А сухомлинский писал что. Василий Сухомлинский биография кратко

Биография В. А. Сухомлинского

Родился в семье деревенского плотника. После окончания школы крестьянской молодёжи поступил в Кременчугский медицинский техникум. В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области.

Участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.

С 1944 года - заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украины. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы - организатор учебно-воспитательного процесса».

Педагогическая деятельность

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Его система противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за «абстрактный гуманизм».

В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и других произведениях. Его идеи воплощены в практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).

Сухомлинский - автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни - «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР - 1974, посмертно). Его жизнь - воспитание детей, личности. В условиях жёстокого атеизма, тоталитарной системы и политической ксенофобии он воспитывал в детях чувство достоинства, воспитывал гражданина.

Награды

Герой Социалистического Труда (1968).
- Орден Красной Звезды.

Реферат на тему «Сухомлинский Василий Александрович»
Автор(ы): Дычко Светлана Скипина Дарья
Московский Городской Психолого - Педагогический Университет, Москва, 2005.

родился 28.9.1918 г., в с. Васильевка, ныне Онуфриевского р-на Кировоградской области, - 2.9.1970, пос. Павлыш того же р-на и области), советский педагог, заслуженный учитель школы УССР (1969), член-корреспондент АПН СССР (1968, АПН РСФСР с 1957), Герой Социалистического Труда (1968). Окончил Полтавский педагогический ин-т (1939 г). Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. С 1948 г. и до конца жизни работал директором Павлышской средней школы.

Создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования, творческой деятельности сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование "мыслящих личностей", а не послушных исполнителей партийных команд. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание уделял формированию мировоззрения учащихся; важную роль в обучении отводил слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений и пр. ("Сердце отдаю детям", 1969). Разработал комплексную эстетическую программу "воспитания красотой". Система Сухомлинского противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за "абстрактный гуманизм". В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в "Этюдах о коммунистическом воспитании" (1967) и др. произведениях.

Его идеи воплощены в практику мн. школ. Созданы Международная ассоциация В.А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975). Книга его жизни - "Сердце отдаю детям". Его жизнь - воспитание детей, личности, рождения гражданина. В условиях жестокого атеизма, тоталитарной системы и политической ксенофобии он воспитывал в детях чувство достоинства, воспитывал гражданина. В 1935 году вышла в свет книга Антона Макаренко "Путевка в жизнь". В 1935 году Василий Сухомлинский начал свое служение народу на педагогической ниве. Он является воспитанником Полтавского педагогического университета им. Короленко, прожил яркую педагогическую жизнь, оставил богатое педагогическое наследие, дал путевку к жизни и успеху не только ученической молодежи, но и целой плеяде талантливых педагогов. Он изложил свое исследовательское наследие в книге "Сердце отдаю детям".

Исчерпаны ли его педагогические достижения? Они неисчерпаемы. Многие его идеи оказались чрезвычайно полезными для общества зернами, которые дали и будут давать плоды.

Сочинения:

Воспитание коллективизма у школьников, М., 1956;
- Формирование коммунистических убеждений молодого поколения, М., 1961;
- Сердце отдаю детям, 5 изд. К., 1974;
- Павлышская средняя школа, М. 1969;
- Рождение гражданина, 3 изд., Владивосток, 1974;
- О воспитании, 2 изд., М., 1975
- Разговор с молодым директором школы М., 1973;
- Мудрая власть коллектива, М. 1975.

Профессию учителя В.А.Сухомлинский называет человековедением, подчеркивая этим, что педагог должен постоянно проникать в сложный духовный мир ученика, открывать в нем что-то новое, восхищаться этим новым, видеть человека в процессе его становления.

В.А.Сухомлинский имел свои взгляды на роль и значение учителя в жизни ребенка. У педагога должно быть призвание. Беспредельная вера в человека, в силу воспитания.

Сухомлинский говорил: «Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе...". В книге "Сердце отдаю детям" Сухомлинский дает учителям совет: "Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами. " Он отмечает, что "вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке -дело значительно более сложное, чем провести уроки. " . Так как на организацию экскурсии учителю надо уделять столько же времени и внимания как на организацию урока, а то и больше. Случается, что учителя проводят экскурсии "спустя рукава", не готовясь к ней вовсе. Но и при подготовке следует учитывать, что не обязательно все время экскурсии должно быть занято разговорами.

Сухомлинский отмечает: "Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение - одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А, среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть,1 почувствовать. "

Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа - это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.

В. А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное воздействие в ней. "Меня1 поражало, - говорит Сухомлинский - что восхищение детей красотой переплеталось равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой - это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности. " Сухомлинский предлагает для реального воплощения этого положения в действие создать живой уголок, где все дети примут участие в уходе за животными, организовать "птичьи" и "звериную" лечебницы, садить деревья. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. Сухомлинский пишет: "Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира". И в настоящее время вопросы экологического воспитания рассматриваются многими педагогами. Академик И. Д. Зверев пишет: "Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед школой и педагогикой, которые призваны подготовить молодое поколение, способное преодолеть последствия негативных воздействий человека на природу, бережно относиться к ней в будущем. Вполне очевидно, что дело нельзя ограничить "просвещением" школьников в области охраны природы. Весь комплекс экологических проблем современности потребовал нового философского осмысления, коренного полного и последовательного отражения многоаспектности экологии в школьном образовании". По мнению авторов, высокая культура воспитателей и владение разнообразными средствами общения - эффективный способ воздействия на воспитанников, на развитие их личности. В построении диалогического общения видели суть воспитания В.А. Сухомлинский и Я. Корчак, выделяя ряд следующих его характеристик. Во-первых, равенство позиций воспитателя и воспитуемого, которое выражается в том, что ученик является активным субъектом воспитания и самовоспитания, имеет возможность воздействия на воспитателя. Во-вторых, познание, изучение ребенка является основным стержнем, на котором строится все общение с ним. В-третьих, результаты общения не сводятся к оцениванию, подход к воспитаннику через усиление положительных личностных качеств и устремлений, сильных сторон на борьбу с собственными слабостями таким образом, чтобы ребенок, получая от воспитателя сведения о себе, учился давать себе оценки сам. В-четвертых, подчеркивается необходимость искренности и естественности в проявлении эмоций. Центральная роль в реализации принципа самовоспитания принадлежит воспитателю. Опыт работы В.А. Сухомлинского показывает, что общение-диалог развивает у воспитателя и воспитанников уверенность в собственных силах и критичность в отношении к себе, доверие и требовательность к окружающим людям, готовность к творческому решению встающих проблем и веру в возможность их решения.

В.А.Сухомлинский рассматривал диалог как средство «духовного общения, обмена духовными ценностями», пробуждения взаимного интереса педагога и учащегося.

Можно ещё раз подчеркнуть, что В.А.Сухомлинский - талантливый педагог и человек большой душевной щедрости, посвятивший свою жизнь детям и раздумьям об их воспитании. Его книги явились редким в 60-70-е гг. XX в. примером гуманной педагогики, нашедшей блестящее воплощение в практике работы его "Школы радости". Педагогические идеи Сухомлинского представляются актуальными и в наше время.

Большая любовь и уважение к украинскому просветителю живет в душах людей из разных уголков Земли.

Биография

Искренняя любовь к детям, романтическая устремленность личности, страстность и убежденность отличали выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского.

Замечательный педагог-новатор, страстный публицист, он продолжил и творчески развил лучшие традиции советских педагогов. Еще при жизни о Сухомлинском говорили: не человек, а целое научное учреждение. За два десятилетия – 35 книг, сотни научных статей и публицистических статей-раздумий. Творчество Сухомлинского сравнивают с вечнозеленым деревом, у которого гибкие корни, крепкий ствол и раскидистая крона, ветви которой из года в год дают новые побеги.

В.А. Сухомлинского заботили прежде всего проблемы индивидуального воспитания подростков, выработки у них четкой мировоззренческой позиции, привития им эмоциональной культуры. Он до последнего дня оставался директором Павлышской школы, обычной сельской школы, в которой учились обыкновенные деревенские ребята.

Василий Александрович Сухомлинский родился 28 сентября 1918 в селе Васильевка, ныне Онуфриевского района Кировоградской области, в семье крестьян.

В 1939 году окончил Полтавский педагогический институт.

В 1947-1970 годах - директор сельской Павлышской средней школы (Кировоградская область, Украина).

1968 год - член-корреспондент АПН СССР (АПН РСФСР с 1957), 1968 - Герой Социалистического Труда, 1969 - Заслуженный учитель школы УССР. Награждён двумя орденами Ленина.

Умер Василий Александрович 2 сентября 1970 в посёлке Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области.

Сухомлинский Василий Александрович - выдающийся советский педагог , директор Павлышской сельской средней школы, член-корреспондент Академии педагогических наук.

Родился 15 (28) сентября 1918 года в селе Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии, ныне Онуфриевского района Кировоградской области Украины в крестьянской семье - деревенского плотника. После окончания школы крестьянской молодёжи поступил в Кременчугский медицинский техникум. В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области.

Участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил, и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, Василий Сухомлинский узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.

С 1944 года В.А. Сухомлинский - заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 года и до последнего дня своей жизни он работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украины.

Работая директором, Сухомлинский выступил продолжателем идей Антона Семёновича Макаренко . Им была создана целостная педагогическая система, основанная на гуманистическом подходе к воспитанию, признании личности ребенка высшей ценностью процессов воспитания и образования. С начала 1950-х годов в школе под руководством Сухомлинского работал «Родительский университет», а для учителей вёлся «Психологический семинар».

Одним из первых в Советском Союзе Василий Сухомлинский начал работу с шестилетними детьми, создав для них «Школу радости» . Он настаивал на необходимости введения в школе такого предмета, как «Человековедение» , и сам организовал такой специальный курс для старшеклассников. Особо важным Сухомлинский считал воспитание чувства патриотизма, гражданственности и коллективизма, приучение детей к труду, общение с родной природой.

Свои педагогические идеи Сухомлинский раскрыл в книгах «Сердце отдаю детям», «Этюды о коммунистическом воспитании», «Родительская педагогика», «Рождение гражданина» и других. Родной школе посвящена его книга «Павлышская средняя школа», куда вошли также созданные им сказки для детей. Всего им написано более тридцати книг и более пятисот статей и научных работ .

В 1955 году В.А. Сухомлинский защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы - организатор учебно-воспитательного процесса».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1968 года за выдающийся вклад в дело советской педагогической науки Сухомлинскому Василию Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Заслуженный учитель школы Украинской ССР (1969 год), член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968 год, Академии педагогических наук РСФСР с 1957 года).

Выдающийся учёный-педагог, ветеран Великой Отечественной войны, В.А. Сухомлинский скончался 2 сентября 1970 года, на следующий день после начала учебного года. Осколок металла, застрявший под сердцем, вызвал у него внезапную смерть… Похоронен во дворе Павлышской школы.

Награждён двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, медалями. Лауреат Государственной премии УССР (1974, посмертно, за книгу «Сердце отдаю детям»). Удостоен медалей А.С. Макаренко (1965) и К.Д. Ушинского.

Имя В.А. Сухомлинского присвоено Павлышской сельской средней школе. В ней же в 1975 году создан педагогический музей Сухомлинского, установлена мемориальная доска. В одной из аудиторий Полтавского педагогического института был открыт музей Сухомлинского, а у входа в здание установлена мемориальная доска. Его последователями были созданы Международная ассоциация В.А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского. Имя Героя в 2003 году присвоено Николаевскому национальному университету. Перед зданием университета установлен бюст В.А. Сухомлинского.

Сочинения:

Воспитание коллективизма у школьников, М., 1956;

Формирование коммунистических убеждений молодого поколения, М., 1961;

Сердце отдаю детям, 5 изд. К., 1974;

Павлышская средняя школа, М. 1969;

Рождение гражданина, 3 изд., Владивосток, 1974;

О воспитании, 2 изд., М., 1975;

Разговор с молодым директором школы М., 1973;

Мудрая власть коллектива, М. 1975;

Избранные произведения, т. 1-5, Киев, 1979-1980;

Избранные педагогические сочинения, т. 1-3, М., 1979-1981.

Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем (1955-2011)

Автор работ по теории и методике воспитания «Сердце отдаю детям» (1969; Государственная премия УССР в 1974), «Рождение гражданина» (1970), «О воспитании» (1973), в которых отстаивал право на педагогическое творчество, пропагандировал идеи русской педагогики.

Василий Александрович Сухомлинский (28.09.1918 г., село Васильевка, ныне Кировоградской области - 02.09.1970 г., село Павлыш той же области), педагог, член-корреспондент АПН СССР (1957 г.), кандидат педагогических наук (1955 г.), заслуженный учитель школы УССР (1958 г.), Герой Социалистического Труда (1968 г.), лауреат Государственной премии УССР (1974 г.).

Окончил Полтавский педагогический институт (1938 г.). Педагогическую деятельность начал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области.

В 1942-1944 гг. - директор средней школы в поселке Ува Удмуртской АССР, в 1944-1948 гг. - заведующий Онуфриевским роно, с 1948 года - директор Павлышской средней школы.

В.А. Сухомлинский - педагог-исследователь, автор работ по проблемам практической педагогики (вопросы руководства школой, профессионального мастерства учителя, проблемы умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания).

Сухомлинский создал оригинальную целостную педагогическую систему, основывающуюся на антропологическом подходе, гармонизации педагогической деятельности, её субъект-субъектном характере, признании личности ребёнка высшей ценностью.

Василий Александрович трактовал воспитание как процесс реализации неотъемлемо присущих ребёнку врождённых свойств, спонтанных реакций и импульсов. Вместе с тем большое значение он придавал и специально организованному воспитывающему социуму.

В 50-е гг. В.А. Сухомлинский разрабатывал продуктивные пути соединения физического и умственного труда школьников на основе опытнической, поисковой деятельности, прерогативы освоения учащимися средств познания над собственно знаниями. Специфичной являлась трактовка Сухомлинским сельскохозяйственного труда как основного средства развития личности, а не только пути подготовки учащихся к овладению профессией. В его работах и практической деятельности доминировала установка на переживание школьниками радости бескорыстного созидательного труда и эстетическая направленность форм и методов производств, деятельности.

В начале 60-х гг. центральной для Василия Александровича стала проблема воспитания школьников, в которой автор видел средство формирования «мыслящих личностей». Педагогическая система, разработанная В.А. Сухомлинским, подготовила последующий интерес к духовному и нравственному совершенствованию человека , к вопросам духовно-нравственного воспитания. Основой воспитания он считал проблему формирования человечности.

В структуру педагогической науки Сухомлинский включал категории этики - долг, честь, достоинство, добро, свободу. Особенность применяемых им педагогических средств проявлялась в осуществлении воспитания через художественные образы в виде бесед, поучений, наставлении и заповедей, обращённых к учителям и ученикам, а также сказок, раскрывающих проблемы нравственности и др.

С середины 60-х гг. Сухомлинский исследовал широкий спектр проблем, связанных со стимулированием познавательной деятельности учащихся. Он был убеждён, что, только превратив учение в радостный труд, можно решить задачу развития школьников. Важнейшим инструментом этого считал ощущение у учащегося успеха в учении, переживание радости познания .

Для развития у ребёнка эмоциональной восприимчивости большую роль отводил праздничности, красоте , обращал внимание на взаимосвязь нравственного воспитания и обучения. Акцент делался на расширение представлений детей об окружающем мире, развитие у них критичности мышления, на формирование системы моральных ценностей, а также умений и навыков самостоятельного получения и использования информации.

Большое внимание В.А. Сухомлинский уделял переживанию детьми накапливаемого опыта, самостоятельному раскрытию ими важнейших нравственных принципов . Важное значение имели «уроки мышления» среди природы .

Чутко воспринимая диалектику учебного процесса, Сухомлинский резко выступал против негативного отношения к словесным методам обучения и считал слово учителя важнейшим средством образования . Большую роль отводил созданию детьми совместно с учителями сказок, поэтических и прозаических миниатюр, стимулирующих развитие эмоционально-образного мышления («Сердце отдаю детям», 1969 г.). Художественные миниатюры прочно вошли в практику учебно-воспитательной работы Павлышской школы и используются современными педагогами.

стремился к созданию в школе высоконравственного школьного коллектива , в котором согласованно действовали коллектив педагогов - энтузиастов-единомышленников и сплочённый ученический коллектив. В таком коллективе не возникал вопрос о наказаниях, палитра воспитательного воздействий определялась атмосферой взаимопонимания. Регуляторами поведения становились нравственные нормы, добрые традиции . Василий Александрович утверждал, что стимулирующий потенциал коллектива обусловливается тем положительным, что каждый ребёнок может внести в его нравственно-интеллектуальную атмосферу. Особое место в процессе формирования школьного коллектива занимала разнообразная совместная творческая деятельность учителей и учащихся, основой которой было переживание ими красоты природы. Сухомлинский разработал комплексную программу «воспитания красотой» , высоко подняв роль эстетического воспитания школьников.

В целостном виде гуманистические педагогические идеи Сухомлинского впервые представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967 г.). Они воплощались в следующих принципах: доверие и уважение к детской личности; превращение учебной деятельности школьников в захватывающий, насыщенный творческими открытиями процесс; ограничение сферы влияния коллектива на личность; воспитание без наказания - признание самоценности и неповторимости каждой отдельной личности; воспитание у школьников свободы выбора.

Взгляды В.А. Сухомлинского на воспитание привели к противоречию с официальной педагогикой и к острой дискуссии с её «консервативным крылом». «Этюды...» были подвергнуты уничтожающей критике, а сам Сухомлинский обвинён в проповеди «абстрактного гуманизма».

В конце 60-х гг. ведущей для Сухомлинского становится трактовка формирующейся личности как самоценности, понимание воспитания как феномена . Главной целью воспитания выступало свободное развитие ребёнка как активной личности, раскрытие индивидуальности, способной противостоять нивелирующей тенденции официальной педагогики. В центре педагогического процесса, рассматриваемого как синхронное взаимодействие наставника и ученика, находился ребёнок с его интересами, творческими потенциями, на которые прежде всего и должны были ориентироваться учителя.

В последних произведениях Сухомлинского («Рождение гражданина», «Сто советов учителю», «Разговор с молодым директором школы», «Мудрая власть коллектива» ) проявляется ряд новых идей. Приоритет отдаётся этнопедагогике, народным ценностям. Пристальное внимание уделяется культовой основе воспитания - сказкам, мифам, поверьям, легендам. Обосновывается идея иерархичности воспитания - ведущей сферой выступает духовность, опосредующая другие черты личности.

В.А. Сухомлинскому были присущи убеждённость в отстаивании гуманистических идеалов воспитания, органичное сочетание глубины содержания с художественным стилем изложения, обоснование теоретической концепций собственной каждодневной педагогической практикой. Всё это придавало его педагогическому наследию прогностический характер, идеям и педагогическим технологиям - актуальность. Сам педагог представлял идеал народного учителя , «отдавшего сердце детям». Павлышская школа была научной лабораторией , в которой весь педагогический коллектив участвовал в многолетней опытно-экспериментальной деятельности. Такие инновации, апробированные здесь как «Школа под голубым небом» и «Школа радости» (для 6-летних детей), психолого-педагогические консилиумы, уроки этики и психологии семейной жизни для старшеклассников, родительская школа и др. впоследствии были внедрены в педагогическую практику.

Педагогическое наследие Сухомлинского глубоко изучается на Украине, в России и за рубежом. Созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского.

В Павлышской школе действует (с 1975 г.) педагогический музей Сухомлинского.

Литература: Соловейчик С. Л., Рассказывайте о Сухомлинском, «Юность», 1971, № 4; Тартаковский Б. С., Повесть об учителе Сухомлинском, М., 1972; В о л к о в Г. Н., Советский принцип народности в сочинениях В. А. Сухомлинского, Этнопедагогика, Чебоксары, 1974; его же, Парадокс Василия Сухомлинского, «Советская педагогика», 1993, № 5; Азаров Ю. П., Гражданственность и человечность, «Коммунист», 1976, № 8; Григорьев К., Xандpос Б., Павлыш - продолжение легенды, М., 1976; Филонов Г. Н., Выдающийся педагогический талант, «Советская педагогика», 1978, № 9; Водзинский Д. И., Жизнь и педагогическое наследие В. А. Сухомлинского, Минск, 1979; Pавкин 3. И., Сердце, отданное детям, «Народное образование», 1982, № 1; Борисовскийи А. М., В. А. Сухомлинский, М., 1985; Педагогическое наследие В. А. Сухомлинского и современная школа, М., 1988; Богуславский М. В., Школа гражданственности и человечности, Кировоград, 1990; Pодчанин Е. Г., Зязюн И. А., Гуманист. Мыслитель. Педагог. Об идеалах В. А. Сухомлинского, М., 1991; Сухомлинская О. В., Идеи свободы в воспитании, «Свободное воспитание», 1993, № 3; Цыб А. А., В. А. Сухомлинский, Новосиб., 1993; Мухин М. И., Гуманизм педагогики В. А. Сухомлинского, М., 1994; В. А. Сухомлинский. Биобиблиография, сост. А. И. и О. В. Сухомлинские, К., 1987.

ПО МАТЕРИАЛАМ:
М. В. Богуславский

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Сухомлинского Василия Александровича

Сухомлинский Василий Александрович – советский педагог, писатель.

Семья

Василий родился в селе Васильевка (Кировоградская область) 28 сентября 1918 года. Его отец Александр Емельянович был плотником и столяром, активистом общественной жизни, сельским корреспондентом, заведующим колхозной избой-лабораторией, руководителем трудового обучения в школе. Мама Василия Оксана Авдеевна была домохозяйкой; подрабатывала портняжным ремеслом. Супруги Сухомлинские воспитали трех сыновей – Василий и его братьев Ивана и Сергея – и дочь Меланию.

Образование

В 1933 году Василий уехал в Кременчуг и поступил на рабочий факультет. После он стал студентом педагогического института. В 1935 году семнадцатилетний Сухомлинский стал учителем в заочной школе близ Васильевки. Вскоре молодой человек перевелся в Полтавский педагогический институт, который успешно окончил в 1938 году.

Педагогика, писательская деятельность и служба

После пединститута Сухомлинский поселился в Онуфриевском районе Кировоградской области и стал там преподавать литературу и украинский язык. В 1941 году Василий Александрович добровольно ушел на фронт – защищать родные места. В начале 1942 года он, политрук, во время боя за Москву был тяжело ранен разорвавшимся рядом с ним снарядом. Доктора не были уверены, что Сухомлинский выживет, однако ему все же удалось выздороветь. Правда, в его сердце навсегда остался кусочек того страшного события. И это не фигуральное выражение – в сердце Сухомлинского застрял кусок снаряда, который врачи не смогли вытащить.

Лечился Василий на Урале. После выписки из госпиталя он хотел вернуться на фронт, однако медкомиссия запретила ему. Сухомлинскому ничего не оставалось, кроме как сосредоточиться на педагогической деятельности.

На «гражданке» Сухомлинский стал директором школы в поселке Ува, что под Ижевском. В 1948 году Василий Александрович занял должность директора средней школы в поселке Павлыш (Кировоградская область) и оставался на этом посту до конца своих дней. Параллельно Сухомлинский писал – монографии и статьи, рассказы и сказки. Любопытно, что научную литературу он создавал на русском языке, а художественную – на украинском. Из-под пера Василия Александрович вышло более 600 научных работ и более 1000 – развлекательно-познавательных.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В области педагогики Василий Сухомлинский сделал настоящий переворот. Он создал уникальную систему воспитания и преподавания, которая основана на принципах гуманистического отношения к ребенку, на признании его личности высшей ценностью. Идеи Сухомлинского были пропитаны коммунистической идеологией – согласно его теории, учитель должен свято верить в реальность и достижимость коммунистического идеала, и только тогда его труды по воспитанию младшего поколения приведут к успешному результату. Процесс обучения Василий Александрович превратил из монотонного заучивания голых фактов в радостный и приятный труд. Особенное внимание Сухоминский уделял формированию мировоззрения детей и их культурному развитию.

Личная жизнь

В 1939 году Василий Сухомлинский взял в жены Веру Петровну, будущую учительницу. Когда началась война и Василий отправился на фронт, его беременная супруга осталась в оккупационной Полтаве с родителями. К огромному сожалению, когда Сухомлинский вернулся домой, ни его жены, ни сына уже не было в живых…

В 1943 году в школу в поселке Ува, где Сухомлинский был директором, приехала министерская проверка. Женщина, которая, собственно, и оценивала деятельность школы, понравилась Василию. А он понравился ей. Очень скоро влюбленные поженились. В 1944 году они переехали в Кировоградскую область. Супруга Василия стала преподавать в местной школе русскую словесность.

В 1945 году у пары появилась дочь Ольга. Чуть позднее в семье родился сын.

Награды и премии

Василий Сухомлинский – Герой социалистического труда, обладатель Ордена Красной звезды и Почетный гражданин Кировограда (посмертно).

Смерть

Василий Александрович умер 2 сентября 1970 года. Виной его ранней гибели (ему был всего 51 год) стал тот самый осколок от снаряда, сильно угнетающий здоровье педагога.

Похоронили Сухомлинского во дворе Павлышской школы.

Василь Олександрович Сухомлинський Портрет В. А. Сухомлинского в Павлышской школе Имя при рождении:

Василий Александрович Сухомлинский

Род деятельности: Дата рождения: Дата смерти: Награды и премии:

Мемориал Сухомлинскому в Павлышской школе

Вход в музей в Павлышской школе

Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский (28 сентября , с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии - 2 сентября , пос. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области , Украинская ССР) - советский педагог украинского происхождения.

Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (), кандидат педагогических наук (), заслуженный учитель школы Украинской ССР (), ().

Биография

Родился В.А.Сухомлинский в бедной семье.

До Октябрьской революции отец Василия Александровича - Александр Емельянович Сухомлинский - работал по найму как плотник и столяр в помещичьих экономиях и сдельно - в крестьянских хозяйствах. В советское время Александр Емельянович стал одним из передовых людей села - был общественником активистом, принимал участие в руководстве потребительской кооперацией и колхозом, выступал в газетах как селькор, заведовал колхозной избой-лабораторией, руководил трудовым обучением (по деревообрабатывающему делу) в семилетней школе. Мать В.А.Сухомлинского, Оксана Иудовна, была домашней хозяйкой, выполняла мелкую портняжную работу, трудилась в колхозе. Вместе с Александром Емельяновичем она воспитала, кроме Василия, ещё троих детей - Ивана, Сергея и Меланию. Все они стали сельскими учителями.

Василий Сухомлинский учился вначале в Васильевской семилетке (1926-1933 гг.), где проявил себя как один из самых способных учеников. Летом 1934 года . он поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом факультета языка и литературы. Но в связи с болезнью вынужден был в 1935 году . прервать учёбу в вузе.

17-летним юношей начал Василий Александрович практическую педагогическую работу. На протяжении 1935-1938 гг. он преподаёт украинский язык и литературу в Васильевской и Зыбковской семилетних школах Онуфриевского района. В 1935 году вступил в комсомол.

Своё обучение В.А.Сухомлинский продолжил с 1936 года в Полтавском педагогическом институте (заочное отделение), где получил сначала квалификацию учителя украинского языка и литературы неполной средней школы, а затем - преподавателя этих же предметов средней школы 1938 год . С тёплым чувством вспоминал он двухгодичный период обучения в Полтаве. «Мне, - писал Василий Александрович, - выпало счастье два года учиться в Полтавском педагогическом институте... Говорю - выпало счастье, ибо нас, двадцатилетних юношей и девушек, окружала в институте атмосфера творческой мысли, любознательности, жажды знаний. Я с гордостью называю Полтавский педагогический институт своей альма-матер...»

Сухомлинский - автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни - «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР - , посмертно). Его жизнь - воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

Память

  • На корпусе № 1 Полтавского педагогического института (сейчас университет) по ул. Остроградского, 2 - Сухомлинскому установлена мемориальная доска.
  • В самом университете находится музей В. А. Сухомлинского.
  • В честь В. А. Сухомлинского назван Николаевский национальный университет .

Награды

Значительные произведения

  • Методика воспитания коллектива

Полное собрание сочинений и методического наследия приведено в книге:

  • В. А. СУХОМЛИНСКИЙ: Биобиблиография / Сост. А. И. Сухомлинская, О. В. Сухомлинская. - К.: Рад. шк., 1987.- 255 с.

См. также

Примечания

Ссылки

Сухомлинский, Василий Александрович на сайте «Герои страны »

  • (укр.)
  • Василь Олександрович Сухомлинський (укр.)
  • Симон Соловейчик «Всё более глубокое понимание ребёнка – это и есть воспитание его» . газета «Первое сентября» (№ 70/2000). Архивировано из первоисточника 12 марта 2012. Проверено 18 июля 2009.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 28 сентября
  • Родившиеся в 1918 году
  • Родившиеся в Херсонской губернии
  • Родившиеся в Онуфриевском районе
  • Умершие 2 сентября
  • Умершие в 1970 году
  • Умершие в Онуфриевском районе
  • Герои Социалистического Труда
  • Кавалеры ордена Ленина
  • Кавалеры ордена Красной Звезды
  • Педагоги СССР
  • Педагоги Украины
  • Участники Великой Отечественной войны
  • Похороненные в Онуфриевском районе

Wikimedia Foundation . 2010 .

В День учителя Арсений Замостьянов рассказывает о жизненном и творческом пути легенды отечественной педагогики – Василия Сухомлинского.

Василий Александрович Сухомлинский родился в Васильевке - украинском сельце, ныне приписанном к Онуфриевскому району Кировоградской области. Родился в бедной и честной крестьянской семье. В 1933 году окончил семилетку, затем - годичные подготовительные курсы при Кременчугском пединституте. Семнадцати лет начал учительскую деятельность, а одновременно учился на филологическом факультете Полтавского педагогического института. С лета 1941 молодой учитель рвался на войну защищать Родину. Наконец, был призван. А в 1942-м, в кровавой битве подо Ржевом, был тяжело ранен.

Сколько раз потом он читал ученикам строки Твардовского, пропущенные через сердце: «Я убит подо Ржевом…» - это ведь про ту, «его» битву. И окажись та рана смертельной, самому Сухомлинскому - неизвестному солдату - могли бы быть посвящены строки, от которых влажнеют глаза:

Я - где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я - где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;

Я - где крик петушиный
На заре по росе,
Я - где ваши машины
Воздух рвут на шоссе…

Человек такой судьбы не мог относиться к литературе как к рутинной дисциплине, в которую превращают её нынешние реформаторы образования. Для него, прошедшего через то, что умеют показывать с художественной силой лучшие наши писатели, искренность стала главным мерилом отношения к литературному произведению. Искренность писателя, искренность читателя, искренность учителя, искренность школьника. Василий Александрович и сам писал стихи и не стеснялся иногда читать их своим ученикам (согласитесь, очень ответственный поступок для любого учителя). Делился он с учениками и другими своими горячими литературными впечатлениями - возможно, читал и Твардовского, «Я убит подо Ржевом». Не мог он пройти мимо этого стихотворения.

Осколки немецкой мины будут шевелиться в его теле до последнего дня… О чём думал этот молодой учитель литературы, искренний и впечатлительный человек, на своём поле боя? Думаю, мы окажемся неподалёку от истины, если предположим, что думал он и о Льве Толстом, и об Андрее Болконском, о небе над Аустерлицем… Вспоминал давно знакомые любимые страницы, которые не раз изучал вместе со школьниками до и после войны. И, конечно, с обретением личного фронтового опыта толстовские страницы «Войны и мира» воспринимались острее. Не тогда ли мелькнула мысль Василия Александровича: может быть, учитель и должен добиваться острого восприятия литературы, чтобы школьники чувствовали себя павшими в траву Аустерлица?.. Самые трагические обстоятельства жизни становятся материалом, сырьём для профессиональных открытий педагога. Так и должно быть в творчестве: нет важнейшего урока, чем уроки жизни.

На фронте Василий Александрович был ротным политруком - из тех, кто действовал, поднимая роту в бой под лавиной огня, как в стихотворении Александра Межирова «Коммунисты, вперёд!».

Такие люди, как Сухомлинский, приняли вызов. А война прошла по судьбе Василия Александровича своим безжалостным сапогом: жену немцы повесили, а маленького сына убили.

И снова вспоминается конъюнктура дня сегодняшнего, во всём отрицающего Сухомлинского. Когда сытый, холёный тусовочный журналист рассуждает по телевидению: «На войне были не только герои, там были и политруки, и особисты». Подлая ложь пошла в плоть и кровь, они автоматически её воспроизводят, даже не вдумываясь. Вспомнили бы о Сухомлинском. Вспомнили бы о том, что из десяти политруков возвращался с фронта живым лишь один. Сколько талантливых педагогов осталось на полях сражений… Герои, вечная вам слава, вечная память! А Василий Александрович вернулся.

Израненный, после госпиталей, он с ещё большим рвением приступил к учительскому труду: за войну многое было передумано, много идей родилось. Сначала он, кавалер боевого ордена Красной Звезды, работал директором школы в Удмуртии, позже стал заведовать районным отделом образования в родной Кировоградской области. Работа предстояла не бумажная, нужно восстанавливать школы, разрушенные войной, собирать по крохам учительские коллективы. Но всё же это было дело не для Сухомлинского. Его тянуло в школу, на свою родину, в Кировоградчину. И он вернулся к творческой учительской работе. В 1947 году В. А. Сухомлинский стал директором Павлышской средней школы, расположенной вдали от всех столиц, - и это назначение оказалось решающим в его жизни. А Павлышской школе суждено было на многие годы стать педагогической Меккой.

Вскоре в центральной печати появились первые статьи Сухомлинского, в которых Василий Александрович говорил о гуманизме, о стремлении к идеалу. Говорил, как проповедник. Как выяснилось, многие учителя тосковали именно по таким словам. Ведь только проповедник может так жить и рассуждать: «Я видел важную воспитательную задачу в том, чтобы подростки правильно понимали единство своей самостоятельности и долга перед другими людьми. Без друга-взрослого подросток не может понять ту истину, что независимость отрочества имеет свои разумные границы, а свобода немыслима без долга и ответственности. Без снисходительности и сюсюканья я говорил с подростками как с равными о сложности и противоречивости жизни. Эти беседы, по существу, были моими рассказами о людских судьбах, о тонких и противоречивых отношениях взрослых со взрослыми, взрослых с детьми. Я твёрдо убеждён, что каждый в этом бурном и нелёгком возрасте ощущает потребность в этих человековедческих беседах». Страна заговорила о павлышском самородке, об истинном энтузиасте. Бесчисленные читательские отклики заставили Сухомлинского продолжить разговор…

Страна залечивала военные раны – а педагог рассуждал о прекрасном, он готовил детей к высокому предназначению: «В чём же дело? Никто не учит маленького человека: будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное. Всё дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - всё равно будет зло. Человек - сын природы. Ему свойственны человеческие страсти и именно в том и заключается красота человеческая, что он сознательно облагораживает себя, стремится к своему величию и нравственному совершенству». Казалось, они - люди конца пятидесятых - растапливали «вечный полюс», пробуждали в людях лучшее, светлое. Увы, очень скоро и идеализм Сухомлинского, казавшийся таким свежим в пятидесятые годы, оброс потугами эпигонов и стал превращаться в учительский штамп. Но Сухомлинский предвидел эту опасность - и приступил к воспитанию учителей.

Он верил: человек рождается для самосовершенствования, для честного творческого труда.

В 60-е годы В. А. Сухомлинский выступает перед огромной аудиторией в ответственной роли автора фундаментальных книг о воспитании, о школе. В ответственной - потому что к голосу педагога, снискавшего всесоюзную известность и давшего основание для громких споров, прислушивались, а некоторые так и вовсе начинали «жить по Сухомлинскому». В произведениях 60-х годов, ставших завещанием педагога, он выступает скорее писателем, чем исследователем. Скорее в традициях Толстого и Достоевского, чем Ушинского… В этих книгах сильно эссеистическое начало, истинная исповедальность. Безусловно, Сухомлинский испытывал решающее влияние «яснополянского мудреца». В книге «Сердце отдаю детям» он поднимается над обыденностью, находит определения для самых сложных, тончайших явлений жизни взрослых и детей. Его становление проходило в традициях русского и европейского Просвещения со всем его романтическим рационализмом. Чего стоят одни рассуждения педагога о счастье как о цели воспитания - как внятны в этих словах идеи Руссо, голоса Ломоносова и Державина; слышны здесь и вольнолюбивые мечты декабристов: «Задача школы и родителей - дать каждому ребёнку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нём творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми».

Появилось в статьях Сухомлинского и понятие «духовность», которое ещё недавно воспринималось в те годы как словечко вредное и устаревшее. Он ввёл его в учительский обиход. Атеист по убеждениям, он в то же время о природе (в особенности - о природе человека) говорил так, что не оставалось сомнений: он видел в ней божественное начало, говорил о ней трепетно, прочувствованно: «Человек - сын природы. Ему свойственны человеческие страсти, и именно в том и заключается красота человеческая, что он сознательно облагораживает себя, стремится к своему величию и нравственному совершенству».

Сухомлинскому по душе была природосообразность образования, он не терпел угнетения ради результата, не терпел гонки за повышением успеваемости: «Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимая вещь, которую можно назвать душевным равновесием. В это понятие я вкладываю такое содержание: чувствование детьми полноты жизни, ясность мысли, уверенность в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей. Для душевного равновесия характерны атмосфера доброжелательности, взаимной помощи, гармония умственных способностей каждого ученика и спокойной обстановки целенаправленного труда, ровные, товарищеские взаимоотношения, отсутствие раздражительности. Каким путём создать и, что особенно важно, поддерживать душевное равновесие? Опыт лучших педагогов убеждал меня, что самое главное в этой очень тонкой сфере воспитания - постоянная мыслительная деятельность без переутомления, без рывков, спешки и надрыва духовных сил». Учёба не заканчивается выставленной оценкой и усвоением «пройденного». Широко известен парадокс Сухомлинского, в котором раскрывается значение творческого процесса в образовании: «Чтобы ребёнок хорошо учился, нужно… чтобы он хорошо учился». Основной стимул учения по Сухомлинскому - не оценка, не получение аттестата, но разбуженный учителем познавательный интерес!

18 мая 1967 года, когда «Этюды о коммунистическом воспитании…» только начали печататься в «Народном образовании» (начало «Этюдов…» вышло в 4-м выпуске), профессор Вологодского пединститута Б. Т. Лихачёв опубликовал в «Учительской газете» статью «Нужна борьба, а не проповедь». Полтора миллиона подписчиков «Учительской газеты», привыкших верить печатному слову, прочитали резкую критику взглядов, идей В. А. Сухомлинского. А вдруг эта статья – директивная?

Василий Александрович сокрушённо отреагировал на огульную критику. В частном письме Сухомлинский сетовал: «Один из осколков так и не смогли удалить из моего тела. Думаю, что теперь он дойдёт до моего сердца… Какая рана нанесена мне «Учительской газетой»; если бы редактор знала, в какие тяжёлые дни преподнесла она мне этот «подарок »… Этих эмоций из биографии Сухомлинского не вырвать, не выбросить.

Профессор Б. Т. Лихачёв выступил в роли неистового ревнителя советской идеологии и ринулся в бой с её противниками. Бой, в котором разговор о «душе» виделся ему неким мещанским капитулянтством: «На зло и на правду надо воспитывать не личный, а классовый взгляд». «Вместо конкретной и чёткой программы, изложенной в моральном кодексе строителя коммунизма, вводится туманное понятие, именуемое человечностью». Суровый профессор утверждал, что «человечности вообще», то есть в отрыве от насущных задач общества, не существует.

Упрекали Сухомлинского и в христианском духе его системы: «подмена борьбы библейской проповедью», бранили за «идеи мещанского индивидуализма». Предполагалось, что после этой статьи пойдут «отклики широкой общественности, а попросту начнётся травля. Но… «Народное образование» продолжило публикацию «Этюдов…» в пяти последующих номерах 1967 года. Н. И. Целищева вспоминает, что происходило в коллективе «Учительской газеты» вскоре после публикации статьи Лихачёва: «…Никогда не забуду того весеннего партийного собрания: оно напоминало сражение на баррикадах, только к штыку тогда «приравняли перо»… Один за другим поднимались журналисты «УГ» на трибуну: Олег Битов, Владимир Ермолаев, Игорь Тарабрин, Борис Волков, Яков Пилиповский, Ирина Скляр, Алла Орлеанская - все «золотые перья» редакции горячо выступили… в защиту В.А. Сухомлинского против его шельмования. Идеологически, а скорее человечески редакция разделилась тогда словно «стенка на стенку». И… осуждающей резолюции не получилось!». Так боролись за Сухомлинского журналисты «Учительской газеты». Нашлись у Василия Александровича сторонники и в правительстве, и в ЦК КПСС.

Словом, через несколько месяцев после всей этой истории Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорный вручил Василию Александровичу Золотую Звезду Героя Социалистического Труда и орден Ленина- высшую награду страны. Тогда же, в 1968 году, Сухомлинского избирают действительным членом Академии педагогических наук СССР, а в 1969 году ему присуждают почётное звание заслуженного учителя школы УССР. Истинного педагога судьба проверяла на прочность, жизнь его драматична. Лёгких путей и хамелеонского умения адаптироваться в любых ситуациях талантливым людям не обещали ни Аристотель, ни Маритен. Не ждал их и сам Сухомлинский. Но у Василия Александровича сложилась счастливая профессиональная судьба в стране, которая наилучшим образом соответствовала талантам и убеждениям педагога.

Педагог не прекращал поиск новых инструментов влияния на «духовный мир ребёнка». Как воспитатель, он был творчески неистощим, черпая вдохновение и в народных традициях, в народной украинской педагогике, культуре, с которыми был связан крестьянским детством. Многие его педагогические открытия поразительно точны и актуальны. Глубокий анализ истории фольклора и психологии современного человека побудил Сухомлинского серьёзно отнестись к такому действенному инструменту воспитания человеческой души, как музыка: «Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление, речь. Музыкальный образ по-новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности. Внимание ребёнка как бы сосредоточивается на предметах и явлениях, которые в новом свете открыла перед ним музыка, и его мысль рисует яркую картину; эта картина просится в слово. Ребёнок творит словом, черпая в мире материал для новых представлений и размышлений. Музыка - воображение - фантазия - сказка - творчество - такова дорожка, идя по которой ребёнок развивает свои духовные силы». Со временем психологи разных направлений и стран пришли к аналогичным выводам. Сухомлинский был одним из первых, а потом его коллеги «конвергентно воспроизвели» (вот уж выраженьице!) педагогические открытия павлышского директора.