Что такое достоинство самоуважение по повести чучело. Сочинение по повести В

Аспектный анализ

Повести В.К. Железникова «Чучело»

(на уроках внеклассного чтения)

При работе над повестью «Чучело» обратимся к одному из аспектов филологического анализа, который предполагает взаимодействие двух подходов к тексту: литературоведческого (о нём говорилось выше) и лингвистического, опирающегося «на рассмотрение «первоэлемента» литературы – языка» (Никол. С. 5).

Объектом нашего анализа выберем субъектную организацию текста как одну из точек «функционального схождения значимости всех элементов»(Никол. С.8), по определению А.П. Скафтымова.

В субъектной организации текста, в свою очередь, выделим две семантические доминанты («доминанта - тот компонент произведения, который приводит в движение и определяет отношения всех прочих компонентов»(Никол. С 168)):

1) заглавие повести , которое, занимая сильную позицию, «рассматривается исследователями как «аббревиатура смысла» всего текста, как отражение собственно авторской интерпретации»

2) имена собственные , поскольку они выражают позицию автора, а также, являясь регулярно повторяющимися элементами текста, «приобретают мотивированность в структуре целого… Их рассмотрение позволяет выявить особенности авторского отношения к персонажам и систему их связей в тексте»(Никол с.168)

Заглавие повести

Заглавие повести «Чучело» направляет внимание читателя к тому, что будет изложено далее, поскольку сразу указывает на конфликт между личностью и социумом, т.е. людьми, которые дали ей это обидное прозвище: чучелом обычно называют, точнее, обзывают, дразнят внешне несимпатичного человека.

«Чуча, чучело, чучелка, пугало на огороде, шугало; подобие человека, кукла; набитая кожа зверя, животного, птицы; (бран.) уродина, безобраза»(Даль 4 т, с 616) – в этом ряду стоит это слово в словаре Даля.

Восходит оно к пермскому слову «чуча» со значением «пугало, чучело»(Фасм. Т. 4 с. 389). Образовано переходом из одной части части речи в другую, при котором изменился морфемный состав слова, подобно многим словам русского языка:

  • крыл-о от глагола кры-л-о в форме прош. вр. среднего рода (крыть )
  • рыл-о от ры-л-о (рыть)
  • пугало - от глагола пугать
  • шугало – от глагола шугать («пугать, прогонять (особенно хищных птиц)»; шугай - «пугало на огороде» калужск. …По-видимому, образовано от межд. шугу! шу!, которым пугают птиц» (Фасмер, т.4 с.483)).

Внутренняя форма слова чучело сходна с вышеприведёнными словами и означает «орудие, с помощью которого совершается какое-то действие».

Чучелом назвал главную героиню повести Лену Бессольцеву в первый день в новой школе её одноклассник по прозвищу Рыжий. Сначала, увидев её открытую улыбку («Конечно, у меня ведь дурацкая улыбка – до самых ушей. Поэтому и уши я тогда прятала под волосами.») (Текст с.55), он закричал дразнилку: «Рот до ушей, хоть завязочки пришей!»(Текст 55с.). Чучелом он назвал её позже, когда во время разговора о её дедушке, прозванном в этом городке Заплаточником, девочка искренне смеялась вместе со всеми, не предполагая ничего обидного в словах ребят.

Пересказывая потом всё это дедушке, она стыдилась самой себя: «Я вижу, вижу себя со стороны – ну просто я была какая-то дурочка… Правда, дурочка с мороза».(Текст с.62)

Во время того школьного разговора за Лену вступился Дима Сомов, мальчик из этого же класса: «Знаешь, он меня сразу удивил. Глаза синие-синие, а волосы белые. И лицо строгое. И какой-то он весь таинственный, как «Уснувший мальчик»».(Текст с. 64)

Давайте попробуем проследить, как в тексте реализуется связь семантически не родственных слов пугать (пугало) и печалиться (печаль).

Когда Лена рассказывала дедушке обо всём, что случилось на каникулах из-за отмены поездки в Москву, одноклассника Димку она опять сравнила со скульптурой «Уснувший мальчик», который всегда казался её грустным, а в день перед отъездом – особенно печальным: «Он на Димку похож. Только у «Уснувшего мальчика» улыбка испуганная, а у Димки надменная. А это большая разница. Раньше я этого не понимала. А теперь поняла, что я люблю испуганных людей. Ну, они вроде бы какие-то не такие, у них есть испуг за других». (Текст с. 130)

Этот «испуг за других», переживание, страх за других свойственен прежде всего самой Лене. Именно поэтому она и взяла Димину вину на себя, избавив его от страха перед Железной Кнопкой и одноклассниками.

Однако она не предполагала, что за это ей самой придётся чуть ли не взойти на костёр.

Слово печаль этимологически восходит к глаголу печь , родственники которого – и опека (печься, заботиться о ком-нибудь), и печать (одно из значений – клеймо, выжигаемое на шкуре животных: на школьном платье Лены останутся следы от огня). (См. Фасмер) Поэтому печаль как испуг за другого – печёшься о другом – можно сравнить с горением сердца, внутренним огнём. Какая ещё метафора ассоциируется с этими? Конечно, жар души, огонь, пламя любви (ведь Дима Лене нравился, его сестра дразнила их «Тили-тили-тесто, жених и невеста!»).

Когда Лохматый стащил Ленкино платье и ребята сжигали его на костре, сделав из него чучело самой Лены, метафора стала явью, материализовалась – «испуг за другого» привёл к сжиганию Пугала, Чучела – а ведь это прозвище самой Лены. А поджигать платье заставили Сомова. И он сделал

это. На глазах у Лены. (Это одновременно и его падение в её глазах, тоже материализовавшееся: «Димка упал на колени и так низко опустил голову, что у него торчали одни плечи, а головы совсем не было видно. Получился какой-то безголовый поджигатель».(Текстс. 210))

«Они подтащили меня вплотную к огню. Я, не отрываясь, смотрела на пламя костра. Дедушка! Я почувствовала тогда, как этот огонь охватил меня, как он жжёт, печёт и кусает, хотя до меня доходили только волны его тепла. …Я так закричала, что они от неожиданности выпустили меня… Я бросилась к костру… мне не хотелось, чтобы чучело сгорело. Мне почему-то этого страшно не хотелось!»(Текст с. 210)

Итак, время метафор закончилось. Всё стало превращаться в жуткую реальность: ты была Чучелом, уродиной, пугалом на словах – теперь становишься на деле. Словно ребята сжигают на костре ту Ленку, которая была доброй, беззащитной, всё понимающей, прощающей и любящей. Словно огонь вызвал к жизни её другую сторону, тоже бесстрашную, однако уже не «горящую за других», а других сжигающих, точнее, освещающих те уголки их души, которые раньше прятались за словами, за масками, а теперь Горящее Чучело всё вытащило на свет, всё потаённое собою осветило.

Снова происходит реализация метафоры: обидное прозвище Чучело становится реальным «пугающим орудием», угрозой для тех, кто раньше так бесстрашно обзывал Лену:

  1. «Я сильная стала… сама вырвала из огня чучело и стала им размахивать над головой, наступая на всех. Чучело уже прихватилось огнём, от него летели искры, и все они испуганно шарахались от этих искр».(Текст с. 210)
  2. Когда вечером к Бессольцевым приходит Васильев и говорит, чтобы она не уезжала, жестоко называя её при этом трусихой, Лена надевает обгоревшее платье, стрижётся в парикмахерской наголо, превращаясь тем самым в чучело внешне. Происходит странная метаморфоза: почувствовав себя уничтоженной, сожженной, она обрела свободу от всех человеческих условностей, ценностей, диктующих человеку, что надо быть красивым и привлекательным внешне, а не внутренне, она пришла к осознанию ценности своей души, своей личности, которая не равна внешности. Её дедушка, по сути, такой же – его прозвали Заплаточником из-за старого пальто, и никто не понимает, зачем он тратит свои деньги на картины.
  3. Лена в образе настоящего чучела является на день рождения к Димке и каждому говорит правду о нём самом (вытаскивает их тайны на свет, как было сказано раньше). Ребятам становится страшно от того, что они видят своё слово (Чучело) ожившим, воплотившимся в жизнь (раньше они утверждали, что всё это шутка, не чувствуя, какую боль наносят Лене), а также им неприятно, даже страшно узнать истины о себе и друг о друге: «Исчезла, испарилась Ленка, будто её здесь и не было. В комнате стояла жуткая, неправдоподобная тишина». (Текст с. 240)

Дети и подростки привыкли с лёгкостью давать друг другу прозвища, иногда даже сочиняют их для себя, тем самым реализуя свою возможность сыграть как можно больше ролей в мире, который они осваивают, играя. И Ленино прозвище Чучело многие воспринимают как один из вариантов её имён, не наносящих ей обиды.

Когда, увидев, как ребята «гоняют» теперь Димку Сомова, Лена оказалась в классе последний раз, «ребята весёлой гурьбой окружили Ленку:

Привет, Чучело!

Здорово!

Наше вам!..

Оказывается, ты молодец, Бессольцева! – Лохматый хлопнул Ленку по плечу.

Разрешите пожать вашу лапку, - паясничал, как всегда, Рыжий, пожимая Ленкину руку».(Текст с. 255)

Как легко оказалось им перейти от ненависти и злобы («Чучело предатель! Долой Чучело! Бойкот Чучелу!») к симпатии и уважению («- Вот хорошо, что ты ещё не уехала. – Сама Железная Кнопка, улыбаясь, приближалась к Ленке. – Что же ты нам сразу всё не сказала?.. Впрочем, это твоё личное дело»(Текст с.255))! Неужели всё, что они творили, неужели травля и костёр были ужасом только для Лены?! Неужели они не испытали стыда за свои поступки? Неужели не ужаснулись собой? Неужели их «справедливость», которая «должна восторжествовать»(Текст с. 256), торжествует только при моральном уничтожении человека? Нужна ли такая справедливость человеку, людям?

Всё-таки унижение и страдания Лены были не напрасны: когда она отказалась поддержать бойкот Сомову и сказала: «Я была на костре. И по улице меня гоняли. А я никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!»(Текст с. 257), когда ребята узнали, что её дедушка подарил свой дом и картины городу («Даром? Всё-всё даром?..»(Текст с. 259)), система ценностей многих ребят стала рушиться(Текст с.263 – 269) :

« - На каких людей мы руку подняли!» (Васильев)

« - Я всегда был как все. Все били – я бил. Потому что я Рыжий и боялся выделиться.- Он почти кричал или почти плакал: - А теперь – точка! Хоть с утра до ночи орите: «Рыжий» - я всё буду делать по-своему, как считаю нужным. – И впервые, может быть, за всю свою жизнь освобождённо вздохнул».

«- А я хотел быть сильным, - сказал Лохматый и посмотрел на свой кулак. – Думал, останусь в лесу, как отец. И будут меня все бояться… Вот и порядок настанет. … Хорошо бы себе мору набить…»

« - Всё из-за неё! Из-за неё! - твердила Миронова, вытирая слёзы. - Из-за матери моей… Она считает, что может жить как хочет… и делать что хочет… И ничего ни с кого не спросится. Лишь бы всё было шито-крыто!.. И вы такие же!» (Железный характер у девочки! Трудно сознаться, что иногда не прав ты, а не другие!)

Когда на подаренной школе картине, написанной много лет назад, они увидели девочку, так похожую на Ленку («голова на тонкой шейке, ранний весенний цветок. Вся незащищённая, но какая-то светлая и открытая»)(Текст с.270), тогда «отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству всё сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть больше не было сил». (Текст с. 271)

Последняя фраза «Чучело, прости нас!» опять возвращает читателя к началу повести. К её названию. И слово «чучело», став именем собственным, здесь уже не обидное прозвище, а крик души (ведь слово этимологически восходит к крику, пугающему птиц), знак признания доброты, внутреннего содержания человека, а не его внешности и отдельных поступков. Первый шаг к изменению самих себя, к «прорастанию личности» некоторые ребята (конечно, не все!) тем самым уже сделали. Дальше им предстоит выбирать свой путь самим. Без помощи Чучела.

Имена собственные в повести «Чучело»

Поскольку предыдущий аспектный анализ текста тоже касается проблемы, связанной со значением имени собственного, то систему подобных слов и их сюжетную функцию мы будем рассматривать с той точки зрения, кто из персонажей имеет не только имя и/или фамилию, но и прозвище и как это помогает понять авторский замысел.

Имена собственные основных персонажей повести (к ним отнесём Лену, её дедушку, а также одноклассников, принимавших участие в конфликте) соотнесём с прозвищами и выясним их значения.

Таблица 5

Имя и фамилия

Прозвище

1. Николай Николаевич Бессольцев

1. Заплаточник

2. Лена Бессольцева

2. Чучело

3. Дима Сомов

3. Постоянного прозвища нет

4. Миронова

4. Железная Кнопка

5. Шмакова

5. Нет прозвища

6. Валька

6. Живодёр

7. Нет имени и фамилии

7. Лохматый

8. Толик

8. Рыжий

9. Попов

9. Попик

10. Васильев

10. Нет прозвища

В том, какие прозвища ребята дают людям, отражается их взгляд на мир, их система ценностей.


Цели:

  • Показать, что такое детская жестокость, её истоки, к чему она может привести.
  • Формировать умение давать развёрнутую характеристику литературному герою.
  • Взращивать в учащихся доброту, милосердие.

Оборудование:

  • Тексты повести В. Железникова «Чучело»;
  • Портреты героев повести В.Железникова «Чучело», иллюстрации к произведению.
  • Фрагменты кинофильма Р.Быкова «Чучело».

Ход урока

I . Вступительное слово учителя.

Ребята, думаю, что, наверное, каждому человеку в жизни приходится хотя бы раз столкнуться с жестокостью. Дети часто убеждены в том, что жестокость присуща только взрослым. Оказывается, это не всегда так. Порой в подрастающем поколении таится такая сила жестокости, что становится страшно…Именно эта проблема, проблема детской жестокости, нашла своё отражение в повести В.Железникова «Чучело».

Надо отметить, что обратился писатель к вопросу жестокости детей не случайно. Повесть автобиографична: в жизни племянницы В.Железникова произошло подобное событие, на которое он тут же откликнулся и написал пьесу «Бойкот» - она и была позднее положена в основу содержания повести «Чучело». Разница состоит лишь в том, что в произведении события длятся несколько дней, а в реальной жизни травля девочки продолжалась полгода.

«В «Чучеле» меня интересовало, может ли один человек, такой вот маленький, ранимый, незащищённый, как Лена, выстоять в экстремальной ситуации против всех. Потом в процессе работы появилось желание создать панораму жизни подростков, понять, из каких зёрен взошла эта поросль».

В.Железников.

II. Выявление первоначального впечатления.

  • Какие чувства, эмоции, впечатления оставила у вас повесть? (Поразила жестокость подростков, доброта Лены, её вера в людей).
  • Что такое галерея? (Художественный музей; длинный ряд, вереница).
  • Приглашаю вас создать « Галерею подростков» повести «Чучело». Чьи бы портреты вы повесили в неё? (Миронова (Железная кнопка), Шмакова, Валька, Лохматый, Попов, Васильев). На доске появляются портреты названных героев.
  • Что объединяет этих ребят? (Всех их объединяет жестокость по отношению к Лене Бессольцевой).
  • А портрет Димы Сомова? Куда мы его повесим: вместе со всеми или отдельно? Почему? (Портрет Димы надо повесить отдельно от всех, потому что он вроде бы и с подростками и в то же время не с ними - он заступается за Лену, над которой все смеются. Сомов – связующее звено между Леной и классом).

III . Анализ повести «Чучело».

Мы создали с вами «Галерею подростков» повести, определили причину их объединения – жестокое обращение с одноклассницей. Но ведь эти дети не родились жестокими, они стали такими.

  • Что повлияло на то, что в подростках зародилась жестокость?(Семья, школа, общая атмосфера городской жизни, которую создали жители, сами считающие, что ценность человека можно определить одеждой (вспомним, какую кличку дали они прекрасному человеку, дедушке Лены Бессольцевой,-Заплаточник), положением в обществе, которого он добился (отец Димы Сомова)). Подростки, как и все жители городка, видят только внешнее, а внутреннее содержание человека их не интересует).
  • Мы назвали факторы, которые повлияли на то, что в детях стала зарождаться жестокость и пока говорили обо всех в общем. Теперь же давайте всмотримся в каждого подростка нашей галереи более пристально.

Индивидуальные сообщения заранее подготовленных учеников о каждом представителе «Галереи подростков».

Учащимся заранее даётся задание подготовить сообщение о каждом представителе «Галереи подростков» по следующим пунктам:

  1. семья;
  2. отношения в коллективе одноклассников;
  3. отношения с Леной;
  4. высказывания подростков относительно других героев повести;
  5. их действия, поступки.
  • -Да, лучше бы смотреть на всех персонажей нашей «Галереи» издалека. Жестокость их поступков и жесткость их характеров поражает даже взрослого человека. И всё же и среди них есть один человек, который осознаёт весь ужас положения вещей, пробуждается ото сна. Кто это? (Васильев).
  • Но среди этих детей, не знающих жалости, выделяется мальчик, которому, на первый взгляд, не чужды человеческие чувства жалости и сострадания. Кто это? (Дима Сомов).
  • Почему я сказала, что человеческие чувства ему не чужды только на первый взгляд? Какое объяснение даст нам более пристальный взгляд на этого человека? (В проявлении своих чувств он неискренен. Он показывает их только для того, чтобы выделиться из всех, ведь Дима - признанный лидер коллектива и очень боится не быть им).

Индивидуальные сообщения заранее подготовленных учащихся.

Ученики дома готовят сообщения, в которых Дима показан в борьбе за лидерство, его отношение к Лене и раздвоение личности Димы, происходящее в этой борьбе. (Сцена в саду, рассказ о кошке, вытащенной из огня, драка с Валькой, сцена признания вины, сцена с маской, судьба Димы после разоблачения).

  • Какой вывод о поступках Димы мы можем сделать? (Все благородные поступки для того совершаются Димкой, чтобы утвердить свою силу, поскольку в душе он чувствует себя трусом).
  • Вспомним названную вами сцену, когда Димка обзывает Вальку с Петькой живодерами. Фрагмент кинофильма.
  • Что в поведении Димки вам не понравилось? (Он обзывает Вальку с Петькой очень тихо. В этом и состоит двойственность Димки: перед Леной ему надо быть храбрецом - крикнуть смело вслед злодеям обидное слово, но получить от Петьки не хочется, и поэтому он кричит вполголоса).
  • В какой еще сцене мы видим двойственность поступков Димки? (В сцене преследования Лены).

Чтение по ролям и (или) просмотр кинофрагмента.

  • Что помогает понять нам этот фрагмент? (Мы читаем и видим всё ничтожество Димки, всю его трусость, жестокость).
  • Видят ли это ребята - одноклассники? Кто для них Сомов? (Нет, к сожалению, они не видят второго лица Сомова Димы. Для них он лидер, человек, не боящийся ничего и никого, знающий выход из любой ситуации).
  • Хочет ли сам Сомов разобраться в себе, увидеть правду? (Нет, Димка не хочет видеть горькой правды. Он живет, глядя на мир сквозь розовые очки и не хочет снимать их, страшась увидеть свою сущность).
  • И всё же находится человек, открывающий Сомову глаза на самого себя, заставляющий Димку задуматься: кто же он на самом деле - рыцарь или обыкновенный трус. Кто этот человек- исцелитель? (Маргарита Ивановна, классный руководитель).
  • Что особенного она сделала? (Назвала Димку трусом, а это было как гром среди ясного неба).
  • Какова была реакция Димки? (Он кричит: «Я трус!?» Ведь учительница задела самую больную струну его души, показала ему его истинное лицо).
  • От неожиданности он мог и прошептать, потеряв дар речи, но Железников вкладывает в его уста именно крик. Почему Димка кричит? (Он словно хочет своим криком заглушить правду).
  • Какой эпизод наиболее ярко характеризует Сомова как труса? (Когда он признаёт свою вину, но, видя, чем это может обернуться для него, говорит, что это шутка, и перекладывает всю вину на Лену).
  • Да, Лена... Обо всех мы поговорили, а о ней забыли. Хотя, нет, не забыли. Просто не может она существовать даже в разговоре о повести рядом с жестокостью и предательством. Она лучик солнца, которому не дают согреть землю тучи - одноклассники. А кто такая Лена? (Внучка Н.Н. Бессольцева, прозванного горожанами Заплаточником).

Индивидуальное задание заранее подготовленного учащегося.

Рассказать о дедушке Лены поподробнее: как он попал в город, чем занимается, как к нему относятся горожане, как он относится к Лене.

Индивидуальное задание заранее подготовившегося учащегося.

Рассказать о том, как Лена появляется в классе, как её принимают. (Внешность Лены, характер, восприятие девочкой окружающего мира и людей). Связь внутреннего мира Лены с родословной Бессольцевых.

Открытость, непосредственность, искренность, доверчивость Лены делают её смешной в глазах других, уязвимой. Над ней смеются, а она, не понимая этого, тоже заливается смехом. Ведь до этого ей не приходилось сталкиваться с лицемерием. Она думает, что в жизни её окружают только чистые и благородные люди, какими были все в роду Бессольцевых. Ведь именно в родословной этой семьи таится та сила добра и мужества, которая позволяет Лене выстоять, не сломаться под тяжестью насмешек и предательства.

  • На кого похожа Лена? (Лена очень похожа на Марию Николаевну Бессольцеву (Машку),сестру Николая Николаевича, изображённую на картине).
  • Можно ли сказать, что эти два человека- Лена и Машка похожи не только внешне, но и внутренне? (Да, два этих человека похожи между собой и внешне и внутренне: Лена такая же святая душа со своей предельной преданностью дружбе, с её самоотдачей другим людям. Лена, как и Машка,- жертвенница).
  • Какова самая большая жертва Лены? (Девочка пожертвовала своей честью, запятнала её, чтобы спасти Димку).

Просмотр кинофрагмента.

Становится страшно за Лену. Оказывается, она совсем не защищена от жестокого окружающего мира. Лена не ожидает от друга такой подлости, как предательство.

Просмотр кинофрагмента. (Сцена с маской в окне, сцена сжигания чучела).

  • Лена сталкивается с жестокостью одноклассников… Но становится ли она подобной им? (Нет, несмотря на всё произошедшее, душа Лены не зачерствела, в ней не проросли зёрна жестокости, занесенные детьми, среди которых она находится).
  • Что или кто помогают Лене сохранить чистоту души и сердца? В чём заключается помощь? (Дедушка. Он разъясняет Лене, что не все подростки так уж плохи, как кажется на первый взгляд. Именно он растолковывает внучке понятие милосердия, пусть даже по-своему. И Лена, впитав дедушкины истины, не может, не желает губить другого человека, даже если этот человек виновен в её страданиях. Лена остаётся благородным человеком до конца).
  • Чем заканчивается повесть? (Лена с дедушкой уезжают из города).
  • Что происходит в душах ребят, когда Лена уходит навсегда из их класса? (У ребят, пусть не у всех, но появляется тоска по человеческой чистоте. Пускай поздно, но они просят для искупления своей вины прощения у Лены, когда её уже нет рядом с ними).

Просмотр кинофрагмента.

  • Как вы думаете, что произойдёт дальше с ребятами? Оставит ли эта история в их душе след и какой? (Они изменятся, но не все. Человеком вырастет Васильев, произойдёт перелом в душе Рыжего и Лохматого, но Шмакова, скорее всего, не изменится никогда).

Повесть Железникова «Чучело» вызывает самые противоречивые чувства у своих читателей. В героях повести можно узнать себя, своих одноклассников или знакомых. Автор очень точно сумел описать чувства и поведение детей, которое очень часто присущи в социальных группах.

Создавая повесть, Железников хотел показать, что зачастую дети бывают бесчувственны и жестоки по отношению к более незащищенным сверстникам. Подросткам свойственно утверждать свою личность аморальными методами, путем оскорбления человека, который не имеет возможности дать отпор таким действиям. Такой «куклой для битья и оказалась» главная героиня повести Лена Бессольцева.

Сюжет повести «Чучело»

В одну из провинциальных школ советской России приходит новая ученица Лена Бессольцева. Она приходится внучкой художнику, ведущего замкнутый образ жизни, что стало причиной отстранения от него горожан. Одноклассники стараются улыбаться Лене, но на самом деле открыто дают понять новой девочке, чьи здесь правила.

Со временем Бессольцеву начинают презирать за ее доброту и мягкосердечность, одноклассники дают девочки кличку «Чучело» подчеркивая, таким образом, ее бестолковость и отсутствие собственного мнения. У Лены добрая душа, и она всячески пытается наладить контакты с одноклассниками, даже не реагируя на оскорбительную кличку.

Однако жестокость детей, ведомыми лидерами класса, не имеет границ. Только один человек испытывает чувство жалости к девочке, и начинает вместе с ней дружить Дима Сомов. Однажды дети решили прогулять уроки и пойти в кино. Дима вынужден был вернуться в класс, чтобы забрать копилку, которую там забыл.


Его встретила учительница, и после длительного допроса, мальчик вынужден был рассказать правду о том, что его одноклассники сбежали из уроков. После этого дети решают наказать Диму за предательство, но неожиданно Лена, сохранявшая все это время нейтралитет, заступается за своего друга и начинает оправдывать его.

Одноклассники быстро забывают согрешение Димы, и переносят свою агрессию на девочку. Лене объявили , чтобы проучить ее. Жестокие дети, абсолютно ничего не понимающие в жизненных ценностях, сжигают чучело символизирующее Лену в школьном дворе.

Девочка, не в силах больше выдерживать такого социального гнета, просит дедушку покинуть этот город. Через некоторое время, дедушка со своей несчастной внучкой уезжают. После того как Бессольцева ушла из их жизни, детей одолели страшные мучения совести, они понимали, что потеряли действительно хорошего, честного человека, но что либо предпринимать было уже поздно.

Социальный вопрос в повести

Повесть «Чучело» обладает весьма скандальным характером. Автор выражает свое открытое призрение не конкретно к детям, психика которых только формируется, а к их родителям и учителям, которые не препятствовали угнетению Лены.

Взрослые люди должны были понимать, что Лена не должна нести ответственность за своего дедушки, но никак не реагировали, а даже в некоторых случаях поддерживали, жестокое поведение одноклассников девочки.

Яркий пример, учительница Маргарита Ивановна, которая по - своему косвенно также принимала активное участие в моральном угнетении ребенка. Учительница поддерживала ярких и сильных личностей, однако на то, чтобы рассмотреть такую личность в Бессольцевой, ей не хватало жизненной мудрости.

Ситуация, описанная в повести достаточно распространенная в подростковой среде. Но ответственность за такое поведение детей лежит в первую очередь на старших людях, которые это допускают и поощряют.

Заполнить таблицу.

В 1981 году в свет вышла повесть, повергшая в шок советских читателей, ибо события, описанные в ней, выглядели настоящим нонсенсом: юные пионеры-ленинцы гнобят новенькую ученицу. Автор произведения - Владимир Железников. «Чучело» (краткое содержание приведено далее) - так он назвал свою повесть, идею которой взял из жизни: похожие события случились с его внучкой. Произведение настолько потрясло актера и режиссера что уже в 1983 году на экраны советских кинотеатров вышел снятый им художественный фильм с одноименным названием.

Итак, краткое содержание «Чучело». Действие происходит в небольшом провинциальном городке. К местному чудаковатому старику Николаю Николаевичу Бессольцеву, коллекционирующему картины, приезжает его 12-ти летняя внучка Лена. Она поступает в местную школу, абсолютно искренне надеясь завести здесь новых друзей. Но одноклассники практически сразу начинают издеваться над ней. Их забавляет ее непосредственность и наивность в сочетании с нескладной внешностью: длинные, худые руки и ноги, большой рот с вечной улыбкой и две косички. Не успев провести и пяти минут в новом классе, она получает кличку «Чучело». Краткое содержание данной повести не в состоянии передать тех негативных эмоций, что вызвала у школьников их новая одноклассница.

Лишь один мальчик не смеялся над ней. Это был Дима Сомов, который пользовался авторитетом всего класса, поскольку считался красавчиком и умницей, а также был сыном обеспеченных родителей. Но Лене Бессольцевой чужды любые корыстные помыслы. Она просто хочет дружить. Дима принимает ее дружбу и старается ее по мере возможности защищать от нападок одноклассников. А когда он спас собаку, которую одноклассник Валька хотел сдать на живодерню, то стал для девочки настоящим героем. Но вскоре дружба дала трещину из-за поступка Сомова. Он рассказал учительнице, что весь класс сбежал в кино. Лена слышала этот разговор, но была свято уверена, что Дима признается одноклассникам, что это из-за него теперь они все не поедут на каникулы в Москву. Но он не признался, и девочка взяла его вину на себя. Разговор Сомова с учительницей слышали еще двое одноклассников, но предпочли молчать, чтобы посмотреть, как он будет выкручиваться. Лене, как предателю, объявлен бойкот.

Однажды Валька-живодер забежал во двор дома, где жила Чучело (краткое содержание не способно передать всех подробностей), и украл с бельевой веревки ее платье. К тому же он увидел там Сомова. Тот погнался за Валькой, чтобы отобрать платье. Лена побежала следом за ними и оказалась у полуразрушенной церкви, возле которой собрался весь класс. Мальчики и девочки соорудили из соломы чучело (краткое содержание не позволяет описать всей чудовищности дальнейшего действа), надели на него украденное платье и устроили его сожжение. Бессольцева бросается к горящеей ветке с платьем и, отвязав ее от столба, разгоняет ею кощунствующих одноклассников. Она понимает, что ее все ненавидят за предательство, которого она не совершала, но продолжает молчать.

Сомова выдает один из одноклассников, слышавших его признание учительнице, но

Лене уже все равно. Она хочет уехать из этого городка и уговаривает дедушку отпустить ее или поехать вместе с ней. Дед колеблется. На день рождения Сомова Лена приходит, обритая наголо, и в том самом обгоревшем платье, что было надето на чучело. Краткое содержание никогда не передаст всех эмоций, поэтому лучше будет прочитать книгу или посмотреть фильм. Девочка демонстративно юродствует и с деланной улыбкой провозглашает себя чучелом, уродом и ничтожеством. Одноклассники в шоке, но каждый вдруг в глубине души понимает, что урод и ничтожество - это каждый из них. Они покидают дом Сомова, а на следующий день окончательно убеждаются, что именно он и есть предатель. Они готовы просить прощения у Лены, но уже поздно: она уезжает. Ее дед едет вместе с ней, но перед отъездом отдает свой дом вместе с бесценной коллекцией картин в дар городу. Школе же он подарил портрет своей бабушки. Когда дети увидели картину, они обомлели: со старинного портрета, больше похожего на икону, на них смотрела молодая женщина, точь-в-точь похожая на Бессольцеву.

Рецензия на повесть Владимира Карповича Железнякова — «Чучело», написанная в рамках конкурса «Моя любимая книга». Автор рецензии: Анастасия Халявина. Первая работа Анастасии: .

Повесть «Чучело» — это жемчужина творчества Владимира Карповича Железнякова и мое любимое произведение отечественной литературы. Все, наверняка, знают историю Лены Бессольцевой – хрупкой, но очень сильной духом девочки, терпевшей из-за своего милосердия, искренности, открытости, доброты и преданности издевательства со стороны своих одноклассников. Я же ее знаю досконально. Перечитав ее несколько раз и сделав примерно такое же количество просмотров фильма по повести, я не перестаю восхищаться и удивляться Лене, которая каждый раз открывает передо мной новые истины. И порой, вновь пройдя с девочкой ее нелегкий путь, удивляюсь, почему я раньше не замечала этих мудростей и проблем? Сейчас я не могу дать ответ на этот вопрос. Но быть может смогу в конце моей рецензии?

Над этой книгой можно размышлять бесконечно, можно вывести бесконечное множество выводов, по ней можно научиться «жить». Я удивилась тому, как автор точно передал огромную мировую проблему – жестокость среди подростков, описал оную во всех ее проявлениях. «Самые жестокие существа на свете - дети. Их готовность убить и надругаться не знает себе равных» © Сальвадор Дали . Кажется, что Владимир Карпович, писал свою книгу, как расшифровку слов этого мыслителя. «Надругаться – подвергнуть кого-что-нибудь оскорбительному издевательству» — гласит толковый словарь Ушакова. А надо заметить, что издевательств Лена вынесла не мало. Под словом «убить» Железняков подразумевает убийство не физическое, а моральное. Ребята из класса пытались убить в Елене веру в саму себя, веру в надежду. Но она не сдалась, и однажды из ее уст мир услышал фразу, которая стала афоризматичной: «Верить надо до конца!» .

Вы когда-нибудь задумывались, как радикально может измениться человек под влиянием окружающих? Что стереотипы могут сделать с людьми? Я думаю, что настолько же не глубоко, насколько и я, до прочтения этой замечательной книги. Меня поразили кардинальные перемены, произошедшие в Димке Сомове, и их весьма небольшие временные рамки. Вначале Димка представлен сильным, храбрым, смелым. После — в середине – он начинает быть трусливым, слабым духом, неспособным сказать правду, пойти против общества человеком. В конце произведения Ленин «друг» становится безнравственным жестоким предателем, способным вместе с «приятелями» обидеть свою защитницу. Да. Он стал предателем. Но не потому, что раскрыл тайну побега учительнице, а потому, что предал Лену Бессольцеву!

Книга полезна всем. И взрослым, и детям, а особенно подросткам. Она учит людей быть толерантными, честными, сильными духом, благородными, милосердными, а главное е ценить не физическое благо, а нравственное, моральное! «Зато у тебя глаза вдохновенные! И сердце чистое. Это посильнее, чем платье по фигуре».

«И порой, вновь пройдя с девочкой ее нелегкий путь, удивляюсь, почему я раньше не замечала этих мудростей и проблем?» — писала я вначале моего текста, и не могла ответить на мною же поставленный вопрос. Кажется, теперь у меня готов ответ. Просто это произведение, как слоеный пирог – если его «есть» сверху вниз, то при каждом прочтении открываются доселе неизвестные тебе слои, которые ты «поглощаешь» с тем же интересом, что и верхние слои. Поэтому, этот шедевр можно перечитывать тысячи раз, ведь одного слоя не хватит, чтобы понять все, что хотел передать читателям В. К. Железняков!.html">