Фаталист и княжна мэри краткое содержание. «Герой нашего времени» (Роман) Пересказ

«Герой нашего времени» — это роман Михаила Юрьевича Лермонтова, который объединил в себе эпические и лирические начала. В данном произведении мы можем наблюдать не только развитие сюжета, но и глубокие душевные переживания главного героя. Эту особенность принято называть «психологизм», но об этом мы подробно написали в , который поможет вам составить отзыв для читательского дневника. А здесь мы рассказали основные события романа в кратком пересказе по главам.

Повествование ведет офицер, волею судьбы заброшенный на военную службу в горячую точку – на Кавказ. Он беседует с , который в свою очередь повествует о своём давнем знакомом, офицере , сосланном за проступок. Речь о том, что происходило тогда с ним и его другом.

Один горский князь пригласил приятелей на торжество в честь бракосочетания одной из дочерей. Молодому офицеру пришлась по душе младшая сестра невесты — . Ее внешность, поведение, манера танца –все привлекало мужчину. Героиня не походила ни на одну знакомую Печорина, она была свободной от ужимок и манер. Григорий решил заполучить ее всеми возможными способами.

Подслушав беседу брата Бэлы и Казбича (поклонника девушки), Печорин решается воспользоваться случаем. Он подговорил пятнадцатилетнего Азамата помочь ему выкрасть сестру в обмен на величественного скакуна Казбича. План удался, и брат увез Бэлу в крепость.

Долгое время девушка жила в русской крепости в заточении. Она не принимала ухаживания своего похитителя, мучилась в плену, ведь поступок офицера навек ее обесчестил, ей не вернуться назад. Но постепенно она изменила своё отношение к мужчине на более тёплое, ведь он не хотел получить ее расположение насильно, и она оценила его терпение и уважение. К этому моменту интерес к новой даме у нашего героя пропал, и влюбленность к Бэле начала медленно угасать. Печорин стал чаще оставлять девушку одну и не оказывал ей прежнего внимания. Дикарка оказалась не лучше и не хуже остальных.

Когда Бэла в очередной раз осталась одна, Казбич решил воспользоваться моментом и вернуть свою невесту. Пока в башне никого не было, мужчина выкрал ее и уже собирался уезжать, но тут подоспели Максим Максимыч и Григорий. Началась погоня, Казбич, осознав опасность, оставил раненую девушку, а сам ускакал.

Жизнь покинула героиню, Печорин был безутешен, но виду не показывал, все переживания он обычно скрывал. Вскоре он покинул эти полные тяжелых воспоминаний земли, а с напарником они обещались еще свидеться.

Максим Максимыч

Рассказчик вновь увидел Максима Максимыча. Оказывается, что сам Григорий является постояльцем в той же гостинице. Максим Максимыч рад возможности снова увидеть старого друга, он отправляет доложить Печорину, что ждет встречи. Но молодой человек не приходит ни вечером, ни ночью.

Наконец, герой появляется, но вместо теплого дружеского приветствия, Максима Максимыча ждало только разочарование. Сухо поздоровавшись с бывшим сослуживцем, Печорин сразу собрался уезжать. Опечаленный приятель напоследок спрашивает Григория о его журнале, собеседник же отвечает, что судьба журнала его не волнует. На этой грустной ноте Печорин покидает своего друга.

Максим Максимыч решает отдать журнал Печорина рассказчику. Когда смерть все же настигает Григория, рассказчик решается сделать из его записей роман. Далее описываются события из дневника, повествование ведется от лица автора записей.

Тамань

Отправившись по службе в Тамань, Печорин остается ночевать в странном доме, где живут бабушка и ее слепой мальчик. Однажды ночью мальчик отправляется к морю, и постоялец, из любопытства, отправляется следить за ним.

У берега Печорин видит фигуру молодой девушки, ждущей мальчика. Вскоре к ним на лодке подплыл мужчина (Янко), он выгрузил какие-то вещи и передал их героине. С утра Григорий встретил ее и попробовал расспросить ее о том, что за таинственное посещение было на берегу в сумерках, но та лишь говорила загадками. Тогда Григорий посулил ей разоблачение. Он про себя назвал ее Ундиной. Позже она завлекала гостя и даже поцеловала его. Вечером незнакомка зовет Печорина к берегу.

Они садятся в лодку, герой предвкушает романтическое приключение. Но только они отчалили, как девушка набросилась на Григория и попыталась того утопить, но у нее ничего не вышло, она сама упала в воду, а мужчина поплыл до берега и подслушал разговор татарина, который привозил груз, и его невесты, которая чуть было не убила офицера. После восхода солнца, контрабандисты бросили слепого мальчика одного на побережье и сбежали, чтобы спастись от наказания. Печорин приходит к мысли, что ему нет до них никакого дела, и зря он взбудоражил их.

Княжна Мери

Печорин приезжает лечиться на воды в Пятигорск. Автор знакомит нас с новым окружением героя – богатых и праздных людей. Княгиня и княжна Лиговские, молодой , моментально влюбившийся в . Юнкер всячески старался привлекать внимание девушки, но та была равнодушна к его стараниям.

Печорин наоборот не искал общества Лиговских, был безразличен к княжне. Поэтому общество стало усиленно интересоваться им, обсуждать его и всячески недоумевать. Григорий по своей натуре решил закрутить интригу и влюбить в себя объект обожаний приятеля Грушницкого.

От доктора (своего друга) Печорин услышал, что у Лиговских гостит бывшая возлюбленная Григория, замужняя дама. Когда поняла, что чувства любовника не утратили былой пыл, она посоветовала ему войти в ближайшее окружение княгини и изобразить интерес к красавице Мери, чтобы никто ничего не заподозрил.

На балу Печорин привлекает внимание Мери, отваживает от нее нежелательных поклонников, но по-прежнему демонстрирует безразличие и холодность. Офицер все больше интересовал неопытную княжну. Она всячески старалась заинтересовать его, но Печорин профессионально вел игру и держал дистанцию.

Со временем Мери перестала отвечать на ухаживания Грушницкого, она становилась все равнодушнее. Все мысли девушки занимал только Печорин. Грушницкий понял, кто уводит у него возлюбленную, и решает проучить бывшего приятеля за подобное хамство.

Грушницкий бросает Печорину вызов и приглашает того на дуэль, но подговаривает знакомых на нечестную игру — оставить пистолет не заряженным. Григорий слышит их разговор и думает о том, что нужно проучить юнкера

Чувства княжны к Печорину становятся все сильнее, как и ревность Веры. Мери признается Григорию в любви, но не получает желаемого ответа.

По городу начинают ходить сплетни о возможной женитьбе Печорина и Мери. Вера и Григорий же продолжают свои тайные встречи. Однажды она зовет его на свидание к себе. По неудачному стечению обстоятельств Печорин оказывается перед окном княжны. Возле дома Лиговских его увидели Грушницкий с друзьями, и молодые решили воспользоваться этим. На следующее утро Грушницкий заявил, что видел любовника Мери — это Печорин. Дуэль неизбежна. Григорий рассказывает Вернеру о своем плане и о заговоре друзей юнкера, доктор соглашается быть секундантом.

Дуэлянты встречаются в назначенном месте в назначенное время. Печорин предлагает переместиться к обрыву, чтобы каждая рана могла стать смертельной.

Первый должен был стрелять Грушницкий. Юнкер не хотел признавать истинность подлого заговора, но не желал убивать Печорина, поэтому лишь ранил того в ногу.

Настает очередь Печорина, в надежде на раскаяние Грушницкого, он дает ему время подумать и сознаться в своей подлости. Ответа не последовало, и Григорий совершает выстрел. Оппонент погибает, убийство списывают на черкесов.

Но начальство Печорина заподозрило его причастность к дуэли. Перед отъездом он получает записку от своей возлюбленной Веры, где та признаётся, что все рассказала мужу и уезжает вместе с ним. Герой понимает, что всегда любил лишь Веру, только она одна всегда была нужна ему и всегда оставалась на его стороне. Он пытается догнать ее, но лишь загоняет коня, падает и рыдает.

Печорин посещает дом Лиговских в последний раз, чтобы объясниться с Мери. Девушка лишь показывает ему всю свою ненависть и требует исчезнуть из ее жизни.

Фаталист

Однажды Печорин по службе оказался в одной казачьей станице. Офицеры его батальона любили скоротать время за игрой в карты. В ходе одной игры завязался спор о судьбе: сам ли человек волен определить течение своей жизни, или оно предопределена за него. Один из офицеров, Вулич, предложил пари, на которое Печорин соглашается. Если Вуличу предрешено умереть, значит так и будет.

Взяв первый попавшийся под руку пистолет, Вулич выстрелил себе в висок, но произошла осечка. Однако, когда мужчина направил пистолет в сторону, пуля все же вылетела. Спор посчитали разрешенным, но Печорин чувствовал, что Вулич не доживет до следующего утра.

Это оказалось правдой. Утром пришло известие о смерти Вулича от шашки пьяного казака. Убийцу нашли, но тот забаррикадировался в сарае и угрожал оружием, не желая сдаваться без боя. Печорин, решив проверить теорию Вулича, прокрался в сарай, но выстрел казака даже не ранил его. Преступника схватили, а Григория чествовали как героя.

Печорин решил рассказать это штабс-капитану Максиму Максимычу, на что тот лишь покачал головой и сказал, что случайности бывают.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!


В предисловии романа автор говорит о цели произведения. Рассказывает, что главный герой Печорин не понравится читателям, так как они не любят правду. Печорин в свою очередь олицетворяет все пороки современного общества, а не определенно образ одного человека. Но мы с вами должны понимать, что данный роман написан в 19 веке, во времена завоевания Кавказа.

Первая часть произведения называется Бэла.

И вот о чем там говорится.

Автор ехал на перекладных из Тифлиса. Багаж его состоял всего из одного чемодана. Природа была вокруг очень красивой. Поездку весело разбавлял извозчик осетин, он напевал громко песни. Они подъехали к Койшаурской долине. И им необходимо было забраться со всем своим добром на гору. Остановившись у духана – это трактир, или по-другому харчевня, они наняли шесть быков и несколько осетин, которые затащили все в гору, размером около двух верст. Казалось что им очень тяжело. За ними четверо быков тащили очень тяжелую телегу. Тяжелую от того, что нагружена она была до верха. И было им легко, что очень удивило автора.

Рассказчик разговорился с хозяином той нагромождённой телеги. Это был штабс-капитан Максим Максимович, они оказались попутчиками. Тот хозяин направлялся в Ставрополь. Автор поинтересовался у него, почему разница в поведении быков и осетинов такая, те кричат, что тяжело, когда телега легкая, а те наоборот. Максим Максимович сказал, что это для того чтобы больше денег содрать. И рассказал, что был поручиком при Алексее Петровиче и при нем получил два чина за дела против Герцев, а сейчас считается в третьем линейном батальоне. Они шли дальше молча. Но тот предупредил автора, что осетины станут еще просить на водку, что и случилось. Однако попутчик рассказчика дал отпор этим людям.

Они поднялись на гору, и перед ними открылся очень красивый вид, горы, облака, ветер и снег. Они заварили чай. И автору очень уж хотелось услышать какую-то историю от Максима Максимовича, так как был уверен, что ему было что рассказать. Долго он пытался выведать что-то и наконец, Максим Максимович стал рассказывать историю.

Однажды, когда он стоял в крепости за Тереком с ротой к нему прибыл офицер лет 25. Его звали Григорий Афанасьевич Печорин. Он был немного странноват, то в дождь на охоту идет, ему хоть бы хны, а то сквозняк в квартире подует так тот и простудится. Однажды один на один на кабана пошел и не испугался, а ставни хлопнули, так подпрыгнул даже. Бывало, слова не вытащишь из Печорина, но когда он начинал уже что-то рассказывать, то веселились все. Очень ловко он подбирал слова. Однако много хлопот он принес Максиму Максимовичу за год своего пребывания.

Недалеко от крепости жил князь. Его сыну было около пятнадцати лет. Звали его Азамат. Мальчик стал очень часто ездить в гости в крепость, где служил Максим Максимович. Ему было интересно проводить время с Печориным. Максим Максимович, вместе с Печориным, сильно разбаловали мальчика, а тот к тому же, оказалось, был очень падок на деньги. Все сделает, чтоб получить эти бумажки. Однажды отец Азамата пригласил этих двух офицеров на свадьбу своей старшей дочери. Те пошли. Они сделали вывод, что женщины у азиатов были не слишком привлекательные. Однако к Печорину подошла девушка лет шестнадцати. Это была меньшая дочь князя Бэла. И пропела комплимент офицеру, а Печорин в свою очередь ей поклонился. Между собой офицеры стали говорить, что она очень хороша собою. Печорин не сводил с нее глаз. Однако не только он смотрел на нее так пристально. Так же делал и Казбич старый знакомый Максима Максимовича. Он славился тем, что был невероятно ловок, а также у него была самая красивая и умная лошадь. Казбич был не в очень хорошем расположении духа. И Максим Максимович смог разглядеть у него кольчугу. Через некоторое время он вышел на улицу освежится и проверить корм у лошади. И вдруг услышал разговор Казбича и Азамата.

Азамат хвалил лошадь ловкача, а Казбич в свою очередь рассказал как этот конь спас его, когда он ездил с абреками отбивать русские табуны. Лошадь звали Карагёз, Азамат сказал, что если б у него было 1000 лошадей, то отдал бы их в обмен на его скакуна. И умоляя отдать лошадь Азамату, мальчик даже заплакал. Казбич в свою очередь молчал. И тогда Азамат предложил украсть для него свою сестру Бэлу, только ради лошади. В ответ Казбич стал петь песню. А потом сказал, что Азамат не заслужил такого коня. Что он не сможет с ним справиться. Азамата задели эти слова. И он решил ударить кинжалом своего собеседника. Но у того была кольчуга. Затем Азамат забежал к гостям и сказал, что Казбич хотел зарезать его. И все ринулись со своими шашками и ружьями. Но Казбич был уже верхом на своей лошади и отмахивался своей шашкой. Максим Максимович забрал Печорина, и они ускакали в крепость. Первый рассказал Григорию Александровичу всю историю. И Печорин видимо что-то задумал.

Всякий раз, когда приезжал Азамат в крепость к офицерам Печорин заводил разговор о лошади Казбича. И дело дошло до того, что мальчик бледнел, словно влюбленный когда говорили об этом скакуне. В итоге Печорин сделал предложение Азамату. Тот достает мальчику желанную лошадь, а юноша в свою очередь отдает свою сестру Бэлу. Лошадь, как калым за девушку. Парень засомневался, но после того как Печорин ударил по горячему самолюбию мальчика, сказав что тот маленький ездить верхом, Азамат, побледнев, согласился. Через некоторое время их обмен случился.

Казбич приехал продавать баранов Максиму Максимовичу, Азамат за день до этого привез связанную сестру. И когда Казбич зашел отдавать баранов. Он резко дернулся. Мужчина услышал топот копыт, выбежал на улицу и увидел, что на лошади кто-то ускакал, он стрельнул, но промахнулся. Затем разбил ружье и упал на землю, и пролежал на том месте до следующего утра. Затем ему сказали имя похитителя. И Казбич поехал к князю, отцу Азамата. Однако он уехал на шесть дней, поэтому Казбич не застал его. А когда князь вернулся, то не дочери не сына он не застал. Азамат, видимо, пристроился к абрекам и ускакал вместе с ними, так как знал, что ему достанется. С тех пор парень больше не появлялся.

Максим Максимович говорил том, что очень долго Печорин добивался расположения Бэлы. И подарки дарил, и слова любви говорил, а она не поддавалась этому. Постепенно она начала принимать то, что Печорин ее любит. И согласилась с тем, что она его женщина. Но все равно поцеловать себя не разрешала. И тогда у Печорина появилось 2 плана. Он заказал самых дорогих тканей и подарил девушке. Но та стала только немного ласковее и добрее. Тогда мужчина решил притвориться, будто уходит из крепости, так как не может больше терпеть того что его не любят, и то что он украл девушку. Он сказал, что Бэла свободна. И стал, было уходить. И тут пошло все по плану. Девушка бросилась ему на шею. С тех пор они были счастливы. Бэла потом призналась, что полюбила мужчину с той самой минуты, как увидела его на свадьбе сестры.

Отец девушки подозревал, что она была у них в крепости. Но его вскоре убили. Сделал это Казбич, так как думал, что Азамат украл лошадь с позволения своего отца. Ловкач подкараулил князя и убил его сзади кинжалом. Забрал лошадь. И его не смогли поймать.

Максим Максимович с повествователем допили чай и вышли на улицу. Погода была уже хорошая. И они отправились в путь. Когда поднимались на гуд гору, предвещалась буря.

Они отправились дальше в путь с горы в Чертовую долину. Дорога была очень опасной. И после долгого пути они добрались, до какого то приюта. И после того как их поселили, автор услышал продолжение истории Бэлы. В общем, привык Максим Максимович к девушке, словно к родной дочери. Она была очень красива, а у них еще больше похорошела. Веселая была. Печорин ее баловал. Когда узнала, что отец умер, два дня проплакала. А потом забыла. Четыре месяца все было замечательно, Печорин даже за крепость не выходил. Однажды проходил грустный, задумчивый, а потом уехал на охоту. Затем все чаще и чаще уезжал. Бэла печалилась. Печорина все не было и не было. Она думала, не случилось ли с ним что-то. Переживала, что он охладел к ней, так как не любит. Но Максим Максимович ее как мог успокаивал. Он дал ей совет не держать его возле себя и больше быть веселой, чтобы не надоесть любимому. Та согласилась с этим. Они отправились на вал, где увидели Казбича на лошади отца девушки. И Максим Максимович приказал часовому убить его, но тот промахнулся.

Печорин вернулся с охоты. И был он действительно более холоден с Бэлой, чем раньше. Он признался Максиму Максимовичу, что ему скучно с девушкой, что она не оправдала надежды быть ангелом, она для Печорина обычная. И он хочет уехать путешествовать. А тем временем его ласки все меньше и меньше доставались Бэле.

Однажды Печорин уговорил Максима Максимовича поохотиться на кабана. Они собрали еще нескольких солдат и отправились на охоту. Она была неудачной. Когда они возвращались домой, подъезжая к крепости, они услышали выстрел и мигом помчались на него. Они увидели всадника, который мчался в поле от крепости. И у него в руках было что-то белое. Два офицера поскакали за ним. Догнав его, они увидели, что это Казбич. Печорин подстрелил лошадь, и она упала. Они поняли, что «что-то белое» – это связанная Бэла. Казбич вскочил с раненой лошади и ударил кинжалом девушку. Максим Максимович подстрелил только плечо разбойника и тот убежал. Они подбежали к девушке и увидели, как кровь сочится из спины. Они туго перевязали рану, но не это, не поцелуи Печорина холодных губ девушки не смогли привести ее в чувства. Они помчались быстро в крепость. Показали девушку лекарю. Тот был пьян, но все же осмотрел ее. Сказал, что девушка и дня не проживет. Но она прожила двое суток. Оказалось, что несмотря на запрет Печорина гулять девушке на валу, она все таки вышла. И тогда Казбич украл ее. Просто из-за того, что таков по своей национальности был, что плохо лежит то нужно украсть. Да и нравилась она ему давно. В общем два дня жизни Бэлы были страшные. Она очень мучилась. Печорин в свою очередь не отходил от нее, но что смущало Максима Максимовича это то, что не слезинка не пробежала на ресницах этого мужчины. Когда Бэла умерла, Печорин пошел вместе с Максимом Максимовичем на крепостной вал. На лице Печорина не было ни какого особенного чувства. Максим Максимович на его б месте умер с горя. Они сели и Печорин стал что-то рисовать палкой на песке, а Максим Максимович стал для приличия успокаивать своего товарища, что-то говорил. А тот в свою очередь повернулся и рассмеялся. Максим Максимович пошел заказывать гроб, украсил его, и на следующий день они похоронили Бэлу. С тех пор два офицера не говорили о девушке. Печорин исхудал весь. А вскоре его перевели в Грузию. И эти два мужчины больше не встречались. О судьбе Казбича ничего не известно.

В Коби автор и Максим Максимович расстались, так как их пути расходились из-за тяжелого багажа Максима Максимовича. Рассказчик и не надеялся, что когда-либо еще встретится с этим мужчиной. Он считал офицера человеком достойного уважения. И они все-таки однажды встретились. Автор приехал через несколько дней во Владыкавказ. Стал располагаться, ему сказали, что он сможет уехать только лишь через три дня. Так как оказия не пришла с Екатеринограда. Оказия – это прикрытие, состоящее из полроты пехоты и пушки, с которыми ходят обозы через Кабарду из Владыкавказа в Екатериноград.

Первый день автор провел скучно, а на второй день он увидел во дворе гостиницы знакомую повозку. Это был Максим Максимович. Автор пригласил его жить к себе. Они зажарили фазана, поели его, и стали молчать, так как говорить им было не о чем. Вдруг во двор гостиницы заехало несколько повозок с грязными армянами. И они узнали, что на следующий день они смогут уезжать, так как пришла оказия. Автор и Максим Максимович решили узнать, кто это приехал. И оказалось, что это тот самый Печорин. Это они узнали у слуги того офицера. Однако сам товарищ Максима Максимовича ушел на ужин и ночевку к какому-то полковнику Н. Максим Максимович попросил слугу Печорина сказать его хозяину, что тут тот самый офицер с крепости. И мужчина сел за забор гостиницы и стал ждать своего товарища. Но его не было. Максим Максимович был угнетен тем, что понимал, как Печорин пренебрег этой встречей. На следующее утро. Максим Максимович ушел к коменданту и сказал, что если придет Печорин, то пусть его позовут. Показался Печорин, он сел лавочку возле гостиницы и сидел раздумывая. Рассказчик рисует нам портрет Печорина, видит в нем признак породы: у него лицо, которое нравится женщинам, он среднего роста, стройный, чисто одет. Отсутствие жестикуляции говорит о скрытности характера. Глаза у Печорина не смеются, его взгляд холоден, проницателен и тяжел. Максима Максимовича долго не было. И автор подошел к Печорину и сказал, чтоб тот немного подождал для встречи с давним товарищем. Тут подбежал офицер. Он хотел, было наброситься с объятиями на Печорина, но тот холодно пожал его руку. Максиму Максимовичу было очень обидно, но он не показал этого. Он стал его расспрашивать, как Печорин поживает, бегло вспоминал прошлую жизнь. Но давний товарищ холодно сказал, что торопится. Ему пора ехать в Персию. И вопреки уговорам Максима Максимовича тот все-таки уехал.

Перед тем как Печорин тронулся, Максим Максимович сказал, что у него есть какие-то записи офицера, но тот сказал, что пусть старик делает с ними все что угодно. В глазах Максима Максимовича таилась обида. И слезы постепенно наполняли его глаза. Автор полюбопытствовал о записях, но тот ничего не знал о содержании. Тогда рассказчик попросил, чтобы офицер отдал их ему. Тот на эмоциях кинул на землю 10 тетрадей и сказал, чтоб он их забрал.

Подошло время прощаться, так как пришла оказия. Они попрощались. Автор уехал. А Максим Максимович сказал, что останется, так как ему необходимо передать казенные вещи коменданту.

Вскоре, автор узнает, что по дороге из Персии Печорин погиб. И этот факт полностью развязывает руки автора, так как при таких обстоятельствах ничто не мешает, не совесть, не сам Печорин, тому чтобы опубликовать журнал который вел погибший. В этом журнале, описывались события, которые происходили во время нахождения на Кавказе.

Его журнал начинается с рассказом о пребывании в городе Тамань. Для него это место оказалось очень скверным, опасным и одновременно смешным. Дело в том, что приехав в этот город, Печорин сразу заподозрил что-то не ладное. Когда он попал в дом, в котором должен был подождать поездку в Геленджик, его встретил мальчик, который был с рождения слеп. Он оказался сиротой, ему было около 14ти, говорил он с непонятным акцентом, да и вообще насторожил этот малый Печорина. Сам же герой поселился и расположился, и пришло время сна, но ему как-то не спалось, он увидел, что что-то мелькнуло в окне, он вышел и увидел того мальчика, он шел в сторону берега с каким то узлом. Печорин решает из-за своей любопытности пойти за ним, и вдруг он видит этого слепого, который совершенно уверенно шагает по камням, в компании некой девушки. И уже говорил без какого-то акцента. Они видимо ждали кого-то, так как потом к ним подплыла лодка. Человек, который был в этом судне в татарской шапке, сойдя на берег, вытащил груз, и они втроем разошлись с узлами на спине. Козак, который служил прислугой у Печорина, сказал, что не нравится ему это место, так как в этом доме творится что-то не ладное. Да и люди насторожили его насчет этих жителей. Печорин и сам все больше осознает, что тут что-то не чисто. Хозяйка притворяется глухой, а после того как Печорин схватил слепого за ухо и стал расспрашивать, куда тот ночью ходил, то глухота женщины сразу пропадает. Офицер выходит на улицу и садится возле камня, желая понять, что происходит. И вдруг он слышит песню и какие-то разговоры с самой собой девушки. Она была стройная и с длинными волосами. Она стала кружить возле Печорина. Целый вечер она ходила туда сюда перед ним, она ходила и возле его комнаты. А когда у Печорина и этой девушкой завязался разговор, то она отвечала какими-то загадками. Позже когда была почти ночь она пришла в комнату и поцеловала Печорина, после чего назначила встречу на берегу. Она ушла. А Печорин за ней. Он сказал своему казаку, чтоб тот если услышит выстрел на берегу, то пусть бежит на помощь. И взял с собой пистолет. Он пришел на берег, еле спустился по этим крутым камням. Девушка посадила его на лодку, села сама. Когда они отплыли довольно таки далеко от берега, она вцепилась в него объятиями, призналась в любви. Но Печорин сразу понял, что все не так просто и романтично, так как она слишком сильно его схватила, и вдруг пистолет его оказался сброшенным в воду. У этих двоих началась настоящая схватка. Так как Печорин не умел плавать, то ему ничего не оставалось, как защищаться, чтоб не утонуть. Они боролись. И в итоге девушка оказалась в воде. А Печорин поплыл к берегу. Затем, когда он подплыл к берегу, он увидел там ту девушку, которая чуть его не убила. К ней подплыла лодка, которую Печорин видел накануне из нее вышел тот татарин. Затем подошел слепой и отдал, какой то узел им, девушка и татарин сели в лодку, дали парню несколько монет и уплыли. Слепой остался на берегу и плакал. Оказалось, что в том узле, принесенным мальчиком лежали вещи Печорина, которые перед этим этот же слепой и украл из комнаты офицера, пока казак спал. Печорин понял, что эти люди были попросту контрабандистами, которые из-за плохого, так сказать, бизнеса в этом городе уплыли в другой. На следующее утро Печорин уехал в Геленджик и не знает, что случилось с хозяйкой дома, и тем слепым мальчиком.

Далее Печорин пишет о том, как он приехал в Пятигорск. Поселился в квартире, которая была на самом краю, но с ее окна открывался восхитительный вид. Он идет к Елизаветинскому источнику, где собирается все водное общество. Там он неожиданно встречает своего знакомого юнкера Грушницкого. Тот был офицером и добрым человеком, но который всем демонстрирует свои проблемы. Грушницкий имел заготовленные фразы и образы на все случаи жизни. Также у него было ранение на ноге. Они встречаются и начинают беседовать. Грушницкий рассказывает о жизни и об обществе, которое присуще этой местности. Перед ними идут две дамы, одна постарше, другая совсем молоденькая. Дочь с матерью. Как оказалось, это была княгиня Лиговская и ее дочь Мэри. Грушницкий стал говорить, что не стоит с ними знакомиться, так как они своеобразно реагируют на таких офицеров как они. Печорину понравилась милая девушка Мэри, а Грушницкий стал скрывать эту симпатию. В итоге, когда Печорин ушел, а точнее сделал вид, а сам спрятался, то увидел, как Грушницкий уронил стакан, а когда Мэри подбежала и помогла ему поднять, то у мужчины заблестели глаза. А девушка спокойно ушла, с гордо поднятой головой. Грушницкий увидел, что Печорин подсматривает, стал хвастаться, спрашивая, ты видел, как она подлетела и как она посмотрела. На что наш герой специально стал говорить, что ничего такого не было. Целью было позлить Грушницкого из-за банальной зависти и желания противоречить. Через некоторое время к нему в гости приходит доктор Вернер. Местная молодежь называет его Мефистофелем. Он говорит о том, что хорошо знаком с княгиней Лиговской и ее дочерью Мэри. Также он рассказывает, что княгиня интересовалась Печориным, а Мэри Грушницким. Вернер рассказал им о Печорине так, что обе им заинтересовались. Печорин что-то задумал насчет Мэри и Грушницкого. И еще Вернер рассказал о некой даме, которая недавно приехала в те места. И по описанию Печорин понимает, что эта женщина – его давняя любовь. Чтобы осуществить некий замысел, касающийся Мэри, однажды прогуливая по бульвару, Печорин, увидев Княгиню Лиговскую и ее дочь в окружении кавалеров, останавливает двух своих знакомых и начинает с ними шутить. Товарищи стали громко смеяться, что и подманило тех княжеских кавалеров. В итоге Мэри и ее мама остались в компании одного старика. Сама девушка стала очень нервничать и злится на Печорина. А Грушницкий тем временем следил за Мэри, не спуская глаз, желая, поскорее познакомится с ней. Печорин делает все для того, чтобы спровоцировать Мэри. Он ее бесконечно злит при удачном малейшем моменте. И к тому же собирает нарочно всех ее кавалеров под предлогом гостеприимства. И ко всему прочему, Печорину удается убедить Грушницкого, что девушка влюблена в него. Тот в свою очередь говорит, что Мэри плохо относится к Печорину. А наш герой замечает у него кольцо, на котором мелкими буквами выгравировано имя девушки и дата того дня, когда она подняла стакан Грушницкого. Печорин идет на прогулку. Вспоминает рассказ Вернера о той женщине. И неожиданно для себя встречается со своей давней любовью Верой. Она второй раз замужем. На этот раз за пожилым больным мужчиной. Вера и Печорин страстно целуются сидя на лавочке. Но так как ее муж ревнив, наш герой говорит, что будет специально таскаться за Мэри, что бы супруг ничего не заподозрил. Печорин понимает, что и в этот раз он расстанется со своей подругой. Хотя и осознает, что он вышел из того возраста, когда необходимы постоянные чувства. Он не хочет любить, а хочет быть любимым. Они распрощались. И дальше Печорин оказывается возле пруда. И видит, что едет большая карета, спереди которой сидит Мэри и Грушницкий. Он, выскакивая из кустов, пугает девушку. И говорит, что он не хуже ее кавалера. Затем вечером приходит Грушницкий и говорит, что Мэри не лестно отзывается о Печорине. И на эмоциях наш герой спорит со своим оппонентом, что если он захочет, то уже завтра будет в хорошем положении в семействе Лиговских. Прошла неделя, но дела в отношении Мэри не продвинулись совершенно. Он до сих пор не знаком с ней. А Грушницкий в свою очередь не упускает любой возможности таскаться за ней. Затем Печорин встречает Веру, которая говорит, чтоб он пришел к Лиговским знакомится, так как только там они смогут видеться. И на следующий день в его планах посетить бал, на котором он хочет потанцевать с Мэри. На этом мероприятии Печорин наконец завоевывает расположение девушки. Он приглашает ее на танец, а затем защищает от пьяного капитана, который нахально хотел ее пригласить потанцевать. В знак благодарности мама Мэри – княгиня Лиговская приглашает Печорина к ним в гости. Печорин говорит девушке, что не хотел с ней знакомиться, дабы не оказаться в тени остальных кавалеров. Но Мэри его уверяет, что все ее ухажёры скучны, даже Грушницкий. И она узнала, что Грушницкий юнкер, и была очень удивлена. Грушницкий встречается с Печориным на бульваре и говорит слова благодарности своему товарищу за спасенную возлюбленную. Тот смеется на этот счет, зная истинное мнение Мэри насчет Грушницкого. Они вместе идут в дом к княгине Лиговской. Там Печорин шутит очень ловко. Сама княгиня смеется, а Мэри из-за всех сил пытается удержать свое серьезное лицо. Княгиня просит свою дочь играть на рояле и параллельно петь. Та это и делает, но Печорин в это время общается с Верой, которая просит его чаще бывать в этом доме, но не знакомится с ее мужем, который является родственником Лиговских. Сама же Вера больна чахоткой. И по ее словам ей осталось недолго жить. Мэри видит, что он не слушает ее. И обижается. Показывая это равнодушием и общением с Грушницким. Печорин принимает вызов так сказать войны с ней. На следующие пару дней Мэри и Печорин много говорили. Герой рассказывал истории из своей жизни, и они впечатлили девушку. Печорин много шутил, и это очень веселило Мэри. Однако, как только показывался Грушницкий, Печорин специально старался оставить их наедине. Что очень раздражало Мэри. Грушницкий ей безумно надоел. Печорин пытается разобраться в себе, задавая вопрос, зачем он пытается обольстить Мэри, ведь он никогда ее не будет любить. Видимо из-за зависти к Грушницкому. Грушницкий стал офицером. И Вернер не радуется за него, считая, что этим он потерял свою индивидуальность. Грушницкий в свою очередь не хочет показываться Мэри, до того как ему сделают мундир. На загородной прогулке Мэри не отпускает руку Печорина. Он в этот момент отпускает злые шутки в адрес окружающих и девушку это пугает. Она считает, что лучше попасть под нож убийцы, чем под злой язык нашего героя. Печорин, пытаясь оправдаться, рассказывает, что эту злобу в нем воспитало детство, и отсутствие любви, когда он был ребенком. Девушка растрогана такими словами, она заплакала, и все не отпускала руку мужчины. И в связи с этим Печорин знает, как дальше пойдет дело, и от этого ему скучно. Мэри влюблена в Печорина и рассказывает все Вере, не зная о связи героя и своей родственницы. Вера ревнует и говорит, что она с мужем и Лиговскими переезжает в Кисловодск. И просит Печорина, чтобы он снял дом рядом с ними. Тот это и делает. Взамен женщина пообещала ему ночное свидание. В доме у княгини Лиговской он танцует с Мэри. Она счастлива. А Вера в это время грустит. И тогда чтобы ее успокоить Печорин рассказывает о своей печальной любви с ней, но, изменив имена, чтобы никто не догадался. Он говорит об этом с таким трепетом, что Вера успокоилась и подсела к слушателям этой истории. День очередного бала. Перед ним Грушницкий спрашивает Печорина, правда ли тот таскался, за ней Мэри все время, пока новоиспеченный офицер ждал свой мундир. Тот ответил так, что Грушницкий успокоился. На балу Мэри скучает с Грушницким и ждет Печорина. Приехав, наш герой обидел своего товарища тем, что сказал, что новый мундир его молодит. Так как тот считал себя уже взрослым, не смотря на юный возраст. Так же Грушницкий надоедает Мэри своими танцами с ней. И он обижается, что Печорин будет танцевать с ней мазурку. Вместе с ним обижаются еще многие кавалеры, но Печорину до этого нет дела. По окончанию бала, Печорин целует руку Мэри. А Грушницкий тем временем собирает отряд врагов Печорина. На следующий день Вера с мужем уезжает в Кисловодск. Этот день Печорин проводит в доме Лиговских, но Мэри не вышла из-за болезни. Придя домой, Печорин задумывается, не влюбился ли он в девушку, так как факт что он ее не видел, его очень расстраивает. На следующее утро проходя мимо дома Лиговских Печорин замечает в окне Мэри и, зайдя в гостиную, просит у нее прощение за то что поцеловал руку. Когда он уходил было слышно, как девушка плакала. Вечером к нашему герою приходит его приятель Вернер, который говорит, что в городе ходят слухи о том, что Печорин собирается жениться на Мэри. И тот понимает, что это проделки Грушницкого. Печорин после этого уехал в Кисловодск. Он видит Веру каждый день. Они тайно встречаются в саду. Туда приехал и Грушницкий. Но тот гуляет в трактирах со своими друзьями и даже не здоровается с Печориным. Следом приезжают Лиговские. И за обедом княгиня томно смотрит на Печорина и не отходит от дочери, будто чего-то ждет. Вера, тем временем, ревнует своего возлюбленного к девушке. На конной прогулке Мэри становится плохо. И Печорин приводит ее в чувства, при этом целуя в щеку. Девушка требует от него признания в чувствах, но тот молчит. Затем Печорин слышит разговор шайки Грушницкого. Они настроены против Печорина и хотят его проучить, вызвав на дуэль. Затем Мэри снова говорит о чувствах. И Печорин признается в том, что не любит девушку. Он уходит. Печорин рассуждает и делает вывод, что он так поступает со всеми женщинами, из-за боязни женится. В Кисловодск приезжает фокусник Апфельбауи. И все жители идут к нему на представление. Все кроме Мэри и Веры. Вера дает записку Печорину, в которой говорится, что ее муж уехал на день в Пятигорск и эту ночь можно провести у нее, так как вся прислуга находится на представлении. После пребывания у Веры Печорин спускается с верхнего на нижний балкон. И Грушницкий, думая, что он идет на свидание к Мэри, выскакивает из кустов со своим другом капитаном, и хватают Печорина. Но тот выдирается и бежит к себе домой. Они стали к нему ломиться, но он притворился спящим. Все думают, что напали черкесы. На следующий день Печорин, обедая с мужем Веры, слышит разговор Грушницкого и его остальной шайки. Грушницкий начинает клеветать на Мэри и говорить, что ночью у балкона был Печорин. Печорин врывается в этот разговор и публично унижает Грушницкого и его товарища капитана. После чего они решили устроить дуэль. Секунданты капитан и Вернер. Вернер, обсудив нюансы с секундантом Грушницкого, рассказывает Печорину правила. Бой будет проводиться на расстоянии шести шагов. Время дуэли. Печорин предлагает Грушницкому стреляться на краю пропасти, чтобы малейшее ранение привело к падению в нее. Тот соглашается. По жребию первым стреляет Грушницкий. Вернер обеспокоен, но Грушницкий промахивается. И тогда Печорин сказал, что он уж не промахнется точно. Он говорит Грушницкому, чтобы он раскаялся и попросил прощения. А затем говорит, что в его пистолет секундант Грушницкого не положил патрон. Тот отнекивается. Но все-таки зарядили пистолет. И затем Печорин выстрелом убил Грушницкого. Труп его оппонента лежал в пропасти. Дуэль окончен, и наш герой отправляется домой. Печорину пришло 2 письма. Одно от Вернера, другое от веры. Вернер писал, что нет никаких доказательств, что Грушницкого убил, именно, Печорин. И поэтому тот может быть спокоен. А Вера писала, что уезжает из Кисловодска, так как муж узнал о ее связи с Печориным. И поэтому собрал вещи и увозит ее с этого города. В письме она писала о любви, о мучения из-за нее. Печорин хочет ее увидеть в последний раз, мчится сломя голову. Но лошадь, не выдержав такой скорости, погибает. Он уходит домой. Вернер, придя к Печорину, рассказывает, что Мэри очень больна. И ее болезнь связана с Печориным. Наш герой отправляется в дом Лиговских и говорит с княгиней. Та в свою очередь уверена во взаимной любви дочери и Печорина. И говорит о женитьбе. Печорин просит поговорить с Мэри. Он ей объясняет, что использовал ее. И не любит. Просит, чтобы она убедила свою мать в этом. И разлюбила его. Та сказала, что ненавидит его. Печорин ушел. И сразу после этого Печорин мчался из Кисловодска. Находясь в крепости Максима Максимовича, он часто вспоминал те происшествия. Дальше судьба Печорина привела его к некому майору в казацкую станицу. Где тот пробыл 2 недели. Однажды офицеры стали спорить о мусульманском поверье, что у каждого человека написана судьба. Майор стал это отрицать. Тогда поручик Вулич встает и говорит, что не нужно спорить, а нужно просто проверить все в действии. Поэтому предлагает подставить пистолет ко своему лбу и выстрелить. Если ему не судьба умереть, то оружие даст осечку. Печорин увидел, что Вулича ждет смерть в этот день. Но пистолет действительно дает осечку. Тогда разрешив спор. Все стали расходится. Печорин, идя домой, увидел на улице перерезанную свинью. И люди стали искать пьяного казака, который гнался за ней и убил ее своей шашкой. Но вскоре Печорин узнает, что Вулича в этот день нашли убитым этим самым казаком. Его разрубили от плеча до сердца. Печорину запомнился этот человек тем, что Вулич перед смертью сказал о правоте Печорина насчет судьбы. Тогда, желая задержать того казака, Печорин решил испытать судьбу, как Вулич. Пока преступника подманивали к двери, наш герой пробрался к нему через окно и схватил его, тот отстреливался, но Печорина не задела не одна пуля. Козака схватили, связали, а Печорин стал фаталистом. А тот самый Максим Максимович не любил, оказывается, эту историю, так как не поддерживал эти прения. И говорил, что оружия часто дают осечку. На этом произведение Лермонтова М. Ю. «Герой нашего времени» окончен. Делайте свои выводы!

Структура романа имеет свою особенность: хронологический порядок частей в нем нарушен. Сначала Лермонтов дает представление о герое словами Максима Максимыча и лишь затем раскрывает внутренний мир Печорина , публикуя страницы из его дневника.

Предисловие

В кратком предисловии к роману Лермонтов стремится объяснить читателю, что в книге написан портрет всего поколения, а не одного человека. Общество впитало в себя множество пороков. Свою задачу писатель видит в том, чтобы вскрыть их. Однако рецептов лечения общества у Лермонтова нет.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

I. Бэла

Повествование в этой главе идет от имени автора, который по дороге из Тифлиса в Ставрополь встречает немолодого штабс-капитана Максима Максимыча. Из его рассказа читатель узнает о главном герое произведения – Григории Александровиче Печорине. Это молодой офицер, недавно прибывший на Кавказ. Максим Максимыч прослужил вместе с Печориным всего год, но это время было наполнено массой событий. Во многом благодаря Григорию.

Однажды Максима Максимыча и Печорина пригласили на свадьбу к местному князю, с которым штабс-капитан дружил. На этой свадьбе и произошло роковое знакомство молодого офицера с прекрасной Бэлой , младшей дочерью князя.

Случайно Максим Максимыч подслушивает разговор между сыном князя Азаматом и одним из гостей – Казбичем, который известен своей лихостью и отвагой. А великолепный конь Казбича вызывает зависть у многих горцев. Азамат предлагает за прекрасного скакуна любые деньги и даже согласен взамен похитить свою сестру. Но Казбич отказывается.

Максим Максимыч передает содержание подслушанного разговора Печорину, и молодой офицер решает сам похитить Бэлу. Печорин договаривается с Азаматом, чтобы тот привез ему сестру в обмен на коня Казбича. Дождавшись, когда старый князь уехал, Азамат и Григорий увозят Бэлу. Печорин держит свое слово и помогает Азамату похитить скакуна. Казбич в отчаянии.

Поначалу юная горянка, запертая у Печорина, избегает молодого офицера и тоскует по дому. Григорий же старается всеми средствами угодить возлюбленной: преподносит ей дорогие подарки, обращается очень ласково и даже изучает язык горцев, чтобы без проблем разговаривать с Бэлой. Еще он нанимает местную женщину, которая обучает девушку русскому языку.

Часто Максим Максимыч становится свидетелем того, как Печорин старается развеселить Бэлу и говорит ей о своей любви, но все напрасно. Однако Григорий не отступает от своих намерений. Он даже поспорил с Максимом Максимычем, что добьется ответной любви девушки через неделю.

Печорин приходит к Бэле прощаться. Он говорит ей о том, что решил искать смерти в бою, раз она не может его полюбить. Такое признание до глубины души растрогало Бэлу, и она со слезами бросается Печорину на шею.

Однако счастье юной красавицы длится недолго. Вскоре Бэла надоедает Печорину. Он пропадает на охоте, с каждым днем уделяя девушке все меньше внимания. Бэла сильно страдает от равнодушия молодого офицера.

В то же время Казбич тяжело переживает похищение любимого коня. Он убивает отца Бэлы, полагая, что Азамат действовал с его ведома. Уличив момент, когда Печорин и Максим Максимыч уехали на охоту, Казбич увозит Бэлу. Офицеры бросаются в погоню, и Печорину удается ранить коня Казбича. Видя, что от погони не уйти, мстительный Казбич наносит Бэле смертельную рану. Через два дня мучений девушка умирает. Печорин сильно переживает смерть Бэлы, но внешне кажется спокойным. Вскоре его переводят в другой полк.

II. Максим Максимыч

Автор продолжает свое путешествие с Максимом Максимычем. В одной из придорожных гостиниц они узнают, что там же остановился Печорин, который едет в Персию. Максим Максимыч очень обрадован. Он посылает к Печорину слугу, чтобы сообщить о своем приезде. Пожилой офицер уверен, что его друг поспешит на встречу. Однако Печорин так и не появляется. Максим Максимыч напрасно ожидает его весь вечер и все утро.

Наконец молодой офицер наносит визит. Максим Максимыч с большой радостью бросается к давнему приятелю, но встречает довольно равнодушное к себе отношение. Оскорбленный такой встречей, штабс-капитан решает выбросить дневник Печорина. Но автор забирает тетрадь себе.

Журнал Печорина

Предисловие

Узнав, что Печорин по дороге из Персии умер, автор решает опубликовать дневник. В дальнейшем роман написан как «Журнал Печорина», в котором раскрывается характер главного героя. Печорин описывает в дневнике свое путешествие на Кавказ и события, произошедшие там в период военной службы.

I. Тамань

По дороге на Кавказ Печорин ненадолго задерживается в Тамани. Он останавливается на постой в небольшой хижине на берегу моря, где проживают глухая старуха и слепой мальчик.

Печорин замечает рядом с хижиной девушку, которая ведет себя очень странно – говорит загадками, все время поет и приплясывает. Ночью Григорий видит как эта девушка и слепой мальчик поджидают на берегу лодку. Ей управляет мужчина по имени Янко. С помощью молодых людей он уносит и прячет загадочный груз.

Утром Печорин пытается выяснить у мальчика и девушки, что они выгружали из лодки, но ему ничего не удается от них узнать. Тогда он грозится рассказать обо всем коменданту.

Странная девушка приглашает молодого офицера на свидание. Ночью она заманивает Печорина в лодку и пытается его утопить. Этот план вполне осуществим, поскольку Печорин не умеет плавать. В борьбе за свою жизнь Григорию удается сбросить девушку в море.

На берегу Печорин находит то место, где прошлой ночью видел лодку. Девушка и слепой уже там. Снова появляется лодка с контрабандистом Янко. Он забирает девушку с собой и покидает эти места, опасаясь, что Печорин выполнит свою угрозу и донесет коменданту. Слепому мальчику Янко дает пару монет и бросает на произвол судьбы. Тот горько и долго плачет.

Вернувшись домой, Печорин обнаруживает, что слепой мальчик его обокрал. На следующее утро Григорий покидает Тамань.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

II. Княжна Мери

Это центральная часть произведения, в которой наиболее полно раскрывается характер главного героя. Печорин приезжает в Пятигорск и встречает своего знакомого юнкера Грушницкого, который долечивается там после ранения. Грушницкий влюблен в княжну Мери, приехавшую на воды с матерью. Но Мери завязывать новое знакомство не спешит.

Печорин подружился с доктором Вернером, и они много времени проводят вместе. Доктор рассказывает офицеру о княжне и княгине, о том, что они интересовались Печориным и Грушницким.

Григорий от скуки начинает игру с целью завоевать сердце княжны. В это же время он встречает свою давнюю возлюбленную Веру, чей муж является родственником княгини. Печорин говорит ей, что будет для вида ухаживать за княжной.

На балу Печорин спасает Мери от приставаний пьяного. Узнав об этом, княгиня приглашает Григория в свой дом. Однако во время визита Печорин вновь злит княжну своим пренебрежительным отношением. Для Мери это тем более обидно, поскольку ухаживания юнкера ей надоедают.

Вскоре Грушницкого производят в офицеры, он счастлив. Но Печорин утверждает, что княжна будет разочарована этим известием. Ведь она считала, что Грушницкого разжаловали за дуэль, а оказывается, он просто очень молод и впервые получил офицерские эполеты.

Вера начинает ревновать Печорина к княжне.

Грушницкий впервые появляется на балу в офицерском мундире. Он ожидает восторженного приема, но все, и в первую очередь княжна, сильно разочарованы. Грушницкий перестает быть интересен, так как оказывается одним из многих отдыхающих офицеров. Он обижен и обвиняет во всем Печорина. Грушницкий собирает вокруг себя недовольных острым языком своего бывшего друга и чрезмерной гордостью Мери.

Печорин подслушивает разговор Грушницкого с друзьями и узнает, что его хотят проучить – напугать вызовом на дуэль. Пистолеты должны быть незаряженными.

Княжна пытается объясниться с Печориным и признается ему в любви. Однако Григорий в ответ больно ранит девушку своими словами, говорит, что не любит ее.

Продолжаются тайные отношения Печорина с Верой, которая решается даже пригласить Григория к себе домой во время отъезда мужа. Возвращаясь от Веры, Печорин едва не попадается сторожам и Грушницкому, который подстерегает его у дома княжны. На следующий день Грушницкий публично обвиняет Печорина в том, что тот провел ночь у Мери. Печорин вызывает обидчика на дуэль и просит доктора Вернера быть секундантом. Доктор узнает, что друзья Грушницкого задумали зарядить только его пистолет.

Перед началом дуэли Печорин настаивает, чтобы поединок проходил на краю обрыва. Там даже легкое ранение будет смертельным. Кроме того, он требует бросить жребий, который определит, кому стрелять первым. Жребий падает на Грушницкого. Имея в руках заряженный пистолет против «холостого» оружия Печорина, Грушницкий стоит перед выбором: он должен либо отказаться от дуэли, либо стать убийцей. Выбор сделан - Грушницкий стреляет и ранит Печорина в ногу. Григорий еще раз предлагает Грушницкому извиниться за клевету, но тот снова отказывается. Тогда Григорий демонстрирует, что его пистолет не заряжен и требует патрон. События начинают развиваться против Грушницкого, которого Печорин убивает метким выстрелом.

Дома Григорий находит записку от Веры, в которой она сообщает, что муж все узнал и увозит ее из города. Любовник бросается вдогонку, но только загоняет коня.

Печорин заходит к Мери проститься и объясняет ей, что все было шуткой. Он достоин лишь презрения девушки, поскольку все время подсмеивался над ней. Княжна поправляет Григория и сообщает, что ненавидит его.

III. Фаталист

Последняя часть романа одна из самых напряженных и насыщенных событиями. Печорин рассказывает, как он две недели проживал в казачьей станице, где стоял батальон пехоты. Каждый вечер офицеры собирались, чтобы поговорить и поиграть в карты. Однажды разговор зашел о том, существует ли предопределение, неотвратимый рок, или человек сам распоряжается своей судьбой.

Страстный игрок поручик Вулич утверждает, что судьба человека определена. Печорин предлагает пари, чтобы доказать свою точку зрения: предопределения не существует. Вулич принимает пари. Он снимает со стены черкесский пистолет. Печорин вдруг произносит: «Вы нынче умрете». Несмотря на такое мрачное пророчество, Вулич не отказывается от пари. Он просит Печорина подбросить в воздух карту и приставляет ко лбу пистолет. Едва карта косается стола, Вулич спускает курок. Осечка!

Все присутствующие решают, что пистолет не был заряжен. Тогда Вулич стреляет фуражку на гвозде и пробивает ее, выигрывая пари.

По дороге домой Печорин много размышляет о произошедшем. Вдруг в темноте он натыкается на зарубленную шашкой свинью. Подошедшие казаки говорят, что знают кто это сделал. Позже выясняется: пьяный казак зарубил шашкой и Вулича, когда поручик возвращался домой. Убийца Вулича заперся в пустом доме на краю станицы. В этом месте собирается множество людей, но никто не решается войти и схватить убийцу.

«Герой нашего времени» — роман М. Ю. Лермонтова (1814-1842). Написан в 1836-1840 годах. Первый в истории русской литературы, где цикл повестей объединен фигурой главного героя, а не рассказчика или сочинителя. «Герой нашего времени» считается первым русским психологическим произведением, в котором автор произвел углубленный психологический анализ современного ему человека и общества

Главным персонажем «Героя нашего времени» является офицер Григорий Александрович Печорин. Действие происходит на Кавказе, во время его покорения Россией. Роман состоит из нескольких повестей, в которых автор показывает Печорина с разных сторон. При этом Лермонтов рисует в деталях характер Печорина, передает его размышления, впечатления, чувства, но обходит молчанием его биографию, лишь вскользь сообщая самое необходимое

- В повести «Бэла» — Печорин — эгоист, ломающий жизни и судьбы окружающих его людей со скуки, ради удовлетворения своих желаний.
- В «Тамани» — Печорин неожиданно вовлекается в деятельность контрабандистов, не содействуя ей, а даже мешая, что едва не приводит его к гибели. «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!» — сетует он.
- «Максим Максимыч» — повесть вовсе не о Печорине. Её главный герой — пожилой офицер Максим Максимыч, знакомец Печорина. В «Максиме Максимыче» Лермонтов первый и последний раз дает портрет Печорина:

«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов…, его походка была небрежна и ленива, … он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб…. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные — признак породы в человеке, у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! … Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, …то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса…»

- «Фаталист» — ещё один эпизод биографии Печорина. Действие происходит в казачей станице, где Печорин в компании за картами ввязывается в спор с поручиком Вуличем о фатализме…
- «Княжна Мэри» — приключения Печорина на водах, в Пятигорске и Кисловодске, его бесчестное поведение в отношении княжны Лиговской, дуэль с Грушницким…

«Герой нашего времени». Распределение по главам

Повести, из которых составлен роман, расположены не в хронологической последовательности жизни главного героя, а в по второстепенной, связанной с автором произведения. Ведь, например, о смерти Печорина читатель узнает ещё в середине романа. Части романа «Герой нашего времени» были опубликованы в следующей последовательности, и до сегодняшнего дня она неизменна
  • «Бэла»
  • «Максим Максимыч»
  • «Тамань» — первая часть
  • «Княжна Мэри»
  • «Фаталист» вторая

Однако, если установить хронологические рамки романа, то получится следующее

  1. По пути из Петербурга на Кавказ Печорин остановился в Тамани («Тамань»)
  2. После участия в военной экспедиции Печорин поехал на воды в Кисловодск и Пятигорск, где влюбил в себя княжну Мэри и убил Грушницкого («Княжна Мэри»)
  3. За это Печорина ссылают в глухую крепость, где он познакомился с Максим Максимычем («Бэла»)
  4. Из крепости Печорин на 2 недели отлучился в казачью станицу, где он повстречал Вулича
  5. Через пять лет после этих событий Печорин, живший в Петербурге, отправился в Персию и по дороге встретился с Максим Максимычем «Максим Максимыч»
  6. На обратном пути из Персии Печорин умер (предисловие к «Журналу Печорина»)

История создания романа «Герой нашего времени». Кратко

  • 1836 — Михаил Юрьевич Лермонтов начал писать роман «Княгиня Лиговская», в котором впервые появился гвардеец Печорин. Ромн закончен не был. Образ Печорина из «Княгини Лиговской» более автобиографичен. Свое сходство с Печориным «Героя нашего времени» Лермонтов отрицал
  • 1839, первая половина марта — В журнале «Отечественные записки» за подписью «М. Лермонтов» напечатана «Бэла. Из записок офицера о Кавказе».
  • 1839, 18 марта — в «Литературных прибавлениях» к газете «Русский инвалид» помещено сообщение о том, что в мартовской книжке «Отечественных записок» напечатан рассказ Лермонтова «Бэла»
  • 1839, 16 сентября — в «Литературных прибавлениях» к «Русскому инвалиду» сообщалось, что в ближайшей книжке «Отечественных записок» будет напечатана повесть Лермонтова «Фаталист»
  • 1839, 5 ноября — редактор и издатель «Отечественных записок» А. А. Краевский пишет цензору А. В. Никитенко: «Со мной случилась беда ужасная. Наборщики и верстальщик в типографии, вообразив, что от вас получена уже чистая корректура „Фаталиста“, третьего дня отпечатали весь лист, в котором помещалась эта повесть, оттиснув таким образом 3000 экз… .можете представить весь мой ужас…, прошу вас позволить… напечатать эту статью без ваших изменений… Я бы не умолял вас, …если бы не видел, что эта маленькая статейка может пройти в своем первоначальном виде. Лермонтова любит и князь Михаил Алексндрович Дундуков-Корсаков, и министр С. С. Уваров; право, тут худа быть не может…»
  • 1839, 10 ноября — в «Литературных прибавлениях» к «Русскому инвалиду» дано сообщение, что в ноябрьской книжке «Отечественных записок» напечатаны стихотворение Лермонтова «Молитва» и повесть «Фаталист»
  • 1840, первая половина февраля — в февральской книжке «Отечественных записок» напечатаны «Тамань» (с. 144-154) и «Казачья колыбельная песня» (с. 245-246), подписанные «М. Лермонтов».
  • 1840, первая половина апреля — вышло в свет первое издание романа «Герой нашего времени»
  • 1840, 27 апреля — в «Литературной газете» — извещение о выходе «Героя нашего времени»
  • 1840, 5 мая — в газете «Северная пчела» (№ 98) и в ряде следующих номеров - извещение о выходе в свет «Героя нашего времени»
  • 1840, 14 мая — в «Отечественных записках» — статья Белинского (без подписи) о романе Лермонтова
  • 1840, 25 мая — в «Литературной газете» снова без подписи напечатана сочувственная рецензия литературного критика В. Г. Белинского на «Героя нашего времени»

«Печорин — Это нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою. Онегин является в романе человеком, которого убили воспитание и светская жизнь, которому все пригляделось, все приелось, все прилюбилось… Не таков Печорин. Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою. Он сделал из себя самый любопытный предмет своих наблюдений и, стараясь быть как можно искреннее в своей исповеди, не только откровенно признается в своих истинных недостатках, но еще и выдумывает небывалые или ложно истолковывает самые естественные свои движения»

  • 1840, 12 июня — Отрицательный отзыв Николая I о романе «Герой нашего времени» в письме к императрице

«Я прочел Героя до конца и нахожу вторую часть отвратительною, вполне достойную быть в моде. Это то же преувеличенное изображение презренных характеров, которые находим в нынешних иностранных романах. Такие романы портят нравы и портят характер. Потому что, хотя подобную вещь читаешь с досадой, все же она оставляет тягостное впечатление, ибо в конце концов привыкаешь думать, что свет состоит только из таких индивидуумов, у которых кажущиеся наилучшие поступки проистекают из отвратительных и ложных побуждений. Что должно явиться последствием? Презрение или ненависть к человечеству…
…Итак, я повторяю, что по моему убеждению это жалкая книга, показывающая большую испорченность автора»

  • 1840, 15 июня — в «Отечественных записках» — начало статьи Белинского о романе М. Ю. Лермонтова
  • 1840, 14 июля — в «Отечественных записках» — окончание статьи Белинского о романе М. Ю. Лермонтова
  • 1840, 16 и 17 декабря — в «В Северной пчеле» в форме письма к её редактору, писателю, журналисту, литературному критику Ф. В. Булгарину напечатан восторженный отзыв журналиста, литературного и театрального критика В. С. Межевича о «Герое нашего времени» и о первом издании «Стихотворений М. Лермонтова». Как утверждали современники, издатель И. Глазунов попросил Булгарина услужить ему и написать похвальную рецензию, чтобы публика быстрей раскупила «Героя нашего времени». Тот поросил Межевича…

Герой нашего времени, роман Михаила Юрьевича Лермонтова, был завершен в 1840. Произведение стало не только вершиной творчества писателя, но и заняла почетное место в ряду социально-психологических и философских романов отечественной и зарубежной литературы.

Лермонтов изображает в главном герое «странного», «лишнего» человека. Он ставит задачей изучить «историю души человеческой», которая становится ценнее, чем история целых народов или поколений.

Основные проблемы «Героя нашего времени»:

  • любви и долга
  • смысла человеческой жизни
  • предопределения и возможности выбора
  • общественного и личного долга.

Интересна композиция романа: главы, представляющие собой отдельные новеллы, расположены не в том порядке, как они происходили в жизни героя.

Бэла

Максим Максимыч находился в Чечне со своими бойцами. С местными жителями военные уживались мирно до приезда некоего молодого гвардейца Григория Александровича Печорина.

Печорин сослан в эту местность за неизвестную провинность. Молодой человек интересуется молодой красивой черкесской, Бэлой. Она дочь одного из местных князей.

Заручившись помощью младшего брата девушки, Азамата, Печорин крадет красавицу. А платой за услугу становится конь, да не свой, а человека по имени Казбича.

Печорин заслуживает любовь Бэлы, но через некоторое время охладевает к ней, ему становится скучно – любовь черкески не отличается от любви русской барышни. Обиженный Казбич похищает Бэлу и в погоне убивает ее.

Максим Максимыч

Максим Максимыч расстроен – Печорин ведет себя так, словно почти и не знает его. От досады Максим Максимыч отдает автору никому ненужные дневники главного героя.

Последующие главы – это дневник главного героя.

Тамань

Печорин приезжает в Тамань, останавливается на ночлег в подозрительный дом. Ночью, слепой мальчик, который привел его сюда, зачем-то выходит из дома. Молодому человеку кажется это подозрительным, он следует за ним.

Преследую слепого по утесистому склону до берега, Печорин видит, как к мальчику присоединяется девушка в белом. Они ждут Янко, который на лодке привозит контрабанду. Наутро Григорий спрашивает у мальчика при старухе, куда он ходил ночью. Это заставляет контрабандистов решиться избавиться от Печорина.

Случается ночная прогулка на лодке с девушкой, которая пытается утопить героя, но безуспешно. Янко и девушка покидают город, оставляя слепого мальчика в нищете. Печорин жалеет слепого до того момента, как узнает,что мальчишка его обокрал.

Княжна Мери

В Ставрополе Печорин знакомится с юнкером Грушницким. Далее они встречаются в Пятигорске, где самой яркой, из курортных молодых женщин, является княжка Мери.

Печорин решает ухаживать за девушкой, хотя знает, что Грушницкий влюблен в нее. Он делает это назло "своему другу", чтобы позлить его, зная, что Грушницкий вскоре надоест Мэри.

Одновременно в город приезжает Вера, настоящая любовь героя. Они ищут тайных свиданий, однажды они договариваются о ночной встрече. В засаде Григория Печорина поджидают Грушницкий и его компания, думая, что он был у Мэри.

Печорин вызывает Грушницкого на дуэль, в ходе которой погибает молодой юнкер. Вера выдает свое волнение, и муж увозит ее из города. Влюбленный Печорин мчит на лошади за ними, но скакун не выдерживает гонки и падает замертво.

Герой возвращается в город пешком. Печорина ссылают из города за дуэль. Перед отъездом герой своего времени признается княжне Мери, что его любовь была следствием скуки.

Фаталист

В последней главе Печорин предсказывает смерть поручику Вуличу. В прифронтовом гарнизоне офицеры играют в карты. Ведется беседа, действительно ли существует предопределение, предопределен ли человеку час смерти.

Вулич решает проверить, действительно ли это так – предлагает ставить ставки, а сам стреляет себе в голову. Никто, кроме Печорина не ставит на смерть. Пистолет дает осечку – Печорин отдает поручику содержание своего кошелька, но повторяет, что тот умрет нынче.

Так и случается – Вулича по случайности зарубили шашкой. Только себе Печорин не предсказывает судьбу. Он говорит, что погибнет от злой жены, а на самом деле умирает в обратной дороге из Персии по неизвестным обстоятельствам.