История развития науки и техники. Развитие русской науки и техники

Развитие науки и техники идет лавинообразными темпами. Когда наука была не очень развита технологическое развитие шло медленными темпами. При повышении уровня научных знаний, темпы развития техники и технологий увеличивались.

Важность развития науки и технологий в средние века

В 15-17 веках развитие науки и техники пошло более быстрыми темпами, чем раньше. Одна из основных причин медленного развития технологии до этого была необходимость развития периода и изготовления инструментов. Не зная основных принципов, необходимых для изготовления инструментов и средств призводства многое строилось путем проб и ошибок. Довольно часто объяснялись после того, когда изобретение заработало.

Была выдвинута идея о важности систематического изучения трудов видных ученых как Альхазен (11 век), Роджер Бэкон (13 век), Фрэнсис Бэкон, Коперник и Галилео (16-й и 17 век).

Они подчеркнули важность наблюдений от которых может быть выведены научные законы. Они также настаивали на проверку научных теорий. Только после этого утвердились по разработке инструментов, систематически, а не путем эмпирического подхода.

Разработка техники и технологии между 19 и 20 веками

В течение 19-го века развитие науки и техники пошло более быстрыми темпами. Следовательно, технология также устремилась вперед. Основные технологические события произошли в течение этого периода. Взаимосвязь между наукой и техникой прочно утвердилась в 19-м веке. Новые технологии требовали включения ряда научных принципов. Примерами этого являются безопасная лампа Дэви или .

Когда стали известны научные принципы, некоторые из них были применены для производства сложных машин. Например, электрический генератор включает принципы электричества, машиностроения, теплопроводности и т.д.

В этот период были разработаны двигатели и машины с альтернативными источниками энергии. Это привело к индустриализации в крупных масштабах в Европе и Америке. Теперь с помощью техники и технологии появилась возможность производить товары в массовом масштабе. Возьмем, к примеру, ткани, произведенные на ручном ткацком станке. Это занимало много времени плести несколько метров ткани. Однако механический привод ткацкого станка производил ткани на более высокой скорости и требовал меньшего количества рабочих.

Таким образом, развитие науки и техники способствовало изобретению машин с помощью которых можно производить товары в массовом масштабе и товар, таким образом, дешевле и качественнее.

Эти факторы в сочетании с наличием альтернативных источников энергии привели к революции в производстве в период 1770-1870 годах известные как период промышленной революции . Во время промышленной революции был достигнут быстрый прогресс в области транспорта.

Железнодорожные двигатели и паровые суда использовали технологию парового двигателя. Эти события способствовали быстрой транспортировке товаров и людей. Позднее были разработаны бензиновые двигатели, которые в конечном итоге привели к разработке автомобилей и самолетов.

Начало научных школ в России также относится к прошлому, XVIII веку. Крупным научным центром с этого времени стал Петербургский университет, где работали многие европейские ученые, особенно в области естествознания. Возникает множество различного рода обществ, в рамках которых велись исследования в самых различных отраслях знания: Вольное экономическое общество, Общество испытателей природы, возникшее при Московском универсистете, Русское географическое общество (1845), одно из старейших географических обществ мира.

Работы М. В. Ломоносова заложили основы русской науки. Энциклопедически образованный, он работал в самых разнообразных областях научного знания, как в естественных, так и в гуманитарных. Его работы в “области геологии, минералогии, геофизики, физики, физической химии, химии были огромны” . Ему принадлежат открытие закона сохранения материи и энергии, мысль об исследовании возникновения славян как особого этноса. Он был новатором практически во всех этих и других отраслях не только теоретического, но и практического знания.

Традиции научного поиска, деятельность научных центров продолжились и в XIX веке. Любознательность и стремление к поиску русских путешественников и мореплавателей родила еще в XVIII веке идею Н. П. Резанова о совершении кругосветных путешествий. В России первым ее осуществил в 1803 году И. Ф. Крузенштерн (1770-1846), а другое путешествие, совершенное М.П.Лазаревым (1788-1851) и Ф. Ф. Беллинсгаузеном (1778-1852), привело к открытию Антарктиды.

Развитие металлургии, текстильной промышленности, строительство железных дорог в различной степени были связаны и с развитием технических и фундаментальных наук: химии, электротехники, некоторых аспектов физики. В 1832 году, например, был сконструирован электромагнитный телеграф.

Непреходящее значение в мировой науке имели открытие И. И. Лобачевским неевклидовой геометрии, Д. И. Менделеевым (1834-1907) - периодического закона элементов, работы Я. И. Пирогова (1810-1881) в области военно-полевой хирургии, составившие новый раздел медицинской науки.

Нельзя сказать, что научный поиск XIX века представлял собой такой же мощный процесс, как в сфере искусства, особенно литературы, или в области развития общественной мысли, но научные достижения этого времени постепенно подготавливали начало бурного XX века.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в теорию культуры. Понятие “Культура”

Сибирский государственный.. университет путей сообщения..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Римская республика - гражданское общество
В 510 году до н. э. был изгнан последний, седьмой царь Рима Тарквиний Гордый, который пришел к власти, убив Сервия Туллия. Но, несмотря на то, что царь жесток

Блеск и нищета римской империи
Из всех римских императоров только Тиберий и Клавдий, да еще Марк Аврелий, правивший Римом уже на закате его былого могущества, были благоразумны и умеренны в способ

Римская духовная культура: через философию к христианству
Когда общество обратилось к философскому мышлению в поисках ответов на вопросы о смысле существования, появилась когорта философов, желавших обрести абсолют, не связанный с земной ж

Особенности искусства и науки, достижения техники древнего Рима
Римское искусство вобрало в себя все те влияния, которых не избежало ни одно явление римской культуры. Здесь мы отыщем следы всех племен, населявших некогда Апеннинский полуостров.

Выделим основные моменты
1. До сих пор среди исследователей культуры ведутся споры о том, имеет ли место в истории феномен римской культуры. С самого зарождения и до своего крушения Рим конц

Культура византии
Становление культуры, как и ее гибель,- процесс длительный и противоречивый. Римские легионы покорили множество различных народов с их обычаями, нравами, религиями.

Между Востоком и Западом
В 395 году римский император Феодосий I (347-395) разделил империю между двумя своими сыновьями: Гонорию отошли Рим и западные пределы государства, Аркадию -

Духовная культура Византии и ее противоречия
Духовная культура Византии несет в себе те же особенности, которые характерны для всего общества в целом. Прежде всего, это влияния Востока и Запада, обусловл

Художественная культура Византии
Художественная культура Византии впитала в себя все противоречия общества и эпохи. В ней сплелись воедино всевозможные восточные мотивы, почтение к официальной сторо

Выделим основные моменты
1. Культура Византии представляет собой весьма длительный переходный период от Римского государства к новым государствам, новым формам цивилизации, новому образу жиз

Основные факторы становления культуры средних веков
По поводу начала средневековья в Западной Европе современный французский теоретик Жак Ле Гофф пишет: “Римская цивилизация покончила самоубийством, и в ее смер

Наследие варварства в средневековой культуре
Какое же наследство досталось Средним векам от прежнего общества? Крах Римской империи сопровождался разрушением городов, дорог, систем орошения, разорением деревень

Особенности менталитета средневекового человека
Трудно найти в истории более противоречивую, более сложную культуру, чем культура средних веков. Какие только противоположности не объединяются воедино на этом не та

Рыцарская культура в системе культуры средневековья
Особое место в средневековой культуре занимали рыцар

Образование и образованность в средние века
После крестовых походов повысился спрос на грамотных людей, поэтому в XI веке увеличивается количество обучающихся в соборных школах клириков (священнослужителей). Появляются

Культура средних веков и христианство
Средневековье Западной Европы было прочно связано с религией, а церковь имела в ней столь же сильное влияние, как и в Византии. В начале XI века христианское обществ

Выделим основные моменты
1. Средние века - эпоха, наполненная противоречиями. Как и всякая другая, она имеет свои темные стороны, но она - ступень в развитии культуры человечества, имеющая заслуги перед мир

Проблема Возрождения” в культурологии
Для каждой культуры или эпохи характерны значительные личности, а их имена выступают как ее знак или символ. Так, для Рима это были консулы, императоры и полководцы.

Истоки и основания культуры Ренессанса
Впервые (1550) термин “Возрождение” употребил итальянский историк искусств Джорджа Вазари (1511 - 1574), оставивший жизнеописания великих художников этого вре

Сущность гуманизма эпохи Возрождения
Для того, чтобы лучше понять, что такое гуманизм Ренессанса, отступим на несколько шагов назад, оглянемся еще раз на средневековье. Мы видели, что центральной в этот

Эпоха Возрождения и религия
Страстность эпохи Возрождения отразилась во взаимоотношениях новой культуры с религией и церковью. Как бы сильна ни была струя атеизма в этот период, как бы ни бунто

Особенности искусства и науки Ренессанса
Невозможно в одной главе учебного пособия дать подробный анализ искусства и науки эпохи Возрождения. Эти проблемы рассмотрены достаточно глубоко и полно во множестве популярных и на

Выделим основные моменты
1. Ренессанс как период развития европейской культуры соединил в себе две мощные тенденции: античную и христианскую. Практически все мыслители этого времени, отталки

Специфика начала Нового времени
В 1600 году в Риме на Площади цветов был сожжен великий мыслитель эпохи Возрождения Джордано Бруно (1548-1600). В этом же году поэт Оттавио Ринуччини (

Новое время - век новой науки
Зададимся вопросом: почему после семилетнего тюремного заключения добровольно взошел на костер Джордано Бруно, заявив своим обвинителям: “Сжечь не значит опровергнуть”, и почему так

Выделим основные моменты
1. XVII век не случайно открывает период Нового времени: это действительно был век нового человека, новой науки, нового искусства. 2. В Европе Новое время обнаруживает себя

Парадоксы и противоречия эпохи Просвещения
В начале следующего, XIX века великий французский поэт Беранже (1780-1857), выросший на обломках Великой французской революции, напишет: Господа! Есл

Естественный человек” эпохи Просвещения
Англия, Франция и Германия - основные действующие страны европейской культуры, им принадлежат главные достижения эпохи Просвещения, но их вклад в культуру различен и

Искусство века Просвещения
Искусство эпохи Просвещения, пронизанное идеями величия Разума, поисками Свободы и Счастья, ставит перед собой задачу привнести в действительность эти идеи, зажечь и

Последний парадокс эпохи
Просветители довольно рано стали и сами осознавать некоторую ограниченность своих упований на знания, разум, воспитание людей. Первоначальная убежденность в том, что

Выделим основные моменты
1. Эпоха Просвещения в значительной мере оказалась и эпохой великих социальных потрясений, реальную основу которых составили, с одной стороны, развитие материальной

Великая философия великого века
Век классики в развитии европейской культуры начинается с классической немецкой философии, у истоков которой стояли Кант и Гегель. В плоть и кровь этой философии вош

Золотой” век искусства
В культуре XIX века поражает обилие великих имен, каждого из которых хватило бы, чтобы навсегда прославить свое время. Почему же так многолюден Олимп этого времени?

Человек на грани времен
XIX век в Европе отнюдь не был безбурным, скорее наоборот,

Выделим основные моменты
1. Европейская культура XIX века унаследовала все проблемы прошлого: стремление к преобразованию общества, развитие капиталистической экономики. В центре этих процессов находятся во

Европейская культура xx века
Русский поэт начала XX века С. Есенин (1895-1925) писал: Лицом к лицу лица не увидать, Большое видится на расстояньи.

Век техники: добро и зло
Европа, как и другие регионы, пришла к XX веку с огромным количеством новых и новейших сведений о мире. В конце прошлого века разрушились представления о неделимости

XX век: человек в мире и мир человека
Еще в прошлом веке в философии начал складываться антропологизм(антропологический принцип), при котором в центр рассмотрения закономерностей мирозда

Искусство XX века: традиции и новаторство
Ни в одну эпоху искусство не было зеркалом, бесстрастно фиксирующим действительность или мысли художника; оно всегда впитывало в себя основные тенденции времени и предлагало миру ка

Массовая культура - порождение XX века
Современная культурология дает множество определений этому явлению, поскольку массовая культура занимает огромное и, пожалуй, все более и более значительное культурн

Постмодернизм - культура конца XX века
Постмодернизм - новый феномен культуры и новое отношение к действительности, сложившиеся в 60-е годы XX века как реакция на глобальные потрясения новейшего времени.

Выделим основные моменты
1. XX век стал веком противостояний и потрясений. Это противостояние социальных слоев, ознаменованное революциями; противостояние государств и государственных систем

Краткое резюме
Итак, мы закончили краткий обзор развития европейской культуры. Чего же достигло человечество за эти тысячелетия? Оно смогло заглянуть в тайны Вселенной, и Вселенная

Начало начал
Любая культура начинается с осознания людьми своего места в мире и своих истоков. На пороге первой мировой войны Валерий Брюсов (1873-1924) написал:

Появление государства российского
Повесть о начале Русской земли упоминает о первой форме политической организации общества в отличие от общинной - городовой области,

Материальная культура раннего периода
Русь сложилась как государство довольно поздно: к этому времени уже исчезли такие мощные цивилизации, как египетская, греческая, римская. Европа и некоторые страны В

Начало русской литературы: фольклор
Русскому фольклору не повезло, как и русской мифологии, с той лишь разницей, что существование мифологии было насильственно пресечено в период крещения Руси, а записи устного народн

Летописание
Самое затруднительное при изучении этого феномена русской культуры – выяснение времени возникновения летописи. Некоторые исследователи датируют его концом X века, например, известны

Архитектура и искусство Древней Руси
В период язычества на Руси строили преимущественно жилье или укрепления. Эти сооружения преследовали утилитарные цели и вряд ли могли нести в себе эстетическое начало. Для жилой пос

Выделим основные моменты
1. Культура Древней Руси принадлежит к разряду “поздних” культур, сформировавшихся в период средневековья. Так же, как и многие культуры, славянская сложилась на базе объединения ра

От язычества к христианству
Древнерусское язычество, с точки зрения многих исследователей, недостаточно изучено, хотя настолько глубоко проникло практически во все стороны русской культуры, не исключая и христ

Господин Великий Новгород
К XII веку Россия насчитывала множество богатых городов - Чернигов, Полоцк, Галич, Смоленск, Суздаль, Владимир и другие. Недаром скандинавы называли Северо-Западную Русь Гардарик

Архитектура и живопись домонгольского периода
Раздробленность Руси несла с собой две противоположные тенденции. С одной стороны, она негативно сказывается на общем политическом и экономическом положении государства, с другой, к

Выделим основные моменты
1. Русская государственность домонгольского периода развивалась по преимуществу путем централизованного правления. Однако на Руси был пример и полисной системы - в Н

Особенности русской государственности к концу XII - началу XIII веков
Как же случилось, что Русь почти на три века была покорена Золотой Ордой? Былины и летописи, устное творчество и письменная литература продолжали воспевать богатырей

Основные тенденции развития культуры периода монгольского нашествия
Три века (XIII-XV) прошли под знаком борьбы против Золотой Орды. За это время культура Руси пережила два периода: вначале - упадка, затем - воссоздания, совпавшего с объединением ру

Духовная культура XIII-XV веков
Несмотря на все лишения, духовная жизни Руси пострадала меньше всего. Были сожжены и уничтожены многие церкви вместе с городами, погибла часть священнослужителей. Ко

Выделим основные моменты
1. Среди причин удельной раздробленности российских княжеств, помимо прочего, был особенный характер наследования власти, который вносил рознь в отношения между княз

Политическая ситуация: эпоха перемен
Ко времени освобождения Руси от завоевателей произошло несколько важных событий, определивших дальнейшее развитие Руси и ее культуры. За долгие годы зависимости идея объединения рус

Проблема человека в русской культуре
К XV веку Западная Европа и Италия, в частности, переживали период в

Искусство и гуманизм
Новый взгляд на человека и его место в мире породил и новый стиль в

Выделим основные моменты
1. Российская государственность, определявшая практически все стороны жизни общества, в этот период стала самодержавной, еще более приблизив тип своей политической с

Смута: от политики до религии
Объединение Руси, появление первых царей и новых форм подчинения всколыхнули практически все слои русского общества. Идея единства рождала горделивую мысль о Москве как о “третьем Р

Развитие образования и образованности
Несмотря на смуту и неспокойствие, множество перемен и событий далеко не радостного свойства, происходит постепенный переход к новому времени с его устремлением к знанию и развитию

Книгопечатание, книги и зачатки научного знания
С. М. Соловьев считал, что русское общество того времени явственно осознавало свое отставание от западных соседей и поэтому стремилось преодолеть это отставание, “сблизиться с теми

Выделим основные моменты
1. В истории русской культуры обращает на себя внимание тот факт, что в один, сравнительно короткий отрезок времени вмещаются значительные события, коренным образом меняющие облик э

Русская культура в XVIII веке
§ 1 Реформы Петра: “герой” или “антихрист” В истории России на всем ее протяжении вряд ли найдется период спокойного и гармоничного развития. Обуреваема по

Общественная мысль и мыслители XVIII века
Если личность Петра I соединила в себе множество типичных для своего времени противоречий, то российская действительность именно в это время как бы выплеснула наружу все, что в ней

Развитие науки и российское Просвещение
Может быть, наибольшее значение с точки зрения культурного развития России имели реформы в области образования. Петр I понимал, что без образования, без профессионально подготовленн

Основные тенденции развития искусства
В XVIII веке произошло становление нового искусства, которое в значительной степени освободилось от церковного влияния, стало светским и по форме, и по содержанию. Как и в Европе, в

Выделим основные моменты
1. Петровская эпоха - время кардинальных перемен в российском обществе. Эти перемены охватывают практически все стороны жизни общества - от государственности до быта

Истоки и тенденции развития русской культуры XIX века
Если XVIII век вознес русскую культуру с уровня средневековья до уровня Просвещения, то XIX век во многом стал веком свершений, веком развития всех тех тенденций, которые сложились

Общественная и философская мысль
В России сложилось так, что дворяне не считали для себя приличным заниматься наукой, тем более преподавательской деятельностью даже в университетах. Стать ученым (впрочем, как актер

Великое искусство XIX века
Искусство любого времени, как губка, впитывает в себя основные проблемы, идеи и взгляды своего времени. Для русского искусства это обстоятельство наиболее значимо, поскольку оно все

Становление русской журналистики
История русской культуры непременно обращает внимание на то, что XIX век вырвался из медлительного и постепенного темпа жизни, - настолько он насыщен различными событиями. И хотя ко

Выделим основные моменты
1. Несмотря на то, что в истории практически нет эпох, которые не оказали бы сильнейшего влияния на последующий ход развития культуры, XIX век в России можно назвать

Предпосылки становления и контрасты начала века
XX век можно назвать одним из самых трагических в истории русской культуры. Он вместил в себя две мировые войны, несколько революций, последствия которых еще до сих пор ощутимы во в

Общественная мысль и философия в начале века
В начале XX века многие иллюзии прошлого столкнулись с самой суровой действительностью, что вызвало потрясение на разных уровнях общества. Наиболее радикальная часть общества считае

Русское искусство начала века
Еще одна трагическая нота русской культуры звучит в искусстве этого

Советская культура: падения и взлеты, надежды и свершения
Взгляд на историю мировой культуры позволяет увидеть одну закономерность: чем дальше в глубь веков обращаем мы взор, тем большими отрезками времени приходится нам оперировать. Снача

Выделим основные моменты
1. XX век для России оказался веком социальных потрясений, веком надежд и их крушений, веком поэтических предвидений, философских мечтаний, великой науки, прорыва от сельскохозяйств

Краткое резюме
Мы завершили рассмотрение основных этапов русской культуры. Она разворачивала перед нами свое богатство шаг за шагом с периода своего возникновения и до наших дней.

Темы для рефератов и выступлений
1. Язычество и христианство в русской культуре. 2. Материальная и духовная культура Киевской Руси. 3. Русский фольклор: происхождение и место в русской культуре.

Личность в контексте культуры
Великий Данте, заканчивая “Божественную комедию”, воскликнул: “О, если б слово мысль мою вмещало!..” Завершая книгу

Для подготовки зачетов и рефератов
1. Абеляр П. Теологические трактаты.- М.: АО ИГ “Прогресс”, “Гнозис”, 1995. 2. Августин Аврелий. Исповедь,- М.: Республика, 1992. 3. Алексеев В. П

Предметно-тематический указатель
(страницы указаны по печатному изданию) А Абстракционизм 485 Аватара 181 Авидья 184 Автаркия 303 Адаптация 43 Азбуковники 561 Аксиол

Основы культурологии
(мир культуры) Учебное пособие Ответственный за выпуск А. Б. Тиранин Редактор С. К. Макеенко Художественный редак

Начало XVII в. было сложным периодом в отечественной истории. Смута изрядно потрепала устои российской государственности. Однако, наряду с негативными последствиями Смуты (которых было больше), были и позитивные. Русское общество познакомилось с достижениями европейской военной техники, другими обычаями, традициями, другой религией. Так, уже при Василии Шуйском наряду с русской армии впервые действовали наемные европейские войска. Европейская военная техника, прежде всего немецкая, стала наиболее важным предметом заимствований в первые годы после Смуты. Однако и другие достижения зарубежной техники привлекли к себе внимание московитов - от музыкальных инструментов и часов до металлических изделий тонкой работы и до новых лекарств, неизвестных дотоле на Руси.

Период преодоления "великой разрухи" растянулся почти на полстолетия. Восстановление государственной власти, экономики, внешнеполитических связей пришлось на царствование Михаила Федоровича Романова (1613-1645). При нем в России появились первые мануфактуры (1630-е гг.). Основатель первых мануфактур голландец Виниус.

Наряду с усилением западного влияния и появления в России европейских технических новинок в стране (как и в Европе) происходят процессы секуляризации - обмирщения культурной и общественной жизни. Свидетельством тому является появление первых рукописных учебников, таких как "Цифирная счетная мудрость" и "Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки". Эта учебная литература дает представление об уровне научных познаний в первой половине XVII века, в частности о развитии военной науки, знаний в области математики, физики и других наук.

Вторая половина XVII века - период формирования абсолютной монархии в России, усиление централизации, складывание единого экономического и правового пространства, окончательное оформление системы крепостного права. В этот период в России появляются первые школы, первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская Академия, активно расширяются географические знания, знания в области военного дела, физики, математики, химии.

В представлении современников иностранцев Россия в научном отношении еще и в начале XVIII века "как бы новина, которую хотят распахать". Так считал крупный ученый Лейбниц. Так же думали о допетровском времени и в самой России.

Однако, Лейбниц судил о России понаслышке. Знали нашу страну в Европе плохо. Русский врач П. Постников, служивший за границей, с досадой писал в начале XVIII века из Франции, что французы представляют Москву чуть ли не на "раю света", "и дьявол их знает, что говорят. Едва слышать Москву нашу, чают, что она с Индиями граничит." А Постников общался с дипломатическими, придворными кругами, т.е. с верхушкой французского общества.

Мнение Феофана Прокоповича и Ломоносова о малокультурности, чуть ли не дикости России, было характерно для людей XVIII века. Такое представление поднимало в собственных глазах и позволяло строить похвальные "слова" и оды на яркой антитезе старой и новой России.

Феофан утверждал, что в России до Петра не было никаких математических "орудий", даже циркулей. Но известно и другое. Всего через несколько лет после изобретения астрономической зрительной трубы была приобретена у московского гостя Смывалова для царя Михаила Федоровича "трубочка, что дальнее, а в нее смотря, видитца блиско". А в середине XVII в. зрительные трубы можно было купить не только в Москве, но и в Архангельске, и в Холмогорах. Интерес к астрономии возник у многих. Известен один из любителей астрономии - архиепископ холмогорский Афанасий (1641 1702 гг.). У него в библиотеке были книги по астрономии, он регулярно вел астрономические наблюдения через "трубки окозрительные".

Или вот еще свидетельство осознанного государственного интереса к астрономии и географии. Михаил Федорович обращался в 1639 г. к ученому и путешественнику А. Олеарию с предложением поступить на русскую службу: "Ведомо нам учинилось, что ты гораздо научен и навычен в астроломии и географус и небесного бегу и землемерию, и иным многим мастерствам и мудростям; а нам, великому государю, таков мастер годен".

Фактов, доказывающих, что Россия отнюдь не была дикой страной, что в ней распространялись знания, появлялось все больше образованных, интересующихся наукой людей, можно привести немало. Однако, значительное отставание научных знаний в России от передовой науки неоспоримо.

О познаниях в области механики свидетельствуют архитектурные сооружения, построенные русскими зодчими, для чего были необходимы представления о прочности и устойчивости зданий. Эти преставления, вероятно, носили преимущественно эмпирический характер, однако требовали и расчётов. Определённых знаний требовало производство огнестрельного оружия, которые также развивались, преимущественно, экспериментально. В некоторых случаях приходилось решать задачи по сооружению различных механических конструкций. Например, в Древней Руси применялись метательные машины и водяные мельницы. В XIV веке появляются ветряные мельницы. С XV века получают распространение технологические мельницы с приводом от водяного колеса. В XVI веке Игуменом Соловецкого монастыря Филиппом Колычевым была разработана механизированная система внутреннего продуктового обеспечения монастыря. Она включала в себя крупорушку, приспособления для производства кваса, соли. В XVI веке появились механизированные кузницы, снабжённые приводным молотом.4 В 1668 году был осуществлён подъём колокола весом около 130 тонн на колокольню, что известно благодаря свидетельству иностранцев. Для этого с помощью рычага и ворота колокол поочерёдно приподнимали с каждой стороны, и постепенно наращивали под ним сруб. К 1404 году относится первое свидетельство об установке в Москве часов сербом Лазарем, а в 1436 - в Новгороде архиепископом Евфимием. В XVI-XVII веках неоднократно упоминаются русские часовщики.

Одним из серьезнейших препятствий на пути распространения научных истин была церковь. Препятствовали развитию науки стародавние обычаи и суеверия, за которые еще держалась немалая часть населения страны.

Научные знания носили во времена средневековья, как правило, узкопрактический характер. Так, изучение свойств различных растений было связано с применением их в народной медицине, географические и астрономические знания были необходимы для купцов, проникавших со своими товарами во все более отдаленные области страны и в зарубежные страны, и т.п. Такой узкий практицизм, отсутствие теоретической постановки естественно научных проблем ограничивали кругозор и тоже тормозили развитие научных знаний.

Словом, препятствий на пути развития науки было множество. Но всем сколько-нибудь наблюдательным и дальновидным людям становилась все более очевидной опасность отсталости России в научном и техническом отношении.

Развитие науки - процесс сложный, требующий и соответствующей материально технической базы, и людей, которые могут и хотят заниматься наукой, и общественной Среды, способной проявить понимание и оказать поддержку научным изысканиям. В условиях феодально крепостнического строя быстрых изменений произойти не могло, даже когда созревала настоятельная потребность в научных знаниях, и эта потребность была осознана в правительственных кругах.

Главные усилия направлялись на развитие военного дела, фортификации, овладение астрономическими знаниями, необходимыми для мореходства, на поиски полезных ископаемых, новых речных и морских путей, картографирование страны и т.д.

Систематическое научное исследование природных условий страны, организованное государством, началось уже при Петре I.

Изучение природных условий и картографирование в целом взаимосвязаны, поэтому, начиная с первой четверти XVIII в. государство организует экспедиции в различные районы страны, в частности с целью их картографирования.

Русские рудознатцы разыскали немало различных полезных ископаемых. Развитие промышленности, резко возросшие потребности армии и флота вызвали необходимость расширить и сделать более целенаправленными эти поиски.

На Урале на реках Тагил и Нейва было найдено "самое доброе" железо. Это позволило в первые же годы XVIII в. создать на Урале промышленность, поставлявшую русской армии первоклассную артиллерию.

Шла разведка богатств и европейского центра страны, бассейна Печоры, Якутии и других районов.

На первых порах все, что выходило за рамки непосредственной полезности, отвергалось или, по крайней мере, считалось второстепенным. Переводились и печатались книги, посвященные практическим, в первую очередь техническим, вопросам. Школьное обучение носило в это время большей частью узкопрактический, профессиональный характер.

Первостепенную ролю играло усвоение передового технического опыта и научных достижений европейских стран: посылали за границу своих людей и ученых, приглашали иностранных ремесленников, инженеров, ученых. научное технический знание россия

Теоретической разработки научных проблем не велось вплоть до основания академии наук в 1725 г.

"В истории мировой культуры в прошлых веках нельзя указать другой пример столь же быстрого и эффективного выращивания науки, как это было в России в первой половине XVIII в. через посредство Петербургской Академии" - писал С.И. Вавилов. Мысль о необходимости создания Академии наук в России высказывалась в 10-х годах XVIII в. не раз и русскими "прожекторами" (Ф. Салтыковым, например), и иностранными учеными (Лейбницем и др.). В течение нескольких лет этот вопрос обсуждался с различных сторон. Определялись и уточнялись цели и задачи академии, изучался опыт иностранных академий (в особенности французской, почетным членом которой с 1717 г. был Петр I). Некоторые подразумевали под академией учебное заведение, другие видели в ней общество ученых, разрабатывающих научные проблемы.

Россия действительно нуждалась в научном центре, который мог бы обобщать данные интенсивно проводившегося изучения страны. Необходимо было также научное учреждение, которое организовало бы перевод научно технической литературы. Кроме того, вставали задачи, сформулированные в 1724 г. Петром I: "Во Академии, которая имеет быть, мастерствам чтоб учить всех мастерств…". Под мастерствами или "художествами" понимались механика, живопись, скульптура, архитектура, геометрия, оптика и т.д., "кроме мелких, как сапожное и портное и протчее тому подобное".

Создание Академии наук должно было наглядно показать миру, что Россия - отнюдь не варварская страна, что в ней ценят и развивают науку, с уважением относятся к ученым.

В результате всех размышлений и обсуждений в начале 20 х годов сформировалась мысль создать оригинальное учреждение, так как "…невозможно, чтоб здесь следовать в протчих государствах принятому образу, но надлежит смотреть на состояние здешнего государства…". Оригинальность заключалась в том, чтобы Академия одновременно выполняла функции научные и учебные, т.е. была бы и собственно Академией, и университетом, и гимназией.

Итак, на Академию возлагались большие задачи и большие надежды.

В 1725 г. в Россию начали съезжаться приглашенные иностранные ученые. В августе этого года состоялись первые конференции.

В числе первых академиков нашей Академии оказались крупные ученые того времени. Долгие годы в ней работал крупнейший математик XVIII в. Леонард Эйлер (1707 1783 гг.). Наконец, именно в Академии наук развернулась деятельность Михаила Васильевича Ломоносова.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по истории

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

1. Зарождение науки

Удовлетворение насущных практических потребностей, заставляющее внимательно наблюдать и изучать природу, всегда было сильнейшей побудительной причиной для развития науки. Не праздное любопытство и не происхождение земли, простая любознательность заставили первобытные народы тщательно следить за движением Солнца и Луны, а насущная необходимость иметь календарь.

Когда люди были вынуждены от охоты и скотоводства, являвшихся вначале единственными средствами существования, перейти к земледелию, то они уже не могли обходиться без достаточно правильного календаря, позволяющего своевременно выполнять полевые работы.

Вот почему за несколько тысяч лет до нашей эры в земледельческих государствах, возникших на плодородных долинах Месопотамии, Египта, Индии и Китая, одной из важнейших обязанностей жрецов делается систематическое наблюдение небесных светил. После многих веков тщательных наблюдений Солнца им удалось изучить его перемещение относительно звёзд и определить продолжительность года, что легло в основу календаря. Наблюдение Луны, определение законов её перемещения между звёздами было необходимо, чтобы установить связь между новым солнечным календарём и тем счётом времени по лунным фазам, к которому люди привыкли, когда жили охотой и скотоводством.

Необходимость уметь точно предсказывать наступление времён года была первой причиной, заставившей людей старательно следить за движением Луны и Солнца. Подмеченное при этом правильное чередование, или, как мы теперь говорим, периодичность небесных явлений, впервые дало людям представление о законах природы. Они стали понимать, что явления окружающего мира происходят не по капризу богов, а по твёрдым и неизменным законам. Развитие торговли и мореплавания дало новый могучий толчок к изучению природы, так как далёкие путешествия, особенно в открытом море, можно было совершать, лишь тщательно изучив звёздное небо и умея ориентироваться по созвездиям. Финикийские и греческие купцы, достигавшие с одной стороны берегов современной Франции и Англии, а с другой - проникавшие в южные области Египта и в Индийский океан, быстро убедились в том, что Земля не может быть плоской.

Ведь при путешествии на север созвездия, расположенные в южной части неба, перестают быть видимыми, а при перемещении в южном направлении, появляются новые созвездия.

Путешествия на юг показали, что существуют места, в которых полуденная тень от вертикального пред - 6 мета летом или исчезает вовсе, или даже падает к югу, а не к северу, как у нас.

Всё это было несовместимо с представлением о плоской Земле и подготовляло мысль о её шарообразности.

Однако, пока изучение движения небесных светил производилось только жрецами, заботившимися о точности календаря, и купцами-мореплавателями, заинтересованными лишь в умении находить путь по звёздам и Солнцу, наука в нашем смысле этого слова ещё не могла возникнуть. И жрецы, и мореплаватели представляли замкнутые группы, нисколько не заинтересованные в распространении своих открытий. Напротив, накопленный опыт являлся обычно тайной, сохраняемой в храмах или торговых конторах и недоступной для непосвящённых.

А самое главное, и те и другие были лишь узкими практиками, не занимавшимися обобщением и объяснением открытых явлений.

Заслуга создания науки принадлежит древним грекам. Хотя вавилоняне, египтяне, индусы раньше греков начали систематически наблюдать явления природы и размышлять над ними, но до настоящей науки о природе, до естествознания они не дошли.

Они никогда не могли освободиться от своих религиозно-мистических воззрений, подняться до мысли о естественной закономерности явлений природы и заняться выяснением их причинной связи.

Напротив, греки, в жизни которых религиозные представления не имели такого господствующего влияния, как у восточных народов, очень скоро стали искать познаваемую связь явлений, а не «волю богов».

В греческих государствах и колониях, рассеянных по берегам Средиземного моря, уже примерно за 6-7 веков до начала нашей эры, ведущая роль в развитии знаний переходит от жрецов к философам. Философами (что по-гречески означает «любители мудрости») называли тогда людей, занимающихся наукой и преподаванием. Это время, когда научные занятия окончательно отделились как от религии, так и от ремёсел, и можно считать временем зарождения науки.

Однако, возникшая наука далеко не сразу нащупала верный путь в изучении природы. Вместо того, чтобы кропотливо изучать отдельные явления и постепенно доходить до открытия общих законов природы, первые учёные пытались одним широким взмахом обнять всё мироздание. Не довольствуясь продвижением вперёд 2*7.

Осторожными шагами - маленькими, но верными, - они старались угадать общие принципы для объяснения природы в целом. Фалес Милетский учил, что «начало всех вещей - вода, из воды всё происходит и всё возвращается к воде». Анаксимандр считал началом всех вещей некоторое первичное вещество, качественно неопределённое, количественно бесконечное, вечное и неисчерпаемое. Из этого неопределённого вещества выделяются тёплое и холодное начала, соединение их даёт влагу, из которой путём высыхания образуется земля, далее - воздух и огненная стихия, а из этой последней - небесные светила. Анаксимен за первоначальное вещество принимал воздух, полагая, что от сгущения воздух превращается в воду, а вода в землю, разрежение воздуха даёт огонь.

Наряду с подобными наивными попытками осмыслить окружающую природу (имевшими огромный успех у современников), понемногу развивалось и точное знание. Наибольших успехов греческие учёные достигли в геометрии, которая в их руках скоро стала - по своей законченности, стройности, а главное убедительности - образцом для всех других наук. Развитие геометрии позволило получить много важных результатов и в астрономии. Таким образом, познание окружающего мира становится на прочный фундамент.

2. Роль науки в современном обществе

На протяжении всей истории человеческой цивилизации люди выработали несколько способов познания и освоения окружающего их мира. Одним из таких важнейших способов является наука.

Наука - сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства.

Она отражает мир в форме понятий, гипотез, теорий, разного рода учений. При этом она прибегает к таким способам познания, как опыт, моделирование, мыслительный эксперимент и др.

Наука включает и ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда, научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование, методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства. Эти результаты могут также выступать как одна из форм общественного сознания.

Наука - это и творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности.

Отличия науки от других отраслей культуры хорошо показал А.А. Горелов: «Наука отличается от мифологии тем, что стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов развития природы, допускающих эмпирическую проверку.

Наука отличается от мистики тем, что стремится не к слиянию с объектом исследования, а к эго теоретическому пониманию и воспроизведению. Наука отличается от религии тем, что разум и опора на чувственную реальность имеют в ней большее значение, чем вера.

Наука отличается от философии тем, что ее выводы допускают эмпирическую проверку и отвечают не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?», «каким образом?».

Наука отличается от искусства своей рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий.

Наука отличается от идеологии тем, что ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества.

Наука отличается от техники тем, что нацелена не на использование полученных знаний о мире для его преобразования, а на познание мира.

Наука отличается от обыденного сознания тем, что представляет собой теоретическое освоение действительности.

Искусство, как проявление эстетического сознания, отражает мир в форме художественных образов. Различные жанры искусства - живопись, театр и т. д. - используют свои специфические средства и способы эстетического освоения мира. Моральное сознание отражает существующие в обществе нравственные отношения в форме моральных переживаний и взглядов, находящих свое выражение в моральных нормах и принципах поведения, а также в обычаях, традициях и т. д.

По-своему отражается общественная жизнь в политических и религиозных взглядах. Наука отражает мир в форме понятий, гипотез, теорий, разного рода учений. При этом она прибегает к таким способам познания, как опыт, моделирование, мыслительный эксперимент и др.

Итак, наука - это «форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи».

Сегодня совершенно очевидно, что наука представляет собой составную часть духовной культуры общества.

С ее возникновением в сокровищнице передаваемых от поколения к поколению знаний накапливаются уникальные духовные продукты, которые играют все более важную роль в осознании, понимании и преобразовании действительности. На определенном этапе человеческой истории наука, подобно другим, ранее возникшим элементам культуры, развивается в относительно самостоятельную форму общественного сознания. Это обусловлено тем, что целый ряд проблем, возникающих перед обществом, может быть решен только с помощью науки.

Опытная наука за 300 лет своего существования в странах, охваченных научно-технической революцией, дала возможность поднять уровень жизни в 15-20 раз. Невиданное ранее ускорение научно-технического прогресса, который привел к научно-технической революции, началось в мире в 50-х гг. ХХ в. НТР вызвала к жизни качественные преобразования производительных сил, резко усилила интернационализацию хозяйственной жизни.

Коренные изменения в производстве сопровождались сдвигами в мировом населении. Главные черты этих сдвигов: ускоренный рост численности, получивший наименование демографического “взрыва”, широкое распространение, урбанизации, изменения в структуре занятости, развитие этнических процессов.

Понимание места и роли науки как социокультурного явления представляет собой сложный процесс, который не завершен и в наши дни. Оно выработалось и вырабатывается долго и трудно, в борьбе подходов, идей, в ходе преодоления трудностей, противоречий, сомнений и возникновения новых и новых вопросов.

Современная наука стала индустрией открытий, мощным стимулятором развития техники. В настоящее время развитие науки и техники все более характеризуется тенденцией к их системному единству: если процесс производства становится применением науки, то наука, наоборот, становится фактором, функцией процесса производства. В результате начало формироваться новое качество науки как одной из общественных сил труда, а именно - непосредственной производительной силы общества. В этих условиях в развитии промышленности все определеннее проявляется тенденция к революционной ломке прежнего производственного процесса, к критическому пересмотру прежней формы развития производства, связанной со стремлением основываться на имеющемся «традиционном» опыте.

Ускоренное развитие науки, более глубокое познание законов и естественных процессов природы, их использование в производственном процессе преобразует саму основу, на которой до тех пор строился процесс производства, способствуют появлению качественно новых форм преемственности в его развитии, делают возможным и необходимым переход к интенсивной форме развития производства.

Все устройства такого рода имеют единый знаменатель - их действие происходит на основе законов механики.

Данные устройства рассматриваются с позиций «линейных» причинно-следственных целей и связей, а также жесткого детерминизма. Наука воспринимается через ее способность к точному, законченному знанию, к однозначному, невариантному типу мышления. Здесь преобразующие силы человека ограничиваются преимущественно уровнем развития науки, имеют свой обусловленный масштаб.

Важнейшей причиной, обусловившей столь быстрое развитие человечества за последние 100-150 лет, является соединение в процессе производства научных и технических достижений.

Это послужило основой поистине революционной ломки старых, традиционных форм промышленного производства и коренных изменений роли и места человека, техники и науки в производственном процессе, резкого возрастания масштабов влияния интенсивных факторов на развитие общественного производства.

В современной науке проблема роста, развития знания является центральной. Так, К. Поппер в своей концепции роста знания исходил из того, что последнее есть развивающаяся целостность. Рост знания, по его мнению, это не кумулятивный (накопительный) процесс и не простое коллекционирование наблюдений. Это ниспровержение теорий, их замена лучшими, процесс устранения ошибок. Это дарвиновский отбор как частный случай общемировых эволюционных процессов.

Т. Кун стремился выявить общий механизм развития науки как целостного единства «нормальной науки» и «некумулятивных скачков» (научных революций). Ст. Тулмин в своей эволюционной эпистемологии рассматривал содержание теорий как своеобразную «популяцию понятий», а общий механизм их развития представил как взаимодействие внутринаучных и вненаучных (социальных) факторов, подчеркивая, однако, решающее значение рациональных компонентов.

Согласно И. Лакатосу, рост, развитие науки есть смена ряда непрерывно связанных научно-исследовательских программ.

Современное общество пронизано гонкой за новизной. Это дает значительный эффект. Однако развитие цивилизации - противоречивый процесс. Здесь прогрессивное и регрессивное - две стороны одной медали. Так, сложившийся первоначально в Европе, а потом распространившийся по всему миру тип научно-технической культуры весьма способствовал развитию свободы человека. Но вместе с тем он имеет изъяны.

Технологическая цивилизация основана на таком взаимоотношении между человеком и природой, при котором природа является объектом человеческой деятельности, объектом эксплуатации, причем неограниченной. Ей присущ тип развития, который можно выразить одним словом - «больше».

Цель состоит в том, чтобы накапливать все больше материальных благ, богатств и на этой основе решать все человеческие проблемы, в том числе социальные, культурные и др.

Технологической цивилизации присуще представление, что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуатации человеком. Понимание глубины экономического кризиса положило конец такому представлению. Отсюда идейное научно-теоретическое движение последних десятилетий, начатое Римским клубом и поставившее проблему создания новой экологической культуры. Истоки современного глобального кризиса, прежде всего экологического, обнаруживаются в логике развития фундаментальных основ цивилизации - ее технико-технологического базиса.

Следовательно, соответствующим образом должны быть ориентированы и поиски путей и средств выхода из этого кризиса. С одной стороны, для оптимизации природной среды могут быть использованы невиданные технические возможности, открывающиеся сегодня. Ведь в том-то и состоит противоречивый характер современной науки, что, порождая невиданные в прошлом экологические проблемы, она в то же время содержит в себе потенциальные возможности их преодоления.

Современная наука охватывает огромную отрасль знаний - около 15 тысяч дисциплин, которые в различной степени отдалены друг от друга. Современная наука имеет очень сложную организацию. Она разделяется на множество отраслей знания.

По своей удаленности от практики можно разделить науки на два крупных типа: фундаментальные, где нет прямой ориентации на практику, и прикладные - непосредственное применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических задач.

Для того, чтобы нагляднее представить все те изменения, которые претерпела наука на всем протяжении своего существования, представим ее в виде своеобразного «луча света». Представим себе, что наука - это «луч света», входящий через «окно познания».

Первоначально это был сплошной «диффузный» поток «света», в котором нельзя было различить каких-либо составляющих его компонентов. О них можно было только догадываться и философствовать. Это была нерасчлененная наука, носившая натурфилософский характер. Со временем внутри этой единой, нерасчлененной науки стали зарождаться будущие отдельные науки: математика, механика, астрономия и др.

В эпоху Возрождения этот «луч» как бы преломился через «призму анализа», или «призму дифференциации», и как бы распался на отдельные фундаментальные науки, вышедшие из первоначально единой науки.

Возникшие отдельные отрасли научного знания поначалу включают в себя и их техническое применение.

Однако в конце XVIII в. в процессе продолжающейся дифференциации наук началось отпочкование прикладного знания от теоретического. В результате стали возникать особые технические науки в качестве отраслей научно-технического знания.

К середине XIX в. процесс односторонней дифференциации наук в основном исчерпал себя. До этого момента в научном движении дифференциация наук была, безусловно доминирующей, а связывание наук (их интеграция) осуществлялось лишь путем их внешнего соположения.

К концу первой половины XIX в. положение стало меняться коренным образом. Доминирующей становится тенденция к интеграции наук, причем сама эта интеграция начинает осуществляться через продолжающуюся их дифференциацию. Другими словами, связывание наук происходит благодаря появлению новых наук переходного, или промежуточного, характера. Эти новые науки перекидывают как бы мосты между ранее уже возникшими фундаментальными науками.

Способность исследователей длительное время работать в неких заданных рамках, очерчиваемых фундаментальными научными открытиями, стала важным элементом логики развития науки в концепции Т. Куна. Он ввел в методологию принципиально новое понятие - “парадигма”. Буквальный смысл этого слова - образец. В нем фиксируется существование особого способа организации знания, подразумевающего определенный набор предписаний, задающих характер видения мира, а значит, влияющих на выбор направлений исследования. В парадигме содержатся также и общепринятые образцы решения конкретных проблем. Парадигмальное знание не является собственно “чистой” теорией (хотя его ядром и служит, как правило, та или иная фундаментальная теория), поскольку не выполняет непосредственно объяснительной функции.

Оно дает некую систему отсчета, т. е., является предварительным условием и предпосылкой построения и обоснования различных теорий.

Являясь по сути метатеоретическим образованием, парадигма определяет дух и стиль научных исследований.

По словам Т. Куна, парадигму составляют признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу”. Ее содержание отражено в учебниках, в фундаментальных трудах крупнейших ученых, а основные идеи проникают и в массовое сознание. Признанная научным сообществом, парадигма на долгие годы определяет круг проблем, привлекающих внимание ученых, является как бы официальным подтверждением подлинной “научности” их занятий. К парадигмам в истории науки Т. Кун причислял, например, аристотелевскую динамику, птолемеевскую астрономию, ньютоновскую механику и т. д.

Развитие, приращение научного знания внутри, в рамках такой парадигмы, получило название “нормальной науки”.

Смена же парадигмы есть не что иное, как научная революция. Наглядный пример - смена классической физики (ньютоновской) на релятивистскую (эйнштейновскую).

Решающая новизна концепции Т. Куна заключалась в мысли о том, что смена парадигм в развитии науки не является детерминированной однозначно, или, как сейчас выражаются, - не носит линейного характера. Развитие науки, рост научного знания нельзя, допустим, представить в виде тянущегося строго вверх, к солнцу дерева (познания добра и зла). Оно похоже, скорее, на развитие кактуса, прирост которого может начаться с любой точки его поверхности и продолжаться в любую сторону. И где, с какой стороны нашего научного “кактуса” возникнет вдруг “точка роста” новой парадигмы - непредсказуемо принципиально! Причем не потому, что процесс этот произволен или случаен, а потому, что в каждый критический момент перехода от одного состояния к другому имеется несколько возможных продолжений. Какая именно точка из многих возможных “пойдет в рост” - зависит от стечения обстоятельств.

Таким образом, логика развития науки содержит в себе закономерность, но закономерность эта “выбрана” случаем из целого ряда других, не менее закономерных возможностей. Из этого следует, что привычная нам ныне квантово-релятивистская картина мира могла бы быть и другой, но, наверное, не менее логичной и последовательной.

3. Накопление естественнонаучных знаний

Накопление практических знаний об окружающем мире на заре истории происходило в рамках мифологического, а затем повсеместно утвердившегося и господствовавшего религиозного миропонимания. Эмпирически найденные наиболее эффективные приемы охоты, обработки земли и создания орудий закреплялись авторитетом религии как данные свыше установления.

Выделение умственного труда первоначально осуществлялось в системе религии, и ее институты - храмы, монастыри - становились также местом хранения и накопления знаний, их фиксации в письменных источниках. История культуры свидетельствует, что древние цивилизации Египта, Месопотамии, Индии, Китая выработали большое количество математических, астрономических, медицинских и других знаний, которые были включены в различные виды религиозного мировоззрения. Как свидетельствуют историки, именно на жреца Древнего Египта лежала обязанность оповещать о разливах Нила. Медицинские рецепты, содержащиеся в книгах, написанных в тибетских монастырях, ожидают своей всесторонней научной экспертизы. Даже эмпирические приемы труда, например плавка и обработка металлов, сопровождались, а иногда и переплетались с религиозными обрядами. У многих народов до недавнего времени сквозь века сохранялось отношение к кузнечному делу как к чему-то обязательно связанному с «высшими» силами.

Теоретическое сознание как оперирование понятиями, идеями (а это необходимое условие возникновения науки) также первоначально формировалось в рамках религиозного мировоззрения. Первой областью науки как теоретического знания историки считают математику и ее формирование связывают с пифагорейской школой. В пифагореизме понятие числа приобретает особый метафизический статус, и проникновение в природу числа могло мыслиться как особый путь постижения сущности мира. Число превращалось в идеальный объект, что оказалось предпосылкой формирования математики как науки.

Чтобы стать объектом теоретического сознания, число первоначально должно было сакрализоваться, превратиться в объект почитания. В средние века в рамках схоластики развивались логические знания. Не только математика, логика, но и астрономия, медицина и пр. как особые отрасли духовного производства возникали и функционировали в системах религиозного мировоззрения. Формирующаяся наука, создавая понятийные системы, образует и свой теоретический мир, отличающийся от того, который предстает перед обыденным сознанием. Одновременно она вырабатывает и набор таких особых требований, которые призваны отделить ее от других форм духовной деятельности.

4. Накопление технических знаний

В ходе человеческой истории развивалось отношение к природе как объекту познания и преобразования. Первые достаточно развитые формы теоретического освоения действительности возникают в античности. Осмысляется дихотомия знание-мнение, теоретическая деятельность отделяется от религиозной и политической. Практическая техническая деятельность и научное знание относятся уже к разным ценностным сферам, их взаимодействие носит сложный и противоречивый характер, что определяется спецификой полисной социальной структуры и агональным (соревновательным) характером мироотношения греков.

Познание осуществлялось преимущественно путем формирования носящих умозрительный характер рационально-философских схем, а техническая орудийная деятельность существовала, до и вне всяких теоретических обобщений. Практическое и теоретическое четко обособлялись. “Истина” выявлялась посредством непротиворечивых рассуждений и разумно обоснованных доказательств. В античности были заложены основы рационально-критического отношения к технике, которые стали предпосылками выделения теоретической компоненты практического отношения к действительности и формирования на последующих этапах истории общества научного технического знания.

В отношении к природе как к объекту познания и преобразования Средние века воспроизвели существенные черты первобытного мышления, но на новом уровне.

В отличие от человека первобытного “средневековый человек уже не сливает себя с природой, но и не противопоставляет себя ей”.

Русский историк Е. Спекторский выделил три фундаментальные идеи, составлявшие специфику средневекового миропонимания: “антропоморфизм, телеологизм, иерархизм”. Они же определили и некоторые другие характерные особенности средневекового мышления: индивидуализация вещей и событий, восприятие всей совокупности свойств в неразрывном единстве с их носителем, что в негативном плане означает невозможность аналитических расчленений и унификаций по параметрам, а, тем самым, и каких-либо статистических квантификаций.

Постепенно складывающиеся в Новое Время прагматические отношения с природой, требовали “объектного” восприятия мира. Формировалось отношение к природным явлениям, к пространству и времени как к чему-то существующему независимо от человека и его действий, как к внешним реальностям, которыми можно и нужно “овладевать”. Модификации обыденного, “практического” мировосприятия не могли не сказаться на теоретических представлениях о мире.

С открытиями Коперника, Дж. Бруно, И. Кеплера, Г. Галилея Земля теряла статус центра Вселенной, небо превращалось в однородное пространство бесконечной глубины, нерушимым законам оказалось подчинено даже движение наиболее “благородных” небесных объектов и назрел вывод (И. Ньютона) о принципиальном единстве земной и небесной механики. Усилиями Ф. Бэкона, Г. Галея, Т. Гоббса, Б. Спинозы, И. Ньютона формировался каузальный взгляд на природу.

Удаление целей и субъектов положило начало бурному развитию механики. Новый методологический идеал, связанный с заменой антропоморфно-телеологических безусловно каузальными принципами, обозначив исторический водораздел между до дисциплинарной и дисциплинарной стадиями в развитии знания, сразу дал начало более чем трехсотлетней эпохе воссоединения наук путем победоносного шествия механистических методов.

В странах Западной Европы постепенно происходили существенные изменения, затрагивающие, в том числе, сферу технического знания, формировалась техническая, или техногенная цивилизации.

Техника начинает играть все большее значение в ее развитии, в преобразовании природной среды, всех сфер человеческой жизнедеятельности, преобразовании способов и видов человеческой коммуникации, социальных связей и отношений людей, общественных институтов и морально-этических установок. Этот период О. Тофлер называет “второй социотехнической революцией”. Первой социотехнической революцией, по мнению О. Тофлера, был, опосредованный прогрессом техники, переход в эпоху неолита от преимущественно присваивающей экономики базирующейся на охоте и собирательстве к производящей основанной на скотоводстве и земледелии. Основные ценности техногенной цивилизации, как замечает В.С. Степин, состоят в следующем:

1. ценность объективного и предметного знания, раскрывающего сущность вещей, их природу, законы в соответствии с которыми могут изменяться вещи;

2. установка на постоянное приращение знаний о мире, требование постоянной новизны как результата исследования.

Оформляется идеал новой науки с ориентацией на эмпирические исследования. Второй вид знания, фиксирующий собственно процесс создания и использования технических средств труда, получил название технического знания.

5. Роль техники в жизни общества

Техника - совокупность средств и предметов труда, созданных человеком для повышения эффективности его деятельности в различных сферах (техника производственная, исследовательская, военная, бытовая, медицинская, учебная и т. д.).

С ней тесно связана технология - совокупность способов изготовления и применения техники, соединения средств и предметов труда. Технический прогресс как процесс совершенствования техники и технологии на основе опыта трудовой деятельности, использования более богатых природных ресурсов (например, железа вместо камня), социально-демографических факторов (например, специализация на изготовлении определенных орудий труда) имел место на всех этапах развития общества.

Техника - искусство, мастерство, умение - это общее название различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком. Слово "техника" также означает "способ изготовления чего-либо" - например, техника живописи, техника выращивания картофеля и т. п.

Основное назначение техники - избавление человека от выполнения физически тяжёлой или рутинной (однообразной) работы, чтобы предоставить ему больше времени для творческих занятий, облегчить его повседневную жизнь.

За последние столетия техника оказала решающее воздействие на социально-экономический строй человеческого общества. Именно машинное производство вызвало переход от феодального общества к современному капитализму, а развитие бытовой и потребительской техники создало современную западную цивилизацию.

Прогресс в военной технике, особенно в сфере средств массового уничтожения, радикально изменил способы ведения войн, сделав невозможными крупномасштабные столкновения ведущих мировых государств. А в настоящее время полным ходом идёт также разработка и т. н. "несмертельных" видов оружия, широкое применение которых может заметно изменить стратегию и тактику будущих войн.

Если рассматривать развитие техники с положительной стороны, то в последние годы развитие новых отраслей и направлений требует колоссальных капитальных и интеллектуальных затрат. Это приводит к широкому международному сотрудничеству, например, в области космоса, фундаментальных физических исследований, энергетике.

Техносфера - термин употребляется при описании современной цивилизации, для которой характерно повсеместное использование техники и научных методов преобразования действительности, представляющих собой основной фактор развития общества.

Техносфера - синтез естественного и искусственного, созданный человеческой деятельностью и поддерживаемый ею для удовлетворения потребностей общества.

Осмысление взаимозависимости человечества, техники и природы как вместилища того и другого в концепции техносферы насущно необходимо для формирования новой идеологии научно-технического прогресса и мироощущения, в котором был бы преодолен утилитарно-потребительский подход как к природе, так и к человеку.

Человечество реализует технологический способ существования в природе путем использования ее потенций для целенаправленных преобразований, изменений в ней же.

Его практически преобразовательная деятельность изменяет, структурирует природное вещество, по-особому организует, переиначивает течение природных процессов за счет создания специальных предметных форм, образований, составляющий вещественную сферу техники.

Создается новая среда, в которой так или иначе в необходимой для человека мере должна присутствовать "естественная среда", уже зависимая и относительная, в другом статусе. древнегреческий общество исторический

Техническая деятельность порождает "вторую природу", квазиприроду, как бы природу, устойчивую лишь в рамках общественной практики, под надзором и при участии в ее процессах человека.

Вольно и невольно, самопроизвольно формируется симбиоз техники и человечества в природе как объективная реальность.

Человек технически создает "вторую природу" в качестве своей непосредственной среды обитания. Что же меняется в природе? Что же привносит в природу человеческая предметно-практическая деятельность? Как изменяются природные процессы?

Распашка миллиардов гектаров земли, преобразование видового состава растений и животных, изменение водного режима планеты, развитие горнорудной и химической промышленности.

Энергетики разнообразных отраслей производства проявились в ХХ веке как планетарная сила, порождающая целый ряд эффектов, неблагоприятно сказывающихся на природных процессах и на человеке, как биологическом существе. Масштабы промышленного производства и его инфраструктуры привели к проблемам рационального природопользования и пределов роста технологической цивилизации.

Сложившаяся ситуация нашла отражение в обращении к исследованию феномена техники, в том числе и в историческом контексте, на новых основаниях, с чем связано, появление термина "техносфера" и попытки создать концепцию техносферы.

В науках о Земле - географии, геологии, геохимии - видоизмененные фрагменты земной коры, географической среды принято относить к сфере взаимодействия природы и общества, а своеобразная "земная оболочка", несущая на себе следы человеческой деятельности, у некоторых исследователей получила название техносферы - преобразованной биосферы. Имеется точка зрения, что с материальной системой - природой, географической средой, может взаимодействовать лишь материальная компонента социосферы - "техносфера".

В русском языке термины "техника" и "технология" не являются синонимами. Употребляя первый, имеют, в виду предметные, вещественные устройства, совокупность предметных, вещественных средств, создаваемых для осуществления производственных потребностей общества. Т. е., это инструменты, машины, приборы и т. п.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Место технического знания в системе научного знания. Основные этапы развития технических знаний: донаучный, зарождение технических наук, классический, современный. Проблемы философии техники: различение искусственного и естественного, оценка техники.

    реферат , добавлен 13.01.2015

    Эпоха Просвещения как одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. Развитие науки и техники. Основные достижения деятелей науки. Историческое значение развития науки и техники.

    реферат , добавлен 14.12.2014

    Эволюция научного знания, науки и техники в процессе освоения и обустройства окружающего мира в различные исторические эпохи. Набор орудий и инструментов людей палеолита. Лук и стрелы как важнейшее достижение мезолита. Неолит и неолитическая революция.

    контрольная работа , добавлен 16.02.2012

    Результаты и проблемы развития научной мысли в Англии в XIX веке. Изобретения в области технического вооружения производства в России в XVI в. Определение влияния достижений науки и техники в рассматриваемые периоды на ход исторического процесса.

    контрольная работа , добавлен 22.09.2011

    Характеристика и сущность периода послевоенного восстановления народного хозяйства, реформ и преобразований, переход от тоталитарного государства к демократическому обществу. Развитие науки, культуры и творчества в годы войны, период "оттепели", "застоя".

    реферат , добавлен 25.10.2011

    Развитие науки и техники в период расцвета исламской культуры. Достижения мусульманских учёных средних веков в области математики и астрономии, медицины, физики и химии, минералогии, геологии и географии. Закона преломления арабского оптика Альгазена.

    реферат , добавлен 15.06.2012

    Развитие техники как предпосылки появления бытовой техники: от примитивных орудий первобытного человека до автоматических устройств современной промышленности. История появления электричества и электродвигателя, пылесоса, стиральной машины и холодильника.

    реферат , добавлен 27.11.2009

    Специфика развития научных знаний в Древнем Египте и их особые черты. Развитие точных и естественных наук, врачебного искусства. Процесс накопления знаний, которые носили прикладной характер. Значение древнеегипетской науки в развитии других цивилизаций.

    контрольная работа , добавлен 24.06.2013

    Уникальные находки научного и художественного значения, обнаруженные при раскопках кубанских курганов и вошедшие в мировую сокровищницу науки. Кубанские курганы как исторический источник для изучения жизни племён и народов, населявших Прикубанье.

    реферат , добавлен 07.10.2009

    Основные этапы и направления развития русской культуры, науки, техники в первой половине ХIХ в. Особенности художественной культуры этого периода: быстрая смена идейно-художественных направлений и параллельное существование разных художественных стилей.

Несмотря на факторы, сдерживающие научный прогресс, вторая половина XIX в. - это период выдающихся достижений в науке и технике, позволивших русскую научно-исследовательскую деятельность ввести в мировую науку. Российская наука развивалась в тесной связи с европейской и американской наукой. «Возьмите любую книгу иностранного научного журнала, и Вы почти наверняка встретите русское имя. Русская наука заявила свою равноправность, а порою и превосходство», - писал К.А. Тимирязев. Русские ученые принимали участие в экспериментальных и лабораторных исследованиях в научных центрах Европы и Северной Америки, выступали с научными докладами, публиковали статьи в научных изданиях.

В стране возникли новые научные центры: Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (1863), Общество русских врачей. Русское техническое общество (1866). При всех российских университетах были созданы физико-математические общества. В 70-х гг. в России действовало более 20 научных обществ.

Крупным центром математических исследований стал Петербург, где сложилась математическая школа, связанная с именем выдающегося математика П.Л. Чебышева (1831-1894). Его открытия, до сих пор оказывающие влияние на развитие науки, относятся к теории приближения функций, теории чисел и теории вероятностей.

В Киеве возникла алгебраическая школа во главе с Д.А. Граве (1863- 1939).

Гениальным ученым-химиком, создавшим периодическую систему химических элементов, был Д. И. Менделеев (1834-1907). Он доказал внутреннюю силу между всеми видами химических веществ. Периодическая система явилась фундаментом в изучении неорганической химии и продвинула далеко вперед эту науку. Работа Д. И. Менделеева «Основы химии» была переведена на многие европейские языки, а в России только прижизненно была издана восемь раз.

Ученые Н.Н. Зинин (1812-1888) и А.М. Бутлеров (1828-1886) - основоположники органической химии. В середине XIX в. Зинин открыл реакцию ароматических производных в ароматические амины. Этим методом он синтезировал анилин - основу для создания промышленности синтетических красителей, взрывчатых веществ и фармацевтических препаратов. Бутлеров разработал теорию химического строения и был создателем крупнейшей казанской школы русских химиков-органиков.

Основоположник русской физической школы А.Г. Столетов (1839-1896) сделал ряд важнейших открытий в области магнетизма и фотоэлектрических явлений, в теории газового разряда, получившей признание во всем мире.

Из изобретений и открытий П.Н. Яблочкова (1847-1894) наиболее известна так называемая «свеча Яблочкова» - практически первая пригодная дуговая электрическая лампа без регулятора. За семь лет до изобретения американского инженера Эдисона А.Н. Лодыгин (1847-1923) создал лампу накаливания с применением вольфрама для накала.

Мировую известность приобрели открытия А.С. Попова (1859-1905). 25 апреля 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества он сообщил об изобретении им прибора для приема и регистрации электромагнитных сигналов, а затем продемонстрировал работу «грозоотметчика» - радиоприемника, нашедшего очень скоро практическое применение.

А.Ф. Можайский (1825-1890) исследовал возможности создания летательных аппаратов. В 1876 г. с успехом прошла демонстрация полетов его моделей. В 80-х гг. он работал над созданием самолета. Н.Е. Жуковский (1848-1921) - автор исследований в области механики твердого тела, астрономии, математики, гидродинамики, гидравлики, теории регулирования машин. Он создал единую научную дисциплину - экспериментальную и теоретическую аэродинамику. Им была сооружена одна из первых в Европе аэродинамическая труба, определена подъемная сила крыла самолета и разработан метод ее вычисления.

Выдающееся значение имели работы К.Э. Циолковского (1857-1935), одного из пионеров космонавтики. Преподаватель гимназии в Калуге, Циолковский был ученым широкого масштаба, он первым указал пути развития ракетостроения и космонавтики, нашел решения конструкции ракет и ракетных двигателей.

Крупные научные и технические открытия были сделаны физиком П.Н. Лебедевым (1866-1912), который доказал и измерил давление света.

Огромны были успехи биологических наук. Русские ученые открыли целый ряд законов развития организмов.

Крупнейшие открытия были сделаны русскими учеными в физиологии. И.М. Сеченов (1829-1905) - основоположник естественно-научного направления в психологии и создатель русской физиологической школы. Он положил начало научному исследованию нервной деятельности человека. Его умение о рефлексах И. П. Павлов назвал «гениальным взмахом русской научной мысли».

Научные интересы И.П. Павлова (1849-1936) представляла физиология мозга. Он создал основанное на опыте учение о высшей нервной деятельности, современные представления о процессе пищеварения и кровообращения. Учеными всего мира он был признан величайшим авторитетом в области физиологии, в 1904 г. за огромный вклад в мировую науку ему была присуждена Нобелевская премия.

И.И. Мечников (1845-1915) - выдающийся эмбриолог, микробиолог и патолог, внесший большой вклад в развитие науки. Он основоположник (совместно с А.О. Ковалевским, 1840-1901) новой научной дисциплины - сравнительной эмбриологии и учения о фагоцитозе, имеющего огромное значение в современной микробиологии и патологии. Его труды в 1905 г. были отмечены Нобелевской премией (вместе с П. Эрлихом).

Крупнейшим представителем российской науки был К.А. Тимирязев (1843- 1920). Он исследовал явление фотосинтеза - процесса превращения неорганических веществ в органические в зеленом листе растений под воздействием солнечных лучей, доказав применимость закона сохранения энергии к органическому миру.

В.В. Докучаев (1846-1903) - создатель современного генетического почвоведения, изучил почвенный покров России. Его труд «Русский чернозем», признанный в мировой науке, содержит научную классификацию почв и систему их естественных типов. Много сделали в исследовании Севера России, Урала и Кавказа основатель русской геологической научной школы А.П. Карпинский (1846/47-1936) и А.А. Иностранцев.

Большой интерес в мире вызвали экспедиции по изучению Средней и Центральной Азии и Уссурийского края Н.М. Пржевальского (1839-1888), впервые описавшего природу этих регионов. Он внес огромный вклад в исследование флоры и фауны этих регионов, впервые описал дикого верблюда, дикую лошадь (лошадь Пржевальского). П.П. Семенов-Тян-Шанский (1827- 1914) - руководитель Русского географического общества, исследовал Тянь-Шань, инициатор ряда экспедиций в Центральную Азию, издал в соавторстве (с В. И. Ломанским) труд «Россия. Полное географическое описание нашего отечества».

Н.Н. Миклухо-Маклай (1846-1888) - русский ученый, путешественник, общественный деятель и гуманист. Во время путешествий в Юго-Восточную Азию, Австралию, на острова Океании он провел ценные географические исследования, не утратившие до сегодняшнего дня своего значения. Он доказывал, что отсталость в развитии народов этих регионов объясняется историческими причинами. Выступал против расизма и колониализма.