Что такое амбивалентность в психологии. Амбивалентность в психологии: определение и методы лечения

«Амбивалентный» - это сейчас очень модное слово. Но мало кто знает, что оно означает. В этом случае школьный курс химии помогает слабо. Поэтому мы и решили написать эту статью. В ней будет дано определение, представлены основные случаи употребления. Чтобы читателю было не скучно, примеры подобраны простые и понятные каждому.

Определение

Амбивалентное отношение - это двойственное расположение к какому-либо объекту. Здесь очень важно отличать двойственность от отношения «с одной стороны…с другой стороны…». Первый случай - это амбивалентность, а второй - обычная аналитическая оценка объекта. Как отличить одно от другого? При типе отношений «с одной стороны… с другой стороны…» в человеке нет противоборства. Субъект точно знает, как именно он оценивает событие или явление внешнего мира. Когда же отношение человека можно с полной уверенностью охарактеризовать термином «амбивалентный» (это, как мы помним, некоторая двойственность), то он и сам не скажет, как именно воспринимает нечто.

Архетипы К.-Г. Юнга

Самые знаменитые примеры амбивалентности дал К.Г. Юнг - родоначальник аналитической психологии, автор концепции коллективного бессознательного. Также он подарил миру учение об архетипах.

Архетип - это наиболее древние представления человечества, которые предопределяют восприятие субъектом реальности. Они - часть «фонда» коллективного бессознательного. Проявляют себя в сновидениях, мифах и легендах, одним словом, в творчестве. В любом сотворении из ничего, как известно, силен подсознательный элемент. Архетип всегда амбивалентный, это его основное качество.

Архетип матери

В теории Юнга образ матери двойственен по природе. С одной стороны, мать - это дом, защищенность, спокойствие, отсутствие тревог, а с другой стороны, мать, старуха во снах может символизировать смерть.

В реальности мы тоже можем уловить эту двойственность. Кто из подростков не испытывал к матери и нежность, и вместе с тем ненависть? Материнская любовь может спасти, а может и убить, задушить. Вот такой вот амбивалентный это феномен - материнская любовь.

И еще один интересный момент, о котором стоит упомянуть. Материнское лоно во снах может символизировать могилу. В каждом языке есть представления, которые уравнивают мать и смерть. Если анализировать отношение «лоно-могила», то мы можем вспомнить, что есть такое выражение, как «мать сыра земля». Соответственно, погребение может восприниматься как возвращение в материнское лоно. Так оно и есть, в принципе, ибо мы прах, и в прах мы обратимся в итоге.

Но, однако ж, пора отвлечься от тяжелых тем и дум и поразмышлять о женской привлекательности.

Амбивалентность красоты

Этот раздел будет интересен не только мужчинам, но и женщинам.

Когда парень видит красивую девушку, о чем он думает в первую очередь? Конечно, он прежде всего мечтает о физическом обладании. Потом, когда первая волна очарования объектом вожделения сходит, молодой мужчина ловит себя на мысли о страхе перед красотой. Отличный пример, который можно отнести в категорию «амбивалентные чувства».

Парадокс, но наш воображаемый парнишка даже не знает, чего больше в его отношении к девушке: страха или желания. Как мы видим, это рассуждение подводит нас к разгадке тайны, почему красивые женщины несчастны и одиноки (да-да, это не миф) - их боятся, но в то же время любят.

Можно ли победить страх перед женской красотой?

Разумеется, можно. Для этого надо, прежде всего, унять внутреннюю дрожь. И разложить свой страх на простейшие составляющие, задав себе вопрос: «А чего конкретно я боюсь?» Каждый раз, сосредотачиваясь на предметных опасениях и тревогах, человек побеждает свою неуверенность, которая может выражаться в таком феномене, как амбивалентная привязанность - «и хочется, и колется, и мама не велит».

Амбивалентное отношение к тексту. Кафка, «Замок»

Как известно, одной из характеристик классической литературы является полифония смыслов. Но есть такие авторы, как, например, Франц Кафка, чья проза настолько самобытна, что может спровоцировать амбивалентное поведение читателя. Оно выражается в том, что любитель классической литературы может, с одной стороны, не любить Кафку, но с другой стороны, читать его сочинения, ибо в творчестве немецкоязычного писателя силен магический элемент. Он-то и гипнотизирует читателя.

Например, возьмем одно из известнейших произведений Кафки - «Замок». Когда человек читает это сочинение первый раз, то его держит в напряжении только ожидание финала, чем же закончатся скитания землемера. При этом нельзя не отметить, что сама проза занудно-тягостная. Но бросить ее нет никакой возможности, интересно же. Чем закончилось путешествие землемера, читатель узнает, если ознакомится с содержанием романа.

Дмитрий Горчев. Смешение высокого и низкого стиля

Амбивалентное восприятие читателем текста еще более характерно тогда, когда он читает современного, к сожалению, уже ушедшего от нас в 2010 году писателя Дмитрия Горчева. Он своей манерой неуловимо напоминает Д.И. Хармса. На устах Ювачева (настоящая фамилия Даниила Ивановича) также все время играет ироническая улыбка. Правда, Горчев обильно «посыпает» свою прозу нецензурной лексикой, а Хармс позволяет себе такое только в записных книжках, которые не предназначались для печати первоначально. Но мы снова отвлеклись.

Проза Горчева, возможно, не так глубока, и классиком он, конечно, не успел стать. Но в то же время, если уметь воспринимать скрытый месседж текста, то выйдет, что это вполне себе экзистенциальная проза со смысложизненным подтекстом. Особенно это справедливо в отношении его сказок, например «Злодей». Горчев через аморальный образ напоминает о классической триаде - «Добро, Истина и Красота».

Амбивалентность

  1. Эмоциональную : одновременно позитивное и негативное чувство к человеку, предмету, событию (например, в отношении детей к родителям).
  2. Волевую : бесконечные колебания между противоположными решениями, невозможность выбрать между ними, зачастую приводящая к отказу от принятия решения вообще.
  3. Интеллектуальную : чередование противоречащих друг другу, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека.

Современная интерпретация

В современной психологии есть два понимания амбивалентности:

  • В психоанализе под амбивалентностью обычно понимается сложная гамма чувств, которую человек испытывает к кому-либо. Предполагается, что амбивалентность нормальна по отношению к тем, чья роль в жизни индивида также неоднозначна. Однополярность же чувств (только положительные или только отрицательные) интерпретируется скорее как проявление идеализации или обесценивания, то есть предполагается, что чувства на самом деле скорее всего амбивалентны, но индивид этого не осознаёт.
  • В клинической психологии и психиатрии под амбивалентностью понимается периодическая глобальная смена отношения индивида к кому-либо: ещё вчера вечером пациент испытывал к некоему человеку только положительные чувства, сегодня утром - только отрицательные, а сейчас - снова только положительные. В психоанализе такое изменение отношения обычно называется «расщепление Эго ».

Примечания

См. также

Ссылки

  • Амбивалентность в Национальной психологической энциклопедии

Литература

  • Webster"s New World Collegiate Dictionary, 3rd Edition.
  • Van Harreveld, F., van der Pligt, J., & de Liver, Y. (2009). The agony of ambivalence and ways to resolve it: Introducing the MAID model. Personality and Social Psychology Review, 13, 45-61.
  • Зигмунд Фрейд :
    • Trois essais sur la théorie sexuelle (1905), Gallimard, collection Folio, 1989 (ISBN 2-07-032539-3)
    • Analyse d"une phobie d"un petit garçon de cinq ans: Le Petit Hans (1909), PUF, 2006 (ISBN 2-13-051687-4)
    • L"Homme aux rats: Journal d"une analyse (1909), PUF, 2000 Modèle:ISBN 2-13-051122-8
    • Cinq psychanalyse (Dora,L"homme aux Loup, L"homme aux rats, Petit Hans, Président Schreber), rééd, traduction revisées, PUF Quadige (ISBN 2-13-056198-5)
    • La dynamique du transfert (1912)
  • Jean Laplanche, Jean-Bertrand Pontalis, Vocabulaire de la psychanalyse, Paris, 1967, éd. 2004 PUF-Quadrige, No 249, (ISBN 2-13-054694-3)
  • Alain de Mijolla et coll. : Dictionnaire international de la psychanalyse, Ed.: Hachette, 2005, (ISBN 2-01-279145-X)
  • José Bleger: Symbiose et ambiguité, PUF, 1981, (il y distingue l"ambiavalence de la divalence, (ISBN 2-13-036603-1)
  • Paul-Claude Racamier: Les schizophrènes Payot-poche, (est notamment envisagée la distinction entre l"ambivalence névrotique et la paradoxalité psychotique), rééd. 2001, (ISBN 2-228-89427-3)
  • Michèle Emmanuelli, Ruth Menahem, Félicie Nayrou, Ambivalence: L"amour, la haine, l"indifférence, Ed.: Presses Universitaires de France, 2005, Coll.: Monographies de psychanalyse, (ISBN 2-13-055423-7)
  • Ambivalenz, Erfindung und Darstellung des Begriffs durch Eugen Bleuler, Bericht 1911 vom Vortrag 1910 und Veröffentlichung 1914
  • Jaeggi, E. (1993). Ambivalenz. In A. Schorr (Hrsg.), Handwörterbuch der Angewandten Psychologie (S. 12-14). Bonn: Deutscher Psychologen Verlag.
  • Thomae, H. (1960). Der Mensch in der Entscheidung. Bern: Huber.
  • Bierhoff, H.W. (1996). Neuere Erhebungsmethoden. In E. Erdfelder, R. Mausfeld, T. Meiser & G. Rudinger (Hrsg), Handbuch quantitative Methoden (S. 59-70). Weinheim: Psychologie Verlags Union.
  • Jonas, K., Broemer, P. & Diehl, M. (2000). Attitudinal ambivalence. In W. Stroebe & M. Hewstone (Eds.), European review of social psychology (Vol. 11, pp. 35–74). Chichester: Wiley.
  • Glick, P. & Fiske, S.T. (1996). The ambivalent sexism inventory: Differentiating hostile and benevolent sexism. Journal of Personality and Social Psychology, 70, 491-512.
  • Glick, P. & Fiske, S.T. (2001). An ambivalent alliance. Hostile and benevolent sexism as complementary justifications for gender inequality. American Psychologist, 56, 109-118.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Амбивалентность" в других словарях:

    Амбивалентность … Орфографический словарь-справочник

    амбивалентность - Сосуществование антагонистических эмоций, идей или желаний по отношению к одному и тому же лицу, предмету или положению. Согласно Блейлеру, который ввёл этот термин в 1910 г., кратковременная амбивалентность является частью нормальной психической … Большая психологическая энциклопедия

    - (от лат. ambo оба и va lentia сила), двойственность чувств, переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает к себе у человека одновременно два противоположных чувства, напр, удовольствия и неудовольствия, любви и… … Философская энциклопедия

    Амбивалентность - Амбивалентность ♦ Ambivalence Сосуществование в одном и том же человеке и в его отношении к одному и тому же предмету двух различных аффектов – удовольствия и страдания, любви и ненависти (см., например, Спиноза, «Этика», III, 17 и схолия),… … Философский словарь Спонвиля

    - (от латинского ambo оба и valentia сила), двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, например любви и ненависти … Современная энциклопедия

    - (от лат. ambo оба и valentia сила) двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, напр. любви и ненависти, удовольствия и неудовольствия; одно из чувств иногда подвергается… … Большой Энциклопедический словарь

    - (греч. amphi вокруг, около, с обеих сторон, двойственное и лат. valentia сила) двойственное, противоречивое отношение субъекта к объекту, характеризующееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных импульсов, установок … Новейший философский словарь

    Сущ., кол во синонимов: 3 двойственность (27) двузначность (2) неоднозначность … Словарь синонимов

Любить и ненавидеть. Злиться и тянуться. Желать и бояться. Человек – противоречивое существо. В психологии это называется амбивалентностью. Эмоции, желания, идеи, планы – все это может быть противоречивым. Вот почему человек часто неоднозначно себя ведет в отношениях, на работе, в решении какого-либо вопроса. В статье рассмотрим некоторые примеры амбивалентности, чтобы понимать, что это такое.

Что такое амбивалентность?

Что такое амбивалентность? Под амбивалентностью понимается противоречивое отношение человека к одному объекту или явлению. Другими словами это называется двойственностью. В человеке присутствует одновременно два противоречивых чувства, мысли, плана. Один исключает другое, однако они прямо сейчас находятся в человеке.

Впервые данное понятие ввел Э. Блейлер, который воспринимал данную двойственность как один из факторов, указывающих на наличие шизофрении. Вот почему амбивалентность делят на 3 вида:

  1. Эмоциональная – когда человек испытывает одновременно два противоречащих чувства к конкретному объекту или явлению. Очень ярко она проявляется в детско-родительских или любовных отношениях.
  2. Волевая (амбитенденция) – когда человек одновременно хочет два противоположных результата (цели). Поскольку он не может сделать выбор, это заставляет его вообще отказаться от принятия решения.
  3. Интеллектуальная – когда человек перескакивает с одной идеи на другую, которые противоречат друг другу.

З. Фрейд воспринимал амбивалентность как естественное явление человеческой природы, когда присутствует желание жить и тяга к смерти.

Современные психологи считают амбивалентность вполне нормальным явлением. Человеку естественно относиться неоднозначно к каким-то партнерам или объектам, которые играют в его жизни значимую роль. Чем больше человек притягивается к кому-то, тем больше ему хочется оттолкнуться, поскольку притяжение сродни потере своей целостности, индивидуальности, уникальности. Представьте себе две планеты, которые притягиваются друг к другу. Они и притягиваются сами, и притягивают друг друга, не желая сталкиваться, сходить со своей орбиты. Двойственность является вполне нормальным для людей, которые являются целостными личностями, однако при этом испытывают тягу к определенным партнерам, вещам, явлениям.

Вместе с тем психологи отмечают, что однополярность чувств, когда человек переживает только положительные или только отрицательные эмоции к конкретным объектам, говорит об идеализации или обесценивании данного явления. Либо человек не обладает достаточной информацией, либо игнорирует, либо слишком многого требует, либо чего-то не замечает. Таким образом, исключительно положительные или отрицательные эмоции (однополярность) говорят о недостаточности информации о данном объекте.

Амбивалентность чувств

Главной особенностью амбивалентности чувств является то, что человек не попеременно переживает какие-то эмоции, а одновременно испытывает их. Человек в данную секунду может испытывать любовь, а через 5 минут – ревность, однако внутри индивида они присутствуют всегда одновременно. Следует отличать амбивалентность от привычного явления, когда переживания возникают в результате какого-то события. Например, человек любит своего партнера. Он даже не задумывается о каких-то других чувствах. Однако происходит конкретное событие (партнер флиртует с другим человеком), что вызывает ревность. Данное чувство не присутствовало раньше, оно только что появилось. В дальнейшем может развиться амбивалентность, когда человек будет и любить, и ревновать своего партнера.

Главным фактором, который играет роль в формировании амбивалентности, является важность партнера, вещи или явления. Человек в некоторой степени должен притягиваться, зависеть, испытывать тягу к тому, к чему одновременно испытывает ненависть, злость, агрессию.

Часто в природе амбивалентности чувств прослеживается такое понятие, как перенос. Человек проецирует свои чувства на того, к кому испытывает их в двойственной форме. С одной стороны, он любит, о чем не говорит, с другой, ненавидит, что ярко выражает, проявляет и думает, что партнер испытывает подобные переживания.

Амбивалентность проявляется практически в каждом человеке в ситуации появления внутреннего конфликта. Возраст не играет большой роли: как дети, особенно подростки, так и взрослые люди могут переживать амбивалентность чувств. Роль внутреннего конфликта заключается в неудовлетворенности происходящим. С одной стороны, человек видит положительные выгоды в партнере, предмете, явлении. С другой стороны, данный объект не поддается контролю, не является идеальным, не понимается и т. д.

Чувства прекращают противоречить друг другу, когда человек может властвовать над объектом, понимать, контролировать, управлять им. Однополярность чувств отрицательного характера возникает также и тогда, когда человек отрекается от обладания партнером или предметом. Оно становится ему неважным (обесценивание). Если происходит идеализация (когда человек приукрашивает, добавляет несуществующие свойства объекту), тогда его эмоции становятся исключительно положительными.

Амбивалентность в отношениях

Любовь – чувство, которое имеет много тайн и загадок. Что это такое? Как понять, что вы или вас любят? Нет более другого чувства, о котором было так много вопросов, поскольку нередко партнеры еще могут ненавидеть друг друга..

Любовью можно назвать чувство, когда вас тянет к человеку. Вы хотите быть с ним не «потому что», а «не пойму, почему». Ваше чувство непонятное. Вы вроде понимаете, чем человек вам нравится, однако это знание неполное.

Отделим от любви страсть, когда человека влечет тело партнера. Ему просто хочется заняться сексом, после этого расстаться. Это не любовь, а просто страсть.

Любовь – это постоянное желание быть с человеком. И здесь уже неважно, понимаете вы, почему вас тянет к партнеру или нет. Здесь выделяют два вида любви:

  1. Разумная.
  2. Безумная.

Разумная любовь – это ощущение спокойствия при виде любимого человека. Вы хотите быть с ним, строить отношения и иметь совместное будущее, однако вы не переживаете, не ревнуете, не бежите к нему, потому что чего-то боитесь. Ваша любовь спокойная. Вы уверены в себе, своих чувствах, партнере, отношениях. Вы можете как быть вместе, так и врозь – в любой ситуации вы чувствуете спокойствие.

Безумная любовь – это страсть, ревность, обиды, переживания, страхи и т. д. Человек в такой любви просто не контролирует себя. Он становится сумасшедшим. Он совершает поступки самые разнообразные, поскольку подвержен страху, что его обманывают, предают, изменяют, не любят. Здесь кто-то может сказать, что это не любовь, а чувство собственничества. На самом деле это тоже любовь, просто перемешанная с недоверием и страхами.

Любовь – это желание быть с другим человеком, строить с ним отношения и будущее. Но само чувство может быть спокойным или волнующим, пугающим. В зависимости от того, что человек еще переживает, помимо любви, он совершает те или иные поступки, чувствует себя тем или иным образом.

Очень сложно сочетать любовь с теми периодическими переживаниями, которые человек подавляет в себе. Недовольство супругом, неумение налаживать общение с близкими, нерешенные конфликты – все вызывает отрицательные эмоции. Когда-то отношения зарождались на одной любви, но со временем она насыщается отрицательными чувствами, периодически возникающими по мере возникновения различных событий.

Может показаться, что человек в состоянии амбивалентности является равнодушным к потребностям партнера. Однако не стоит путать амбивалентность, при которой в голове у человека крутится множество противоречивых идей и чувств, и полное отсутствие каких-либо желаний и эмоций.

Ревность, ненависть, отторжение, боль, разочарование, желание побыть одному (одной) – все это перекликается с любовными чувствами. Кажется, что люди не могут любить и ненавидеть одновременно. Однако психологи утверждают, что амбивалентность в отношениях является нормальным явлением.

Примеры амбивалентности

Амбивалентность является многогранной и проявляется не только в отношениях между любящими людьми. Там, где встречаются два и более человека или человек с конкретным явлением, может возникнуть амбивалентность. Рассмотрим ее примеры:

  • Любовь к родителю и желание ему смерти. Как говорится, «с родителями хорошо, но когда они живут далеко».
  • Любовь и ненависть к партнеру, что нередко перемешивается с чувством ревности и даже завистью к имеющимся у него ресурсам или благам.
  • Безграничная любовь к ребенку, однако желание ненадолго его отдать бабушке и дедушке, отвести в детский садик/школу. Здесь прослеживается усталость родителей.
  • Желание находиться рядом с родителями, но при этом не сталкиваться с их нравоучениями, опекой, желанием помочь.
  • Переживание чувств ностальгии (положительные воспоминания) и потери одновременно. Человек тепло вспоминает о прошлом, однако переживает потерю чего-то важного.
  • Желание достичь цели, однако страх перед тем, к чему приведет человека результат всех его действий.
  • Сочетание страха и любопытства. Когда в темноте из комнаты доносятся страшные звуки, человек продолжает идти, чтобы посмотреть, что там происходит.
  • Сочетание понимания и критики. Человек может понять поступки партнера, однако недоволен тем, что они были им совершены.
  • Садомазохизм – когда человек любит своего партнера, однако испытывает возбуждение от причинения ему боли. Это можно распознать не только в сексуальных отношениях, но и в любовных, когда, к примеру, женщина страдает от мужа-алкоголика, но не бросает его.
  • Выбор между двумя кандидатами. Оба хороши по-своему и плохи одновременно. Хочется их объединить в одно целое, чтобы получить то, о чем на самом деле мечтается.

Когда человек ненавидит и злится, но не уходит, это является ярким примером амбивалентности — переполнение чувств и желаний, противоречивость стремлений и понимание, что необходимо делать и как это не согласуется с желаниями. Вполне нормально взрослому человеку находится в состоянии амбивалентности, что легко можно проассоциировать со стоянием на перепутье – «В какую сторону пойти?», чего человек не может решить.

Итог

Изменчивость мнения в отношении конкретного объекта называется высокой амбивалентностью. Стремление человека к конкретному результату, независимо от того, какие отрицательные эмоции на пути возникают, называется низкой амбивалентностью. Однако сама амбивалентность всегда присутствует в жизни человека, поскольку мир, в котором он живет, двойственен: существует добро и зло, надежда и отчаяние, успех и поражение. Итог амбивалентности полностью зависит от тех решений, которые человек все-таки принимает в состоянии «нахождения на распутье».

  • Можно обесценить ситуацию, то есть отвергнуть ее.
  • Можно бороться за то, чтобы положительных эмоций было больше.
  • Можно принять решение из двух имеющихся и идти по пути, которое будет не устраивать так же, как если бы это случилось при выборе другого решения.
  • Можно стоять на месте и никуда не двигаться. Тогда человек столкнется с тем, что его проблема никуда не исчезнет, а он всегда будет находиться в состоянии невесомости и колебания между двумя противоречивыми чувствами/мнениями/желаниями.

Амбивалентность может как помогать, так и мешать человеку. Часто речь идет о некой дезинформированности, непонимании ситуации, неспособности понять собственные желания или увидеть объект, в отношении которого проявляется амбивалентность чувств, в реальном мире. Нередко человек хочет того, чего невозможно воплотить в имеющейся ситуации с использованием достигнутых ресурсов. Бывает, что амбивалентность является следствием внутреннего конфликта, в котором человек находится.

Иногда нужно просто подождать, а порой необходимо действовать очень быстро. Как поступить правильно, должен решать человек самостоятельно. Однако важно понимать, что иметь противоречивые желания, чувства, мысли и идеи вполне нормально в двойственном мире.

Амбивалентность – это термин, обозначающий двойственность, который изначально использовался в психологии для обозначения наличия нескольких полярных идей в человеческом сознании. Следует отметить, что в сознании человека могут одновременно существовать как несколько полярных идей, так и желаний или эмоций. Рассматриваемое понятие приняли на «вооружение» в начале девятнадцатого столетия, и долгое время рассматривали в качестве основного симптома шизофрении.

Феномен амбивалентности изучали такие выдающиеся ученые, как Карл Юнг и Зигмунд Фрейд, посвящая «двойственности сознания» много внимания в своих работах. Если говорить о двойственности сознания с точки зрения медицины, то можно сказать о том, что в подобном состоянии в человеческом мозге могут существовать две мысли, которые не будут смешиваться. С психологической стороны, двойственность сознания рассматривается как норма, не требующая психической коррекции. Давайте разберем, что такое амбивалентность и как она проявляется.

Амбивалентность (от лат. ambo – оба + valentia – сила): двойственное отношение человека к чему-либо

С момента своего появления, амбивалентность использовалась как термин, обозначающий двойственность лишь в сфере медицины . Значительно позже, о рассматриваемом феномене начали упоминать великие ученые девятнадцатого века, используя амбивалентность для характеристики особенностей психики. Важно отметить, что данное состояние с точки зрения психологии является нормой и не требует лечения . В этой сфере важна исключительно степень выраженности этого состояния. По мнению Зигмунда Фрейда, ярко выраженная амбивалентность является одним из симптомов невротических нарушений. Помимо этого, двойственность нередко отмечается при Эдиповом комплексе и на определенных стадиях личностного развития.

Учитывая вышеперечисленное, появляется весьма закономерный вопрос, почему данная черта человеческого сознания имеет столь высокое значение? Для того чтобы понять важность амбивалентности, следует внимательно изучить саму модель строения человеческого сознания. Помимо этого, повышенное внимание следует уделить и двум жизненно важным инстинктам – эрос (жизнь) и танатос (смерть). Именно эти инстинкты, заложенные в человеке с момента рождения, являются ключевым проявлением рассматриваемого феномена. Основываясь на этой теории, специалисты выдвигают версию о том, что двойственность сознания присуща каждому человеку от рождения и не является приобретенным состоянием, спровоцированным различными факторами.

Но важно отметить, что определенные жизненные условия, могут негативно отобразиться на человеческом сознании, что может стать причиной нарушения хрупкого баланса. Именно нарушенный психический баланс провоцирует развитие неврозов и других пограничных состояний. Чаще всего подобные нарушения наблюдаются в следующих ситуациях:

  1. Употребление психотропных препаратов, спиртных напитков и наркотических веществ.
  2. Негативные эмоциональные потрясения и стрессы.
  3. Психотравмирующие ситуации, оставляющие отпечаток на человеческом сознании.
  4. Использование различных практик и методик для расширения (изменения) восприятия.

Рассматривая вопрос что такое амбивалентность в психологии, важно упомянуть о том, что по мнению специалистов, противоположные идеи рано или поздно вступят в конфликт, который негативно отразится на сознании. В результате этого конфликта, одно из чувств может перейти в подсознание. Итогом такого перехода становится то, что двойственность снижает свою выраженность.


Амбивалентность по Блейлеру делится на три вида

Амбивалентность в психиатрии

Рассматривая амбивалентность с медицинской точки зрения, нужно отметить, что подобное состояние не является самостоятельной патологией. В психиатрии, обсуждаемый феномен является частью клинической картины различных заболеваний. Исходя из этого, можно сказать, что появление двойственности связанно именно с развитием психических расстройств. Амбивалентные чувства, мысли и эмоции характерны различным заболеваниям, среди которых следует выделить шизофрению. Помимо этого, данная особенность человеческого сознания проявляется в негативном свете при таких заболеваниях, как:

  • хроническая депрессия;
  • психоз;
  • навязчивые состояния (обсессивно-компульсивное расстройство, невроз и др.).

Нередко амбивалентность фигурирует при приступах панического страха, пищевых расстройствах и даже фобиях.

Важно понимать, что феномен амбивалентности подразумевает наличие нескольких чувств, эмоций или желаний, которые не перемешиваются, а появляются параллельно. Двойственность с точки зрения психиатрии, рассматривается как резкие перемены в отношении окружающего мира. В подобном состоянии, человек часто изменяет своё отношение к различным людям, предметам или явлениям.

Клиническая картина

Так как рассматриваемый термин имеет множество определений, при составлении клинической картины мы будем опираться на критерии, использующиеся в первоначальном (психиатрическом) контексте. Эти критерии подразделяются на три группы: эмоции, мысли и воля. В том случае, когда амбивалентное состояние рассматривается как патология, у больного отмечаются все три вышеперечисленные составляющие, которые порождаются друг другом.

Эмоциональная амбивалентность

Двойственность, затрагивающая эмоционально-чувствительную сферу, имеет самую высокую степень распространенности. Этот симптом, характерный для множества неврозов и других психических расстройств, часто встречается и у полностью здоровых людей. Яркий признак двойственности в эмоционально-чувствительной сфере – наличие нескольких противоположных эмоций. Амбивалентное отношение - это наличие таких чувств, как ненависть и любовь, любопытство и страх, презрение и симпатия. В большинстве случаев, здоровый человек пребывает в подобном состоянии при ностальгии, где грусть о прошлом порождает радость от приятных воспоминаний.

Опасность этого состояния объясняется тем, что рано или поздно, одно из состояний получает доминирующую роль. В той ситуации, когда страх сопутствует любопытству, отклонение чаши весов в пользу последнего может привести к травмаопасным последствиям и угрозе для жизни. Доминирование ненависти над любовью, становится причиной запуска защитных механизмов, при котором человек под влиянием собственных эмоций может принести вред, как окружающим, так и себе.


При амбивалентности человек одновременно переживает позитивные и негативные чувства по отношению к кому-то или чему-то

Полярные мысли и идеи

Полярные мысли и идеи являются неотъемлемой составляющей невротических расстройств. Навязчивые мысли и идеи, сменяющие друг друга в человеческом сознании, являются своеобразной характерной чертой психических заболеваний. Следует обратить внимание на то, что полярные мысли в сознании появляются исключительно из-за двойственности эмоционального восприятия. Сам спектр человеческих идей может иметь неограниченный размер. Двойственность мышления в психиатрии рассматривается как «трещина» в сознании, являющаяся основным симптомом шизофрении.

Волевая сфера

Волевая двойственность характеризуется, как отсутствие возможности осуществить конкретное действие, из-за наличия нескольких стимулов. Для того чтобы лучше понимать это состояние, давайте рассмотрим ситуацию, в которой человек испытывает сильную жажду. В подобных условиях, обычный человек возьмет стакан, нальет в него воды и утолит свою жажду. При волевой двойственности, больные отказывают от воды или застывают в одном положении со стаканом в руке, при этом, не обращая внимания на сильное желание пить. Чаще всего большинство людей, сталкиваются с данным феноменом, когда испытывают одновременное желание бодрствовать и лечь спать.

Специалисты, изучающие волевую амбивалентность, говорят о том, что отказ от принятия самостоятельных решений чаще всего порождается внутренними конфликтами. Причиной таких конфликтов может стать безответственное поведение или наоборот повышенная ответственность, сопровождающаяся боязнью допустить ошибку. В качестве причины внутреннего конфликта может выступить сниженная самооценка и повышенная самокритика, страх общественного внимания и склонность к перфекционизму, повышенная тревожность, нерешительность и различные фобии. Попытка избежать сложного выбора сопровождается появлением двух полярных чувств – стыд за собственную нерешительность и чувство облегчения. Именно наличием данных чувств, специалисты подтверждают теорию о том, что каждый вид двойственности тесно взаимосвязан друг с другом.

Двойственные эмоции, как и сама амбивалентность, могут быть как отличием человеческого сознания, так и симптомом заболевания. Именно поэтому во время проведения диагностического обследования уделяется повышенное внимание фоновым проявлениям этого состояния.


Амбивалентное поведение может быть признаком эмоциональной нестабильности, а иногда и первым признаком развития психических заболеваний

Методы терапии

Когда человек в меру амбивалентен, что сопровождается отсутствием негативного проявления этого состояния, использовать различные методики лечения не требуется. В данном случае, двойственность является характерной особенностью сознания. Медицинское вмешательство требуется исключительно в тех ситуациях, когда двойственное отношение к окружающему миру оставляет негативный отпечаток на привычной жизнедеятельности. В этой ситуации чувство дискомфорта, вызванное внутренними конфликтами, может стать своеобразным сигналом о наличии психических расстройств. Специалисты не рекомендуют людям с подобными проблемами самостоятельно искать различные методы решения конфликтов, так как существует высокий риск развития более серьезных осложнений.

Медикаментозная терапия

На сегодняшний день отсутствуют узконаправленные медикаментозные препараты, позволяющие устранить двойственность сознания. Стратегия лечения, как и применяемые средства, рассматриваются в индивидуальном порядке . Чаще всего выбор конкретного медикамента осуществляется на основе сопутствующих симптомов, которые дополняют клиническую картину.

В составе комплексного лечения пограничных состояний используются препараты из различных лекарственных групп. Это могут быть как легкие седативные медикаменты, так и более «мощные» транквилизаторы и антидепрессанты. Действие подобных лекарств направлены на подавление выраженности болезни и нормализацию психического баланса. В том случае, когда болезнь имеет сильную форму выраженности и существует высокий риск для жизни пациента, специалисты могут порекомендовать родственникам больного провести терапию в условиях стационара.

Психическая коррекция

Методы психотерапии основываются на различных способах выявления причины двойственности сознания. Это значит, что основной упор в лечении осуществляется на психоаналитическое действие. Для того чтобы добиться стойкого результата, специалисту необходимо выявить первопричину появления амбивалентности . В тех ситуациях, когда роль запускающего механизма отведена различным травмирующим обстоятельствам, имеющим детские корни, специалист должен тщательно «проработать» этот момент. Для этого следует увеличить самооценку и привить чувство ответственности пациенту. Повышенное внимание уделяется коррекции эмоционально-волевой сферы.


Многие психологи считают амбивалентность присущей каждому без исключения человеку, но разница заключается лишь в степени ее проявления

Когда двойственность сознания является причиной появления фобий и повышенной тревожности, основной упор психотерапевтического лечения осуществляется на борьбу с проблемными моментами из жизни больного. Достичь необходимого эффекта можно как при помощи самостоятельных тренингов, так и групповых занятий, направленных на борьбу с внутренним страхом и личностный рост.

В заключение следует сказать о том, что двойственность может являться как отличительной чертой человеческой психики, так и симптомом заболевания. Именно поэтому очень важно с должным вниманием относиться к собственному состоянию. Появление чувства дискомфорта из-за двойственного отношения к окружающему миру требует срочной консультации со специалистом. В противном случае, риск возможных негативных последствий для человеческой жизнедеятельности с каждым днем увеличивается.

//Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. М.: АРКТИ, 2004. 160 с. (Развитие и воспитание)

Психологи выявили особую форму поведения детей второго года жизни, которая наблюдается и в семье, и в детском учреждении. Эта форма получила название амбивалентного поведения. Оно встречается достаточно часто – примерно у 35% детей. Это одна из первых форм конфликтного поведения ребенка, которая в дальнейшем может закрепиться и в дошкольном возрасте проявляться как робость, застенчивость, что также мешает установлению доверительных отношений с воспитателем.
Амбивалентное поведение имеет прямое отношение к интересующей нас проблеме адаптации.
Как проявляется амбивалентное поведение? Лучше всего показать это на примере.

Ситуация
Маленький Сережа находится в ясельной группе, играет в манеже. В комнату входит незнакомый взрослый. Малыш замечает его и с любопытством разглядывает издали. На улыбку взрослого отвечает улыбкой. По всему видно, что взрослый вызывает у него интерес и симпатию.
Тогда взрослый обращается к мальчику: «Иди ко мне, Сереженька!». Сережа, немного помедлив, начинает робко приближаться к нему, но на полпути останавливается, топчется на месте и вдруг поворачивается и уходит в дальний угол манежа, откуда пристально наблюдает за незнакомцем. Вторая и третья просьбы взрослого вызывают ту же реакцию.
Но стоит взрослому заняться своим делом, как Сережа незаметно оказывается рядом. Малыш снова с любопытством разглядывает его.

Встречались ли вы с таким поведением?
Казалось бы, в нем нет ничего такого, что может вызвать тревогу. Да, малыш немного робеет, ему непросто вступить в контакт со взрослым, но ведь в целом он положительно относится к нему. Однако не будем спешить с выводами. Дальнейшие наблюдения обнаруживают ряд особенностей в поведении таких детей.
Во-первых, ребенок с амбивалентным поведением менее охотно взаимодействует со взрослым, чем сверстник с однозначно положительным отношением к нему. Так, просьбы взрослого, его поручения малыш выполняет неохотно, а иногда и вовсе отказывается что-то делать. Во-вторых, ребенок, увлеченно играющий в присутствии близких людей, теряется при появлении незнакомых – игра расстраивается.
Серьезные трудности испытывают эти дети и в ситуации переключения из одной сферы взаимодействия в другую. Так, при расставании с мамой в яслях малыш плачет, долго не может успокоиться, а встреча с ней в конце дня бывает такой же бурной. Отношения же с воспитателем, как правило, оказываются поверхностными. В течение дня ребенку недостает тепла, его поведение свидетельствует о повышенной эмоциональной чувствительности и суженной сфере общения при выраженной избирательности в отношении родных.

Как правило, взаимоотношения с таким ребенком в семье сводятся в основном к эмоциональным контактам. Играют дома с ним мало, а если играют, то не поощряют его инициативу, самостоятельность. Среди детей с амбивалентным поведением особенно много избалованных и заласканных. Поэтому в детском учреждении, где воспитатели не могут уделять им столько же внимания, они чувствуют себя неуютно, одиноко.
Дети с амбивалентным поведением не умеют играть. В основном им доступны манипуляции с игрушками в одиночку или рядом со взрослым или сверстником. В семье малыш играет чаще всего один. Отсутствие навыка практического взаимодействия со взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении затрудняют взаимоотношения ребенка со взрослыми, которые окружают его в детском учреждении: ведь установить эмоциональный контакт с посторонним человеком трудно, да и воспитатели не всегда идут навстречу ребенку. Накопление неудач такого рода вызывает у него постоянную робость.

Причиной конфликтного поведения детей является противоречие между слишком затянувшимся эмоциональным общением ребенка со взрослым и становлением деятельности с предметами, требующей другой формы общения – сотрудничества.
Переход в новую социальную среду обостряет это противоречие. Так, незначительные, на первый взгляд, особенности поведения оказываются помехой для благополучного привыкания ребенка к новой среде.

Существует четкая закономерная связь между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям.
У малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками, адаптация протекает сравнительно легко. Впервые попав в ясли, ребенок быстро откликается на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследует новые игрушки. Если у него что-либо не получается, малыш обращается за помощью к взрослому, внимательно наблюдает за его действиями, пытается повторить их. Такие дети любят вместе со взрослыми решать предметные задачки (например, открыть коробочку или придумать способ, как достать далеко лежащую вещь). Для ребенка, умеющего увлеченно играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет средствами, необходимыми для этого. Высокий уровень развития предметной деятельности, умение налаживать деловые контакты со взрослым создают у ребенка положительные эмоциональные переживания во время пребывания в яслях и обеспечивают быструю адаптацию к ним.

Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к условиям дошкольного учреждения, является слабая сформированность действий с предметами. Трудно адаптирующиеся дети не умеют сосредоточиться на игре, мало инициативны, нелюбознательны.
Из всего сказанного должно быть понятно, как правильно готовить малыша к поступлению в ясли.

Советы психолога
Наряду с укреплением здоровья, приведением режима дня в соответствие с условиями детского учреждения следует целенаправленно формировать у ребенка соответствующую возрасту форму общения со взрослыми и развивать его деятельность с предметами.
Прежде всего вы должны установить, какие контакты предпочитает ребенок – эмоциональные или деловые. Преобладание первых свидетельствует о необходимости развития более прогрессивной формы общения. Это не значит, что нужно прекратить эмоциональное общение с малышом и ограничиться лишь обучением его предметным действиям. Доброжелательность, внимание останутся стержнем общения. Но задача взрослого – создать условия для выдвижения на первый план предметной деятельности.
Учите ребенка играть и пользоваться предметами обихода. Предоставляйте ему возможность самостоятельных действий.

Даже если малыш уже ходит в ясли и процесс адаптации протекает у него сложно, это не означает, что вы должны обеспечить ему только эмоциональный комфорт: задержка на уровне личностного взаимодействия растянет период привыкания. Нужно постоянно предлагать ребенку новый тип общения, который поможет ему увлечься предметным миром и овладеть способами взаимодействия с другими людьми.
С ребенком второго и третьего года жизни можно разыгрывать увлекательные сюжеты: это игры в дочки-матери, с животными, машинками, кубиками, конструкторами. Каждое прочитанное малышу стихотворение можно превратить в игру-драматизацию. Вначале инициатива целиком будет принадлежать взрослому, а ребенок станет лишь внимательным зрителем разыгрываемых событий. Но вряд ли он долго останется безучастным. В силу своей природной активности он обязательно присоединится к игре. Вот тут-то вы и должны помочь ребенку выбрать новые игрушки, заменить недостающие предметы другими, научить действовать вместе.

Не забывайте поощрять любые успехи малыша – и тогда совместная игра станет для него желанным занятием. Постепенно снижайте свою активность, предоставляя ребенку большую свободу действий. Со временем вы должны поменяться с ним местами, чтобы он стал инициатором нового типа общения.
Регулярные 10-15-минутные предметные игры быстро сформируют у ребенка потребность в них. Постепенно активность малыша будет расти, и в конце концов он начнет играть самостоятельно, а желание иметь партнера вытеснит стремление все время сидеть у вас на коленях.
Играя вместе с ребенком, нужно приучать его к дисциплине, аккуратности. Он должен знать, что с игрушками следует обращаться бережно, а после окончания игры убирать их на место. Приучать к порядку лучше тоже в игровой форме. Ваша фантазия и знание характера малыша помогут подобрать верный способ действий.
Разумеется, необходимо обучать ребенка умению пользоваться предметами обихода, постепенно приучать его к самообслуживанию. Как разнятся в этом отношении дети одного и того же возраста в яслях! Одни сидят безучастно на диванчике и ждут, пока воспитатель наденет им теплые штанишки, сапожки и курточки, другие без напоминания открывают свои шкафчики, старательно и ловко натягивают одежду и радостно бегут во двор. Такую нее картину можно наблюдать и за обеденным столом, и в манеже, где дети играют.
Пассивность, постоянное ожидание того, что взрослые его накормят, оденут, приласкают, поиграют с ним, препятствуют адаптации ребенка в детском учреждении.

Чтобы ребенку легче было войти в новую социальную среду, полезно поощрять его общение с посторонними.
Ваш малыш подрос, и вы, наверное, уже не ведете такой замкнутый образ жизни, как это было после его рождения. К вам приходят друзья, вы сами ходите в гости, иногда берете с собой сына или дочку.
Постарайтесь сделать так, чтобы другие взрослые не только гладили вашего ребенка по головке или восхищались его внешностью, но и немного поиграли с ним. Расширение круга общения будет воспитывать в ребенке доверчивость, открытость, умение ладить с людьми. Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет малышу быстрее привыкнуть к новому окружению.
За сравнительно небольшой период времени, примерно в течение месяца, поведение ребенка может измениться самым существенным образом. Он станет с удовольствием играть с «чужим» взрослым, охотно выполнять его просьбы, адекватно реагировать на похвалу и порицание. Малыш станет более инициативным во взаимоотношениях.

Как проверить, насколько готов ребенок к поступлению в дошкольное учреждение?
Для этого ответьте на следующие вопросы.
Анкета 1. Какое общение: эмоциональное или предметное – предпочитает малыш?
2. Как ведет себя ребенок при расставании и встрече с близкими?
3. Каков уровень развития самостоятельной игровой деятельности ребенка (простые манипуляции, игровые действия)?
4. Нужна ли ребенку ваша помощь в игре? Каким образом он выражает потребность в сотрудничестве с вами?
5. Как ведет себя ребенок в ситуации практического взаимодействия, как выполняет поручения: убрать на место игрушки, одежду, принести что-либо, помочь в каком-либо деле?
6. Как реагирует малыш на появление в привычной для него обстановке незнакомого взрослого: подходит ли к нему, если тот подзывает ребенка; есть ли в поведении ребенка элементы конфликтности?
7. Каким образом ребенок налаживает контакты с «чужими» взрослыми?
8. Как относится ребенок к сверстникам: выражает ли он радость; активен ли в игре; как реагирует на инициативу других?

Если ваш малыш любит играть вместе с вами, спокойно переносит разлуку, может занять себя каким-либо делом, обращаясь за помощью в случае необходимости, охотно выполняет ваши просьбы и умеет совершать простые действия по самообслуживанию, охотно идет на контакт с незнакомыми людьми, активен и доброжелателен по отношению к сверстникам, вы можете не беспокоиться о том, что у него возникнут трудности при поступлении в ясли – он готов к изменениям в своей жизни.