Александр павлович царь. Александр I - биография, информация, личная жизнь

Воспитание и взгляды молодого Александра I и юного Павла были во многом схожи. Как и отец, Александр был воспитан в духе идей Просвещения об «истинной», «законной» монархии. Его наставником с 1783 г. был швейцарец Ф.-Ц. де Лагарп, профессиональный юрист, последователь энциклопедистов. Для Александра Лагарп был не просто учителем, но и нравственным авторитетом. Документы свидетельствуют, что взгляды Александра в юности носили довольно радикальный характер: он симпатизировал Французской революции и республиканской форме правления, осуждал наследственную монархию, крепостное право, процветавшие при петербургском дворе фаворитизм и взяточничество. Есть основания полагать, что придворная жизнь с ее интригами, вся закулисная сторона «большой политики», которые Александр мог близко наблюдать еще при жизни Екатерины, вызывали у него негодование, чувство отвращения к политике как таковой, желание не принимать в ней участия. Так же относился он и к слухам о замысле Екатерины передать ему престол в обход Павла.

Таким образом, в отличие от Павла I Александр, вступая на российский престол, не был, видимо, особенно властолюбив и еще не успел отказаться от идеалов молодости (ему было то время 23 года). Сквозь призму этих идеалов смотрел он на действия отца, совершенно не сочувствуя ни его целям, ни методам. Александр мечтал сначала осуществить революцию, которая “была бы произведена законной властью», а затем удалиться от дел.

Еще в середине 90-х годов вокруг Александра сложился небольшой кружок единомышленников. Это были, во-первых, В.П.Кочубей - племянник екатерининского канцлера гр. Безбородко, во-вторых, кн. Адам А.Чарторыйский - богатый польский вельможа на русской службе, затем А.С. Строганов - сын одного из самых знатных и богатых людей того времени и, наконец, Николай Н. Новосильцев - двоюродный брат Строганова. В этом кружке “молодых друзей” обсуждались пороки павловского царствования и строились планы на будущее.

Следует, однако, заметить, что жизненный опыт Александра и членов его кружка был очень различен. Так, Строганов и Кочубей были свидетелями событий в революционной Франции. Первый находился там в самом начале революции со своим гувернером Жильбером Роммом, посещал заседания Национального собрания, стал якобинцем и был силой возвращен домой в 1790 г. Второй попал во Францию уже в 1791-1792гг. после нескольких лет жизни за границей и, в частности, в Англии, где он изучал английскую государственную систему. По возвращении в Россию Кочубей получил назначение послом в Константинополь, где провел еще пять лет. С образовательными целями побывал в Англии и князь Адам Чарторыйский, у которого имелся также опыт совсем иного рода: он сражался против России во время второго раздела Польши. Самым старшим из участников этого кружка был Н.Н. Новосильцев - ко времени воцарения Александра в 1801 г. ему уже исполнилось 40 лет. Что же касается Александра, его жизненный опыт ограничивался лишь знанием петербургского двора и негативным восприятием царствования сперва бабки, а затем и отца. В беседах с членами кружка Александр восхищался революционной Францией и выражал наивную веру в возможность создания «истинной монархии» путем преобразований сверху. «Молодые друзья» были настроены более скептически и реалистично, но не разочаровывали великого князя, надеясь извлечь из своего положения опрелеленные выгоды.

Историки много спорили о том, насколько Александр был посвящен в планы заговорщиков против Павла 1 и, следовательно, насколько он повинен в его гибели. Сохранившиеся косвенные свидетельства указывают на то, что скорее всего Александр надеялся, что Павла удастся убедить отречься от престола в его пользу и, таким образом, переворот будет законным и бескровным. Свершенное убийство Павла поставило молодого императора совсем в иную ситуацию. С его чувствительностью, романтической верой в справедливость и законность он не мог не воспринять происшедшее как трагедию, омрачившую самое начало его царствования. При этом, если бы Александр получил власть законным путем, руки у него были бы в достаточной степени развязаны. Теперь же он оказался в зависимости от тех, кто преступлением добыл ему трон и кто постоянно оказывал на него давление, напоминая о возможности нового переворота. К тому же за спиной заговорщиков стояла партия старых екатерининских вельмож («екатерининские старики», как их называли) - влиятельная многочисленная, с сильными семейными связями. Главным для этих людей было сохранение прежних порядков. Не случайно в манифесте Александра о восшествии на престол он обещал «управлять Богом нам врученный народ по закону и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей Государыни императрицы Екатерины Великия».

Мероприятия начала царствования

И действительно, первые указы императора подтверждали это обещание. Уже 13-15 марта 1801 г. были изданы повеления о выдаче указов об отставке всем уволенным с военной и гражданской службы без суда, амнистированы члены Смоленского кружка, которым возвращены чины и дворянство; 15 марта была объявлена амнистия политическим заключенным и беглецам, укрывшимся за границей, снят запрет на ввоз различных промышленных товаров; 31 марта - отменен запрет на деятельность частных типографий и ввоз из-за границы книг. Наконец, 2 апреля император огласил в Сенате 5 манифестов, восстанавливавших в полном объеме действие Жалованных грамот дворянству и городам. Одновременно было объявлено о ликвидации Тайной экспедиции Сената и передаче следствия по политическим делам в учреждения, ведавшие уголовным судопроизводством. Один из манифестов 2 апреля был адресован крестьянам; в нем обещалось не увеличивать налоги и разрешался вывоэ сельскохозяйственных продуктов за границу.

Казалось бы, «старики» должны быть довольны, но реальный смысл манифестов оказался шире простого восстановления екатерининских порядков. Например, изъятие политических дел из непосредственного ведения государя воспринималось в принципе как ограничение его власти. В этом обнаруживалась вторая (не менее существенная, чем первая) цель заговорщиков: создать такую государственную систему, которая законодательно ограничила бы права любого деспота-государя в пользу верхушки аристократии. Контроль за деятельностью монарха, создание механизма, предохраняющего от деспотических тенденций, вполне отвечали и убеждениям Александра, и потому 5 апреля 1801 г. появился указ о создании Непременного совета - законосовещательного органа при Государе (в 1810 г. заменен Государственным советом).

В самом факте создания подобного Совета ничего принципиально нового не было: острая необходимость в таком органе ощущалась всеми правителями после Петра I. Однако юридический статус и права не закреплялись обычно в законах, иначе обстояло дело с Непременным советом. Хотя верховная власть в стране продолжала полностью оставаться в руках государя и за ним сохранялось право издавать законы без согласования с Советом, члены Совета получали возможность следить за деятельностью монарха и подавать представления, т. е. по существу опротестовывать те действия или указы императора, с которыми они были не согласны. Реальная же роль Совета в управлении страной должна была определиться в зависимости от того, как на практике сложатся взаимоотношения членов Совета и монарха.

Однако помимо взаимоотношений важно было и отношение Государя к Совету - насколько серьезно он его воспринимал и насколько собирался с ним считаться. Александр собирался выполнить свои обязательства в точности, и, как показало дальнейшее развитие событий, это была его ошибка. Что же касается взаимоотношений с Советом, то они, в свою очередь, зависели от состава этого органа власти.

Первоначально Совет состоял из 12 человек, преимущественно руководителей важнейших государственных учреждений. Помимо них в Совет вошли доверенные лица императора и главнейшие участники заговора против Павла. В основном все это были представители высшей аристократии и бюрократии - те, от кого Александр 1 зависел в наибольшей степени. Однако такой состав Совета давал надежду избавиться от этой зависим, потому что екатерининские вельможи оказались там рядом с павловскими, а они не могли не соревноваться между собой за влияние на императора. Довольно быстро государь научился использовать эту ситуацию в своих интересах.

При подобной расстановке сил молодой император мог надеяться найти среди членов Совета и сторонников более широких реформ, однако разрабатывать план этих реформ он собирался со своими «молодыми друзьями». Основную цель перемен Александр видел в создании конституции, гарантирующей его подданным права гражданина, аналогичные сформулированным в знаменитой французской «Декларации прав человека и гражданина». Он, однако, соглашался с мнением, что первоначально следует таким образом реформировать систему управления, чтобы гарантировать права собственности.

Между тем, не дожидаясь, когда план реформ будет создан, в мае 1801 г. Александр внес на рассмотрение Непременного совета проект указа о запрещении продажи крепостных без земли. По мысли императора, этот указ должен был стать первым шагом к ликвидации крепостного права. За ним намечался следующий - разрешение покупки населеных земель недворянам с условием, что живущие на этих землях крестьяне будут становиться вольными. Когда в результате появилось бы некоторое количество вольных крестьян, подобный порядок продажи земли планировалось распространить и на дворян. Таким образом, замысел Александра был сходен с планом, существовавшим в свое время у Екатерины, о чем он скорее всего не знал. При этом император был достаточно осторожен и не раскрывал всех деталей даже самым близким ему людям, но уже на первом этапе ему пришлось столкнуться с бешеным сопротивлением крепостников.

Не отклонив в принципе предложение императора, члены Совета, однако, довольно твердо дали ему понять, что принятие подобного указа может вызвать как брожение среди крестьянства, так и серьезное недовольство дворян. Совет полагал, что введение подобной меры должно быть включено в систему законов о правах владельцев имений, которую следует разрабатывать.

Иначе говоря, предлагалось отсрочить принятие указа на неопределенный срок. Показательно, что с этим мнением Совета согласились и «молодые друзья» Александра - Строганов и Кочубей. Однако царь не сдался и самолично явился на заседание Совета, чтобы защитить свой проект. Состоялась дискуссия, в которой императора поддержал лишь один из членов Совета. Александр, надеявшийся на просвещенность дворянства, подобной реакции, видимо, не ожидал и вынужден был отступить. Единственным результатом этой его попытки ограничить крепостничество стал запрет печатать объявления о продаже крепостных в газетах, который уже вскоре помещики научились легко обходить.

Важнейшим следствием неудачи Александра в попытке решения крестьянского вопроса было окончательное перенесение подготовки реформ в кружок «молодых друзей», причем он согласился с их мнением, что работа должна вестись в тайне. Так был создан Негласный комитет, в который вошли Строганов, Кочубей, Чарторыйский, Новосильцев, а позднее и старый “екатерининский вельможа” граф А.В. Воронцов.

Уже на первом заседании Негласного комитета выяснилось некоторое расхождение в представлениях о его задачах между императором и его друзьями, которые полагали, что начать надо прежде всего с изучения положения государства, затем осуществить реформу администрации и уж только тогда перейти к созданию конституции. Александр, соглашаясь в принципе с этим планом, желал поскорее заняться непосредственно третьим этапом. Что же касается официального Непременного совета, то реальным итогом первых месяцев его работы стал проект “Всемилостивейшей грамоты, Российскому народу жалуемой», который предполагалось обнародовать в день коронации 15 сентября 1801 г. Грамота должна была вновь подтвердить все привилегии, означенные в Жалованных грамотах 1785 г., а также общие для всех жителей страны права и гарантии частной собственности, личной безопасности, свободы слова, печати и совести. Специальная статья грамоты гарантировала нерушимость этих прав. Одновременно с этим документом был подготовлен новый проект по крестьянскому вопросу. Автором его стал последний фаворит Екатерины и один из руководителей переворота 1801г. П.А.Зубов. Согласно его проекту вновь (как и при Павле 1) запрещалась продажа крестьян без эемли и устанавливался порядок, по которому государство обязывалось выкупать крестьян у помещиков в случае необходимости, а также оговаривались условия, по которым крестьяне могли выкупиться сами.

Третьим проектом, подготовленным к коронации, был проект реорганизации Сената. Документ готовился довольно долго, поэтому существовало несколько его вариантов. Суть всех их сводилась, однако, к тому, что Сенат должен был превратиться в орган верховного руководства страной, соединявший исполнтельные, судебные, контрольные и законосовещательные функции.

По существу, все три подготовленных к коронации акта в совокупности представляли собой единую программу превращения России в «истинную монархию», о которой мечтал Александр I, однако обсуждение их показало, что единомышленников у царя практически не было. Помимо этого обсуждение проектов затруднялось постоянным соперничеством придворных группировок. Так, члены Негласного комитета решительно отвергли проект Зубова по крестьянскому вопросу как слишком радикальный и несвоевременный. Проект реорганизации Сената вызвал в окружении царя целую бурю. «Молодые друзья» императора, объединившись с прибывшим в Россию Лагарпом, доказывали Александру невозможность и вредность какого-либо ограничения самодержавия.

Таким образом, люди из ближайшего окружения царя, те, на кого он возлагал свои надежды, оказались большими монархистами, чем он сам. В результате единственным документом, опубликованным в день коронации, стал манифест, все содержание которого свелось к отмене рекрутского набора на текущий год и уплаты 25 копеек подушного сбора.

Почему же так случилось, что царь-реформатор фактически оказался в одиночестве, т. е. в ситуации, когда никакие серьезные реформы были уже невозможны? Первая причина - та же, что и несколькими десятилетиями ранее, когда свой план реформ осуществляла Екатерина II: дворянство - главная опора и гарант стабильности трона, а следовательно, и вообще политического режима - не желало поступиться и толикой своих привилегий, в защите которых готово было идти до конца. Когда после восстания Пугачева дворянство сплотилось вокруг императорского престола и Екатерина поняла, что переворота ей можно не опасаться, она сумела осуществить ряд преобразований, решительных настолько, насколько это было возможно без опасения нарушить политическую стабильность. В начале XIX в. в крестьянском движении наметился определенный спад, что усилило позиции оппонентов Александра и давало им возможность пугать молодого царя крупными потрясениями. Вторая важнейшая причина была связана с разочарованием значительной части образованных людей не только в России, но и во всей Европе в действенности Просвещения. Кровавые ужасы Французской революции стали для многих своего рода отрезвляющим холодным душем. Возникла боязнь, что какие-либо перемены, реформы, и в особенности ведущие к ослаблению царской власти, могут в конечном счете обернуться революцией.

Есть и еще один вопрос, который нельзя не задать: почему Александр I не решился в день своей коронации опубликовать хотя бы один из трех подготовленных документов - тот, о котором, как кажется, особых споров не было,- Грамоту Российскому народу? Вероятно, император сознавал, что Грамота, не будучи подкрепленной другими законодательными осталась бы простой декларацией. Именно поэтому она и не вызывала возражений. Следовало или публиковать все три документа вместе, или не публиковать ничего. Александр избрал второй путь, и это, конечно, было его поражением. Однако несомненным положительным итогом первых месяцев царствования стал приобретенный молодым императором политический опыт. Он смирился с необходимостью царствовать, но и планы реформ не оставил.

По возвращении из Москвы с коронационных торжеств на заседаниях Негласного комитета царь вновь вернулся к крестьянскому вопросу, настаивая на издании указа, запрещающего продавать крестьян без земли. Царь решился раскрыть и второй пункт плана - разрешить продажу населенных земель недворянам. И вновь эти предложения вызвали резкие возражения «молодых друзей». На словах они полностью соглашались с осуждением практики продажи крестьян без земли, но по-прежнему пугали царя дворянским мятежом. Это был сильный аргумент, который не мог не подействовать. В результате и этот раунд реформаторских попыток Александра закончился минимальным результатом: 12 декабря 1801г. появился указ о праве недворян покупать землю без крестьян. Таким образом, монополия дворянства на владение землей была нарушена, но столь нечувствительно, что взрыва недовольства можно было не опасаться.

Следующие шаги Александра I были связаны с реоргнизацией государственного управления и соответствовали сложившейся в этой сфере практике предшествующих царствований. В сентябре 1802 г. серией указов была создана система из восьми министерств: Военного, Военно-морского, Иностранных дел, Внутренних дел, Коммерции, Финансов, Народного просвещения и Юстиции, а также Государственного казначейства на правах министерства. Министры и главноуправляющие на правах министров образовывали Комитет министров, в котором каждый из них обязывался выносить на обсуждение свои всеподданнейшие доклады императору. Первоначально статус Комитета министров был неопределенным, и лишь в 1812 г. появился соответствующий документ.

Одновременно с созданием министерств была осуществлена и сенатская реформа. Указом о правах Сената он определялся как «верховное место империи», чья власть ограничивалась лишь властью императора. Министры должны были подавать в Сенат ежегодные отчеты, которые тот мог опротестовать перед государем. Именно этот пункт, с восторгом встреченный верхушкой аристократии, уже через несколько месяцев стал причиной конфликта царя с Сенатом, когда была сделана попытка опротестовать доклад военного министра, уже утвержденный императором, причем речь шла об установлении сроков обязательной службы дворян, не выслуживших офицерского чина. Сенат усмотрел в этом нарушение дворянских привилегий. В результате конфликта последовал указ от 21 марта 1803 г.. запрещавший Сенату делать представления на вновь изданные законы. Таким образом Сенат был фактически низведен до прежнего положения. В 1805 г. он был преобразован, на сей раз в чисто судебное учреждение и некоторыми административными функциями. Главным органом управления стал, по сути, Комитет министров.

Инцидент с Сенатом в значительной мере предопределил дальнейшее развитие событий и планы императора. Превратив Сенат в представительный орган с широкими правами, Александр сделал то, от чего отказался годом раньше. Теперь он убедился, что исключительно дворянское представительство без правовых гарантий другим сословиям становится для него только преградой, добиться чего-либо можно, только сконцентрировав всю власть в своих руках. По сути, Александр пошел по тому пути, на который с самого начала его толкали “молодые друзья» и старый наставник Лагарп. По-видимому, к этому времени и сам император ощутил вкус власти, ему надоели постоянные поучения и нотации, непрекращающиеся споры его окружения, за которыми легко угадывалась борьба за власть и влияние. Так, в 1803 г. в споре с Г.Р. Державиным, бывшим в это время генерал-прокурором Сената, Александр произнес знаменательные слова, которые едва ли можно было услышать от него раньше: «Ты меня всегда хочешь учить, я самодержавный государь и так хочу”.

Начало 1803 г. ознаменовалось и некоторыми сдвигами в решении крестьянского вопроса. На сей раз инициатива исходила из лагеря сановной аристократии от графа Румянцева, пожелавшего отпустить своих крестьян наволю и просившего установить для этого законный порядок. Обращение графа было использовано как предлог для издания 20 февраля 1803 г. Указа о вольных хлебопашцах.

Указ о вольных хлебопашцах имел важное идеологическое значение: в нем впервые утверждалась возможность освобождения крестьян с землей за выкуп.Это положение легло потом в основу реформы 1861 г. По всей видимости, Александр возлагап на указ большие надежды: ежегодно в его канцелярию подавались ведомости о числе крестьян, переведенных в эту категорию. Практическое применение указа должно было показать насколько в действительности дворянство готово расстаться со своими привилегиями. Результаты обескураживали: по новейшим данным, за все время действия указа было освобождено 111829 душ мужского пола, т. е. примерно 2% всех крепостных.

Спустя год правительство сделало еще один шаг: 20 февраля 1804 г. появилось «Положение о лифляндских крестьянах”. Ситуация с крестьянским вопросом в Прибалтике была несколько иной, чем в России, поскольку продажа крестьян без земли там была запрещена. Новое положение закрепляло статус «дворохозяев» как пожизненных и наследственных арендаторов земли и предоставляло им право выкупить свой участок в собственность. Согласно положению “дворохозяева” освобождались от рекрутской повинности, а телесному наказанию могли быть подвергнуты лишь по приговору суда. Четко определялись размеры их повинностей и платежей. Вскоре основные положения нового закона были распространены и на Эстляндию. Таким образом, в прибалтийской деревне создавался слой зажиточного крестьянства.

В октябре 1804 г. здесь было введено указом еще одно новшество: выходцам из купечества, дослужившимся до чина 8 класса, разрешалось покупать населенные земли и владеть ими на основе договора с крестьянами. Иначе говоря, купленные таким образом крестьяне переставали быть крепостными и становились вольными. Это был как бы усеченный вариант первоначальной программы ликвидации крепостного права. Однако такими полумерами конечная цель не могла быть достигнута. Говоря о попытках решения крестьянского вопроса в первые годы царствования Александра I, следует упомянуть и о том, что в это время прекратилась практика пожалования государственных крестьян помещикам. Правда, около 350 000 казенных крестьян были переданы во временную аренду.

Наряду с попытками решить важнейшие вопросы жизни России правительство Александра I осуществило крупные реформы в сфере народного образования. 24 января 1803 г. Александр утвердил новое положение об устройстве учебных заведений. Территория России была разделена на шесть учебных округов, в которых создавались четыре разряда учебных заведений: приходские, уездные, губернские училища, а также гимназии и университеты. Предполагалось, что все эти учебные заведения будут пользоваться единообразными учебными программами, а университет в каждом учебном округе - представлять собой высшую ступень образования. Если до этого в России существовал лишь один университет - Московский, то в 1802 г. был восстановлен Дерптский университет, а в 1803 г. - открыт университет в Вильно. В 1804 г. основаны Харьковский и Казанский университеты. Тогда же был открыт Педагогический институт в Петербурге, потом переименованный в Главный педагогический институт, а с 1819 г. преобразованный в университет. Помимо этого открывались привилегированные учебные заведения: в 1805г.- Демидовский лицей в Ярославле, а в 1811 г. - знаменитый Царскосельский лицей. Были созданы и специализированные высшие учебные заведения - Московское коммерческое училище (1804 г.), Институт путей сообщения (1810 г.). Таким образом, при Александре I была продолжена и скорректирована начатая Екатериной II работа по созданию системы народного образования. По-прежнему, однако, образование оставалось недоступным для значительной части населения, прежде всего крестьян.

Первый этап реформ Александра I окончился в 1803г., когда стало ясно, что нужно искать новые пути и формы их осуществления. Императору понадобились и новые люди, не так тесно связанные с верхушкой аристократии и безраздельно преданные лишь ему лично. Выбор царя остановился на А.А. Аракчееве, сыне небогатого и незнатного помещика, в прошлом любимце Павла I. Постепенно роль Аракчеева становилась все более значительной, он превратился в доверенное лицо императора, а в 1807 г. последовал императорский указ, по которому повеления, объявляемые Аракчеевым, приравнивались к именным императорским указам. Но если основным направлением деятельности Аракчиева было военно-полицейское, то для разработки планов новых реформ нужен был иной человек. Им стал М.М. Сперанский.

Деятельность М.М. Сперанского

Сын сельского священника Сперанский не только, как и Аракчеев, не принадлежал к аристократии, но даже не был дворянином. Он родился в 1771 г. в деревне Черкутино Владимирской губернии, учился сперва во Владимирской, затем в Суздальской и, наконец, в Петербургской семинарии. По окончании ее был оставлен там в качестве преподавателя и лишь в 1797 г. начал свою служебную карьеру в чине титулярного советника в канцелярии генерал-прокурора Сената князя А. Б. Куракина. Карьера эта была в полном смысле слова стремительной: уже через четыре с половиной года Сперанский имел чин действительного статского советника равный генеральскому званию в армии и дававший право на потомственное дворянство.

В первые годы царствования Александра I Сперанский еще оставался в тени, хотя уже готовил некоторые документы и проекты для членов Негласного комитета, в частности по министерской реформе. После осуществления реформы он был переведен на службу в Министерство внутренних дел. В 1803г. по поручению императора Сперанский составил «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», в которой проявил себя сторонником конституционной монархии, создаваемой путем постепенного реформирования общества на основе тщательно разработанного плана. Однако практического значения Записка не имела. Лишь в 1807г. после неудачных войн с Францией и подписания Тильзитского мира, в условиях внутриполитического кризиса Александр вновь обратился к планам реформ.

Но почему именно на Аракчеева и Сперанского пал выбор императора и чем они были для него? Прежде всего - послушными исполнителями воли монарха, который пожелал превратить двух не знатных, но лично преданных ему людей во всесильных министров, с чьей помощью он надеялся осущесвить свои планы. Оба они были, по существу, усердными и старательными чиновниками, не зависимыми в силу своего происхождения от той или иной группировки сановной аристократии. Аракчеев должен был предохранить трон от дворянского заговора, Сперанский - разработать и претворить в жизнь план реформ на основе идей и принципов, подсказанных императором.

Новую роль Сперанский получил не сразу. Сперва император поручал ему некоторые ^частные дела”. Уже в 1807 г. Сперанского несколько раз приглашают на обед ко двору, осенью этого года он сопровождает Александра в Витебск на военный смотр, а год спустя - в Эрфурт, на встречу с Наполеоном. Это был уже знак высокого доверия.

План реформ, составленный в 1809 г. Сперанским в виде обширного документа под названием “Введение к Уложению государственных законов” был как бы изложением мыслей, идей и намерений самого государя. Сперанский настаивал на тождестве исторических судеб России и Европы, тех процессов, которые в них происходили. Первые попытки изменить политический строй произошли при вступлении на престол Анны Иоанновны и в царствование Екатерины II, когда она созвала Уложенную комиссию. Теперь же настало время для серьезных перемен. Об этом свидетельствует состояние общества, в котором исчезло уважение к чинам и титулам, подорван авторитет власти. Необходимо осуществить подлинное разделение властей, создав независимые друг от друга законодательную, судебную и исполнительную власти. Законодательная власть осуществляется через систему выборных органов - дум, начиная с волостных и до Государственной думы, без согласия которой самодержец не должен иметь право издавать законы, за исключением тех случаев, когда речь идет о спасении отечества. Государственная дума осуществляет контроль за исполнительной властью - правительством, министры которого ответственны перед ней за свои действия. Отсутствие такой ответственности - главный недостаток министерской реформы 1802 г. За императором остается право распустить думу и назначить новые выборы. Члены губернских дум избирают высший судебный орган страны - Сенат. Вершиной государственной системы является Государственный совет. Члены Государственного совета назначаются Государем, который сам в нем председательствует. В Совет входят министры и другие высшие должностные лица. Если в Государственном совете возникает разногласие, царь по своему выборуутверждает мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить в действие без обсуждения в Государственной думе и Государственном совете.

Не обошел Сперанский и проблему гражданских прав. Он полагал, что ими должно быть наделено все население страны, включая крепостных. К числу таких прав он отнес невозможность наказания кого-либо без решения суда. Политическими правами, т. е. правом участия в выборах предполагалось наделить граждан России, владеющих землей и капиталами, включая государственных крестьян. Право быть избранным в представительные органы ограничивалось имущественным цензом. Уже из этого ясно, что проект Сперанского не предполагал ликвидации крепостного права. Сперанский полагал, что отменить крепостное право единовременным законодательным актом невозможно, но следует создавать условия, при которых помещикам самим станет выгодно отпускать крестьян на волю.

Предложения Сперанского содержали и план поэтапного осуществления реформ. Первым шагом предполагалось учреждение в начале 1810 г. Государственного совета, которому должно было быть поручено обсуждение предварительно составленного «Гражданского уложения», т. е. законов об основных правах сословий, а также финансовой системы государства. Обсудив «Гражданское уложение», Совет приступил бы к изучению законов об исполнительной и судебной власти. Все эти документы в совокупности должны были составить к маю 1810 г. “Государственное уложение”, т. е. собственно конституцию, после чего можно было бы приступить к выборам депутатов.

Реализация плана Сперанского должна была превратить Россию в конституционную монархию, где власть государя была бы ограничена двухпалатным законодательным органом парламентского типа. Некоторые историки полагают даже возможным говорить о переходе к буржуазной монархии, однако, поскольку проект сохранял сословную организацию общества и тем более крепостное право, это неверно.

Претворение плана Сперанского в жизнь началось в 1809 г. В апреле и октябре появились указы, по которым, во-первых, прекратилась практика приравнивания придворных званий к гражданским, позволявшая сановникам переходить с придворной службы на высшие должности в государственном аппарате, а во-вторых, вводился обязательный образовательный ценз для гражданских чинов. Это должно было упорядочить деятельность государственного аппарата, сделать ее более профессиональной

В соответствии с намеченным уже в первые месяцы 1810 г. состоялось обсуждение проблемы регулирования государственных финансов. Сперанский составил “План финавсов”, который лег в основу царского манифеста 2 февраля. Основная цель документа заключалась в ликвидации бюджетного дефицита, прекращении выпуска обесценившихся ассигнаций и увеличении налогов, в том числе на дворянские имения. Меры эти дали результат, и уже в следующем году дефицит бюджета сократился, а доходы государства возросли.

Одновременно в течение 1810 г. Государственный совет обсуждал подготовленный Сперанским проект “Уложения гражданских законов” и даже одобрил первые две его части. Однако осуществление следующих эталов реформы затянулось. Лишь летом 1810 г. началось преобразование министерств, завершившееся к июню 1811 г.: было ликвидировано Министерство коммерции, созданы министерства полиции и путей сообщения, Государственный контроль (на правах министерства), а также ряд новых Главных управлений.

В начале 1811 г. Сперанский представил и новый проект реорганизации Сената. Суть этого проекта в значительной отличалась от того, что планировалось первоначально. На сей раз Сперанский предлагал разделить Сенат на два - правительствующий и судебный, т. е. разделить его административные и судебные функции. Предполагалось, что члены Судебного сената должны были частично назначаться тосударем, а частично избираться от дворянства. Но и этот весьма умеренный проект был отвергнут большинством членов Государстве совета, и, хотя царь все равно утвердил его, реализован он так и не был. Что же касается создания Государственной думы, то о ней, как кажется, в 1810 - 1811 гг. и речи не было. Таким образом, едва ли не с самого начала реформ обнаружилось отступление от первоначального их плана, и не случайно в феврале 1811 г. Сперанский обратился к Александру с просьбой об отставке.

Итоги внутренней политики 1801 - 1811 гг.

В чем же причины новой неудачи реформ? Почему верховная власть оказалась не в состоянии провести коренные реформы, которые явно назрели и необходимость которых была вполне очевидна наиболее дальновидным политикам?

Причины, по существу, обнаруживаются те же, что и на предыдущем этапе. Уже само возвышение Сперанского, превращение его - выскочки, «поповича» - в первого министра вызывали зависть и злобу в придворных кругах. В 1809 г. после указов, регламентировавших государственную слслужбу ненависть к Сперанскому еще более усилилась и, по его собственному признанию, он стал объектом насмешек, карикатур и злобных выпадов: ведь подготовленные им указы посягали на давно установившийся и очень удобный для дворянства и чиновничества порядок. Когда же был создан Государственный совет, всеобщее недовольство достигло апогея.

Дворянство боялось любых перемен, справедливо подозревая, что в конечном итоге эти перемены могут привести к ликвидации крепостного права. Даже поэтапный характер реформ и то, что на самом деле они не посягали на главную привилегию дворянства, да и вообще их подробности держались в секрете не спасло положения. Результатом было всеобщее недовольство; иначе говоря, как и в 1801-1803 гг., Александр I оказался перед опасностью дворянского бунта. Дело осложнялось и внешнеполитическими обстоятельствами - приближалась война с Наполеоном. Возможно, отчаянное сопротивление верхушки дворянства, интриги и доносы на Сперанского (его обвиняли в масонстве, в революционных убеждениях, в том, что он французский шпион, сообщали о всех неосторожных высказываниях в адрес государя) в конечном счете все же не возымели бы действия на императора, если б весной 1811 г. лагерь противников реформ не получил вдруг идейно-теоретического подкрепления совсем с неожиданной стороны. В марте этого года в салоне своей проживавшей в Твери сестры - великой княгини Екатерины Павловны и при ее активной поддержке замечательный русский историк Н.М. Карамзин передал императору “Записку о древней и новой России” - своего рода манифест противников перемен, обобщенное вырадение взглядов консервативного направления русской общественной мысли.

По мнению Карамзина, самодержавие - единственно возможная для России форма политического устройства. На вопрос, можно ли хоть какими-то способами ограничить самовластие в России, не ослабив спасительной царской власти, - он отвечал отрицательно. Любые перемены, «всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в необходимости». Однако, признавал Карамзин, “сделано столько нового, что и старое показалось бы нам опасною новостью: мы уже от него отвыкли, и для славы государя вредно с торжественностью признаваться в десятилетних заблуждениях, произведенных самолюбием его весьма неглубокомысленных советников... надобно искать средств, пригоднейших к настоящему». Спасение же автор видел в традициях и обычаях России и ее народа, которым вовсе не нужно брать пример с Западной Европы и прежде всего Франции. Одна из таких традиционных особенностей России - крепостничество, возникшее как следствие “естественного права”. Карамзин спрашивал: «И будут ли земледельцы счастливы, освобожденные от власти господской, но преданные в жертву их собственным порокам, откупщикам и судьям бессовестным? Нет сомнения, что крестьяне разумного помещика, который довольствуется умеренным оброком или десятиною пашни на тягло, счастливее казенных, имея в нем бдительного попечителя и сторонника».

Ничего принципиально нового в “Записке” Карамзина не содержалось: многие его аргументы и принципы были известны еще в предшествующем столетии. Неоднократно слышал их, по-видимому, и государь. Однако на сей раз эти взгляды были сконцентрированы в одном документе написанном человеком, не близким ко двору, не облеченным властью, которую бы он боялся потерять. Для Александра это стало знаком того, что неприятие его политики охватило широкие слои общества и голос Карамзина был голосом общественного мнения.

Развязка наступила в марте 1812 г., когда Александр объявил Сперанскому о прекращении его служебных обязанностей, и он был сослан в Нижний Новгород, а затем и в Пермь (возвращен из ссылки только в конце царствования Александра). Судя по всему к этому времени давление на императора усилилось, а получаемые им доносы на Сперанского приобрели такой хярактер, что было просто невозможно и далее оставлять их без внимания. Александра вынуждали назначить официальное расследование деятельности своего ближайшего сотрудника, и, вероятно, он так бы и поступил, если бы хоть немного поверил наветам. Вместе с тем самоуверенность Сперанского, его неосторожные высказывания, о которых немедленно становилось известно императору, его стремление самостоятельно решать все вопросы, оттесняя государя на второй план,- все это переполнило чашу терпения и послужило причиной отставки и ссылки Сперанского.

Так закончился еще один этап царствования Александра I, а вместе с ним и одна из наиболее значительных в русской истории попыток осуществить радикальную государственную реформу. Спустя несколько месяцев после этих событий началась Отечественная война с Наполеоном, за ней последовали заграничные походы русской армии. Прошло несколько лет, прежде чем проблемы внутренней политики вновь привлекли внимание императора.

wiki.304.ru / История России. Дмитрий Алхазашвили.

Александр I

Годы правления:1801-1825

Из биографии

§ Александр I Благословенный пришёл к власти в результате последнего дворцового переворота

§ Получил прекрасное образование, знал несколько языков, имел чудесного наставника- Ф. Легарпа, который просто и доходчиво раскрывал ему идеи просветителей 18 века.

§ Начал правление с продолжения политики Екатерины II- « просвещённого абсолютизма».

§ Император окружил себя умными и видными политиками и государственными деятелями Это П.Строганов, Н.Новосильцев, В.Кочубей, А.Чарторыйский, М.Сперансикй.

§ Противоречивым был характер Александра. Такой же противоречивой была и политика. Он хотел преобразований, позитивных изменений в стране, но не желал ограничивать самодержавную власть. Он мог поддаваться влиянию людей, но в тоже время быть непреклонным в трудные минуты для страны, как это было в войне с Наполеоном.

Направления деятельности

Внутренняяя политика

Направления деятельности Результаты
Совершенствование системы государственного управления. 1801-1810- деятельность законосовещательного органа власти - Непременного совета.1801-1803- деятельность Негласного комитета, проведение реформ (Чарторыйский, Новосильцев, Кочубей, Строганов)1803- реформа госуправления: замена коллегий министерствами1810- учреждение Государственного советаБыли созданы проекты реформ Сперанским, Новосильцевым, Аракчеевым, Гурьевым. Однако практически ничего не было осуществлено.В 1815 году была дарован Конституция Польше.
Реформирование армии 1816-начало организации военных поселений(под руководством Аракчеева).Усиление мощи армии, её вооружения. Подготовка офицерского состава.
Решение крестьянского вопроса 1803-Указ « о вольных хлебопашцах», первая попытка отменить крепостное право по желанию помещиков.1809-указ о запрете помещикам ссылать крестьян в Сибирь, было разрешено крестьянам торговать.
Реформирование социальной сферы 1809-сословная реформаПроведение продворянской политики: подтверждены положения Жалованной грамоты
Смягчение политического режима Были запрещены пыткиЛиквидация тайной канцелярии - политического сыскаСмягчение цензурыСняты ограничения выезда за границу
Меры по созданию условий эффективной работы самоуправления Подтверждение Жалованной грамоты Городам и Городового положения.
Дальнейшее развитие культуры и образования Указ об автономии университетовОткрытие новых университетовОткрытие Царскосельского лицея в 1811- привилегированного учреждения для дворянской элиты, существовал до 1843г.Период Александра 1- это « золотой век» литературы, когда творили А.Пушкин, А.Грибоедов, А.Баратынский, начинал своё творческий путь М.Лермонтов, строились прекрасные здания и дворцы(Казанский и Исаакиевский соборы, Михайловский замок, Главный штаб в Петербурге и многое другое).

Внешняя политика

Направления деятельности Результаты
Стремление утвердиться на Балканах, Каспийском море, присоединить новые территории. 1804-1813- война с Персией, присоединение по Гюлистанскому договору Азербайджана.1806-1812- война с Турцией, после которой по Бухарестскому мирному договору Россия присоединила Бессарабию, Армению, часть Грузии.
Западное направление: стремление утвердиться на Балтийском море, присоединить часть территории Швеции. 1808-1809- война со Швецией, по Фридрихсгамскому миру присоединена Финляндия.
Взаимоотношения с Францией- от союза до войны. Участие в антифранцузских коалициях: 3 (1805) и 4 (1806)Поражение под Аустерлицем в 1805г.1807- Тильзитский мир с Францией (присоединение к континентальной блокаде Англии, свобода в отношениях с Турцией и Швецией).1808- встреча с Наполеоном в Эрфурте(аннексия Россией Финляндии, Валахии, Молдавии).

12 июня-26 декабря- Отечественная война с наполеоном. Важнейшие сражения: Смоленское (2-6 августа), Бородинское (26 августа0,

1813- участие в знаменитой «битве народов» под Лейпцигом. Победа над Наполеоном.

1814-1815. По венскому конгрессу к России присоединено Царство польское.Участие в союзе с европейскими государствами в борьбе с революционным движением.1815 - Россия вошла в Священный союз Россия, Пруссия, Австрия)

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

§ Правление Александра I- противоречивая страница истории России. Оно включает в себя как прогрессивные, так и негативные направления деятельности.

§ Несомненно, что при Александре I усилилась центральная власть, совершенствовалось государственное управление. Учреждение министерств и Государственного совета- это значительные события в истории страны.

§ Продолжалось совершенствование и местного самоуправления

§ Принесло положительные результаты и реформирование армии. Армия России была одной из многочисленных и боеспособных в Европе, что позволило ей победить Наполеона.

§ Проведена попытка решения крестьянского вопроса, рассматривались различные проекты освобождения крестьян. Однако ни один проект не был принят императором, хотя в 1803 году по « Указу о вольных землепашцах» крестьяне, по желанию помещиков и за выкуп, могли быть освобождены от крепостной неволи. Освободил Александр от крепостного права и Прибалтику.

§ Император продолжал продворянскую политику, создавая условия для развития хозяйства помещиков.

§ Большое внимание уделялось развитию культуры, особенно образования. Были открыты многие университеты страны. (О развитии культуры при Александре 1 читайте статью на сайте poznaemvmeste.ru в разделе «Даты»).

§ Александр I вёл успешную внешнюю политику. Были присоединены многие территории, побеждён Наполеон, значительно возрос международный авторитет России. Страна имела статус сильной европейской страны.

§ При нём Россия принимала участие в международной интеграции стран Европы для борьбы как с Наполеоном, так и с революционным движением.

Хронология жизни и деятельности Александра I

Внутренняя политика


Внешняя политика

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07

Александр I был старшим сыном императора Павла I, родился 12.12.1777 года, в бытность правления Екатерины II .

Так как отношения у отца и бабки не складывались, императрица забрала внука у его родителей. Екатерина II сразу воспылала большой любовью к внуку и решила, что будет делать из новорожденного идеального императора.

Воспитанием Александра занимался швейцарец Лагарп, которого многие считали убежденным республиканцем. Царевич получил хорошее образование западного образца.

Александр верил в возможность создания идеального, гуманного общества, он симпатизировал французской революции, жалел поляков лишенных государственности, и скептически относился к русскому самодержавию. Время однако, развеяло его веру в такие идеалы…

Александр I стал императором России, после гибели Павла I, в результате дворцового переворота. События, произошедшие в ночь с 11 на 12 число марта 1801 года, отразились на жизни Александра Павловича. Смерть отца он сильно переживал, а чувство вины преследовало его всю жизнь.

Внутренняя политика Александра I

Император видел ошибки, допущенные его отцом во время своего правления. Главная причина заговора против Павла I - это отмена привилегий дворянству, которые ввела Екатерина II. Первым же делом он восстановил эти права.

Внутренняя политика имела строго либеральный оттенок. Он объявил амнистию людям, подвергшимся репрессиям во время правления отца, разрешил свободно выезжать за границу, уменьшил цензуру и возвратил в Российскую Империю иностранную прессу.

Провел масштабную реформу государственного управления в России. В 1801 году был создан Непременный совет - орган, который имел право обсуждать и отменять указы императора. Непременный совет имел статус законосовещательного органа.

Вместо коллегий были созданы министерства, во главу которых были поставлены ответственные лица. Так был сформирован кабинет министров, который стал самым главным административным органом Российской Империи. Во время правления Александра I, большую роль играли начинания Сперанского. Это был талантливый человек, в голове которого были великие идеи.

Александр I раздавал дворянству всяческие привилегии, но император понимал серьезность крестьянского вопроса. Было приложено множество титанических усилий для того, чтобы облегчить положение русского крестьянства.

В 1801 году был принят указ, согласно которому, купцы и мещане могли покупать свободные земли и организовывать на них хозяйственную деятельность, используя наемный труд. Данный указ разрушал монополию дворянства на владение землей.

В 1803 году вышел указ, вошедший в историю как - «Указ о вольных хлебопашцах». Суть его была в том, что теперь, помещик мог сделать крепостного человека вольным за выкуп. Но такая сделка возможна только по согласию обоих сторон.

Свободные крестьяне имели право на собственность. На протяжении всего правления Александра I шла непрерывная работа, направленная на решение важнейшего внутри политического вопроса - крестьянского. Были разработаны различные проекты дарования свободы крестьянству, но они остались лишь на бумаге.

Произошла и реформа образования. Русский Император понимал, что страна нуждалась в новых высококвалифицированных кадрах. Теперь учебные заведения делились на четыре преемственные между собой ступени.

Территория Империи была разделена на учебные округа, во главе которых стояли местные университеты. Университет обеспечивал кадрами и учебными программами местные училища и гимназии. В России было открыто 5 новых университетов, много гимназий и училищ.

Внешняя политика Александра I

Его внешняя политика прежде всего, «узнаваема» по наполеоновским войнам. Россия воевала с Францией, большую часть правления Александра Павловича. В 1805 году произошло крупное сражение русской и французской армии. Русская армия была разгромлена.

В 1806 году был подписан мир, но Александр I отказался ратифицировать договор. В 1807 году русские войска потерпели поражение под Фридляндом, после которого императору пришлось заключить Тильзитский мир.

Наполеон искренне считал Российскую империю своим единственным союзником в Европе. Александр I и Бонапарт всерьез обсуждали возможность совместных военных действий против Индии и Турции.

Франция признавала права Российской Империи на Финляндию, а Россия, права Франции на Испанию. Но из-за ряда причин Россия и Франция не могли быть союзниками. Интересы стран сталкивались на Балканах.

Также камнем преткновения между двумя державами стало существование Варшавского герцогства, которое мешало России вести выгодную торговлю. В 1810 году Наполеон просил руки сестры Александра Павловича - Анны, но получил отказ.

В 1812 году началась Отечественная Война. После изгнания Наполеона из России, начались заграничные походы русской армии. Во время событий наполеоновских войн, множество достойных людей вписало золотыми буквами свои имена в историю России: Кутузов, Багратион, Давыдов, Ермолов, Барклай-де-Толли…

Александр I умер 19.11.1825 года в Таганроге. Император скончался от брюшного тифа. Неожиданный уход императора из жизни, породил множество слухов. В народе ходила легенда, будто вместо Александра I похоронили совсем другого человека, а сам император стал странствовать по стране и, достигнув Сибири, обосновался в этой местности ведя образ жизни старца-отшельника.

Подводя итоги, можно сказать, что царствование Александра I можно охарактеризовать в положительных тонах. Он один из первых заговорил о важности ограничения самодержавной власти, введение думы и конституции. При нем все громче стали звучать голоса призывающие отменить крепостное право, и в этом отношение была продела огромная работа.

В годы правления Александра I (1801 - 1825), Россия смогла успешно защититься от внешнего врага, покорившего всю Европу. Отечественная война 1812 года стала олицетворением единства русского народа, перед лицом внешней опасности. Успешная защита рубежей Российской Империи, несомненно, является большим достоинством Александра I.

­Краткая биография Александра I

Александр I Павлович - Российский император-самодержец; старший сын Павла I и императрицы Марии Федоровны. Известен рядом либеральных реформ и искусной дипломатией. Помимо императорского титула, Александр I носил еще несколько званий - царь Польский, великий князь Финляндский и протектор Мальтийского ордена. В дореволюционной истории его именовали «Благословенным». Александр родился в царской семье 12 (23) декабря 1777 года. Имя ему было дано в честь великого полководца и царя Александра Македонского.

Сразу после рождения он оказался под опекой своей венценосной бабушки Екатерины II и рос в Петербурге. Она хотела воспитать из него достойного царя и идеального правителя, так как видела в нем продолжателя своего дела. Она лично посвящала его в политические и социально значимые вопросы государства, но Александр постепенно находил все больше несоответствий между своим видением мира и между тем, что ему рассказывала бабушка. С отцом у него был натянутые отношения. Свое личное мнение ему приходилось тщательно скрывать.

После смерти Екатерина II, в обход сына, завещала трон Александру, но он от него отказался. Во время правления Павла I его положение стало еще хуже. Император все время его подозревал и не верил в его искренность. К политике отца будущий император относился критически, а потому ему пришлось перейти на сторону заговорщиков. Весной 1801 года Павла I убили, а он так и остался жить с тяжкой виной на душе. Когда организаторы заговора из аристократических кругов планировали свои действия, предполагалось, что царя убивать не будут, а будут только добиваться его отречения.

По этой причине смерть отца для Александра стала настоящим ударом и серьезно повлияла на его душевное состояние. С первых дней своего правления он заявил о грядущих радикальных реформах в конституции страны, создал особый законосовещательный орган при царе и старался управлять Россией по заветам Екатерины II. Во время его правления реформы претерпели административная, образовательная и прочие сферы. Приближенными к нему людьми были А.А. Аракчеев, М. Б. Барклай де Толли, М. М. Сперанский.

В его внешней политике доминировало европейское направление. Он прекрасно лавировал между Великобританией и Францией, вел успешные войны с Турцией и Швецией, присоединил к России многие прилегающие территории, включая Восточную Грузию, Финляндию, Бессарабию. А после разгрома Наполеоновских войск в 1812 году, по решению Венского конгресса, он смог присоединить большую часть польских земель. Этот правитель укрепил международный престиж страны, а сам прославился как искусный дипломат. С 1815 года в его политике усилилась консервативная тенденция.

Александр I выступал против назревающих революций в Италии, Испании и Греции. В России он запретил деятельность масонских лож и других тайных организаций. Умер монарх осенью 1825 года в Таганроге, куда ехал лечиться от тифа. С ним рядом была его жена - Луиза-Мария-Августа Баден-Баденская, которую в православии называли Елизаветой Алексеевной. У императорской четы было две дочери: Мария и Елизавета.

Правление Александра 1 оставило яркий след в истории нашей страны. Как только он взошел на престол, то тут же пообещал всем править по заветам бабушки, то есть Екатерины Великой. Неудивительно, что первые годы были удачными…

Начало правления Александра 1

Этот период позже Александр Пушкин охарактеризует в своих стихах как «дней Александровых прекрасное начало». И это было действительно так. Начав с создания Негласного комитета, он на протяжении первых 11 лет пытался провести либеральные реформы. Члены Негласного комитета выполняли законосовещательные функции и разрабатывали различные варианты развития будущего России. Правление Александра 1 началось с преобразования коллегий в министерства. Это было важной ступенькой в реформировании системы государственного управления. После этой реформы слава о Негласном комитете Александра 1 разошлась по всему миру. И они продолжили дальше. Следующим вопросом, который волновал власть, стал крестьянский. Решиться на отмену крепостного права император не смог, но принял очень важный для того времени закон «О вольных хлебопашцах». Помимо этого, Александр разрешил покупать землю крестьянам, а также уничтожил традиционные пытки для зависимого населения.

Такие либеральные преобразования произвели на страну большое впечатление, и теперь от юного реформатора ждали решительных шагов. Правление Александра 1 продолжалось в духе Екатерины Великой: он восстановил действие Жалованной грамоты, дал разрешение на ввоз иностранной литературы на территорию Российской империи, а также слегка снизил уровень цензуры, так как была вновь разрешена деятельность частных типографий. Не оставил без внимания Александр и сферу образования: он отрыл Царскосельский лицей, где предполагалось готовить государственных деятелей, подарил некую автономию университетам, а также издал указ о создании народных училищ. Помимо этого, император частично воплотил в жизнь программу Сперанского: был учрежден Государственный совет. После победы в Отечественной войне, внутренняя политика приобрела реакционный характер: были учреждены военные поселения, усилена цензура.

Правление Александра 1: внешняя политика

Внешняя политика Александра была не менее удачной, однако начало его царствования не могло порадовать современников победами. Заключение Тильзитского мира привело к тому, что Россия была вынуждена участвовать в блокаде Англии, а после нарушения этого условия разразилась Отечественная война. И вот здесь по-настоящему постарался весь народ империи. Помимо этого, Александр даровал конституцию Польше, а также присоединил Финляндию, Бессарабию и Восточную Грузию.

В заключение

Итоги правления Александра 1 привели к восстанию на Сенатской площади. После смерти императора, в стране возникло двоевластие, после которого на престол вступил его брат - Николай 1. Вот уж в чье правление либеральные реформы и деятели александровской эпохи действительно не нашли свое место!