Идеальная модель личности ученика выпускника средней школы. Способный толковать и использовать прочитанное

Приложение 1.

Педагогический совет на тему:

«Модель выпускника школы – социализации личности»

Цель: выработать систему общих взглядов на личностные качества выпускника школы в условиях эксперимента «Школа – социализация личности».

По методике проведения: Традиционный.

По форме:доклады с обсуждением.

По составу участников: постоянный.

По месту и роли в учебно – воспитательном процессе: стратегический.

План:
1. Доклад Губаревой Е.А. (ЗДУМР) «Модель выпускника школы».
2. Доклад Митрохиной О.Г. (учитель русского языка и литературы, кл. рук. 9 класса) «Социализация подростков и проблемы педагогического отчуждения»
3. Мозговой штурм «Образ выпускника»
4. Принятие решения.

Доклад «Модель выпускника»
Время вплотную поставило перед каждой школой вопрос вопросов: каким быть ее выпускнику? Поиск целевой установки школы связан сегодня не только с осмыслением ее предназначения, но и с моделированием образа выпускника данной школы.

Модель выпускника – это качества личности выпускника. Психология уже насчитала более двух тысяч качеств личности. Что делать? Как быть? В школе В.А. Караковского в свое время нашли такой выход: в «рабочую модель» выпускника педагогический коллектив включил только семь интегрированных качеств, которые счел наиболее актуальными для социально-экономической и политической ситуации:

1. Гармония индивидуального и социального, гармония личного и общественного.

2. Ориентированность на главные идейно-нравственные ценности общества (Родина, Мир, Человек, Труд, Знания).

3. Высокий уровень самосознания.

4. Социальная ответственность.

5. Человечность, альтруистическая направленность.

6. Креативность, способность к творчеству.

7. Высокий уровень общей культуры, интеллигентность.
(В.А. Караковский. Любимые мои ученики. Изд. «знание», М.1987,

При этом ставилась цель превратить мечту о формировании гармонически развитой личности в реальную задачу.

Е.А.Ямбург придерживается на сей счет иного мнения. Он предлагает идти от противного: составить «дефектную ведомость»на человека сегодняшнего.

Выступая за «круглым столом» в1989 году, он отметил, что наши беды начались тогда, когда мы поставили перед собой задачу формировать всесторонне развитую гармоническую личность. Это понятно как отдаленная цель, которую поставил марксизм, мы же перевели плоскость практической сиюминутной задачи педагогики. А в действительности вместо гармонически развитой личности мы имеем личность, какую? Разорванную, догматическую, нетерпимую, готовую уничтожить идейного противника.

Гармонии не получилось. Тогда мы потихонечку подменили понятия и вместо «гармоническая личность» стали говорить «всесторонне развитая» вроде бы стало скромнее. И под флагом «всестороннего развития» мы стали напихивать в программу одно, другое, третье и т.д., пока не зашли в тупик.

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».

А что же делать? Кредо Ямбурга заключается в том, что он предлагает воспитание от противного. «Мы не знали,-продолжает Ямбург,- каким должен быть человек будущего, да и нужна ли эта морковка, которая перед ослом висит и двигает его вперед? Но мы хорошо знаем, что мешает нам сегодня, нашему мышлению, нашей душе. Так, может быть, следует составить « дефектную ведомость» на человека сегодняшнего, поскрести его и почистить, глядишь, что-то там гармоническое потом и обнаружится. (учителя-новаторы размышляют, спорят, предлагают. Стенограмма выступлений за «круглым столом» М., 1989, стр.65-66).

Группа молодых ученых Тверского государственного университета разработали модель личности выпускника образовательного учреждения, которая:


  • Является составной частью модели образовательного пространства;

  • Обладает самостоятельно целостностью и значимостью;

  • Основывается на Законе РФ «Об образовании»

  • Представляет собой идеал-ориентир, на который должно быть направлено образование;

  • Выполнена в теоретико-деятельностном подходе в языке схематических изображений.

Основные моменты этой модели заключаются в следующем:

Выпускник должен быть способен к самоопределению и самореализации. Оба эти качества взаимосвязаны и диктуются новой социально-экономической и политической обстановкой, культурной средой, духовной жизнью общества.

Под самоопределением понимается процесс, включающий в себя обязательные этапы:


  • Понимание человеком себя, своих потребностей;

  • Построение представления о «внешнем», о тех требованиях, которые предъявляет это «внешнее», (например, та или иная деятельность);

  • Соотношение первого («внутреннего»), себя) со вторым («внешней рамкой»);

  • Проверка на соответствие первого второму;

  • В случае совпадения человек осознанно берет на себя требования «внешнего» (например, деятельности).

Человек, умеющий осуществлять в своем сознании перечисленные выше процедуры, обладает способностью к самоопределению. Такой человек, как правило, ответственно относится к деятельности, не испытывает неопределенности и дискомфорта, одновременно умеет «Иметь себя» и уважительно относится к иному, адекватен ситуации, осуществляет неслучайный выбор.

Требуется также, чтобы у выпускника была сформирована адекватная современному уровню образовательной программы (ступени обучения) картина мира. Целостная картина мира включает в себя:


  • Нравственное, т.е. представление о человеческих отношениях между людьми;

  • Систему знаний о природе, обществе, человеке;

  • Определенный опыт деятельности;

  • Опыт творческой деятельности.

Готовность к самореализации предполагает, что выпускник в условиях меняющейся ситуации способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, построить новый проект своих действий. Все это означает способность человека к рефлексии. Чрезвычайно значима при этом обращенность к опыту, накопленному человечеством, к национальной, мировой, профессиональной, общей, духовной культуре. Именно такая – через рефлексию своей деятельности- обращенность к культуре обеспечивает интегрированность человека в системы национальной и мировой культур, что является важным требованием к выпускнику образовательного учреждения.

Представленная модель может рассматриваться как тот ориентир, на который должно быть направлено образование. Логика требует, чтобы процесс обеспечивал достижение результата, конечного продукта. Таким образом, становится ясно, что процесс образования должен не только строиться по типу передачи предметного знания, предметных умений и навыков, сколько создавать условия для формирования и развития способностей ученика к деятельности, самоопределению, рефлексии, мышлению.

Необходимость конструирования личности выпускника вызвана с одной стороны тем, что заказ общества на «продукт педагогической деятельности», по сути, на сегодня отсутствует, а с другой стороны, - тем, что каждая школа функционирует в специфической среде и качества личности выпускника разных школ могут прогнозироваться, учитывая специфику этой Среды. При формулировке цели и моделирования личности выпускника школы педколлектив исходит из общечеловеческих ценностей, общегосударственных ориентиров, национальных и региональных особенностей.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ И ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТЧУЖДЕНИЯ

Признание на международном и российском уровнях прав, свободы, достоинства ребенка (Декларация прав ребенка, 1959г., Конвенция о правах ребенка,1989г.) требует изменения целей, содержания и технологий воспитания и обучения, включая и контрольно-оценочную деятельность. Новое отношение к человеку, в том числе к ребенку, не как к средству, а как к цели, - поставило вопросы о необходимости смены образовательной парадигмы.

Традиционная педагогика практически осуществляет насилие над растущей личностью. Она отторгает ребенка, подростка, юношу от потенциально созидательных возможностей учебно-воспитательного процесса, ведет к отчуждению. Взросление предполагает социализацию личности, означает общее, общественное, относящееся к совместной жизни людей, их разнообразному общению и деятельности. Процесс взросления имеет своей целью развитию способности строить продуктивные отношения с окружающими людьми и социальными институтами, овладеть посильными для каждого возраста видами деятельности, в том числе познавательной. Поэтому образование как одна из ведущих сфер жизни общества и человека несет непосредственную ответственность за результаты воспитания и обучения. Однако именно в образовательном учреждении, в школе многие учащиеся получают негативный опыт восприятия и переживания учебно-воспитательного процесса как чуждого, лишенного личностного смысла.

Исследования многих авторов (Б.Н.Алмазов, Л.С.Алексеева и др.) подтверждают нарастание чувства и с годами осознание учебно-воспитательного процесса как личностно значимого. Неустойчивость мотивации к учению у младших школьников, ее снижение к концу третьего года обучения в подростковом возрасте перерастают в проблему трудностей, связанных с адаптацией при переходе из начальной школы в основную, и трансформируются в проблему «трудного подростка».

Приведенные данные свидетельствуют о тенденции отчуждения, которое нарастает по мере продвижения к старшим классам. Как показывают результаты анализа ответов учащихся, привлекательность школы падает в связи с неудовлетворенностью потребности решать свои личностные и социальные проблемы, аккумулировать свой жизненный опыт. «Чистые знания», знания ради знаний, ради школьного дневника, журнала не относятся подростками к личностно значимым, к жизненно важным.

Приведенные данные социалогического исследования школьника

свидетельствуют о наличии и устойчивого противоречия между процессом социального взросления школьников и явным отстаиванием учебно-воспитательного процесса от их насущных личностно и социально значимых проблем.

Школа является тем социальным институтом, который призван на самом деле защищать права, свободу и достоинство каждого ребенка, осуществить его психолого-педагогическое сопровождение в трудном и противоречивом процессе личностного и социального развития и становления. Однако в реальной жизни, проблема педагогического отчуждения не актуализируется педагогическими коллективами.


Педагогическое отчуждение определяется как нарастание у развивающейся личности взрослеющего человека чувства и осознания чуждости педагогического процесса, его неприятия, которое происходит в неблагоприятной жизненной ситуации, сложившейся в результате психолого-педагогической некомпетенции.

Обучение, ориентированное на человека, отвечает за результаты развития личности в онтогенезе и предполагает ответственное участие профессионалов в жизни ребенка. Это достижимо при использовании личностно-ориентированного подхода к обучаемым. Он требует умения определять «зону актуального» развития, но самое главное и трудное продвигаться в сотрудничестве с учеником в его «зону ближайшего развития». Как подчеркивал Выгодский Л.С., зона ближайшего развития имеет большое значение для динамики интеллектуального развития и успешности обучения, чем актуальный уровень развития. Это методологическое положение особенно важно для теории и практики построения образовательного процесса, для новой компетенции педагога, его знаний и умений «выращивать» успех каждого ученика.

Педагогическое отчуждение, возникающее в неблагоприятный для обучаемого жизненной ситуации, сложившейся в результате психологии педагогической некомпетенции, можно предупредить и реально преодолевать путем смены образовательной парадигмы – перехода от когнитивно-ориентированной (зуновской) модели на личностно ориентированную. Этот путь создает благоприятные педагогические условия, препятствующие возникновению и усилению педагогического отчуждения ребенка, и в случае необходимости, корректирующие личностное развитие каждого обучаемого, если:

Осуществлять полноценную учебную деятельность, включающую в себя три звена: мотивационное, корректирующее, центральное (рабочее) и контрольно-оценочное;

Создать ситуацию успеха каждого обучаемого, организуя обучение в зоне ближайшего развития.

3. Мозговой штурм «Образ выпускника».
Задачи: 1.выявить и согласовать мнения и представления учителей об образе выпускника школы – социализации личности.

2. привести в соответствие представление о сегодняшней обстановке в школе с реальным социальным заказом.


Метод : анкетирование.

Форма работы : групповая (4-5 человек в группе).
Организация .

Каждой группе дается по одной анкете, содержащей список индивидуальных характеристик. На основании этого списка каждая группа выполняет пять заданий. Результаты каждого задания сдаются руководителю в письменном виде. Получив письменные отчеты групп, руководитель, обработав результаты, получит усредненные показатели по каждой анкете. Результаты обсудить можно сразу. В этом случае возможная методика будет выглядеть следующим образом.

После короткого перерыва, в течение которого группа руководителей обрабатывает результаты (на основании групповых отчетов выбирает и ранжирует наиболее привлекательные характеристики отдельно по каждому из пяти предложенных для описания персонажей), они выставляются на всеобщее обозрение.

Далее, сохраняя те же микрогруппы, руководитель просит через некоторое время (30-40 минут) представителя от каждой группы дать анализ полученных результатов. Представитель обязан высказать не свое личное, а согласованное мнение всей микрогруппы.


Анкета .

1. В предварительном списке выберите те индивидуальные характеристики, которые вы считаете наиболее важными для описания «хорошего школьника

сегодняшнего дня» (отвечайте с позиции того, что могло бы быть).


  • Дух соперничества

  • Конформность

  • Чувство товарищества

  • Креативность, способность к творчеству

  • Способность критически мыслить

  • Любознательный, пытливый ум

  • Озабоченность материальным успехом

  • Порядочность-справедливость

  • Честность

  • Гуманизм (доброта)

  • Независимость

  • Интеллектуальная развитость

  • Материалистичность

  • Послушание

  • Предприимчивость

  • Открытость

  • Наличие собственных убеждений

  • Уравновешенность-организованность

  • Чувство юмора

  • Эмоциональность

  • Искренность

  • Социальная адоптабельность

  • Воспитанность

Отберите пять черт, лучше всего отражающих современного хорошего школьника и расположите их по значимости для вас (отранжируйте).

Выработайте единое мнение в группе.
2. В представленном списке выберите индивидуальные характеристики, которые вы считаете наиболее существенными для описания «выпускника школы-социализации личности».

(список повторяется)

3. В приведенном списке выберите те индивидуальные характеристики, которые вы считаете наиболее важными для описания «хорошего учителя».

(список повторяется)

Выберите пять черт, которые представляются вам наиболее существенными, и расположите их по степени значимости.

Выбирайте единое мнение в группе.

4. В приведенном списке выберите индивидуальные характеристики, которые представляются вам наиболее существенными для описания «учителя школы социализации личности» (далее аналогично)

5. В приведенном списке выберите индивидуальные характеристики, которые представляются вам наиболее существенными для описания «Преуспевающего взрослого».

Вывод: модель выпускника школы-социализации личности, включает такие наиболее важные черты личности:
1. интеллектуальная развитость

2. социальная адоптабельность

3. любознательный, пытливый ум

4. наличие собственных убеждений

5. способность критически мыслить.

Решение ПС:
1. Утвердить «модель выпускника» школы- социализации личности, обладающего следующими качествами: интеллектуальная развитость, социальная адоптабельность, любознательный пытливый ум, наличие собственных убеждений, способность критически мыслить.
2. Обсудить промежуточные результаты в 2006 году (через год), в 2010 (через 5 лет).

Деревянченко Инна Александровна

Заместитель директора по учебно -

воспитательной работе

Старобешевской ОШ І-ІІ ступеней

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: в статье описан компетентностный подход к построению модели выпускника современной образовательной организации. Рассматриваются основные идеи формирования модели выпускника, необходимые компетентности, которыми должен обладать выпускник школы. Построение новой модели выпускника предполагает изменение содержания образования, внедрение современных образовательных технологий, методов и форм обучения.

Ключевые слова: модель выпускника, ключевые компетентности.

Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим

перед ними проблемы, которые надо решить”.

Роджер Левин

Актуальным вопросом сегодня является подготовка образованных, а значит всесторонне развитых и компетентных выпускников общеобразовательных учебных организаций.

Сегодня в условиях гуманизации образования личностно-ориентированный подход обучения и воспитания трансформируется в компетентностный подход. Но в центре внимания, как всегда, остается личность ученика.

Обновленному обществу нужны люди, которые могут самостоятельно мыслить, способные к самореализации на основе объективной самооценки. Главная же задача современной школы - раскрытие потенциальных возможностей и способностей учащихся, подготовка маленького человека к самостоятельной жизни. Выпускнику школы необходимо решать реальные задачи в противоречивых и сложных условиях современного бытия.

Таким образом, главной целью учителя становится формирование ключевых компетентностей обучающихся с помощью рефлексий их действий, так как приобретение жизненноважных компетентностей может дать человеку возможность ориентироваться в современном обществе, способствует формированию у личности способности быстро реагировать на запросы времени.

Главным критерием оценки деятельности школы является то, чего достигают ее выпускники, именно поэтому Старобешевская ОШ 1-2 ступеней заботится о своем педагогическом имидже и стремится к развитию, работает над созданием модели выпускника, которая является ориентиром школьной деятельности.

Школой была создана своя программа ключевых компетентностей и модель выпускника основной школы.

Главный экзаменатор наших учеников - жизнь. Насколько они будут адаптированы к социальной среде, способными оперативно принимать правильное решение, уметь анализировать и контролировать собственную деятельность, зависит прежде всего от школы.

Школьная программа «Внедрение компетентностно - ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс» относительно ключевых компетентностей учащихся отслеживается в системе мониторинга качества образования и предусматривает формирование познавательных, личностных, самообразовательных, социальных компетентностей.

В рамках этой программы проводилась работа по нескольким направлениям:

Разработка проблемы ключевых компетентностей на всех уровнях, включая педагогов, учащихся, родителей;

Разработка модели жизненных компетентностей выпускника основной школы;

Планирование организационно-методических мероприятий;

Внедрение компетенций в содержание образования.

Современная школа должна не просто идти в ногу со временем, она должна опережать время. Учителям необходимо корректировать содержание, технологии организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями и потребностями сегодняшнего дня. Модели компетентного выпускника, которые формировала раньше школа, были несколько стереотипными, нереальными. Именно из-за высоких требований и стандартизации цели обучения и воспитания мало внимания было уделено личности ученика как отдельной уникальной и неповторимой единице социума.

Сегодняшний выпускник – это прежде всего человек творческий, с большим потенциалом саморазвития и самореализации. Поэтому, создавая собственную модель компетентного выпускника общеобразовательной организации, школа опиралась на разработки методологических основ отечественных ученых.

Модель выпускника - это обозначение уровня движения обучающихся в рамках основных направлений деятельности школы.

Прежде всего – это определение компонентов компетентности выпускника.

Формирование модели компетентного выпускника современного образовательного учреждения в Старобешевской ОШ 1-2 ступеней проходило поэтапно. На первом этапе была создана инициативная группа, в которую был вовлечен творческий потенциал опытных педагогов, которые обговорили материалы по проблеме компетентного подхода, изучили пожелания родителей по формированию вариативной части учебного плана.

На предметных методобъединениях и методобъединении классных руководителей были составлены модели выпускников начального и основного звена обучения.

Модель выпускника современной школы глубже раскрывает необходимый уровень овладения компетенциями в свете информационных технологий и опережающего прогресса. Модель включает следующие составные и характеризуется широким спектром воздействия на личность.

- Выпускник должен закончить школу профессионально - определенным.

- Выпускник должен уметь методически грамотно, самостоятельно работать.

- Выпускник должен стремиться к самообразованию и самоусовершенствованию.

- Творческий поиск должен быть прерогативой жизненного и профессионального пути.

- Выпускник должен принимать участие в общественно-политической и культурной жизни республики.

- Выпускник должен быть сознательным гражданином, готовым отвечать за свои поступки.

- Выпускник должен быть осознанно готовым к семейной жизни.

- Выпускник должен бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.

Реализуя компетентный подход в школе, педагогический коллектив заменил традиционные репродуктивные методы обучения на личностно-ориентированные технологии, так как обучение ориентировано на среднего ученика, на усвоение и воспроизведение знаний, и не может отвечать требованиям современного информационного общества.

Наиболее эффективно дают возможность реализовать Модель выпускника общеобразовательного учреждения такие педагогические технологии:

- обучение в сотрудничестве (малых группах) – интерактивное;

- метод проектов;

- разноуровневое обучение;

- портфолийное оценивание.

Компетентный подход требует личностной направленности при формировании содержания образования. Поэтому на уроках учителя обеспечивают реальную активность учащихся. Процесс обучения – это напряженная умственная работа и активное участие школьников в этом процессе обязательно.

Для определения уровня разных жизненных компетенций учащимся старших классов были предложены вопросы по основным ключевым компетенциям. Дети, пользуясь личными знаниями, жизненным опытом, оценивали себя. Затем по этим же вопросам учащихся оценивал классный руководитель. Сравнивая баллы, выставленные классным руководителем и самооценку учащихся, можно увидеть существенную разницу. Самооценка учащихся во многих случаях завышена, и только в некоторых случаях – занижена. Особенно необьективными учащиеся были в оценке себя по формированию самообразовательных и поликультурных компетенций. По результатам данной работы учителя выводили средний балл, определяя уровень жизненных компетенций. Преподаватели определили коррекцийно- развивающую работу на основе запросов и потребностей учащихся, обьединяя мотивационные, содержательные и развивающие компоненты всех воспитательных мероприятий.

Обследования учащихся по формированию жизненных компетентностей в конце учебного года показали, что уровень сформированности знаний об основных сферах жизнедеятельности, жизненное планирование и практические навыки в использовании знаний улучшилось, что свидетельствует о том, что кропотливая систематическая работа всего педагогического коллектива дало существенные результаты и способствует формированию жизненных компетентностей учащихся.

Можно сделать вывод, что ориентация на модель компетентного выпускника образовательной организации предусматривает:

- переход от педагогического диктаторства до педагогического сотрудничества;

- сознательное принятие педагогом личных целей и запросов детей, признание прав на собственное мнение, ошибки;

- уважение к ученику, его достоинству, и что не менее важно, ответственность педагога за свои суждения, рекомендации, требования и действия.

Идеальный выпускник. Какой он?

Показатели

Минимальный уровень

Оптимальный уровень

Максимальный уровень

1.Ориентирование на постоянное образование (готовность к самообразованию, самоанализу, самооцениванию, самоконтролю и самокорректированию).

Регулярно читает

(4-5 книг на год), систематически обращается за помощью к учителю, если имеет пробелы в знаниях.

Составляет собственную программу самоусовершенствования и умеет работать с ней.

Разрабатывает собственные планы, ставит цели, умеет анализировать и корректировать свои поступки.

2.Понимание своих способностей, назначение в жизни (навыки самоанализа).

Знает перечень возможных способностей.

Может проанализировать себя по имеющимся способностям.

Способный толковать и использовать прочитанное.

3.Умение работать в современных информационных системах (телефон, факс, компьютер, интернет, электронная почта).

Использует телефон, факс, компьютер.

Использует компьютер, умеет искать информацию в интернете.

Умеет работать в современных информационных системах

4.Владение навыками абстрактного и поискового мышления (умение находить, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию с разных источников).

Умеет составлять план к тексту, пользуется словарями, энциклопедиями.

Владеет алгоритмами исследования текста, составлением конспекта, технологиями запоминания.

Умеет обобщить информацию из разных источников в рамках мини-исследования (реферат), оформить его, приготовить выступление.

5.Профессиональная ориентация, навыки самоменеджменту (планирование собственной деятельности, ознакомление с потребностями рынка труда, умение писать резюме, искать работу и трудоустраиваться).

Владеет минимальной информацией о профессиях, трудовом законодательстве.

Умеет написать резюме, проанализировать свои способности и желания, сопоставить их с потребностями общества.

Умеет ставить перед собой краткосрочные,долгосрочные цели, планировать и реализовывать их.

6.Умение быстро действовать в нестандартных ситуациях (кризисные ситуации – несчастный случай, авария, финансовые и правовые ситуации, противостояние психологическому натиску).

Знает порядок действий в экстренных ситуациях (телефоны – 101,102,103.104).

Владеет основами финансовой и правовой грамоты.

Умеет выявить и противостоять мошенничеству, шантажу, психологическому давлению

7.Владение основами этики этикета (тактичность, умение брать на себя ответственность, делать собственный выбор, толерантное отношение к другим людям, умение вести себя среди других людей).

В разговоре систематически употребляет слова вежливости, имеет прилежный внешний вид.

Проявляет пунктуальность, способствует дружной атмосфере в классе и школе, препятствует конфликтам в коллективе.

Активно принимает ответственность за дела класса, школы, служит примером для подражания одноклассникам.

8.Коммуникативность (умение общаться устно и письменно на родном и иностранном языках).

Свободно общается (устно и письменно) русским и украинским языками, имеет развитую артикуляцию.

Знает основы успешной коммуникации (умение эффективно слушать и говорить), владеет ораторскими навыками.

Обладает умением решения конфликтов, свободно общается на иностранном языке

9.Патриотизм (изучение традиций, культуры и истории родного края)

Знает основные факты истории родного края.

Достаточный или высокий уровни знаний по русскому и украинскому языках, литературе и истории родного края.

Общается в свободное время на родном языке, сочиняет стихи, пишет рассказы

10. Ответственное отношение к собственному здоровью, не имеет вредных привычек.

Не имеет вредных привычек.

Каждое утро делает зарядку.

Занимается спортом в секциях.

11.Владение навыками продуктивной творческой деятельности (поисковая, исследовательская работа над ученическими проектами).

Периодически принимает участие в творческих конкурсах и исследовательской работе в школе.

Систематически принимает участие в творческих конкурсах и исследовательской работе в школе.

Имеет собственные творческие работы (стихи, программы, художественные и технические изделия).

МОДЕЛЬ

ВЫПУСКНИКА СТАРОБЕШЕВСКОЙ ОШ І-ІІ СТУПЕНЕЙ

Литература

1.Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно - методическое пособие. - М.: 2005.

2.Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. - М.:АРКТИ, 2007.

3.Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - №10.

4.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно–ориентированной парадигмы. Народное образование., 2003. № 2. С. 58–64.

В последнее десятилетие в отечественной системе образования произошли значительные изменения: введен единый государственный экзамен, разработан федеральный образовательный стандарт нового поколения, введено профильное обучение.

Какой он – современный выпускник? Обратимся к портрету выпускника школы, представленному в проекте стандарта среднего (полного) общего образования.

В соответствии с данным портретом выпускник современной школы должен быть:

    любящим свой край и свою Родину, уважающим свой народ, его культуру и духовные традиции;

    осознающим и принимающим традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающим свою сопричастность к судьбе Отечества;

    креативным и критически мыслящим, активно и целенаправленно познающим мир, осознающим ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни;

    владеющим основами научных методов познания окружающего мира, мотивированным на творчество и современную инновационную деятельность;

    готовым к учебному сотрудничеству, способным осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность; осознающим себя личностью, социально активным, уважающим закон и правопорядок, выполняющим свои обязанности перед семьей, обществом, государством, человечеством;

    уважающим мнение других людей, умеющим вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

    осознанно выполняющим и пропагандирующим правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;

    подготовленным к осознанному выбору профессии, понимающим значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.

А как видят себя сами выпускники? И к какому идеалу они стремятся? С такими вопросами мы обратились к выпускнице гимназии, которая высказала собственное мнение и опиралась на высказывания своих сверстников по этой теме.

Какой он - современный выпускник? Какими качествами должен обладать?

Пожалуй, самый простой путь ответить на эти вопросы - спросить у самих старшеклассников. Мы провели небольшой опрос среди 11-ых классов нашей школы. Большинство ребят считает, что главная и ничем незаменимая черта выпускника - это ум. Разумеется, они правы. Ум – это возможность грамотно построить предложение, донести свою мысль до окружающих, поддержать беседу на любую тему. Ум – это знания, а точнее, умение их применять. Но, мало быть просто «умным». Необходимо иметь перед собой четко поставленную цель. Ты должен хорошо понимать – чего ты хочешь и как ты можешь этого добиться. Цель в жизни должна быть всегда: будь ты школьник, выпускник, студент, квалифицированный работник, начальник, родитель.… По мере достижения одной цели, ты должен ставить себе другую, добиваться, идти к ней. Ведь человеку необходимо постоянно развиваться, расти, идти дальше… Целеустремленный человек – успешный человек. Так считают и современные выпускники. Следующими, по мнению опрошенных, неотъемлемыми качествами являются трудолюбие, ответственность, самостоятельность и усидчивость. Всему этому учит нас школа. Каждый урок в школе – это не просто огромное количество новых, необходимых знаний, это уроки жизни. Школа учит нас быть взрослыми, самостоятельными. Учит не зависеть от других, но уважать мнение другого человека. Сосредоточенность, пунктуальность, прилежность, аккуратность, - все это то, без чего невозможно хорошо учиться в школе, а уж тем более шагать во взрослую жизнь. Современный выпускник должен быть харизматичным, иметь чувство юмора. Тут невозможно не согласиться. Умение разговаривать с людьми – одно из самых важных качеств в наши дни. Что-то рассказать, предложить, объяснить, посоветовать и посоветоваться, попросить, узнать, договориться, - в независимости от того, какой дальнейший путь ты выбрал, сталкиваться с этим будешь часто… Несомненно, важно быть уверенным в себе. В себе, в своих поступках, словах. Ты должен твердо идти вперед, не сомневаясь в своих действиях. Не будешь сомневаться ты – не будут сомневаться другие. Но, как бы то ни было, самыми главными чертами выпускника (и неважно современного или нет) всегда будут вежливость, доброта и открытость. Ведь выпускник – это будущее страны. Он должен быть способен изменить что-то в обществе, сделать его лучше. И какой бы ты ни был успешный, умный, целеустремленный, ты ничего не сможешь изменить, если в тебе нет этих качеств. Ни с одним человеком ты не сможешь договориться, не будь ты вежливым, добрым, отзывчивым, а, главное, честным. Люди просто не захотят идти тебе навстречу, не станут верить твоим словам. Увы, сейчас – это весьма серьезная проблема. Современная молодежь перестает ценить многие моральные качества, перестает понимать их важность. Ведь сейчас, в век компьютеров и телефонов, людям стало гораздо проще общаться друг с другом, не отрывая головы от клавиатуры, нежели слышать реальный голос реального человека. Сидя за компьютером, мы не видим ни эмоций человека, ни его реакций – ничего. Да и сами-то мы мало что можем испытать, стуча по кнопкам и смотря на голубой экран. Мы забываем, как это – быть добрым, открытым, отзывчивым. Забываем, потому что «не используем» эти качества. А жаль.

Такими качествами, по мнению современных подростков, должен обладать выпускник, чтобы быть подготовленным к взрослой жизни, правильно выбрать свой профессиональный путь, быть успешным, а главное – нужным обществу и своей стране.

Программы комплексного психолого-педагогического медико-социального сопровождения образовательного процесса направлены на достижение личностных и метапредметных результатов, которые обозначены как важные составляющие Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

Так, например, программа «Шаги к успеху» ориентирована на формирование навыков учебной деятельности, осознанного отношения к обучению, ответственного отношения к образованию и самообразованию. Программа «Я учусь выбирать – 9, 10-11» предполагает освоение основ самостоятельного осознанного выбора учащимися в области школьной карьеры, начиная с выбора профиля обучения и заканчивая профессиональным самоопределением. Основным инструментом данной программы является портфолио «От выбора профильного класса к профессиональному самоопределению» , которое состоит из 3 частей:

    для учащихся 9 классов - «Учимся выбирать профиль обучения на этапе предпрофильной подготовки» - знакомство с общими основами правильного выбора;

    для учащихся 10 класса - «Мои первые шаги к профессиональному самоопределению»;

    для учащихся 11 класса - «Портфолио выпускника» - позволяет структурировать и отследить процесс профессионального самоопределения, помогает обосновать профессиональный выбор при собеседовании в вузе, сформировать навыки самопрезентации, необходимые в дальнейшей профессиональной карьере.

Программа «Я выбираю здоровье» направлена на осознание ценности здоровья и здорового образа жизни, обучение старшеклассников алгоритму принятия правильного решения в отношении собственного здоровья, знакомство с основными компонентами образа жизни здорового и успешного человека.

Программа « Консультационный центр в рамках проекта «Абитур-класс», охватывающего завершающий этап обучения в школе (10-11 классы) и основной этап профессионального самоопределения. Для всех старшеклассников с целью оказания помощи в правильном планировании индивидуального маршрута подготовки к итоговой аттестации и поступлению в высшие учебные заведения проект «Абитур-класс» предоставляет следующие возможности:

    это участие в предметных вузовских олимпиадах;

    информационная поддержка при определении пакета выпускных экзаменов;

    организация подготовки к ЕГЭ по профильным предметам в рамках школы тестовой культуры.

Программа «Консультационный центр» направлена на формирование у старшеклассников мотивированного понимания «куда и зачем идти учиться?».

Программа включает в себя 3 модуля:

1. Информационная поддержка старшеклассников и их родителей по вопросам профориентации и подготовки к ЕГЭ, которая осуществляется через:

    школьный сайт – раздел «Информбюро»: информация о вузах, олимпиадах, целевых программах и т.д. см. сайт гимназии www . school 56. spb . ru , ссылка «Абитур-класс. Учащимся 11 классов»);

    встречи с представителями высших учебных заведений и совместные профориентационные мероприятия (круглые столы, конференции, олимпиады, конкурсы и др.);

    буклеты-памятки для учащихся, родителей и классных руководителей;

    использование материалов инфотеки ППМС-центра, специализированных образовательных порталов, ресурсов медиатеки, библиотеки и др.

    Индивидуальная работа по самоопределению с использованием «Абитур-листа» (см. сайт гимназии www . school 56. spb . ru , ссылка «Абитур-класс. Учащимся 11 классов»)

    Система индивидуальных профориентационных консультаций специалистов: психолога-профконсультанта и сотрудника центра довузовской подготовки, что помогает старшеклассникам:

    определить свои интересы, склонности и возможности;

    познать особенности своего интеллекта и темперамента;

    расширить представление о мире профессий и выбрать именно ту, которая больше всего подходит;

    получить подробную информацию о вузах;

    получить информацию о целевых программах;

    научиться эффективному поведению в трудных ситуациях (например, на экзамене) и поверить в свои силы;

    справиться с экзаменационным стрессом, используя релаксационные упражнения и техники;

    приобрести навыки самопрезентации, подготовиться к собеседованию в выбранном вузе;

    составить и оформить портфолио.

Вся система комплексного психолого-педагогического медико-социального сопровождения, таким образом, обеспечивает условия, позволяющие выпускнику приобрести необходимые качества, компетенции и знания, которые позволят ему стать конкурентноспособной и успешной личностью в современном мире.

Исследование о студентах и выпускниках

Специалисты кадрового агентства «Контакт» с помощью исследования «Современный выпускник вуза» проанализировали образ сегодняшнего по различным параметрам. В опросе приняли участие 389 ведущих вузов Москвы.

В августе рекрутинговым агентством «Контакт» было проведено исследование «Современный выпускник вуза и карьера в бизнесе» в рамках проекта «Первый аукцион молодых специалистов». 389 студентов и выпускников ведущих вузов Москвы рассказали о своем обучении в вузе и планах на будущее.

В результате исследования стало известно, что большинство воспринимают вуз как важнейший источник знаний и место тусовки — эти варианты выбрали 93% и 79% участников исследования соответственно.

Главным результатом обучения 73% опрошенных считают получение знаний и навыков. 67% респондентов заявили, что важнее всего — наличие об окончании учебного заведения. Для 54% участников исследования обучение в вузе — это прежде всего интеллектуальный вызов, а для 51% — приобретение связей и знакомств, которые могут оказаться полезными в будущем.

Классный час по профориентации. Формирует готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учётом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: "Современный выпускник. Кто он?"

Важно ни кем стать, а каким стать!

Что хочет современный выпускник? Какой он в работе? Каков он? Какой он в общении с другими? Цели:

Справка. Потребности- нужда или недостаток в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, общества в целом.

"Потребности и интересы".

Потребность в самообразовании. Потребность в профессиональном самоопределении. Потребность в трудовой деятельности. Потребность в развлечениях. Потребность в общении. Потребность в свободе. Потребность в самостоятельном выборе. Естественные потребности. Потребности: Потребность в сопереживании, соучастии и сострадании. Потребность быть Человеком.

"Организационно- деятельностные качества"

Трудолюбие. Предприимчивость. Оперативность. Расчётливость. Дисциплинированность. Ответственность. Способность к деловому риску. Коммуникабельность. Организованность.

"Эмоционально- физические и волевые качества".

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ФИЗИЧЕСКИЕ. Энергичность. Спортивность. Оптимизм. Способность к физическому совершенствованию. Развитая эмоциональная сфера. ВОЛЕВЫЕ Целеустремлённость. Собранность. Упорство. Требовательность к себе. Самокритичность.

"Социальные качества".

1.Люби человечество сколько тебе угодно, но не требуй взаимности. 2.В наше время, когда о человеке говорят, что он умеет жить, обычно подразумевают, что он не отличается особой честностью. 3.Лучше самая малая помощь, чем самое большое сочувствие. 4.Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. 5.Скромен не тот, кто равнодушен к похвалам, а тот, кто внимателен к порицаниям. 6.Распродажа друзей- не признак банкротства, а признак карьеры. 7.Искренность состоит не в том, чтобы говорить всё, что думаешь 8.Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. 9.Любовь к себе- это начало романа, который длится всю жизнь. 10.Подающий нищему не обеднеет. 11.Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя,- спроси, что ты можешь сделать для своей Родины. 12.Добро должно быть с кулаками. 13.Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился. 14.Мы слишком сильно любим своих детей и слишком мало- своих родителей. 15.Национальную традицию нельзя унаследовать- её надо завоевать 16.Семья- это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого народа. (гуманность) (честность) (отзывчивость) (доброта) (скромность) (предательство) (искренность) (справедливость) (самовлюблённость) (милосердие) (гражданская позиция) (злость) (патриотизм) (уважение к старшим) (национальные традиции) (любовь к семье)

Ответ Вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 А 10 5 5 3 5 10 10 10 3 3 5 5 5 10 5 10 5 10 3 3 Б 5 10 10 10 10 3 3 3 5 10 3 10 10 5 10 3 10 3 5 10 В 3 3 3 5 3 5 5 5 10 5 10 3 3 3 3 5 3 5 10 5

140-200 очков. У тебя есть возможность добиться успеха в жизни. В твоём характере существует хорошее равновесие между инстинктом и разумом, между личной и общественной жизнью, между действием и размышлением. 70-139 очков. Ты в принципе обладаешь качествами, необходимыми для того, чтобы утвердиться в обществе. Но всё же тебе надо постоянно контролировать себя и не допускать, чтобы тлеющие в твоём подсознании конфликтные ситуации вырывались на поверхность и влияли на твои действия. 60-69 очков. Тебе необходима большая вера в себя и большая открытость перед окружающими. Только так ты можешь добиться полной реализации своих способностей. Результаты:

1."Потребности и интересы". 2."Организационно- деятельностные качества". 3."Эмоционально- физические и волевые качества". 4."Социальные качества".

Спасибо за участие.

Счастливого пути!

Предварительный просмотр:

Цель: Формировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учётом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.

Задачи:

1.Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

2. Воспитывать уважение к рабочему человеку.

Подготовительная работа.

1.Учащиеся пишут сочинение «Профессия моих родителей».

2.Родители и учащиеся заполняют анкеты о выборе профессии.

3.Учащиеся готовят сообщения о профессиях: швея, газоэлектросварщик, официант, слесарь.

Важно ни кем стать,

а каким стать.

Ход мероприятия.

1.Орг. момент.

Дорогой невзначай мы встретились с тобой;

Остановилися, окликнули друг друга,

Как странники в ночи, когда бушует вьюга,

Когда весь мир объят и холодом, и тьмой,

Один пред нами путь лежал в степи

Безбрежной, и вместе мы пошли…

На экране появляются изображения выпускников разных лет.

(см. слайд 1).

1.А.С.Пушкин в лицее.

2.Комсомольцы.

3.Выпускники 2012 года.

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?

Тема сегодняшнего разговора:

«Современный выпускник. Кто он?»

(на экране тема, см. слайд 2).

Иными словами, нам предстоит сегодня с вами создать модель личности современного выпускника. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:

Что хочет современный выпускник?

Какой он в работе?

Каков он?

Какой он в общении с другими?

(см. слайд 4).

Давайте выясним, какие потребности и интересы у современного выпускника, и тем самым ответим на первый поставленный вопрос:

«Что хочет современный выпускник?»

(см. слайд 5,6) «Потребности и интересы ». 1.

Нам в этой жизни роли не отводят-

Мы сами начинаем в них играть,

А после удивляемся, что вскоре

Нас игроками начинают называть.

Мы разделились условно на 2 группы. Участники каждой группы будут играть свою роль. 1 группа- роль ученика, 2- роль родителя.

Вам необходимо в соответствии с заданной ролью подумать и назвать потребности и интересы современного выпускника, обосновав свой выбор. Вы можете начать свой ответ с тех фраз, которые находятся на ваших столах.

Для ученика:

  • Как будущий выпускник школы, я думаю…
  • С точки зрения моего, ещё не богатого жизненного опыта, я считаю, что…
  • Я старшеклассник и полагаю, что…

Для родителя:

  • Как родитель будущего выпускника, я считаю, что…
  • Общаясь, каждый день со своим ребёнком, я предполагаю, что…
  • Мы со своим ребёнком друзья, и поэтому я уверен(а), что…

Потребности:

  1. потребность в самообразовании;
  2. потребность в профессиональном самоопределении;
  3. потребность в трудовой деятельности;
  4. потребность в развлечениях;
  5. потребность в общении;
  6. потребность в свободе;
  7. потребность в самостоятельном выборе;
  8. естественные потребности.

(дети работают в группах).

(см. слайд 7)

Вы высказали разные мнения, но мы создаём универсальную модель. Как вы думаете, к чьему мнению - родителей или учеников надо прислушаться в первую очередь? (ответы детей).

Очень часто мнения родителей и детей не совпадают. И это является причиной извечного конфликта «отцов и детей».

Для того чтобы избежать этого конфликта, нужно быть чутким и внимательным к позиции взрослых и не бояться высказывать своё мнение.

А теперь я предлагаю вам прослушать отрывок из обращения директора одной зарубежной школы и учителем, принимаемым им на работу:

«Мои глаза видели то, что не должен видеть ни один человек: газовые камеры, построенные квалифицированными инженерами;

Детей, отравленных высококвалифицированными врачами; женщин, сожженных выпускниками высшей школы. Поэтому я не доверяю образованию. Я прошу вас: помогите вашим ученикам стать человечнее. Ваши усилия не должны привести к появлению обученных монстров, тренированных психопатов. Чтение, письмо и арифметика важны, только если они служат человечности».

Я уверена в том, что каждый человек должен испытывать потребность в сопереживании, соучастии и сострадании.

9.Потребность в сопереживании, соучастии и сострадании.

10.Потребность быть Человеком.

В своё время китайские мудрецы долго думали над вопросом «Как сделать человека человечнее?» и предлагали думать, созерцать, а главное играть.

Предлагаю вам головоломку. (Со спичками).

Итак, у нас появилась команда – победитель. Как вы думаете, какие качества личности помогли вам одержать победу в этом испытании? У вас на столах находится набор таких качеств, выберите из них три качества, которые в наибольшей мере вам помогли победить, и в недостаточной мере проявились у соперников.

(см. слайд 8,9)

« Организационно- деятельностные качества ».

  • Трудолюбие.
  • Предприимчивость.
  • Оперативность.
  • Расчетливость.
  • Дисциплинированность.
  • Ответственность.
  • Способность к деловому риску.
  • Коммуникабельность.
  • Организованность.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы как истории планет.

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

У каждого свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это всё неведомо для нас.

Что знаем мы про братьев, про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего

Мы, зная всё, не знаем ничего.

На протяжении 3 четверти ребята заполняли анкеты о выборе профессии. Писали сочинения о профессиях родителей. Как приятно было читать тёплые строки о маме, её работе. Что вы знаете о рабочем месте своих родителей. (примеры из сочинений.)

Как удивителен мир профессий. А что вы о них знаете? Существует много рабочих специальностей, без которых наша жизнь была бы невозможной. Давайте послушаем о некоторых из них (сообщения учащихся).

(сопровождается презентацией см. слайд 10-18).

Профессий нужных много, выбор остаётся за вами.

На мой взгляд, каждый человек должен не только изучать себя, но и стараться развивать то, что дано ему природой. Предлагаю вам ряд несложных упражнений, которые помогут вам развивать физическую, волевую и интеллектуальную составляющие.

Повторяйте за Фаридой под энергичную и весёлую музыку.

(Физминутка).

(звучит энергичная музыка см. слайд 19).

«Эмоционально- физические и волевые качества». (см. слайд 20).

Психологи утверждают, что эти упражнения повышают работоспособность и улучшают настроение.

Я надеюсь, что у нас это получилось.

Говоря об уникальности личности, мы не можем не говорить о неразрывной связи человека и общества, в котором протекает его жизнь. Каким должен быть человек, чтобы оставаться свободным и не препятствовать свободе другого?

(см. слайд 21).

«Социальные качества». (см. слайд 22- 23).

Из предложенных высказываний известных людей выберите то, которое в наибольшей степени, по вашему мнению, характеризует существование человека в обществе. Если ни одно из высказываний вам не близко, то вы можете высказать своё мнение.

(дети работают с цитатами).

(звучит музыка).

Высказывания известных людей.

1.Люби человечество сколько тебе угодно, но не требуй взаимности.

Дон-Аминадо.

2.В наше время, когда о человеке говорят, что он умеет жить, обычно подразумевают, что он не отличается особой честностью.

Джордж Галифакс.

3.Лучше самая малая помощь, чем самое большое сочувствие.

Владислав Лоранц

4.Чтобы поверить в добро надо начать делать его.

Лев Толстой.

5.Скромен не тот, кто равнодушен к похвалам, а тот кто внимателен к порицаниям.

Жан Поль.

6.Распродажа друзей - не признак банкротства, а признак карьеры.

Леопольд Новак

7.Искренность состоит не в том, чтобы говорить всё, что думаешь, а в том, чтобы думать именно то, что говоришь.

Ипполит де Лиери

8.Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.

Евангелие от Луки.

9.Любовь к себе – это начало романа, который длиться всю жизнь.

Оскар Уайльд.

10.Подающий нищему не обеднеет.

Царь Соломон.

11.Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя,- спроси, что ты можешь сделать для своей Родины.

Джон Кеннеди.

12.Добро должно быть с кулаками.

Станислав Куняев

13.Патриотизм: убеждение. Что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился.

Джордж Бернард Шоу.

14.Мы слишком любим своих детей и слишком мало- своих родителей.

Альфред Конар.

15.Национальную трагедию нельзя унаследовать- её надо завоевать.

Томас Стернз Элиот.

16.Семья- это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.

Ф. Адлер.

Я хочу, чтобы вы поделились своими соображениями о выбранных цитатах.

Почему вы не выбрали цитаты под №6, 9, 12? Объясните.

Для того, чтобы добиться успехов в планировании необходимых личностных качеств, необходима настойчивость, которую, как и ум, «на базаре не купишь», её ничем не заменишь. Её необходимо сделать своим девизом. Только так можно добиться успеха в профессиональной карьере.

(заполнение теста).

(звучит музыка см. слайд 24).

Тест «Можешь ли ты добиться успеха?»

1.Что бы ты предпочёл…

а) быть капитаном судна;

б) стать космонавтом;

в) быть музыкантом?

2.Если ты видишь человека в опасности…

а) бросаюсь спасать его даже с риском для жизни;

б) лихорадочно обдумываю все возможности его спасения;

в) вызову кого-либо на помощь.

3.Какую игру ты предпочитаешь…

а) в карты;

б) в бильярд;

в) разгадывание кроссвордов.

4.Когда звонит телефон, ты сразу думаешь…

а) ищут из школы;

б) вспомнил приятель;

в) случилось какое-то несчастье.

5.Если идёшь на вечер в школу или дискотеку…

а) отправляюсь в своём обычном костюме;

б) одеваюсь особенно тщательно;

в) в зависимости оттого, что будет на нём, выбираю одежду.

6. Если пожилой человек рассказывает о своей жизни…

а) требую в рассказе подробностей;

б) скучаю;

в) прерываю его или ухожу.

7. Если находишься в компании…

а) от души развлекаюсь;

б) скучаю;

в) думаю о своём.

8.Если надо уехать…

а) предупреждаю близких - куда и зачем;

б) не говорю ничего;

в) говорю, что только надо отлучиться на время.

9. Если попадаешь в трудное положение…

а) советуюсь с друзьями;

б) делюсь проблемами с родными;

в) никому ничего не рассказываю.

10.Если надо купить картину, предпочитаешь…

а) в стиле абстракционизма;

б) в стиле импрессионизма;

в) в стиле реализма.

11. Заметив, что на твоём столе отсутствует какая-либо вещь…

а) начинаю искать её;

б) думаю, что кто-то украл;

в) сразу забываю об этом.

12.Ты оказался в чужом городе и есть немного свободного времени…

а) отправляюсь в музей;

б) изучаю карту города и выбираю, что можно посмотреть;

в) отдыхаю.

13.В споре…

а) упорствую в утверждении своей точки зрения;

б) ищу компромиссное решение;

в) уступаю перед упорством других.

14.Перед старой семейной фотографией…

а) испытываю волнение;

б) она кажется смешной;

в) ощущаю неприятное чувство.

15. Обнаружив перед важным заседанием, что забыты важные документы…

а) возвращаюсь быстро к себе, чтобы взять их;

б) положусь на свою память и способность к импровизации;

в) откажусь от участия в совещании.

16.Просыпаясь утром, обычно чувствуешь…

а) бодрость;

б) зависть к тем, кто ещё спит;

в) готов работать без особых усилий над собой.

17. В свободное время…

а) занимаюсь спортом;

б) встречаюсь с друзьями;

в) читаю.

18.В случае экономического кризиса…

а) обдумываю, какие из этого можно извлечь выгоды;

б) встревожен последствиями;

в) отказываюсь от своих планов и жду развития событий.

19. Ты предпочитаешь…

а) находиться в одиночестве;

б) проводить время с семьёй;

в) проводить время в компании друзей и знакомых.

20.Во время снежной бури только твой автомобиль остался на ходу, и ты…

а) продолжаю путь, не обращая внимания на неудачников;

б) подсаживаю в машину столько людей, сколько можно;

в) подсаживаю в машину людей только своего социального круга.

Подсчитайте очки по данной таблице. (см. на слайд 25).

Результаты заполнения теста на экране.(зачитать см. слайд 26).

Итак, какую работу мы с вами сегодня выполняли?

(ответы детей).

Мы сегодня с вами создали модель современного выпускника, и какие качества его характеризуют. Это…(см. слайд 27).

Как вы думаете, является ли эта модель завершённой или её можно дополнять и совершенствовать?

Действительно, мы собственными силами создали модель, которая, с одной стороны, характеризует современного выпускника, а с другой стороны, каждому позволяет развивать те качества, которые станут ему нужны. Проделав эту работу, вы определите новые горизонты развития.

Выбор за вами.