Что такое деятельность ее виды. Виды духовной деятельности человека

Де́ятельность - специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека, носящая общественный характер, в значительной степени определяющаяся целями и требованиями общества.
Выделяются:
1. Игровая деятельность;
Игра - это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе.
2. Учебная деятельность;
Учение - это деятельность, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть как организованным в специальных учреждениях, так и неорганизованным и осуществляться спонтанно, совместно с другими видами деятельности.
3. Трудовая деятельность;
Труд занимает особое место в системе человеческой жизнедеятельности. Труд - это деятельность, направленная на преобразование материальных и нематериальных объектов и приспособление их для удовлетворения потребностей человека. Игра и учение это лишь подготовка к труду и произошли из труда, так как именно труд яляется решающим условием формирования личности, ее способностей, умственных, нравственных качеств, ее сознания. В труде развиваются те личные качества человека, которые в его процессе непременно и постоянно им проявляются. Труд развивает физические силы: способность переносить большие физические нагрузки, мышечную силу, выносливость, ловкость, подвижность.
По характеру затрачиваемых основных усилий трудовую деятельность можно разделить на несколько видов:
- физический труд;
- интеллектуальный труд;
- духовный труд.

Структура деятельности :
Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времении.Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат
1. субъектами деятельности могут выступать:
-человек
-группа людей
-организации
-государственные органы
2. объектами деятельности могут выступать:
-природа и природные материалы
-предметы (вещи)
-явления,
-процессы
-люди, группы людей и т.д.
-сферы или области жизни людей
-внутреннее состояние человека
3. мотивом к деятельности могут выступать:
-потребности
-социальные установки
-убеждения
-интересы
-влечения и эмоции
-идеалы
4. цель деятельности – формирование осознанного образа предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
5. средствами деятельности могут выступать:
-материальные и духовные орудия (предметы, явления, процессы), т.е. все то, что благодаря своим свойствам служит орудием действий.
6. процесс деятельности – действия, направленные на реализацию поставленной цели.
7. итог деятельности – результат (продукт), к которому стремился субъект.

Безопасность деятельности человека определяется характером труда, его организацией, взаимоотношением в трудовых коллективах, организацией рабочих мест, наличием опасных и вредных факторов в среде обитания. Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влия ние на функциональное состояние организма человека и определяются: статическими и динамическими физическими перегрузками (подъём и перенос тяжестей, неудобное положение тела, длительное давление на кожу, суставы, мышцы); физиологи чески недостаточной двигательной активностью и нервно-психологическими перегрузками (умственное перенапряжение, эмоциональные перегрузки, перенапряжение анализаторов). Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего это его социальная неэффективность, связанная с низкой производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном (до 50 % рабочего времени) отдыхе.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приёмом и переработкой информации, требующие напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, активизации процессов мышления. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. снижение двигательной активности, что является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии. Дли тельная умственная нагрузка угнетающе влияет на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания, памяти, восприятия.

В соответствии с существую щей физиологической классификацией трудовой деятельности различают формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством; конвейерные формы труда; формы труда, связанные с дистанционным управлением и формы интеллектуального труда.

Формы труда, требующие значительной мышечной активности , имеют место при отсутствии механизации. Особенностями механизированных форм труда являются изменения характера мышечных нагрузок и усложнение программы действий. При этом уменьшается объём мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Однообразие простых действий, малый объём воспринимаемой информации приводит к монотонности труда, снижению скорости реакции и быстрому утомлению. Конвейерная форма труда определяется дроблением процесса труда на операции, строгой последовательностью их выполнения, заданным ритмом, автоматической подачей деталей к рабочему месту. Это приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению. При полу автоматическом производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда. Задача человека ограничивается обслуживанием станка. Для этих работ характерны монотонность, повышенный темп, утрата творческого начала. При формах труда, связанных с дистанционным управлением процессами и механизмами, человек включён в систему управления как необходимое оперативное звено. Формы интеллектуального (умственного) труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды труда отличаются по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения. Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объёма памяти, напряжения, внимания, – это творческий труд. Он приводит к значительному повышению степени нервно-эмоционального напряжения, что может вызывать тахикардию, повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение лёгочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела и другие сдвиги со стороны вегетативных функций организма.

Энергозатраты человека в процессе жизнедеятельности зависят от интенсивности мышечной работы, информационной насыщенности, степени эмоционального напряжения и других условий (температура, влажность, движение воздуха и др.).

Суточные затраты энергии для лиц умственного труда (инженеры, врачи, педагоги) составляют 10,5…11,7 МДж; для работников механизированного труда и сферы обслуживания (медсестры, продавцы) – 11,3…12,5 МДж; для работников, выполняю щих работу средней тяжести (станочники, хирурги, сельскохозяйственные рабочие), – 12,5…15,5 МДж; для работников, выполняющих тяжелую физическую работу (метал лурги, грузчики), - 16,3…18 МДж.

Затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. Характер рабочей позы (свободная, неудобная, фиксированная, вынужденная) определяется визуально. К свободным позам относят удобные позы сидя, которые дают возможность изменения рабочего положения тела или его частей (откинуться на спинку стула, изменить положение ног, рук). Фиксированная рабочая поза - невозможность изменения взаимного положения различных частей тела относительно друг друга. Подобные позы встречаются при выполнении работ, связанных с необходимостью в процессе деятельности различать мелкие объекты. Наиболее жестко фиксированы рабочие позы у представителей тех профессий, которым приходится выполнять свои основные производственные операции с использованием оптических увеличительных приборов - луп и микроскопов. К неудобным рабочим позам относятся позы с большим наклоном или поворотом туловища, с поднятыми выше уровня плеч руками, с неудобным размещением нижних конечностей. К вынужденным позам относятся рабочие позы лежа, на коленях, на корточках и т.д. Если по характеру работы рабочие позы разные, то оценку следует проводить по наиболее типичной позе для данной работы.

При рабочей позе сидя затраты энергии на 5…10 % выше уровня основного обмена; при рабочей позе стоя – на 10…25 %; при вынужденной неудобной позе - на 40…50 %. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15…20 % от общего обмена в организме, в то время как вес мозга составляет 2 % от массы тела. Повышение энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряжённости. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48 % , при выступлении с публичной лекцией на 94 %, у операторов ПЭВМ - на 60…100 %.

Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напряжённости выполняемой работы. Тяжесть труда – это характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда – это характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

Конспект по безопасности жизнедеятельности

Деятельность - это исключительно человеческая активность, которая регулируется сознанием. Она порождается потребностями, и направлена на преображение окружающего мира, а также его познание.

Человек, пользуясь своими мотивами и потребностями, так или иначе преобразует внешнюю среду, и этот процесс является творческим. В это время он становится субъектом, а то, что он осваивает и преображает, - объектом.

В этой статье мы рассмотрим основные человека, а также их формы, но, прежде чем приступить к этому, необходимо прояснить несколько моментов.

  1. деятельности неразрывно связаны: суть человека проявляется в его деятельности. Бездеятельных людей не существует так же, как и самой деятельности без человека.
  2. Деятельность человека нацелена на преобразование окружения. В способен сам организовать такие условия жизни, чтобы ему было комфортно. Например, вместо того чтобы собирать растения или ежедневно отлавливать животных для пищи, он их выращивает.
  3. Деятельность - это творческий акт. Человек создает нечто новое: автомобили, пищу, даже выводит новые виды растений.

Основные человека и структура

Существует три вида человеческой деятельности: игра, труд и учение. Они являются основными, и его деятельность не ограничивается только этими видами.

Существует 6 структурных компонента деятельности, которые сформированы в иерархическом порядке. Сначала возникает потребность в деятельности, затем формируется мотив, который облекается в более яркую и конкретную форму в виде цели. После этого человек ищет средства, которые способны помочь ему в достижении желаемого, и, после нахождения, он приступает к действию, завершающим этапом которого является результат.

человека: труд

Существует отдельная наука, которая направлена на изучение условий труда человека и оптимизации его работы

К труду относят такую деятельность, которая направлена на получение практической пользы. Для труда необходимы знания, навыки и умения. Умеренный труд хорошо сказывается на общем состоянии человека: он быстрее мыслит и ориентируется в новых областях, а также получает опыт, благодаря чему способен в дальнейшем на более сложные виды деятельности.

Считается, что труд - это непременно сознательная деятельность, в которой происходит взаимодействие человека с окружающим миром. Любой труд является целесообразным и требует нацеленности на результат.

Виды деятельности человека: учение

Учение имеет одну основную цель - получение знаний или умений. Этот вид позволяет человеку приступить к более сложному труду, который требует специальной подготовки. Учение бывает как организованным, когда человек сознательно идет в школу, поступает в ВУЗ, где его обучают профессионалы, так и неорганизованным, когда человек получает знания виде опыта в процессе работы. В отдельную категорию выделяют самообразование.

Виды деятельности человека: игра

Упрощенно говоря, это отдых. Человек нуждается в нем, поскольку игра позволяет расслабить нервную систему и психологически отвлечься от серьезных тем. Игры тоже способствуют развитию: например, активные игры учат ловкости, а интеллектуальные развивают мышление. Современные компьютерные игры (экшн) способствуют улучшению концентрации и внимания.

Формы деятельности человека

Существует много форм деятельности человека, однако они разделены на две основные группы: умственный и физический труд.

Заключается в обработке информации. В процессе требуется повышенное внимание, хорошая память и гибкое мышление.

Физический труд требует большой затраты энергии, поскольку в его процессе задействованы мышцы, оказывается нагрузка на опорно-двигательную систему, а также сердечно-сосудистую.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что деятельность является необходимым и уникальным жизненным параметром, который способствует развитию человека.

Виды: Легкий, средний, тяжелый

Многообразные формы трудовой деятельности принято условно подразделять на труд физический и умственный . Физический труд требует большой мышечной активности и имеет место при отсутствии механизированных средств для работы (труд сталевара, грузчика, овощевода и т.д.). Он развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время социально неэффективен, обладает низкой производительностью, требует длительного отдыха.

Механизированная форма труда требует социальных знаний и длительных навыков, в работу включаются мелкие мышцы рук, ног, которые обеспечивают скорость и точность движения, но однообразие простых действий, малый объем воспринимаемой информации приводят к монотонности труда.

Труд, связанный с автоматическим и полуавтоматическим производством, имеет следующие недостатки: монотонность, повышенный темп и ритм работы, отсутствие творческого начала, так как обработкой предметов занимается механизм, а человек выполняет простые операции по обслуживанию станков.

Конвейнерный труд отличается дроблением процесса на операции, заданным темпом и ритмом, строгой последовательностью операций. Его недостатком является монотонность, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.

Умственный труд связан с восприятием и переработкой большого количества информации и подразделяется на:

1) операторский - подразумевает контроль за работой машин; отличается высокой ответственностью и нервно-эмоциональным напряжением;

2) управленческий - характеризуется большим ростом объема информации при нехватке времени для ее переработки, большой личной ответственностью за принятые решения, стрессовыми и конфликтными ситуациями;

3) творческий труд - требует большого объема памяти, напряжения, внимания; он приводит к повышению нервно-эмоционального напряжения, тахикардии. повышению кровяного давления, изменению ЭКГ и другим сдвигам со стороны вегетативных функций;

4) труд преподавателей и медицинских работников - это постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, частая нехватка времени и информации для принятия правильного решения, что приводит к высокому нервно-эмоциональному напряжению;

5) труд учащихся и студентов - подразумевает концентрацию памяти, внимания; присутствуют стрессовые ситуации (на экзаменах, зачетах).

Энергетические затраты человека при различных формах деятельности.

Уровень энергозатрат человека при различных формах деятельности служит критерием тяжести и напряженности выполняемой работы, имеет большое значение для оптимизации условий труда и его рациональной организации. Уровень энергозатрат определяют методом полного газового анализа, при этом учитывается объем потребления


кислорода и выделенного углекислого газа. С увеличением тяжести труда значительно возрастают потребление кислорода и количество расходуемой энергии.

Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. Оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы (при физическом труде), и эмоциональным (при умственном труде), когда имеет место информационная перегрузка.

Физический труд характеризуется большой нагрузкой на организм, требующей преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения, а также оказывает влияние на функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), стимулирует обменные процессы. Основным его показателем является тяжесть. Энергозатраты при физическом труде в зависимости от тяжести работы составляют 4000 - 6000 ккал в сутки, а при механизированной форме труда энергетические затраты составляют 3000 - 4000 ккал.

При очень тяже­лой работе непрерывно нарастает потребление кислорода, и может возникнуть кислородная задолженность, когда в организме накапли­ваются неокисленные продукты обмена. Рост обмена веществ и рас­хода энергии приводит к повышению теплообразования, температуры тела на 1-1,5°С. Таким образом, энергозатраты являются критерием физической тяжести труда.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности. Основным показателем умственного труда является напряженность, отражающая нагрузку на центральную нервную систему. Энергозатраты при умственном труде составляют 2500- 3000 ккал в сутки. Но затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. Так, при рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5 - 10 % уровень основного обмена; стоя- на 10-25%, при вынужденной неудобной позе - на 40-50%. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15-20% общего обмена в организме. Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Суточный расход энергии при умственном труде повышается на 48% при чтении вслух сидя, на 90% - при чтении лекций, на 90-100% - у операторов ЭВМ. Кроме того, мозг склонен к инерции, так как после прекращения работы мыслительный процесс продолжается, что приводит к большому утомлению и истощению ЦНС, чем при физическом труде.

Умственная работа связана с нервным напряжением, которое за­висит от значимости, опасности и ответственности работы. При нерв­ном напряжении возникает тахикардия, рост кровяного давления, из­менение ЭКГ, увеличение потребления кислорода. Для правильной организации умственной деятельности необходимо: постепенно "вхо­дить" в работу, соблюдать ритм, систематичность.

Мышечная работа влияет на сердечно-сосудистую систему, уве­личивая кровоток с 3-5 л/мин до 20-40 л/мин для обеспечения газообмена. При этом возрастает число сокращений сердца до 140-180 в мин. и кровяное давление до 180-200 мм рт.ст.

Увеличение интенсивности работы сопровождается ростом воздухообмена (с 5-8 л/мин до 100 л/мин), частотой дыхания (с 10-20 до 30-40 в мин) и долей использования кислорода (с 3-4% до 4-8%). Последнее обуславливается усилием диффузии С*2 в легкие.

Под действием мышечной работы меняется морфологический состав крови, ее физико-химические свойства: растет число эритро­цитов, содержание гемоглобина, усиливается процесс регенерации эритроцитов, увеличивается число лейкоцитов. Эти изменения свиде­тельствуют об усилении функции кроветворных органов. Определен­ные изменения при физической работе происходят в эндокринных функциях (повышение содержание в крови адреналина и др.), что способствует мобилизации энергетических ресурсов организма.

Деятельность многообразна. Она может быть игровой, учебной и , познавательной и преобразовательной, созидающей и разрушительной, производственной и потребительской, экономической, социально-политической и духовной. Особыми видами деятельности являются творчество и общение. Наконец, в качестве деятельности можно анализировать язык, психику человека и культуру общества.

Материальная и духовная деятельность

Обычно деятельность делят на материальную и духовную .

Материальная деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества). Примером материальной производственной деятельности является производство товаров; примерами социально-преобразовательной — государственные реформы, революционная деятельность.

Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она реализуется в сферах искусства, религии, научного творчества, в моральных поступках, организуя коллективную жизнь и ориентируя человека на решение проблем смысла жизни, счастья, благополучия. Духовная деятельность включает в себя деятельность познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни), прогностическую (выстраивание моделей будущего) и др.

Деление деятельности на духовную и материальную условно. В реальности духовное и материальное не могут быть оторваны друг от друга. Любая деятельность имеет материальную сторону, так как тем или иным образом соотносится с внешним миром, и идеальную сторону, поскольку предполагает целеполагание, планирование, выбор средств и т.д.

Творчество и общение

Творчеству и общению в системе видов деятельности принадлежит особое место.

Творчество — это возникновение нового в процессе преобразовательной деятельности человека. Признаками творческой деятельности являются оригинальность, необычность, своеобразие, а ее результатом — изобретения, новые знания, ценности, произведения искусства.

Говоря о творчестве, обычно имеют в виду единство творческой личности и творческого процесса.

Творческая личность представляет собой человека, наделенного особыми способностями. К собственно творческим способностям относят воображение и фантазию, т.е. умение создавать новые чувственные или мыслительные образы. Однако нередко эти образы бывают настолько оторванными от жизни, что их практическое применение становится невозможным. Поэтому важны и другие, более «приземленные» способности — эрудиция, критический склад ума, наблюдательность, желание самосовершенствования. По даже наличие всех этих способностей еще не гарантирует того, что они будут воплощены в деятельности. Для этого требуются воля, настойчивость, работоспособность, активность в отстаивании своего мнения. Творческий процесс включает четыре этапа: подготовку, созревание, озарение и проверку. Собственно творческий акт, или озарение, связывается с интуицией — внезапным переходом от незнания к знанию, причины которого не осознаются. Тем не менее нельзя считать, что творчество — это нечто приходящее без усилий, труда и опыта. Озарение может прийти только к тому, кто напряженно размышлял над проблемой; положительный результат невозможен без долгого процесса подготовки и созревания. Результаты творческого процесса требуют обязательной критической проверки, поскольку не всякое творчество приводит к нужному результату.

Существуют разнообразные приемы творческого решения проблемы, например использование ассоциаций и аналогий, поиски сходных процессов в других областях, перекомбинирование элементов уже известного, попытка представить чужое — понятным, а понятное — чужим и т.д.

Так как творческие способности поддаются развитию, а творческие приемы и элементы творческого процесса можно изучить, любой человек способен стать творцом новых знаний, ценностей, произведений искусства. Все, что для этого необходимо, — желание творить и готовность трудиться.

Общение есть способ бытия человека во взаимосвязи с другими людьми. Если обычная деятельность определяется как субъект-объектный процесс, т.е. процесс, в ходе которого человек (субъект) творчески преобразует окружающий мир (объект), то общение — это специфическая форма деятельности, которая может быть определена как субъект-субъектная связь, где человек (субъект) взаимодействует с другим человеком (субъектом).

Часто общение отождествляют с коммуникацией. Однако следует разделять эти понятия. Общение — это деятельность, имеющая материальный и духовный характер. Коммуникация — чисто информационный процесс и не является деятельностью в полном смысле этого слова. Например, возможна коммуникация между человеком и машиной или между животными (зоокоммуникация). Можно сказать, что общение — это диалог, где каждый участник деятелен и самостоятелен, а коммуникация — монолог, простая передача сообщения от отправителя получателю.

Рис. 2.3. Структура коммуникации

В ходе коммуникации (рис. 2.3) адресант (отправитель) передаст адресату (получателю) информацию (сообщение). Для этого необходимо, чтобы собеседники владели информацией, достаточной для понимания друг друга (контекст), а информация передавалась понятными обоим знаками и символами (код) и чтобы между ними был установлен контакт. Таким образом, коммуникация — односторонний процесс передачи сообщения от адресанта к адресату. Общение же есть процесс двухсторонний. Даже если второй субъект в общении не является реальным человеком, ему все равно приписываются черты человека.

Коммуникацию можно рассматривать как одну из сторон общения, а именно его информационную составляющую. Кроме коммуникации общение включает в себя и социальное взаимодействие, и процесс познания субъектами друг друга, и изменения, которые происходят с субъектами в этом процессе.

С общением тесно связан язык, выполняющий в обществе коммуникативную функцию. Предназначение языка — не только обеспечение человеческого взаимопонимания и трансляция опыта из поколения в поколение. Язык также — социальная деятельность по формированию картины мира, выражение духа народа. Немецкий языковед Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835), подчеркивая процессуальный характер языка, писал, что «язык есть не продукт деятельности, а деятельность».

Игра, общение и труд как виды деятельности

Под трудом понимают целесообразную деятельность человека по преобразованию природы и общества рати удовлетворения личных и социальных потребностей. Трудовая деятельность направлена на практически полезный результат — различные блага: материальные (пища, одежда, жилье, услуги), духовные (научные идеи и изобретения, достижения искусства и т.д.), а также воспроизводство самого человека в совокупности общественных отношений.

Процесс труда проявляется по взаимодействии и сложном переплетении трех элементов: самого живого труда (как человеческой деятельности); средств труда (орудий, используемых человеком); предметов труда (материала, преобразуемого в процессе труда). Живой труд бывает умственным (таков труд ученого — философа или экономиста и т.д.) и физическим (любой мускульный труд). Однако даже мускульный труд обычно интеллектуально нагружен, поскольку все, что делает человек, он делает осознанно.

В ходе трудовой деятельности совершенствуются и изменяются, обеспечивая в результате все более высокую эффективность труда. Как правило, эволюцию средств труда рассматривают в такой последовательности: природно-орудийная стадия (например, камень как орудие); орудийно-артефактная стадия (появление искусственных орудий); машинная стадия; стадия автоматики и робототехники; информационная стадия.

Предмет труда - вещь, на которую направлен труд человека (материал. сырье, полуфабрикат). Труд в конечном счете материализуется, фиксируется в своем предмете. Человек приспосабливает предмет к своим потребностям, превращая его в нечто полезное.

Труд считается ведущей, исходной формой человеческой деятельности. Развитие труда способствовало развитию взаимной поддержки членов общества, его сплочению, именно в процессе труда развивались общение, творческие способности. Иными словами, благодаря труду сформировался сам человек.

Под понимают деятельность по формированию знаний и умений, развитию мышления и сознания личности. Таким образом, обучение выступает и как деятельность, и как трансляция деятельности. Известный психолог Лев Семенович Выготский (1896-1934) отмечал деятельностный характер обучения: «В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность».

Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности. Хотя человек меняется и в процессе общения, и в трудовой деятельности, это изменение является не непосредственной целью данных видов деятельности, а только одним из их дополнительных следствий. В обучении все средства специально направлены на изменение человека.

Под игрой понимают форму свободного самовыражения человека, направленную на воспроизводство и усвоение общественного опыта. В качестве конституирующих характеристик игры голландский теоретик культуры Йохан Хёйзинга (1872-1945) выделяет свободу, положительную эмоциональность, обособленность во времени и пространстве, наличие добровольно принятых правил. К этим характеристикам можно добавить виртуальность (игровой мир двуплановый — он одновременно реален и воображаем), а также ролевой характер игры.

В процессе игры усваиваются нормы, традиции, обычаи, ценности как необходимые элементы духовной жизни общества. В отличие от трудовой деятельности, цель которой — за пределами процесса, цели и средства игровой коммуникации совпадают: люди радуются ради радости, творят ради творчества, общаются ради общения. На ранних этапах развития человечества красота л ишь в игровое время праздника могла ощущаться только как красота, вне отношений полезности, что порождало художественное отношение к миру.

Происходит в основном в ходе игры, обучения и труда. В процессе взросления каждый из этих видов деятельности последовательно выступает в качестве ведущего. В игре (до школы) ребенок примеряет на себя разные социальные роли, на более взрослых этапах (в школе, колледже, вузе) он приобретает необходимые для взрослой жизни знания, учения, навыки. Завершающий этап формирования личности проходит в процессе совместной трудовой деятельности.