доходы тамплиеров непрерывно росли, а их прозвали «люди серебра». Впоследствии возникли версии, что тамплиеры смогли добраться до Америки и добывать серебро из рудников Перу и Мексики. Конечно, такое богатство не могло не вызвать зависти и злобы у конкурентов.

РАЗГРОМ

Врагов у богатейшего и могущественнейшего Ордена насчитывалось много. Плохие отношения сложились с Орденом св. Иоанна Иерусалимского, который после бегства из Палестины обосновался сначала на Кипре, а потом на Родосе. Белый госпитальерский крест с раздвоенными концами соперничал с тамплиерским красным крестом с перекладинами на морях и на суше. Отношения с Орденом святой Марии Тевтонской также были прохладными: насильственное обращение язычников в христианство в интересах немецкого рыцарства тамплиеры не одобрили и на Северо-Восток свои командорства не перенесли. Быстро рассорились тамплиеры и с новыми монашескими орденами. Европу сотрясали восстания, а церковь стремилась навести наконец порядок в делах веры. Для разгрома ереси был основан нищенствующий Орден Псов Господних - доминиканцев. Подпоясанные веревками монахи в серо-бурых сутанах поначалу активно сотрудничали с могущественными госпитальерами. Однако потом именно доминиканцам было поручено проверить на соответствие учению церкви все богословские труды и под руководством епископов расследовать преступления против веры.

Косо смотрели на Орден и светские владыки. Император Священной Римской империи Фридрих II ограбил владения тамплиеров в Сицилии. Король Франции Филипп IV Красивый укреплявший свою власть в стране, был недоволен тем, что в Париже находится крепость Тампль, в которой сидит великий магистр - более могущественный владыка, чем он сам. Королю хотелось получить пошлины за проезд по орденским дорогам и налоги с орденских земель. Для этого было только два пути: возглавить орден и сделать его королевским или же уничтожить его. В 1305 г. Филипп Красивый захотел вступить в Орден Храма. Однако капитул Ордена ответил ему, что среди братьев не может быть коронованных владык. Тогда Филипп выступил с новым предложением. Поскольку война в Палестине подошла к концу, и рыцарские ордены оказались вне Святой земли, то надо объединить два из них - Орден Храма и Орден Иоанна Иерусалимского. Во главе же объединенного Ордена, дабы не принизить чести ни тамплиеров, ни госпитальеров, должен встать сын христианнейшего короля Франции, потомок знаменитого крестоносца Людовика Святого. Однако и это план не удался.

И тогда Филипп Красивый выбрал второй путь. После очередной интриги римским папой был избран французский епископ Бертран де Го. Его предшественника рыцарь Гийом де Ногаре ударил по лицу кольчужной перчаткой и увез в заключение умирать. В 1305 г. впервые прозвучали обвинения Ордену тамплиеров в ереси и кощунствах. Было решено разгромить Орден там, где он был всего сильнее - во Франции.

Духовник короля и Великий Инквизитор Франции доктор теологии Гийом Парижский начал собирать свидетелей из числа изгнанных рыцарей. К 1307 г. обвинения были подготовлены и по всей Франции королевские гонцы повезли тайные письма с инструкциями королевским чиновникам. 14 сентября 1307 г. королевские войска захватили замки тамплиеров во всей Франции. Филипп IV впервые вошел в возвышавшийся в центре Парижа Тампль не как гость и должник Ордена, а как господин покоренной вражеской крепости. Тамплиеры не оказали сопротивления - устав Ордена не позволял рыцарям поднимать оружие против христиан. Да и кто посмел бы раньше поднять руку на могущественнейший Орден? Братья открыли ворота и впустили стражу внутрь.

Одной из задач королевских следователей было изъятие несметных богатств тамплиеров. Однако тут их ждало разочарование: казна была пуста, в орденской церкви не было даже святых сосудов. Ходили разговоры, что за пару дней до ареста из ворот Тампля куда-то выехали возы, груженые сеном. Зачем понадобилось вывозить сено из Парижа в деревню, никто не задумался. А потом гадать было уже поздно. То же самое произошло во всей Франции. Только в одном командорстве удалось захватить в часовне реликвии - бронзовую голову с хранящимися черепными костями какого-то святого. Деньги же ордена пропали бесследно.

Поскольку орден был основан церковным собором, для суда над тамплиерами также нужно было созвать собор. Однако созванный для этой цели Венский собор 1312 г. не пожелал выдвигать против Ордена какие-либо обвинения. Тогда папа издал буллу, которой распускал Орден. Однако на этом дело не закончилось. Сначала предполагалось, что судить тамплиеров за их злодеяния будет инквизиция. Однако очень быстро оказалось, что это не лучший вариант. Сломленные на допросах в руках королевских палачей мирские братья и рыцари-монахи давали любые показания. Однако веры такому следствию было мало.

Тогда папа Климент V решил взять дело в свои руки. Для суда над тамплиерами создали церковные комиссии. В них входили епископ города и нищенствующие монахи: два кармелита, два францисканца и два доминиканца. Бенедиктинцы и цинтерцианцы, участвовавшие в создании Ордена Храма, от следствия были отстранены. Климент V потребовал передать высших сановников Ордена папскому суду, но до папы руководителей не довезли: было объявлено, что они по пути подхватили заразную болезнь, и потому будут временно содержаться в замке. Однако папские комиссии были допущены к арестованным и провели допросы. На этих допросах тамплиеры категорически отвергли большинство обвинений.

Рыцари дружно отказались от обвинения в содомском грехе - поощрявшемся начальством гомосексуализме. Однако они не отрицали, что на церемонии посвящения новопринятого целовали в пупок, копчик и в губы. Причем никто не мог объяснить смысла этих поцелуев: те из них, что был допущен к тайным знаниям, не торопились рассказывать, а те, кто просто копировал ритуал, не понимал его смысла. На допросах командоры признали, что новопринятым грубовато советовали «Если тебе будет холодно - согреешься с братьями». Перед комиссией они не стали отказываться от показаний.

Еще более серьезным было обвинение в кощунстве. Тамплиеров на основании показаний свидетелей и арестованных рыцарей Ордена обвиняли в том, что они отрицали распятие Христа и плевали на крест. Против такого возразить было нечего. Принимаемым в ряды братьев-монахов говорилось, что на самом деле Христос не был распят, и что крест - не святой почитаемый символ, а орудие смерти преступника - «царя иудейского» - поднявшего восстание против римлян и осужденного за это. После этого объяснения неофитам предлагали плюнуть на крест. Обвинение в содомии еще можно было объяснить грубыми военными шутками, а мужские поцелуи в разные части тела - непониманием низших рыцарей смысла обряда.

Однако богохульство и ересь - преступления гораздо более тяжкие. Эти обвинения тем более подтверждалось тем, что объектом поклонения были идолы - так называемые «головы Бафомета». Это были бронзовые головы, иногда с тремя лицами, с рогами, с яркими инкрустированными глазами. Хотя для тамплиеров эти головы считались символом благосостояния и процветания, плодородия окрестных полей. Но для следствия это был признак дьяволопоклонничества. И рожки на головах, и три лица, и череп - все эти символы связывались с каббалистикой, колдовством и алхимией, которые несомненно говорили о культе Сатаны. Здесь для доминиканцев компромиссы были невозможны - дьяволопоклонники, оккультисты и ростовщики должны быть уничтожены. А это так совпадало с интересами папы и короля Франции. Следствие продолжалось безостановочно. Братья, мучимые на дыбе и под клещами палача давали показания о своих преступлениях. В марте 1314 г. король решил: «Пора!»

СУДЬБА ТАМПЛИЕРОВ

Казалось бы, после приговора Парижского трибунала судьба тамплиеров была решена повсеместно. Однако на деле даже изъять имущество удалось не везде. После смерти Климента V и Филиппа IV и Риму, и французским королям было не до тамплиеров, а на Пиренейском полуострове они были нужны для войны с маврами. Поэтому там преследованием рыцарей Храма никто особенно не занимался. В Кастилии и Арагоне рыцари Ордена Храма вошли в полном составе и со всем имуществом в орден Калатравы. В Германии процесс сорвался: во Франкфурте призванные на суд тамплиеры явились в полном боевом облачении, с копьями в руках. Суд прозаседал недолго и все обвинения были сняты. Только в глухой провинциальной Англии в 1311 г. королю и инквизиторам удалось провести суд над арестованными рыцарями.

Что же касается серебра тамплиеров, то найти его не удалось. Ни суд, ни инквизиция, ни следователи так и не смогли докопаться до правды. Последующие поколения, упорно искавшие богатства тамплиеров, также не нашли исчезнувшие сокровища. Ищут их и по сей день. Найдется ли когда-нибудь счастливчик, который разгадает тайну пропавших сокровищ?


Остров тамплиеров?

В книге двух историков - датчанина Эрлига Хаарлинга и англичанина Генри Линкольна - "Тайный остров тамплиеров" доказывается, что сокровища уничтоженного в XIII веке ордена рыцарей-храмовников, в том числе легендарные Чаша Грааля и ковчег Завета, спрятаны не в Эфиопии, Испании, Канаде или шотландском Росслине, как полагали раньше, а на маленьком балтийском острове Борнхольм, где живет сейчас около 45 тысяч человек.

В качестве доказательства, пишет Reuters, историки обращают внимание на то, что средневековые храмы острова построены в соответствии со "священной геометрией" тамплиеров, которые строили таким образом храмы по всей Европе (самый известный из них - Реннэ-ле-Шато на юге Франции).

Историки уверены, что в геометрии соборов зашифрован ключ, позволяющий при тщательном изучении определить место, где спрятаны сокровища.

Кроме того, историки напоминают, что датский архиепископ Эскиль посетил Великого Магистра тамплиеров Бертрана де Бланшфора в 1162 году. Считалось, что они обсуждали будущее участие храмовников в крещении балтийских язычников - эстонцев, латышей. Возможно, однако, что в ходе этой встречи обсуждалась и возможность переноса в безопасное место разросшихся сокровищ тамплиеров.

Тамплиеры участовали в крещении "огнем и мечом" северных балтийских народов и возвели на Борнхольме соборы; авторы книги уверены, что в этих соборах и следует искать таинственный Святой Грааль, столетия уже не дающий покоя любителям мистики и конспирологии.

Сокровища тамплиеров в Шотландии?

Недавно в Шотландии археологами была обнаружена старинная часовня Росслин, принадлежавшая когда-то семье Клэр. Возможно, часовня является хранилищем несметных сокровищ рыцарей тамплиеров, в том числе легендарной чаши священного Грааля, Креста Господня и бесценных древних манускриптов.

В XIII веке в книге Роберта де Борона «Роман о Граале» впервые упоминается Грааль - чаша, из которой Христос пил во время Тайной вечери и в которую Иосиф Аримафейский собрал его кровь Одновременно Грааль - волшебный всенасыщающий котел, о котором говорится в кельтских мифах Поиски Грааля в древних легендах о подвигах короля Артура связывались не столько с поисками богатства сколько со стремлением к духовному совершенству И, возможно, найденный замок скрывает в своих древних стенах множество тайн и загадок Археологи считают, что последней перестройке замок подвергался во времена крестовых походов Скорее всего, он являлся резиденцией ордена тамплиеров в Шотландии, а также хранилищем христианских святынь и сокровищ накопленных могущественным орденом во времена крестовых походов В подвальных помещениях замка находятся склепы, в которых покоятся тела рыцарей - хранителей сокровищ Предположительно, сокровища ордена и возможно чаша Грааля, хранятся в специально построенной в часовне колонне Стены замка испещрены магическими символами, разгадав которые, возможно, удастся приблизиться к тайне сокровищ тамплиеров

Официально орден назывался «Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона», но в средневековой Европе он был известен как Орден рыцарей Храма Самих же рыцарей называли храмовниками Резиденция ордена находилась в Иерусалиме, на месте, где, по преданиям, был расположен храм царя Соломона (tample - храм (франц) На печати тамплиеров были изображены два рыцаря, скачущих на одной лошади, что говорило о бедности и о братстве Символом ордена стал белый плащ с красным восьмиугольным крестом Рыцари должны были дать три обета целомудрия, бедности и послушания (такие же обеты давали члены других рыцарских орденов того времени, например, госпитальеры тевтоны) С самого начала своей деятельности тамплиеры приобретают большую популярность в Европе Вопреки и одновременно благодаря обету бедности орден начинает накапливать большие богатства

Каждый вступающий безвозмездно приносил в дар ордену свое состояние Крупные владения орден получил в подарок от французского и английского королей, знатных сеньоров В 1130 году тамплиеры уже располагают владениями во Франции, Англии, Шотландии, Фландрии, Испании, Португалии, а к 1140 году - ив Италии, Австрии, Германии Венгрии и в Святой Земле

Целью членов ордена было «по возможности заботиться о дорогах и путях, а особенно об охране паломников» Однако храмовники не только охраняли паломников, но и считали своим прямым долгом нападать на торговые караваны и грабить их Тамплиеры к XII веку стали обладателями неслыханных богатств и кроме земель, владели верфями, портами, имели мощный флот Они ссужали деньги обедневшим монархам и тем самым могли влиять на государственные дела Кстати, именно тамплиеры первыми ввели бухгалтерские документы и банковские чеки Рыцари Храма поощряли развитие науки и не мудрено, что многие технические достижения (например, компас) оказывались у них в руках Среди рыцарей были также опытные хирурги

Но заносчивость принесла немало вреда «воинам Христовым» и явилась одной из причин поражения христиан в Палестине В 1191 году рухнувшие стены последней обороняемой тамплиерами крепости Сен-Жен-д"Акр погребли не только храмовников и их Великого магистра но и славу ордена как непобедимого воинства Постепенно тамплиеры перебрались в Европу, некоторое время перед этим проведя на Кипре Мощные финансовые средства, которыми располагали храмовники и наличие в их рядах представителей высших кругов общества заставляли правительства Европы считаться с ними и, естественно, ненавидеть и бояться их Когда в XIII веке Папа Римский объявил крестовый поход против еретиков катаров и альбигойцев, тамплиеры опора католической церкви, чуть ли не открыто выступили на их стороне возомнив себя всемогущими и нажив себе еще одного страшного врага XIV веке король Франции Филипп IV Красивый решил избавиться от строптивого ордена, который за неимением дел на Востоке начал вмешиваться в государственные дела в Европе, к тому же монарх был должен тампливрам огромные деньги и не хотел отдавать долг Сначала король пытался действовать хитростью он попросил (принять его в орден, а когда Великий магистр Жан де Мале вежливо но твердо отказал ему, прекрасно понимая что Филипп стремится занять его место Папа Римский с подачи короля предложил тамплиерам объединиться с их вечными соперниками - госпитальерами, на что тоже получил отказ В 1307 году тамплиеры находящиеся во Франции были арестованы, обвинены в ереси в служении дьяволу и колдовстве, поводом к чему послужили таинственные обряды посвящения в члены ордена и последующее сохранение тайны его деяний После семи лет пыток храмовники признались во всем но на суде отреклись от своих показаний Перед смертью Великий магистр проклял Филиппа IV и Папу Римского Климента и вскоре их постигла страшная смерть Не исключено, что Папа и король были отравлены храмовниками, искусными в изготовлении ядов.

Хотя могущество ордена было подорвано, его символику продолжали использовать Христофор Колумб открыл Америку под флагом тамплиеров белым полотнищем с красным восьмиугольным крестом

Мы не знаем, что ожидает исследователей внутри таинственного замка могущественных рыцарей С полной уверенностью можно сказать лишь, что древняя часовня рыцарей храмовников и в наши дни, как и тысячи лет назад, остается символом истинной веры и беззаветного служения своему делу Ответа на вечный вопрос о поисках духовного идеала пока не существует К сожалению а может быть и к счастью, -ведь разгаданная тайна перестает быть тайной

Наталья ВОРОНОВА