Абсолютная свобода - полная вседозволенность. Вседозволенность - это свобода

Мы думаем что можем делать все что хотим. Что проблема лишь в недостатке возможностей. Но люди которые имели возможность делать все что хотят не стали счастливыми и разачаровались. Свобода в ограничениях, как ни парадоксально это звучит.

С каждым годом растет количество женщин, испытывающих серьезные проблемы с деторождением, количество больных новорожденных, количество детских заболеваний. Случайно ли это??? Дети… Сейчас мы живем в век вседозволенности. Ешь что хочешь, спи с кем хочешь и сколько хочешь, думай и делай все, что ты хочешь, не ограничивай себя никакими рамками.

Ограничения якобы наносят вред психике. Но представьте, что случится с человеком, который сел за руль, но не собирается следовать правилам дорожного движения. Как долго он сможет наслаждаться поездкой? Как правило, эта поездка весьма скоро оказывается для него, а очень часто и для других людей, причиной инвалидности или множества проблем.

Свобода и вседозволенность человека и общества

Так и в жизни.

Хотите: 1. Быстро испортить здоровье – ешьте все, что хотите, когда и сколько хотите.

2. Ослабить психику, набраться чужой кармы, сделать свою личную жизнь несчастной и т.д. – используйте это правило в сексе.

3. Закрыть себе карму, на много воплощений, постоянно чувствовать тоску и неудовлетворенность жизнью, начать много болеть – да не вопрос – просто делайте что хотите, не следите за своими мыслями, не пытайтесь избавиться от отрицательных качеств характера (жадности, зависти, обидчивости и т.д.)

Но даже если вам наплевать на себя — подумайте о детях. Ведь они часто зависят от родителей, от их мыслей и поступков, начиная с момента зачатия.

Из лекции «Родовые программы – дети» Рами Блект – «Судьба и Я»

Что порождает общество вседозволенности

Отсутствие счастья – это главная проблема человечества, постигшая его в начале третьего тысячелетия. Безразличие, непонимание, замкнутость и эгоизм – вот характерные черты современного общества. Когда почти никто не говорит о таких качествах как бескорыстие, сострадание, милосердие, любовь к земле, к Родине, к людям.

В чем же причина? Почему большинство людей интересуется лишь деньгами? Ведь очевидно, что невозможно добиться внутренней гармонии ни деньгами, ни развлечениями, ни достижением власти. Есть ли возможность жить по-другому? Как открыть свои внутренние ресурсы? Как избавиться от чувства дисгармонии в душе? Как устанавливать и сохранять крепкие отношения, основанные на любви?

Наверное, практически каждый человек задавался следующими вопросами: что такое судьба, предопределена ли судьба человека, фаталистична ли судьба или существует свобода выбора – если существует, то какова свобода выбора человека и как стать свободным человеком. Если вы один из таких людей, если эти вопросы не дают вам покоя, если вы продолжаете искать ответы на эти вопросы, то эта статья для вас.

Свобода выбора человека

Волею судьбы в уме людей возникают разные желания, а также по ее воле люди попадают в определенные жизненные ситуации. Судьба действительно предопределена, но лишь в определенной степени, она - не фаталистична. Кто-то, ссылаясь на судьбу, лишь оправдывает собственное неправильное поведение, особенно, если считает, что она фаталистична. Кто-то лишь жалуется на судьбу, когда в жизни становится туго, чаще всего не испытывая благодарности за все то хорошее, что также принесла судьба. В обоих случаях свобода выбора таких людей не велика.

Согласно многим астрологам (люди, которые способны предсказывать судьбу), одним из которых является наиболее известный ведический астролог - К.Н. Рао, принято считать, что свобода выбора человека находится в пределах 10-15 процентов. Но, далеко не каждый обладает подобным потенциалом, и далеко не каждый способен в полной мере воспользоваться данной ему свободой выбора.

Многие считают, что принцип «Что хочу – то и делаю» является проявлением свободы человека, а какие-то рамки и ограничения, наоборот сокращают имеющийся потенциал. Но свободный человек не просто тот, кто имеет выбор из нескольких вариантов, а тот, кто способен не делать того, чего хочется, а также делать то, чего не хочется. Когда же у человека нет сил поступать иначе, кроме как ему хочется – то нет и никакой свободы, такие люди - рабы своих чувств и желаний. Многие хотят быть независимы от Бога, когда как сами не могут быть независимы даже от собственных чувств, многие боятся быть слугой Бога, не осознавая, что они уже давно стали рабами своего эго, но многие продолжают считать, что они - венец эволюции.

Я видел гороскопы людей, которые прожили долгую семейную жизнь, и в астрологической карте я находил тому подтверждение, а также я видел карты, где с семейной жизнью немало проблем, и в этих картах тоже это хорошо было видно. Аналогично и со многими другими сферами. То есть если судьба не благоволит человеку, то человек в большинстве случаев будет сломлен под натиском кармы, и многое тут дело в том, что люди неправильно используют данную им свободу выбора, если вообще используют. Как правило, человек проживает жизнь, лишь пожиная плоды своей кармы. Во многих жизненных сферах определяющее значение в жизни большинства людей имеет не свобода выбора, а карма с прошлых жизней.

Когда жизнь полностью зависит от внешних обстоятельств, человек теряет контроль над своей жизнью, и свобода выбора такого человека приближается к нулю. Наглядный пример, это когда любовь понимают как просто чувство - подобная любовь становится полностью зависимой от объекта чувств, то есть от кого-то другого, но не от нас самих. Это называется влюбленность, влюбленность – это чувство, которое от нас никак не зависит , в нас просто появляется притягательное желание к человеку, которое санкционировано как раз планетами. Если карма хорошая, человек и привлекается правильным человеком, если плохая, то тянет непонятно на кого. Многие желания в нашем уме зарождаются под воздействием нашей судьбы, из подсознания. В нашем подсознании находятся семена кармы: самскары - наши бессознательные впечатления и желания. Именно эти впечатления и желания управляют нашей судьбой через различные подсознательные программы.

Во многих семейных отношениях близкие люди не могут терпеть недостатки других людей, не позволяют проявлять негативные эмоции, постоянно пытаясь переделать близкого человека под себя, чтобы с ним всегда было комфортно. Влюбленность – это то, что исходит от другого человека, любовь же – это то, что исходит от нас самих. Кто-то с помощью астрологии ищет совместимого с собой человека, но главный критерий совместимости – это желание людей идти друг к другу на встречу, идти на компромиссы, в умении терпеть и прощать, искренне любить близкого человека – в этом заключается свобода выбора человека.

«Мы являемся властелинами своей судьбы, только если берем ее в свои руки. Но 90% людей живут просто по течению. Это происходит только по одной причине – они потакают своим желаниям. Они не пытаются бороться с ними, а делают так, как хочется»Олег Торсунов

Как стать свободным человеком?

В чем проявляется свобода, данная нам Богом, и как максимальным образом мы можем использовать свободу выбора, благодаря которой мы можем изменить нашу судьбу:

  • Наше отношение к происходящему. Это, пожалуй – самый главный фактор, позволяющий стать свободным человеком. Далеко не все в жизни складывается так, как мы запланировали, далеко не всегда жизнь будет гладкой и спокойной, многие события вгоняют нас в ступор, а некоторые жизненные события нам неминуемо придется пережить. И если мы не всегда можем изменить события нашей жизни, мы можем изменить свое отношение к происходящим событиям. И именно наше отношение, а не сами события, и определяют качество нашей жизни .

«Гораздо важнее, как человек относится к судьбе, чем какова она сама по себе»Вильгельм Гумбольдт

Порой даже далеко не веселые случаи спустя некоторое время мы можем повспоминать с немалой долей юмора. Бог любит тех, кто способен с юмором смотреть на мир и на жизненные ситуации. Кто-то может обладать немалым богатством, но ему все мало – из-за чего он будет постоянно неудовлетворен, а кто-то, даже обладая гораздо меньшими материальными благами, будет вполне этим доволен. С духовной точки зрения не бывает плохой судьбы, все есть путь души и ее уникальные уроки. Порой хорошее скрывает за собой плохое, а плохое – хорошее. В хороший период жизни человек может возгордиться и начать пренебрегать тем, что он имеет, а в плохой период - раскаяться и начать духовную практику. На все воля Бога - принимая это, страдания уходят.

Когда человек сильно зависит от внешних обстоятельств, он теряет контроль над своей жизнью, такой человек никогда не будет по-настоящему счастлив, так как всегда будут находиться поводы для разочарований и страданий. К каким вещам человек наиболее сильно привязан - именно те вещи способны нанести ему наибольшие страдания, словно раскачивающийся маятник. Если, к примеру, человек привязан к детям – именно их поведение будет больше всего выводить человека из себя, если к семейным отношениям – то муж или жена соответственно. Когда мы привязываемся к результатам своего труда, то мы также часто разочаровываемся, когда наши ожидания не согласуются с реальностью.

«Преданный, не зависящий от внешних обстоятельств, чистый, умелый, безмятежный, ничем не обремененный и не стремящийся к результатам своего труда, очень дорог Мне»Бхагавад-Гита, 12.16

  • Позиция ученика. Позиция ученика – это способ, позволяющий выработать правильное отношение к происходящему. Ученик – это свободный человек , это тот, кто учится извлекать уроки из каждой жизненной ситуации, посылаемой ему судьбой. Но если человек не понимает и не принимает, что судьба справедлива по отношению к нему, что все те события, которых происходят в его жизни – не случайны, то в этом случае изменить свое отношение к происходящему крайне сложно. В этом случае человек, скорее всего не будет делать никаких выводов из происходящего, у него возникнет лишь обида на судьбу, на жизнь и на людей, которые его окружают.

Мы способны изменить свое отношение к жизни, если способны понять свое место в этом мире, ответив себе на вопрос «Кто я и зачем я сюда пришел». На простом бытовом уровне нам никогда не понять этот мир и мы постоянно будем продолжать думать, что он несправделив и несовершенен. Когда человек встает в позицию ученика – с этого момента он берет ответственность за свою жизнь на себя, с этого момента он перестает перекладывать ее на других. По-настоящему мудрый человек принимает все жизненные обстоятельства, и плохие и хорошие - как благо для себя, и старается извлечь из них нужные уроки, он учится принимать любой поворот событий.

«Когда грозит беда, когда бывает туго, мудрец винит себя, глупец ругает друга»Восточная мудрость

Многие люди как дети, которые не понимают, за что их наказывают родители. Ребенку чаще всего кажется, что родители поступили несправедливо по отношению к нему. Также и многие люди не принимают в свое сердце, что судьба справедлива по отношению к ним. Два главных качества ученика – это смирение и благодарность, если мы не способны быть смиренными, мы начинаем бунтовать и сопротивляться, лишь еще более затягивая узлы своей кармы, не признавая своей неправоты, а когда мы не способны благодарить, у нас автоматически появляется чувство обиды на нашу судьбу. Наша задача, проживая уникальную судьбу, принимать каждое событие со смирением и благодарностью, как урок, а не как наказание или несправедливость.

«Никогда не исправит своей участи тот, кто меняет место и не меняет своего образа жизни и своих привычек»Франсиско Кеведо-и-Вильегас

  • Внимательность по жизни. Быть внимательным - значит замечать знаки, которые Бог посылает в нашу жизнь. Обращая свой взор на те или иные вещи и события вокруг, мы начинаем лучше осознавать в каком направлении нам двигаться. Когда мы более умиротворены по жизни, стараясь спокойно относиться к происходящему, наблюдая, куда ведет нас жизнь, то и в нашем уме возникают правильные мысли. Быть внимательным – значит осознавать, куда стоит двигаться, а где необходимо приубавить обороты или вовсе поменять свой курс, чтобы не биться головой об стенку.

Но чаще всего, человек, не желая слушать подсказок Бога, берет управление своими действиями в свои руки, когда как на самом деле передает бразды правления своему уму, эгоизму, скрытым и явным желаниям и привычкам. В результате чего он начинает ехать по дороге жизни с закрытыми глазами, пользуясь лишь выводами своего ограниченного ума.

  • Осознанность. Жить осознанно – значит замечать закономерности в своей жизни, это значит уметь смотреть внутрь себя и это значит уметь делать правильные выводы из происходящих событий. Когда мы живем неосознанно, то наши реакции в ответ на события вокруг становятся механическими и спонтанными. Когда внешний мир начинает выводить нас из равновесия, мы, не осознавая свои мысли и действия, начинаем, как правило, отвечать миру той же монетой, вместо того чтобы заглянуть в себя, увидев и осознав в полной мере причины своего поведения. При подобном поведении свобода выбора человека равна нулю. Человек, как правило, реагирует не на само событие, а на те эмоции, которые возникли внутри него в ответ на событие.

Свободный человек способен осознавать свои мысли и действия. Именно осознанные волевые усилия способны изменить нашу судьбу. Если мы не осознаем, в чем проблема, мы ничего и не изменим, а волевые усилия – это целенаправленно приложенная сила, без которой также не обойтись. То есть если мы не прикладываем никаких усилий, то и изменить судьбу нам будет не суждено. Как уже говорил в начале статьи – когда на человека надавливает карма, он с трудом способен ей сопротивляться, его сносит словно по течению. Карма - это течение, человек – лодка, его спонтанные эмоции в ответ на то или иное событие – словно парус, который он поднимает, в результате чего его несет с еще большей скоростью. Когда как такое качество как осознанность – это весла, а волевые усилия – эта сила, с которой человек способен грести против течения, или хотя бы к берегу.

Карма очень жестка для тех, кто не берет ответственность за свою жизнь на себя. Тот, кто всегда оправдывается и винит в своих проблемах лишь других - практически не имеет никакой свободы выбора. Выбор, который делается неосознанно - это выбор, который сделали за нас, за нас под действием кармы, когда как нам часто кажется, что мы приняли то или иное решение самостоятельно.

Начните осознавать себя в мелких ситуациях - кто-то наступил вам на ногу, а вы не закатили скандал, кто-то вас перебил, а вы не разгневались, кто-то не может принять вашу точку зрения, а вы смиренно принимаете, что вы еще недостаточно квалифицированный учитель. И постепенно вы сможете принимать более серьезные ситуации, убирая злобу из своего сердца, постепенно перестав отвечать злом на зло - и это будет немалой победой над собой. Свободный человек – это умиротворенный человек, это тот человек, который способен сохранять самообладание.

«Посейте поступок и вы пожнёте привычку, посейте привычку и вы пожнёте характер, посейте характер и вы пожнете судьбу»Уильям Мейкпис Теккерей

  • Имеющийся потенциал. Необходимо научиться правильно использовать имеющийся потенциал. Не у каждого он велик с самого рождения, но можно научиться использовать максимальным образом то, что мы имеем. Для начала нужно поверить в свои силы, так как человек, который не верит в себя, мало чего способен достигнуть и изменить в своей жизни. Такой человек или, не поверив в свои силы, так и не предпримет необходимых усилий, или сдастся при первых же неудачах и проблемах. Поэтому надо верить в свои силы, но и не забывать, что на все воля Бога.

Также есть вещи, которые отнимают немало энергии в жизни – это когда наш ум блуждает в прошлом или будущем. То есть кто-то расходует силы и энергию, живя в прошлых обидах и неудачах, а кто-то тратит свою энергию, размышляя постоянно о светлом будущем, вместо того, чтобы применять имеющийся потенциал в настоящий момент времени. Необходимо научиться жить здесь и сейчас.

И помните, гораздо важнее не тот уровень, который вы занимаете, а направление, в котором вы движетесь . Необходимо научиться правильно пользоваться тем, чем вы обладаете. Кто-то может быть наверху, но своими деяниями он падает все ниже и ниже, а другой, при правильно выбранном направлении, двигается стремительно все выше и выше. Это касается как материальной сферы, так и духовной. И духовная сфера куда важнее, так как считается, что лишь та прожитая жизнь успешна, при которой возвысилось наше сознание, и мы приблизились к любви к Богу .

  • Свободное время. Простой принцип – помимо того времени, которое у нас уходит на выполнение своих обязанностей перед семьей, обществом и тому подобное, у нас есть свободное время, которое мы можем потратить куда пожелаем. Да и не только, к примеру, после работы или в выходные, но и в перерывах от занятости на работе, мы вольны выбирать, чем себя занять. В перерывах на работе, да и во время нее, можно посплетничать с коллегами или покритиковать правительство, жалуясь постоянно на жизнь, а можно заняться чем-нибудь и полезным, или хотя бы не поддерживать подобные разговоры. Каждый день после работы можно проводить время впустую перед экраном телевизора, а можно почитать какие-нибудь полезные книги.

По утрам, особенно в выходные дни, можно поваляться подольше в постели, или же встав пораньше, позаниматься медитацией или йогой, или хотя бы выбраться на свежий воздух, на утреннюю прогулку – это будет в сто раз полезнее, чем спать по пол дня. Или как я уже упоминал в своих статьях - когда вы в дороге на учебу, работу или еще куда-то – вместо прослушивания музыки на телефоне, включите лучше какие-нибудь лекции о том, как правильно жить. Это не отнимает ни минуты дополнительного времени, но в тоже время кардинальным образом меняет нашу жизнь, да и слушать лекции по мне так куда приятнее, нежели чем читать статьи, и подобное знание гораздо лучше усваивается. Звук - это сила, которая очень сильно меняет наше сознание.

Человек часто ссылается на то, что у него нет свободного времени, советы выше для вас. Но в то же время, многие люди, которые мне говорили, что у них нет свободного времени, на самом деле его имели, просто приоритеты у них были расставлены по-своему – один из приоритетов тот же телевизор. В какой-то степени и то, как мы будем проводить свободное время, продиктовано судьбой, так как, как я уже говорил – наши многие желания продиктованы кармой. И соответственно, чтобы в уме появились правильные желания, нужна хорошая карма или же определенные усилия со стороны человека, чтобы пересилить все те отговорки и оправдания ума, что не надо тебе менять себя, свой характер и свое поведение.

  • Общение. Свобода выбора человека проявляется в его общении, которое тесно перекликается со свободным временем. Есть давно известная поговорка «С кем поведешься, того и наберешься» , но почему-то многие не отдают ей должного внимания и значения. Можно потратить время на праздный отдых с людьми, с которыми что и можно только выбраться на природу на шашлыки и пиво. А можно встретиться с теми людьми, у которых более возвышенные интересы, теми, кто не проживает свою жизнь бесполезно. Можно найти единомышленников, с которыми можно было бы двигаться по жизни в правильном направлении, которые бы поддерживали и давали советы в трудные минуты.

Только прошу, не надо впадать в крайности, что надо исключить какой-либо отдых из своей жизни, просто попробуйте его облагородить, возвысить - пусть это будет какая-нибудь йога на природе, чем пиво на даче. В этом отношении мне вспомнились слова Олега Торсунова, в одной из лекций он сказал: «Вместо Турции или Тайланда съездите лучше на какой-нибудь духовный фестиваль». И все потому, что подобные мероприятия могут полностью изменить вашу жизнь, это не просто какие-то впечатления или чувственные наслаждения после проведенного отпуска, это может изменить в корне ваше сознание, и как следствие вашу судьбу в лучшую сторону.

Общение играет огромную роль в становлении личности. Но искать единомышленников, которых бы волновала не только материальная жизнь, но и духовная, это не значит просто бежать от проблем, как часто бывает. Кто-то такими темпами и до монастыря добегает в поисках благостного круга общения, при этом других, считая грешниками. Правильное общение, несомненно, дает нам силы и знание жить правильно, но наш истинный уровень сознания проявляется не в духовных общинах, не в общении с единомышленниками, а рядом с близкими людьми, с людьми, у которых другое мировоззрение. Есть простой принцип, чтобы понять, развиваемся ли мы духовно: что растет в нашем сердце - осуждение или сострадание по отношению к другим, и смотрим ли мы на себя и свое поведение, или только на поведение других.

«В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не себя самих»Платон

  • Деньги. Сразу вспомнился диалог, выложенный астрологом Габи Сатори. К нему обратился человек с вопросом «Сколько стоит консультация по анализу профессии», ответ был «2000 рублей», на что человек ответил «Ох как дорого вы берете», и самое интересное было в конце – подпись «Отправлено с iPhone». Так в жизни и получается, что потратить деньги на какой-нибудь iPhone или еще непонятно куда - это нормально, когда как на действительно важных вещах люди часто экономят. Также и ранее приводимый пример про поездку на отдых в какую-нибудь Турцию – это тоже для многих нормально, даже нередко спустив на это последние деньги, а то и взяв кредит.

Надо стремиться в жизни не за кратковременными удовольствиями, которые бы разбавляли серые будни и напоминали бы о хороших временах, надо стремиться менять свою жизнь с корня , вкладывая силы, деньги и время в правильные вещи, тогда и не придется ничего сглаживать в своей жизни иллюзорным состоянием счастья.

Напоследок еще раз подыму вопрос свободы выбора через призму астрологии. Я сам, честно признаться, порой поражаюсь, когда вижу, как Ведический гороскоп показывает, какие у человека склонности в характере, когда у него могут родиться дети, когда человек может выйти замуж или жениться, или даже, в какой сфере он работает, какое получил образование, или когда он переедет жить за границу. С точки зрения астрологии - чем больше факторов, указывающих на конкретное событие, с тем большей вероятностью это событие произойдет в жизни человека. Карта показывает те или иные вероятности - наступление тех или иных событий или склонностей в характере. В астрологии даже есть метод, который называется ректификация - когда время рождения человека уточняется (вычисляется) по событиям и характеру человека.

Порой в некоторых сферах все так жестко прописано, что ты понимаешь, что по-другому у человека жизнь бы и не сложилась – это называется дридха карма, дридха в переводе с санскрита «жесткая». Вы, наверное, и сами замечали, как время от времени в жизни происходят события, которые как бы человек не пытался изменить, так и не смог. Адридха карма – это когда нужно прикладывать совсем незначительные усилия для изменения ситуации, когда нет сдерживающих факторов, которые препятствовали бы нам – как пример, это наше свободное время. И последняя степень интенсивности кармы – это дридха-адридха карма, в этом случае человеку нужно включать позицию ученика и осознанность, чтобы применить те самые осознанные волевые усилия для изменения ситуации, в ином же случае проявится запрограммированный результат.

Помните всегда, что свободу выбора человека никто не отменял - не всегда все прописано жестко, просто нужно начать жить осознанно. Да и как минимум – у нас всегда есть выбор, как реагировать на то или иное жизненное событие . Но с другой стороны мы не можем не считаться со своей судьбой. К примеру, сколько бы я не работал над своим характером - некоторые наклонности каждый раз напоминают о себе, это часть меня и мне от этого никуда не деться. Да и также стоит помнить, что каждое положение планеты дарует как хорошие результаты, так и плохие, подобно тому, как есть свои достоинства и недостатки у интровертов и экстравертов. Просто нужно научиться жить в гармонии с самим с собой, опираясь на сильные стороны своего характера. Напоследок в тему свободы выбора, хотелось лишь сказать следующие слова:

На
деемся, что вам понравилась статья и видео о том что порождает свобода и вседозволенность человека и общества. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

Как же часто мы путаем эти понятия. Я хочу раз и навсегда раскопать между ними огромную яму и дать вам возможность туда заглянуть.

Вседозволенность — отсутствие желания понимать чувства людей. Это когда получают блага за счет других, причиняя им боль. Когда самоутверждаются, унижая. Берут желаемое, шагая «по головам». Вершат судьбы, невзирая на ценности окружающих. Приписывают себе важность «Я лучше, поэтому мне дозволено все».

Никто не лучше и не хуже. Мы все — звенья одной цепи, каждый находится на своём месте и выполняет свою функцию. Какой орган в твоем организме самый важный? Это смешной вопрос, правда?

Сейчас ты понимаешь, насколько абсурдно сравнивать себя с другими и других с собой?
Вседозволенность — коварная дама, именно под ее дудку ты пляшешь, если узнала себя в описании.

Что такое «свобода»?

Свобода — умение чувствовать себя, понимать свои чувства и окружающих. Быть в гармонии с собой. Выбирать лучшее для себя, уважая выбор и пространство других людей. Свобода — это искусное лавирование в океане жизни. Ты стремишься туда, куда хочешь, при этом не задевая других людей (не причиняя им боль). Ты умеешь чувствовать и понимать. Ты не вовлекаешь в свою игру других насильно. Ты просто предлагаешь присоединиться тем, кто готов.

Свобода — это уважение к себе, другим, к самой жизни.

Мы — узники своих внутренних ограничений

Самое страшное наказание для человека — ограничение внешней свободы. Но мы зачастую даже не подозреваем, что являемся узниками собственных внутренних запретов. Они приходят в жизнь незаметно: слова родителей, учителей, окружения, опыт и неумение делать выводы из совершенных ошибок. Виток за витком и вот мы уже в капкане, за толстыми стенами одиночной камеры своих убеждений (читай «заблуждений»).

Когда ты смотришь вперед, а перед носом стена, видишь ли ты горизонт и этот мир таким, какой он есть? Нет, ты видишь только стену.

Так что же мешает тебе свернуть за угол этой конструкции и открыть для себя удивительный мир возможностей и счастливой жизни?! Всего лишь несколько маленьких шагов...

Что мешает нам быть свободными?

Я подскажу, . Страх неопределенности, перемен. Странно звучит? Возможно, но это именно так. Даже когда ты знаешь, что перемены будут к лучшему, ты боишься. Потому что это неизвестность, а она пугает нас с самого детства.

Помнишь, как ты боялась войти в темную комнату? Твое воображение рисовало разные картинки. В неизвестности тебя может ждать все, что ты придумаешь сама. Чтобы перебороть свой страх, с трясущимися коленками, ты шла туда и быстро включала свет. И о чудо! Страх рассеивался, ты начинала видеть реальность такой, какая она есть, без страшных монстров под кроватью.

Что выбрать: свободу или вседозволенность?

Подведем итог: вседозволенность отличается от внутренней свободы тем, что она причиняет боль каждому, кто попадает в поле человека с подобным отношением к жизни. Внутренняя свобода делает тебя бесстрашной, видящей горизонт и мир во всей его красоте. Ты выбираешь, как тебе жить, при этом не задевая чувств близких людей. Ты живешь в гармонии со своими желаниями и эмоциями.

Если посреди ночи тебя разбудить и спросить: «Ты счастливый человек?», твой ответ будет быстрым и уверенным: «Да!».

Думаете, что свобода и вседозволенность, - синонимы? Я считаю иначе. И вот почему.

Что такое свобода?

Это элементарное понятие открылось для меня совершенно по-новому после прочтения книги Александра Нилла «Саммерхилл - воспитание свободой» . Это мастрид для всех родителей. И будущих родителей.

Свободу очень часто путают с вседозволенностью. А это влечёт много бед.

Свобода - это делать всё, что хочется, если это не ущемляет свободу другого . Свобода - это прекрасно. Свободные люди счастливы и дарят счастье другим.

Вседозволенность - удовлетворение своих потребностей в ущерб потребностям окружающих. Вседозволенность рождает недопонимание, злость и конфликты.

Примеры свободы и вседозволенности

Курить или нет - это личный выбор (свобода ) каждого.

Курить в общественном месте - это вседозволенность . Окружающие вас люди не выбирали дышать этим ядом.

Ребёнок не обязан сидеть спокойно целый день. Ему, растущему организму, необходимо бегать, прыгать и даже кричать. Это его право .

Но если вы едете в автобусе, и ваш ребёнок пинает соседнее кресло - это вседозволенность . И малышу необходимо это объяснять.

Вы можете думать о других людях все, что хотите. Это ваша свобода .

Но говорить людям «правду» (читай: гадости) о том, как они «неправильно» красятся, одеваются, весят - некорректно. Люди не выбирали это слушать. Это вседозволенность . Особенно она распространена в социальных сетях, где у многих обостряется чувство: «что хочу, то говорю, у нас свобода слова вапщета».

Боритесь за свою свободу, но не позволяйте себе нарушать свободу других. Даже если вам кажется, что это на благо.

Понять разницу между свободой и вседозволенностью, объяснить это своим детям - уже огромный шаг на пути к мирному цивилизованному обществу без ненависти и желчи. Искренне верю, что такое возможно.

Свобода – не вседозволенность

Саморегуляция означает право ребенка жить свободно, без внешнего давления – физического или психологического. Следовательно, ребенок ест, когда голоден, приобретает привычки чистоплотности, когда захочет, на него никогда не кричат и не поднимают руки, он всегда любим и защищен. Сказанное звучит легко, естественно и прекрасно, однако поразительно, как много молодых родителей, ревностно отстаивающих эту идею, умудряются понимать ее превратно.

Например, четырехлетний Томми лупит по клавишам соседского пианино деревянным молотком. Любящие родители оглядываются с торжествующей улыбкой, которая означает: разве не удивительна саморегуляция этого ребенка?

Другие родители считают, что их полуторагодовалого ребенка никогда не следует укладывать спать, поскольку это было бы насилием над природой. Пусть он бодрствует, сколько хочет, а когда рухнет, мать отнесет его в постель. На самом деле ребенок все больше устает и возбуждается. Он не может сказать, что хочет спать, ибо еще не умеет выражать свою потребность словами. В конце концов усталая и разочарованная мать хватает его на руки и тащит плачущего в постель. Одна молодая пара, считающая себя адептом моего учения, пришла ко мне с вопросом, хорошо ли будет, если они установят в детской пожарную сигнализацию. Приведенные примеры показывают, что любая идея, будь она старой или новой, опасна, если не сочетается со здравым смыслом.

Только полный идиот, если ему поручить маленьких детей, позволит оставить незарешеченными окна в спальне или открытым огонь в детской. И все же довольно часто молодые поборники саморегуляции, посещая мою школу, возмущаются недостаточной свободой у нас, потому что мы запираем ядовитые вещества в шкафах или запрещаем игры с огнем. Все движение за свободу детей омрачается и дискредитируется тем, что слишком многие поборники свободы витают в облаках.

Один такой адепт выразил мне недавно свое возмущение тем, что я накричал на трудного семилетнего мальчика, который стучал по двери моего кабинета. По мнению возмущавшегося, я должен улыбаться и терпеть шум, пока ребенок не изживет свое желание барабанить по дверям. Я действительно провел немало лет, терпеливо снося деструктивное поведение трудных детей, но делал это в качестве их психотерапевта, а не просто человека. Если молодая мать считает, что ее трехлетнему ребенку следует позволить разрисовать входную дверь красными чернилами на том основании, что таким образом он свободно самовыражается, значит, она не способна ухватить самый смысл саморегуляции.

Помню, мы с другом были в театре Ковент-Гарден. Во время первого отделения девочка, сидевшая перед нами, громко говорила что-то отцу. В антракте я нашел другие места. Друг спросил меня: «А что бы ты сделал, если бы так вел себя один из учеников Саммерхилла?» – «Велел бы ему заткнуться», – ответил я. «Тебе не пришлось бы этого делать, – сказал мой друг, – потому что они не стали бы так себя вести». И я думаю, что никто из них действительно не повел бы себя так.

Как-то одна женщина привела ко мне свою семилетнюю дочь. «Мистер Нилл, – сказала она, – я прочла каждую написанную вами строку, и еще до того, как Дафна родилась, я решила вырастить ее в точности по вашим идеям». Я взглянул на Дафну, которая стояла на моем рояле в грязных ботинках. Оттуда она совершила прыжок на софу и чуть не пробила ее насквозь. «Вы видите, как она естественна, – восхищенно прокомментировала мать. – Настоящий ребенок, воспитанный по Ниллу». Боюсь, я покраснел.

Именно различие между свободой и вседозволенностью и не могут ухватить многие родители. В строгой, суровой семье у детей нет никаких прав, в испорченной семье у них есть права на все. Хороша та семья, в которой у детей и взрослых равные права. Это справедливо и для школы. Еще и еще раз следует подчеркнуть, что предоставить ребенку свободу и портить ребенка – разные вещи. Если трехлетний ребенок хочет пройтись по обеденному столу, вы просто говорите ему, что он не должен этого делать. Он обязан подчиниться, это верно, но и вам следует подчиниться ему, когда это необходимо. Я ухожу из комнат малышей, если меня об этом просят.

Для того чтобы дети могли жить в согласии со своей внутренней природой, от взрослых требуется определенное самопожертвование. Здравые родители находят какой-то компромисс. Вздорные родители либо лютуют, либо портят детей, отдавая им все права.

На практике расхождение интересов между родителями и детьми может быть смягчено, если не вполне разрешено, честным обменом. Зоя уважала мой стол и не проявляла никаких поползновений поиграть с моей пишущей машинкой или бумагами. В ответ я уважал ее детскую и игрушки.

Дети очень мудры и рано принимают социальные правила. Их не следует эксплуатировать, как это часто делается, когда один из родителей кричит: «Джимми, принеси мне стакан воды!» – в тот момент, когда ребенок находится в самом разгаре увлекательной игры. Непослушание в большой мере связано с тем, что родители сами неправильно обращаются с детьми.

Зоя, когда ей было чуть больше года, прошла через период огромного интереса к моим очкам – она постоянно стаскивала их с моего носа, чтобы посмотреть, что это такое. Я не возражал, ни взглядом, ни голосом не показывал никакого беспокойства. Вскоре она потеряла всякий интерес к моим очкам и больше никогда их не трогала. Несомненно, прикажи я не трогать очки или, еще хуже, ударь по маленькой ручонке, ее интерес к очкам сохранился бы, смешавшись со страхом передо мной и протестом против меня. Моя жена позволяла брать свои хрупкие украшения. Девочка играла с ними осторожно и редко что-нибудь ломала. Она постепенно сама выясняла, как следует обращаться с вещами. Конечно, саморегуляция имеет пределы. Мы не можем позволить шестимесячному ребенку обнаружить на собственном опыте, что горящая сигарета больно жжется. Не нужно и предупреждающе кричать в подобном случае. Здраво – без шума устранить опасность.

Обычный аргумент против свободы для детей таков: жизнь сурова, и мы обязаны так воспитать детей, чтобы они впоследствии к ней приспособились, – стало быть, должны их вышколить. Если мы позволим им делать все, что они хотят, как же дети когда-нибудь смогут работать под чьим-то началом? По силам ли им будет конкуренция с теми, кто приучен к дисциплине, в состоянии ли они когда-нибудь выработать самодисциплину?

Возражающие против предоставления детям свободы используют этот аргумент и не понимают, что исходят из ничем не обоснованного и никак не доказанного допущения: что ребенок не будет ни расти, ни развиваться, если только не заставлять его это делать. В то же время все 39 лет моего опыта в Саммерхилле опровергают данное допущение.

Свобода необходима ребенку потому, что только тогда он может расти естественным образом, т. е. хорошо. Я вижу плоды несвободы и подавления в тех новых учениках, которых ко мне переводят из приготовительных и монастырских школ. Эти дети – смесь неискренности с невероятной вежливостью и фальшивыми манерами.

Их реакция на свободу стремительна и предсказуема. Первую пару недель они открывают дверь перед учителями, обращаются ко мне «сэр» и тщательно умываются. Они смотрят на меня с «уважением», в котором прочитывается страх. Через несколько недель свободы они показывают себя истинных: становятся грубыми, неумытыми, утрачивают все свои манеры. Они делают все то, что раньше им запрещали: сквернословят, курят, ломают вещи, при этом сохраняют неискреннюю вежливость в глазах и в голосе.

На то, чтобы расстаться с неискренностью, у них уходит, по крайней мере, полгода. По истечении этого срока они утрачивают и притворную почтительность обращения к тем, кого считали властью. Всего через 6 месяцев они становятся естественными здоровыми детьми, которые говорят то, что думают, без смущения или грубости. Когда ребенок достаточно рано обретает свободу, ему не приходится проживать эту стадию неискренности или притворства. Именно абсолютная искренность учеников больше всего поражает посетителей Саммерхилла.

Возможно, самое большое открытие, которое мы сделали в Саммерхилле, – ребенок рождается искренним существом. Мы решили у себя в школе предоставить детей самим себе, чтобы узнать, каковы они на самом деле, – это единственно возможный способ обращения с детьми. Новаторская школа будущего должна будет двигаться именно таким путем, если захочет внести свой вклад в знание о детях и, что гораздо важнее, в счастье детей.

Я понимаю и принимаю как должное, что искренность порой создает неловкие ситуации. Например, недавно трехлетняя девчушка, посмотрев на нашего бородатого посетителя, сказала: «Что-то мне не нравится твое лицо». Посетитель оказался на высоте. «А мне твое нравится», – отпарировал он, и Мэри улыбнулась.

Я не стану агитировать за предоставление свободы детям. Полчаса, проведенные со свободным ребенком, убеждают лучше, чем целая книга аргументов. Увидеть – значит поверить.

Дать свободу – значит позволить ребенку жить своей собственной жизнью. Только и всего! Но убийственная привычка поучать, формировать, читать нотации и попрекать лишает нас способности осознать простоту истинной свободы.

Как ребенок реагирует на свободу? И смышленые, и не слишком сообразительные дети приобретают кое-что почти неуловимое, чего у них не было прежде. Это выражается в том, что они становятся все более искренними и доброжелательными и все менее агрессивными. Когда отсутствует давление страха и дисциплины, дети не проявляют агрессии. Лишь один раз за 39 лет я видел в Саммерхилле драку, завершившуюся разбитыми носами. А ведь у нас всегда есть какой-нибудь маленький задира, потому что, какой бы свободной ни была школа, она не в силах полностью преодолеть влияние плохой семьи. Характер, приобретенный в первые месяцы или годы жизни, способен смягчиться в условиях свободы, но он никогда не изменится на противоположный. Главный враг свободы – страх. Если мы расскажем детям о сексе, не вырастут ли они распущенными? Если мы не будем подвергать пьесы цензуре, не восторжествует ли безнравственность?

Взрослые, которые боятся, что дети станут испорченными, на самом деле испорчены сами, аналогично тому, что именно люди с грязными мыслями требуют закрытых купальных костюмов. Если человека что-нибудь постоянно шокирует, то именно оно больше всего его интересует. Ханжа – это распутник, не имеющий мужества посмотреть в лицо своей обнаженной душе.

Учеников Саммерхилла нельзя шокировать не потому, что они погрязли в грехе. Они изжили свой интерес к шокирующим вещам и больше не нуждаются в них ни как в предметах для разговора, ни как в поводах для юмора.

Из книги Анти-Карнеги автора Шостром Эверетт Л.

Глава 7 СВОБОДА? СВОБОДА! И наконец, мы можем перейти к двум последним характеристикам актуализации - свободе и осознанию.Одним из наиболее распространенных предрассудков является мнение, что каждый человек имеет свои собственные, особые, определенные качества. Мы

автора Уингет Ларри

СВОБОДА Любовь - это свобода. Привязанность лишает нас любви. Привязанность - несовместима. Любовь совместима. Привязанность - это рабство. Привязанность предъявляет требования. Любовь ничего не требует. Дипак Чопра Забавно, что мы подошли к теме свободы как раз в

Из книги Хватит ныть, выше голову! автора Уингет Ларри

СВОБОДА Любовь – это свобода. Привязанность лишает нас любви. Привязанность – несовместима. Любовь совместима. Привязанность – это рабство. Привязанность предъявляет требования. Любовь ничего не требует. Дипак Чопра Забавно, что мы подошли к теме свободы как раз в

Из книги Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике автора Баскаков Владимир Юрьевич

Из книги Статьи за 10 лет о молодёжи, семье и психологии автора Медведева Ирина Яковлевна

Вседозволенность = психотравма А в последние годы на моем горизонте все чаще появляются дошкольники, поведение которых поначалу наводит на самые печальные мысли - настолько они агрессивны, неуправляемы, неадекватны. Хочется сходу направить их к психиатру, но я уже знаю,

Из книги Психология и психоанализ характера автора Райгородский Даниил Яковлевич

Свобода личности Свобода - это основной принцип, обязательное условие существования личности. Именно свобода отличает человеческое существо от животного, потому что человек обладает способностью разорвать прочную цепь стимулов и реакций на них, которым подчиняются

Из книги Энеа-типологические структуры личности: Самоанализ для ищущего. автора Наранхо Клаудио

Гедонистическая вседозволенность Существует пара черт характера, неотделимых от ненасытного пристрастия к удовольствиям, - это избегание страданий и сопутствующая ему гедонистическая ориентация, характерная для личностей энеа-типа VII. Внутренне связана с этими

Из книги Как выйти замуж за богатого автора Волгина Ксения

Глава 22. «СВОБОДА, СВОБОДА И ЕЩЕ РАЗ СВОБОДА» Итак, если вы всерьез намерены вскоре стать женой преуспевающего и богатого мужчины, постарайтесь не разочаровать его в период, предшествующий этому. Иначе он просто-напросто покинет вас, не утруждая себя при этом какими-то

Из книги ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ автора Свирский Ефим

Упражнение № 9. Свобода и либерализация (фальшивая свобода) Вступление:Как на уровне любви существуют любовь и влюблённость, так и на уровне свободы у нас есть чувство настоящей свободы и чувство, которое на самом деле оказывается фальшивой свободой. Чувство

Из книги Сумерки богов автора Фрейд Зигмунд

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Свобода Слова свой и свобода однокоренные, поэтому из слова свой можно увидеть значение слова свобода, которое вложили в него предки, создавая его.Когда люди свои? Когда они разделяют общие взгляды, стиль жизнь, традиции, обычаи. Представьте себе, что вы принадлежите к

Из книги Другие женщины: эволюция женского начала. автора Левецкая Ольга

Из книги Самое главное, чему стоит научить ребенка автора Федорова Дарья

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Свобода Эрих Фромм утверждал, что каждый человек активно старается избежать свободы (этот термин не следует путать с правом выбора и политическими свободами). Но чем же объяснить это бегство от свободы? Почему люди отказываются быть свободными? Фромм соглашался

Из книги Гештальт: искусство контакта [Новый оптимистический подход к человеческим отношениям] автора Гингер Серж

Либерализм не значит вседозволенность Такой либерализм иногда ошибочно интерпретируют как вседозволенность: однако это совершенно не так! Всякое поведение приемлемо только, если оно имеет глубинный смысл для конкретного человека. Внимание к модам, позициям как раз

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна

Саморегуляцияозначает право ребенка жить свободно, без внешнего давления - физического или психологического. Следовательно, ребенок ест, когда голоден, приобретает привычки чистоплотности, когда захочет, на него никогда не кричат и не поднимают руки, он всегда любим и защищен. Сказанное звучит легко, естественно и прекрасно, однако поразительно, как много молодых родителей, ревностно отстаивающих эту идею, умудряются понимать ее превратно.

Например, четырехлетний Томми лупит по клавишам соседского пианино деревянным молотком. Любящие родители оглядываются с торжествующей улыбкой, которая означает: разве не удивительна саморегуляция этого ребенка?

Другие родители считают, что их полуторагодовалого ребенка никогда не следует укладывать спать, поскольку это было бы насилием над природой. Пусть он бодрствует, сколько хочет, а когда рухнет, мать отнесет его в постель. На самом деле ребенок все больше устает и возбуждается. Он не может сказать, что хочет спать, ибо еще не умеет выражать свою потребность словами. В конце концов усталая и разочарованная мать хватает его на руки и тащит плачущего в постель. Одна молодая пара, считающая себя адептом моего учения, пришла ко мне с вопросом, хорошо ли будет, если они установят в детской пожарную сигнализацию. Приведенные примеры показывают, что любая идея, будь она старой или новой, опасна, если не сочетается со здравым смыслом.

Только полный идиот, если ему поручить маленьких детей, позволит оставить незарешеченными окна в спальне или открытым огонь в детской. И все же довольно часто молодые поборники саморегуляции, посещая мою школу, возмущаются недостаточной свободой у нас, потому что мы запираем ядовитые вещества в шкафах или запрещаем игры с огнем. Все движение за свободу детей омрачается и дискредитируется тем, что слишком многие поборники свободы витают в облаках.

Один такой адепт выразил мне недавно свое возмущение тем, что я накричал на трудного семилетнего мальчика, который стучал по двери моего кабинета. По мнению возмущавшегося, я должен улыбаться и терпеть шум, пока ребенок не изживет свое желание барабанить по дверям. Я действительно провел немало лет, терпеливо снося деструктивное поведение трудных детей, но делал это в качестве их психотерапевта, а не просто человека. Если молодая мать считает, что ее трехлетнему ребенку следует позволить разрисовать входную дверь красными чернилами на том основании, что таким образом он свободно самовыражается, значит, она не способна ухватить самый смысл саморегуляции.

Помню, мы с другом были в театре Ковент-Гарден. Во время первого отделения девочка, сидевшая перед нами, громко говорила что-то отцу. В антракте я нашел другие места. Друг спросил меня: «А что бы ты сделал, если бы так вел себя один из учеников Саммерхилла?» - «Велел бы ему заткнуться», - ответил я. «Тебе не пришлось бы этого делать, - сказал мой друг, - потому что они не стали бы так себя вести». И я думаю, что никто из них действительно не повел бы себя так.

Как-то одна женщина привела ко мне свою семилетнюю дочь. «Мистер Нилл, - сказала она, - я прочла каждую написанную вами строку, и еще до того, как Дафна родилась, я решила вырастить ее в точности по вашим идеям». Я взглянул на Дафну, которая стояла на моем рояле в грязных ботинках. Оттуда она совершила прыжок на софу и чуть не пробила ее насквозь. «Вы видите, как она естественна, - восхищенно прокомментировала мать. - Настоящий ребенок, воспитанный по Ниллу». Боюсь, я покраснел.

Именно различие между свободой и вседозволенностью и не могут ухватить многие родители. В строгой, суровой семье у детей нет никаких прав, в испорченной семье у них есть права на все. Хороша та семья, в которой у детей и взрослых равные права. Это справедливо и для школы. Еще и еще раз следует подчеркнуть, что предоставить ребенку свободу и портить ребенка - разные вещи. Если трехлетний ребенок хочет пройтись по обеденному столу, вы просто говорите ему, что он не должен этого делать. Он обязан подчиниться, это верно, но и вам следует подчиниться ему, когда это необходимо. Я ухожу из комнат малышей, если меня об этом просят.

Для того чтобы дети могли жить в согласии со своей внутренней природой, от взрослых требуется определенное самопожертвование. Здравые родители находят какой-то компромисс. Вздорные родители либо лютуют, либо портят детей, отдавая им все права. На практике расхождение интересов между родителями и детьми может быть смягчено, если не вполне разрешено, честным обменом. Зояуважала мой стол и не проявляла никаких поползновений поиграть с моей пишущей машинкой или бумагами. В ответ я уважал ее детскую и игрушки.

Дети очень мудры и рано принимают социальные правила. Их не следует эксплуатировать, как это часто делается, когда один из родителей кричит: «Джимми, принеси мне стакан воды!» - в тот момент, когда ребенок находится в самом разгаре увлекательной игры. Непослушание в большой мере связано с тем, что родители сами неправильно обращаются с детьми.

Зоя, когда ей было чуть больше года, прошла через период огромного интереса к моим очкам - она постоянно стаскивала их с моего носа, чтобы посмотреть, что это такое. Я не возражал, ни взглядом, ни голосом не показывал никакого беспокойства. Вскоре она потеряла всякий интерес к моим очкам и больше никогда их не трогала. Несомненно, прикажи я не трогать очки или, еще хуже, ударь по маленькой ручонке, ее интерес к очкам сохранился бы, смешавшись со страхом передо мной и протестом против меня. Моя жена позволяла брать свои хрупкие украшения. Девочка играла с ними осторожно и редко что-нибудь ломала. Она постепенно сама выясняла, как следует обращаться с вещами. Конечно, саморегуляция имеет пределы. Мы не можем позволить шестимесячному ребенку обнаружить на собственном опыте, что горящая сигарета больно жжется. Не нужно и предупреждающе кричать в подобном случае. Здраво - без шума устранить опасность.

Обычный аргумент против свободы для детей таков: жизнь сурова, и мы обязаны так воспитать детей, чтобы они впоследствии к ней приспособились, - стало быть, должны их вышколить. Если мы позволим им делать все, что они хотят, как же дети когда-нибудь смогут работать под чьим-то началом? По силам ли им будет конкуренция с теми, кто приучен к дисциплине, в состоянии ли они когда-нибудь выработать самодисциплину?

Возражающие против предоставления детям свободы используют этот аргумент и не понимают, что исходят из ничем не обоснованного и никак не доказанного допущения: что ребенок не будет ни расти, ни развиваться, если только не заставлять его это делать. В то же время все 39 лет моего опыта в Саммерхилле опровергают данное допущение.

Свобода необходима ребенку потому, что только тогда он может расти естественным образом, т. е. хорошо. Я вижу плоды несвободы и подавления в тех новых учениках, которых ко мне переводят из приготовительных и монастырских школ. Эти дети - смесь неискренности с невероятной вежливостью и фальшивыми манерами.

Их реакция на свободу стремительна и предсказуема. Первую пару недель они открывают дверь перед учителями, обращаются ко мне «сэр» и тщательно умываются. Они смотрят на меня с «уважением», в котором прочитывается страх. Через несколько недель свободы они показывают себя истинных: становятся грубыми, неумытыми, утрачивают все свои манеры. Они делают все то, что раньше им запрещали: сквернословят, курят, ломают вещи, при этом сохраняют неискреннюю вежливость в глазах и в голосе.

На то, чтобы расстаться с неискренностью, у них уходит, по крайней мере, полгода. По истечении этого срока они утрачивают и притворную почтительность обращения к тем, кого считали властью. Всего через 6 месяцев они становятся естественными здоровыми детьми, которые говорят то, что думают, без смущения или грубости. Когда ребенок достаточно рано обретает свободу, ему не приходится проживать эту стадию неискренности или притворства. Именно абсолютная искренность учеников больше всего поражает посетителей Саммерхилла.

Возможно, самое большое открытие, которое мы сделали в Саммерхилле, - ребенок рождается искренним существом. Мы решили у себя в школе предоставить детей самим себе, чтобы узнать, каковы они на самом деле, - это единственно возможный способ обращения с детьми. Новаторская школа будущего должна будет двигаться именно таким путем, если захочет внести свой вклад в знание о детях и, что гораздо важнее, в счастье детей.

Я понимаю и принимаю как должное, что искренность порой создает неловкие ситуации. Например, недавно трехлетняя девчушка, посмотрев на нашего бородатого посетителя, сказала: «Что-то мне не нравится твое лицо». Посетитель оказался на высоте. «А мне твое нравится», - отпарировал он, и Мэри улыбнулась.

Я не стану агитировать за предоставление свободы детям. Полчаса, проведенные со свободным ребенком, убеждают лучше, чем целая книга аргументов. Увидеть - значит поверить.

Дать свободу - значит позволить ребенку жить своей собственной жизнью. Только и всего! Но убийственная привычка поучать, формировать, читать нотации и попрекать лишает нас способности осознать простоту истинной свободы.

Как ребенок реагирует на свободу? И смышленые, и не слишком сообразительные дети приобретают кое-что почти неуловимое, чего у них не было прежде. Это выражается в том, что они становятся все более искренними и доброжелательными и все менее агрессивными. Когда отсутствует давление страха и дисциплины, дети не проявляют агрессии. Лишь один раз за 39 лет я видел в Саммерхилле драку, завершившуюся разбитыми носами. А ведь у нас всегда есть какой-нибудь маленький задира, потому что, какой бы свободной ни была школа, она не в силах полностью преодолеть влияние плохой семьи. Характер, приобретенный в первые месяцы или годы жизни, способен смягчиться в условиях свободы, но он никогда не изменится на противоположный. Главный враг свободы - страх. Если мы расскажем детям о сексе, не вырастут ли они распущенными? Если мы не будем подвергать пьесы цензуре, не восторжествует ли безнравственность?

Взрослые, которые боятся, что дети станут испорченными, на самом деле испорчены сами, аналогично тому, что именно люди с грязными мыслями требуют закрытых купальных костюмов. Если человека что-нибудь постоянно шокирует, то именно оно больше всего его интересует. Ханжа - это распутник, не имеющий мужества посмотреть в лицо своей обнаженной душе.

Учеников Саммерхилла нельзя шокировать не потому, что они погрязли в грехе. Они изжили свой интерес к шокирующим вещам и больше не нуждаются в них ни как в предметах для разговора, ни как в поводах для юмора.

О воспитании детей: ответы на вопросы родителей

Почему вы так много говорите о том, что ребенок должен быть счастливым? Разве кто-нибудь вообще счастлив?

Это нелегкий вопрос, потому что каждый понимает счастье по-своему! Конечно, никто не бывает постоянно счастлив. У всех случаются зубная боль, неудачные романы, скучная работа.

Если слово «счастье» вообще что-нибудь означает, то, скорее всего, это - внутреннее чувство благополучия, равновесия, удовлетворенности жизнью. Все они могут существовать только в том случае, если человек чувствует себя свободным. Дети, которых наказывают, выглядят запуганными, несчастными.

Счастье можно было бы определить как отсутствие подавленности. В доме, где живет счастливая семья, правит любовь, а несчастливая семья постоянно живет в напряжении.

Я отдаю счастью первое место, потому что на то же первое место я ставлю личностный рост. Лучше не иметь никакого представления о том, что такое десятичная дробь, но быть свободным и довольным, чем успешно сдать школьные экзамены и ходить с лицом, покрытым прыщами. Я никогда не видел прыщей на лице счастливого и свободного подростка.

Вы действительно искренне считаете правильным позволять мальчику, по природе ленивому, идти по легкому пути - делать то, что он хочет, напрасно теряя при этом время? Как вы усадите его за работу, если она ему неприятна?

Лени вообще не существует. Ленивый мальчик либо физически болен, либо не имеет интереса к тому, что, как полагают взрослые, он должен делать.

Среди детей, поступивших в Саммерхилл в возрасте до 12 лет, я не видел ни одного ленивого ребенка. Многие якобы ленивые ребята были отправлены в Саммерхилл из строгих школ. Такой мальчик остается «ленивым» довольно долгое время, пока не излечится от своего предыдущего образования. И я не принуждаю его делать работу, которая ему не нравится, потому что он еще не готов к этому. Как вам и мне, позднее ему в жизни придется делать многое такое, что ему ненавистно, но он будет готов встретиться с любой трудностью, если сейчас оставить его в покое и дать прожить свой игровой период. Насколько мне известно, ни одного бывшего саммерхиллца никогда не обвиняли в лени.

Что вы думаете о телесных наказаниях?

Телесные наказания - это зло, потому что они жестоки и продиктованы ненавистью. Они вызывают ненависть у обоих: и у наказывающего, и у наказываемого.

Телесное наказание всегда акт проекции: наказывающий ненавидит себя и проецирует отношение к себе на ребенка. Мать, шлепающая ребенка, ненавидит себя и, как следствие этого, ненавидит своего ребенка.

На днях я видел, как мать выпустила гулять мальчугана лет трех во двор собственного дома. Его наряд был безупречен. Он начал возиться с глиной и слегка испачкал одежду. Мамаша вылетела из дома, отшлепала его, потащила внутрь и чуть позже снова отослала его во двор, плачущего, но в новой чистой одежде. Через 10 минут он испачкал и этот костюмчик, и все повторилось сначала. Я подумал было сказать этой женщине, что ее сын будет ненавидеть ее всю жизнь и, хуже того, ненавидеть жизнь как таковую. Но я понимал: что бы я ни сказал, она меня не услышит.

Чуть ли не каждый раз, когда мне приходится бывать в городе, я наблюдаю, как какой-нибудь малыш лет трех спотыкается и падает, и содрогаюсь, видя, как мать шлепает малыша за падение.

Что бы вы стали делать с ребенком, который ничем всерьез не интересуется? Вот он ненадолго заинтересовался музыкой, потом танцами и т. д.

Я бы ничего не стал делать. Такова жизнь. Я в свое время перешел от фотографии к переплетному делу, затем к работе по дереву, потом к чеканке. Жизнь полна осколков прежних интересов. Многие годы я рисовал пером. Когда я понял, что художник из меня - неважный, я бросил это.

Вкусы ребенка всегда эклектичны. Он пробует все - так он учится. Наши мальчики проводят целые дни, мастеря лодки, но, если случится, что к нам заедет летчик, эти самые мальчишки бросят свои недоделанные лодки и примутся за самолеты. Мы никогда не считаем, что ребенок обязан непременно доделать начатое. Если его интерес прошел, не следует заставлять его непременно доводить дело до конца.

Можно ли позволять себе сарказм по отношению к детям? Не считаете ли вы, что это помогло бы развить у ребенка чувство юмора?

Нет. Сарказм и юмор не связаны между собой. Юмор - проявление любви, а сарказм - ненависти. Быть саркастичным с ребенком значит заставлять его чувствовать себя неполноценным и униженным. Только скверный учитель или родитель позволяет себе сарказм по отношению к ребенку.

Мой ребенок все время спрашивает меня, что делать и во что играть. Как мне отвечать? Правильно ли подавать ребенку игровые идеи?

Ребенку полезно находиться рядом с кем-то, кто может посоветовать ему, что делать, но это вовсе не обязательно. Те занятия, которые ребенок находит себе сам, для него лучше всего. Так что ни один учитель в Саммерхилле никогда не будет советовать ребенку, что делать. Учитель только поможет ребенку найти необходимую техническую информацию о том, как сделать какую-то вещь.

Мой сын прогуливает школу. Что я могу с этим поделать?

Осмелюсь предположить, что школа скучна, а ваш мальчик активен.

Вообще говоря, прогуливание означает, что школа недостаточно хороша. Если возможно, попробуйте перевести своего мальчика в такую школу, где больше свободы, творчества, любви.

Следует ли мне начать приучать мою дочь к бережливости, подарив ей копилку?

Позвольте мне еще раз подчеркнуть, что ребенку следует предоставить возможность расти со своей собственной скоростью. Многие родители делают ужасные ошибки, пытаясь ускорить процесс роста.

Никогда не помогайте ребенку, если ему по силам сделать что-то самому. Когда ребенок пытается вскарабкаться на стул, любвеобильные родители подсаживают его, тем самым отравляя величайшую радость детства - победу над трудностью.

Что вы делаете с ребенком, который вечно упрям и угрюм?

Не знаю. Мне, пожалуй, не приходилось видеть таких детей в Саммерхилле. Когда ребенок свободен, у него просто нет повода для упрямства. Вызывающее поведение ребенка - всегда вина взрослых. Если вы относитесь к ребенку с любовью, вы не сделаете ничего такого, что заставило бы его упрямиться. У упрямого ребенка есть какая-то печаль. Мое дело - выяснить, что лежит в основании этой печали. Я бы предположил, что за ней скрывается чувство, что с ним обошлись несправедливо.

Что мне делать с моим шестилетним ребенком, который рисует непристойные картинки?

Поощрить его, конечно. Но одновременно оглянуться на себя, потому что всякая непристойность в семье исходит от вас, у шестилетнего ребенка нет естественной непристойности.

Вы видите непристойность в его рисунках, потому что у вас у самого именно такое отношение к жизни. Я полагаю, что непристойность его рисунков связана с туалетом и половыми органами. Отнеситесь к этим вещам естественно, без всяких идей о добре и зле, и ребенок переживет свой временный детский интерес к ним точно так же, как со временем он вырастет и из других детских интересов.

Почему мой маленький сын так много врет?

Возможно, он подражает родителям.

Если двое детей, брат и сестра 5 и 7 лет, постоянно ссорятся, каким методом я могу воспользоваться, чтобы они прекратили это? Они так любят друг друга.

Разве? А не получает ли один из них больше материнской любви, чем другой? Не подражают ли они папе и маме? Не внушали ли им чувство вины в отношении тела? Наказывают ли их? Если ответ на все эти вопросы - «нет», тогда их ссоры просто нормальное желание поупражняться во властвовании.

Однако брату и сестре обязательно нужно общаться с другими детьми, не имеющими к ним эмоциональной привязанности. Ребенок должен сравнивать себя с остальными детьми. Он не может сравнивать себя с родными братьями и сестрами, потому что здесь замешаны всевозможные эмоциональные факторы - ревность, фаворитизм и прочие.

Почему мой двухлетний ребенок всегда ломает игрушки?

Скорее всего, потому что он - мудрый ребенок. Игрушки обычно бывают абсолютно не творческими. Когда он их ломает, он хочет узнать, что там внутри.

Однако я не знаю всех обстоятельств дела. Если шлепками и нотациями ребенка заставляют ненавидеть себя, он, естественно, будет ломать все, что попадется на пути.

Как заставить пятнадцатимесячного ребенка не подходить к плите?

Установите защитный экран. Но лучше предоставьте ребенку возможность узнать правду о плите. Дайте ему чуть-чуть обжечься.

Я придираюсь к маленькой дочери по пустякам, и вы можете сказать, что я ее ненавижу, но это неправда.

Но тогда, должно быть, вы ненавидите себя. Пустяки выступают символами чего-то важного. Если вы действительно придираетесь по пустякам, вы - несчастная женщина.

Что делать с ребенком, который плохо ест?

Не знаю. У нас в Саммерхилле таких не было никогда. Если бы такое случилось, я бы сразу заподозрил, что ребенок устраивает демонстрацию своим родителям. У нас была пара детей, которых отправили в Саммерхилл, потому что они отказывались есть, но у нас они никогда не голодали.

В тяжелых случаях я бы рассмотрел и возможность того, что ребенок эмоционально остался на грудной стадии, и попробовал бы кормление из бутылки. Я также подумал бы, что родители придавали кормлению слишком большое значение и настаивали, чтобы ребенок ел то, чего он не хотел.

Мы познакомились со взглядами, идеями и практикой А. Нилла. Они касаются устройства общества, школы и семейного воспитания. Какую бы из этих обширных тем он ни затронул, всюду его исходной точкой и центром внимания оказываются личность ребенка, его благополучие и счастье.

Для Нилла трудный ребенок - это несчастливый ребенок, и таким «трудным» и несчастливым его делает сначала неправильное обращение в семье, а затем в школе. К сожалению, школа, по мысли Нилла, обслуживает интересы не ребенка, а общества, а современному обществу нужны люди, «послушно сидящие за скучными столами, толкущиеся в магазинах, автоматически вскакивающие в пригородную электричку в 8:30» .

Обязательность предметов, принуждение, жесткая дисциплина, система отметок и экзаменов в сочетании с неучетом природы ребенка, его интересов, стремлениями играть, познавать и попробовать приводят к «отравлению» ребенка школой, а заодно и желания учиться. Трудно не согласиться со словами автора: «Нам никогда не узнать, сколько творчества убивается в школьных классах!»

К сожалению, большинство родителей сами воспитаны в таких условиях, и поэтому не могут встать на сторону ребенка. Они приняли такое устройство общества, и согласились с ним. В результате они требуют, наказывают, подгоняют. Ими руководит страх за судьбу ребенка. А о какой его судьбе идет речь? Этот вопрос Нилл ставит очень остро, и его ответы заставляют задуматься: «Мой собственный критерий успеха - способность радостно работать и уверенно жить» , - пишет он. И в другом месте его слова звучат почти как вызов: «…мне приятнее школа, выпускающая счастливых дворников, чем та, из которой выходят ученые-невротики».

Правда, оговаривается Нилл, никто из выпускников школы пока не стал дворником, а от неврозов многие излечились.

Итак, Нилл настаивает на психологическом критерии успеха и счастья, кстати, не только для ребенка, но и взрослого, а не на успехе, который определяется карьерой и материальными благами. Положение и зарплата важны, но давайте зададим себе вопрос: приходят ли они (иногда или часто) в противоречие с жизненной удовлетворенностью? И если да, то чем мы за это платим? И - еще более важно - чем заставляем платить ребенка ? Нилл показывает, что ребенок платит несчастливостью, «трудностью», агрессивностью, неискренностью, отвращением к учебе!

Привычные «лекарства» от всех этих бед в семье и школе - наказание, ужесточения, принуждение, усиление контроля не работают, они только усугубляют положение.

И Нилл пошел в противоположном направлении. Ключевым понятием для всей системы его взглядов и практических действий стала«свобода» .

«Свобода» для него - это отнюдь не политический лозунг. За ним стоит очень многое: и жизненная философия, и убеждения, и взаимоотношения.

Это, прежде всего, вера в ребенка . Вера в то, что он по природе своей существо доброе и доброкачественное, что он стремится к росту и развитию.

Доверие к природе ребенка проявляется, в частности, в умении наблюдать и ждать, а не подгонять его в развитии. (В этом месте приходит на ум абсурдная современная «мода» обучать чтению младенцев чуть ли не с пеленок!) Ребенок обязательно будет развиваться в том направлении, в котором ему естественно по складу и возрасту. Важно ему не мешать!

Нилл поясняет: «Дать свободу - значит позволить ребенку жить своей собственной жизнью. Только и всего! Но убийственная привычка поучать, формировать, читать нотации и попрекать лишает нас способности осознать простоту истинной свободы» .

Родители хорошо знают, что «простота» идеи свободы не так уж проста. Очень трудно отказаться от привычных «рефлексов» поучать, формировать, толкать. За этим стоит убеждение или страх, что если не заставлять ребенка учиться, то он ничего не будет делать и вообще остановится в развитии.

Открытие Нилла состоит в том, что это ложное мнение! Оно ничем не доказано. А противоположная истина, согласно которой свободный ребенок успешно развивается и хочет учиться, проверена его сорокалетней практикой!

По существу, в традиционных взглядах на воспитание и обучение произошла подмена причины следствием: упрямство, «лень», агрессивность ребенка рассматриваются как первопричина и используются как основание для введения строгих мер. Нилл своей практикой показал, что дело обстоит ровно наоборот: стоит снять строгие меры и принуждение (действительные причины), как постепенно исчезают «отрицательные наклонности» ребенка.

«В условиях свободы, - пишет он, - дети приобретают кое-что почти неуловимое, чего у них не было прежде… они становятся все более искренними и доброжелательными и все менее агрессивными» .

Так, А. Нилл не только предвосхитил почти за полвека многие идеи гуманистической психологии. Он был среди первых, кто в работе с детьми нашел целый ряд замечательных практических путей и методов общения, которые продолжали разрабатываться в психологии и психотерапии. Теперь они известны под различными названиями, такими как принцип безусловного принятия, эмпатическое (активное) слушание, эмоциональная открытость (Я-сообщение), искренность и конгруентность, техники конструктивного разрешения конфликтов, «зона ближайшего развития» ребенка и другие.

А. Ниллу по праву принадлежит место среди тех гуманистов, которые во весь голос сказали и продолжают говорить людям, что Человечность спасет мир!

Вместо послесловия

Мы познакомились с живыми голосами талантливых взрослых, которые в своих воспоминаниях и размышлениях открыли для нас многогранный мир ребенка. Оживляя память детства, они помогают лучше и глубже почувствовать детей с их радостями и трудностями, сложными отношениями и переживаниями на пути взросления. Это дает возможность с большим пониманием отнестись к воспитанию детей, к повседневным проблемам жизни с ними и, конечно, иначе взглянуть на себя.

Позволю себе от имени читателей низко поклониться всем авторам повествований - уже ушедшим от нас и ныне живущим - за бесценный подарок детям, родителям и всем, кто мечтает о сохранении и передаче новым поколениям высокой культуры и духа человечности.


Выделено цитатами

Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб: «Питер», 1999, 2004. «Речь» (с сокращениями).

Флоренский П. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. М., 2004.

Кристи А. Автобиография. М., Эксмо, 2007. Пер. В. Чемберджи.

Отрывки из произведений М. Цветаевой : «Мой Пушкин».

СПб., 2006, и «Мать и музыка». СПб., 2001.

Картина на стене в спальне матери.

Чуковская Л . Памяти детства. М., 2007.

Цветаева М. Вольный проезд. Автобиографическая проза. СПб., 2001.

Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве (1925).

«Ты этого хотел, Жорж Данден!» - фраза из комедии Мольера «Жорж Данден». (Ред.)

Танец с шалью (франц.)

Хейердал Т. По следам Адама. М., Вагриус, 2001. Пер. С. Луговой.

Прокофьев С. С. Автобиография. М., Советский композитор, 1973.

Фейнман Р. Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман. М., 2001. Пер. Н. А. Зубченко, О. Л. Тиходеева, М. Шифман.

Имеется в виду экономический кризис 1930-х годов в США. - (примеч. пер.).

Фейнман Р. Какое тебе дело до того, что думают другие? М., 2001. Пер. Н. А. Зубченко.

Цветаева М. Мой Пушкин. СПб., 2006.

Шварц Е. Л. Позвонки минувших дней. М., Вагриус, 2008.

Чуковская Л. Памяти детства. М., 2007.

Выгодская Г. Л., Лифанова Т. М. Лев Семенович Выготский. Жизнь, деятельность, штрихи к портрету. М., Смысл, 1986.

Гите было пять лет.

См. подробно о нем в двух моих предыдущих книгах (прим. Ю. Б. Гиппенрейтер).

Сестра, на пять лет младше Гиты.

Стыдливость (франц.) .

«Надо дать ему стакан сладкой воды» (франц.) .

«Бедняга, он очень нервен» (франц.) .

Юнг К . Воспоминания, сновидения, размышления. М., АСТ-ЛТД, 1998.

Звонкин А. К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. М., 2006.

«Я хочу сделать здесь одно важное замечание. В дальнейшем тексте будет ещё много инвектив и филиппик в адрес школы. Я не хочу их убирать: именно так я тогда думал и так чувствовал. Однако несколько позже я приобрел собственный - совсем небольшой - опыт работы в школе. Я не хочу сказать, что моя точка зрения кардинально изменилась; но она очень сильно обогатилась большим количеством дополнительных нюансов и более ясного понимания школьных проблем. Проблемы эти столь трудны, что мне сегодня кажется почти чудом тот факт, что школа умудряется решать хотя бы даже небольшую их часть. При этом она в очень большой степени лишена моральной поддержки со стороны общества. От авторов вроде меня учителя не слышат в свой адрес ничего кроме критики. Увы.» (примеч. А. К. Звонкина).

Решение задач этого типа участники кружка обсуждали раньше. Например, для того, чтобы сложить все нечетные числа от 1 до 19, можно делать так: сложить 1 + 19; 3 + 17; 5 + 15 и т. д. Каждый раз получаем 20. Остается понять, сколько таких 20-к мы получим? Очевидно, пять. Таким образом, в ответе получаем 100. Теперь у читателя есть возможность довольно просто найти сумму нечетных чисел от 1 до 99 и от 1 до 999, то есть проделать то, что сделал первоклассник Дима, в школе оказавшийся «двоешником» (примеч. Ю. Б. Гиппенрейтер) .

Монсенжон Б. Рихтер. Дневники. Диалоги. М., 2007. Пер. О. Пичугин.

Цветаева М.

Мать и музыка. СПб., 2001 (с сокращениями).

«Ну, еще немножко!» (нем.) .

Не в жизнь, а в музыку (нем.) .

Сац Н. Новеллы моей жизни. М., Эксмо-пресс. 2001.

Блестяще! (англ.) .

Менухин И. Странствия. М., 2008. Пер. Инна Бернштейн.

Имена родителей Иегуди

Доклад на конференции учителей «Способные и талантливые дети» 1973 г

Нилл А. Саммерхилл: Воспитание свободой. М., 2000. Пер. Э. Н. Гусинского, Ю. И. Турчаниновой.

После смерти А. Нилла школу возглавила его дочь, Зоя.

Нилл связывает понятие «саморегуляции» с воспитанием в условиях свободы. Он противопоставляет саморегуляцию внешней регуляции.